Не только взрослые, но и малыши могут быть «жаворонками» и «совами». Кто ваш ребёнок по хронотипу, и что это влечёт за собой – необходимо понять, чтобы не нарушить психологического равновесия маленького человека

Несмотря на то, что уже в два-три года малыш может бодрствовать достаточно долго - до 10 часов, определять его хронотип ещё рановато. Наблюдения могут давать обманчивые представления, так как в этом возрасте внутренний ритм малыша достаточно пластичный, на него влияют многие внешние факторы воздействия. Наиболее точно можно определить кто «жаворонок», а кто «сова» к семи годам.

Ребёнок-жаворонок: как поспать с утра подольше

С малышом-«жаворонком» нет нужды заводить будильник (и даже покупать его!). Ребёнок просыпается очень рано, а в вашей голове крутится в этот момент лишь одна мысль: «Вот бы поспать ещё часок!»

К сожалению, сдвинуть режим дня такого «птенца» вам не удастся, а если вы это и сделаете, то получите капризного ребёнка. Куда лучше, когда малыш рано утром в хорошем настроении, а вечером аккурат после программы «Спокойной ночи, малыши!» трёт глазки и спешит в постельку.

В этой ситуации подстраиваться под хронотип ребёнка придётся вам и другим домочадцам. Посещение мероприятий, походы в гости переносите на более раннее время, чтобы к часу, когда малыш уже хочет спать, быть дома.

Если ребёнок уже большой, можно договориться с ним, чтобы он не шумел, когда будет просыпаться. А чтобы ему не понадобилось что-то у вас спрашивать, заранее позаботьтесь о том, чтобы всё необходимое было у крохи под рукой: поилка с молоком или сладким чаем, печенье, детские книжки и игрушки.

Как из «совы» сделать «жаворонка»

С ребёнком-«жаворонком» очень просто соблюдать «садовский» и «школьный» режим дня: ранние подъёмы и пик активности в утренние часы даётся им легко. А вот «совятам» с «общепринятыми» нормами приходится туго! С утра такой ребёнок хочет спать, а оттого вялый и невнимательный. А вот вечером его никак не уложишь спать. Получается замкнутый круг.

Принудительно превращать «сову» в «жаворонка» нельзя ни в коем случае. Такая мера может быть чревата неврозами.

Но слегка «сдвинуть» режим дня ребёнка-«совы» на пару часов родителям вполне под силу.

Есть несколько простых, но действенных приёмов, которые помогут малышу вовремя и быстро засыпать:

  • давайте правильную физическую и интеллектуальную нагрузку для ребёнка (в соответствии с возрастом), устраивайте активные прогулки - желательно два раза за день;
  • за час-полтора до сна проследите, чтобы ребёнок не играл в шумные, подвижные, а также компьютерные игры и не был эмоционально напряжён. Для этого придумайте для малыша какое-нибудь спокойное занятие, например, порисуйте или вместе разгадывайте загадки;
  • вечером разговаривайте спокойно, не так эмоционально и громко, как днём, свет лучше немного приглушить, телевизор выключить;
  • придумайте ежедневный ритуал перед сном - например, купание, чтение сказок, затем колыбельная и поцелуй на ночь;
  • укладывая сына или дочь, скажите, что вы будете делать завтра, обязательно включив в планы что-то новое, интересное (поездка в зоопарк, прогулка на велосипедах, посещение музея или выставки и т.д.) - наверняка ребёнок заснёт в хорошем настроении, мечтая о том, как замечательно проведёт с вами время на следующий день.

Если ваши попытки скорректировать хронотип ребёнка сразу не увенчаются успехом, не расстраивайтесь, это нормально. Биоритмы - естественная особенность всего живого. То, что мы пытаемся перестроить режим ребёнка на удобный для нас, совершенно не означает, что ему так будет лучше. Постепенно совместными усилиями вы найдёте правильное решение, для этого понадобится только время и терпение.

Ведь есть же разные биоритмы у родителей. Так вот, вопреки существованию режима у детей, есть дети совы, и дети жаворонки. Развитие детей в таком случае может быть совершенно одинаковое, вопреки всем мифам.

Как же так? Ведь мы все привыкли к тому, что у детей должен быть режим. И когда этот режим не соблюдается, родители бьют тревогу, начинается паника, все словно переворачивается вверх дном. А вдруг это плохо повлияет на развитие детей? Но на самом ли деле все так страшно и ненормально?

Зачем детей приучают к режиму? Лишь потому, что так удобнее родителям. Это первая причина, но далеко не основная. Оказывается, что дети ведут себя более спокойно, когда каждый день все повторяется в одно и то же время. С другой стороны, они нехорошо реагируют на что-то новое, и не такое как раньше. Но это не значит, что развитие детей замедляется.

Дети жаворонки просыпаются рано утром, и как бы родители не старались вывести их на новый режим – это вряд ли них выйдет. Бабушки и дедушки, конечно же, могут ругать родителей, но если ребенок уже несколько недель подряд встает рано и рано ложится – это просто идеальный вариант для бабушек и дедушек. Потому как такие дети чаще всего еще и днем отлично спят. И во все рамки «нормального ребенка», который развивается так, как и надобно всем детям, они вписываются.

Но, что же делать тем деткам, у которых «режим нарушен»? То есть детям совам? Ведь они совершенно не хотят ложиться спать рано, и более того, они не хотят рано вставать. Попробуйте, поднимите ребенка утром, если он еще не выспался. В то же время, если ребенок еще не выспался, значит, он будет вялым. И в обед есть все шансы проспать дольше, чем нужно. Вот здесь и сокрыт секрет всех детей сов – если ребенку давать спать днем не более часа (а порой полтора часа, все здесь индивидуально), можно перевести его в нормальный режим. Правда, когда ребенок еще слишком мал, от таких дневных недосыпов тоже мало чего хорошего. Но здесь скорее пострадает не развитие детей в целом, а нервная система ребенка, что тоже не очень хорошо.

Итак, дети совы – что же с ними делать? Самый простой, и самый эффективный способ перевести этих деток в нормальный режим, это пробуждение немного раньше, чем они привыкли. Но не слишком рано. Это еще не все. Во второй половине дня, после обеденного сна день ребенка должен проходить активно. Чтобы ребенок к вечеру устал. Активно – но только до определенного времени. Вечером не стоит играть в активные игры и бегать по квартире. Лучше почитать сказки, послушать спокойную музыку, рассмотреть картинки, да и просто поговорить. Это не только улучшит общее развитие детей, но еще и укрепит семейные взаимоотношения.

Если за целый день ребенок сова нагуляется, находится, напрыгается и набегается – он прозе и раньше уснет. Но вот тут и скрыта проблема – уставшие родители порой просто не могут уделить время своим детям. Мама, которая целый день и так занимается бытом и ребенком, после обеда еще должна с ним прыгать и бегать, много гулять и двигаться.

Что же, здесь маме необходимо знать и понимать, что важно организовать себя днем – это и для фигуры полезно. Хотя, конечно, порой очень трудно. Можно позвать на помощь подруг, или бабушек-дедушек. Ведь это нужно делать только первое время. Постепенно ребенок перейдет на тот ритм, который удобен вам. И ребенок сова просто останется малышом, сменившим день на ночь.

Правда, в этой процедуре очень важно не переусердствовать – делайте все постепенно. Потому как нельзя сразу нарушать привычный ритм ребенка. Не делайте перепадов в утреннем пробуждении больше, чем на один час. Это хоть и не повлияет на развитие детей, но повлияет на их нервы и настроение.

Дети совы или дети жаворонки – всех детей на самом деле не вписать в общие правила. Ведь они все разные. Поэтому, если ребенок, так или иначе, не поддается вашему усердию перевести его на другой режим – не мучайте себя и ребенка. Возможно, именно сейчас именно такой распорядок дня ребенку более удобен. Ведь все что естественно, это от природы, а то, что мы навязываем детям – это уже исключительно для своего удобства. Так что подумайте прежде, стоит ли делать из детей сов, детей жаворонков, а из детей жаворонков, детей сов.

К примеру, моя дочь была совой до трех лет. А около трех лет у нее просто изменился режим дня – сам по себе. И теперь, во сколько бы она не просыпалась, все равно ложится с десяти до одиннадцати. А раньше бывали дни, когда она ложилась спать в два часа ночи, и просыпалась в девять утра. Это совершенно не мешало ей, поспав полтора-два часа днем, лечь снова в два ночи. Так что здесь все индивидуально.

ЧЕРЕВАТЕНКО ТАТЬЯНА

График годовалого малыша отличается от ежедневного распорядка новорожденного ребенка. Обусловлен этот факт интенсивным формированием ребенка. Дневное расписание оптимального режима дня ребенка в 1 год, как и раньше, объединяет полноценное питание, гигиенические процедуры, уличные прогулки, зарядку. Однако изменяются интервалы между кормлениями, объем порций, рацион питания. Некоторые гигиенические действия при водных процедурах уже можно доверить годовалому карапузу, а при ежедневных прогулках кроха все больше бодрствует.

Как организовать распорядок дня годовалового ребенка

Чтобы должным образом организовать режим дня деток, лучше приучить их жить по расписанию с первых месяцев. Если от рождения малыша у него войдет в привычку соблюдение режима, тогда по достижению годовалого возраста ему не придется кардинально перестраиваться. Примерный график, которого должны придерживаться родители двенадцатимесячного крохи, состоит из двухразового сна за день, четырехразового питания с одним полдником, нескольких прогулок на чистом воздухе, а еще утренней зарядки, развивающих активных игр и вечернего купания.

Что делать если ваш малыш – сова

По достижении одного года уже становится понятно, к какому типу цикличного ритма жизнедеятельности относится конкретное дитя. Поэтому планировать режим ребенка в 1 год нужно с учетом индивидуальных биоритмов. Малыша, имеющего биологические ритмы «совы», можно определить по трудностям с засыпанием и позднему утреннему пробуждению около 9 часов. Не нужно стараться перестраивать жизненный цикл своего чада, биоритмы определяются наследственностью.

Подкорректировать на час или два время засыпания и пробуждения у маленькой «совушки» реально. Чтобы малыш хорошо засыпал вечером, день он должен провести активно и желательно как можно больше на свежем воздухе. Ближе к вечеру занимать карапуза допускается только спокойными играми. Отлично успокаивает, расслабляет и подготавливает ко сну ванна, особенно с лавандой, мятой, мелиссой, а если после купания сделать крохе массаж, то здоровый сон обеспечен.

Распорядок дня маленького «жаворонка»

Стандартный режим дня ребенка в 1 год с биоритмами «жаворонка» коррекции не требует. Такой биологический тип «ранней пташки» для домочадцев служит часто будильником. Если попытаться приучать ребенка, предрасположенного к раннему пробуждению, чуть позже ложиться, проснется он все равно в привычное для себя время. В таком случае поведение карапуза будет весь день нервным, они становятся вялыми и капризничают. Выход у взрослых здесь только один ― организовать утренний досуг своего чада, обеспечив ему после пробуждения доступ к любимым игрушкам или занятиям.

Режим питания ребенка в 1 год

Ближе к годовалому возрасту, ночной перерыв между кормлениями длится от ужина до первого завтрака. Малыш пытается самостоятельно кушать. Этому процессу препятствовать не нужно, потому как благодаря такой самодеятельности, у чада развиваются полезные навыки, и не приходится кормить ребенка против его воли. Процесс приема пищи происходит в увлекательной познавательно-игровой форме. Если у годовалого малыша плохой аппетит, улучшить его помогут фрукты перед основным приемом еды, прогулки на чистом воздухе и подвижные игры.

Известный педиатр Е. О. Комаровский рекомендует «сотрудничать» со своим крохой при составлении его меню. Количество кормлений должно насчитывать четыре базовых приема пищи и один легкий перекус после обеда, чтобы успеть проголодаться к ужину. Объем съедаемых основных порций ребенком на завтрак, обед, ужин варьируется от 300 до 450 г и примерно 200 г на полдник. Промежуток между кормлениями составляет не больше 3-4 часов.

Распорядок дня

В период интенсивного роста годовалого малыша очень важно придерживаться правильного режима дня. У деток в этом возрасте не только стремительно развиваются все органы, но и каждый месяц появляются все новые способности. Соблюдение дневного графика позволит всем биологическим, психологическим и физиологическим процессам происходить правильно.

Утренняя гимнастика

Полноценный режим правильного дня ребенка в 1 год невозможен без зарядки. По причине избыточной активности в продолжение дня многие мамы считают, что утренняя гимнастика пока не нужна. Это не так, потому что зарядка способствует быстрой и полной активизации всех жизненно важных функций детского организма. Упражнения должны быть направлены на все группы мышц и отделы позвоночника, включая прыжки, приседания и наклоны.

Учимся умываться

Приступать к обучению малыша самостоятельно умываться нужно с момента, когда он умеет крепко стоять на ногах. Начинать нужно с простых действий: намочить ручки под струей воды, набрать ее в ладошки, ополоснуть личико и промыть глазки. Затем нужно научить карапузика чистить зубки, сначала просто щеткой, намоченной в воде. Ребенок должен освоить действия с зубной щеткой, а уже потом допускается использование пасты.

Прогулки

Гуляют с годовалыми детками два раза в день в хорошую погоду, в морозные дни можно сократить число и длительность нахождения на свежем воздухе. Продолжительность прогулок в течение дня составляет около 4-5 часов с паузами на сон и кормление чада. Годовалый ребенок на улице уже проявляет больше активности, предпочитает походить и побегать, чем сидеть в коляске.

Развивающие занятия

На возрастном этапе одного года развитие ребенка направлено как на познание окружающих предметов, так и на формирование правильных речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей, мелкой сенсорики и моторики. Развивающие занятия обязаны происходить в форме игры. Они не должны утомлять кроху, оптимальная продолжительность составляет от 7 до 15 минут за один подход по настроению малыша.

Гигиенические процедуры перед сном

К водным процедурам нужно приучать ребенка в самом раннем возрасте. Годовалый карапуз может уже находиться в ванночке самостоятельно под присмотром взрослых. Особенно полезно проводить гигиенические сеансы перед сном. Желательно приступать к купанию вслед за тем как малыш сходит на горшок. Самочувствие ребенка, после того как он понежится в теплой воде, улучшается. Он успокаивается и расслабляется, что способствует глубокому сну.

Сон ребенка в год

График сна годовалого малыша начинает претерпевать возрастные изменения. Продолжительность сна днем постепенно сокращается, временные промежутки увеличиваются. Все больше карапуз обходится ночным сном, а укладывать спать днем становится все сложнее. Чтобы карапуз мог уснуть в дневное время, часто одному из родителей приходится убаюкивать его лежа рядом, пока кроха засыпает. Чтобы соблюдать режим дня, если ребенок долго спит, нужно будить малыша.

Сколько должен спать малыш в сутки

Общая суточная продолжительность сна годовалого малыша составляет 14,5-16,5 часов. Из этого количества времени около 4-5 часов приходится на дневной отдых в первую и вторую фазу дня. Однако организм каждого ребенка имеет индивидуальные особенности, поэтому периоды бодрствования, а к тому же циклы дневного и ночного сна могут незначительно отличаться даже у деток с похожими биоритмами.

Дневной сон ребенка в 1 год

Правильный распорядок дня ребенка в 1 год нужно организовывать с учетом количества, продолжительности отходов ко сну днем. Нормой считается двухразовый отдых, но нередко бывает, что дитя спит только один раз. Годичного малыша уже вряд ли получится переучить, поэтому лучше подстроить все расписание под индивидуальные потребности в отдыхе своего крохи. Для этого можно увеличить время прогулок, подкорректировав дополнительно часы кормления.

Режим дня годовалого ребенка по часам

В семьях, где уже есть дети, родители знакомы с определенным распорядком на протяжении дня. Молодым родителям, ожидающим первенца, будет полезным изучить примерный график дневной активности малышей с отличительными циклическими особенностями жизнедеятельности организма. Таблица суточного режима для годовалых малышей с биоритмом «жаворонков» отражает режим дня ребенка в 1 год при раннем подъеме:

Элементы расписания Время
Подъем 6―7 часов
Водные процедуры 6:00―6:15 или 7:00―7:15
Утренняя гимнастика 6:15―6:30 или 7:15―7:30
1-й прием пищи (завтрак) 7:35―8:00
Активные игры, прогулка по свежему воздуху 8:05―10:00
2-й прием пищи (второй завтрак) 10:05―10:30
Отдых 10:35―11:30
Обед 11:35―12:00
Прогулка 12:05―15:30
Полуденный перекус 15:35―16:00
Вечернее гулянье 16:05―19:00
Ужин 19:05―19:30
Ночной отдых С 19:35 до ориентировочно 6:30

Таблица дневного расписания для годовалого ребенка с биоритмом «совы». Режим правильного дня для ребенка в 1 год при позднем подъеме:

Пункты расписания Время
Подъем 8―9 часов
Умывание 8:00―8:15 или 9:00―9:15
Утренняя разминка 8:15―8:30 или 9:15―9:30
Первое кормление 9:35―10:00
Подвижные игры, прогулка на улице 10:05―12:00
Второе кормление 12:05―12:30
Дневной отдых 12:35―13:30
Обед 13:35―14:00
Прогулка 14:05―17:00
Полуденный прием пищи 17:05―17:30
Вечерняя прогулка 17:35―20:00
Ужин 20:05―20:30
Ночной сон С 20:35 до приблизительно 8:30

Видео

Задумывалась над тем к какому биоритму относятся мои дети нашла вот такую информацию.

Биоритмы свойственны каждому человеку с рождения, он получает их по наследству от предков. Они постепенно приспосабливаются к окружающей среде. Однако если их менять и разрушать бесконечно, происходит переутомление и истощение организма. Как следствие этого, у детей возникают невротические расстройства и другие заболевания.
Дети, как и взрослые, делятся на так называемых «жаворонков», «сов» и «голубей». «Жаворонки» рано ложатся спать и рано просыпаются, они особенно активны утром. «Совы» частенько заигрываются вечером допоздна, их трудно уложить спать во время, зато утром они просыпаются медленно и с трудом. «Голуби» лучше всего приспосабливаются к обычному, усредненному режиму и к меняющимся окружающим условиям.

Не стоит переделывать «сов» и «жаворонков» и наоборот. Для того чтобы ребенок рос здоровым, надо понаблюдать за ним и выяснить, каков его суточный режим. Распорядок дня надо подбирать ребенку таким образом, чтобы он максимально соответствовал его биологическим ритмам – тогда они нормализуются и закрепятся.
Дети, биоритмы которых настроены на режим дня, не доставляют особых хлопот родителям. Они, как правило, послушны, редко капризничают, почти всегда дружелюбны и жизнерадостны, хорошо едят и нормально развиваются физически. Малыши с разлаженными биоритмами отличаются неуравновешенным характером, часто раздражаются, возбуждаются, плохо едят, спят и нередко отстают в развитии от своих сверстников. Иногда биологические ритмы ребенка расстраиваются из-за болезни.
Основной ритм организма - это «сон – бодрствование». Грудные дети спят до 16 раз в сутки, в общей сложности около 20 часов. С возрастом продолжительность ночного сна у малышей остается почти прежней, а потребность в дневном сне уменьшается.
Свободный режим кормления грудных детей позволяет следовать их потребностям в еде. Тем не менее, периодичность кормления, как и другие режимные моменты, должна укладываться в ритмы семьи. Чтобы приучить ребенка дольше спать ночью, наибольший промежуток между кормлениями должен приходиться на ночное время. Если часы ночного кормления постепенно отодвигать на более поздние, утром ребенок будет просыпаться позже. Таким образом, меняя понемногу время кормления, его можно приурочить к утреннему пробуждению малыша.

В правильный режим дня надо вводить малыша постепенно, день за днем. Сначала надо определить, в какое время должен ложиться спать малыш, чтобы он высыпался, вставал не слишком рано и не очень поздно. И затем ежедневно «подтягивать» его ночной сон к этому часу. Если родители хотят, чтобы ребенок вечером раньше ложился спать, днем его лучше укладывать пораньше, сразу после обеда.
В течение нескольких часов после утреннего и дневного пробуждения ребенок должен больше двигаться, чтобы во второй половине периода бодрствования он достаточно утомился и захотел спать. Все время физической активности он должен находиться в хорошо освещенном помещении. За час-два перед сном поведение малыша должно быть спокойным.

Предварительная подготовка ко сну поможет ребенку выработать привычку ложиться в одно и то же время. Она складывается из своеобразных ритуалов: он должен почистить зубы, умыться или принять теплую ванну, перед сном ему надо рассказать сказку или почитать книгу. Игрушка, которую малыш берет с собой в постель, тоже часть традиционной подготовки ко сну, с ней он быстрее заснет. Некоторым детям необходимо прикосновение маминых рук, поглаживание или похлопывание.

Последовательность всех этих действий успокоит ребенка. Без обязательной подготовки ко сну организм ребенка очень легко сбивается с ритма. Среди взрослых людей, страдающих расстройствами сна, у большинства с детства не сформировались подобные ритуалы. Маленьких детей перед сном надо брать на руки, чтобы они успокоились. Это облегчает их засыпание. Если малыш нуждается, чтобы его покачали, нельзя ему в этом отказывать. Монотонные движения помогают установлению регулярных биоритмов у детей.

Дети лучше засыпают и крепче спят в темноте. Ребятишки, вынужденные спать при ярком свете, нередко становятся нервными и беспокойными. Спальня ребенка может быть освещена лишь слегка, приглушенным светом. Нет необходимости сохранять абсолютную тишину, когда в доме спит малыш. Негромкие монотонные звуки успокаивают его и помогают ему заснуть. Перед тем, как уложить ребенка спать, его комнату надо проветрить. Если у ребенка четкий биологический ритм, но он рано встает и не дает выспаться родителям, его режим не надо перестраивать. Двухлетний малыш, проснувшись, может занять себя самостоятельно. С вечера ему надо положить возле кроватки игрушки, поставить чашку с водой или соком, положить немного печенья, чтобы он мог перекусить.

Почему одни детки с легкостью просыпаются в 7 часов утра и сразу готовы хвататься за любую игрушку, бежать смотреть любимые мультики, или рассказывать родителям о планах на день?

Другие же, с трудом открывают глазки в 9-10 часов утра и в полусне завтракают, отвечают невпопад на вопросы родителей, или учителей в школе. Хотя спать и те и другие дети ложатся приблизительно в одно и то же время. Дело все в том, что малыши, как и взрослые, имеют свойственные каждому человеку биоритмы. Кто-то может до поздна выстраивать в ряд любимых солдатиков, а кто-то уже в 9 вечером с трудом может дочистить зубки и переодеться в пижаму. Среди малышей тоже есть свои «совы», «жаворонки», и «голуби». Что же это за птицы, вернее, в чем заключается данная классификация:

«Совы»

Это те, кто бодрствует ночью и спит до полудня. При этом, проснувшись часов в 12 дня, они чувствуют себя прекрасно. «Совы» очень хорошо контролируют ритм сон-бодрствование. Они предпочитают ложиться спать позже 23–24 часов, но зато им гораздо тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. В будущем, они с удовольствием работают по ночам и выбирают такие профессии, чтобы не вставать слишком рано, а еще лучше - самим планировать свой рабочий график. Таким детям очень тяжело дается учеба, если занятия начинаются с утра. Очень хорошим вариантом будет подыскать для них школу, в которой есть возможность заниматься во вторую смену (после 12 часов дня). В этом случае, успеваемость маленьких «сов» обычно очень сильно повышается.

Важно!

Некоторым «совам» не удается синхронизировать свои биоритмы с требованиями обычного школьного распивания. Это может привести к серьезным нарушениям, приводящим к бессоннице. Если у ребёнка возникли такого рода проблемы, без помощи специалиста уже не обойтись. И затягивать с этим не нужно. Чем больше времени ребёнок страдает нарушением, или расстройством сна, тем сложнее будет бороться с этим нарушением, и с его последствиями.

«Жаворонки»

«Жаворонки» спят столько же времени, сколько и остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. Лучше всего им «думается и соображается» утром на «свежую голову», а к концу дня их работоспособность снижается. Поэтому утренние занятия в школе - как раз для них. В это время, пик их активности. А вот во вторую смену, они занимаются намного хуже, потому что уже растрачивают весь свой пыл и работоспособность к началу занятий. «Жаворонки, лучше, чем «совы», приспосабливаются к временной организации режима, и поэтому им легче преодолеть бессонницу, связанную со сменой режима. Однако, у некоторых представителей этой группы, имеющих синдром опережающей фазы сна, тоже иногда возникают проблемы, приводящие к нарушению сна. В таком случае, необходима консультация у специалиста.

«Голуби»

«Голуби» - люди дневного типа. Они наиболее приспособлены к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Для таких детей, в принципе нет особой разницы, в какую смену проходят занятия в школе, они нормально приспосабливаются к любой смене. «Голуби» лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и в ночной работе (в будущем), иногда наблюдается сбой собственных биологических часов. Например, при трех часовой разнице во времени, у них возникает бессонница ночью, а также сонливость и усталость днем. Перемещение на запад может удлинить биоритмы «голубей», а на восток - наоборот, укорачивать.

С какого возраста начинается разделение на «сов» и «жаворонков»?

Новорожденные детки, могут спасть по 20-23 часа в сутки, но со временем периоды бодрствования у них увеличиваются. Двух-трех летний малыш может бодрствовать уже до 10 часов кряду. Но все-таки в этом возрасте внутренний часовой механизм у детей ещё очень пластичный, и во многом зависит от внешних факторов и воздействий. По-настоящему хронотип может проявиться только годам шести, а то и к семи. Очень часто это совпадает со временем? когда ребёнок начинает ходить в школу. Вот тут-то и могут начаться проблемы, если ребёнок вдруг окажется «совой», так как «жаворонки» и «голуби» обычно не приносят в плане режима, больших хлопот своим родителям. Что остается родителям «сов», так это попытаться немного подкорректировать режим дня с учетом биофизических особенностей ребёнка, и при этом максимально приблизить его к тем нормам и стандартам, которые приняты в нашем обществе. Ни в коем случае не стоит делать из «совы» «жаворонка», или «голубя», своими действиями вы только нарушите психологическое равновесие малыша, а это чревато разного рода неврозами, бессонницей и другими неприятными и даже опасными последствиями.

Как помочь ребёнку наладить режим?

Как уже говорилось, основным методом борьбы с недосыпом, бессонницей и другими проблемами, которые могут возникнуть у детей, из-за особенностей их биоритмов, является соблюдение правильно выстроенного режима. Кроме всего прочего, есть несколько советов, которыми делятся родители маленьких «полуночников». Возможно, вы найдете что-то интересное и для себя.

  • многие малыши любят засыпать на руках. Это их успокаивает. Если ребёнок нуждается в этом - не отказывайте ему, даже если крохе уже 4- 5 лет. Поверьте, этим вы его не избалуете и не изнежите. А вот если ребёнок не получит ласк и проявлений родительской любви, в которых нуждается - вот это может привести к проблемам;
  • старайтесь делать так, чтобы ребенок засыпал в хорошем настроении. Если накануне вечером была ссора - помиритесь с малышом перед сном,
  • ласково пожелайте ему спокойной ночи и приятных снов. Иначе, ребенок, скорее всего, будет спасть беспокойно и крутиться всю ночь, как бы «переживая» подсознательно ещё раз вашу ссору. И к утру, не выспится и будет чувствовать себя «разбитым»;
  • очень хорошо завести перед сном какой-либо повторяющийся каждый вечер ритуал. Это может быть вечернее принятие ванны, или чистка зубов вместе с папой, или просмотр любимой вечерней программы, чтение книги. Совершенно неважно, что именно это будет Главное, никогда не отходите от этого ритуала, как бы сильно вы ни устали на работе;
  • за час, а лучше за два до того, как ребёнок будет ложиться спать, отмените все подвижные игры, беготню, смех и подобные взрывы эмоций. Включите в квартире приглушенный свет, и желательно, чтобы все члены семьи говорили немного тише, чем днем.