На сегодня Православной Церкви известно более тысячи чудотворных икон. Причем факты чудотворений отнюдь не уменьшаются, с каждым днем увеличивается и количество прославляемых ликов. Откуда же исходят эти чудеса? Какие есть основания для почитания образов?

Когда святое изображение становится чудотворным?

Уже из названия нетрудно догадаться, что образ называют чудотворным вследствие того, что по молитвам перед ним совершаются некоторые чудеса. Причем чудеса эти могут быть самого различного характера: от частных случаев исцеления и помощи в житейских нуждах до защиты от общенародных эпидемий, стихийных бедствий и войны.

Факт благодатной помощи долго был единственным критерием, по которому изображение Господа, Богородицы или святых называли чудотворным. Так было до 1722 года, когда своим указом Петр I запретил хранить почитаемый образ у себя дома, а для его освидетельствования составлялся определенный протокол. Причем в комиссию, которая его составляла, обязательно должен был входить один священник. Все прославившиеся лики передавали в храмы и монастыри.

Такая протокольная форма удостоверения чуда просуществовала до 1917 года, когда и была упразднена. Сегодня в нашей Церкви народное почитание является главным и, по сути, единственным основанием для того, чтобы назвать изображение чудотворным. Впрочем, в некоторых случаях не обходится и без специальной комиссии (по крайней мере, нужно подтверждение хотя бы одного духовного лица). В этом нет ничего страшного или плохого. Почему?

Научное подтверждение чуда не является признаком маловерия или, тем более, кощунством. Оно призвано только оградить православие от увлечения лжечудесами, которые, как мы знаем, особенно множатся в последние времена. Чудотворные иконы от подобных исследований нисколько не страдают.

Такой подход нельзя рассматривать как проявление скепсиса или недоверия Богу, но лишь как нормальную сдержанность и рассудительность в отношении к чудесным явлениям. Противоположное им чувство — излишняя экзальтированность. Тяга ко всему необычному, из ряда вон выходящему является угрозой для верующего человека, может ввести его в духовную прелесть. Мы же должны всегда помнить, что не вера от чудес, а чудеса — от веры, и тогда точно не ошибемся.

Кто творит чудеса?

В зависимости от количества чудесных случаев, масштабов помощи, соответственно, зависит и почитание данного святого лика. Некоторые чудотворные иконы прославлены чуть больше, некоторые — меньше, но от этого благодатная сила, от них исходящая, ничуть не уменьшается. Во многом это зависит опять-таки от веры конкретного человека.

Поэтому ошибочным можно считать то мнение, по которому некоторые образа называют в простонародье «сильными», а другие — менее «сильными». Во-первых, крайне важно правильно понимать, что является источником этой чудодейственной силы, кто на самом деле совершает исцеления.

Источником любого чуда является благодать Божья. Эта благодать неизменно пребывает на всех святых изображениях. Вспомним хотя бы слова Пресвятой Богородицы , которые, согласно преданию, она сказала апостолу и иконописцу Луке, увидев первый написанный с Нее образ: Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут. Однако на некоторые из них эта благодать все же изливается в особом изобилии, отчего и происходят чудеса.

Закономерный вопрос: почему так происходит, для чего? Очевидно, для того, чтобы через такой почитаемый образ укрепить нас в вере, показать, что мир духовный к нам гораздо ближе, чем иногда нам это кажется. Но главное — это зримое подтверждение истинности того, во что мы верим.

Ведь чудо происходит не от самой иконы, не от дерева и красок, а от того, кто на ней изображен. В этом кроется суть правильного почитания святых ликов православными, что и было закреплено в постановлении Вселенского собора:

Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Поэтому нет никаких оснований упрекать православных в идолопоклонстве, как это часто делают протестанты. Преподобный Феодор Студит, живший в VІІІ-ІХ веках, писал о почитании икон:

Поклоняющийся изображению поклоняется тому, кого верно представляет изображение. Ибо не сущности, т. е. не веществу изображения он поклоняется, но начертанному на нем.

Вспомним также, что первым образом, который мы можем назвать, и первой чудотворной иконой был так называемый «Нерукотворный Образ». Это был плат, на котором отобразился лик Спасителя. Приложившись к нему, от своей болезни исцелился Авгарь, царь Эдессы.

Чудо мироточения и кровоточения

Внешние проявления чудесных явлений на иконах бывают разными (иногда их может и не быть). Пожалуй, наиболее частые случаи связаны с мироточением. Миро представляет собой жидкость неизвестного происхождения, напоминающую по виду масло, от которого исходит необычный благоухающий запах.

Цвет, вид, насыщенность мира бывают абсолютно разными. Иногда оно выступает в виде маленьких капелек, иногда заливает весь лик. Бывает, что необычная влага напоминает росу, и тогда это явление называют росо- и елеоточением. Причем такое чудо может проявляться не только на писанных каноничных иконах, но и на бумажных изображениях и даже фотографиях.

Для некоторых чудотворных икон данное явление может иметь единичный характер, иногда может повторяться. Очень часто чудесная влага обильно исходит все время от святого лика, так что ее можно даже собирать в сосуды, помазываться ею, отчего происходят исцеления.

Иногда жидкость может иметь багровый цвет — цвет крови. И по составу кровью она и является. Тогда такой образ называют кровоточащим. Это, сравнительно с мироточением, более редкое явление, которое, впрочем, сегодня случается не так уже и редко. Обычно такие «знаки» считаются предзнаменованием каких-то страшных, трагических событий в истории страны или всего человечества.

Плачущие образа

Еще одним тревожным «предвестником» некоторых грозных событий являются плачущие иконы. Из глаз святого лика, изображенного на них, обычно текут слезы. Иногда на почитаемом образе появляются маленькие углубления-каналы, по которым они текут. Экспертиза жидкости также показывает, что по своему составу они ничем не отличаются от обычных человеческих слез.

Самообновление ликов

Также необъяснимым чудом являются случаи нерукотворного обновления ликов. Оно заключается в том, что краски на старых, выцветших образах сами начинают становиться ярче, светлеют, на них ясно проступают лики. Это может происходить с разной скоростью, иногда медленно, постепенно; иногда сразу полностью обновляется весь лик. Известный пример обновления — Касперовская икона.

Природа такого дивного явления остается неразгаданной. Чаще всего это происходит тоже накануне каких-то нерадостных событий. Так, например, целая волна случаев самообновления образов пришлась у нас на начало XX века, особенно же накануне самых тяжелых лет.

Чудесно обретенные иконы

Целый ряд чудотворных икон прославился благодаря тому, что они были необычным образом найдены (обретены). Самая известная для нас, конечно, Казанская икона Божьей Матери. Ее нашли на пепелище после чудного троекратного явления во сне Пресвятой Богородицы маленькой девочке.

Разные иконы обретали в разных местах: на дереве (например, Елецкая в Чернигове), на пне (Озерянская), в храме (Песчанская), на воде (Иверская) и так далее. Обычно на том месте, где находили святой лик, строили храм и называли в его честь. Это было знаком особой милости и покровительства Пресвятой Богородицы или святого над этим местом. Самый загадочный из всех этих образов Божьей Матери — Тихвинский, который являлся многажды и в разных местах.

Случаи необычного заступничества и исцеления

Очень много почитаемых образов обрело всеобщую известность благодаря случаям необычного исцеления в тяжелых медицинских случаях. Например, многие знают о таких прославленных списках, как «Всецарица» (перед ним молятся даже в случаях онкозаболеваний), «Целительница», «Нечаянная радость», «Живоносный источник», Козельщанская и многие другие.

Кроме того, не меньшее число святых изображений прославилось благодаря своему заступничеству в войнах с захватчиками-иноплеменниками. Это хорошо знакомые нам образа: Владимирская, «Знамение», Казанская, Донская, Почаевская, Влахернская и так далее. Часто такое покровительство Божьей Матери сопровождалось многими чудесами: явлением Богородицы во сне и наяву, истечением слез из лика, возвращением стрел на самих нападавших, небесной карой.

Другие редкие явления

Все перечисленные случаи отнюдь не охватывают неисчерпаемое множество чудес, являемых в чудотворных иконах. Некоторые образы отпечатываются на стекле (например, «Призри на смирение» в Киеве), обрастают по контуру цветами без источника питания (так называемое «Кулевчанское чудо»), к ним сползаются ядовитые змеи и не жалят (на греческом острове Кефалония), они разговаривают («Отрада или утешение» на Афоне) или вразумляют богохульников («Закланная», Калужская).

Как видим, большинство прославленных чудотворениями образов являются Богородичными. Это свидетельствует о том, как сильно Матерь Божья заботится о нас и жалеет, как никто из людей. Интересно, что чтимыми являются не только оригиналы — все списки с прославленных ликов «автоматически» тоже становятся чудотворными.

Больше о необычных образах Божьей Матери узнайте из видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Икона «Всех скорбящих Радость» – почему ее так почитают в народе? Как она стала чудотворной, в каких скорбях помогает тем, кто обращается к Божьей Матери? Какие есть виды образа Заступницы, кого принято изображать на иконе, кроме самой Царицы Небесной? О чудесах исцеления страждущих – в этой статье.

Казанская икона Богоматери участвует во всех значимых событиях России и ее людей. Этот образ - сокровище России, её надежда и сила.

Чудо первое: обретение на пепелище

Само обретение этой удивительной иконы является чудом - первым чудом, совершенным этой иконой. Это случилось в Казани в 1579 году, в один из самых тяжелых периодов для Руси – последнее время царствования Ивана Грозного. После страшного пожара, обратившего город в пепел, девятилетней девочке Матроне явилась во сне эта икона - еще никому ни в Казани, ни на Руси не известная. Потом той же девочке приснилась Сама Богородица и сказала передать архиепископу и воеводам, что на месте сгоревшего дома Матроны находится эта икона. Трижды девочка рассказывала о своих снах матери, и трижды мать не верила ей. Тогда во время дневного сна Матрона была чудесным образом перенесена на пепелище и оставлена там. И только после этого чуда мать прислушалась к ней. Многие люди пришли помогать в раскопках, и наконец на месте старой печи дома Матрона нашла кусок сукна, а в ней чудесную икону. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла. Стоит ли говорить, что архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении своего неверия.

Чудо второе: изменение ветра и помощь казаков

В Смутное время, в начале XVII века, когда к Москве двинулись силы Второго ополчения, ведомого Мининым и Пожарским, они несли с собой образ Казанской Богоматери. Так распорядился святейший патриарх Гермоген, священномученик и чудотворец. Минин и Пожарский и их войско молились перед этой иконой, а 18 августа 1612 года, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, тотчас по окончании которого вдруг, без всякой причины переменился ветер: из сильного встречного стал сильнейшим попутным. Летопись сообщает, что от ветра в спину всадники еле держались в седлах, но лица у всех были радостные, а губы славили Богородицу. 22 августа развернулось сражение у стен Новодевичьего монастыря. Знаменитые «крылатые гусары», лучшая панцирная кавалерия Европы с помощью защиты пресвятой Богородицы (благодаря которой и казаки, выбиравшие, на чьей стороне выступать, одумались) были разбиты и далеко отброшены от Москвы.

Чудо третье: покров Петербурга

Следующее чудо "государственного" масштаба произошло во время правления Петра І и служения святителя Митрофана Воронежского. Этот епископ был деятельным патриотом Российской империи - например, он пожертвовал все свои деньги на строительство флота. Пастырь был призван Петром освящать его свежепостроенный дворец - и святитель преподал Петру урок, трижды проигнорировав приглашение. «Скажите этому черноризцу, что если он немедленно не приедет ко мне, то я прикажу привезти его голову на блюде, как главу Иоанна Предтечи», - разгневался император. Святой Митрофан ответил на это так: «Передайте этому безбожному царю, что моя голова останется цела, а свою голову государь скоро сложит, если не возьмет себе в помощницы заступницу усердную – Матерь Божию. А дворец я приеду освятить только после того, как из него удалят статуи языческих богов». Что произошло в итоге? Император стоял на коленях перед святителем (он приехал к нему сам), просил прощения и святых молитв о себе и о стране... Именно святитель Митрофан сказал Петру взять икону Казанской Божьей Матери и закладывать с ее помощью северную столицу, ибо Бог благословляет его на это. "До тех пор, пока Казанская икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога". А петербургский Казанский собор известен ныне каждому.

Чудо четвертое: победа над Наполеоном

Обращался к Казанской иконе и М.И. Кутузов - в 1812 году, после назначения его главнокомандующим, он сразу поехал в Казанский собор и молился у чудотворного образа. В своей молитве великий полководец просил благословения у Божией Матери на борьбу с врагами, так уверенно шедшими на Россию. Именно 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери по старому стилю, русские войска под предводительством Милорадовича и Платона разбили арьергард Даву. Эта победа была первой победой русского оружия в Отечественной войне. Потери французов были огромными - около 7 тысяч человек. Ко всему, в этот день выпал первый снег и начались наши известные крепкие морозы, прогнавшие французов. С этого дня армия неприятеля стала таять. Сам же Кутузов завещал похоронить себя в этом храме, ставшем памятником войны 1812 года. Интересно, что иконостас его алтаря изготовлен из серебра, отбитого у французов. Скульптуры Кутузова и Барклая де Толли стоят у его фасада.

Чудо пятое: спасение императора и оживление веры

Взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года известен всем. Там в солдатной караульной находилась, заведенная на деньги, пожертвованные нижними чинами гвардейских частей, икона Казанской Божией Матери. Она была богата украшена, покрыта стеклом и увешана образками. Разумеется, во время взрыва все это разлетелось вдребезги. Однако когда из-под обломков и мусора были добыты трупы погибших и оставшиеся в живых раненые, под этой же грудой мусора нашли всю икону без следов повреждения. Это событие произвело сильнейшее впечатление на солдат, и вера многих из них ожила. Каждый день в свободные минуты они стали прикладываться к чудодейственному образу, "своим могущественным покровом предотвратившей выполнение адского замысла, направленного против священной особы Государя Императора и членов его Августейшей семьи".

Чудо шестое: помощь во Второй Мировой

Известнейшее чудо Казанской иконы Божьей Матери - ее помощь русским в Великой Отечественной войне в ХХ веке. Многие знают, что этот образ проносили крестным ходом вокруг Ленинграда, осада которого продолжалась так долго и который так и не удалось взять врагам. Но немногим известно, что это сама Богоматерь повелела совершить этот крестный ход, и не только его - она указала пути спасения России. Илия Салиб, митрополит гор Ливанских, горячо, всем сердцем (и в полном воздержании от еды и сна) молился о спасении России перед иконой Казанской Божией Матери. И вот через трое суток бдения потолок кельи растворился и воссиял столп огненный, в котором явилась Сама Матерь Божия. "Сын Мой, встань, не плачь, молитва твоя услышана", - троекратно произнесла Пресвятая Дева. - "Успеха в войне не будет, доколе не отворят все закрытые по стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии; не выпустят из тюрем и не возвратят с фронтов священство – для богослужения..." Известно, многое из этого было исполнено. Сталин вызвал в те дни к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал Илия Салиб, ибо не видел другой возможности спасти положение.

Чудо седьмое: о простых людях

Множество, если не большинство свидетельств об исцелениях у Казанской иконы, связаны с исцелениями глаз. С давних времен у чудотворного образа и его списков исцелялись незрячие - младенцы, взрослые, старцы - и вот одно из таких свидетельств:
"Некая Елена, жена священника Григория, пришедшего из Полоцка и жившего на месте, прозванном село Тагашево, три года страдала болезнью глаз, так что ничего не видела. Прослышав о многих и преславных чудесах Иконы Пречистой Богородицы во граде Казани, пошла Елена в тот град к чудотворному Образу просить милости. Еще не дойдя града Казани и семи поприщ, внезапно увидела она свет своими очами, как будто никогда и не болела. Придя в монастырь к чудотворному Образу, воздала она хвалу Богу и Пречистой Богородице".
В этой истории хорошо видно, что паломничество - это путь к святому месту или образу, а не только сам этот образ. Во время духовного пути, который проделывает человек, он получает спасение.

Икона является важным образом для православного человека. Ведь именно к иконе он идет молиться за благополучие, счастье, здоровье близких и родных. У иконы люди просят помощи в решении сложных ситуаций. Существует множество различных образов к которым обращаются, разные святые, разные покровители, но все они внушают веру и помогают молящимся

1. АХТЫРСКАЯ ИКОНА Божией Матери

чудотворная икона, чтимая в России в 18-19 веках. Явлена в 1739 в селении Ахтырка Харьковской епархии; в 1751 Синод постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. Ахтырская икона особо чтилась российским императорским домом. Прославлению иконы способствовала императрица Елизавета Петровна, на деньги которой по проекту архитектора В. В. Растрелли в 1768 в Ахтырке был построен для чудотворной иконы величественный Покровский собор. Иконография Ахтырской иконы восходит к итало-греческим образцам. На русских иконах 18-19 веков Богоматерь изображена со сложенными на груди в молитве руками (в соответствии с католической традицией), слева от Нее - Голгофский крест с распятым Иисусом Христом. В народе икона почиталась как целительница от многих болезней; водой, которой обмывали иконы Ахтырской Богоматери, лечили от лихорадки. В 1905 чудотворная Ахтырская икона была ограблена; в 1917 она исчезла из Покровского собора. С чудотворной Ахтырской иконы было сделано несколько списков, почитавшихся в основном на юге России, особенно в Харьковской епархии.
Празднование - 2(15) июля

2. БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА Божией Матери

одна из древнейших чудотворных икон Богоматери; создана в 1157 (?) по заказу князя Андрея Боголюбского. Иконография Боголюбской иконы восходит к византийскому типу Богоматери Заступницы (Агиосоритиссы), молящейся за род человеческий. На Боголюбской иконе Богоматерь изображена в рост, в руке - развернутый свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу, на верхнем поле - Деисус. Первоначальная живопись на древней Боголюбской иконе сильно потерта. Почитание иконы как чудотворной относится к московскому периоду русской истории. В начале 15 века икону, вероятно, приносили в Москву для реставрации, с этого времени началось ее прославление. В 16-17 веках особо почитались изображения Боголюбской иконы с коленопреклоненным народом (святыми), называемые «Моление о народе». В 18-19 веках местночтимые иконы Боголюбской Богоматери имелись во многих храмах; особенно к ним прибегали с молитвой об избавлении от чумы в 1771. В настоящее время Боголюбская икона находится во вновь открытом Княгинином монастыре во Владимире.
Празднование - 18 июня (1 июля).

3. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Божией Матери,

главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев. Согласно летописному сообщению, в 1155 Андрей Боголюбский унес ее с собою во Владимиро-Суздальское княжество, где она хранилась в построенном им Успенском соборе и где она стала почитаться как чудотворная Владимирская. В 1160-е гг. было составлено первое сказание о чудесах иконы (исцеления людей от болезней, помощь Андрею Боголюбскому и его приближенным). В 1395 во время нашествия на Русь татар под предводительством Тимура Владимирскую икону принесли в Москву для моления о покровительстве и спасении города. На месте встречи (сретения) иконы в Москве был основан Сретенский монастырь. Через несколько лет после чудесного избавления Москвы от разорения была составлена повесть об этом событии, в которой Владимирская икона была соотнесена с прославленной византийской Одигитрией, благодаря чему с ней связали сказание о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богородицы с младенцем Христом. На протяжении 15 в. икону неоднократно возвращали во Владимир; окончательное перенесение ее в Москву, в новый Успенский собор (1475-79), произошло 23 июня 1480. В 16 в. в царствование Ивана Грозного, почитание Владимирской иконы достигло своего апогея. Под руководством митрополита Макария была составлена серия сказаний о чудесах Богоматери Владимирской, большинство из которых вошло в главное литературно-историческое сочинение 16 в., т. н. Степенную книгу царского родословия. С иконы делались многочисленные почитаемые копии-списки. Самые известные из них: два списка начала 15 в., один из которых сделан для Успенского собора во Владимире, другой - для Успенского собора Московского Кремля и список начала 16 в. с клеймами праздников и святыми на полях, хранящийся, как и первый список, в Успенском соборе Московского Кремля.
В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи - около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад - по заказу митрополита Фотия в начале 15 в.; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате). На протяжении столетий Владимирская икона неоднократно реставрировалась, были надставлены поля, в начале 15 в. на тыльной стороне иконы написали (или поновили древнее изображение) престол с орудиями страданий Христа. Научная реставрация Владимирской иконы была осуществлена в 1918: из-под записей открылась древняя живопись, от которой остались только лики и небольшие фрагменты на одеждах. В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (в память чудесного спасения Москвы в 1395), 23 июня (в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480) и 21 мая (в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521). В древности празднования сопровождались крестными ходами с чудотворным образом или одним из его списков.

4. ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия)

одна из особо чтимых в Москве в 17 веке греческих икон. Привезена в 1653 из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания - с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля; царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю Великого поста (суббота Акафиста). Влахернская икона - рельефная, исполнена воскомастикой и темперой; по иконографическому типу - список Одигитрии, близкий к Смоленской иконе Божией Матери; создана во второй половине 15 - начале 16 (?) веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись «Богохранимая». В настоящее время икона хранится в церкви Ризположения Московского Кремля. Чтимые рельефные списки второй половины 17 - начала 18 веков: в родовом имении Строгановых-Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки) под Москвой (ныне в Третьяковской галерее), в Высокопетровском монастыре в Москве (ныне в церкви Рождества Богоматери в Симоновом монастыре), в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровым (ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве).
Празднование - 7 (20) июля.

5. «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов.
Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех скорбящих Радость» произошло в 1688: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Большой Ордынке в Москве излечилась от тяжелой болезни родная сестра патриарха Иоакима. В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа. Икона «Всех скорбящих Радость» из этого храма почитается как древняя чудотворная. На этом образе в центре иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, Ее окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, вверху - утешающие людей ангелы и святые; на лентах - тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери («помощница обидимых», «алчущих кормилица», «больных исцеление» и т. п.). На сокращенных копиях-списках и репликах чудотворного образа Богоматерь изображается без Младенца.
Особое почитание Богоматерь «Всех скорбящих Радость» получила в Санкт-Петербурге, куда царевной Натальей Алексеевной в 1711 был перенесен список московской святыни. Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная; с нее делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых прославилась в 1888 в бедной часовне на Стеклянном заводе (во время сильной грозы к иконе прикипели 12 медных грошей из разбитой кружки для подаяний, от иконы стали происходить исцеления и другие чудеса).
В 18-19 веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Икона «Всех скорбящих Радость» из одноименного храма при Доме милосердия в Харбине на Дальнем Востоке была вывезена в США и стала святыней Русской Православной Зарубежной Церкви.
Празднование - 24 октября (6ноября).

6. «ДЕРЖАВНАЯ» ИКОНА Божией Матери

чудотворная икона Богоматери, явленная, согласно сказанию, в день отречения от престола 2 (15) марта 1917 императора Николая II, что в глазах русского православного народа знаменовало передачу верховной царской власти и попечительства о России Богоматери. Икона была найдена в подвале церкви Вознесения в Коломенском и сразу же получила почитание как чудотворная. Икону возили по московским храмам, фабрикам и заводам; с нее делали копии-списки. Название иконы «Державная» соответствует ее иконографии: Богоматерь изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, облаченная в красную царскую одежду, на голове - корона, в правой руке - скипетр, в левой - держава (шар - символ Вселенной), на Ее коленях - Отрок Христос, благословляющий правой рукой, а левой указывающий на державу; вверху в облаках - благословляющий Бог Отец. Икона исполнена масляными красками на доске с полукруглым верхом, датируется концом 18 века. Первоначально она принадлежала кремлевскому женскому Вознесенскому монастырю; в 1812 при наступлении Наполеона была спрятана в Коломенском, где осталась забытой. В 1928 «Державная» икона была передана в Государственный Исторический музей, в 1990 возвращена в Коломенское (в церковь Казанской Богоматери).
Празднование - 2 (15) марта.

7. ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ,

одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в Куликовской битве 1380. В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем (1350-89) закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери - Донской. В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Донская икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов. К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания, в которых отразились как реальные факты ее истории, зафиксированные в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, во время которой икону будто бы подарили князю Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в конце 14 - начале 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные копии-списки. В 17 в. на иконе был богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился). В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Ежегодное празднование Донской иконы 19 августа (1 сентября)с крестным ходом в Донской монастырь установлено в середине 17 в.

8. «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»

чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в константинопольском монастыре Богоматери Пиги (Источника), исполненная на стене в технике мозаики в 14 веке. В иконографическом типе «Живоносный Источник» (Зоодохос Пиги), получившем большое распространение в поствизантийский период в итало-критской живописи, Богоматерь с Младенцем Христом изображена погрудно, сидящей в бассейне в виде большой каменной чаши, из которой через сливные отверстия вода изливается в нижний бассейн; внизу - фигуры жаждущих исцеления людей. На Руси иконы «Живоносный Источник» появились в 17 веке. В 18-19 веках особо чтимые иконы «Живоносный Источник» находились в Саровской пустыни, в Туле, в Новодевичьем монастыре в Москве и во многих других городах по всей России, в том числе в Соловецком монастыре (написана по заказу соловецкого архимандрита в Константинополе).
Празднование иконы «Живоносный Источник» - в пасхальную пятницу.

9. «ЗНАМЕНИЕ» КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА Божией Матери

чудотворная икона, самая прославленная копия-список иконы «Знамение» Новгородская. История ее почитания началась, вероятно, в 16 веке. По преданию, в 1597 царь Алексей Михайлович повелел принести в Москву чтимую в Курске икону «Знамение». В Москве икона была обновлена: вставлена в раму с образами пророков, царица Ирина Федоровна украсила ее драгоценным окладом. Вскоре икону возвратили в Курск, где была основана Коренная обитель (названа в память явления иконы, произошедшем, по преданию, в 13 веке «при корне дерева»). Икону вновь принес в Москву Лжедмитрий I, возвращена в Курск в 1615 царем Михаилом Федоровичем. В 1898 эсеры пытались взорвать святыню, но она осталась невредимой. В 1918 чудотворная Курская-Коренная икона и ее список в драгоценных окладах были украдены, но вскоре найдены брошенными (без окладов). В 1920 икона была вывезена за границу: после временного возвращения в Крым, в армию генерала Врангеля, она была отправлена в Югославию, где находилась в течение 25 лет; во время второй мировой войны в 1944 переправлена в Германию. С 1951 является святыней Русской Православной Зарубежной Церкви в США.
Сохранившаяся икона «Знамение» Курская-Коренная небольших размеров, исполнена в конце 16 века; изображения пророков на раме более поздние. В 17-19 веках икона особенно почиталась как покровительница православного воинства, ее копии брали в военные походы. Ежегодно икону носили крестным ходом из курского Знаменского собора, где она хранилась с 17 века, в Коренную пустынь. Многочисленные копии иконы (в основном в южных районах России), также почитались чудотворными.
Празднование ее, как и других списков «Знамение», 27 ноября (10 декабря).

10. «ЗНАМЕНИЕ» НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА Божией Матери

древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера. Почиталась как покровительница Новгорода уже в 12 веке. В сказании, составленном в 14 веке на основе древних источников, рассказывается, что 25 февраля 1169 во время осады Новгорода войсками суздальского князя Андрея Боголюбского икона была вынесена на городскую стену; одна из стрел осаждавших попала в изображение Богоматери, икона повернулась ликом к городу, из очей Богоматери потекли слезы; пораженные этим чудом, суздальцы в панике стали нападать друг на друга и были побеждены новгородцами. В 15-16 веках в Новгороде писали иконы с изображением этого чуда. В конце 15 - начале 16 веков чудотворная икона получила наименование «Знамение» (в значении - знак милости Божией). Икона широко почиталась и в последующие столетия, став общерусской святыней.
Икона «Знамение» Новгородская создана в первой половине 12 века. По иконографии представляет собой поясное изображение Оранты, на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна - надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. В течение столетий икона многократно реставрировалась; в 1565 ее поновлял митрополит Макарий. От живописи 12 века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте. В начале 20 века на иконе был массивный золотой оклад с драгоценными камнями.
Первоначально икона находилась в церкви Преображения на Ильине улице, в середине 15 века ее перенесли в построенную для нее одноименную церковь. В годы советской власти икона хранилась в Новгородском музее; в настоящее время - во вновь открытом для богослужения новгородском Софийском соборе. На протяжении 12-19 веков с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по всей России; самые известные из них: Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села; считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря).
Празднование - 27 ноября (10 декабря).

11. ИВЕРСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия)

одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского (грузинского) монастыря на Афоне. Согласно сказанию на греческом, грузинском и русском языках, известному в нескольких вариантах, икона Богоматери, спасаемая от иконоборцев, чудесным образом оказалась в Иверском монастыре на Афоне; здесь она была помещена в надвратной церкви и получила название Портаитисса (Вратарница). Древняя чудотворная икона иверского монастыря представляет собой вариант Одигитрии, в котором лик Богоматери склонен и обращен к Младенцу Христу, представленному также в легком повороте к Матери. На подбородке Богоматери изображена кровоточащая рана, согласно сказанию, нанесенная противниками икон. Икона датируется 11-12 вв.; серебряный грузинский оклад - начала 16 в. В 17 в. в России при царе Алексее Михайловиче Иверская икона была особо чтимой. По его заказу в 1648 в Иверском монастыре иконописцем иеромонахом Ямвлихом исполнена точная копия иконы, находившаяся в 17 в. в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесенная в Новодевичий монастырь. Вторая точная копия афонской святыни была исполнена в 1655 по заказу патриарха Никона и находилась в основанном им Иверском монастыре на Валдае (не сохранилась). Две уменьшенные афонские копии Иверской иконы, принадлежавшие царевнам Софье и Евдокии, дочерям Алексея Михайловича, после их смерти были помещены в надгробные иконостасы собора Новодевичьего монастыря. Самой знаменитой, прославившейся многочисленными чудесами была русская копия-список с греческой иконы 1648, находившаяся в Иверской часовне у Воскресенских ворот Китайгородской стены, с которой в свою очередь делались новые списки, почитавшиеся как чудотворные (Иверская икона в церкви Воскресения в Сокольниках в Москве; несохранившаяся Иверская икона 1672 письма Симона Ушакова в Нижнем Новгороде). В 1929 Иверскую часовню закрыли, а в 1934 снесли вместе с Воскресенскими воротами. Местонахождение образа Иверской часовни точно не известно; согласно последним данным, с ним может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи. В 1995 были восстановлены Воскресенские ворота и Иверская часовня, для которой в Иверском монастыре на Афоне по просьбе патриарха Алексия II был сделан новый список (исполнен иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой). В часовне перед образом совершается ежедневно непрестанное богослужение с чтением Акафиста.
Празднование Иверской иконы Портаитисcы на Афоне - в третий день Пасхи, Иверских копий в России - 13 (26) октября

12. ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Корсунская, Гефсиманская) (Одигитрия

чудотворная икона, чтимый древний вариант Одигитрии, напоминающий Иверскую икону; отличается левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери). Согласно позднему преданию, в котором нашли отражение сведения о почитании константинопольских святынь и события русской истории, икона написана в 15-е лето по преставлении Богоматери в Гефсимании в Иерусалиме апостолом Лукой, откуда перенесена в Константинополь, затем в Херсонес, далее - в Киев и, наконец, в новгородский Софийский собор; во второй половине 16 века царь Иван Грозный взял икону в Москву. Известны две чтимые иконы, называемые в поздних источниках Иерусалимскими, а в более ранних (до 18 века) - Корсунскими: в новгородском Софийском соборе (поздняя икона в серебряном окладе 11 века) и в Успенском соборе Московского Кремля (древняя икона или список с новгородской; исчезла в 1812 и была заменена списком 17 века). Иконы 16-17 веков, имеющие аналогичную иконографию и называемые Иерусалимскими, повторяют чтимую новгородскую икону.
Празднование - 12 (25) октября.

13. «МИЛОСТИВАЯ» КИККСКАЯ ИКОНА Божией Матери

чудотворная икона, главная святыня острова Кипра, одна из трех икон Богоматери, написанных, согласно греческому преданию, евангелистом Лукой. По иконографии представляет собой наиболее экспрессивный вариант Елеусы (Умиления), с резвящимся Младенцем Христом на руках Богоматери. Наименование «Киккская» связывают с названием горы Коккос (или Киккос). Списки чудотворной Киккской иконы почитались в России в 17 веке; один из них находился во Флорищевой пустыни Владимирской епархии.
Празднование - 15(28) ноября и 26 декабря (8 января).

14. КАЗАНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия)

повсеместно чтимая и самая популярная чудотворная икона Богоматери в России. Явлена в Казани в 1579 после присоединения ее к Московскому государству. Обстоятельства обретения Казанской иконы подробно описаны участником этого события будущим патриархом Гермогеном. Краткое сказание вместе с первой копией-списком Казанской иконы было послано царю Ивану Грозному; по его указу на месте явления основан женский Успенский монастырь. В 1594 Гермоген составил подробную повесть о явлении Казанской иконы; список повести конца 16 - начала 17 века украшен миниатюрами (Лицевое сказание).
Казанская икона представляет собой погрудное изображение Одигитрии, в котором голова Богоматери склонена к Младенцу Христу, представленному в фас. Явленная икона была небольших размеров; Иван Грозный украсил ее драгоценным окладом. Первоначально она находилась в казанском Успенском монастыре, дальнейшая ее история неясна. В 19 - начале 20 века особо почитались три Казанские иконы, каждая из которых считалась подлинной чудотворной: в Успенском монастыре в Казани (вероятно, явленная в 1579; украдена и уничтожена (?) в 1904); в Казанской церкви на Красной площади в Москве, основанной после освобождении Москвы от поляков ополчением Д. Пожарского (эта икона - один из первых списков чудотворной Казанской, принесенная с ополчением, - не сохранилась); в Казанском соборе в Санкт-Петербурге (ныне во Владимирском соборе). Местночтимые списки Казанской иконы многочисленны; большинство из них имеет свои собственные сказания и историю почитания.
Празднование Казанской иконы совершается 8 (21) июля - в память о явлении иконы в 1579 и 22 октября (4 ноября) - в память избавления Москвы и России от поляков в 1612.

15. «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»,

одна из самых популярных в России в 16-19 веках чудотворных икон Богоматери, почитавшаяся как защитница от стихийных бедствий, особенно от пожара. В основе ее изображения - библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Хорив (Синай) горящей, но не сгорающей купины (куста), истолкованный богословами как прообраз Богоматери. В православном искусстве «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним. В 16 веке возникла символико-аллегорическая композиция с поясным изображением Богоматери с Младенцем Иисусом на руках, которая окружена небесными сферами и двумя перекрещивающимися прямоугольниками с вытянутыми заостренными углами (образующими восьмиконечную звезду), заполненными воспевающими Богоматерь и поклоняющимися Ей небесными силами и ангелами стихий - росы, грозы, мрака, мороза, льда, огня и т. п., с ветхозаветными прообразами Богоматери («лествица», гора, врата и т. д.) на ее изображении и в углах иконы, которые сопровождаются надписями. В 18-19 веках особо почитались исполненная на камне (по преданию - от «Синайской горы») икона в Благовещенском соборе Московского Кремля и местный образ церкви Неопалимой Купины в Хамовниках в Москве, по преданию, перенесенный туда из «Святых сеней» Грановитой палаты Московского Кремля.
Празднование - в день памяти пророка Моисея 4 (17) сентября, установлено в 1680.

16. «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»,

чудотворная икона Божией Матери. Иконография иконы возникла на основе повести святителя Димитрия Ростовского о получившем нечаянную радость прощения грехов разбойнике, включенной в его сочинение «Руно орошенное», посвященное прославлению иконы Богоматери из черниговского Ильинского монастыря (издано в Чернигове в 1680). В соответствии с рассказом, на иконе изображен коленопреклоненный грешник перед образом Богоматери с Младенцем Христом на руках. Под образом Богоматери на постаменте написан текст из повести, начинающийся словами: «Человек некий беззаконный...». Чудотворная икона Богоматери «Нечаянная Радость» находилась в царских комнатах кремлевского дворца. После 1817 ее перенесли в церковь Благовещения на Житном дворе у кремлевской стены; икона стала одной из самых прославленных московских святынь. После закрытия церкви в 1918 икона была спасена верующими. Чтимая ныне икона «Нечаянная Радость» из церкви Ильи Пророка в Обыденном переулке в Москве, вероятно, происходит из церкви Благовещения на Житном дворе (по другой версии - из церкви Константина и Елены у кремлевской стены).
Празднование - 9 (22) декабря и 1 (14) мая.

17. ОДИГИТРИЯ (греч. Путеводительница),

знаменитая чудотворная византийская икона, известная во всем христианском мире. Название, согласно византийским источникам 11-12 вв., происходит от греч. Odegoi - указывающие путь; этим словом называли проводников, сопровождавших слепых к чудотворному источнику, на пути к которому располагался храм Одигон с хранившейся там чудотворной иконой Одигитрией. Со временем с этой иконой стали связывать греческое сказание 6 века о написании первого образа Богородицы при Ее жизни евангелистом Лукой.
В 11-14 веках - покровительница Константинополя и личная святыня императоров. Каждый вторник ее носили крестным ходом по городу, на поклонение ей приходили паломники из многих стран христианского мира, очевидцы оставили описания иконы и совершаемых ею чудес (Стефан Новгородец, 1-я половина 14 в. и другие русские паломники, испанец Руи Гонсалес де Клавихо, начало 15 в.). Погибла в 1453 при осаде Константинополя турками.
Богоматерь и Младенец на иконе были изображены, по-видимому, в фас, по пояс, в верхних углах иконы помещались полуфигуры архангелов, на обороте иконы - Распятие; образ был украшен массивным богатейшим окладом с драгоценными камнями и вставлен в специальный футляр-киот.
На протяжении веков с иконы делались многочисленные списки-копии и свободные варианты-реплики, которые становились чтимыми образами в различных православных странах и монастырях и получали специальные названия (обычно по месту своего нахождения).
Словом «Одигитрия» называют также иконографический тип, в котором лики Богоматери и Младенца не соприкасаются.

18. ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Виленская икона)

чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе. На иконе (размером 2 м х 1,63 м) Богоматерь изображена по пояс, голова склонена, глаза опущены, руки скрещены на груди; на голове двухъярусная корона, нимб окружен острыми лучами сияния со звездами; золоченая риза полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Православные называют Остробрамскую икону также «Корсунская Благовещение», связывая с ней легенду о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богоматери частью сцены Благовещения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. Остробрамская икона исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводит первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом. В юго-западных славянских землях и в Польше имеется ряд чтимых списков Остробрамской иконы. В 18-19 веках в часовне Остробрамской иконы регулярно совершалось католическое и православное богослужение.
Празднование - 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников.

19. ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА Божией Матери

чудотворная икона Божией Матери, широко почитаемая в Православной и Католической Церкви, особенно в Галиции, Боснии, Сербии и Болгарии. По преданию, принесена в 1559 константинопольским патриархом Неофитом; в 1597 передана в новооснованный Успенский Почаевский монастырь, где прославилась чудесами многочисленных исцелений, а в 1675 - спасением Почаева от разорения турками. В первой четверти 18 века Почаев перешел к униатам, но икону продолжали почитать как чудотворную. В 1831 Почаев вернулся к православным, монастырь получил название лавры; слава Почаевской иконы распространилась по всей России, с нее делались списки, почитавшиеся также как чудотворные. В Почаевской лавре особенно почитался большой чудотворный образ Почаевской Богоматери (вклад киевлян в память избавления Киева от холеры в 1848) с изображением «стопы Богородицы» в нижней части иконы (по преданию, Богоматерь посетила Почаевскую гору и оставила на камне отпечаток Своей стопы). Древняя Почаевская чудотворная икона небольшого размера; Богоматерь изображена склонившей голову к Сыну, сидящему на Ее правой руке (слева), в левой руке Богоматери плат, которым Она прикрывает Младенца; на полях иконы фигуры святых. Икона вставлена в раму-оклад.
Празднование - 23 июля (5 августа) в память избавления от турок в 1675 и 8 (21) сентября в память принесения иконы в Россию из Греции в 1559.

20. «СКОРОПОСЛУШНИЦА»

чудотворная икона Божией Матери, святыня монастыря Дохиар на Афоне. Согласно афонскому преданию, в 1664 Богоматерь наказала монаха, проявлявшего небрежение к Ее образу, написанному на стене, а затем, после его раскаяния и молитвы, чудесно исцелила его и повелела именовать этот образ «Скоропослушницей». Чтимый список афонской святыни находился в Москве в часовне Святого Пантелеймона на Никитской улице (принесен 14 ноября 1887). В 19 веке копии-списки «Скоропослушницы» почитались по всей России.
Празднование - 9 (22) ноября.

21. СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия)

одна из самых чтимых в России чудотворных икон, главная святыня Смоленска. История и изображение иконы, почитавшейся в Смоленске до 15 в., неизвестны. Согласно позднему преданию, икона была принесена на Русь из Константинополя в 1046 византийской принцессой Анной, матерью Владимира Мономаха. Известно, что в 15-16 вв. в Москве особо почиталась принесенная из Смоленска икона типа чудотворной византийской Одигитрии. Смоленскую икону, как и Одигитрию, связывали со сказанием о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богоматери. В 1456 икона была возвращена из Москвы в Смоленск. Об этом событии была составлена повесть, включенная в Московский летописный свод конца 15 в. С 1514, когда Смоленск был присоединен к Московскому государству, Смоленская икона приобрела значение общерусской святыни. В 1525 в честь нее был заложен Смоленский собор основанного тогда в Москве Новодевичьего монастыря. В 16-19 вв. Смоленская икона почиталась по всей России; ей посвящены десятки храмов, копии-списки ее, как и Владимирской иконы Божией Матери, самые многочисленные русские иконы Богоматери. Многие списки ее также почитались как чудотворные, о них создавались сказания. Древняя чудотворная икона, находившаяся в Смоленске в 15-20 вв., вероятно погибла во время Великой Отечественной войны.
День празднования Смоленской иконы - 28 июля (10 августа) - установлен в 1658 по случаю перенесения чудотворного образа в новый Успенский собор Смоленска.

22. «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»,

чудотворная икона Божией Матери, почитаемая в Оптиной пустыни. Создана в 1890 по замыслу Амвросия Оптинского иеромонахом Даниилом (академический живописец Д. М. Болотов, 1837-1907, брат игуменьи Шамардинской обители матери Софии). Преподобный Амвросий заказал эту икону в голодный для Центральной России год, дал ей название, указывающее на особое предназначение образа для моления о хлебе насущном, и установил день ее празднования (15 октября) после уборки урожая. На иконе Богоматерь изображена восседающей на облаках и благословляющей двумя руками уходящее вдаль хлебное поле со снопами ржи на первом плане (в основе пейзаж близ Шамардинской обители). С иконы делались живописные списки и литографии; прославление ее приобрело общероссийский характер. По причине необычного наименования, нетрадиционной иконографии, а также неблагожелательного отношения епархиальных властей к старцу Амвросию после его смерти почитание иконы как чудотворной было запрещено Синодом. В 1892 икона была взята в ризницу кафедрального собора Калужской епархии, но ее почитание продолжалось. По некоторым сведениям, ныне икона находится в деревне Михнево под Вильнюсом. Один из живописных списков, с надписью на обороте «Благословение батюшки о. Анатолия. 1912», находится в Третьяковской галерее в Москве. Во вновь открытых Оптиной (1987) и Шамардинской (1990) обителях почитают новые списки иконы, отличающиеся от оригинала 1890 более традиционным изображением Богоматери.
Празднование - 15 (28) октября.

23. «СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»,

чудотворная икона Божией Матери. Богоматерь изображена с Младенцем Христом на руках, сидящим справа; в углах иконы ленты с надписью: «Азъ споручница грешныхъ къ Сыну Моему...». Икона была написана в Одрин-Николаевском монастыре Орловской епархии; в 1844 от нее получил исцеление безнадежно больной ребенок. Икона стала почитаться чудотворной, особенно к ней прибегали в годы эпидемии холеры. Чтимые списки «Споручницы грешных» - в Москве в церкви Николая Чудотворца в Хамовниках (прославилась в 1848, почитается как чудотворная из Одрина монастыря) и в других городах.
Празднование - 7 (20) марта и 29 мая (11 июня).

24. «СТРАСТНАЯ» ИКОНА Божией Матери (Одигитрия)

чудотворная икона, представляющая собой один из иконографических вариантов Одигитрии. В углах иконы изображены летящие ангелы с орудиями страстей Христовых в руках (копие, трость, Голгофский крест), лик Богоматери склонен к Младенцу, повернувшему голову к летящему ангелу и держащемуся обеими руками за кисть правой руки Богоматери. В поствизантийское время этот иконографический тип был популярен у мастеров итало-критской школы и получил большое распространение как в Католической, так и в Православной церкви. Иконы Страстной Одигитрии появились и на Руси. В 17 веке при царе Михаиле Федоровиче прославилась чудесами Страстная икона из села Палицы в Нижегородской губернии. В 1641 ее перенесли в Москву, на месте встречи был основан Страстной монастырь, с нее делались многочисленные списки.
Празднование - 13 (26) августа.

25. ТИХВИНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия),

одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. Согласно сказанию, составленному на основе местного предания в конце 15 века, икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись «на воздухе» над рекой Тихвинкой в Новгородской области, где для нее была сооружена церковь Успения. Год явления иконы, по сказанию - 1383 (княжение Дмитрия Донского, при митрополите Пимене), был выбран, вероятно, потому, что в 1380-е годы на Русь было привезено несколько икон Одигитрии. Предыстория Тихвинской иконы общая с константинопольской Одигитрией. В повесть на Сретение чудотворной Владимирской иконы (середина - вторая половина 16 века) включен рассказ о явлениях Богоматери на Русской земле, в котором Одигитрия Лиддская (Римская) отождествлена с явившейся на реке Тихвинке иконой. На протяжении 16-17 веков сказание о Тихвинской иконе обогащалось новыми историческими сведениями и чудесами (построение трижды сгоравшей Успенской церкви на Тихвинке, посещение Тихвина великими московскими князьями Василием III в 1526 и Иваном Васильевичем в 1547, основание монастыря Иваном Грозным в 1560, осада монастыря шведами в 1613 и т. д.), которые изображались в клеймах икон Богоматери Тихвинской с чудесами (икона из Благовещенского собора Московского Кремля середины 16 века с изображением в клейме Ивана Грозного и новгородского архиепископа Макария, аналогичные иконы 16-17 веков из Тихвинского монастыря и др.).
По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает Иверскую, от которой отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой. В 19 веке Тихвинская икона почиталась по всей России, особенно к ней прибегали при болезнях детей. В Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотворной иконой. В начале 20 века на иконе был массивный драгоценный оклад, перед ней висела золотая лампада. Списки иконы многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США.
Празднование - 26 июня (9 июля).

26. ТОЛГСКАЯ ИКОНА Божией Матери,

чудотворная икона, древняя чтимая святыня Толгского женского монастыря под Ярославлем. Сохранились три иконы, происходящие из Толгского монастыря и называемые «Толгская»: большой образ 13 века с изображением восседающей на троне Богоматери с прильнувшим к Ее щеке Младенцем Христом, стощим на Ее коленях с правой стороны (хранится в Третьяковской галерее в Москве), и два сокращенных поясных списка этого образа начала - первой половины 14 века (первая поясная хранится в Ярославском художественном музее, вторая - в Русском музее в Санкт-Петербурге). Согласно сказанию, составленному во второй половине 16 века на основе местного предания, явление иконы произошло в 1314 на берегу реки Толги (приток Волги). К этому времени относят написание первой поясной Толгской иконы. Первое чудо иконы - источение мира (по сказанию - в 1392, по историческим записям - в 1428). Известно несколько списков поясной иконы. Во вновь открытом Толгском монастыре - новые списки Толгской иконы 1314 года.
Празднование - 8 (21) августа.

27. «ТРОЕРУЧИЦА»,

одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире чудотворных икон Богоматери типа Одигитрии, святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне. Отличается левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери). Согласно преданию, благодаря молитве у этого образа исцелил свою руку, отрубленную по навету врагов, защитник иконопочитания и гимнограф Иоанн Дамаскин (8 век); в благодарность он принес в дар чудотворной иконе серебряное изваяние исцеленной руки, которое было привешено к иконе (в связи с этим она получила наименование «Троеручица»). Предание связывает предысторию «Троеручицы» с Палестиной, а ее появление в Сербии - со святым архиепископом Саввой (конец 12 века); при нашествии турок икона была возложена на осла, который принес ее на Афон. В Хиландаре «Троеручица» почитается как игуменья монастыря; сохранившаяся здесь чудотворная икона датируется серединой 14 века. «Троеручица» получила широкое почитание в России с 17 века, когда были принесены с Афона ее списки (один из них - патриарху Никону для Новоиерусалимского Воскресенского монастыря); имеется ряд местночтимых русских списков «Троеручицы», на которых вотивная серебряная рука изображена красками как третья рука Богоматери.
Празднование - 28 июня (11 июля).

28. «УМИЛЕНИЕ»

Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери («Всех радостей Радость»), чтимая икона преподобного Серафима Саровского, находившаяся в его келье; перед этим образом он скончался 2 января 1833. После смерти Серафима Саровского икона была передана в Дивеевский монастырь; в годы Советской власти хранилась в г. Муроме; ныне в резиденции патриарха Алексия II. В настоящее время является одной из особо чтимых святынь Русской Православной Церкви; в пятую неделю Великого Поста (суббота Акафиста) икону приносят в кафедральный патриарший Богоявленский собор для чтения перед нею Акафиста. Икона написана на полотне маслом во второй половине 18 в., по иконографии восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов - лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Богоматерь изображена без Младенца, руки сложены на груди, голова склонена, глаза полузакрыты. На иконе драгоценный оклад, исполненный по заказу императора Николая II. С иконы делались многочисленные списки, особенно после канонизации Серафима Саровского в 1903. Один из наиболее ранних (1840-50-е гг.) был исполнен на стекле, на обороте (на картоне) имелась надпись о благословении этим образом митрополитом Филаретом монахини Зачатьевского монастыря (икона погибла в 1984).
Празднование - 28 июля (10 августа), в Дивеевском монастыре совершалось также празднование 9 (22) декабря (день основания обители).

29. «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»

чудотворная икона Божией Матери. По преданию, принесена в Москву казаками в 1640 в царствование Михаила Федоровича; находилась в церкви Николая Чудотворца в Пупышах, где имелась летопись многочисленных чудес, происшедших от образа. В Москве почиталось несколько списков этой иконы. Богоматерь изображена приложившей левую руку к Своей голове, склоненной набок; правой рукой Она придерживает стопы Младенца Христа, у Которого в руках поднятый вверх развернутый свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите...». В настоящее время в Москве особо почитается икона «Утоли моя печали» в храме Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (принесена сюда из храма Николая Чудотворца в Садовниках при его закрытии). 25 сентября 1765 список иконы «Утоли моя печали» был привезен в Санкт-Петербург и прославился там чудесами. Иконы Богоматери «Утоли моя печали» почитались в целом ряде городов и монастырей. Один из списков, называемый «Утоление печали», принадлежал сенатору графу Н. Б. Самойлову, который в 1784 построил придельный храм в Одрин-Николаевском монастыре Орловской епархии и перенес туда чтимый образ.
Празднование - 25 января (7 февраля).

30. ФЕОДОРОВСКАЯ-КОСТРОМСКАЯ ИКОНА Божией Матери

одна из самых древних русских чудотворных икон Богоматери, сохранившаяся до наших дней. Была создана, вероятно, в 1239 по заказу великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича (в крещении - Феодора) к свадьбе его сына Александра Невского. Является списком-репликой чудотворной Владимирской иконы. Отличительная особенность Феодоровской иконы - обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери; на обороте - поясное изображение Параскевы-Пятницы. Во второй половине 13 века Феодоровская икона особо почиталась костромским князем Василием Ярославичем. Сказание о Феодоровской иконе возникло под влиянием сказания о Владимирской Богоматери, в нем соединены народные предания и воспоминания о событиях русской истории. В 1613 благодаря Феодоровской иконе был «умолен» на царство Михаил Федорович Романов; икона стала широко почитаемой общерусской святыней. Известен ряд чтимых списков 17-19 веков. Древняя Феодоровская икона многократно поновлялась и реставрировалась; первоначальная живопись на ликах Богоматери и Христа сильно потерта. Икона хранилась в Костроме: сначала в Успенском соборе, в годы советской власти - в церкви Воскресения на Дебре, в настоящее время в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. С Феодоровской иконой совершались ежегодно крестные ходы: в день Святой Троицы - в Ипатьевский монастырь, 16 августа - в Спасо-Запрудненскую церковь на место «обретения» иконы.
Празднование - 14 (27) марта в память прекращения Смуты в 1612 и 16 (29) августа в память явления иконы.

31. ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия)

одна из древнейших чудотворных икон типа Одигитрии. Принесена в Галицкую Русь из Византии в 12 веке; в конце 14 столетия после присоединения русских земель к Польше стала святыней католического Ясногорского монастыря в Ченстохове. История почитания иконы в Галицкой Руси неизвестна. В первой половине 14 века в Ченстоховском монастыре было составлено сказание о Ченстоховской иконе, согласно которому предыстория отождествляла ее с константинопольской Одигитрией. В 1430 икона была повреждена иконоборцами-таборитами; в 1434 образ заново написали на старой доске в стиле западной живописи. На правой щеке Богоматери изображена кровоточащая рана, передающая след, оставшийся на древнем образе от удара саблей. Ченстоховская икона почитается в западнорусских православных землях и в католическом мире; имеется много чтимых списков Ченстоховской иконы, хранящихся в православных и католических храмах.
Празднование в России - 6 (19) марта, в католическом мире - 27 августа (9 сентября).

Одним из самых ярких и наиболее известных примеров мироточения от святых икон явилось чудо от Иверского Монреальского образа Божией Матери .

Эта икона была написана в 1981 году на Святой Горе Афон иеромонахом Спасо-Рождественского скита с оригинала самого образа Богородицы «Вратарница». Через год монастырь посетил православный чилиец испанского аристократического происхождения Иосиф Муньос Кортес, занимавшийся изучением иконописи и преподававший историю искусств. Он захотел купить эту икону. Ему отказали, однако при отъезде икону ему подарили. Иосиф побывал в Иверском Афонском монастыре и приложил икону к оригиналу.

Он вернулся в Монреаль и стал хранить икону у себя дома. Впервые образ замироточил 24 ноября 1982 года и затем мироточил почти непрерывно в течение пятнадцати лет. Вот как описывает Иосиф Муньос начало мироточения: «В три часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!»

По свидетельству людей, видевших Монреальскую икону, святое миро истекало главным образом из рук Богородицы и Божественного Младенца, а также из звезды на плече у Богородицы. В то же время задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Миро, имевшее сильный аромат, собирали в сосуды: так его было много.

Хранитель иконы Иосиф Муньос возил образ по многим приходам в разных странах. Икона побывала в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе и Болгарии. От образа Богородицы происходили многие чудеса, в том числе исцеления.

Обычно икона источала миро во время молитвы перед ней. Иногда миро изливалось так обильно, что проступало через стекло, которым была покрыта икона, и заливало подножие иконы, стол и стену. Особенно обильно миро истекало в дни великих праздников.

Известны не только многие случаи исцеления людей от неизлечимых болезней после молитвы перед Монреальской иконой, но и частые примеры исцеления человеческих душ, когда люди, побывав у чудотворного образа, изменяли свою жизнь, находили утешение в скорбях, обращались к молитве и духовной жизни. Многие представители иных конфессий — католики и протестанты — почитали икону.

В ночь на 31 октября 1997 года произошла трагедия: Иосиф Муньос был убит в Афинах, а Иверская Монреальская икона бесследно исчезла.

В 2007 году простая бумажная копия Иверской Монреальской иконы начала мироточить в русском православном приходе мироточивой Иверской-Монреальской иконы Божией Матери в Гонолулу на Гавайях.

В наше время явления мироточения икон нередки, и это — великая милость Божия к нам. Миро, елей всегда являлись знаками милосердия, благодати Господа. Нередко можно слышать от людей неверующих или сомневающихся, что жидкость, истекающая от икон, которую принято называть миром (хотя название это условное, миро, которое применяется в Таинстве миропомазания, — особое, очень сложное вещество, состоящее примерно из сорока компонентов), это смола, какие-то выделения дерева или конденсат, осевший на иконе. Но мы прекрасно знаем, что мироточат не только иконы, написанные на дереве, но и бумажные репродукции, наклеенные на картон, а также фотографии, фрески и металлические иконы. Мироточение — сверхъестественное явление, не поддающееся никакому рациональному объяснению. Это — чудо Божие. Как можно объяснить, что миро иногда может издавать удивительно приятное и сильное благоухание? Или как объяснят скептики тот факт, что из некоторых икон миро изливается буквально литрами?

Авторы сами были свидетелями чуда в храме Рождества Богородицы в городе Уфе. Настоятелем храма тогда был ныне покойный протоиерей Борис Развеев. В начале 90-х годов пошлого XX века в этой церкви замироточили сразу несколько икон. Под образами были поставлены большие хрустальные вазы, которые довольно быстро наполнялись миром.

Истечение мира случается не только от чудотворных икон, но и от мощей (останков) святых людей, угодников Божиих. Например, мощи святителя Николая Чудотворца, архиепископа города Миры Ликийские, находящиеся с 1087 года в крипте базилики имени этого святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро. Оно ежегодно извлекается священнослужителями через небольшое отверстие в гробнице.

Еще одним чудом, связанным со святыми мощами, является нетленность тел некоторых святых. По особому смотрению, Промыслу Божию тела иных подвижников не подвергаются тлению.

К примеру, на острове Корфу более полутора тысяч лет почивают нетленными мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Даже кожа на его теле сохраняет мягкость и упругость. Ученые многих стран неоднократно подвергали исследованию мощи святителя и пришли к выводу, что это чудо необъяснимо с научной точки зрения.

В глубокой древности происходило множество чудес от икон Господа Спасителя, Матери Божьей, святых угодников, ангелов, которые по искренним молитвах верующих людей происходят и в наши дни. Самым важным доказательством признанной силы святых икон являются чудеса, которые происходят через святые образы, посланные самим Господом. Православные христиане, которые возносили молитвы в минуты беды и отчаяния святым образам иконы Божией Матери, во времена стихии, нашествия иноплеменников, во время пожаров и наводнений, в период неизлечимых болезней, получали результаты необъяснимых чудес от икон , которым они молились.

Святые чудо иконы удостаивались не только владычества над стихиями природы, многие христиане получали через них пророчества и наставления, благодаря их чудотворной силе, изгонялись злые духи. В давние времена считалось, что, дар пророчества и прозрения могли иметь только избранные.

Сегодня молитвами к святым образам многие получают знаки и помощь в исцелении болезней и других не маловажных чудес от икон . Сегодняшние мастера иконописи воплощают святые чудо иконы в своих работах на иконах, вышитых бисером, изготовленных из драгоценных материалов, из янтаря, писанных под старину. Купить чудотворные иконы можно в церковных лавках, православных интернет магазинах, заказать в специализированных мастерских.

Чудеса от христианских икон

Одним из необъяснимых уникальных явлений, связанных с чудесами икон, является мироточение. Некоторые называют это чудо мироточения слезами. Плачущая святая икона является редким явлением, но очень грозным знамением. Слезы Матери Божьей всегда свидетельствовали о грядущих испытаниях. Верующие, придавшие значение этому знаку, приносили покаяние, и чудесным образом, эти испытания прекращались. Еще более грозным знаком в православной традиции было кровоточение чудо иконы.

В наши дни бывали случаи, когда мироточить могла и христианская икона, написанная на бумаге, икона, которая чудесным образом появлялась на дереве или на камне. История православия помнит и многие чудеса от нерукотворных икон, сохранившихся до этих дней во многих уголках России. Мироточивые чудеса от икон – это явление Божьей славы, в котором Господь показывает свою власть над миром, который он создал и подчинил установленным Им законам. Это явление славы и силы, благодаря которым преодолеваются эти законы. Только Господь может их преодолеть – в этом Он властен.


Если у вас есть свободное время, то почитайте

Текст православной молитвы святителю чудотворцу Арсению, епископу Тверскому

О всехвальный святителю Христов и чудотворче, отче Арсение! Не забуди нас, чад святыя обители твоея и всех с верою и любовию прибегающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, но поминай нас во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Моли за вся христианы, отче святителю Арсение, и за святую сию обитель, юже вручи тебе Пречистая Владычица Богородица, мним бо тя выну предстояща Христу Богу нашему и Пречистей Его Матери и имуща велие к Ним дерзновение. Аще бо телом и преставился еси от нас, но душею жив сый, неотступен пребывавши с нами духом. Сохраняй нас твоим предстательством от козней вражиих, от соблазнов мира, во зле лежащаго, и от всякия скорби и нужды. О преблагий пастырю и учителю нaш, отче Арсение! К тебе припадаем и тебе молимся, молися всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да очистившеся от всякия скверны греховныя, Небесному Царствию наследники сподобимся быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.