Так как не бояться летать на самолете может не каждый. Аэрофобией страдают не только обычные люди, которые видели настоящий самолет раз в жизни, но даже звезды кино и телевидения, политики и бизнесмены - все те, кому приходится много летать. Объятые страхом и не знающие, как победить аэрофобию, они отменяют перелет, заменяя самолет любым наземным транспортом. Человек, который испытывает панический страх перед полетом, готов добираться до конечной цели сколько угодно времени на поезде, автомобиле или корабле, лишь бы не подниматься в воздух. Но как бы ни было страшно лететь на самолете, эта проблема решаема, так как справиться с аэрофобией вполне возможно.

Корень проблемы

Чтобы побороть аэрофобию, важно обнаружить ее источник. Главной причиной этой болезни психологи называют страх, что самолет может разбиться. Достаточно часто мы слышим, как из-за технической неисправности, погодных условий или ошибки пилота гибнут сотни людей. И хотя по статистике на дорогах люди попадают в аварии гораздо чаще, чем в воздухе, именно полет у многих вызывает панику. Ведь шансы выжить в авиакатастрофе практически нулевые.

Интересно, что советские люди даже не задумывались о том, как перестать бояться летать на самолетах. В СССР было запрещено освещать в СМИ авиакатастрофы и рассказывать о гибели людей. Именно поэтому страх полета на самолете был чужд для большинства жителей советского государства.

Однако не только ожидание катастрофы провоцирует страх полетов. Боязнь летать на самолете преследует также людей, страдающих клаустрофобией и акрофобией. Опасаться за свою жизнь - нормальное состояние человека. Но когда эти опасения сопровождаются паникой, они становятся фобией. Различают следующие симптомы аэрофобии:

  • у человека, не понимающего, как перестать бояться летать на самолете, задолго до полета возникает чувство тревоги, ухудшается настроение;
  • человек становится нервным и рассеянным, ведет себя необычно;
  • люди, страдающие аэрофобией, склонны тщательно изучать случаи авиакатастроф;
  • непосредственно перед полетом у человека учащается пульс и сердцебиение, потеют ладони, сбивается дыхание.

Чаще всего страх самолетов, как и другие фобии, преследует людей с неустойчивой психикой, склонных к депрессивному состоянию. Однако боязнь перелетов может быть вызвана и другими причинами. Часто фобии людей связаны с несчастными случаями, которые бывали в жизни. Если человек однажды столкнулся с неприятностями во время полета, то травматический опыт в дальнейшем откладывается в сознании и вызывает боязнь самолетов.

Как избавиться от страха

Людей с подобной проблемой на самом деле очень много. Для них давно созданы специальные курсы, так как бороться с аэрофобией действительно необходимо. Любые курсы начинаются с изучения устройства самолета. Ведь эта стальная машина не так проста, как многие думают. Она не может просто так упасть из-за отказа какой-либо детали или попавшего в нее разряда молнии. При обучении уделяется внимание такому явлению, как турбулентность, ведь ее чаще все опасаются аэрофобы. Оканчиваются курсы занятием на тренажере, где каждый может почувствовать себя как пассажиром, так и пилотом.

Обладая необходимыми знаниями об устройстве самолета и процессе полета, гораздо легче не поддаться панике в форс-мажорных ситуациях. Многие туроператоры и авиакомпании предлагают пройти подобные курсы своим клиентам, не знающим, как преодолеть аэрофобию. Помочь может также и самообразование. Но если степень фобии высока, то к курсам необходимо добавить лекарственную и психологическую терапию, так как побороть страх летать на самолете одним теоретическим обучением не удастся. Комплексное лечение также необходимо в запущенных случаях.

Если замучила аэрофобия, как избавиться от нее, подскажут психологи. Специалисты не ограничиваются одним лишь устным убеждением, а предлагают несколько действенных методик борьбы с аэрофобией. Во время гипнотерапии пациент мысленно возвращается в те события, которые вызвали болезнь. Иногда причина боязни полетов даже не связана с самолетом. Специалист помогает искоренить страх, который засел в подсознании больного. Иногда человека с помощью компьютерных образов перемещают в стрессовую ситуацию. Подобная терапия достаточно сложна, однако дает хороший результат.

Лечение аэрофобии может проходить и медикаментозно. Лекарств, которые искореняли бы страх, не существует. Но сильнодействующие успокоительные препараты помогают спокойно перенести полет. В некоторых ситуациях врачи рекомендуют пройти целый курс медикаментозного лечения за 7-10 дней до полета.

Конечно, комплекс подобных процедур стоит недешево. Но если не знаете, что делать с аэрофобией, как бороться с болезнью и избавиться от пресловутого страха, лучше потратиться один раз и устранить проблему навсегда. Для закрепления результата специалисты советуют приезжать в аэропорт заблаговременно, чтобы привыкнуть к обстановке. Не стоит надевать тесную и неудобную одежду, которая только усилит общий дискомфорт. Не берите место возле иллюминатора или в хвосте самолета, где зона турбулентности ощущается сильнее. Лучше сеть поближе к бортпроводникам. Хорошо, если с аэрофобом рядом летит близкий человек, способный развлечь и успокоить. Если перелет предстоит в одиночестве, лучше взять с собой какой-нибудь гаджет с музыкой, фильмом или игрой, чтобы отвлечься от пессимистичных мыслей.

Испокон веков человечество мечтало о том, чтобы обрести крылья и взлететь. Кажется, что сегодня мечта осуществилась: в мире полным-полно самолетов с различным количеством двигателей и пассажирских мест - летай, сколько хочешь. Однако вместе с возможностью полетов появилась и другая проблема - страх. Очень многие сегодня предпочитают авиатранспорту автобусы или поезда. А на вопрос о том, почему они так поступают, частенько можно услышать ответ: «Боюсь летать на самолете».

Откуда берется страх перед полетом

Во-первых, люди боятся совершенно чуждой для них среды. Во время полета многих мучают неприятные и непривычные для них ощущения: отсутствие твердой устойчивой поверхности под ногами, частая смена скорости, непонятные шумы и вибрации, нарушение равновесия и т. д. Испуганный человек все время ждет чего-то страшного: резкого крена, броска вниз или вверх, снижения оборотов двигателя. Многих мучает страх высоты или грозовые тучи со сверкающими молниями, проплывающие в иллюминаторах.

Во-вторых, из-за часто появляющихся в СМИ новостях об авиакрушениях и многочисленных жертвах, фото самолетов после катастроф, а также просмотра фильмов на соответствующую тематику многие люди не могут взойти на борт. А если все-таки решатся, то весь последующий полет их будут одолевать тревожные мысли о возможном отказе техники и падении.

В-третьих, многие подвержены клаустрофобии - боязни замкнутых пространств. Люди чувствуют себя беспомощными в огромной железной коробке, не способными никаким образом повлиять на действия экипажа и ситуацию в целом.

Как не бояться летать на самолете

Итак, если перед каждым полетом вы испытываете панический страх, руки трясутся, прошибает пот, а все мысли вертятся вокруг ужасных картин авиакатастроф, с этим нужно бороться. Ведь неконтролируемое поведение и паника могут перерасти в серьезную проблему и испортить ваше путешествие.

Начать надо с того, что из всех существующих сегодня видов транспорта самый надежный - самолет. Это подтверждает не одна статистика. Куда больше в мире происходит автомобильных катастроф, чем крушений самолетов. Гораздо страшнее должно быть садиться в маршрутку, за рулем которой непризнанный «шумахер», чем в комфортабельное судно, управляемое целой командой профессионалов.

Часто можно услышать: «Я боюсь летать на самолете, потому что от меня ничего не зависит, и свою жизнь приходится отдавать в руки чужим людям». Но если задуматься, то так происходит везде. Вы садитесь в автобус или в маршрутное такси - и отдаете свою жизнь в руки водителя, заходите в вагон метро - от вас также ничего не зависит. Многим кажется, что если они почувствуют неладное, то из наземного транспорта сразу же смогут выйти. Но часто ли вы выходите из маршрутки, когда водитель лихачит? Или вы бурчите, ругаетесь, но продолжаете сидеть, надеясь, что пронесет? То-то и оно. А вот за безопасность полетов отвечает команда, состоящая из настоящих профессионалов своего дела, «лихачи» и «неумехи» никогда не окажутся за штурвалом.

Все под контролем

Поэтапная и тщательная подготовка к поездке станет первым и важнейшим шагом на пути решения проблемы того, как не бояться летать на самолете. Дело в том, что самой распространенной причиной беспокойства является новая непривычная обстановка (сам полет). Вдумчивые сборы и тщательное планирование помогут создать ощущение, что вы принимаете решения самостоятельно и полностью контролируете сложившуюся ситуацию.

Начните за пару дней до путешествия. Составьте список вещей, которые необходимо взять с собой, не забудьте про лекарства, документы и т. д. Можете также написать список-план своих действий, которые необходимо будет выполнить в день перелета. Каждый раз, когда что-то из списка сделано - вычеркивайте пункт. Такая дотошность - что-то вроде медитации, она отлично помогает отвлечься от тяжелых мыслей и переживаний.

Правильно сесть

Люди, которых мучает страх полета на самолете, должны четко знать, где в салоне самые комфортные для них места. Тем, кто боится высоты, лучше всего будет расположиться подальше от иллюминаторов. Для страдающих клаустрофобией спокойнее всего сесть возле аварийного выхода или, если такое место уже занято, - со стороны прохода. Если вы боитесь турбулентности - располагайтесь в первой половине или середине салона, так как сильнее всего тряска ощущается в хвосте самолета.

Чтобы лететь с комфортом, позаботьтесь об этом заранее. Для выбора места воспользуйтесь онлайн-регистрацией, или уже в самом аэропорту попросите об этом на стройке регистрации.

Обезопасьте себя

Безукоризненно выполняйте все указания бортпроводников, даже самые мелкие. Например, обязательно при взлете и посадке открывайте на иллюминаторе шторку. Зачем это делать? Во-первых, вы сможете всегда видеть, что происходит за бортом. Во-вторых, в случае жесткой посадки, если металлическая шторка будет опущена, она может ранить пассажиров.

Не игнорируйте просьбы отключать все мобильные телефоны и не пользоваться фотоаппаратами во время взлета и посадки. Теоретически на электронную систему самолета могут повлиять радиоэлектронные приборы. Конечно, это только в теории, но все-таки рисковать не стоит. Поэтому отключите на время свои мобильные телефоны - с вас не убудет. Что касается фотоаппаратов, то никакие волны они, конечно, не излучают. Однако во время резкого взлета или посадки вы рискуете уронить аппарат на чью-нибудь голову.

Спокойствие, только спокойствие

Отличный способ, как не бояться летать на самолете - полностью расслабиться и не думать об этом. Все эти страшные мысли, перерастающие в панику, опасны тем, что вы можете заработать стресс еще до того, как сели в самолет. Чтобы этого избежать, постарайтесь занять свои мысли чем-то другим. Например, сосредоточьтесь на прослушивании любимой музыки, чтении журнала или интересной книги. Мало того, что вы сможете успокоиться, но вы еще и надолго погрузитесь в мир фантазии. Так время в полете пролетит намного быстрее.

Сосредоточьтесь на других людях, а не на самом себе. Вы - далеко не единственный человек, кого заботит безопасность во время перелета. Сотни людей ежедневно куда-то летят, хотя многим это не нравится. Просто наблюдайте за пассажирами. Уже само ощущение того, что все вы «в одной лодке», отлично помогает успокоиться.

Успокоиться во время полета поможет также молитва или медитация. И для этого не обязательно быть глубоко верующим. Просто попросите Бога, Аллаха или мастера Йоду из «Звездных войн» помочь вам успокоиться, обрести стойкость и позитивное понятие происходящего.

Мыслите позитивно

Постарайтесь отбросить все «плохие предчувствия» и думайте только о хорошем. Вспомните о цели своего полета: зачем, почему, к кому и куда вы совершаете свое путешествие. Подумайте о людях, которых вы встретите, когда сойдете с трапа самолета, о городе, который увидите. Обозначьте хотя бы три важные и положительные причины, из-за которых вы не можете не лететь. Сосредоточьтесь на них и все время прокручивайте у себя в голове. Поверьте, мотивация - сильная штука.

Попытайтесь зарядить позитивом и рядом сидящего. Улыбнитесь соседке, хоть вам и самой не комфортно. Вдруг она и станет вашим «спасательным кругом». Ведь время в непринужденной беседе летит незаметно. Таким образом, вы и сами успокоитесь, и другим поможете.

Глубокое дыхание

Что, если вас все-таки накрывает паника? Как перестать бояться летать и быстро успокоиться уже на борту самолета? Существует отличная методика, которую практиковали еще древние йоги. Она заключается в том, чтобы путем глубокого дыхания достичь полной умиротворенности и спокойствия.

Итак, вдохните животом настолько глубоко, насколько это возможно. Затем очень медленно выдыхайте. Помните, что выдох делается в два раза дольше, чем вдох. Кажется, такое простое действие, неужели оно чем-то может помочь? Во время данного упражнения вы сильно замедляете дыхание, что в свою очередь вызывает в организме реакцию релаксации: сердечный ритм замедляется, кровь приливает к конечностям и мышцы полностью расслабляются. Страх уходит.

Можно попробовать еще одну методику. Закройте глаза и полностью сосредоточьтесь на своем дыхании. Представьте, что с каждым выдохом все беспокойство и напряжение постепенно уходят. Можно вообразить, как негативные мысли, точно ручейки, вытекают из вас вместе с выдыхаемым воздухом.

Клин клином вышибают

Как перестать бояться летать? Начать летать. Именно так. Начните с авиаклубов и возьмите несколько ознакомительных полетов на самолете. В общем, вливайтесь в сообщество авиаторов, благо сегодня малая авиация развивается достаточно быстро, и появляется все больше и больше специальных клубов для тех, кто любит полет. Люди начали летать и открывать для себя целый новый мир с совершенно новыми ощущениями. Научитесь летать на планере или дельтаплане, или вертолете. Все в ваших руках!

Кроме того, такие полеты помогают не только избавиться от страха высоты, но и отвлечься от тяжелых мыслей, повседневной рутины и стресса. Ведь паря высоко над землей, вы забываете обо всех жизненных неурядицах и наслаждаетесь красотой полета.

Для тех, кто по каким либо причинам не может полетать на настоящем самолете, также существует способ погрузиться в среду, которая максимально приближена к стрессовой ситуации. Сегодня многие авиакомпании предлагают занятия на специальном авиатренажере. Во время сеанса вы сможете почувствовать себя пилотом, привыкнуть к ощущениям взлета и посадки, турбулентности, а также ознакомиться с умными системами самолета.

Обратитесь к специалистам

Если же ваш страх, несмотря на все методы и способы самоконтроля, никуда не уходит, и каждый раз, садясь в самолет, вы переживаете глубокий стресс, следует немедленно обратиться за помощью к специалистам. Конечно, далеко не каждый признается, что у него есть серьезная проблема со страхом полетов, и пойдет к психологу.

Сегодня существует множество всевозможных тренингов, посвященных тому, как не бояться летать на самолете. Можно начать с них. Но для особо сложных случаев, где на лицо аэрофобия, лучше все-таки обратиться к врачу. Начните с прохождения специальной процедуры, которая поможет выявить причины вашего страха. При работе с аэрофобами, психологи используют метод когнитивной терапии. Как правило, восемь-десять сеансов такой психотерапии способны помочь в решении вопроса о том, как не бояться высоты и полетов. У пациентов не просто уходит страх, но и появляется четкое понимание того, что он надуман, появляется четкое разграничение мира фантазии и объективной реальности.

Переборите свое стеснение, обратитесь за помощью к профессионалам, и вы никогда больше не скажете: «Я боюсь летать на самолете!»

Таблетки от страха

Многие хотят, чтобы проблема решилась просто и быстро: съел таблетку - и страх ушел. Для некоторых, страдающих симптомами аэрофобии, легкий способ перестать бояться летать заключается в принятии алкоголя. Однако специалисты высказываются против этого метода. Таким образом человек не решает свою проблему, а просто перекладывает ее в долгий ящик. Кроме того, алкоголь вызывает привыкание. Не говоря уже о том, как губительно его влияние на ваш организм и самочувствие в целом. Но если уж совсем никак, то 50 г коньяка или 100 г вина перед началом полета помогут избежать неприятных ощущений в виде головокружения или тошноты. Но не злоупотребляйте.

И все-таки лучше обратитесь к специалисту. На особо острых стадиях аэрофобии врач может выписать хорошие успокоительные препараты, которые не вызывают привыкания и не ведут к интоксикации, в отличие от алкоголя.

Можно, конечно, и самим приобрести успокоительные препараты в аптеке. Так, самые простые - это таблетки на травах: валериана, пустырник, мята, а также различные сборы и настойки. Если же ваша фобия уже давно вошла в привычку - эти средства будут неэффективны.

Следующая по силе группа - это препараты брома. Они достаточно безопасны, но могут стать причиной адинамии, апатии, вялости и т. п. из-за того, что бром имеет свойство накапливаться в организме. Существуют еще более сильные препараты - анкисиолитики (транквилизаторы). Это очень сильные успокоительные, которые выдаются только по рецепту врача.

Пожалуй, самыми популярными сегодня являются антидепрессанты. Однако они не относятся к успокоительным. Действие антидепрессантов заключается в улучшении передачи импульсов в ЦНС, что способствует улучшению настроения, исчезновению тревоги и чувства страха.

Если подвести итоги, то хорошие успокоительные препараты - те, которые вам подберет специалист. Ведь каждый человек индивидуален: кому-то достаточно валерианы или травяных настоев, а кто-то сможет побороть страх только при помощи транквилизаторов. Однако все специалисты приходят к единому мнению, что препараты - это крайняя мера, когда уже все другие способы не дают эффекта.

Ежеминутно в каждом аэропорту планеты поднимается в воздух самолет с пассажирами на борту. 70 % сидящих в салоне людей испытывают страх полета, что вполне естественно. Вот только не каждый способен справиться со своей фобией. Чтобы понять, как не бояться летать на самолете, следует разобраться в причинах этого страха.

Причины страха

Страх летать на самолете – это естественный признак, свойственный любому человеку. Одни люди умеют его заглушать и игнорировать, другие, «раздувая из мухи слона», превращают все в фобию. Происходит это по многим причинам, и корни проблемы заложены в подсознании.

  • Рефлекторная боязнь передается людям с генным кодом от предков, которых пугали первые «железные птицы». По этой причине невольно человек сжимается, когда невдалеке пролетает самолет;
  • Когда авиалайнер взмывает в небо, организм человека интуитивно реагирует настороженностью – его вырвали из привычной среды. Те, кто психологически подвержен фобиям, начинают нервничать, а иногда и серьезно паниковать, не всегда осознавая причину своего страха;
  • Часть людей боится лететь в самолете осознанно, насмотревшись триллеров об авиакатастрофах, хотя реальные новости не пестрят ежедневными сводками о крушении самолетов. Такие паникеры еще загодя настраивают себя на трагизм ситуации;
  • Обычно страшатся полетов, осуществляемых в первый раз, – здесь пугает страх неизвестности. Есть и такая категория людей, для которых первый полет оказался неудачным из-за плохого самочувствия, возникшего на борту. Приняв сильное укачивание за опасность, подсознание наложило табу на данный способ передвижения, а психологическое восприятие превратило его в фобию.

Обратите внимание! Какова бы причина страха при полете ни была, необходимо разобраться, насколько это фобия (или всего лишь неуютное ощущение непривычной обстановки).

Симптоматика

Аэрофобия – не единственный вид страха, которыми страдают люди. Есть боящиеся высоты и замкнутого пространства, а также незнакомой компании. Именно эти страхи могут стать причиной приступа паники. Чтобы понять, насколько вы аэрофобны, следует примерить на себя нижеприведенные симптомы описываемой проблемы:

  • Страх испытывать перед полетом на самолете вы начинаете задолго до путешествия, и не в состоянии контролировать внутреннюю панику;
  • Перед тем, как подняться по трапу самолета, вы принимаете успокоительную дозу алкоголя, седативных средств или антидепрессантов;
  • При взлете и посадке авиалайнера вы неосознанно вжимаетесь в пассажирское кресло, ваши ладони потеют, а пальцы судорожно впиваются в подлокотники;
  • Во время полета все ваше сознание сосредоточено на слежении за звуками двигателей. Если позволяет обзор иллюминатора, вы не сводите глаз с работающих моторов;
  • Если самолет попал в зону турбулентности, ситуация вводит вас в шок, и вы мысленно прощаетесь с жизнью;
  • Каждое действие стюардессы вызывает у вас подозрение, и вы пытаетесь понять, что она скрывает за улыбкой.

Обратите внимание! Если даже половина этих признаков у вас присутствует, вы – аэрофоб, для которого полет становится настоящим наказанием.

Как сгладить ситуацию

Когда человек подчиняется своим страхам, это перерастает в серьезную болезнь. Если путешествие самолётом не воспринимается, как естественное событие, его можно сделать более спокойным. Для этого нужно просто отвлечься от своей фобии, переключившись на что-то другое.

  • Зная о предстоящем полете, к нему можно настроиться заранее. Не стоит изучать сводки об уже происшедших авиакатастрофах, лучше посмотреть статистику аварий, происходящих на Земле. В ДПТ людей гибнет гораздо больше, чем в воздухе;
  • Чтобы психологически настроиться на полет, желательно заблаговременно пройти регистрацию и попросить себе место в стороне от иллюминаторов. Пока идет загрузка самолета, вы спокойно осваиваетесь в своем кресле. Не стоит просить места и в хвостовой зоне – там ощутимее всего турбулентность;
  • Перед полётом не рекомендуется успокаивать себя алкоголем и серьезными препаратами – они могут спровоцировать неадекватную реакцию. Не поможет и кофе, действующее возбуждающе на психику. Лучше всегда иметь при себе таблетки от укачивания и фруктовые леденцы;
  • Чтобы не поддаваться фобии, себя необходимо отвлечь, поэтому стоит взять в дорогу интересную книгу или журнал с кроссвордами, скачать на ноутбук или планшет фильм с волнующим сюжетом, занять себя увлекательной игрой;
  • Послушайте приятную успокаивающую музыку, льющуюся из наушников, она поможет заглушить звуки двигателей. Специально для полета можно закачать на плеер релакс-фонотеку;
  • Пообщайтесь с соседями по салону. Разговоры – хороший способ отвлечься от своих страхов. Даже если рядом сидит такой же аэрофоб, как и вы, взаимное общение поможет вам справиться с проблемой;
  • Если нет желания ни вести светские беседы, ни отвлекать себя от плохих мыслей досужими занятиями, можно просто поспать. Для этого достаточно захватить с собой в салон надувную подушку и одеяло (а также бируши и повязку на глаза). Если забыли о такой возможности, некоторые авиакомпании могут предложить вам постельные принадлежности;
  • Даже не обязательно спать – можно просто лежать с закрытыми глазами и вспоминать приятные моменты своей жизни, думать о предстоящей встрече, вспоминать близких людей или строить планы на ближайший год.

Дополнительная информация! Вами были приняты все меры, а паническое состояние не отпускает? Тогда займитесь дыхательной гимнастикой. Делаются упражнения так: сначала глубоко вдохните воздух ртом, задержите его в легких на 5 сек., затем выдохните и еще 4 сек. не дышите. Повторите действия несколько раз: это поможет очень быстро успокоиться.

Профессиональная помощь

Если страхи полетов присутствуют уже давно, а путешествие самолетами – частая вынужденная реальность, без помощи специалиста здесь не обойтись. Стоит уделить серьезное внимание своему психоэмоциональному состоянию, посвятив ему достаточно времени.

  • Найдите опытного психолога, который поможет разобраться, почему вы боитесь летать, и научит правильно справляться с фобией. Одной беседой здесь не отделаться – придется пройти курс психотерапии, прежде чем начнете воспринимать полеты более естественно и перестанете бояться летать;
  • Частью лечения является использование авиастимуляторов, позволяющих на виртуальных тренажерах выработать привыкаемость к перелетам. Этот момент хорош тем, что в приземленных условиях, в специально оборудованном помещении, создается ощущение реальности полетов;
  • Врач поможет подобрать лекарственные препараты для предстоящего путешествия. Здесь нужно взять во внимание, что предлагаемые таблетки – не решение проблемы, а только часть терапии, и самостоятельно они от фобии не избавляют.

Лекарственные препараты, назначаемые врачом для полета, можно разделить на 2 вида: накопительные и быстрого действия. К первой группе относятся те, что принимаются в несколько этапов – непосредственно перед вылетом, а затем через каждые полчаса-час. Вторая группа препаратов имеет достаточную концентрацию успокоительного, чтобы 1 таблетки хватило на несколько часов воздействия.

Лечение проводится медикаментами седативного и противотревожного характера, тормозящими нервные импульсы, снимающими спазмы и судороги в мышцах.

Важно! Каким именно препаратом лечить аэрофоба, врач решает сам, исходя из индивидуальных особенностей пациента, состояния его психики, причин, вызывающих страхи, и запущенности проблемы.

Прибегать постоянно к данным средствам не следует, так как к большинству из них может возникнуть привыкаемость. Этот способ лечения аэрофобии должен носить кратковременный характер, и применяться к тем, кто путешествует самолетами не так часто.

Сам человек может подготовиться к будущему полету заблаговременно. Недели за 3 до предстоящего путешествия можно начать принимать ежедневно глицин или экстракт валерьянки в дозах, указанных в инструкции. Это поможет снизить нервное напряжение и избежать стрессовой ситуации.

Законы физики

Некоторых людей панически пугает полет именно из-за оторванности от Земли. Не все осознают принцип действия аэродинамики, поэтому не до конца понимают, как такая тяжелая металлическая махина с кучей пассажиров на борту и большим объемом багажа может удерживаться в воздухе на протяжении нескольких часов.

Если вы летите впервые, чтобы успокоить свое воображение и перестать бояться, стоит ознакомиться с некоторыми конструктивными особенностями самолетов:

  • Авиалайнеры оснащены мощными двигателями, способными не только поднять машину в воздух, но и удерживать ее длительное время среди облаков;
  • Не стоит бояться того, что двигатели сломаются: их у самолета, как минимум, 2 шт. Если 1 мотор по какой-то причине откажет, 2-й возьмет его функцию на себя. Даже если откажут сразу оба двигателя, самолет сможет аккуратно приземлиться, как планер;
  • Держаться и планировать в воздухе самолету помогают крылья, которые достаточно прочно прикреплены к корпусу. Шанс, что они в полете отвалятся, сведен к нулю;
  • Все системы, которыми оснащены авиалайнеры, имеют дублирующие программы. Стоит произойти сбою, как в работу сразу же вступает система-дублер (а их в пассажирских самолетах не менее 4-х);
  • Можно не беспокоиться о риске попасть в авиакатастрофу из-за плохого самочувствия пилота – в самолетах надежная система пилотирования, позволяющая аккуратно посадить машину по заложенной в нее программе;
  • Полет каждого лайнера контролируется с Земли диспетчерскими службами, с которыми летчики находятся на постоянной связи. Обо всех нестандартных ситуациях, изменениях погодных условий пилоты будут сразу же оповещены;
  • Не должна пугать и зона турбулентности, в которую попадает не каждый самолет. Аэродинамические параметры конструкции рассчитаны с учетом этого природного явления, так что самолет обладает достаточным запасом прочности, чтобы выдержать такие встряски;
  • На борту работают профессионалы, которые не считают себя камикадзе. Они спокойно выполняют свои обязанности, так как уверены в надежности «стальной птицы».

Дополнительная информация! Чтобы произошла неординарная ситуация, судьбе придется постараться, ведь каждый самолет перед вылетом тщательно проверяют технические службы. Пользуются они специальными диагностическими устройствами, так что неисправную технику не допустят даже на взлетную полосу. На терминалах усилен таможенный досмотр, что исключает попадание на борт опасного багажа.

Не стесняйтесь признаться окружающим – «я боюсь летать на самолете». Среди ваших знакомых найдутся уже неоднократно летавшие. Они знают, что делать, чтобы побороть свою боязнь. Примите к сведению их советы.

Впечатлят вас и отзывы сторонних людей, которые научились подчинять свои страхи:

  • Дмитрий: «Я раньше боялся летать на самолете, хотя не мог осознать причины этого. В одной из командировок влюбился в красивую девушку. Теперь я каждую пятницу лечу к ней на свидание. Во время полета я только и думаю о предстоящей встрече, строю планы, как мы проведем время. Теперь, пока нахожусь на борту, ни разу не возникло чувство тревоги или паники»;
  • Ольга: «Меня постоянно одолевают какие-то страхи. Мне не комфортно в закрытых помещениях, я панически боюсь попасть в авиакатастрофу. Из-за этого потеряла очень выгодную работу – в нашем бизнесе даже минуты имеют значение. Быстро решать проблемы позволяют самолеты – самый лучший вариант мобильности. Я же пользовалась исключительно автомобилем, теряя время и клиентов. В итоге пришлось обратиться к психотерапевту и пройти специальный тренинг. Мною и сейчас периодически руководят неосознанные эмоции, но я стараюсь их контролировать. Осознав, что фобии – это игра моего подсознания, я рискнула воспользоваться услугами авиакомпании и уже успела сделать 2 перелета».

Если не лечить фобию

Когда невозможно избежать полета, а ты панически этого боишься, начинаются проблемы не только психологического плана. Если не научиться справляться со страхами, фобия поглощает человека полностью, превращая в угрюмого неврастеника.

  • Перед предстоящим полетом человека начинают одолевать панические мысли, в итоге его мучают кошмары, или он вообще не может спать;
  • Становясь раздражительным, невыспавшимся, аэрофоб срывается на близких ему людях, отчего портятся семейные отношения;
  • Тем, кто скрывает свои страхи, еще сложнее переносить полеты. Фобия, загнанная вглубь себя, приводит к развитию сердечных болезней, гипертонии, инфарктам;
  • Если необходимость перелетов связана с профессиональной деятельностью, каждая попытка отсрочить полет или заменить его другим видом передвижения сказывается на карьерном росте. Психологические встряски по этому поводу делают аэрофоба пациентом неврологического отделения;
  • Страх пользоваться услугами авиакомпаний обедняет отдых – не на каждый курорт можно быстро и легко добраться железнодорожным транспортом (а тем более автомобилем).

Важно! Любой вид фобии будет быстро прогрессировать, если подчинить ей свою психику и отказаться от помощи профессионалов.

Надеясь, что справится сам, человек прибегает к употреблению мощных психотропных препаратов или алкоголю. Чем чаще возникает необходимость в перелетах, тем быстрее развивается вредная привычка. Такой допинг не облегчает ситуации, а делает ее еще более запущенной.

Алкоголь в условиях низкого давления и сухого воздуха в салоне самолета может спровоцировать дурноту (порой с рвотой). Организм находится в подвешенном состоянии, и даже малая доля алкоголя на высоте нескольких тысяч метров от Земли способна вызвать сильное опьянение, в результате которого наступает упадок сил. От этого у пьяного человека сразу же ухудшается настроение, и паника наваливается с еще большей силой.

Видео

Если вы осознаете, что подвластны фобии, не стоит этого стесняться и скрывать. У каждого человека имеются свои комплексы и страхи, от которых лучше избавиться, а не загонять их внутрь себя. Аэрофобию можно преодолеть, если внимательно изучить свой страх, вникнуть в конструктивные особенности самолетостроения и понять принципы аэродинамики.

Тысячи человек ежедневно пользуются услугами авиакомпаний, совершая множественные перелеты в течение года, и продолжают спокойно жить, любить, работать. Они на собственном опыте поняли, что риск быть жертвой авиакатастрофы микроскопически мал. Это должно стать для вас действенным аргументом. Так стоит ли бояться самолетов?

Лётчик Лёха - он же пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов - рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Большинство человеческих страхов формируются в результате невежества. Например, многие из нас боятся летать на самолете и садятся в салон, покрываясь холодным потом. Если бы вы только знали больше о жизни гражданской авиации, то вы прекратили бы нервничать. Берем на себя смелость восполнить этот пробел и предоставляем факты о безопасности полетов.

По статистике, воздушные перевозки наиболее безопасны

Все мы интересуемся новостями, поэтому мимо нашего внимания не может ускользнуть факт частых происшествий на автомобильных дорогах. И действительно, дорожно-транспортные сводки пестрят случаями об авариях, многие из которых заканчиваются смертельным исходом. В то время как авиакатастрофы случаются крайне редко, но по каким-то причинам вести об инцидентах, произошедших в небе, муссируются со страшной силой. Однако, как вы понимаете, садиться в салон самолета гораздо безопасней, чем отправляться в автопутешествие. Если вы обратитесь к статистическим выкладкам, то узнаете, что шанс человека погибнуть в автокатастрофе составляет один к пяти тысячам. Шанс умереть на борту самолета намного более ничтожен: один к одиннадцати миллионам. Даже у разряда молнии и то есть больше шансов убить человека.

Авиакатастрофы приковывают к себе пристальное внимание

Ни один телеканал или новостное издание не вынесет на первые полосы газет новость об автомобильной катастрофе. К сожалению, подобные инциденты стали обыденным явлением и мало кого шокируют. То ли дело крушение лайнера, которое часто влечет за собой объявление общенационального траура. Несоизмеримо большим является человеческое горе, ведь авиакатастрофа уносит несколько десятков и даже сотен жизней пассажиров. Эта новость достойна пристального внимания, она повергает людей в шок, ее можно долгое время муссировать, строя догадки относительно причин, повлекших за собой трагедию. Таким образом, несмотря на то что каждый год по всему миру случается лишь несколько единичных крушений авиалайнеров, у рядового обывателя складывается впечатление, что авиакатастрофы происходят на постоянной основе.

Год от года летать становится все безопаснее

В середине ХХ века, когда пассажирские авиаперевозки только зарождались как отрасль, несчастные случаи со смертельным исходом происходили в среднем один раз на каждые 200 тысяч полетов. С годами авиаконструкторы совершенствовали модели самолетов, предусматривая в них все больше мер, направленных на безопасность пассажиров. Все это привело к тому, что теперь коммерческие перевозки стали более безопасными, что и подтверждает статистика. В наши дни несчастные случаи со смертельным исходом в небе происходят в среднем один раз на каждые два миллиона рейсов.