Жительница Москвы Наталья Цымбаленко столкнулась с травлей в школе: её сына унижали одноклассники, а вместе с ним и других «некрутых». Учителя и другие родители бездействовали, и тогда она взяла дело в свои руки. Теперь Наталья рассказала о том, как можно сломить равнодушие и заставить учителей, надзорные органы, детей и взрослых вести себя по совести и по закону.

О том, как развивались в последние три года, и особенно в последние несколько месяцев, события в школе, где учится её сын Пётр, сотрудница правительства Москвы Наталья Цымбаленко написала в фейсбуке . За это время она успела столкнуться и с грубостью одноклассников сына, и с бездействием учителей, и с хамством других родителей. Но в конце концов ей удалось изменить ситуацию: травля прекратилась.

Всё началось, когда после начальной школы Пётр поступил в гимназию в пятый класс - номер школы, как и фотографию сына, Наталья попросила не публиковать. Как это часто бывает в детских коллективах, ученики класса довольно быстро разделились на «крутых» и «некрутых». Но последствия такого разделения в данном случае были довольно серьёзными.

По словам Цымбаленко, всё началось с насмешек, «обзывательств», но затем пошли неприкрытое насилие и серьёзная травля. От хулиганов пострадали несколько человек, в том числе сын Натальи.

Быстро сформировался костяк класса, так называемых «крутых», которые стали цепляться к «некрутым». Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин - «фу, некрутой». Это повод для насмешек, обзывательств. Имя сына - Петя, его стали обзывать «Педя», сын тушевался и не знал, что сказать в ответ. Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок - «некрутой».

Сами пострадавшие дети не могли найти выход из ситуации. Но, пишет Наталья, помощи от учителей и родителей поначалу они не получили. Отчасти в этом виноваты классные руководители и другие сотрудники учебного заведения, которые считали, что дети должны самостоятельно «разбираться» с проблемой. Часть вины Наталья признаёт за собой: долго ждала, слушала учителей, отреагировала поздно.

Классная в разговорах с родителями рассуждает на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам». Родители зачинщиков все как один кричат в родительском чате, что их дитё «святое», на них наговаривают, а «ваши сами спровоцировали».

Чтобы как-то исправить ситуацию, Цымбаленко записала сына в секцию мечевого боя и на единоборства. Это помогло ему перестать бояться. К восьмому классу он уже выпал из категории школьных партий, прямое насилие по отношению к нему прекратилось.

Но другие дети продолжали страдать, пишет Цымбаленко. Дошло до серьёзных последствий.

И тут нашего лучшего друга Мишу дважды «разводят на деньги» одноклассники, обещая купить тому вейп и не покупая его. Ведь если хочешь быть крутым - ты должен курить вейп! Маме Миши «святые дети» просто хамят и рассказывают, что её сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги, говорит ещё прекраснее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп». Ну, в общем, ситуация великолепна. А тут ещё один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра и веселится на тему того, что сын стал «качаться».

Наталья начала действовать. Она потребовала встречи с директором школы и председателем управляющего совета, подготовив для них заявление на 20 страницах, к которому прилагались скриншоты переписки, касающейся вейпов, страницы в соцсетях и фотожабы. Копию она отнесла в комиссию по делам несовершеннолетних в районную управу и получила номера входящих документов.

По словам Цымбаленко, угрозы привлечь прокуратуру и суд на родителей хулиганов не подействовали. Но когда к делу подключился инспектор по делам несовершеннолетних, ситуация изменилась. И учителя, а за ними и родители «крутых» стали вежливыми, рассказывает Наталья. По её словам, подросток, торговавший вейпами, был поставлен на учёт, деньги другу Мише за так и не купленный им вейп вернули.

Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер. В таком, знаете ли, нейтралитете. Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться и, может, тогда с ним дружить будут», а что мы пойдём прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одёргивают желающих рисовать фотожабы и не достают окружающих.

Наталья говорит, что управа также сообщила ей, что готовит официальный ответ на её заявления и «провела мероприятия».

Medialeaks поговорил с Натальей Цымбаленко о том, что будет дальше и довольна ли она результатами своей борьбы.

Как прошёл через эти три года и особенно через последние события ваш сын? Как он всё воспринимает, хочет ли дальше учиться в той же школе?

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали, как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1 000 рублей или твоя собака умрёт». Но школу мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это всё всерьёз. И успокоился. Я дала Пете прочитать этот пост и спросила, что написать. Он сказал, что всё окей. Общаются они с одноклассниками из описанной истории спокойно и максимум та и эта сторона уточняют друг у друга задания. А представители школы регулярно уточняют у него, как дела в классе.

Какие у вас дальнейшие планы? Что можно будет считать окончательной победой или хотя бы приемлемым результатом?

Меня и сына устроят рабочие отношения в классе: он не жаждет общения с теми, кто плохо к нему относится. У Петра есть друг, есть команда (он занимается киберспортом - мы это поддерживаем), ходит в библиотеку Достоевского на курсы видеоблогинга, вместе с папой в окружной библиотеке ведёт занятия для детей (автогонки на симуляторах, безопасность на дороге). Ему хватает общения. И ему комфортно, что к ним перестали цепляться. Мы регулярно мониторим ситуацию в классе. Если будут прецеденты - вмешаемся. А так, я надеюсь, мы закончили конфликт.

Каждый родитель сам выбирает, каким способом помочь ребёнку бороться с буллингом. Мать американского подростка Китона Джонса в прошлом году обратилась к помощи социальных сетей и , который жалуется на травлю со стороны одноклассников.

Сначала видео так растрогало всех, что за Китона вступились исполнитель роли Капитана Америки Крис Эванс, певица Рианна и десятки актёров и звёзд спорта. Правда, быстро и держит дома флаг Конфедерации. Тогда многие отказались от поддержки, предположив, что парня могут травить в школе, потому что он расист. И ситуация для Китона стала ещё хуже, чем была.

В позапрошлом году в России случилась очень трогательная история с мальчиком по имени Стёпа. Он увлекался динозаврами и майнкрафтом, поэтому с одноклассниками у него дела с самого начала пошли не очень. Но мама попросила друзей в фейсбуке , и случилось чудо: мальчику и другие российские звёзды.

Вскоре популярность школьника взлетела до небес, и ВК даже вернул на время функцию рейтинга страниц ради него. Так потенциальный будущий буллинг был подавлен в зародыше, а Стёпа вместо скринов из майнкрафта мог с гордостью выкладывать .

Как возникает травля в школе, что происходит с детьми, которые ей подвергаются, как должны действовать родители и учителя и можно ли научить ребенка противостоять нападкам сверстников? Ответы на эти вопросы мы пытаемся найти вместе с профессиональными психологами.

Человеческие детеныши не рождаются со встроенным этическим кодексом: людьми их еще предстоит воспитать. И детский коллектив - это еще стая детенышей: если не вмешиваются взрослые, в ней царит биология. Дети будто животным нюхом чуют тех, кто не похож на них, и изгоняют их из стаи. Домашний ребенок, выходя из предсказуемого мира взрослых, где есть понятные и четкие правила, попадает в дикий мир непредсказуемых сверстников. И столкнуться в нем может с чем угодно: от безобидных дразнилок до систематических побоев и унижений, которые еще и десятилетия спустя будут аукаться кошмарными снами. Как помочь своему ребенку, если социализация оказывается для него травматическим опытом?

Это не детская проблема

Многие взрослые помнят это по себе: все против тебя, весь мир. Учителям все равно, родителям жаловаться нельзя: скажут «а ты дай сдачи», да и всё. Это не лучшие воспоминания. И они вообще никак не помогают, когда жертвой травли становится твой ребенок. Когда-то пережитые боль и злость застят глаза и мешают быть взрослым и умным, заставляют возвращаться в детство, где ты слаб, беспомощен, унижен и один против всех.

Родители, ослепленные болью, выбирают далеко не лучшие варианты заступиться за своего ребенка: стараются сделать больно его обидчикам. Иногда это заканчивается уголовными делами против родителей. Поэтому разобраться в том, как правильно решать проблему «моего ребенка травят в школе», нам помогают профессиональные психологи: Наталья Науменко, патопсихолог из Киева, московский психолог и социальный педагог Арсений Павловский и Элина Жилина, детский и семейный психолог из Петербурга.

Все они единогласно говорят: главную роль в решении проблемы школьной травли должны играть взрослые - учителя и школьная администрация.

«Школа может и должна не допускать травли детей, появления в классах изгоев. - считает Элина Жилина. - Напротив, она может помочь детям развить их лучшие качества, отрабатывать хорошие принципы общения: ведь именно в школе происходит основная тренировка навыков социального взаимодействия. Очень важно, чтобы учителя пресекали травлю на начальных стадиях и не давали ей закрепиться; от атмосферы в школе многое зависит».

Однако, как отмечает Арсений Павловский, «учителя часто, не разбираясь, в чем дело, наказывают того, кого травят. Ребенка дразнили всю перемену, раскидали его вещи, он бросается на обидчиков с кулаками - тут входит учитель, и обиженный оказывается крайним. Бывает, что в травле участвуют успешные дети, которые нравятся учителям, - и учитель не верит жалобам на детей, которые у него на хорошем счету. На самом деле учитель может разобраться в конфликте, выслушать обе стороны и поддержать ребенка, которого обижают. Позиция учителя критически важна. Он вообще должен занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли - и сам не поддерживать ее: не подтрунивать над ребенком, не наказывать его зря. И помогать ему. Во-первых, оказать эмоциональную поддержку. Во-вторых, у такого ребенка часто под удар ставится самооценка и самоотношение - и учитель может ставить его в ситуацию успеха, например, выбирая задания, с которыми ребенок хорошо справится. Он может даже организовать группу поддержки среди детей и предложить детям сделать для одноклассника что-то хорошее.

Увы, учителя обычно не считают нужным вмешиваться в детские конфликты: воспитывать надо дома, а наша обязанность - учить. Тем не менее Закон об образовании возлагает ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся…. во время образовательного процесса» именно на школу (статья 32, п. 3, пп. 3). Лидер в детском коллективе - взрослый. Он определяет рамки поведения и правила у себя на уроке. Он отвечает за безопасность школьников, и если они наносят друг другу побои или психические травмы - это его вина. Школа должна учить не только предметам, но и навыкам социального взаимодействия: договариваться, решать конфликты мирно, обходиться без рукоприкладства».

«В младших классах одни дети дразнят других только при попустительстве учителей. Зачастую учителя не только закрывают глаза на травлю, но и сами ее подстегивают. Учителя - люди, как правило, конформные*, - замечает Наталья Науменко.

Они не принимают чужого, чужеродного, и могут не только неприязненно относиться к кому-то из детей, но и неосознанно провоцировать других детей. Еще хуже - некоторые педагоги пользуются детской враждой в своих целях - для поддержания дисциплины в классе».

Если травит учитель

У Вероники Евгеньевны (все истории в этом тексте взяты из жизни, но все имена изменены) в четвертом классе есть дети-помощники. Они имеют право ставить другим детям оценки и делать записи в дневник, проверять их портфели, делать замечания. Тимофей, мальчик импульсивный и шумный, имеющий привычку выкрикивать на уроках глупости, учителю мешает. Она осаживает его презрительными замечаниями, и этот тон усвоили девочки-помощницы Оля и Соня. Когда Тимофей отказался выполнить распоряжение Сони, она залезла в его рюкзак, взяла дневник и понесла учителю. Тимофей бросился его отбирать и побил Соню. Родители Сони зафиксировали побои в травмпункте и подали заявление в милицию. Вероника Евгеньевна провела на уроке воспитательную работу: предложила всему классу объявить Тимофею бойкот.

Закон об образовании ясно говорит, что в процессе обучения запрещается применение методов физического и психического насилия. По-хорошему, педагогические приемы Вероники Евгеньевны должны стать предметом серьезного разбирательства в школе, а если школьная администрация отказывается от внутреннего расследования - то районного управления образования. Если родители не хотят публичного разбирательства - остается только менять школу. Ребенок, попавший в такую ситуацию, без взрослой помощи из нее не выберется: он еще слишком мал для того, чтобы противостоять взрослому, который ведет против него войну на равных. Родителям еще только предстоит научить его быть взрослее и мудрее, чем этот взрослый.

В самом начале травли

Детям с самого начала надо помогать уходить от конфликта. При вербальной агрессии - отшучиваться, парировать (в детсаду и первом классе - явное преимущество у того, кто владеет массой отговорок вроде «я дура, а ты умная, по горшкам дежурная» или «первые горелые, вторые золотые»). Спокойствие и острый язык (осторожно! без оскорблений!) - весомое преимущество, особенно когда физические силы неравны.

Если что-то отнимают и убегают, никогда не бросаться в погоню - на то и весь расчет. А для того чтобы не бросаться в погоню, не стоит носить в школу ничего ценного и милого сердцу. Диапазон мер, если вещь отобрали, - от простого «отдай» до жалобы взрослым и родительских переговоров о возмещении ущерба. Отдельно надо учить детей как жаловаться: не ныть «А что Иванов у меня ручку взял!» - а попросить: «пожалуйста, дайте мне запасную ручку, мою унесли».

Девятилетний Федор на голову ниже других одноклассников и на год младше. Драки - это не для него: прибьют и не заметят. Мама разработала с Федором целую стратегию защиты. Если дразнят - отшучиваться, если отнимают что-то - предлагать самому: возьми, у меня еще есть. Если нападают - предупреждать: отойди подальше, перестань, мне это не нравится, ты делаешь мне больно. Уходить. Удерживать агрессора, если это физически возможно. Искать небанальные решения: поднять крик или окатить водой (за это тоже влетит, но меньше, чем за разбитую бровь или сотрясение мозга). Наконец, если применение силы неизбежно - ударить после предупреждения «я тебя сейчас ударю», желательно при свидетелях. Федор справился: бить его перестали, зауважали.

А если жертва сама виновата?

Дети, которых травят, часто отличаются социальной и эмоциональной незрелостью, уязвимостью, непониманием неписаных правил, несоблюдением норм. Поэтому у взрослых часто возникает соблазн обвинить в травле самого ребенка.

«Учителя, обсуждая проблему школьной травли, предпочитают называть ее проблемой изгоя, - замечает Арсений Павловский. - Но это всегда проблема коллектива, а не жертвы».

Тем не менее возможно, дело не только в злобности окружающих.

«Хорошо бы присмотреться, расспросить учителей, предложить школьному психологу поприсутствовать на уроках и понаблюдать. Результаты бывают ошеломительными. Ребенок в школе может оказаться совсем не таким, какой он дома», - говорит Наталья Науменко.

Родители Сени, русскоязычные иностранные граждане, приехавшие в Россию работать, отдали сына в хорошую школу с доброжелательной атмосферой. Одноклассники начали его бить уже к концу первого месяца. Учителя стали выяснять, в чем дело - и выяснили: Сеня непрерывно ворчал и ругал все вокруг, начиная от школы и кончая мерзкой грязной страной, куда его насильно привезли и оставили жить среди этих ничтожеств.

А с Сашей, веселым и симпатичным подростком, никто не хотел сидеть рядом и работать над совместным проектом. Педагогам даже не сразу удалось выяснить, что дело всего-навсего в личной гигиене: сильно потеющий Саша не любил мыться и менять одежду, а деликатные одноклассники, не объясняя причины, просто уклонялись от общения.

«Если ситуация с травлей повторяется раз за разом в разных кругах общения, можно сделать вывод, что у ребенка есть какой-то дефицит социальных навыков, - говорит Арсений Павловский. - И тогда обязательно надо искать помощь. Но это - в долгосрочной перспективе, над этим нужно работать долго. А здесь и сейчас - надо погасить разгоревшийся пожар».

«В таких случаях, несомненно, нужна работа со специалистами, - советует Наталья Науменко, - и, скорей всего, будет нужно на полгода-год изъять ребенка из школьной среды. От такой социализации все равно никакого толку не будет.

Часто для того чтобы избавить ребенка от неприятных переживаний, не так уж много и нужно. Купить сыну-подростку внеплановые штаны, чтобы из-под ставших короткими брюк не торчали волосатые щиколотки. Не заставлять второклассника ходить в школу в колготках, даже если маме это удобно: кальсоны - не дефицит и стоят не дороже. Не водить восьмиклассницу в школу и из школы, если дойти можно пешком и не через криминальный район».

Это не значит, что надо поступаться принципами, если дело действительно в них: речь, скорее, о том, чтобы эти принципы и соображения удобства не делали из детей посмешище.

Ребенка не надо переделывать в угоду окружающим: если вылечить хронический насморк или хотя бы научить ребенка пользоваться носовыми платками, чтобы не текли из носа сопли, - относительно реально, то заставить его похудеть гораздо труднее. Нельзя внушать ребенку, что его можно не любить и преследовать за его инакость. «Так формируется чувствительность к внешней оценке, - говорит Наталья Науменко. - Нельзя подгонять свои качества под оценку других людей, не с этого конца надо формировать самопринятие».

Что делать с чужим ребенком?

Родителей во взаимодействии с чужими детьми мотает из крайности в крайность: то они закрывают глаза на коллективное избиение в двух метрах от них, потому что не отвечают за воспитание чужих детей. То бросаются с кулаками на обидчиков своего ребенка, потому что за своего готовы сразу порвать. И учат своих решать все проблемы кулаками: «а ты ему вдарь как следует». И отсюда начинаются тяжелые разборки, часто с привлечением правоохранительных органов.

Типичная ситуация: второклассник Женя толкает девочку Машу в школьном вестибюле, пока они оба выбирают место, чтобы сесть и переобуться. Маша падает. Машина бабушка толкает Женю и называет его идиотом. Женя падает. Бабушка помогает Маше подняться и велит плачущему Жене держаться подальше от ее внучки. Эмоции мешают ей быть взрослой, не бороться с ребенком на равных.

Безобразничающих детей надо спокойно и твердо остановить. Если чужой ребенок грубит и хамит, не следует опускаться на его уровень. Нельзя ему угрожать и прибегать к ненормативной лексике. Лучше всего сдать его на руки родителям и беседовать с ними, в идеале - в присутствии и при посредничестве педагогов. Важно: чужих детей нельзя хватать руками, разве что их поведение угрожает чьей-то жизни или здоровью.

Внутреннее солнце

Многие научные исследования связывают школьную травлю с неблагополучием в семье и экономическим неблагополучием региона. Внутреннее неблагополучие ребенка ищет выхода - и легкой жертвой оказывается сидящий рядом «не такой»: очкарик, нерусский, хромой, жирный, ботан. И если счастливого и любимого ребенка не так просто поддеть, то ребенка несчастливого зацепить легко: он весь - уязвимое место. Счастливый и внимания не обратит на чужие глупости; несчастный взвоет, ринется в погоню - и обеспечит обидчику фейерверк эмоций, которого тот и добивался.

Так что очень хороший способ сделать своего ребенка неуязвимым - это окружить его, как в «Гарри Поттере», мощной защитой родительской любви. Когда ты понимаешь, что тебя можно любить, когда у тебя есть чувство собственного достоинства - тебя не так легко вывести из себя словами «очкарик - в попе шарик»: подумаешь, глупости. Это мама с папой должны вырастить в ребенке вот это внутреннее солнышко: жизнь хороша, меня любят, я хороший и имею право жить и быть любимым. Каждый ребенок - Божье дитя, плод Его любви, в каждом - Его дыхание.

Родители, однако, с раннего детства - из лучших, конечно, побуждений - гасят это внутреннее солнышко, бесконечно попрекая ребенка его недостатками и скупясь на добрые слова. Ребенка стыдят, обвиняют и эмоционально шантажируют, не видя грани, которую нельзя переходить. За этой гранью ребенок понимает, что он ничтожен, он не имеет права жить. Ему бесконечно стыдно за себя, он виноват в том, что он такой. Его глубоко ранят самые безобидные дразнилки. У него уже запущен процесс виктимизации - превращения в жертву.

Спокойствие, только спокойствие!

Сережа хочет вывести Диму из себя. Его радует власть над Димой. Когда Дима бесится, краснеет и орет, Сережа радуется - как будто он взорвал хлопушку: ба-бах - и конфетти летят. Дима не может промолчать. Он стремится стереть Сережу с лица земли. Мама пытается убедить Диму, что не надо так бурно реагировать, что можно отшутиться, уйти, промолчать. Но Диме кажется, что промолчать - не круто: надо врезать как следует, чтобы не сочли слабаком.

С этим тоже можно справляться: скажем, вместе смотреть фильмы о героях и обращать внимание не на те эпизоды, где герой всех бьет, а на те, где от него требуется выдержка и хладнокровие. В этом смысле идеальны фильмы о шпионах и суперагентах. Впрочем, даже Карлсон с его тактиками низвождения, курощения и дуракаваляния - неплохое подспорье.

Культурные нормы требуют, чтобы ребенок был сильным и не давал спуску обидчикам, а цивилизационные - не поощряют насилие; не ударишь в ответ - ты слабак, ударишь - потащат в детскую комнату милиции. Как ни поступи - окажешься неправ. «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону», - напоминает старую истину Наталья Науменко.

«У ребенка всегда большой соблазн ответить силой на силу, - замечает психолог Элина Жилина. - Его можно учить не отвечать, физически уходить, игнорировать обидчика. А если отвечать - то на другом уровне. Это трудно, потому что требует довольно высокого уровня самосознания и уверенности в себе. Но можно с раннего возраста учить ребенка видеть, что стоит за поступками другого человека, понимать его мотивы и порой даже пожалеть: ты несчастный, раз так бесишься. Это полезно, особенно если удается добиться не гордой, презрительной жалости, а искреннего сочувствия: как же ему тяжело живется, что из него такая пакость лезет».

Если родители - христиане, у них есть шанс научить ребенка тому, что смирение и кротость - это не слабость, а колоссальная внутренняя сила. Что подставить вторую щеку - это значит показать, что насилие не может тебя уничтожить, что оно никак не вредит тебе, не задевает тебя. Детям бывает трудно это вместить: им ближе «око за око». Родителям еще предстоит вырастить в них эту силу духа - и пока ее нет, ребенка надо учить иначе справляться с оскорблениями.

«Важно донести до ребенка простую мысль: если кто-то говорит о тебе гадости, это не твоя проблема, а его, - говорит Наталья Науменко. - Научить ребенка правильно реагировать на оскорбления, не бросаясь в бой по каждому поводу, быстро не получится. Это кропотливая работа, на нее нужно месяца три-четыре. И иногда бывает нужно изъять ребенка из среды, где его травят. Если нет принятия среды - нельзя работать над самооценкой. Можно забрать ребенка на семейное обучение, на экстернат и вернуть его в школу позднее. Часто бывает, что в травле виноват не ребенок, а среда. Например, классический вариант сказки о гадком утенке - одаренный ребенок в школе в социально неблагополучном районе. Мы, взрослые, можем выбирать для себя среду - можем уволиться с работы, где нас унижают. У детей такой возможности нет. Но мы можем им помочь, подыскав среду, где их будут принимать».

Наконец, с детьми, имеющими опыт травли, опыт незаслуженного страдания, обязательно надо разговаривать - на этом настаивают все специалисты. Может быть, психологическая или психиатрическая помощь понадобится далеко не всем, но всем нужно помочь пережить и переработать этот травматический опыт, чтобы он не искалечил, а сделал сильнее.

Гармония и прощение

При подготовке этой статьи мне пришлось прочитать довольно много научных исследований в области школьной травли. Потрясло американское исследование, утверждающее: в 85 % случаев травли окружающие взрослые и дети безучастно наблюдают за ней и не вмешиваются. При этом финские, канадские и другие ученые утверждают: свидетели травли могут кардинально повлиять на происходящее, если не будут отмалчиваться и отсиживаться в сторонке. При этом защищать жертву оказывается не так эффективно, как остановить обидчика. А значит, по-хорошему, своих детей надо учить не только противостоять тем, кто обижает лично их, но и не давать в обиду других, не бросать их наедине с бедой. Помню, как на собрании в первом классе у сына учительница рассказывала: «Я сказала: Алиса, посмотри, ты так плохо себя ведешь, с тобой же дружить никто не хочет. Вот поднимите руки - кто хочет сидеть с Алисой? Никто руку не поднял. И только Саша, самый маленький, встал и сказал: «Я буду дружить с Алисой». Просто урок мне преподал».

Помощь и поддержка друзей помогают снизить виктимизацию у жертв травли. Шведские ученые из Готенбургского университета в Гётеборге опросили повзрослевших жертв школьной травли: что, в конце концов, ее остановило? Два самых популярных ответа: «вмешательство учителя» и «переход в другую школу».

Наконец, обратило на себя внимание гонконгское исследование: сотрудники педагогического факультета Гонконгского университета в качестве профилактики школьной травли предлагают воспитывать детей в духе «ценностей гармонии и прощения на общешкольном уровне, чтобы культивировать гармоничную школьную культуру». Казалось бы, Гонконг вообще не принадлежит к христианской культуре. Но именно там считают нужным учить школьников жить в гармонии с самими собой и прощать других - тому, о чем мы не то что забываем, а даже вовсе не думаем.

Надо учить прощать. Ведь обида и злость живут в оскорбленной душе годами, отравляя ее и не давая подняться. Но как простить - это уже совсем другая тема.

Кого травят

Жертвами постоянной или эпизодической травли становятся около 20-25 % школьников, причем мальчики чаще, чем девочки. Типичная жертва травли - ученик школы в социально неблагополучном районе, ребенок из несчастливой семьи, часто ссорящийся с родителями и подумывающий о побеге из дома. 80  % жертв систематической травли постоянно находятся в подавленном настроении (по данным исследований, проведенных в Университете Саскачевана, Канада).

Кто травит

Обидчиками чаще других становятся дети, с которыми плохо обращаются дома, подвергают их насилию. Такие дети обычно стараются доминировать над другими. Они чаще своих сверстников, не участвующих в травле, имеют психические проблемы и проблемы поведения, склонны к оппозиционному и вызывающему поведению. (По данным исследований, проведенных в психиатрической больнице Мехико, Мексика; на факультете психиатрии Рочестерского университета, США; в Институте клинической медицины в Тромсё, Норвегия).

Дети с медицинскими проблемами - группа риска

Отклонения в здоровье делают детей легкой мишенью для сверстников. Чаще других травят детей, страдающих ожирением, но не только их: среди жертв травли - слабовидящие, слабослышащие, хромающие и т. д.

Повышенному риску травли подвергаются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с тиками и синдромом Туретта (почти четверть из них травят). Здесь существует порочный круг: чем сильнее у ребенка проявляются тики и чаще истерики - тем сильнее травля; травля усугубляет тики и приводит к более частым истерикам. Еще хуже положение у детей с синдромом Аспергера (проблема аутичного спектра): травле подвергаются до 94 % таких детей. Причины травли примерно понятны: детям трудно даются человеческие контакты, они не понимают правил социального взаимодействия, ведут себя неуместно и кажутся сверстникам глупыми и странными, за что подвергаются остракизму. По данным исследований, проведенных на факультете педиатрии Университета штата Вашингтон, Сиэттл, США; в Квинследском университете, Австралия; в Университете штата Нью-Хэмпшир, Дарэм, США).

Травля вредит здоровью и успеваемости

22  % учеников средних классов жалуются на снижение успеваемости из-за травли.

Жертвы травли в 2-3 раза чаще страдают головной болью и болеют. У всех участников травли - и обидчиков, и жертв, но особенно у жертв - значительно выше уровень мыслей о самоубийстве и самоповреждении, чем у их благополучных сверстников. Мальчики, подвергающиеся травле, наносят себе физические повреждения в четыре раза чаще, чем те, кого не травят. (По данным ABC News; Национального центра исследования самоубийств, Ирландия; Уорикского университета, Великобритания; Национального альянса психических болезней NAMI, США).

Долгосрочный эффект травли

Хотя мальчики оказываются в ситуации травли в два с лишним раза чаще, чем девочки, долгосрочный эффект оказывается более тяжелым у девочек. У них чаще, чем у мальчиков, развивается посттравматическое стрессовое расстройство - реакция организма на психическую травму. Таким расстройством страдают жертвы терактов, ветераны, пришедшие с войны, люди, пережившие войны, геноцид, природные катастрофы. Клиническая симптоматика этого расстройства наблюдается примерно у 28 % мальчиков и 41 % девочек, которых травили в школе.

Девочки, побывавшие в роли жертв, во взрослом возрасте чаще лежат в психиатрических клиниках и принимают нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты, причем это никак не зависит от того, были они психически здоровы на момент начала травли или нет.

Травля в школе, как и домашнее насилие, увеличивает риск возникновения у жертвы пограничного расстройства личности.

Жертвы школьной травли независимо от их пола вдвое чаще сверстников подвергаются побоям во взрослом возрасте. (По данным исследований, проведенных в Университете Або, Финляндия; Университете Ставангера, Норвегия; Институте клинической медицины в Тромсё, Норвегия; совместного исследования Уорикского университета, Великобритания, мюнхенского Университета Людвига Максимилиана, Германия и Гарвардского университета, США).

Новости о жестокости школьников по отношению к другим уже мало кого удивляют, а должны бы. Из самых последних — ужасный случай, произошедший в Пермском крае.

В социальной сети "ВКонтакте" появилось видео, где группа подростков издевается над школьницей. На записи видно, как они пинают девочку, поджигают ей волосы, ругаются матом. Та просит их прекратить и плачет. Сейчас эту шокирующую видеозапись проверяют полицейские города Березники.

Подобными видео, впрочем, интернет давно переполнен, но чаще всего дело ограничивается возмущенными комментариями пользователей, и лишь некоторые из подобных историй доходят до суда.

Еще одна проверка началась в Москве — и тоже из-за жестокого видео с участием школьников. В интернете были размещены кадры, на которых ученики Центра содействия семейному воспитанию "Вера. Надежда. Любовь" (детский дом № 18) бьют друг друга палкой. При этом, по данным московского департамента труда и соцзащиты, на спортивной площадке, где была драка, находились трое воспитателей, которые не отреагировали на происходящее. В результате уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой была инициирована проверка детского дома.

"Что касается бездействия воспитателей, учителей и любых должностных лиц, в обязанности которых входит обеспечение порядка в школе, то их действия могут быть квалифицированы по статье № 293 УК РФ "Халатность", — говорит председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. — Как правило, дело по статье № 293 возбуждается следом за возбуждением дела об издевательствах над ребенком".

По словам юриста, родители пострадавших могут обратиться в правоохранительные органы и в случае, когда есть видеодоказательства, и в случае, когда их нет. Однако стоит учитывать, что если на теле ребенка есть некие повреждения, то стоит сначала обратиться в медицинскую организацию, чтобы их зафиксировать.

"Если же следов насилия нет, а ребенок молчит, то добиться возбуждения уголовного дела будет сложно, — считает Олег Сухов. — Тогда лучше всего обратиться к детскому психологу: он сможет потом подтвердить жалобы ребенка на насилие".

В случае причинения какого-либо вреда стоит писать заявление в полицию — чем больше таких заявлений, тем больше шансов, что будут приняты меры, считают специалисты.

Безусловно, истории с жестокими издевательствами и записью избиения на видео все-таки встречаются гораздо реже, чем привычная школьная травля: наверное, в каждом классе за 11 лет обучения найдутся дети и подростки, оскорбляющие слабых или хамящие учителям.

Травля может быть вообще неявной, практически невидимой: игнорирование одноклассника, отказ с ним общаться — тоже агрессивное и оскорбительное поведение, которое может задеть и обидеть не меньше ссор и драк.

Узнав, что ребенка травят или что ему, к примеру, объявляют негласный бойкот, родителям нужно сразу включаться в решение этой проблемы — чем раньше, тем лучше. И не стоит оправдывать свое бездействие нежеланием идти на некий потенциальный скандал: ведь кто, если не родители, в первую очередь должны быть заинтересованы в защите своих детей?

Как действовать родителям

О проблемах ребенка в школе родители могут узнать последними — все зависит от того, есть ли в семье доверие, внимание друг к другу, достаточно ли времени уделяют родители своим детям. Если поведение ребенка изменилось, если он стал замкнутым и молчаливым или нервным, бурно на все реагирующим, — это повод срочно с ним откровенно, но аккуратно поговорить.

Следующий шаг — разговор с классным руководителем и руководством школы. Учителя должны (именно должны) разобрать эту ситуацию и обязательно связаться с родителями обидчика.

"Наш 10-летний сын — чуткий ребенок, — рассказывает Александра, актриса одного из известных московских театров. — Он много читает, способный, когда он что-то волнующее вспоминает, то может даже расплакаться. Некоторые одноклассники его регулярно оскорбляли, высмеивали, били. Или могли надеть ему на голову грязные использованные бахилы и записать все это на видео. Иногда фотографировали тайком и выкладывали снимки "ВКонтакте".

Трудный возраст: как не стать врагом подростку Переходный возраст – период сложный не только для самого подростка, но и для его родителей. Как остаться другом своему ребенку и уберечь его от опасных увлечений и компаний – в материале "Социального навигатора".

Александра с мужем как могли пытались помочь сыну, обсуждали с ним его проблемы, обращались за помощью к учителям и психологам, но в результате пришлось менять школу, и не одну.
"Учителям, руководству школы очень важно суметь достучаться до родителей обидчиков. Чаще всего совсем уж отъявленные хулиганы — все-таки из неблагополучных семей, — считает Константин Ольховой, много лет проработавший психологом-психиатром в московской школе для детей с девиантным поведением. — В полиции есть ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних), а при районных управах — КДН (комиссии по делам несовершеннолетних), туда может обратиться школа, туда могут обратиться родители жертвы травли, если все меры педагогического и административного воздействия в школе уже использованы. После чего хулиган ставится на учет, а позже можно завести уголовное дело, могут быть выписаны штрафы его родителям".

Однако, по словам психолога, надо понимать, что встречаются дети, которые из-за особенностей психики неуправляемы. В этом случае уже просто воздействием на его родителей и обращением в КДН проблему не решить — нужно задействовать специалистов-психиатров.

"Раньше практически в каждом округе Москвы были спецшколы для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Насколько я знаю, большинство из них сейчас закрыты, — рассказал Константин Ольховой. — В этих спецшколах многие ученики адаптировались, с ними работали опытные педагоги".

Что должны делать учителя

Со школьной травлей в каждой стране, точнее даже в каждой отдельной школе, борются по-своему. Очень многое зависит от руководства учебных заведений. Где-то проводятся специальные занятия, на которых школьники сами откровенно рассказывают о проблемах в классе и пытаются их вместе с учителем решить. Где-то директор обязательно встречается с родителями, при этом администрация школы может занимать очень жесткую позицию по отношению к ученикам, которые травят и оскорбляют других.

Но абсолютно очевидно, что подобной профилактикой школьного буллинга (травли) нужно заниматься с самого начала обучения, потом будет просто поздно. При этом психологическая помощь нужна не только жертве, но и зачинщикам.

"С психологической точки зрения можно сказать, что в России, к сожалению, распространена культура насилия, — считает психолог, владелец международной консалтинговой компании Ольга Юрковская. — Агрессия — один из способов самоутверждения. Найти подход к хулигану может только опытный педагог, который предложит ученику другой способ самоутвердиться. Необходимо найти хоть какое-то занятие, которое позволило бы подростку чувствовать себя значимым".

Чаще всего, по мнению Ольги Юрковской, проблемные дети живут в неблагополучных семьях, где сами сталкиваются с насилием, или в семьях, где на них оказывают слишком сильное давление.

"На таких детей обычно влияет жесткое воздействие со стороны взрослого. Для этого можно попросить поговорить с ребенком, например, знакомого полицейского", — считает Юрковская.

Естественно, подросткам, для которых агрессия уже стала нормой жизни (и в семье, и в соцсетях, и, допустим, в кино), объяснять, что обижать и оскорблять одноклассников недопустимо, — чрезвычайно трудно, но возможно.

"Надо четко понимать, что конфликт "учитель-ученик" заведомо неравноценен. Потому что с одной стороны мы имеем в виду ребенка, который еще не умеет себя вести, а с другой стороны конфликта — человек с высшим педагогическим образованием, который вообще-то возрастную психологию и педагогику должен был изучать, — рассказывает психолог-психиатр Константин Ольховой. — Если у него не хватает педагогического ресурса, то он может обратиться для начала за помощью к завучу, коллегам (тот же самый педсовет), директору и только потом — в КДН или полицию".

Если педагог помнит, что перед ним — плохо воспитанный ребенок с иным жизненным опытом, ему сразу становится намного легче общаться с таким учеником, отмечает психолог. Но как только учитель обижается — он проиграл автоматически.

"Меры принимать надо, — считает Константин Ольховой. Вспомним, к примеру, что Антон Семенович Макаренко, гениальный педагог, работал с совершенно отмороженными, извините, беспризорниками, но хотел и умел выстраивать с ними отношения. Стоит перечитать, как ему это удавалось".

Мы разбирались, от каких фраз в этой ситуации родителям лучше отказаться. Теперь директор Фонда развития Интернета и профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Галина Солдатова в рамках рассказывает, какие слова могут помочь ребёнку справиться с психологическим дискомфортом.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Важно показать, что вы услышали ребёнка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет

Такие, казалось бы, простые слова зачастую оказывают куда более действенный и положительный эффект, чем распространённые «не обращай внимания», «будь умнее и просто пройди мимо», «дай сдачи». Они воспринимаются ребёнком как совет разбираться во всём самому, не отвлекать родителя всякими глупостями и не ждать, что ему кто-то поможет. Разумеется, нужно здраво оценивать масштабы катастрофы. Если речь идёт о 16-летнем подростке, повздорившем с одноклассником, то здесь уже нужна другая стратегия, позволяющая ему справиться с конфликтом самостоятельно. Но в младшей и средней школе детям совершенно необходима поддержка родителей. Но именно поддержка, а не чрезвычайная опека и ограждение от любых потенциальных трудностей.

Бывает так, что родители пытаются найти причину буллинга в самом ребёнке: «Подумай, чем ты мог обидеть ребят?», «А кого-то еще обижают или только тебя?», «Ну ты ведь и сам знаешь, что ты рыжий/тощий/толстый/носишь очки». Об этом не может быть и речи. Ребёнок ни в чем не виноват.

Никто не может быть виноват в том, что его унижают, оскорбляют, бьют или игнорируют

Буллинг - проблема не одного и не двух учеников, а всего коллектива, включая учителей. И оправдывать буллинг какими-то особенностями ребёнка нельзя. Задача родителя донести эту мысль максимально доступно и понятно.

Может быть, ребёнок действительно сделал или сказал что-то такое, что могло обидеть или задеть другого. Но в этом случае адекватной реакцией станет разовое выяснение отношений между детьми, после которого все пойдёт своим чередом. Именно поэтому следует помнить о настоящих маркерах буллинга (намеренность, повторяемость, неравенство сил) и отличать его от мимолётной ссоры. В одном инциденте ребёнок может быть виноват. Никто не застрахован от ошибок, запальчивых слов и необдуманных поступков, но стоит напомнить ему, что вы подобное поведение не приемлете. Но в буллинге - совершенно точно его вины нет никакой. Ребёнку и так тяжело сейчас, чтобы сваливать на него ещё и комплекс неполноценности.

Такие фразы служат достижению сразу нескольких целей. Во-первых, вовлекая ребёнка в обсуждение решения проблемы, можно помочь ему вернуть часть утраченного контроля. Сейчас это не повредит общему психоэмоциональному фону. Во-вторых, вы постепенно учите его принимать решения и нести за них ответственность. В-третьих, такой подход позволяет продемонстрировать ребёнку, что вы относитесь к нему как к взрослому и прислушиваетесь к нему - это тоже важно для самооценки. В-четвёртых, иногда, помимо мнения со стороны, нужен и взгляд изнутри.

Постарайтесь как можно больше узнать о происходящем, задавайте наводящие вопросы, но не превращайте спокойную беседу в допрос

Кто участвует в буллинге, в чём он выражается, что говорит учитель, как реагируют одноклассники. Иногда в процессе такого обсуждения могут открыться неожиданные или неочевидные детали, на которые ребёнок в силу возраста не обращает внимания. Родителю их заметить проще. Ну и наконец, участвуя в разработке плана, ребёнок всегда в курсе событий, напрямую касающихся его. Это заметно снижает уровень тревожности хотя бы по одному пункту: не нужно переживать, что мама нагрянет в школу без предупреждения или папа надумает разобраться с обидчиками по-мужски и сделает только хуже.

Проведя первый фронт работ с ребёнком и определившись с начальным планом, стоит поговорить с учителем, классным руководителем или куратором. Постарайтесь сохранять спокойствие и объективность, предоставляйте все имеющиеся у вас факты (диктофонные записи, слова свидетелей, распечатки звонков и сообщений, переписки в социальных сетях, если речь идёт о кибербуллинге) и доводы. И лучше не просить как-то повлиять на ситуацию, а именно поинтересоваться, какие конкретно шаги предпримет (а не собирается предпринять) педагог, чтобы остановить травлю. Что он может предложить, чтобы обеспечить ребёнку максимально возможный уровень безопасности на своих уроках и на переменах.

Если с учителем продуктивного диалога не вышло - значит, необходимо обратиться к директору или к кому-то из администрации. Не уходите из школы, пока не убедитесь, что вас действительно услышали, а не отделались дежурными заверениями, что подобного больше не повторится.

Не помешает поговорить и с родителями обидчика. Конечно, может быть и так, что агрессивный ребёнок терроризирует всю семью, и дома с ним никто не в силах сладить. Но это уже не ваша головная боль.

Вам надо донести до обидчика и его родителей простую мысль: если травля не прекратится, вы вынуждены будете поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании

А если к вам присоединятся другие мамы или папы, можно будет говорить о переводе агрессивного ребёнка в другую школу или, в тяжёлых случаях, об обращении в соответствующие инстанции с доказательствами.

Однако помимо слов не стоит забывать и о действиях: желательно объединить моральную поддержку и практическую помощь. Если ситуация критическая или вы видите, что ребёнок слишком глубоко переживает происходящее - переводите его в другую школу. Можно облечь это в какую-то позитивную форму - например, сказать, что в новой школе углублённая программа по его любимому предмету, сильные учителя или есть какие-то необычные кружки. Словом, придумать что-то, чтобы ребёнок не воспринимал этот перевод как бегство.

Если вы думаете, что положение небезнадёжное, поддерживайте ребёнка на всех возможных уровнях. Предложите ему записаться в спортивную секцию или в кружок единоборств, где он сможет не только найти новых друзей, но и стать сильнее, выносливее, а значит - увереннее в себе. Познакомьтесь с его одноклассниками и приглашайте их почаще в гости, объединитесь с другими родителями и обменяйтесь телефонами с ними и с классным руководителем. Обеспечьте ребёнку комфортную и спокойную атмосферу дома, почаще хвалите за его успехи, проводите по возможности больше времени вместе.


Но в школе маленький человек получает не только знания, но еще и опыт общения в коллективе. К сожалению, взаимоотношения с одноклассниками не всегда складываются гладко. Согласно последним данным, каждый четвертый школьник становится объектом издевательств со стороны других учащихся. Причем особую обеспокоенность на этот счет стоит проявлять нам — случаи травли подростков в России регистрируются значительно чаще, чем в европейских странах.

Bullying (англ.). — запугивание, травля в отношении ребенка со стороны группы одноклассников или аналогичное явление среди работников, военнослужащих. Mobbing (англ.) — коллективные или индивидуальные действия, направленные на дискредитацию коллеги по работе Виды преследования

Проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у ребенка и в детском саду, и в начальной школе. Однако в этом возрасте еще нет сплоченности коллектива, и попытки обидеть другого ребенка не являются системными. К третьему классу складывается так называемое общественное мнение, с которым, хочет того ребенок или нет, но он обязан считаться. К 10−11 годам понимание о том, как следует себя вести в конкретном детском коллективе, приобретает устойчивую форму. Именно в этом возрасте школьники активно стремятся найти свое место в группе, завоевать авторитет и уважение одноклассников. Таким образом создается атмосфера соперничества, что нередко провоцирует возникновение регулярного преследования одного или нескольких членов класса. Психологи это явление называют буллинг. Чаще всего агрессивное преследование выражается в виде оскорблений, угроз либо, наоборот, полного игнорирования жертвы, а также в нанесении физического ущерба (избиение, порча имущества). Доступность Интернета способствовала возникновению такой разновидности систематического преследования, как кибербуллинг. Исследование, проведенное во Франции в начале 2012 года, показало, что каждый четвертый школьник сталкивался с травлей сверстниками в онлайне. Киберхулиганы воздействуют на жертву частыми электронными сообщениями и СМС. Интернет- атака всегда внезапна, поэтому производит сильное психологическое воздействие на жертву. Не зная преследователя в лицо, пострадавший чувствует, что обидчик, скорее всего, находится в ближайшем окружении. И начинает бояться агрессии со стороны всех знакомых. В первую очередь — от одноклассников, что усиливает чувство незащищенности подростка в учебном заведении.


Дух времени

Тенденция последнего времени — выкладывать издевательства, снятые на мобильный телефон, в социальные сети и на бесплатные видеохостинги: снимается шокирующее реальное видео, где дети демонстрируют миру свою «крутость». По словам педагога-психолога КГОУ ЦО 57 и автора книги о проблемах буллинга «Дети-изгои» Марины Кравцовой: «Через привлечение внимания общественности подростки удовлетворяют потребность в самоутверждении. Мол, посмотрите, на что мы способны. Кроме того, таким образом достигается еще одна цель — публично унизить жертву «на весь мир». А поскольку сегодня велико ощущение всеобщей безнаказанности, подростки даже не задумываются о последствиях для самих себя». По мнению специалистов, буллинг — это прежде всего одно из проявлений мальчишеской субкультуры. Согласно статистическим данным, мальчики прибегают к травле сверстников в 2−3 раза чаще девочек. Значительно реже встречаются случаи преследования девочек мальчиками, мальчиков девочками и девочек девочками. Однако в последнее время все чаще в качестве активных и не менее жестоких агрессоров выступают девочки. Социологи полагают, что это стало возможно из-за ослабления ролевых различий в поведении мужчин и женщин.

По словам 1200 детей, ответивших на вопросы портала Kidspoll, буллингу подвергались 48%, в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% - многократно. Распределение ролей

Как правило, в травле принимает участие ряд действующих лиц:
. зачинщики,
преследователи,
жертвы,
наблюдатели.
Инициаторами травли ребенка обычно становятся один-два соученика. Жертву начинают высмеивать, дразнить, демонстративно не принимать в игры, задирать или игнорировать. Цель зачинщика — самоутвердиться и выделиться в коллективе. Гораздо реже — личная месть. Нередко зачинщиками оказываются дети, претендующие на роль лидера класса, стремящиеся быть в центре внимания. Согласно исследованию западного психолога Дана Ольвеуса, среди мальчиков 12−16 лет доля агрессоров составляет около 5%. Чаще всего это выходцы из благополучных и обеспеченных семей! Преследователи — дети, которые под руководством зачинщиков участвуют в травле. Они смеются над жертвой, подхватывают обидные прозвища и третируют изгоя наравне с зачинщиками. Большинство таких ребят творят жестокость, подчиняясь стадному чувству, желая заслужить одобрение со стороны лидера. Некоторые делают это от скуки, а кто-то — из страха самому оказаться на месте жертвы. Преследователей характеризуют как трусливых, легко поддающихся влиянию, эгоцентричных, безответственных и неуверенных в себе подростков. Наблюдатели не препятствуют травле. Но, не имея духа противостоять агрессорам, они поощряют травлю молчанием и бездействием. Иногда в школьном коллективе находятся дети, пытающиеся защитить жертву. Появление защитника может изменить ситуацию, особенно если он обладает авторитетом или выступает против травли не в одиночку. Как показывает практика, в таком случае преследование чаще всего прекращается. Однако бывает, защитник сам превращается в объект буллинга. И тогда, чтобы изменить положение дел, он начинает принимать активное участие в третировании изгоя.

Кто в зоне риска?

Часто объектом преследования становятся физически слабые, тревожные, робкие и одинокие дети. К психологическим особенностям жертвы травли специалисты относят:
физические недостатки и болезни, негативно отражающиеся на внешности или проявляющиеся «стыдными» последствиями (как энурез),
неуспешные в учебе,
часто пропускающие занятия,
излишне опекаемые родителями,
неадекватно себя оценивающие (обладающие как слишком высокой, так и заниженной самооценкой),
не желающие соблюдать правила и иерархию в коллективе.
Изгоем может стать и одаренный ребенок. Опрос среди талантливых американских восьмиклассников показал, что 67% из них за годы учебы подвергается преследованию одноклассников.

Как исправить ситуацию

Увы, ребенок далеко не всегда рассказывает родителям о том, что его обижают сверстники. Кто-то думает, что взрослые не воспримут проблему всерьез. Другие полагают, что ничего не попытаются сделать. Третьи опасаются, что вмешательство лишь ухудшит ситуацию — мучители жестоко накажут доносчика. Узнав о травле своего ребенка, некоторые родители стараются не вмешиваться в конфликт и лишь советуют, как исправить ситуацию. Эксперты же считают, что в одиночку жертва не сможет изменить сложившийся стереотип поведения группы. Поэтому вмешательство взрослых и комплексная работа, в которой должны принять участие как дети-жертвы, так и их родители, учителя и весь класс, необходимы. В развитых странах мира проблемой буллинга уже давно занимаются не только ученые, но и законодательные власти. Созданы десятки национальных и международных сайтов и фонды помощи жертвам травли. Специалисты проводят консультации по профилактике буллинга и разрабатывают спецпрограммы. В настоящее время эффективными признаны около 12 профилактических программ, наиболее известная и широко внедряемая из которых — психолога Дана Ольвеуса. С 2001 г. ее начали использовать в норвежских школах, что позволило не только снизить на 30−50% случаи агрессивного преследования, но и показатели по асоциальному поведению. В ее основе — 4 базовых принципа, предполагающих создание школьной (а в идеале — и домашней) среды, характеризующейся:
теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;
твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;
последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил;
наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей. Успешность программы Ольвеуса получила международное признание — уже частично внедрена в Англии, США, Литве и других европейских странах. В Канаде, где также проблеме буллинга уделяется пристальное внимание, разработана методика раннего выявления агрессивности у детей, что позволяет корректировать поведение ребенка, не допуская проявления асоциального поведения в будущем. А для пресечения кибербуллинга в американском городе Онтарио была принята жесткая и при этом действенная мера — устроившего травлю исключают из школы.
Представители ВОЗ также отмечают склонность к насилию у детей:
гиперактивных,
импульсивных,
склонных к риску,
с низким уровнем контроля за своим поведением,
с рассеянным вниманием, проявившимся до 13 лет,
низкой успеваемостью в школе.
При этом предпосылками к формированию агрессивного поведения являются: слабый контроль со стороны родителей, использование грубых физических наказаний, низкий социально-экономический статус семьи.


Здесь и сейчас

В нашей стране защитой и психологической реабилитацией ребенка, ставшего жертвой травли, системно пока никто не занимается. Поэтому, чтобы обратить внимание на возникшую проблему и прекратить преследование, родители должны проявить настойчивость. В первую очередь следует поставить в известность о происходящем школьного психолога. Автор книги «Дети-изгои» поясняет: «Школьный психолог в курсе всего, что происходит в учебном заведении. Он может работать с педагогами, поскольку те ему доверяют и охотно сотрудничают; с коллективом детей — учить сотрудничать и понимать друг друга, а также с родителями участников травли. И, наконец, школьный психолог сможет оценить, насколько жертва нуждается в дополнительной терапии». В некоторых случаях единственный эффективный способ уберечь ребенка от дальнейшей агрессии — перевод в другую школу. Ведь чем дольше продолжается травля, тем длительнее и сложнее будет проходить социальная адаптация. Каким образом может быть построена стратегия пресечения и профилактики буллинга? Школьный психолог Марина Кравцова видит это так:
1. Оценка ситуации: с чего все началось, кто зачинщик.
2. Диагностика психологического климата коллектива.
3. Выработка плана по пресечению травли совместно с учителями — не провоцировать (например, дисциплинарными взысканиями), не оставлять детей без надзора (часто травят в раздевалках).
4. Работа с родителями: уведомить семьи учеников о происходящем и обсудить стратегию их поведения с детьми.
5. Организовать так называемые мероприятия по сплочению класса — беседы, тренинги, совместное преодоление трудностей. Например, поход: у жертвы появится возможность показать себя в другом качестве.

6. Индивидуальная работа с жертвой, агрессорами, зачинщиками.

Последствия травли

Увы, буллинг не проходит бесследно. Причем это касается всех участников. Бывших мучителей характеризует сильная тревожность, проявляются асоциальные черты, депрессия и различного рода зависимости. Если выяснится, что ваш ребенок был среди агрессоров, обязательно поговорите с ним. О самоуважении, человечности, сопереживании и влиянии толпы. Он должен понять, что, идя на поводу у коллектива, рискует завтра занять место преследуемого. Особое внимание стоит уделить помощи жертвам травли. Психологи приравнивают последствия буллинга к посттравматическому стрессу. «Такому человеку сложно строить отношения с окружающими и доверять им, — добавляет Марина Кравцова. — Кроме того, в определенных обстоятельствах экс-жертва может сама стать преследователем, как бы компенсируя пережитые унижения или из опасения повторения ситуации». Поэтому, если ваш ребенок пострадал от буллинга, следует сразу обратиться к психологу. Специалист поможет подростку высказать все эмоции и тревоги, избавиться от страхов, заново научиться строить отношения с окружающими и противостоять агрессии в будущем.
Как родители могут понять, что их ребенок стал объектом травли?
По мнению школьного психолога Марины Кравцовой, стоит насторожиться, если подросток:
неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
возвращается из школы подавленным;
часто плачет без очевидной причины;
мало говорит о своей школьной жизни;
одинок: не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки;
его никто не приглашает в гости, на праздники.

Знаменитые жертвы буллинга

Кейт Миддлтон подверглась агрессивному преследованию в престижной школе для девочек. Одноклассницы воровали у нее домашние задания, в столовой демонстративно отказывались сидеть за одним столом. Поэтому одна из благотворительных организаций, куда новоиспеченная герцогиня Кембриджская просила жертвовать деньги, была Beatbullying (помощь детям, подвергшимся школьной травле).

Кристен Стюарт . Именно съемки в кино стали поводом для травли Кристен. Издевательства одноклассников вынудили девушку в 13 лет бросить школу.

Миша Бартон после переезда семьи в Нью-Йорк стала жертвой буллинга. Поводом для недовольства послужило ее несоответствие спортивному стилю, принятому в школе. Однако после выхода фильма «Шестое чувство» отношение одноклассников кардинально изменилось.

Леди Гага. Школьные годы певицы не были безоблачными. Всему виной большой нос и полнота, которые и стали поводом для подтрунивания. Зато сегодня «королева эпатажа» может похвастаться спортивной фигурой, прочие же недостатки с успехом маскирует неординарными и яркими нарядами.