Дислексия является парциальным нарушением, связанных с проблемой в восприятии письменных знаков. Данное заболевание связано с недостаточным развитием определенных психических функций, которые принимают участие в данном процессе. Характерные признаки, свойственные для этой болезни, – проблемы с восприятием прочитанной информации, извращение состава предложения и чтение по слогам. Во время диагностического обследования пациента, врач обязан провести анализ уровня развития речевых и неречевых функций, а также чтения и письма. Лечение дислексии основывается на тренингах, которые направлены на развитие нарушенных процессов. Давайте разберем, что это за болезнь и как она проявляется.

Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения

Дислексия - это психическое заболевание, при котором больной испытывает трудности с овладением навыков чтения. Зачастую подобные проблемы связаны с недостаточной развитостью определенных мозговых отделов, которые отвечают за процесс чтения. По данным ВОЗ, данное заболевание довольно распространено и чаще всего проявляется у мальчиков . Распространенность этой патологии среди людей со среднестатистическим уровнем интеллекта составляет около пяти процентов. В случае с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, данный процент значительно увеличивается.

В логопедии подобные нарушения различаются по степени тяжести. Помимо дислексии (фрагментарное расстройство), существует алексия, при наличии которой, у больного полностью отсутствует возможность овладеть способностью чтения. Обе формы психического расстройства могут выступать в качестве самостоятельного заболевания, но довольно часто подобные проблемы проявляются в совокупности с диграфией (нарушение письменной речи).

Причины развития болезни

Большинство западных исследователей данного феномена придерживаются теории о том, что данная проблема имеет наследственные корни. Зачастую это заболевание регистрируется у людей, обладающих правополушарной формой мышления. По мнению специалистов, существует некая взаимосвязь данного психического расстройства и людей, у которых преобладающая рука является левой. Также исследователи говорят о том, что у большинства людей с данным заболеванием наблюдается наличие различных патологий, которые нарушают умственную активность. Подобные природные обстоятельства редко вызывают серьезные отклонения, и большинство изменений полностью обратимы.

Развитие элементарных нарушений в работе головного мозга может быть связано со следующими факторами:

  1. Тяжелые роды, сопровождающиеся преждевременной отслойкой плаценты, асфиксией и прочими трудностями.
  2. Врожденный порок сердца у эмбриона или наличие данного заболевания у матери.
  3. Помимо этого, токсическое поражение нервной системы может быть вызвано употреблением спиртных напитков и сильнодействующих медикаментозных средств во время беременности.

Также врачи не исключают возможность влияния инфекционных заболеваний на развитие некоторых отделов головного мозга младенца. К таким заболеваниям относятся ветрянка, герпетическая инфекция, корь и рубелла. Дисграфия и дислексия могут быть вызваны механическими черепно-мозговыми травмами, во время прохождения ребенка по родовым путям.

Задержка созревания определенных отделов коры головного мозга, что отвечают за развитие дислексии может быть связана с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, истощающими болезнями, а также инфекционными заболеваниями, свойственными для детей. Органическое поражение головного мозга, детский церебральный паралич, олигофрения и речевые нарушения также тесно связаны с рассматриваемой патологией.


Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма

Помимо этого, существует целый ряд социальных факторов, которые выступают в роли косвенных причин формирования дислексии. К таким факторам относятся дефицит общения, неблагоприятный окружающий климат, высокий темп обучения или раннее начало освоения грамоты. По словам специалистов, проблемы с формированием устных речевых навыков имеют тесную взаимосвязь с патологиями фонетико-фонематического развития.

Как развивается заболевания

Умение читать, с точки зрения психофизиологических процессов, является совокупностью взаимосвязанного труда зрительных, речеслуховых и речедвигательных сенсоров. Зрительные сенсоры отвечают за восприятие, осознание и различение разнообразных букв. После этого, буквы соотносятся с правильными звуками и сливаются в слоги. Далее слоги объединяются в слова, а слова в предложения. Цель данного процесса – понять и осознать прочитанное. Основываясь на этой точке зрения, можно сказать о том, что дислексия является нарушением этого процесса, который полностью изменяет последовательность включения различных механизмов.

Психология рассматривает дислексию как частичную задержку формирования определенных психических навыков, которые отвечают за восприятие письменной речи.

По мнению специалистов, данное заболевание связано с нарушениями зрительного гнозиса, фонетической восприимчивости и пространственного ориентирования. Помимо этого, дислексия затрагивает слухо-моторную координацию, эмоционально-волевую сферу и внимание.

Как классифицируется болезнь

Данное заболевание подразделяется на две категории: вербальную и литературную дислексию. Вербальная дислексия проявляется в виде нарушений навыков чтения, а литературная форма заболевания связана с проблемами усвоения отдельных букв. Разбирая вопросы о том, как проявляется дислексия, что это такое, виды и признаки, следует уделить особое внимание различным формам проявления этой болезни и характерным симптомам:

  1. Тактильная – результат нарушения тактильной формы восприятия у людей со слабым зрением.
  2. Мнестическая – является следствием дисфункции речевой памяти и характеризуется трудностями в сопоставлении звуков и букв.
  3. Оптическая – дисфункция, связанная с недоразвитостью зрительно-пространственных навыков.
  4. Аграмматическая – нарушения в развитии грамматического речевого строя, функциональных и морфологических обобщений.
  5. Фонематическая – проблемы с фонематическим восприятием, анализом и синтезом.
  6. Семантическая дислексия – это совокупность проблем со слоговым синтезом и словарным запасом. Данная патология характеризуется проблемами с восприятием синтаксической связи в различных предложениях.

Специалисты связывают фонематическую, сематическую и аграмматическую формы заболевания с нарушениями речевых функций. Остальные формы рассматриваемой патологии являются нарушениями психических функций.


Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу

Клиническая картина

Устная речь больных данным заболеванием сопровождается различными дефектами в произношении звуков. Помимо этого, у людей с подобным диагнозом часто наблюдается скудность словарного запаса и проблемы с пониманием различных слов. В речи больного часто отсутствуют развернутые предложения, а используемые слова могут быть почти не связаны друг с другом.

Симптомы дислексии у взрослых часто проявляются в виде смешивания или замены различных звуков, которые имеют схожие акустические признаки . Довольно часто люди с подобной проблемой читают по слогам и искажают звуко-слововую структуру произнесенных слов. Семантическая дислексия часто характеризуется при помощи термина «механическое чтение». Данная форма заболевания проявляется в виде нарушений, связанных осознанием прочитанных фраз. Аграмматическая дислексия характеризуется неправильным прочтением окончаний различных слов. Также данная патология выражается нарушением согласования разных частей речи.

Мнестическая форма патологии является нарушением ассоциации среди зрительных форм букв и соответствующих им акустических звуков. При наличии этой формы заболевания, больной испытывает сложности с запоминанием букв, что приводит к их смешиванию и замене во время чтения. Во время проведения обследования могут быть выявлена трудность воспроизведения слов, состоящих из нескольких последовательных согласных. Для оптической формы заболевания свойственные такие симптомы, как смешивание и замена букв, имеющее схожие графические элементы. К таким буквам относятся «Б — Д», «Д — Л», «В — З». Также характерный симптом для этого типа заболевания, резкое смещение с одной строчки на другую во время чтения. Также клиническая картина при этой форме заболевания проявляется в виде зеркального чтения.

Тактильная форма рассматриваемого заболевания характерна лишь для незрячих людей. Во время чтения азбуки Брайля у больных наблюдается смещение тактильных ощущений букв, имеющих определенную схожесть. Как и в случае с оптической формой заболевания, больные часто смещаются через строки, пропускают буквы и слова и практически не вникают в смысл прочитанного.


Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций участвующих в осуществлении процесса чтения

Диагностические методы

Диагностика дислексии включает в себя логопедическое обследование, во время которого врач, подвергает тщательному анализу уровень сформированности различных речевых процессов. Помимо этого, необходимо тщательно изучить анамнез жизни пациента, для того, чтобы понять причины развития этого нарушения. Говоря о том, что такое дислексия у детей, следует обратить внимание на то, что помочь понять природу заболевания может показатель успеваемости маленького пациента.

Помимо этого, особому тщательному анализу подвергается манера произношения различных звуков, фонематическое развитие и связанность речи. Довольно часто, специалисты просят пациентов выполнить несколько заданий, включая переписывание текста, написание услышанной информации и самостоятельную письменную речь. Также во время обследования проводится оценка темпа и правильности произношения слов и осознание прочитанного.

Одна из главных составляющих диагностики данного заболевания – выявление степени функциональности синтеза и анализа, зрительного гнозиса, а также оптико-пространственных ориентиров. Помимо этого, диагностика данного заболевания включает в себя проведение ЭЭГ и ЭхоЭГ, посещение офтальмолога и невролога.

Методы лечения

Лечение данного психического расстройства подразумевает посещение различных тренингов, направленых на коррекцию нарушений со стороны речевых и неречевых процессов . В большинстве случаев, методы терапии основываются на конкретной форме заболевания и индивидуальных особенностях пациента.

Давайте разберемся, как лечить дислексию. При фонематической форме патологии основной упор терапии осуществляется на коррекцию дефектов, связанных с произношением звуков. Помимо этого, уделяется внимание развитию фонематических процессов и правилам представления буквенно-звуковых составляющих слов. При семантической форме заболевания терапию следует направить на развитие речи и увеличение словарного запаса. В данном случае, отдельные занятия посвящаются грамматическим языковым нормам. Терапия аграмматической формы заболевания строится на формировании правил изменения слов и образовании сложных речевых конструкций.


Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении

В случае с наличием психических расстройств и когнитивной дисфункции, очень важно направить терапию на нормализацию работы мозговых отделов, отвечающих за память, слух и речь. Очень важно уделить особое внимание зрительно-пространственным представлениям и зрительному анализу, помимо этого, в обязанность врача входит развитие у пациента пространственного представления.

Для устранения пробелов в восприятии используется методика Р.Д. Дейвиса. Данный метод основывается на придании печатным символам образных выражений, которые в дальнейшем позволяют нормализовать зрительное восприятие.

Рассматриваемое психическое заболевание свойственно многим гениальным людям. Данная проблема была у таких знаменитых личностей, как Альберт Эйнштейн и Леонардо да Винчи. Несмотря на то что данная проблема почти не проявляется в повседневной жизни, больной нуждается в узконаправленном лечении. Правильно подобранные методы коррекции позволят человеку наладить взаимосвязь с другими людьми и увеличить степень собственной самооценки. Для того чтобы достигнуть стойкого результата, работу с данными нарушениями лучше всего начинать с детского возраста.

Дислексия - это психическое расстройство, которое характеризуется, среди прочего, постоянным совершением ошибок. Ребенок делает это неосознанно, этот процесс никак не контролируется им, все происходит само по себе. Но это не единственный признак этого заболевания. Ребенок с дислексией требует большого количества часов ежедневных упражнений и специальной терапии, а также постоянных занятий с родителями. Каковы же симптомы дислексии и как ее распознать? Какие симптомы могут предвещать будущую дислексию у ребенка или дошкольника? Что такое дислексия у детей? Ответы на эти вопросы прямо сейчас.

Первоначальная диагностика дислексии

Дислексию у ребенка следует диагностировать как можно раньше. Это поможет правильно скорректировать лечение и подобрать самый правильный подход к воспитанию такого ребенка. Распознать дислексию очень нелегко. Ребенку с этим расстройством с трудом даются, казалось бы, обычные вещи, которые его сверстники уже давно освоили. Например, болеющий ребенок не может свободно читать, в одном предложении он постоянно делает по несколько орфографических ошибок. Он смешивает похожие слова, изобретая при этом новые понятия, пишет, “как курица лапой”. В школе ему обычно говорят, что он лентяй, ставят плохие оценки, постоянно критикуют.

Что делать, если есть подозрение на дислексию?

Самое главное – ни в коем случае нельзя паниковать. Если у вашего ребенка обнаружили дислексию, это не значит, что он хуже других. Детям с этим психическим расстройством, безусловно, нужна профессиональная помощь. Если дислексик не получает ее в школе и у него нет поддержки в лице родителей, трудности такого мальчика или девочки будут лишь усугубляться. Такой школьник перестанет учиться, будет обескуражен, мол, зачем беспокоиться, если больше “двойки” учитель все равно никогда не поставит. В конце концов, ребенок поверит, что он никуда не годится, что он бесполезный и неспособный и никогда не достигнет успеха.


Так рождаются комплексы, которые становятся причиной депрессии, неврозов и других психологических проблем, которые практически не оставляют шансов на правильное развитие такого ребенка.

Что такое дислексия?

Дети с дислексией путают формы и звуки, не различают похожие буквы и звуки, не распознают их по голосу, не видят различий на письме, поэтому не могут исправить свои или чужие ошибки. Не потому, что не умеют или не могут освоить простые правила орфография. А потому, что просто не видят этих ошибок. Детки-дислексики пишут одно и то же слово по-разному. Учителям в школе кажется, что ученику достаточно дать несложное задание (например, 10 раз написать одно слово), с которым справятся все. Между тем, человек с дислексией из 10 попыток может совершить три ошибки, пять, шесть, а может не совершить ни одной, зато на 11 раз ошибиться. Причины дислексии, как правило, кроются в генетике. Главное понимать: ребенок не виноват, он не делает это специально, причина его неуспеваемости кроется в его заболевании. Увы, многие учителя и родители не хотят этого понимать и продолжают унижать ребенка, ставить ему плохие оценки и убивать его внутреннюю веру в себя и свои способности.

Дислексия: симптомы расстройства

Для родителей наиболее очевидными являются следующие симптомы: ошибки в тетрадях, путаница на письме, ужасный почерк, который заходит за красные линии и т. п. Но существует множество более ранних сигналов, которые указывают на риск дислексии. Они могут появляться уже в младенческом возрасте.


Дислексию можно распознать даже не будучи специалистом. Наиболее распространенные и часто встречающиеся симптомы дислексии у ребенка включают:

  • проблемы с пространственной ориентацией (дети могут путать, где правая сторона, а где левая);
  • неустойчивое доминирование одной стороны тела (ребенок может проявлять свойства амбидекстра или быть, к примеру, правшой, но смотреть в отверстия левым глазом или выполнять некоторые действия левой рукой, вместо правой);
  • отсутствие способности к запоминанию дней недели, времен года, заучиванию даже небольших стихотворений;
  • неспособность двигаться, в том числе, сюда относятся движения руками, особенно у мальчиков могут возникать проблемы с застегиванием одежды, шнуровкой обуви, мытьем рук, пользованием столовыми приборами, удержанием равновесия и т. д.
  • таким детям может не даваться езда на велосипеде, игры в футбол или классики, прыжки со скакалкой или на одной ноге;
  • трудности в собирании конструктора, решении головоломок;
  • постоянное искажение слов;
  • в школе такие дети могут писать буквы справа-налево или в зеркальном отображении, изменять префиксы и предлоги, изменять целые слова и словосочетания, не замечая при этом своих ошибок.

Ранние проявления дислексии

Также существуют и некоторые другие признаки дислексии, которые можно диагностировать в разные периоды развития ребенка. Остановимся отдельно на каждой возрастной группе:

  • Маленький ребенок: не ползает, поздно начинает ходить, говорить, с трудом конструирует и произносит предложения или сложные словосочетания.
  • Дошкольник: у него проблемы с запоминанием стихотворений, даже с простыми рифмами, у его рисунков мало деталей, он путает правую и левую руку, не может нажимать на кнопки.

Симптомы у детей школьного возраста

  • Ребенок 5-7 лет: имеет проблемы с чтением, дифференциацией и различением подобных звуков по звучанию (например, в-ф, п-б), разделение слов на слоги также дается с большим трудом, практически отсутствует способность к запоминанию стихов и ориентации в пространстве и/или во времени.
  • Ученик начальных классов: имеет проблемы с составлением более длинных речей, путает буквы похожих форм (например, а-о, и-м, р-я, г-т и др.), пропускает буквы, когда пишет под диктовку или переписывает текст с учебника, пропускает точки, запятые и другие знаки препинания, делает пунктуационные, грамматические и орфографические ошибки, пишет некрасиво, неразборчиво, не может выучить таблицу умножения.

Различные формы расстройств

Специалисты различают несколько типов расстройств при чтении и письме. Они могут встречаться по отдельности или сочетаться вместе. Существует следующая классификация дислексии:

  • собственно дислексия - трудности в свободном чтении, часто в сочетании с проблемами с письмом;
  • гипердисклексия - неспособность читать и понимать прочитанное, несмотря на хорошее мастерство техники чтения;
  • диспортография - трудности с освоением правильной орфографии (отсутствие грамотности на письме);
  • дисграфия - проблемы с каллиграфией, так называемый «уродливый почерк», трудный для чтения;
  • дискалькулия - трудности с освоением математики и устным счетом;

Дислексия: наиболее важной является ранняя диагностика

Коррекция дислексии у младших школьников должна учитывать множество факторов. Но прежде всего необходимо вовремя диагностировать это заболевание, лучше на ранних его этапах. Не верьте, когда люди вокруг говорят о вашем ребенке, что он «слишком маленький для того, чтобы ставить ему диагноз» или что «он вырастет нормальным и здоровым, просто возраст такой». Нет, не возраст, нет, не вырастет. Дислексия – это заболевание, отклонение, которое требует вмешательства специалиста и особого подхода. Дислексию нельзя вылечить полностью, но ее можно исправить и значительно улучшить положение дел. Чем раньше вы заметите, что у вашего ребенка проблемы с написанием и чтением, тем легче будет ему помочь. Многое зависит от восприимчивости родителей и учителей. Если они видят, что учеба вызывает необычные проблемы у их детей - им не следует недооценивать эту проблему. Здесь как можно скорее нужно обращаться к специалистам в ближайшем психолого-педагогическом консультационном центре или психиатрической клинике для детей и подростков для лечения или профилактики дислексии.

Полная диагностика

Одного лишь наблюдения симптомов, характерных для дислексии у ребенка, недостаточно для постановки диагноза. Только тогда, когда тесты, оценивающие общую интеллектуальную эффективность и исследования ребенка, включая педиатрическую, офтальмологическую, ларингологическую и логопедическую терапию, не покажут еще одной основы для проблем ребенка, можно предположить, что семья, вероятно, имеет дело с дислексией. В данном случае специалист порекомендует соответствующие упражнения, которые проводятся под наблюдением терапевта или в домашних условиях (родители обязательно получают необходимые инструкции) и учитывают вид дислексии. Они обычно имеют игровую форму, поэтому точно не будут утомительными для ребенка. Бывает, что специалист допускает то, что ребенок с дислексией позже пойдет в школу. Это заслуживает серьезного рассмотрения, потому что дополнительные месяцы интенсивной терапии могут помочь ему соответствовать навыкам сверстников и получать обычное образование наравне с другими детьми.

Упражнения и гимнастика

Дислексия – очень серьезное расстройство. С ним можно жить и вести обычный, нормальный образ жизни и никак не выделяться из общей массы здоровых людей. Но для этого нужно приложить усилия. Необходимо работать над собой, над своими навыками всю жизнь. Да, даже будучи взрослым человеком, обладатель дислексии обязан работать над почерком, постоянно развивать мышление, логику, решать головоломки, если хочет вести комфортный и типичный для человека без этого заболевания образ жизни.


Следующие упражнения могут помочь развивать анализаторские и другие навыки у детей с дислексией, но стоит помнить, что самолечение в данном случае лишь навредит, поэтому приведенные ниже рекомендации и примеры носят исключительно ознакомительный характер:

  • вырежьте изображение на четыре части и дайте ребенку сложить, как пазл, постепенно делайте все больше и больше деталей, усложняйте задание;
  • практикуйте координацию рук и глаз – попросите ребенка сначала пальцем, а затем маркером отметить контуры рисунка;
  • играйте в мяч с ребенком (футбол, волейбол, баскетбол, простое перебрасывание);
  • развивайте использование языка: изучайте рифмы, члените слова на звуки, сравнивайте их;

Занятия под присмотром специалистов

Не останавливайтесь на своих собственных идеях или идеях, найденных в Интернете - чтобы реабилитация была максимально эффективной, обязательно проконсультируйтесь с терапевтом. В частности, определенные типы движения стимулируют производство новых связей между полушариями головного мозга, улучшают координацию, плавность чтения, концентрацию внимания и памяти и активируют мышление. Они освобождают от стресса, регулируют дыхание, хорошо влияют на эмоциональную стабильность, укрепляют чувство собственного достоинства. Поэтому логопеды не только тренируют речевой аппарат, но и заставляют двигаться все тело ребенка. Он выполняет чередующиеся движения: касается правого локтя поднятой левой коленкой и наоборот, или рисует восемь восьмерок в воздухе большим пальцем.


Как лечить?

Лечение дислексии - дело не сложное. Если у ребенка диагностируется дислексия после посещения психологического или педагогического консультационного центра, ребенок должен выполнять специальные упражнения в школе и дома, чтобы развивать у себя способности к счету, чтению и письму. В школе очень часто ребенок с дислексией имеет индивидуальный курс обучения, чтобы учитель мог уделять ему больше времени. Более того, индивидуальный курс может быть построен таким образом, что благодаря отдельным дополнительным занятиям ребенок не будет чувствовать себя застенчивым, ему будет легче учиться и фокусироваться, потому что вокруг него не будет сверстников, которые иногда могут быть не очень тактичными и позволять себе несколько язвительных и неприятных замечаний в сторону ребенка с дислексией.

Вклад родителей в лечение

Лечение дислексии возможно и в домашних условиях. При этом у таких детей должен быть свой особенный режим занятий. Родителям необходимо постоянно заниматься с ребенком, решать головоломки, собирать конструктор, развивать способность анализировать и визуально синтезировать различные вещи. Обязательно нужно учить наизусть стихотворения, начиная с небольших четверостиший и постепенно увеличивая сложность рифм для запоминания; делить слова на слоги и звуки, уметь различать глухие и звонкие, согласные и гласные.


Ребенок также должен практиковать координацию рук, например, среди прочего он может начертить контуры различных фигур и форм на бумаге. Помимо работы на дому, ребенок также должен регулярно посещать занятия, проводимые психологом. Следует помнить, что дислексию нельзя вылечить, но ее можно очень эффективно исправить таким образом, чтобы она не причиняла неудобств в будущем, ведь дислексия - это не приговор.

Говоря о дислексии, важно отметить, что общепринятого определения данного заболевания на сегодняшний день не существует, между тем, Международной ассоциацией дислексии все-таки дается своя его расшифровка. Так, дислексия, симптомы которой заключаются в неспособности правильности и оперативности распознавания слов, осуществления декодирования и освоения навыков правописания, является специфической разновидностью нарушений в обучении. Данного типа затруднения имеют неврологическую природу и связаны они с неполноценностью, которой располагают фонологические компоненты языка.

Иными словами, дислексия является специфическим расстройством чтения, возникающим по причине нарушений в процессе обработки мозгом получаемых графических символов.

Общее описание

Несмотря на общность основной симптоматики, дислексия наряду с трудностями в овладении чтением не является спутником умственной отсталости и наоборот, как это не касается и нарушений зрения и слуха. Указанные состояния вызываются иными причинами, что определяет нарушение чтения в качестве неспецифических (вторичных) симптомов. Возвращаясь к дислексии, следует заметить, что она является сложным для диагностирования расстройством. При этом в процессе диагностики следует учитывать массу факторов. Фиксирование показателей чтения производится врачом, также он делает отметки и там, где проявляются нарушения чтения.

Различные тесты, которые проводит специалист, ориентированы на проверку слуха, а также способности к возможности воспроизведения речи. Проверяется также и то, каким образом ребенком лучше воспринимается информация, в устном виде (в процессе разговора) или же в тактильном (при собственноручном выполнении действий). Исследования также предусматривают заключение относительно того, насколько эффективно действуют три основные составляющие, которые включает в себя сенсорная система.

Виды дислексии

Дислексия, симптомы которой могут выражаться по-разному, в некоторых случаях определяется как «словесная слепота». Связывают ее с понижением в определенном участке мозга активности, при этом известно, что дислексия – актуальный диагноз в той или иной ее форме для людей в рамках 5-12% общего их количества. Теперь детальнее рассмотрим основные формы, в которых может проявляться данное заболевание.

  • Дислексия фонематическая. Данная форма нарушения чтения является наиболее распространенной среди школьников младших классов. Связана она с недоразвитостью функций, характерных для фонематической системы. Так, отличием одной фонемы от другой является масса смыслоразличительных особенностей (мягкость-твердость, глухость-звонкость, место и способ образования и т.п.). При изменении в слове одной из фонем (дом – ком, козы – косы и т.п.) либо же при изменении их последовательности (пила – липа), меняется смысл. При этой форме дислексии ребенком на слух смешиваются те звуки, которые отличаются по одному смыслоразличительному признаку (ж-ш, с-ш, с-ц). Кроме того, выделяют здесь также побуквенность чтения и искажение, которым наделяется звукослоговая структура (перестановка слогов и звуков, пропуск вставки, букв).
  • Дислексия семантическая. Другое ее определение звучит как «механическое чтение». В этом случае актуальным становится нарушение в понимании прочитанного (предложения, тексты, слова), при этом технически чтение является правильным. Данное нарушение провоцирует появление двух таких факторов как трудности в звукослоговом синтезе и нечеткость в представлениях относительно синтаксических связей, которые имеются в предложении (то есть слова воспринимаются при чтении в изолированном виде, что приводит к потере связи с остальными словами).
  • Дислексия аграмматическая. Наиболее частый диагноз для детей, которые располагают системным недоразвитием речи. Характеризуется эта форма дислексии следующими особенностями: изменение в падежных окончаниях, а также в числе существительных; неправильность согласований относительно падежа, числа, рода существительного с прилагательным; изменение в окончаниях глаголов, относящихся к третьему лицу в прошедшем времени.
  • Дислексия оптическая. Ее проявления заключаются в трудностях, связанных с усвоением и смешении похожих графических букв. Смешиваемые буквы могут различаться в одном лишь элементе (М – Л, З – В), кроме того, буквы могут состоять из элементов одинакового типа но при различном их расположении в пространстве (П-Н-И, Ь-Р, Г-Т).
  • Дислексия мнестическая. Данная форма возникает в виде проявлений, связанных с трудностями в усвоении букв. То есть, ребенок не понимает, какая из букв соответствует конкретному звуку.

Дислексия: симптомы

Данное заболевание, как и любое другое, имеет характерные свои симптомы и их правильнее назвать конкретными проблемами, с которыми дислектики в той или иной мере вынуждены сталкиваться. К наиболее распространенным из них относятся следующие:

  • Задержка в развитии, отмечаемая в способности писать и читать, а также в способности к запоминанию орфографии;
  • Дезорганизация;
  • Пространственная дезориентация;
  • Трудности, отмечаемые в восприятии информации;
  • Трудности, возникающие в усвоении слов;
  • Непонимание прочитанной информации;
  • Нарушение в координации, неуклюжесть;
  • Синдром, возникший на почве нехватки внимания, который в некоторых случаях проявляется в гиперактивности.

Следует отметить, что всеми симптомами дислексии являются симптомы дезориентации. Само заболевание распознать в отдельности невозможно, в отличие от дезориентации. Так, в качестве результата ориентации выступает точность восприятия обстановки, окружающей человека, в том числе и двухкамерных слов, распечатанных на бумаге. Учитывая тот факт, что печатные символы и слова ребенок не способен образно представить, его восприятие приобретает характерные пустоты. В итоге возникает непринятие окружающей реальности в том ее виде, в котором воспринимают ее другие.

К другим симптомам дислексии определяют следующие проявления, характерные для дислектиков:

  • Интеллект на высоком уровне при одновременно плохих навыках чтения;
  • Повторение ошибок, возникающее в процессе письма/чтения (пропуск, перестановка букв/слов);
  • Отсутствие способности к успеваемости в выполнении задания в отведенное на него время;
  • Трудности в письме;
  • Плохая память в целом и кратковременность слуховой памяти в частности;
  • Возможны проблемы со зрением – зачастую оно не соответствует требованиям к его характеристикам для чтения;
  • Трудности в определении низа и верха, правой и левой сторон.

Причины дислексии

На основании многочисленного ряда исследований определено, что основу дислексии составляют причины нейробиологического характера. В этом случае определенные участки мозга обладают меньшей функциональностью (в частности речь идет о задней части средней левой височной извилины). Имеются также и определенные отличия в структуре мозговых тканей. При этом, как выяснилось, дислексия является наследственно обусловленным заболеванием, что также подтверждается обнаруженными в ходе исследований генами, которые и ответственны за его появление.

Лечение дислексии

Дислексия может оставаться проблемой на протяжении всей жизни, одновременно с этим нередки случаи развития функциональных навыков чтения. Преимущественно же определенная часть дислектиков должного уровня грамотности не достигает никогда.

Особенность лечения заключается в корректировке всего учебного процесса, в том числе и в прямом/непрямом обучении распознаванию слов наряду с навыками, предусматривающими выделение компонентов в словах. В прямом обучении применяются специального типа фонетические методы, идущие в отдельности от обучения чтению. Что касается непрямого обучения, то оно предусматривает внедрение в программы по обучению чтению специального типа фонетических методов.

Применяться могут подходы, в которые входит обучение чтению выражениями и словами в целом, а также подходы, в которых используется иерархия по приобретению навыков начиная со звуковых единиц и далее, по возрастанию, слов и предложений. Дополнительно рекомендуется использование подходов с воздействием сразу на несколько видов органов чувств. Во многих случаях полезным является освоение ребенком компьютера для помощи в выделении в тексте слов либо для восприятия им слов в процессе чтения письменной речи.

Что касается иных способов лечения (оптометрический тренинг и т.п.), а также медикаментозного лечения, то их эффективность не является доказанной, более того, на этом основании использовать их не рекомендуется.

При любого типа нарушениях речи и при подозрении на дислексию в частности необходимо обратиться к логопеду.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Заболевания со схожими симптомами:

Мигрень представляет собой достаточно распространенное неврологическое заболевание, сопровождающееся выраженной приступообразной головной болью. Мигрень, симптомы которой заключаются собственно в боли, сосредотачиваемой с одной половины головы преимущественно в области глаз, висков и лба, в тошноте, а в некоторых случаях и в рвоте, возникает без привязки к опухолевым образованиям мозга, к инсульту и серьезным травмам головы, хотя и может указывать на актуальность развития определенных патологий.

Дислексия - достаточно редкое расстройство высшей психики, проявляющееся на начальных этапах обучения чтению. Ребёнок не произносит слова и слоги, путается, устаёт, плачет - всё это не признак дурного поведения, а симптом нарушения мыслительных процессов.

Однако отметим, что дислексия - не заболевание в полном смысле этого слова, ведь нет возбудителя болезни и описания её протекания. Просто высшая нервная система человека по тем или иным причинам не окончила формирование, и функции психики, отвечающие за сложный процесс чтения, не развились полностью.

Лечение дислексии давно и хорошо отлажено, им занимаются логопеды, педагоги, психологи. Воспринимая мир нестандартно, трёхмерными образами, страдающий от дислексии человек выпадает из нормального развития и теряется, сталкиваясь со стандартным символическим отображением этих образов на бумаге. Чтобы помочь ему сориентироваться в окружающей действительности, необходимо принять меры по устранению расстройства.

Виды дислексии

Признаки дислексии - индивидуальны и проявляются по-разному, но можно выделить несколько групп однородных симптомов, которые означают наличие нарушений чтения у человека.

1. Фонематическая дислексия чаще всего проявляется у детей, когда они только учатся читать и задерживается она в основном лишь до конца начальной школы. Различать буквы при письме - уже сложность для начинающего учиться ребёнка, а правильно произносить их все иногда становится невозможно: фонематическая система не успевает развиться. Поэтому вместо одного звука ребёнок заменяет его на другой, более мягкий или твёрдый, звонкий или глухой, но всегда очень похожий, однородный. При фонематической дислексии:

  • Путаются те же звуки, что при обучении устной речи - з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие сходные.
  • Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения.
  • Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.

2. О семантической дислексии можно говорить тогда, когда прочтение предложения не осознаётся человеком или значение его толкуется неверно. Поначалу этот вид дислексии можно путать с обычной невнимательностью. Даже у взрослых иногда происходит несознательный переход к механическому чтению, когда произнося слова вслух, мы не думаем об их значении, а отвлекаемся на свои собственные мысли. При семантической дислексии даже полная концентрация над текстом не даёт понимать все его части. Наблюдаются следующие отклонения:

  • Слова и словосочетания во время чтения воспринимаются отдельно друг от друга, будто бы выпадают из контекста предложения.
  • Не сформировано понимание о синтаксических связях между словами в предложении или они понимаются неверно.
  • Присутствуют затруднения в чтении вслух, человеку сложно произносить текст, происходит переход на чтение по слогам.

3. Аграмматическое расстройство чтения очень похоже на семантическое, вот только проблема наблюдается не на уровне предложений, а на уровне словосочетаний. Неправильно понимаются связи слов, не воспринимается управление в словосочетании. Наблюдаются следующие характерные ошибки:

  • Путаница в падежах, изменение окончаний имён существительных.
  • Рассогласование в числе, роде и падеже внутри словосочетаний - обычно это хорошо видно на сочетании существительного и прилагательного.

4. Часто задерживается не только развитие прочтения текста вслух, но и процесса "считывания" информации - тогда можно говорить об оптической дислексии . Путаются буквы, графическое изображение которых похоже и отличается лишь каким-то незначительным элементом - палочкой, кружком, чертой.

  • Обычно путаются буквы Т и Г, П и Н, Р и Ь, В и З. Соответственно, при чтении они или произносятся неверно, или не произносятся вообще, нарушая понимание текста.

5. За сложным термином мнестическая дислексия кроется очень распространённое расстройство, которое переживает почти каждый человек, учащийся читать. Ребёнок не сразу понимает соответствие букв и звуков и в первое время путает их, забывает, не произносит. Если расстройство сохраняется и в дальнейшем, есть смысл говорить о нарушениях высшей психики и начинать коррекцию отклонений.

Симптомы

В зависимости от вида расстройства, симптомы дислексии могут быть очень разные. Но есть несколько общих черт, которые помогут обнаружить и вовремя устранить это расстройство.

  • Частое потирание глаз, чтение под необычным углом зрения.
  • Приближение книги к глазам при чтении. При этом зрение может быть отличным и в других случаях (игра с предметами в руках, взгляд вдаль) отклонений не проявляется.
  • Чтение одним глазом или поочерёдное закрытие глаз.
  • Частая усталость, нежелание выполнять задания, связанные с чтением. В школе это может быть домашнее задание, чтение дополнительной литературы.
  • Пропуск звуков, слов, словосочетаний при чтении, перерывы в озвучивании текста.
  • Жалобы на головную боль и усталость, проявляющиеся только во время чтения.
  • Трудности с осознанием текста, рассеянность, невнимательность, неспособность пересказать прочитанное или сказать, о чём вообще был текст, непонимание отдельных его участков.
  • Сопутствующие проблемы с почерком, обучением письму, написание слов с нестандартными ошибками.

Кроме этих стандартных для всех страдающих дислексией проблем, определить наличие расстройства можно также по сопутствующим признакам. Некоторые отклонения, на первый взгляд не имеющие ничего общего с проблемами чтения, могут оказаться признаком именно такого расстройства.

  1. Трудности чтения при общем нормальном или хорошем интеллектуальном и физическом развитии. Несоответствие результатов чтения норме возраста, при том что общее речевое развитие протекает нормально.
  2. Трудности с восприятием письменной информации, оперирование образами, не связанными со зрительными впечатлениями.
  3. Незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения, несоответствие маршрута движения задуманному.
  4. Трудности с освоением орфографии и каллиграфии.
  5. Отсутствие узнавания слов при чтении, непонимание текста.

Чаще всего дислексия проявляется в детском возрасте, когда человек только учится воспринимать и воспроизводить графические символы. В семьях, где внимание дошкольному развитию ребёнка не уделяется, обнаружить первые признаки дислексии бывает очень трудно - расстройство видят лишь в школе, когда малыш явно не успевает за темпами развития сверстников в этой области. Скорректировать подобные нарушения в школьном возрасте можно, но уже гораздо сложнее, чем на ранних этапах.

Дети, у которых проявляются симптомы дислексии или просто задерживается речевое развитие, должны проходить психологическое обследование. Не следует бояться, что ребёнка сочтут "отсталым" или "ненормальным" - просто его мышление нестандартно, оно отличается от остальных, и его особенности следует выявить, а после выявления-использовать эти знания на благо образования.

Почему возникает дислексия?

Возникновение дислексии нельзя предугадать или предупредить, ведь она носит наследственный характер. В ходе исследования причин возникновения этого расстройства учёными были обнаружены гены, наличие которых и ведёт к появлению отклонений.

Изучающие эту проблему нейробиологи даже назвали часть мозга, частичное недоразвитие функций которой ведёт к дислексии. Причина лежит в недоразвитии задней части височной извилины левого полушария, которая отвечает за восприятие информации при чтении.

Проблема дислексии - это, по сути, проблема дезориентации, только не в пространстве, а в потоках информации. У страдающих дислексией людей, кроме чтения, проявляется ещё целый комплекс проблем в плане фиксации собственного местонахождения и движения, им может не хватать внимания, которого хватает всем остальным. Полностью скорректировать это отклонение в развитии удаётся не всегда - но вывести человека на нормальный уровень восприятия информации при чтении и её воспроизведению на письме можно.

Методы коррекции у детей схожи с коррекцией дислексии у взрослых, но в последнем случае приходится также рассчитывать на волю человека, проходящего коррекцию.

Лечение дислексии происходит комплексно. Его сторонами являются:

  1. Индивидуальные занятия с педагогом, непрямое и прямое обучение чтению. С помощью специальных упражнений человека сначала учат воспринимать слова в целом, далее переходят на следующий этап - восприятие предложений, и так далее. Всё это сопровождается выполнением фонетических упражнений (от самой мелкой единицы - звука, до целого слова) и коррекции проблем с письмом, если таковые сопровождают дислексию. К концу обучения зрительные и звуковые образы в сознании ребёнка интегрируются и он может нормально читать и писать.
  2. Работа с пихологом и постоянная диагностика результатов коррекции.
  3. Фармакологическое лечение и диета - направлены на физическое устранение проблем мозга, вызвавших дислексию.

Существует множество методов лечения дислексии, которые дают хорошие результаты, но подбирать их следует индивидуально, доверив это решение специалисту - педагогу-логопеду. Не следует воспринимать дислексию как нечто плохое - возможно, это дар, который в будущем принесёт ребёнку славу и поможет сохранить нестандартный подход ко многим вещам в жизни, стоит лишь немного скорректировать его способ познания мира.

Одной из самых распространенных логопедических проблем у детей младшего школьного возраста является дислексия – невозможность овладения ребенком навыками чтения и письма при сохранении его умственных способностей.

Эта проблема значительно затрудняет общее развитие, ведь без чтения невозможно получить необходимые, базовые знания для последующего обучения в школе и дальнейшей жизни. Именно поэтому такой вопрос как диагностика и способы коррекции дислексии сегодня очень актуален во всем мире.

Современные логопедические методики позволяют своевременно помочь ребенку младшего школьного возраста (если появились такие симптомы) и способствуют его дальнейшей социальной адаптации путем поэтапного устранения этого заболевания. Разработаны специальные комплексы упражнений, выполняя которые, ребенок может сначала начать читать отдельные буквы, а затем и вовсе целые слова и предложения. Регулярные занятия с логопедом, выполнение специальных упражнений позволят добиться хорошего результата коррекции дислексии у младших школьников.


Как уже упоминалось выше, дислексия – это форма логопедической патологии, которая характеризуется нарушениями чтения и письма, невозможностью ребенка овладеть данными навыками при сохранении общего умственного развития ребенка. Иными словами, это то состояние, при котором ребенок может путать отдельные слова, буквы, неправильно их писать или читать.

В младшем школьном возрасте эта проблема встречается часто – именно в этот период закладываются навыки письма и чтения и наиболее актуальны для ребенка. Именно так он узнает новую информацию и приобретает новые способности и развивает их.

В случае дислексии происходит торможение этих процессов, что, безусловно, негативно сказывается как на адаптации ребенка в детском коллективе, так и на его индивидуальном развитии.


По всем остальным навыкам ребенок нисколько не уступает сверстникам – проблема заключается лишь в письме и речи.

Изначально у школьников с дислексией начинают возникать трудности в чтении, так что на данном этапе родителям следует установить, не является ли это заболевание причиной нарушения зрения. Если проблема связана со зрением, следует отправиться вместе с ребенком на консультацию к врачу-офтальмологу, подобрать очки или линзы с необходимыми диоптриями.


Все это позволит быстро и надежно разрешить ситуацию. В противном случае, если причиной трудностей в процессе обучения, длительных нарушений чтения и письма стала дислексия, родителям ребенка необходимо своевременно обратиться к логопеду. Постепенно, занимаясь с ребенком совместно со специалистом, можно успешно устранить создавшуюся проблему.

Виды дислексии


В результате постоянной невозможности прочесть увиденное центры головного мозга, отвечающие за речевые способности и письменность, не получают достаточного количества возбуждения – нервных импульсов.

В нормальном состоянии, при отсутствии дислексии, увиденный текст стимулирует головной мозг, который автоматически узнает ранее виденное слово, и в конечном результате ребенок это слово произносит вслух.

В случае данной логопедической патологии формируется неправильный стереотип действий: ребенок не может прочесть слово, и оно не закрепляется в механизмах памяти. Именно поэтому каждый раз, снова и снова на уроках чтения у него возникают трудности с этим навыком.


Существует классификация видов дислексии, которая полностью систематизировала ее виды. Специалисты-логопеды выделяют такие разновидности данной логопедической проблемы:

  • мнестическая дислексия;
  • фонематическая дислексия;
  • семантическая дислексия;
  • аграмматическая дислексия;
  • оптическая дислексия.

Следует рассмотреть все формы заболевания отдельно.

Мнестическая


Обусловлена нарушениями памяти ребенка. Вследствие непонимания он неспособен визуально запомнить вид каждой из букв алфавита, поэтому он допускает ошибки в составлении слов, написании букв, чтении и письме.

Проблемы памяти обусловлены нарушениями ее механизмов: попросту не происходит воспроизведение, анализ и фиксация полученной информации.


Выделяют также подвид мнестической – тактильную дислексию, которая возникает у слепых детей. Ей характерны нарушения в использовании речевых символов, их неправильный подбор ребенком.

Фонематическая


Характеризуется тем, что ребенок путает похожие слова, читая их по слогам – созвучные либо же схожие по написанию между собой. Дети с этой формой логопедической патологии могут также переставлять буквы местами в похожих словах и изменять их порядок. Таким образом, для этой формы характерно нарушение фонематической системы слова.

Семантическая

В данном случае у детей не нарушено правильное чтение слов; все слова они читают правильно, однако совершенно не могут пересказать смысл только что прочитанного. Смысловая связь слов будто теряется на фоне правильного произношения и прочтения букв и слов.


Этот вид еще известен как механическое чтение. Интересная особенность, что такие дети намного лучше, нежели те, у кого другой вид дислексии, улавливают новую информацию на слух.

Аграмматическая

Этот вид характеризуется невозможностью согласования окончаний слов между собой во фразах или предложениях, которые были написаны либо произнесены ребенком. Например: “высокий дерево”, “холодный вещь”, “маленькое тетя” и т.д.

Оптическая

Для нее характерно нарушение пространственного восприятия отдельных букв или слогов: ребенку трудно отличать схожие между собой по написанию буквы. Буквы могут быть близко расположены друг к другу или состоять из похожих частей, которые по-разному расположены. Все это влечет за собой нарушения в чтении фраз и предложений, в которых выявляются такие буквы.

Причины и механизмы дислексии

Основными причинами возникновения дислексии являются нарушения метаболических процессов в головном мозге – замедление обмена веществ вследствие незначительного или длительного кислородного голодания.


Основной причиной нарушений письма и чтения в случае дислексии является функциональная недостаточность головного мозга. Если состояние мозга не критично, процесс запоминания и усвоения новой информации закрепляется в ассоциативных связях, при помощи которых в дальнейшем реализуются механизмы памяти. В случае отклонения ассоциативные связи не формируются, или их формирование затруднено. Это обуславливает все проявления дислексии: недостаток речевого общения, письма и чтения на фоне нормального общего развития.

Формирование этой дисфункции также может возникать даже после незначительного кислородного голодания мозга у ребенка − в процессе родовой деятельности либо в последнем триместре беременности. Как следствие, развивается гипоксия головного мозга во внутриутробном периоде (или послеродовом).


На развитие дислексии оказывают влияние следующие факторы:

  • Генетическая детерминированность.

Доказано, что у лиц с этой патологией в детстве риск возникновения нарушений речи и письма у их потомства проявляется в большей степени, т. е это состояние может передаваться по наследству.

  • Травматические факторы.

Родовая / черепно-мозговая травма – сотрясение головного мозга или его ушиб; они также могут обуславливать развитие этой патологии.

  • Инфекционные процессы матери во время беременности.

Определенные заболевания способны вызывать гипоксию плода, что также способствует формированию дислексии в дальнейшем.

Врожденные пороки развития центральной нервной системы – головного и спинного мозга.
Они приводят к функциональной недостаточности полушарий, периодическому или постоянному кислородному голоданию.

  • Врожденные пороки сердца.

Сердечно-сосудистая система обеспечивает трофику головного мозга и всего организма в целом. При снижении этой функции (чаще всего вследствие пороков) у ребенка могут возникнуть логопедические отклонения в дальнейшей жизни.

  • Гендерный признак.

Девочкам тоже свойственно развитие дислексии. Но установлено, что мальчики значительно чаще подвержены данному состоянию, чем девочки.

Основные симптомы


Это состояние влечет за собой особые трудности, с которыми сталкивается ребенок в младшей школе: недостаток навыков чтения и письма, безусловно, отрицательно сказывается на адаптации в детском коллективе и его психоэмоциональном состоянии. Ребенок становится капризным, неуверенным в себе, более закрытым и эмоционально подавленным.


Каждому сознательному родителю необходимо своевременно выявить дислексию у ребенка для скорейшей ее коррекции и в дальнейшем полного устранения. Однако следует помнить, что это состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями: патологией зрения, серьезными, грубыми нарушениями памяти или интеллекта, похожими по симптоматике и проявлениям.

Существует несколько признаков, по которым можно заподозрить симптомы дислексии у младших школьников или детей дошкольного возраста:

  • ребенок не понимает прочитанную информацию (буквы, фразы или предложения);
  • в том случае, если во время чтения ребенок не может прочесть определенную фразу или предложение;
  • значительные сложности или невозможность освоения навыка письма;
  • орфографические ошибки (ребенок неправильно пишет отдельные буквы, путает их местами с похожими между собой);
  • замена ребенком отдельных слогов в слове;
  • если он неправильно произносит прочитанные буквы и постоянно ошибается в чтении.

Выделяют также и другие специфические признаки:

  • у ребенка возникают значительные трудности с речью или письмом, хотя остальное развитие ребенка соответствует норме;
  • значительные трудности в освоении новой информации;
  • сложности с ориентированием в пространстве;
  • нарушения мелкой моторики;
  • обучение значительно затруднено из-за нарушений чтения или письма.

Коррекция дислексии

На данный момент разработан комплекс специальных логопедических упражнений, которые позволяют значительно улучшить речь или письмо детей-дислектиков – тех, у кого обнаружено это состояние. Однако стоит помнить о том, что невозможно абсолютно избавить ребенка от этой проблемы, ведь причиной ее служит нарушение функциональной активности полушарий головного мозга.

При помощи упражнений можно в значительной мере поспособствовать формированию ассоциативных связей, а значит, и запоминанию, усвоению и воспроизведению полученной информации. Коррекция дислексии, регулярные упражнения с родителями и логопедом могут привести к значительному прогрессу в плане навыков чтения и письма, сделав процесс обучения ребенка менее трудоемким и более эффективным.


Коррекция является наиболее эффективной на ранних этапах развития дислексии. Чем раньше была диагностирована эта логопедическая патология, тем выше вероятность успешного преодоления ее проявлений.

Коррекция дислексии у младших школьников требует определенного подхода со стороны логопеда – необходимо проведение коррекционной семантической работы. Трудности в чтении, которые возникают у детей с этой проблемой, не могут быть устранены обычными школьными методиками.


Необходимо подобрать комплекс упражнений (например, проводить тренировки со слогами слов, при помощи специального логопедического арсенала и обеспечения растягивать или замедлять звучание отдельных слов, постепенно переходя к более сложному – фразам и предложениям). Характерной трудностью для таких детей являются новые или длинные слова. Необходимо подобрать контекстные ключи, по которым они смогут запомнить значение того или иного слова.

В логопедической практике выбор комплекса упражнений зависит от вида дислексии: коррекции бывают разные.

Наиболее популярными и эффективными считаются методики Корнева и Дэйвиса.

Методика Дэйвиса

Методика Дэйвиса подразумевает концепцию переключения сознания: после выполнения комплекса упражнений ребенок овладевает новыми словами, буквами и фразами и может воссоздать их в неискаженном виде, избежав, таким образом, дисграфии – неспособности воспроизведения слов в письменном виде.

Упражнения, которые включены в методику Дейвиса:

  • способность к восприятию − позволяет воссоздавать в памяти у ребенка свои образы и применять их в дальнейшем для чтения или письма (например, упражнение «Найди слово»);
  • переключение – упражнения, позволяющие «переключить сознание» (запоминание и воспроизведение ранее сложных для усвоения слов);
  • разрядка (позволяет ребенку вовремя «разряжать» свое сознание для отдыха от процесса обучения);
  • координационные упражнения (позволяют ребенку лучше ориентироваться в пространстве);освоение новых символов, легкое прочтение фраз и предложений.

Методика Корнева подразумевает коррекцию дислексии посредством выполнения специальных тестов – речевой гимнастики:

  • тест на “рядоговорение”;
  • субтест «Повторение цифр»;
  • тест на ритмы;
  • проба или тест «Кулак-ребро-ладонь».

Стоит заметить, что вышеуказанные методики тренировок при дислексии не являются единственными – существует огромное множество упражнений, которые можно использовать для улучшения произношения слов, чтения и навыка письма у детей. Подбор комплекса индивидуальных упражнений осуществляет специалист-логопед, однако контроль их выполнения и регулярность должны быть обязанностью родителей.


Лишь в таком случае значительно увеличивается шанс на успешное преодоление трудностей обучения. В процессе коррекции поначалу дети неизбежно сталкиваются с трудностями, поэтому родителям необходимо не прекращать курс тренировок и каждый раз указывать ребенку: “Найди свои ошибки”. Только таким образом можно в конечном итоге получить хороший результат: правильную речь ребенка.

Не стоит забывать и о слуховом запоминании информации, т.к.звуки являются хорошими раздражителями для головного мозга. С их помощью навыки можно улучшить либо же закрепить (звуковые раздражители способствуют более быстрому становлению ассоциативных связей, а следовательно, и закреплению в памяти новых букв и слов). Такие формы упражнений являются не только полезными, но и высокоэффективными.

В заключение


Профилактические меры в отношении этого расстройства речи и письма должны дать хороший результат, но только с раннего детства родители должны заниматься со своим ребенком. Упражнения, преподнесенные в игровом виде, особенно хорошо усваиваются детьми: они обеспечивают правильное формирование абстрактного и логического мышления у детей в дальнейшем и являются одной из мер борьбы с этим заболеванием.

Ранняя диагностика дислексии и правильно подобранный комплекс логопедических упражнений поспособствуют лучшему усвоению школьной программы в дальнейшем, познанию новой информации, а также успешной социальной адаптации ребенка в детском коллективе.


Повторяем: у детей с дислексией совершенно не нарушено общее развитие. Все усилия родителей окупятся с лихвой: они позволят ребенку вести полноценную жизнь, в т.ч. получить качественное образование – неотъемлемую часть жизни успешного взрослого человека.