Ориентиры разумного мышления, обеспечивающие развитие познания, его движение к истине, дает диалектическая логика. Диалектическая логика - это диалектика в действии, в ее применении к мышлению, познанию, практике. Диалектическая логика изучает способы мышления, обеспечивающие совпадение содержания знания с объектом, т.е. достижение объективной истины.

Истоки диалектической логики восходят к интеллектуальным поискам великих мыслителей древности: Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля, Лао-Цзы и др. Крупнейшим систематизатором и, по сути, основателем диалектической логики является Г. Гегель (1770-1831). Однако уникальный вариант диалектической логики, разработанный Гегелем в фундаментальном труде «Наука логики» и ряде других работ, к сожалению, отличается «темной глубиной» и недосягаем для большинства даже профессиональных философов. Колоссальную работу по прояснению рационального смысла диалектики и диалектической логики, раскрытию их методологического потенциала проделали последователи Гегеля - К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Однако даже этим мыслителям, оказавшимся в «поле тяготения» грандиозной гегелевской системы, не удалось до конца преодолеть ее «темную глубину».

Заслуга глубинного переосмысления и переработки диалектической логики Гегеля, ее развития и изложения в современных, ясных, конструктивных формах принадлежит российскому мыслителю и революционеру, основателю первого в мире социалистического государства В.И. Ленину (1870-1924).

К основным принципам диалектической логики относятся:

  • 1. Всесторонность рассмотрения объекта.
  • 2. Исторический подход к объекту, рассмотрение его в развитии.
  • 3. Выделение главного (решающего) звена, определяющего характер объекта.
  • 4. Выявление сущностных оснований объекта через раскрытие его коренных противоречий.
  • 5. Конкретность истины.
  • 6. Достижение развитой целостности объекта на основе диалектического синтеза.
  • 1. Всесторонность рассмотрения объекта. «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок…». Смысл данной формулы заключается в том, что без всестороннего учета существенных аспектов объекта и его связей с другими объектами, невозможно составить объективное, истинное представление о данном объекте, нельзя научно объяснить его состояние, способы действий и тенденции развития. Например, при решении проблем технического перевооружения производства, приобретении нового оборудования, важно всесторонне оценить возможные варианты требуемой техники (технологии). При этом следует учесть не только собственно технические характеристики данного оборудования (производительность, надежность, качество продукции), но и экономические (стоимость, срок окупаемости, соотношение эффект / затраты и др.).
  • 2. Исторический подход к объекту. Принцип историзма предполагает рассмотрение объекта «…в его развитии, «самодвижении»…изменении…». «… Самое важное, чтобы подойти к … вопросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».

Необходимость исторического подхода к объекту обусловлена тем, что причины, корни многих явлений, структур, процессов настоящего коренятся в прошлом. Поэтому без знания истории объекта невозможно с достаточной глубиной и полнотой объяснить его нынешнее состояние, способы действий и тенденции развития.

  • 3. Выделение главного (решающего) звена в сложном явлении . «Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь». Принцип выделения решающего звена вытекает из закономерной для сложных объектов неравноценности их элементов и связей, различной степени их влияния на конечный результат. Решающие звенья - это те пункты объекта, где первоочередное приложение усилий может дать наибольший эффект. Роль этого принципа тем значительнее, чем сложнее, эстремальнее решаемая проблема и чем более остро ощущается дефицит ресурсов.
  • 4. Выявление сущностной основы объекта через вскрытие и анализ его коренных противоречий. «В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов». Идея прорыва к глубинным основаниям и связям объекта через вскрытие его коренных противоречий основана на том, что именно эти противоречия втягивают в орбиту своего напряженного взаимодействия все стороны, связи, процессы объекта, определяют его состояние и тенденции развития. Поэтому их вскрытие и анализ создают своеобразное исследовательское «окно» в глубинный мир объекта, позволяют понять его сущностную основу и специфику.
  • 5. Конкретность истины. «Диалектическая логика учит, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна…». Конкретность истины означает, что глубина и точность познания возможны лишь при соединении абстрактного с конкретным, теории с практикой, при применении теоретических выводов с учетом конкретной специфики предмета. Согласно этому принципу знание может считаться истинным только в том случае, если оно учитывает конкретные условия существования объекта.
  • 6. Достижение развитой целостности объекта на основе диалектического синтеза. Механизм диалектического синтеза описывается логической формулой: «тезис

Актуальность данной формулы связана с тем что она позволяет преодолевать «завалы» окостеневших односторонностей, в которых нередко застревают наука и практика, находить выходы из конфронтационных тупиков теоретической мысли, прогнозировать контуры качественно новых, более развитых и целостных форм будущего. В любой сфере человеческой деятельности приходится сталкиваться с непродуктивным противостоянием односторонних подходов, упорно настаивающих на своей истинности, самоценности и при этом отвергающих ценности противоположной стороны. Бескомпромиссная борьба противостоящих друг другу крайностей заводит развитие объекта в тупик, блокирует движение вперед к новым формам и смыслам.

Примерами односторонних крайностей, ограниченных утверждением своей мнимой «самодостаточности» и отрицанием ценностей противоположной стороны, являются антитезы: «материализм - идеализм», «либерализм - коммунизм», «капитализм - социализм», «рынок - плановый механизм» и др. Подобные бастионы застойного противостояния, порожденные бесплодной конфронтацией окостеневших, взаимоотрицающих подходов, распространены во всех сферах науки и практики и являются сильнейшим тормозом развития.

Формула диалектического синтеза указывает способ разблокирования застойных тупиков путем взаимоограничивающего синтеза противостоящих друг другу крайностей. Диалектический характер синтеза означает, что он происходит не по формуле эклектического смешения сторон, а с использованием потенциала их противостояния для переработки данных сторон в качественно новую, более развитую целостность. В диалектическом синтезе потенциал противостояния сторон подчинен достижению их адекватного взаимоограничения, отсечению непродуктивных крайностей, соединению жизнеспособных частей данных противоположностей в новую целостность.

За последние годы вышло несколько монографий по вопросам диалектики и логики «Капитала» Маркса. Это свидетельствует о том, что советские философы следуют указаниям Ленина, который придавал огромное значение изучению логического содержания великого произведения научного коммунизма.

В отличие от уже вышедших работ рецензируемый труд посвящен исследованию логической структуры «Капитала», проблеме логических категорий и их роли в познании (на примере анализа товара и денег). Прослеживая ход Марксова анализа экономических категорий и их переходов друг в друга, автор стремится вскрыть логическую основу, «логическую ткань» этого анализа, выявить место и роль различных логических категорий. И нужно отметить, что автору удается четко выделить логическое содержание «Капитала». Руководящей идеей в разработке указанных проблем в рецензируемой работе служит указание В.И. Ленина о характере логики как науки, о том, что она совпадает с диалектикой и теорией познания.

Раскрыть глубину и силу марксистской диалектической логики - такова главная цель, поставленная автором. Л.А. Маньковcкий предпосылает своему исследованию изложение общефилософских и логических принципов, определяющих соединение логических категорий в систему. Под логическими категориями разумеются в монографии «универсальные понятия, в которых выражается разносторонность действительности, взятой в ее общем виде (пространство, время, качество, мера, форма, содержание, причина и т.д.), в открытии логической закономерной связи между которыми состоит одна из важнейших задач диалектической логики». Универсальные категории в «Капитале» органически связаны с категориями конкретной науки, политической экономии. Эта связь проявляется, с одной стороны, в том, что каждая экономическая категория анализируется посредством ряда логических категорий; с другой стороны, в связях экономических категорий также обнаруживается взаимопереход логических категорий, определенный логический каркас.

Понятие системы категорий предполагает определенную их упорядоченность, последовательность. Логический порядок системы экономических категорий определен Марксом на основе принципа историзма, совпадения логического и исторического. Логическое, то есть теоретически последовательная форма отражения исторического процесса в системе категорий, опирается на объективную историческую последовательность, но прослеживаемую в «чистом виде», то есть не на простое выведение настоящего из прошлого, а на такое, которое отталкивается от самодвижения сложившейся системы в настоящем и позволяет понять ее генезис. «Начало», первая категория теории должна, следовательно, отражать такую всеобщую сторону, звено системы, которая является условием и предпосылкой существования всех других сторон целого, их генетической основой, «клеточкой», «зародышем». Такой стороной капиталистического производства является товар, товарный обмен. Зародыш выступает как возможность развертывания всей системы, ее абстрактное основание.

Диалектическая логика

наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Эти законы отражаются в виде общих понятий - категорий (См. Категории). Поэтому Д. л. можно определить и как науку о диалектических категориях. Представляя собой систему диалектических категорий, она исследует их взаимную связь, последовательность и переходы одной категории в другую. В системе марксистско-ленинской философии Д. л. совпадает с диалектикой (См. Диалектика) и теорией познания, с диалектическим материализмом. В этом смысле Д. л. «... есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития “всех материальных, природных и духовных вещей”, т. е. ... итог, сумма, вывод истории познания мира» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 84). Присущее Д. л. рассмотрение всех предметов и явлений в их взаимозависимости, всесторонних связях и опосредствованиях, в их развитии, истории характеризует и подход Д. л. к исследованию человеческого мышления и его категорий. Д. л. является результатом обобщения всей истории человеческого познания.

Д. л. исходит из материалистического решения основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии), рассматривая мышление как отражение объективной реальности. Этому пониманию противостояли и противостоят идеалистические концепции Д. л., исходящие из представления о мышлении как о самостоятельной сфере, не зависящей от объективного мира.

Задача Д. л. заключается в том, чтобы, опираясь на обобщение истории философии, истории всех отдельных наук, истории умственного развития ребёнка, истории умственного развития животных, истории языка, психологии, физиологии органов чувств, технического и художественного творчества, исследовать логические формы и законы научного познания, способы построения и закономерности развития научной теории, выявить способы соотношения знания с его объектом и т.д. Важной задачей Д. л. является анализ исторически сложившихся методов научного познания и выявление эвристических возможностей того или иного метода, границы его применения и возможности познания новых методов.

Д. л. существенно отличается от логики (См. Логика) формальной, логики математической, которые, пользуясь методом формализации, исследуют формы мышления в отвлечении от его содержания и исторического развития познания в его противоречиях. Д. л. как логика анализирует диалектические противоречия вещей и мыслей в процессе развития познания, выступая в роли научного метода познания как бытия, так и самого мышления. См. в ст. Диалектический материализм .

Лит.: Ленин В. И., философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Библер В. С., О системе категорий диалектической логики, Сталинабад, 1958; Розенталь М. М., Принципы диалектической логики, М., 1960; Копнин П. В., Диалектика как логика, К., 1961; Батищев Г. С., Противоречие как категория диалектической логики, М., 1963; Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектической логики, А.-А., 1968; см. также лит. к ст. Диалектика , Диалектический материализм .

А. Г. Новиков.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Диалектическая логика" в других словарях:

    Диалектическая логика философский раздел марксизма. В широком смысле понималась как систематически развёрнутое изложение диалектики мышления: диалектики как логики изложение науки о научно теоретическом мышлении, которая тем самым является… … Википедия

    - (от греч. dialegomai веду беседу) филос. теория, пытавшаяся выявить, систематизировать и обосновать в качестве универсальных основные особенности мышления коллективистического общества (средневекового феодального общества, коммунистического… … Философская энциклопедия

    См. ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Диалектическая логика - «ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА» произведе ние Э.В. Ильенкова (М., 1974). В книге обсуждаются, в основном, те же проблемы и защищаются те же идеи, что и в опубликованной за 14 лет до этого «Диалектике абстрактного и конкретного в Капитале Маркса» … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Название философской теории, пытавшейся выявить, систематизировать и обосновать в качествеуниверсальных основные особенности мышления коллективистического общества (средневекового феодального общества, тоталитарного общества и др.). Основной… … Словарь терминов логики

    ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - наука о мышлении, способном отразить в познании диалектику природы и общества; изучает мышление в его развитии, противоречиях и единстве формы и содержания … Профессиональное образование. Словарь

    ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - (dialectic logic) см. Диалектика … Большой толковый социологический словарь

    ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ (ЛОГИКА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ) - англ. logic, dialectical (materialist); нем. Logik, dialektische (mate rialistische). Наука, изучающая формы, содержание, закономерности истор. развития мышления, его взаимосвязи с объективной реальностью и с практической деятельностью человека … Толковый словарь по социологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мышление (значения). Мышление в диалектической логике понимается как идеальный компонент (деятельность в плане представления, изменяющая идеальный образ предмета) реальной деятельности… … Википедия

    См. в ст. Диалектика. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ … Философская энциклопедия

Книги

  • Диалектическая логика. Очерки истории и теории , Э. В. Ильенков. В книге известного отечественного философа Э. В. Ильенкова рассматриваются важнейшие, в том числе и дискуссионные, вопросы теории материалистической диалектики, диалектической логики, истории…

наука об общих законах и формах движения мышления, категорий.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА — наука об общих законах и формах движения мышления, о путях познания мыслью объективной реальности, наука, исследующая взаимосвязь философских категорий. Д. л. возникла вместе с диалектикой, она сформировалась в результате длительного развития научной мысли. Наибольший вклад в развитие Д. л. до Маркса сделал Гегель. Он первый стал рассматривать логические формы (понятия и другие формы мышления) не в застывшем виде, а во взаимосвязи, в движеиии и развитии. Он впервые показал, что эти формы не пустые оболочки, в которых может фиксироваться любое содержание, а что в них выражаются существенные связи и отношения самих вещей. Однако причину этой содержательности мышления Гегель видел в том, что мышление — творец мира, поэтому оно заключает в себе все свойства, все качества конкретных предметов, которые порождает. Созданная Гегелем Д. л. носила, следовательно, идеалистический характер; он мог лишь угадать некоторые законы диалектики мышления. Подлинной наукой Д. л. стала в марксизме. Она опирается на материалистическое решение основного вопроса философии, рассматривает мышление как отражение объективной реальности, а логические формы — как отраженные в человеческой голове отношения вещей, с которыми человек неоднократно сталкивается в своей практической деятельности. Опираясь на законы диалектики, па всеобщие законы развития объективного мира, человек все глубже проникает в предметы и явления, познает их. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей…» (Энгельс). Законы диалектики выступают, следовательно, одновременно и как законы Д. л. В марксистской философии Д. л. не существует отдельно от диалектики — от науки о наиболее общих законах всякого развития. Главный вопрос Д. л.— вопрос об истине и путях ее достижения. Она раскрывает те основные требования, которым должно следовать мышление при изучении любого предмета. Это требования объективного рассмотрения предметов, изучения их со всеми свойствами, связями и отношениями, в движении, развитии. Д. л. подчеркивает определяющую роль практической деятельности людей в познании ими материальных предметов, т. к. только практика позволяет выделить эти предметы из бесконечного потока явлений действительности, выявить их наиболее значимые для человека свойства, установить, насколько правильно они отражены в мышлении. «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования»… Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении»… в -З-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»…» (Ленин). Важный принцип Д. л.— познание предметов, явлении как единства противоположностей, без чего нельзя представить их в самодвижении, развитии, проникнуть в их сущность. Д. л. является логикой противоречий, она дает метод отражения в мышлении объективно существующих противоречий вещей. Д. л. раскрывает противоречивый характер и самого мышления — органическое единство в нем противоположных сторон, способов познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрактного и конкретного, исторического и логического методов исследования (Историческое и логическое). Наука постигает объективную истину, фиксирует результаты познания в формах мышления (понятии, суоюдении, умозаключении). Исследование этих форм всегда было задачей логики. Д. л. рассматривает эти формы не как неизменные, изолированные друг от друга, а как находящиеся в тесной взаимосвязи, в движении. Формы мышления всегда содержательны, они меняются в зависимости от своего содержания по мере углубления сознания человека в предметы и явления внешнего мира, выявления все новых их свойств и отношений. Так, движению познания от свойств, относящихся лишь к отдельным предметам, к свойствам, присущим все большему количеству предметов и, наконец, всем предметам данной группы или вообще всем предметам, соответствует и развитие видов суждения (от единичности через особенность к всеобщности). Гибкость, изменчивость форм мышления отражает подвижность, многосторонность явлений материального мира. Д. л. не снимает необходимости в формальной логике, которая изучает логическое строение форм мышления, отвлекаясь от выраженного в них конкретного содержания. Результаты формальной логики, как и других областей знания, используются Д. л. в установлении всеобщих законов движения мышления к истине.

ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ

ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ЛО́ГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ

наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Эти законы отражаются в виде особых понятий – логич. категорий. Поэтому Л. д. можно определить и как науку о диалектич. категориях. Представляя собой систему диалектич. категорий, она исследует их взаимную , последовательность и переходы одной в другую.

Предмет и задачи Л. д. Логика диалектическая исходит из материалистич. решения основного вопроса философии, рассматривая как отражение объективной реальности. Этому пониманию противостояли и противостоят идеалистич. концепции Л. д., исходящие из представления о мышлении как о самостоятельной сфере, независящей от окружающего человека мира. Борьба между этими двумя взаимно исключающими интерпретациями мышления и характеризует всю историю философии и логики.

Особую роль по отношению к Л. д. играет как наука. Последняя, по сути дела, есть та же Л. д. с тем отличием, что в Л. д. мы имеем последовательное абстрактных логич. понятий, а в истории философии – последовательное развитие тех же понятий, но только в конкретной форме сменявших друг друга филос. систем. История философии подсказывает Л. д.

последовательность развития ее категорий. Последовательность развития логич. категорий в составе Л. д. диктуется прежде всего объективной последовательностью развития теоретич. знаний, к-рые, в свою очередь, отражают объективную последовательность развития реальных исторических процессов, очищенных от нарушающих их случайностей и не имеющих существ, значения зигзагов (см. Логическое и историческое). Л. д. представляет собой цельную, но отнюдь не законченную систему: она развивается и обогащается вместе с развитием явлений объективного мира и вместе с прогрессом человеч. знания.

И с т о р и я Л. д. Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение. Уже первобытное мышление было проникнуто сознанием развития, диалектикой.

Древневосточная, а также антич. создали непреходящие образцы диалектич. теорий. Антич. , основанная на живом чувств. восприятии материального космоса, уже начиная с первых представителей греч. философии твердо формулировала всю как становящуюся, как совмещающую в себе противоположности, как вечно подвижную и самостоятельную. Решительно все философы ранней греч. классики учили о всеобщем и вечном движении, в то же самое представляя себе в виде завершенного и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная диалектика движения и покоя. Философы ранней греч. классики учили, далее, о всеобщей изменчивости вещей в результате превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий . Это была универсальная диалектика тождества и различия. Далее, вся ранняя греч. учила о бытии как о чувственно воспринимаемой материи, усматривая в ней те или др. закономерности. Числа пифагорейцев, по крайней мере в раннюю эпоху, совершенно неотделимы от тел. Логос Гераклита есть мировой огонь, мерно вспыхивающий и мерно угасающий. Мышление у Диогена Аполлонийского есть воздух. Атомы у Левкиппа и Демокрита есть геометрич. тела, вечные и неразрушимые, не подверженные никаким изменениям, но из них составляется чувственно воспринимаемая . Вся ранняя греч. классика учила о тождестве, вечности и времени: все вечное протекает во времени, а все временное содержит в себе вечную основу, откуда и вечного круговорота вещества. Все создано богами; но сами боги есть не более, как материальных стихий, так что в конце концов космос никем и ничем не создавался, а возник собой и постоянно возникает в своем вечном существовании.

Итак, уже ранняя греч. классика (6–5 вв. до н.э.) продумала основные категории Л. д., хотя, находясь во власти стихийного материализма, она была далека от системы этих категорий и от выделения Л. д. в особую науку. Гераклит и др. греч. натурфилософы дали формулы вечного становления как единства противоположностей. Аристотель считал первым диалектиком элейца Зенона (А 1.9.10, Diels 9). Именно впервые резко противопоставили и множество, или мысленный и . На основе философии Гераклита и элеатов, в условиях нарастающего субъективизма, в Греции, естественно, возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, к-рые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеч. знания и доводили Л. д. до полного нигилизма, не исключая и морали. Впрочем, жизненные и житейские выводы из делал уже и Зенон (А 9. 13). В этом окружении Ксенофонт изображает своего Сократа, стремящимся давать учение о чистых понятиях, но без софистич. релятивизма, ища в них наиболее общие , разделяя их на роды и виды, обязательно делая отсюда моральные выводы и пользуясь методом собеседования: "Да и само "диалектика", – говорил он, – произошло оттого, что люди, совещаясь в собраниях, разделяют предметы по родам..." (Memor. IV 5, 12).

Ни в каком случае нельзя снижать роль софистов и Сократа в истории Л. д. Именно они, отойдя от слишком онтологич. Л. д. ранней классики, привели в бурное человеч. с ее вечными противоречиями, с ее неустанным исканием истины в атмосфере ожесточенных споров и погоней за все более и более тонкими и точными мыслительными категориями. Этот эристики (споров) и вопросо-ответной, разговорной теории диалектики отныне стал пронизывать всю антич. философию и всю свойственную ей Л. д. Этот дух чувствуется в напряженно-мыслительной ткани платоновских диалогов, в различениях у Аристотеля, в словесно-формалистич. логике стоиков и даже у неоплатоников, к-рые при всей своей мистич. настроенности бесконечно погружались в эристику, в диалектику тончайших категорий, в интерпретацию старой и простой мифологии, в изощренную систематику всех логич. категорий. Без софистов и Сократа немыслима античная Л. д. и даже там, где она не имеет ничего общего с ними по своему содержанию. Грек – всегдашний говорун, спорщик, словесный эквилибрист. Такова же и его Л. д., возникшая на основах софистики и сократовского метода диалектического разговора. Продолжая мысль своего учителя и трактуя понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон под диалектикой понимал не только разделение понятий на четко обособленные роды (Soph. 253 D. сл.) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов (Crat. 390 С), но и " относительно сущего и истинного сущего" (Phileb. 58 А). Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведéния противоречащих частностей в цельное и (R. Р. VII 537 С). Замечательные образцы этого рода античной идеалистической Л. д. содержатся в диалогах Платона "Софист" и "Парменид".

В "Софисте" (254 В–260 А) дается как раз диалектика пяти основных диалектич. категорий – движения, покоя, различия, тождества и бытия, в результате чего трактуется здесь у Платона в качестве активно самопротиворечащей координированной раздельности. Всякая оказывается тождественной сама с собой и со всем другим, различной сама с собой и со всем другим, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего другого. В "Пармениде" Платона эта Л. д. доведена до крайней степени подробности, тонкости и систематики. Здесь сначала дается диалектика единого, как абсолютной и неразличимой единичности, а затем и диалектика едино-раздельного целого, как в отношении его самого, так и в отношении всего иного, к-рое от него зависит (Раrm. 137 С – 166 С). Рассуждения Платона о разных категориях Л. д. рассыпаны по всем его произведениям, из чего можно указать хотя бы на диалектику чистого становления (Tim. 47 Ε – 53 С) или диалектику космич. единства, стоящего выше единства отдельных вещей и их суммы, а также выше самого противопоставления субъекта и объекта (R. Р. VI, 505 А – 511 А). Недаром Диоген Лаэртский (III, 56) считал изобретателем диалектики именно Платона.

Аристотель, поместивший платоновские идеи в пределах самой материи и тем самым превративший их в формы вещей и, кроме того, присоединивший сюда учение о потенции и энергии (как равно и др. аналогичных учений), поднял Л. д. на высшую , хотя всю эту область философии он называет не Л. д., но "первой философией". Термин "логика" он сохраняет за формальной логикой, а под "диалектикой" он понимает учение о вероятных суждениях и умозаключениях или о видимости (Anal. prior. 11, 24а 22 и др. места).

Значение Аристотеля в истории Л. д. огромно. Его учение о четырех причинах – материальной, формальной (вернее, смысловой, эйдетической), движущей и целевой – трактовано так, что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. С совр. т. зр. это, несомненно, есть учение о единстве противоположностей, как бы сам Аристотель ни выдвигал на первый план (вернее сказать, ) как в бытии, так и в познании. Учение Аристотеля о перводвигателе, к-рый мыслит сам же себя, т.е. является сам для себя и субъектом и объектом, есть не что , как фрагмент все той же Л. д. Правда, знаменитые 10 категории Аристотеля рассматриваются у него раздельно и вполне описательно. Но в его "первой философии" все эти категории трактованы достаточно диалектично. Наконец, не нужно низко ставить то, что он сам называет диалектикой, а именно систему умозаключений в области вероятных допущений. Тут уж во всяком случае Аристотель дает диалектику становления, поскольку сама только и возможна в области становления. Ленин говорит: "Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля, а из нее, из логики Аристотеля (который всюду, на каждом шагу, ставит и м е н н о о д и а л е к т и к е) сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов" (Соч., т. 38, с. 366).

У стоиков "только мудрый – диалектик" (SVF II фр. 124; III фр. 717 Arnim.), а диалектику они определяли как "науку правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах" и как "науку об истинном, ложном и нейтральном" (II фр. 48). Судя по тому, что у стоиков логика делилась на диалектику и риторику (там же, ср. I фр. 75; II фр. 294), Л. д. у стоиков совсем не было онтологическим. В этому эпикурейцы понимали Л. д. как "канонику", т.е. онтологически и материалистически (Diog. L. X 30).

Из домарксистской философии 19 в. огромным шагом вперед явилась русских революц. демократов – Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова, к-рым их революц. теория и не только дала возможность перейти от идеализма к материализму, но и привела их к диалектике становления, помогшей им создавать самые передовые концепции в разных областях истории культуры. Ленин пишет, что диалектика Гегеля явилась для Герцена "алгеброй революции" (см. Соч., т. 18, с. 10). Насколько Герцен глубоко понимал Л. д., напр. в отношении физич. мира, видно из следующих его слов: "Жизнь природы – беспрерывное развитие, развитие отвлеченного простого, не полного, стихийного в Полное, сложное, развитие зародыша расчленением всего заключающегося в его понятии, и всегдашнее домогательство вести это развитие до возможно полного соответствия формы содержанию – это диалектика физического мира" (Собр. соч., т. 3, 1954, с. 127). Глубокие суждения о Л. д. высказывал и Чернышевский (см., напр., Полн. собр. соч., т. 5, 1950, с. 391; т. 3, 1947, с. 207–09; т. 2, 1949, с. 165; т. 4, 1948, с. 70). По условиям времени революц. демократы могли только подойти к материалистич. диалектике.

Л. д. в буржуазной философии 2 - й п о л. 1 9 – 2 0 в в. Буржуазная философия отказывается от тех достижений в области диалектич. логики, к-рые имелись в прежней философии. Л. д. Гегеля отвергается как " ", "логическая ошибка" и даже "болезненное извращение духа" (Р. Гайм, Гегель и его время – R. Haym, Hegel und seine Zeit 1857; А. Тренделенбург, Логические исследования – A. Trendelenburg, Logische Untersuchungen, 1840; Э. Гартман, О диалектическом методе –Е. Hartmann, Über die dialektische Methode, 1868). Попытки правых гегельянцев (Михелет, Розенкранц) защитить Л. д. оказались безуспешными, как в силу догматического к ней отношения, так и в силу метафизич. ограниченности их собственных воззрений. С др. стороны, развитие математич. логики и ее огромные успехи в обосновании математики приводят к ее абсолютизации как единственно возможной научной логики.

Сохраняющиеся в совр. бурж. философии элементы Л. д. связаны прежде всего с критикой ограниченности формальнологич. понимания процесса познания и воспроизведением учения Гегеля о "конкретности понятия". В неокантианстве на место абстрактного понятия, построенного на основе закона обратного соотношения объема и содержания понятия и потому ведущего к все более пустым абстракциям, ставится "конкретное понятие", понимаемое по аналогии с математич. функцией, т.е. общим законом, к-рый охватывает все отд. случаи посредством применения переменной, принимающей любые последовательные значения. Восприняв эту мысль из логики М. Дробиша (Новое изложение логики... – М. Drobisch, Neue Darstellung der Logik..., 1836), марбургской школы (Коген , Кассирер, Наторп) вообще подменяет логику "абстрактных понятий" "логикой математич. понятия о функции". Это приводит, при непонимании того факта, что есть способ воспроизведения действительности разумом, а не сама она, к отрицанию понятия субстанции и "физич. идеализму". Однако в неокантианской логике сохраняется и ряд моментов идеалистич. Л. д. – понимание познания как процесса "создания" объекта (объект как "бесконечное задание"); принцип "первоначала" (Ursprung), состоящий в "сохранении объединения в обособлении и обособления в объединении"; "гетерология синтеза", т.е. подчинение его не формальному закону "Α-A", но содержательному "А-В" (см. Г. Коген, Логика чистого познания – Н. Cohen, Logik der reinen Erkenntnis, 1902; П. Наторп, Логические основы точных наук – Р. Natorp, Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften, 1910).

Существенными принципами Л. д. является всеобщей связи и взаимозави-симости явлений, а также их развития, осуществляющегося через . Отсюда характерные для Л. д. принцип, требующий учета всех (могущих быть выделяемыми на данной ступени познания) сторон и связей изучаемого предмета с др. предметами; принцип, требующий рассмотрения предметов в развитии. Развитие имеет место только там, где каждый его момент является наступлением все нового и нового. Но если в этих наступающих новых моментах не будет присутствовать то самое, что становится новым, и нельзя будет его узнавать во всех этих новых моментах, то окажется неизвестным то, что развивается, и, следовательно, рассыплется и само развитие. Исключение различия моментов становления приводит к гибели самое становление, поскольку становится только то, что переходит от одного к другому. Но полное исключение тождества различных моментов становления тоже аннулирует это последнее, подменяя его дискретным множеством неподвижных и ничем не связанных между собой точек. Т.о., как различие, так и тождество отдельных моментов становления необходимы для всякого становления, без к-рого оно делается невозможным. Взятое в определ. пределах и в конкретном содержании развитие есть история, Л. д. есть прежде всего логика развития, логика историческая. О диалектике у Ленина говорится, что она есть "...учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи" (Соч., т. 19, с. 4). Историзм есть сущность диалектики, а диалектика в основе своей обязательно есть историч. процесс.

Противоречие есть движущая сила становления, "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его... есть с у т ь (одна из "сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики" (там же, т. 38, с. 357). Развитие есть осуществление противоречия и противоположностей, к-рое предполагает не просто тождество и различие абстрактных моментов становления, но и их взаимоисключение, их объединение в этом взаимоисключении. Т.о., реальное становление не есть просто тождество и различие противоположностей, но их единство и борьба Л. д. изучает развитие категорий, отражающих действительность, к-рая "сама себя движет" и вне к-рой нет не только никакого двигателя, но и вообще ничего нет. Отражающие ее категории обладают относительной самостоятельностью и внутренней логикой движения. "Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений до существенного различия, до п р о т и в о п о л о ж н о с т и. Лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия становятся подвижными (regsam) и живыми по отношению одного к другому, – ...приобретают ту негативность, которая является в н у т р е н н е й пульсацией самодвижения и жизненности" (там же, с. 132). "Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей ( на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними). При первой концепции движения остается в тени самодвижение, его д в и г а т е л ь н а я сила, его источник, его (или сей источник переносится в о в н е – бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника "само"-движения. Первая концепция мертва, бедна, суха. Вторая – жизненна. Τолько вторая дает ключ к "самодвижению" всего сущего, только она дает ключ к "скачкам", к "перерыву постепенности", к "превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового" (там же, с. 358). "Движение и " с а м о д в и ж е н и е" [это ΝΒ! самопроизвольное (самостоятельное), спонтанейное, в н у т р е н н е -н е о б х о д и м о е движение ], "изменение", "движение и жизненность", "принцип всякого самодвижения", " " (Trieb) к "движению" и к "деятельности" – противоположность, "мертвому бытию" – кто поверит, что это-суть "гегелевщины", абстрактной и abstrusen (тяжелой, нелепой?) гегельянщины?? Эту суть надо было открыть, понять, hinüberretten, вылущить, очистить, что и сделали Маркс и Энгельс" (там же, с. 130).

Замечательной характеристикой Л. д. являются следующие рассуждения Ленина: "Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений, "опосредствовании" со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь , как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан ли он из стекла, является ли его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное.

Далее. Если мне нужен стакан сейчас, как инструмент для питья, то мне совершенно не важно знать, вполне ли цилиндрическая его форма и действительно ли он сделан из стекла, но зато важно, чтобы в дне не было трещины, чтобы нельзя было поранить себе губы, употребляя этот стакан, и т.п. Если же мне нужен стакан не для питья, а для такого употребления, для которого годен всякий стеклянный цилиндр, тогда для меня годится и стакан с трещиной в дне или даже вовсе без дна и т.д.

Логика формальная, которой ограничиваются в школах (и должны ограничиваться – с поправками – для низших классов школы), берет формальные определения, руководствуясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим. Если при этом берутся два или более различных определения и соединяются вместе совершенно случайно (и стеклянный цилиндр и инструмент для питья), то мы получаем эклектическое определение, указывающее на разные стороны предмета и только.

Логика диалектическая требует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это, во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет, в его развитии, "самодвижении" (как говорит иногда Гегель), изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизмененным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, с в я з ь его с окружающим миром. В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета и как и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что "абстрактной истины нет, всегда конкретна", как любил говорить вслед за Гегелем, покойный Плеханов... Я, разумеется, не исчерпал понятия диалектической логики. Но пока довольно и этого" (Соч., т. 32, с. 71–73).


ЛОГИКА

Конспект лекций

Нижний Новгород

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Беляева М.И.

Логика

Конспект лекций

Нижний Новгород

Беляева М.И. Логика. Конспект лекций – Нижний Новгород: НФ МГЭИ, 2015 – 90 с.

Конспект лекций подготовлен в соответствии с требованиями Учебной программы и предназначен для студентов очного и заочного отделений Нижегородского филиала МГЭИ, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Логика». В конспекте лекций излагаются основные понятия и определения формальной логики, рассматриваются основные законы логики, приводится большое количество конкретных примеров, призванных помочь учащимся усвоить практические приемы логического мышления.

1. Тема 1: Объект и предмет логики………………………………………5 стр

2. Тема 2: Понятие…………………………………………………………..13

3. Тема 3: Суждение………………………………………………………...29

4. Тема 4: Дедуктивное умозаключение…………………………………41

5. Тема 5: Индуктивное умозаключение…………………………………63

6. Тема 6: Умозаключение по аналогии………………………………….69

7. Тема 7: Основные формально-логические законы…………………72

8. Тема 8: Гипотеза………………………………………………………….77

9. Тема 9:Доказательство…………………………………………………83

Тема 1: Объект и предмет логики

Вопросы:

1. Возникновение логики (классическая и диалектическая)

2. Значение логики

3. Предмет формальной логики

I. Возникновение логики (классическая и диалектическая)

Основными причинами возникновения логики являются: первая - зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего астрономии и математики в VI в. до н.э. в Древней Греции. С развитием древнегреческих городов – полисов, а вместе с этим и производственной деятельности людей наступил момент совершенствования и развития интеллектуальных способностей человека, таких как абстрагирование и умозаключение.

Математика делала свои выводы путем умозаключений на теоретическом уровне мышления. Это направило вектор исследования на само мышление и его простейшие формы.

Мы будем изучать формальную логику, основанную на простейших формах человеческого мышления таких, как понятие, суждение, умозаключение и доказательство. Каждый человек сталкивался в своей обыденной жизни с «формальным» подходом к делу некоторых чиновников или работников. Это вызывало у нас негативную оценку. Но в развитии теоретической мысли в истории философии сложилось иное отношение к этому слову. Например, известно, что ни Аристотель, ни Кант и тем более Гегель не использовали слово «формальный» в уважительной степени. Более того, Гегель разовьёт мысль Аристотеля и создаст диалектическую логику, отличную от формальной, наполненную достаточно ярким содержанием.

Для нас важен в изучение формальной логики подход, который вкладывали в это слово Аристотель и Кант.

Вторая причина как говорят исследователи, даже более важная – это развитие ораторского искусства (в том числе судебного). Величайший мыслитель, оратор того времени М. Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) обладал божественным даром красноречия и мог уговорить любого врага и направить наказание на виновного в преступлении, а невиновного защитить и спасти от суда. Как писали очевидцы, он был способен поднять нерешительный народ на подвиг и успокоить любые людские смуты.

Логика возникла на желании раскрыть «тайну» нашего мышления, которое через речь и слово, способно повлиять на слушателя и изменить ход событий.

Заглядывая в историю развития формальной логики мы встретимся с именами древнегреческих мыслителей Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Именно им принадлежит «первое слово» в этом сложном вопросе. Основателем логики принято считать древнегреческого мыслителя - философа и учёного –Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Хотя, как утверждают историки достаточно полное изложение логических проблем было сделано ещё Демокритом (460-370 гг. до н.э). К сожалению его работы, не дошли до наших дней. Аристотель использовал его мысли и создал свою систему логики, которая получила название «Органон» – орудие (знание). Но сам автор назвал своё учение «Аналитикой».

Термин «логика» - logos, как мысль, слово, впервые вводится в научный оборот стоиками. Его автором считается Зенон из Китона на острове Кипр.

Как отмечалось выше значительное влияние на развитие логики во все времена было связано с развитием ораторского искусства. Аристотелем был написан логический трактат «Топика», который он адресовал участникам спора. В нем Аристотель изложил эффективные приемы ведения дискуссии. Здесь необходимо отметить и первый русский фундаментальный труд по логике, написанный М.В. Ломоносовым (1711 – 1765) под названием «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.).

В последствие Аристотель рассматривает логику как средство воздействия оратора на людей и как знание, дающее возможность достичь истину.

В то время достаточно активно набирало силу философская и риторическая школа – софистика (V в. до н.э.), которая определялась как «мнимая мудрость» и преднамеренно использовалась ораторами в спорах для достижения собственных интересов. Для этого использовались различные словесные ухищрения и аргументы, которые представляли собой формальные правила, выдаваемые за истину. Одним из известных софистов был Протагор.

Например, известный софизм «Рогатый ».

«Все, что вы не потеряли, вы имеете» ? На этот вопрос вы бы ответили, да. «Вы теряли рога?» Здесь вы бы ответили «нет», иначе получится, что они у вас были, пока вы их не потеряли. Но поскольку вы признали, что «Все, что вы не потеряли, вы имеете», то вы их имеете. Или кратко:

«То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов. Следовательно, ты имеешь рога» .

Софизм - это неправильное рассуждение , которое предназначено вводить в заблуждение слушателя. Формально рассуждение правильно, а по существу это софизм.

Софисты утверждали, что никакой объективной истины нет, что на любой вопрос можно ответить двояко: и «да», и «нет». Отсутствие правильного ответа стирало объективное знание, как таковое.

Сначала Демокрит, а затем Аристотель заложили необходимые основы логики, как науки. В основе предмета исследования находились дедуктивные умозаключения и доказательства.

Дальнейший интерес к логике, в ракурсе развития человеческой мысли, не остывал. В средние века интерес к формальному мышлению был проявлен со стороны схоластики.

Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Основателем схоластики явился Фома Аквинский (1225 – 1274) . Схоластика строилась на двух уровнях получения знания: 1) сверхъестественным образом, данным в «откровении», которое содержится в священных текстах Библии; 2) через возможности человеческого разума, основываясь на трактатах Платона и Аристотеля.

В данном случае, постижение божественной истины достигалось дедуктивным методом, результатом которого являлась логически правильная интерпретация текста. Схоластика основывалась на умозаключениях от общего знания к частному.

В эпоху средневековья широко обсуждалась проблема общих понятий, так называемых «универсалий». Спор об «универсалиях» оказал заметное влияние на последующее развитие логики.

Следующий этап развития логики был связан с разработкой индуктивной логики. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) явился родоначальником индуктивной логики. В противовес аристотелевскому «Органону», Бэкон пишет «Новый Органон», где излагает основные положения индуктивных умозаключений. Как оказалось, его работа не отрицала аристотелевскую логику, а стала продолжением и обогатила её. Индуктивные приемы мышления были известны и раньше, ими пользовался ещё Сократ. Он говорил, что знание есть понятие об общем, а общее в частных случаях познается через их сравнение и, следовательно, необходимо от частного переходить к общему. С помощью индукции, как метода исследования законов природы Ф. Бэкон полагал, что сможет установить причину явлений.

Позже индуктивная логика будет систематизирована и развита английским философом и учёным Дж. Ст. Миллем (1806-1873 гг.) Цель его работы была направлена на выявление причинных связей явлений и разработке учения о методах исследования таких связей.

Научное познание нуждалось не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе познания. Эту задачу выполнил французский философ Рене Декарт (1596 – 1650).

Он подвергал критике схоластическую логику, призвав учёных освободиться от слепой веры в авторитеты и руководствоваться сомнением как приемом, помогающим достичь истину. Он разработал свой метод, состоящий из четырех принципов:1) принимать за истинное очевидное; 2) делить целое на части; 3) изучение начинать с простейшего; 4) не делать пропусков в рассуждении.

Позднее немецкий ученый Лейбниц (1646 – 1716) сформулировал закон достаточного основания, создал наиболее полную для того времени классификацию определений. Ему принадлежит принятая в современной логике формулировка закона тождества, идея о введении математической символики в логику. Именно он высказал идею создания логики, которая сейчас называется символической.

Символическая логика находит широкое применение в различных науках – кроме математики, в физике, биологии, кибернетике, экономике, лингвистике, информатике и др. Сегодня логика не только инструмент мышления, но и сама мысль этого загадочного процесса.

Диалектическая логика имеет древнее происхождение. Идеи диалектики мышления обнаруживаются в древневосточной и античной философии. Классические форма диалектической логике придали немецкие философы Кант, Фихте и в особенности Гегель. Гегель ввел в научный оборот сам термин «диалектическая логика». В работе «Наука логики», вышедшей в свет в 1812 - 1816 гг., он дал систематизированное изложение теории диалектики.

Рассматривая выше становление традиционной (аристотелевской) и символической логики, другой более важной составной частью является диалектическая логика.

Диалектическая логика, именно как логика, изучает мышление. Ее существенное отличие от логики формальной заключается в том, что формальная логика - это наука о законах выводного знания. В диалектической логике исследуются законы возникновения и развития мышления и познания. Диалектическую логику разрабатывали К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.