Факты об Илье Муромце содержат много интересной информации и могут быть использованы при подготовке сообщения об Илье Муромце.

Илья Муромец: интересные факты

Илья Муромец — легендарный богатырь времен Руси герой русского эпоса. Впервые упоминается в письменных произведениях в XVI веке.

Родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами в городе Муроме.

В 1988 году было проведено научное исследование сохранившихся мощей Преподобного Ильи Муромца. Останки принадлежат сильному мужчине, умершему в возрасте 45-55 лет, достаточно высокого роста — 177 см, он был очень высоким человеком для своего времени.

На скелете Ильи ученые обнаружили следы от многих сражений — сломанные ребра, множественные переломы ключиц, следы от удара меча, копья, сабли.

В народе была такая история, якобы дед Ильи Муромца был язычником, и однажды топором разрубил православную икону. С тех пор проклятие легло на его род и все мальчики должны рождаться калеками. Через 10 лет родился внук Илья — он не мог ходить. Многочисленные попытки вылечить его не увенчались успехом. В 33 года в родительский дом пришли вещие старцы, они попросили Илью подать воды. Он объяснил, что не может встать, но гости настойчиво повторили свою просьбу, которая уже прозвучала как приказ. И больной Илья внезапно впервые поднялся на ноги … Точно это неизвестно и объяснить факт самого исцеления наука пока не в состоянии. Ученые подтверждают лишь тот факт, что в богатыря было действительно крайне тяжелое заболевание — туберкулез костей, что и привело к параличу ног.

С момента чудесного исцеления богатырь Илья Муромец совершает множество подвигов . Самый известный подвиг богатыря — бой с Соловьем-разбойником, который оккупировал прямую дорогу в столицу Руси, и не давал свободного прохода. Соловей промышлял набегами и воровством на дороге, а прозвище приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил свистуна и освободил дорогу. Очистка пути от разбойников не осталось незамеченной и была приравнена народом к настоящему подвигу.

В немецких древних поэмах есть упоминание о богатыре Илье Русском. Легенда гласит, что в одном бою богатырь Илья чуть не упал, но чудом сохранил жизнь и дал обет поселиться в монастыре. Илья подошел к стенам Лавры, скинул с себя все доспехи, однако не сбросил на землю меч. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Однажды противник подошел к стенам монастыря, и тогда богатырь снова поднял меч и почувствовал, что ноги отказываются ему служить. В этот момент враг нанес смертельный удар в его грудь, и силы покинули Илью и защититься он уже не мог. Погиб богатырь в 50-летнем возрасте.

В Киеве переименовывают парк Дружбы народов. Теперь, когда идет русско-украинская война, доставшееся от СССР название считают неактуальным. Отныне зона отдыха будет называться «Муромец». Скользкая тема, ведь происхождение воина не установлено.

Парк «Муромец» расположен на острове посреди Днепра. Согласно преданию, там стоял лагерь, откуда богатыри отправились наниматься на службу к . Остров на 100% украинский, а Илья чей?

Узнать это по останкам богатыря невозможно. Традиционно Илье Муромцу приписывались мощи, хранящиеся в пещерах Киево-Печерской лавры. Тридцать лет назад кости изучили судмедэксперты. Установлен рост покойника при жизни - 177 сантиметров, вполне богатырские габариты для Средневековья. Бугры на костях говорят о развитой мускулатуре, зажившие переломы - о боевом прошлом. Череп имеет признаки акромегалии. Такая патология прослеживается, к примеру, у боксера Николая Валуева.

По легенде, Илья лежал парализованным на печи 33 года, пока не был исцелен старцами. Действительно, эксперты рассмотрели на позвонках скелета следы спондилоартроза, который может приковать человека к постели и лечится костоправами.

Воспалительное заболевание, которое ограничивает подвижность позвоночника.

Кем и откуда был Илья, невозможно установить точно из-за скудости письменных источников. Поэтому WAS приводит набор фактов, которые используют сторонники различных версий:

1. Богатырь Илья - главный герой 15 русских и 4 украинских былин. Все они записаны не раньше середины 19 века.

2. Витязь Илья из Руси (Ilias von Riuzen) фигурирует в германских эпических поэмах 13 века. Древнерусские летописи не знают такого воина.

3. Первое упоминание Ильи Муромца найдено в письме, которое в 1574 году оршанский староста Филон Кмита отправил смотрителю Тракайского замка. Послание написано на языке Великого княжества Литовского, который в зависимости от своего гражданства ученые сейчас называют «старобелорусским», «староукраинским» или «западнорусским»:

Nieszczasnij ja dworanin, zhib jesmi w nendzy, a bolsz z žalu: ludi na kaszy perejeli kaszu, a ja s hołodu zdoch na storožy. Pomsti Bože hosudariu hrechopadenie, chto rozumiejet, bo prijdet czas, koli budiet nadobie Ilii Murawlenina i Sołowia Budimirowicza, prijdet czas, koli budiet služb naszych potreba.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1881-1898 гг. Илья Муромец в центре. Источник: Третьяковская галерея

4. В письме Илья назван Муравлянином . Австрийский дипломат Эрих Ляссота, побывавший в Киеве в 1594 году, пишет о богатыре Моровлине . Известны другие варианты прозвища: Муравленин, Муровец, Муромлян, Мурин .

5. Русские былины говорят, что Илья происходит из «села Карачарово под Муромом», украинские - что из «города Муромля».

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Лубок, 1887 год. Источник: New York Public Library Digital Collections / nypl.org «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец». Русский лубок, литография Ивана Голышева, 1868 год.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальный человек, воин, служивший Киевскому князю.

Но если Илья Муромец — историческая личность, то почему он не упоминается ни в одной летописи? На это может быть несколько причин.

Во-первых , не так много письменных источников тех лет дошли до нас. И это не удивительно. Татары постоянно совершали набеги на землю русскую и сжигали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Киево-Печерской Лавры.

Во-вторых , Илья был из простой крестьянской семьи. В то время постоянное войско князя — его дружина, набиралось из знатных людей. Возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика не мог оставить равнодушными родовитое боярство и опиравшихся на него князей золотого века Киевской Руси.

Поэтому имя народного героя было стерто со страниц истории. Но его невозможно было стереть из доброй памяти благодарного народа.

После смерти Илья был захоронен в пределе главного храма Киевской Руси — Софии Киевской . Там находилась великокняжеская усыпальница, в которой и князей-то не всех хоронили. А Илья Муромец делами своими мирскими был удостоен такой чести. Бояре о таком снисхождении и мечтать не могли.

Возможно, именно по этой причине позднее гробница Ильи Муромца при набеге была разрушена, а гробница его товарища — Добрыни Никитича , сына древлянского князя Мала, чудом уцелела.

Об этом упоминает в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота , который с 7 по 9 мая 1594 года был проездом в Киеве.

В то время Киево-Печерская лавра взяла на себя заботу о мощах богатыря. Там, в Ближних пещерах, его тело и покоится поныне.

№2 Илья Муромец — герой не только русского эпоса

Хотя в русских летописях не упоминается имя самого знаменитого героя русских былин, зато он является главным действующим лицом в одной из германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях.

Там говорится о нем как о могучем витязе, и называют его Ильей Русским .

№3 Великан

№4 Потомки Гущины

Сейчас село Карачарово стало частью современного города Мурома. На месте дома Ильи Муромца стоит новый дом с табличкой, мол жил на этом месте народный любимец и герой былин Илья Муромец. Жильцы этого дома утверждают, что они являются потомками богатыря. Из поколения в поколение они собирают всю информацию о их знаменитом предке. После воссоздания портрета Ильи Муромца, они показали фотографию своего прадеда. Сходство действительно наблюдается.

Они говорят, что феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

№5 «Сиднем сидел на печи тридцать лет и три года…»

Из сказаний нам известно, что Илья до 33 лет не мог ходить.

В народе была распространена такая история. Будто бы дед будущего русского героя Ильи Муромца был настоящим язычником и отказывался признавать христианство. Однажды он взял топор и разрубил православную икону. С того времени проклятие легло на его род. Все мальчики должны были рождаться калеками.

И вот через 10 лет родился внук, у которого был паралич ног. Но тот не отчаивался, а развивал остальные части тела. 33 года он не мог и шагу ступить по земле. Как-то раз в дом зашли «калики перехожие » – народные целители. Они и излечили богатыря с помощью заговоренной воды. Об этом говорят сказания старины глубокой.

Но самое интересное в том, что после изучения мощей Ильи Муромца, анатомы обнаружили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это означает, что этот человек действительно долгое время не мог ходить вследствие ущемления нервов спинного мозга.

№6 Возраст

Ученые до сих пор спорят о дате рождения и дате смерти героя, но по останкам удалось определить, что прожил богатырь 45-50 лет. Для того времени он был стариком .

№7 Первое исследование тела

Впервые тело Ильи Муромца исследовали советские ученые в 1963 году. В то атеистическое время ученые в своем заключении написали, что тело принадлежит человеку монголоидной расы , а ранения имитированы монахами лавры.

Между тем, монголоидные черты лица русского витязя отмечают и современные ученые.

№8 Дорожка прямоезжая

Помните начало былинных сказаний про Илью Муромца? «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова… » Казалось бы, все понятно. Вот город Муром. Село Карачарово теперь часть этого города, хотя и сохранило свое название. Но сомнения по поводу места рождения русского витязя были и в прошлом веке, есть и сейчас.

Имя былинного героя знали и на Черниговщине . Там есть года Карачев и Моровийск, названия которых созвучны селу Карачарову и городу Мурому.

Но если взглянуть на обычную географическую карту, то Моровийск и Карачев разделяют сотни километров. И говорить о «Моровийском селе Карачеве» как-то странно. А вот если на карте отметить Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев, то можно провести одну линию. Вот и знаменитая «дорожка прямоезжая».

Именно по ней Илья едет в Киев, проезжая «через те леса, Брынские, через речку Смородинную », через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. Все населенные пункты сохранили свои прежние названия и существуют до сих пор. Даже речка Смородинная течет там по сей день.

Кроме того самый известный подвиг богатыря — бой с бандитом Соловьем-разбойником. Как известно, разбойник контролировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал спокойно пройти «ни конному, ни пешему ». Примерно в 1168 году Илья приехал в Киев. На тот момент на престоле восседал князь Мстислав , который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов, которые постоянно подвергались грабительству половцев. Вероятно, князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище, как можно предположить, приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил грабителя и освободил «дорогу прямоезжую». Это событие, без сомнения, имело не только большое экономическое значение для княжества, но и сделало жизнь простых людей спокойнее.

Освобождение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

№9 Тайна смерти

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь » в исполнении сказителя Щеголенкова : «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана ». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей.

На данный момент времени официальные источники говорят, что родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами. А погиб он, как предполагают ученые, при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

№10 Святой

Существует легенда о том, почему Илья решил стать монахом. В очередном очень жестоком сражении богатырь был сильно ранен и чуть не был убит, но чудом выжил. В той битве он дал обет впредь никогда не поднимать меч, поселиться в монастыре и посвятить себя служению Богу. Илья Муромец подошел к стенам Лавры и скинул с себя все доспехи. Однако, бросить на землю меч не смог.

Так он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Оставшуюся часть своей жизни он провел в келье в постоянных молитвах.

Русский герой оставил после себя не только нетленную память . Тело Ильи, как и останки других монахов, которые захоронены в пещерах Печерской Лавры, нетленно. Но, в отличие от останков египетских фараонов, оно превратилось в мумию не благодаря обработке мумифицирующими составами, а по неизвестной современной науке причине.

Православные уверены, что если тело человека не разлагается, а постепенно превращается в мощи, то это дар свыше, поэтому человека можно считать святым.

Существует поверье, что мощи святорусского богатыря Ильи Муромца способны излечить тех, кто страдает страшными болезнями позвоночника и тех, у кого полностью парализованы ноги. Русский витязь и после смерти продолжает служить людям…

Все знают о былинном русском богатыре Илии Муромском, а уж после выхода одноименного мультфильма не остается сомнения, что о нем знаем каждый ребенок. Хочу подчеркнуть, что для православного человека, особенного работающего с детьми, тот мультфильм стал самым большим миссионерским открытием. Ведь на его основе у нас есть реальная возможность рассказать о великом святом войне Илии Муромском память которого мы празднуем в начале года.

Илия Муромец — 1 января православные чтут память этого святого воина-монаха, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника (покровитель Ракетных войск стратегического назначения России).

Он прославился не только подвигами на поле брани, но и своей монашеской подвижнической жизнью и ангельской святостью.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Преподобный Илия Муромец Печерский, по прозвищу Чоботок, родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом (сейчас микрорайон города Мурома) во Владимирской области в семье крестьянина, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем, известным, как Илья Муромец, о котором пелись русские былины.

В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Предание так объясняет это наименование: в монастырь ворвались враги (вероятно, половцы) в тот момент, когда Илия обувался. Илия успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. Этим сапогом он разогнал врагов.

С детства и до 33 лет Илья Муромец был парализован из-за поразившей его немощи ног. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер.

Однажды, когда немощный мо́лодец находился один дома, ему явились святые старцы в образе нищих странников, сказавшие: «Поди и принеси нам напиться». Он встал, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Вещие старцы предсказали также, что «смерть ему на бою не писана».

Получив исцеление от болезни, Илья Муромец посвятил свою жизнь служению народу и государству. Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха . Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.

Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре . В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Скончался Илья Муромец около 1188 году (на 45-м году жизни).

Монашеский путь преподобного Илии скрыт от нас, но нетленность его мощей убедительно подтверждает святость богатыря.

По кончине своей преподобный Илья Муромец был удостоен чести быть погребенным в приделе главного храма Киевской Руси - Софийского собора, служившего тогда великокняжеской усыпальницей. Это одно из убедительных свидетельств того почитания, которым было окружено имя великого воина Русской земли. Впоследствии гробницу богатыря перенесли в Ближние Антониевы пещеры Киево-Печерской лавры, где они пребывают и по ныне. Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья - богатыри духовные Святой Руси.

В 1926 году Лавру закрыли и на ее месте организовали музей, мощи преподобных вскрывали, освидетельствовали, изучали. Атеисты потратили немало сил и средств, пытаясь объяснить феномен сохранности тел монахов в пещерах.

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Исследования проводились 3 года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены.

Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

Так что удивительным образом современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения». В советское время считалось, что эти мощи - фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях.

По методу реконструкции антрополога М.М. Герасимова криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет богатыря Илии Муромца.

О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII – XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения.

К лику святых Илья Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илья Муромец Печерский и былинный богатырь Илия - одно лицо. Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине.

Родословная Илии, рассказанная в былинах, безусловно имеет реальные основания. Родиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и название «Муромец»).

Особое избранничество Илии на подвиг подтверждается свидетельством о том, что от рождения он был немощен и до тридцати лет не мог ходить. 30 лет сидения Илии «на печи» - это символ жизни «в затворе», сокрытом от мира, время подготовки к служению.

Как повествуют былины, однажды, в дом явились калики перехожие - чудесные странники, посланники Божии. По их слову встал Илья Муромец на ноги после тридцатилетнего сидения. И говорят Илии калики: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана».

С благословения родителей, собирается Илья Муромец в путь, на богатырские подвиги. Прибыв в Киев, Илья Муромец попадает на княжеский пир. Собранные за столом князя Владимира богатыри - не любители повеселиться, но защитники веры Православной и Русской земли от врагов: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин , Иван - купеческий сын. Богатыри, охранявшие границы Руси, в большинстве своем витязи знатного рода. Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям - его дядя, по былинам - племянник. Илья Муромец - единственный из русских богатырей - крестьянин по происхождению. И именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Илья Муромец - крестьянский сын, а на Руси слово «крестьянин» было тождественно слову «христианин». Поэтому как равного встречают князь и богатыри Илию Муромца и воздают ему честь не по сословию, а по делам и подвигам.

Русские богатыри, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врага. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе: «Илья Муромец и Соловей-разбойник », « », «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром », «Бой Ильи Муромца с Жидовином », «Святогор и Илья Муромец », «Илья Муромец и разбойники », «Илья Муромец на Соколе-корабле », «Илья Муромец и сын » и др.

Наиболее распространенными и древними являются былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике: сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов. Соловей-разбойник олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю.

В XIX веке Васнецовым была написана его знаменитая картина «Богатыри» (Три богатыря). Благодаря популярности картины и самой темы трех богатырей у русского народа, картина «Богатыри» стала визитной карточкой художника. Васнецов и три богатыря стали неразделимы в душе русского человека. Над этой картиной он трудился почти двадцать лет, начиная с 1881 года. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.

На картине изображены три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

В 1956 г. по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят художественный фильм, а также несколько мультфильмов.

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ ИЛИИ МУРОМЦУ

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.

Младшие наши богатыри, к которым относится Илья Муромец, обладают сверхъестественной силой, сила эта имеет границы и не тяготит её обладателей. Силу эту они применяют к делу: служат родной земле, сражаются с ее врагами, внешними и внутренними. Они «приписаны» к какому-нибудь городу, обыкновенно к Киеву. Они уже не полубоги, а люди.

Илья Муромец – любимый богатырь народа. Это – идеальная личность, в которой выразились лучшие черты народного характера, изучая его, мы можем узнать наши народные идеалы.

Былин о нём много, и в них рассказывается вся его жизнь. До тридцати лет Илья Муромец не владел ногами и сидел сиднем в отцовской избе. Исцелили его и дали ему силы старцы прохожие, приказавшие ему выпить три чарки.

Первый подвиг Ильи по исцелении – доброе дело, помощь родителям: он идет в поле, где они работали, и во время их сна очищает поле от кореньев и каменьев. Добыв себе коня, Илья просит у отца благословения – ехать в Киев к князю Владимиру послужить русской земле.

Илья оказывается любящим и почтительным сыном — одна из основных черт в его характере, эта черта присуща и другим нашим богатырям. Она свидетельствует о крепости семейного начала в древней русской жизни. Отец Ильи, крестьянин Иван Тимофеевич, благословляет сына. Доброта, восходящая до великодушия, — основная черта его нравственного образа, где можно, там он щадит и врага. С этим тесно связаны самообладание и спокойствие, тоже характерные его признаки.

Все подвиги Ильи Муромца степенны и основательны, и все в нем степенно. Он не за то, чтобы проливалась кровь, и, где можно, уклоняется от нанесения удара. Спокойствие никогда его не оставляет. В богатыре этом, несмотря на страшную силу, видится ещё больше сила духа. Из различных случаев, когда Илья великодушно щадил врага — встреча близ богатырской заставы с Сокольником-охотником. Илья подбросил врага, вступившего с ним в бой и повалившего его на землю, под облака, но пожалел его, не дал ему разбиться, а поймал его на руки. По расспросам Ильи, Сокольник оказывается его сыном (Илья уезжал некогда в чужую землю и там женился). Эта былина напоминает эпизод из поэмы о Рустеме и Зорабе, их бой. Рустем соответствует Илье, Зораб – Сокольнику, точно так же, как в нашей былине, первоначально побеждает сын, потом отец. Но Рустем не щадит Зораба, а коварно убивает его.

Илья совершает много подвигов, сражается с врагами русской земли. Кроме указанных свойств характера, в этих подвигах выражаются и другие его свойства: смелость, уверенность в себе, бескорыстие, отсутствие властолюбия, умение отстоять своё человеческое достоинство, самоотверженная любовь к Родине, ненависть к врагам. Когда он в первую поездку свою из дома в Киев освободил Чернигов от осаждавших его татар, он отказался от подарков, которые подносили ему черниговцы, отказался и от предложения быть у них воеводой. Он не захотел брать выкуп за Соловья-разбойника, который предлагала ему жена Соловья. Илья благочестив, как благочестивы все наши богатыри. Направляясь в Киев, он желает поспеть к заутрене.

Замечательна былина об Илье Муромце и Идолище Поганом. Она отличается нравственной высотой содержания: Идолище является здесь представителем грубой, чисто животной силы, — он хвалится своей величиной, тем, что много ест и пьет. Илья же смеется над ним за такую его похвальбу. Илья в этой песне – представитель силы одухотворенной, силы нравственной.

Скорее всего, Илья Муромец – это некий собирательный образ русского человека, истинного защитника родной земли.