В 2018 году экономика РФ продолжит испытывать на себе тяжесть санкций, главным инициатором которых вновь выступят США. В список мероприятий запретительного характера против России добавились еще некоторые пункты, которые начали действовать с 29 января. И все же толки о целесообразности их введения не перестают утихать. Даже Министерство финансов Штатов высказалось о том, что подобные действия могут отрицательно сказаться не только на российском, но и на американском положении. Так о чем же говорится в пакете документов, выпущенном конгрессменами Капитолия?

На этот раз избранники народа, заседающие в Вашингтоне, решили пройтись по элите Российской Федерации. Если ранее ограничения касались их лишь опосредованно, большей частью ударяя по простому населению (например, приостановление экспортно-импортных взаимоотношений привело к закономерному увеличению цен на продукты и т.п.), то теперь главным лицам страны придется испытать некоторые лишения и на самих себе.

Именно на это как бы намекает «кремлевский доклад» – недавно опубликованный перечень, куда вошло 210 личностей (114 ­известных чиновников и глав государственных корпораций и 96 олигархов, чье состояние исчисляется в сумму 1 млрд. долларов и более). Помимо множества конкретных заместителей, министров, спикеров, начальников спецслужб, директоров крупных компаний и представителей администрации президента, там упоминаются и такие высокопоставленные люди, как:

  • Дмитрий Песков (пресс-секретарь В.В. Путина);
  • Дмитрий Медведев (председатель Правительства);
  • Сергей Шойгу (генерал армии и глава Министерства обороны);
  • Игорь Сечин (исполнительный директор нефтегазовой организации «Роснефть»);
  • Герман Греф (руководитель «Сбербанка») и многие другие.

Среди бизнесменов американцы обратили свое пристальное внимание на Романа Абрамовича (предпринимателя, миллиардера и бывшего губернатора Чукотского АО), Алишера Усманова (основателя «USM Holdings» и человека, чьи финансовые сбережения были оценены изданием «Bloomberg» в 20 млрд. долларов), Бориса Ротенберга (члена совета директоров «СМП Банка» и вице-президента Федерации дзюдо в стране) и прочих.

Хотя Министерство финансов США и подчеркнуло, что на этих лиц не распространятся никакие дополнительные запреты сверх тех, которые уже были приняты ранее, часть экономических и политических экспертов считает прямо наоборот. Представители госоргана заверили СМИ и общественность, что подобный перечень был создан и опубликован «исключительно по требованию закона CAATSA», а, значит, он якобы не указывает на наличие у властей информации о неправомерной деятельности этих людей и не призывает американских граждан немедленно отказываться от ведения с ними партнерских дел. И все же очевидно, что документ появился на свет неслучайно. Вполне возможно, что в будущем заграничное имущество членов из «черного списка» начнут арестовывать, счета – замораживать, въезды – запрещать и т.д.

Новые санкции 4 удара по России

2 марта 2018 года Дональд Трамп подписал указ о продлении санкций в отношении РФ, введенных в 2014 году, сроком еще на 1 год. Помимо ограничений, имевших место в прошлом году, в 2018 можно ожидать и новые санкции. США планируют воздействовать в 4 направлениях:

  • Введение санкций против граждан, покупающих суверенный долг РФ. Такой шаг может принести не только серьезные проблемы для самих россиян, а и отпугнуть зарубежных инвесторов или привести к существенному оттоку иностранного капитала.
  • Новые санкции против олигархов, которые теперь коснутся не только самих влиятельных политиков и их капитала, а и затронут людей, близких к попавшим в список лицам, а именно: детей и родственников, сотрудников компаний.
  • Наложение санкций на лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения прав человека.
  • Санкции против оборонного сектора, которые могут коснутся компаний, занимающихся разработкой современных технологий и производством товаров военного назначения.

Таким образом, можно ожидать, что список россиян, которых затронут западные санкции, существенно расширится, а олигархи утратят не только возможность хранить свои активы вне страны и отдыхать на любимых курортах, а и не смогут обучать детей в высоко котируемых ВУЗах.

Сотрудничество: сведение к минимуму

Если же говорить о международном партнерстве между компаниями, то здесь ситуация принимает уже более отчетливые и определенные формы. Список санкций США против России в 2018 году предусматривает еще более ощутимое и значительное сокращение экономических взаимоотношений в разведывательной и оборонной сфере. Также впредь:

  • Американцам будет запрещено предоставлять новые технологии, проекты, идеи и разработки тем фирмам, которые находятся под ограничениями. Под жесткий регулирующий механизм подпадут все организации, обеспечивающие помощь или финансовую поддержку компаниям и людям, на которых уже распространяются запреты.
  • Меры экономического принуждения смогут налагаться на предприятия, принадлежащие России, но базирующиеся вне ее территорий, и специализирующиеся, в частности, на транспорте, металлургии, строительстве железных дорог и добычи полезных ископаемых, т.е. на крупных промышленных отраслях.
  • Если Президент Америки получит от Министерства финансов информацию о вовлеченности отдельных лиц в коррупционные и мошеннические схемы, он будет способен выдвинуть против них индивидуальные санкции.

  • Ни президент Штатов, ни тем более президент РФ не будет иметь права в одностороннем порядке снимать какие-либо ограничения. Выступая в роли своеобразного мирового жандарма, Конгресс оставляет эту привилегию исключительно за собой. Помощь в принятии решений должны оказывать Министерство финансов и торговли в кооперации с Госдепартаментом.
  • В активы РФ нельзя будет инвестировать свыше 10 млн. долларов. В противном случае это рассмотрят как желание незаконно обогатить Правительство страны.
  • Санкциям подвергнутся любые субъекты, которых поймают на причастности к вредоносным кибератакам, спонсировании хакерства или шпионаже в интересах России, причем это могут быть как граждане РФ, так и в принципе любые иностранцы, и сами жители Штатов.

Взаимные высылки дипломатов (апрель 2018 года)

Великобритания и Россия

После скандала, разразившегося вокруг отравления бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери, из Великобритании были высланы 23 российских дипломата. В ответ на этот шаг российское правительство приняло решение о введении симметричных санкций.

США и Россия

В марте 2018 года было закрыто генеральное консульство РФ в Сиэтле и высланы из США 60 российских дипломатов. Причем, в список попали не только сотрудники консульства, а и представители РФ при ООН. Официальная причина – непростая ситуация, сложившаяся вокруг отравления в Солсбери.

Комментируя ситуацию, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что ответные меры будут приняты в самые кратчайшие сроки. Уже в марте правительство отозвало разрешение на работу петербургского генконсульства США и выслало 60 американских дипломатов из России, дав им время до 05.04.18 на то, что бы покинуть территорию РФ. Официальная причина – деятельность, несовместимая со статусом дипломата.

Эксперты говорят о том, что в отношениях с США и Европой наступает непростой период, и вина за столь неблагоприятное развитие событий лежит на американской стороне.

Персональные санкции (апрельский список 2018 года)

Обещанные угрозы запад начал воплощать в реальность. Первым шагом стало оглашение нового (дополнительного) списка лиц и компаний, в отношении которых были наложены санкции.

В 2018 году под ударом оказались:

  • 14 российских компаний;
  • 24 россиянина из которых 8 олигархов и 16 чиновников;
  • 2 мексиканских предпринимателя, ведущих бизнес в РФ.

Конечно, персональные санкции против политиков и олигархов, уже не новость. Можно даже сказать, что они в некотором роде формальны, ведь активы этих людей уже давно переведены в российские банки. Больше опасений вызывает тот факт, что в списке оказались крупные российские компании, серди которых агрохолдинг «Кубань» и компания Rusal принадлежащие Олегу Дерипаске.

Для крупнейшего отечественного экспортера зерна и производителя аллюминия наложенные санкции более чем серьезное испытание, ведь согласно новому документу, подписанному Трампом, проблемы гарантированы не только самим предприятиям а и всем тем, кто решится приобрести реализуемую ими продукцию.

Также в списке компаний оказались «Рособоронэкспорт», что наводит на мысль о желании запада вытеснить РФ с мирового рынка вооружений.

Таким образом, список санкций в 2018 году окажется направлен не столько против собственно РФ, сколько против ее потенциальных внешних партнеров, которые еще могли остаться после выпуска всех предыдущих пакетов.

Предлагаем ознакомиться с полным списком санкций США против РФ (документ на английском языке):

Представительница Государственного департамента США Хезер Науэрт заявила, что запреты, которые действовали на политического оппонента Америки до настоящего момента, проявили себя более чем успешно, поэтому во введении жестких мер пока нет особой необходимости. По мнению дипломата, прежние положения, принятые в рамках законов «О поддержке суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности на Украине», «О поддержке свободы Украины» и «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (тот самый «Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act», CAATSA), оправдывают себя на «отлично». Так, российский военно-промышленный комплекс уже испытал на себе их тяжесть после того, как сразу несколько иностранных правительств отказались закупать оборонные технологии на общую сумму в несколько миллиардов долларов.

А все ли так радужно для самих американцев

Однако вместе со всем вышеперечисленным Министерство финансов США не могло не заметить одного объективного факта – в случае, если сильное давление на Россию продолжится, это может привести не только к дестабилизации ее экономики и увеличению нагрузки на внутренний банковский сектор, но и к деструктивным процессам в самих Штатах.

Такое положение вещей вытекает из роли РФ на мировой политической и экономической арене и количества принадлежащих ей активов – если не учесть данные параметры и грамотно не рассчитать последствия, результат окажется крайне масштабным и даже катастрофическим. Негативные эффекты могут выйти далеко за пределы России и перекинуться на самих лидеров – европейский и американский бизнес и их рынки, компании и инвесторов.

Кстати, о Европе – ее поддержкой США также необходимо заручиться для того, чтобы полностью реализовать политику в выбранном русле. Без европейских партнеров влияние Соединенных Штатов будет уже не таким значительным. Так, если сравнить страны по показателю владения российскими казначейскими бумагами, то получится, что на III квартал 2017 года на долю Америки приходилось всего 200 млн. долларов против 400 млн. Великобритании, 600 млн. Италии и 700 млн. Франции.

Пусть пока в Вашингтоне и не планируют проводить самостоятельную атаку на российский государственный долг и осуществлять попытку давления на курс рубля, все же обсуждения о различных мерах принуждения продолжают вестись достаточно активно. Что из этого получится, и как на это отреагирует Москва, покажет время.

Видео о Кремлевском докладе:

Экономические санкции, направленные против Российской Федерации, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, т.е. ограничения накладываются не на государство в целом, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица.

Причины введения санкций против России

Основные меры

Вмешательство России в ситуацию на Крымском полуострове в феврале - марте 2014 года;

Поддержка Россией одностороннего провозглашения независимости Республики Крым;

Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации, что рассматривается как нарушение территориальной целостности Украины;

Неисполнение условий Женевской конвенции от 17.04.2014 Секторальные меры

«Поддержка Москвой ополченцев на востоке Украины»;

«Не содействие мирному урегулированию конфликта на востоке Украины, а также не содействие обеспечению доступа международных экспертов к месту катастрофы малазийского лайнера».

Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под сильным давлением которого, рискуя понести огромный экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС.

В середине марта 2014 г., после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги крымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.

Затем расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины.

Следующий пакет санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 г., причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

Таким образом, главной причиной для введения санкций стали действия России в ходе кризиса на Украине: Запад счел, что они угрожают гражданскому миру и территориальной целостности Украины.

Санкционные списки расширялись еще более десяти раз, при этом новыми фигурантами становились преимущественно госкомпании и целые сектора российской экономики. Последний раз ЕС рассширил санкционные списки 16 февраля. Под санкции попали пять граждан России, в том числе певец и депутат Иосиф Кобзон, 14 жителей Востока Украины и девять отрядов ополченцев. 18 февраля Канада ввела санкции против «Роснефти».

В итоге под санкции попали более 150 человек - чиновники, бизнесмены, политики, военные и журналисты. Заморожены активы, запрещены транзакции и выдача долгосрочных кредитов крупнейшим банкам с госучастием: «Сбербанку», ВТБ, «Внешэкономбанку», «Газпромбанку», «Россельхозбанку» и другим. В Россию запрещены поставки оборудования и технологий для разработки нефтяных и газовых месторождений, что, по сути, приостановило модернизацию ТЭК. К официальным запретам присоединились и частные компании. К примеру, ExxonMobil остановила 9 из 10 проектов в России.

Под санкции попали компании и научные институты, связанные с оборонной промышленностью. Приостановлено военное сотрудничество США и ЕС с Россией, в том числе совместные учения, а также наложены ограничения на экспорт и импорт вооружения и продукции оборонной промышленности.

В качестве ответной меры президент Владимир Путин запретил импорт ряда продовольственных товаров из стран, участвующих в санкциях против России.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что они направлены против ключевых, т.е. конкурентоспособных отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности, а также против российского банковского капитала.

Поскольку огромная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике введение санкций означает вытеснение российских компаний с европейского рынка.

Векторы налагаемых санкций в нефтяной отрасли:

· Санкции против российских нефтяных компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки.

· Отказ от совместных проектов в нефтяной сфере и инвестирования перспективных проектов.

Векторы налагаемых санкций в газовой отрасли:

· Санкции в отношении российских газовых компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Отказ от совместных проектов в газовой сфере и инвестирования перспективных проектов.

Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Финансовые резервы, накопленные РФ, позволили российским государственным и полугосударственным банкам в первые годы после мирового финансового кризиса начать приобретать зарубежные банковские активы и расширять филиальную сеть за рубежом. Тем более что многие банки Европы и мира оказались в затруднительном финансовом положении и охотно продавались.

Локомотивами банковской сферы России стали полугосударственные банки – ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВТБ» [Внешторгбанк], ОАО «Газпромбанк» и другие.

Сбербанк России : До настоящего времени сумел освоить рынки 20 стран. Помимо России открыть прямые представительства в Украине, Беларуси, Казахстане, Германии (Мюнхене), Китае и Индии. Приобрел активы в Швейцарии - SLB; Австрии - Volksbank International AG, с филиальной сетью в Венгрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Румынии, Сербии, Чехии, Словакии, Словении, Украине; Турции – Denizbank, с филиальной сетью в Турции, России, Австрии, Кипре. Является крупнейшим коммерческим банком России и Европы.

Внешторгбанк [ВТБ] : Второй крупнейший банк России по размеру активов, работает на финансовом рынке многих стран, имеет представительства в Украине, Беларуси, Армении, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Анголе, Великобритании, Сингапуре, ОАЭ, Германии, Франции, Сербии.

Внешэкономбанк : С 2007 года является государственной корпорацией, целью которой является обеспечение и привлечение финансовых средств для реализации крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта и обслуживание внешнего госдолга. Имеет представительства во многих странах, участвовал в финансировании крупных инфраструктурных проектов (строительство завода Ford Sollers, реконструкция аэропорта Пулково, строительство олимпийских объектов в Сочи, поддержка проектов и компаний «Сколково», прочее).

Газпромбанк : Отраслевой банк, третий в России по размеру активов. Участвует в финансировании крупных международных проектов нефтегазовой отрасли как внутри России, так и за её пределами [Европа, Азия]. В частности участвует в проектах строительства газопроводов «Голубой поток», «Ямал-Европа», в развитии ГТС Европы. Также обслуживает компании машиностроительной, химической, атомной и иных отраслей. Представлен в России, Швейцарии, Армении, Беларуси, Китае, Индии, Монголии.

Векторы налагаемых санкций в банковской отрасли:

· Заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц.

· Отключение российских банковских структур от международных платёжных систем.

· Сокращение клиентского портфеля за рубежом.

· Ограничение доступа к инвестиционным проектам.

· Ограничение доступа к внешним заимствованиям [кредитам].

· Ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом.

· Прочее.

Страны, не поддержавшие санкции против России [РФ]: Китай, Бразилия, Индия, ЮАР.

Таким образом, все антироссийские санкции можно поделить на две группы: политические и финансово-экономические.

Ответ России на санкции

Российский ответ был асимметричным - 6 августа Владимир Путин подписал указ о введении продовольственного эмбарго - запрета на импорт молока, мяса, рыбы, овощей, фруктов и орехов из стран, которые ввели санкции против России. 20 августа из-под санкций вывели безлактозное молоко, биологически активные добавки, в том числе витамины и спортивное питание, мальков рыбы и семенной материал для картофеля.

В СМИ эмбарго оценили с одной стороны как шанс российских производителей сельхозпродукции (самое распространенное обещание - заполнить полки магазинов качественными и полезными продуктами), с другой как фактор, который приведет к росту цен, поскольку, несмотря на вложения в агропромышленный комплекс, резко увеличить производство продукции, чтобы восполнить импорт (30% свинины, 60% молока и т.д.), производители не могут. Кроме этого, многие публицисты «оживили» забытые с советских времен страхи перед пустыми полками и однообразием ассортимента - так как под запрет попали колбасы, сыры и различные деликатесы. Взволнованным гражданам ответили валом заметок в федеральных СМИ о сыродельнических производствах в Костроме, Якутии и Брянске - где освоили технологию производства сыров по итальянским рецептам. Также появились анекдоты про белорусскую семгу (в Белоруссии много лет перерабатывают норвежскую семгу, ввоз которой запретили в Россию) и «черные схемы» торговли продовольствием, к примеру, ввоз товаров в Россию через страны Таможенного союза.

Рассмотрим основные ответные санкции.

Санкции Статус
Запрет въезда ряду официальных лиц и членам Конгресса США, а также гражданам Канады, ЕС, США, Японии Введено с марта 2014 г. Для Японии с августа 2014 г.
Активизация действий по созданию собственной национальной платежной системы 27 марта 2014 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил создание национальной платёжной системы в России
Запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Введено на 1 год с 6 августа 2014 г. Указом № 560
Ограничение государственных закупок товаров лёгкой промышленности у иностранных поставщиков. Данные меры касаются всех государств, за исключением членов Таможенного союза Решение вступает в силу с 1 сентября 2014 г.
Ограничение государственных закупок машин, спецтехники собранных за границей. Введено с 14 июля 2014 г.

6 августа 2014 г. Запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению:

♦ Мясо и пищевые субпродукты и продукты;

♦ Рыба и морепродукты;

♦ Молоко и молочная продукция;

♦ Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды;

♦ Фрукты и орехи;

♦ Готовые продукты, включая сыры и творог.

Правительство РФ исключило из санкционного списка:

♦ безлактозное молоко;

♦ мальков лосося и форели;

♦ семенной картофель, лук, гибридную сахарную кукурузу;

♦ биологически активные добавки.

Изменения для операторов международных платежных систем (в т.ч. VISA, Mastercard):

♦ Обеспечительные взносы в ЦБ, равные обороту за два дня;

♦ Штрафы за:

Невнесение взноса;

Блокировку банковских карт российских кредитных учреждений в одностороннем порядке.

Избежать внесения взноса можно в случаях:

♦ Локализации процессинга в России

♦ Получения статуса национально значимой платежной системы

"Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд".

В ограничительный список вошли: ткани, текстиль, веревки, сети, верхняя одежда, спецодежда, пуловеры, кардиганы, чулки и носки, белье, меха, кожа, чемоданы, обувь и подметки.

Обход запрета

♦ Возможно только при отсутствии соответствующего производства в странах Таможенного союза.

♦ Необходимо получить заключение в Минпромторге.

"Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Запрет коснется:

Автомобили чиновников, общественного транспорта, а также коммунальной и строительной спецтехники.

Участие в тендерах

Иностранным производителям придется:

♦ открывать производство в России

♦ поддерживать необходимый уровень локализации производства.

Уровень локализации будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40%, а должен будет дойти до 60-70% к 2018 году.

Какие выводы можно сделать из вышеперечисленного.

«Многое зависит от продолжительности санкций и от новых целенаправленных шагов правительства по стимулированию конкретных секторов экономики.

Пока положение будет неопределенным, думаю, немногие инвесторы и предприниматели станут серьезно вкладываться в развитие производства - скорее займутся схемами по обходу ограничений».

«После введения обоюдных санкций решили сделать акцент на работе с рынками членов СНГ, прежде всего Белоруссии и Казахстана.

Принятие санкций уже негативно сказалось на российской экономике, так как в связи с повышением курса валют стали расти цены на евро- и долларозависимые продукты. Более того, поднимаются цены на товары, которые традиционно торговались в рублевой зоне. Отрицательная динамика фиксируется в течение всего года: резкое увеличение стоимости сырья на сегодняшний день достигло беспрецедентного уровня 16%».

Сегодня одной из самых животрепещущих тем является применение санкций к Российской Федерации со стороны Евросоюза и США. Справедливость таких действий по отношению к нашей стране вызывает множество вопросов и споров, как и события, их породившие. Но в данный момент важно другое: какую цель преследуют те, кто наложил подобные политические и экономические ограничения на Россию? И каковы последствия этих санкций? Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо рассмотреть как теоретические, так и практические аспекты проблемы.

Понятие

В широком смысле слова санкция - это мера воздействия, направленная на ограничение какого-либо вида деятельности. Санкции выражаются в запрете на реализацию различных торговых и экономических договоренностей, мерах препятствия политической деятельности определенной компании или государства в целом. Подобного рода ограничения могут быть частичными или полными. Например, если рассматривать санкции в сфере торговли, запрет может распространяться на импорт или экспорт отдельного товара. Полноценная санкция же подразумевает запрет на все экономические отношения компании или страны с другими субъектами рыночной экономики.

У подобных мер воздействия есть и обратная сторона. Порой субъект торговой или политической сферы, применяющий санкции по отношению к другому субъекту, страдает больше, чем тот, которому данные запреты были адресованы. Ведь государство, определенная деятельность которого попала под запрет, может установить ответные ограничения. Именно поэтому не стоит забывать, что санкция - это явление неоднозначное, появление которого может привести к непредсказуемым последствиям.

Виды запретов

В контексте современной политической ситуации необходимо рассматривать штрафные санкции в международном праве. Их ни в коем случае нельзя путать с ответственностью. Так, ответственность за свой проступок несет страна-нарушитель договоренностей. Санкции, в свою очередь, может применить государство, права которого были нарушены. Нарушитель международных договоров обязан нести ответственность за свои противозаконные действия, а потерпевшая сторона имеет право на применение санкций.

Существует два вида запретов: коллективные и индивидуальные. Коллективными называются такие ограничения, которые следуют в ответ на нарушения норм международного права и подразумевают приостановление членства в союзе с другими государствами, а также коллективное вооруженное столкновение с правонарушителем.

Индивидуальные санкции чаще всего связаны с какими-либо правовыми ограничениями на деятельность того или иного государства, разрывом торговых и иных договоренностей, непризнанием позиции правонарушителя, усиленной самообороной на случай вооруженных столкновений.

Цели ограничений

Штрафные санкции обычно преследуют несколько целей. Во-первых, подобные ограничения направлены на изменение политического строя государства-нарушителя. Политические запреты также могут распространяться на какую-либо отдельную область деятельности. Смена режима правления, кстати, скорее всего, будет толчком к смене политической направленности, так что санкция - это достаточно действенный способ добиться изменений в собственных интересах в данной сфере.

Во-вторых, санкции направлены на снижение количества единиц вооружения у конкретного государства. Такие действия позволяют уменьшить риск вооруженных противостояний и военных действий в масштабах страны.

В-третьих, санкции могут запретить въезд каких-либо физических лиц на территорию определенного государства или, напротив, заставить некоторых людей покинуть территорию какой-то страны.

Санкции против РФ

Главные политические лидеры западных держав пришли к решению, что Российская Федерация осуществляет многие военные и политические операции незаконно. В связи с этим наша страна подверглась ряду ограничений, которые в значительной степени повлияли и на жизнь первых лиц государства, и на простых жителей.

Россияне столкнулись с двумя видами санкций: экономическими и политическими. Первые уже отразились в росте цен на импортные товары, повышении курсов доллара и евро.

Экономические санкции против России

Санкции против РФ - это меры, от которых наша страна страдает в течение последнего года. Или не страдает? В любом случае ограничения за «нарушения» международного права были наложены на Россию. Какие же экономические санкции установили Евросоюз и США в отношении Российской Федерации? Прежде всего, это искусственный рост евро и доллара, ничем не подкрепленный. Впервые за всю историю международных взаимоотношений курс западных валют был столь велик по отношению к рублю. Сегодня ситуация немного стабилизировалась, но курс все еще продолжает оставаться предельно высоким. Все это грозило и продолжает грозить финансовым кризисом и даже обвалом и обесцениванием российской валюты.

Как следствие, подорожали многие товары, которые импортируются из европейских стран. Мировые торговые марки увеличили сумму, которую российские компании должны платить за выпуск продукции на своей территории.

Именно такими стали экономические санкции. РФ, по прогнозам экспертов, не сможет выйти из финансового кризиса раньше, чем через два года.

Политические санкции против РФ

Санкция - это не только экономическое, но и политическое ограничение. Страны Евросоюза и США в качестве «наказания» за противоправные, по их мнению, действия РФ в отношении Украины запретили группе российских чиновников и олигархов въезд на свою территорию, а также заморозили их счета в иностранных банках.

Барак Обама, кстати, так и не приехал поддержать американских спортсменов на зимнюю Олимпиаду в Сочи в прошлом году. Все это - выражение неприязни к российской политике, неуважение к мировым традициям.

Привели ли к чему-либо такие действия в отношении России? Политические санкции особых результатов не дали. Безусловно, гражданам нашей страны стало намного сложнее получить визу в Штаты и в европейское государства, это теперь стоит дороже, но в целом санкции не повлияли на внешнюю политику Российской Федерации в отношении Украины.

Методы противостояния

В отношении нашей страны было введено множество экономических и политических запретов. Но Запад уже сам понимает всю невыгодность прерывания отношений с РФ, так как многие страны Еврозоны почувствовали на себе ответные санкции России. В нашей стране находятся филиалы более 20 немецких компаний, которые в связи с экономическими ограничениями теряют деньги, так как покупательная способность россиян резко снизилась за последний год. К тому же примерно 300 тысяч работников в Германии зависят от торговых отношений с РФ, поэтому санкции Евросоюза ударяют не только по нашей стране, но и по своим ключевым членам.

Многие европейские страны, кстати, выступают против санкций в отношении Российской Федерации. Такие государства, как Италия, Греция, Венгрия, Австрия, Испания, не хотят продолжения карательных мер, так как им невыгодно портить торговые и политические отношения с такой сильной державой.

Возможные последствия санкций

Одним из основных последствий для нашего государства может стать невозможность проведения финансовых операций через некоторые страны Евросоюза. То есть Правительству РФ и Минфину придется искать пути решения этой проблемы через территории других государств.

Какие еще трудности повлекут за собой западные санкции? России не удастся, например, добиться значительного экономического роста (не более 2-2,5%). По оценкам экспертов, ВВП может увеличиться лишь на 1%. Сохраняется риск уменьшения инвестиций со стороны как иностранных, так и отечественных предприятий в случае накала внешнеполитической обстановки.

Санкции против России стали спусковым крючком для многих событий в экономике и политике России и других стран. В чем причина, суть и роль санкций?

История появления действующих последнее время санкций против России

После памятного события Майдана 2014-го года в Украине политическая ситуация во всем мире начала стремительно преображаться. До этого момента ярко выраженных разногласий между Российской Федерацией и другими государствами не было, или же они носили вполне привычный рабочий характер. Но в 2014 году произошел Майдан, и Украина перешла под управление группы людей, которые начали выстраивать исключительно прозападную политику для страны, что в конечном итоге обернулось для России многими неприятностями, среди которых антироссийские санкции США и многих других стран.

Большая часть людей в 2014 году в Украине не была готова принять подобные перемены. И вполне ожидаемо во многих регионах, в особенности юго-восточных, а также в Крыму начали подыматься протестные настроения. Эти начинания активно поддерживали пророссийские политики, особенно депутаты президентской Партии Регионов.

Также немалую роль сыграли в создании сопротивления киевским властям и российские политики, которые начали активно продвигать идеи восстания русского населения Украины против установившегося там политического режима.

Сначала это вылилось в отделение Крыма (см. ) с проведением в нем референдума за независимость и присоединение к России, а потом в полномасштабную войну на Юго-Востоке страны (Донецкая и Луганская области), где после таких же референдумов присоединения к РФ не произошло.

В 2014-2015 годах на Донбассе разгорелась полномасштабная война с использованием всех возможных видов оружия. Украинская сторона заявляла, что борется с сепаратизмом и желанием поддерживаемых Россией сил отделить часть страны, Россия утверждала, что в Украине идет гражданская война и она не имеет к этому никакого отношения.

Реакция мирового сообщества выразилась в виде санкций

В итоге мировое сообщество во главе с США и Европой однозначно выступили на стороне Украины и начали вводить против РФ экономические и политические барьеры и ограничения. Антироссийские экономические санкции в глазах верхов этих стран стали главным инструментом давления на Россию, чтобы она перестала якобы спонсировать сепаратизм на Украине и предоставлять военную помощь ополченцам Донбасса.

С момента начала ввода запретов санкции только расширялись и сейчас, в 2018 году, достигли уже очень серьезного уровня. С начала 2018 года на Россию просто посыпались все новые ограничения, которые должны затронуть жизненно важные сферы экономики. Суть антироссийских санкций – давление на внешнюю политику страны, проводимую президентом РФ .

Интересный факт : одним из эпизодов войны, сыгравшим против Российской Федерации, стал авиакомпании Malaysia Airlines, где погибло около 300 мирных европейских туристов. По одной из версий, гражданский боинг был сбит случайно в ходе боевых действий. Этот инцидент также использовался, как повод для серьезных ограничительных мер против страны. По утверждению правительств США и ряда стран ЕС, именно Россия предоставила повстанцам ЗРК «Бук», при помощи которого был сбит самолёт.

Действующие в 2018 году санкции США

Первыми, кто пошел на введение различных запретов и ограничений против Российской Федерации были США. Здесь начала разрабатывать длинные списки, в которые включались различные лица и компании, причастные к ситуации на востоке Украины и якобы финансированию и поддержке сепаратизма. Позже, особенно в 2018 году, дело приняло значительно более масштабный уровень и проблемы начали создавать даже для людей и компаний, которые не имели к обострению на Украине никакого отношения.

Первоначальная причина введения антироссийских санкций Америкой указывалась так: это осуждение действий России в Крыму, поддержки ею сепаратистского движения Юго-Востока, а также значительный стимул для того, чтобы остановить так называемую российскую агрессию. РФ получила в свой адрес четкие претензии – она должна соблюдать международное право и законы, действовать в рамках Будапештского меморандума, полностью прекратить расшатывать ситуацию в Украине и перейти к конструктивному диалогу с ней по урегулированию сложившейся ситуации. Позже к требованиям добавилась необходимость соблюдать Минские договоренности, множественные режимы прекращения огня и т.д.

Когда в должность президента вступил Дональд Трамп, антироссийские санкции значительно усилились, хотя их причины остались теми же. В 2018 году последовал целый шквал новых ограничений. Но теперь их акцент значительно сместился – США сначала увидели, что предыдущие их санкционные действия не имели большого успеха и решили бить прямо в сердце – по ближайшему окружению президента В.В. Путина.

Ограничения против физических и юридических лиц

Антироссийские санкции 2018 включили ограничения против большого количества физических (более 200) и юридических лиц (несколько десятков) и их список постоянно пополняется. Тактика поведения американской стороны теперь проста – надавить на олигархов и передовые компании страны с целью вызвать у элиты неудовольствие действиями Владимира Путина и начать оказывать на него давление с целью изменения особенностей внешней политики.

Исполнение антироссийских санкций жестко контролируется сотрудниками Минфина США, поэтому никаких поблажек и ослаблений здесь ожидать в ближайшее время не приходится.

На фото: Владимир Путин и Дональд Трамп

Трамп также занял четкую позицию – РФ должна изменить свое поведение и перестать поддерживать сепаратизм, вернуть Крым Украине и уйти с Юго-Востока. Только после этого можно будет говорить о каком-то положительном диалоге и исправлении ситуации, как сообщает swissinfo.ch.

Контрсанкции России в ответ на санкции

Так как последствия антироссийских санкций для России довольно болезненны, никто не собирается оставлять вопрос об адекватном ответе без внимания. Буквально на днях Госдума приняла закон, предусматривающий в отношении Америки. Их суть следующая:

  • Президент Владимир Путин может накладывать ограничения или запрет на взаимодействие с некоторыми недружественными странами или компаниями;
  • Возможны ограничения на вывоз и ввоз сырья, различной продукции;
  • Многие западные компании теперь не смогут взять участие в процессах приватизации и госзаказа.

После ввода очередного перечня ограничений, вместе с которыми курс рубля значительно ослабел, США оценили эффект от антироссийских санкций как очень положительный и результативный.

Интересный факт: в среде депутатов на полном серьезе обсуждается вариант запрета ввоза около 1000 наименований импортных медицинских препаратов (кроме тех, которые являются незаменимыми!). Многие люди насторожены таким решением и ждут подорожания и дефицита в аптеках. Остается надеяться на отечественного производителя и аналоги с других дружественных стран.

Важно понимать, что Евросоюз в рассматриваемом вопросе движется в фарватере США и в значительной степени действует против своих целей, амбиций и выгоды. Любые трения с РФ для стран Европы чреваты серьезными последствиями, подорожанием на газ и нефтепродукты, уменьшением собственных рынков сбыта и т.д.

Тем не менее влияние Америки здесь насколько велико, что большая часть стран ЕС также ввела против Российской Федерации пакет антироссийских санкций, также в связи с украинскими событиями: отделением Крыма и войне на Донбассе.

Европейские антироссийские санкции, список которых доступен даже в Википедии, затрагивают большинство представителей элиты страны, людей, замешанных в поддержке сепаратистского движения в Крыму и на Юго-Востоке, владельцев крупных компаний, политиков, военных, бизнесменов.

Вот только некоторые известные лица и предприятия, которых коснулись действия антироссийских санкций:

  • Сергей Нарышкин;
  • Валентина Матвиенко;
  • Дмитрий Рогозин;
  • Рамзан Кадыров;
  • Дмитрий Киселев;
  • Вячеслав Володин и многие другие.

В перечень компаний попали:

  • «Феодосия»;
  • «Добролет»;
  • «Алмаз-Антей»;
  • «Керченский морской торговый порт»;
  • «Газпром нефть»;
  • «Роснефть» и прочие.

Всего влияние антироссийские санкции ЕС коснулись 150 физических лиц и 38 крупных компаний. .

Что касается ответных мер, то по Евросоюзу главной контрсанкцией стал запрет на ввоз большого перечня продуктов пищевой промышленности. Вместе с тем была объявлена национальная программа импортозамещения, в результате которой отечественный производитель должен восполнить возникший с запретом на ввоз товаров дефицит. Такие меры направлены на поддержку российского производителя и получение независимости от западных продуктов. В целом, программа сработала успешно и никакого продовольственного дефицита в стране не возникло.

Недавно Трамп и Меркель обсуждали антироссийские санкции и пообещали и дальше придерживаться подобной политики до момента, когда поставленные ими политические задачи будут выполнены. Также Ангела Меркель, канцлер Германии, не раз выражала мнение об антироссийских санкциях, считая их вредными для нормального партнерства, но необходимыми в данный момент.

Интересный факт : основная причина антироссийских санкций со стороны ЕС – это все-таки давление США, так как наши стороны кровно заинтересованы во взаимодействии и нормальных отношениях.

На фото: Владимир Путин и Ангела Меркель

Как наиболее пострадавшая сторона, Украина также посчитала своим долгом ввести целый ряд ограничений против русских предприятий и многих физических лиц. Специфика здесь состоит в том, что для данной страны любые новые антироссийские санкции – это чаще всего выстрел себе в ногу, так как постсоветские экономики намертво связаны между собой и еще недавно были одним целым.

Сложно найти компании РФ, которые бы слишком сильно потерпели от украинских ограничений, а вот на Украине почти любое крупное предприятие, серьезное производство и даже работа научных институтов были в большей степени ориентированы на взаимодействие с Российской Федерацией. В результате, если судить чисто политически, ограничения введены и все внешне происходит в логике событий, но страдают от этого в основном украинские предприятия и граждане этой страны.

Товарооборот между государствами рекордно снизился, а излишки украинской продукции девать некуда – Европе они не нужны, там полно своего, местные люди не имеют денег на покупку. В итоге внутренний рынок и производства Украины только страдают и постепенно деградируют. Каждый киевский законопроект об антироссийских санкциях – это тревога и подвешенное положение сотен предприятий и миллионов рабочих, получающих и без того копеечные зарплаты.

Влияние антироссийских санкций на Украину очень негативное, тем не менее список попавших под их действие компаний и лиц просто огромен.

На фото: Петр Порошенко и Арсений Яценюк

Ответные меры России по санкциям Украины

Ответные действия России не столь агрессивные, но они есть и коснулись большого числа компаний. Как сказано выше, сами по себе украинские запретные меры в преимущественном большинстве – это выстрелы себе в ногу, руку и все тело, поэтому даже если бы никакого ответа и не было, экономика Украины и так стремительно деградирует и теряет даже подобие цивилизованной страны. Яркие подтверждения сказанному: страна попала в 5-ку беднейших в мире, каждый месяц отсюда около 100 000 человек. Если поддержка антироссийских санкций продолжится, то очевидно, что результаты ее будут еще более плачевны.

Ответственность за соблюдение антироссийских санкций

Совсем недавно депутаты Госдумы приняли закон, который предусматривает . Этот закон об антироссийских санкциях постановляет, что каждое физическое или юридическое лицо, которое отказывается выполнять свои привычные функции внутри страны из-за опасений попасть под ограничения Запада, может быть принят за вредителя и притянут к уголовной ответственности. Эти меры предложили депутаты, а не Путин, но очевидно, что антироссийские санкции в связи с ним должны действовать менее болезненно и заметно.

Что касается наказания, то за нарушение закона предусмотрен арест на 4 года или штраф в 600 000 рублей. Но здесь возможны и другие вариации. Пока закон еще очень «сырой» и обсуждать его более конкретно сложно. Также на данный момент отсутствуют и прецеденты его применения.

В качестве заключения отметим, что новые антироссийские санкции США – это болезненный удар, но он не останется без ответа и реакция властей страны последовала уже и на законодательном уровне. Антироссийские санкции сегодня – это в первую очередь политика и бороться с ними нужно также на политическом поприще.

В начале августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон «О противостоянии врагам Америки с помощью санкций», ужесточающий режим ограничений в отношении нескольких стран, в том числе России. Этот шаг окончательно снял последние иллюзии насчет скорой отмены или облегчения санкций. Теперь уже очевидно, что жить с ними придется еще много лет.

Правила разных стран, регулирующие санкции против России, стали настолько многочисленными и сложными, что разобраться в них стало уже нелегко. Этим мы сейчас и попробуем заняться.

ЗА ЧТО НАЛОЖИЛИ САНКЦИИ НА РОССИЮ?

Поводом для введения санкций были не только события на Украине и присоединение Крыма. Первые за последнее время санкции были введены еще в 2010–2012 годах в результате известного коррупционного скандала. Предыдущие разногласия с Западом, включая войну 2008 года в Грузии, санкций результатом не имели. В хронологическом порядке причинами санкций были:

«Дело Магнитского»

Напомним, что согласно некоторым сведениям, ряд государственных чиновников РФ и частных лиц создали заговор с целью кражи крупных сумм из бюджета России. Размах предполагаемых злоупотреблений и смерть в тюрьме аудитора американского фонда Heritage Сергея Магнитского стали причиной широкого резонанса, в результате чего США, ЕС и несколько других стран приняли персональные санкции против предполагаемых участников преступления.

В настоящее время под санкциями находятся несколько десятков человек, им запрещен въезд в эти государства, и все их имущество на территории этих стран блокируется.

Санкции по «делу Магнитского» не имели большого влияния на экономику России. Однако их политический эффект нельзя недооценивать, так как именно они ознаменовали окончательный поворот к необратимому ухудшению отношений России и Запада и стали образцом для введения последующих, гораздо более неприятных санкций.

За войну на Украине и присоединение Крыма

В 2014 году США, ЕС и некоторые другие страны ввели ряд санкций против России в качестве наказания за присоединение Крыма и участие в событиях на Украине. Были приняты персональные санкции против отдельных физических лиц и организаций, «секторальные» санкции в отношении некоторых отраслей экономики России, а также санкции в отношении Крыма.

За «кибершпионаж» и вмешательство в выборы президента США

В конце 2016 года, перед самим уходом в отставку президент Обама принял указ о введении санкций за «злонамеренные действия при помощи компьютера» во вред Соединенным штатам, то есть за якобы имевшие место действия российских хакеров во время выборов в США.

В список наказуемых вошли ФСБ, ГРУ и несколько других организаций. Подверглись санкциям и несколько физических лиц, например, некий хакер Белан по кличке «Федюня», Богачев по кличке «Монстр», а так же несколько должностных лиц ГРУ.

У всех этих лиц было заблокировано их имущество на территории США, а американцам были запрещены любые сделки с ними. Обама также выслал из страны некоторое количество российских дипломатов и отобрал у российского посольства две дипломатические дачи.

Президент Путин не стал сразу принимать ответные санкции, очевидно, надеясь на улучшение отношений с США во время президентства Трампа. Однако, когда летом 2017 года американские санкции против РФ были ужесточены, зеркальные меры все-таки были с запозданием приняты - у американского посольства была отобрана дача в Серебряном бору, и ему было выдано предписание сократить персонал.

За Сирию

США наложили обширные санкции на правительство Сирии в связи с продолжающейся там гражданской войной. Под эти санкции попали также и несколько российских субъектов, например Кирсан Илюмжинов, Темпбанк, сотрудники Темпбанка, банк Русский Финансовый Альянс (ныне не существующий) и некоторые другие.

Закон о поддержке Украины 2014 года также давал право Обаме налагать отдельные санкции на РФ за производство и продажу оборонной продукции в Сирию. Однако президент этим правом не воспользовался, так как санкции «за Украину» и так уже покрывали большое количество лиц.

За всё вместе

Вопреки сложившемуся мнению, предлогом для усиления санкций согласно недавнему закону, принятому в США в августе 2017 года, было не только якобы имевшее место вмешательство россиян в выборы президента США. Закон ссылается на очень длинный список прегрешений РФ, включающий присоединение Крыма, нанесение вреда Украине, поддержку правительства Сирии, коррупцию, борьбу со свободой прессы, вмешательство во внутренние дела и выборы многих стран мира, и многое другое.

Поскольку никакого повода для усиления санкций именно в это время не было, господствует мнение, что принятие этого закона было чисто внутриполитическим американским мероприятием, в котором России предлагалась только роль мальчика для битья.

КАКОВО КОНКРЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ САНКЦИЙ?

Санкции против РФ можно разделить на несколько видов по своему непосредственному действию.

«Блокирующие санкции» в отношении отдельных лиц.

Это санкции в отношении отдельных лиц (юридических и физических), которые, например, причастны к «установлению государственной власти в Крымском регионе Украины без разрешения правительства Украины, подрывая этим демократические процессы и институты на Украине». Другие подверглись персональным санкциям в по иным основаниям: дело Магнитского, кибершпионаж и пр.

Собственность этих лиц на территории США и других стран, участвующих в санкциях, блокируется, с ними запрещается проводить любые операции. Ограничения также распространяются на организации, более чем на 50% принадлежащие этим лицам. Физическим лицам въезд на территорию этих стран запрещен. Американцам не разрешается даже оказывать им помощь чисто гуманитарного характера - предоставлять пищу, одежду, лекарства.

Конкретный список «блокированных» лиц составляет казначейство (министерство финансов) США по консультации с государственным департаментом (министерством иностранных дел). В настоящее в таких списках состоят по разным основаниям около 300 имен.

Ныне действующий список физических лиц весьма разношерстный, в него включены самые разные люди от Стрелкова-Гиркина и мотоциклиста Залдостанова до Кобзона и Рамзана Кадырова. Туда попали также и видные экономические фигуры, такие как братья Ротенберги, братья Ковальчуки, Тимченко и т. д. - вместе со своими дочерними компаниями. Состоит в списке и И.И. Сечин, но только в личном качестве. Так как «Роснефть» юридически не принадлежит ему более чем на 50%, нефтяная компания под именно этот вид санкций не попадает.

В список также попало много юридических лиц, в первую очередь предприятия «оборонки», типа «Уралвагонзавода» и «Алмаз-Антея».

Санкции в отношении Крыма.

Запрещаются любые сделки «в отношении» Крыма. Запрещены инвестиции в предприятия, расположенные на полуострове, купля и продажа на этой территории любых товаров, услуг, технологий и имущества. Под санкции так же попали конкретно около 50 крымских предприятий (включая, например, Ялтинскую киностудию), с которыми запрещено проводить любые сделки.

Однако правительство США все-таки сделало некоторые послабления - выпустило исключения, так называемые «генеральные лицензии». Любым лицам разрешается продажа туда сельскохозяйственной продукции, некоторых лекарств, запчастей, предоставление в пользование некоторых программ (например, сайтов социальных сетей), оказание определенных телекоммуникационных услуг. Разрешаются частные банковские переводы в Крым. Правда, на практике это неосуществимо, так как никакой из банков, действующих на территории Крыма, не подключен к системе СВИФТ, да и не имеет корсчетов в иностранных банках.

Секторальные санкции

Этот вид санкций США и их союзников затрагивает важнейшие отрасли экономики РФ - банковскую и энергетическую, ограничивая возможность инвестировать в них и поставлять определенные технологии и оборудование. Закон августа 2017 года также дал право правительству США распространить санкции также и на железнодорожный, горный и металлургический сектора экономики РФ. Суть этих санкций такова:

Ограничения на сделки с акциями и долговыми обязательствами.

Запрещается проводить операции с акциями ряда конкретных крупнейших компаний энергетического и финансового сектора России, а также с их долговыми обязательствами, выпущенными более чем на определенный срок.

«Сделки с долговыми обязательствами» включают в себя не только покупку облигаций, но так же и просто предоставление кредитов.

Эти компании были поделены на три группы:

  • Запрет на операции с вновь выпускаемыми акциями и долгами дольше 14 дней (до августа 2017 – 30 дней). В этот список входят крупнейшие банки и финансовые компании РФ (а также их дочки), включая Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Росагробанк, Газпромбанк, Яндекс.Деньги.
  • Запрет на операции с вновь выпускаемыми долгами свыше 60 дней (ранее - 90 дней). Запрет затрагивает некоторые крупнейшие энергетические компании России - Роснефть, Газпромнефть, Транснефть и Новатэк.
  • Запрет на операции с новыми долгами свыше 30 дней. В эту группу входят в основном компании оборонного сектора и высокотехнологического сектора.

Все остальные операции с компаниями из этих списков проводить разрешается.

Ограничения на передачу технологий российским энергетическим компаниям .

Подробным регулированием этого вида ограничений занимаются несколько органов исполнительной власти в США.

Казначейство США выпустило директиву, согласно которой американцам запрещается продавать оборудование, оказывать услуги и передавать технологии, которые бы использовались для разведки и добычи нефти в глубоководных (свыше 500 футов, то есть около 150 метров), шельфовых арктических (находящихся внутри полярного круга) и сланцевых месторождениях на территории России и прилегающих к ней морских территориях крупнейшими российскими компаниями.

Речь идет только о добыче нефти, так как европейские партнеры России уговорили США не трогать газ. Оказание финансовых услуг - например, кредитование и страхование - не запрещается.

Список компаний, которым запрещается передавать такое оборудование, шире списка, налагающего ограничение на кредитование свыше 60 дней. Туда входят Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз и прочие нефтяные компании, но не входит, например, чисто газовый Новатэк.

Сначала запрет на передачу оборудования и технологий касался не только этих организаций, но и компаний, в которых у них было более 50% участия. Но в августе 2017 это ограничение было ужесточено и сейчас речь уже идет не только о «дочках» российских компаний, но и компаниях и проектах, в которых у них больше 33% участия. Кроме того, если раньше речь шла только о проектах на территории России (и прилегающих к ней), то теперь санкции распространяются на операции во всем мире.

Другое ведомство - министерство торговли США - занимается выдачей лицензий на экспорт продукции, в отношении которой есть режим ограничений, в том числе в виду наложенных санкций.

Получение экспортной лицензии требуется для передачи ряда технологий и оборудования, которые могут использоваться, напрямую или косвенно, для разведки или производства нефти или газа на глубоководных (глубже 500 футов), арктических офшорных или сланцевых месторождений в России, а также в тех случаях, когда невозможно точно определить, будет ли оборудование использоваться на таких месторождениях.

Таким образом, речь идет не только о добычи нефти, но и о газе. Лицензии требуются для поставки оборудования и технологий в адрес любой компании на территории России, а не только попавшей в список санкций.

При подаче заявлений на получение экспортной лицензии используется презумпция отказа в тех случаях, когда оборудование может быть использовано на упомянутых месторождениях для добычи нефти .

Конкретное оборудование под ограничениями включает (не ограничиваясь этим): буровые установки, оборудование горизонтального бурения, оборудование для бурения и заканчивания скважин, подводное технологическое оборудование, морское оборудование, которое возможно использовать в Арктике, двигатели и оборудование для скважин и тросов, буровые трубы и обсадные трубы, программное обеспечение для гидравлического разрыва, насосы высокого давления, сейсмическое оборудование, аппараты с дистанционным управлением, компрессоры, расширители, клапаны, стояки.

Экспортный контроль США делает попытку распространить деятельность своих правил и за пределы США. Так, под указанные ограничения должна попадать передача в Россию оборудования, в котором есть хотя бы 25% доля американской продукции, из любой страны и любым лицом.

Кстати, ограничения на экспорт в Россию оборудования, которое может быть использовано в военных целях, а именно требование получения экспортной лицензии - существовали и до крымского кризиса, так что относительного такого вида продукции никаких отдельных санкций принято не было.

КАКИЕ НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЫЛИ ВКЛЮЧЕНЫ В НЕДАВНО ПРИНЯТЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ЗАКОН?

Новый закон США, который так неохотно подписал Трамп, включает несколько важных положений, затрагивающих интересы РФ.

Во-первых, сильно изменилась процедура пересмотра санкций.

Раньше Конгресс принимал только «рамочный закон», который давал президенту право самостоятельно вводить и снимать санкции. Конкретные ограничения и списки затрагиваемых лиц принимались в рабочем порядке указами президента и актами определенных министерств. Так принимал санкции Обама. Сейчас же конгрессмены инкорпорировали в новый акт все санкции, наложенные указами Обамы, придав им таким образом силу закона.

Новый закон также предусматривает, что отмена уже существующих санкций, изменение списка затрагиваемых лиц, а также предоставление важнейших исключений (т.н. «лицензий») должны быть рассмотрены в обеих палатах Конгресса. Если Конгресс не согласится с отменой или изменением санкций, он примет об этом соответствующее решение - в виде закона. На этот импровизированный закон президент может наложить вето, но теоретически это вето может быть преодолено Конгрессом, как обычно, большинством в две трети голосов.

Эти новые правила сильно ограничивают права президента и существенно отдаляют перспективу отмены санкций.

Таким образом, для того, чтобы убрать сейчас какого-нибудь раскаявшегося Залдостанова из списка лиц под санкциями, придется рассматривать это решение в виде законопроекта в комиссиях Конгресса, проводить через обе палаты, при необходимости налагать вето. При враждебности Конгресса единственной надеждой неформала-мотоциклиста останется лишь то, что Конгресс не успеет преодолеть вето в течение определенного максимального срока.

Трамп не хотел подписывать этот закон, но был вынужден это сделать, так как понимал, что его вето было бы легко преодолено - за законопроект дружно голосовали и демократы, и республиканцы, причем «против» было всего несколько голосов.

Во-вторых, новым законом был ужесточен режим уже существующих секторальных санкций против РФ. Как мы уже упоминали, был сокращен максимальный срок дозволенных долговых обязательств. Новые сроки составили 14 дней для банков под санкциями (ранее - 30 дней) и 60 дней для энергетических компаний (ранее - 60 дней).

Кроме того, как уже было указано, закон ужесточает ограничения в отношении российских проектов по добыче нефти в глубоководных, шельфовых арктических и сланцевых месторождениях, устанавливая максимальный порог участия российских организаций в 33% в проектах, которым американцы могут продавать оборудование и технологии.

В-третьих, согласно закону Конгресс дает президенту право - а в некоторых случаях и налагает обязательство - ввести разного рода новые санкции против определенных лиц.

Так, президент может наложить санкции - в координации с союзниками Соединенных штатов - на любое лицо, которое продает оборудование, технологии и услуги на сумму более 1 миллиона долларов, связанные со строительством, модернизацией и поддержкой российских трубопроводов, направляющих энергоносители на экспорт, или совершает соответствующие инвестиции.

Именно этот пункт вызвал негодование европейцев, которые увидели здесь, не без основания, попытку запретить строительство новых трубопроводов из России. Для того, чтобы их успокоить, американцы в окончательный закон вставили формулировку о «координации с союзниками».

Положение это фактически экстерриториально - ограничения накладываются не только на американские лица, но и вообще на любое физическое и юридическое лицо в мире.

Но ключевое слово тут – «может». Представляется маловероятным, чтобы в существующих условиях президент США стал бы налагать санкции на европейцев, например, за участие в «Северном потоке 2». Тем не менее, выборочное применение таких санкций вполне вероятно.

Согласно этому же закону, президент США обязан наложить санкции на:

  • тех, кто осознанно вовлечен в «действия, подрывающие кибербезопасность, против любого лица, включая демократический институт или правительство, от лица правительства Российской Федерации»;
  • ответственных за «отдачу приказов, контроль или руководство другого рода в совершении серьезных нарушений прав человека на любой территории, силовым образом занятой или иным образом контролируемой правительством Российской Федерации».
  • любых лиц, которые совершают «значительные операции» с лицами, являющимися частью, или действующими от имени и в интересах «оборонных или разведывательных секторов Правительства Российской Федерации», включая ГРУ Генштаба и ФСБ. Чтобы Трамп не увиливал от выполнения этого положения, ему приказали в течение 60 дней выпустить правила о том, как выявлять таких лиц.

Это один из самых странных пунктов всего закона. Теоретически, санкциям можно будет подвергнуть любых покупателей российского оружия на международной арене.

  • любых лиц, которые совершат инвестиции на сумму более 10 млн. долларов (или будут помогать в осуществлении этих инвестиций), если эти инвестиции приведут к возможности Российской Федерации приватизировать государственное имущество таким методом, который будет способствовать несправедливому обогащению каких-либо официальных лиц РФ или их друзей и родственников.
  • иностранных лиц, которые способствовали приобретению правительством Сирии разного рода оружия.

Всем эти санкциям может подвергнуться любое физическое и юридическое лицо в мире, где бы оно не проживало, и каким бы гражданством и юрисдикцией не обладало.

Трудно сказать, насколько активно президент Трамп будет налагать эти санкции. В «заявлении о подписании» - записке, сопровождающей подписание закона, он заявил, что не согласен со многими положениями закона (в том числе, именно с некоторыми из этих пунктов), но подпишет его в интересах «единства нации».

В истории США были случаи, когда президенты подписывали законы, с некоторой незначительной частью которого они были не согласны, о чем и указывали в своем «заявлении о подписании». Это заявление потом использовалось для попыток избежать исполнения этих противоречивых положений подписанного закона.

В-четвертых, в законе содержится декларация поддержки энергетической отрасли Украины, в том числе заявление о том, что политикой США является «продолжение противодействия трубопроводу «Северный поток 2», учитывая его разрушительное влияние на энергетическую безопасность Европы, развитие рынка газа в Центральной и Восточной Европе и энергетическим реформам на Украине».

В законе также довольно цинично заявляется, что «правительство Соединенных штатов должно ставить приоритетом экспорт энергетических ресурсов Соединенных штатов для того, чтобы создавать рабочие места в Америке, помогать союзникам и партнерам Соединенных штатов и укреплять зарубежную политику Соединенных штатов».

Эта последняя декларация вызвало много критики со стороны европейцев, которые узрели во всем этом законе только желание США укрепить свои позиции на энергетическом рынке Европы.

Возможно, впрочем, что это само по себе юридические бесполезное положение было введено только для того, что бы по-иезуитски уколоть Трампа - если бы он не подписал закон, его бы стали укорять в том, что он против создания рабочих мест в Америке, что было одним из главных пунктов его предвыборной программы.

КАКИЕ СТРАНЫ УЧАСТВУЮТ В РЕЖИМЕ САНКЦИЙ?

Режим санкций приняли почти все страны, которые можно условно назвать «белым миром». Это США и Канада, все страны географической Европы, за исключением Сербии, Боснии, Македонии и, разумеется, Белоруссии. Кроме того, законы о санкциях против РФ приняли Япония, Грузия, Австралия, Новая Зеландия и некоторые мелкие государства Карибского бассейна.

Санкции ЕС почти полностью повторяют санкции США, действующие до закона августа 2017 года. Несколько отличается только конкретный список лиц под санкциями. Однако присоединение европейцев к последнему раунду санкций пока под вопросом. Судя по протестам, исходившим от представителей ЕС, вряд ли этот блок автоматически присоединится к новым ограничениям, по крайне мере, точно не ко всем из них.

И все же, несмотря на то, что последние санкции, принятые американцами, были восприняты неоднозначно, маловероятно, что «санкционная коалиция» в ближайшее время развалится.

КТО ДОЛЖЕН СОБЛЮДАТЬ ЭТИ САНКЦИИ? ДОЛЖНЫ ЛИ СТРАНЫ, НЕ УЧАСТВУЮЩИЕ В РЕЖИМЕ САНКЦИЙ, ПОДЧИНЯТЬСЯ ЕМУ?

Американское законодательство устанавливает, что режим ограничений относится к операциям «американских лиц или в Соединенных штатах» (US persons and in the United States). «Американские лица» - это граждане США, постоянные резиденты, американские компании (включая отделения иностранных компаний), а также все лица, находящиеся на её территории.

С формальной точки зрения, это формулировка не предполагает попытки распространить американское регулирование экстерриториально. Все лица, в отношении которых устанавливаются санкции, являются объектом, а не субъектом американского законодательства. Иностранцев, которые нарушают санкции, американцы в теории могут просто включить в санкционный список, но не могут наказать именно за нарушение режима санкций.

Разница тут большая - попадая в санкционный список, ты просто лишаешься возможности ездить в Америку и вести дела с американцами; если же признают, что ты нарушаешь режим санкций, то можно подвергнуться уголовному наказанию в США и сесть в тюрьму на 20 лет.

Однако в последнее время в практике правоприменения санкций появляется и некоторый чисто юридически экстерриториальный элемент. Любые безналичные расчеты в долларах США между лицами, даже и не находящимися в США, считаются операциями, осуществляющимися также и в Соединенных штатах, так как денежные переводы обычно проходят через корреспондентские счета американских банков.

Таким образом, китаец, да и даже россиянин, заплативший что-то, или получивший что-то в безналичных долларах от компании, находящейся под санкциями, также теоретически может быть признан нарушителем санкций - и быть задержанным где-нибудь в Тайланде и отправленным в Америку, что бы сесть там в тюрьму на 20 лет.

В законодательстве ЕС, напротив, предельно четко определены лица, которые должны выполнять санкции против РФ, а именно:

  • граждане стран-членов ЕС,
  • организации, созданные по законодательству стран-членов ЕС,
  • организации, ведущие дела полностью или частично на территории ЕС,
  • любое лицо, находящееся на территории ЕС,
  • любые лица на территории любого пролетающего самолета, или судна, находящихся под юрисдикцией стран-членов ЕС.

ПОЧЕМУ ПАРТНЕРЫ РОССИИ ТАК ОПАСАЮТСЯ НАРУШАТЬ ЭТИ САНКЦИИ? МОЖНО ЛИ ЭТИ САНКЦИИ ОБОЙТИ?

Компании, ведущие международную деятельность, весьма боятся наказания за нарушение санкций, особенно со стороны США. Если они ведут хоть какую-либо деятельность в США, американцы могут посчитать их субъектами своих законов и, соответственно, покарать их за это нарушение.

Как мы уже указали, даже если какая-нибудь компания никогда не вела никакой деятельности в США, и там никогда не ступала нога ни одного их работника, но в расчетах она использует американские доллары - может быть признано, что она ведет деятельность также и в США, а стало быть, обязана соблюдать режим санкций.

В 2015 году власти США оштрафовали крупнейший французский банк BNP-Paribas на умопомрачительную сумму в 9 миллиардов (не опечатка, именно миллиардов) долларов за якобы совершенное им нарушение американских санкций в отношении Ирана. Хотя Франция не участвует в режиме санкций против Ирана и подразделение банка, занимавшееся операциями с Ираном, не находилось в США, основанием для штрафа было то, что банк проводил расчеты по этим операциям через долларовые корсчета, расположенные в США.

Несмотря на протесты правительства Франции, штраф был наложен, и BNP-Paribas оплатил его, так как альтернативой стал бы запрет для банка на использование долларов в расчетах, то есть фактическое закрытие банка.

Откровенно говоря, в последнее время правительство США ведет себя в самом деле несколько по-бандитски, причем деньги оно изымает не только у иностранных корпораций, но и у исконно американских компаний - так, у банка Дж. П. Морган было отобрано 13 млрд долларов виде штрафа за якобы имевшие место нарушения при ипотечном кредитовании, у Банк оф Америка - 17 млрд. долларов.

Налагать штрафы в США может не только президент, но и весьма многочисленные агентства и ведомства, федеральные и уровня штатов, руководители которых таким образом - «наказывая злобные корпорации» - наращивают свой политический капитал. В последнее время произошло беспрецедентное усиление роли государства в США, при том, что все юридические институты, децентрализация и количество пройдох у власти остаются там неизменными с марктвеновских времен, когда роль государства была совсем слабой и оно не могло сильно никому навредить.

На этом фоне оштрафовать компанию вроде Сименс на несколько миллиардов долларов полномочиями какого-нибудь контролера штата Нью-Йорк за нарушение режима санкций было бы простейшим и почетнейшим делом. Неудивительно, что международные компании боятся каким-то образом вызвать раздражение или внимание американских «компетентных органов».

Как мы уже говорили, кроме штрафов, есть еще и весьма суровое уголовное наказание за нарушение режима санкций для физического лица (включая должностные лица корпораций). Это штраф до 1 млн долларов и тюремное заключение сроком до 20 лет.

Учитывая все это, неудивительно, что иностранные корпорации стараются избегать нарушения режима санкций и не вовлекаться в схемы по уклонению от них.

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ САНКЦИИ ОКАЗАЛИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР?

Несомненно, что в последние годы экономика России испытывает значительные трудности. Однако трудно определить, насколько велик в это вклад именно международных санкций.

В целом в прессе и у экономистов складывается мнение, что основной причиной затруднений в экономике России послужили не международные санкции, а падение цен на нефть. В 2016 году, например, экспорт нефти и газа из России составил 151 млрд. долларов — по сравнению с 349 миллиардов в 2013 году.

Кроме того, существуют структурные проблемы экономики России: чрезмерное огосударствление, неэффективные государственные институты и регулирование, коррупция, которые стали причиной замедления экономического роста в России еще до крымского кризиса.

И все-таки влияние санкций на экономику России нельзя недооценивать.

Самый серьезный ущерб наносит ограничение кредитования крупных российских банков и компаний из-за границы. Первым ударом стала необходимость возвращать крупные кредиты иностранным кредиторам без возможности перекредитоваться. Всего в 2014-2016 году разница между погашенными и привлеченными кредитами компаний России составила около 170 млрд. долларов. Хотя россиянам, в общем, пока удавалось выпутаться, но такой денежный провал стал одной из причин девальвации рубля.

Еще более серьезны долгосрочные последствия ограничения иностранного кредитования. Большинство крупных инвестиций, в том числе в реальный сектор экономики, например, открытие новых производств, осуществляется за счет банковских кредитов, в том числе синдицированных, с участниками из многих стран. Внутри РФ сейчас капиталов для инвестирования мало (за 2016 активы банковской системы впервые в истории РФ снизились), Европа, США и Япония, то есть 95% мирового финансового рынка, для российских заемщиков закрыты, а китайцы много вкладывать в Россию пока не стремятся.

Так как под санкции попали только крупнейшие банки - такие как Сбербанк, ВТБ, теоретически возможно, что западное финансирование будет идти через другие банки, не попавшие под санкции. Однако маловероятно, что это станет мощным источником инвестиций, не в последнюю очередь из-за того, что банковская система России сейчас все больше и больше консолидируется.

Есть высокая вероятность, что без возобновления кредитования из-за границы возобновление высоких темпов экономического роста в России будет затруднительным.

Пострадала также напрямую и энергетическая отрасль. Особенно неприятно санкции сказались на таких сильно закредитованных компаниях, как «Роснефть». Бытовали слухи, что именно действия «Роснефти» стали причиной обвала курса рубля, так как компания была вынуждена скупать доллары на открытом рынке в огромных количествах из-за невозможности занять деньги в долларах.

Что касается ограничений на поставку оборудования, то оно затрагивает довольно узкую сферу: глубоководное бурение, добычу на арктическом шельфе и сланцевую нефть. Поэтому в макроэкономических масштабах влияние этого запрета не очень сильно. Тем не менее, для отдельных компаний эти санкции, а особенно принятые в августе 2017 года, довольно болезненны, так как ограничивают их возможность развивать некоторые новые проекты.

Санкции имеют и негативное психологическое и моральное влияние. Ситуация, когда страна находится под санкциями, отпугивает большую часть инвесторов. Если уже действующие в России иностранные компании могут еще принять решение развиваться и вкладывать новые деньги, то компании, никогда в России не действовавшие, вряд ли пойдут на открытие своих предприятий и вложение денег в страну.

Иногда высказывается мнение о том, что санкции являются стимулом для развития собственной промышленности. Но это утверждение более чем спорно.

Определенное «импортозамещение» и в самом деле сейчас происходит. Но сильно радоваться и восхвалять за это санкции не имеет смысла.

Во-первых, такое импортозамещение имеет своей главной причиной резкую девальвацию рубля, в результате которой импорт разного рода продукции из-за границы, в том числе и оборудования, сильно снизился. Хотя запрещение кредитования крупных российский компаний на длительный срок также было одной из причин девальвации, скорее всего курс рубля сильно снизился бы и без этих мер, а просто в результате обвала цен на нефть.

Во-вторых, даже если санкции каким-то образом и вызывали, через девальвацию, снижение импорта и некоторый рост спроса на отечественную продукцию, цена этого улучшения очень высока - для предприятий закрывается возможность кредитования. Из-за нестабильности рубля процентные ставки в кредитовании очень высоки. До сих пор предприятия кредитуются под 15-20% годовых и это при том, что официальная ставка инфляции составляет по последним данным около 4%. Такая ставка почти наверняка превышает среднюю норму прибыли по всей машиностроительной области. Там же где имеет смысл кредитоваться в долларах, например в нефтегазодобыче, кредитование из-за границы во многих случаях закрыто, в результате чего значительное количество крупных проектов не могут стартовать.

И, в-третьих, все импортозамещение происходит, как это не печально признавать, на весьма низком технологическом уровне.

В самом деле, многие нефтяные компании сейчас отказываются от дорогостоящих услуг таких компаний, как «Шлюмберже» или «Халлибертон», и начинают опять звать «дядю Васю» для решения своих проблем. Но воистину высокотехнологичные производства развиваются крайне медленно ввиду серьезных структурных проблем в РФ.

Кроме уже упомянутых проблем (неэффективное государство, коррупцию, и пр.) нужно упомянуть сложнейший вопрос нехватки технических кадров. Старые инженерные кадры уходят, молодые не подготавливаются в нужном количестве и качестве. Система среднего технического образования совершенно развалилась.

В таких условиях задача построения массового конкурентоспособного высокотехнологического производства в России крайне сложна.

КОГДА САНКЦИИ СНИМУТ?

Снятие или облегчение санкций в настоящее время крайне маловероятно из-за международной политической ситуации, внутриполитической борьбы в США и юридической сложности этого процесса.

Что касается санкций ЕС, юридически их снять довольно просто. В отличие от США, где санкции регулируются целым ворохом документов, санкции ЕС были приняты одним документом. Европейские санкции в первый раз были приняты в июле 2014 сроком на полгода, затем они неоднократно продлевались каждые 6 месяцев - в последний раз 28 июня 2017 года.

Для продления санкций все страны-участники ЕС должны каждый раз проголосовать единогласно. Конкретный список лиц, находящихся под санкциями, дополняется в рабочем порядке исполнительными органами ЕС.

Таким образом, достаточно, что бы хоть одна страна проголосовала против, и санкции не будут продлены и прекратятся. Маловероятно, что бы какая-то страна на это пошла против всех остальных. Однако, если главные участники ЕС примут решение прекратить санкции, никакая страна из «пояса страдальцев» типа Польши или Литвы не сможет этого предотвратить. В данном случае принцип единогласия в ЕС работает на пользу России.

Формально санкции ЕС продлеваются в связи с невыполнением Минских соглашений Россией. Напомним, что Минские соглашения 15 февраля 2015 года (Минск-2), принятые во время встречи лидеров России, Украины, Франции и Германии, сейчас не выполняют ни Россия, ни Украина. Соглашения включают в себя такие трудновыполнимые в данное время положения, как передача украинскому правительству контроля над государственной границей между РФ и Украиной в районе Донбасса. На Украину эти соглашения налагают обязательство, в том числе, изменить конституцию и предоставить особый статус частям Донецкой и Луганской области, что украинцы тоже не торопятся делать.

Трудно сказать, повлечет ли теоретическое выполнение этих соглашений Россией снятие санкций со стороны ЕС. В самом акте о санкциях указано, что они налагаются, в том числе, из-за аннексии Россией Крыма. Так что выполнение Россией своей части Минских договоренностей еще не гарантирует снятие санкций ЕС. Впрочем, гипотетическое прекращение «аннексии» Крыма тоже ничего не может гарантировать.

Однако, снятие европейских санкций без отмены санкций американских, которые обладают определенной экстерриториальностью, не сильно улучшит положение РФ. Американские же санкции будет отменить гораздо сложнее.

Во-первых, в настоящее время не предвидится никаких предпосылок к улучшению отношений между РФ и США. Торговля между РФ и США всегда была на довольно низком уровне, и американцы не особенно заинтересованы улучшать отношения с РФ. Гораздо выгодней продолжать использовать её в качестве жупела ради «единства нации».

Во-вторых, снятие санкций потребует принятия соответствующего закона, который должен будет пройти через обе палаты Конгресса. Учитывая постоянные дрязги, интриги и внутрипартийную борьбу в этом органе, добиться такого будет трудно.

В-третьих, пока международное положение остается напряжённым, а украинский и крымский вопрос не решенными с международно-правовой точки зрения, не существует никакого предлога для снятия санкций. Правового же решения этого вопроса в течение жизни большинства читателей этой статьи может и не наступить. Вспомним, что, например, проблема Северного Кипра не решена с 1974 года, и вряд ли будет решена в ближайшее время.

Санкции могут быть сняты в скором времени только в случае радикального изменения международной политической обстановки, например, при появлении какого-то общего сильного врага. Если такого маловероятного события не произойдет, могут пройти десятилетия перед тем, как санкции снимут.

Руслан Халиуллин