Белла Ахмадулина – русская поэтесса, писатель и переводчик, одна из величайших лирических поэтесс ХХ века. Ее стихи стали своеобразным гимном Советского времени, нелегкой жизни в этот период, и какого-то щемящего душу одиночества.

Рифмы Ахмадуллиной слышали даже те, кто никогда не брал в руки сборников ее стихов, ведь ими пропитаны лучшие советские фильмы. Например, стихотворение «По улице моей который год..» стало романсом в исполнении Аллы Пугачевой во всем известном, и одном из самых любимых фильмов советского времени «Ирония судьбы или с легким паром!».

Рост, вес, возраст. Сколько лет Белле Ахмадулиной

Свои первые стихи она начала писать в далеком 1955 году, но уже тогда ее наивные и трогательные строки привлекли внимание публики и других, более именитых авторов. В то время про юную поэтессу еще не знали ничего, а вот сегодня она знаменита во всех странах бывшего СССР, поэтому про писательницу можно узнать все, даже такие мелочи, как рост, вес, возраст. Сколько лет Белле Ахмадулиной было на момент смерти, тоже не вселенская тайна.

Поэтесса умерла в 2010 году, в возрасте 73 лет, оставив после себя неоценимый вклад в целую эпоху.

Биография Беллы Ахмадулиной

Биография Беллы Ахмадулиной берет свое начало в 1937 году в Москве. Свои первые робкие стихотворения, наполненные юношескими переживаниями, девочка начала писать довольно рано, и уже в 15 лет, как говорят сегодня литературные специалисты, нашла свой собственный стиль. Белла была участницей Литобъединения и после школы очень хотела поступить на факультет Литературного института. Родители девушки мечтали, чтобы она поступила на журфак, но экзамены Ахмадуллина провалила, после чего пошла работать в газету «Метростроевец», поступив в институт только на следующий год. То время знает много трагедий, видела их и Белла. Будучи студенткой университета, она отказалась подписать письмо-обвинение Бориса Пастернака, после чего была исключена. Конечно, официальной причиной указана не сдача ею экзамена. Но институт Ахмадуллина все-таки окончила, позже ее восстановили.

В 1962 году она выпустила свой первый сборник, а затем еще, и еще. Всего у поэтессы в советское время вышло 8 сборников стихов, а сама Ахмадуллина не раз высказывалась в поддержку писателей, которых необоснованно обвиняли в антисоветизме. В 1993 году она подписала «Письмо сорока двух».

29 ноября 2010 года умерла Белла Ахмадулина. Могила, фото которой находится на странице поэтессе в википедии, находится на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной, как и ее стихи и рифмы, полна трагедий.

Поэтесса четырежды была официально замужем, а между этими штампами в ее жизни были и другие мужчины. Ее любили, ей восхищались, ее буквально носили на руках, но как и в жизни других великих и знаменитых женщин, Белла всегда сталкивала с тем, что каждый из ее мужей жил с поэтессой, а не с женщиной. Так уж вышло, что каждая любовь Ахмадуллиной разбивала ей сердце, и будучи женой публичных людей и писателей, которые, казалось бы, должны как никто понимать суть ее жизни и существования, оказывались не готовы к тому, что у Беллы было свое мнение и видение. Ее все пытались переделать, а надо было просто любить.

Семья Беллы Ахмадулиной

Писательница родилась в тяжелое время, все ее детство плотно связано с войной. Ее отец, Ахат Валеевич, был партийным и комсомольским работником и когда девочке было всего два года, его призвали на войну, где он служил майором гвардии.

Мать поэтессы, Надежда Макаровна, была переводчиком в органах государственной безопасности, а также племянницей революционера Александра Стопани. Во время войны Белла вместе с бабушкой по материнской линии была эвакуирована в Казань, и вернулась домой только после окончания войны. Семья Беллы Ахмадулиной видела, что девочка тяжело переживает последствия и горести войны, ей комфортнее находится в одиночестве, а все свободное время она посвящает написанию стихов, но в то время они и не могли подозревать, что вскоре ее имя узнает каждый, от мала до велика.

Дети Беллы Ахмадулиной

Говорят, что люди творческие совершенно не приспособлены к бытовой жизни и тем более к воспитанию детей. Это уже не однократно было говорено и теми, кто сам является творческим человеком, и тем, кого воспитывали в семье людей искусства.

У поэтессы есть одна родная дочь, Елизавета, которая родилась в третьем браке писательницы. Но до этого Ахмадуллина взяла на воспитание девочку из детского дома, Анну, которая в прочем так и не стала поэтессе родной. Дети Беллы Ахмадулиной после того, как она вышла замуж в четвертый раз остались жить с матерью и отцом поэтессы, и воспитывались ими до конца.

Дочь Беллы Ахмадулиной – Елизавета Кулиева

Дочь Беллы Ахмадулиной – Елизавета Кулиева единственная дочка великой поэтессы, она родилась в 1973 году. Девочка какое-то время жила вместе с матерью, а затем воспитывалась бабушкой. Несмотря на то, что дочь поэтессы была предоставлена сама себя большую часть своего детства, на мать у женщины обиде нет, она всегда понимала ее тонкую душевную организацию и однажды сказала, что ее мама «была эльфом».

В прошлом году дочь знаменитой писательницы представила книгу о своей маме «Белла. Встреч послед» в президентском центре Бориса Ельцина. Женщина рассказала главные вехи жизни Ахмадулиной.

Бывший Муж Беллы Ахмадулиной – Евгений Евтушенко

Бывший Муж Беллы Ахмадулиной – Евгений Евтушенко стал ее первой любовью. Ей было 25 лет, и два поэта притянулись друг к другу, как будто разные полюса магнитов. Евтушенко был первым, кто оценил ее стихи, еще десять лет назад, а роман у них начался намного позже. Они познакомились в институте и тогда их отношения были только дружескими, пока Евгений робко не признался девушке в любви.

Они жили душа в душу, муж буквально смотрел супруге в рот, записывая свои слова о любви в стихи. Вскоре Белла забеременела, но несмотря на любовь, Евтушенко был к этому не готов. Он заставил супругу сделать аборт, это было началом конца их брака.

Бывший Муж Беллы Ахмадулиной – Юрий Нагибин

Бывший Муж Беллы Ахмадулиной – Юрий Нагибин русский журналист, писатель, сценарист. Сразу после развода поэтесса встретила своего второго супруга, с которым она пошла под венец в 1959 году. Он был известным ловеласом, и женщины так и падали прямо у его ног. Белла стала пятой женой писателя-прозаика, но не последней.

Они прожили в браке 9 лет, а затем, как позже рассказывала следующая жена Нагибина, Юрий застал супругу в постели с женщиной. Были ли сексуальные эксперименты поэтессы правдой или наглой ложью новой супруги гения, уже никто не узнает, остается только факт: Ахмадулина не хотела уходить от мужа, на развод подал именно он, через 9 лет совместной жизни. После этого Белла взяла на воспитание девочку, Анну, из детдома, которые в дальнейшем жила с ее матерью.

Бывший Муж Беллы Ахмадулиной – Эльдар Кулиев

Бывший Муж Беллы Ахмадулиной – Эльдар Кулиев стал ее спасением после второго развода. В то время Белла очень разочаровалась в институте брака, жалела о том, что сделала аборт от Евтушенко и пребывала в дичайшей депрессии. Откуда взялся этот молодой человек, моложе поэтессы на 17 лет, никто из окружения Ахмадулиной не знал, но они сдружились и какое-то время просто поддерживали приятельские отношения, а вскоре Белла забеременела, так раскрылся их роман.

Злые языки говорят, что Белла и Эльдар часто напивались, и даже рождение дочери не повлияло на образ жизни, из-за чего девочку отправили к бабушке. Отношения этой пары закончились сразу после рождения дочки, а уже через год Белла была замужем в четвертый раз.

Муж Беллы Ахмадулиной - Борис Мессерер

Муж Беллы Ахмадулиной - Борис Мессерер стал ее последним мужчиной, с которым поэтесса прожила вплоть до своей смерти. Наверное, она по-настоящему любила его, раз столько лет прожила в браке, хотя свидетели их жизни говорят, что Борис всегда был более любящим и заботливым мужем, чем Ахмадулина женой. Но рядом с ним она была гостеприимной хозяйкой, хотя в доме на то время уже появилась домработница, так муж огараживал поэтессу от ненужного ей быта.

Любовь супруга Ахмадулиной проявилась и после ее смерти. Мужчина создал памятник жене и великой поэтессе, который был установлен в Тарусе в 2013 году.

Белла Ахмадулина стихи о любви лучшие читать онлайн

За время своей жизни поэтесса написала множество трогательных стихов, которые и еще сегодня можно услышать в разных советских фильмах. «Служебный роман», «Ирония судьбы», «Жестокий романс»… вот не полный список всеми любимых фильмов, в которых звучат строки из стихов Ахмадулиной, положенные на музыку.

Неоднократно поэтесса писала стихи и своим возлюбленным, например, Евтушенко. И хотя в сборниках стихов поэтессы есть совершенно разные темы, от одиночества до страны, многие считают что лучшие из произведений, которые написала Белла Ахмадулина, - стихи о любви. Лучшие читать онлайн можно прямо в интернете, где сегодня можно найти многие произведения ушедшей из жизни поэтессы.

Инстаграм и Википедия Беллы Ахмадулиной

Поэтесса неоднократно подвергалась критике со стороны советского правительства за свои смелые стихотворения и рифмы, но писать поэтесса не бросила.

Писательница была человеком старой закалки, и хоть любила общаться с читателями в свое время, даже в 2000-е, когда уже появилось много онлайн-ресурсов, не пользовалась интернетом, так что ее страниц нет ни в социальных сетях, ни в инстаграм. И википедия Беллы Ахмадулиной, и сайт о жизни известной поэтессы www.abella.in/ расскажут много интересного почитателям ее таланта и строк.

С раннего детства и на протяжении всей жизни Белла Ахмадулина держала домашних животных и помогала бездомным. Многие фотографии Ахмадулиной рассказывают о трогательной привязанности поэтессы к собакам

Начавшееся подобно прекрасной сказке детство Беллы оказалось омрачено не только войной, но и… школой. Если в образном мышлении и речи замкнутая и слегка нелюдимая девочка опережала сверстников к большому удивлению взрослых, то с письмом у нее не задалось сразу.

В 1944-м Белла пошла в школу, чтобы три года практически не появляться на уроках. Причиной такой нелюбви были вовсе не отсут­ствие способностей, нежелание учиться и даже не лень: девочка с огромной охотой впитывала все знания, которые давали ей родные, и очень много читала, причем не детские хрестоматии, а русскую классику — Пушкина, Гоголя. Нет, Бел­ле было противно всё то, что отличает школу как социально-образовательный институт от школы — места получения знаний: правила, порядки, излишняя строгость и стремление сделать учащихся одинаковыми, чтобы с ними удобнее было работать.

Ребенку с творческим образным мышлением и воспитанием в семье передовой интеллигенции школьная жажда унификации всего и всех казалась дикой.

Белла с детства мыслила образами, а в юности научилась переносить их на бумагу, тем самым выражая свои чувства и переживания. Писать и работать Ахмадулина могла где угодно, часто ее можно было увидеть записывающей свежие мысли в блокнот, который она всегда носила с собой.

Факты о творчестве

Писать стихи Белла начала рано, причем, как и у большинства молодых литераторов, первые ее тексты складывались под сильнейшим влиянием литературных кумиров.

Для Ахмадулиной таким кумиром и первым наставником стала Гарриет Бичер-Стоу, американская писательница, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома».

У нее Белла позаимствовала более чем странные для советского подростка образы своих первых стихотворений — ущемленных в правах негров-невольников и их несчастных голодных детей. С этими несвоевременными стихами Белла активно выступала в пионерских организациях и даже опубликовала их в «Пионерской правде», за что получила от старших коллег улыбку искреннего умиления и первый настоящий творческий совет — писать о вещах, известных и близких читателю.

Еще до выхода в свет первых поэтических сборников Белла Ахмадулина начала выступать с публичными чтениями своих стихов, как в компании других поэтов, так и сольно.

Лучшие вечера поэтессы собирали зрителей не меньше, чем премьеры выдающихся спектаклей. Ахмадулина любила выступать перед публикой и с удовольствием делала это вне зависимости от места, условий выступления и аудитории.

Даже на импровизированном помосте в толпе слушателей Белла чувствовала себя уверенно, ведь в конечном итоге поэзии нужен тот, кто напишет, и тот, кто сможет услышать и принять. Тонкий, звонкий голос Ахмадулиной, оставшийся с ней до конца дней, а также особая, надрывная интонация при чтении стихов сильно контрастировали с внешним видом стильной, уверенной в себе женщины, чем привлекали еще большее внимание публики к «поэту эстрады».

« Алла Пугачева не раз говорила о том, что очень любит стихи Ахмадулиной, что они близки ей. Не случайно примадонна российской эстрады включила в свой репертуар большое количество песен на стихи поэтессы.

Факты о личной жизни

Белла Ахмадуллина была очень привлекательной женщиной, мужчины влюблялись в нее сразу же после нескольких минут знакомства. Первым законным мужем Беллы Ахмадулиной был Евгений Евтушенко . Их брак был недолгим, Причиной развода с Е.Евтушенко стал аборт: Белла забеременела, а Евтушенко, считая себя само­го еще ребенком и испугавшись ответственно­сти, уговорил молодую жену, тоже не слишком готовую к материнству, сделать аборт. «Я не понимал тогда, — с горечью рассказывает Евту­шенко с высоты прожитых лет, — что если муж­чина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе». Действительно, брак оказался обречен. Долгие годы прожил Евтушенко с тяжким грузом на душе: из-за раннего аборта Ахмаду­лина не могла забеременеть. И был безумно рад, узнав, что спустя более пятнадцати лет Белла все-таки смогла родить дочь.

нность быстро сменились ссорами и расставаниями длиной вплоть до года, однако восемь лет брак все-таки продержался.

жизни Ахмадулиной можно было бы и вовсе пропустить, если бы он не стал самым важным в жизни Ахмадулиной как женщины. В 1973 году, в тридцать семь лет, поэтесса наконец-то стала матерью, родив Кулиеву дочь Елизавету.

Последним и главным спутником жизни Беллы Ахмадулиной стал известный художник Борис Мессерер . Союз поэтессы и художника продлился тридцать шесть лет и прервался лишь со смер­тью Ахмадулиной в 2010 году. Все годы совмест­ной жизни Мессерер трогательно опекал жену, заботился о ней, помогал воспитывать детей, хотя и не признавал их.

Знакомые пары гово­рили, что забота Мессерера переходила необ­ходимые рамки, его не раз упрекали в том, что жену он не любил вовсе, а любил свою любовь к ней, относился к Ахмадулиной, как к дорого­стоящей вазе, ухаживал, покупал наряды, всюду сопровождал, не допускал и мысли, что в жизни его и Беллы может быть что-то и кто-то помимо их любви. Вероятно, доля правды в этом есть.

После ее смерти художник посвятил себя памяти Беллы. Он по-прежнему принимает участие в творческих вечерах, посвященных жене, следит за изданиями ее книг. Однако главным его делом стало написание книги вос­поминаний об Ахмадулиной.

С 2011 года части мемуаров «Промельк Беллы» начали выходить в журнале «Знамя». Конечно, книга получилась очень личной и порой субъективной, да иначе и быть не могло, но она содержит большое ко­личество не известных ранее рассказов и бе­сед с Ахмадулиной в последние годы ее жизни, частично заменяющих так и не написанную по­этессой автобиографию.

Белла Ахмадулина похоронена на Новодевичьем кладбище, неподалеку от Андрея Вознесенского и Виктора Черномырдина. На могиле до сих пор нет памятника, хотя за работу над ним давно собирается взяться ее друг Зураб Церетели.

Ахмадулина любила красиво одеваться, приковывать к себе восхищенные взгляды окружающих и никогда не позволяла себе выйти в свет без тщательно продуманного туалета.

Белла любила творческие эксперименты и с радостью и воодушевлением приняла предложение Шукшина сняться в картине «Живет такой парень». Поскольку она практически сыграла саму себя, сегодня фильм представляет собой самый яркий и достоверный рассказ о том, как выглядела и работала молодая Ахмадулина-репортер

Поэтические вечера Ахмадулиной всегда собирали полные залы. И не только благодаря волшебному поэтическому дару, но отчасти из-за особой атмосферы, которая на них царила. Многие отмечали необыкновенную теплоту и душевность обстановки, искренность и любовь к людям, которые исходили от поэтессы. Она удивительным образом влияла на окружающих людей, щедро делясь не только своим талантом и частичкой души, но делая каждого немного лучше, очищая и возвышая человека в собственных глазах.

Многие фотографы запечатлели Беллу Ахмадулину с сигаретой или бокалом, которые стали неотъемлемой частью образа ни в чем не отказывавшей себе поэтессы и поводом для многочисленных сплетен и пересудов о ней.

Мало кто из людей литературы получал на свое имя столько грязных кляуз, как Белла Ахмадулина. В чем ее только не обвиняли! Причем повод мог быть любым — нападали на поэтессу даже за ее любовь к животным. Когда в браке с Нагибиным Ахмадулина попросила мужа изготовить гробик для погибшей любимой собаки и устроила настоящие похороны, ее обвинили сразу и в сумасшествии, и в буржуазности. На самом деле, в подобном жесте для поэтессы не было ничего показного, вызывающего и удивительного: она не скрывала, что животных любила больше, чем людей, и любила повторять цветаевское «Слово «СОБАКА» пишу большими буквами».

Сохранился в воспоминаниях об Ахмадули­ной один забавный случай из ее жизни, когда ради посиделок с другом кухню пришлось пе­реместить в подъезд. Однажды в гости к Бел­ле пришел известный поэт и старый приятель Евгений Рейн. Лестничные клетки тогда закры­вались на решетку, и в тот день Борис Мессе- рер по случайности ушел из дома с ключом, за­крыв решетку и тем самым заперев жену. Рейн, явившийся в гости не с пустыми руками, а с бу­тылкой коньяка для задушевного разговора, уже собрался было уходить, но Ахмадулина задержала его. Она вынесла из квартиры стол, принесла посуду, накрыла, достала закуски. Так поэты и пировали в подъезде, общаясь через решетку, пока Мессерер не вернулся домой и не произнес свою знаменитую фразу: «С ка­кой стороны ни посмотри, а поэты у нас сидят за решеткой…».

Изабелла Ахмадулина не любила своего имени и вскоре сократила его до Беллы. Близкие называли ее «наша Беллочка» или Белка. Необычное имя в литературном мире сделало поэтессу одной из главных героинь рифмованных эпиграмм. Особенно любили соединять в них Ахмадулину и Булата Окуджаву. Недаром после отказа от памятных орденов в честь юбилея Союза писателей по всей Москве звучало ироническое: «Только Белла и Булат отказались от наград»

Ахмадулина Белла (полное имя Изабелла Ахатовна Ахмадулина), крупнейший лирический поэт советского и постсоветского периода, родилась в Москве 10 апреля 1937 года в интеллигентной семье. Отец, Ахмадулин Ахат Валеевич, был заместителем министра, а мать, Надежда Макаровна Ахмадулина, работала переводчицей. Девочка росла в творческой атмосфере, в доме часто бывали известные писатели и поэты, и маленькая Белла с недетским интересом слушала разговоры взрослых об искусстве, театральных премьерах, новых книгах, обо всем, чем жила Москва в пятидесятых годах прошлого века.

Будущая поэтесса

Поэтический дар у Беллы Ахмадулиной проявился еще в детстве, она с легкостью рифмовала все, что приходило ей в голову, а в 12 лет девочка принялась записывать свои стихи в тетрадку. Когда ей исполнилось 15 лет, стихи юной поэтессы прочел известный литературный критик Д. Быков. По его образному выражению, Белла "нащупала свою манеру стихотворчества".

После окончания школы Белла Ахмадулина, биография которой открыла тогда свою главную страницу, подала документы на факультет журналистики, но экзамен провалила. В ответ на вопрос о содержании передовой статьи последнего выпуска "Комсомольской правды" Белла пожала плечами и заявила, что газету не читает.

Звания Ахмадулиной

Жизнь Беллы Ахмадулиной была наполнена русской поэзией до краев, она выпустила множество сборников, которые читала вся страна, была членом Союза писателей РФ, участвовала в работе Русского ПЕН-центра под председательством Андрея Битова, в котором Ахмадулина была в должности вице-президента совместно с Андреем Вознесенским. Также поэтесса являлась членом общественного комитета при Музее имени А.С. Пушкина на Пречистенке. Была Почетным членом Американской академии по литературе и искусству. Является лауреатом Государственной премии РФ, а также Государственной премии Советского Союза.

Поэтесса и цензоры

Признанной поэтессой Ахмадулина Белла стала еще до окончания Литературного института (диплом она получила в 1960 году). В 18-тилетнем возрасте Белла активно участвовала в протестном движении за справедливость, ее, как и многих советских писателей и поэтов, не устраивала жесткая цензура Комитета по печати. В 1957 году Ахмадулину раскритиковали в "Комсомольской правде", на что она ответила новыми стихами. Началась конфронтация с литературными чиновниками, партийными структурами и ректоратом института, в котором училась Белла. А когда она во всеуслышание отказалась от участия в травле Бориса Пастернака, ее исключили из Литературного института (формальным поводом стал не сданный зачет по марксизму-ленинизму). Однако вскоре Ахмадулину восстановили, так как инцидент грозил выйти на международный уровень.

Сокровище русской поэзии

За год до окончания института, в 1959 году, поэтесса написала свое первое, принесшее ей мировую известность, стихотворение "По улице моей который год...". После первого успеха Ахмадулина Белла продолжала работать как обычно, создавая настоящие шедевры. Поэтесса придерживалась старомодного стиля в своих стихах, хотя темы раскрывала самые современные. Стихи Беллы Ахмадулиной яркие, запоминающиеся, пронзительные, как сказал Иосиф Бродский, Белла - "сокровище русской поэзии".

Ахмадулина не признавала слово "поэтесса", требовала, чтобы ее называли "поэт". Когда "поэт" Белла Ахмадулина побывала в Грузии, в 1970 году, она полюбила эту страну, уезжая, оставила в Тбилиси часть своей души. Позже, уже будучи известной переводчицей, переводила на русский произведения Ираклия Абашидзе, Галактиона Табидзе, поэта-романтика XIX века Николая Бараташвили.

Поэтесса писала и в прозе, ее перу принадлежит цикл эссе о поэтах-современниках, а также о Пушкине и о Лермонтове. Творчество Беллы Ахмадулиной было отражено в бестселлере "Автограф века", 2006 года, в нем ей посвящена целая глава. А за границей поэтессе посвящались тома литературных исследований.

Стиль Ахмадулиной

Стихи Беллы Ахмадулиной изобилуют метафорами, которые, подобно бриллиантовой россыпи, украшают и облагораживают строки. Самое обычное повествование поэтесса переводит в причудливое переплетение аллегорий, и фразы приобретают оттенок архаичности, а простые словосочетания становятся перлами изящной стилистики. Такова Белла Ахмадулина, поэт.

Белла входила в кружок "шестидесятников", она вращалась среди самых известных поэтов того времени: Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского. Их выступления в Московском университете, Политехническом музее, Лужниках собирали огромные аудитории. В то время люди были не просто открыты новым впечатлениям, они были "распахнуты" для свежего ветра перемен, ждали изменений к лучшему, надеялись. Поэтому стихи поэтов и не в последнюю очередь Беллы Ахмадулиной становились подспудной критикой тоталитарного строя.

Публичные выступления

Белла Ахмадулина, биографиякоторой вызывала вопросы у партийных руководителей, стала первой советской поэтессой, которая говорила о простых вещах высоким поэтическим слогом. Ее выступления на сцене становились импровизацией мастера. Непередаваемая манера чтения, доверительные интонации, артистизм Беллы действовали на публику завораживающе. В зале стояла звенящая тишина, и только проникновенный голос поэтессы читал стихи, написанные высоким "штилем", который, тем не менее, понимали все. Напряжение было полуобморочным, позже Белла говорила: "...словно иду по острию каната..."

Выбор

Белла инстинктивно отстранялась от обыденности, бежала от современности, искала уединения в своем творчестве. Первый сборник поэтессы, под названием "Струна", вышел в 1962 году. В книге просматривается желание Ахмадулиной найти себя в русской поэзии. Она напряжена, дорог много, но хочется обрести единственно верный, свой путь. И Белла его нашла, именно в середине 60-х она перестала быть "витязем на распутье", и тогда сформировался тот высокий поэтический стиль, манера и музыка стиха, отличающие все творчество Беллы Ахмадулиной.

Возвышенная лирика, точность метафоры, свобода в построении стиха - все это стало "поэзией Ахмадулиной". В ее творчестве прослеживается одна интересная особенность: поэтесса общается с душой предмета. Дождь, деревья в саду, свеча на столе, чей-то портрет - все имеет душевные признаки в поэзии Беллы Ахмадулиной. Чувствуется ее стремление дать имя предмету и вступить с ним в диалог.

Прошлое и настоящее в творчестве Ахмадулиной

Стихотворения Беллы Ахмадулиной как бы ведут игру со временем, поэтесса пытается подчинить себе пространство, уходит мыслями в XIX столетие, эпоху рыцарства и благородства, аристократизма и великодушия. Там, в прошлом, Белла находит свое место, живет утраченными ценностями и жаждет вернуть их в свою современность. Пример тому - "Приключение в антикварном магазине", "Дачный роман", "Моя родословная".

Всю свою жизнь Белла Ахмадулина следовала принципу "дружественности", ей было важно "воздать благодарение", воспеть самую малость, ибо не существует этой малости - все велико. Поэтому Белла Ахмадулина о любви говорила так, словно ее слышал любовник, а на самом деле она обращалась к прохожему, читателю или самому обыкновенному человеку. Ее лирика пронизана участием, состраданием и любовью к несчастным людям, убогим, сирым существам в человеческом обличье.

Поэтесса Ахмадулина испытывала на себе действие критики по двум направлениям: официальной, которая ставила ей в вину манерность и трюкачество, и критики либеральной, допускающей "художества" в стихотворчестве. И те и другие доброхоты были порождением системы, и Белла их игнорировала. Вместе с тем поэтесса никогда не писала стихов на темы, имеющие общественное значение и социальный подтекст. Ее лирика была лиричной и никак не иначе, хотя лиричной можно было сделать ткачиху или доярку. И сделала бы, если б не соцсоревнование между ними, на котором настаивали партийные органы.

Личная жизнь

О Белле Ахмадулиной ходили слухи как о роковой женщине. И действительно, в нее влюблялись все, кто пообщался с ней хоть пять минут. Мужчины чувствовали ее недосягаемость, и это только разжигало страсть. Первым законным мужем Беллы был с которым она училась в Литинституте. Семейная жизнь двух поэтов проходила в ссорах и примирениях, прогулках по Москве и одаривании друг друга стихами. Евтушенко и Ахмадулина прожили вместе три года.

Вторым супругом поэтессы стал писатель. Влюбленность Нагибина была такой, что во время выступления Беллы на сцене он не мог сидеть, вставал у стены и держался, чтобы не упасть от необъяснимой слабости в ногах. В то время Белла была на пике своей экстравагантности. "Ангел, красавица, богиня", - так отзывалась о своей подруге Ахмадулиной. Брак с Нагибиным продолжался восемь лет. Прощание было болезненным, Белла даже написала стихи по этому поводу.

Были у Ахмадулиной и романы, она встречалась с Василием Шукшиным, даже снялась в его фильме "Живет такой парень", сыграв журналистку. Какое-то время жила с Эльдаром Кулиевым, сыном известного писателя Кайсына Кулиева. Брак был гражданским, но тем не менее у пары в 1973 году родилась дочь Лиза.

Затем, в 1974 году, Белла встретила театрального художника, который стал ее третьим и последним мужем, с ним поэтесса прожила более тридцати пяти лет. Как-то так само собой получилось, что практичный Борис Мессерер взялся вести дела рассеянной супруги. Он приводил в порядок ее стихи, написанные на чем попало, в том числе и на салфетках. Белла была благодарна мужу за это. Жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной оказались под надежной защитой. Супруг поэтессы охранял сокровище и свое, и всей русской земли.

Смерть Ахмадулиной

В октябре 2010 года Ахмадулина Белла почувствовала себя плохо, обострилось онкологическое заболевание. Поэтессу госпитализировали в Боткинскую больницу, где она была прооперирована. Наступило улучшение, и Ахмадулину выписали домой. Однако через четыре дня она скончалась.

Отпевание прошло в храме Святых Козьмы и Дамиана, в присутствии родных и близких. Затем в Центральном Доме литераторов с поэтессой простились все те, кого она при жизни называла "досточтимые мои читатели", а это многие тысячи людей. Похоронили Беллу Ахмадулину на Новодевичьем кладбище.

Великая русская поэтесса и переводчица Ахмадулина Белла Ахатовна родилась в Москве 10 апреля 1937 г. Будучи еще школьницей, начинает писать стихи и работает внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец»

В 1955 г. в журнале «Октябрь» и в газете «Комсомольская правда» впервые опубликованы ее стихи.

Окончив школу, Белла вступает в Литературный институт. За период учебы публиковалась в литературных изданиях. В 1959 г. отчислена из института за проваленный экзамен (неофициально- за отказ участвовать в травле Б. Пастернака) но вскоре восстановлена. Спустя два года после окончания института, издается ее первый сборник «Струна»(1962 г.), который принес ей известность в поэтических кругах.

Следующей же публикацией стал сборник «Озноб»(1968 г.). Стихи поэтессы издаются в СССР, однако, каждая книга подвергалась жесткой цензуре. В 1977 г. Ахмадулину избирают почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 80-е годы поэтесса издает ряд поэтических сборников и в 90-е выходит более десятка ее книг. Личная жизнь Ахмадулиной сложилась менее удачнее литературной деятельности.

С 1955 по 1958 Ахмадулина была женой Евгения Евтушенко. В 1959 г. вышла замуж за Юрия Нагибина, но через 9 лет брак разрушился. Разводясь, Ахмадулина принимает на воспитание приемную дочь Анну. В третьем браке с Эльдаром Кулиевым у писательницы рождается дочь - Елизавета(1973 г. р.), а уже в 1974 году снова вышла замуж последний раз - за Бориса Мессерера и оставила детей на попечение своей матери.

В жизни у Беллы Ахатовны были серьезные проблемы со здоровьем. Скончалось поэтесса 29 ноября 2010 года в карете скорой помощи после инфаркта.

Биография знаменитостей – Белла Ахмадулина

Изабелла Ахмадулина - знаменитая лирическая поэтесса и талантливая писательница. Она член Союза русских писателей и академии литературы в Америке. Ее творчество имеет особый стиль, отличающейся изысканностью, естественностью и эмоциональностью.

Детство

Появилась на свет Изабелла Ахмадулина в Москве 10 апреля 1937 года. Отец девочки был татарином, работал начальником на таможне, а мать, имевшая российско-итальянские корни, была переводчицей в Комитете госбезопасности. Из-за постоянной занятости на работе у родителей не было времени на воспитание дочери, поэтому маленькая Изабелла была на попечительстве бабушки. Она с детства научила будущую поэтессу любить литературу, читая ей произведения великих русских писателей.

Во время войны отца призвали на фронт. Беллу эвакуировали в Казань, где жила ее бабушка по линии отца. В Казане девочка сильно заболела. Лишь благодаря приезду матери она смогла выжить. Когда закончилась эвакуация, Ахмадулина пошла в школу. Адаптироваться ей было трудно, она часто прогуливала и не хотела учиться. Любила только урок литературы. Для того чтобы привыкнуть к школьному обучению, Белле потребовалось три года.


Начало творческого пути

Еще школьницей поэтесса посещала литературный кружок в Доме пионеров. В возрасте пятнадцати лет у нее уже прослеживался особенный, уникальный стиль. В 1955 году были напечатаны первые стихотворения юной Беллы. Они были трогательными, имели необычную рифму. Поэтесса посещала также занятия в Литобъединении. В этот период Ахмадулина твердо решает связать свою жизнь с литературным искусством. Она поступает в институт литературы. В 1959 году ее исключают из ВУЗа за то, что она отказалась поддержать обвинения против Пастернака. Поэтесса пошла работать корреспондентом в одну из газет Иркутска, в которой позже был напечатан ее рассказ "На сибирских дорогах". Главный редактор этого журнала поспособствовал тому, чтобы Беллу вернули в институт. В 1960 году она его закончила. Также поэтесса печатала стихи и статьи в журнале " Метростроивец".


В 1955 году в журнале «Октябрь» опубликованы первые стихи 18-летней поэтессы

Карьера

В возрасте двадцати двух лет Ахмадулина сочиняет стихотворение «По улице моей который год...», которое впоследствии становится очень популярным. В 1975 году на этот стих была написана музыка и готовый романс прозвучал в знаменитом кинофильме «Ирония судьбы или С легким паром!». Автором стихотворения «О, мой застенчивый герой», который прочитала героиня кинокартины «Служебный роман» также была Ахмадулина. Первый сборник стихов поэтессы появился в 1962 году. Он назывался «Струна».


Настоящая популярность к Ахмадулиной пришла после ее выступления в Москве в Политехническом музее. По словам поэтессы, ей тяжело давались публичные выступления, но она умело справлялась с волнением. Ее сочинения на творческих вечерах имели большой успех. Талант Беллы высоко оценили Рождественский, Евтушенко и другие мэтры. Ее произведения очаровывали особой изысканностью и лиризмом. В них переплетались традиции поэзии прошлых лет.



Второй сборник поэтессы, «Уроки музыки», выходит в 1969 году. За ним последовали и другие, ставшие впоследствии популярными («Метель», «Свеча» и прочие). Свои сочинения Белла писала с надрывом и в большом количестве. Отношение критиков к творчеству Ахмадулиной было разное. Одни упрекали ее за манерность, другие же были доброжелательны. Она приняла участие в съемках двух кинокартин: «Живет такой парень», где играла журналистку, а также «Спорт, спорт, спорт».


Белла Ахмадулина в кино - режиссёр Василий Шукшин "Живет такой парень"

Побывав в Грузии (1970 год), Ахмадулина была восхищена этой страной. Результатом этого стал сборник «Сны о Грузии». Она также занималась переводом стихов Чиковани, Бараташвили и других. Популярными стали и эссе поэтессы о творческих людях. Она писала о таких талантливых личностях как Анна Ахматова , Владимир Высоцкий, Марина Цветаева и многие другие.

Ахмадулина была участницей различных фестивалей поэзии.


Белла Ахатовна относится к так называемым поэтам "Шестидесятникам"

Ахмадулина с Булатом Окуджавой и Александром Солженицыным

Личная жизнь

Замуж поэтесса вышла в восемнадцать лет за Евгения Евтушенко, режиссера и поэта. Через три года они развелись. Следующим ее избранником был Юрий Нагибин, писатель. Этот брак тоже длился не долго (девять лет). В 1968 году поэтесса удочерила девочку из детского дома, Аню, и дала ей фамилию бывшего супруга - Нагибина. В гражданском союзе с Эльдаром Кулиевым, который тоже оказался непродолжительным, у пары родилась дочь Елизавета. Вскоре Белла вновь выходит замуж. Со своим супругом Борисом Мессерером она прожила почти тридцать лет.



Последние свои годы писательница провела в Переделкино. Она постоянно болела, плохо видела, поэтому перестала писать. В возрасте семидесяти четырех лет (29 ноября 2010 года) поэтесса умерла от сердечно-сосудистого криза. В Доме литераторов в столице прощались с легендарной Беллой Ахмадулиной.

В память о легендарной поэтессе открыты памятники в Москве и Тарусе. А также 2012 году была учреждена премия «Белла», награждают ею молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Инициатором учреждения стал ее муж Борис Мессерер. Церемония награждения проводится дважды в год в Москве и Италии, учитывая, что у Беллы были итальянские корни. Призовой фонд составляет 3000 евро, и получить его могут талантливые поэты даже за одно стихотворение.