Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.

В узком смысле интонация понимается как «движение голосового тона» и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин «интонация» обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т.е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т.д.) и ритм.

Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.

Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо- вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).

Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр - слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.

Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт.
Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации - это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при- дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.

Темп речи - это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп - торжественной.

Паузы - это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.

Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М.

Фонетика современного русского языка, 2010.

Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.

Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер

Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.

Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр - слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.

Что такое интонация? Виды интонации

Темп речи - это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп - торжественной.

В узком смысле интонация понимается как “движение голосового тона” и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин “интонация” обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т. е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т. д.) и ритм.

Паузы - это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.

Скрипник Я. Н., Смоленская Т. М.

Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!

Фонетика современного русского языка, 2010.

Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т. д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо – вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).

Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт.

Что такое интонация? Виды интонации

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации - это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при – дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.

Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Кружок в детском саду умелые ручки Учебное заведение: МБДОУ. Детский сад №153 Наименование материала: методическая разработка Тема: План работы кружка "Умелые ручки" группе на 2015-2016...

Дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников... Дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников. Содержание и теория дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государс...

Это слово переводится как громкая речь. Манера речи и акценты позволяют выразить эмоции без жестов или мимики: переживания, радость, страх и беспокойство. Тональность зависит от тембра голоса и его мелодичности, от общей конструкции и ее частей.

Интонация играет роль ритмической части предложения. В письменном виде тональность выделяется знаками препинания.

Определение

В русском языке есть обороты, знаки препинания и манера речи, чтобы правильно создать логическую конструкцию (по значению каждого элемента). В психологии интонация выражает истинный посыл: если словами люди врут, то их речь наиболее показательна. Для устной речи манера является важным инструментом. Тон голоса может меняться в слоге или отдельных словах, а тональность образовать правильный посыл.

Интонация - это демонстрация эмоций для лучшей коммуникации с собеседником.

Значение слова интонация включает синтаксические приемы, которые нужно использовать отдельно или в комплексе. Движение голоса характеризует мелодику и плавность речи: в интонационной методике важна тональность, протяжность, наличие пауз – это основа речевой конструкции.

Состав

В любой фразе есть своя интонация: вне зависимости от посыла эмоций и ее громкости. Даже нейтральные словосочетания имеют определенную тональность, которая демонстрирует общее значение. Состоит манера речи из таких элементов:

  • частота;
  • интенсивность;
  • паузы;
  • мелодика.

Частота и насыщенность – объекты речи, которые 1-е показывают общий посыл. В зависимости от меняющегося настроения меняется тональность: одно словосочетание может сочетать сразу несколько разных речевых конструкций (выступать в роли акцента, повествования). Чувство, эмоция, сильное переживание влияют на звучание голоса.

Интенсивность – это 2-й показатель эмоций. Зависит он от работы мышечного аппарата лица. Направление мышц создает разную интенсивность речи: происходит изменение тональности и ее продолжительности.

Значение интонации предполагает наличие пауз. Они помогают выделить отдельные словосочетания – так делается акцент. Благодаря паузам речь становится более осмысленной и структурированной. Выражающие паузы – это остановки в монотонной речи (делать их слишком большими нельзя). Для демонстрации эмоций в речи используется мелодика: движение тона (его повышение и понижение).

Функции

Интонация голоса – это совокупность речевых объектов. Они объединяются, чередуются и меняются при необходимости. Чем разнообразнее речь, тем больше ее информативность – используются искусственные словосочетания, которые усиливают манеру речи.

Интонирование необходимо для:

разделения словосочетания или диалога;

  • для того чтобы разделить информацию и сделать ее более четкой;
  • используется для создания правильной структуры (в оформлении словосочетаний всех типов);
  • для описания эмоций и общего посыла;
  • для разделения лексических элементов в словосочетании.

Используется определенная манера речи для модальности текста. Она помогает выстроить повествование в правильной форме и не теряться в бессмысленном тексте.

В речи можно обойтись без интонации, но с ее помощью легче сделать нужные акценты: это полезно для художественной речи, для ведения конструктивного диалога. Если не использовать интонацию, трудно избежать ошибок в общении с собеседником.

Разновидности

Манера характерна для устной речи. Виды интонации разнообразны: более 16 типов. Употребляется интонация в повседневной речи и для ведения официальных разговоров. Ее разделяют на типы по цели, для которой она применяется.

Манера может быть повествовательной, вопросительной и восклицательной формы. Каждая форма играет свою функцию: для информативной речи используется сразу несколько видов интонации.

Повествовательная

Выразительный тон с акцентом на последнем слоге употребляется в повествовательном стиле. В чрезмерном изменении высоты звуков слоги не нуждаются. Тональность спокойная, равномерная. Наблюдается в повествовательном стиле вершина и понижение (низкий пик). Высокий и низкий тон плавно переходит друг в друга. Если в стиле необходимо объединение отдельных частей текста, то одну часть словосочетания произносят с высоким тоном, а оставшуюся – низким тоном.

Для литературного стиля используется резкий перепад тона (в конце делается акцент, символизирующий окончание речи). Повествовательная интонация используется для перечисления: когда необходимо объединить несколько частей и украсить их одним тоном. Такая манера не нуждается в дополнительных усилителях.

Вопросительная

Интонация для вопроса используется в 2 случаях: если нужно просто спросить и когда надо выделить определенную часть словосочетания (показать сомнения или уточнить информацию). Произносится предложение в экспрессивной форме с резким перепадом тона.

Для такой конструкции используются ее отдельные части. Для нее манера смещается к концу словосочетания (высказывание в виде вопроса в конце повествовательного словосочетания). Для громоздких речевых конструкций используются акценты, которые могут быть в середине словосочетания и на его окончании. Акцент смещается на одно слово, и на нем повышается тональность.

Восклицательная

Восклицательные типы интонации – это среднее между повествовательной манерой и прямым вопросом. Восклицательная интонация выше по тону (чем повествовательная) и ниже по тональности, чем вопрос. Включает такой тип побудительную манеру речи, которая демонстрирует просьбу или приказ.

Такая мелодика речи имеет логическую связь между частями конструкции. Она определяет значение всей конструкции: перегружать восклицательное словосочетание дополнительными усилителями не стоит.

Незаконченные конструкции

Есть незаконченные словосочетания, которые эмоционально могут нести смешанную информацию. Различают виды незаконченных конструкций, меняющиеся в разной речевой манере:

  • противопоставление;
  • предупреждение;
  • перечисление;
  • обособление.

Для сложных конструкций используются противопоставления: для их выделения применяются знаки препинания или тире (в письменном стиле). Для разделения конструкции на 2 части используется предупреждение. Оно заканчивается паузой, которая усиливает манеру. Та часть конструкции, которую разделили, произносится с повышением тона.

Однородные члены читаются с единой манерой – через монотонность они выделяются из остальных частей конструкции. Обособление разделяется паузами (одна длиннее, 2-я короче).

Музыкальная

Для мелодичных партий используется организация разных словосочетаний (по интонации) с последовательным местом расположения в конструкции. Общий ритм и продолжительность музыки складывается в композицию. Отличается такой вид интонации от речевой информативным посылом: она не служит для определения прямых эмоций. У словосочетания плавные или резкие перепады: паузы в таком стиле используются редко.

Результат понижений тона при произнесении – перепад громкости для усиления общего эффекта. От точности воспроизведения в такой интонации зависит общий фон. Менять манеру композиции нельзя. С повышением и понижением громкости интонации меняется ее акцент.

Важные свойства

Лингвистические термины интонации связаны с демонстрацией эмоций через создание определенных конструкций. Мелодия передает радость, ненависть, симпатию. Точного значения у такого стиля нет, но есть основные мотивы. Ритмико-мелодическая интонация может передать характер человека, его поведение, мотивы. Мелодия является средством выражения чувственного тона, которое сложно описать словами.

Правильные акценты

Важнейшая часть манеры – ударение. Оно может показать смысловой посыл высказывания. Акцент служит для выделения отдельных слов и их грамотной интерпретации. Правильный акцент бывает логичным и синтагматическим.

Тактовый акцент выделяет отдельные части конструкции из речевого потока. Смысловые группы повышают общее значение. Логические акценты усиливают только важные слова, ради оформления которых построена вся речь. В интонационном типе словосочетания используются дополнительные паузы после акцента.

Заключение

Интонация – это громкая часть речи (выделенная) для передачи смысла и окраски речевой конструкции. С ее помощью люди характеризуют отношения или выясняют спорные моменты. Используются восклицательные, повествовательные интонации и прямые высказывания. Дополнительно выделяются с помощью пауз отдельные части речевой конструкции.

Интонация и её компоненты.

    Понятие интонации; интонация и просодия.

    Компоненты интонации.

    Функции интонации.

1. Понятие интонации.

По определению Льва Рафаиловича Зиндера интонация – ритмомелодический рисунок речи, сложное единство 1) речевой мелодики (движение основного тона), 2) ритма (соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов), 3) темпа (интенсивности), 4) тембра речи, 5) фразового и логического ударения, 6) пауз (паузировка обязательна в интонации).

Итак, мы видим, что большинство исследователей считают компонентами интонации изменение высоты тона, фразовое ударение, ритм, темп и тембр. Д. Джоунз, Л.В. Щерба, Р.Ладо и Ч. Фриз рассматривают в качестве компонентов интонации всего лишь один-два элемента: изменение высоты основного тона и фразовое ударение или изменение высоты основного тона и ритм. Таким образом, все исследователи считают изменение высоты основного тона важнейшим компонентом интонации, что полностью соответствует первоначальному значению термина «интонация» и не может вызывать никаких возражений.

Интонация и просодия .

Термин «просодия» используется как общее название для сверхсегментных свойств речи: высоты тона, длительности, громкости.

Просодия имеет акустический, перцептивный и лингвистический (функциональный) аспекты.

Все аспекты взаимодействуют и могут быть рассмотрены как различные стороны одного явления. Для обозначения просодических единиц каждого аспекта существует специальная терминология. При рассмотрении акустического аспекта выделяются частота, интенсивность, время. Для обозначения просодический единиц перцептивного аспекта приняты термины высота тона, громкость, длительность. Функциональный аспект располагает понятием многокомпонентной интонации.

2. Рассмотрим компоненты интонации.

Фразовое ударение – выделение слова на фоне других слов. Это достигается произнесением ударяемых слов с большим выдыхательным толчком и мускульным напряжением, чем неударных, а также изменением тона и повышением длительности ударных слогов в слове предложения. Оно существует во фразе в нескольких видах: синтаксическое – ядро фразы – тот слог, где голос движется вверх или вниз, оно показывает коммуникативный тип высказывания (команда, вопрос, утверждение, просьба) тяготеет к концу фразы;

логическое – появляется во фразе в силу превалирующей роли смысла;

эмфатическое – связано с эмоциональной стороной речи (вкладываем не разум, а эмоции). Достигается за счет силы громкости.

Темп (длительность) – скорость произнесения тех или иных отрезков речи, которая зависит от индивидуальных характеристик говорящего, стиля произношения. Темп, как и другие компоненты интонации, играет важную роль в передаче информации:

Выполняет структурную роль в формировании единиц речи (синтагм, фраз, сверхфразовых единиц, строк, строф). Начало и конец единиц речи обычно характеризуется замедлением речи.

При помощи темпа (чаще замедленного) выделяются наиболее важные участки высказывания.

Передает эмоционально-модальную информацию. Эмоциональная речь характеризуется отклонением темпа в сторону убыстрения либо замедления. Например, выражение горя, страха, безразличия характеризуются большей скоростью, чем выражение печали, презрения. Высказывания, выражающие сдерживаемые эмоции тяготеют к замедлению темпа, несдерживаемые - к убыстрению.

Ритм (тесно связан с темпом) – повторение ударных слогов в более или менее равные интервалы времени. Темп и ритм является времен’ными (темпоральными) компонентами интонации. Ритмичность достигается тем, что акцентируемые слоги выделяемых по смыслу слов появляются в речи через относительно равные временные отрезки, вычленяя ритмические группы, выполняя, т.о. функцию организации ритма в речевом контексте. Организующая функция ритма проявляется не только в его способности дробить временной континуум на относительно равные временные отрезки, но также и в том, что он способен объединять более мелкие единицы ритма (ритмические группы) в более крупные → в синтагмы, синтагмы → во фразы, фразы во сверхфразовые единства, сверхфразовые единства в → целый речевой контекст.

Тембр – специальная окраска голоса, эмоционально-экспресивное отношение говорящего. С физической точки зрения тембр – это колебание различной частоты, образующие совокупность обертонов. В речи тембр выполняет две функции: он дает возможность различать по голосу говорящих и выступает как индикатор эмоционального состояния говорящего, благодаря этому высказывание приобретает необходимую эмоциональную окраску.

Пауза – акустический нуль, прекращение артикуляции, может быть резким переломом в мелодике. Наша речь представляет собой связный звуковой поток, расчленяемый паузами на большие или меньшие отрезки. Пауза может быть сделана лишь после того, как произнесена какая-то группа слов или одно слово, представляющее собой смысловое единство, и в тоже время синтаксическое единство, то есть объединенные общим смыслом и синтаксической связью.

Компоненты интонации проявляют себя в двух аспектах:

    Коммуникативном – интонация сообщает - является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли вопрос или ответ, просьбу или команду; представляет коммуникативные типы высказывания: повествовательные, восклицательные, вопросительные, побудительные. Характерно для русской интонационной системы.

    Эмоциональном – в любой интонации обязательно заключена определенная эмоция, отношение говорящего к высказыванию – это модальность. Интонация всегда модальна. Характерно для английской интонационной системы.

3. Функции интонации.

1) Основная функция интонации – функция организации и членения речевого потока .

Представим последовательность слов, лишенных интонационных показателей (пауз, мелодии и др. показателей). Peter said brother is ill today we must send for the doctor. (отсутствие знаков препинания подчеркивает отсутствие интонации как суперсегментного средства).

Эта последовательность звучит неестественно и малопригодна для понимания, так как в ней содержится ряд трактовок, связанных с различным пониманием.

Усовершенствуем эту последовательность, используя паузы. Так, чтобы в один сегмент входили слова, наиболее тесно связанные по смыслу. Группируя слова с помощью пауз по-разному, мы получим различное понимание примера.

′Peter said ׀ Brother is ill today.׀׀ We must send for the doctor.

′Peter said ׀Brother is ill.׀׀ Today we must send for the doctor

Peter, ׀ said brother, ׀ is ill today. ׀׀We must send for the doctor.

2) В естественной речи связь между соседними отрезками может быть менее или более тесной. Простейший способ отразить это заключается в использовании пауз разной длительности: unit pause, double pause, treble pause) например: Brother is ill today. // We must send for the doctor.

В первом варианте мы имеем дел с последовательностью двух относительно самостоятельных предложений. (││) такая пауза – разделяющая. Краткая пауза (│) отражает тесную связь между частями сложного высказывания – связывающая.

Различия в характере пауз используются интонацией в функции выражения степени связи между единицами членения.

3) Функция оформления и противопоставления типов высказывания. Мелодика используется в качестве основного средства для оформления отрезков речи, выделенных паузами. Появляется возможность передачи принципиально иной информации, в частности информации о типе высказывания (вопрос, сообщение, побуждение, закончено ли сообщение и т.д.).

Brother is leaving. For Moscow.

Brother is leaving. – For Moscow?

С помощью мелодики выражаются основные коммуникативные типы высказывания.

4) Дистинктивная функция реализуется в противопоставлении одинаковых последовательностей слов с различными интонационными моделями. На уровне интонационной группы, фразы и текста. Например: If Mary comes │ let me → know at once.

Ожидается, что придет несколько людей, но говорящего интересует Мери.

If Mary comes │ let me → know at once. (Ждут только Мери и никого больше).

Итак, выделяют 4 функции интонации. Все они связаны со смысловым строем предложения и относятся к сфере лингвистики.

5) Несомненно, интонация связана с выражением эмоций человека, так что еще одну функцию интонации можно назвать функцией выражения эмоциональных значений и оттенков (модальность). Тон «падение + подъем» выражает контраст, недосказанность. Каждый мелодический рисунок добавляет свои оттенки значения.

Например: When did you come? – Now (невозмутимо, беспристрастно)

Now (заинтересовано)

Now (поддерживание разговора)

You are to do it right now. – Now? (очень удивленно)

от лат. intonare - произносить) - специфическое средство худож. общения, выражения и передачи эмоционально насыщенной мысли с помощью пространственно-временного движения в его звучащей (человеческий голос и голоса музыкальных инструментов) и зрительной (жест, мимика, пантомимика) форме. Основой складывающейся общеэстетической теории И., к-рая опирается на достижения мн. областей совр. гуманитарного и естественнонаучного знания (музыковедение, лингвистику, семиотику, психологию, нейрофизиологию и др.), стало теоретическое осмысление музыкальной И., начало к-рому положил Асафьев, выдвинувший идею об интонационной природе музыки (И. понимается как выраженная мысль, а музыкальная форма - как многослойный интонационный процесс). И.-одна из основ выразительности музыки, единство всех сторон музыкального звучания (высота, громкость, длительность, тембр), сплоченных смыслом. Глубинный уровень интонационного процесса мелодизирован; мелодию можно представить как движение разных И. Хотя музыкальная И. вполне способна быть характеристической, как бы принадлежа изображенному в музыке персонажу, ее специфическое свойство- раскрыть преимущественно мирочувствование человеческого «Я», в к-ром незримо присутствуют «Мы» эпохи, народа, человечества. Эти свойства И. просматривал ются во всех видах искусства, даже в таких далеких от музыки, как. живопись или скульптура (пластическая И.). Музыкальная И., в свою очередь, черпает содержание из богатств речевого опыта, в т. ч. ораторского, театрального, поэтического, поскольку И.- одно из важнейших средств смысловой и эмоциональной выразительности худож. и особенно поэтической речи. Др. источник И.- жесты, движения, походка, танец, с к-рыми с незапамятных времен срастила себя музыка. Интонационный процесс в разных видах иск-ва имеет общие черты. Это прежде всего вопросительная и восклицательная И. Мелодическое клише вопрошания схватывает момент поиска, противоборства. В трагедийных произв. этот поиск нередко конкретизируется в виде философских вопросов о смысле жизни (напр., в «Гамлете» У. Шекспира: «Быть или не быть?», «Что благородней духом?..»). Восклицание ориентировано на определенность действия, его осуществление. Неся на себе смысловую и эмоциональную нагрузку, И. сосредоточивает исторический опыт, выступает как часть эстетической культуры человечества.