Настоящий европейский человек отличается множеством открытых возможностей. Общество пришло к тому, что человек имеет выбор. Личность свободна выбирать профессию, стиль жизни, сексуальную ориентацию, партнера, хобби; свободна быть чудаковатой, участвовать в той или иной субкультуре. Все это общество более - менее позволяет личности.

Конечно, остается много нетерпимых и агрессивных людей, но в целом современное европейское общество, к которому мы стремимся приблизиться, позволяет личности делать свободный выбор. Во всем, но не в желании иметь ребенка. Человек, а особенно женщина, которая заявляет другим о своем нежелании иметь ребенка, подвергается общественному порицанию. Но таких людей становится все больше, и они создают феномен под названием «.

(от английского childfree - свободный от детей, добровольная бездетность) - движение, участников которого объединяют отсутствие детей и сознательное нежелание их иметь. Этим же словом обозначаются участники этого движения. При этом речь идет не о тех людях, которые сознательно откладывают рождение ребенка на потом, и не о тех, кто не может иметь детей, а о тех, кто не желает их иметь вообще.

Чайлдфри не движение!

Движение чайлдфри в западных странах из года в год расширяется. Довольно большое количество американских женщин открыто заявляет о своих чайлдфри - взглядах. Среди русских и украинцев количество тех, кто называет себя чайлдфри, тоже растет. Представители этого течения создают свои сообщества в интернете, общаясь на форумах и в блогах.

Сегодня медиа довольно часто говорят о феномене чайлдфри, почти всегда - с осуждающим подтекстом. Но не будем давать оценку, а лишь разберемся, насколько общественное мнение о чайлдфри совпадает с действительностью. Материалом для анализа стали записи в блогах и на форумах чайлдфри. Есть ряд общественных стереотипов относительно чайлдфри.

Чайлдфри активно пропагандируют свою «идеологию».

Это совсем не так. Как правило, приобщиться к чайлдфри человека побуждает вовсе не желание убедить как можно больше людей отказаться от родительства. Скорее, причина в том, что на людей, которые в определенном возрасте не имеют детей, существует постоянное давление ближайшего окружения. Особенно это касается женщин и супружеских пар. На мужчину давление меньше, считая, что ему же «надо сделать карьеру, он еще успеет», а вот женщина считается в обществе той, которая, прежде всего, должна рожать детей. Именно в рождении детей женщина должна видеть смысл своей жизни. Женщину детородного возраста почти никто не спрашивает: «А хочешь ты иметь ребенка?» Родственники, знакомые считают, что женщина априори очень этого желает, и она постоянно слышит: «А когда Вы планируете?», «Смотри, рожай, потому что потом будет поздно» и т.д. Если женщина вдруг говорит, что не желает рожать ребенка, то выслушивает о том, что «это ненормально», «тебе надо лечиться», «ты не понимаешь, ребенок - это самое большое счастье в жизни». И такие разговоры длятся годами. Чайлдфри создают свои сообщества не через желание распространить свои взгляды на мир, а в стремлении найти окружение, которое поддерживает их выбор. Одинокий человек, который постоянно выслушивает от других: «ты урод», «ты ненормальная», «все хотят иметь детей, а ты нет, с этим срочно надо что - то делать», со временем начинает верить, что это так, что она просто ненормальная. В сообществе чайлдфри сознательно бездетные люди чувствуют себя более комфортно, впервые они не должны обосновывать свой выбор.

Как правило, чайлдфри не пытаются убедить своих родственников, друзей и знакомых в том, что ребенок им не нужен. Им это не важно. Большинство чайлдфри - это личности, которые живут довольно напряженной жизнью, делают карьеру, имеют широкий круг интересов. Они не имеют желания кого - то учить, как надо жить, и очень уважают свободу выбора. Более того, чайлдфри достаточно позитивно относятся к родителям, которые хорошо воспитывают своих детей, предъявляют к своему ребенку умеренные требования в отношении к окружению.

Чайлдфри - очень агрессивные люди, ненавидящие детей.

Это не совсем правда. Так, среди чайлдфри являются так называемые чайлдхейт, у которых дети вызывают крайне негативные эмоции. Но они не составляют подавляющее большинство чайлдфри, которое к детям относятся спокойно. Они с удовольствием иногда могут даже пообщаться со своими племянниками или детьми знакомых. На самом деле чайлдфри нетерпимы не к детям как таковым, а к родителям, которые считают, что матери с ребенком все и все должны прощать. К людям, которые требуют от общества постоянных уступок из - за того, что у них дети, и которые считают, что «это ребенок, он не может сделать ничего плохого, потому что ребенок - это ангел, а если я имею ребенка, люди должны понимать, что я имею право на все».

Чайлдфри - неудачники. Они не могут позволить себе ребенка.

Это не правда. Среди чайлдфри большинство - довольно успешные люди со средним и выше среднего уровнем достатка. Чайлдфри хорошо осознают, что воспитание ребенка требует больших затрат, но деньги - не основной элемент мотивации чайлдфри. Большинство из них говорят, что если бы у них было настоящее желание иметь ребенка и воспитывать его, то можно было бы заработать на его содержание. Одновременно с этим чайлдфри присуще повышенное ответственное отношение к проблеме обеспечения ребенка. Они с большим возмущением воспринимают людей, которые рожают детей, не задумываясь над тем, за что они будут их содержать, что смогут им дать. Абсолютное большинство чайлдфри с осуждением смотрит на людей, которые рожают и оставляют своего ребенка, на случаи плохого отношения к детям (домашнего насилия, например). У чайлдфри достаточно высокие стандарты жизни, для них важно иметь высокий уровень доходов.

Чайлдфри - бездушные эгоисты.

Так, в определенной степени эгоизм присущ большинству чайлдфри. Для них очень важно удовлетворить собственные потребности - как материальные, так и духовные. Добровольно бездетные люди очень ценят собственную свободу и возможность заниматься тем, что им нравится. Но здесь мы имеем дело с двойными стандартами в нашем обществе. Попробуем задуматься над тем, какой процент людей в современном обществе являются эгоистами. Считается ли эгоистом человек, который рожает ребенка для того, чтобы «было кому поднести стакан воды»? Какой процент родителей выбирает родительство из - за желания дать новую жизнь, а не для того, чтобы удержать партнера, избежать общественного осуждения («у всех подруг уже есть дети, а у меня нет, что люди скажут?»), решить свои материальные или жилищные проблемы? И почти никто таких родителей не осуждает, обществу нет до этого дела. Однако об эгоизме чайлдфри говорят почти всегда, именно их эгоизм вызывает широкое общественное осуждение.

Чайлдфри - несчастные люди, которые имеют большие психологические проблемы, их надо лечить.

Этот миф так же связан с двойными стандартами. Большинство людей имеют психологические проблемы. Родительство такие проблемы обостряет, поскольку оно - новый этап в жизни личности, связанный с преодолением психологических кризисов, с проблемами адаптации. Существует распространенный миф о том, что родительство - это лекарство от психологических проблем («тебе плохо, у тебя частые депрессии, тебе надо рожать») и проблем в межличностных отношениях в семье («родишь ему ребенка, все наладится»). Но, как правило, эти «лекарства» действуют с точностью до наоборот. Для того чтобы быть хорошими отцом и матерью, в идеале надо начать с гармонизации собственной личности. Но почему - то это почти никого не смущает. Общество не учитывает то, что мать, которая имеет психологическую травму с детства, передаст ее ребенку, но ее очень смущают психологические проблемы чайлдфри. Почему - то в последнее время стало очень модно говорить о том, что родительство должно быть сознательным. Конечно, такая позиция приводит к снижению демографических показателей. Чайлдфри, как это ни парадоксально, - сторонники осознанного и ответственного родительства, они с уважением относятся к успешным и гармоничным родителям (у русскоязычного чайлдфри - сообщества их называют «адекватные детные»).

Еще один двойной стандарт. Во - первых, чайлдфри, как правило, являются действующими налогоплательщиками. Если следовать этой логике, то современные дети, получая помощь от государства, получают ее частично и с заработков чайлдфри. Женщина, которая всю жизнь работает, имеет высокий уровень заработка и платит налоги, дает возможность другой женщине получать пособие на ребенка, сверх того, она не конкурирует с женщиной - матерью за денежную помощь государства. Если, например, вдруг рождаемость в стране повысится втрое, количество плательщиков налогов и рабочих рук резко уменьшится, а тех, кто нуждается в финансовой помощи государства, - резко увеличится. Кроме того, чайлдфри не очень склонны рассчитывать на помощь государства в старости, они больше задумываются над необходимостью заработать на обеспечены старость. Еще один интересный момент - ни у кого не вызывает осуждение тот факт, что среди современных и будущих пенсионеров есть такие, дети которых покидают страну и не принимают участия в «Содержании поколения, их породившего и вырастившего».

Жизнь чайлдфри лишено смысла, ибо смысл жизни - в продолжении рода.

Это не так. На самом деле смысл жизни - это очень личная категория, и для каждой отдельной личности имеет свой смысл. Но общество с негодованием решает за добровольно бездетных, что если в их жизни нет ребенка, то нет и смысла жизни. Что, в свою очередь, вызывает возмущение и определенную агрессию со стороны чайлдфри - они отстаивают свое право самостоятельно решать, что является для них смыслом жизни.

Итак, разобрав распространенные заблуждения относительно чайлдфри, попробуем выявить и скрытые причины общественной ненависти к этой группе людей. Европейское общество сделало из института родительства культ, в котором ребенок становится сверх-ценностью основным смыслом жизни. Личность не имеет права осознать, что ребенок не приносит ей радости. Итак, имеем классический фрейдистский конфликт между желаниями и общественными установками. Общественная установка не позволяет личности даже осознать тот факт, что дети для нее не является счастьем. Эти чувства вытесняются в бессознательное и вызывают психозащитную реакцию, которую Фрейд называл отрицанием. Вместо того чтобы признать свои не одобряемые обществом чувства, личность начинает демонстрировать активную ненависть к тем, кто эти чувства признает и демонстрирует.

Так, по психоаналитической теории, большинство гомофобов - скрытые гомосексуалисты. Ненависть к чайлдфри вызывается собственным скрытым конфликтом между сказкой о счастливом родительстве и реальностью. Люди, которые действительно получают удовольствие от родительства, которые само-актуализируются в воспитании детей, как правило, относятся к чайлдфри с пониманием. Чье - то нежелание иметь детей не вызывает у них бурного осуждения и ненависти.

Из этого можно сделать вывод, что негативное отношение общества к чайлдфри - это проявление внутренних конфликтов, вызванных тем, что общество мало внимания уделяет проблемам гармоничного, осознанного родительства по собственному выбору.

Отстаивать свое право на выбор в сфере родительства - это тяжелый путь от родительства по принуждению к ответственному родительству по желанию.

Исследование Чайлдфри - мифы и реальность

69 оценок, Средняя оценка: 4.9 из 5

Что это такое чайлдфри? В переводе с английского языка «childfree» означает – без детей или свободный от ребенка.

Есть люди, откладывающие период рождения и воспитания детей на более поздний срок, а есть те, у которых нет конкретного желания и мнения в этом вопросе. Люди, относящиеся к группе чайлдфри, сознательно отказываются иметь ребенка. Но, даже уже имея одного или нескольких детей, некоторые личности могут тоже себя отнести к данной группе людей. Бесплодные по различным причинам – врожденным или приобретенным, так же могут относиться к чайлдфри. Но бесплодие само по себе – это не сознательный выбор, а вот стерилизация — это как раз то самое, на что идут сознательно люди, относящиеся к группе чайлдфри.

Причины личных убеждений достаточно разнообразны. Чайлдфри говорят о том, что жизнь может и без продолжения рода может быть полноценной. Причем, некоторые из таких представителей любят детей, а другие наоборот, испытывают к детям только негативные эмоции. Но в любом случае и те и другие, так или иначе, не горят желанием становиться родителями.

Не все женщины хотят воспитывать детей

Есть в английском языке похожее слово, но с противоположным значением childless, что означает — бездетный, но в этом случае ребенок желанный и его не хватает.

В Америке с 1982 года до 1995 года количество женщин, которые подходят под детородный возраст, но добровольно отказывающиеся иметь детей, стремительно увеличилось с 2,4 до 6,6 процентов от общего количества.

Проводились многочисленные наблюдения за парами, относящими себя к чайлдфри. Что интересно, они оказались более образованными, более востребованными в профессиональной среде. Они часто занимают руководящие должности с высоким доходом, живут в мегаполисах, не слишком религиозны и меньше уделяют внимания традиционным семейным обычаям. Отмечено, что такие люди обычно эгоистичны и индивидуалисты.

Какие же причины у этих людей становиться чайлдфри? Были проведены статистические исследования среди таких людей и выявлены следующие причины:

  • Нет никаких поводов, для того, чтобы завести ребенка;
  • Нет желания делить личное пространство с кем либо;
  • Нет желания выделять свое личное время на ребенка;
  • Вообще отвращение к ребенку;
  • Компенсация ребенка домашними животными;
  • Опыт родственников или друзей с детьми.

Отношение общества и церкви к чайлдфри, в основном имеет осуждающий характер. Их высмеивают так же, как гомосексуалистов и людей, находящихся в однополых браках. Представители церкви в свою очередь отмечают, что эти люди восстают против Бога, и они должны быть осуждены. Такой Божий дар, как дети, нужно принимать, растить и заботиться о них с радостью. «У них нет права выбора бездетности» - говорит один из христианских авторов.

Чайлдфри — это не нормально

За последние годы противозачаточные средства становятся все совершеннее и совершеннее, но убежденные чайлдфри

все-таки прибегают к процедуре стерилизации. Конечно, в этом случае, врача проводящего такие операции, найти им очень сложно. Многие из специалистов не хотят судиться с пациентами, если они после проведенной операции в дальнейшем решат поменять свою жизненную позицию.

Русское сообщество чайлдфри – это незарегистрированная организация в России. Только в интернет-сообществе насчитывается около 1500 человек. Основная масса российского чайлдфри – это молодые люди. Но, есть такие знаменитые представители этого движения, более взрослого возраста, например Фаина Раневская или Майя Плисецкая. Однако юноши и девушки России достаточно фанатичные, которые призывают к истреблению человека вообще, игнорируя свой лозунг сообщества — «Живи сам и дай жить другим».

А нужно ли это движение обществу?

Видео о чайлдфри

Комментарий программе «В центре внимания», ТВЦ

1. Почему эти молодые люди не хотят иметь детей (Ваше мнение, как психолога)?


Говоря о движении «чайлдфри» нужно ясно понимать, что люди, решившие не иметь детей и «чайлдфри» - это не одно и то же. Разумеется, это перекрывающиеся области, но никоим образом не совпадающие. Человек, принявший решение не иметь детей, если он находится в ладу с самим собой по поводу принятого решения, не испытывает непрерывной острой потребности обсуждать это решение с другими такими же людьми, тем более - заниматься агитацией собственной позиции.

Явление «чайлдфри» - нечто совершенно иное, чем просто сообщество бездетных людей. Это прослойка людей, занятых активным прорабатыванием темы собственной бездетности. Основное их занятие - взаимная бесплатная психотерапия по поводу их ранености миром, который исповедует ценности детей, детности и деторождения.

Наиболее активная составляющая движения «чайлдфри» - люди с очень тяжелым детством: жертвы родительского насилия (психологического и физического), инцеста, жестокости, воспитанники детских домов и домов ребенка. Понятно, что все, что касается детства, вызывает у них крайне тяжелые переживания, полностью подавить которые невозможно. Но работать с этими переживаниями психотерапевтически - долго, дорого и больно, да и не всем это приходит в голову. Вместо этого такой человек как бы пытается уничтожить вовне те триггеры, которые запускают невыносимо болезненные воспоминания, связанные с детским опытом. Вообще, мечта человека о мире без детей - есть, вероятно, символически выраженное бессознательное желание, чтобы такого детства, как его собственное - не было .

Отдельная, не слишком многочисленная прослойка, составляющая популяцию «чайлдфри» - люди, таким особенным образом переживающие факт собственного бесплодия. Защитный механизм типа «зелен виноград» (в научной психологии именуемый рационализацией) в данном случае приобретает вот такую, довольно уродливую форму.

Чайлдфри озабочены не столько принятием решения о бездетности, сколько своей несвободой от детской темы в целом, что вдвойне забавно, учитывая название их движения. На самом деле они «воюют» не столько за собственное право не иметь детей (ведь этого права у них никто не отнимал), сколько - за право жить в мире без детей . И поскольку это невозможно, то фрустрация вечна и поводы для гнева, а, стало быть - темы для разговоров не иссякают никогда.

Другая смежная тема, активно муссируемая в среде «чайлдфри» - как противостоять миру, который якобы пытается заставить их обзавестись детьми. Феномены этого рода в психологии носят название невротической проекции, когда человеку кажется, будто бы мир испытывает в их адрес их собственные вытесненные желания, в прямой или (как в данном случае) инвертированной форме. Так и здесь - собственное желание (условно говоря) переделать мир в бездетный выдается за желание мира навязать тебе детей и «детские» ценности.

Добавлю, что я сама родила довольно поздно и, тем не менее, не припоминаю фактов особого мирового давления в свой адрес. Скорее всего, миру было безразлично, будут лично у меня дети или нет.

2. Явление «чайлдфри» - это последствия изменений в стране или это существовало и раньше?


Безусловно, иметь много детей становится все труднее. Никто не дарит нам больше просторных квартир, не платит больших денег, не вешает на грудь орденов. Но от этого растет не число «чайлдфри», а просто число малодетных и бездетных пар. К росту популяции «чайлдфри» это прямого отношения не имеет.

3. Как стерилизация может повлиять на психику молодого человека, женщины?


Думаю, никак. Потому, что все, что могло произойти с психикой, уже произошло до стерилизации.

4. Ваши прогнозы на дальнейшее развитие этого явления - будет ли расти число «чайлдфри»?


Не думаю, что их число должно со временем расти, ведь детский психический травматизм в силу общего роста культурного уровня общества должен не расти, а уменьшаться. Хотелось бы верить, что число травматиков расти не будет. Однако, существует и обратный процесс: ценность свободы слова в современном обществе приобретает все больший вес. Поэтому даже если число «чайлдфри» уменьшится, слышно их, тем не менее, будет со временем не хуже, а лучше.

5. Почему в Европе люди с высоким уровнем жизни все меньше задумываются о детях?


Давно замечено, рождаемость обратно зависима от уровня жизни. Наиболее высокая рождаемость там, где наименее безопасно жить. Потому, что когда можешь погибнуть в любой момент, и этот стресс хронический, то нередко защищаться от него люди пытаются, «продолжаясь» в детях. Там же, где жизнь более стабильна, люди лучше слышат другие свои желания. И желание быть хорошей матерью - не последнее, а чем больше у тебя детей, тем менее хорошей матерью ты можешь быть каждому из них. Просто потому, что мама не может безболезненно делиться на 5 частей, как дождевой червь. Кроме того, современная женщина, как правило, все меньше хочет быть домохозяйкой и все больше хочет успеть самореализоваться не только в роли матери.

Спасибо Ольге Лови за консультацию и обсуждение темы.

Каких-то сто лет назад качество контрацепции было на таком уровне, что работало правило «если у тебя есть секс, у тебя есть дети». Половозрелый человек без детей был либо больным, либо абсолютно непривлекательным как сексуальный партнёр или .

Конечно, такого человека надо пожалеть, посоветовать ему какое-нибудь средство и втайне порадоваться, что тебя миновала чаша сия.

Относительно недавно мы научились контролировать свою репродуктивную систему без вреда для здоровья. И тут же появились чайлдфри, которые сломали многовековой шаблон.

Оказывается, так можно! Жить без детей, причём ничуть не хуже, а то и лучше, чем с ними.

Кто такие чайлдфри

Childfree - это свободные от детей. В русском языке даже нет полного аналога этого слова. Бездетные - это все люди без детей. Например, те, которые не смогли стать родителями по разным причинам, но хотели бы.

А чайлдфри - это те, кто не желает и не страдает от этого.

Чайлдфри ничем не похожи друг на друга, хотя их и пытаются как-то классифицировать. Самый известный (потому что первый) исследователь Джин Виверс делила чайлдфри на две группыПочему чайлдфри отказываются от детей . :

  • реджекторы - это те, которые детей не любят;
  • аффексьонадо - это те, которым просто хорошо без детей.

Сейчас больше делят на чайлдфри и чайлдхейт (ненавидящие детей).

Сколько их - никто не знает. В целом бездетных от 5 до 30% в зависимости от страныVoluntary childlessness and being Childfree . . Но посчитать отдельно именно идейных чайлдфри нереально, потому что надо отделить их от тех, кому обстоятельства не дали завести ребёнка. Да и позиция человека может измениться: в одном из исследований опрашивали людей с перерывом в 6 лет. И четверть опрошенных кардинально поменяли свои взглядыPersistence and Change in Decisions to Remain Childless . .

Зачем они это делают

Главная причина - они не хотят. Почему именно, решает каждый для себя. Вариантов много.

Свобода. Родительские обязанности нужно нести, пока ребёнку не исполнилось 18. Это в теории, на практике - всю жизнь. От нельзя отмахнуться, сбежать на пару дней. Даже если оставить чадо родителям и укатить на необитаемый остров без связи, у вас будет ребёнок.

Ответственность. Не все хотят следить и за собой, и за ребёнком. Кто-то не уверен в своих силах, кто-то просто не любит ответственности ни в каком виде. И это правильный подход: если человек не хочет брать обязательства, не умеет и не собирается их выполнять, то не надо тащить непосильную ношу. Не уверен - не обгоняй.

Деньги. Дети стоят , иногда очень дорого. Рассказы семей, в которых дети рождены вопреки скудным финансам, - лучшее противозачаточное средство и наглядная агитация за чайлдфри. Кто-то не может позволить себе содержание ребёнка, а кто-то любит свой уровень жизни больше, чем детей.

Карьера. Особенно для женщин. Уход за ребёнком по-прежнему женское дело: от 13 до 47% мам не работают из-за того, что нужно следить за детьмиРодители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе . . Женщина вообще воспринимается всерьёз, только если она родила.

Ориентированных на карьеру женщин становится всё большеChildfree And Feminine . . Но даже при устройстве на работу HR интересуется, когда девушка собирается рожать. Это в порядке вещей. Лично меня не спрашивали только на одном собеседовании - в Лайфхакере. Все остальные интервью проходили с обязательными «когда в декрет?» или «когда за вторым?». Те, кто планирует строить карьеру, всё чаще решают, что никогда. Бесспорно, есть чудесные женщины, которые могут успевать всё на свете. А есть и такие, которые не могут и выбирают работу.

Отсутствие карьеры. Дети подразумевают стабильный растущий доход, потому что с их взрослением увеличиваются и расходы. Человек без детей может позволить себе фриланс, случайные или небольшие заработки, работу за еду в лагере волонтёров.

Качества, несовместимые с детьми. От детского крика болит голова. Из-за трудного характера не получается договариваться. Из-за агрессии так и тянет затеять драку. Нерешённые не дают спать спокойно. Список причин «почему не надо становиться родителями» насчитывает десятки пунктов. Как сказал один мой знакомый, либо дети, либо алкоголь, и каждый свой выбор сделал.

Страх. Страхов много: роды, беременность, изменение статуса, перемены в отношениях, финансовые трудности и сотни мифов, окружающих деторождение. Попробуйте задать в женском коллективе вопрос, как это - побывать в роддоме. Рассказы будут такими, что Стивен Кинг покажется доброй сказкой на ночь.

Зачем чайлдфри объединяются

Люди без детей формируют разношёрстные сообщества с 70-х годов XX века, потому что им приходится обороняться. Общественные установки не успевают перемениться, для многих «без ребёнка» - это всё ещё больной и негодный.

Абсолютно всех моих друзей спрашивают о детях (девушек - в разы чаще). Вопрос «когда родишь?» многие вообще воспринимают так же, как «который час?». Бестактно, но это реальность.

Активно настроенные чайлдфри уверены, что их притесняют, поскольку они живут в «детоцентричном» обществе, где детям и их родителям позволено всё и за счёт бездетных, конечно. Например, налоговый вычет на ребёнка считают аналогом несправедливого налога на бездетность. Для таких чайлдфри объединение - способ продвинуть свои взгляды и добиться изменений в законах.

За что не любят чайлдфри

Люди с детьми воюют с людьми без детей, битвы эти словесные и в основном проходят в интернете. По содержанию они больше похожи на столкновения фанатов iPhone и Android-смартфонов. Бесполезно убеждать человека, который не хочет детей, в том, как здорово завести «масика». Но войну не остановить.

Скажем честно, чайлдфри есть за что не любить.

  • За демонизацию детей и родителей. В сообществах обсуждают отвратительное детей, пап и мам. Причём причиной хамства считаются именно дети. Как будто ребёнок - это волшебная палочка, превращающая нормального человека в свинью, для которой мир крутится вокруг малыша. Это абсолютно не так. Но многие верят, что дети - разносчики глупости.
  • За сленг: все эти «личинки» и «овуляторы», среди которых разрешается существовать «адекватным детным», действительно оскорбляют чувства кого угодно.
  • За ярлыки: вроде как все детные - несчастные люди, которые еле сводят концы с концами, жалеют о принятом решении и мучаются от несвободы.

Не выносили бы чайлдфри сор из избы, негатива было бы меньше. Но это скучно, и войны кипят на разных ресурсах. То есть чайлдфри не любят именно за то, в чём они упрекают остальных: за попытку влезть не в своё дело и научить всех жить правильно.

Как нельзя разговаривать с чайлдфри

Если ваш друг, родственник, коллега или сосед не собирается заводить детей и вы об этом внезапно узнали, не старайтесь перетянуть его в другой лагерь. Большинство аргументов в споре бессмысленны. Ниже - список запретных фраз, которые чайлдфри слышат каждый день.

  • Дети - это счастье. Счастливые родители никогда не поймут, как можно не хотеть детей. Счастливые чайлдфри не поймут, зачем дети вообще нужны. Счастье достигается не количеством детей, для этого есть другие способы.
  • Потом пожалеешь. Собственно, какая вам разница, кто и о чём потом пожалеет? Отсутствие детей - выбор каждого человека, а желать ему мук раскаяния как минимум невежливо.
  • А как же продолжение рода? Чайлдфри наплевать на продолжение рода, это очевидно. А вам должно быть вдвойне наплевать на чужой род.
  • Родишь - полюбишь . А если нет? Терпеть всю жизнь или обратно убирать?
  • Мы вымрем, как мамонты. С учётом перенаселённости планеты - нет.
  • Дети - это естественно. Естественно, но не обязательно. Агитировать за рождение нелюбимых и нежеланных детей - это особо извращённая форма фашизма и детоненавистничества. Сирот в России больше 70 тысяч, неблагополучных семей - 180 тысяч. Не надо увеличивать эти цифры.
  • Все чайлдфри ненормальные. Ну и славно, разве нет? Ненормальные гены не передадутся последующим поколениям.
  • А кто же поднесёт стакан воды в старости? Социальные службы, сиделки, друзья. Да и не факт, что пить захочется.
  • Дал Бог зайку - даст и лужайку; Бог накажет; Бог велел. В светском государстве, в котором конституция гарантирует свободу вероисповедания, это не аргумент.
  • Все чайлдфри - эгоисты. Как будто в здоровом эгоизме есть что-то плохое.

Быть чайлдфри - это хорошо?

Быть чайлдфри - это нормально. Это не хорошо и не плохо, это индивидуальное решение, которое касается личной и интимной жизни.

Плохо - обсуждать чужую личную жизнь и лезть в чужую постель. Это касается как противников чайлдфри, так и самих свободных от детей.

Я не чайлдфри, я из другого лагеря. Но я их понимаю. А вы?

Почему чайлдфри не теряет популярность уже более полувека? В чем гуманность данной идеи? Или наоборот, возможно она не имеет права на существование? Попытаемся разобраться с этической точки зрения, а также рассмотреть влияние такой жизненной позиции на психологическое и физиологическое здоровье последователей.

Что такое чайлдфри?

Исследователи-антропологи сообщают, что во все времена и во всех обществах непременно находились 10% женщин, которые не выполняли функцию материнства. При всем при этом испокон веков нам прививают любовь к матери, материнство воспевают во всех культурах и искусствах, и это неудивительно - только так продолжается человеческий род, только это самая крепкая кровная связь между людьми, растущие поколения нарекают гордостью, надеждой и высочайшей ценностью. Однако каждая ли женщина обязана стать матерью? Притом, что к рождению ребенка всегда причастны двое, именно женщина традиционно берет на себя максимум ответственности за здоровое наследие и за достойное его воспитание. Девочкам с детства прививают уважение к домашнему очагу и ценности семейных уз, а в каждой семье, утверждают консерваторы, должен родиться малыш или несколько детей.

ХХI век рушит любые стереотипы. И если во всеуслышание о себе спешат заявить представители сексуальных меньшинств, то движение "childfree" немного скромнее. Зародилось оно в волнующие 70-е годы прошлого века, когда на карте мира образовывались новые страны, когда формировались субкультуры, а в противовес им контркультуры, когда рушились и преобразовывались принципы не только отдельных личностей, но и различных сообществ. Развитие движения "childfree" берет начало из американского общества, где защитниками прав человека было предложено именно такое обозначение в противовес уже тогда принятому "childless", что означало бездетных, с присущей этому слову некой обреченностью. Своей популярностью движение отчасти обязано распространению среди простых обывателей .

На сегодняшний день следует различать особенности жизненной позиции и мировосприятия трех категорий людей, оказывающихся состоянием на данный момент бездетными:

  • childless (не имеющие детей) - применяется преимущественно по отношению к бездетным на данный момент людям, в том числе и к тем, кто таковым является в силу физиологических особенностей; childless можно назвать молодого человека, который не собирается заводить детей сейчас , который не может этого сделать в силу жизненных приоритетов, социального статуса или медицинских показаний; это, по сути, констатация "сухого факта" о том, что у человека нет детей;
  • childfree (свободные от детей) - применяется по отношению к людям (которые, к слову, могут являться родителями), исповедующим жизненные принципы о том, что дети обременяют и без них спокойно можно обойтись; обычно это лояльные к противоположным жизненным принципам люди, не навязывающие другим свою точку зрения, однако состоянием на данный момент или навсегда не считающие необходимым воспитывать своего наследника; это, по сути, констатация жизненной позиции о том, что человек по жизни должен в полной мере реализовать себя, а не тратить энергию на наследников;
  • childhate (ненавидящие детей) - применяется по отношению к людям, совершенно не приемлющим материнство и отцовство; обычно это агрессивно настроенные по отношению к детям личности, не упускающие возможность сообщить посторонним о своей точке зрения; данная картина мира рассматривается как особенность несостоявшейся личности, больше присуща в подростковом возрасте и с течением лет может полностью преобразоваться; позиция может рассматриваться как переходная, когда незрелая личность подвергает любые традиционные устои сомнениям, если же она проявляется в зрелом возрасте, то расценивается как патология .

Особенность движения чайлдфри в сравнении с его однокоренными словами заключается в том, что это сформировавшаяся и абсолютно обоснованная ее последователем позиция. Приверженцы движения "childfree" в большинстве своем - это люди, в силу своего житейского опыта утвердившиеся во мнении, что дети не являются наивысшей жизненной ценностью, что класть на алтарь их воспитания жизнь точно не стоит, их можно либо не рожать, либо, родив, опекать по минимуму. Такие жизненные убеждения могут быть временными, а могут повлечь за собой абсолютно осознанную бездетность.

Обычно чайлдфри терпимо относятся к детям, но не принимают их присутствия в своей жизни. Вопреки тому, что им можно привести массу преимуществ материнства, каждый из них будет опровергнут, а в противовес ему приведены аргументы в пользу бездетности.

Жизненная позиция "childfree" - это философский вопрос, требующий и взвешенности суждений, и понимания альтернативной точки зрения. Всегда можно найти как преимущества, так и недостатки данного выбора.

Преимущества позиции чайлдфри

Идея чайлдфри может диктоваться самоотверженностью человека и его стремлением посвятить себя высочайшим идеям, как то служение Богу или обществу, что занимает максимум времени и усилий. Это имело место во все времена. В таких обстоятельствах деторождение либо отнимает много времени, либо становление новой личности происходит вне родительского контроля. Полной противоположностью столь благородного и весьма оправданного, взвешенного и взрослого решения считается отказ от материнства с эгоистической и инфантильной точки зрения. В силу этих обстоятельств бездетные женщины, а реже мужчины, утверждают, что живут в свое удовольствие, способны сами добиться необходимого, а дети требуют слишком много сил, внимания, энергетических затрат, что впоследствии совсем не всегда окупается. Между этими двумя крайностями существует масса аргументов, приводимых childfree-сообществами. Некоторые из них существовали издавна, другие навеяны веком глобализации.

Основные из аргументов в пользу чайлдфри:

  • человек принадлежит исключительно себе, это можно использовать во благо, а можно просто "прожечь жизнь";
    • жить ради общества - человек не готов к воспитанию наследника в силу своих жизненных приоритетов, сосредотачивающихся за пределами построения семьи, это осознанный отказ от этого социального института, например, монашество;
    • жить ради себя - человек не готов к воспитанию наследника по причине такого сформировавшегося сознания, в котором нет места такой ценности как дети; так или иначе, но сознательное материнство или отцовство откладывает отпечаток на мировоззрении и образе жизни, что не всегда вписывается в личную систему ценностей;
  • неприятие детей в силу собственного негативного опыта - бездетность в данном случае является следствием психологической травмы, нанесенной нерадивыми родителями или кем-то из близкого окружения человека; например, если человек чувствовал себя ненужным собственной матери, не исключено, что любых детей в последствии он будет воспринимать как обузу;
  • человек в силу жизненных обстоятельств не видит в себе сил и ресурсов для воспитания ребенка - такие люди могут позитивно относиться к чужим детям, а порой даже мечтают о своих, однако бедность, насыщенный рабочий график, отсутствие пары и прочие обстоятельства создают обстановку, в которой воспитание детей кажется или объективно является непосильной ношей;
  • неуверенность в завтрашнем дне и неготовность к высокой и постоянной ответственности - осознанное материнство служит высочайшей ответственностью, которую современные женщины не готовы на себя брать в силу шаткости института брака и нестабильности жизненных обстоятельств;
  • возможность оградить себя от беременности, справедливо считающейся весьма стрессовым и рисковым периодом в жизни женщины; в силу такого рода убеждений чайлдфри полагают, что роды опасны, а боли неоправданны, что вследствие портится фигура, а воспитание ребенка - непосильная психологическая нагрузка;
  • широкие возможности современного глобализированного общества - современный человек стремится максимально реализовать свои потребительские возможности, мы больше берем, чем отдаем, а воспитание ребенка предстает как раз возможностью самоотдачи и самопожертвования; сегодня как никогда реализуются идеи гедонизма, то есть человек спешит наслаждаться жизнью в полной мере, что несколько ограничивается с рождением наследников.

Недостатки позиции чайлдфри

Каждый из выше перечисленных аргументов в пользу социального движения бездетных может быть раскритикован и уничтожен. В противовес им приводятся негативные аспекты такой жизненной позиции, однако каждый из них весьма относителен:

  • дети - естественное продолжение рода, их отсутствие делает жизнь бессмысленной; особенно остро это ощущается в старости;
  • дети - ядро семьи; нельзя говорить о полноценности бездетной "ячейки общества", поскольку для пары, в которой есть место любви и уважению, ребенок становится мотивом к свершениям и гордостью;
  • быть родителем во взрослом возрасте - это естественно, традиционно, нормально; хоть и возникает вопрос о том, что считать нормой, однако наличие детей во взрослом возрасте лишает огромного числа осудительных или сочувствующих взглядов;
  • воспитание детей в начале их жизни и их опека родителями в старости - это естественный круговорот природы; на этом строятся семьи, так люди не чувствуют себя одинокими; хотя всегда существуют исключения;
  • дети стабильно наполняют жизнь смыслом - ощущается это и в старости, и ранее, когда человеку надоедает работа, дистанцируются друзья, когда он одинок; всегда можно себя занять, увлечься чем или кем угодно, однако воспитание собственного ребенка во все времена и в любых компаниях позволит заявить о себе как о состоявшейся личности.

Чайлдфри с точки зрения медицины

Женский организм считается здоровым, когда он способен к продолжению рода. Более того, отсутствие родов может самым негативным образом отразиться на здоровье, чему также необходимо отдавать отчет. С другой стороны, и беременность справедливо считается периодом стресса и рисков в жизни женщины, и смертность во время родов никто не отменял. Так или иначе, но за своим здоровьем необходимо следить и поддерживать его, независимо от того, планируете ли вы детей сейчас, в будущем, или вовсе не планируете.

Известна широкая группа заболеваний, при которых наступление беременности является нежелательным и даже опасным. К абсолютным противопоказаниям относят:

  • тяжелый порок сердца с нарушением кровообращения;
  • тяжелая гипертоническая болезнь с нарушениями кровообращения;
  • цирроз печени;
  • заболевания легких с дыхательной недостаточностью;
  • заболевания почек, приводящие к хронической почечной недостаточности (гломерулонефрит и др.);
  • системные болезни соединительной ткани (красная волчанка);
  • онкологические заболевания.

Такого рода заболевания несовместимы с беременностью, она выступает фактором, обостряющим и без того опасные патологии, а в конечном результате развивается состояние, представляющее угрозу и для жизни матери, и для плода.

К временным противопоказаниям, то есть к таким, в период которых необходимо ограничить детородную функцию, но по их прошествии беременность допустима, относят:

  • обострения хронических болезней и инфекционных заболеваний - по причине ослабленного иммунитета и необходимости принимать сильнодействующие лекарства;
  • хирургические (полостные) операции и год после них;
  • резкое снижение веса, анорексия;
  • проведение различных курсов лечения (химиотерапия, облучение) и прием препаратов, противопоказанных при беременности.

Наступление беременности в этих обстоятельствах может представлять опасность для здоровья матери или плода, но по прошествии времени с улучшением состояния здоровья и прекращением приема несовместимых с беременностью препаратов женщина вполне может забеременеть, выносить и родить здорового ребенка.

Осознанный отказ женщины от естественного продолжения рода может обернуться ухудшением здоровья, в частности:

  • отсутствие беременностей впоследствии рискует обернуться гормональным дисбалансом, поскольку беременность и роды всегда сопровождаются гормональными перестройками, отсутствие которых в течение жизненного цикла патологично;
  • неадекватная выработка гормонов, половых в частности, лежит в основе развития злокачественных и доброкачественных новообразований в структуре половых органов;
  • у бездетных женщин раньше наступает климакс, что снова-таки связано с особенностями гормонального фона.

Вместо выводов

Сказать, что преимущества и недостатки чайлдфри относительны, это слишком мало. Это настолько философская и многосторонняя тема, что право на существование имеют обе точки зрения. Дети ни в коем случае не должны стать путем для самореализации, однако становятся. Дети непременно должны появляться на свет и расти в полноценных семьях, однако случается это не всегда. Неосознанное материнство в отдельных случаях с годами способно преобразиться в пример для подражания, однако незапланированные дети могут и поломать жизнь. Можно родить и воспитать нескольких детей, посвятить им свою жизнь, а старость провести в одиночестве. А можно быть убежденным "childfree", но быть любимой тетушкой.

Существует мнение, что бездетные женщины (ведь в бездетности в современном мире больше укоряют дам) существовали во все времена хотя бы для того, чтобы быть опорой для состоявшихся матерей. Задумайтесь, ведь случаются обстоятельства, когда помощь свободной подруги как никогда кстати - в этом и может быть ее миссия.

Так или иначе, но корить женщину за ее отказ от материнства сравним тому, как осуждают матерей-кукушек или карьеристок. Быть или не быть родителем - личный выбор каждого, и гораздо правильнее и честнее не брать на себя ответственность за ребенка вовсе, чем родив его, пустить на самотек.