Ныне, несмотря на повсеместное и массовое возвращение людей к Православию, к сожалению, часто приходится сталкиваться с довольно безразличным отношением современных христиан к церковному браку, нередко с полным непониманием его смысла и необходимости.

Согласно учению Церкви, брак есть установленное Богом таинство, которое освящает супружеские отношения, делает супружеский союз неразрывным, возлагает на бракосочетающихся обязанность заботиться друг о друге, как о самом себе, и воспитывать своих детей в духе веры и христианской нравственности. 19 веков христианский мир верил в брак как в таинство, признавал его обязательную силу, - и как мало было случаев к разводу между супругами, а о браке так называемом гражданском и помину не было. Сожительство без церковного благословения считалось величайшим преступлением, и лица, его допускавшие, подвергались укорам и презрению общества.

И вот в ходе гонений на Церковь в советское время церковный брак повсюду был вытеснен гражданским. Безбожное общество сформировало и соответствующее отношение к браку. Каков результат? На наших глазах то муж оставляет свою жену, то жена бежит от мужа, - и эти картины ни у кого не вызывают удивления. А "свободный" (от всякой морали) Запад как бы говорит: это еще не предел, развод следует считать делом не только допустимым, но и полезным. "Неплохо бы раз в 7 лет менять приче ку и мужа, - советуют своим клиенткам американские психологи, - это внесет новые ощущения в вашу жизнь".

В связи с этим возникает вопрос: содержит ли вообще в себе гражданский брак необходимые условия устойчивого счастливого брака?

Чтобы брак, понимаемый в его истинном значении, мог быть действительно счастлив, для этого необходимо чтобы вступившие а брак постоянно сохраняли сознание его высокого достоинства и не упускали из виду прав и обязанностей, освященных браком. Это - взаимная любовь супругов и уважение, это - не страстная любовь, скоро преходящая, а любовь, основанная на страхе Божием, любовь во образ Христа к Церкви, потому Апостол и призывает: "Мужие, любите своя жены, яко же и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню" (Еф. 5, 25).

Таким образом, муж, по учению слова Божия, должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, т.е. любить неизменно до конца жизни, любить до готовности страдать и умереть за нее, любить и в том случае, если бы жена и не любила его, любить, чтобы своею любовью расположить ее к себе. Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни, в состоянии загладить и несходство характеров, и разность наружных качеств, и различные недостатки и пр.

С другой стороны, жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Хотя, по учению слова Божия, мужу и дана власть, но на эту власть он должен смотреть не как на преимущество, а как на долг. Первенство вручено Богом мужу не для унижения жены, не для господства и владычества над нею, а для разумного, кроткого управления домом. Да и какой представляется у Апостола эта власть? Самой нежной, бескорыстной, благородной властью. И в самом деле, какая власть может быть чище и выше владычества Христа над Церковью? Какое отношение может быть возвышеннее того, в каком находится Христос и Церковь? Здесь теснейшее родство, полнейшее духовное единение, самое справедливое уравнение прав, какое только можно представить себе, не унижая власти и подчинения.

А в браке гражданском могут ли существовать подобные отношения между супругами неизменно, до конца жизни? Без сомнения, нет, - об этом можно судить по его хрупкости и легкости к расторжению.

Людям века сего известна лишь страсть, понятно лишь увлечение, приятна одна чувственная любовь. Но минуты такой любви слишком коротки и мимолетны. И вот союз, лишенный главной скрепляющей его силы, распадается.

"От супружества - счастие временное и даже спасение вечное, - учил свт. Феофан Затворник. - Потому к нему приступать должно не с легкомыслием, но со страхом и осторожностию. Добрым супружеством благословляет Бог. Потому:

Будь благочестив, предан Богу, на Коего уповая, молись, чтоб Сам Он послал другую половину, угодную Ему и спасительную тебе.

Ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или страстное блажничество, или корысть, или тщеславие; но - ту одну, какую Бог определил, - взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других.

Когда нашел, прими как дар Божий, с благодарностью к Богу, сколько с любовью, столько же и с почтением к сему дару.

Когда выбор кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно-телесному.

Естественный, союз, по любви, есть союз дикий, мрачный. Здесь он очищается, освящается, отрезвляется по молитве Церкви Божественною благодатию. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся - благодать же непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь... Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к таинству" ("Начертание христианского нравоучения").

Бракосочетание

Когда добрые дети, отправляясь в какой-либо неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, тогда нежная мать, искренно благословляя их, каких задушевных чувствований своих не выражает, каких сердечных благожеланий при этом не изливает! Так же поступает любвеобильнейшая мать наша св. Церковь Христова, когда покорные чада ее - нареченные жених и невеста - являются во св. храм Божий, ища и прося ее материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни. Чуждые дотоле друг другу, соединяясь, по указанию управляющего всем Промысла Божия, в одну чету, жених и невеста вступают, подлинно, в новую для них - семейную жизнь, и потому не знают, что ожидает их впереди в этой супружеской жизни: радость ли, спокойствие, или душевные какие-либо тревоги, скорби. В таком случае для них потребно верное напутствие, необходимо истинное указание на предстоящем жизненном пути. И вот св. Церковь, с любовию и торжеством приемля в объятия брачующихся чад своих, среди своих благословений каких трогательных молений не изливает о них, каких благожеланий не возвещает им! И эти усердные мольбы свои, эти благожелания она сопровождает торжественными и глубоко знаменательными обрядами.

По уставу церковному бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после литургии (Требн.), дабы жених и невеста благоговейным молением за литургией, очищением себя чрез таинства покаяния и причащения святейших Тела и Крови Христовых достойно приготовились к принятию благодати таинства брака.

Первая часть таинства брака - обручение.

Жених во св. храме становится по правую, а невеста по левую сторону, - так соблюдается Богом узаконенный чин и благоприличие: муж - глава жены и в порядке стояния первенствует пред своею женою. Два перстня для обручающихся полагаются вблизи друг друга на св. престол в знаменование того, что брачующиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа, от Его св. престола испрашивают благословение на свое обручение. Жених и невеста держат в руках светло горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них самые светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов, что брак есть дело чистое, святое, не боящееся света, как боятся этого света грех и порок. Как светло и ярко горят свечи - так светла, чиста и целомудренна должна быть у брачующихся душа; как пламенно горят свечи - такою пламенною любовию они должны гореть во все время супружеской жизни друг к другу, к св. Церкви, их благословляющей.

Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям своим столько благ, сколько испрашивает им у Бога св. Церковь при совершении таинства брака. Едва только жених и невеста вступили в храм Божий для испрошения себе благословения свыше на супружескую жизнь, св. Церковь тотчас же начинает воссылать свои моления ко Господу, где просит Его о брачующихся друг другу: о еже податися им чадом к продолжению рода; о еже ниспослатися им любви совершенней, мирней, и помощи; о еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере; о еже благословипгися им в непорочном жительстве; о яко да Господь Бог дарует им брак честен и ложе нескверное.

Затем священник берет с престола перстни и возлагает на безымянные пальцы правой руки жениху и невесте.

Взяв сперва кольцо жениха, он трижды произносит: "Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)". При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головой жениха и надевает кольцо. Затем берет кольцо невесты и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: "Обручается раба Божия (имя) рабу Божию (имя)", и также надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки. Затем жених и невеста трижды обмениваются своими кольцами.

Перстень, по древнему обыкновению, служил печатью и утверждением; троекратным обменом перстней печатлеется и утверждается полное взаимное доверие лиц брачующихся: отселе они вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие; с этих пор они будут жить друг для друга, будут обмениваться друг с другом всем, - и эта взаимность между ними будет постоянная, бесконечная (как в перстне - круге - нет конца, так и союз супружеский должен быть вечен, неразрывен). Жених, во свидетельство своей любви и готовности преимуществом сил своих вспомоществовать немощи женской, отдает свой перстень невесте, а она, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой перстень взаимно отдает жениху.

Теперь обрученные приближаются к аналою, на котором лежат св. Евангелие и крест Христов; этим Церковь внушает, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях супруги имели пред взором закон Христов, начертанный в Евангелии, чтобы в язвах распятого на кресте Христа Спасителя искали себе утешения среди треволнений житейских. При этом св. Церковь словами св. псалмопевца, изображающего блаженное состояние богобоязненных людей в их супружеском, семейном быту, отвечает на вопросы ума и сердца брачующихся, что ожидает их впереди, какая доля благополучия готовится им. "Блажени вси боящийся Господа, ходящий в путех Его" (Пс. 127, 1), - вот краеугольный камень, вот тайна будущего семейного счастья непреложная, как непреложно слово Божие. Итак, истинное счастье супружеского союза зависит от того, как супруги будут вести себя в отношении к Богу и св. заповедям Его: если новобрачные будут благоговеть пред Богом и ходить путями Его, исполнять заповеди Его, то Сам Господь силою Своего могущества и премудрости будет устроять внутреннее и внешнее благо их жизни там, где чуждающиеся Бога встречают одни неудачи и скорби...

Обрученные жених и невеста становятся на одно "подножие" (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем - как счастливую, так и неблагополучную, - и всенародно пред крестом и Евангелием объявляют свое благое и непринужденное произволение на вступление в брак. Жених и невеста должны вступать в брак по взаимному согласию и желанию: непринужденное расположение их друг к другу служит ручательством семейного счастья в супружестве и одним из важнейших условий законности брака.

Впрочем, сердечное взаимное сближение жениха и невесты, внушаемое словом Божиим (Быт. 24, 57-58; 28, 1-2), должно быть освящено благословением родителей и заступающих место их (Суд. 14, 1-3). Грешно поступают дети, когда вступают в супружество без благословения своих родителей: молитвы родителей, благословение их, по свидетельству слова Божия, утверждает дома детей (Сир. 3, 9), т.е. скрепляет счастье и благополучие семейной жизни детей.

Итак, по изъявлении женихом и невестою пред лицом Самого Господа и пред всею Церковью взаимного согласия на вступление в брак, служитель алтаря Господня приступает к совершению самого венчания. Устами священника в трогательных молитвах св. Церковь вспоминает Самим Богом благословенные браки св. праотцев наших и призывает на брачующихся то же благословение Господне, коего сподобились они, молит Всевышнего сохранить брачующихся, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве китове и три отрока в пещи Вавилонской, даровать новым супругам единомыслие душ и телес, долгоденствие, венец неувядаемый на небесах, даровать от росы небесныя свыше и от тука земного, вина и елея и всякия благостыни, дабы они могли, "всякое самодовольство имуще", преподавать и требующим. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачующихся, а и родителей их, "зане молитвы родителей утверждают основания домов..."

Но вот настала важнейшая, торжественнейшая, святейшая во всем чинопоследовании венчания минута. На благословенную чету возлагаются венцы - знамения царской власти, - и этим преподается брачующимся благословение соделаться родоначальниками, как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованною властию ко благу подвластных им. Помимо того, поскольку в древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака.

"Венцы, - объясняет св. Златоуст, - полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т.е. в состоянии победителей похоти плотской. А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь и венец на главе своей?" В самом деле, что должны мыслить и чувствовать при возложении венцов брачующиеся лица, не сохранившие до брака своего целомудрия?.. Должны чувствовать себя недостойными венцов, и в этом глубоком сознании собственного недостоинства пусть примут они твердое намерение изгладить свои прежние грехопадения покаянием и богоугодными делами.

При возложении венцов на жениха и невесту служитель алтаря Господня произносит: "Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)", "Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя)", и, трижды (в честь Св. Троицы) благословляя обоих, трижды же возглашает тайносовершительные слова: Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)! "Господи! - как бы говорит этими молитвенными словами священник. - Как эта чета украшена теперь венцами, так украшай брачный союз этот во всю жизнь их славою и честию, всеми дарами Своего благословения: да сияют новые супруги в жизни чистотою и святостью, как сияют их венцы, - и да сподобятся венцов небесных, уготованных в будущей жизни победителям, побеждающим лукавые обычаи мира сего и всякую похоть вредну, подаваемых за соблюдение супружеской верности, за подвиги христианские".

Так св. Церковь тайно действенно низводит на брачующихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, естественное рождение и воспитание детей. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, невеста - жена своего жениха; с этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: "что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 6).

Теперь супругам необходимо узнать свои обязанности в отношении друг к другу, - и вот Церковь Христова предлагает в читаемом при бракосочетании апостольском чтении истинное учение о взаимных обязанностях мужа и жены. Брачный союз, по учению слова Божия, есть тайна великая (Еф. 5, 32), вследствие того, что он представляет собою отпечаток, отображает в себе духовно благодатный союз Христа Спасителя с Церковью. Чистая, неизменная взаимная супружеская любовь, знаменуя собою любовь Спасителя к Церкви, является источником всех супружеских добродетелей, источником взаимного семейного спокойствия и счастья; она облегчает все трудности, скорби и болезни супружеского состояния, - она дары счастья возвышает и нужды бедности делает сносными. Муж есть глава жены, говорит св. ап. Павел, как и Хри тос - Глава Церкви (23 ст.). Но Спаситель до того возлюбил Церковь, что предал Себя за нее (25 ст.), умер на кресте ради ее святости и непорочности, - так и муж должен любить свою жену, как самого себя (33 ст.), должен любить до готовности положить, в случае надобности, самую жизнь за свою жену, дабы доставить ей истинное спасение. Мужья должны любить своих жен, как свои тела, учит тот же св. Апостол: любящий свою жену любит самого себя (28 ст.). Итак, муж должен быть главою своей жены, - но не безрассудною, не скудоумною, не ветреною, а главою разумною, мыслящею. Муж должен быть главою жены, - но не для того, чтобы мучить жену жестокосердием, холодностью, непомерными требованиями (жена есть тело мужа: если же голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама), - а для того, чтобы, по слову Божию, благоразумно обращаться с женой, как с немощнейшим сосудом, оказывая ей честь как сонаследнице благодатной жизни (1 Пет. 3, 7), чтобы быть всегда и везде образцом для жены своей и с христианскою кротостью замечать и исправлять недостатки ее. Муж должен быть истинным другом и попечителем неразлучной спутнице своей, должен искать отрады себе и утешения не на стороне, не в чужих домах и собраниях, а у себя дома, вблизи своей жены, которая оставила дом родителей своих ради мужа и всего ожидает от него одного...

Как Церковь повинуется Христу, так и жены - своим мужьям во всем, как Самому Господу (Еф. 5; 22, 24), повелевает слово Божие; но отнюдь жена не должна "властвовать над мужем... ибо прежде создан Адам, а потом Ева, и не Адам прельщен, но жена, прельстившись впала в преступление" (1 Тим. 2, 12-14). Церковь Христова свято и богобоязненно исполняет волю Господа, - так должна поступать и жена в отношении к мужу своему. Жена должна стараться блюсти честь и имя того, кому сочетал ее Всеблагий Промыслитель, привлекать к себе расположение мужа не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою (1 Тим. 2, 9), а своею разумною покорностью, ненарушимою верностью, кроткими внушениями, добрыми распоряжениями в доме и всеми способами, которые дарует великое имя помощницы мужа.

Другой назидательный урок преподается супругам в положенном при бракосочетании евангельском чтении о браке в Кане Галилейской. Бедная чета, не имевшая средств припасти достаточно вина для угощения брачных гостей, была, однако, достойна того, чтобы Сам Господь Иисус Христос с Своею Пречистою Матерью почтили брак Своим присутствием, чтобы Сама Царица Небесная обратила на бедность ее Свое внимание и умолила Сына Своего помочь нужде новобрачных чудесным претворением воды в вино.

Итак, бедность нисколько не препятствует супругам христианским богатеть благочестием: благоустроенная жизнь человека, по слову Христову, не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15). Если новобрачные будут полагать главное сокровище свое в Боге, если будут украшаться христианским благочестием и исполнять заповеди Христовы во все дни жизни своей, то Господь Бог, "сподобивый в Кане Галилейской честный показати брак Своим присутствием, Сам ущедрит их и исполнит дом их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, дарует обильное пропитание для супругов и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все труды их, на села и поля, на домы и скоты их, дабы все умножалось и сохранялось..." (Требник).

По прочтении Евангелия преподается новое наставление супругам. Приносится чаша с красным вином, священник благословляет ее и дает бракосочетавшимся троекратно вкушать из нее в знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее, одни желания и намерения, и что все они должны делить между собою пополам: и счастье и несчастье, и радости и скорби, и труды и покой, и подвиги и венцы за подвиги.

По вкушении из чаши пастырь Церкви, соединив десницы супругов и покрыв их концом епитрахили (в знамение того, что они соединились во Христе, и что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви), троекратно обводит новобрачных кругом аналоя, выражая этим обхождением их радость, духовное ликование. Кроме того, так как повторяемый круг всегда служит знаком вечности, кругообразным обхождением бракосочетавшиеся являют знамение того, что они будут хранить свой супружеский союз вечно, пока будут живы, и выражают обет ни по каким причинам не расторгать брака. Обхождение совершается трижды во славу Св. Троицы, Которая, таким образом, призывается во свидетельство обета супругов.

По окончании шествия снимаются венцы с новобрачных при особых приветствиях, в которых служитель Божий желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей Божиих: "Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия. И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог". Затем в двух последующих молитвах: "Боже, Боже наш" и "Отец, и Сын, и Святый Дух" священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, стоящим лицом к преклонившим головы новобрачным, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением.

Наконец, бракосочетавшиеся, муж и жена, дают друг другу целование, - и чин венчания оканчивается.

Вот как все благообразно и к назиданию нашему совершается в священнодействии брака, как все возносит нас от земли к небу! Господь наш Иисус Христос для того и благоволил освятить брачный союз благодатию таинства, чтобы супруги христианские, представляя таинственный образ святейшего союза Его с Церковью и вспомоществуемые благодатию таинства, украшались богоподобными совершенствами.

Как же далеки должны быть от нас всякое движение бесчинное, всякое слово праздное, всякая мысль лукавая и нечистая, как благоговейно и внимательно мы должны стоять во храме в то время, когда испрашивается благословение Господне для новой четы, когда незримо с нами присутствует Сам Господь Иисус Христос, подобно тому, как Он присутствовал на браке в Кане Галилейской!

На брачном торжестве св. Церковь дозволяет нам веселие и радость, но желает, чтобы радость и веселие наши были чисты, святы, достойны того великого таинства, ради коего они дозволяются. "Брак и учреждение на нем (пир), - говорит Церковь Христова в руководство нам, - со всякою тихостию и подобающей христианам честностию во славу Божию да бывает, не козлогласованием диавольским, ни плясанием и пиянством, яже христианам запрещена суть; супружество бо есть дело святое: темже и свято сие совершат достоит". "Брак должен быть провождаем благочинно, христианским образом, а не языческим, без песней скверных и соблазнительных, без криков, содомскую паче, нежели христианскую свадьбу показующих; а также без волшебства и всяких скверных действий". "Позванным на брак подобает скромно, честно и с благоговением вечеряти или обедать, как прилично христианам", - изрекли древле святые и богоносные отцы на соборе. Скромное, благоговейное наше пиршество брачное благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда. (Свящ. А. В. Рождественский. "Семья православного христианина".)

Советы венчающимся

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства.

В церквах, где предварительная запись отсутствует, молодожены договариваются о совершении таинства непосредственно в день свадьбы. При этом устанавливается приблизительное время венчания, так как венчания, возможно, начнутся только после других треб. Также можно договориться и с конкретным священником.

В церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам необходимо исполнить все необходимое для причащения: пост, молитву, взаимное прощение.

Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен по крайней мере за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется правило ко Св. Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению). С молитвой соединяется пост - воздержание от скоромной пищи - мяса, яиц, молока и молочных продуктов, - а если супружеская жизнь уже имеет место - воздержание от брачных отношений.

Молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого).

Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства.

Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на престол.

Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.

У невесты непременно должен быть головной убор - фата или платок; косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.

По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей, организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме - держать венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными.

Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике такое бывает. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания - 30-40 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Церковно-канонические препятствия к браку

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.

Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего - благословением духовника хотя бы одного из супругов.

Венчание не совершается:

В течение всех четырех многодневных постов;
- во время Сырной седмицы (масленицы);
- на Светлой (Пасхальной) Седмице;
- от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
- накануне двунадесятых праздников;
- по вторникам, четвергам и субботам в течение всего годи;
- 10, 11, 26 и 27 сентябрями связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
- накануне престольных храмовых дней (в каждом храме - свои).

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Суеверия, связанные с венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространены и суеверия, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье, а чья свеча после таинства окажется короче, тот и р ньше умрет. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, "будешь потом всю жизнь маяться".

Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец - сатана, названный в Евангелии "отцом лжи". А к случайностям (например падение кольца) нужно относиться спокойно - всякое бывает.

Последование о второбрачных

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В исследование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.

Венчаться никогда не поздно

В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви, Но бывает, что невенчанные супруги всю жизнь хранят верность друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии.

Церковь никогда, не отказывает в благодати таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к таинству брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения.

Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий пред аналоем с крестом и Евангелием.

Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Возглашается прокимен и читаются Апостол () и Евангелие (), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из общей чаши вино, и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исаие ликуй…», «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст.

В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв.

В Русской Православной Церкви во все , на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. .

Брак не может быть заключен, если хотя бы одно из двух лиц, желающих вступить в брак, не достигло брачного возраста.

Для венчания необходимо

  • предварительное собеседование со священником;
  • венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери.
  • венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
  • рушник (венчальное полотенце) — однотонное: белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое, кольцо невесты – серебряное (желательно это соблюсти).

Стоимость венчания

Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.

Препятствия к браку

  • Жених и невеста перед венчанием должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Беззаконное сожительство освятить не может;
  • Жених и невеста не могут состоять: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).

Жениху и невесте необходимо

  • исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения);
  • прийти в Храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн;
  • быть с нательными крестиками.

Требования к свидетелям

  • в дореволюционной России церковный брак обладал юридической силой, поэтому венчание обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружками или шаферами, а в богослужебных книгах - восприемниками; поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них;
  • в настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным условием для совершения Таинства Брака, это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
  • современная роль свидетелей — духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака;
  • желательно найти свидетелей, которые православны и боголюбивы , а значит воцерковлены;
  • поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными наставниками для создаваемой семьи. Вторые же, живя во , вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не прекратят богопротивных отношений.

Некоторые особенности одежды невесты

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
  • косметика – в минимальном количестве.
  • т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.

Возраст венчающихся

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.

не освящает союз между или с …

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве , каким является венчание.
  • некрещеными (и не собираются принять крещение перед венчанием);
  • атеистами ;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве ;
  • людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
  • В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Вступление в брак с духовным лицом

  • если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
  • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания

  • Таинство Венчания – не просто обряд, это – молитва; отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течении всего Таинства Церковь почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
  • все присутствующие при венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
  • по возможности воздержитесь от лишних разговоров.

Традиция родительского благословения

  • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
  • при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
  • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
  • вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
  • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
  • если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;

Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?

  • За венчанием следует брачная ночь. Если венчаться во вторник или в четверг, то брачная ночь попадает на время однодневных постов среды и пятницы, что недопустимо.
  • При венчании в среду/пятницу брачная ночь наступает в период, когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).

Краткое описание Обручения

  • Обручение (предшествует венчанию) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.
  • Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма, а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре.
  • Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую жизнь.
  • Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
  • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
  • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

Краткое описание Венчания

  • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.
  • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
  • Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии душевном и телесном.
  • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их в единое целое и даровал им детей.
  • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
  • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословения Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословением жениха и невесты.
  • По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
  • Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи. Лишиться любви – значит, лишиться присутствия Божия в семейной жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу Иисусу Христу.
  • Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского союза и освящении его.
  • Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии от чистого сердца.
  • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
  • Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
  • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
  • Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
  • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Псевдоцерковные суеверия, связанные с венчанием

  • младшим братьям/сестрам нельзя выходить замуж раньше, чем старшие;
  • нельзя венчаться будучи беременной;
  • нельзя сочетаться браком и венчаться в високосный год;
  • упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов;
  • тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;
  • тот, чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет;
  • нельзя венчаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

Как можно развенчаться?

  • Расторжение благословленного Богом Брака — большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ().
  • Если первый брак фактически распался, то невиновной стороне может быть дано благословение на второй брак, в крайнем случае и на третий, но не более. Благословение может дать только епархиальный , но не священник.

Церковное богослужение, во время которого освещается и благословляется христианский брак, называется венчанием или церковным обрядом бракосочетания. Его суть – в благословлении будущих супругов на счастливую семейную жизнь, рождение и воспитание детей. Это таинство не должно быть данью моды или обязательным элементом свадьбы. Такое решение принимается осознанно, каждый супруг должен отдавать себе отчет в том, что с этим человеком готовы быть всю жизнь.

Для чего нужно венчание в церкви

Первоначально у славян церемония венчания была наделена магическим смыслом – защитить новоиспеченных супругов от сглаза, порчи, нечистой силы. Готовились к ней заранее: шили специальную одежду, головные уборы, готовили обережные блюда. С возникновением христианства на Руси церковный обычай продолжил существование. Считалось, свадьба в церкви приносит супружеской паре счастье, достаток, оберегает от неприятностей.

Смысл венчания – не только в согласии заботиться друг о друге, но и в решении совместно воспитывать детей, согласно христианским традициям. Венчание – это таинство, после которого брак не подлежит разводу. В настоящее время молодые решаются на освящение брака в церкви по ряду причин:

  • супружеская пара получает благословение от Бога;
  • появляются внутренние силы для создания крепкой семьи;
  • защита брачного союза от бед, неприятностей;
  • появление прочной связи на духовном уровне;
  • ответственность за потомство;
  • получение защиты от Бога в радости и горе.

Что нужно для венчания

Перед проведением таинства необходимо пообщаться со священником и подготовить венчальную пару икон, свечи, рушник. Обязательны обручальные кольца. Особенности:

  • Согласно православным канонам, невесте надевают серебряное украшение, а жениху – золотое. Объясняется это тем, что женщина олицетворяет образ Церкви, поэтому должна, как серебро, излучать свет и благодать. Мужчина же считается образом Христа, Божественную Славу которого символизирует золото.
  • В будущем вещи, использованные при обряде, будут помогать. Так, свечи можно зажечь в период семейных проблем, а иконы будут придавать сил, оберегая супругов.

Какие должны быть иконы

Иконы, необходимые для благочестивой традиции, называются венчальной парой. Согласно традициям, молодожены должны получить благословение от родителей, при этом невесту благословляют иконой Пресвятой Богородицы, а жениха – иконой господа Вседержителя. В настоящее время допускается использование любого рукописного изображения Пресвятой Богородицы и Христа. Часто для этих целей используют венчальную икону Казанской Божьей Матери.

Условия венчания в православной церкви

Не каждый официальный брак может быть благословлен и освещен. Существует ряд противопоказаний и ограничений для венчания в церкви, среди которых возраст новоиспеченных супругов. Так, будущая жена должна быть старше 16 лет, а будущий муж – 18 лет. Согласно церковным канонам, есть дни недели и праздники, в которые нельзя совершать священнодействие.

Когда можно венчаться

Многие супруги планируют венчаться в день регистрации брака в ЗАГСе. Это серьезное намерение, с которым не стоит торопиться. Лучше отложить это решение до рождения ребенка или по истечению нескольких лет совместной жизни. Выбирая дату проведения таинства, важно помнить, что не всегда можно совершить церковный обряд венчания. Неприемлемые для этого дни: вторник, четверг: они предшествуют постным дням. Нельзя венчаться в субботу – накануне выходного.

В престольные, двунадесятые праздники, многодневные посты венчание запрещено. Это:

  • Рождественский пост: 28.11-06.01;
  • Сырная седьмица;
  • Петров пост зависимости от даты Пасхи длится 8-42 дня;
  • Успенский пост: 14.08-27.08;
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября);
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября);
  • Святки (07.01-19.01);
  • Масленица;
  • Светлая неделя после Пасхи.

Даже если вы определились с датой, не входящей в пост, стоит сходить в храм и дополнительно уточнить у батюшки, чтобы не возникло недоразумений. Среди других ограничений проведения церковного обряда бракосочетания: ночное время, «критические» дни у женщин и непереходящие праздники, такие как Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха.

Препятствия к браку

Обязательным условием венчания является заключение официального брака. Брачующиеся должны быть крещеными православными христианами. Хотя в этом правиле есть исключение: допускается непровославный христианин к венчанию при условии, что рожденные дети будут крещены в православие. Другие ограничения, когда таинство не проводится, включают:

  • некрещеных;
  • атеистов;
  • живущих в гражданском браке;
  • людей с кровным или духовным родством;
  • четвертый по счету официальный брак;
  • психические расстройства и заболевания.

Правила

Поведение в церкви должно быть почтительным и уважительным в отношении святынь и друг друга. Здесь не допускаются громкие разговоры, смех, перешептывания. Про мобильные телефоны тоже нужно забыть: отключить аппарат или поставить на беззвучный режим. Находясь в центре церкви, нельзя поворачиваться спиной к святым образам. Все внимание должно быть направлено на молитву, ведь от этого зависит последующая семейная жизнь.

Подготовка

Чтобы выбрать церковь для венчания, нужно пройтись по разным храмам и почувствовать «свое» место. Важно также найти священника по душе, побеседовать с ним, обсудить все детали. Затем за несколько недель нужно записаться на венчание. Вопрос стоимости нужно заранее обсудить: в одних храмах это фиксированная сумма, в других – добровольное пожертвование.

Жениху и невесте следует подготовиться к венчанию не только материально, но и духовно: исповедоваться и причаститься. Без этих процедур пара не сможет получить в церкви благословения от Бога. Новобрачные должны молиться, просить спасения, прощения у обиженных, отпустить обиды, отдать долги. Только после того как их души очистятся, супруги допускаются к причастию.

Молитвы

С вниманием и благоговением отнеситесь к молитвам, ведь венчание – это не просто обряд. В течение всего таинства Церковь молится только о невесте и женихе, за исключением молитвы за воспитавших родителей. Служители церкви, брачующиеся, свидетели, гости и все присутствующие должны своими словами, мыслями, молитвами просить у Бога счастья и крепкой семьи для супругов. Важно сосредоточиться на главном.

Выбор наряда для невесты

Платье для венчания должно закрывать плечи и руки и быть не выше колен. Глубокое декольте не желательно, но можно использовать накидку, ажурную шаль, болеро, палантин. Цвет наряда лучше выбрать светлый, от темных и ярких – отказаться. Сарафаны, брючные костюмы не уместны для этого случая. Голова невесты должна обязательно быть покрыта. Шляпа для этого случая не подходит, так как на церемонии на брачующихся одевают церковные венцы.

Обувь может быть любой, главное, чтобы она была удобной. Всю процедуру нужно стоять на ногах. Венчание длится долго, поэтому от высоких каблуков и неудобных туфлей лучше отказаться. Макияж должен быть легким, неброским. С накрашенными губами запрещено целовать иконы, крест, венец. Подвенечное платье хранят с венчальными свечами, иконами, крестильными рубашками. Его нельзя продавать, дарить или кому-то отдавать.

Как проходит венчание

Во время Божественной Литургии подчеркивают важность Таинства брака и то, с какой душевной чистотой нужно подходить к его заключению. После этого следует обручение – скрепление взаимных обещаний супругов перед Господом. Небесный брак проходит в церкви и означает, что муж принимает жену от самого Бога. Закрепляется обручение венчальными кольцами, которые надевает священник сначала жениху, затем невесте, произнося при этом молитвы. После супруги троекратно меняются кольцами в честь Пресвятой Троицы. Завершается все молитвой об Ангеле хранителе для новой семьи.

Затем наступает венчание:

  • Брачующиеся держат в руках свечи и торжественно шествуют за священником с кадильницей к алтарю. Это означает, что на своем жизненном пути они должны следовать и соблюдать заповеди Господни.
  • Пару встречает Хор с пением псалма 127, в котором благословляется супружество.
  • Молодожены становятся на белый или розовый плат, расположенный перед аналоем.
  • Жених и невеста еще раз подтверждают добровольное решение вступить в брак, хранить верность и связать союз на небесах.
  • Процедура венчания начинается с литургического возгласа: «Благословенно Царство…»
  • Затем читают молитвы, после которых наступают важнейшие минуты таинства – все, о чем просилось в молитвах, совершается, скрепляя и освещая будущую семью.
  • Священник возлагает венец на жениха, и дает ему приложиться к образу Спасителя. Таким же образом он благословляет невесту, дав ей поцеловать икону Пресвятой Богородицы.
  • Батюшка читает молитву о принятии венцов непорочными и неоскверненными в Божьем Царстве.
  • После – послание Апостола Павла к Ефесянам, который мужья и жены должны полностью знать.

Супруги, украшенные венцами, предстают перед лицом Самого Бога в ожидании благословения. Наступает торжественная минута. После чтения молитв священник дает испить вина сначала жениху, а затем невесте. Каждый делает по 3 глотка. Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает их епитрахилью, и сверху кладет свою руку. Такой жест означает, что посредством руки священнослужителя муж получает жену от самой Церкви навечно в земном мире.

Молодая пара 3 раза обходит вокруг аналоя, с этого момента началось их совместное шествие рука об руку. Завершая движения, батюшка снимает венцы с супружеской четы, подносит им крест для целования и вручает образ Спасителя жениху, а образ Пресвятой Богородицы – невесте. Великое таинство венчания длится 45–60 мин. Церковное бракосочетание завершается свадебной трапезой для супругов, гостей, свидетелей.

Сколько раз можно венчаться в православии

Венчание – ответственное решение двух взрослых любящих людей. Это шаг, который скрепляет брачные узы и делает их неразрывными. Если же присутствует чувство страха или неуверенности, лучше повременить. Решившись на таинство, не стоит воспринимать его как красивый церковный обряд, а тем более – как обязательный элемент свадьбы. Это нечто большее. Иисус в Библии сказал, что союз, Благословленный Богом, люди разрушить не могут, но бывают ситуации, когда церковный брак все же распадается.

Не существует такого понятия, как «развенчание», но церковь все же признает возможность расторжения венчанного союза. Согласно церковным канонам, христианину не позволителен, но терпим второй брак. Разрешение на него можно получить, только написав прошение на имя правящего архиерея и представив необходимые документы. Затем следует беседа со священником для объяснения причин расторжения первого брака. Церковь разрешает повторный брак:

  • вдовцам;
  • тем, кто остался с маленькими детьми;
  • если один супруг никогда не состоял в браке, а второй был разведен не по своей инициативе;
  • после супружеской измены;
  • в случае уголовного наказания одного из супругов;
  • при наличии заболевания, не совместимого с появлением детей (СПИД, сифилис);
  • в отсутствие супруга более 3 лет;
  • при тяжелой душевной болезни, несовместимой с семейной жизнью (в т.ч. наркомании, алкоголизме).

По церковным правилам повторное таинство ведет к отлучению от причастия на 1-2 года, при третьем венчании – до 5 лет. Второй и третий брак храм трактует как измену и многоженство. Священнодействие будет проходить уже не так, как при первом венчании. Молитвы будут не только о счастье супружеской жизни, но и требующие покаяния тех, кто отступил от церковных правил супружества. В третий раз разрешено вступать в брак только из-за исключения беспорядка в личной жизни и блуда. Это не является нормой для верующего человека. Четвертый брак не рассматривается церковью никак: он запрещен.

Видео

Как мужа и жены, так и жениха и невесты в церкви. Еще со времен Древней Руси любая молодая пара должна была обязательно сочетаться узами брака в храме. Молодые возлагали на себя ответственность перед Господом и Церковью, поклявшись хранить ниспосланный свыше союз всю жизнь. Сегодня же это необязательная процедура. Молодые люди, которые знают, для чего нужно самостоятельно принимают решение в необходимости этого таинства.

Прежде всего, для этого надо быть искренним со своим партнером и с самим собой. Ни в коем случае нельзя венчаться только лишь потому, что это составляющая а также из-за нынешней моды на эту процедуру!

венчание в церкви?

Это нужно для Божьего благословления заключенного брака. Супруги, посвященные в таинство венчания, получают Божью благодать, что помогает им построить единый союз мыслей и любви. Но, пожалуй, самой главной целью, для чего нужно венчание в церкви, является духовное слияние души и тела двух любящих сердец и, конечно же, прививание будущим или уже имеющимся детям христианской морали. Кроме этого, венчание предполагает надежду двух любящих людей друг на друга и, естественно, на Господа.

Многие люди, не совсем ясно понимающие, для чего нужно венчание в церкви, ошибочно полагают, что это непременная гарантия семейного благополучия и счастья, а также полное избавление от житейских тягот. Это совсем не так! Венчание не дает никаких семейных благ и поблажек. Считается, что венчающиеся души должны самостоятельно пройти все испытания, уготованные им судьбой, и решить все спорные моменты. Запомните, венчание - это аттестат ваших созревших чувств! Люди, которые решились на это таинство, должны осознавать всю ответственность за свою лодку любви.

Что необходимо знать?

1. Венчающиеся должны прекрасно осознавать, что предполагается один раз и на целую жизнь.

2. Считается, что новая жизнь, которая наступает после венчания, предполагает полное очищение от грехов и внутреннее обновление человеческой души, поэтому перед таинством оба причащаются и исповедуются во время литургии.

3. Молодые постятся в течение трех дней перед таинством. Желательно во время поста не заниматься сексом (и онанизмом), думать только о духовном.

4. У невесты должно быть заготовлено специальное платье для венчания (особого пошива, не оголяющее спину, плечи и руки до локтей). Кроме того, оно не должно быть ярким, красным и темным. Невесте нельзя прятать лицо, поскольку она открыта перед Богом и своим возлюбленным. Наряд жениха - тот же, что и на свадьбе.

5. Существует специальный календарь венчаний. В нем рассчитаны дни, по которым, согласно церковным правилам, проводятся таинства венчаний. Указаны и дни, в которые ни в коем случае нельзя этого делать.

6. Время, которое затрачивается на данную процедуру, обычно не превышает сорока минут. Это нужно иметь в виду всем, кто собирается пригласить на таинство друзей и родственников.