Проверка внутренних документов банка включает проверку установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур. Целью ее является оценка качества и соответствия созданных в кредитной организации систем обеспечения соблюдения требований законодательства РФ и иных актов.

Цель повышения квалификации - научить проводить и анализировать операционную проверку оценки качества и соответствия систем, процессов и процедур, организационных структур банка и их достаточности для выполнения возложенных функций.

Выдаваемый документ: Удостоверение повышения квалификации.
Действующая акция: 15% скидка при записи двух и более участников.

Тема 1. Методическое обеспечение проведения проверок Службы внутреннего аудита в коммерческом банке (4 часа)

  • Обзор нормативных документов Банка России, регламентирующих деятельность СВА в кредитных организациях
  • Требования к внутренним документам кредитных организаций, регламентирующим деятельность СВА (в т.ч. проведение проверок), и практические примеры их реализации.
  • Формирование планов работы и планов проверок СВА на основе риск-ориентированного подхода.
  • Вопросы формирования программ проверок СВА в контексте снижения регуляторного риска.
  • Обзор Программ проверок по основным направлениям деятельности кредитной организации:
    а) Денежные средства и кассовые операции (в т.ч. операции по купле-продаже иностранной валюты в наличной форме), инкассация денежных средств
    б) Потребительское кредитование
    в) Кредитование юридических лиц (кроме кредитных организаций)
    г) Операций с ценными бумагами
    д) Финансово-хозяйственные операции. Обеспечение сохранности имущества.
    е) Проверка элементов расчетной базы, по которым формируется резерв на возможные потери, правильности его формирования и использования
    ж) Организация работы по привлечению денежных средств физических лиц. Операции по вкладам физических лиц и депозитам юридических лиц (кроме кредитных организаций)
    з) Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц
    и) Операции по привлечению средств кредитных организаций (в том числе межбанковских расчетов, межбанковских кредитов и депозитов
    к) Операции с собственными долговыми обязательствами кредитной организации
    л) Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам сейфов для хранения документов и ценностей
    м) Правомерность формирования собственных средств (капитала)
    н) Оценка информационных технологий, организации обработки и защиты банковской информации. Выполнение требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств
    о) Выполнение требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
    п) Соблюдение правил совершения расчетных операций (осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц) и отражения по счетам бухгалтерского учета, в т ч. операций, осуществляемых с использованием электронных средств платежа, в том числе платежных карт.
    р) Проверка правильности формирования доходов и расходов, финансового результата
    с) Оценка эффективности организационной структуры и качества управления
    т) Оценка эффективности системы управления банковскими рисками и капиталом
    у) Оценка организации внутреннего контроля, в том числе эффективности работы службы внутреннего контроля.
  • Практические образцы программ проверок по указанным направлениям входят в раздаточный материал.

Стоимость первой темы - 8900 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Тема 2. Внутренние процедуры оценки достаточности капитала (ВПОДК) в соответствии с Указанием Банка России от 15.04.2015 г. № 3624-У: аспекты внутреннего аудита (4 часа)

  • Понятие и нормативная основа ВПОДК.
  • Обзор основных требований к ВПОДК кредитной организации в соответствии с Указанием № 3624-У.
  • Состав и характеристика составных элементов ВПОДК кредитной организации в соответствии с Указанием № 3624-У.
  • Цели и задачи внутреннего аудита ВПОДК.
  • Аудит организации ВПОДК в кредитной организации:
  • Корпоративное управление.
  • Документы, разрабатываемые в рамках ВПОДК.
  • Аудит организации системы управления рисками:
    - Общие вопросы.
    - Кредитный риск.
    - Рыночный риск.
    - Операционный риск.
    - Процентный риск.
    - Риск ликвидности.
    - Риск концентрации.
  • Аудит организации процедур управления капиталом:
    - Определение склонности к риску (риск-аппетита).
    - Определение агрегированной оценки рисков и требований к капиталу.
    - Процедура оценки достаточности капитала.
    - Процедуры распределения капитала через систему лимитов и контроля установленных лимитов.
  • Аудит процедур стресс-тестирования.
  • Аудит отчетности, формируемой в рамках ВПОДК.
  • Аудит результатов выполнения ВПОДК.
  • Приложения с примерами организации и рекомендациями по внутреннему аудиту основных компонентов ВПОДК.

Стоимость второй темы - 8500 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Тема 3. Внутренний аудит - эффективные деловые коммуникации. Психология поведения и общения в ходе аудиторской проверки (8 часов)
Психология поведения внутреннего аудитора в ходе аудиторской проверки:

  • цели внутреннего аудита. Развитие навыков и техники постановки задач. Ролевое распределение обязанностей в команде проверяющих, позволяющих комплексно и всесторонне рассматривать проблемы и находить оптимальные варианты устранения, выявленных недостатков;
  • принципы командного взаимодействия (с учетом требований из CIA), передача информаций в группе и эффективные деловые коммуникации;
  • практические рекомендации внутреннему аудитору по психологии поведения в ходе аудиторской проверки;
  • самопрезентация группы проверяющих внутренних аудиторов;
  • установление доверительных отношений с обьектом аудита;
  • интервьюирование (цели и задачи интервьюирования, развитие коммуникационных навыков и техники активного слушания, ошибки при интервьюировании), протоколирование интервью;
  • анализ различных кейсов.

Развитие навыков фасилитатора:

  • кто такой фасилитатор? где применяется навыки фасилитации во внутреннем аудите;
  • как использовать и применять фасилитационные методы и подходы на практике.

Изучение основных методов фасилитции:

  • метод организации встреч и переговоров в формате мировое кафе (Wold Cafe);
  • методы поиска будущего (Future Search и Serach Conference) и использование в работе внутреннего аудита технологий открытого пространства (Оpen Space Technology) в условиях наличия реальной и сложной бизнес-проблемы, когда никто не знает как к ней пойти (как ее решить);
  • метод динамической фасилитации (Dynamic Facillitation);
  • и т.д.

Эффективные деловые коммуникации:

  • принципы эффективной деловой коммуникации. Барьеры эффективной коммуникации;
  • убедительная коммуникация (корректность изложения материала (мыслей); убедительность аргументов; борьба с возражениями);
  • виды манипуляций. выявление случаев манипулирования аудиторской проверкой;
  • навыки и умение противостоять манипуляциям;
  • конфликтные ситуации с которыми сталкиваются внутренние аудиторы. Предотвращение конфликтов. Тактика поведения в конфликтной ситуации.

Управление стрессом:

  • управление стрессом при выполнении аудиторского задания в условиях неопределенности;
  • в условиях постоянных изменений, необходимости приспосабливаться к новым технологическим изменениям; необходимости развития новых навыков и компетенций; при выполнении дополнительных обязанностей;
  • стресс при взаимоотношениях с коллегами (нездоровая конкуренция, соперничество, недостаточная поддержка в коллективе; стресс, связанный с опаской сокращения штата, старение);
  • стресс при взаимоотношениях с подчиненными (неумение управлять критически настроенным и необузданным коллективом; напряженный климат, авторитарный стиль руководства);
  • разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив и продвижения по службе;
  • конфликт требований организации и семьи (отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки, иное);
  • методы саморегуляции и управления стрессом;
  • работа с собственными эмоциями, позитивное мышление;
  • иные аспекты (по усмотрению лектора в зависимости от группы участников, характера и масштабов деятельности, организаций в которых работают участники треннинга; характера обсуждаемых на треннинге проблем).

Ответы на вопросы слушателей.

Стоимость третьей темы - 13500 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Тема 4. Принципы внутреннего аудита банковских автоматизированных систем и систем электронного банкинга (8 часов)

  • Изменения в структурах банковских рисков и управлении ими в условиях автоматизации банковской деятельности и применения технологий электронного банкинга.
  • Принципы внутреннего аудита в кредитной организации с точки зрения Базельского комитета по банковскому надзору и Банка России - интерпретация в приложении к контролю функционирования и аудиту информационным системам:
  • Базовый подход к осуществлению аудита автоматизированных систем: общее содержание и основные процедуры.
  • Особенности осуществления внутреннего аудита в условиях электронного банкинга: специфика информационных потоков при дистанционном банковском обслуживании, потенциальных угроз и управления банковскими рисками.

Стоимость четвертой темы - 12500 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Стоимость мероприятия: 34500 руб.
Форма обучения: Очно / Вебинар / Повышение квалификации

Основные этапы аудиторской проверки

Предлагается перечень вопросов, которые необходимо рас­смотреть в ходе аудиторской проверки кредитной организации.

1. Анализ учредительных документов:

Их соответствие законодательству;

Законность внесения в них изменений;

Наличие решений собрания пайщиков (акционеров), совета и правления банка по вопросам, регулирующим деятель­ность кредитной организации; правомочность их решений, соответствие действующему законодательству и уставу кре­дитной организации.

2. Анализ устава банка

В уставе банка должны содержаться необходимые сведения в соответствии с действующим законодательством, а именно:

Вид банка;

Предмет и цели деятельности банка;

Состав участников (учредителей);

Фирменное наименование и местонахождение;

Размер уставного фонда;

Порядок распределения прибыли и возмещения убытков;

Порядок создания и использования фондов банка;

Состав, порядок образования и компетенция органов управления банка;

Порядок принятия решений органами управления банка, в том числе перечень вопросрв, по которым необходимо еди­ногласие или квалифицированное большинство голосов;

Положение о ревизионной комиссии банка.

3. Своевременность, полнота и источники формирования уставного

Порядок проверки правильности формирования уставного фонда зависит от способа его формирования. Уставный фонд может создаваться паевыми взносами или выкупом акций.

При проверке выясняются:

Полнота перечисления заявленного взноса;

Соблюдение сроков формирования уставного фонда;

Источники формирования (за счет собственных средств уч­редителей или участников банка либо путем привлечения кредита, взносов третьих лиц).

Для проверки используются: учредительный договор, в кото­ром указывается сумма взноса учредителей, и подписные листы, список пайщиков или акционеров с указанием сумм взносов в уставной фонд.

Анализируются порядок и сроки формирования объявлен­ного уставного фонда. При этом используется список акционе­ров (пайщиков) с указанием взноса в уставный фонд банка. По ежедневным банковским балансам и первичным банковским документам проверяется фактическое поступление средств от акционеров (пайщиков), их зачисление на балансовый счет «Уставный фонд» и полнота внесения взносов каждым участни­ком банка.

4. Эффективность организационной структуры кредитной организации

При этом оцениваются:

Соответствие организационной структуры утвержденному штатному расписанию;

Наличие положения о структурных подразделениях, долж­ностных инструкций сотрудников управлений (отделов);

Порядок работы кредитного комитета;

Наличие положений о вкладах, порядке кредитования; фор­мирования и использования фондов банка;

Наличие положения о распределении прибыли (смета затрат);

Наличие порядка открытия и обслуживания счетов клиентов;

Порядок установления и изменения внутренних тарифов кредитной организации;

Оценка внутренних правил прохождения документооборота- в кредитной организации, ее филиалах и отделениях;

Оценка документов, регламентирующих деятельность фи­лиалов;

Наличие работы внутреннего аудита в кредитной органи­зации.

5. Проверка расчетных операций

Проверка расчетных операций включает:

Правильность и своевременность осуществления операций по счетам клиентов;

Правильность оформления платежных документов, свое­временность выставления и выполнения аккредитивов;

Формирование юридического «досье» клиентов в соответст­вии с действующими нормативными актами;

Своевременность извещения налоговой инспекции и Пен­сионного фонда обо всех открытых счетах;

Законность открытия и закрытия расчетных, текущих, ва­лютных и других счетов клиентов, корреспондентских сче­тов (субсчетов).

6. Правильность оформления и ведения кассовых операций

Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка

соблюдения коммерческим банком банковского законодательст­ва в сфере хранения, ведения и учета операций с денежной на­личностью.

Следует иметь в виду, что в отличие от безналичных (депо­зитных) денег, представляющих обязательства коммерческих банков, наличные деньги являются обязательствами Централь­ного банка России и обеспечиваются его активами. Поэтому ин­тересы Центрального банка по поддержанию устойчивого де­нежного обращения страны и интересы отдельных коммерче­ских банков, заключающиеся в получении прибыли, могут не совпадать. В результате этого у банков постоянно существует со­блазн пойти на некоторые нарушения действующего законода­тельства с целью увеличения своих прибылей.

Таким образом, от независимых аудиторских организаций требуется особое внимание к ведению в коммерческих банках кассовых операций с денежной наличностью. Вместе с тем необ­ходимо отметить, что аудит кассовых операций вопреки сложив­шемуся убеждению далеко не аналогичен ревизии кассы.

Так, внезапная ревизия кассы является прерогативой служб самого банка, а не внешнего аудита (если только проведение ре­визии кассы не предусмотрено договором). Не является задачей внешнего аудита и выявления лиц, виновных в найденных нару­шениях. Аудиторы устанавливают только сам факт нарушения. Не должны аудиторы составлять или подписывать никаких актов (например, актов о сумме фактических остатков наличных денег и их соответствия кассовым документам), они готовят только ау­диторское заключение.

Особенностью аудиторской проверки операций с кассовой наличностью является то, что она ни в коем случае не должна нарушать нормального хода кассовых операций банка. Аудитор в течение рабочего дня не имеет права находиться в кассовом по­мещении операционной кассы, поэтому вопросы, возникающие в ходе аудиторской проверки, приходится выяснять после окон­чания операционного дня.

Наконец, еще одним отличием аудиторской проверки от ре­визии является то, что аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности банка, но и по возможности дают свои рекомен­дации по улучшению работы.

7. Анализ депозитных операций банка

Проводится анализ по следующим укрупненным разделам:

Процентная политика;

Учет движения привлеченных средств юридических и физи­ческих лиц;

Правильность начисления и выплата процентов.

8. Анализ активных операций банка

Проверка активных операций банка является наиболее трудо­емким, но вместе с тем и наиболее важным направлением ауди­торской деятельности, поскольку объектом проверки выступают все балансовые и забалансовые статьи активов банка.

Причина пристального внимания аудиторов к активным опе­рациям заключена в том, что структура и качество активов в зна­чительной степени обусловливают ликвидность и платежеспо­собность банка, а в конечном итоге - его надежность.

Основные направления проверки активных операций:

Проверка законности и правомерности совершаемых бан­ком операций;

Анализ и оценка рискованности активных операций;

Оценка уровня менеджмента банка при совершении актив­ных операций.

Поскольку в современной банковской практике главным на­правлением размещения ресурсов является предоставление ссуд, большое внимание при проверке активных операций уделяется анализу и оценке ссудных операций.

Основные направления определяют план и содержание ауди­торской проверки активных операций. Они же обусловливают и направленность рекомендаций аудиторов.

Проверку активных операций банка, как показывает опыт, до­вольно удобно проводить по следующим укрупненным разделам:

Кредитование юридических и физических лиц;

Привлечение централизованных кредитных ресурсов, от­четность по их использованию и учет;

Анализ просроченной задолженности по привлеченным средствам и выданным кредитам, полнота и своевремен­ность ее отражения в учете;

Правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов);

Операции с ценными бумагами (синтетический, аналитиче­ский и внебалансовый учет операций, переоценка ценных бумаг);

Оформление и учет операций по совместной деятельности;

Прочие операции кредитной организации по размещению средств в рублях: их юридическое оформление и учет.

Анализ деятельности коммерческих банков показал, что одной из основных причин, приводящей к ухудшению финансового положе­ния ряда банков, явилась плохо налаженная работа по управлению ссудным портфелем. Учитывая это, при проведении аудиторских проверок следует обратить особое внимание на этот участок.

Прежде всего следует проанализировать следующие моменты:

Производятся ли вовремя и в полном объеме платежи в счет погашения основной суммы и суммы процентов;

Является ли финансовая информация, которую обязан пре­доставить должник, полной и не устарела ли она;

Как давно проводился анализ финансового состояния должника, есть ли основания предполагать, что основная сумма и проценты будут выплачены не полностью или во­обще не будут выплачены;

Каковы должны быть резервы на возможные потери по ссудам;

Является ли документация по ссуде полной и юридически действительной;

Правильно ли оформлены документы по обеспечению и га­рантиям;

Является ли кредитная документация доступной и ясной не только для оформления ссуды работником банка, но и для других;

Как в дальнейшем строится работа информирования руко­водства тем работником, который оформлял ссуду;

Как применяются необходимые меры воздействия в отно­шении должника на основании заключения работника бан­ка, оформляющего ссуду;

Является ли анализ этого вопроса предметом внимания внутрибанковского контроля.

9. Операции кредитных организаций в иностранной валюте

В связи с тем, что существуют особенности проведения опе­раций с валютными ценностями, главная из которых - наличие валютного регулирования и выполнение банками функций аген­тов валютного контроля, валютные операции требуют отдельно­го, наиболее пристального внимания. При рассмотрении любой валютной операции требуется в первую очередь установить обос­нованность ее с точки зрения валютного законодательства.

В ходе проверки следует обращать внимание на следующие вопросы:

Проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов в иностранной валюте;

Установление корреспондентских отношений с иностран­ными и российскими кредитными организациями;

Осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты;

Валютное обслуживание граждан в соответствии с дейст­вующим законодательством;

Неторговые операции, работа обменных пунктов, соответ­ствие их оборудования требованиям Банка России;

Валютный контроль за поступлением товаров, услуг по им­портным контрактам резидентов.

10. Проверка кредитной организации как хозяйствующего субъекта

Сюда включаются операции по учету:

Основных средств, МБП, нематериальных активов;

Заработной платы;

Собственных средств кредитной организации;

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности по рублевым и валютным операциям (учет расчетов с подот­четными лицами и т. д.);

Доходов кредитной организации;

Расходов кредитной организации;

Формирование и распределение прибыли;

Правильность исчисления и уплаты кредитной организаци­ей налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и других налогов, подлежащих перечислению в бюджет в со­ответствии с действующим законодательством;

Отражение в учете операций по формированию прибыли и ее использованию, а также заключительных оборотов по соответствующим счетам.

11. Составление и анализ официальной отчетности

При этом рассматриваются вопросы правильности и своевре­менности составления и представления отчетности банка. В ча­стности:

Финансовой отчетности на основании сводного баланса кредитной организации;

Отчета,о прибылях и убытках;

Отчетности филиалов.

В этом же разделе проверяются правильность расчета и соблю­дение экономических нормативов, своевременность и полнота де­понирования средств в фонде обязательных, создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг.

Рассматриваются административные и экономические санк­ции, наложенные на кредитную организацию (дата наложения санкции, орган, наложивший санкцию, причина наложения, вид и размер санкции, ее выполнение).

Аудиторская проверка должна осуществляться на основе сле­дующих документов:

1. Учредительные документы.

2. Внутренние акты (положения, протоколы, регламенты, долж­ностные инструкции), регулирующие деятельность кредитной организации.

3. Ежедневные бухгалтерские балансы.

4. Оборотно-сальдовые ведомости.

5. Бухгалтерские журналы по всем балансовым счетам.

6. Лицевые счета.

7. Бухгалтерские (мемориальные) документы, в том числе по:

Операциям клиентов кредитной организации (расчетные документы);

Вкладам граждан;

Операциям с иностранной валютой и расчетам в иностран­ной валюте;

Операциям внутрибанковского значения;

Кассовым документам.

8. Аналитического учета по всем операциям, подлежащим ана­литическому учету.

9. Книги учета основных средств, МБП, инвентарные карточки.

10. Книга учета бланков строгой отчетности.

11. Книга регистрации открытых счетов предприятиям и органи7 зациям.

12. Платежно-расчетные документы.

13. Юридические дела клиентов, карточки с образцами подписей и оттиска печати.

14. Договоры кредитные, залога, страхования и т. п.

15. Гарантийные обязательства.

16. Соглашения и договоры по другим операциям кредитной ор­ганизации.

17. Отчетность бухгалтерская и аналитическая.

Введение

Необходимым элементом инфраструктуры банковского рынка являются аудиторские фирмы, которые наряду с надзорными органами способствуют своей деятельностью устойчивому функционированию банковской системы Российской Федерации, ее постоянному совершенствованию и интеграции в мировое банковское сообщество. Несмотря на относительно короткую историю развития, банковский аудит в России прошел за последнее десятилетие большой и сложный путь от обычной ревизорской работы, основанной на приемах, используемых в централизованной банковской системы, до независимой экспертизы финансовой отчетности кредитных организаций, соответствующей международным требованиям и стандартам. Аудит банков имеет определенную специфику, которая отражает как специфику деятельности самих банков, так и особую систему их регулирования со стороны Центрального банка Российской Федерации. Для кредитных организаций разработаны специальный план счетов, формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и т.п. Аудиторские фирмы, работающие в сфере банковского аудита, являются объектов регулирования и контроля со стороны ЦБ РФ как надзорного органа, они получают в нем лицензии, регулярно отчитываются перед ним, соблюдают его требования в своей деятельности.

Целью данной работы является изучение проведения аудиторской проверки в кредитной организации, а также аудита операций банка с ценными бумагами. Задачами работы являются изучение стандартов аудита, рассмотрение порядка проведения аудиторской проверки, выделение ее основных этапов и направлений проверки; изучение функций и обязанностей сторон. Дается пояснение использования результатов внутреннего контроля, работы экспертов, ассистентов, составления рабочей документации аудитора. Рассмотрена нормативная база, регламентирующая различные виды операций банка с ценными бумагами, основные направления операций с ценными бумагами.

Проведение аудиторской проверки кредитной организации

Порядок проведения аудиторской проверки

В соответствии с утвержденными отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудиторская проверка включает следующие основные этапы:

Оценка возможности принятия заказа на проведение аудита (предварительное планирование);

Разработка общего плана и программы аудита;

Проведение проверки;

Подготовка отчета по результатам аудита.

Проведению аудиторской проверки предшествует "обмен письмами между кредитной организацией и аудиторской фирмой (аудитором), основной целью которого является достижение взаимопонимания между сторонами путем определения обязательств сторон, а также условий аудиторской проверки.

Аудиторская фирма (аудитор), получив официальное предложение кредитной организации с просьбой о проведении проверки, приступает к планированию аудита.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает следующие основные стадии: предварительное планирование; подготовка общего плана аудита; составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация должна определить для себя возможность проведения аудита данной кредитной организации, его обоснованность, а также согласовать с руководством кредитной организации основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На основе анализа представленной информации аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае положительного решения вопроса о проведении аудита аудиторская организация до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания клиентом условий предстоящего договора направляет ему письмо-обязательство о согласии на проведение.

Кредитные организации приурочивают сроки проведения обязательного ежегодного аудита и получения официального аудиторского заключения о достоверности годовой отчетности к периоду ранее или накануне проведения годового общего собрания акционеров (участников. В связи с этим период проведения аудиторских проверок объективно должен сокращаться при необходимости одновременного выполнения требования качественного проведения аудита.

Названные условия реализуются аудиторской организацией на следующем этапе аудита, который состоит в подготовке общего плана и программы аудита.

Общий план аудита должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству кредитной органиэации) и аудиторского заключения.

Развитием общего плана аудита является программа аудита, которая представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

После завершения процесса планирования аудиторская организация приступает к непосредственному проведению проверки (следующему этапу аудита).

Объектом обязательной аудиторской проверки является годовой отчет кредитной организации, а также отчетность, подлежащая опубликованию в открытой печати (публикуемая отчетность), порядок составления которых устанавливается Банком России.

В ходе аудиторской проверки аудитор осуществляет различные процедуры, которые оформляются соответствующей документацией. Документация аудитора - совокупность материальных носителей информации, которая составляется самим аудитором, сотрудниками кредитной организации и третьими лицами по запросу аудитора и содержит сведения, необходимые для подготовки достоверного отчета и заключения аудитора, а также для возможности текущего и последующего контроля качества аудита.

В процессе аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) в соответствии с нормативными требованиями ЦБ РФ рассматривает: соблюдение действующего законодательства и нормативных актов Банка России по совершаемым кредитной организацией операциям; состояние бухгалтерского учета и отчетности по совершаемым кредитной организацией операциям; выполнение обязательных экономических нормативов, установленных Банком России; качество управления кредитной организацией, в том числе состояние внутреннего контроля; адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых кредитной организацией операций; оценка кредитной политики и качества управления кредитными рисками (наличие кредитного комитета; процедура рассмотрения кредитной заявки; наличие необходимой и достаточной информации о заемщике; обеспеченность ссуд, правильность оформления залоговых обязательств; контроль за своевременностью возврата кредитов, в том числе инсайдерами и работниками кредитной организации; обоснованность пролонгирования ссуд; постановка и проведение исковой работы; полнота сформированного резерва на возможные потери по ссудам); состояние внутреннего учета и отчетности по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; управление рисками при осуществлении кредитной организацией операций на рынке ценных бумаг, полнота сформированного резерва под обесценение вложений в ценные бумаги; организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; организация работы по проведению проверок и ревизий; организация контроля за деятельностью филиалов; выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

По результатам обязательной аудиторской проверки деятельности кредитной организации за год аудиторами готовится официальное аудиторское заключение (завершающий этап аудиторской проверки).

Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации выражает оценку аудиторской фирмой (аудитором) соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности законодательству и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций в Российской Федерации. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита годовой сводной бухгалтерской отчетности кредитной организации включающей отчетность всех филиалов и подразделений независимо от их географического расположения.


Введение 2

1. Теоретические основы аудита кредитных организаций 3

1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки 3

1.2. Проверка активных кредитных операций 6

1.3. Проверка пассивных кредитных операций 15

2. Аудиторский контроль в ЗАО «Банк «Вологжанин» 21

2.1. Характеристика ЗАО «Банк «Вологжанин» 21

2.2. Аудиторский контроль ЗАО «Банк «Вологжанин» 26

3. Модернизация системы банковского контроля в ЗАО «Банк «Вологжанин»» 33

Заключение 40

Список литературы 41

Введение

В современных условиях приобретает актуальность проблема формирования целостной, согласованной и четкой системы финансового контроля. Элементы такой системы необходимы для обеспечения режима обоснованности, законности, целесообразности и эффективности действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов. Социально-экономические и политические преобразования в России кардинально изменили роль государства в процессе развития национальной экономики, но и сформировали институт права собственности на основе качественно новых принципов, полностью перестроили финансовую систему государства.

Целью исследования является модернизация системы аудиторского контроля в ЗАО «Банк «Вологжанин». Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:

Анализ теоретических основ аудиторского контроля как категории финансовых правоотношений;

Определение и разработка предложений по разрешению проблем аудиторского контроля в ЗАО «Банк «Вологжанин».

Объектом исследования является ЗАО «Банк «Вологжанин», созданный в 1992 г. С момента создания шла речь о появлении в Вологде универсальной кредитной организации, которая способна предлагать самый широкий спектр услуг на рынке. Предметом исследования является механизм отношений по финансовому контролю в ЗАО «Банк «Вологжанин».

С учетом поставленной цели и задач методологическую основу исследования составил комплекс методов: всеобщие методы познания (диалектический метод); общенаучные средства (сравнительно-исторический метод, системный метод, метод формально-логического исследования); частно-научные средства (метод сравнительного изучения). В работе использовались данные статистики и внутренней отчетности ЗАО «Банк «Вологжанин», монографии зарубежных и отечественных авторов, статьи в периодических изданиях.

1. Теоретические основы аудита кредитных организаций

1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки

Аудиторский контроль возник в Российской Федерации с конца 1980-х гг. Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Российской Федерации; а также проверка налоговых деклараций, платежно-расчетной документации, других финансовых требований и обязательств экономических субъектов. Аудиторские компании оказывают также другие услуги: составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок; постановку и ведение бухгалтерского учета; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства.

Инициативная аудиторская проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке во случаях, установленных Постановлением Правительства. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора.

При изучении системы финансового контроля нельзя не отметить ее тесную связь с системой финансового планирования на предприятии. Несмотря на то, что планирование и контроль – это две разные функции управления, существование их в хозяйственной деятельности предприятий отдельно друг от друга является невозможным, т.к. они взаимодополняют и обусловливают друг друга. А поэтому оценка достижения целей, поставленных в рамках финансового планирования, была бы невозможна без проведения финансового контроля. Вот почему решая задачу совершенствования системы финансового планирования на предприятии, нельзя не оставить в стороне и систему финансового контроля .

Кредитование клиентов на возвратной, срочной и платной основе является одной из основных операций банковского биз-неса. Доходы от операций кредитования клиентов (активные кре-дитные операции) приносят банкам существенную часть их при-были. В то же время необходимыми для формирования ресурс-ной базы банка являются операции по привлечению кредитов (пассивные кредитные операции). Это наиболее распространен-ный и отработанный годами способ привлечения денежных средств.

Цель аудита кредитных операций состоит в проверке соблю-дения банком действующих правил совершения кредитных опе-раций и правильности их отражения в бухгалтерском учете для предотвращения нарушений и снижения кредитных рисков.

При осуществлении проверки соблюдения банком действую-щих правил совершения кредитных операций необходимо руко-водствоваться такими нормативными актами, как: Закон РФ от 29.01.92 № 2872-1 “О залоге”. Закон РФ от 21.07.97 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущест-во и сделок с ним”. Закон РФ от 08.01.98 № 102-ФЗ “Об ипоте-ке (залоге недвижимости)”. Положение ЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П “О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)” с изменениями и дополнениями. Положение ЦБ РФ от 26.06.98 № 39-П “О порядке начисления процентов по операциям, свя-занным с привлечением и размещением денежных средств бан-ками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерско-го учета” с изменениями и дополнениями. Инструкция ЦБ РФ от 30.06.97 № 62-а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам” с учетом изменений и дополнений. Письмо ЦБ РФ от 14.10.98 № 285-Т “Методичес-кие рекомендации к Положению ЦБ РФ от 26.06.98 № 39-П”, Письмо ЦБ РФ от 24.03.99 № 104-Т “О применении положений ЦБ РФ № 39-П, № 54-П”, а также методические рекомендации от 14.10.98 г. № 285-Т и др.

В ходе проверки правильности отражения кредитных операций в бухгалтерском учете следует руководствоваться Правилами, Приложением к Положению № 54-П, Приложением 1 “Бухгалтерский учет операций по начислению и уплате (получению) процентов по привлеченным (размещенным) денежным средствам по “кассовому” методу” к Положению № 39”.

Для проверки вопросов, связанных с налогообложением кредитных операций, следует использовать постановление Правительства РФ от 16.05.94 № 490 “Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями”. Указание ЦБ РФ от 29.06.2000 к № 810-У “Об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам, формируемого кредитными организациями в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 62-а”, Инструкцию МНС РФ от 15.06.2000 г. № 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” и др.

При проведении проверки кредитных операций банков реко-мендуется использовать Письмо ЦБ РФ от 16.12.98 № 363-Т “О методических рекомендациях по проверке кредитного портфеля кредитной организации”.

В соответствии с поставленной целью в ходе аудита проводятся следующие основные проверки:

активных кредитных операций;

пассивных кредитных операций;

кредитных операций при закрытии договоров в неденежной форме;

операций валютного кредитования.

Проверка документов осуществляется, как правило, выборочно, т. е. проверяются документы на выборку по отдельным клиентам, в том числе банкам.

1.2. Проверка активных кредитных операций

Основным нормативным документом, регулирующим порядок совершения и учет этих операций, является Положение № 54-П. В названном Положении ЦБ РФ утвержден порядок предоставления (размещения) кредитными организациями де-нежных средств и их возврата (погашения). Согласно п. 2.2 Положения предоставление банком денежных средств своим кли-ентам осуществляется следующими способами:

1) разовым зачислением денежных средств на банковские сче-та клиентов либо выдачей наличных денег заемщику - физичес-кому лицу;

2) открытием кредитной линии клиенту-заемщику;

3) предоставлением кредита в виде овердрафта и “под лимит задолженности”.

В ходе аудита активных кредитных операций банков выпол-няются следующие проверки:

организации кредитной работы в банке и соблюдения поряд-ка оформления документов на выдачу (пролонгирование) кре-дита;

правильности оформления документов по обеспечению ис-полнения обязательств по кредитным договорам, порядка хране-ния документов;

правильности отражения в учете операций по выдаче и пога-шению кредитов;

правильности отражения в учете операций по начислению и получению процентов за пользование кредитом;

своевременности списания с баланса просроченных процен-тов и суммы основного долга при исполнении кредитного дого-вора с нарушением обязательств;

своевременности и полноты создания, корректировки и ис-пользования резервов на возможные потери по ссудам;

осуществления банком контроля за исполнением кредитных договоров, организации работы банка с просроченной задолжен-ностью;

операций кредитования путем открытия кредитных линий;

операций кредитования в форме овердрафта.

Проверка организации кредитной работы в банке и соблюдения порядка оформления документов на выдачу (пролонгирование) кре-дита начинается с изучения, анализа и оценки того, как способ-ствует организация кредитной работы снижению кредитных рис-ков банка. Оценка уровня постановки кредитной работы основы-вается на изучении функций отделов (управлений), занимаю-щихся вопросами кредитования, ознакомлении с содержанием кредитной политики банка.

Проверяется правильность распределения обязанностей в этих управлениях, выявляются случаи совмещения обязаннос-тей кредитного инспектора и бухгалтера, оценивается состоя-ние внутрибанковского контроля за совершением кредитных операций.

Изучая кредитную политику проверяемого банка, следует оце-нить ее стратегическую направленность (цели, приоритеты, прин-ципы), проконтролировать соответствие содержащихся в ней ин-структивных материалов нормативным актам ЦБ РФ в области кредитования, оценить качество методических разработок по ана-лизу кредитоспособности заемщиков, анализу кредитного порт-феля банка, организации контроля за исполнением кредитных договоров.

Проверяется организация работы кредитного комитета, его персональный состав, соблюдение нормативных документов, peгламентирующих его деятельность, анализируются протоколы заседаний кредитного комитета, контролируется фактическое выполнение принятых им решений. Следует убедиться, соблюдаются ли в банке установленные лимиты и ограничения на совершение кредитных операций.

Проверка соблюдения порядка оформления документов на выдачу кредитов осуществляется путем изучения на выборку кредитных дел (досье) клиентов-заемщиков. В состав досье должны входить: кредитная заявка; годовой отчет; бухгалтерский баланс с приложениями на последнюю отчетную дату (с отметкой налоге вой инспекции); аудиторское заключение о достоверности годового отчета; бизнес-план с указанием планируемых доходов расходов; технико-экономическое обоснование кредита, отражающее экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение срока, на который оформляется кредит; кредитный договор, обеспечения ссуды (договор залога, гарантии, поручительства и др.), кредитная история заемщика.

Дата публикации: 27.02.2018

Дата изменения: 27.02.2018

Прикрепленный файл: docx, 60.31 кБ

по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности

кредитных организаций 1

(одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол № 76)

Настоящие методические рекомендации не заменяют МСА. Перечень вопросов/процедур, описанных в настоящих Методических рекомендациях, не является исчерпывающим и обязательным. Выбор процедур, включая оценку рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности вследствие недобросовестных действий или ошибок, определяется аудиторской организации на основе профессионального суждения. Если аудиторская организация в рамках конкретного аудиторского задания обоснованно решает не выполнять какие-либо процедуры, описанные в настоящих Методических рекомендациях, сам по себе данный факт не может и не должен рассматриваться как недостаток проведенного аудита.

Руководство кредитной организации несет ответственность за подготовку и достоверное представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки такой отчетности, и за систему внутреннего контроля, которую руководство считает необходимой для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок. Цель аудиторской организации состоит в получении разумной, но не абсолютной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок, и в составлении аудиторского заключения, содержащего мнение аудиторской организации о достоверности данной отчетности. В силу неотъемлемых ограничений аудита существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не удастся обнаружить, даже если аудит должным образом спланирован и проводится в соответствии с МСА. Аудиторская организация получает понимание системы внутреннего контроля, имеющей значение для аудита, с целью разработки аудиторских процедур, соответствующих обстоятельствам, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля аудируемой кредитной организации.

При подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности руководство кредитной организации несет ответственность за оценку способности кредитной организации продолжать непрерывно свою деятельность, за раскрытие в соответствующих случаях сведений, относящихся к непрерывности деятельности, и за составление отчетности на основе допущения непрерывности деятельности (за исключением случаев, когда руководство намеревается ликвидировать кредитную организацию, прекратить ее деятельность или когда у него отсутствует какая-либо иная реальная альтернатива, кроме ликвидации или прекращения деятельности). В свою очередь, аудиторская организация делает вывод о правомерности применения руководством аудируемой кредитной организации допущения о непрерывности деятельности, а на основании полученных аудиторских доказательств – вывод о том, имеется ли существенная неопределенность в связи с событиями или условиями, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности аудируемой кредитной организации продолжать непрерывно свою деятельность.

Получение понимания аудируемой кредитной организации и ее окружения, включая ее систему внутреннего контроля;

Тестирование средств контроля;

Выполнение процедур проверки по существу;

Выполнение процедур на завершающей стадии выполнения аудиторского задания, формирование мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения по ней.

Понимание аудируемой кредитной организации и ее окружения

Для того, чтобы получить понимание аудируемой кредитной организации и ее окружения, включая ее систему внутреннего контроля, аудиторской организации целесообразно выполнить следующие процедуры:

1) получить и проанализировать акты проверок Банка России, налоговых и иных регулирующих, контрольных, надзорных органов, а также выпущенные по результатам проверок предписания;

2) получить и проанализировать акты проверок службы внутреннего аудита кредитной организации;

3) получить и проанализировать структуру группы, в которую входит кредитная организация, а также список связанных сторон;

4) проанализировать структуру бухгалтерского баланса, отчета о финансовом положении и отчета о финансовых результатах, отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе аудируемой кредитной организации. При этом целесообразно обратить особое внимание на наличие:

4.1) значительных объемов и/или значительного роста кредитов, выданных физическим лицам и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями;

4.2) значительных объемов и/или значительного роста текущих счетов и депозитов физических лиц;

4.3) выпущенных долговых или долевых ценных бумаг, включенных в котировальный список;

4.4) значительных по объему небанковских операций (активов и обязательств и/или доходов и расходов), например, вложений в движимое или недвижимое имущество, полученное в результате взыскания задолженности;

4.5) значительных по объему инвестиций в некотируемые долевые ценные бумаги, включая паи паевых инвестиционных фондов;

4.6) значительных по объему нестандартных и/или сложноструктурированных операций;

4.7) значительных изменений в структуре активов и обязательств и/или доходов и расходов по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

5) проанализировать значения обязательных нормативов аудируемой кредитной организации в течение отчетного периода.

Тестирование средств контроля

В процессе оценки рисков аудиторская организация получает понимание системы внутреннего контроля, имеющей значение для аудита, с целью разработки аудиторских процедур, соответствующих обстоятельствам, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля аудируемой кредитной организации. МСА не требуют, чтобы аудиторская организация проводила тестирование операционной эффективности средств контроля. Тестирование операционной эффективности средств контроля проводится аудиторской организацией, если:

1) оценка ею рисков существенного искажения на уровне предпосылок включает ожидание того, что средства контроля эффективны (т.е. аудиторская организация намерена полагаться на операционную эффективность средств контроля при определении характера, сроков и объема процедур проверки по существу); или

2) одни лишь процедуры проверки по существу не в состоянии обеспечить получение достаточных надлежащих аудиторских доказательств на уровне предпосылок. Тестирование операционной эффективности средств контроля, как правило, проводится аудиторской организацией с учетом уровня существенности соответствующих операций, для следующих областей:

2.1) кредиты, выданные физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями;

2.2) текущие счета и депозиты физических и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями;

2.3) межбанковские операции по привлечению и размещению денежных средств;

2.4) доходы и расходы от операций с ценными бумагами, драгоценными металлами, иностранной валютой;

2.5) прочие операции кредитных организаций (например, комиссионные доходы и т.п.).

Выполнение процедур проверки по существу

Характер, сроки и объем аудиторских процедур определяется с учетом и в ответ на оцененные риски существенного искажения на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Как правило, областями наиболее высокого риска в кредитных организациях являются следующие:

1) соблюдение обязательных нормативов, установленных Банком России, а также наличие вложений кредитной организации в источники собственных средств (капитала);

2) соблюдение законодательных требований в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – «ПОД/ФТ»);

3) соблюдение требований к оценке активов;

4) соблюдение применимых нормативных актов в отношении полноты отражения обязательств, резервов – оценочных обязательства некредитного характера, условных обязательств кредитного характера;

5) соблюдение применимых нормативных актов в отношении отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности нестандартных, сложноструктурированных операций, а также операций, приводящих к значимому эффекту на финансовый результат кредитной организации;

6) применение принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете, при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также наличие существенной неопределенности в связи с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности кредитной организации продолжать непрерывно деятельность;

7) соблюдение применимых нормативных актов в отношении полноты раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Примерный перечень аудиторских процедур в соответствующих областях приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации должно включать результаты проверки аудиторской организацией вопросов, предусмотренных статьей 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Для целей такой проверки аудиторская организация проводит дополнительные к аудиту процедуры, а также надлежаще документирует их.

Выполнение процедур на завершающей стадии выполнения аудиторского задания, формирование мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней

На завершающей стадии выполнения аудиторского задания, при формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней аудиторская организация должна оценить, подготовлена ли бухгалтерская (финансовая) отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Оценке, в частности, подлежит:

1) является ли информация, представленная в бухгалтерской (финансовой) отчетности, уместной, надежной, сопоставимой и понятной. При осуществлении такой оценки учитывается:

1.1) включена ли информация, которая должна быть включена, а также то, надлежащим ли образом эта информация классифицирована, сгруппирована и представлена;

1.2) не искажено ли общее представление бухгалтерской (финансовой) отчетности включением информации, которая является несоответствующей или делает неочевидным надлежащее содержание раскрытых вопросов;

2) обеспечивает ли бухгалтерская (финансовая) отчетность надлежащее раскрытие информации, позволяющее предполагаемым пользователям отчетности понять влияние существенных операций и событий на информацию, представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При рассмотрении полноты раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации аудиторской организации рекомендуется:

1) заполнить проверочный список полноты раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности или выполнить иную аналогичную процедуру;

2) проверить точность числовой и поясняющей информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации аудиторской организации рекомендуется особое внимание уделить проверке:

1) полноты и точности раскрытия информации о системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы;

2) полноты и точности раскрытия информации об операциях со связанными сторонами, в том числе полноты перечня лиц, включенных в состав банковской группы, в которую входит аудируемая кредитная организация;

3) достаточности раскрытой информации в случае, если выявлены определенные события или условия и имеется существенная неопределенность в отношении способности кредитной организации непрерывно продолжать деятельность. Если аудиторская организация приходит к выводу о наличии существенной неопределенности, в аудиторском заключении необходимо привлечь внимание к соответствующему раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности или, если такое раскрытие информации является ненадлежащим, модифицировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, должно включать описание ключевых вопросов аудита, когда аудиторская организация принимает решение проинформировать о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении. Ключевыми вопросами аудита являются те вопросы, которые согласно профессиональному суждению аудиторской организации являлись наиболее значимыми для аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ключевые вопросы аудита выбираются из числа вопросов, которые были доведены до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление в аудируемой кредитной организации. Области, требующие значительного внимания аудиторской организации, часто представляют собой компоненты бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые связаны со сложностями или требуют применения руководством значимого суждения, а, следовательно, обычно предполагают использование аудиторской организацией сложных, комплексных суждений. В свою очередь, это часто влияет на общую стратегию аудита, распределение ресурсов аудиторской организацией и объем работ, выполняемых в отношении таких вопросов в рамках аудита. Это может влиять, например, на уровень участия более опытных сотрудников в аудиторском задании или на привлечение эксперта аудиторской организации или лиц, обладающих знаниями и опытом в особой области бухгалтерского учета или аудита, которые являются сотрудниками аудиторской организации или привлекаются ею для работы в данных областях. В случае выбора какого-либо вопроса в качестве ключевого вопроса аудита аудиторская организация должна убедиться в наличии в бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующего раскрытия, касающегося данного вопроса.

Ключевые вопросы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций могут включать, например:

1) оценку величины резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности/резервов под обесценение по кредитам, выданным физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями;

2) оценку справедливой стоимости некотируемых долевых инструментов;

3) оценку прочих активов (например, гудвила, отложенных налоговых активов);

4) определение стороны, обладающей конечным контролем, а также перечня связанных сторон кредитной организации;

5) оценку критериев прекращения признания финансовых активов;

6) оценку критериев наличия контроля или существенного влияния.

Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно включать раздел, отражающий результаты процедур, выполненных в рамках исполнения требований статьи 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

ПРИМЕРЫ

аудиторских процедур

в отношении областей наиболее высокого риска

в кредитных организациях

Согласно пункту А31 МСА 500 «Аудиторские доказательства» надежность информации, используемой в качестве аудиторских доказательств, и, следовательно, самих аудиторских доказательств зависит от ее источника и характера, а также от обстоятельств, при которых она получена, включая при необходимости средства контроля за ее подготовкой и поддержанием. Аудиторская организация должна выбирать ту форму аудиторских доказательств, которая является наиболее приемлемой в сложившихся обстоятельствах, и отдавать предпочтение наиболее надежным формам аудиторских доказательств.

1. Соблюдение обязательных нормативов, установленных Банком России, а также наличие вложений кредитной организации в источники собственных средств (капитала)

1.1. Проверка расчета величины собственных средств (капитала) кредитной организации.

1.2. Выявление вложений кредитной организации в источники собственных средств (капитала), экономическое содержание которых не удовлетворяет условиям источников базового капитала, добавочного капитала и (или) дополнительного капитала. Указанные вложения могут быть выявлены аудиторской организацией, в том числе, при анализе операций, осуществляемых кредитной организации, а также предлагаемых ею продуктов на стадии получения понимания аудируемой организации и ее окружения, включая систему внутреннего контроля.

1.3. Выявление связанных сторон кредитной организации. Для этого с учетом применимых нормативных актов Банка России возможны следующие аудиторские процедуры:

1.3.1. интервью с лицами, ответственными за составление, ведение и поддержание в актуальном состоянии перечня связанных сторон кредитной организации;

1.3.2. анализ перечня связанных сторон, предоставленного кредитной организацией, в том числе анализ изменения этого перечня по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

1.3.3. определение бенефициарных владельцев контрагентов кредитной организации, объем операций с которыми является существенным для кредитной организации или для самого контрагента;

1.3.4. анализ условий совершаемых кредитной организацией операций (например, уровень процентной ставки по размещенным или привлеченным средствам, наличие или отсутствие обеспечения, вид и стоимость обеспечения);

1.3.5. анализ экономической целесообразности совершаемых операций как для кредитной организации, так и ее контрагента(ов).

1.4. Пересчет ключевых обязательных нормативов по состоянию на отчетную дату (например, нормативов достаточности капитала, нормативов максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков).

2. Соблюдение законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ)

При проверке данного вопроса аудиторская организация выбирает аудиторские процедуры, руководствуясь соответствующими нормативными правовыми актами, а также иными документами, изданными уполномоченными органами. В случае выявления аудиторской организацией обстоятельств в области ПОД/ФТ, в отношении которых руководством кредитной организации не предоставлены надлежащие достаточные разъяснения, выполняются дополнительные аудиторские процедуры. Среди таких обстоятельств, например:

а) большой объем сомнительных операций, информация о которых направляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу;

б) большое количество регулярно закрывающихся счетов юридических лиц;

в) значительные по размеру односторонние прибыльные/убыточные операции, например, с производными финансовыми инструментами, ценными бумагами с одним контрагентом (с неизвестным контрагентом; с контрагентом, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, предоставляющей низкий уровень налогообложения («налоговое убежище»); др.).

3. Соблюдение требований к оценке активов

3.1. В отношении ностро счета и размещенных межбанковских кредитов (далее – МБК), включая начисленные по ним проценты:

3.1.1. Выявление ненадежных кредитных организаций и банков-нерезидентов (например, на основании рейтингов, информации в СМИ, страны регистрации, длительности нахождения средств на счетах в банке-нерезиденте, отсутствия экономической целесообразности для размещения средств в банке-нерезиденте, др.). В отношении ненадежных кредитных организаций и банков-нерезидентов подтверждается наличие/отсутствие неучтенных соглашений с контрагентом аудируемой кредитной организации (например, соглашения, по условиям которого контрагент аудируемой организации финансирует связанных с аудируемой кредитной организацией лиц за счет средств, размещенных аудируемой кредитной организацией, причем средства, размещенные аудируемой кредитной организацией, являются обеспечением по обязательствам связанных с кредитной организацией лиц, которых профинансировал контрагент аудируемой кредитной организации);

3.1.2. подтверждение остатков в кредитных организациях и банках-нерезидентах;

3.1.3. проверка классификации ностро счетов и МБК по группам риска, а также величины созданных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (резервов под обесценение) в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО;

3.1.4. подтверждение наличия/отсутствия обременения по остаткам по ностро счетам и (или) МБК (в случае наличия сомнений в том, что ностро счета и (или) МБК являются необремененными).

3.2. В отношении кредитов, выданных физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями (включая начисленные по ним проценты) и условных обязательств кредитного характера:

3.2.1. подтверждение остатков по кредитам и условным обязательствам кредитного характера;

3.2.2. выявление кредитов, выданных контрагентам, не ведущим реальную деятельность. При этом необходимо руководствоваться признаками, определенными соответствующим нормативным актом Банка России;

3.2.3. выявление сомнительных кредитов (необеспеченных, не имеющих четкой цели, предоставленных лицам, зарегистрированным в «налоговых убежищах», др.). В отношении сомнительных кредитов подтверждается наличие/отсутствие неучтенных соглашений с контрагентом аудируемой кредитной организации (например, соглашения, по условиям которого контрагент аудируемой организации финансирует связанных с аудируемой кредитной организацией лиц за счет средств, размещенных аудируемой кредитной организацией, причем средства, размещенные аудируемой кредитной организацией, являются обеспечением по обязательствам связанных с кредитной организацией лиц, которых профинансировал контрагент аудируемой кредитной организации);

3.2.4. проверка классификации кредитов и условных обязательств кредитного характера по группам риска, а также величины созданных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (резервов под обесценение) в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО;

3.2.5. проверка наличия и стоимости обеспечения, а также соответствия обеспечения, используемого при определении величины резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, требованиям, установленным применимым нормативным актом Банка России (при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета);

3.2.6. проверка обоснованности прекращения признания кредитов, проданных в течение отчетного периода по цессии. Аудиторская организация рассматривает необходимость получения подтверждения от контрагента кредитной организации (покупателя) по операции продажи кредитов по цессии отсутствия каких-либо соглашений по обратному выкупу данных кредитов, гарантий в отношении проданных кредитов и т.п., заключенных/выданных кредитной организацией;

3.2.7. дополнительные аудиторские процедуры в случае, например:

3.2.7.1. резкого роста депозитов физических лиц, сопровождающегося соответствующим ростом кредитного портфеля по сравнению с соответствующим предыдущим периодом;

3.2.7.2. наличия необеспеченных кредитов, выданных организациям, осуществляющим торговую деятельность;

3.2.7.3. наличия высокой концентрации кредитного портфеля.

3.3. В отношении ценных бумаг:

3.3.1. подтверждение количества ценных бумаг в депозитариях с указанием ценных бумагах, находящихся в залоге;

3.3.2. выявление ненадежных депозитариев и проверка соблюдения кредитной организацией в отношении выявленных ненадежных депозитариев установленных Банком России требований по формированию резервов на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые удостоверены такими депозитариями;

3.3.3. подтверждение активности/неактивности рынка по тем ценным бумагам, по которым справедливая стоимость определяется на основании котировок, но наблюдаются резкие изменения в объеме и/или частоте торгов по состоянию на отчетную дату и (или) в течение отчетного периода операции с данными ценными бумагами осуществлялись в незначительных объемах и (или) с незначительной частотой;

3.3.4. проверка оценки некотируемых ценных бумаг (в части определения справедливой стоимости и (или) в части определения группы риска и величины резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (резервов под обесценение)) в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО. В случае привлечения специалиста в области оценки аудиторская организация руководствуется требованиями МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора».

3.4. В отношении производных финансовых инструментов:

3.4.1. проверка оценки производных финансовых инструментов в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО. Особое внимание должно быть уделено оценке сложных производных финансовых инструментов, например, опционов, кредитно-дефолтных свопов. В случае привлечения специалиста в области оценки аудиторская организация руководствуется требованиями МСА 620.

3.5. В отношении отложенных налогов:

3.5.1. проверка расчета отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;

3.5.2. проверка критериев признания отложенных налоговых активов.

3.6. В отношении активов, порядок бухгалтерского учета которых установлен Положением Банка России от 22 декабря 2014 года № 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях» (далее – Положение № 448-П), и прочих активов (например, предоплата):

3.6.1. подтверждение существования активов по состоянию на отчетную дату;

3.6.2. рассмотрение необходимости изучения правоустанавливающих документов в отношении активов, порядок бухгалтерского учета которых установлен Положением № 448-П;

3.6.3. проверка величины переоцененной или справедливой стоимости активов, порядок бухгалтерского учета которых установлен Положением № 448-П, учитываемых по переоцененной или справедливой стоимости, в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО. В случае привлечения специалиста в области оценки аудиторская организация руководствуется требованиями МСА 620;

3.6.4. выполнение аудиторских процедур в отношении оценки активов, не оцениваемых по справедливой или переоцененной стоимости (включая проверку на обесценение) в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО.

3.7. В случае если аудиторская организация оценивает риск того, что кредитная организация не отражает факт наличия обременения по активам, как значимый, необходимо получить подтверждение наличия или отсутствия обременения по активам кредитной организации.

3.8. В случае существенных требований к связанным сторонам кредитной организации по состоянию на отчетную дату аудиторская организация рассматривает необходимость выполнения дополнительных процедур, направленных на проверку кредитного качества требований к связанным сторонам кредитной организации.

4. Соблюдение применимых нормативных актов в отношении полноты отражения обязательств, резервов – оценочных обязательств некредитного характера, условных обязательств кредитного характера

4.1. Подтверждение сумм по обязательствам и условным обязательствам кредитного характера кредитной организации.

4.2. Проверка полноты налоговых обязательств кредитной организации. В случае привлечения специалиста в области налогообложения аудиторская организация руководствуется требованиями МСА 620.

4.3. Анализ актов проверок регулирующих, надзорных и контролирующих органов (Банк России, налоговые органы, др.).

4.4. Анализ открытых судебных разбирательств, по которым кредитная организация выступает в качестве ответчика.

4.5. Анализ взаимоувязки показателей бухгалтерского баланса (включая внебалансовые статьи), отчета о финансовом положении и отчета о финансовых результатах, отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе.

5. Соблюдение применимых нормативных актов в отношении отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности нестандартных, сложноструктурированных операций, а также операций, приводящих к эффекту, значимому для финансового результата кредитной организации

5.1. Выявление нестандартных, сложноструктурированных операций, а также операций, приводящих к эффекту, значимому для финансового результата кредитной организации. Для этого выполняются следующие процедуры:

5.1.1. анализ взаимоувязки показателей бухгалтерского баланса (включая внебалансовые статьи), отчета о финансовом положении и отчета о финансовых результатах, отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе;

5.1.2. проведение тренд-анализа, причем особое внимание должно быть уделено анализу нестандартных трендов.

5.2. Получение понимания экономической сути операции (наличие экономической целесообразности для всех сторон операции).

5.3. Анализ первичной документации.

5.4. Проведение интервью с руководством кредитной организации.

5.5. Проверка корректности отражения операции в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО.

6. Применение принципа непрерывности деятельности при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также наличие существенной неопределенности в связи с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности кредитной организации продолжать непрерывно свою деятельность

Особое внимание должно быть уделено процедурам, направленным на проверку правомерности применения принципа непрерывности деятельности, в случаях, когда, например: деятельность кредитной организации убыточна; в течение отчетного периода кредитной организацией нарушались обязательные нормативы; по результатам проверок кредитной организации регулирующими, надзорными, контролирующими органами были выявлены существенные замечания. В этих целях целесообразны следующие аудиторские процедуры:

6.1. изучение и анализ актов проверок Банка России, налоговых и иных регулирующих, надзорных, контролирующих органов, а также выпущенных по результатам проверок предписаний и предпринятым кредитной организацией мерам в ответ на полученные предписания;

6.2. изучение и анализ актов проверок службы внутреннего аудита кредитной организации и предпринятые кредитной организацией меры в ответ на полученные замечания;

6.3. анализ позиции кредитной организации по ликвидности, в частности, наличию у кредитной организации запаса ликвидности (путем проведения интервью с лицами, ответственными за управление риском ликвидности в кредитной организации, анализа договоров открытых кредитных линий и т.п).

1 - Настоящие Методические рекомендации подготовлены по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности (в том числе практики осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских
2 - организаций), не является нормативным правовым актом.
Здесь и далее бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, и консолидированная финансовая отчетность, составленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).