Работы сердца играет подчиненную роль, так как сдвиги в обмене веществ вызываются посредством нервной системы. Сдвиги содержания различных веществ в крови, в свою очередь, оказывают влияние на рефлекторную регуляцию сердечнососудистой системы.

На работу сердца влияют изменения содержания калия и кальция в крови. Увеличение содержания калия оказывает отрицательно хронотропное, отрицательно инотропное, отрицательно дромотропное, отрицательно батмотропное и отрицательно тонотропное влияния. Увеличение содержания кальция действует наоборот.

Для нормальной работы сердца необходимо известное соотношение обоих ионов, которые действуют сходно с блуждающими (калий) и симпатическими (кальций) нервами.

Предполагается, что при деполяризации мембран мышечных волокон сердца из них быстро выходят ионы калия и , что способствует их сокращению. Следовательно, реакция крови имеет значение для сокращения мышечных волокон сердца.

При раздражении блуждающих нервов в кровь поступает ацетилхолин, а при раздражении симпатических нервов - вещество, сходное по своему составу с адреналином (О. Леви, 1912, 1921), - норадреналин. Основной медиатор симпатических нервов сердца млекопитающих животных - норадреналин (Эйлер, 1956). Содержание адреналина в сердце примерно в 4 раза меньше. Сердце больше других органов накапливает адреналин, введенный в организм (в 40 раз больше скелетной мышцы).

Ацетилхолин быстро разрушается. Поэтому он действует только местно, там, где он выделяется, т. е. в окончаниях блуждающих нервов в сердце. Небольшие дозы ацетилхолина возбуждают автоматизм сердца, а большие - тормозят частоту и силу сокращений сердца. Норадреналин также разрушается в крови, но он более стоек, чем ацетилхолин.

При раздражении общего ствола блуждающих и симпатических нервов сердца образуются оба вещества, но вначале проявляется действие ацетилхолина, а затем уже норадреналина.

Введение в организм адреналина и норадреналина увеличивает освобождение ацетилхолина, и, наоборот, введение ацетилхолина увеличивает образование адреналина и норадреналина. Норадреналин повышает систолическое и диастолическое кровяное давление, а адреналин - только систолическое.

В почках в нормальных условиях и особенно при уменьшении их кровоснабжения образуется рении, который действует на гипертензиноген и превращает его в гипертензин, вызывающий сужение сосудов и подъем кровяного .

Местное расширение сосудов вызывается накоплением кислых продуктов обмена веществ, особенно углекислоты, молочной и адениловой кислот.

Большую роль в расширении кровеносных сосудов играют также ацетилхолин и гистамин. Ацетилхолин и его производные раздражают окончания парасимпатических нервов и вызывают местное расширение мелких артерий. Гистамин - продукт белкового распада - образуется в стенке желудка и кишечника, в мышцах и других органах. Гистамин при поступлении его в вызывает расширение капилляров. В нормальных физиологических условиях гистамин в небольших дозах улучшает кровоснабжение органов. В мышцах во время работы гистамин расширяет капилляры наряду с углекислотой, молочной и адениловой кислотами и другими веществами, которые образуются при сокращении. Гистамин вызывает также расширение капилляров кожи при облучении солнечными лучами (ультрафиолетовой частью спектра), при действии на кожу сероводорода, тепла, при ее потирании.

Увеличение количества гистамина, поступающего в кровь, приводит к общему расширению капилляров и резкому падению кровяного давления - циркуляторный шок.

краткое содержание других презентаций

«Информация о крови» - Поясни рисунок. Проводим тренинг. Скорость тока крови. Движение крови по кровеносным сосудам. Тип кровотечения. Движение крови. Инфаркт. Кровь. Прием в травмпункте. Что изображено на рисунке. Вакцина.

«Близорукость и дальнозоркость» - Дальнозоркость. Операция по восстановлению зрения. Близорукость. Преломление лучей света. Роговица и хрусталик. Фокус. Преломление лучей света при дальнозоркости. Близорукость и дальнозоркость. Симптомы близорукости. Симптомы дальнозоркости.

«Растения, занесённые в Красную книгу» - Живучка пирамидальная. Панкраций морской. Лук медвежий. Бородатка японская. Изменение климата. Многолетнее травянистое растение. Эффектный цветок. Лунник оживающий. Редкие растения занесенные в Красную книгу. Восковник болотный. Солнцецвет арктический. Охраняйте и берегите природу.

«Растительный мир России» - Смешанные леса. Растения степи. Степь. Флора России. Растительный мир России. Растения тундры. Растения пустыни. Тайга. Растения смешанных лесов. Луга. Растительный мир. Растения тайги. Тундра. Растительный и животный мир нашей страны. Болота. Пустыни. Типы растительности.

«Общая характеристика класса Млекопитающих» - Среда обитания и внешнее строение млекопитающих. У утконоса детёныш вылупляется из яиц. Когда собаке жарко, она высовывает язык. Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Изучите особенности внешнего строения млекопитающих. Определите, какие органы чувств развиты у млекопитающих. Внешнее строение собаки. Наличие роговых чешуек. Экологические группы млекопитающих. Строение кожи млекопитающих. Млечные железы.

«Здоровая еда» - Небольшой диспут. «Человек есть то, что он ест» Г. Гейне. Источники белка. Количество воды. Овощи – источник витаминов на вашем столе. 99% еды быстрого приготовления состоит из химии. Можно несколько дней сделать разгрузочными. Школьный возраст – очень ответственный период жизни. Правильное питание. Часто ли вы употребляете фаст-фуд. Пища – основной источник существования человека. Основы рационального питания.

Факторы гуморальной регуляции делят на две группы:

1) вещества системного действия;

2) вещества местного действия.

К веществам системного действия относят электролиты и гормоны. Электролиты (ионы Ca) оказывают выраженное влияние на работу сердца (положительный инотропный эффект). При избытке Ca может произойти остановка сердца в момент систолы, так как нет полного расслабления. Ионы Na способны оказывать умеренное стимулирующее влияние на деятельность сердца. При повышении их концентрации наблюдается положительный батмотропный и дромотропный эффект. Ионы K в больших концентрациях оказывают тормозное влияние на работу сердца вследствие гиперполяризации. Однако небольшое повышение содержания K стимулирует коронарный кровоток. В настоящее время обнаружено, что при увеличении уровня K по сравнению с Ca наступает снижение работы сердца, и наоборот.

Гормон адреналин увеличивает силу и частоту сердечных сокращений, улучшает коронарный кровоток и повышает обменные процессы в миокарде.

Тироксин (гормон щитовидной железы) усиливает работу сердца, стимулирует обменные процессы, повышает чувствительность миокарда к адреналину.

Минералокортикоиды (альдостерон) стимулируют реабсорбцию Na и выведение K из организма.

Глюкагон повышает уровень глюкозы в крови за счет расщепления гликогена, приводя к положительному инотропному эффекту.

Половые гормоны в отношении к деятельности сердца являются синергистами и усиливают работу сердца.

Вещества местного действия действуют там, где вырабатываются. К ним относятся медиаторы. Например, ацетилхолин оказывает пять видов отрицательного влияния на деятельность сердца, а норадреналин – наоборот. Тканевые гормоны (кинины) – вещества, обладающие высокой биологической активностью, но они быстро разрушаются, поэтому и оказывают местное действие. К ним относятся брадикинин, калидин, умеренно стимулирующие сосуды. Однако при высоких концентрациях могут вызвать снижение работы сердца. Простагландины в зависимости от вида и концентрации способны оказывать различные влияния. Метаболиты, образующиеся в ходе обменных процессов, улучшают кровоток.

Таким образом, гуморальная регуляция обеспечивает более длительное приспособление деятельности сердца к потребностям организма.

Тест № 4. Тема «Кровеносная система»

Вариант 1.

1. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, - это:

1) вены малого круга кровообращения; 2) вены большого круга кровообращения;

3) артерии малого и большого кругов кровообращения; 4) капилляры малого и большого кругов кровообращения.

2. Какая кровь течет в венах большого круга кровообращения:

1) венозная; 2) артериальная; 3) насыщенная кислородом; 4) смешанная.

3. К малому кругу кровообращения относятся вены:

1) печени; 2) легких; 3) верхних конечностей; 4) нижних конечностей.

4. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

1) 3; 2) 2; 3) 4; 4) 5.

5. Околосердечная сумка называется:

1) эпикард: 2) эндокард; 3) миокард; 4) перикард.

6. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

1) двустворчатый; 2) трёхстворчатый; 3) полулунный; 4) кармановидный.

7. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

1) 0,8 сек; 2) 0,4 сек; 3) 0,3 сек; 4) 0,1 сек.

8. Вещество, усиливающее работу сердца:

Г) капилляры большого круга; Д) левый желудочек; Е) правое предсердие.

Ответы. Тема «Кровеносная и лимфатическая системы»

Вариант 1.

Вариант 2.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со строением сердца, работой сердечных клапанов, сердечных камер, особенностями сердечной мышцы, способами регуляции работы сердца. Дать понятия сердечного цикла, автоматизма сердца.
  2. Развитие у учащихся логического мышления, умения сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитание у учащихся культуры речи, развитие навыка работы с таблицами, тестами.

Цель урока:

Выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.

Оборудование:

  1. Таблицы: «Кровеносная система», «Строение сердца», «Сердечный цикл», «Сердечные клапаны».
  2. Разборная модель сердца.
  3. Тесты для проверки качества усвоения материала.

Форма урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организация учащихся.

Итог: подготовка учащихся к работе.

II. Проверка знаний учащихся и подготовка к восприятию нового материала.

1. Беседа по вопросам:

  • Назовите органы системы кровообращения.
  • Какие сосуды называются венами?
  • Какие сосуды называются артериями?
  • В чём заключается взаимосвязь строения и функций капилляров?
  • Чем различается строение стенок вен и артерий?
  • Почему утверждение, что по венам течёт венозная кровь, а по артериям – артериальная, неверно?

2. Как движется кровь в организме человека и как меняется её состав в большом и малом кругах кровообращения?

(Рассказ учащегося у доски с использованием схемы «Кровообращение».)

Итог: активизация опорных знаний для восприятия нового материала.

III. Изучение нового материала.

(Cообщение учащимся темы урока и цели урока.)

1. Местоположение и строение сердца человека.

(Рассказ учителя с использованием таблицы «Строение сердца» и модели сердца с опорой на знания учащихся о строении сердца млекопитающих из курса зоологии.)

Учащиеся записывают в тетрадь:

2. Сердечные клапаны (строение, местоположение, значение).

Створчатые клапаны пропускают кровь из предсердий в желудочки. В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый клапан. Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии.

Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Неплотное смыкание клапанов приводит к тому, что кровь частично течёт в обратном направлении, и увеличивается нагрузка на желудочки.

3. Сердечный цикл.

(Рассказ учителя с элементами беседы и рассуждения.)

Известно, что сердце человека за сутки перекачивает около 10000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.

Постановка проблемного вопроса: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни?

(Рассказ учителя о работе сердца на примере одного сердечного цикла с использованием таблицы «Сердечный цикл» и схемы «Сердечный цикл».)

Учитель чертит на доске или вывешивает заготовленную заранее таблицу. Учащиеся заполняют таблицу «Сердечный цикл» в тетрадях.

Итог:

Сердечный цикл (схема)

Итог: учащиеся делают вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.

4. Автоматизм сердца .

(Рассказ учителя.)

Сердце способно самопроизвольно сокращаться вне организма. А.А. Кулябко (1902 г.) оживил сердце трёхмесячного ребёнка, погибшего от пневмонии, через 20 часов после смерти. С.С. Брюхоненко – через 100 часов. (Он создал аппарат искусственного кровообращения.)

Постановка проблемного вопроса: почему сердце такой живучий орган?

Попробуем ответить на этот вопрос. Оказывается, сердце способно самопроизвольно сокращаться под воздействием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, независимо от внешних воздействий. Эта способность сердца называется автоматизмом сердца.

(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

Слабые биоэлектрические сигналы распространяются по всему телу. Их запись называется электрокардиограммой.

На работоспособность сердца влияет и особенность строения сердечной мышцы. (Волокна поперечно-полосатой сердечной мускулатуры способны быстро сокращаться, имеют много митохондрий). Кроме этого, венечные (коронарные) сосуды сердца обеспечивают снабжение сердца кислородом и питательными веществами.

Итог: учащиеся делают вывод, что высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца.

5. Регуляция работы сердца.

(Беседа с опорой на знания учащихся о нервной и гуморальной регуляции функций в организме.)

На доске – схема. Учащиеся делают схему в тетрадях.

Кроме того, на работу сердца оказывает влияние температура, эмоции, боль.

Итог: учащиеся делают вывод о том, что работа сердца зависит от внешней среды и от состояния самого организма.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по вопросам:

  • Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при изменении физической нагрузки?
  • Почему стенка левого желудочка толще стенки правого желудочка?
  • Как боль может повлиять на частоту сердечных сокращений?

2. Решить задачу.

Сколько крови перекачало ваше сердце за 40 минут сегодняшнего урока, если частота работы сердца 70 ударов в минуту, а за каждое сокращение сердце выбрасывает 150 мл крови?

(Решение: 70 х 40 = 2800 раз сердце сократилось за урок. 2800 х 150 = 4 20000 мл = 420 л крови перекачало сердце за урок.)

Итог: закрепление изученного материала.

V. Выводы по уроку.

Все этапы урока подводят учащихся к ответу на вопрос, поставленный в начале урока. Высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца, согласованностью нервной и гуморальной регуляции.

VI. Проверка прочности усвоения нового материала .

(Учащиеся отвечают на вопросы теста. Сдают работы по желанию.)

Вариант 1.

1. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

а) 3
б) 2
в) 4
г) 5

2. Околосердечная сумка называется:

а) эпикард
б) эндокард
в) миокард
г) перикард

3. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

а) и одного желудочка
б) трёхстворчатый
в) полулунный
г) четырёхстворчатый

4. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,3 сек
г) 0,1 сек

5. Вещество, усиливающее работу сердца:

а) адреналин
б) ацетилхолин
в) соли калия

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

1. Сердце человека состоит из:

а) одного предсердия и двух желудочков
б) двух предсердий и одного желудочка
в) двух предсердий и двух желудочков
г) одного предсердия и одного желудочка

2. Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется:

а) миокард
б) перикард
в) эпикард
г) эндокард

3. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка:

а) двухстворчатый
б) трёхстворчатый
в) одностворчатый
г) полулунный

4. При спокойном состоянии человека продолжительность первой фазы сердечного цикла составляет:

а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,1 сек
г) 0,3 сек

5. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца:

а) адреналин
б) ацетилхолин
в) тироксин
г) серотонин

VII. Задание на дом.

1. Выучить материал учебника.

2. Решить задачу:

В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.