(Pare Ambroise, 1509 или 1510 - 1590) - французский хирург и акушер, преобразователь хирургии.

Врачебного образования не получил, учился хирургическому ремеслу в Париже, в б-це Отель-Дье, где числился подмастерьем-цирюльником. Посещал занятия у анатома Я. Силъвиуса и операции хирургов Отель-Дье в течение трех лет. С 1536 г. служил в армии в качестве цирюльника-хирурга, участвовал в ее походах. В 1545 г. опубликовал свой первый труд по военной хирургии - «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» (переиздан в 1552 г.). Вернувшись в Париж, практиковал как хирург и акушер. В 1549 г. опубликовал труд - «Руководство по извлечению младенцев, как живых так и мертвых, из чрева матери». В 1554 г. был принят в братство хирургов-практи-ков. Не имея врачебного звания, он стал хирургом и акушером при дворе короля (1559) и главным хирургом Отель-Дье.

Крупнейшей научной заслугой А. Паре является его вклад в лечение огнестрельных ранений. Он отказался от принятого в средневековой медицине прижигания их раскаленным железом или заливания кипящим раствором («бальзамом») и впервые применил для этого чистую повязку. Он улучшил технику и исходы ампутаций, применив перевязку сосудов вместо их перекручивания, сдавления или прижигания, создал ряд новых инструментов; первым диагностировал перелом шейки бедра; предложил специальные повязки, жестяные корсеты, корригирующую обувь для лечения переломов и вывихов, искривления позвоночника, косолапости, а также сложные ортопедические приборы - искусственные суставы с системой зубчатых колес для верхней конечности, протезы нижних конечностей и др. Хотя ему не удалось лично осуществить большинство предложенных им ортопедических усовершенствований, но детальные рисунки А. Паре сыграли существенную роль в последующем развитии ортопедии. Для улучшения кровообращения он применил массаж. Его обобщающий труд «Регламент оказания помощи раненым» (1594) повторно переиздавался и служил основным врачебным руководством по вопросам военной хирургии.

В акушерстве А. Паре применял и описал поворот на ножку (данный прием, как и перевязка сосудов в хирургии, применялись отдельными врачами в Древней Индии и в эллинистическом Египте, но были забыты в средние века), а также кесарево сечение при смерти роженицы (забытое после Сорана Эфесского). Не владея латынью, А. Паре все свои произведения писал на родном французском языке, что послужило поводом для одного из главных обвинений, выдвинутых против него представителями официальной науки - профессорами Парижского ун-та, к-рые не могли простить бывшему цирюльнику его исключительной врачебной и научной славы и безуспешно добивались лишения его должности и запрещения публикации его трудов.

Деятельность А. Паре сыграла исключительную роль в становлении хирургии как научной дисциплины и превращении хирурга-ре-месленника в полноправного врача-специалиста. Собрание трудов А. Паре в обработанном виде опубликовано франц. хирургом Ж. Мальгенем (1840 -1841).

Сочинения: Oeuvres completes d’Ambroise Pare, t. 1 - 3, P., 1840 -1841; Selections from the works of Ambroise Pare, with short biography and explanatory bibliography, notes by Dorothea Waley, L., 1924.

Библиография: Дитерихс М. М. Амбруаз Паре, Нов. хир. арх., т. 11, кн. 3, № 43, с. 247, 1926; История медицины, под ред. Б. Д. Петрова, т. 1, с. 140, М., 1954.

П. Е. Заблудовский

— Быстрее, сударь! Его величество приказал доставить вас в Лувр немедленно!

Лейб-медик короля Франции Карла IX Амбруаз Паре озадаченно смотрел на посланца монарха, вспоминая, как вчера его столь же спешно командировали из Лувра в этот дом на улице Бетизи – чтобы оказать помощь раненому адмиралу Франции…

— Сударь, пожалуйста, поторопитесь!..

— Но что случилось?

Внятного ответа королевский врач так и не получил, однако монаршая воля не подлежала обсуждению. Паре последовал за посланцем в черноту августовской ночи.

…Был канун дня святого Варфоломея.

Пуля для адмирала Колиньи

Днем раньше, 22 августа 1572 года, на одной из оживленных парижских улиц — Фоссе-Сен-Жермен – грянул выстрел. Не то, чтоб это было чем-то из ряда вон выходящим для тогдашней Франции, в которой уже десятки лет продолжали бушевать войны между католиками и протестантами… Хватало и просто неблагонадежных личностей, не считавших за грех решить диллему «кошелек или жизнь», не предоставляя жертве выбора хотя бы для приличия.

Однако тем утром дело с точки зрения истории обстояло совсем скверно. Наемный стрелок-аркебузир серьезно ранил – и лишь по воле случая не убил на месте – адмирала Гаспара де Колиньи, лидера французских протестантов, только что заключившего мир с королем-католиком.

Предвосхищая тактику киллеров нашего времени, стрелок бросил еще дымящуюся аркебузу на месте преступления и скрылся. Его так и не нашли, хотя люди адмирала без всяких церемоний обыскали весь особняк, с крыши которого был произведен выстрел. Скандал вышел изрядный, поскольку дом принадлежал Анне д`Эсте, вдове герцога Гиза, вождя католической партии. Тот не так давно погиб в результате покушения, убийца был схвачен живым и признался, что его отправил на гнусное дело тот самый Колиньи.

После ранения адмирала побоища между его свитой и многочисленными слугами герцогини удалось избежать лишь благодаря королевскому вмешательству. Карл IX и королева-мать, коварная Екатерина Медичи, лично приехали навестить раненого. Карл поклялся, что виновные в покушении будут найдены и понесут наказание. Лечить адмирала король поручил лучшему медику Франции – Амбруазу Паре.

Но, тем не менее, хрупкое перемирие между католиками и гугенотами, ради достижения которого на днях был торжественно заключен брак между протестантом Генрихом, королем Наварры, и католической принцессой Маргаритой, сестрой Карла IX, опять грозило рухнуть. Впрочем, владыка Франции его уже втайне отменил, но спешащий по приказу короля в Лувр Амбруаз Паре об этом еще не знал…

«Вновь дьявол, как по нотам, ведет игру свою…»

Врач успел заметить необычное для столь позднего времени оживление – повсюду в Лувре толпились и суетились вооруженные до зубов люди. Но гонец не позволял ему остановиться и присмотреться, пока не доставил в королевские покои. Дальше началось нечто вовсе необъяснимое. Карл, ничего не объясняя, втолкнул своего доктора в личную гардеробную, прошептал: «Чтоб ни звука, Паре, ни звука!» — и запер дверь снаружи.

Амбруаз Паре славился как человек не робкого десятка, однако тут ему стало не по себе. Невольно вспомнилось, как после смерти первого из французских королей, которому Паре служил в качестве лейб-медика, — Генриха II – при дворе поползли слухи, что «этот цирюльник-гугенот» намеренно не оказал августейшему пациенту необходимой помощи…

Генрих был ранен в голову на рыцарском турнире, который он устроил в честь заключения мира с Испанией и свадьбы своей дочери. Копье графа Монтгомери сломалось в турнирном поединке, и обломки вонзились королю в лоб и в глаз. Через несколько дней, несмотря на усилия медиков, в том числе Паре и знаменитого анатома Везалия, Генрих II скончался. Его смерть многие считали исполнением предсказания Ностадамуса о роковой схватке «старого и молодого льва».

…А теперь, оставшись в темной комнате, врач с ужасом видел, как за окном разгорается зарево от многочисленных пожаров в разных частях города. С колоколен гремел набатный звон. Слышались выстрелы, крики: «Бей гугенотов! Смерть еретикам!».

Историки спорят до сих пор – была ли та грандиозная резня, впоследствии названная Варфоломеевской ночью, одобрена и санкционирована властями или королевское семейство планировало убрать лишь нескольких видных противников, но ситуация в Париже вышла из-под контроля. И королю оставалось лишь спасать тех, кто был ему по тем или иным причинам необходим.

Флорентийка по происхождению и интриганка по воспитанию Екатерина Медичи предпочитала с недругами расправляться исподтишка. Она окружила себя итальянскими алхимиками, которые снабжали придворных изысканными духами и помадами, но тому, кто прогневал королеву, доставалась порция отравы, искусно введенная в косметику или пропитавшая изящные перчатки. Амбруаз Паре писал брату, что следует «избегать этих духов, как чумы, а отравителей надо выпроводить из Франции…». Но времена способствовали шарлатанам, астрологам и составителя всевозможных зелий.

Котелок с кипящим маслом

А ведь начало жизни достопочтенного Амбруаза Паре вовсе не предвещало, что она будет такой бурной, хотя сын ремесленника из маленького городка Бур-Эрсан рос очень смышленым парнишкой. Он был отдан в обучение к цирюльнику, но однажды оказался свидетелем того, как приехавший из Парижа врач делал операцию больному, которого местные лекари единодушно признали безнадежным. Юный Амбруаз был потрясен чудом исцеления, а парижский доктор не только спас человека, но и оказался причастен к тому, что из безвестного помощника цирюльника вырос великий врач, изменивший всю историю медицины.

Паре уехал учиться в столицу Франции, а потом стал военным хирургом, который благодаря своей наблюдательности и мощному аналитическому уму совершил первое открытие. В то время считалось, что лучшее средство для лечения огнестрельных ран — кипящее масло. Раны от пуль и осколков ядер врачи относили к разряду отравленных, и для нейтрализации «яда» – пороховой копоти – применялся столь варварский способ. Пылающий костер и висящий над ним котелок с кипящим маслом были обязательной приметой походного лазарета и палатки хирурга.

Во время войны с Италией одно из сражений было настолько кровопролитным, что на всех раненых у Амбруаза Паре не хватило масла. Оставить солдат совсем без помощи он не мог, поэтому перевязал тех, чьи раны не смог ошпарить, обычным способом, с корпией и мазями. После этого хирург провел бессонную ночь, полагая, что эти раненые не выживут. Утром он к своему великому удивлению обнаружил, что раны под простыми повязками выглядят лучше и причиняют пациентам меньшую боль…

Дальнейшие наблюдения подтвердили догадку Паре, и он совсем отказался от применения кипящего масла. А через два года в свет вышла его первый трактат «Метод лечения ран». Бывалые врачи и хирурги (в то время эти две профессии были жестко разграничены) возмутились тем, что автор «Метода» полностью отвергал устоявшуюся практику. Вдобавок, Паре последовал примеру великого Парацельса и написал свою книгу не на латыни, как было принято среди «культурных» людей, а на французском «простонародном» языке. Тем не менее, опыт таких же, как и сам Паре, фронтовых хирургов подтвердил его правоту, и вскоре метод лечения ран кипящим маслом был окончательно отвергнут и забыт.

За многочисленные заслуги Амбруаз Паре был принят в высшее сословное объединение хирургов — Братство святых Косьмы и Дамиана – и приглашен к французскому королевскому двору. Он служил лейб-медиком при четырех властителях – Генрихе II, Франциске II, Карле IX и Генрихе III.

Курьезы и жулики

Паре интересовался всевозможными необычными явлениями и написал целый фолиант «О монстрах». В нем он анализировал мифы о чудовищах и классифицировал врожденные уродства, стараясь понять причины их возникновения. Кроме этого, в текст были включены реальные описания различных медицинских феноменов – например рассказы о пулях, осколках или других инородных телах, выходивших из ран с течением времени без всякого хирургического вмешательства.

Транссексуализм, как становится ясно из книги Паре, тоже никак нельзя отнести к достижениям новейшего времени: этому явлению посвящена особая глава в том же трактате, а именно: «Достопамятные истории о некоторых женщинах, переродившихся в мужчин». У некой Марии из Лиссабона, пишет Паре, в подростковом возрасте стал ломаться голос, будто у юноши, проявились мужские черты поведения. О том, какими первичными половыми признаками обладала упомянутая барышня, доктор не сообщает, но известно что с дозволения церковных властей Мария стала именоваться Эммануилом и носить мужскую одежду, а впоследствии ей… то есть, уже ему удалось благополучно вступить в законный брак.

Конечно, великий врач-исследователь не был свободен от некоторых предрассудков своей эпохи, однако по отношению к шарлатанам и знахарям, коим многие его современники верили безоговорочно, Паре был безжалостен: «Я видел, как желтуха исчезла с поверхности тела за одну ночь посредством маленького письма, повешенного на шею истеричке. Я видел, как лихорадки излечивались молитвами и разными церемониями, но потом возвращались еще хуже. Я спрашиваю вас: не суеверие ли говорить, что те, кто носят имена трех волхвов (Гаспар, Мельхиор, Балтазар), излечивают от эпилепсии, что зубная боль проходит, если во время мессы произнести слова «Os non communietis ex eo» и прочее», — гневно писал он.

Вместе с братом Жаном, тоже медиком, он неоднократно, несмотря на угрозы и покушения (к счастью, неудачные) разоблачал фальшивых больных и «прозорливцев», а также беспощадно боролся с торговцами живым товаром, которые намеренно калечили детей, чтобы потом принудить маленьких инвалидов собирать милостыню.

А тем пациентам, кто жаловался на ночные посещения похотливых демонов – суккубов или инкубов – Паре настоятельно советовал не уповать на амулеты, а поменьше есть на ночь тяжелой пищи. Ну и вина не пить, соответственно… Очень современный подход!

«Нить Паре»: предотвращение кровотечений

Одно из важнейших открытий Паре – метод перевязки крупных кровеносных сосудов во время операции. До него кровотечения пытались останавливать опять же прижиганием. Раскаляли докрасна хирургические инструменты, а при ампутации культю окунали в кипящую смолу. На практике это приводило к тому, что больной, не успев умереть от потери крови, часто погибал от болевого шока.

Наложение жгута могло остановить кровотечение непосредственно в момент операции, но потом оно возобновлялось, как только жгут снимали. Если же перетяжку оставляли — происходило омертвение конечности, и рана не затягивалась вообще или заживала с большим трудом.

Паре придумал делать надрезы несколько выше места операции, обнажать крупные кровеносные сосуды и перевязывать их прокипяченной шелковой нитью. С капиллярным послеоперационным кровотечением в то время уже умели бороться путем наложения повязок. Метод перевязывания крупных кровеносных сосудов при операциях применяется и сейчас.

Амбруаз Паре вернул из небытия многие акушерские приемы, которые были известны еще в античном мире, а в средневековой Европе забыты. Тем самым он положил конец печальной практике, когда роженице полагалось мучиться под присмотром повитухи, которая часто была сведуща не в анатомии и физиологии, а лишь в наговорах и амулетах. Если же святой воды, бумажек с волшебными словами и тому подобных средств было недостаточно для благополучного родоразрешения, звали хирурга-цирюльника, который попросту расчленял младенца в материнском чреве. Чаще всего это стоило жизни не только нерожденному ребенку, но и матери. Что было неудивительно при всеобщей антисанитарии – элементарная асептика была внедрена в акушерское дело опять-таки стараниями Паре.

А кроме этого он заложил основы пластической хирургии, разработав операции по исправлению врожденных дефектов – «заячьей губы» и «волчьей пасти» (расщепление верхнего неба). Им были сконструированы различные ортопедические приспособления и протезы, изобретены или усовершенствованы хирургические инструменты.

…Нельзя сказать, что Амбруаз Паре во многом опередил свое время – наоборот, он сделал все, чтобы приблизить свое время к нашему.

Самый замечательный хирург Средневековья француз Амбруаз Паре (1510-1590) родился в пригороде Лаваля (департамент Майн, между Нормандией и Луарой), в семье бедного сундучного мастера. С детства он отличался любознательностью, ловкостью и прилежанием, проявлял сострадание к ближним. Родители решили дать ему профессию, которая, по их понятиям, позволила бы жить безбедно. Так он попал в обучение к цирюльнику, практиковавшему в небольшом городке Анжере. Ставшему учеником Амбруазу приходилось с утра до вечера заниматься разными подсобными делами и многим другим, не имевшим никакого отношения к будущей профессии. Однако учение все-таки пошло на пользу: освоив способы стрижки и бритья, он увлекся самым интересным в ремесле средне- векового цирюльника - хирургией. Особенно увлекательными ста- ли для него занятия в низшей медицинской школе в Париже, куда он приехал из провинциального Анжера. На способного, подававшего надежды юного цирюльника обратили внимание. Его взяли подмастерьем-цирюльником в крупнейшую парижскую больницу Отель-Дье (Hotel-Dieu), где он проработал три года, с 1533 по 1536 г., и мало-помалу освоил многие оперативные вмешательства, стал искусным хирургом. Еще три года своей жизни он посвятил военной хирургии - в 1536-1539 гг. служил в армии как цирюльник- хирург. Именно здесь он стал отличным мастером своего дела и проявил себя как вдумчивый и изобретательный врач. Наконец, в 1539 г. Паре сдал экзамен на звание «мастер цирюльник-хирург». Продолжая хирургическую практику в войсках, он участвовал во многих походах во время проходивших тогда религиозных войн. Одновременно он находил время заниматься анатомией и немало преуспел в этой науке.

Авторитет и известность Амбруаза Паре возрастали, и в 1554 г. он стал хирургом братства святого Козьмы. Его талант и мастерство получили признание: в 1563 г. он становится главным хирургом больницы Отель-Дье, той самой парижской больницы, где он начинал свою хирургическую деятельность. Приходит признание и от королевского двора: Паре получает титул «первого хирурга и акушера короля».

Вклад Паре в хирургию настолько велик, что его не без основания считают одним из основоположников этой специальности. Именно Паре первым предложил рациональный метод лечения огнестрельных ран («ран, причиненных мушкетными пулями»), которые считались тогда отравленными. Доказав, что это не так, он отверг варварское прижигание их раскаленным железом или заливание кипящим маслом, заменив эти пыточные средства гораздо более гуманными и эффективными.

Паре пришлось столкнуться и с другими методами лечения ран, применявшимися тогда хирургами. Так, сам он писал впоследствии о том, что в 1553 г., во время одной из войн, большинство раненых солдат обращалось за помощью не к нему, а к другому хирургу, который лечил раны водой, которую предварительно «заговаривал». В Средневековье это был довольно распространенный способ лечения (не потому ли о нем вспомнили недобросовестные и неграмотные «целители» в конце ХХ в.?). Паре тоже использовал чистую воду при лечении ран, но, что делает ему честь, решительно порицал всякие заговоры и заклинания, считая их и бесполезными, и «совершенно чуждыми христианскому духу». Правда, нельзя не сказать, что необходимым условием заживления ран Паре, как и большинство тогдашних хирургов, считал нагноение, которое должно было очистить рану, удалить из нее все погибшие части, и затем уже образовавшийся дефект восполняла рубцовая ткань. В этом Паре разделял взгляды своих коллег.

В другом медицинском вопросе - распространенной в то время, ампутации конечностей, Паре в отличие от своих современников, хирургов и врачей сформулировал новое и очень важное требование: ампутировать в пределах здоровых тканей и обязательно производить при этом перевязку больших сосудов вместо кровоостанавливающих средств и варварского прижигания раскаленным железом. Вначале, правда, он сам использовал такие методы. Однако затем клинический опыт убедил его в необходимости производить перевязку сосудов. Он захватывал кровеносный сосуд пинцетом, вытягивал его наружу и затем перевязывал льняною нитью, вдетой в предложенную им же особую кривую трехгранную иглу. Если перевязка оказывалась неудачной и кровотечение возобновлялось, он вторично накладывал лигатуру, захватывая при этом и окружающие ткани.

Словом, именно Паре усовершенствовал и, по сути, внедрил метод перевязки сосудов нитью вместо широко применявшегося перекручивания и прижигания (хотя его современники и даже некоторые ученики далеко не сразу признали это нововведение). Он предложил использовать двойную лигатуру сосудов не только при ампутациях, но и при аневризмах. Характерно также, что Паре настаивал на необходимости щадить артериальную стенку при лигатуре: сосуд в этих случаях перевязывали вместе с окружающими тканями на матерчатом валике.

Паре был первым, кто описал перелом шейки бедра. Одним из первых он обратил внимание на необходимость предупреждения чрезвычайно частого тогда гноекровия (сепсиса). Его важная заслуга перед хирургией состоит еще и в том, что он разработал и успешно применял ряд новых оперативных вмешательств. Так, он первым произвел резекцию локтевого сустава. Он описал операции камнесечения (хотя сам и не производил этого вмешательства) и катаракты. Ему принадлежит усовершенствование техники трепанации черепа и самого трепана - инструмента для этой операции, установление рациональных показаний и противопоказаний к этой операции.

Паре предложил использовать застойную гиперемию в случаях замедленного образования костной мозоли при переломах трубчатых костей. Он доказал нерациональность производившейся тогда «попутной» кастрации при грыже сечениях. Ему принадлежит идея создания ряда ортопедических аппаратов, среди которых были протезы верхних и нижних конечностей, жестяные корсеты, корригирующая обувь и многое другое. Он разработал также новые хирургические инструменты.

Все свои сочинения Паре писал на французском языке, а не на латыни, принятом тогда языке науки. После выхода в свет трудов Паре медицинский факультет Парижского университета, относившийся к бывшему цирюльнику с плохо скрываемой ненавистью, выдвинул против него, среди прочих, и такие обвинения, что его труды написаны на французском языке, а не на латыни, что в них употребляются постыдные слова для обозначения частей половых органов, что автор использовал яды - сурьму, серу, ртуть и применял метод перевязки сосудов вместо древнего способа прижигания. Однако попытка Парижского медицинского факультета дискредитировать Амбруаза Паре не удалась, впоследствии факультет вынужден был признать его выдающимся специалистом по хирургии.

Конечно, далеко не все средневековые хирурги были такими, как Амбруаз Паре - высококвалифицированными специалистами и уж тем более учеными. Деятельность подавляющего большин- ства хирургов тех времен носила хотя и эмпирический, но сугубо практический характер, что разительно отличало их от дипломиро- ванных врачей-схоластов, блистательно высмеянных Мольером в комедиях «Мнимый больной» и «Врач поневоле». Однако хирурги

Находились в абсолютной зависимости от дипломированных врачей. Во Франции, например, они не имели права заниматься своей деятельностью, не принеся предварительно следующей клятвы: «Поклянитесь, что вы будете повиноваться декану факультета во всех пристойных и честных делах и что вы будете оказывать почет и уважение всем докторам того же факультета, как то обязаны делать ученики». Да, хирурги вынуждены были подчиняться докторам- схоластам, а цехи хирургов - университетам, и это отрицательно сказывалось на развитии хирургической науки и практики. Даже в XVII в. свои операции хирурги производили под строгим наблюдением и руководством «истинных врачей» (medicum purum), декана медицинского факультета или докторов с университетским образованием.

Закон есть закон: во времена Средневековья во многих странах Западной Европы было принято, что при проведении операций хирурги обязаны были для советов и руководства приглашать «истинных врачей», которые мало что смыслили в хирургии и оставались простыми зрителями, хотя и получали за свое присутствие на операции солидный гонорар. За соблюдением этого законоположения следили очень строго, и относилось это не только к операциям у живых людей, но и к анатомическим вскрытиям. Так, когда в 1490 г. в Падуе был построен первый анатомический театр и начались вскрытия трупов, секцию производили хирурги, а про- фессора медицины, никогда не державшие в руках хирургический нож, даже близко не подходили к секционному столу. Увы, таков был закон...

Средневековая хирургия и жизненно необходимая ей анатомия с огромным трудом «продирались» сквозь невообразимо глупые законы и нелепые запреты того времени. Требовались, например, папские буллы, соизволения высших административных инстанций, чтобы вскрывать трупы. В 1566 г. университет в Саламанке всерьез обсуждал запрос Карла V: «Подобает ли христианам- католикам вскрывать человеческие трупы?» К счастью для науки, университет дал либеральный ответ, подчеркнув, что, по мнению врачей, вскрытие трупов является непременным условием для раз- вития медицинской науки. И все же, несмотря на всевозможные препятствия, хирургия продолжала прогрессировать, чему не в последнюю очередь способствовали многочисленные войны, сопровождавшиеся немалыми потерями от холодного, а затем, еще большими, от огнестрельного оружия. Хирургов требовалось все больше, индивидуальное ученичество уже не справлялось с их под- готовкой. В XIII в. во Франции был открыт Сент-Комский колледж хирургов - его основал Жан Питар (1228-1315), лейб-медик короля Людовика Святого, которого он сопровождал в Иерусалим. Вслед за ним были открыты и другие школы, и эти учеб- ные заведения довольно быстро приобрели хорошую репутацию. В Сент-Комском колледже, например, преподавали как теорию, так и практику хирургического искусства, колледж был и учебным заведением, и научным центром. Именно знаменитый Сент- Комский колледж предложил в 1554 г. прославленному Амбруазу Паре, входившему в цех хирургов, защитить диссертацию на французском языке, а затем признал его ученым хирургом высшего разряда. Однако медицинский факультет Парижского университета («истинные врачи») опротестовал решение колледжа, причем даже сам Амбруаз Паре, который был тогда придворным хирургом и акушером, не смог добиться отмены этого протеста.

Истинные врачи» из Парижского университета - завистливые бездарности, чьи имена давно и без следа стерло время, не смогли или не захотели по достоинству оценить своего великого современника, одного из корифеев средневековой хирургии. Однако от этого, конечно же, слава Амбруаза Паре не померкла: он по праву вошел в историю медицины и хирургии.

Итак, чем же все-таки являлась хирургия Средневековья? Каков ее вклад в развитие медицины? Представляя собой логическое продолжение хирургии древних цивилизаций, прежде всего античной цивилизации, хирургия Средневековья восприняла многое из той сокровищницы знаний, которую оставили человечеству Гиппократ, Цельс, Гален. Средневековые хирурги добились определенного прогресса в лечении ран, особенно такой новой патологии, как огнестрельные раны, а также кровотечений. Проводились радикальное лечение грыж, камнесечение, трепанация черепа. Возродились требовавшие ювелирного мастерства операции пластической, а также глазной хирургии. Правда, отрицательную роль сыграло то обстоятельство, что хирургия, находившаяся в древности в компетенции наиболее образованных, сведущих в медицине

Врачей, в Средние века во многом из-за церковных запретов почти полностью перешла в руки ремесленников, зачастую неграмотных или полуграмотных. Впрочем, эмпирические наблюдения и родившиеся из практического опыта рациональные советы и рекомендации лучших из профессионалов-хирургов во многом компенсировали их отрыв от тогдашней науки.

Эпоха Возрождения со всей силой указала на значение опытного знания в процессе поиска научной истины. Развитие естествознания и медицины, прогресс анатомии и физиологии позитивно влияли на медицинскую практику, способствовали, в частности, появлению перспективных научных подходов к хирургической деятельности, к оперативным методам лечения. Все более очевидной становилась совершенная неестественность и пагубность разделения медицины и хирургии, противостояния врачей и хирургов.

В XVI веке вышел в свет «Трактат о ядах», написанный Амбруазом Паре. Тема труда была очень актуальна. Отравления, особенно в высших кругах Италии и Франции, были тогда явлением распространенным. Дело дошло до того, что судебные власти принимали к рассмотрению только дела о массовых отравлениях, а на такие мелочи, как убийство с помощью яда одного или двух человек, внимание не обращалось.

Труд Паре должен был вооружить врачей и ученых теоретическими познаниями. Практически жe отравители-дилетанты были куда лучше подкованы, чем их ученые коллеги. Впрочем, научные достоинства трактата Паре тоже были относительными. В нем описывались, например, ядовитые свойства рогов сказочных единорогов. Страшная токсическая сила приписывалась порошку алмаза. В разряд ядовитых ни за что ни про что попали некоторые совсем невинные растения. Так, здесь указывалось, что одна из разновидностей сельдерея якобы содержала яд, вызывающий сардонический (по имени этого растения «сардонэ») смеx и судороги .

Яды в те времена мог продавать и покупать каждый. В XVI веке на смену отравляющим веществам растительного происхождения, вроде белены, дурмана и т. п., пришли такие, как мышьяк, сулема, синильная кислота. Знаменитая тогда «тоффанова вода», именуемая так в честь ее автора — некоей Тоффании,— содержала полную комбинацию всех известных в то время ядов. Популярностью пользовался также, так сказатьт «семейный» яд Борджиа. Рецепт приготовления этого яда — «кантареллы» — раскрыл врач императора Карла VI. Внутренности зарезанной свиньи следовало пересыпать раствором мышьяновистой кислоты и выдержать эту массу в течение нескольких месяцев.

Уже в 19 веке было высказано предположение, что при этом образовывались весьма токсичные мышьяковисто-органические соединения. Но вероятнее другое. До недавнего времени самым сильнодействующим ядом считался цианистый калий, смертельная доза которого составляет одну седьмую грамма. Оказалось, что яд испорченных колбасных консервов куда сильнее. Убивает менее чем десятитысячная доля грамма! Не такое ли «чудесное» средство ухитрялись получать Борджиа для своих преступных надобностей?..

Впрочем, чем отравить — это еще полдела. Важной проблемой было как отравить. С настороженными и подозрительными особами королевских дворов отравителям приходилось действовать тонко и осторожно. Намеченной жертве дарился, скажем, перстень с заключенным внутри ядом. Спустя некоторое время после вручения подарка тайный недоброжелатель с чувством жал при встрече руку своему врагу. При этом в палец вонзался незаметный шипик, через который яд из кольца проникал в кровь. Подарок выполнял свое назначение. Можно было преподнести богато украшенный ларчик, который открывался при усиленном повороте ключа. Понятно, что ключик такого ларчика был снабжен такими же крохотными шипиками с ядом.

Королю Генриху IV подсунули даже вилку с полыми зубцами, содержащими яд. Коварные отравители заказывали себе специальные ножи, на одну сторону которых наносился яд, В присутствии «дорогого гостя», которого надлежало отправить на тот свет, яблоко разрезалось на две половинки: одну из них брал хозяин, а гостю предлагалась другая. Для достижения своих целей убийцы не брезговали ничем. Папе Урбану VII сыпали яд на раны под видом исцеляющего порошка. Папу Климента VII отравили дымом факела, а короля Генриха VII — облаткой для причастия.

«Пара Нормальных» - одна из самых романтичных, по мнению поклонников, групп, исполняющая хиты на русском и украинском языках. Коллективу уже более 10 лет, но Анна и Артем продолжают радовать зрителей новыми композициями и клипами несколько раз в год.

История создания

Первое упоминание о группе появилось в прессе в 2007 году. К этому моменту Анна и Иван уже записали несколько песен. В 2008 году дуэт стал популярен с песней «Happy End» - композиция месяц лидировала в хит-параде «Шереметьева-Борисполь» на «Гала радио», продержалась в десятке лучших хитов на Love радио 2 недели.

После этого хита солисты в 2009 году отправились в первый гастрольный тур, в рамках которого посетили 29 украинских городов. Всего на те концерты пришли более 20 тыс. человек. После гастролей количество поклонников коллектива увеличилось в разы.

Полная история создания коллектива подробно описана в онлайн-книге «Путеводитель «Как стать звездой»: «Пара Нормальных» - правда, мифы и легенды», размещенной в блоге исполнительного продюсера и директора группы Андрея Гулыка.

Состав

Коллектив с момента образования и до сегодняшнего дня состоит из 2-х человек: парня и девушки. Анна Добрыднева поет в группе со дня основания. Украинская певица родилась 23 декабря 1984 года в Кривом Роге. Окончила дирижерско-хоровое отделение музыкального училища. До того как оказаться солисткой «Пары Нормальных», входила в состав группы Mournful Gust, выступала с fire-show и даже работала регентом церковного хора.


Сначала с Анной дуэтом пел . Молодой человек родился 17 октября 1988 года в Челябинске, но, когда мальчику было 2 года, семья переехала в украинский город Славутич. У Ивана музыкальное образование по классу фортепиано, в 2006 году юноша поступил в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. В это же время он знакомится с Анной Добрыдневой на концерте Jamiroquai, и молодые люди решили выступать вместе.


Летом 2010 года Иван Дорн решил начать сольную карьеру и покинул группу. После ухода молодого человека в Интернете гуляли слухи, что он оставил Анну из-за появившихся разногласий в дуэте. Однако из интервью поклонники узнали, что у Дорна и Добрыдневой хорошие отношения после ухода Ивана из коллектива.

На место Дорна был принят молодой талантливый вокалист и автор песен, участник украинской версии «Фабрики звезд-3» Артем Мех. Певец родился 17 декабря 1991 года в поселке городского типа Новотроицкое Херсонской области. Артем в 2010 году окончил киевский институт музыки им. Р. М. Глиера, факультет эстрадного вокала.


В августе этого же года получил предложение от продюсерского центра «Catapult Music» стать участником коллектива «Пара Нормальных». Плодотворное сотрудничество продолжалось до 2014 года, за это время Анной и Артемом было выпущено немало хитов, группа активно гастролировала по странам СНГ.

В 2014 году Артем и продюсерский центр не пролонгируют договор, но в сентябре 2016 года солисты вновь объединились. Параллельно и Артем, и Анна развивают сольные карьеры – это оговорено с «Catapult Music».

Музыка

Группа стала открытием на фестивалях «Черноморские Игры 2008» и «Таврийские Игры – 2008». Музыкальные критики отметили их выступления дипломами. В апреле 2009 года коллектив попал на финальный отбор международного конкурса «Новая волна». Оттуда «Пара Нормальных» привезла приз от МУЗ-ТВ, клип «Happy End» получил 100 ротаций российского телеканала. С этого момента песни крутятся по ТВ и радио РФ.

Песня «Happy End» группы «Пара Нормальных»

В 2009 коллектив выпустил песню и клип «Не улетай». Это была первая композиция после накрывшей Ивана и Анну волны популярности. Одним из самых узнаваемых хитов группы стала песня «По улицам Москвы». Клип на динамичную композицию снимали на нескольких столичных площадках, в том числе на Красной Площади.

С приходом в группу Артема Меха старые хиты зазвучали по-новому. Поклонники отмечают, что коллектив вышел на уровень выше, особенно с точки зрения клипов. Если при Иване группа снимала видео среднего качества, то клипы «Пары Нормальных» второго состава отличаются хорошей режиссерской работой и смысловым сценарием.

Песня «Не улетай» группы «Пара Нормальных»

Сольная творческая биография Анны развивается не менее успешно, чем в коллективе. В 2014 году девушка презентовала самую популярную из сольных композиций – «Пасьянс», которая становится визитной карточкой певицы. Песня использовалась саундтреком к сериалу «Молодежка».

Сольная карьера Артема Меха развивается также параллельно работе в группе. Самый знаменитый авторский хит – «Розмова» – длительное время занимал первые места в престижных украинских хит-парадах. Иногда молодой человек выступает за диджейским пультом в популярных клубах, отмечая, что это скорее хобби, чем работа.

«Пара нормальных» сейчас

У коллектива размещена официальная страничка в «Инстаграме» . Фотографии и видео там появляются редко, приурочены к праздникам или премьерам новых треков. В 2018 году ребята представили новую песню – «Как воздух». Это энергичный, полный эндорфинов хит о мире, состоящем только из двух влюбленных сердец.


В настоящее время Анна также работает над записью новых сольных песен и планирует съемки новых клипов. У девушки есть свой сайт, на котором размещена официальная информация, новости и фото певицы.

Любовь Анна и Артем изображают лишь на сцене и съемочной площадке, в жизни коллеги – друзья. В начале их совместного творчества в Сети ходили слухи, что между ними роман. Информацию даже подтверждали свадебными фотографиями. Как потом выяснилось, снимки сделаны на съемках клипа «Невеста».

Песня «Невеста» группы «Пара Нормальных»

Личную жизнь солистка не афиширует: на мероприятиях появляется одна, провокационных снимков в социальных сетях нет. На официальной странице певицы во «ВКонтакте» указано, что певица «не замужем». В «Инстаграме» Артема Меха размещены фото с девушкой, но лицо спутницы закрыто и понять, кто она, невозможно. Официально молодой человек также свободен.

Клипы

  • 2008 - «My Honey»
  • 2008 - «Возвращайся»
  • 2008 - «Скандал»
  • 2008 - «Happy End»
  • 2009 - «Не улетай»
  • 2010 - «История любви»
  • 2011 - «Ах, Ира»
  • 2011 - «По улицам Москвы»
  • 2012 - «Невеста»
  • 2013 - «Love Is»
  • 2017 - «Как мы любили»

Дискография

  • 2008 - «Я придумаю Happy End»
  • 2010 - «Скандал во время рекламы»