Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария... Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему... Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает - «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой - ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.


10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав - перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой - она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений - 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5-7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % - но не разом, а как огоньки елочной гирлянды - по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но - не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы - мы не умираем, пока у нас есть цель - дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.

15. Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность - то-то будем довольны! А запомнится навеки другое - как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты - кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».опубликовано econet.ru

Мало того, многим пожилым людям, больным, перенесшим инсульт врачи часто советуют эту нагрузку уменьшить. Научный руководитель Института мозга человека РАН академик Наталья Бехтерева уверена в обратном - внутренняя сила мысли, процесс творчества могут не только помочь преодолеть физические недуги, но и значительно продлить жизнь . И это не просто теоретические размышления, а плод многолетних исследований мозга человека. По сути, речь идет о совершенно новой идеологии поведения, когда повседневный умственный труд становится необходимостью - как пища, вода, движение, сон. А высокий уровень интеллекта можно рассматривать как одно из обязательных условий полноценной жизни.

О том, каков механизм влияния умственной нагрузки на организм, о научном аспекте проблемы, академик Бехтерева собирается рассказать в своей вступительной лекции на Всемирном психофизиологическом конгрессе, который в 2008 году впервые пройдет в нашей стране.

Однако это не только научная проблема, она касается каждого человека, поэтому мы и публикуем статью, которую Наталья Бехтерева написала специально для "МН".

Специалисты совета по медицинским исследованиям Великобритании проследили за состоянием здоровья более тысячи человек, принадлежащих к разным социальным группам и профессиям. Смертность людей, которые на протяжении жизни занимались умственным трудом, оказалась в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал подобной нагрузки. Так ли это? И можно ли при помощи интеллектуальной работы продлить свою жизнь?

Ставьте перед собой сверхзадачи!

Мы часто слышим: "Мне поздно учить иностранные языки, осваивать компьютер". А что если выжить без этого становится все труднее? Чужая языковая среда и не только языковая? Стена, которую надо обойти или разрушить?

Долголетние наблюдения показали, что под влиянием подобных сверхзадач постепенно восстанавливаются те возможности организма и мозга, которые казались почти или совсем ушедшими вместе с годами. Эти представления о безвозвратной утрате возможностей, и прежде всего творческих потенций, как будто прекрасно подтверждаются морфологическими данными об изменениях в мозге, связанных со старением. На своего рода "статистической" основе старения не только организма, но и мозга во многих странах введены социальные возрастные ограничения для работы на определенных должностях, в том числе и в областях, связанных с умственным трудом.

Однако обобщение моего опыта в науке, и в психофизиологии в частности, дает мне основание утверждать, что творческий потенциал мозга человека можно увеличивать (прежде всего самим творчеством), восстанавливать, поставив перед собой творческую сверхзадачу, и что восстановление творческого потенциала, вплоть до оптимального его состояния, возможно практически независимо от возраста.

Ренессанс творческого потенциала возможен в принципе, так как на протяжении всей жизни человека его мозг охраняется собственным мощным тренировочным механизмом - тотальной активацией при встрече с каждой новизной, широко изученным ориентировочным рефлексом "что такое?". Ренессанс разовьется при важной, неотменяемой "встрече" индивидуума со сверхзадачей.

Что это такое? О какой сверхзадаче идет речь? Это задача, выполнение которой (постепенно или вдруг) стало необходимым; либо это то, чего безумно хочется, либо - чего не избежать. При этом результат нельзя купить, нельзя украсть, нельзя даже взять напрокат - сверхзадачу можно выполнить, только задействовав весь свой творческий потенциал. А дальше происходит следующее: сверхзадача будит мысль, мысль развивается, обрастает деталями - мозговой творческий потенциал активируется, и вот уже не сразу, но скоро думать становится легко и приятно, и мысль обрастает не только деталями, но и творческой радостью, эмоцией. Задача, которая еще вчера казалась невыполнимой, становится решаемой, такой или почти такой, какими были прежние задачи, тогда, когда проблемы "могу или не могу" не существовало. Человек открыл, казалось бы, не просто закрытую, а "забитую" дверь - в свое возрождение, вернулся в свой рабочий возраст .

Сверхзадачи иногда ставит сама жизнь, они возникают перед нами, вызывая дилемму: "принять или не принять". И сверхзадачу можно принять или даже смоделировать. А также иногда (хотя и нечасто) нельзя не принять. Но бывает, что человек сталкивается со сверхзадачей и отказывается ее решать, не принимает этот вызов. И это путь в старость.

Сверхзадачу нельзя решить по стереотипу, "матрицы решения" нет, ее надо решать каждый раз заново, и успех становится победой над устоявшимися за жизнь стереотипами. Мозг при этом активируется и обеспечивает необходимыми условиями себя и весь организм. "Думанье" приводит к улучшению жизни. Важнейшим механизмом в развитии творческого ренессанса, как я полагаю, является именно прорыв через стереотипы, частичный или более-менее полный отход от них в мыслительной деятельности, при естественном сохранении бытовых стереотипов. При этом в мозге - и одномоментно, и последовательно - вовлекается в работу все большее количество нервных структур.

Уточним еще раз: мы говорим о творческих сверхвозможностях мозга человека как наиболее значимых. Ренессанс в данном случае означает восстановление именно творческого потенциала мозга, важнейшего его свойства, к которому остальные обязательно "прилагаются" и которое одновременно активизирует биологические возможности. Человек постепенно и далее с ускорением переходит от "покоя стереотипов" к радости творчества.

С другой стороны, сейчас в эксперименте показана возможность не просто улучшения, но и восстановления памяти при воздействии на определенные структуры мозга. При этом описаны морфологические основы этого явления, связанные с улучшением памяти, возможностью восстановления долгосрочной памяти и обучения, в том числе при атрофиях мозга. Это вселяет надежду на увеличение возможностей коррекции состояния мозга. Хорошая память очень удобна, но не абсолютно обязательна, хотя ее попутное восстановление при выполнении сверхзадач обычно происходит.

Анатомия творчества

А теперь конкретный опыт того, что же особенного делает творчество с мозгом и что в конечном счете могло бы привести к массовому долгожительству творческой интеллигенции.

Изучение организации и механизмов мозга, связанных с творческими процессами и важных для него, - самостоятельная задача фундаментальной науки о мозге, предполагающая множество практических выходов. Мы ее поставили и разрабатываем в различных аспектах. Однако в данном случае это еще и мини-модель к "сверхзадаче" и ее мозговому решению, модель того, что же в этой ситуации происходит в мозге такого, что отличается от выполнения нетворческой задачи или даже стереотипа. И может быть, даже того, как стереотип уводит человека от возможного ренессанса...

Творчество всегда возникает в процессе какой-то деятельности; правильно также сказать, что творчество поднимает любую деятельность на качественно новый уровень, вовлекая дополнительные возможности мозга. Творчество очень трудно, если не невозможно отделить от сопутствующих видов деятельности. И все-таки современное сочетание психологических подходов и новых технологий позволяет обнаружить в мозге зоны, наиболее тесно связанные именно с творческим процессом.

Уже простейшие модельные творческие задачи вызывают дополнительную активацию большого количества зон мозга, а что касается сверхзадач - вероятно, огромного. Это отличает их от нетворческих задач, решение которых может происходить и при использовании стереотипа.

Структуры мозга, которые дополнительно активируются при решении творческой задачи, имеют прямое отношение к различным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени и пространстве, проявлениям личности (personality). В то же время они влияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции. В возможности ряда из этих структур входит обеспечение эмоций, регуляция автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т.д.

Полагаю, что именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда "умные живут дольше". Оживает мозг, оживает организм. Существующие связи между клетками и структурами мозга становятся более активными, образуются новые связи и, скорее всего, новые клетки, нейроны.

Никак не отрицая огромную пользу и необходимость физических тренировок, правильного питания, считаю важным именно сегодня, учитывая тенденции современного мира, подчеркнуть целесообразность направленной активации творческого потенциала мозга.

Эффекты стимуляции различных мозговых образований в эксперименте на животных давно и широко представлены в научной литературе, а вот проявления в психической сфере человека при локальном воздействии менее изучены. Поэтому стоит упомянуть об исследованиях сотрудника нашей лаборатории Владимира Михайловича Смирнова, имеющих прямое отношение к этой проблеме. Во время сеанса стимуляции в лечебно-диагностических целях определенного участка мозга у больного паркинсонизмом он наблюдал более чем двукратное увеличение объема краткосрочной памяти. Чтобы контролировать состояние больного до, во время и после процедуры, его просили выполнить различные психологические пробы. Сразу после стимуляции пациент начал запоминать 15 и более цифр (до стимуляции - семь). Это была искусственно вызванная "сверхвозможность памяти". Мы не знали тогда, есть ли побочные реакции этого эффекта и "вернули джина в бутылку" немедленной стимуляцией тормозящей структуры мозга. Однако стали широко использовать лечебные электрические стимуляции при различных неврологических заболеваниях.

Человек с новыми возможностями

О сверхвозможностях мозга известно давно. Это, прежде всего, врожденные свойства мозга, определяющие наличие в обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита выведенной в сознание информации. Люди такого рода оцениваются как обладатели талантов и даже гении. Ярким примером сверхвозможностей мозга являются не только творения гениев, а и так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. В жизни не только гения, но и обычного человека временами возникают состояния озарения, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много ценного.

Количественное накопление данных о возможностях и запретах мозга, о двуединстве по крайней мере многих, если не всех, его механизмов сейчас на грани "перехода в качество", на грани целенаправленного воспитания человека с новыми возможностями. Хотя переход от познания закономерностей природы к разумному их пользованию не всегда быстрый, не всегда легкий и всегда тернистый. И все же, если подумать об альтернативах - жизни в ожидании ядерной, экологической катастроф, глобального терроризма, - понимаешь, что как бы ни был труден этот путь, он наилучший.

В возрасте, который обычно определяется как творческий, не только сверхзадача, но и менее значимый запрос становятся тем толчком, за которым следует развитие процессов в мозге, обеспечивающих решение этой задачи. А много позднее, когда кажется, что "праздник жизни" позади, все происходит более постепенно, почти так, как наращивают мышцы при специальных тренировках.

Сверхзадачи могут раскрыть таланты в детстве и юности, изменив все последующее течение жизни. К сожалению, они могут и сломать жизнь незрелого молодого человека, не прошедшего фазу становления принципиально важных решений, а возможно, и в связи с труднопреодолимыми генетическими факторами. Вместо раскрытия позитивных возможностей в этом случае следует развитие тяжелого невроза и более серьезных осложнений. Так что встреча юного индивидуума со сверхзадачей может оказаться жизнеопределяющей, но не всегда позитивной. Но я хочу заострить внимание на пожилом возрасте. Здесь, конечно, возможен нулевой вариант - "отказ" от решения, но вот негативный результат маловероятен.

Опасность стереотипов

Сверхзадача вызывает целую гамму эмоций, причем вряд ли, особенно сначала, положительных ("не могу", "поздно" и т.д.). Но независимо от первоначального знака эмоций под ее влиянием состояние мозга меняется, и, как правило, процесс развивается при одновременном развитии положительных эмоций. На этом фоне творческая личность преодолевает захватившие мозг стереотипы и открывает дорогу возрождению, запуская положительную обратную связь "мысль - состояние мозга - состояние организма".

Стереотип в жизни - фактор исключительно полезный, ее облегчающий: он полезен в целом ряде работ, требующих точнейшего многократного повторения одинаковых последовательностей, действий. Именно такой тип труда широко используется в высокотехнологичной Японии. Любое отклонение от стереотипа, "улучшение" процесса, по крайней мере первоначально, приведет к браку. Стереотип силен, и на его страже стоят даже базовые механизмы работы мозга.

Чем хорош, чем плох стереотип, когда нужно его подкреплять, а когда преодолевать? Если активно не поддерживать физическое состояние организма, человек автоматически начинает облегчать себе существование, все больше переходя на стереотипы. В этом случае мозг все больше использует принцип обеспечения жизнедеятельности на основе так называемых меченых линий. В мозге как будто бы прокладываются рельсы, по которым от станции к станции идет возбуждение, но при этом остальная часть "простаивает". В этом случае и наше тело получает меньше позитивных импульсов, поскольку нейронные популяции полифункциональны и способны одновременно обеспечивать и умственные процессы, и потребности всего организма. К сожалению, и "удобная" фаза стереотипов не бесконечна, матрицы стереотипов начинают рано или поздно распадаться, а их владелец - забывать, как застегнуть пуговицу, как зажечь газ, и главное, как потушить его! Может быть, эта невостребованность для людей умственного труда даже страшнее, чем для тех, кто занят трудом физическим и у кого стереотипы формируются смолоду, а организм сохраняется за счет ежедневной работы двигательных составляющих. Именно поэтому сверхзадачи и запуск системы "мысль - мозг - организм" особенно необходимы тем, кто всю жизнь занят умственным трудом. Пренебрегать реальной возможностью ренессанса мозга для общества - расточительство, а для личности - почти самоубийство. Конечно, ни сверхзадачи, ни творчество не обещают физического бессмертия, однако активное долголетие при прочих равных условиях реально.

В 1978 г. ведущие исследователи мозга из разных стран решили объединиться и организовали Международную психофизиологическую организацию. Это было веление времени, поскольку тогда наука начала активно изучать психику человека в связи с процессами, происходящими в мозге. В 1982 г. эта организация, получившая аббревиатуру I.O.P., приобрела официальный статус при ООН.

Сегодня I.O.P. поддерживает отношения с более чем 2 тыс. научных институтов и лабораторий во всем мире и объединяет ученых из 49 стран. В ее совет входят такие известные исследователи мозга и психофизиологи, как Хосе Дельгадо (Испания), Наталья Бехтерева (Россия), Ристо Натаанен (Финляндия), Карл Прибрам (США) и другие. Конгрессы I.O.P., названные ее основателями Константином и Хелен Мангина "Олимпиадами исследователей мозга" ("Olympics of the brain"), проходили в разных уголках планеты - от Канады до Австралии. Следующий, 14-й конгресс впервые пройдет в России, в Санкт-Петербурге, в будущем году.

Магия науки

Елена Кокурина

Книга Натальи Бехтеревой "Магия мозга и лабиринты жизни", вышедшая третьим изданием, пользуется необычным для подобного рода литературы массовым спросом. Она в ряду бестселлеров в крупных книжных магазинах и продается практически повсюду - в академических киосках, на книжных развалах, в аэропортах, на вокзалах. Некоторые коллеги Бехтеревой считают, что это не очень лестно для академика. Но это, как правило, те, кто "запер" свою науку в лаборатории, высокомерно оберегая ее недосягаемость.

Многие читатели называют этот академический труд очень по-домашнему, просто "книжка Натальи Петровны". Формулы, термины, графики, научные слайды уложены в новый жанр, созданный Бехтеревой, который можно было бы назвать "народный научпоп". В этой книге есть все, что интересует людей: и точное описание исследований мозга, и рассказ о жизни, и размышления о непонятном, и научный прогноз.

Примечательно, что читателей привлекает не только глава "Зазеркалье", рассказывающая о паранормальных явлениях: "Насколько может увлекаться проблемами мозга и тайной мозга обыватель, настолько я им увлекаюсь. Первая редакция книги прошла мимо меня, а второй вариант попал на днях мне в руки. Что же там? Жизненный опыт человека, который прошел через репрессию родителей, детский дом, войну, пришел в науку, создал институт и шаг за шагом осваивал неизведанную до этого область, открывая в человеческом мозге что-то новое. Ведь чем больше человек познает мозг, тем ближе он к разгадке секретов вселенной и мироздания. Автор передает свой опыт, делится своими мыслями и пронизывает их медицинскими знаниями, объясняя какие-то процессы и поступки людей реакциями мозга", - пишет в интернете 25-летний Влад Бармичев. А совсем недавно Бехтеревой в институт дозвонилась читательница, огорошившая ее признанием: "Ваша книга для нас с мужем, как виагра..."

Сама Наталья Петровна за те несколько лет, что прошли после создания книги, ушла далеко вперед в своих исследованиях. То, о чем там говорится вскользь, например о тайне творчества, возможности продления жизни, теперь обрастает новыми научными данными.

- 4647

Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария... Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему... Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает - «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой - ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.

10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав - перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает . Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой - она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений - 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5-7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % - но не разом, а как огоньки елочной гирлянды - по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но - не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы - мы не умираем, пока у нас есть цель - дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.

15. Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность - то-то будем довольны! А запомнится навеки другое - как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты - кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».

Наталья Бехтерева – какой мы ее знали Медведев Святослав Всеволодович

Умные живут долго

Умные живут долго

Серьезно осложнила состояние НП и личная трагедия, произошедшая в 1990 году. Практически с интервалом в двенадцать часов умирают пасынок и муж. НП страшно тяжело переживала эти удары судьбы. Об этом она написала в своих известных книгах. Я не могу описать все это лучше. Тем не менее через какое-то время она возвращается к науке и опять – в новом качестве.

Практически все крупные исследователи мозга в какой-то момент переходили к тому, чтобы начать размышлять о его «сверхзаконах». Дело в том, что до настоящего времени мы еще очень мало знаем о законах работы мозга. Мозг хранит огромное количество тайн. Наши современные знания не позволяют объяснить некоторые феномены. Скажем, его быстродействие: он же эффективнее любого компьютера. Ну а скорость передачи информации между нейронами не скорость света, а 1400 метров в секунду. И самое главное: наши методы исследования, как правило, неадекватны. Мы работаем с помощью статистики и накопления сигнала, а мозг решает задачу с одного предъявления и ни о какой статистике не знает. И чем более тонкие явления мы исследуем, тем более очевидной становится эта неадекватность. Именно поэтому исследователи расширяют круг своих интересов и начинают интересоваться необъяснимыми или не воспроизводимыми феноменами.

НП заинтересовали проявления необычных способностей у людей. Она считала, что мы не можем априори отвергать такие феномены. И ее научная смелость позволила ей пойти на их проверку. Она всегда была неортодоксальна и неконформна. Она не стеснялась описывать свои наблюдения, но ее научные работы содержали только доказанные факты. А вот в беседах с журналистами она могла говорить и о своих ощущениях и мыслях.

НП, естественно, уже не ставит сама, руками, экспериментов, но она ведет ряд тем. Приходит не только в кабинет, но и в лабораторию. Контролирует ход исследования. Но в основном пишет. Пишет и пишет. Это и теоретические, и обобщающие статьи. Это и конкретные работы, например, по мозговой организации творчества. Это книги о мозге. Причем каждая работа – не просто описание определенных фактов, а очень глубокий подтекст места этого явления в науке о мозге. Введение и заключение в каждой статье – это практически самостоятельные теоретические работы Особняком стоят лекции НП на различных конференциях и конгрессах. По общему мнению, каждая лекция была явлением. На 33-м Международном конгрессе физиологических наук, на конгрессах Международного союза психофизиологов в Тессалониках, в Сицилии. Последнюю лекцию она прочитать не успела. Это 14-й конгресс Международного союза психофизиологов, который состоялся в Петербурге в сентябре 2008 года. Но и тут она победила! Лекция была написана незадолго до кончины, и ее успели издать и распространить среди ученых. Эту практически посмертную работу НП перепечатывают и «Московские новости», и «Российская газета». А суть ее, ни много ни мало, – «умные» живут дольше. Обосновывается, что постоянное напряжение мозга в процессе решения сложных задач продлевает нормальное функционирование не только мозга, но и всего организма. И сама НП этому свидетельство – практически перед самой смертью написать этапную работу.

Это очень важный пример. НП, несмотря на возраст и сопутствующие болезни, могла, когда надо, настолько мобилизовываться, что не было ощущения ни возраста, ни болезни. Это происходило при разных обстоятельствах: визитах высокопоставленных лиц в институт, лекциях, необходимости закончить важную работу. Кстати, до последних дней она никогда не читала лекции по бумажке, даже на английском языке.

Но это всегда было четко и без нарушения регламента, как будто бы у нее были внутренние часы. Помню одно из ее выступлений по телевизору. У нее было десять минут экранного времени. Я точно знаю, что написанного текста не было. Она уложилась в 9 минут 50 секунд, причем речь была размеренная и было видно, что нет ни торопливости, ни сокращений.

НП боролась со старостью и недугами. У меня создалось такое впечатление, что ее разговоры о недугах во многом были вежливой причиной, чтобы не делать чего-либо. Хотя болезни, конечно, были.

Сицилия, 1988 год. НП получает награду века по психофизиологии. И естественно, читает лекцию. И много плавает. Вообще плавать она не просто любила, она «жила» в воде. По дороге из Сицилии делаем остановку в Риме. У нас есть день в этом городе. НП все время говорит, как она устала, как она себя плохо чувствует и т. п. Тем не менее утром мы выходим на улицу, и у НП что-то включается. Она обошла половину Рима – и Ватикан, и Форум, и музеи. За ней было не угнаться.

2003 год. У НП тяжелая аритмия. Мысленно она уже готовится к страшному. Стоит вопрос о водителе ритма. Я почти насильно увожу ее в Москву, в Кардиоцентр, и там ее ставят на ноги. Это весна. А осенью она едет в Испанию купаться.

Она очень боялась примет старости. И мужественно их убирала. Одна из примет старости – запустение. До последних дней она делала ремонт в квартире. Квартира всегда в идеальном состоянии. Другая примета – одиночество. Ну уж чего не было, того не было. Каждый день к ней кто-то приходит. И это не просто разговор, а разговор за едой, за чаем, который надо еще и сервировать. Я удивлялся, как она выдерживает такой ритм общения.

Активность. Да не то слово! Бесконечное научное общение с «девочками» – четырьмя аспирантками. С зарубежными учеными. Непрерывная переписка. В восемьдесят два года она освоила компьютер и Интернет, но не игры, а поиск научной информации и почту. Она выписывала «Nature» и другие журналы и регулярно рассылала нам всем интересные сообщения.

Про НП говорили: живой классик. И это не пустые слова. Академик Российской академии наук и нескольких иностранных академий, лауреат самых престижных наград и премий. Она творила науку все это время у нас на глазах и практически до последнего своего дня продолжала активно работать. И генерировать идеи, увлекая ими своих молодых коллег. Они смотрели на нее с горящими глазами и работали, засиживаясь допоздна, проверяя эти гипотезы. В самом деле, что может быть заманчивей изучения самой высшей «человеческой» деятельности – творчества! Такую сложнейшую задачу поставила НП и наметила подходы ее решения. Для реализации этого плана потребуется как минимум пятилетка.

И сейчас, когда ее уже нет с нами, в ее работе и даже в ее жизни рано ставить точку. Задачи, которые она в последние несколько лет ставила перед собой и своими учениками, еще не решены. Но они решаются. Мы еще долго будем идти по оставленному ею абрису.

Из книги Все под контролем: Кто и как следит за тобой автора Гарфинкель Симеон

Из книги Молох автора Лем Станислав

Из книги Утиная правда 2005 (2) автора Галковский Дмитрий Евгеньевич

Дмитрий Галковский: Три слоя лжи. «Умные немцы» 26 июля 2005, 19:26Как известно, в начале Второй мировой войны немцы добились удивительных результатов, потому что в 20-30-е годы готовились к будущей войне, а их противники - к войне прошлой.Ситуация во многом повторилась в 60-70-е

Из книги Литературная Газета 6254 (№ 50 2009) автора Литературная Газета

А люди-то – живут Библиоман. Книжная дюжина А люди-то – живут Борис Екимов. На хуторе: Повествование в рассказах. – 464 с. – Прощание с колхозом: Очерки разных лет. – 512 с. – М.: Время, 2010. – (Лауреат премии Александра Солженицына – 2008). Премия Александра Солженицына

Из книги Возмездие на пороге. Революция в России. Когда, как, зачем? автора Делягин Михаил Геннадьевич

Ключ к власти – умные деньги Бизнес выражает свое отношение к существующему режиму прежде всего простейшим и наиболее естественным для него образом: финансированием. Естественно, это финансирование осуществляется в скрытой форме – ведь официальное финансирование

Из книги Интернет-особи [полная версия] автора Ангелов Андрей

§ 2.2.2. Умные дурики Основное занятие умного дурика – это сочинение рецензий. Именно сочинение! Нормальные люди тратят жизнь на то, чтобы писать прозу и публиковать, а умные дурики распыляют свои минуты и часы (данные Богом) непонятно на что. Понятно, на кого, а вот на что

Из книги Литературная Газета 6425 (№ 31 2013) автора Литературная Газета

Умные не нужны? Беда не в том, что академики - плохие завхозы, а в том, что завхозы считают себя умнее академиков. Похоже, власть начинает себя вести так, как Ельцин в 1991 году, дожимая до конца те процессы, которые начал их учитель. Павел Созонов Речь идёт не об ошибках и не о

Из книги Критика нечистого разума автора Силаев Александр Юрьевич

«А чего там самые умные?» «А чего у нас самые умные не правят страной?». Довольно частое вопрошание.Во-первых, здесь часто путаются умно действующие вообще и умно действующие в социогуманитарном дискурсе, что две большие разницы, мышление несводимо к сугубо

Из книги Эксперт № 50 (2013) автора Эксперт Журнал

Из книги Мужчина всегда прав автора Сардаров Амиран

«Умные» женщины Реально умные женщины бывают, но одна на миллион. И, как правило, они уже не выглядят и не ведут себя, как женщины, в том смысле, в каком мы хотели бы их видеть. Они мужеподобные и неженственные. С такими женщинами вы секса не захотите. Более того, скорее всего,

Из книги Молох (сборник) автора Лем Станислав

Умные роботы 1 Огромное количество теоретиков и практиков разных специальностей, существующих на Земле, работают в последнее время над тем ответвлением Искусственного Интеллекта, которому можно приписать sui generis схожесть с человеческим складом ума или, говоря с

Из книги Умные парни (сборник) автора Лесков Сергей Леонидович

ПОЧЕМУ УМНЫЕ ЛЮДИ ЖИВУТ ДОЛЬШЕ ГЛУПЫХ Один из непреложных законов цивилизации во все времена и у всех народов – уважение к старикам. Речь сейчас не о гуманной поддержке тех, кто в преклонном возрасте стал слабее. Человек, выбирая решение, прислушивается к мнению старших

Из книги Жар-книга [сборник] автора Москвина Татьяна Владимировна

Живут без женщин Отечественный кинематограф достиг огромных успехов по части упразднения женских ролей.Поскольку все наши премии подражают «Оскару», номинацию «Лучшая женская роль» (главная и второго плана) каждый год нужно чем-то заполнять. Задача, как сказал бы Ленин,

Из книги Как избежать климатических катастроф?: План Б 4.0: спасение цивилизации автора Браун Лестер

УМНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ПРИБОРЫ И ПОТРЕБИТЕЛИ Все больше и больше специалистов по коммунальному хозяйству начинают осознавать, что строительство больших электростанций только ради покрытия спроса во время дневных и сезонных пиков энергопотребления - слишком

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

Из книги Черный снег на белом поле автора Воробьевский Юрий Юрьевич

Очевидцы долго не живут Вернемся в Красноярск. Время шло, а в правоохранительных органах родителям по-прежнему не говорили ничего. На любой вопрос ответ был прежний - тайна следствия. Одни обещания - дескать, скоро все точки над «i» будут поставлены. Родители волновались

Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле.

Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария… Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему… Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает - «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой - ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.

10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав - перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой - она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений - 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5-7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % - но не разом, а как огоньки елочной гирлянды - по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но - не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы - мы не умираем, пока у нас есть цель - дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.

15. Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность - то-то будем довольны! А запомнится навеки другое - как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты - кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго»