Детская жестокость к братьям нашим меньшим всегда настораживает и даже пугает родителей. Киноиндустрия растиражировала факт, что многие убийцы в детстве обязательно мучили животных, поэтому малейшее проявление детского насилия часто обсуждается на родительских форумах. Папы и мамы не могут понять, почему ребенок в благополучной семье бьет кошку, мучает хомячка или издевается над попугайчиком. На самом деле пугаться не нужно, многие маленькие дети не понимают, что делают, им нужно много раз объяснять и рассказывать, что чувствует животное.

Особенности взаимоотношений ребят и зверят

Чтобы избежать неприятных ситуаций, следует прислушиваться к советам специалистов. Психологи не рекомендуют заводить кошку, собаку или другое животное в доме, где есть ребенок, которому еще нет трех лет. В этом возрасте малыши не понимают связи между своими действиями и страданиями живого существа. Они не ведают, что творят, не понимают, что причиняют боль кошке, дергая ее за хвост, могут задушить птичку, пытаясь ее поцеловать.

Но как поступать тем семьям, где животное давно живет? Младенца с первого года жизни нужно приучать к корректному обращению с братьями нашими меньшими. Неосознанную жестокость и агрессивные действия следует мягко пресекать и перенаправлять в другое русло. Если ребенок бьет собаку, дергает ее за шерсть, остановите его, но не криком: «Не смей этого делать!». Возьмите малыша к себе на колени, попытайтесь ему рассказать, что чувствует собака, когда ее бьют. Объясните, что ваш пес – это друг, он вас защищает, а вы должны его любить и никогда не предавать, подойдите к животному и погладьте его вместе. Научите малыша играть с котом или собакой.

Неправда, что дети не понимают, если что-то они не могут осознать на ментальном уровне, они могут почувствовать. Будьте искренними с ними и никогда сами не поднимайте руку на животное.

Причины жестокости

Малыши до трех лет бьют животных чаще всего неосознанно. После четырех лет для проявлений жестокости могут быть определенные причины, которые нужно учитывать при работе с этой проблемой.

Психологи считают, что животных обижают дети, которые:

    испытали на себе жестокое обращение. Это может быть излишне строгое наказание, запрет, даже ругань;

    повторяют поведение родителей (увидели, как мама или папа ударили кота или собаку, причем достаточно одного раза);

    переживают конфликт со взрослыми, не могут наказать взрослого, всю злость вымещает на беззащитном животном;

    ревнуют родителей. Недостаток родительского внимания становится чудовищной бомбой замедленного действия. Поэтому, даже если ревность необоснованная, проявите к малышу внимание, пусть он получит больше любви и заботы;

    подавляют агрессивное поведение;

    стараются стать лидером в группе детей 6-7 лет;

    боятся (это касается крупных собак, страх обычно вызван прецедентом – малыша облаял или укусил пес).

Решить проблему детской жестокости поможет тесный эмоциональный контакт с родителями. Если в доме спокойная обстановка, никто не повышает голос, малыша внимательно слушают и ободряют все его начинания, то возникновение насильственных действий к животным здесь маловероятно.

Что делать при проявлениях агрессии?

Жестокие игры или немотивированная агрессия к кошкам, хомячкам, собакам и птицам в детей старше 5-6 лет редко появляется на ровном месте. Часто это не просто безобидный симптом, а целая проблема. Не стоит ее решать методами, которые подсказывают посетители форумов: «Ударил котенка – ударьте ребенка, потянул за шерсть собаку – потяните за волосы сына». Насилие порождает насилие.

Справиться с проблемой жестокого обращения детей с животными помогут специалисты центра психологической поддержки «Инсайт». Наши психологи найдут подлинную причину проблемы и подскажут методы ее решения. Мы можем предложить тренинги, групповые занятия или индивидуальные консультации. Звоните!

Для большинства людей детский садизм остается непонятной темой. Очень наблюдаемо, как некоторые дети рвут ветки на деревьях, ломают палки, бьют животных и отрывают лапки мухам и жучкам, закрывая их в банке, получая наслаждение от их страданий. Некоторые, возможно, думают, что это детские шалости, познание мира и что с возрастом это пройдет. Но маленький ребенок вырастает и становится взрослым человеком с садистскими устремлениями.

Причины такого поведения не являются естественным процессом развития, это явный признак неверного воспитания ребенка . Если своевременно не понять причин возникновения такого поведения и не изменить методы воспитания, то стремление причинять боль может превратиться в негативный жизненный сценарий, возможно, на всю жизнь. Так почему же ребенок мучает животных? В чем причина детского садизма?

Абсолютно точный ответ на эти вопросы дается на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Рассматривая людей с точки зрения восьмимерной матрицы психического, мы понимаем причины поведенческих реакций и тех или иных психосоматических заболеваний, которые возникают как следствие психологических проблем человека. Причем видно с математической точностью, что тем или иным заболеваниям и поведенческим отклонениям подвержены люди с определенными психическими свойствами.

Причины детского садизма

Появление садизма возможно только у людей с анальным вектором. Этот вектор носит такое название не случайно, так как анальная эрогенная зона имеет для этих людей особое значение в формировании их психических свойств. От природы люди с анальным вектором стремятся к упорядочиванию, мыслят категориями правильно-неправильно, чистое-грязное, в пространстве предпочитают прямые линии и углы, а перекосы у них вызывают ощущение внутреннего дискомфорта, они имеют отличную память и способны замечать даже незначительные ошибки.

Человеческое тело, а точнее его эрогенные зоны, то есть зоны, способствующие наилучшему восприятию информации, определяют психические свойства человека. По тем или иным признакам можно определить нарушение правильного развития и понять причины тех или иных процессов, вызвавших эти нарушения. В зависимости от того, как прошел период развития ребенка до пубертата (12—15 лет), во многом будет зависеть его дальнейшая судьба.

Как происходит развитие у детей с анальным вектором?

Для детей с анальным вектором именно анус является эрогенной зоной, единственной табуированной, запрещенной к прямому стимулированию для получения наслаждения. Поэтому акт дефекации для ребенка с анальным вектором играет крайне важную роль в развитии. Акт дефекации у таких детей с замедленным метаболизмом длится намного дольше, чем, например, у представителей кожного вектора, которые обладают идеальным метаболизмом.

В процессе акта дефекации и развивается в психическом ребенка определенный набор свойств, таких как стремление к чистоте, желание доводить любое дело до конца. При окончании полноценного акта дефекации они способны испытывать особое удовлетворение от завершенности и чистоты.


При правильном развитии такой ребенок (а людей с анальным вектором около 20 %) растет в соответствии с заложенными в нем желаниями и способен реализовать свои свойства в обществе. Такие дети в будущем становятся отличными семьянинами и профессионалами в своем деле, они стремятся доводить до совершенства любую работу и находят ошибки у других с целью улучшения результатов их деятельности.

Если развитие произошло неудачно

Если ребенка, медлительного в силу врожденных свойств, часто торопили и особенно в процессе акта дефекации сдергивали с горшка, в психическом ребенка происходило нарушение баланса между потребностью завершить столь важный для него процесс очищения кишечника и невозможностью это сделать. Часто этим грешат именно кожные мамы, которые через себя смотрят на ребенка и видят в медлительности и в долгом сидении на горшке патологию. В результате происходит нарушение развития свойств, а на уровне психосоматики возникают проблемы, связанные с кишечником.

Причиной для этого может быть не только поведение кожных родителей, но и в целом напряженная атмосфера в семье, где ребенок не ощущает безопасности и защищенности. Ожидание стресса вызывает неспособность контролировать сфинктеры. Отсюда и родной страх человека с анальным вектором — страх опозориться. На стресс люди с анальным вектором реагируют сжатием сфинктеров, в результате чего у ребенка появляются запоры.

Каловые массы твердеют, и акт дефекации уже начать намного труднее и страшнее. Когда ребенок все же начинает, то испытывает боль, но по окончании процесса он чувствует облегчение и наслаждение от долгожданного очищения: сначала больно, а потом приятно. Такая связка и последовательность ощущений может закрепиться на всю жизнь. Кроме того фиксируется страх начинать что-либо вообще.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

И педагоги, и психологи, и психиатры утверждают, что ситуации, когда ребенок мучает животных, ни в коем случае не должны оставаться без внимания родителей. Это свидетельствует не только о серьезном пробеле в воспитании ребенка, но и о наличии серьезных психических проблем. Согласно статистическим данным, жестокость и насилие по отношению к нашим «меньшим братьям» повышает риск совершения преступлений против людей в пять раз! Теперь малыш, тянущий за хвост кошку, не кажется вам забавным?

Причины жесткого отношения к животным

Во-первых, сразу же стоит отметить, что в данном случае возраст ребенка имеет значение. Так, малыши до трехлетнего возраста не осознают, что собака или кот – это живые существа, способные точно так же как и люди испытывать боль. Для ребенка домашнее животное – это забавная игрушка, которая умеет двигаться и издавать звуки. По мнению психологов, заводить в доме питомца при наличии маленького ребенка не стоит. А вот если ребенок осознанно бьет животного, то в такой ситуации вмешательство родителей обязательно.

Каковы причины такого поведения? Почему ребенок мучает животных?

  1. Пример родителей . Если для взрослых считается нормой ударить кота, стянувшего со стола котлету, или отшвырнуть ногой нашкодившего пса, то не стоит удивляться, если и ребенок поступает так же. Ранний возраст – это период, когда малыша легко научить контролировать свои эмоции, импульсы, ненависть и злобу, сопереживать и жалеть окружающим, и животным в том числе.
  2. Микроклимат в семье . Отношения между членами семьи могут быть напряженными, агрессивными. Малыш это ощущает, хоть и не всегда осознает. Все свои переживания и обиду на окружающий мир, которым в течение первых лет являются мама и папа, он непроизвольно может изливать на домашних питомцев.
  3. Телевизор и компьютер. Часто родители вынуждены разрешать малышу смотреть и разные передачи, чтобы освободить время для работы или домашних дел. Однако выбор мультфильма должен оставаться за родителями. Для малыша герои на экране – пример для подражания, а хороших, добрых мультиков, к сожалению, не так уж много.
  4. Любознательность . Изучать окружающий мир с разных сторон – природная и вполне естественная потребность ребенка. Вполне возможно, что засовывая котенка в стиральную машину, ребенок всего лишь хочет искупать его.
  5. Патология развития головного мозга. Ситуация крайне сложная и требующая вмешательства специалистов.
Советы и рекомендации

Ваш ласковый, домашний ребенок вдруг начинает с палкой гоняться за кошкой. В другой раз он набирает камни и открывает охоту на дворовых голубей. А уж попавшие в шустрые детские ручки жуки и червяки нечасто могут выбраться оттуда живыми. Неужели у нас растет будущий маньяк или садист, - недоумевают одни родители. Другие вспоминают себя и свои "садистcкие" поступки в этом возрасте, смотрят на себя сегодняшних, вполне адекватных людей и позволяют своему чаду познавать мир во всех его проявлениях.

Недавно в одном известном среди мам сообществе я наткнулась на рассказ мамы о том, как ее "пятилетний сын убил ворону":

"Я в полнейшей прострации и шоке, кажется, все неправильно и неверно. Мой сын вчера измучил и убил ворону. Не случайно, а специально, - пишет она. - Выхожу и вижу: стоит в песочнице и держит ворону с вытекающим глазом. Рядом лежит палка. Я, едва связывая слова от ужаса, спрашиваю: "Что случилось?" - "Я сражаюсь с вороной". - "Ты ее бил палкой?" - "Да, бил и перья выдергивал..." Ко мне возвращается дар речи, и я начинаю говорить много: что это ужасный поступок, как он мог, она же живая... А он смотрит непонимающими голубыми глазами. Вечером общаюсь с ним, как с прокаженным, не специально, просто не могу иначе".

Мама спрашивает совета, как ей правильно себя вести? Ребенок же абсолютно домашний, даже в сад еще не ходит. Любит мультфильмы, иногда воюет палкой с травой и сражается с деревьями. И тут такое... Но это история со счастливым концом. Ворону нашли на следующий день в той же песочнице. Она была жива и почти невредима. Мама с сыном накормили ее хлебом, и мальчик "три раза попросил у нее прощения за то, что ее обидел".

Мой пятилетний Ваня тоже иногда гоняется с палкой за птицами. До сих пор они успешно разлетались в разные стороны. А вдруг однажды попадет. И, если честно, я не знаю, что он будет делать дальше...

Я ругаю своих сыновей за то, что они давят муравьев и пауков. Рассказываю им истории о том, что букашки тоже живые, что им больно и где-то их ждут маленькие детишки. Младший Кирилл в свои 2,5 года пока верит мне на слово и проявляет чудеса милосердия. А вот старший Ваня настроен более агрессивно. В последнее время его так и тянет кого-нибудь ударить или раздавить. И вроде понимает, что это нехорошо, просит прощения и в сто первый раз обещает этого не делать. Но то ли детское любопытство, то ли инстинкт смелого и сильного охотника берут верх, и маме в сто первый раз приходится объяснять: "Ваня, нельзя обижать маленьких".

Тот пост про ворону и пятилетнего мальчика собрал несколько сотен комментариев. Родители сочувствовали маме и советовали не паниковать раньше времени, вспоминая свое бурное детство.

Да и кто в своем детстве не ловил бабочек и не проверял на прочность их крылья, а уж как доставалось кошкам: чего только не привязывали к их хвостам и куда только их не засовывали. Каждый второй вспоминает истории о том, как он отправил в плаванье цыпленка или морскую свинку, понятно, что для последних этот опыт закончился печально. Причем осознание того, что произошло, у большинства приходит уже позже, становится стыдно, грустно и даже страшно. Не самые приятные чувства, но может, нужно через это пройти, чтобы вырасти настоящим человеком.

А пока этого не произошло, я в сотый раз буду объяснять своим детям, что улитка - это не камень, и не нужно бросаться ими через забор. И не надо давить муравьев, которые спешат домой, в свой муравейник. На что дети резонно возражают, что бабушка в огороде "поливает муравьев ядом, чтобы они все умерли". Почему одних насекомых можно убивать, а других нельзя? - спрашивает ребенок. И родителям приходится проявлять чудеса находчивости и эрудиции, чтобы выйти из этого тупика двойных стандартов.

Мнение эксперта

Ольга Маховская, кандидат психологических наук, автор книги "Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить":

Когда ребенок начинает изучать, как устроены жучки, бабочки - это нормальный способ познания мира. Жучки не похожи на других животных, у них больше ног, странная голова. Все это вызывает удивление и естественное желание рассмотреть поближе. Как на это реагировать? Детям до 6-7 лет свойственен антропоморфизм. Они склонны все оживлять. Солнце для них живое, оно ложится спать и встает вместе с ребенком. Поэтому если движущееся насекомое, вызывающее у ребенка желание поймать, разломать и раздавить, сделать героем сказки и "оживить", то в глазах ребенка оно приобретет человеческие черты. У него появятся жучковые переживания. У жучка тоже есть бабушки-дедушки или его ждут дома маленькие детки и он торопится к ним домой с работы, поэтому не надо его ловить, лучше посмотри, как он быстро бежит на своих 8 лапках. Так развивается чувствительность у детей. Кстати, наша литература - хороший в этом помощник: "Муха-Цокотуха" или стихи Агнии Барто, в одном из которых прямо рифмуются слова жук и жизнь. Наше негативное и брезгливое отношение к тем же насекомым как бы разрешает детям преследовать эти маленькие создания. Поэтому родителям надо быть последовательными.

Другое дело, когда агрессия направлена на птиц, собак, кошек. Такие действия надо пресекать немедленно. Здесь срабатывает право родительского запрета без объяснений. Так же, как нельзя засовывать пальцы в розетку. Не надо уповать на долгие объяснения, у ребенка нет особой рациональности. Он с большим трудом устанавливает причинно-следственные связи. Поэтому лучше с самого начала прививать правильные формы поведения. И наказание за то, что ребенок "сломал" жука, должно быть адекватным. Но лучше сразу отвести руку ребенка, объяснить, что живому существу больно, и добавить, что нельзя обижать тех, кто меньше и слабее тебя.

Стоит также объяснить, что живое существо - это не игрушка, которую можно починить. И если повредить у птицы крыло, она не сможет больше летать. Конкретные наглядные примеры лучше осознаются.

Мучение всегда должно вызывать чувство вины, стыда и запоминаться как опыт, который никогда нельзя повторять. Иначе появляется какая-то внутренняя распущенность. Это приводит к тому, что дети начинают колотить друг друга в детском саду. Потом к этому подключаются и родители. Они, увы, часто больше расстраиваются, если ребенок не дал сдачи, чем если он кого-то поколотил. Наверное, так рассчитывают лучше подготовить его к взрослой жизни. Однако если вокруг атмосфера вражды и агрессия не табуирована, она будет перекрывать все остальные эмоции: любовь, счастье. Сильный негатив убивает все остальные чувства. И еще я бы посоветовала родителям честно и объективно взглянуть на отношения в семье. Нередко детская агрессивность связана с родителями - их крики, ругань, может, чрезмерно строгие и жестокие наказания имеют значение...

Почему ребенок обижает животных?

  • Им руководит любопытство исследователя. Такие мотивы встречаются чаще всего у маленьких детей (до 4-5 лет). "Игры" с животными напоминают экспериментирование: сможет ли черепаха перевернуться на живот, удачно ли приземлится кошка, если подбросить ее к потолку?
  • На него оказывают давление сверстники. Такая ситуация распространена среди старших детей (от 6-7 лет), когда нужно заслужить уважение в группе товарищей, выполняя их сложные задания (похоже на обряд посвящения, проверку).
  • Чтобы отвлечься от собственных переживаний и обид. А бывает, детям просто скучно.
  • Ребенок имитирует взрослых, проигрывая свои обиды. В таких ситуациях игра повторяет случаи насилия над ребенком (ребенок может бить животное, выставлять его за дверь, связывать, запирать в шкаф и т.д.).
  • Им движет страх. В опыте ребенка присутствует травмирующая ситуация (например, его сильно поцарапала кошка), поэтому теперь малыш будет "мстить" животному.

Если ребенок обижает животных, он нуждается в:

  • чувстве безопасности, которое создают родители, особенно мать;
  • эмоциональном контакте с матерью и доверии;
  • умении выслушать, не перебивая его речь;
  • адекватной похвале за хорошие дела;
  • спокойной обстановке, когда он доделывает свои дела без родительских поторапливаний.

Инструкция

Если ребёнок маленький, ему 2 - 3 года, и он давит насекомых, поднимает за хвост котёнка, бьет ногой щенка, то, таким образом, он, скорее всего, удовлетворяет своё любопытство. В этом случае проблема решается чтением книг про животных или просмотром соответствующих передач.

А если ребёнку уже 6 – 7 лет, родители постоянно учат ребёнка нежному обращению с животными, а ребёнок всё равно продолжает мучить животных и ещё, к большому ужасу родителей, получает от этого удовольствие? Существует мнение, что дети становятся жестокими из-за просмотра мультфильмов и передач со сценами насилия. В этом случае, следует обратить внимание на то, ваш ребенок по телевизору и в интернете

Однако, чаще всего, жестокость к животным носит психологический характер. Таким образом, ребёнок «отыгрывается за взрослых» на более слабых. На жестокость ребёнка толкает внутренняя обида, чаще всего на самых близких.

Психологические особенности детей, склонных к садистским наклонностям, хорошо описаны в системно-векторной психологии. У таких детей обострённое чувство справедливости, обратная сторона которой – обидчивость, если кто-то поступил несправедливо (несправедливо с точки зрения ребёнка). Эти дети послушны, исполнительны, медлительны, часто страдают запорами. Сформировать обиду у таких детей легко, если не принимать во внимание их особенности. Например, ребёнок какой-то период был послушным, исполнял просьбы близких и ожидал похвалы и внимания к себе за такое поведение. Но взрослые восприняли это как само собой разумеющееся и не похвалили. В результате ребёнок начал переживать из-за несправедливого отношения и затаил обиду. Или, ребёнок от природы медлительный и делает всё медленно (одевается, ест, долго сидит на горшке, медленно собирает игрушки и т. д.), а родители постоянно его торопят, иногда могут накричать или ударить за медлительность. И опять появляется обида на родителей.

Если родители заметили что ребёнок над животным, то, скорее всего, у ребёнка обида на самых близких и, таким образом, он компенсирует свой внутренний дискомфорт. Родителям следует быть более внимательным к ребёнку – чаще хвалить, отказаться от физических наказаний, не торопить ребёнка, когда он долго что-то делает, не перебивать его речь, если он долго и медленно что-то рассказывает.

Обратите внимание

Ребёнок не рождается садистом. Им он становиться под влиянием окружающей среды.

Дети дошкольного возраста иногда неправильно обращаются с домашними животными: мучают, дразнят, пугают. При этом страдают не только питомцы, но и малыши, ведь животные бывают агрессивными. И даже вполне миролюбивые создания способны разозлиться или испугаться и оцарапать или укусить ребенка в целях самозащиты.

Инструкция

Если ваш ребенок обижает кошку и не слушает ваших увещеваний, подумайте, что может послужить причиной его агрессивных игр. Возможно, виной тому не темперамент малыша, а мультики и книжки, в которых герои грубы и демонстрируют свою силу и превосходство над слабыми. Тогда понятно, с кого он берет пример и почему не хочет оставить котика в покое. Ведь это единственное существо в доме, над которым ребенок может доминировать. Показывайте малышу только добрые, спокойные мультики, которые соответствуют его возрасту. Ограничьте время перед телевизором в зависимости от возраста. В любом случае смотреть на экран дошколенку можно не более 20 минут ежедневно.

Контролируйте ситуацию. Не бросайте ребенка и кота без присмотра. Как только малыш обидит животное, не начинайте ругать и оттаскивать сына или дочь. Попробуйте сменить тактику и выразите поддержку и сочувствие коту. Пожалейте его, погладьте, возьмите на руки. Делать это нужно, конечно же, если животное не рассвирепело от негуманного обращения. В противном случае ограничьтесь только словами. На некоторых детей внимание другому существую действует сильнее, чем негатив в свой адрес.

Следите за собой. Если кто-то из взрослых выражает пренебрежение к домашним животных, шугает и ругает их, ребенок может перенять негативное отношение, только выразить его на физическом уровне. Питомцев нужно любить, ценить, холить и лелеять. Своим примером покажите, как правильно обращаться с котом, что его нужно гладить только от головы к хвостику, не трогать в области живота и не тянуть за хвост. Приобщите малыша к процессу ухода за ним. Даже если ребенок еще маленький, возможно, он сможет хотя бы насыпать коту в миску корм. Больше читайте и рассказывайте о животных, всегда обращайте внимание ребенка на уличных котов и поясняйте, что им нужна забота и приют.

Возможно, ребенок мучает кота, когда нуждается в вашем внимании. Он уже четко уяснил, что как только животное начинает мяукать в его объятиях, вы прибегаете и ругаетесь. Так как негативное внимание для малыша все равно лучше, чем полное игнорирование со стороны родителей, он повторяет этот сценарий вновь и вновь. Значит нужно с ним больше играть, заниматься, развивать. Конечно, вы не можете круглосуточно заниматься только малышом, ведь у вас есть свои дела. Напитайте сына или дочь своим вниманием и любовью и только потом отправляйтесь по своим делам. Тогда вероятность, что ребенок привлечет вас своим плохим поведением, станет меньше.