Терминграмматика употребляется в двух значениях.

1) Грамматика как совокупность средств, способов и правил построения словосочетания и предложения;

2) Грамматика - учение об этих средствах, способах, правилах, с помощью которых можно создавать словосочетания, предложения в том или ином языке.

Грамматика в первом значении синонимична понятию грамматического строя языка.

Грамматика состоит из нескольких аспектов:

1.Морфология - изучает законы изменения слов как частей речи, а также категории, присущие той или иной части речи.

2.Синтаксис(в переводе с греческого "военный строй") исследует различные типы сочетания слов, отношения между словами в словосочетании и предложении, наконец, предложение как целое, различные виды и типы предложений.

МОРФОЛОГИЯ (от греч. "учение о форме") - раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы. В задачи морфологии входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. Морфология описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем, но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, и грамматическую семантику.

СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок") - совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению словосочетаний и предложений. В более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального языка.

Её суть - в единстве грамматического значения и средства его выражения.

Признаки грамматического значения – регулярность (значение числа у всех существительных) и типизированный характер средств выражения, ограниченный набор средств.

Средства выражения этого значения напрямую зависят от языка.

1) в синтетических языка – служебные морфемы(аффиксы), редубликация(orang-orang), супплетивизм(человек-люди), внутренняя флексия(фоот-фиит) и ударение(рУки-рукИ).

2) В аналитических языках – служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли), интонация, порядок слов (хи хэз а пэн, хэз хи э пэн?)

Грамматические категории различаются по своим параметрам(система противопоставления членов, двучленная система категории числа, многочленная система категории рода), по соотнесенностью с действительностью реальные – лексико-грамматические(категория числа) и нереальные – собственно-грамматические (категория одушевленности или рода)

Под категорию мужского рода подпадают также самые разнообразные слова: существительные хлеб, карандаш, дом, разум, прилагательные большой, сильный, радостный, красивый, глаголы делал, строил, писал.

В русском языке имени существительному свойственны грамматические категории числа, рода и падежа , а глаголу - числа, времени, вида, наклонения, залога, лица, рода .

Проблема категории рода осложняется тем, что грамматическая категория рода даже в тех языках, в которых она выражена, очень часто не совпадает по языкам. В русском часовой - мужского рода, в немецком и французском женского. Встречаются языки, имеющие общий род, примеры из русского языка - сирота, тихоня, зануда, плакса.

Для живых существ способы дифференциации внутри самой грамматической категории рода в разных языках очень многообразны:

1. с помощью особых окончаний: гость - гостья, супруг-супруга, или особых суффиксов: актер - актриса, медведь - медведица;

2. с помощью разных слов (гетеронимия): отец-мать, брат-сестра.

3. с помощью лишь контекстного уточнения: кит, белка, обезьяна, сорока, акула, бегемот (и самцы и самки).

Категория числа . Человек издавна различал один предмет и много предметов, и это различение не могло не найти своего выражения и в языке. Универсальность категории числа заключается в том, что она охватывает не только имена существительные и прилагательные, но и местоимения и глаголы.

Если падежная система в том или ином языке не развита, то язык вполне обходится и без нее, привлекая для выражения грамматических отношения другие способы (предлоги, порядок слов и так далее).

По характеру грамматических значений выделяются грамматические категории :

(2) формальные категории, отражающие ограничения словоформ, связаные с сочетаемостью (напр., “согласовательные” грамматические категории участвуют в оформлении отношений согласования).

Также выделяют категории формообразующие , по которым лексема может изменяться (напр., падеж существительного; род, число и падеж прилагательного; время и наклонение глагола); и классифицирующие , свойственные целой лексеме и постоянные для неё (напр., род неодушевлённых существительных, одушевлённость/неодушевлённость большинства существительных, переходность/непереходность и личность/безличность большинства глаголов).

Понятие грамматического значения слова. Средства выражения грамматических значений слов. Понятие грамматической формы слова. Основные способы и средства образования грамматических форм слова.

Грамматическое значение слова – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах.

Способы выражения грамматического значения.

1.Флексия. Так в словосочетании «книга Петра» связь между словами достигается при помощи окончания а.

2.Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли вспомогательные глаголы) «пошел к брату»

3.Порядок слов выступает как способ выражения грамматического значения в тех языках, в которых нет словоизменения.и слово в прямом и косвенном падежах сохраняет одну и ту же форму.

4.Ударение. Например: Руки-руки, дома -дома. В этих примерах грамматическая категория числа и падежа передается при помощи ударения.

5.Интонация. В зависимости от того, как мы скажем «студенты внимательны» с интонацией утверждения или «студенты внимательны?» с интонацией вопроса меняется и предложение, его смысл, его грамматическое оформление.

6.Супплетивизм - это соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов:

a. при образовании степеней сравнения прилагательных: хороший - лучше, плохой – хуже.

b.при образовании личных местоимений: я – меня.

7.Редупликация(повторы, удвоения) - когда происходит полное или частичное удвоение основы, например:

a. для обозначения множественного числа в индонезийском orang (человек)- orang-orang (люди);

b.для образования превосходной степени прилагательного в китайском языке: хао (хороший) - хао-хао (очень хороший, превосходный).

Грамматическая форма - это связь грамматического значения с грамматическим способом его выражения. Так, в глаголах прыгнуть, лопнуть, крикнуть есть суффикс –ну -, который указывает на однократность действия, а –ть – суффикс инфинитива.

Способы образования грамматических форм слова. Способы формообразования.

Русский язык принадлежит к языкам синтетического строя. Поэтому для выявления грамматических значений он использует преимущественно синтетические средства.

Способы формообразования:

1.Аффиксация = суффикс, окончание, префикс выражают грамматическое значение.

2.Изменение звукового состава корня, выражающее различные грамматические значения (убирать – убрать, посылать – послать); чередование (замереть – замирать, пеку – печешь).

3.Ударение: дома (= р.п., ед.ч.) – дома (им. п., мн.ч.).

4.Супплетивизм – выражение грамматического значения с помощью корней других слов: человек – люди, я – меня, плохой – хуже .

5.Интонация: например, в передаче разнообразных оттенков значения повелительного наклонения глагола.

Реже, но все-таки используются аналитические формы . Тогда лексическое и грамматическое значения получают раздельное выражение(лексическое – самим словом, грамматическое – вспомогательным компонентом: буду писать, пусть грянет… ).

Наконец, используются и аналитико-синтетические формы , в которых грамматические значения частично отражаются формой основного слова – носителя лексического значения, а частично – вспомогательным компонентом: сходил бы.

Богатырева И.И.

Конечно, понятие категория является достаточно сложным и абстрактным, но не более сложным и абстрактным, нежели многие математические, физические или биологические понятия, которыми вволю оперируют наши школьные учебники, рассчитанные на старшеклассников обычных средних школ. Представляется, что оно не сложнее для понимания, чем интеграл, иррациональное число, логарифм, энтропия, дисперсия, интерференция, мейоз или митоз и т.п. И чрезвычайно важно, что понятием категория пользуются почти все вузовские учебники и пособия, справочные издания, энциклопедии, с которыми неизбежно сталкивается сегодняшний старшеклассник или студент-первокурсник.

Что же это такое – грамматическая категория? По определению В.В.Лопатина, это «система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями», это некоторое множество однотипных, сходных явлений, имеющих какой-то общий признак. И хотя само понятие категория, безусловно, представляет собой некое обобщение, но оно существует не вообще, абстрактно, а вполне реально и конкретно, выражаясь как общее в своих частных проявлениях.

Так, у каждой части речи в любом языке есть свой собственный набор грамматических (морфологических) категорий, которые её характеризуют, выделяя на фоне других частей речи. У существительных и прилагательных в русском языке есть такие грамматические категории, как род, число и падеж, а в ряде германских и романских языков у прилагательных может не быть категории падежа или числа, но при этом существительным в этих языках присуща особая категория определенности-неопределенности, которая отсутствует у других именных частей речи. У прилагательных во многих индоевропейских языках есть категория степени сравнения, отличающая их от существительных. Но нужно понимать, что и это утверждение применимо далеко не ко всем языкам. Так, в древнегреческом и в санскрите суффиксы, образующие форму степени сравнения, могли иногда добавляться и к основам существительных – в тех случаях, когда в значениях существительных имелся качественный оттенок. Например: др.-гр. βασιλεύς ‘царь’ – βασιλεύτερος ‘в большей степени царь’ (царь в сравнительной степени) – βασιλεύτατος ‘самый царственный царь’ (царь в превосходной степени). Санскр. kavitara ‘в большей степени (лучший) поэт’ – это сравнительная степень от kavi ‘поэт, мудрец’; а gajatama ‘самый лучший слон; слон из слонов (т.е. слон, лучше всех воплощающий в себе самые характерные слоновьи качества)’ – превосходная степень от gaja ‘слон’. Можно смело утверждать, что одним из важных признаков той или иной знаменательной части речи в большинстве языков мира является наличие у неё особого, присущего только ей состава грамматических категорий.

Итак, в каждой категории обобщаются соотносительные грамматические значения, непременно объединенные каким-то общим признаком, но при этом они противопоставлены друг другу по этому признаку и даже (что чрезвычайно важно) являются взаимоисключающими. И здесь нет никакого противоречия и тем более какой-то сверхсложности или надуманности. Возьмем, к примеру, глагольную категорию лица, представленную в русском языке тремя грамматическими значениями, или граммемами. Сходство этих граммем состоит в том, что все они выражают общую идею разграничения участников процесса коммуникации. Но при этом 1-е лицо указывает на то, что говорящий является производителем действия, обозначенного глаголом; 2-е лицо указывает на действие, производимое собеседником, или адресатом; 3-е лицо сообщает, что действие совершается тем, кто непосредственно не участвует в акте коммуникации (т.е. не является ни говорящим, ни собеседником). Таким образом, мы видим, что есть и сходство, и одновременно противопоставленность этих трех граммем друг другу. Что же касается последнего из названных выше свойств – их взаимоисключения – то оно проявляется в том, что конкретная глагольная словоформа может быть формой либо 1-ого лица, либо 2-ого, либо 3-его. Все три граммемы никак не могут быть совмещены и одновременно выражены в пределах одной словоформы. И это касается всех грамматических категорий: именная часть речи может стоять в форме какого-то одного падежа (либо именительного, либо родительного, либо дательного и т.д.), одного числа (или единственного, или множественного) и т.п.

Следует обратить особое внимание на то, что грамматическая категория объединяет два плана – некое внутреннее содержание, о котором только что было сказано, и его внешнее формальное выражение. Это действительно очень важно: у грамматического значения непременно должен быть (и зачастую даже не один) какой-то внешний, т.е. наблюдаемый в устной или письменной речи способ его выражения. Так, у грамматической категории лица в русском языке обычно есть возможность заявить о себе при помощи специальных окончаний в формах настоящего или будущего времени в обоих числах: говорю, говоришь, говорит; скажем, скажете, скажут. А в прошедшем времени для этой цели используются личные местоимения, поскольку непосредственно внутри самого глагола указать на его лицо невозможно: я говорил, ты говорил, он говорил.

В древних индоевропейских языках (санскрите, древнегреческом, латыни и др.) категория лица обычно выражалась внутри глагольной формы не зависимо от времени, наклонения или залога, и по специальному личному окончанию всегда можно было определить лицо и число глагола. Поэтому формы именительного падежа от личных местоимений в этих языках встречаются довольно редко: как правило, это бывает в тех ситуациях, когда на них падает логическое ударение или когда одно лицо противопоставляется другому. Например, как в следующих латинских фразах:

Tempora mutantur et nos mutāmur in illis. – Времена меняются, и мы меняемся [вместе] с ними (здесь есть местоимение nos ‘мы’, хотя на 1-е лицо множ.ч. указывает и окончание -mur в глаголе mutāmur).

Tam ego homo sum, quam tu. – Я такой же человек, как и ты (здесь стоит местоимение ego ‘я’, хотя на 1-е лицо ед.ч. указывает и соответствующая форма от глагола быть – sum).

Однако в подавляющем большинстве случаев местоимения в роли подлежащих оказываются в древних языках просто избыточными, не нужными, и их не встретишь, например, в тексте на латыни, но при переводе таких латинских (или древнеиндийских, древнегреческих) предложений принято добавлять соответствующие русские местоимения:

Cogito, ergo sum. – Я мыслю, следовательно, существую.

Facile omnes, cum valemus, recta consilia aegrotis damus. – Когда мы здоровы, то легко даём больным хорошие советы.

Особенно это важно в случаях, когда форма русского глагола не несет в себе информации о грамматическом лице:

Feci, quod potui, faciant meliora potentes. – Я сделал всё, что мог; пусть, кто может, сделает лучше.

Ab altero expectes, alteri quod feceris. – Жди от другого того, что сам ты сделал другому.

По этим примерам видно, для чего нужны местоимения в русских переводах: по русской словоформе сделал нельзя определить, что в первом случае предполагалось 1-е лицо, а во втором – 2-е. В латинских же формах лицо субъекта действия заключено в окончаниях -i (feci ‘я сделал’ и potui ‘я мог’) и -eris (feceris ‘ты сделал’).

Грамматическая категория обладает еще двумя необычайно важными свойствами – регулярностью и обязательностью. Действительно, если мы посмотрим на любую грамматическую категорию в русском языке, то обнаружим, что она регулярно выражается: почти всегда мы должны указать на падеж или род имени, наклонение или время глагола и т.п. Почти, но не всегда. И это «не всегда» не должно нас смущать: надо понимать, что регулярность вовсе не означает вездесущесть. Да, мы не при каждом словоупотреблении указываем на то или иное грамматическое значение: так, в ряде контекстов может быть не ясен род или число неизменяемого имени существительного. В предложении До XIV века кофе произрастал в Эфиопии в диком виде по форме глагола можно понять, что слово кофе – мужского рода и стоит в форме единственного числа. В следующем же высказывании ни род, ни число существительного кофе никак не проявлены: Согласно легенде, в середине XVII века мусульманский пилигрим тайно вывез кофе в Южную Индию.

Для отдельных грамматических категорий в принципе нормальным будет обнаруживать себя только в некоторых, довольно редких ситуациях: если мы, говоря по-русски, хотим понять, одушевленное перед нами существительное или нет, мы можем это сделать только одним способом – поставить его в форму винительного падежа множественного числа. Только в этой падежной форме точно проявится его подлинная сущность: если эта форма совпадет с родительным падежом, то перед нами – одушевленное имя, если с именительным – то неодушевленное. К сожалению, даже винительный падеж единственного числа в ряде случаев нам не поможет: я вижу девочку, существо и я вижу парту, окно ничем не различаются. Мы не понимаем по формам слов, что девочка и существо – одушевленные существительные, а парта и окно – нет (девочку = парту, существо = окно). А соответствующие падежные формы множественного числа (я вижу девочек, существ и я вижу парты, окна) нам точно указывают на данную грамматическую категорию: девочек ≠ парты и существ ≠ окна. Все остальные падежи тем более никак не позволят нам определить одушевленность того или иного русского существительного.

Общие вопросы грамматики. Грамматическое значение,

Грамматика – строй языка, ᴛ.ᴇ. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Грамматика - ϶ᴛᴏ вся несобственно звуковая и нелœексическая организация языка, представленная в его грамматических категориях, грамматических единицах, и грамматических формах.

Грамматика по преимуществу выражает отношения не как кон­кретные отношения каких-либо конкретных слов, а как отноше­ния лексем, ᴛ.ᴇ. отношения грамматические, лишенные всякой конкретности. Тем самым грамматическая абстракция – качественно особая абстракция, а не та͵ что лексическая.

Грамматически и лексемы, и их серии, и группы (организованные по тому или иному принципу) образуют те или иные моде­ли в языке.

Таковы, к примеру, модели производных существительных с суф­фиксами -ец-, -ник-, - тек -:стрел-ец, гон-ец, лес-ник, башмач-ник, печ-ник, ряд-чик, переплет-чик, таковы модели имен дейст­вия на –ание, -ение: леж-ание, кат-ание, мет-ание, извин-ение, изображ-ение и т. д. Подобные модели являются словообразовательны­м и.

Иного вида модели являются словоизменительными, к примеру модели склонения боб-а, кот-а, враг-а, друг-а или вод-ы, трав-ы, толп-ы, мод-ы, свобод-ы. Или модели спря­жения игр-ал, ляг-ал, пик-ал, кат-ал, ах-ал и другие формы.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, модели в языке бывают словообразовательные и словоизменительные.

Среди наличных грамматических моделœей в данном языке дан­ного периода следует различать модели продуктивные и непродуктивные.

Продуктивные модели не только охватывают очень боль­шое количество лексического материала, но и служат образцом. Для любых новообразований (образование различных частей речи от заимствованных, искусственных и вообще новых слов), а также способны языковые факты, функционирующие по непродуктив­ным моделям, переводить под свой образец.

Непродуктивные же модели исчерпываются считан­ными лексическими примерами (к примеру, глаголы типа печь пекут, течь – текут, жечь – жгут, беречь – берегут и т д., или типа лезть – лезут, нести – несут, вести – ведут и почти утра­ченное грясти при грядут", или единичное по склонению слово путь, или слова лгать и дочь, имеющие в косвенных падежах осно­ву на -ер:матери, дочери и т п.) и не могут служить образцом для новообразований.

Г р а м м а т и ч е с к о е з н а ч е н и е – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное выражение). В области морфологии - ϶ᴛᴏ общие значения слов как частей речи (к примеру, значение предметности у существительных, процессуальное у глаголов), а также частные значения словоформ и слов в целом, противопоставляемые друг другу в рамках морфологических (или грамматических) категорий (к примеру, значения того или иного времени, лица, числа, рода).

Грамматический способ - ϶ᴛᴏ материальное выра­жение грамматических значений, как реляционных, так и деривационных. В конечном счете всœе грамматические различия морфем, показывающие изменения падежей, чисел, лиц, времен и т. д. выражаются фонематическими различиями, т. е. различием состав­ляющих морфемы фонем (замена одной фонемы другой, присо­единœение фонемы, удаление фонемы, перестановка фонем, при­чем отсутствие фонемы в одной форме по соотношению с наличи­ем фонемы в другой форме – такое же выразительное средство) кроме того, в предложении к этому присоединяются интонацион­ные изменения, расстановка пауз, градация ударений, а также воз­можность перестановки более крупных звеньев речевой цепи (лек­сем, их групп), в роли грамматического способа выступают также особые служебные слова, нужные как для выражения отношений между членами предложений, так и между предложениями.

Грамматических способов, используемых в языках, ограничен­ное количество, это аффиксация разного типа, внутрен­няя флексия, повторы, сложения, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация и супплетивизм. Грамматика любого языка может выражаться только этими способами. Одни языки (как русский, английский) используют всœе возможные грамматические способы, другие (как китайский, французский) – только некоторые.

Одним из самых трудных вопросов теоретической грамматики является вопрос о грамматических категориях

Долгое время языковеды грамматическую систему новых язы­ков облекали в схемы, выработанные античными грамматистами для категорий греческого и латинского языков, к примеру учение ʼʼОб осьмих частех словаʼʼ (т. е. частях речи) в средневековой рус­ской грамматической традиции, позднее пытались механически перенести логические категории в грамматику, в разное время де­лались попытки вывести особые ʼʼпонятийныеʼʼ категории, кото­рые были бы не логическими, а языковыми, но общими для всœех языков. Неудачи всœех этих попыток коренились в том, что ʼʼкате­горииʼʼ прилагались к языку извне, а не выводились из материи и формы данных языков.

Грамматические категории - ϶ᴛᴏ прежде всœего совокупности элементов языка (слов, их значимых частей, их сочетаний), обра­зующие грамматические общности. Что же объединяет эти общнос­ти в языке? Это – грамматические значения, а не грамматические способы или формы (есть и такое мнение у грам­матистов).

Пестрота способов различения данных категорий не мешает единству каждой из них. В этом сказывается изоморфизм грамматических способов, т. е. то, что разные способы могут вы­ступать в одной и той же грамматической функции.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, грамматическая категория - ϶ᴛᴏ совокупность элементов языка (слов, значимых частей слов и со­четаний слов), объединœенная грамматическим значением при обя­зательном наличии выражающего его грамматического способа (вы­ражение тех же значений посредством сопровождающих знамена­тельных слов, как, к примеру, наречия при глаголе, граммати­ческих категорий не образуют).

Наиболее трудный вопрос грамматики - ϶ᴛᴏ вопрос о грамма­тической форме.

Подытожим всё сказанное о форме.

1. Форма в грамматике не то же самое, что грамматический способ.

2. Форма не должна быть отожествлена со значением.

3. Форма в грамматике - ϶ᴛᴏ соотношение грамматического значения и грамматического способа в их единстве; меняя способ при сохранности значения или меняя значение при сохранности способа, мы получаем новые формы. К примеру, предобрый и доб­рый-добрый по значению одно и то же – превосходная степень прилагательного, но способ выражения этого значения различен: приставка в слове предобрый и повтор в добрый-добрый ; это разная форма и разные формы; добрый-добрый и ходишь-ходишь одинако­вы по способу (повтор), но различны по значению: добрый-доб­рый – превосходная степень прилагательного, ходишь-ходишь – особый видовой оттенок глагола; это тоже разная форма и разные формы.

4. Вследствие линœейности речи форма прежде всœего выявляет­ся распадением речевой цепи на отдельные звенья: лексемы, мор­фемы, фонемы.

5. Парадигматическая форма - ϶ᴛᴏ характеристика того или другого слова или сочетания слов как члена целого – парадигмы форм; одинаковые по линœейной форме слова могут иметь разную парадигматическую форму; так, зло –существительное, зло –краткое прилагательное и зло –наречие по линœейной форме распадаются одинаково на две морфемы [зл-о], но парадигматически всœе эти три слова имеют разную форму:

1) зло (существительное) – член парадигмы склонения (зла, злу и т. д.),

2) зло (прилагательное) – член родовой и числовой парадигмы (зол, зла, зло, злы) и парадигмы степеней сравнения (злее);

3) зло (наречие) – член только парадигмы степеней сравнения (злее).

То же самое у существительного печь (печи, печью, печи и т. д) и инфинитива глагола печь (пеку, печешь; пек, пеки), хотя линœейно эти два слова оформлены одинаково, а похожая пара знать суще­ствительное и знать инфинитив имеет и разные линœейные формы: существительное [знат" + нуль], глагол [зн-а-т"].

6. Словоизменение охватывает те случаи, когда это формы того же слова, т. е. когда лексическое значение остается тем же, а реля­ционное значение меняется; таковы для русского языка у прилага­тельных формы рода, числа, падежа и степени сравнения; у суще­ствительных формы падежа и числа; у глаголов формы лица, чис­ла, вида, наклонения, времени, а в прошедшем времени рода и числа.

7. Словообразование относится к разным способам производ­ства от данных основ и корней других слов с особым лексическим значением, таковы для русского языка у прилагательных умень­шительные и увеличительные формы, у существительных собира­тельные, увеличительные, уменьшительные, у глаголов префик­сальные формы, где, кроме вида, меняется и лексическое значе­ние (писать написать – не меняется, а писать записать –ʼʼсделать записьʼʼ – меняется); и, конечно, всœе случаи производст­ва других частей речи от основы данной части речи: труд труд­ный трудиться; печь печной печник и т. п.

8. Количество грамматических способов в языках мира ограни­чено. Οʜᴎ стандартны и бывают характерными для данного языка только косвенно. Грамматические значения в разных язы­ках есть и общие, есть и различные, что приводит к тому же выво­ду. Формы же всœегда индивидуальны и характерны для данного языка.

Так, в большинстве языков существует категория множествен­ного числа, но формы множественного числа в разных языках будут различны; к примеру, в малайском повтор: orang – ʼʼчеловекʼʼ, orang-orang – ʼʼлюдиʼʼ, в африканском языке шиллук – изменение тона: jit с высоким тоном – ʼʼухоʼʼ, jit с низким тоном – ʼʼушиʼʼ; в русском изменение окончания: меч мечи, в немецком изменение гласной корня: die Mutter – ʼʼматьʼʼ, die Mütter – ʼʼматериʼʼ, или изменение артикля: das Fenster - ʼʼокноʼʼ, die Fenster –ʼʼокнаʼʼ и т. п.

М о р ф о л о г и я – раздел грамматики, изучающий закономерности функционирования и развития этой системы. Морфология изучает структуру значимых единиц языка, по протяженности не превышающих словоформы (словоформа – слово в некоторой грамматической форме, к примеру сад, садами, белый, белую ). Главное основание для выделœения морфологии в качестве особого раздела грамматики – членимость словоформы на меньшие знаковые единицы, называемые морфемами или морфами.

Морфема – одна из базовых единиц языка, частот определяемая как минимальный знак, ᴛ.ᴇ. такая единица, в которой за определœенной фонетической формой (означающим) закреплено определœенное содержание (означаемое) и которая не членится на более простые единицы того же рода. Морф – минимальная значимая единица текста͵ текстовый представитель морфемы. Морфема – данный абстрактный инвариант, реализующийся в виде конкретных инвариантов – морфов. Варьирование морфемы связано с позицией – как грамматически (и тогда морфема предстает в виде грамматического или морфонологического варианта), так и фонетически (тогда морфема предстает в виде фонетического варианта). Напр., в рус. писать – пишу корневая морфема находится в грамматической позиции (форма инфинитива – форма настоящего времени), вызывающей чередование морфов; в англ. морфема мн. числа существительных варианты [s] – [z] – обусловлены фонетической позицией – качеством исхода основы.

Грамматическая категория – это совокупность элементов языка (слов, значимых частей слов и сочетаний слов), объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа. Например, в русском языке глагол имеет Г. к. залога, вида, наклонения, времени, лица, числа, рода.

Категории в грамматике могут быть более широкие, например, части речи, и более узкие, например, явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных – категории числа; в пределах глагола – категории залога, вида, наклонения.

Если мы сравним словоформы стены, пишут , то обнаружим, что все они имеют значение множественного чис­ла; это их объединяет как формы числа. У этих форм, однако, различна синтаксическая функция: словоформа стены как фор­ма именительного падежа имени существительного способна употребляться в позиции подлежащего, личная форма глаго­ла пишут - в позиции сказуемого.

Следовательно, словоформы объединяются на понятийной и синтаксической основе, образуя однородные функциональ­ные группировки. Группы форм слова, объединенных общно­стью грамматического значения, называются граммати­ческими категориями. Они являются наиболее об­щими понятиями грамматики. Грамматический строй языка - это не просто инвентарь грамматических средств и форм, но это упорядоченная система. Группировка словоформ по граммати­ческим категориям и частям речи - это два основных спо­соба организации грамматической системы языка.

Семантическая природа грамматических категорий связывает грамматику с логикой и психологией. Однако между грамматическими и поня­тийными категориями имеется существенное различие. В отличие от понятийных категорий, которые могут различ­но выражаться при помощи конкретных слов и фраз, граммати­ческие категории - это такие понятия, которые свойственны грамматическому строю языка, его грамматическим формам и находят то или иное средство выражения грамматического значения.

Каждая грамма­тическая категория имеет свою структуру, т. е. определенный инвентарь словоформ, их отношение друг к другу, набор раз­личных средств выражения грамматического значения. Струк­туру грамматической категории называют также парадиг­мой грамматической категории. По количеству словоформ парадигмы бывают двух-, трех- и многокомпонентными. Так, в русском языке двухкомпонентной парадигмой обладает категория числа и вида, трехкомпонентной - категория рода, лица, времени, многокомпонентной - категория падежа.

По своему назначению и связи с единицами языка грамматические категории делятся на два основных типа - морфологические и синтаксические. Морфологические категории подразделяются на словоизменительные и классификационные. Словоизменительные категории объединяют формы слова в пределах одной и той же лексемы. (Например: категория рода имен прилагательных является словоизменительной. При­лагательное согласуется с именем существительным, принимая его грамматический род: белая бумага, белое пятно). Классификационные ка­тегории объединяют лексемы на основе общего грамматическо­го значения. (Категория рода существительных - классификационная. Существительное стол мужского рода, стена - женского, окно - среднего, и эта ро­довая прикрепленность строго обязательна).

Также существуют лексико-грамматические категории (например, категории абстрактности, вещественности, одушевлен­ности существительных, способа действия глаголов, относи­тельности и качественности прилагательных). Такой же смешан­ный лексико-грамматический характер носят словообразова­тельные категории, которые связывают слова с морфологи­ческой структурой, характерной для той или иной части речи, и в то же время связаны с образованием новых лексем и лекси­ческими группировками слов.

Грамматические значения и свойства .

Грамматический строй языка изучает грамматика – наука об образовании слов, их изменении, классах, сочетаниях и употреблении в предложении и контексте.

Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. д). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида.

Грамматическое значение слова не определяется его лекси­ческим значением. Лексическое значение таких, например, слов, как тол и стол , различно, тогда как их грамматическое значение одинаково, поскольку они являются именами существи­тельными одного и того же рода, числа и падежа. Такие слова, как вход, входить, входной , имея одними тот же корень, объе­диняются лишь словообразовательной связью, а грамматическое значение их различно: имя существительное вход обозначает предметность, глагол входить - действие, а прилагательное входной - признак предмета.

Грамматические значения отличаются от лексических тремя основными свойствами:

1. Грамматические значения отличаются от лексических сво­им отношением к слову и строю языка. В отличие от лексического значения, свойственного тому или иному слову, грамматическое значение не сосредоточивается в одном слове, а, напротив, характерно для многих слов языка.

2. Второе отличие грамматических значений от лексических состоит в характере обобщения и абстрагирования. Если лексическое значение связано с обобщением свойств предметов и явлений объективной действительности, их названием и выражением понятий о них, то грамматическое значение возникает как обобщение свойств слов, как абстрагирование от лексических значений слов. Например, формы стол, стена, окно группируют слова (а не предметы, явления и понятия о них). Грамматические значения выражаются при словообразовании, словоизменении и построении сочетаний и предложений.

3. Третье отличие грамматических значений состоит в их отношении к мышлению и объективной дей­ствительности, т. е. к миру вещей, явлений, действий, представлений, идей. Если слова являются номинативным сред­ством языка и в составе конкретных фраз выражают знания человека, то формы слов, словосочетаний и предложений используются для организации мысли, ее оформления.

Синтаксис как раздел языкознания.

Для того чтобы констатировать, что в каком-то языке есть определенная грамматическая категория, нужно, чтобы был ряд форм, объединенных каким-то общим значением, чтобы внутри этого объединения было противопоставление и чтобы те противопоставлены значение имели формальное выражение. Так, грамматической категорией является категория числа , потому что она объединяет языковые единицы на основе общего значения"число"Внутри этого объединения противопоставь ляются единственность и множественность, и грамматические значения единственного и множественного числа формально выражаются с помощью специальных окончаний. Пор: лес - леса, весна - весны, озеро - озера, где грамматическое значение единственного выраженное нулевым окончанием и окончаниями-а и о, а грамматическое значение множественного числа - окончаниями-и и -ннями -и та -а.

Формальное выражение - очень важный признак грамматической категории, поскольку именно ее наличие или отсутствие является основным критерием выделения грамматической категории. Дело в том, что определенное значение в одном языке может е существовать как грамматическое, а в другом языке как лексическое. Отсюда различают грамматические и понятийные категории. Например, существует понятийная категория пола и грамматическая категория рода . Понятийная категория стат и является универсальной, то есть все люди независимо от используемой ими языка различают мужской и женский пол. Однако категория рода присуща далеко не всем языкам. Скажем, ее нет в английском, кит. Гая, тюркских и финно-угорских языках, потому что там нет специальных формальных средств ее выражения. В украинском языке, как и в других славянских, а также романских и немецком языках, есть такая категор ия, потому что здесь есть формальные средства ее выражения: окончание (учитель, стена, окно), артикли (нем der Vater"отец", die Mutter"мать", dae Kind"дитя", фр le реге"отец", la х и романских языков характерна грамматическая категория определенности / неопределенной, формально выраженная обозначенными и неопределенными артиклями. Так, в частности, нем der Tag"день", die Blume"цветок", das Fenst er"окно"означают конкретные понятия, предметы, уже известны говорящему и слушателю, тогда как те же существительные с неопределенным артиклем - ein Tag, eine Blume, ein Fenster - означают какой-то день, какой-то цветок какое-то окно. Аналогично в английском, французском, итальянском языках: определенность выражается артиклями - англ the, франц le, 1а, итал il, 1а, а неопределенность - артиклями - англ а франц un, une, ита л un, una. В славянских языках, за исключением болгарской и македонской, грамматической категории определенности / неопределенной нет, ибо нет ее формального выражения, но понятийная категория определенности /. НЕ определенности есть и выражается она лексически (эта книга, какая-то книгаоняттєва категорія означеності/неозначеності є і виражається вона лексично (ця книжка, якась книжка).

Языки мира различаются по количеству и составу грамматических категорий. Так, в иберо-кавказских языках есть категория грамматического класса"человека"и"вещи", в японской и корейском языках - категория вежливости и. Различаются языка и по количеству противопоставленных членов внутри категорий. Например, в английском языке есть два падежа, в немецкой - четыре, в русском - шесть, в украинском - семь, в финской - чо тирнадцять, в табасарайський - сорок шестарайській - сорок шість.

Грамматические категории разделяют на морфологические и синтаксические. К морфологическим относятся категория рода, числа, падежа, вида, времени, способа, лица, до синтаксических - категория активности / пассивности, к коммуникативной направленности (повествовательность, питальнисть, спонукальнисть), стверджуваности / залеречуваности, синтаксического времени и синтаксического способу.

Классификационные (словообразовательные, деривационные) категории - это такие, члены которых выступают как рубрики классификации слов. Так, в частности, классификационной есть категория рода существительных и категория вида глагола, потому в существительные не склоняются, а классифицируются по родам (каждый существительное принадлежит к одному определенному рода), а глаголы распределяются между тремя видовыми группами - глаголами совершенного или несовершенного вы ду или двовидовими.

Словоизменительные (релятивной) категории - грамматические категории, которых слово может приобретать в зависимости от другого слова, с которым оно сочетается в предложении. В словоизменительной принадлежит категория рода прилагательных, потому прилагательные неклассифицируемые, а склоняются по родам и родовая форма прилагательного зависит от сочетаемого с ним существительного (большой успех, большое дело, большое впечатление). Чисто реляционной также кат. Егория падежа: каждая именная часть речи изменяется по падежамми.

В языках мира чаще всего встречаются грамматические категории рода, падежа, числа, определенности / неопределенной, степени качества, времени, вида, состояния, способа и лица

Она есть в большинстве современных индоевропейских языков. Нет ее в английском, финно-угорских, тюркских, японской и других языках. В украинском языке категорию рода (мужской, женской или средне ого) имеет каждый существительное. В прилагательных, порядковых числительных, притяжательных, указательных, вопросительных местоимениях, причастиях и глаголах в форме прошедшего времени эта категория является зависимой от существительного, с я кем названы классы слов сочетаются. В итальянском, французском, испанском и датском языках существительные имеют два рода - мужской и женский. Категория рода имеет формальное выражение. В славянских языках - ц е окончания, в романских и немецком - артикли (нем der, ein для мужского рода, die, eine для женского, das, ein для среднего, фр le, un для мужского, la, une для женского, итал il, un для овичого, la, una для женского родчого роду.

Количество падежей в разных языках неодинакова. Есть языки, в которых падежей совсем нет: болгарский, итальянский, французский, таджикский, абхазский и др.

В языках мира категория числа не совпадает. С языка, в которых, кроме единственного и множественного числа, является двойственное и троина. Двойственное была в древнеукраинской языке (два стола, см. остатки этих форм в диалектах: две руке, две это эле т.д.). Троина есть в некоторых папуасских языках на острове. Новая. Гвинея. В древних индоевропейских языках - санскрите, древнегреческой, древнегерманских было три числа: единственное, двойственное и множествожина.

Категория определенности / неопределенной (детерминации) - грамматическая категория, указывающая на то, мыслится имя предмета как единственное в описываемой ситуации (определенность) или как принадлежащее к классу по одибних ему феноменов (неопределенность.

Как уже отмечалось, эта категория характерна для германских, романских, болгарской, македонской и других языков и выражается с помощью артиклей определений является английский артикль the, немецкие der die, das, французские le, la, les (последний для множества), а неопределенными соответствии a; ein, eine, ein; un, une. В болгарском, македонском, румынском и скандинавских языках существуют постпозитивные арты кли, то есть артикли, стоящие после слова, присоединяясь к нему как постфикс. Пор: болг стол"какой-то стул"- столгт"определенный стул", масса"какой-то стол"-. Масато"определенный стол"; село"какое-то село"- селото"определенное селоuot;; село "якесь село" - селото "певне село".

В тех языках, где нет артиклей, значение определенности / неопределенной выражается лексически и контекстуально. Например, в украинском языке для этого используют указательные местоимения этот, эта, это, эти, то ой, и, то, те, доли только, еще (только учитель не знал. Еще чашку!),. Неопределенные местоимения какой-то, какая-то, какое-то, какие-то, прилагательные уверен, целый, неизвестный, незнакомый, числительное один, порядок слов (перед сказуемым - определенность, после - неопределенность:. Мальчик вышел на улицу;. На улицу вышел мальчик), фразовое ударение (Вот тетрадь;. Вот тетрадь). Сильнейшим средством выражения значения означает ности / неопределенной является контекст. Как видим, в украинском языке категория определенности / неопределенной является не грамматической, а понятийно, поскольку здесь нет морфологических средств ее выраженияення.

Различают обычный, высокий и высокий степень. В некоторых языках есть только две степени сравнения - обычный и елатив, сочетающий значение высшего и превосходной степеней. Высшая степень указывает на наличие ь в объекте какого-то качества больше, чем в другом, высокий - больше, чем во всех других. Положительная степень означает качество безотносительно к степенейеня.

Степени сравнения имеют прилагательные и наречия (тяжелый, тяжелее, тяжелый; темно, темнее, темнее). В некоторых языках степени сравнения имеют также существительные и глаголы. Например, в языке коми кужо о"умеет", кужоджик"больше умеетбільше вміє".

Степени сравнения выражаются аффиксами (интересный - интересный - интересный; англ large"большой"- larger"больше"- largest"величайший", нем interessant"интересный"- interesanter"интереснее"- inte eresantest"интересный") и аналитически (известен - более известный - наиболее известный, англ difficult"тяжелый"- more difficult"тяжелыми"(the) most difficult"тяжелый"). В славянских, германских и романских языках есть несколько сопоставимых по значению прилагательных и наречий, которые творят степени сравнения от других основ: укр хороший - лучший - лучший; рус хороший - лучше - наилучший; англ good - better - best, нем gut - besser - best (am bestenрос. хороший - лучше - наилучший; англ. good - better - best, нім. gut - besser - best (am besten).

Категория времени - грамматическая категория глагола, которая является специфическим языковым отражением объективного времени и служит для темпоральной локализации события или состояния, о которых говорится в предложении

Эта категория указывает на одночасовисть, предшествующего или преемственность события относительно момента речи большинства языков есть три времени: настоящее, прошлое и будущее. Это абсолютные времена. Кроме них, в некоторых языках есть сп. ПЕЦИАЛЬНЫЙ"относительные"времена, обозначающие события относительно какой-то точки отсчета, которая, в свою очередь, определяется относительно момента речи (передминулий время, перед будущим время предстоящей в прошлом тощ винулому тощо).

В славянских языках грамматически противопоставлены совершенный и несовершенный вид. Совершенный вид указывает на достижения предела, т.е. показывает ограниченное действие или ее результат (зашумел, написал). Несовершенный виду не ука азуе на предельность действия (шумов, писал). В германских и романских языках, по мнению большинства лингвистов, грамматической категории вида нет, потому что там нет формальных морфологических средств (специальных су фиксов, префиксов) ее выраженияння.

Категория состояния - грамматическая категория глагола, выражающая субъектно-объектные отношения

В языкознании пока нет общепринятой классификации состояний, однако во всех классификациях упоминается активный, когда носитель глагольной признака соответствует субъекту (Ученики исполняют песню), и пассивный, когда носитель глагольной признаки соответствует объекту (Песня исполняется учениками.

Это оценка говорящим действия как желанной, возможной, предполагаемой (предположение) и т.д.

Разные языки имеют разный набор форм способа 6 всех языках есть действительный (представляет действие как реальный факт), условный (представляет действие как возможную, желаемую, предполагаемую, обусловленную) и повелительное (служит для п передачи приказа, побуждения или просьбе) способы. Западноевропейские языка, кроме того, создали особые формы кондиционала для обозначения обусловленных действий и для выражения допущения, возможности, желательно сти и некатегоричный утверждение (нем Ich w. Игава, а переводит ее из уст других. Этим способом передают оттенок недоверия, сомнениеовір"я, сумніву.

В агглютинативных языках (например, тюркских) насчитывают от четырех до двенадцати способов, которые выражают повинность, подтверждение, намерение, согласие и т.д.

Исполнителем действия может быть говорящий,. Его собеседник или лицо, которое не принимает участия в разговоре. Соответственно различают первую, вторую и третью лицо (пишу, пишешь, пишет)

Категория лица относится к согласующих, словоизменительной. Она выражается личными окончаниями (я процюю, он работает; англ / work, he works). В некоторых языках (самодийских, палеоазиатских) категория лица характерна не только для глаголов, но и для имен в позиции сказуемого. Так, в. Корякском языке гьоляйгым"человек-я", гьоляйгыт"человек-ти", гьоля"человек-он"; нытуйгым" й-ти", нытуйкын"молодой-он"Однако есть и такие языки, в которых категория лица в целом не выражена. К ним относятся японский, китайский, индонезийский и некоторые др... До них належать японська, китайська, індонезійська та деякі інші.

Лексико-грамматические разряды (категории)

Лексико-грамматические разряды (категории) - это грамматически важные группы слов в пределах определенной части речи, которые имеют такие свойства:

1) объединяются по общему семантическому признаку. Например, лексико-грамматические разряды составляют собирательные существительные, вещественные существительные, существительные - названия существ, существительные - названия неодушевленные, собственные названия, по сновные названия, возвратные глаголы, потому что каждая такая группа имеет общую семантическую признак - собираемость, вещественность тощо.

2) могут иметь и могут не иметь формальное морфологическое выражение. Если, скажем, некоторые сборные существительные имеют формальное выражение - суффиксы-ств (о), -) (- постфикс-ся (умываться, переписываться, обниматься), то собственные и общие названия, вещественные названия, названия существ / неодушевленные формальных показателей не имеют (город. Орел и летит орел, масло и окно, ворона и корона));

3) взаимодействуют со связанными с ними грамматическими категориями. Так, от возвратности глаголов зависит категория состояния (возвратные глаголы не относятся к активному состоянию), от существа / неодушевленные - категория падежа (в названиях существ форма винительного падежа совпадает с формой родительного, в названиях неодушевленных форма винительного падежа совпадает с формой именительного), от лица / неособо - категория рода (названия в ру имеют, как правило, категорию мужского или женского рода, названия неосиб - все три рода), от собственных и общих названий - категория числа (имена имеют форму только единственного числа или только множественного числа (Киев,. Сумы), общие названия имеют формы единственного и множественного числа (стол - столы, книга - книги);

4) могут иметь и могут не иметь противопоставлены внутри разряда ряды форм. Если, например, имена противопоставляются общим, названия существ - названиям неодушевленные, переходные глаголы - непереходным. Диес словам, то внутри вещественных и собирательных существительных подобного противопоставления. НЕТє.