Тема урока: «Болезни органов дыхания». Никитенко О.Д. Учитель биологии МОУ СОШ № 5

1. Расширить знания о составе воздушной среды; необходимости проветривания помещений; 2. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний. 3. Обосновать вредное воздействие курения.

Воздушная среда жилых помещений, характерные особенности. Изменение химического состава и физических свойств воздуха. Воздух Кислород Углекислый газ Пары воды Вдыхаемый 21 % 0,04 % Мало Выдыхаемый 16,4 % 4% Много

Пребывание в плохо проветриваемом помещении. Снижает работоспособность человека. Вызывает головную боль.

Пребывание в пыльном помещении. Содержащаяся в воздухе пыль, дым могут травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. На пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний.

Задания группам. Работа по вариантам: 1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит 2 вариант –бронхиальная астма, ОРЗ. 3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.

План подготовки сообщений. Название болезни. Причины возникновения. Путь передачи (если имеется). Симптомы, по которым можно определить болезнь. Лечение. Профилактика.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Грипп Вирусная инфекция Воздушно – капельный Повышение температуры. Головокружение Потеря аппетита. Иногда – носовое кровотечение, рвота. Антибиотики и другие препараты не помогут, так как не действуют на вирус. Интерферрон. Постельный режим. Горячее питье. Профилактическая прививка. Оксолиновая мазь. Интерферрон.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Острый бронхит Респираторные вирусы Сильный кашель с мокротой. Повышение температуры. Одышка. Антибиотики. Средства от кашля. После падения температуры Можно ставить компресс и делать ингаляции. Нельзя переохлаждаться. Своевременное лечение инфекций дыхательных путей.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни. Причины. Пути передачи Симптомы. Лечение Профилактика Хронический бронхит Длительное воздействие на слизистую оболочку бронхов вредных примесей (табачный дым, выхлопные газы, производственные загрязнения). «Запущенный» острый бронхит. Небольшой кашель с мокротой. Хроническое заболевание. Средства против кашля лишь ненадолго устраняют кашель. Отказаться от курения. Не запускать лечение острого бронхита. Сменить вредное производство.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Бронхиаль ная астма Контакт с аллергеном. Острые заболевания органов дыхания. Ангина. Физические и психические травмы. В отдельных случаях – введение глобулина и профилактические прививки. Больные становятся беспокойными, чешутся, не находят себе удобного положения. Дыхание учащается. Нередко повышается температура тела. Специальные ингаляторы, назначенные врачом. Диспансерное наблюдение. Здоровый образ жизни: соблюдение режима труда и отдыха с достаточным пребыванием на воздухе. Рациональное питание. закаливание. Занятие спортом.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика ОРЗ Вирусы. Бактерии. Воздушно - капельный Повышение температуры. Насморк. Покраснение слизистой глаз. Ангина. Пневмония. Антибиотики на вирус не действуют. Постельный режим. Симптома тичное лечение. Жаропонижающие. Вакцинация. Для профилактики вируса группы А можно использовать ремантадин.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Пневмония Вирусы пневмо- и стафилококки Другие микро организмы. Озноб. Высокая температура. Боль в грудной клетке при дыхании. Иногда кашель со слизисто-гнойной мокротой. Антибиотики. Общеукрепляющие препараты. Стационар. Своевременное лечение ОРЗ. Исключить переохлаждение.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Туберкулез Бактерия – палочка «Коха». Воздушно – капельный. Бытовой: посуда, мочалка, дверная ручка и др. Кашель с серой мокротой. Длительное, ежедневное, незначительное повышение температуры. Специальными препаратами в стационаре. Ежегодное флюорографическое обследование. Соблюдение личной гигиены. Профилактические прививки.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика. Рак легкого Опухоль на покровном эпителии, вследствие действия курения или канцерогенов На ранних стадиях – никаких. Позднее – упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты. Боль в груди. Одышка. Хрипы в легких. Охриплость голоса. Потеря аппетита и/или веса. Зависит от размеров и стадии, а также от общего состояния больного. Стандартные методы – облучение, химиотерапия, операция. Правильное питание (овощи, фрукты, витамины). Занятие спортом. Отказ от курения.

Заболевание вызывается «палочкой Коха», можно заразиться через посуду, мочалку, воздушно-капельным путем. Отмечается кашель с отделением серой мокроты, вечерами поднимается невысокая температура.

У больного отмечается небольшой кашель с мокротой вследствие длительного курения.

Резкое повышение температуры, головокружение, анорексия (потеря аппетита), может быть рвота, иногда - носовое кровотечение.

Можно заразиться воздушно-капельным путем, так как это заболевание носит вирусный характер. Отмечается насморк, боль в горле, повышение температуры.

Сильный кашель с мокротой, повышение температуры тела, одышка, вследствие переохлаждения организма.

Больного мучает упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты; боль в груди; одышка; хрипы в легких; охриплость голоса; упадок сил; потеря аппетита и/или веса;

Больные становятся беспокойными, чешутся, не находят себе удобного положения, дыхание учащается, затрудняется, нередко повышается температура тела.

Озноб, высокая температура, боль в грудной клетке при дыхании, иногда кашель со слизисто-гнойной мокротой.

Выводы: Проветривание помещений. Здоровый образ жизни. Закаливание. Отказ от курения.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Заболевания органов дыхания».

Цели и задачи:

Расширить знания учащихся о состоянии воздушной среды.

Сформировать у учащихся понятия о болезнях органов дыхания.

Показать значимость охраны органов дыхания в быту и на производстве.

Развивать у учащихся умения объяснять причины заболеваний органов дыхания.

Научить различать симптомы заболеваний органов дыхания.

Сформировать навыки профилактики воздушно – капельных и пылевых инфекций.

Показать значимость физического труда и здорового образа жизни для профилактики болезней органов дыхания.

Расширить знания о вредном воздействии курения на организм человека.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Татарска

Урок по теме

«БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ».

Учитель биологии и химии

1 квалификационной категории

Никитенко О.Д.

2012 год.

Конспект урока по теме

«Болезни органов дыхания» 8 класс.

Цели и задачи:

1. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний.

2. Расширить знания учащихся о составе воздушной среды; гигиенических требованиях к воздушной среде; формировать умения разъяснять необходимость проветривания помещений;

3. Обосновать вредное воздействие курения.

4. Продолжить развивать умения самостоятельной работы учащихся с текстом.

Тип урока – изучение нового материала.

Вид урока – частично- поисковый.

Методы, используемые на уроке : репродуктивные, частично-поисковые.

Оборудование : мультимедиапроектор, «Курительный аппарат», «спички», текст с описанием заболеваний органов дыхания, слайды, жетоны, конверты.

Ход урока.

I.

Введение

Вступительное слово . Постановка цели и задач урока Сегодня на уроке мы познакомимся с основными, наиболее распространенными заболеваниями органов дыхания человека. Научимся различать симптомы каждого из заболеваний, а также как их можно предотвратить, а уж если заболели, то лечить .

(слайд 1-2)

Кроме того, я расскажу вам о вредном влиянии курения на органы дыхания человека, продемонстрирую то, что остается в легких после выкуривания одной сигареты.

Итак, начинаем наш урок, посвященный болезням органов дыхания. Запишите, пожалуйста, в тетради число и тему урока, которая представлена на слайде (слайд 1).

Слушают рассказ учителя

Записывают тему урока в тетрадь

II.

Изуче

ние

нового материала

III. Закреп

ление изучен

ного.

IV.

Д/З.

Воздушная среда жилых помещений.

В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр. Это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.

Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха (слайд 3). В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,5% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.

В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности (Слайд 4). Пребывание человека в таком помещении снижает работоспособность, вызывает головную боль, приводит к разнообразным заболеваниям. Содержащаяся в воздухе пыль (слайд 5) опасна тем, что может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. Кроме того, на пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Для того, чтобы воздушная среда в помещении соответствовала норме, необходимо его регулярно проветривать. Все эти факторы оказывают негативное влияние на органы дыхания человека, вызывая отклонения в их работе.

Болезни органов дыхания, их профилактика.

Так какие же заболевания органов дыхания могут возникнуть у человека, мы сейчас выясним с вами. Для этого вам необходимо поработать в парах. На ваших столах лежат карточки с характеристикой болезней органов дыхания. Вам необходимо изучить характеристику болезни, определить возбудителей, симптомы, профилактику и лечение. На эту работу вам отводится 5-7 минут.

Работа по вариантам: (слайд 6)

1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит

2 вариант – бронхиальная астма, ОРЗ

3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.

План подготовки сообщений представлен на слайде (слайд 7)

Результаты вашей работы мы занесем в таблицу.

Кто готов ответить?

По ходу ответов, учащиеся этого же варианта сравнивают их со своими ответами, записывают болезни в тетрадь, затем ответы сравнивают с таблицей на слайдах.

(Слайды 8-15 по ходу ответов по вариантам).

Ну вот, мы узнали об основных болезнях органов дыхания, научились их распознавать, лечить, а лучше предотвращать.

(Слайды «На ошибках учатся только дураки»).

Слайд 20. Советы валеолога:

Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.

Не курите до приема пищи.

Возникло желание покурить – не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки, по крайней мере в течении 3 минут.

Уберите из комнаты все предметы, напоминающие о курении.

Выкуривайте только половину сигареты.

Чаще находитесь в местах, где запрещено курить.

Найдите себе партнера, с которым вы вместе бросите курить. Постарайтесь помочь ему в этом.

Если вы не покупаете сигарет, откладывайте эти деньги и в конце недели подсчитайте сэкономленное.

Не носите сигарет с собой, спрячьте их.

Слайд 21. Современное оружие- это сигарета!

Противопоставим этому злу здоровый образ жизни!

Задумайтесь над своим образом жизни!

Слайды к уроку.

Слайд 16. Допустим, что вы врач и вам необходимо определить заболевание и дать рекомендации.

На слайдах дана характеристика путей заражения и симптомов заболеваний органов дыхания. Вам необходимо определить заболевания и дать необходимые рекомендации по лечению и профилактике.

Слайды 17-23 .

Итак, подводя итог урока, какие выводы вы сможете сделать?

Слайд 24.

Слайд 25.

подготовить тест, кроссворд или ребус по теме

«Дыхательная система».

Слушают рассказ учителя

Работа в парах по вариантам

7 минут

Отвечают, придерживаясь плана.

Сравнивают свои ответы с ответами на слайде.


Четверо учащихся представляют результаты своего исследования по теме «Врез курения». Остальные заслушивают сообщения учащихся с демонстрацией слайдов, задавая интересующие вопросы.

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

(Слайд 1). Продолжая разговор о воздушной среде и вредных веществах, необходимо отметить вредное влияние курения на органы дыхания и организм в целом.

Жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик табака. Мы поговорим о вреде курения для здоровья человека.

(Слайд 2). Еще известный немецкий ученый и поэт Гете говорил: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой».

(Слайд 3). Происхождение слова «табак».

ТАБАК, род одно- и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. 66 видов. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России - в южных районах. В сухих листьях табака настоящего 1-3,7% никотина, 0,1-1,37% эфирных масел, 4-7% смол. Табак крылатый, табак Сандера и др. виды - декоративные.

(Слайд4). Как растение оказалось в Европе?

В 1492 году испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Колумб вывез семена в Европу, поверив в целебную силу этого растения.

Слайд 5. Почему табак считали целебным средством?

На Руси семнадцатого-восемнадцатого веков табак применяли от «грудной немочи», при простудах, малярии.

Выращивали как декоративное растение.

Слайд 6. Почему изменилось мнение о табаке?

«Пити табак»- это означает действие, подобно вину и водке. Неисправимых курильщиков наказывали «сечением кнутом».

«Кто курит табак – тот хуже собаки». Призрачный мир радости.

Слайд 7. Состав табачного дыма:

400 химических веществ ! Среди них: предельные, непредельные углеводороды, спирты, фенолы, сернистые соединения, алкалоиды (среди них никотин), мышьяк, медь, железо, свинец, марганец, никель, полоний (в том числе радиоактивный), титан, цинк, радиоактивный калий, оксиды цинка и калия.

Свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм человека.

Демонстрация курительного аппарата.

Слайд 8. А вы знаете, что?

20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8 – 12 лет.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.

Слайд 9. Канцерогены.

При контакте с живыми тканями вызывают раковые опухоли. Рак легких – 90 % курящих. Угарный газ – СО – способствует отложению холестерина (жироподобного вещества) на стенки аорты и сосудов сердца. Атеросклероз, нарушение мозгового кровообращения.

Кислородное голодание тканей.

Слайд 10. Дыхательные функциональные пробы.

Слайд 11. В состав табака входит никотин -сильнодействующий ЯД!

Свое название никотин получил от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1760 году преподнес семена табака французской королеве Екатерине Медичи, указывая на якобы целебные свойства табака.

Слайд 12. Наиболее страдающие от никотина органы – легкие!

Рак. Туберкулез легких. Хронический бронхит. Пневмония.

Слайд 1 3. Болезни курильщиков!

У 36% курильщиков–заболевания органов пищеварения.

У 20% - заболевания органов дыхания. У 11% - заболевания сердца и кровеносных сосудов.


Слайд 14. Криминальная хроника.

В мире ежегодно умирает от курения 1,5 млн человек.

В нашей стране – 100 000 человек. От курения умирает больше людей, чем от алкоголя, авиа- и автокатастроф, суицидов и насилия.

Слайд 15. Курение мужчин – беда! Курение женщин – дважды беда!

Курение вызывает различные заболевания в период беременности, родов, а также детские болезни.

Слайд 16. Пассивное курение!

«Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других». Семашко Н.А.

Нахождение в прокуренном помещении в течении 8 часов приравнивается к 5 выкуренным сигаретам.

Слайд 17. Откуда тяга к курению у молодежи?

Потому что это круто. С сигаретой чувствуешь себя занятым. Сигарета помогает успокоиться и отвлечься. Чтобы расслабиться. Потому что это мне просто нравится.

Слайд 18. Факторы, способствующие началу и продолжению курения!

Психологические : любопытство, желание экспериментировать, вызов, потребность казаться сильным, взрослым.

Социальное окружение: пример и отношение родителей, сестер и братьев, давление товарищей, пример «ключевых» взрослых – преподавателей, певцов, актеров.

Слайд 19. Результаты обследования в нашей школе:

класс – 0% курящих. 6 класс – 18%(3 человека).

класс – 10%(1 человек). 8 класс – 35%(6 человек).

класс – 42%(9 человек). 10 класс – 8%(1 человек).

класс – 44%(4 человека).

Зачитывают советы валеолога на листовках.

Определяют вид заболевания.

Делают выводы.

Записывают Д/З

Список используемых ресурсов .

Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. Санкт – Петербург, «Париет», 2006 год.

Тема урока: Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания.

Составила учитель биологии МАОУ «СОШ№8»: Зарубина М.Г.

Цель: Формирование экологической компетентности и стремление к здоровому образу жизни.

Цель: познакомить с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрыть причины заболеваний органов дыхания, их профилактику.

    Обучающие:

    актуализировать знания о системе дыхания;

    сформулировать знания о влиянии окружающей среды на органы дыхания и на здоровье человека;

    дать понятие о наиболее распространенных заболеваниях органов дыхания и профилактических мерах;

    актуализировать знания о вреде курения.

    Развивающие:

    развивать умение работать с дополнительной научно – популярной литературой;

    развивать умение работать в поисковой системе Интернет;

    развитие монологической речи и умения вести диалог;

    развитие умения формулировать выводы.

    Воспитательные:

    Способствовать выработке стойкой привычки вести здоровый образ жизни.

Тип урока : урок формирования и совершенствования знаний.

Методы: - словесные

Наглядные

Практические.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

    представление о многообразии жизни и сложных взаимосвязях в биосфере, позволяющее вырабатывать осознанную и осмысленную позицию в отношении биологических процессов и явлений, своего места в мире;

    Понимание уникальности и уязвимости жизни как природного явления, осознание ценности жизни человека и других живых существ Земли;

    Установка на здоровый образ жизни;

    Уважительное отношение к мировой и отечественной науке;

    Способность продолжать изучение биологии, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения.

Метапредметные результаты:

    способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность: формулировать вопрос в проблемной ситуации, искать способы действия для решения новой задачи, контролировать и оценивать ход уяснения содержания;

    Умения и навыки экспериментирования (планирования опыта и наблюдения, подбора и использования оборудования и материалов с учётом возможных ограничений экспериментирования, соблюдения правил техники безопасности, описания и интерпретации результатов);

    Умение осуществлять информационный поиск для решения задач в учебной, справочной, научно-популярной литературе, в сети Интернет, других поисковых системах;

    Умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (тексты, схемы, таблицы, картосхемы, разрезы и пр.);

    Умение использовать модели объектов и процессов для оценки воздействия разных факторов на ход процессов и прогнозирования изменений систем (в рамках изученного);

    Способность осуществлять содержательное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения; описывать и характеризовать результаты своей исследовательской и практической деятельности, превращая результат своей работы в продукт, предназначенный для других.

Предметные результаты:

    понимание структурно-функциональных связей в биологических системах, позволяющее определять функции биологической системы по её текстовому описанию или графическому изображению и описывать особенности биологической структуры по её функции в биологической системе более высокого уровня организации;

    понимание физиологических процессов организма в их взаимосвязи и динамике, позволяющее предсказывать последствия для организма нарушения одного из основных физиологических процессов путем выявления прямых и обратных, положительных и отрицательных связей; оценивать влияние на организм человека факторов среды; использовать знания о физиологических процессах для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни;

Ход урока:

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный момент (2мин)

    приветствие;

    подготовка аудитории к работе;

    наличие учащихся в классе.

II . Актуализация знаний (5мин)

Для начала проверим, как вы усвоили ранее изученный материал.

Проверять будете сами.

1.Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
А) увеличивают поверхность слизистой
Б) являются чувствительными приборами
В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

2.Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
А) хрящевые пластинки
Б) хрящевые полукольца

2.Альвеолы – это
А) разветвления трахеи
Б) лёгочные пузырьки
В) выпячивания лёгочных пузырьков

3.В каких отделах мозга находится дыхательный центр
А) в среднем мозге
Б) в мосту
В) в продолговатом мозге

4.При вдохе
А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

5.Орган, в котором образуются звуки
А) носоглотка
Б) гортань
В) трахея

Дети получают задание. Тесты

Самопроверка.

Выставляют в оценочный лист.

III . Формирование новых знаний (28 мин)

Сегодня мы продолжаем разговор о дыхании. Скажите, для чего мы дышим?

Ответ: Ответ учащихся:

Обеспечение организма кислородом.

Удаление углекислого газа.

Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности.

Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Ребята, наш урок сегодня я начну с интересных фактов: по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % - 40 % - хронические заболевания.
- Устрашающие цифры, не так ли?

А что именно, по вашему мнению, пагубно влияет на здоровье детей?

/ предполагаемые высказывания учащихся: алкоголь, наркотики, курение и т.д./

Да, вы правы, но не только алкоголь, наркотики, табак оказывают влияние на здоровье, но и не знание индивидуальных особенностей своего организма, его развития и питания.

Скажите, что прежде всего влияет на работу дыхательной системы? /чистый воздух/

В большинстве городов мира, да и не только городов, воздух загрязнен. ежегодно на головы жителей (особенно больших городов) падает до 100 кг загрязняющих веществ.

А теперь скажите, исходя из последних уроков и того о чем мы сейчас обговорили, чему вы должны научится на уроке?
- Запишем тему урока в тетрадь.

Тема сегодняшнего урока –« Заболевания органов дыхания, их предупреждение» Слайд № 2,3

Задачи: На уроке нам предстоит с вами познакомиться с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрыть причины заболеваний органов дыхания, их профилактику.

Мы разделимся на группы:

Экологи

Медики

Валеологи

Физиологи

Каждая группа приготовила свой проект по решению наших задач.

Ответ учащихся

(высказывания ребят по данному вопросу)

Дети формируют задачи урока и тему.

Работа в тетради.

А что же является загрязнителями воздуха?

1 группа Экологи

проект «Загрязнители воздуха»

– Большой проблемой становится загрязненность воздуха.

Мы проводили исследовательскую работу с целью изучить

«Определение запыленности воздуха по снегу» и

« Исследование содержания твердых примесей в воздухе помещений»

Загрязнение воздуха отрицательно сказывается на здоровье человека: могут вызвать различные легочные заболевания. Нужно следить за чистотой воздуха в помещениях, проветривать их, делать влажную уборку

Слушают, делают записи

Бороться с пылью – значит бороться с возбудителями болезней

Какие болезни органов дыхания вы знаете?

На эти вопросы более подробно нам расскажу медики.

2 группа медики

Проект «Инфекционные заболевания органов дыхания».

Задачи:

Инфекционные заболевания

Основные пути заражения.

Возбудители.

Симптомы, очаги поражения.

2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

3.Проветривание, влажная уборка помещения.

Слушают, делают записи

Ребята, не только чистый воздух залог правильной работы дыхательной системы, но и правильное дыхание.

Одним из показателей хорошего состояния дыхательной системы, является жизненная ёмкость лёгких.

3 группа физиологи с проектом

«Как надо дышать»

Жизненная емкость легких

Какое дыхание считается правильным?

Дыхательная гимнастика.

1.Есть такое понятие – жизненная емкость легких - ЖЕЛ

Если сделать глубокий вдох, а затем выдохнуть весь воздух, то выдохнутый объем воздуха и составит жизненную емкость легких. Но и тогда после выдоха в легких остается более 1 л воздуха (остаточный объем). Жизненная емкость легких измеряется при помощи прибора спирометра.ЖЕЛ зависит от:

    Возраста

    Степени тренированности

    Какой должна быть жел:

    Жел (л) мужчин=2,5*рост (м)

    Жел (л) женщин=1,9*рост (м)

    2,5 и 1,9 - коэффициенты

При тяжелой физической работе, беге, вентиляция легких достигается за счет большой глубины дыхания.

Людям с низкой жел приходится дышать часто и поверхностно, ткани получают мало кислорода и человек не может выполнять работу.

Развивая дыхательные мышцы мы можем увеличить жел.

Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний).

Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!

2.Дыхательная гимнастика.

Йоги – фанатики дыхания. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики. Они убеждены, что, умея контролировать свое дыхание можно не только излечить недуги, но и победить в себе страх, любые «низкие» эмоции.

Дыхательная медитация.

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», он «выныривает».

Шарик

Предлагаем представить, что вы – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.

Ветерок

Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).

Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).

Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

«Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.

«Обнималки» - разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимает себя и делаем выдох.

«Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.


Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи и т.д.
Дышать нужно глубоко и размеренно.

Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом*.

Гребля, ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание.

Полезно бывать на свежем воздухе.

Дышать надо через нос.

При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.

Важно бороться с пылью на улице и в помещении.

Для правильного дыхания важна правильная осанка.



Делают записи

Выполняют упражнения

Весь мир сегодня борется с вредными привычками и, в первую очередь, - с курением. Выяснить, насколько пагубно пристрастие к табаку нам поможет:

4. Группа «Валеологи» (специалисты по здоровому образу жизни).

Творческий проект «Курить – здоровью вредить!»

Колумб Америку открыл,

Великий был моряк.

Но плохо тем, что приучил

Он всех курить табак.

От трубки мира у костра,

Раскуренной с вождём,

Привычка вредная пошла

В масштабе мировом.

1. изучение теории вопроса.

2. формулирование проблемы

3. «Как можно отказаться от предложения покурить?

Форма представления результатов проекта :

1. «Как можно отказаться от предложения покурить?»

2. Презентация.

3. Памятка:

Курение угнетает нервную систему;

Курение поражает легкие и сердце;

Курение обостряет течение всех болезней;

Курящий человек неприятен окружающим;

Здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках.

Я призываю – любите себя,

Свой мозг, свою печень и сердце, друзья.

Сделайте вывод сами немедля –

Курить человеку опасно и вредно!

Слушают, делают записи в тетрадях

- Человеку создать идеальные условия невозможно. Наступает момент, когда он заболевает. Первое, что может ему помочь – это травы. Отвары трав оказывают различное воздействие на организм человека: успокаивающее, противовоспалительное отхаркивающее, кровоостанавливающее. При поражении дыхательных путей можно рекомендовать: капли в нос, противовоспалительные, отхаркивающие средства.

Рецепты на столах для каждого ученика.

Может вы знаете, какие-то особые рецепты?

Кроме того, есть еще витаминизированные отвары, например – шиповник. Вот мы вас им, и угощаем (раздают отвар в чашках).

Пьют отвар

IV . Закрепление (7 мин)

V .Домашнее задание

Таким образам, какой нужно вести образ жизни, чтобы сохранить и укрепить своё здоровье?

Решите биологическую задачу: Почему людям, живущим в городе, не рекомендуется заниматься бегом в жилой и транспортной зоне?

Какие негативные факторы влияют на дыхательную систему?

Расход кислорода усиливается, человек начинает интенсивнее дышать и поглощать при этом пыль и всякие примеси газов, которые оседают в легких.

- Экологическое загрязнение атмосферы

-Уничтожение лесов и загрязнение океанов

-Курение (табачный дым и смолы)

-Неправильное дыхание

-Возбудители инфекционных заболеваний

Ответы учащихся.

V . Итог ( Слайд)

Запишите в тетрадь.

Отказ от вредных привычек – курение;

Проветривать помещение;

Чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и в парках;

Витаминизированное питание;

Занятие физической культурой и спортом

Ответы учащихся

Записывают в тетрадь

VI . Домашнее задание (2мин) ( Слайд)

Параграф 27.,

Сделать презентацию о здоровом образе жизни

Творческие задачи

1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоту 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода).

2.У водолазов, находящихся в зоне повышенного давления происходит насыщение тканей организма азотом и гелием. Объясните, почему водолазам нельзя быстро подниматься с большой глубины в зону пониженного давления? (При быстром переходе из зоны высокого давления в зону пониженного давления избыточно растворенный азот и гелий не успевают выводиться через легкие, следствием чего является переход газов из растворенного состояния в газообразное с образованием пузырьков, которые закупоривают кровеносные сосуды. Необходимо соблюдать правильный режим перехода от высокого давления к низкому).

3.В романах Ф. Купера индейцы иногда спасались от врагов, погружаясь в воду и дыша при этом через полую камышинку. Однако дышать таким способом можно на глубине, не превышающей 1,5 м. (На большей глубине давление настолько возрастает, что вдох сделать невозможно.)

Дети записывают в дневник.

VII . Рефлексия (1мин)

Ребята, большое спасибо вам за работу. Мне было очень приятно, что вы были так активны на уроке и соответственно получили хорошие результаты.

И в завершении:

Перед вами чистые листы бумаги, пожалуйста, напишите на них:

Если вам на уроке было всё понятно и интересно;

Если вам не всё было понятно, но интересно;

00- если вам всё было непонятно и не интересно.

Дети пишут на заготовленных листах.

Тема урока: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о дыхательной системе. Тема нашего урока «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания». Работать вы сегодня будете с опорными конспектами, которые потом можете поместить в свою тетрадь.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам вспомнить строение дыхательной системы.

    Актуализация знаний.

Сейчас вам будет представлен видеофрагмент процедуры бронхоскопии, которая позволяет рассмотреть строение воздухоносных путей при помощи видеокамеры. Я буду останавливать видео, а вы должны будете назвать органы, которые увидите на экране.

    Просмотр видеоматериала «Бронхоскопия» с паузами. Учащиеся называют органы дыхательной системы (трахея, бронхи, лёгкие, альвеолы).

    Какие слова часто можно услышать от влюбленного человека? «Ты нужна мне как воздух, я дышу тобой, без тебя нет мне жизни!» Почему влюбленный сравнивает свою возлюбленную именно с воздухом, а не с водой или пищей?

Дыхание – наиважнейшая функция организма. Дыхание и есть сама жизнь. В нашей стране реализуется национальный проект «Здоровье», главной целью которого является укрепление здоровья граждан. Поскольку заболевания дыхательной системы занимают одно из первых мест у населения страны, очень важно обладать знаниями о видах заболеваний, мерах их профилактики. Об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке. Ну и конечно-же мы не оставим в стороне тему курения, поскольку эта пагубная привычка влияет в первую очередь на систему дыхания.

    Изучение нового материала.

Может ли человек самостоятельно оценить состояние своих органов дыхания? Какие показатели могут говорить о том, что они не в порядке?

    Методы самоисследования дыхательной системы.

Наличие кашля, хрипов, чихания (чистота дыхания)

Количество дыхательных движений и их равномерность (частота дыхания)

Наличие болезненных ощущений в воздухоносных путях

Определение жёл (эксперимент с шариками)

2. Медицинские методы исследования состояния дыхательной системы.

Прослушивание (аускультация) – чистота дыхания

Флюорография – затемнения, которые говорят о патологии (нарушение воздушности)

Бронхоскопия (наличие новообразований, аденоиды у детей)

Перкуссия (простукивание)

Спирометрия (определение ЖЁЛ)

Запишем эти методы исследования в опорный конспект.

Для чего проводятся эти исследования?

При помощи этих методов врачи диагностирую различные заболевания дыхательной системы. Мы с вами остановимся на наиболее распространенных. У вас на партах лежат карточки с информацией. Вы можете работать группами по 2 парты. Ваша задача внимательно изучить информацию на карточках либо в учебнике и заполнить соответствующую графу в вашем опорном конспекте.

3. Изучение заболеваний органов дыхательной системы.

Заболевание

Посмотрите внимательно на таблицу в вашем опорном конспекте. Как вы думаете, почему в раке легких отдельно выделена причина заболевания, а в остальных болезнях нет?

В таблице перечислены инфекционные заболевания. причиной которой являются вирусы, бактерии, грибки.

Рак лёгких

4. Методы профилактики заболеваний.

Здоровый образ жизни: сбалансированное питание, закаливание (прогулки), физическая активность (физкультура, спорт)

Проветривание и уборка помещений

Разведение цветов в помещениях

Регулярный медосмотр

Использование маски при нахождении в местах скопления людей во время эпидемии

5. Дыхательная гимнастика

«Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.

«Обнималки»- разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимает себя и делаем выдох.

«Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.

Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи и т.д.

6. Курение

Представим себе человека, который выполняет все меры профилактики заболеваний: правильно питается, спортсмен, закаляется, но тем не менее, он постоянно болеет. Предположите, какая привычка может быть у этого человека?

Итак, поговорим о курении. Как происходит процесс курения? Посмотрим видеофрагмент.

Какие же вещества содержаться в сигаретном дыме?

Работа со слайдом.

7. Влияние продуктов курения на организм.

Никотин – наркотик, вызывающий зависимость; поражает нервную систему, органы чувств, дыхания, пищеварения, кровеносную систему; он относится к ядам, вызывающим сначала привыкание, а затем - болезненное влечение, токсикоманию.

Оксид углерода – газ, соединяющийся с гемоглобином в 200 раз активнее, чем кислород, что приводит к возрастанию нагрузки на кровеносную систему (сердце)

Полоний 210 – металл, обладающий радиоактивными свойствами (α- излучение)

Кадмий – тяжелый металл, накапливается в почках, обладает токсичным действием, снижет плотность костной ткани.

Смолы – оседают в воздухоносных путях, вызывают рак лёгких, снижают эффективность иммунной системы.

Мышьяк – накапливается в костной ткани, является источником интоксикации организма.

Подчеркните, на какие системы органов влияет курение?

Кроме того, курение оказывает влияние и на репродуктивную сферу человека – на половую систему.

    Повторение и закрепление изученного материала.

Задание в опорном конспекте: какие утверждения верны?

    Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей передаются воздушно-капельным путём. + Никакие меры профилактики не спасут вас от гриппа в период эпидемии. - Очень полезно совершать оздоровительные пробежки в черте города. - Больше всего от курения страдает 2 органа: печень и почки. - Физические упражнения, занятия спортом защищают курильщика от пагубных последствий курения. - Табак не является наркотическим веществом. - Табакокурение не взывает привыкание. Как сказал Марк Твен: «Бросить курить легко! Я сам бросал тысячу раз!» -

Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока? Заболевания органов дыхательной системы вызываются инфекциями, концерогенными веществами. Главная мера профилактики – здоровый образ жизни. Курение пагубно отражается на деятельности всех систем органов. И наш урок я хочу закончить такими словами: «Здоровьем нужно дорожить – и это не секрет. Прекрасно будет этот жить, а этот, извините, нет!»

Домашнее задание . Изучить параграф. По желанию выполните задания.

Пожалуй, главным показателем жизнеспособности человека можно назвать непрерывный обмен газов между организмом и окружающей его средой, то есть дыхание. Заболевания дыхательной системы приводят к понижению возбудимости дыхательного центра с дальнейшим появлением проблем с дыханием (боли при вдохе, выдохе, отдышка, кашель и др.).

По строению дыхательная система (ДС) человека состоит из верхних и нижних дыхательных путей:

  • Воздухопроводящие органы - нос, гортань, трахея и бронхи;
  • Легкие, в альвеолах которых осуществляется газообмен.

Из этого следует, что патогенные факторы, вызывающие болезни дыхательной системы человека, могут размножаться не только в дыхательной части - легких, но и в носоглотке.

Индивидуальность структуры и состояние защитной системы ДС, возрастные особенности и большое количество этиологических факторов характеризуют многообразие клинико-морфологических проявлений, определяющих в свою очередь заболевания органов дыхания.

Причины

К факторам, определяющим характер патологического процесса, относят:

  • Возбудители инфекционных болезней;
  • Химические и физические агенты.

В первой группе ведущую роль отводят таким возбудителям, как пневмококки, стрептококки, стафилококки, микобактерии туберкулеза, вирусы гриппа, группа морфологически и клинически подобных острых воспалительных заболеваний органов дыхания.

Болезни и травмы органов дыхания могут возникать при контакте с бытовыми аллергенами, пыльцой растений. Травмам могут послужить профессиональные факторы, к примеру, электросварка - соли никеля, испарения стали; попадание инородного тела.

В целом, заболевания органов дыхательной системы классифицируют на группы, в зависимости от причины их возникновения:

  • Инфекционные. Попадая в организм, патогенный фактор вызывает воспалительный процесс (пневмония, бронхит);
  • Аллергические. Реакция организма на контакт с аллергеном (бронхиальная астма);
  • Аутоиммунные. Зачастую относятся к наследственным разрушениям органов и тканей под действием собственной иммунной системы (муковисцидоз, идеопатический гемосидероз легких).

Рассматривая причины возникновения заболевания дыхательной системы человека, нельзя не отметить нынешний образ жизни: курение, злоупотребление алкоголем, трудоголизм. Большинство проводят рабочие дни в непроветриваемых помещениях, переполненных людьми, и дышат воздухом из кондиционеров. Неправильно организованный режим дня способствует снижению защитных функций организма, провоцируя развитие аллергических, инфекционно-воспалительных недугов органов дыхания.

Заболевания органов дыхания у детей

Болезни органов дыхания занимают ведущее место среди патологий, развивающихся в детском возрасте. Организм ребенка так же, как и взрослый может столкнуться с инфекционными возбудителями, которые размножаются в слизистых оболочках дыхательных путей, вызывая разнообразные виды недугов. Рассмотрим основные болезни органов дыхания у детей.

Ринит - воспалительный процесс в слизистой оболочке носовых пазух. Выделяют три формы недуга:

  • острая;
  • хроническая;
  • аллергическая.

Ринит аллергического характера представляет собой нарушение тонуса сосудов слизистой носа, вызванное раздражением рефлексогенных зон под влиянием аллергенов различной природы.

Острая форма обычно проявляется на фоне респираторных инфекций (ОРВИ, корь, дифтерия и др.). Причиной появления хронической формы является длительный или периодически возникающий острый ринит.

К заболеваниям органов дыхания у детей относят трахеит, фарингит, ларингит, бронхит, которые зачастую имеют причинно-следственную связь между собой. Если трахеит сочетается с ларингитом или бронхитом - это ларинготрахеит и трахеобронхит соответственно.

Поставить диагноз и назначить грамотное лечение может только врач-педиатр.

ОРВИ при несвоевременном лечении всегда вызывают осложнения, связанные с поражением дыхательной системы, и пневмония у ребенка тоже не редкость.

Дети в младшем возрасте подвергнуты влиянию так называемых детских болезней, сопровождающиеся сбоями в органах дыхания: коклюш, дифтерия, круп.

Следует отметить, что дыхательные пути у ребенка отличаются меньшими размерами и более узкими проходами, нежели у взрослых, поэтому больше подвержены воздействию различных факторов, способствующих развитию болезни органов дыхания и их предупреждение должно быть своевременным.

Профилактика заболеваний органов дыхания

Система дыхания - совокупность органов, обеспечивающих подачу кислорода в организм и имеющая собственные механизмы защиты, предотвращающие сбои в функционировании системных процессов.

Профилактика заболеваний органов дыхания - необходимая поддержка, в которой нуждаются физиологические процессы для нормального функционирования.

Профилактические действия в первую очередь заключаются в закаливании организма, и не имеет значение взрослый это или ребенок. Включает в себя ряд процедур, направленных на повышение устойчивости организма к резким перепадам температуры (переохлаждение, перегревание).

Мероприятия, связанные с мобилизацией внутренних сил человека, повышают иммунитет, вырабатывают стойкость к влиянию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Профилактика болезней органов дыхания заключается в нехитрых общих действиях:

  • организация правильного образа жизни;
  • соблюдение рациона питания;
  • занятия спортом;
  • закаливающие процедуры;
  • дыхательная гимнастика.

Если были замечены признаки возникновения простудного недуга, дабы избежать обострений, хорошей профилактикой заболеваний дыхательной системы станут ингаляции. И совсем не обязательно часами сидеть над кастрюлей с вареной картошкой, дыша ее парами. Современные ингаляторами (небулайзеры) имеют небольшие размеры, обеспечивают распыление препарата малыми фракциями в самые отдаленные участки дыхательных путей, где и достигается наилучший результат.

Разнообразие моделей позволяет подобрать необходимое устройство, которое может стать незаменимым помощником для профилактики бронхиальной астмы, лечения бронхитов, трахеитов, ларингитов и др. В качестве лекарства используют средства, назначенные врачом или обычный физиологический раствор.

Профилактика заболеваний органов дыхания у детей заключается в своевременном и правильном лечении простудных заболеваний. То есть не стоит пренебрегать первыми симптомами проявления ОРЗ/ОРВИ, требуется обеспечить должный уход за ребенком, проветривать помещение, следовать рекомендациям врача-педиатра. При отсутствии высокой температуры обязательно прогуливаться на свежем воздухе, организовать питьевой режим.

Лечение заболеваний органов дыхания

Недуги, которым подвергается дыхательная система человека, имеют различную природу возникновения. Очаг воспаления и его масштабы распространяются на области воздухоносных путей, легких и плевры.

Несмотря на схожесть симптоматики каждой болезни, ее правильная трактовка обеспечит постановку точного диагноза с последующим назначением комплексного лечения заболеваний органов дыхания:

  • этиотропная терапия направлена на устранение основной причины появления недуга;
  • симптоматическое лечение (снижение проявлений основных симптомов);
  • поддерживающая терапия (восстановление отдельных функций организма, нарушенных в ходе патологического процесса).

В зависимости от природы возникновения, характера протекания, масштаба поражения и возраста больного назначаются следующие виды лекарственных препаратов:

  • антибактериальные;
  • жаропонижающие;
  • муколитические;
  • бронхолитические;
  • антигистаминные;
  • мочегонные;
  • стимуляторы дыхания.

Помимо этого, в комплекс мер, направленных на выздоровление, входит дыхательная гимнастика, массаж при заболеваниях органов дыхания.

Упражнения подразделяют на три основные группы:

  • динамические;
  • статические;
  • специальные.

Целью является оказание тонизирующего влияния с дальнейшей нормализацией дыхательных функций.

Массаж носа и носогубного треугольника стимулирует рефлекс, способствующий более глубокому дыханию. Массаж грудной клетки обеспечивает укрепление дыхательной мышцы, повышая ее эластичность, устраняя застойные явления.

Физиотерапия при заболеваниях органов дыхания назначается в зависимости от их вида и стадии протекания.

Основные задачи:

  • активизация обменных процессов;
  • стимуляция крово и лимфообращения;
  • устранение бронхоспазмов;
  • предотвращение прогрессирования недуга.

Мероприятия такого рода имеют и свои противопоказания, в частности гнойные процессы, сложное протекание, легочно-сердечная недостаточность. В любом случае комплексный подход к выздоровлению назначает опытный врач.

Подробнее о заболеваниях органов дыхания

Таблица болезней органов дыхания

Дыхательный комплекс органов включает воздухоносные пути и респираторный отдел. В зависимости от локализации патологического процесса, выделяют три основные группы недугов.

Классификация болезней дыхательной системы:

1. Заболевания верхних дыхательных путей

Болезни горла:


Болезни носа и околоносовых пазух:

  • Ринит;
  • Синуситы (гайморит, фронтит, этмоидит, сфеноидит);

2. Заболевания нижних отделов дыхательных путей

  • Бронхит;
  • Бронхиальная астма;
  • Бронхоэктатическая болезнь;

3. Заболевания легких

  • Пневмония;
  • Плеврит;
  • Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ).

Заболевания дыхательной системы -таблица:

Цели урока:

Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания,рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

Оборудование: таблица «Органы дыхания человека», информационно- коммуникативное оборудование, самодельные постеры, газеты, мікрофон

Тип урока: комбинированный

Методы: защита проектов в различных формах, метод «микрофон»

Ход урока:

I . Организация начала урока, сообщение темы и целей урока

II . Проверка знаний учащихся .

Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

Давайте совершим путешествие в первый класс и послушаем о том, что знают ученики 1 класса об органах дыхания и их заболеваниях (демонстрация видеоролика «Устами младенца»)

А как вы точки зрения ученика 9 класса ответите на эти вопросы?

1. Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

Какие органы входят в состав дыхательной системы? (показать эти органы на таблице)

2. Ответить на тестовые задания

(демонстрация слайда):

Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
А) увеличивают поверхность слизистой
Б) являются чувствительными приборами
В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
А) хрящевые пластинки
Б) хрящевые полукольца

Альвеолы - это
А) разветвления трахеи
Б) лёгочные пузырьки
В) выпячивания лёгочных пузырьков

В каких отделах мозга находится дыхательный центр
А) в среднем мозге
Б) в мосту
В) в продолговатом мозге

При вдохе
А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

Орган, в котором образуются звуки
А) носоглотка
Б) гортань
В) трахея

Как называется процесс обмена газов между клетками и окружающей средой?

А)Выделение

Б) Дыхание

Г)Газообмен

III. Изучение нового материала с использованием метода проектов

1.Презентация «Заболевания органов дыхания», подготовленная учащейся и его защита

2.Групповая защита проекта « Основные виды заболеваний органов дыхания», представление стендового доклада

3.Защита проекта «Вред курения» с использованием постеров

IV .Подведение итогов урока и закрепление

(использование приёма «Микрофон») Журналист» берет интервью (задаёт вопросы) учащимся:

1. Почему правильно дышать нужно через нос?

2. Почему при кашле и чихании необходимо прикрывать рот и нос?

3.Какие вирусные заболевания органов дыхания вы знаете?

4.Какие бактериальные заболевания вы знаете?

5. В чем вред курения?

6. Чем вредна пыль?

7.Почему необходимо проветривать и проводить влажную уборку?

Дышать надо через нос.

Чем вредна пыль для организма?

Какова роль влажной уборки помещений?

Почему необходимо проветривание классных комнат во время перемен?

(Дети отвечают на вопросы.)

Учитель корректирует их ответы и переходит к объяснению нового материала.

1. Воздушная среда жилых помещений

Возбудители капельной и особенно пылевой инфекции постоянно находятся в воздухе и по¬падают на слизистые оболочки дыхательных путей. Однако далеко не всегда человек заболевает - этому препятствуют защитные силы организма. Известно, что сопротивляемость организма инфекциям не всегда одинакова. Усталость, переохлаждение и даже плохое настроение, вызванное неприятностями и огорчениями, - все это может резко понизить сопротивляемость организма. Возбудители инфекции начнут усиленно размножаться, и человек заболевает. Частой причиной заболевания оказывается переохлаждение. Человек промочил ноги, промерз - сопротивляемость организма понизилась, появился насморк, иногда и кашель.

Так начинается воспаление дыхательных путей, которое проявляется такими заболеваниями, как грипп, ОРЗ, ОРВИ.

(В ходе объяснения учащиеся находят ответ на вопрос, записанный на доске: «Что может привести к понижению сопротивляемости организма инфекциям и к заболеванию дыхательных путей?» - и высказывают соображения о роли закаливания в повышении устойчивости организма к переохлаждению.)

2. Болезни органов дыхания и их предупреждение

Почему, победив такие страшные заболевания, как чума, черная оспа, человек не может ликвидировать респираторные вирусные инфекции?

Для того чтобы учащиеся смогли ответить на этот вопрос, учитель предлагает прочесть специально приготовленный текст и проводит групповую работу с этим текстом:

Воздушно-капельный путь распространения инфекций считается самым быстрым: достаточно одному больному начать чихать в помещении - и заражаются все присутствующие.

Распространению вирусных инфекций способствуют интенсивное развитие средств коммуникации и относительная легкость заболевания. Заболевшие не госпитализируются и не изолируются от окружающих.

В организме отсутствуют эффективные механизмы борьбы с респираторными вирусами: иммунитет вырабатывается в течение недели (отсюда и средняя продолжительность действия респираторных вирусных инфекций).

Вирусам свойственна высокая изменчивость антигенных свойств, что не позволяет приготовить вакцину, которая была бы пригодна для повторных эпидемий вируса того же типа.

Учитель обращает внимание на следующий факт: широкое распространение получили такие заболевания, как рак и туберкулез легких, - и предлагает рассмотреть таблицу 1, в которой указаны сведения о данных заболеваниях.

Таблица 1

Что важное для себя вы должны вынести из этой таблицы? Учащиеся отмечают: в лечении этих заболеваний важна ранняя диагностика, поэтому флюорографию должен проходить каждый человек хотя бы раз в два года, чтобы предупредить или не запускать болезнь.

3. Гигиена органов дыхания

После прочтения соответствующего текста учебника учитель предлагает ответить на вопросы:

Какое дыхание считается правильным?

Почему нужно дышать глубоко и спокойно?

Что является важным условием правильного дыхания?

Правильные ответы учащихся:

Спокойное, но глубокое и в определенном ритме, согласованное с мышечными движениями.

При глубоком дыхании отмечается массирующее влияние дыхательных движений на сердце, желудок и кишечник, на приток крови к сердцу.

Развитые мышцы грудной клетки, правильная осанка.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ДЫХАНИЯ:

Дышать нужно глубоко и размеренно.

Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом*.

Гребля, ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание.

Полезно бывать на свежем воздухе.

Дышать надо через нос.

При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.

Важно бороться с пылью на улице и в помещении.

Для правильного дыхания важна правильная осанка.

Курение вредно для органов дыхания и всего организма.