в учреждениях культуры разного типа

Забота об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ) по своей значимости выходит сегодня на одно из первых мест, поскольку является одним из критериев цивилизованности государства и его нравственного прогресса.

В связи с ратификацией Конвенции ООН по правам инвалидов и принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" Минкультуры России и органами управления культурой субъектов Российской Федерации в 2015 году были приняты значительные меры по улучшению доступности культурных ценностей и благ для инвалидов.

Рабочей группой по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов утвержден План мероприятий на 2015 - 2017 годы по улучшению условий участия в культурной жизни общества инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья различных категорий и Комплексный план мероприятий на 2015 - 2020 годы по созданию условий для образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в области художественного образования.

Росстатом были изданы приказы о внесении изменений в отраслевые формы статистического наблюдения в части обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг учреждений культуры Российской Федерации.

С целью наделения Минкультуры России полномочиями по утверждению требований и порядков доступности к учреждениям культуры и искусства с учетом особых потребностей инвалидов принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. № 453 "О внесении изменений в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации".

Во исполнение государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" Минкультуры России в соответствии с закрепленными за ним полномочиями в 2015 году были разработаны и утверждены приказы:

"О проведении мониторинга потребностей учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры в специальных технических устройствах";

"Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения";

об утверждении порядков обеспечения доступности для инвалидов библиотек, музеев, культурных ценностей и благ, объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

о перечне федеральных учреждений культуры и искусства, в которых обеспечиваются условия доступности для инвалидов
(приказ Минкультуры России от 18 ноября 2015 г. № 2820);

об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых библиотеками, музеями, образовательными учреждениями, цирками, театрально-зрелищными и культурно-досуговыми учреждениями, которые направлены в качестве рекомендаций в органы управления культурой субъектов Российской Федерации для разработки на региональном уровне соответствующих планов мероприятий ("дорожных карт");

об утверждении административных регламентов (внесении изменений в административные регламенты) по предоставлению Министерством государственных услуг.

В рамках государственной программы "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы запланирована реализация следующих мероприятий:

Обеспечение субтитрирования и тифлокомментирования наиболее выдающихся отреставрированных и оцифрованных фильмов прошлых лет для цифрового кинотеатрального показа;

Разработка модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, включая детей-инвалидов, которая будет утверждена приказом Минкультуры России;

Создание Электронной библиотеки нот по системе Брайля.

В 2015 году был проведен мониторинг доступности всех типов учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры для инвалидов. С целью единообразия методов определения доступности для инвалидов объектов и услуг учреждений культуры в органы управления культурой субъектов Российской Федерации и подведомственные учреждения были направлены соответствующие методические рекомендации.

Показателями доступности при проведении мониторинга стали:

доступность учреждений культуры и образовательных учреждений для инвалидов и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;

наличие доступных для лиц с нарушениями зрения версий интернет-сайтов;

наличие сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам;

количество доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ мероприятий, проведенных в учреждениях культуры;

количество творческих коллективов, в состав которых входят инвалиды и лица с ОВЗ;

количество детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, получающих образование в отрасли культуры;

количество образовательных учреждений отрасли культуры, реализующих адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы;

количество бюджетных и внебюджетных средств, направленных на улучшение условий доступности для инвалидов в 2015 году.

По результатам мониторинга:

для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудованы 66% (321 ед.) парков культуры и отдыха; 55% (431 ед.) театральных и концертных организаций; 43% (493 ед.) кинозалов; 36% (862 ед.) музеев; 30% (16 ед.) цирков; 26% (9736 ед.) культурно-досуговых учреждений; 15% (5491 ед.) библиотек; 48% (33 ед.) образовательных учреждений высшего образования отрасли культуры; 34% (76 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 24% (1102 ед.) детских школ искусств;

для инвалидов по зрению - 38% (299 ед.) театральных и концертных организаций; 32% (157 ед.) парков культуры и отдыха; 14% (434 ед.) музеев; 11% (4028 ед.) культурно-досуговых учреждений; 10% (3638 ед.) библиотек; 3,5% (2 ед.) цирков; 29% (20 ед.) вузов; 20% (46 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 14% (646 ед.) детских школ искусств;

для инвалидов по слуху - 43% (208 ед.) парков культуры и отдыха; 37% (289 ед.) театральных и концертных организаций; 25% (746 ед.) музеев; 12% (4650 ед.) культурно-досуговых учреждений; 7% (4 ед.) цирков; 26% (58 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 20% (14 ед.) вузов; 13%
(603 ед.) детских школ искусств. Только 3% (38 ед.) кинозалов имеют оборудование для кинопоказов для инвалидов с нарушениями зрения и слуха;

21% (211 ед.) кинозалов; 16% (131 ед.) театральных и концертных организаций; 6% (154 ед.) музеев; 5% (23 ед.) парков культуры и отдыха и культурно-досуговых учреждений (1713 ед.); менее 1% (292 ед.) библиотек имеют версии интернет-сайтов, в доступных для лиц с нарушением зрения форматах.

В 2015 году для инвалидов и лиц с ОВЗ в театральных и концертных организациях проведено около 40 тыс. мероприятий, при этом инвалиды принимали участие в 8 тыс. мероприятиях. В музеях Российской Федерации были организованы более 7 тысяч экспозиций (например, в музее-заповеднике А.П.Чехова "Мелихово" для лиц с нарушением зрения подготовлено 4 путеводителя по музейным экспозициям с тифлокомментариями. Путеводители выполнены в двух вариантах: с укрупненным контрастным шрифтом и в рельефно-точечном шрифте Брайля).

Инвалиды и лица с ОВЗ входят в состав около 27 тыс. творческих коллективов культурно-досуговых учреждений.

Наличие в учреждениях культуры сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам, станет обязательным с 2016 года
(с момента вступления в силу Порядков обеспечения доступности для инвалидов культурных ценностей и благ). При этом уже в 2015 году указанные сотрудники работали в 30% (2420 ед.) театральных и концертных организаций, 13% (321 ед.) музеев, 4% (1422 ед.) библиотек, 3,5% (2 ед.) цирков.

В 13 субъектах Российской Федерации (в т.ч. Республиках Чувашия, Бурятия, Самарской, Белгородской обл., Санкт-Петербурге, Москве, Пермском и Ставропольском краях и др.) реализуются 54 образовательные программы дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, переподготовки) для педагогических работников и работников учреждений культуры, работающих с лицами с ОВЗ. В течение 2015 г. более 2 тыс. сотрудников отрасли культуры завершили обучение по данным образовательным программам.

Объем бюджетных и внебюджетных финансовых средств, направленных в 2015 г. на создание безбарьерной среды в учреждениях культуры и образовательных организациях, увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2014 г. и составил 1,5 млрд. рублей. Наибольшее количество средств на улучшение условий доступности для инвалидов было выделено в Московской, Калужской, Новосибирской, Волгоградской областях, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе (от 7 млн. до 53 млн. рублей).

В связи с улучшением условий доступности в образовательных учреждениях высшего образования отрасли культуры увеличилось по сравнению с 2014 г. количество обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ (с 0,5% в 2014 г. до 0,6% в 2015 г).

Адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы в области искусств реализуются детскими школами искусств в 45 субъектах Российской Федерации, профессиональными образовательными учреждениями - в 16 субъектах Российской Федерации, вузами - в 13 субъектах Российской Федерации.

В московском кинотеатре "Иллюзион" в целях внедрения тифлокомментирования и субтитрирования российских фильмов Минкультуры России совместно с ОАО "Научно-исследовательский ордена Трудового Красного Знамени кинофотоинститут" размещены разработанные в 2014 г. типовые решения и экспериментальные образцы комплексов аудиовизуальной помощи для инвалидов по зрению и слуху при осуществлении кинопоказа.

В рамках Федеральной целевой программы "Культура России
(2012 - 2018 годы)" в 2015 г. были проведены фестивали, мероприятия в области народного творчества, осуществлены постановки спектаклей, концертных программ, в которых принимали участие инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья. На данные мероприятия в целом было выделено около 10 млн. рублей.

Среди наиболее значимых мероприятий - музыкальный фестиваль "Белая трость", III Международный театральный фестиваль "Одинаковыми быть нам не обязательно", программа "Театр+общество", межрегиональный социально-творческий проект для незрячих и зрячих людей "Рельефы цвета", постановка детского спектакля с сурдопереводом для детей с ограниченными возможностям (Томская обл.).

В числе мероприятий и проектов 2015 г., проведенных подведомственными Минкультуры России учреждениями следует отметить:

Создание многоформатного издания для слепых людей, посвященное постановке пьесы "Дядя Ваня" в московском Театре "У Никитских ворот";

Проведение фестиваля книг, отпечатанных шрифтом Брайля, "Я вижу руками", благодаря которому в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (на ВДНХ) была организована специальная экспозиция книг для слепых и слабовидящих людей;

Проведение международного симпозиума "Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческой реализации личности", в рамках которого работали дискуссионные площадки, состоялись выставки, концерты и мастер-классы;

Реализация научно-образовательных программ, программ творческой реабилитации и социальной адаптации "Печной изразец в искусстве смоленских мастеров XVII-XIX вв.", разработанной с множеством тактильных элементов (Музей-заповедник "Хмелита"), "Светлый мир", "Я приведу музей к тебе!";

Спектакль "Прикасаемые" с участием слепоглухих актеров (организаторы - Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина (Александринский) и Фонд поддержки слепоглухих "Соединение").

Подведомственными Минкультуры России образовательными учреждениями проводились благотворительные концерты и театральные показы для детей и лиц с ОВЗ в домах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах в сотрудничестве с отделами социальной защиты и общественными благотворительными организациями.

В числе значимых мероприятий - Байкальская летняя творческая школа для одаренных детей с ограниченными возможностями по слуху "Байкальские фантазии", фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими заболеваниями "Другие".

В Республике Алтай в рамках ведомственной целевой программы "Формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры" проведена паспортизация и оборудование ряда учреждений культуры необходимыми техническими средствами (тревоженными кнопками, пандусами, поручнями). В Волгоградской области адаптация объектов культуры осуществляется в рамках государственной программы Волгоградской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения Волгоградской области". В Мурманской области реализуется региональная программа "Модернизация учреждений культуры, искусства, образования в сфере культуры и искусства Мурманской области". Программа "Социальная поддержка граждан на 2014 - 2018 годы" с подпрограммой "Доступная среда" разработана в Новгородской, Ленинградской, Иркутской, Вологодской областях и других регионах.

Однако, несмотря на значительную проделанную работу в области нормативно-правового обеспечения, создания условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждениях культуры, проведения реабилитации инвалидов средствами искусства, необходимо:

продолжать работу по созданию условий доступности в учреждениях культуры и образовательных организациях отрасли культуры, предусматривая на этого средства в рамках бюджетного и внебюджетного финансирования;

увеличить количество творческих мероприятий в доступных для инвалидов форматах, в т.ч. экспозиций с возможностью тактильного ознакомления с предметами, спектаклей и иных зрелищных мероприятий с сопровождением субтитрирования и тифлокомментирования.

Работа по созданию условий доступности культурных благ для инвалидов и лиц с ОВЗ требует в дальнейшем совместных усилий федеральных органов власти, органов управления культурой субъектов Российской Федерации и общероссийских общественных организаций инвалидов, негосударственных организаций, предоставляющих услуги в сфере культуры.

Выводы и предложения

Российское общество все больше осознает значимость народной культуры, которая является важнейшей составляющей частью общественно-политической жизни государства, способствует консолидации граждан и взаимопониманию между народами многонациональной России, укрепляет духовную связь поколений.

Работа в сфере социально-культурной деятельности осуществляется с учетом имеющегося уникального опыта, накопленного центрами и домами народного творчества.

В 2016 году Минкультуры России будет решать задачу по обеспечению обратной связи с региональными отраслевыми структурами в форме социально-культурного мониторинга, фиксирующего проблемы и результаты реализации «Основ государственной культурной политики».

В целях пропаганды российского народного искусства за рубежом Минкультуры России будут обеспечены подготовительные мероприятия по проведению в 2020 году в Республике Башкортостан VI Всемирной Фольклориады под эгидой международной организации «Международный Совет организаторов фестивалей фольклора и традиционного искусства – СИОФФ (CIOFF)», являющейся официальным партнером ЮНЕСКО. Также усилится взаимодействие с зарубежными экспертами по привлечению их в состав жюри ключевых всероссийских и международных конкурсов народного творчества, проходящих на территории Российской Федерации.

Будет продолжена работа по развитию клубных учреждений, привлечению граждан страны к участию в работе творческих коллективов, а также подготовлена Концепция клубного дела в Российской Федерации с определением стратегических задач развития каждого из направлений клубной деятельности с учетом многообразия типов учреждений (дома ремесел и фольклора, национально-культурные и этнокультурные центры).

2) объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения ;

3) спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы ;

4) спортивное соревнование - состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту) ;

5) спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов .

II. Обеспечение общей доступности объектов спорта

для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей,

с учетом их особых потребностей

В целях создания доступной среды для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на объектах спорта при проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий рекомендуется обеспечить:

Общую доступность объектов спорта для всех категорий инвалидов;

Соответствующие условия для занятий физической культурой и спортом спортсменов-инвалидов;

Оснащение объектов спорта специальным спортивным инвентарем и оборудованием;

Доступность зоны размещения зрителей.

Проектирование доступных для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей объектов спорта, обеспечивающих процесс социальной интеграции спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей, рекомендуется рассматривать как непрерывный процесс - начиная от разработки первоначальной концепции, задания на проектирование, генерального плана участка и заканчивая этапом разработки рабочей документации. Кроме того, вопросы обеспечения доступности рекомендуется контролировать во время строительства, а также в процессе управления и обслуживания сооружения после его ввода в эксплуатацию.

Основные функциональные зоны и пространства объекта спорта:

1) Парковка, зона посадки/высадки из транспорта.

Спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей прибывают в объекты спорта различными способами - на автомобиле, микроавтобусе, такси, кресле-коляске, велосипеде, пешком, а также на общественном транспорте.

Очень важно, чтобы вход/въезд с проезжей части был четко обозначен, хорошо освещен и имел указатели направления движения до:

Парковки, в особенности специальных парковочных мест;

Места высадки;

Главного входа в спортивное сооружение.

Учитывая, что многие спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей прибывают на объекты спорта на автомобилях, важно предоставить подходящую парковку с незатрудненным доступом от парковки до входа.

Предусмотреть специальные места для транспорта спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

Разместить специальные парковочные места рядом друг с другом и обозначить их местонахождение указателем, расположенным рядом с главным входом в здание;

Обозначить специальные парковочные места наземной разметкой с обозначением, как на поверхности парковки, так и с помощью вертикального знака. Рекомендуется предусмотреть указатели расположения специальных парковочных мест при въезде с проезжей части;

Создать систему управления/наблюдения, чтобы выделенные специальные парковочные места использовались только спортсменами-инвалидами и инвалидами из числа зрителей;

Расположить специальные парковочные места как можно ближе к входу в сооружение. Если пешеходный путь от специальных парковочных мест до входа является открытым, то рекомендуемое расстояние до входа - не более 50 м; его можно увеличить максимум до 100 м, если пешеходный путь имеет укрытие от неблагоприятных погодных условий;

Обеспечить гладкую и ровную поверхность специальных парковочных мест. Не рекомендуется использовать материалы покрытия с несвязанной поверхностью, такие как гравий;

Выход со специальных парковочных мест оборудовать бордюрными пандусами, расположенными в непосредственной близости от них;

Элементы управления шлагбаумом с помощью голоса дублировать альтернативными средствами для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушениями слуха и речи.

Рекомендуется также предусмотреть зону посадки/высадки из транспорта. Место рекомендуется оборудовать укрытием для защиты от неблагоприятных атмосферных условий и расположить в непосредственной близости от главного входа. Рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

Организовать длину пространства зоны посадки/высадки, которая обеспечит загрузку со стороны задней части автотранспортного средства;

Для сооружений меньшего масштаба, в которых устройство места высадки у главного входа может быть непрактичным, рекомендованное расстояние между ближайшим местом высадки и спортивным сооружением - не более 50 м, если пешеходный путь движения к входу не имеет укрытия от неблагоприятных погодных условий.

Для велосипедной парковки рекомендуется создать условия в безопасных местах, вдали от пешеходных дорожек, а также обеспечить защиту велосипедной парковки от неблагоприятных атмосферных условий. На велосипедной парковке рекомендуется организовать места для модифицированных велосипедов и тандемов.

Пешеходные пути движения по участку объекта спорта.

Для того чтобы спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей могли удобно и безопасно передвигаться от места прибытия до входа, рекомендуется уделить большое внимание планировке и деталям дорожек, пандусов, ступенек и поручней. Все маршруты рекомендуется обозначить информационными указателями, в том числе звуковыми и тактильными, для того, чтобы помочь сориентироваться спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушением зрения.

При планировании и организации пешеходных путей движения рекомендуется обращать внимание на следующее:

Для путей следования транспорта и пешеходных дорожек рекомендуется использовать материалы различной фактуры и окраски для их четкого отличия друг от друга;

На территории, прилегающей к объектам спорта, на которых осуществляется тренировочный процесс и проводятся соревнования и мероприятия, правила которых предусматривают использование специальных спортивных кресел-колясок, маршрут движения от места высадки, автомобильной парковки или входа на территорию объекта спорта к входу рекомендуется организовать и подробно описать таким образом, чтобы предоставить легкий доступ спортсмену-инвалиду и инвалиду из числа зрителей, перемещающемуся на кресле-коляске и толкающему его перед собой;

Элементы благоустройства и малые архитектурные формы, такие как фонари, урны для мусора, вазоны с цветами, скамейки не рекомендуется размещать на пути следования;

Во всех местах, где плавное изменение уровня высоты по пути движения происходит больше, чем на высоту, эквивалентную высоте одной ступени, рекомендуется предусмотреть альтернативный способ преодоления перепада высот с помощью ступеней;

Тщательно подбирать материалы дорожных покрытий. Они могут иметь различные звуковые или тактильные характеристики и, при должном использовании этих характеристик, а также цветовой гаммы, помогут определить местоположение по пути следования для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения;

Там, где пешеходные дорожки пересекаются с велосипедными, рекомендуется предусмотреть предупреждающие и направляющие элементы информирования для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения. Рекомендуется убедиться, что на пути к точкам перехода отсутствуют помехи или препятствия, представляющие опасность, например, ограждающие решетки;

Тщательно спланированные насаждения помогут спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушением зрения сориентироваться, используя цветовые и обонятельные характеристики, а в некоторых случаях станут для них ключевыми ориентирами;

По путям следования, расположенным на ровной поверхности, рекомендуется предусмотреть места для отдыха на расстоянии не более 50 м друг от друга для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Обеспечить в зоне выгула легко очищаемое покрытие, проводить регулярную санитарную обработку этой зоны;

Разработать процедуры обслуживания для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с собаками-проводниками;

Освободить зону выгула от мусора, стекла и других опасных предметов;

Предусмотреть возможность уборки зоны выгула силами работников эксплуатационной службы объекта спорта.

Вход оборудовать ровной площадкой непосредственно перед входной дверью, чтобы сделать вход доступным для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на креслах-колясках;

Обеспечить универсальную доступность входа для всех;

Расположить входные двери в сочетании с направлением пути подхода;

В случае если на входе предусмотрена установка рамочных металлоискателей, предусмотреть альтернативный путь движения мимо рамки;

В случае использования дренажных и грязесборных решеток с продольными отверстиями располагать их таким образом, чтобы отверстия были ориентированы перпендикулярно к ходу движения;

Обеспечить размер входного вестибюля, чтобы спортсмен-инвалид и инвалид из числа зрителей в кресле-коляске мог толкать его перед собой;

Для того чтобы предотвратить проникновение в здание влаги, во входном вестибюле предусмотреть чистящую поверхность/коврик, находящиеся в углублении. Не рекомендуется использовать коврики из кокосового волокна и похожих материалов.

Одним из важных элементов входной группы является зона приема и регистрации спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей. При планировании этой зоны целесообразно учитывать следующие рекомендации:

Обеспечить понятную и логичную планировку зоны приема и регистрации и свести к минимуму необходимость использования информационных знаков и указателей для определения необходимого маршрута движения;

Для обеспечения хорошей видимости стойки регистрации продумать расположение стойки и использовать цвета и освещения, подчеркивающие ее наличие;

Персоналу, работающему за стойкой регистрации, обеспечить хороший обзор входа;

Если установлены турникеты, рекомендуется обеспечить наличие пропускной калитки, чтобы можно было обеспечить доступный вход для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на креслах-колясках. Калитку рекомендуется оборудовать электроприводом;

Лифт, лестницу и таксофон разместить неподалеку от стойки регистрации и обеспечить хорошую их видимость. Если невозможно разместить эти элементы в пределах прямой видимости, то их местонахождение рекомендуется обозначить указателями;

Организовать акустические условия в зоне регистрации, способствующие ясному пониманию речи, в особенности при общении с персоналом, который находится за стойкой регистрации. Важно в зоне регистрации твердые отражающие поверхности, такие как стекло, акустически сбалансировать с более мягкими звукопоглощающими поверхностями, такими как потолки, ковры и занавески;

Организовать стойку администратора так, чтобы условия размещения и обслуживания спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей были комфортными. Рекомендуется учесть особые потребности спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей, пользующихся креслами-колясками, а также с нарушением слуха или зрения;

Обеспечить визуальное отличие верхней горизонтальной и передней поверхности стойки друг от друга для того, чтобы помочь спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушением зрения определить положение края стойки;

Экраны и решетки могут помешать эффективной коммуникации между персоналом и спортсменом-инвалидом или инвалидом из числа зрителей, поэтому их рекомендуется использовать только в том случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности;

Предусмотреть наличие индукционных контуров для обеспечения помощи спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушениями слуха. При этом зону, оборудованную индукционным контуром, рекомендуется визуально обозначить международным символом. Индукционный контур рекомендуется расположить таким образом, чтобы быть доступным в зоне расположения пониженной секции стойки;

Предусмотреть надежное и безопасное место отдыха для собак-проводников, которое может быть расположено рядом с зоной, где находится стойка администратора.

Внутренние пути движения в объектах спорта.

Внутренние пути движения в объектах спорта могут быть горизонтальными и вертикальными.

При организации путей движения в объекте спорта целесообразно учитывать следующие рекомендации:

Использовать визуально отличающийся цвет поверхности пандуса от цвета горизонтальной площадки, чтобы спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей с нарушениями зрения знали о приближении к пандусу;

Прочно закреплять противоскользящую поверхность пандусов;

Обеспечить отличие по цвету и яркости предохранительной оковки каждой ступени лестниц от примыкающей к ней ступени и обеспечить противоскользящие свойства;

Обеспечить горизонтальный выход поручней за пределы начала и конца лестничного марша или пандуса минимум на 0,3 м;

Колонны, опоры или иные препятствия обозначить и/или оградить;

Коридоры освободить от препятствий, расположенных на путях движения;

Углы на стыках стен в местах смены направления или соединения коридоров сделать скошенными или закругленными;

В концах коридора не использовать остекление;

Избегать небольших изменений уровня в пределах одного этажа. Однако, там, где эта мера не может быть практически реализована, все пандусы и ступеньки рекомендуется правильно спроектировать;

Избегать использования блестящих полированных материалов, которые могут создавать блики и отражения и отрицательно повлиять на безопасность перемещения по лестнице;

Открытые пространства под лестницами освободить от опасных элементов, могущих привести к травме, либо огородить;

Использовать цвет поручня, отличающийся от цвета прилегающих поверхностей и контрастный по отношению к ним, для того, чтобы его можно было легко заметить спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушением зрения;

Все поручни надежно закрепить;

Количество дверей в здании свести к минимуму, так как двери затрудняют передвижение внутри здания;

При использовании двойных дверей организовать, по крайней мере, одну створку, ширина которой обеспечивает свободный проезд спортсмена-инвалида и инвалида из числа зрителей на кресле-коляске без необходимости открывания второй створки;

Все двери располагать таким образом, чтобы у стены со стороны двери, открывающейся на себя (со стороны защелки), было обеспечено свободное пространство не менее чем 0,3 м;

Створки дверей оборудовать прозрачными вставками во избежание столкновений;

Стеклянные двери могут представлять опасность для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушениями зрения. Стеклянные двери рекомендуется четко обозначить с помощью контрастных маркеров: полос, желтых кругов или цветных логотипов;

Важно, чтобы спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей с нарушениями зрения могли легко идентифицировать дверь. Самый эффективный способ достичь этого - сделать цвет двери отличающимся от цвета стены;

В случае если для того, чтобы дверь оставалась закрытой, необходимо установить дверную защелку или замок, а не фиксатор, рекомендуется использовать дверную ручку рычажного типа. Рекомендуется избегать использования круглых дверных ручек, потому что они трудны в эксплуатации для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением двигательных функций кистей рук;

Использовать дверные ручки, контрастно отличающиеся по цвету от цвета поверхности двери;

Не использовать "средства аварийного открывания дверей, для активации которых требуется разбить стекло", т.к. они будут являться препятствием для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

Если используется кабины лифта минимального размера, то рекомендуется рассмотреть возможность оборудования кабиной с двусторонним открыванием дверей, чтобы можно было войти и выйти из кабины лифта не разворачиваясь. В противном случае рекомендуется на задней стене кабины лифта расположить зеркало, чтобы спортсмен-инвалид и инвалид из числа зрителей на кресле-коляске мог видеть пространство позади себя, выезжая из кабины лифта;

Кабину лифта оборудовать звуковой и визуальной индикацией этажей, а также открытия/закрытия дверей;

Использовать кнопки панели управления кабиной лифта, четко различимые, легкие в управлении и доступные для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей в креслах-колясках. Кнопки рекомендуется оборудовать тактильной индикацией чисел и символов;

Внутри кабины лифта панель управления расположить на боковой стене;

Чрезвычайно важно обеспечить точное выравнивание пола кабины лифта с каждым уровнем;

Использовать систему аварийной связи в кабине лифта, включающую индуктивные элементы связи для помощи спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей, пользующимся слуховыми аппаратами.

Если в существующем объекте спорта установка пассажирского лифта невозможна, то целесообразна установка вертикальных подъемников для перемещения между уровнями. Такого рода подъемники будут особенно полезны при адаптации существующих объектов спорта, имеющих значительный перепад уровней высот, на которых необходима организация большого количества пандусов. Однако учитывая, что подъемники имеют ограниченную площадь платформы и поэтому могут разместить только одного спортсмена-инвалида и инвалида из числа зрителей на кресле-коляске, они не подходят для использования на объектах спорта с большим количеством спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на креслах-колясках.

Рекомендуется обеспечить доступность рекреационных зон для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей. Все коридоры и двери, ведущие в зоны отдыха, предприятий общественного питания, предприятий розничной торговли, предоставления иных сервисных услуг, рекомендуется адаптировать для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей.

Места отдыха.

Обеспечить места для размещения сидя в любых зонах ожидания (или там, где возможно скопление очереди);

Располагать места для размещения сидя таким образом, чтобы спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей на креслах-колясках не создавали препятствие на общих путях передвижения;

Предусмотреть несколько мест с высотой сиденья 0,45 м - 0,475 м, в случае если предусмотрены посадочные места с низким расположением сиденья;

Предусмотреть сиденья как с подлокотниками, так и без них;

Использовать сиденья, визуально выделяющиеся на фоне окружающих поверхностей.

Предприятия общественного питания.

При организации мест общественного питания целесообразно учитывать следующие рекомендации:

Использовать мебель устойчивую, но при этом обеспечить возможность передвижения мебели в случае необходимости;

Рассмотреть возможность использования столов с ножками, расположенными по углам, а не с центральной опорой. Рекомендуемая высота свободного пространства под столешницей - минимум 0,75 м, чтобы спортсмен-инвалид и инвалид из числа зрителей на кресле-коляске мог свободно подъехать к столу.

При организации стоек обслуживания предприятий общественного питания рекомендуется:

Обеспечить доступность барных стоек и стоек самообслуживания;

Предусмотреть пониженную секцию высотой не более 0,85 м, свободным пространством для ног не менее 0,75 м (ширина) x 0,75 м (высота) x 0,49 м (глубина). Рекомендуемая ширина такой секции - не менее 1 м. Тем не менее, важно, чтобы горячие поверхности не соседствовали с пониженными секциями, для исключения возможности случайного прикосновения к ним.

Оборудовать по возможности зоны обслуживания индукционными контурами;

Контролировать естественный свет, проникающий в зону обслуживания, и искусственное освещение таким образом, чтобы избежать ослепительного света. Рекомендуется избегать использования больших блестящих поверхностей, которые могут создать блики и вызвать дезориентацию и дискомфорт у спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения, а также создать неудобства для спортсменов-инвалидов и инвалидов с нарушением слуха при чтении по губам.

Автоматы по продаже еды и напитков рекомендуется использовать оборудованные информационными дисплеями и имеющие понятные инструкции. Рекомендуется монето- и купюроприемник расположить на уровне не выше, чем 1,2 м от уровня пола, а также обеспечить достаточное свободное пространство перед автоматом для разворота спортсменов-инвалидов и инвалидов на креслах-колясках.

III. Обеспечение доступа спортсменов-инвалидов

В ходе физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий спортсменам-инвалидам рекомендуется обеспечить доступ и условия комфортного безопасного пребывания к специализированным помещениям.

В местах, где соревнования по видам спорта, в которых используются кресла-коляски, проводятся нечасто, рекомендуется сделать некоторые скамьи разборными, чтобы, при необходимости, временно предоставить дополнительное место для передвижения спортсменов-инвалидов на креслах-колясках.

На объектах спорта предусматриваются "буферные" раздевальные для того, чтобы обеспечить места для переодевания в периоды наибольшей загруженности. "Буферные" раздевальные могут быть использованы в качестве мест для переодевания спортсменов-инвалидов (если эти зоны не требуются для общего переодевания).

Если имеется большое количество блоков со шкафчиками, то рекомендуется обеспечить некоторую форму помощи в ориентации. Например, используя очень яркие цветовые контрасты и/или символы, а также дублируя эту меру как часть ключевого проектирования, применяя зонирование с помощью цвета.

Подъемники.

Особое внимание рекомендуется уделить подъемникам, которыми могут быть оборудованы раздевальные. Для многих спортсменов-инвалидов процесс пересадки из своего кресла-коляски и на него может быть осуществлен только с помощью подъемника, расположенного в раздевальной.

Существует два основных вида подъемников: потолочные подъемники и мобильные подъемники. Если возможна установка потолочного подъемника, рекомендуется использовать именно этот тип, потому что потолочным подъемником пользоваться легче, чем мобильным. Кроме того, потолочный подъемник нельзя убрать из помещения, в котором он нужен.

Потолочные подъемники перемещаются вдоль фиксированных рельсов, поэтому они являются менее универсальными в использовании, чем мобильные системы. Тем не менее, они не занимают место на полу, как это делают мобильные подъемники. Потолочными подъемниками также легче воспользоваться.

Мобильные подъемники не требуют установки рельсов; они являются более универсальными в использовании. Тем не менее, личному помощнику будет труднее ими воспользоваться. Их не рекомендуется использовать при перемещении на большие расстояния. Для мобильного подъемника также понадобится место для хранения, когда он не будет использоваться.

Важно убедиться, что подъемник имеет достаточную мощность для подъема самых тяжелых спортсменов-инвалидов, рабочую зону для подъема, свободную от любых преград, а также, вероятно, возможность поднять спортсмена-инвалида с пола в случае экстренной необходимости, хотя это рекомендуется предоставить квалифицированному медицинскому персоналу.

При использовании обоих типов подъемников применяются подъемные ремни.

Санитарно-бытовые помещения.

Двери доступных туалетных кабин рекомендуется оборудовать легко передвигаемыми задвижками, рассчитанными на спортсменов-инвалидов с нарушенными моторными возможностями, и, если потребуется, закрываться автоматически. Рекомендуется использовать контрастный цвет фурнитуры, применяемой для открывания двери, по отношению к поверхности двери.

Применение поворотных замков на дверях туалетных кабин не рекомендуется, поскольку такие замки в использовании требуют хороших моторных навыков, если они не дополнены ручками с фланцами.

Унитаз рекомендуется оснастить надежно закрепленной крышкой, которая фиксируется в положении с отклонением 10 - 15° от вертикали и которая может использоваться в качестве опоры для спины. При отсутствии крышки или бачка рекомендуется предусмотреть опору для спины.

Унитаз рекомендуется оснастить электронным автоматически управляемым смывом или ручным управлением смыва на стороне, с которой осуществляется посадка на унитаз. Ручки смыва унитаза рекомендуется располагать на стороне, с которой осуществляется посадка на унитаз. Это исключает необходимость тянуться к унитазу, чтобы привести в действие смывное устройство.

Унитазы рекомендуется оснастить "L"-образными поручнями, состоящими из горизонтального и вертикального элементов длиной 750 мм, установленных с горизонтальным элементом на высоте 230 мм над сиденьем унитаза так, чтобы вертикальный элемент располагался на расстоянии 150 мм перед сиденьем.

Раздатчики туалетной бумаги рекомендуется устанавливать на высоте приблизительно на 50 - 100 мм ниже средней точки бокового поручня, но не ниже 600 мм над полом для легкого доступа из сидячего положения. Рекомендуется использовать раздатчики контрастного цвета по отношению к стене.

Кроме того, в зонах, предназначенных для спортсменов-инвалидов, рекомендуется устанавливаться обычные открытые раздатчики рулонного типа, поскольку они требуют минимальных моторных навыков для работы.

Душевые и зоны умывальников.

Раковины умывальников, предназначенные для использования спортсменами-инвалидами, рекомендуется оснастить столиком или расположенной рядом с ними полкой.

Рекомендуется использовать простые в использовании раздатчики бумажных полотенец, которые приводятся в действие рычагом или не требуют применения рук. Раздатчики рекомендуется устанавливать так, чтобы к ним обеспечивался легкий доступ от раковины. Установка на противоположной стене не рекомендуется.

Рекомендуется использовать автоматические краны бесконтактного типа. Минимальным требованием является установка одиночного крана с рычажной рукояткой и термостатом. Применение кранов с раздельным управлением для горячей и холодной воды не рекомендуется.

Доступную душевую зону рекомендуется оснастить переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, расположенным на высоте не более 480 мм от отметки основания пола душа, центр которого располагается на расстоянии 500 мм от прилегающей стены. Рекомендованная глубина сиденья - не менее 480 мм, длина - 850 мм, рекомендуется использовать водонепроницаемые сидения с легко очищающейся обивкой.

Рекомендуется предусмотреть ручной душ, с точками крепления, расположенными таким образом, чтобы обеспечивался легкий доступ к душу из сидячего положения. Рекомендованная длина шланга душа - не менее 1500 мм.

Душевую зону рекомендуется оснастить поручнями размером не менее 750 мм на 900 мм, установленными горизонтально так, чтобы осевая линия поручня располагалась на высоте 850 мм над полом душа, а сторона длиной 750 мм располагалась вдоль стены, на которой установлено сиденье.

Бассейны.

Предусмотреть наличие съемных помостов для перекрытия ножных ванн при перемещении спортсменов-инвалидов на креслах-колясках из душевых зон в зону чаши бассейна;

Предусмотреть установку желоба или специальных подъемников для безопасного спуска в воду спортсменов-инвалидов, чья подвижность целиком зависит от ортопедических устройств;

Край ванны бассейна по всему периметру выделить полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к обходной дорожке;

Предусмотреть специальные тактильные полосы на обходных дорожках в ванных бассейнов, где возможны занятия спортсменов с нарушением зрения.

Ледовые арены.

Для проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по хоккею-следж рекомендуется предусмотреть на пути движения от раздевальных к ледовой арене установку дорожек из пластикового льда шириной не менее 900 мм, либо предусмотреть перед выходом на ледовую арену места (помещение) для хранения кресел-колясок во время игры.

При необходимости предусмотреть укладку пластикового льда в раздевальных;

Использовать раздевальные и санузлы, предназначенные для спортсменов-инвалидов, либо переоборудовать имеющиеся раздевальные и санузлы для спортсменов-инвалидов;

При проведении соревнований по следж-хоккею на льду произвести трансформацию хоккейного борта, установив в зонах боксов со скамейками для запасных игроков и боксов со скамейками оштрафованных игроков прозрачные секции борта;

Обеспечить ширину калиток борта для выхода на лед запасных и оштрафованных игроков не менее 0,91 м;

Обеспечить перепад высоты между полом боксов запасных и оштрафованных игроков и ледовой поверхностью не более 0,019 м;

В качестве напольного покрытия боксов со скамейками для запасных игроков и боксов со скамейками штрафников предусмотреть пластиковый лед либо иной материал, не повреждающий лезвия салазок;

Во время тренировочного процесса могут быть использованы обычные хоккейные коробки, при этом запасные игроки сидят в игровой зоне у борта в зоне боксов для запасных игроков.

Для проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по керлингу на колясках рекомендуется обеспечить беспрепятственный доступ на игровую площадку (рекомендуется обеспечить открывание части борта таким образом, чтобы спортсмен-инвалид мог самостоятельно переместиться в игровую зону).

Обеспечить ровный выход на лед;

Любые вспомогательные конструкции оборудовать защитными средствами во избежание возможных травм и повреждений спортсменов-инвалидов;

Рядом с игровой зоной расположить специально оборудованные доступные туалеты, помещения для обогрева спортсменов-инвалидов.

IV. Обеспечение доступа инвалидов из числа зрителей

к физкультурным мероприятиям и спортивным мероприятиям

При планировании мест размещения инвалидов из числа зрителей рекомендуется учитывать следующее:

Места для размещения инвалидов из числа зрителей на креслах-колясках располагать, равномерно распределив в различных секторах трибун. Это позволяет зрителям выбрать желаемый сектор обзора арены и ценовую категорию билетов;

Места для инвалидов из числа зрителей в креслах-колясках располагать в пределах общей посадочной зоны, чтобы сопровождающие могли сидеть рядом в непосредственной близости;

Места для инвалидов из числа зрителей располагать таким образом, чтобы данная категория граждан не чувствовали себя отрезанными от остальных зрителей;

Желательно рассмотреть возможность обеспечения пространства для собак-поводырей рядом со своими владельцами, избегая при этом блокировки путей перемещения;

Для стимулирования дополнительного спроса во время проведения соревнований по спорту инвалидов предусмотреть возможность увеличения количества мест для инвалидов из числа зрителей в креслах-колясках путем демонтажа или трансформации сидений;

Обеспечить инвалидам из числа зрителей в креслах-колясках полный обзор действия, как минимум до края игровой площадки;

Предусмотреть наличие поручней для доступа по ступенькам в помощь самостоятельно передвигающимся инвалидам из числа зрителей;

Барьеры, балюстрады, поручни и колонны расположить так, чтобы они не загораживали обзор;

Использовать на объекте систему оповещения зрителей, дополненную соответствующими ассистивными средствами для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением слуха. Например, индукционным контуром и/или визуальными текстовыми дисплеями;

Предусмотреть возможность комментирования хода соревнований или массовых мероприятий для инвалидов из числа зрителей с нарушениями зрения. Для этого в определенных местах рекомендуется разместить гнезда для специальных наушников или использовать систему на основе инфракрасного излучения или внутриобъектового FM-радиовещания.

При создании временных посадочных мест рекомендуется также принять во внимание особенности проектирования открытых трибун. Например, платформа, расположенная на возвышении, и секция пандуса могут быть встроенными в нижние секции открытых трибун с выдвижными местами.

V. Предоставление информации спортсменам-инвалидам

и инвалидам из числа зрителей

Использование средств информирования, соответствующих особенностям спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

Своевременное распознавание ориентиров на территории объектов спорта и при проведении спортивного мероприятия;

Точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;

Возможность эффективной ориентации для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей как в светлое, так и в темное время суток;

Возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования спортсмена-инвалида и инвалида из числа зрителей по объекту спорта и его участку.

Спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей рекомендуется предоставлять следующую информацию:

Места общего пользования, доступные для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

Парковки для транспорта спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

Схема размещения мест для инвалидов из числа зрителей;

Правила поведения во внештатных ситуациях;

Место нахождения медицинского пункта;

Соблюдение правил техники безопасности;

Квалификация обслуживающего персонала;

Схема прибытия на объект спорта, в том числе на общественном транспорте;

О правилах личной безопасности;

О факторах травматизма и риска для здоровья.

Система средств информации зачастую формирует первое впечатление спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей об объекте спорта и (или) физкультурном мероприятии, спортивном мероприятии. Информация об объекте спорта и (или) физкультурном мероприятии, спортивном мероприятии может быть предоставлена различными способами: с помощью информационных знаков и указателей, печатных материалов (брошюры, буклеты, расписания соревнований, правила поведения), интернет-ресурсов, звуковой информации, таксофонов. При создании средств информации рекомендуется учитывать потребности спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей, в том числе с нарушением слуха и зрения.

Для облегчения ориентации спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на объекте спорта и (или) на физкультурном мероприятии, спортивном мероприятии рекомендуется широко использовать доступные информационные устройства, средства и системы, в частности:

Визуальные средства отображения информации (указатели, таблички, стенды, табло, большие экраны, дисплеи), в том числе средства, дублирующие звуковую информацию, и устройства сурдоперевода для инвалидов с нарушением слуха;

Звуковые средства воспроизведения информации (речевые синтезаторы, громкоговорители, репродукторы), в том числе устройства звукового дублирования визуальной информации для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения;

Тактильные средства отображения информации (указатели, таблички, выполненные рельефным шрифтом или шрифтом Брайля);

Визуальные средства сигнализации (графические средства сигнализации, световые сигнальные устройства, цветовые сигнальные устройства, в том числе сигнальные цвета, цветовая разметка, контрастные цветовые полосы);

Звуковые средства сигнализации (звуковые сигнальные устройства уведомляющей сигнализации, в том числе речевые оповещатели, звуковые маяки, а также звуковые сигнальные устройства аварийной и предупреждающей сигнализации);

Тактильные средства сигнализации (тактильные разметки, тактильные полосы, тактильные покрытия, искусственные плавные подъемы, уклоны и обочины, а также вибрационные сигнализаторы, тактильные вибраторы);

Средства односторонней связи (громкоговорители, акустические системы громкоговорящей связи, микрофоны, ларингофоны, наушники);

Средства двусторонней связи (громкоговорящие средства связи, текстовые средства связи, в том числе с "бегущей строкой", факсимильные аппараты, таксофоны).

При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения рекомендуется учитывать ряд моментов:

Расстояние, с которого сообщение и (или) визуальная информация могут быть эффективно восприняты;

Углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации;

Ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения;

Соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;

Зоны досягаемости для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей, перемещающихся на креслах-колясках;

Зоны досягаемости для тактильной трости спортсменами-инвалидами и инвалидами из числа зрителей с нарушением зрения;

Исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень.

Информационные знаки и указатели.

У значительной части спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей имеются сенсорные нарушения (например, нарушение слуха или нарушение зрения). С целью обеспечения их самостоятельного передвижения на объекте спорта и (или) на физкультурном мероприятии, спортивном мероприятии рекомендуется создать понятную систему информационных знаков и указателей.

Применяемые информационные знаки и указатели рекомендуется объединить в единую систему средств информации с целью обеспечения ориентирования в пространстве, выбора маршрутов движения к определенным зонам и помещениям:

Остановки общественного транспорта;

Специальных парковочных мест;

Входа/выхода;

Стойки администратора;

Кассы;

Трибуны, сектора, места, ряда, VIP-ложи, мест для инвалидов из числа зрителей в зрительской зоне;

Медпунктов;

Раздевальных;

Пунктов охраны правопорядка;

Точек торговли и предприятий общественного питания;

Общественных туалетов и туалетов для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

Ложи прессы, зала для пресс-конференций, пресс-центра, кабины комментаторов, интернет-кафе;

Путей эвакуации.

Также указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу, рекомендуется предусматривать в следующих местах, недоступных для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей: входы в здание, недоступные общественные туалеты, душевые, ванные, лифты, выходы и лестницы.

В целях обеспечения доступности информационных знаков и указателей для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной функции там, где это целесообразно, рекомендуется использовать указатели и знаки, содержащие информацию в следующих форматах: визуальный, рельефный шрифт и шрифт Брайля, звуковой. Также для обеспечения понимания обозначений представителями других государств рекомендуется размещать указатели на русском и английском языках.

При размещении информационных знаков и указателей рекомендуется учитывать следующее:

Расположение информационных знаков является особенно важным для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения, поэтому при размещении информационных знаков рекомендуется создать условия, при которых спортсмен-инвалид и инвалид из числа зрителей с нарушением зрения смог бы подойти как можно ближе к знаку, чтобы рассмотреть его или прочитать с помощью осязания;

Располагать и использовать стиль информационных знаков и указателей, идентичные в пределах сооружения или комплекса;

Там, где это возможно, информационные знаки располагать на стенах, примерно на уровне глаз, использовать знаки с рельефными символами, выпуклыми пиктограммами и стрелками направления;

По возможности, на путях движения избегать использования информационных знаков с креплением к потолку;

Информационные знаки с обозначением помещений, за исключением туалетов, располагать на стене у передней кромки двери для того, чтобы информационный знак был виден даже в том случае, если дверь открыта;

Настенные информационные доски, схемы этажей располагать на площадках перед лифтами, на лестничных площадках и других пересечениях путей движения. План объекта рекомендуется расположить на видном месте напротив входа;

Избегать размещения на путях движения информационных знаков, выполненных на "досках-мольбертах" или других складных конструкциях, поскольку они могут представлять собой опасность для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушениями зрения;

Обеспечить соответствующий уровень освещения в местах размещения информационных указателей. Рекомендуется избегать затемненных зон без дополнительного освещения;

Не только при размещении информационных знаков и указателей, но при их разработке большое внимание уделить контрастности как надписей по отношению к фону таблички, так и фона таблички по отношению к прилегающей поверхности.

При проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий для информирования спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей целесообразно применять акустические (звуковые) системы. Для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением слуха рекомендуется предусмотреть наличие вспомогательных слуховых устройств, службы сурдопереводчиков.

(И з в л е ч е н и я)

3. При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее).

Предложения по благоустройству придомовой территории в части детской спортивно-игровой инфраструктуры, утвержденные Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 42053-ИБ/14

(И з в л е ч е н и я)

Все площадки должны быть обеспечены подъездами для инвалидов либо пандусами.

В проектах рекомендуется предусматривать условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения - инвалидов (далее МГН) по участку к зданию или по территории детской игровой или спортивной площадки с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время эксплуатации.

Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения.

Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602.

Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

Рекомендации по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и инвентаря при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися, разосланные Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.10.2013 № ВК-710/09

Театры, музеи, киноконцертные залы, галереи и любые другие объекты культурного значения должны быть доступны всем людям, вне зависимости от их физических возможностей. Данная категория учреждений предусматривается программой Доступная Среда и обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории. Эти меры необходимы для доступа людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, для людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.

Адаптация территории: с чего начать?

Сама задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложностей. Инструкций и нормативов, которые могли бы стать руководством «к действию» нет, к тому же каждое здание имеет свои нюансы и технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.

Прежде всего, нужно определиться с оборудованием для адаптации самого здания и территории вокруг. При составлении списка оборудования важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

В качестве примера – список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для учреждений культуры по программе Доступная Среда:

  • подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
  • травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • специальные места парковки для инвалидов;
  • кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.

Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации учреждения культуры, на приведенную примерную концепцию оборудования объекта можно уверенно опираться.

Адаптация учреждений культуры: на что обратить внимание?

Для того чтобы культурные и социально-значимые объекты могли посещать люди с ограниченными физическими возможностями, требуются комплексные меры по адаптации. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:

  • подъем на сцену. Помимо лестниц необходимы подъемники на сцену и поручнями или специальные пандусы (стационарные или мобильные);
  • зрительный зал. Должны быть предусмотрены системы помощи инвалидам по слуху (например, индукционная петля).

Театры, музеи, киноконцертные залы, галереи и любые другие объекты культурного значения должны быть доступны всем людям, вне зависимости от их физических возможностей. Данная категория учреждений предусматривается программой Доступная Среда и обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории. Эти меры необходимы для доступа людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, для людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.

Адаптация территории: с чего начать?

Сама задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложностей. Инструкций и нормативов, которые могли бы стать руководством «к действию» нет, к тому же каждое здание имеет свои нюансы и технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.

Прежде всего, нужно определиться с оборудованием для адаптации самого здания и территории вокруг. При составлении списка оборудования важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

В качестве примера – список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для учреждений культуры по программе Доступная Среда :

  • подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
  • травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием ;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • специальные места парковки для инвалидов ;
  • кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.

Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации учреждения культуры, на приведенную примерную концепцию оборудования объекта можно уверенно опираться.

Адаптация учреждений культуры: на что обратить внимание?

Для того чтобы культурные и социально-значимые объекты могли посещать люди с ограниченными физическими возможностями, требуются комплексные меры по адаптации. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:

  • подъем на сцену. Помимо лестниц необходимы подъемники на сцену и поручнями или специальные пандусы (стационарные или мобильные);
  • зрительный зал. Должны быть предусмотрены системы помощи инвалидам по слуху (например, индукционная петля).

Необходимое оборудование

Остались вопросы? Просто позвоните нам – и мы поможем вам решить любую задачу с адаптацией вашего объекта!

Наши клиенты

    Приложение. Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения

Приказ Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. N 2400
"Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения"

Руководствуясь пунктом 9 Приложения N 4 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2060; 2015, N 9, ст. 1331), а также в целях создания условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества наравне с другими приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В. Аристархова.

В.Р. Мединский

Определены требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

Речь идет о музеях, библиотеках, кинотеатрах и других учреждениях. Они предоставляют инвалидам возможность самостоятельно или с помощью сотрудников передвигаться по территории объекта. Оборудуются в соответствии с установленными требованиями санитарно-гигиенические помещения, дублируется звуковая и зрительная информация, участвует сурдопереводчик и тифлосурдопереводчик.

Музеи дополнительно организовывают спецвыставки для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции, проводят экскурсии с помощью специально обученных специалистов.

У библиотек, помимо прочего, должны быть аппаратно-программные комплексы (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь), увеличители, тифлофлэшплееры для чтения цифровых "говорящих" книг.

Кинотеатры размещают инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах, применяют тифлокомментирование и др.

Приказ Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. N 2400 "Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения"


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования