Этот человек жил задолго до нашей эры. Что мы знаем о нем из сухих фактов, кочующих из одного источника в другой?

Что род его пошел от моавитянки Рут из народа, ненавидевшего израильтян. Что наследник его, Машиах Бен Давид, через тысячи поколений в конце дней приведет весь мир к добру, единению.

Что можно добавить к этому? Почти ничего. Попробуем просто почувствовать эпоху и место Царя в ней.

Иерусалим

Израиль никогда не был великой державой. Поэтому бесполезно искать величественный, громадный Иерусалим времен Давида и . Город, который основал царь Давид, был небольшим, если сравнивать его с Вавилоном или Римом, но он оказался духовной столицей мира.

Именно здесь Земной царь нашел место на земле для Царя Небесного. Оно было в сердце его, но материализовалось в .

«Господи, ты сделал этот город благословением для слуги твоего, Давида. Благодарю тебя за Иерусалим, место где все колена, доселе разрозненные станут жить вместе, служа тебе, о Господь! Мы – твой народ вовек»! Теилим.

Теилим – псалмы царя Давида

Кто знает, откуда рождались мелодии в душе Давида? Знал ли он их с детства или сочинял как художник по вдохновению сверху? Говорили люди, что инструмент царя Давида начинал звучать, когда дул ветер и перебирал его струны.

«Ахор вэ-кедэм цартани» — Сзади и спереди Ты объемлешь меня. Ты властвуешь над всем и все возвратится к Тебе».

Нам неизвестно, какой музыкальный инструмент был у царя Давида: щипковый или струнный. Говорят, что это лютня. Но это неважно, мы все равно не можем петь так, как он пел свои псалмы.

Ведь псалмы – это выражение совершенного желания в просьбе и благодарности, посредством которого царь Давид, великий каббалист своего времени, описывает весь духовный путь человека.

Воспоминания

Давид лежал в полудреме. Ему было уже за семьдесят, и он почти не выходил из своей спальни. Ныли раны, временами острая боль пронзала сердце, затрудняя дыхание…

Как в цветном калейдоскопе перед его глазами мелькало его детство, живое море белых курчавых овец, медленно бредущих по темно-синим холмам, на которых еще не растаял туман… Белокурый пастушок играет на свирели.

Слабая улыбка коснулась губ Царя и тут же исчезла.

— Что представлял собой после Саула? Ослабленное постоянными войнами, разграбленное и расколотое полунищее царство. А сегодня? Границы Израиля расширены, государство богатое, со столицей в отстроенном Иерусалиме. Мое царство! С ним считаются, ищут дружбы, его боятся недруги.

— Но это все от Тебя, Господи! — от волнения у Давида сжалось сердце. – Конечно, это не мои заслуги! Все от Тебя, все. Потому что народ мы Твой, и дети детей наших будут им вечно! Если б не Твоя воля, что бы я мог сделать, где бы был?

— И все-таки, так много на мне чужой крови, — Давид тяжело вздохнул. – Поймут ли потомки жестокость мою? Надеюсь, если будет у них трепет перед Ним. Ведь все эти народы – враги, желающие зла Израилю и не знающие его Б-га. Не живущие по его заповедям, приносящие жертвы другим богам. Литым. Поэтому это были не мои войны. А войны Б-га Единого, чтобы вразумились цари других народов, осознали, что тщетны их усилия победить народ Божий…

Воспоминания мелькают, перебегая по картинам прошлого, как по струнам его любимой лютни.

— Промедление могло стоить дорого. Ведь Шломо еще отрок. Достоин ли он стать царем? — Но уже следующая мысль развеяла все его сомнения.

— Господь дал мне эту возможность назначить наследника престола от семени моего. Не бойся, Давид! Равного Шломо по уму и миролюбию нет! Главное, чтобы он был верен Ему! И тогда Он никогда не оставит сына, как не покидал меня во все дни жизни моей…

Давид вспомнил свою последнюю беседу с сыном своим, Шломо.

— Только одно завещаю и молю об одном – постигай Его всегда! И в дни зла, и в часы добра. Знай, Шломо, Б-га отца твоего и стремись к Нему от всего сердца и от всей души! Если будешь искать Его, то найдешь, а если оставишь Его – Он оставит тебя навеки.

— Прощай, сын…

Величие Царя

Царь Давид не жил для себя. Давид был как для своих современников, так и для нас, его потомков, примером полного подчинения одной идее, одной миссии. Он служил только Высшей силе и только своему народу. Ведь истинный Царь принадлежит только своему народу.

Всю свою жизнь Давид боролся против зла внутри себя точно так же, как против своих врагов. Когда Давид покорял врага внутри себя, тогда терпел поражение и его внешний враг.

«Царь праведный устанавливает Землю. И вершил Давид суд и правду народу своему. И он оживлял Землю при жизни своей, и благодаря ему она стоит после его ухода из мира».

Зоар, глава Микец

18440

Давид — древнееврейское по происхождению мужское имя. На иврите это имя звучит как Давыд. В переводе означает «любимца», «возлюбленного», «любимого» мужчину. При этом оно популярно не только в России и странах с русскоязычным населением, но и заграницей.

Мужское имя Давид имеет не русские истоки, но зато обладает хорошей значимостью, превосходной символикой, и отменной совместимостью со знаками зодиака. А плюс ко всему оно совместимо не только с русскими женскими именами, но и с зарубежными…

Разговорные варианты : Давидка, Дава, Дэв

Современные английские аналоги : Давыд, Дайви, Деви

Значение и толкование имени

Значение имени Давил сулит мальчишкам такие черты как своеволие, физическое и телесное благополучие, чистота разума, практичность, авторитарность, рискованность, настырность, доброжелательность, самовлюбленность, ответственность и обязательность, пунктуальность и требовательность.

Этот мужчина во всем будет добиваться успехов, особенно в спорте. Он целеустремлен, добр и щедр, трудолюбив, но не совсем коммуникабелен. Да и вообще далеко не всем рядом с ним комфортно. Не всем по душе и его прямолинейность. Зато он честен и искренен, никогда не обманет, всегда держит слово.

Достоинства и положительные черты: никогда не нарушает своих обещаний и старается поступать только хорошо, всем помогает, никогда и никому не отказывает в помощи, справедлив и не терпит, когда кого-то незаслуженно обижают. А еще он предан и никогда не пойдет на предательство.

Давид плохо относится к людям, пытающимся манипулировать им или наживаться на его успехах, к тем личностям, что склонны к вранью и предательству, и к лидерам, которые стараются доминировать над слабыми.

Имя Давид не считается исконно русским и одинаково популярно в самых разных странах Европы.

Характер имени Давид

Характер имени Давид таков, что сулит носителям уникальную по всем параметрам натуру. Это в своем большинстве добрые, справедливые, добродушные, умиротворенные, спокойные, жизнерадостные мужчины. Но всех их объединяет и еще один фактор – у всех Давидов характер наделяется такими чертами как застенчивость и наивность, мнительность и неуверенность в себе. Конечно, перебороть эти черты можно, но придется приложить немало усилий. Плюс ко всему Давиды слишком много переживают о своем положении в обществе, они чересчур сильно зависят от мнения окружающих их людей, и боятся оплошать в глазах других, выглядеть недостойно.

В то же время характер Давидов предполагает и наличие таких важных качеств как честность, целеустремленность, трудолюбие, старательность, обязательность, ответственность, уверенность собственной правоте, рассудительность – характер таких мужчин позволяет им много добиваться в жизни, но при условии, что получится перебороть боязливость и неуверенность в себе. Хотя опять же, присуща неуверенность не всем – обычно неуверенными в себе являются Давиды, рождающиеся в зимнее время года.

И опять же, характер, фактор очень сложный, и предугадать его черты, основываясь исключительно на характеристике имени, очень сложно. Особенно сильное влияние на характер может оказать воспитание. Плюс, важно влияние на характер такого фактора как энергетика знака зодиака.

Раннее детство

С раннего детства у мальчика, которому родители решили дать красивое русское мужское имя Давид, может быть очень добрая и жизнерадостная натура. Спокойствие, рассудительность, сдержанность, терпеливость, красноречивость и общительность, дружелюбие и доброта, жизнерадостность, веселый нрав и позитивность – вот черты, которыми значение этого имени может наделить носителя имени Давид. Но это еще далеко не полный перечень. Среди их огромного количества есть и такая важная черта как принципиальность, создающая союз с правильностью и справедливостью – благодаря этому союзу, Давид становится очень справедливым и растет правильным мальчишкой, совершающим только обдуманные и правильные поступки.

У мальчика, над которым покровительствует энергетика имени Давид, есть то, что не присуще большинству деток в маленьком возрасте – чувство ответственности. Он настолько ответственно ко всему относится, что порою даже удивляет. Любое дело, за которое он бы не взялся, он обязательно закончит и сделает максимально хорошо. Ему можно поручать любые дела, любые задачи, у этого мальчика хватит сил и ума решить любую из них. Еще и очень талантливый.

Единственная проблема маленького Давида заключается в том, что он боится идти на контакт. Он никогда первым не подойдет познакомиться к кому-либо, и всегда ждет от потенциального собеседника первых шагов.

Подросток

У мальчика подростка, над которым покровительствует значение имени Давид, все может измениться. Обычно в подростковом возрасте у названного этим именем паренька начинают проявляться лидерские черты и самое главное, коммуникабельность, из-за которой в детстве могли возникать неимоверные проблемы. Давид подросток, это общительный, обаятельный, красноречивый, коммуникабельный, дружелюбный, порядочный, доброжелательный мальчишка. Паренек, над которым властвует имя Давид, это дружелюбный и очень приветливый подросток, легко идущий на контакт, с легкостью везде заводящий себе друзей, всегда общающийся со всеми на равных, и никогда ни с кем не конфликтующий.

Наибольшая привязанность у мальчика Давида может быть именно с родственниками. Скорее всего, если у Давида будет брат или сестра, то вот этот то человек и станет для него лучшим другом на всю жизнь. Ради близких и родных Давид готов на все, даже пожертвовать чем-то важным. Он всегда придет на помощь, поможет советом или делом, подскажет и посоветует. При этом с удовольствием поделится и собственными переживаниями, не застесняется попросить помощи у близкого человека.

Давиду следует научиться разбираться в людях, потому как его открытость может привлечь много недоброжелателей. И вообще, у мальчика Давида в подростковом возрасте может быть много врагов, как раз-таки из-за его открытости и наивности.

Взрослый мужчина

Взрослый мужчина, над которым покровительствует значение и энергетика имени Давид, это и вовсе другой человек, в край отличающийся от того, что был подростком. С возрастом он может стать тверже, жестче, спокойнее, рассудительнее и суше. Задеть такого за живое крайне сложно, он знает себе цену и всегда старается держать себя в руках, чтоб не опозориться, не выставить чувства напоказ, не показать никому свои слабости. При этом Давид остается очень принципиальным человеком. Принципиальность, которой одаряет таких мужчин значение этого имечка, проявляется во всем без исключения, и в делах, и в отношении к работе, и в поведении, и в общении и взаимоотношениях с друзьями и товарищами, и даже в отношениях дома, с членами семьи. Мужчина, над которым властвует значение имени Давид, никогда не пустит слова на ветер, никогда не забудет о своих обещаниях, ни в коем случае не предаст и не обманет близкого, он принципиально всегда поступает правильно, в соответствии со всеми моральными нормами, принятыми в обществе.

При этом сам Давид внутри все равно будет оставаться романтичным, чувствительным и восприимчивым. Он может казаться сильным и черствым, но в душе может на что-то обижаться или за что-то переживать. Все Давиды без исключения тщательно скрывают свои переживания и обиды от окружающих людей, они слишком скрытны во взрослой жизни. Хотя опять же, все зависит от окружения и воспитания. В зависимости от того, как он зарекомендует себя в обществе, будет меняться и его поведение.

Взаимодействие характера Давид с временами года

Лето – этот яркий и жаркий сезон своим значением воздействует просто отлично. Этот период породит в парне с этим наименованием эмоциональность, общительность, коммуникабельность, любознательность, оптимистичность и романтичность. Это умный и талантливый мальчик, готовый развиваться и совершенствоваться – ему скучно «топтаться на месте», он стремится к самодостаточности и величию. Это герой, легко идущий на отважные и жертвенные поступки.

Осень – у родившегося в осенние месяцы будет в характере царствовать прагматичность, честность, справедливость, основательность, спокойствие, рассудительность и расчетливость. Это авторитетный человек, заслуживающий истинного внимания – сжиться с таким сложно, но дружить с ним и можно и нужно. Не хватает ему только напористости и целеустремленности – он редко сдерживает свои обещания.

Зима – суровые морозные месяцы сулят настойчивость, решительность, упрямство, самоуверенность, экстравагантность, вычурность, мечтательность и настойчивость. Это человек дела, легко добивающийся всех поставленных целей. Преграды и неурядицы ему не мешают, наоборот, закаляют его. Он сильный и жесткий, но добрый и отзывчивый, готов прийти на помощь.

Весна – в весенний период рождается происхождению натура романтичная, творческая, жизнерадостная. Имеется и фантазия, и воображение, и целеустремленность, и моральные ценности. Нет силы воли и настойчивости, как и решительности. Не умеет анализировать, часто совершает ошибки, разочаровывается в людях и страдает от депрессий из-за этого.

Судьба имени Давид

Судьба имени Давид в отношениях с представительницами противоположного пола очень непроста, хотя и полна сюрпризов. Так, обычно в подростковом возрасте судьба предполагает достаточно бурную личную жизнь Давиду, что и не удивительно, ведь такие романтичные, страстные и красноречивые мальчишки обычно пользуются популярностью в женском обществе. Но так будет длиться не вечно…

Обычно первый брак Давида оказывается неудачным, так уж предполагает судьба этого имечка. Хотя с другой стороны, остается загадкой, как это может допустить человек, так хорошо разбирающийся в женщинах. В то же время судьба предполагает становление второго брака по-настоящему счастливым и крепким. Обычно Давиды во втором браке становятся хорошими отцами и образцовыми мужьями. Правда есть и одно «но» — многие из названных этим именем мужчин становятся бабниками и рано или поздно начинают искать себе развлечения «на стороне».

А вообще, судьба в отношениях, это достаточно сложный и непредсказуемый фактор, зависящий не только от истории и характеристики имени, но также и от кучи других факторов, в том числе и астрологических.

Любовь и брак

Внешняя привлекательность, галантность, обходительность в сочетании с внутренним стержнем и щедростью делают Давида поистине завидным женихом. Дамы так и вьются вокруг этого мужчины. Однако покорить его сердце может далеко не каждая женщина, поэтому Давид довольно долго наслаждается прелестями жизни холостяка, пока наконец не встретит свою даму сердца. И стоит отметить, что тогда недавний сердцеед не станет затягивать с женитьбой и оборвет все прежние любовные связи.

Не стоит забывать о том, что Давид – это мужчина-завоеватель, и чем неприступнее будет вести себя женщина, тем больше он будет ее любить, желать и добиваться. Его избранница должна быть привлекательной, ухоженной женщиной, а также самодостаточной и сильной личностью с блестящим интеллектом. Кроме того, жена должна стать ему еще и товарищем, ведь ему очень важно, чтоб он мог выговориться и обсудить массу вещей, не страшась непонимания или осуждения.

Давид — заботливый и щедрый супруг, уверенно занимающий место главы семьи. Он трепетно относится к жене и к детям, но может быть излишне ревнив. Супруга также должна не забывать хвалить и поддерживать его.

Давид как Отец

Давид очень ответственно подходит к вопросу отцовства. Он становится отличным семьянином и заботливым отцом. Он прилагает максимум усилий для того, чтоб любимая супруга и дети жили в достатке и комфорте и чувствовали себя, как у кота за пазухой. Кроме того, он не избегает домашней работы, и ему не составит труда прогуляться с детьми или даже приготовить ужин. Он убежден, что только настоящие мужчины способны на такое.

Он обожает проводить время с семьей, особенно со своими детьми. Он помогает детям правильно развиваться, следит за их здоровьем и активно участвует в их воспитании. Он старается привить своим детям любовь к искусству, творчеству, спорту, учебе. Кроме того, он воспитывает в них такие качества, как уважение, взаимопомощь, чувство ответственности, трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность.

Давид любит баловать детей своим вниманием, но он знает, когда нужно вести себя чуточку строже, чтоб не позволить им сесть на голову. В вопросах воспитания он всегда советуется с супругой, но окончательное решение всегда за ним. Давид растит детей в атмосфере добра и любви…

Совместимость c женскими именами

Самая лучшая совместимость в плане любви и чувств у Давида с женщинами, носительницами таких имен как Агата, Алевтина, Нелли, Наталья, Эльвира, Лада, Лолита, Роза и Сарра.

Яркие отношения, переполненные страсти, ждут Давида с Адой, Дорой, Марианной, Миррой, Фридой и Эммой.

А вот с Еленой и Нинелью ему лучше не связываться, ведь астрология предсказывает такой паре море негатива и полную несовместимость.

В детстве Давыдка отличается необыкновенной общительностью и доброжелательностью по отношению ко всем окружающим. Он способен найти общий язык и темы для разговора с кем угодно – вне какой-либо зависимости от пола собеседника и его возраста. Додя – послушный ребенок, ни собственным родителям, ни своим школьным учителям никогда не приносит хлопот, беспокойств, разочарований. Охотно выполняет все поручения родителей, невероятно прилежен в учебе, никогда не грубит учителям, не конфликтует с одноклассниками и ребятами во дворе.

Не стоит полагать, что мальчик только прилежно учится и не способен на отчаянные поступки. Он проводит свое свободное время весьма активно – любит веселые подвижные игры со сверстниками во дворе, с удовольствием посещает спортивные секции или танцевальный коллектив. Музыкой или рисованием занимается редко – на это тему у него попросту не хватает элементарной усидчивости.

Маленький Додик – настоящий маменькин сынок. Мама для него – лучший друг. Она уделяет своему сыну очень много внимания и остается его другом всю жизнь. С папой у Давида тоже формируются прекрасные отношения – отец занимается с ним спортом, они вместе ходят на лыжные прогулки, рыбалку, вместе запускают воздушного змея, мастерят модели вертолетов, ремонтируют автомобиль.

Став подростком, юный Давид не слишком сильно изменяется в характере, привычках и наклонностях. Но становится более уравновешенным молодым человеком, способным сдерживать свои импульсивные порывы. Во всем поведении явно сказывается царственное происхождение имени, которому свойственны благородство, спокойствие и рассудительность.

Черты характера царя Давида, одного из знаменитых предков Иисуса, проявляются и у современного подростка. Он уверен в себе, хорошо контролирует свои чувства и очень спокойно реагирует на любые встречающиеся в жизни трудности. Порой эта уверенность переходит в эгоизм, но сам он не понимает этого, считая себя просто рассудительным и уверенным в себе молодым человеком.

Этот недостаток не мешает Давиду быть популярным мальчиком среди одноклассников и одноклассниц, поскольку он всегда остается терпимым, добродушным и доброжелательным, отзывчивым, мягким, коммуникабельным. Привлекают внимание окружающих к юноше его бескорыстие, жажда справедливости, честность. От окружающих он ожидает тех же качеств и хорошо сходится с такими же людьми, как он сам.

Повзрослев, Давид становится прагматичным и расчетливым, но эти черты явно не являются доминирующими в его характере. Взрослый Давид по-прежнему остается благородным и преданным человеком с очень добрым сердцем и искрометным чувством юмора. Характер имеет необыкновенно твердый – это помогает ему в достижении своих целей. Умеет прощать обидчиков, отнюдь не отличается злопамятностью, что делает общение с ним легким и не грузящим.

Давид воспринимает жизнь и окружающий мир как данность, как нечто прекрасное, как дар свыше. Он совершенно серьезно полагает, что в окружающем мире можно ежедневно находить что-то новое. Для него повседневность – вовсе не что-то унылое и серое. Мир для мужчины наполнен красками, и он умеет их видеть, черпая вдохновение для самосовершенствования. Привык окружать себя творческими, неординарно мыслящими людьми, взирающими на окружающий мир глазами настоящих художников.

Чрезмерное самолюбие и излишняя самоуверенность Давида, способные испортить впечатление от этого мужчины, нисколько не смущают его. Узнав его поближе, люди тоже перестают заострять на этих чертах внимание, считая их просто частью натуры этого замечательного и необыкновенно цельного человека. Давид – настоящий герой, прекрасно понимающий, что такое честь и мужское достоинство.

Царь Давид – второй царь израильтян. Его царствование продолжалось 40 лет. При нём было образовано единое Израильское царство со столицей в Иерусалиме. Точные годы правления этого владыки неизвестны. Ориентировочно 1005 г. до н. э. – 965 г. до н. э. Следует также сказать, что подлинность данной личности многие специалисты подвергают сомнению. Нет прямых доказательств существования данного царя, как нет доказательств существования единого и неделимого Израильского царства. Вся информация взята из библейских рассказов, а поэтому она больше напоминает легенду, чем правду.

Считается, что библейское повествование о Давиде и его царстве было ничем иным как идеологическим мифом, созданным в VI веке до н. э. иудейским первосвященником Ездрой и еврейским наместником Иудеи Неемией. Эти люди и их сподвижники придумали и царя, и царство, чтобы показать народу Израиля какие у него глубокие и могучие исторические корни.

Отдельные историки и археологи полагают, что Давид в действительности существовал, но являлся всего лишь князем, контролировавшим небольшую территорию в Хевроне. Косвенным доказательством существования этого человека является стела из библейского города Тель-Дан, датируемая IX – VIII веками до н. э. На ней имеется надпись на арамейском языке. Она гласит, что царь Арама победил царя Израиля. В тексте упоминается династия Давида. Это с большой натяжкой можно рассматривать как подтверждение реальности царя Давида.

Краткое повествование о царе Давиде

Давид приходился младшим сыном Иессеи. А тот, в свою очередь, происходил из древнейшего иудейского рода и был сыном Овида. Именно от потомков Иессеи должен был появиться Мессия, которого христиане отождествили с Иисусом Христом. То есть род Иессеи – это род Иисуса Христа.

Мальчика Давида описывают как красивого, румяного и белокурого. Он пас овец и не раз защищал их от медведей и львов. Его смелость и решительность заинтересовали Бога. Тот отверг царя израильского народа Саула за капризность и непокорность и велел пророку Самуилу помазать Давида на царство. После помазания на молодого человека снизошёл Божий дух.

Давид пришёл в израильское войско навестить своих братьев. Израиль в то время воевал с филистимлянами, и юноша вызвался сразиться с великаном Голиафом. Он поразил пращой этого могучего филистимлянина и тем самым обеспечил израильтянам победу. После этого царь Саул взял его в своё окружение, не подозревая, что храброго юношу уже помазали на его трон.

Давид сражается с Голиафом

Очень быстро Давид стал популярен в народе и затмил славу царя. Последний воспылал ревностью и попытался убить составившему ему конкуренцию юношу. Он даже сам метнул копьё в Давида, и тот вынужден был бежать в Раму. Но Саул послал следом убийц, а те под воздействием Божьей воли отказались от злодейства и стали пророчествовать.

После этого наш герой, спасаясь от Саула, нашёл убежище в Адолламской пещере, где пребывал с родственниками и притесняемыми людьми. Вскоре к нему пришёл пророк Гад и передал повеление Бога идти и освободить от филистимлян город Кеил. Узнав о том, что Давид пребывает в Кеиле, Саул организовал его преследование, которое продолжалось несколько лет.

Давид вынужден был укрыться у филистимлян. И их царь Анхус пожаловал изгнаннику небольшой пограничный городок Секелаг. В нём наш герой организовал подобие базы для разбойников и начал грабить местное население, отсылая часть добычи Анхусу. Всё это продолжалось до тех пор, пока филистимляне не разбили израильтян в битве возле подножия горы Гелвуй. В этом сражении погибли три царских сына, а сам Саул, потрясённый поражением, бросился на меч. Узнав о гибели своего главного врага, Давид оплакал его смерть погребальным плачем.

Он воспользовался временным безвластием, захватил иудейский город Хеврон, сделал его столицей Иудеи и провозгласил себя иудейским царём. Тем временем в Израиле на трон вступил сын Саула Иевосфей. После этого началось противостояние двух еврейских государств. Продолжалось оно два года и закончилось победой Давида. Так он стал царём всего Израиля.

После вступления на трон царь Давид начал войну с иевусеями. Это древний народ, который основал город Иерусалим. Предполагается, что иевусеи состояли в родстве с хеттами. Вот против них и выступил новый израильский правитель. Он захватил Иерусалим и сделал его столицей своего государства. В этом городе у Давида родилось множество сыновей, среди которых появился на свет и будущий израильский царь Соломон.

Иерусалим стал религиозным иудейским центром. В нём, на горе Сион, был помещён ковчег завета , отобранный у филистимлян. Духовная власть была подчинена царской. Священники стали подчиняться первосвященникам, и все слуги Господа официально вошли в государственный аппарат. В планы царя входило построить для ковчега завета Храм. Но это строительство было осуществлено только в годы правления царя Соломона.

Таким Давида изобразил Микеланджело

При царе Давиде прошла перепись населения, что вызывало недовольство Бога. Он наслал на людей язву, а к царю явился пророк Гад и передал волю Господа установить алтарь в том месте, где по милосердию божьему был над Иерусалимом остановлен ангел с разящим мечом. Этим местом оказалось гумно Орны-иевусеянина. Именно там Соломон и начал впоследствии строительство Храма.

При новом правителе земли Израильского царства расширились. Был организован поход в Сирию против полукочевого народа арамеев. Благодаря этому походу, израильтяне вышли к берегам Евфрата. Была присоединена Идумея, находящаяся на юге. У филистимлян и финикийцев остались только узкие прибрежные территории, а границы Израиля дошли до Аравийской пустыни.

Находясь на вершине могущества, царь Давид впал в страшный грех. Он увидел красивую женщину, купающуюся в озере. Ему сказали, что это Вирсавия, жена военачальника Урии. Того не было дома, так как шла война с аммонитянами, и царь приказал привести к нему чужую жену и согрешил с ней. Однако женщина забеременела, и Давид велел вызвать из похода Урию, чтобы тот переспал с женой и решил, что будущий ребёнок от него.

Но вернувшийся муж отказался у всех на глазах войти в свой дом. Он вернулся обратно в войско, а царь повелел его командирам направить Урию в самое опасное место, чтобы мужчину как можно быстрее убили. Вскоре Урия пал на поле боя, а жена родила сына.

Пророк Нафан требует, чтобы Давид передал власть Соломону

Всё это вызывало у Бога гнев, и он наслал на Давида четыре кары: кончину младшего сына, изнасилование дочери братом Амноном, смерть Амнона от руки другого брата Авессалома, предательство Авессалома и его убийство воинами царя. А вот у Вирсавии родился мальчик, которого назвали Соломоном.

Согласно библейскому повествованию смерть Авессалома наступила на 40-й год царствования Давида. То есть в самом конце его правления. В это время авторитет израильского владыки сильно пошатнулся. К нему явился пророк Нафан и настоятельно посоветовал передать власть своему сыну Соломону . Царю ничего не оставалось делать, как выполнить волю божьего человека. Он передал власть сыну, рождённому от Вирсавии, и умер в 70-летнем возрасте. Тело его похоронили в Иерусалиме на горе Сион, где впоследствии прошла Тайная вечеря – трапеза Иисуса Христа с 12-ю учениками.

Оригинал взят у marinagra в Библейские сюжеты: царь Давид


Лоренцо Монако. Давид. 1408 г.

Пожалуй, во всем Ветхом Завете мы не найдем героя столь яркого и многогранного, как израильский царь Давид. В отличие от других ветхозаветных персонажей, характеры которых лишь угадываются за ёмким, но лаконичным библейским текстом, образ Давида воссоздан в древних летописях тщательно, детально, рельефно, а долгая и удивительная история его жизни пересказана подробно и неспешно (1-я кн. Царств, глава 16 - 3-я кн. Царств, глава 2).



Джиованни де Грасси. Миниатюра с изображением Царя Давида из Часослова Висконти, Италия. 1389

Кто же такой Давид? Избранник Господа, всенародный любимец, баловень судьбы. Юный златокудрый пастушок, которого, втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула, венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с великаном Голиафом и победил его. Вдохновенный поэт, восхвалявший Господа в своих псалмах. Гениальный музыкант, который игрой на арфе излечивал мучимого душевной болезнью царя Саула. Одинокий изгнанник, вынужденный скрываться в горах от преследований обезумевшего царя. Человек, наделенный неистовой силой чувств, будь то беззаветная дружба с сыном Саула Ионафаном или страстная любовь к женщине. Неотразимый мужчина, который легко завоевывал сердца дев и замужних матрон: юной дочери Саула Мелхолы, мудрой Авигеи и прекрасной Вирсавии. Преступный властитель, который отправил на верную смерть военачальника Урию, мужа полюбившейся ему Вирсавии. Безутешный отец, оплакавший своего сына-мятежника Авессалома. Тонкий дипломат и политик, который после гибели царя Саула и его сыновей в битве с филистимлянами сумел отстоять свое право на престол, удержать его, вопреки всем интригам, и основать династию. Великий государь и военачальник, который покорил филистимлян, создал мощную державу и сделал «град Давидов» Иерусалим столицей своего государства.


Псалтырь герцога Беррийского. 1386 г.

Давид - один из немногих ветхозаветных героев, наделенных прямой речью, причем это не отдельные реплики и не отвлеченные поучения, а открытое лирическое выражение чувств. В трогательных диалогах с Ионафаном, в скорбных плачах по Саулу и Ионафану, по мятежному сыну Авессалому, а главное - в своих возвышенных псалмах во славу Господа, Давид предстает перед нами человеком благородным, благочестивым, искренним.

Фра Анжелико. Царь Давид. 1443-45 гг.

Естественно, что Давид привлекал внимание европейских художников больше, чем прочие герои Ветхого Завета. Но причины этого интереса не исчерпываются литературными достоинствами библейских летописей. Своей популярностью Давид обязан не только выразительным текстам хроник, но и Псалтыри. Псалтырь (собрание псалмов Давида) - наиболее востребованная в христианском мире книга Ветхого Завета. На Псалмы постоянно ссылаются проповедники и авторы богословских трактатов, в них ищут пророчества о грядущем пришествии Христа, они входят в состав церковных служб, имеют множество музыкальных и стихотворных переложений. Автор большинства псалмов - библейский царь Давид - на многие века стал постоянным духовным спутником верующих. Изображения Давида-псалмопевца с арфой в руках часто украшали книжные миниатюры (иллюстрации к Ветхому Завету и Псалтыри), а также каменную резьбу и витражи соборов.


Клаас Слютер. Пророк Давид. Колодец пророков в монастыре Шанмоль, Дижон. 1395-1406

Однако более всего почтительное отношение к Давиду объясняется тем, что он считается прямым предком Христа. Вера евреев в то, что грядущий спаситель - Мессия - придет из дома Давидова, была воспринята христианством. Образ Давида богословы истолковывали как предшествующее воплощение Христа, а эпизоды из жизни израильского царя - как спасительные деяния Иисуса. Так, в битве Давида с великаном Голиафом теологи видели поединок Христа с антихристом.
Кроме того, древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Давид стал для флорентийцев национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями. Читатель, конечно, сразу вспомнит главную достопримечательность Флоренции - знаменитую статую Микеланджело, но наш разговор начнется не с нее. У великолепного микеланджеловского Давида были предшественники, и знакомство с ними поможет нам лучше понять всю оригинальность замысла великого скульптора.


Донателло. Давид. 1408 г.

Парад победителей Голиафа открывает «Давид» (1408 г.) Донателло, прославленного предшественника Микеланджело. Знаменательно, что мраморная статуя первоначально предназначалась для собора Санта Мария дель Фьоре, но в 1416 г. ее приобрела Синьория (городской совет) и установила перед своей резиденцией Палаццо Веккио (Палаццо делла Синьория). К скульптуре была добавлена многозначительная надпись: «Храбрым борцам за отечество Боги помогают против ужасных врагов».
Современному зрителю статуя, однако, вряд ли покажется убедительной. Несколько высокомерный юноша в щегольской накидке стоит в небрежной, даже манерной позе. У его ног лежит огромная голова поверженного Голиафа. Этот Давид мало похож на скромного пастушка, а тем более - на бесстрашного воителя, который метким ударом выпущенного из пращи камня убил великана, а потом обезглавил его.


Донателло. Давид. 1430 г.

Второй раз Донателло обратился к тому же сюжету в 1430 г. Впервые в итальянской скульптуре Возрождения была создана полностью обнаженная фигура. Гладко отполированная блестящая бронзовая поверхность статуи подчеркивает легкость фигуры юного Давида. Его тело кажется слишком изнеженным, даже немного женственным. Победитель Голиафа в широкополой пастушеской шляпе задумчиво смотрит на устрашающую голову, будто не сознавая совершенного им подвига. Первоначально статуя принадлежала семейству Медичи, но в 1495 г. она была установлена в одном из дворов Палаццо Веккио.


Андреа Вероккьо. Давид. 1473 г.

Близка по замыслу к этой работе и скульптура Андреа Верроккьо (1473 г.): стройная бронзовая фигура, меч в руке, отрубленная голова Голиафа у ног. Давид у Верроккьо разве что более мужественен, чем донателловский. И эта работа была, в свою очередь, куплена Синьорией у владельцев, семьи Медичи. В Палаццо Веккио образовалось уже целая коллекция произведений, воспевающих библейского героя, когда в 1504 г. на площади перед Палаццо вознесся мраморный колосс - «Давид» Микеланджело, созданный по заказу Флорентийской республики.


Микеланджело. Давид. 1504 г.

Представим себе, что человечество должно выбрать одно-единственное произведение искусства, которое олицетворяет все лучшее, что есть в юношах Земли. Наверное, избран был бы микеланджеловский Давид. Трудно представить себе образ более притягательный: возвышенный и в то же время полностью земной, одухотворенный и одновременно чувственный, исполненный благородства и внутренней силы, зрелого мужества и юношеской решительности.
В отличие от Донателло и Верроккьо, Микеланджело изобразил не победителя, а воина-защитника, который готовится к бою. Скульптор отказался от эффектного противопоставления красивого юного тела Давида и устрашающей головы Голиафа. Отвергнув это конкретное иллюстративное решение, Микеланджело наполнил свою работу глубоким гуманистическим смыслом.


Лоренцо Бернини. Давид. 1623 г.

Давид Донателло - победитель милостью Божьей. Сам по себе очаровательный мальчик-пастух не столь уж значителен, он силен лишь как орудие Господа. При взгляде на прекрасное волевое лицо и мощную фигуру микеланджеловского Давида, становится ясно, что у этого атлета достанет собственных сил, чтобы одержать любую победу. Именно такой гордый образ Давида-борца был созвучен эпохе Высокого Возрождения с ее верой в безграничные возможности человека и очень близок молодому Микеланджело, героическому складу его дарования.


Андреа дель Кастаньо. Молодой Давид. 1430-е гг.


Тициан Вечеллио. Давид и Голиаф. 1542-44 гг.


Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-10 гг.


Орацио Джентилески. Давид с головой Голиафа. 1610 г.


Гвидо Рени. Давид с головой Голиафа. 1605 г.


Доменико Фетти. Давид с головой Голиафа. 1620 г.

Битва Давида с Голиафом была излюбленным сюжетом не только для скульпторов, но и для живописцев, особенно в 17 столетии. Эпоха барокко ценила контрасты, и идея изобразить цветущего юношу с безобразной головой врага в руках представлялась художникам заманчивой. Назовем три картины Караваджо, работы Рубенса, Бернини, Фети, Рени, Джентилески, Строцци, Кастаньо, не говоря уж о менее известных произведениях.


Чима да Канельяно. Давид и Ионафан. 1505-10 гг.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Прощание Давида с Ионафаном. 1642 г.

Отдал дань этой теме и молодой Рембрандт в многофигурной композиции «Давид приносит голову Голиафа царю Саулу» (1627 г.). Но в более поздней картине «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 г.) перед нами предстает совсем другой Давид - не блестящий триумфатор, не славный победитель, а гонимый, доведенный до отчаяния человек. Верный Ионафан помог Давиду скрыться от гнева своего мстительного отца, царя Саула, и вот настал миг, когда он должен оставить друга в одиночестве. «И плакали оба вместе, но Давид плакал более» (1 кн. Царств, 20:41). Недвижный, словно окаменевший, Ионафан поддерживает друга мягко и бережно. Давид же обнимает Ионафана отчаянно, истово, он сломлен страхом и страданием. Мы не видим его лица, но чувствуем, что тело сотрясается от рыданий.
Примечательно, что картина Рембрандта - гимн преданности, верности, дружбе - единственная, написанная на этот сюжет. Хотя в 17 веке богословские толкования уже не имели такого влияния на умы, как в более раннюю эпоху, образ Давида-триумфатора основательно затмил прочие стороны его натуры. Показывать славного царя в тяжелую минуту жизни, когда он дал волю слезам, припав к груди друга… Это полностью шло в разрез с традицией, было не то чтобы запрещено, но не принято. Как не принято было сочувственно относиться к предшественнику Давида, отвергнутому Господом царю Саулу.


Гверчино. Саул атакует Давида. 1646 г.


Ян де Брей. Давид, играющий на арфе. 1670 г.


Эразмус Квеллинус II. Саул и Давид. Фрагмент. 1635 г.


Лукас ван Ленден. Давид играет перед Саулом. 1646 г.

В хрониках рассказывается, что Давид часто играл для Саула на арфе. Практически все художники, которые брались за этот сюжет, в том числе и молодой Рембрандт (картина 1630 г.), изображали момент, когда Саул в приступе безумия собирается броситься или уже набросился с копьем на Давида. Но зрелого Рембрандта, вернувщегося к этому сюжету в 1650- е годы, вдохновили другие строки хроники: «И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв арфу, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». (1 кн. Царств,16:23).
Узкоплечий мальчик с чуткими пальцами сосредоточено играет перед рыдающим, обессилившим от душевной муки царем, и звуки арфы переносят обоих в некое иное измерение, где нет борьбы за власть, болезненной подозрительности, жестокости. Завтра гонения начнутся снова, и Давиду придется бежать в горы, спасая свою жизнь. Но пока звучит арфа, прилежному музыканту ничто не грозит. Вдохновенный артист и растроганный слушатель так поглощены музыкой, что все иное для них просто не существует. Рембрандт рассказывает собственно не об эпизоде из жизни Давида, а о целительной силе искусства, о минуте душевного просветления, которую переживает ожесточившийся владыка.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид. 1629-30 гг.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид. 1655-60 гг.

Так же, как и «Прощание Давида с Ионафаном», не имеет аналогов картина «Давид и Урия» (1665 г.), хотя история преступной любви Давида к Вирсавии, жене военачальника Урии, часто становилась темой живописи. На одних картинах запечатлен миг, когда Давид с высокой башни своего дворца случайно увидел купающуюся красавицу и воспылал к ней страстью, на других мы видим обнаженную Вирсавию с письмом Давида в руке. Закулисная сторона этой истории - неправедный поступок Давида, который тайно отдал приказ поставить Урию в самое жаркое место боя и оставить его без помощи, - заинтересовала одного лишь Рембрандта.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Давид и Урия. 1665 г.

Необычна композиция картины. Три человека стоят спиной друг к другу, но лицом к зрителю. На переднем плане уходящий от царя Урия, вслед ему смотрят Давид и пророк Натан, который именем Господа осудил Давида и привел его к покаянию. Ни один не видит лица другого, ни один не должен скрывать свои чувства. Урия прижал руку к груди, у него вид обреченного, который только что услышал приговор. Во взгляде Давида - сожаление и чувство утраты. Он сознает свою греховность, но не в силах поступить иначе.


Ян Массейс. Царь Давид видит Вирсавию. Середина 16 в.

Эти три картины показывают нам, как свободно относился Рембрандт к сложившимся традициям в изображении событий Ветхого Завета. Для него существовали лишь собственные впечатления и переживания, только личный опыт. И это роднит его с Микеланджело. Оба великих и столь не похожих мастера не снисходили до изобразительного комментария к Библии. Непосредственный смысл сказаний был для них лишь поводом для обобщений, для зрелых и оригинальных суждений о человеке. Но парадоксальным образом именно их творения наиболее верно передают дух библейских текстов, их универсальное значение.


Чечино дель Салвати. Вирсавия идет к царю Давиду. 1552-54 гг.

В посвященном Микеланджело романе «Муки и радости» Ирвинг Стоун писал о статуе Давида: «Микеланджело стремился показать человека, в котором совместились бы множество людей, все те, кто от начала времен отваживался сражаться за свободу. Давид олицетворял для него человеческую отвагу в любой сфере жизни». То же самое можно сказать и о рембрандтовских героях - Давиде, Ионафане, Сауле, Урии. Их образы воплощают множество поколений людей: тех, кто безоглядно отдавался творчеству, тех, кто был безвинно осужден, тех, кто страдал от притеснений власти и тех, кто с риском для себя защищал гонимых, тех, кто по слабости своей грешил и тех, кто проливал слезы раскаяния, - всех нас.


Питер Пауль Рубенс. Вирсавия у фонтана. 1635 г.