Анализаторы слуха и равновесия презентация. Анализаторы. Органы слуха и равновесия. VІ. Домашнее задание
Разделы: Биология
Цели:
- Образовательные . Раскрыть значение органа слуха; познакомить учащихся со строением и функциями органа слуха и его частей; продолжить формирование понятие анализатор.
- Развивающие . Продолжить формирование навыков и умений работать с текстом учебника.
- Воспитательные. Дать представление о причинах нарушение органа слуха, возникновение заболевание и их профилактике, разъяснить вред шума.
Тип урока . Комбинированный.
Метод : Объяснительно-иллюстративный и частично- поисковый.
Оборудование : Компьютер, мультимедиа, слайды зрительный анализатор, слуховой анализатор.
Видеоролики : Модель ухо и модель глаза человека.
План урока
1. Актуализация.
(Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос). Ребята на прошлом уроке мы познакомились анализаторами и изучили один из них - зрительный. Давайте для начала повторим прошлый урок.
Что называется анализатором? (Сложная система, обеспечивающая анализ раздражений).
С какими из них вы знакомы? (Зрительным).
Какие еще бывают анализаторы? (Слуховой, обоняние (запах), вкусовой).
Из каких частей состоит зрительный анализатор? (Вспомогательных верхнее и нижнее веко, а также органы зрения - глаза).
Ученица по слайду рассказывает о строении глазного яблока. (Приложение 1).
Расскажите о гигиене зрения? (Нужно всегда держать глаза в чистоте).
Учащиеся читают сообщения на тему: « Зрение наше богатство».
Слайд: Гигиена зрения. Слайд: Болезни глаз. Слайд: Предупреждение близорукости. (Приложение 1).
2. Изучение нового материала.
Восприятием звуков мы обязаны нашим акустическим анализаторам - ушам, улавливающим производимые различными вибрациями колебания атмосферы. Наша способность к анализу звуков огромна и основана на широкой гамме вибраций: нормальное ухо в среднем может воспринимать от шестнадцати до двадцати тысяч колебаний в секунду. Чувствительность слуха тесно связано с совершенством механизмов, позволяющих воспринимать звуки.
На доске слайд: «Орган слуха». (Приложение 2)
С аналитической точки зрения ухо сформировано тремя различными отделами: внешним ухом, средним ухом и внутренним ухом. Первые два отдела служат для передачи звуков, третий – для восприятия.
На доске слайд: «Ухо. Слуховой анализатор ». (Приложение 2)
Внешнее ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, который заходит в глубь височной кости черепа и закрыт барабанной перепонкой. Назначение внешнего уха – улавливать звуковые колебания воздуха и направлять их к среднему уху.
Среднее ухо начинается за барабанной перепонкой и представляет собой камеру, заполненную воздухом. Среднее ухо соединено с носоглоткой (поэтому давление по обе стороны барабанной перепонки одинаково). В нём находятся три слуховые косточки, связанные между собой: молоточек , наковальня и стремечко . Молоточек соединён с барабанной перепонкой, воспринимает её колебания и через две другие косточки передаёт эти колебания к овальному окну внутреннего уха. При этом амплитуда колебаний уменьшается, а их сила увеличивается примерно в 20 раз.
Внутреннее ухо расположено в толще височной кости и имеет очень сложное строение. В нём различают такие части: улитку, три полукружных канала и два мешочка – круглый и овальный. Улитка – орган, который воспринимает звуковые колебания и превращает их в нервное возбуждение. Посредине канала улитки тянется перепончатая перегородка – основная мембрана , которая разделяет полости канала на две части. Основная мембрана состоит из наружной стенке (наподобие лестницы). На этих волокнах расположены цилиндрические эпителиальные клетки с волосками на вершине клеток. Эти клетки образуют кортиев орган. На них оканчиваются чувствительные волокна слухового нерва. Над волосковыми клетками кортиевого органа находится покровная мембрана , которая нависает над ними как крыша.
Ученица читает сообщение « Правила ухода за ушами ». На доске слайд с таким же названием. (Приложение 2)
Механизм восприятия звука. Рассказ учителя и показ видео с названием: «Звуковые волны». (Приложение 2). Звуковые колебания воздуха вызывают колебания барабанной перепонки и через слуховые косточки в усиленном виде передаются к внутреннему уху, где вызывают колебания жидкости, заполняющей канал улитки. При этом начинают колебаться и волокна основной мембраны в плоскости, перпендикулярной плоскости мембраны. Вместе с ними колеблются клетки кортиева органа, при каждом подъёме они волосками упираются в покровную мембрану. Волоски клеток сгибаются, вследствие чего мембранный потенциал этих клеток уменьшается и в нервных волокнах, которые оплетают волосковые клетки, возникает возбуждение.
Известно, что разные звуки отличаются частотой. Различение звуков разной частоты основано на явлении резонанса. Ширина основной мембраны, т.е. длина её волокон, неодинакова: волокна длиннее у вершины улитки и короче у её основания, хотя ширина канала улитки здесь больше. От длины волокон зависит их собственная частота колебаний: чем короче волокно, тем на звук высокой частоты, то на него резонирует короткие волокна основной мембраны и возбуждаются расположенные на них чувствительные клетки. Низкие звуки воспринимаются чувствительными клетками кортиева органа, расположенными на длинных волокнах основной мембраны у вершины улитки.
Демонстрация учебной таблицы: «Слуховой анализатор».
Таким образом, звуки разной частоты воспринимаются разными клетками, т.е. анализ звуковых раздражений начинается уже на периферии - в органе слуха. Окончательный анализ звука и формирование звуковых ощущений происходит в центре – в слуховой зоне коры больших полушарий. Человек воспринимает и различает звуковые колебания в диапазоне то 20 до 20000 Гц. Некоторые животные (летучие мыши, дельфины) слышат звуки значительно большей частоты – до 100000 Гц; они служат им для эхолокации.
Ученица читает сообщение «Вредное влияние шума на слух ».
Показ видеоролика «Децибелы». (Приложение 3)
Орган равновесия . Функцию равновесия - восприятие положения тела в пространстве – выполняет часть внутреннего уха, которая называется вестибулярным аппаратом . Он состоит из трёх полукружных каналов и двух мешочков преддверия в каждом ухе.
Полукружные каналы выполняют иную функцию. В основе каждого из них имеется расширение, в котором также находятся волосковые клетки. Жидкость, заполняющая канал, своим движением отклоняет волоски клеток и этим вызывает возбуждение. Когда человек начинает двигаться, жидкость вследствие инерции ещё некоторое время сохраняет неподвижное состояние и поэтому возникает движение стенок полукружного канала и волосковых клеток относительно жидкости. Так же при остановке тела жидкость ещё продолжает двигаться и раздражает рецепторы.
Показ видеоролика : «Вестибулярный аппарат». (Приложение 3)
3. Закрепление.
Учащиеся самостоятельно работают с заданиями из Рабочей тетради. (страница 23-24). Тема: «Анализаторы слуха и равновесия».
4. Подведение итогов.
Учащиеся вместе с учителем повторяют материал урока. На доске представлен слайд: «Таблица орган слуха». (Приложение 2)
5. Домашнее задание.
Изучить текст учебника на странице 80-82. Ответить на вопросы 1-8 из задания «Проверьте свои знания». Подготовка сообщений на тему: «Анализаторы» по желанию учащихся.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Анализаторы Органы слуха и равновесия. Биология. 8 класс
Анализаторы слуха и равновесия. Мир человека наполнен звуками. Слушая звуки, человек узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояния, наслаждается музыкой. Человек также постоянно ощущает свое положение в пространстве.
Строение органа слуха. Звук – это колебание воздуха. Наш орган слуха улавливает колебания частотой 16-29 тыс. в секунду. Путь который проходит звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча света в глазу.
Строение органа слуха. Орган слуха подразделяют на наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход. Слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо.
Среднее ухо. Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой узкую полость (1-2см 3), в которой расположены три слуховые косточки. Полость среднего уха (барабанная полость)продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку. Это позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания. Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко – самые маленькие косточки нашего тела, их масса всего 0,5 г. Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо.
Внутреннее ухо. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей. Внутри костного лабиринта заключен перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного. Внутри перепончатого лабиринта находятся чувствительные приборы, воспринимающие колебания – звуковые волны и положения тела в пространстве. Во внутреннем ухе выделяют орган слуха - улитку, и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала, которые анатомически связаны друг с другом. Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – перилимфа. Улитка имеет 2.5 завитка и похожа на улитку - прудовика.
Внутреннее ухо. Одна из стенок перепончатой части улитки (базальная мембрана-11) состоит из24тыс. Натянутых волоконец разной длинны. Каждое волоконце отвечает за звук определенной высоты. На базальной мембране располагаются клетки с волосками на верхушке(12).Это слуховые рецепторы. Над рецепторами находится покровная мембрана(13). К каждому рецептору подходят окончания слухового нерва.
Работа органа слуха. Как же работает слуховой анализатор? Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебание. Через систему слуховых косточек колебания передаются дальше – во внутреннее ухо. В пластинке разделяющей полости среднего и внутреннего уха, имеются два «окна», затянутых тонкими перепонками. В одно из них – овальное упирается стремечко, передавая звуковые колебания перепонке. Её колебания вызывает движение жидкости в улитке, она в свою очередь заставляет колебаться базальную мембрану. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передается в головной мозг, где через средний и промежуточный мозг возбуждение попадает в слуховую зону коры больших полушарий, расположенную в височных долях
Орган равновесия. Большинство животных имеют специальные органы равновесия. Они могут быть простыми, например «отолитовый» орган у рака; находящиеся в нем песчинки раздражают чувствительные клетки, благодаря этому рак ощущает положение своего тела в пространстве. У человека функцию органа равновесия «вестибулярного аппарата» выполняет часть внутреннего уха – это два маленьких мешочка преддверие и три полукружных канала (Изогнутые трубки лежащие в трех перпендикулярных полостях). Полости преддверия и полукружных каналов заполнены жидкостью. Когда голова человека находится в вертикальном положении, кристаллики, расположенные в зоне рецепторов преддверия внутреннего уха, определенным образом давят на волоски чувствительных клеток. При повороте головы вправо и влево ампулярные гребешки в полукружных каналах смещаются, соответственно меняется давление на чувствительные клетки – то с правой стороны, то с левой. давление кристалликов и гребешков вызывают раздражение рецепторов. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг (средний мозг, мозжечок, кору больших полушарий). Из мозга импульсы поступают к различным группам скелетных мышц. Происходит их рефлекторное сокращение и равновесие тела восстанавливается.
Это интересно. Слуховой проход не совсем прямой, а слегка изогнут, его стенки выделяют липкое вещество – ушную серу. Она не дает проникать в слуховой проход пыли и мелким насекомым. Уровень шума измеряется в (дБ): шепот человека-15 дБ; шелест падающего с дерева листа-10 дБ; разговор двух людей -60 дБ; шум интенсивного дорожного движения-90 дБ. Шум свыше 100 дБ практически невыносим для человека, однако шум издаваемый рок – группой 110дБ, у многих людей на концерте возникают болевые ощущения Шум в 200 дБ может очень быстро убить человека.
Это интересно. Эмбрион ощущает звуковые колебания. Будущий человек прекрасно запоминает звуки биения материнского сердца радуется и улыбается, прослушав их запись после рождения. Как и любой анализатор, вестибулярный аппарат нуждается в тренировке. Так космонавты длительное время тренируются для того чтобы длительное время работать в условиях невесомости. Людей может укачивать не только в море во время волнения, но и в транспорте. Во время качки жидкость в полукружных каналах постоянно перемещается и возбуждает рецепторы, а мозговые центры большинства людей реагируют на это неприятными ощущениями.
Проверь себя 1 Ушная раковина входит в состав: A. Среднего уха Б. Наружного уха B. Внутреннего уха 2. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в: A. Механические Б. Электрические B. Электромагнитные 3. Слуховые косточки расположены в полости: A. Наружного уха Б. Среднего уха B. Внутреннего уха 4. Молоточек, наковальня и стремя: A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки B. Усиливают колебания барабанной перепонки 5. Улитка является органом: A. Слуха Б. Равновесия B. Звуковоспроизведения 6 Внутреннюю часть перепончатого лабиринта занимает: А. Перилимфа Б. Эндолимфа В. Воздух 7. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний: A. Барабанной перепонки Б. Слуховых косточек B. Жидкости в улитке 8. Анализ звуковых раздражителей происходит: A. В лобной доле коры Б. В височной доле коры B. В затылочной доле коры 9 Функцию вестибулярного аппарата выполняют: A. Улитка Б. Барабанная перепонка B. Полукружные каналы 10 Равновесие тела контролируется: A. Мозжечком Б. Продолговатым мозгом B. Промежуточным мозгом
Проверь себя. Вставь пропущенные слова. 1. Звук – это колебания..., которые воспринимаются органом..., состоящим из наружного,... и внутреннего уха. 2... ухо состоит из ушной... и слухового..., соединенного с... перепонкой, преобразующей звуковые... в механические... 3. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от..., представляющего собой узкую..., продолжающуюся в слуховую..., связанную с глоткой; в барабанной полости расположены слуховые косточки..., наковальня и... 4. Внутреннее ухо представлено... лабиринтом и... лабиринтом, соответствующими друг другу по форме и расположенными в... костях черепа; между поверхностями лабиринтов имеется жидкость – ... 5. Во внутреннем ухе выделяют улитку,... и три... канала; стенка улитки состоит из волоконец разной длины, на которых расположены слуховые... 6. Колебания слуховых косточек передаются через... окно улитки волокнам... клеток, в которых возникают нервные импульсы, направляющиеся по слуховому нерву в... зону коры, где происходит анализ характера и смысла... 7. Орган... представлен преддверием и... каналами, заполненными жидкостью; в их стенках расположены... и кристаллы углекислого..., которые при изменении положения головы человека давят на рецепторные клетки, вызывая образование импульсов, поступающих в средний мозг, кору и... 8. Орган равновесия называется также... аппаратом и информирует ЦНС о положении тела в пространстве, при этом восстановление положения тела происходит...
Анализаторы слуха и равновесия. Мир человека наполнен звуками. Слушая звуки, человек узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояния, наслаждается музыкой. Человек также постоянно ощущает свое положение в пространстве. Мир человека наполнен звуками. Слушая звуки, человек узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояния, наслаждается музыкой. Человек также постоянно ощущает свое положение в пространстве.
Строение органа слуха. Звук – это колебание воздуха. Наш орган слуха улавливает колебания частотой тыс. в секунду. Путь который проходит звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча света в глазу. Звук – это колебание воздуха. Наш орган слуха улавливает колебания частотой тыс. в секунду. Путь который проходит звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча света в глазу.
Строение органа слуха. Орган слуха подразделяют на наружное, среднее и внутреннее. Орган слуха подразделяют на наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход. Наружное ухо включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход. Слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо. Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо.
Среднее ухо. Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой узкую полость (1-2см 3), в которой расположены три слуховые косточки. Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой узкую полость (1-2см 3), в которой расположены три слуховые косточки. Полость среднего уха (барабанная полость)продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку. Это позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания. Полость среднего уха (барабанная полость)продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку. Это позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания. Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко – самые маленькие косточки нашего тела, их масса всего 0,5 г. Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко – самые маленькие косточки нашего тела, их масса всего 0,5 г. Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо. Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо.
Внутреннее ухо. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей. Внутри костного лабиринта заключен перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей. Внутри костного лабиринта заключен перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного. Внутри перепончатого лабиринта находятся чувствительные приборы, воспринимающие колебания – звуковые волны и положения тела в пространстве. Внутри перепончатого лабиринта находятся чувствительные приборы, воспринимающие колебания – звуковые волны и положения тела в пространстве. Во внутреннем ухе выделяют орган слуха - улитку, и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала, которые анатомически связаны друг с другом. Во внутреннем ухе выделяют орган слуха - улитку, и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала, которые анатомически связаны друг с другом. Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – перилимфа. Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – перилимфа. Улитка имеет 2.5 завитка и похожа на улитку - прудовика. Улитка имеет 2.5 завитка и похожа на улитку - прудовика.
Внутреннее ухо. Одна из стенок перепончатой части улитки (базальная мембрана-11) состоит из24тыс. Натянутых волоконец разной длинны. Каждое волоконце отвечает за звук определенной высоты. На базальной мембране располагаются клетки с волосками на верхушке(12).Это слуховые рецепторы. Над рецепторами находится покровная мембрана(13). К каждому рецептору подходят окончания слухового нерва. Одна из стенок перепончатой части улитки (базальная мембрана-11) состоит из24тыс. Натянутых волоконец разной длинны. Каждое волоконце отвечает за звук определенной высоты. На базальной мембране располагаются клетки с волосками на верхушке(12).Это слуховые рецепторы. Над рецепторами находится покровная мембрана(13). К каждому рецептору подходят окончания слухового нерва.
Работа органа слуха. Как же работает слуховой анализатор? Как же работает слуховой анализатор? Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебание. Через систему слуховых косточек колебания передаются дальше – во внутреннее ухо. В пластинке разделяющей полости среднего и внутреннего уха, имеются два «окна», затянутых тонкими перепонками. В одно из них – овальное упирается стремечко, передавая звуковые колебания перепонке. Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебание. Через систему слуховых косточек колебания передаются дальше – во внутреннее ухо. В пластинке разделяющей полости среднего и внутреннего уха, имеются два «окна», затянутых тонкими перепонками. В одно из них – овальное упирается стремечко, передавая звуковые колебания перепонке. Её колебания вызывает движение жидкости в улитке, она в свою очередь заставляет колебаться базальную мембрану. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передается в головной мозг, где через средний и промежуточный мозг возбуждение попадает в слуховую зону коры больших полушарий, расположенную в височных долях Её колебания вызывает движение жидкости в улитке, она в свою очередь заставляет колебаться базальную мембрану. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передается в головной мозг, где через средний и промежуточный мозг возбуждение попадает в слуховую зону коры больших полушарий, расположенную в височных долях
Орган равновесия. Большинство животных имеют специальные органы равновесия. Они могут быть простыми, например «отолитовый» орган у рака; находящиеся в нем песчинки раздражают чувствительные клетки, благодаря этому рак ощущает положение своего тела в пространстве. У человека функцию органа равновесия «вестибулярного аппарата» выполняет часть внутреннего уха – это два маленьких мешочка преддверие и три полукружных канала (Изогнутые трубки лежащие в трех перпендикулярных полостях). Полости преддверия и полукружных каналов заполнены жидкостью. Когда голова человека находится в вертикальном положении, кристаллики, расположенные в зоне рецепторов преддверия внутреннего уха, определенным образом давят на волоски чувствительных клеток. При повороте головы вправо и влево ампулярные гребешки в полукружных каналах смещаются, соответственно меняется давление на чувствительные клетки – то с правой стороны, то с левой. давление кристалликов и гребешков вызывают раздражение рецепторов. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг (средний мозг, мозжечок, кору больших полушарий). Из мозга импульсы поступают к различным группам скелетных мышц. Происходит их рефлекторное сокращение и равновесие тела восстанавливается.
Это интересно. Слуховой проход не совсем прямой, а слегка изогнут, его стенки выделяют липкое вещество – ушную серу. Она не дает проникать в слуховой проход пыли и мелким насекомым. Слуховой проход не совсем прямой, а слегка изогнут, его стенки выделяют липкое вещество – ушную серу. Она не дает проникать в слуховой проход пыли и мелким насекомым. Уровень шума измеряется в (дБ): шепот человека-15 дБ; шелест падающего с дерева листа-10 дБ; разговор двух людей -60 дБ; шум интенсивного дорожного движения-90 дБ. Уровень шума измеряется в (дБ): шепот человека-15 дБ; шелест падающего с дерева листа-10 дБ; разговор двух людей -60 дБ; шум интенсивного дорожного движения-90 дБ. Шум свыше 100 дБ практически невыносим для человека, однако шум издаваемый рок – группой 110дБ, у многих людей на концерте возникают болевые ощущения Шум свыше 100 дБ практически невыносим для человека, однако шум издаваемый рок – группой 110дБ, у многих людей на концерте возникают болевые ощущения Шум в 200 дБ может очень быстро убить человека. Шум в 200 дБ может очень быстро убить человека.
Это интересно. Эмбрион ощущает звуковые колебания. Будущий человек прекрасно запоминает звуки биения материнского сердца радуется и улыбается, прослушав их запись после рождения. Эмбрион ощущает звуковые колебания. Будущий человек прекрасно запоминает звуки биения материнского сердца радуется и улыбается, прослушав их запись после рождения. Как и любой анализатор, вестибулярный аппарат нуждается в тренировке. Так космонавты длительное время тренируются для того чтобы длительное время работать в условиях невесомости. Людей может укачивать не только в море во время волнения, но и в транспорте. Во время качки жидкость в полукружных каналах постоянно перемещается и возбуждает рецепторы, а мозговые центры большинства людей реагируют на это неприятными ощущениями. Как и любой анализатор, вестибулярный аппарат нуждается в тренировке. Так космонавты длительное время тренируются для того чтобы длительное время работать в условиях невесомости. Людей может укачивать не только в море во время волнения, но и в транспорте. Во время качки жидкость в полукружных каналах постоянно перемещается и возбуждает рецепторы, а мозговые центры большинства людей реагируют на это неприятными ощущениями.
Проверь себя 1 Ушная раковина входит в состав: A. Среднего уха Б. Наружного уха B. Внутреннего уха 2. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в: A. Механические Б. Электрические B. Электромагнитные 3. Слуховые косточки расположены в полости: A. Наружного уха Б. Среднего уха B. Внутреннего уха 4. Молоточек, наковальня и стремя: A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки B. Усиливают колебания барабанной перепонки 5. Улитка является органом: A. Слуха Б. Равновесия B. Звуковоспроизведения 6 Внутреннюю часть перепончатого лабиринта занимает: А. Перилимфа Б. Эндолимфа В. Воздух 7. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний: A. Барабанной перепонки Б. Слуховых косточек B. Жидкости в улитке 8. Анализ звуковых раздражителей происходит: A. В лобной доле коры Б. В височной доле коры B. В затылочной доле коры 9 Функцию вестибулярного аппарата выполняют: A. Улитка Б. Барабанная перепонка B. Полукружные каналы 10 Равновесие тела контролируется: A. Мозжечком Б. Продолговатым мозгом B. Промежуточным мозгом
Проверь себя. Вставь пропущенные слова. 1. Звук – это колебания..., которые воспринимаются органом..., состоящим из наружного,... и внутреннего уха ухо состоит из ушной... и слухового..., соединенного с... перепонкой, преобразующей звуковые... в механические Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от..., представляющего собой узкую..., продолжающуюся в слуховую..., связанную с глоткой; в барабанной полости расположены слуховые косточки..., наковальня и Внутреннее ухо представлено... лабиринтом и... лабиринтом, соответствующими друг другу по форме и расположенными в... костях черепа; между поверхностями лабиринтов имеется жидкость – Во внутреннем ухе выделяют улитку,... и три... канала; стенка улитки состоит из волоконец разной длины, на которых расположены слуховые Колебания слуховых косточек передаются через... окно улитки волокнам... клеток, в которых возникают нервные импульсы, направляющиеся по слуховому нерву в... зону коры, где происходит анализ характера и смысла Орган... представлен преддверием и... каналами, заполненными жидкостью; в их стенках расположены... и кристаллы углекислого..., которые при изменении положения головы человека давят на рецепторные клетки, вызывая образование импульсов, поступающих в средний мозг, кору и Орган равновесия называется также... аппаратом и информирует ЦНС о положении тела в пространстве, при этом восстановление положения тела происходит...
Cлайд 1
Cлайд 2
Анализаторы слуха и равновесия. Мир человека наполнен звуками. Слушая звуки, человек узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояния, наслаждается музыкой. Человек также постоянно ощущает свое положение в пространстве.Cлайд 3
Строение органа слуха. Звук – это колебание воздуха. Наш орган слуха улавливает колебания частотой 16-29 тыс. в секунду. Путь который проходит звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча света в глазу.Cлайд 4
Строение органа слуха. Орган слуха подразделяют на наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход. Слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо.Cлайд 5
Среднее ухо. Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой узкую полость (1-2см3), в которой расположены три слуховые косточки. Полость среднего уха (барабанная полость)продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку. Это позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания. Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко – самые маленькие косточки нашего тела, их масса всего 0,5 г. Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо.Cлайд 6
Внутреннее ухо. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей. Внутри костного лабиринта заключен перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного. Внутри перепончатого лабиринта находятся чувствительные приборы, воспринимающие колебания – звуковые волны и положения тела в пространстве. Во внутреннем ухе выделяют орган слуха - улитку, и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала, которые анатомически связаны друг с другом. Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – перилимфа. Улитка имеет 2.5 завитка и похожа на улитку - прудовика.Cлайд 7
Внутреннее ухо. Одна из стенок перепончатой части улитки (базальная мембрана-11) состоит из24тыс. Натянутых волоконец разной длинны. Каждое волоконце отвечает за звук определенной высоты. На базальной мембране располагаются клетки с волосками на верхушке(12).Это слуховые рецепторы. Над рецепторами находится покровная мембрана(13). К каждому рецептору подходят окончания слухового нерва.Cлайд 8
Работа органа слуха. Как же работает слуховой анализатор? Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебание. Через систему слуховых косточек колебания передаются дальше – во внутреннее ухо. В пластинке разделяющей полости среднего и внутреннего уха, имеются два «окна», затянутых тонкими перепонками. В одно из них – овальное упирается стремечко, передавая звуковые колебания перепонке. Её колебания вызывает движение жидкости в улитке, она в свою очередь заставляет колебаться базальную мембрану. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передается в головной мозг, где через средний и промежуточный мозг возбуждение попадает в слуховую зону коры больших полушарий, расположенную в височных доляхCлайд 9
Орган равновесия. Большинство животных имеют специальные органы равновесия. Они могут быть простыми, например «отолитовый» орган у рака; находящиеся в нем песчинки раздражают чувствительные клетки, благодаря этому рак ощущает положение своего тела в пространстве. У человека функцию органа равновесия «вестибулярного аппарата» выполняет часть внутреннего уха – это два маленьких мешочка преддверие и три полукружных канала (Изогнутые трубки лежащие в трех перпендикулярных полостях). Полости преддверия и полукружных каналов заполнены жидкостью. Когда голова человека находится в вертикальном положении, кристаллики, расположенные в зоне рецепторов преддверия внутреннего уха, определенным образом давят на волоски чувствительных клеток. При повороте головы вправо и влево ампулярные гребешки в полукружных каналах смещаются, соответственно меняется давление на чувствительные клетки – то с правой стороны, то с левой. давление кристалликов и гребешков вызывают раздражение рецепторов. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг (средний мозг, мозжечок, кору больших полушарий). Из мозга импульсы поступают к различным группам скелетных мышц. Происходит их рефлекторное сокращение и равновесие тела восстанавливается.Cлайд 10
Это интересно. Слуховой проход не совсем прямой, а слегка изогнут, его стенки выделяют липкое вещество – ушную серу. Она не дает проникать в слуховой проход пыли и мелким насекомым. Уровень шума измеряется в (дБ): шепот человека-15 дБ; шелест падающего с дерева листа-10 дБ; разговор двух людей -60 дБ; шум интенсивного дорожного движения-90 дБ. Шум свыше 100 дБ практически невыносим для человека, однако шум издаваемый рок – группой 110дБ, у многих людей на концерте возникают болевые ощущения Шум в 200 дБ может очень быстро убить человека.Cлайд 11
Это интересно. Эмбрион ощущает звуковые колебания. Будущий человек прекрасно запоминает звуки биения материнского сердца радуется и улыбается, прослушав их запись после рождения. Как и любой анализатор, вестибулярный аппарат нуждается в тренировке. Так космонавты длительное время тренируются для того чтобы длительное время работать в условиях невесомости. Людей может укачивать не только в море во время волнения, но и в транспорте. Во время качки жидкость в полукружных каналах постоянно перемещается и возбуждает рецепторы, а мозговые центры большинства людей реагируют на это неприятными ощущениями.Cлайд 12
Проверь себя 1 Ушная раковина входит в состав: A. Среднего уха Б. Наружного уха B. Внутреннего уха 2. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в: A. Механические Б. Электрические B. Электромагнитные 3. Слуховые косточки расположены в полости: A. Наружного уха Б. Среднего уха B. Внутреннего уха 4. Молоточек, наковальня и стремя: A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки B. Усиливают колебания барабанной перепонки 5. Улитка является органом: A. Слуха Б. Равновесия B. Звуковоспроизведения 6 Внутреннюю часть перепончатого лабиринта занимает: А. Перилимфа Б. Эндолимфа В. Воздух 7. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний: A. Барабанной перепонки Б. Слуховых косточек B. Жидкости в улитке 8. Анализ звуковых раздражителей происходит: A. В лобной доле коры Б. В височной доле коры B. В затылочной доле коры 9 Функцию вестибулярного аппарата выполняют: A. Улитка Б. Барабанная перепонка B. Полукружные каналы 10 Равновесие тела контролируется: A. Мозжечком Б. Продолговатым мозгом B. Промежуточным мозгомCлайд 13
Проверь себя. Вставь пропущенные слова. 1. Звук – это колебания..., которые воспринимаются органом..., состоящим из наружного,... и внутреннего уха. 2... ухо состоит из ушной... и слухового..., соединенного с... перепонкой, преобразующей звуковые... в механические... 3. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от..., представляющего собой узкую..., продолжающуюся в слуховую..., связанную с глоткой; в барабанной полости расположены слуховые косточки..., наковальня и... 4. Внутреннее ухо представлено... лабиринтом и... лабиринтом, соответствующими друг другу по форме и расположенными в... костях черепа; между поверхностями лабиринтов имеется жидкость – ... 5. Во внутреннем ухе выделяют улитку,... и три... канала; стенка улитки состоит из волоконец разной длины, на которых расположены слуховые... 6. Колебания слуховых косточек передаются через... окно улитки волокнам... клеток, в которых возникают нервные импульсы, направляющиеся по слуховому нерву в... зону коры, где происходит анализ характера и смысла... 7. Орган... представлен преддверием и... каналами, заполненными жидкостью; в их стенках расположены... и кристаллы углекислого..., которые при изменении положения головы человека давят на рецепторные клетки, вызывая образование импульсов, поступающих в средний мозг, кору и... 8. Орган равновесия называется также... аппаратом и информирует ЦНС о положении тела в пространстве, при этом восстановление положения тела происходит...