Княжества при святом князе Андрее.

"Житие Андрея Боголюбского" указывает что храм был построен всего за один сезон: "единым летом соверши." При этом, сначала был заложен ленточный фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте возведены как бы наружные стены из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Эти стены были в два приема засыпаны внутри и снаружи глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбованы. Так вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Вместе с другими важнейшими Владимирскими храмами князя Андрея - таким как Успенский собор и надвратный Ризоположенский храм - новая церковь получила Богородичное посвящение в честь Её Честного Покрова . Более ранних храмов этого посвящения на Руси не известно, и это даёт основания предполагать что посвящение храма было связано с причислением Покрова Пресвятой Богородицы к великим праздникам Русской Церкви . Согласно другим догадкам, изначальное посвящение храма было иным .

Несколько лет, а возможно даже десятилетий спустя , к храму с трех сторон были пристроены закрытые галереи - паперти - на фундаментах подобных храмовым, хотя и меньшей глубины. Высота галереи составляла 5,5 м. В юго-западном углу галерея-паперть имела толстую стену с тремя глухими пряслами и внутренней лестницей. Эта лестничная стена объясняет несимметричное положение окон на южном фасаде церкви: в западном прясле располагался опущенный ниже уровня окон вход из лестничной стены в хоры.

Покровский монастырь

Вскоре при храме возник монастырь - вначале женский, затем мужской. Возможно храм получил повреждения после гибели его строителя, благоверного князя Андрея Боголюбского , когда город и окрестности охватила стихия народных волнений и княжеских усобиц. Разрушения также могли быть нанесены в годы татарского разорения.

В 2000-е годы С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса "Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли," усилиями которого к концу года удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов. В - годах был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда "Сапсан" над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено. Службы в храме велись только по великим праздникам ; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял "без пения." Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы . В этот период Покровский храм - "русское чудо" - в год посещали более миллиона туристов со всего мира.

Архитектура

Храм принадлежит к обычному для XII века небольшого крестово-купольного типа , одноглавый , четырехстолпный , трехапсидный , с тремя продольными и тремя поперечными нефами , в западном из которых помещаются "восходние полати" - хоры ; полуциркульные своды храма поддерживают цилиндрический барабан . Церковь построена из белого камня высочайшего качества: кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка - такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов. В сводах для их облегчения применен туфообразный известняк. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).

От храма XII века без существенных искажений до XXI века сохранился основной объём – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик (около 8 х 7 м без учета апсид , подкупольное звено является прямоугольным: ширина и длина относятся как сторона и диагональ полуквадрата - 3,1 м на 3,5 м). Среди всех владимиро-суздальских белокаменных храмов, не считая надвратных, это самый миниатюрный и грациозный: общая его ширина чуть более 10 м, а внутренняя высота 20,8 м. Здание венчает высокий тонкий барабан (отношение его диаметра к высоте равно 0,79) с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент. Купол храма первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен луковичным.

Размерами плана, перенесенными в вертикальную плоскость, определяются отметки хор, подпружных арок и сводов храма. Формулы вертикальных пропорций направлены на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Отношение ширины западного фасада церкви к его высоте – примерно 0,85. Хоры подняты на величину, равную ширине центрального поперечного нефа вкупе с двумя столпами - в итоге они оказываются на максимальной для белокаменного зодчества высоте, но при этом опущены относительно подпружных арок.

Декорация фасада устроена по общей для белокаменных храмов схеме: трехчастное деление вертикальными пилястрами на прясла в соответствии с положением внутренних столпов -пилонов , завершение прясел полуциркульными закомарами с немногочисленными изобразительными рельефами, горизонтальный пояс арочной колоннады примерно посредине стены, узкие щели оконных амбразур в верхнем ярусе, глубокие ниши перспективных порталов с декоративными лентами архивольтов в нижнем ярусе и профилированный цокольный пояс. При этом композиция церкви имеет много особенностей. Гладь стены сужается и почти пропадает за богатым многообломным профилем пилястр с сильно выступающими полуколоннами, которые вместе с лопатками достигают полуторной толщины стены, образуя как бы несущий скелет здания (еще большую прочность этому каркасу придают горизонтальные связи: дубовые брусья, положенные внутри стены на уровне пола хор и в плоскости пят подпружных арок). Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Значительный вынос угловых пилястр несколько уравновешивает разные по ширине центральные и боковые прясла, особенно узкие в восточных членениях, и почти скрадывает округлые выступы апсид. Аркатурно -колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор , его верх членит фасад на две почти равные доли.

Размещенные в боковых закомарах рельефы на всех трех фасадах изображают грифонов, несущих лань - существует прочтение этих изображений как образов Христа, несущего христианскую душу . Такая же композиция известна среди рельефов собора святого Амвросия в Милане , а также на портале церкви святого Михаила в Павии .

Одним из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви являются расположенные непосредственно под закомарами рельефы девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Изначально на каждом фасаде было по семь ликов, в настоящее время из них сохранилось девятнадцать. Среди них есть широкие, округлые лики, так и лики задумчивые, созерцательные с тонкой индивидуальной трактовкой. Развернутые фризы подобных изображений известны только на фасадах церквей владимирской земли. По одной догадке, эти лики были призваны уподобить церковь храму Соломона : известна мозаика Соломонова храма в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме , где изображены семь масок на антаблементе главного фасада; такие же изображения храма Соломона известны на донышках древнехристианских сосудов.

Ряд девичьих ликов на стенах церкви служит смысловой границей верхней зоны скульптуры. Размещенные ниже рельефы, равно как и декор апсид, более традиционны. К их числу относятся вставленные в кладку по сторонам центральных окон фигуры львов-стражей. Высота этих рельефов значительно превышает высоту резных изображений львов в других храмах владимирской земли. Львы церкви Покрова изображены лежащими, со скрещенными передними и с широко открытыми глазами (сходные рельефы присутствуют и в резьбе Владимирского Дмитриевского и Суздальского Рождественского соборов). В романских соборах они нередко изображаются по сторонам от окон или входов-порталов. Подобные изображения исследователи, как правило, связывают с текстами "Физиологов" - сборников содержавших рассказы о животных. Согласно тексту "Физиолога," "егда спит лев в пещере своеа, бдита его очи " . По традиционным средневековым толкованиям, лев выступает здесь как символ Христа , охраняющего Свое духовное стадо: "Плотью бо Господь мой на кресте успе, а Божество его одесную отца бдяще. Не вздремлет бо не уснет, храня Израила " .

Нижняя зона фасадов и апсид украшены резными аркатурно-колончатыми поясами, колонки которых имеют резные капители и фигурные консоли . Капители покрыты плотно прилегающими к тулову лиственными пальметтами и деревцами с крученым стволом, увенчанными похожими на пальмы лиственными кронами. Мотив пальмовидного деревца присутствует и в резьбе архивольтов порталов церкви. Мотивы резных консолей разнообразны: "улыбающиеся" львы; усатые личины - то ли мужские, то ли львиные; вздыбленные химеровидные крылатые зверьки; изборожденные поперечными морщинами морды (т.н. "свинячьи рыла"); профильные фигурки барсов, львов и геральдических орлов с нимбами; девичьи лики с двумя симметрично обрамляющими их косами. Набор этих мотивов, как и форма капителей, впоследствии повторялась на стенах более поздних владимиро-суздальских соборов. Среди имевшихся на начало XXI века консолей часть были исполнены заново из штука в XIX веке; другие в ходе ремонтов, вероятно, поменялись местами. Подобные аркатурно-колончатые пояса известны в соборах Италии и.

В отличие от фасадов, интерьер церкви почти лишен резного убранства. Оно ограничено лишь двадцатью парами резных, лежащих хвостами друг к другу львов, расположенных в пятах арок подкупольных столбов и в пятах арок, перекинутых от них на стены собора. Исполнены они разными мастерами, морды их разнообразны по своему выражению и настроению - одни ухмыляются беззубыми ртами, другие хищно скалят зубастые пасти. Их соотносят с символами побежденных злых сил, которые традиционно изображались под сводами романских соборов , но не в пятах арок, а на капителях. Высота рельефа этих львов значительно превышает высоту резных изображений на фасадах, но уступает высоте рельефов львов в интерьере Успенского собора .

В первоначальный резной декор храма вероятно входили резные водометы, резная алтарная преграда, резная сень, детали внешней паперти. Эти детали убранства на начало XXI века был утрачены, но часть резных камней, прежде украшавших церковь, была обнаружена в XIX веке в ходе раскопок Н. А. Артлебена. Среди них были три капители "прекрасного стиля, несколько отличающихся от капителей церкви;" две пары фасадных рельефов вздыбленных барсов и стоящих грифонов, а также еще несколько резных камней с изображениями льва, барса, грифона и химерического вздыбленного крылатого зверя, напоминающего аналогичный мотив на консолях. Все эти рельефы были найдены у юго-западного угла церкви. Сейчас рельефы барсов и грифонов находятся в лапидарии резных камней внутри церкви. Характерная особенность рельефах грифонов, общая с капителями атриума Миланского собора святого Амвросия - на верхней части их стоп резьбой обозначена чешуйчатая поверхность лап в виде пупырчатых выступов. Особый интерес имеют два изображения львов, утраченных к началу XXI века, но известных по исполненной с фотографии зарисовке В. Прохорова. Судя по этой зарисовке, один из этих резных камней, а может быть, и оба были уникальными для домонгольского зодчества Руси круглыми трехмерными скульптурами.

Документы, литература

  • Лаврентьевская летопись, ПСРЛ , т. I, М., 1962, стлб. 351.
  • РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
  • Татищев В. Н., История Российская , т. III, М.-Л., 1964, 295.
  • Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями , М., 1852, 77.
  • Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches , Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
  • Древности. Труды Московского археологического общества , т. VII, М., 1877, "Протоколы," 17.
  • Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории "Физиолога" , СПб., 1890, 162.
  • Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов , Вязники, 1891, 53.
  • Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter , Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
  • Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия , ч. I "Монастыри," Владимир, 1903, 35.
  • Малицкий Н. В., "Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли," ВЕВ , 1910, № 23, 24.
  • Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates , New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
  • Столетов А. В., "Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление," Памятники культуры , М., 1959, 192.
  • Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими , М., 1961, 140-141, рис. 85.
  • Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков , т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
  • Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album , Firenze, 1965.
  • Комеч А. И., "Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.," СА , 1966, № 1, 86, 89.
  • Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век , М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
  • Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли , Л., 1970.
  • Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской , М., 1974, 122-135.
  • Новаковская С. М., "К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли," КСИА , М., 1981, № 164, 42-46.
  • Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников , Л., 1982, 58.
  • Иоаннисян О. М., "Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.," Дубов И. В., Города, величеством сияющие , Л., 1985, 153-154.
  • Лидов А. М., "О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.," ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век , СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
  • Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм... , Владимир, 1999, 95.
  • Иоаннисян О. М., "Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского)," Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г. , СПб., 2000, 19-23.
  • Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).1165 - годами на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в году и насыщенного внутренними противоречиями. Иные (как Н. А. Артлебен, Д. Н. Бережков и Н. П. Кондаков) приводили широкий диапазон от до 1190-х годов. "Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли," Народный каталог православной архитектуры , статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008,

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня я расскажу вам о Храме, который считается самым красивым храмом из тысяч храмов России. Расскажу, чем он так прекрасен, где он находится и как до него добраться. Фотографии, которые представлены здесь, сделаны во время моей поездки " - Боголюбово - " 25 августа 2012 г.
Называется этот Храм - церковь Покрова на Нерли.
Этот небольшой, изящный храм стоит на заливном лугу в месте, где Нерль впадает в Клязьму. Находится он недалеко от Владимира, в полутора километрах от Боголюбова. Весной эти места заливает вода и добраться сюда становится невозможно. Ну если только на лодке или вертолете.

Реклама — поддержка клуба

В Боголюбово сразу после монастыря сворачиваем направо и движемся до железнодорожной станции. Отсюда мы уже пойдем пешком. Идем по переходу над ж/д путями на другую сторону. Лестница, скажу вам, неслабая. Испытала на себе. Да еще если с колясочкой. Для тех, кто бережет силы (а их лучше поберечь, путь неблизкий), есть лифты. Фото лифтов, перехода отправлены в конец статьи. Это в нашем путешествии не главное, но существенное. Поскольку мы в начале на восторженной ноте лифты даже не увидели.

Перешли переход. Здесь стоит несколько лотков с сувенирами, платками и проч. продукцией. Цены вполне нормальные. Можно на обратном пути закупиться.
Взгляд вперед - и вот она наша цель, чудо чудное, белокаменный храм вдали, а вокруг огромный зеленый луг. Свобода!!!

Расстояние неблизкое. Вариантов добраться туда два: пешочком по дорожке или в открытой повозке, запряженной лошадью. Конечно, мы выбрали первый вариант. Дорога к Храму должна быть такой - не простой и быстрой, а прочувствованной и неспешной...



Прошли мимо повозок и двинулись вперед. Кстати, столь прелестную дорожку сделали достаточно недавно. Еще 5 лет назад люди ходили к церкви Покрова на Нерли по бездорожью .

Боголюбовский луг, на котором стоит Храм, место также очень примечательное. На щите, который стоит здесь у дорожки, написано: " Боголюбовский луг занимает площадь 153 га. Расположен в пойме рек Клязьмы и Нерли. Уникален своим разнотравьем - более 200 видов травянистых растений произрастают здесь. Впервые эта особенность была выявлена в 60-е годы 20 века в результате исследований, проведенных под руководством профессора ВГПУ Николая Ярошенко. Среди них виды охраняемые на территории Владимирской области: ирис сибирский, кувшинка белоснежная и др."



А вот он и Храм.

Церковь стоит на холме. Холм искусственный - в его толще находится сложный фундамент высотой 5,3 м. Фундамент был создан зодчими для того, чтобы защищать Храм от весенних паводков. Гениальное решение.

Если вы приедете сюда весной в марте, апреле или даже начале мая, то застанете вот такую картину:


В этот раз мы увидели Храм таким:

Когда-то холм был облицован белым камнем и вокруг Храма была галерея. Посмотрите фото реконструкции Н.Н. Воронина.

Считается, что идеальная точка, откуда получаются самые красивые фотографии вот эта (см. ниже). При съемке с этого места Храм предстает во всей своей красе, отражаясь в воде озера. Но к концу лета озерцо обмельчало, заросло. Церковь отражается в воде лишь частично. Но любоваться ее совершенством нам это не мешало.

Так в чем же феномен церкви Покрова на Нерли? А феномен в сочетании рукотворного и природного - идельных пропорций, изящности самого Храма, его белокаменной резьбе, линиях и окружающей его природе. Тишина, умиротворение, уединенность только подчеркивают красоту и неповторимость этого места.



Церковь Покрова на Нерли была построена за несколько месяцев в 1165 году. Князь Андрей Боголюбский повелел вздвигнуть Храм в честь победы над Волжской Булгарией и в память любимого сына Изяслава, который погиб в этом походе. Храм стал первой церковью на Руси, посвященной новому празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Ниже на фотографии вы видите фигуру библейского царя Давила с псалтырью в руке - древним музыкальным инструментом. Вокруг него звери и птицы - львы, голуби, олени, завороженные его игрой, а также грифоны - мифические персонажи. Такой сюжет имеется на всех трех фасадах церкви.

Рядом с церковью стоит вот такая техническая постройка. За ней имеются туалеты.

Еще немного о резьбе стен. На стенах над окнами также располагается ряд женских масок, в каждой из которых запечатлен определенный образ: доброта и злость, гордость и наивность, надменность и доверчивость.



Храм Покрова на Нерли - типичный образец Владимирско-Суздальской школы белокаменного зодчества. Это небольшая одноглавая четырехстолпная церковь. Все ее вертикальные детали призваны подчеркивать ее легкость, изящество и стройность. Она, как свеча, устремлена вверх. Высота Храма 20 метров.

Стены храма очень толстые - около 1 метра. Внутри церковь очень маленькая. Мне она показалась просто крошечной. В церкви работает Церковная Лавка.



Вот такое Чудо построили зодчие почти тысячу лет назад... И стоит оно поражая воображение, радуя душу. Трудно найти такие слова, чтобы выразить все, что я чувствовала, видя этот Храм, находясь рядом с ним. И лучше не скажешь, чем сказал о церкви Покрова на Нерли Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий:

Обратно мы поехали на повозке. Сил уже почти не осталось. Стоит это удовольствие 150 руб. с человека. С нашего маленького человечка взяли 50 руб. За "карету" нашей принцессы не взяли ничего. Взгромоздились вчетвером плюс малышка плюс коляска и помчались.

Мы едем-едем-едем. На лугу пасутся ко... Правильно, коровы!



Вот так и закончилось наше путешествие к Храму Покрова на Нерли... На память мы купили магнитики, колокольчики, а также дудочку и трещетку для нашей маленькой путешественницы. Но на этом наши приключения в этот день не закончилось - мы отправились в . Но об этом в следующий раз.

А на последок, как и обещала, фото с перехода на Боголюбский монастырь, фото самого перехода через ж/д пути и фото лифта у станции. Думаю, что на обратной дороге вы точно воспользуетесь его услугами.







Храм Покрова на Нерли считается одним из самых красивых в России. Он расположен на холме в окружении заливных лугов, органично сливаясь с окружающим пейзажем. Белокаменный храм Покрова на Нерли называют поэмой, запечатленной в камне. Русские мастера сумели с помощью камня выразить идею, являющуюся краеугольным камнем любой религии, - это превосходство духовного над материальным.

С 1992 года этот белокаменный памятник стал объектом Всемирного наследия Юнеско.

Адрес

Храм Покрова на Нерли находится по адресу - Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово.

Как добраться до храма Покрова на Нерли

На автобусе, электричке или автомобиле ехать до станции Боголюбово , расположенной в 10 км от города Владимира по направлению к Нижнему Новгороду .

Если Вы приехали на автомобиле, необходимо оставить машину на стоянке у ж/д станции Боголюбово. Затем идти пешком по мощеной дорожке около 1,5 км или за отдельную плату воспользоваться повозкой, запряжённой лошадьми.

Из истории

В 1164 году великий князь владимирский Андрей Боголюбский вместе с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием провел поход на Волжскую Булгарию и разрушил несколько булгарских крепостей. В этом походе погиб Изяслав, любимый сын князя.

После победоносного похода Андрей Боголюбский установил на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которой он возвел несколько храмов.

Согласно самой распространенной версии, первый храм, посвященный Святой Деве Марии, князь построил в 1165 году на берегу реки Нерли, на границе своего княжества. По преданию, церковь была возведена в память об Изяславе, поэтому ее облик пронизан не только спокойствием, но и грустью.

Надо отметить, что некоторые историки придерживаются версии, согласно которой, церковь на Клязьме была возведена в 1158 году, то есть еще до успешного похода Андрея Боголюбского на Волжскую Булгарию и гибели Изяслава.

Место для строительства князь выбрал в 1,5 км от своего замка в Боголюбово , там, где река Нерль впадает в Клязьму и каждую весну разливается большое половодье.

В этом месте был сооружен специальный холм из глины и булыжников, в котором построили фундамент будущей постройки. По легенде, камень для строительства был привезен в качестве контрибуции из Волжской Булгарии самими булгарами.

Возведенный Храм Покрова на Нерли выглядит легким и светлым и, словно вырастает из зеленого холма. Русские мастера использовали все средства, чтобы сделать строение изящным, стройным и устремленным ввысь.

Когда весной разливается Нерль, вода подступает к церкви со всех сторон. Оставаясь на островке, храм отражается в быстротекущих водах.

В 1784 году это удивительное творение русских зодчих только чудом избежало гибели. Игумен Боголюбова монастыря предложил разобрать церковь, чтобы использовать ее камни для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ дал разрешение, но, к счастью, игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками и церковь была спасена.

Храм Покрова на Нерли - архитектура

Фундамент церкви заложили на глубину 1,6 метра, затем было построено основание стен из тесаного камня высотой 3,7 метра. После этого, стены дважды обсыпали снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и затем плотно утрамбовывали. Так вырос искусственный холм высотой 5,3 метра, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащее в его массиве основание храма.

Кроме того, строители облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили каменные желоба для отвода осадков.

В XII веке это удивительное строение казалось сверхъестественным чудом. Только мастера, обладавшие настоящим талантом и смелой инженерной мыслью, могли создать храм, вот уже более 800 лет стоящий на холме над бурными водами разлива Нерли и Клязьмы.

Архитектура церкви несложна: это одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм высотой 20 метров, его отличительная черта - изысканность пропорций и простота композиции. Отдельные строительные приемы позволили создать впечатление легкости, устремленности ввысь и воплотить совершенно новую художественную идею - победы духа над материей.

Среди оригинальных строительных находок, позволивших зрительно увеличить высоту здания, можно отметить следующие:

  • Большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий, созданных с помощью узких высоких окон, удлиненных колонок аркатурного пояса и вытянутого барабана купола
  • Стены церкви слегка наклонены внутрь, что также зрительно увеличивает высоту здания.

Белокаменная резьба

Как и многие храмы владимиро-суздальского зодчества, церковь украшена белокаменной резьбой. На трех ее фасадах мы увидим композицию с изображением царя псалмопевца Давида, сидящего на троне. С обеих сторон от него изображены голуби и фигуры львов. Еще ниже проходит пояс из 21 женских масок, символизирующих посвящение храма Пресвятой Богородице.

Первоначально вокруг церкви проходила открытая белокаменная галерея высотой 5,5 метров, основанием которой служили белокаменные столбы. Пол галерей был покрыт яркими майоликовыми плитками, а в юго-западном углу располагалась лестница, по которой можно было подняться на хоры.

Парапет украшала резьба с изображением грифонов и других мифических животных, в том числе барсов. Установлено, что фигура вставшего на дыбы барса - это древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира. Смысл остальных фигур пока остается неразгаданным.

Внутреннее оформление

При оформлении внутреннего пространства зодчие также стремились подчеркнуть устремленность ввысь. Своды поддерживаются четырьмя столбами, которые слегка суживаются к верху, благодаря чему, высота строения зрительно увеличивается.

Ранее на куполе находилось изображение Христа-Пантократора с архангелами и серафимами, пол был покрыт цветными майоликовыми плитами, а стены расписаны фресками. Росписи были уничтожены во время обновления церкви в 1877 году.

Храм Покрова на Нерли является шедевром мирового зодчества, он, словно воин в серебряном шлеме и в белокаменной рубахе стоит на небольшом пригорке.

Весной он похож на лебедя, возвышающегося над гладью вод, а зимой, словно памятник, выглядывает из снежных сугробов. С приходом лета легкая и сверкающая белизной церковь, словно свеча, возвышается среди зелени обширного заливного луга.

Храм Покрова на Нерли приписан к Боголюбовскому монастырю . После реставрации он приобрел практически первоначальный облик и в настоящее время совместно используется церковью и музеем-заповедником.

Основной достопримечательностью Боголюбова во все времена являлась церковь Покрова на Нерли. Её парящие формы пропитаны лёгким запахом русских лугов и глубин лесных. Считается, что эта церковь – венец творения русского каменного зодчества. Великие мастера своего дела, возводившие сей дивный храм придали ему гармоничные пропорции и стройный стан. Стоящая посереди заливных лугов, церковь Покрова на Нерли уравновесила в себе духовное и материальное, тепло и холод, быль и небыль.

Основание

Создание Церкви Покрова Богородицы относится к 1165 году, как сообщают нам летописцы, построили её за один год. Выбор места под строительство храма был осуществлён князем Андреем Боголюбским. Его выбор пал на заливной луг, располагавшийся возле речки Нерли. Под основание храма насыпали невысокий глиняно-булыжный холм, а сверху устелили его белым камнем.

Возникновение церкви связывают сразу же с двумя причинами. Во-первых, в 1164 году войска Андрея Боголюбова одержали победу над Волжскими Булгарами (существует мнение, что белый камень для постройки храма привозили в Боголюбов сами Булгары как контрибуцию). Но не смотря на всю победоносность похода княжеских войск, в схватках с врагом погиб Изяслав – сын Андрея Боголюбского. В честь него и была воздвигнута церковь Покрова на Нерли.

Во-вторых, само название храма – «церковь Покрова на Нерли», было дано ей в честь нового христианского праздника – Покрова Богородицы, введённого в праздничный календарь на владимирской земле без ведения Киева и Константинополя. Церковь Покрова на Нерли стала первым храмом возведённым в честь нововведённого праздника, и возвещала своим появлением об особом покровительстве Богоматери над Владимирскими землями.

Архитектура

Церковь Покрова Богородицы на Нерли

По прекращению строительных и отделочных работ, церковь выглядела прекрасно. Архитектурно она представляла собой обычный однокупольный храм с крестом, стоящий на четверике. И вместе с тем, церковь Покрова Богородицы на Нерли – это нечто абсолютно новое, особенное! Её стены выстроены с небольшим наклоном внутрь храма, благодаря чему она визуально кажется выше, чем есть на самом деле. Плюс к этому многообразие вертикальных линий удлиняют её силуэт.

Внешний облик. Загадочные орнаменты белокаменной резьбы

На фасадах церкви характерная для тех времён каменная резьба. Узоры легко вписаны в стройный стан храма. Барельефы изображают царя Давида, поющего псалмы; львов, расположившихся под ним; а по сторонам от него – голубей. Аркатурный пояс окружает силуэт храма. Под ними, женские лица с длинными волосами убранными в косы. Лики словно освещают собою всё вокруг, украшая фасады церкви с трёх сторон.

Аркатурный пояс

По внешнему виду и исследованиям археологов ясно, что раньше церковь была с трёх сторон обстроена галереей. В хоры из неё подымалась лесенка, располагавшаяся на юго-западе галереи. В исторических архивах Владимирских земель сохранилось описание узоров, украшавших её. Так по белому камню были высечены грифоны и другие, самые разнообразные и диковинные мифические существа. А главными орнаментальными элементами резьбы служили прыгающие барсы – символ княжеской династии во владимирских землях.

Внутреннее убранство храма

Внутри храм получился светлым и словно возносящимся ввысь. Высокие светлые своды поднимались на четырёх опорных столпах, сужающихся кверху. От ярких и пёстрых фресок и росписей храма на сегодняшний день ничего не сохранилось (они были сколоты при обновлении храма в 1877 году), но первозданный вид церкви умилял взоры приходящих своей точностью пропорций, вымеренностью и лёгкостью линий. Яркие майоликовые плитки устилали пол храма. Они словно разноцветный ковёр дополняли некогда дивно расписанные стены и своды церкви Покрова.

Древняя церковь сегодня

Сегодня, церковь Покрова Богородицы на Нерли – это одна из самых красивых церквей не только России, но и Мира. Восстановили её в 1992 году как музей и христианский храм. В ней регулярно проводятся церковные богослужения и экскурсии музея-заповедника. Церковь Покрова на Нерли сохранила в себе многое из того, что хотели передать зодчие будущим поколениям, несмотря на то, что галерея её утрачена в минувших столетиях, а сам храм точно чудом остался жив. Не однократно за всю долгую свою жизнь воды Нерли подтопляли церковь, а грохочущий лёд весенней реки бился об вековые стены древнего храма!

Церковь Покрова Богородицы на Нерли – воплощение чистоты и света веков минувших и веков будущих в дне сегодняшнем!

Церковь Покрова на Нерли́ (Покров на Нерли́ ) - белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от , выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину - 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче. Современные исследователи С. В. Заграевский и Т. П. Тимофеева на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма - 1158 год.

Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Татищев уточняет в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса).

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси [источник не указан 1093 дня ] .

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви.

В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Архитектура

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей.

Покрова на Нерли

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём - небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Давид-псалмопевец, львы и грифоны

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма - восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… И. Э. Грабарь

Современное положение

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание.