Практика исповедей существует в церквях с древних времен, но не многие прихожане решаются на таинство покаяния. Причин много: не понимают, что это за действо, не знают, как к нему подготовиться. На самом деле, подготовка не занимает много времени и не требует денежных затрат. Узнайте подробнее, что делать перед исповедью.

Как готовиться к исповеди

Человек, желающий исповедаться, должен понимать, что будет каяться не перед батюшкой, который является лишь свидетелем, а перед Богом. Перед ним стоит задача обвинять себя в грехах, не оправдывая их. Мало кратко рассказать о содеянном, нужно осознавать все сказанное и понимать, что оно губит жизнь. Как правило, подготовка к исповеди занимает определенное время, чтобы человек смог собраться с мыслями.

Важным моментом подготовки считается пост, продолжительность которого обговаривается индивидуально со священником. Если исповедоваться собирается болеющий человек, беременная или кормящая женщина или тот, кто часто причащается, им дается ослабление. Для всех остальных пост длится примерно 3 дня. Запрещены молочные продукты, любое мясо, яйца. Если эти дни попадаются на церковный пост, следует исключить из рациона и рыбу. Разрешены крупы, овощи, фрукты, сухофрукты, орехи.

Важно не только ограничивать себя в еде, но и изменить образ жизни. Недопустимо продолжать ходить в увеселительные заведения, смотреть развлекательные передачи, проводить дни в безделье. Подготовка к исповеди заключается в том, чтобы поговорить со своей душой, закончить дела, отложенные на потом, вспомнить забытых людей, отказаться от вредных привычек.

Список грехов перед исповедью

Тем, кто ранее не ходил на таинство, при подготовке рекомендуется составить список грехов на бумажке, чтобы не забыть. По окончании бумага может передаться священнику для сжигания. Можно не озвучивать грехи самостоятельно, а отдать перечень грехов для чтения батюшке. В записке желательны лаконичные, краткие записи с перечислениями без расшифровки. К примеру, если муж изменил жене, в перечне стоит написать кратко, без объяснений – прелюбодеяние. Если человек постоянно враждует с родственниками, не нужно рассказывать о причине конфликта, а написать –осуждение родных.

Встречается мнение, что листочки с грехами только мешают сосредоточиться и превращают таинство в нечто формальное. По этой причине если человек хорошо справляется без списка, желательно его не использовать. При подготовке можно сделать короткие памятки по рекомендованным образцам. К примеру, составить отдельные списки грехов против Бога, грехов против человечества. Называйте вещи своими именами, используя не ломаный церковный язык, а родной (в нашем случае – русский).

Что читать перед исповедью

Как приготовиться к исповеди? Цель беседы со священником – не рассказ о своей жизни, а покаяние сердца. Если пойти без подготовки, без намерения исправиться и покаяться, исповедь будет бесплодной и пустой. Очень важно читать православную литературу: Новый Завет, Евангелие, Молитвослов, желательно ознакомиться с книгой «Опыт построения исповеди» И. Крестьянкина. Перед таинством обязательно необходимо читать молитвы.

Молитва перед исповедью

Во время подготовки к исповеди и причастию у верующего очищается телесное и духовное естество. Первое достигается воздержанием и покаянием, второе – молитвами. Необходимо обязательно молиться по утрам и вечерам дома, кроме этого, посещать вечерние службы. Из молитв обязательна «Молитва перед исповедью» – ее можно найти в любом молитвослове. Читая ее, верующий получит смирение в душе, приблизится к Богу и так далее.

Покаянный канон перед исповедью

Неписаные правила исповеди таковы, что верующему нужно ознакомиться с покаянным каноном, который полностью раскрывает суть покаяния. Произведение можно найти в православном молитвослове. Покаянный канон представляет собой своеобразный плач, призывающий человека оплакать свои грехи и все плохие дела человечества с самого начала мира. Произведение составлено так, что автор считал себя грешным, и эта мысль звучит лейтмотивом от начала до конца. Заповеди побуждают читателя осознать свою душу и выбросить из нее темные мысли.

Как исповедоваться в церкви

Если человек приходит в храм впервые, стоит выбрать время, когда священник не очень загружен. Меньше всего людей в будни. Нужно лично обратиться к батюшке, попросить назначить время для беседы и расспросить про подготовку к исповеди. В церквях практикуют и вероисповедание при стечении народа. В этом случае нужно дождаться своей очереди, далее подойти к батюшке, представиться, склонить голову. Грехи следует перечислять, обращаясь с Господу Богу. По окончании священник читает молитву, после чего следует поцеловать крест, руку священнослужителя.

Если у священника нет возможности принять всех желающих, он может использовать общую исповедь. Как проходит исповедь в церкви в таком случае? Собрав людей, священник перечисляет самые частые грехи и те каются. Далее каждый подходит к батюшке для разрешительной молитвы. Общая исповедь не подходит тем, кто ни разу не исповедовался или имеет тяжкий грех.

Какие грехи перечислять на исповеди

Необходимо покаяться в грехах, совершенных делом, словами или в помыслах. Рекомендуется вспомнить те, которые появились за время после последнего покаяния. В первый раз нужно постараться вспомнить все основное, происходившее лет с шести. Не стоит рассказывать обо всем подробно, лучше лишь озвучивать конкретные грехи, не утаивая ни одной тайны. Тем, кому сложно, священники рекомендуют составлять полный перечень и при необходимости прочитывать его. Обязательно нужно включать грехи против Христа и против ближних.

Как вести себя на исповеди

  1. В церкви следует уважительно относиться к священному месту: не шуметь, не привлекать к себе внимание.
  2. Женщинам запрещено входит в алтарь, мужчинам – только с разрешения священнослужителя.
  3. Когда для исповедования просят назвать имя, следует назвать то, которое дано при крещении.
  4. Если таинство осуществляется при скоплении людей, не нужно смущать исповедующихся. Не следует тесниться рядом, слушать чужие грехи.
  5. Если исповедь первая, следует предупредить об этом – священник обязательно окажет посильную помощь.

Видео: как подготовиться к исповеди

Святые тайны - тело и кровь Христовы - величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются - святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело - постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением .

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост - телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием - не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1-2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Покаяние

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. - о. П.Г. ), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» - «Там, - ответил он, - буду считать себя за одного из простолюдинов». - «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением , крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать , исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь - и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23-24), - говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу - диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, - до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» .

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто - все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня - «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит ) нам долги (грехи ) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Неотъемлемой частью говения является исповедь, то есть покаяние. Это одно из православных таинств, когда человек рассказывает служителю церкви о своих грехах, которые были содеяны им во время жизни. Важно знать, как подготовиться к исповеди, поскольку без этого нельзя будет приступить к причастию.

Как подготовиться к исповеди и причастию?

Существует несколько требований, о которых говорят священнослужители людям, желающим и причаститься.

  1. Человек должен быть православным христианином, который был крещен законным священником. Кроме этого, важно верить и принимать Священное Писание. Есть разные книги, с помощью которых человек может узнать о вере, например, «Катехизис».
  2. Разбираясь, что нужно знать перед исповедью и причастием, стоит указать, что необходимо вспомнить злые дела, начиная с семи лет или с момента крещения, если это происходило во взрослом возрасте. Важно указать, что нельзя упоминать о чужих грехах, чтобы оправдать собственные поступки.
  3. Верующий человек должен дать обещание Господу, что будут приложены все старания, чтобы больше не совершать ошибок и творить добро.
  4. В ситуации, если грех спровоцировал ущерб близким людям, тогда перед исповедью важно приложить все возможные усилия, чтобы загладить совершенный поступок.
  5. Не менее важно самому простить существующие обиды людям, в противном случае рассчитывать на снисхождение Господа не стоит.
  6. Рекомендуется выработать для себя привычку ежедневно, например, перед сном, анализировать прошедший день, принося покаяние перед Господом.

Пост перед исповедью

Прямых запретов, которые касаются того, можно ли употреблять пищу перед таинством исповеди, нет, но при этом рекомендуется воздержаться от еды в течение 6-8 ч. Если интересует, как поститься перед исповедью и причастием, тогда необходимо придерживаться трехдневного поста, так к разрешенным продуктам относят: овощи и фрукты, каши, рыбу, выпечку, сухофрукты и орехи.

Молитвы перед исповедью

Одним из важных этапов подготовки является чтение молитвенных текстов, причем делать это можно как в домашних условиях, так и в церкви. С их помощью человек проводит духовное очищение и готовится к важному событию. Многие православные верующие уверяют, что для того, чтобы подготовиться к исповеди, важно читать молитвы, текст которых понятен и известен, благодаря чему можно избавиться от тревожных мыслей и обрести понимание предстоящего ритуала. Священнослужители уверяют, что просить можно даже за своих близких людей, которым предстоит исповедь и причастие.


Как записать грехи перед исповедью?

Многие люди неправильно воспринимают необходимость перечислить собственные грехи, используя даже «списки». В результате исповедь превращается в формальное перечисление собственных ошибок. Священнослужители допускают использование записей, но это должны быть лишь напоминания и только, если человек действительно боится что-то забыть. Выясняя, как подготовиться к исповеди, стоит указать, что важно понимать термин «грех», так это деяние, противоречащие воле Господа.

Есть несколько советов, как писать грехи перед исповедью, чтобы выполнить все по существующим канонам.

  1. Сначала необходимо вспомнить проступки, которые касаются Господа, например, отсутствие веры, использование в жизни суеверий, обращение к гадалкам и создание себе кумиров.
  2. Правила перед исповедью включают указание грехов, совершенных против себя и других людей. К этой группе можно отнести осуждение окружающих, пренебрежение, вредные привычки, зависть и так далее.
  3. Важно во время разговора со священнослужителями обсуждать только собственные грехи, не придумывая особого церковного языка.
  4. Исповедуясь человек должен говорить о действительно серьезных вещах, а не о пустяках.
  5. Выясняя, как правильно подготовиться к исповеди и причастию, стоит указать, что верующий человек должен стараться поменять свою жизнь до похода на индивидуальную беседу в церковь. Кроме этого, нужно стараться жить в мире с окружающими людьми.

Можно ли перед исповедью пить воду?

Существует много запретов, касающихся таких важных и ответственных событий в жизни верующего человека, как исповедь и . Считается, что в качестве подготовки необходимо воздержаться от принятия пищи и жидкости как минимум за 6-8 ч. Важно заметить, что перед исповедью разрешается пить воду только людям, которым необходимо запить лекарства важных для жизни. Если человек перед причастием выпил воду, то следует сказать об этом священнослужителю.

Можно ли курить перед причастием и исповедью?

На счет этой темы есть разные мнения, которые выказывают священнослужители.

  1. Одни считают, что если человек курит длительное время, то ему будет трудно бросить вредную привычку, да и встречаются случаи, когда это является опасным. По их мнению, сигаретная зависимость не может быть поводом отказа в исповеди и причастии.
  2. Другие священнослужители, отвечая на вопрос, касающийся того, можно ли курить перед исповедью и причастием, категоричны, утверждая, что если человеку трудно воздержаться от табака перед этим важным событием, тогда сложно говорить о наличии торжества духа над телом.

Можно ли заниматься сексом перед исповедью?

Многие верующие люди неправильно воспринимают , считая это чем-то грязным и греховным. На самом же деле секс является неотъемлемой частью супружеских отношений. Многие священники придерживаются мнения, что муж и жена являются свободными личностями, и никто не имеет права входить в их спальню со своими советами. Секс перед исповедью не является строго запрещенным, но при возможности воздержание будет нелишним для поддержания чистоты тела и души.

В христианстве не всегда понятны не только новичкам, но и тем, кто уже давно крещен и даже регулярно посещает храм вместе со своими близкими. Однако подобный подход к служению Христу священники считают неприемлемым, ведь приняв веру, мы одновременно с вечной жизнью и благословением получаем ряд правил, которые должны исполнять. В христианстве невозможно классифицировать таинства по степени важности. Все они приносят только пользу человеческой душе, а значит каждый верующий должен принимать в них участие. Если вы зададите священнослужителю вопрос о таинствах и их последовательности, то вам, скорее всего, ответят, что первым шагом на пути к Господу является крещение, а вот вторым, несущим в себе огромную очистительную силу, можно считать причастие. Подготовка к нему занимает довольно длительный период времени и требует серьезного подхода. Верующий, желающий причаститься, должен совершить ряд манипуляций и обрядов, чтобы быть допущенным к одному из великих таинств. Наша статья полностью посвящена вопросу подготовки к причастию. Для начинающих данный текст может стать качественным руководством, который поможет сделать все в срок и соответственно церковным канонам.

Причастие: суть церковного обряда

Подготовка к причастию включает в себя несколько этапов, но любой служитель церкви посоветует вам не проходить их бездумно. В этом случае таинство теряет свою важность и становится бесполезным ритуалом, а такое отношению к причастию считается греховным. Поэтому тем, кто собирается совершить обряд впервые, рекомендуется перед изучением информации о подготовке к причастию узнать более подробно о самой сути таинства и его особенностях.

Если говорить общими фразами, то причащение - это особый момент в духовной жизни верующего, когда он может соединиться с Творцом, получая таким образом заверение в своей вечной жизни. Можно сказать, что во время обряда христианин вкушает Тело и Кровь Христа, дабы приблизиться к нему. Начало этой традиции положил сам Иисус, прощаясь со своими учениками на Тайной Вечери.

В Евангелии описывается, как он разломил хлеб и раздал его присутствующим, а затем разлил по чашам вино, назвав его своей кровью. Каждый из учеников вкусил хлеба и вина, причастившись, таким образом, впервые. Сегодня верующие, желающие иметь вечную жизнь, должны регулярно совершать это таинство. Без него невозможно спастись. Данный момент особо отмечен еще самим Иисусом Христом.

Беглый взгляд на описываемый нами ритуал не позволит понять его сути и глубины. Со стороны кажется, что прихожане просто вкушают хлеб и пьют вино, но на самом деле под воздействием Святого Духа эти продукты трансформируются в Тело и Кровь Христовы. Это воспринимается как настоящее чудо, к которому может прикоснуться каждый истинно верующий в Бога.

Основной смысл таинства заключается в том, что в процессе христианин получает духовную пищу, а также залог бессмертия своей души. В священных текстах написано, что быть уверенным в вечной жизни может только тот, кто сумел соединиться с Иисусом еще при жизни. Естественно, что и после смерти душа сможет сделать это.

Подготовка к причастию в обязательном порядке включает в себя чтение Евангелия, чтобы вспомнить о самом первом в истории христианства причащении верующих.

Святое Причастие: подготовка

Как уже было отмечено ранее, готовиться к обряду необходимо в несколько этапов. При этом каждый из них должен проходить осознанно и оцениваться с точки зрения духовного, а не мирского. К сожалению, не все верующие таким образом подходят к таинству, поэтому даже после воцерковления не всегда могут назвать все пункты списка подготовки к такому важному христианскому ритуалу.

Мы составили список, в который внесли все манипуляции и действия, необходимые для того, чтобы подойти к причащению в полном соответствии с предписанными церковью правилами:

  • домашняя молитва (подготовка к причастию включает в себя и церковные молебны);
  • соблюдение поста;
  • обретение и сохранение духовной чистоты;
  • исповедь;
  • посещение литургии.

Кроме этого, существуют особенности и самой процедуры причастия, а также поведения после нее. Обо всем этом мы обязательно упомянем в дальнейшем.

Количество причащений: сколько раз нужно участвовать в таинстве

Подготовка к причастию и исповеданию очень важна, но обычно у тех, кто только недавно обрел веру, возникает резонный вопрос о возможной частоте участия в обряде. Многие догадываются, что совершать таинство можно не единожды, что существенно отличает его от крещения. Но все же остается непонятным, насколько регулярным должен быть ритуал, требующий такой тщательной подготовки.

Священнослужители советуют делать это хотя бы один раз в месяц. Еще лучше, если вы станете причащаться еженедельно. Некоторым христианам подобное количество кажется излишним, но на самом деле трудно представить, как можно считать возможность соединиться с Христом и ощутить его близость тягостной обязанностью. Конечно, для начинающих подготовка к причастию и исповеданию - это нелегкий труд, требующий напряжения всех духовных сил и отчасти являющийся настоящим испытанием веры. Однако со временем ощущение благости, охватывающее человека после обряда, становится буквально необходимостью, без которой сложно существовать в миру.

Поэтому новички могут совершать таинство четыре раза в год. Рекомендуется делать это во время больших постов, когда душе предписано трудиться и добровольно подвергаться определенным ограничениям. Особенно важна подготовка к причастию в церкви накануне Пасхи. В этот великий праздник совершить таинство должен каждый верующий. Считается, что без данного обряда христианин не может в полной мере проникнуться светом, который даровал всем людям на земле Иисус своим воскрешением из мертвых.

Если вы только недавно пришли в храм, то знайте, что в каждом действии важна регулярность его совершения. К примеру, многие впервые причащаются после крещения, а потом надолго забывают об этой необходимости, считая, что уже выполнили все предписанное верующим. Однако подобное отношение к таинству в корне неверное, поэтому постарайтесь не терять ощущения благости, легкости и света, полученные в процессе вкушения Тела и Крови Христовых. Имейте в виду, что Господь видит не только наши поступки, но и намерения, а потому об их чистоте нельзя забывать. В современном мире очень легко запачкаться о сплетни, интриги, злость и зависть, к примеру. Снять с себя подобный груз можно только посредством участия в описываемом нами ритуале.

Молитвенное правило

В процессе подготовки к причастию молитвы являются очень важным элементом, который настраивает человека на нужный лад и ярко характеризует его намерения. Сразу скажем, что их негласно делят на домашние и церковные. И те и другие имеют большую силу, поэтому священники наставляют прихожан таким образом, чтобы они обязательно приходили в храм, где коллективная сила обращения к Господу возрастает в несколько раз, но параллельно уделяли время и домашней молитве.

Дело в том, что в церкви каждый человек ощущает присутствие высших сил, а вибрации, вызванные произнесенными на службе, и мысленными обращениями обычных прихожан, являются настоящим энергетическим потоком. Он способен успокоить и залечить душевные раны, а также в буквальном смысле слова «смыть» любую негативную энергетику с человека.

Дома молитва строится немного иначе. Она, естественно, обладает некой исцеляющей и очищающей силой, но одновременно требует большей сосредоточенности. Ведь среди мирских дел и забот обычному человеку довольно сложно отринуть все дела и полностью отдаться общению с Господом.

Если вашей целью является подготовка к причастию, каноны должны читаться вами ежедневно. Некоторые верующие читают их только за день до совершения Таинства, но все же будет правильным начинать делать это как минимум за десять дней до обряда. Важными являются три канона:

  • к Иисусу Христу;
  • к Божьей матери;
  • к ангелу-хранителю.

Текст перечисленных молитв можно найти в молитослове или на соответствующих информационных ресурсах. Но обычно верующие отлично знают их наизусть, хотя новичкам они довольно сложны для восприятия. К примеру, канон к ангелу-хранителю включает в себя восемь песен, три тропаря и молитву - и это еще далеко не все его составляющие. Поэтому в первое время разрешается в процессе домашней молитвы читать каноны с листа.

Если вам сложно произносить все тексты целиком, то попробуйте взять по одной песне из каждого канона. Произносить их можно в любой последовательности, чередуя друг с другом.

Среди молитв принято выделять Последование. Оно состоит из псалмов и непосредственно молитвенных текстов. Начало данного обращения к Господу выглядит следующим образом:

В процессе подготовки к причастию каноны и Последование читаются каждый день в любое удобное для христианина время. Но все же лучше будет делать это в вечерние часы перед самым отходом ко сну, когда появляется возможность проанализировать прожитые сутки.

Соблюдение поста

На всех этапах подготовки к причастию и исповеданию молитвы, даже ежедневной, будет недостаточно. Поэтому обязательным условием допуска к Таинству является пост. Его должны соблюдать и мужчины, и женщины, а вот детишки до семи лет могут принять участие в обряде без предварительной подготовки. К тому же малыши допускаются к причастию первыми.

Соблюдение поста - это осознанное действие, необходимое для того, чтобы проникнуться важностью предстоящего ритуала. Священники всегда порицают механическое следование правилам, причем даже пост некоторым прихожанам они рекомендуют особенный. В изначальном понимании слова «пост» заложено ограничение. Человек ради просветления и прославления Бога должен отказаться от необходимого и важного для него. В древние времена этой ценностью служила пища, поэтому постились люди, ограничивая себя в ней. Сегодня служители церкви рекомендуют отказываться от того, что вам очень дорого. К примеру, одним стоит закрыть все социальные сети на определенный промежуток времени, а другим - отказаться от интернета или покупок.

Однако подготовка к причастию и исповеданию включает в себя классический вариант поста. За трое суток до Таинства под запрет попадают молочные и мясные продукты, а также яйца и блюда с их использованием. Для того чтобы поддерживать себя можно употреблять овощи и рыбу. Однако в вечерние часы перед причащением становятся запретными и морепродукты. С полуночи верующие должны отказаться от любой пищи и жидкости. Считается, что Тело и Кровь Христа очищают человека и освящают его только при соблюдении описанных выше условий.

Несколько слов о духовной чистоте

Подготовка к исповеди и причастию подразумевает воздержание от всевозможных увеселительных мероприятий. Церковь не запрещает своим прихожанам веселиться и находиться в отличном расположении духа, но, к сожалению, в процессе подготовки к таинству любые подобные мероприятия не способствуют сохранению духовной чистоты.

Верующим стоит не только отказаться от походов в гости, театр, кино, но и существенно ограничить просмотр телевизора. Лучше, если вам удастся полностью избегать телевидения.

Особо стоит обратить внимание на свое настроение и душевное состояние. В процессе подготовки к исповеди и причастию важно сохранить чистоту мыслей. Верующие должны контролировать такие чувства, как зависть, злоба, порицание и так далее. Избегайте осуждения своих близких и малознакомых людей, негативных высказываний и бранных слов. Из ваших уст не должно исходить ничего, что может оскорбить любого другого человека. Обычно сложнее всего контролировать свое настроение. Постарайтесь находиться в ровном и спокойном расположении духа, избегая всплесков эмоций.

Свободное время рекомендуется проводить за молитвой и чтением церковных книг. Сколько сил тратить на данное занятие, решает сам человек. По этому вопросу не существует особого регламента или правил в церкви. Подготовка к причастию подразумевает и отказ от интимной близости между супругами накануне обряда. На временной интервал, предшествующий этому вечеру, запрет не распространяется.

Исповедь

Покаяние и осознание своего несовершенства - это непреложное условие совершения Таинства. В процессе подготовки к причастию грехи перед священником должен озвучить каждый, кто планирует принять участие в обряде. Примириться с Господом возможно только в процессе исповедания, который можно представить, как перечисление своих грехов перед священником. Он в свою очередь будет молиться за их искупление, что существенно отличает исповедь от обычной беседы со служителем церкви. Если у вас накопилось много вопросов к служителю церкви, то постарайтесь заранее договориться о встрече и разговоре. Обычно на исповедь собирается достаточно много народу, а потому обстоятельной беседы может не получиться. Поэтому новички, которые впервые совершают подготовку к причастию и исповеди, грехи, совершенные за годы жизни, вспоминают заранее и приходят в храм с полным осознанием своих дурных поступков.

Любой человек, впервые задумавшийся об исповеди, понимает, что он далеко не всегда поступает правильно. В заповедях, дарованных Господом Моисею, перечислены все аспекты, которых должен придерживаться христианин. Если вы не соблюдаете хотя бы одну из них, то вам близко греховное поведение, а значит, пришла пора прийти в храм с покаянием.

Интересно, что многие задумываются в процессе подготовки к исповеди и причастию, как составить полный список грехов. Однако служители церкви всячески осуждают подобный подход к таинствам. Дело в том, что в современном мире информационных технологий принято ко всему относиться механически. Поэтому часто используются уже готовые реестры грехов. В процессе подготовки к исповеди и причастию (как составить подобный список самостоятельно, многие даже не задумываются) такое отношение к великому таинству осуждается и не может быть характеристикой достойного христианина.

Имейте в виду, что в процессе исповеди не нужно смущаться и придумывать правильные названия грехов. Как ни странно, но многие пытаются даже во время исповеди «держать марку» и не ударить в грязь лицом перед священником. Однако вести себя подобным образом не стоит. Из века в век список грехов практически не меняется, а служители церкви успели услышать о разных прегрешениях, поэтому их трудно чем-либо удивить или поразить.

Даже те, кто не единожды совершает подготовку к исповеди и причастию (молитвы, пост, осознание грехов и так далее), не всегда могут воедино собрать все правила, которые помогут исповедаться перед Господом в полной мере понимания содеянного.

В первую очередь стоит уяснить, что в буквальном смысле слова исповедь или покаяние звучит как «перемена ума». Поэтому необходимо понимать, что изменения в вашей жизни начинаются еще до прихода в храм. Если вы готовы потратить время на то, чтобы осознать неправедность жизни, значит, к моменту встречи со священником перемены уже начались.

Не забывайте о том, что покаяние в основном касается смертных грехов, таких как прелюбодеяние, воровство, отречение от своей веры и так далее. Конечно, на исповеди необходимо перечислить и мелкие грехи, которые мы совершаем каждый день и даже не всегда осознаем, что поступаем неправильно. Будьте уверены, что подобные ошибки мы будем делать постоянно, и к этому необходимо быть готовыми. Довольно часто служители церкви советуют принимать свою греховность смиренно, ведь только Господь не имеет греха, а все остальные в той или иной мере склонны к ошибкам.

Имейте в виду, что невозможно полностью раскаяться в грехах, если вы находитесь в ссоре с кем-либо. Конечно, священник примет у вас покаяние, и вы сможете причаститься, но на самом деле исповедь будет неполной. Постарайтесь перед походом в храм решить все конфликтные ситуации. Если это невозможно сделать из-за категорического отказа другого человека, то мысленно попросите у него прощения и сами простите его за все.

Учитывайте, что после исповеди священник может назначить вам епитимью. Многие рассматривают ее как наказание, но она является в реальности возможностью очиститься и подготовиться к причастию. Епитимья назначается на определенный период времени и может представлять собой воздержание, чтение особых молитв или, например, совершение определенных поступков, сопряженных с благотворительностью.

Когда мы говорим о причастии, то исповедь должна совершиться накануне таинства. В крайнем случае это можно сделать утром в день причащения. Но в данной ситуации вы должны точно знать, что священнослужитель сможет уделить вам время. В противном случае вы не примете участия в причастии.

Божественная литургия

После выполнения всех вышеперечисленных условий верующие должны прийти на литургию. Эта служба проводится с самого раннего утра и те, кто планируют причаститься, приходят на нее с пустым желудком. Выстоять службу нужно до конца и в заключительной ее части принять дары, которые и будут символизировать Кровь и Тело Христа.

Правила поведения во время причастия и после него

Отстояв литургию, верующие с почтением принимают дары. При этом не стоит креститься подле чаши, а руки удобнее и правильнее будет сложить на груди крестом. В процессе принятия даров важно произнести свое имя. Причем учитывайте, что оно должно быть таким, которым вы крещены.

После того как вы отойдете от чаши, приблизьтесь к столу с просфорами. Возьмите одну и сразу же съешьте. Потом рекомендуется отойти от стола, чтобы не мешать остальным прихожанам довести таинство до логического завершения.

Однако после совершения всех манипуляций церковь покидать нельзя. Не менее важным, чем принятие даров, является произношение благодарственных молитв, а также целование креста. С ним паству священник обходит в самом конце службы.

Только после всего этого можно считать, что таинство свершилось. Служители церкви рекомендуют любыми силами попытаться сохранить ощущение, полученное в процессе причастия. Причем они утверждают, что каждое очередное причастие позволяет сделать это все легче и легче. В дальнейшем верующий сможет сохранять духовную чистоту и свет после причащения буквально ежедневно.

Запрет на причащение: перечисляем категории христиан, кому будет отказано в участии в таинстве

Не каждый желающий сможет принять участие в причащении. И об этих категориях лиц нужно знать всем, кто планирует начать подготовку к таинству. К примеру, допущены до принятия даров не будут верующие, пренебрегшие исповедью. Им не дана возможность прикоснуться к великому христианскому таинству.

Отказано в обряде будет и тем, кто находится в бесчувственном состоянии. Также забыть о причастии придется и супругам, имевшим накануне интимную близость. Это препятствует сохранению духовной чистоты, а значит, не может считаться богоугодным деянием.

Женщины с ежемесячным менструальным кровотечением должны тоже подождать с причащением. То же самое касается и людей, признанных бесноватыми. Если во время припадков они впадают в беспамятство и несут хулу, то священнослужители вынесут запрет на их участие в таинстве.

Подготовка к причастию: памятка

Итак, думаем, что вы уже в полной мере осознали, насколько непростым является процесс подготовки к причащению. А потому довольно легко запутаться в правилах, установленных церковью для тех, кто планирует принять участие в таинстве. Чтобы подвести закономерный итог нашей статье, мы составили небольшую памятку.

Перед посещением храма проведите работу над осознанием своих грехов и классифицируйте их. Искренне раскайтесь в содеянном и только потом отправляйтесь на исповедь. Обязательно сохраняйте духовную чистоту перед таинством посредством молитвы и поста, а также после него благими делами.

В церкви ни в коем случае не толкайтесь и не пытайтесь первым принять дары. Женщины должны тщательно соблюдать определенный стиль одежды: закрытые плечи, длинные юбки, покрытая платком голова. Не стоит ярко краситься и наносить губную помаду.

Помните, что общение с Господом - это очень ценный дар, которым может воспользоваться каждый из христиан. Причастие способно полностью изменить вашу жизнь, поэтому не теряйте времени даром и сделайте этот важный шаг навстречу свету и духовному возрождению.

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ

Исповедь – таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех - это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании - Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди - знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя ». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.

2. Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике - и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов , которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

— неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. - попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

— пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься », - говорит Господь);

— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

— аборт - лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

— ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

3. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех - это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

4. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

5. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего - члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

6. Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально - «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог - не прокурор, а исповедь - не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

7. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете », - говорит Господь. - «Каким судом судите, таким будете судимы ». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях - и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период - по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу - в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию : воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие - два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди - слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

КАК подГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ

Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки.

Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными, и в случае экстраординарных обстоятельств (например, при тяжкой болезни человека или предсмертного его состояния) не исполняются. Однако, православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (пребывание на богослужении, пост, домашняя молитва и т.д.) также является обязательной.

1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или поужинать. Апостол Павел говорит об этом так: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю » (1Кор. 11:20-22).

2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Этому желанию должно быть чуждо всякое лицемерие, и оно должно быть соединено со Страхом Божьим: «Начало мудрости - страх Господень » (Притч. 9:10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней » (1Кор. 11:27).

3. Душевный мир. Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти против кого-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой » (Мф. 5:23-24).

4. Церковность. И, наконец, последнее сущностное условие: человек не должен нарушать канонов Церкви, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов » (Послание к Диогнету).

5. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед Причастием : «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает » (1Кор. 11:28-29). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией , так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т.д.), за несколько дней до Причащения.

6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед причастием, который заключается в том, что с 24 часов ночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак . В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста по определению Священного Синода не может составлять менее 6 часов. Возникает вопрос если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же » (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой необходимо обратиться за советом к священнику.

7. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением ): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной) . Телесный пост перед Причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.

8. Телесная чистота. Существуют определённые требования к телесной чистоте касательно мужчин и женщин. Первое общее требование есть отказ от телесных супружеских отношений, накануне Причащения . Древняя аскетическая традиция также предписывает, без острой необходимости, мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам во время женских дней и 40-дневного послеродового периода : «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи - не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом » (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

9. Присутствие на богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу - греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо обязательно прийти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении .

Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв , чтение Последования ко Святому Причащению (вслед за утренними молитвами утром).

Вечером перед Причастием предусматривается также чтение трёх канонов :

  • Покаянного канона ко Господу,
  • Молебного канона ко Пресвятой Богородице, и
  • Канона Ангелу-хранителю

Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

Александр Боженов
Патриарший Центр духовного развития детей и молодёжи

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (30882) раз