Психология является наукой о фактах, механизмах и закономерностях психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека.

Предметом психологии является изучение "психики", "психического". Психология всегда рассматривала проблему психического развития как одну из центральных.

От ответа на вопросы "Как возникает психика? Что определяет ее развитие?" зависит и теоретический, и практический фундамент психологии. Еще в рамках философских концепций высказывались противоположные взгляды на природу психики.

Одни ученые отдавали предпочтение среде как источнику психического и отрицали роль врожденных, биологических факторов в психическом развитии человека; другие, наоборот, считали, что природа - идеальный творец, и дети с рождения наделены "хорошей" природой, нужно лишь довериться ей, не мешать естественному развитию. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.

Развитие психики человека непрерывно в течение жизни. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика.

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления - биологизаторское и социологизаторское.

Современная психология развития отказалась от противопоставления биологических и средовых (социальных, культурных) факторов в пользу понимания важности и тех и других в психическом развитии человека.

Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

Активность развития являет собой взаимодействие человека, его наследственности с окружающей действительностью, обществом. Именно в последних двух и происходит это развитие. Так, активность ребенка проявляется в его поступках, которые он выполняет по просьбе взрослых, в манере поведения и в самостоятельных действиях.

Генетической предрасположенностью выступает биологический фактор психического развития человека. Последний подразделяется на наследственность (организм в поколении за поколением повторяет сходные черты индивидуального развития, личностные задатки), врожденность (выступает особенность психологического развития, что присуще человеку от рождения).

Окружающая действительность. В это понятие следует включить как природные, так и социальные условия, при которых формируется человеческая психика. Важнейшим является влияние социума. Ведь в обществе, среди людей при общении с ними индивид развивается.

Если говорить не только о факторах, но и о закономерностях психического развития личности, стоит отметить, что неравномерность такого развития обусловлена тем, что каждое психическое свойство состоит из стадий (подъема, накопления, падения, относительного покоя и повторения цикла).

Темп психического развития меняется на протяжении всей жизни. Так как оно состоит из стадий, то, когда появляется новая, более высокая стадия, предыдущие остаются в виде одного из уровней новосоздавшейся. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.

К условиям, что определяют психического развитие каждого человека, относятся:

  • 1. Общение малыша с взрослым поколением выступает способом познания как самого себя, так и окружающих. Ведь в данном случае взрослые являются носителями социального опыта. Вместе с тем различают такие виды общения:
    • -ситуативно-личностное, проявляемое до 6 месяцев;
    • -деловое (к концу первого года жизни младенца);
    • -познавательное, проявляемое в период речевого развития малыша;
    • -оценочное (в период, когда ребенку 5 лет);
    • -внеситуативно-деловое выражается в момент обучения.
  • 2. Функционирование мозга, что колеблется в пределах нормы.

На психическое развитие каждого человека влияет ряд факторов, главными из которых являются следующие: активность развития личности, генетическая предрасположенность, окружающая действительность, и обучение.

Факторы и закономерности психического развития

  1. Активность развития являет собой взаимодействие человека, его наследственности с окружающей действительностью, обществом. Именно в последних двух и происходит это развитие. Так, активность ребенка проявляется в его поступках, которые он выполняет по просьбе взрослых, в манере поведения и в самостоятельных действиях.
  2. Генетической предрасположенностью выступает биологический фактор психического развития человека. Последний подразделяется на наследственность (организм в поколении за поколением повторяет сходные черты индивидуального развития, личностные задатки), врожденность (выступает особенность психологического развития, что присуще человеку от рождения).
  3. Окружающая действительность. В это понятие следует включить как природные, так и социальные условия, при которых формируется человеческая психика. Важнейшим является влияние социума. Ведь в обществе, среди людей при общении с ними индивид развивается.

Если говорить не только о факторах, но и о закономерностях психического развития , стоит отметить, что неравномерность такого развития обусловлена тем, что каждое психическое свойство состоит из стадий (подъема, накопления, падения, относительного покоя и повторения цикла).

Темп психического развития меняется на протяжении всей жизни. Так как оно состоит из стадий, то, когда появляется новая, более высокая стадия, предыдущие остаются в виде одного из уровней новосоздавшейся.

Условия и факторы психического развития

К условиям, что определяют психического развитие каждого человека, относятся:

1. Общение малыша со взрослым поколением выступает способом познания как самого себя, так и окружающих. Ведь в данном случае взрослые являются носителями социального опыта. Вместе с тем различают такие виды общения.

Предпосылками или факторами, психического развития ребенка называют те обстоятельства развития, от которых и зависит уровень психического развития малыша. Человек это био-социальное существо, а значит, на его психическое развитие влияют такие факторы, как природный, биологический и социальный, то есть наследственность, условия его жизни, а также воспитание и обучение ребенка. Давайте рассмотрим каждый из них.

Биологический фактор психического развития ребенка это его наследственность, те способности, особенности нервной системы, которые он получает от родителей. Это также и общие для каждого человека физические признаки, строение речедвигательного аппарата, особенности строения головного мозга. Ребенок наследует биологическую потребность в тепле и пище, а также свойства нервной системы, определяющие высшую нервную деятельность и являющиеся фундаментом темперамента. Эти наследуемые особенности еще принято называть задатками, которые будут развиваться по мере взросления ребенка.

Некоторое влияние на развитие психики ребенка будет иметь и природная среда, окружающая малыша. Это вода и воздух, солнце и земное притяжение, а также особенности климата, растительности и электромагнитное поле. Но природа не определяет психическое развитие ребенка, а лишь косвенно влияет на него через социальную среду.

Гораздо сильнее на психическое развитие ребенка влияет социальный фактор. Ведь в раннем возрасте, между ребенком и родителями существует тесная психологическая привязанность, малыш нуждается в любви, уважении и признании. Но при этом ребенок еще не способен ориентироваться в межличностном общении, понимать конфликты между родителями, а значит, не может выразить свое отношение к происходящему. И если родители хотят, чтобы их малыш вырос психологически здоровым человеком, и умел адаптироваться в этом мире, родители просто обязаны строить отношения с ребенком в доброжелательной и радостной атмосфере. Ведь иногда малыш может чувствовать свою вину в конфликтах взрослых, чувствовать, что не оправдывает тех надежд, которые возлагали на него родители, и из-за этого часто может травмироваться его психика.

Социальная среда больше других влияет на психическое развитие ребенка, и важна не менее чем врожденные факторы, потому как формирование у ребенка системы норм и ценностей, а также самооценки ребенка, происходит внутри общества. Во многом этому способствует познавательное развитие детей, включающее в себя несколько этапов, от врожденных двигательных рефлексов, к стадии развития речи и к стадии развития мышления ребенка.

Факторы психического развития ребенка складываются из четырех основных условий, таких как нормальная работа головного мозга ребенка, без чего у ребенка обязательно будут наблюдаться отклонения в развитии. Вторым обязательным условием станет нормальное физическое развитие ребенка, а также полноценное развитие его нервных процессов. Сохранность органов чувств, обеспечивающих связь малыша с окружающим миром, являются третьим важным условием. А четвертым, не менее важным условием психического развития ребенка является его полноценное развитие, последовательность и систематичность его обучения, как в детском саду, школе, так и в семье. Лишь при выполнении всех условий ребенок будет развиваться полноценно в психологическом плане и вырастет здоровым и развитым человеком.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психология развития или возрастная психология изучает психическое развитие человека от рождения до конца жизни.

Система основных понятий психологии развития

Категории Понятия
1. Макро-характеристики человека Индивид Субъект Личность Индиви- дуальность
2. Основные линии (ряды) развития Онтогенез Жизненный путь
3. Факторы психического развития Наследственность, половой диморфизм, среда, воспитание и обучение, собственная активность
4. Общие закономерности Неравномерность, гетерохронность, интеграция, пластичность
5. Возраст в широком смысле Паспортный
Биологи- ческий Интеллек- туальный Социаль- ный Психологи- ческий
6. Возраст в узком смысле Стадии, периоды, фазы жизни, сензитивные периоды, возрастные кризисы
7. Возрастные психологические особенности Социальная ситуация развития, основные противоречия, ведущая деятельность, психические новообразования.

МАКРОХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА

Когда психологи говорят о человеке, то имеют ввиду четыре его макрохарактеристики: индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Индивид («один из вида») – понятие, которое характеризует принадлежность конкретного

человека к биологическому виду «Homo sapiens».

Субъект («носитель субъективного») – носитель предметно-практической активности и познания. Субъективность человека проявляется в жизнедеятельности, общении и самосознании.

Личность – социализированный индивид, субъект и объект общественных отношений и исторического процесса.

Индивидуальность характеризует неповторимость, уникальность каждого человека

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ (РЯДЫ) РАЗВИТИЯ

Онтогенез – индивидуальное развитие человека как индивида, становление его как представителя «Homo sapiens». Основные события онтогенеза отражают качественные изменения в возрастном и половом созревании организма, физическом развитии и т.д.

Жизненный путь – индивидуальная история человека как субъекта, личности и индивидуальности. (Вехи жизненного пути – поступление в школу, окончание, вступление в брак и т.п.) Главное содержание жизненного пути – процесс социализации индивида, т.е. превращение его в личность.

ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в деятельности, личности и сознании.

Факторы психического развития – это относительно постоянные условия, детерминирующие развитие психики, личности в течение всей жизни человека. Их делят на две группы: биологические и социальные.



Наследственность представлена генетической программой , которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой психического развития. Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны психического развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека.

Половой диморфизм – фактор половых различий. Изначально пол обусловлен генетически. Однако, биологический пол еще не делает человека мужчиной или женщиной, для этого необходимо усвоить психологию пола (ценности, манеры общения, поведения, особенности самосознания). Половой диморфизм нарастает к юношескому возрасту, стабилизируется в зрелости и сглаживается в старости.

Среда . Среда как фактор психического развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной.

Биологическая среда – среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух, тепло, пищу).

Социальная среда – помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства). Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации и пр.



Воспитание и обучение. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование личности. Обучение не должно приспосабливаться к возрастным особенностям ребенка, оно должно быть развивающим, идти впереди развития и стимулировать его, опираться на «зону ближайшего развития», т.е. на тот круг задач, которые пока не в состоянии решить самостоятельно, но может справиться с ними под руководством взрослого. Именно разрешение противоречий между трудностью учебных задач и уровнем актуального развития учащихся способствует продвижению их в психическом развитии. Воспитание (и обучение) начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Активность самого человека. Освоение способов отношения со средой, приобщение к духовной и материальной культуре происходит более полно и продуктивно, если ребенок (человек) активен: к чему-то стремится, использует различные движения, включен в совместную со взрослыми деятельность, самостоятельно осваивает различные виды человеческой деятельности (игра, учение, труд). Т.е. человек является не только объектом воздействий окружающих, но и субъектом собственного развития, существом, способным изменять и преобразовывать самого себя во всех видах деятельности и поведения.

. Факторы влияющие на психическое развитие личности

Перечислите основные факторы психического развития. Подскажите их роль и место в развитии ребёнка

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек - это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: "Происходит ли оно извне или изнутри?", а нужно спрашивать: "Что в нем происходит извне? Что изнутри?"» {Штерн В., 1915, с. 20). Да, ребенок - это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Генотип - совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Фенотип - совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть - отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

АКТИВНОСТЬ

Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма - это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора - активности. «Активность,- писал Н. А. Бернштейн,- важнейшая черта всех живых систем... она является самой главной и определяющей...»

На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию... пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455). Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Agespsyh.ru

37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека

37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека

Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность.

Законы психического развития молодого человека потому и сложны, что само психическое развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многогранны и многообразны факторы, влияющие на это развитие.

Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для развития человека. Необходим определенный уровень биологической организации, человеческие мозг, нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Природные особенности человека становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.

Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека.

Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе они не определяют никаких психических свойств. Ни один ребенок не является природно «расположенным» к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Лишь в одном случае это будет труднее сделать, чем в другом.

Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень и высоту достижений человека в какой-либо области. Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности. Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей будет, при всех прочих равных условиях, развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.

Были названы факторы и условия психического развития личности.

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Факторы развития ребенка, влияющие на его личность

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

mezhdunami.net