Аудио версия настоящей статьи:

Временами пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обращался к Богу со следующей молитвой: «Господи, даруй Свою Божественную благодать тем из числа моих последователей, кто рано встает [начинает свой день с раннего утра, наполняя его приобретением новых знаний, навыков, трудом, усердием, великодушием, добротой, набожностью]» .

Абу Катада передал: «Мы были в пути с Пророком ночью. Некоторые из людей сказали: «Позволь нам сделать привал, о посланник Божий!» - «Боюсь, что вы проспите [утреннюю обязательную] молитву», - ответил он. Билал сказал: «Я разбужу вас». Все легли спать. Билал облокотился на спину своей верховой верблюдицы, сон одолел его, и он заснул. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) проснулся, когда появился уже край солнечного диска . Он воскликнул: «Билал, где обещанное тобою?!» - «[Прошу простить меня, но] никогда ранее сон так не наваливался на меня». Пророк обратился к сподвижникам: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) забрал ваши души, когда пожелал, и вернул их, когда пожелал. [Исходим из того, что имеем, на то воля Творца] . Билал, вставай, призови людей на молитву [прочитай громко азан, пусть все проснутся]». [Все] совершили омовение (вуду’). Когда солнце взошло [солнечный диск поднялся над горизонтом и осветил все вокруг], Пророк встал и совершил молитву[-намаз] [вместе со сподвижниками]» .

Последний посланник Господа, просыпаясь утром, говорил: «Хвала Аллаху (Богу, Господу), Который оживил нас после того, как умертвил [то есть забрал наши души на время сна и вернул их для продолжения жизни]» .

Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон - от Бога. Плохой сон - от Дьявола . Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет» .

Услышав хадис, Абу Саляма сказал: «Ранее некоторые сны для меня были тяжелее гор, теперь же я не обращаю на них никакого внимания» .

Мухаммад ибн Сирин говорил: «Сон бывает трех видов: (1) речь души (то есть впечатления человека, результат его размышлений, переживаний); (2) устрашение Сатаны и привнесение им печали, скорби (когда плохим или ужасным сном он старается запугать человека, внести в душу чувство отчаяния, растерянности, печали); (3) вещий сон, являющийся благой вестью от Господа» . Также вещий сон может быть Божественным предупреждением, предостережением, чтобы человек мобилизовался, проявил большую внимательность, бдительность .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если Дьявол играет кем-либо из вас, когда тот спит [то есть если, проснувшись, человек вспоминает, что видел глупые, странные или страшные сны], то пусть [пробудившись, выбросит увиденное из головы, проигнорирует это, забудет об этом и] никому не рассказывает!»

Эти слова пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал бедуину, пришедшему к нему и рассказавшему о том, что во сне он видел, как лишился головы и последовал за отрубленной головою. Услышав этот сон, Пророк засмеялся .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если тебя что-то мучает в душе [появляются ввергающие в страх и растерянность мысли; пробуждается, например, ненависть, сомнения, подозрения или одолевает апатичное, депрессивное состояние], избавься от этого (выбрось) [из головы; игнорируй, и оно само собой пропадет. Займись тем, что полезно в земной перспективе, в вечной, и в чем ты уверен. Думай о хорошем!]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) молил Господа перед сном словами: «С именем Твоим [о Господи] ложусь спать и с Твоей помощью встану. Если Ты заберешь мою душу [во сне с завершением жизненного срока], то помилуй ее, а если отпустишь ее [для продолжения жизненного пути], то оберегай ее [от всего дурного, греховного и скверного] подобно тому, как Ты оберегаешь рабов Своих благонравных [людей, приближенных к Тебе душой своей, делами и поступками]» .

Транслитерация: Бисмикя рабби вада‘ту джанби ва бикя арфа‘ухь. Ин амсакте нафси фархамхе, ва ин арсальтахе фахфазхе бимя тахфазу бихи ‘ибадакяс-солихин.

Сам Пророк порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь из вас видел сегодня ночью сон?»

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «От пророчества ничего не осталось, кроме вещего сна, [обычно] дающего радостную (благую) весть . После меня не будет ни пророков, ни посланников» .

То есть со смертью последнего пророка и посланника Мухаммада все виды пророческих откровений уйдут в прошлое, остается только небольшой информационный канал - сон.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Самые правдивые сны будут у тех верующих, кто наиболее правдив в своих словах» .

Проникновение в сердце, сознание и душу набожного, религиозно-практикующего человека наиболее сложно для Сатаны, поэтому вероятность увидеть вещий сон у очень правдивых из них велика. В то же время правдивость снов у такого рода людей не является однозначной, а только предположительно несет в себе Божественное начало. У явных грешников, людей, далеких от Бога и религиозной практики, или даже неверующих вероятность правдивого сна минимальна, но, как говорили ученые-богословы, не исключена .

«Кто увидит меня во сне, тот истинно увидел меня. Поистине, Сатана не может принять мой облик», - сказал пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) .

Некоторые ученые считали, что «хадис можно понимать буквально и ничто не препятствует этому». Имам аль-Газали дал иное пояснение словам «тот истинно увидел меня»: «Не нужно понимать эти слова как «он увидел тело мое», а нужно понимать как «он увидел образ мой», через который спящему человеку дается правдивая информация. Если человек видит образ пророка Мухаммада, это еще не говорит о том, что он увидел самого Пророка, его душу. Он увидел образ и подобие Пророка, которое может быть только от Бога и однозначно не от Сатаны .

Если человек увидел во сне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), можно однозначно утверждать, что сон этот является правдивым, так как Сатана не может принять облик пророка Мухаммада. «А как человек может определить, кого именно он видел?» - спросите вы. Если верующий увидит во сне последнего посланника Господа, то он не будет сомневаться, что увидел именно его. Проснувшись, он без единого сомнения будет уверен в этом.

Многие богословы сказали: «Если человек увидел пророка Мухаммада во здравии и обрадованным, то это говорит о крепкой вере и набожности увидевшего, о том, что у него все хорошо. А когда - суровым, сердитым или хворающим, с какими-то недостатками, то это указывает на слабость веры увидевшего такой сон, наличие в его сути серьезных недостатков. Образ Пророка во сне - это как полное света зеркало. Спящий видит в нем истинное положение дел своей сути, собственные недостатки, погрешности».

Также в некоторых достоверных хадисах добавляется: «…и этот человек увидит меня наяву», то есть тот, кто увидит Пророка во сне, в Судный День будет из числа его последователей, как комментировали богословы. В риваяте сказано: «…он увидит меня так, будто это наяву», то есть ясно, правдоподобно .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Ближе к Концу Света сны верующих будут все более и более правдивыми» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Наиболее правдивые сны - во время зари (на рассвете)» .

Джа‘фар ас-Садык говорил: «Сон, увиденный в промежутке между второй и третьей молитвами (дневной послеобеденный сон), наиболее легок в толковании». ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Нет разницы между сном дневным и сном ночным. Возможность увидеть правдивый сон в эти периоды суток одинакова. Также нет разницы между снами мужчин и снами женщин» .

Пророк однажды поделился со своими сподвижниками: «Подобно любому спящему, я видел сон, будто мы собрались с вами в доме ‘Утбы и нам принесли хорошие финики . Я растолковал это как предвестие значительного блага (превосходства) для нас в жизни мирской и в жизни вечной, и религия наша обладает полнотой (завершенностью) [практикуя ее, мы чувствуем сладость веры]» .

Некая женщина увидела во сне, как у одного из сподвижников Пророка, умершего незадолго до этого, забил источник. Она спросила посланника Всевышнего, и он ответил: «Это его дела (которые будут приносить ему пользу и после смерти) [будут зачисляться на его личный счет в вечности, пока не перестанут быть полезными для других людей]» .

Пророка однажды спросили о Вараке, родственнике Хадиджи. Хадиджа сказала: «[Ты помнишь] он подтвердил истинность твоей пророческой миссии?! Он умер до распространения вести о тебе как о Пророке». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Он (Варака) был показан мне во сне. На нем была белая одежда. Если бы он был из числа обитателей Ада, то на нем была бы другая одежда» .

Варака ибн Навфаль был набожным и религиозно грамотным человеком. До начала пророческой миссии Мухаммада являлся христианином, читал Библию на иврите и занимался переводом ее на арабский язык. Он один из первых, кто узнал о начале Божественных откровений и подтвердил их истинность.

Пророк Мухаммад говорил: «Благой сон благонравного человека - это одна сорок шестая часть пророчества» .

Ученые комментировали: «Под словосочетанием «благой сон», возможно, подразумевается радость самого сна, а возможно, и благостность толкования, разъяснения, что будет дано ему. Под словом «человек», а если согласно тексту хадиса - «мужчина», подразумеваются как мужчины, так и женщины». С этим согласны все мусульманские ученые .

Пророк Мухаммад предупреждал: «Сон верующего - это одна сорок шестая часть пророчества. И сон этот в неопределенном (подвешенном) состоянии [между небом и землей], пока о нем не заговорят [пока его не растолкуют, пока не придадут ему определенный, увязываемый с реальностью смысл]. Когда же заговорят, тогда и упадет он [на землю в том виде, который ему придадут, что запустит механизм его претворения в жизнь с Божественного на то благословения]».

В одном из повествований добавлено: «Не рассказывайте [сны], кроме как тому, кто умен и мудр, чтобы правильно растолковать [только и лишь в лучшую сторону ]» .

Сон для пророков и посланников был источником одной сорок шестой части их откровений. Для обычного верующего сон - это больше отдых, нежели источник получения информации о будущих событиях. Почти все, что видит человек во сне на протяжении жизни, - это результат его размышлений, переживаний, впечатлений или сатанинские нашептывания, устрашения. То, что от Бога, не похоже на путаницу событий: когда мы проснемся, увиденное будет перед нами как солнце в безоблачный день.

Ученые-богословы не раз подчеркивали, что излишнее внимание ко сну и сновидениям указывает на слабость веры человека и желание убежать от действительности этой жизни .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, сон реализуется так, как ты его трактуешь. Это похоже на то, когда человек поднимает ногу и выжидает [время], прежде чем опустить ее [то есть выдерживает некую паузу, обращая внимание, на что наступает]. Если кто-либо из вас увидит сон [вещий, яркий, ясный, запоминающийся], то пусть никому не рассказывает его, кроме как умеющему наставить [человеку, который может дать мудрый совет] или знающему (‘алиму) [который имеет религиозные знания и хорошо знаком с тем, что в Исламе сны, даже настораживающие и страшные, должны «опускаться на землю», то есть трактоваться лишь и только в лучшую сторону ]» .

В хадисах упоминается о значительной греховности лжи при пересказе снов, когда человек рассказывает как сон то, чего он на самом деле не видел .

Хадис от Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас‘уда и др.; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 89, хадис № 1457, «сахих».

Уже был не рассвет и не заря, а восход самого солнца, в период которого молитва-намаз не совершается.

Ученые комментировали: «Забирание души (рух) у спящего - это частичное прекращение связи ее с телом. Забирание же души у умирающего - это полное прекращение связи души с телом. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 244, 245.

Хадис от Абу Катады; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 193, хадис № 595; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 84–86, хадис № 595 и пояснение к нему; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 244.

См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 286, комментарий к аяту № 55 третьей суры; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2308, хадис № 7395.

Некоторые ученые оговаривали следующий критерий: «Мысль, идея, сон, которые от Бога, - устойчивы и ясны. То же, что от Сатаны, - неустойчиво, сопровождается путаницей и несвязностью образов».

Здесь «сплюнуть» имеется в виду воздухом, а не слюной. Данное действие символизирует пренебрежительное отношение к козням Дьявола и удаление от себя сатанинской скверны (влияния). См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 573, хадисы № 4/841, 5/842 и пояснение к ним.

В одном из хадисов добавлено: «…пусть встанет и помолится», то есть совершит два ракяата дополнительной молитвы[-намаза]. Предполагаю, это на тот случай, когда человек увидел во сне что-то очень страшное и ему сложно после этого уснуть. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 930, хадис № 6–(2263); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, 988, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 661, хадис № 2296.

Перевод смысла данного хадиса собран из нескольких взаимодополняющих достоверных хадисов. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 929, хадисы № 3–(2261), 4–(2261), 5–(2262); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1835, хадис № 5747; Т. 4. С. 2187, хадис № 6985.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1835, в пояснении к хадису № 5747; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 1.

См.: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2918, 2919, хадис № 4614. Эти слова Мухаммада ибн Сирина являются словами самого пророка Мухаммада, переданными Абу Хурайрой. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».

См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 1/838.

Хадис от Джабира; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 932, хадис № 12–(2268); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 27, хадис № 12–(2268) и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 58, хадис № 844, «сахих».

Хадис от Абу Умамы; св. х. Ахмада, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 40, хадис № 558.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1989, хадис № 6320; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 151, хадис № 6320.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2205, хадис № 7047; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 15. С. 542, хадис № 7047; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 934, хадис № 23–(2275); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 2. С. 989, глава № 32, хадис № 10; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 662, хадис № 2299, «хасан сахих».

Именно пророчество - так упоминается во всех хадисах по этой теме. Пророкам сообщалось о сокровенном, сокрытом, неведомом, ожидающем людей в будущем (аль-гайб), но они не были теми, через кого давались Божественные предписания. Каноны отдельным народам или человечеству в целом передавались через посланников Божьих.

Именно завеса пред неведомым (аль-гайб) может быть слегка приоткрыта для праведников и приближенных к Богу людей через сон.

Хадис от Абу Хурайры, св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2188, хадис № 6990; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 15. С. 464, хадис № 6990; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 2. С. 519, хадис № 4606.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 657, хадис № 2277, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».

См.: Св. Коран, 12:36, 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 15. С. 449; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 2/839.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2191, хадис № 6994; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 15. С. 473, хадис № 6994; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 931, хадис № 10–(2266); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 658, хадис № 2281, «хасан сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадисы № 7, 8.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 15. С. 479, в пояснении к хадису № 6994.

Хадис от Абу Хурайры. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 932, хадис № 11–(2266); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 26, хадис № 11–(2266) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадис № 7; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2190, хадис № 6993.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 3.

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 71, хадис № 1083, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 657, хадис № 2279.

См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 24. С. 213.

В хадисе упоминается хороший сорт мединских фиников.

Хадис от Анаса; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 933, хадис № 18–(2270); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 30, 31, хадис № 18–(2270) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 990, 991, глава № 32, хадис № 12; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2922, хадис № 4617 и пояснение к нему.

Хадис от Умм аль-‘Али’; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2197, хадис № 7018; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 15. С. 507, 508, хадис № 7018; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2924, хадис № 4620.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 660, хадис № 2293.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2186, хадис № 6983; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 15. С. 448, хадис № 6983; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 24. С. 197, хадис № 6983.

В соответствии с правилами арабского языка, когда речь идет о мужчинах, то подразумеваются и женщины, за исключением случаев, когда есть оговорка или невозможность подразумевания по физиологическим или иным причинам. Когда же речь идет о женщинах, то, напротив, - мужчины не подразумеваются. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 20. С. 8, 24; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 24. С. 197, пояснение к хадису № 6983; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2913, хадис № 4608.

В данном риваяте (в одном из двух, на которые ссылаюсь) говорится «одна сороковая», но в основной части достоверных риваятов (как и во втором из двух) говорится именно об «одной сорок шестой». Подробный хадисоведческий разбор риваятов с упоминанием вариантов этого числа см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 15. С. 450–456.

Хадис от аль-‘Укайлийя; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 659, хадисы № 2283, 2284.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 575.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 123, хадис № 2001, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1091, хадис № 3509; Т. 4. С. 2203, хадис № 7042; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 574, хадис № 844 и пояснение к нему.

Возможность увидеть Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) во сне - это подарок от Всевышнего Аллаха. Такие сны даются тем, кому этого пожелает Аллах.

Ученые перечислили несколько способов, используя которые, человек увеличивает свои шансы увидеть во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).

1. Вероятно, самый эффективный способ - это умножить свою любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), усердно следуя Сунне во всем: во всей своей жизни, в поклонении, во нраве, делах и так далее.

Пример: имам Ахмад ибн Ханбаль просил человека, который ухаживал за ним, помогать ему проводить пальцем руки между пальцами ног при омовении, несмотря на то, что имам уже был смертельно болен.

2. Нужно часто посылать благословения Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Некоторые праведные рабы передают в связи с этим определенные формулировки салаватов.

3. Алляма Махдум Умар Муаййира сказал, что если человек прочитает следующий салават тысячу раз в пятничную ночь, то можно надеяться, что он увидит Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) во сне:

СалляЛлаху ‘аля хабибихи саййидина Мухаммадин уа алихи уасаллям

Перевод: «Да пошлет Аллах благословения и мир Своему Любимцу [и] нашему господину Мухаммаду, и его семье» («Кратко о достоинствах салавата»).

4. Некоторые также упоминают, что если человек будет читать следующий аят Корана каждую ночь семь раз, перед тем как лечь спать, то его желание увидеть во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) будет исполнено:

إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

Перевод смысла: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О верующие! Просите для него благословения и мира (или приветствия) (Сура «Аль-Ахзаб», аят 56).

Однако нужно иметь в виду, что эти средства необязательно основаны на аяте или хадисе, и поэтому не стоит к ним относиться так, как вы относитесь к информации из аятов или хадисов. Они основаны на опыте некоторых праведных рабов Аллаха, которые сочли, что эти способы приносят результат. Они могут сработать и для других рабов.

Мои учителя (в особенности тот учитель, который в годы своей учебы часто видел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) во сне) объяснили мне, что человек видит во сне Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), когда следует Сунне и всегда размышляет о жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).


А Всевышний Аллах знает лучше.

Вассалям.

Шейх Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

Мухаммад - Его видение во сне - это радостная весть для того, кто увидел его, о благополучном и приятном исходе, его веры и мирской жизни(хуснул - акибат). Увидеть Посланника, с.а.с, во сне - сулит счастье, радость, добро, а также толкуется как изменение образа жизни в лучшую сторону. Ну, а если в процессе сна увидеть что - либо неприятное, нежелательное, то его коснется мирская неприятность.

Снится Мухаммад - Если Пророк, с.а.с, подойдет и встанет перед чьим - либо домом, то этот дом постигнет пожар и разрушения. Если увидеть Пророка, с.а.с, имеющим во сне какой - нибудь недостаток, как изменение в облике, то такой сон плохой, он означает, что у этого человека будут недостатки.

Если увидеть Пророка, с.а.с, в хорошем одеянии, то положение Ислама и жизненный уровень его улучшится.

Если увидеть Пророка, с.а.с, идущим, то такой сон толкуется как его требование встать на путь газавата, а у увидевшего этот сон будет недостаток в вере и религии.

Если увидеть Пророка, с.а.с, совершающим Хадж, то увидевший такой сон отправится в Хадж.

Если увидеть Пророка, с.а.с, читающим проповедь, то эту проповедь он обращает к своей Умме.

Если увидеть его смотрящим в зеркало, то это предостережение от невыполнения того, что поручено нам Всевышним.

Если кто - либо во сне увидит, что Пророк, с.а.с, одел на него какую - нибудь одежду или дал ему свой меч или печать, то это значит, что он станет правителем (ему передадут правление), если он достоин стать им, или достигнет большой степени в служении Аллаху, если он достоин этого. Ибн Сирин рассказал, что слышал, как Абу Бакар бин аль - Хусейн бин Махран аль - Мукри говорил: "Я купил невольницу. Думаю, что по происхождению была она турчанкой. Рабыня не знала моего языка, а я не понимал ее. У моих друзей были невольницы, которые переводили мне ее речи. В один из дней она заснула, а затем, внезапно вскочив, стала плакать и кричать. Она умоляла меня на моем родном языке: "О мой господин! Помоги мне выучить суру "Аль - Фатиха!" я подумал про себя: "Посмотрите, какая вредная женщина. Знает мой язык, а говорить на нем со мной не хотела!" Постепенно собрались вокруг невольницы - рабыни моих друзей. Они удивлялись: "Ты знала язык своего господина, как же теперь говоришь с ним?" Рабыня отвечала: "Во сне я увидела разгневанного человека. Он куда - то шел. 3а ним двигалась большая толпа. Я поинтересовалась у людей о нем. Мне ответили, что это Муса(Моисей, а.с). Затем, я увидела другого человека, который выглядел намного лучше первого. Он тоже шел куда - то в окружении людей. На мой вопрос: "Кто это?" мне ответили, что это Мухаммад, с.а.с. Я решила, что пойду за ним. И вот мы подошли к огромным дверям. Это были райские врата. Он постучался, и врата перед ним открылись. Вместе с окружавшими его людьми он вошел в эти врата. Снаружи остались только я и еще две женщины. Подождав немного, мы тоже постучались в ворота. Они раскрылись. Нам сказали, что той, кто сможет хорошо прочитать суру Корана, будет дозволено войти. Обе женщины произнесли слова первой суры Корана, и вошли в Рай, а я осталась одна". Она вновь стала просить меня помочь ей выучить суру "Ал - Фатиха".

С большим трудом мне удалось научить невольницу читать эту суру. И когда она выучила ее, свалилась замертво на землю. Рассказал Ибн Сирин, что Посланник Всевышнего, с.а.с, сказал: "Тот, кто увидит меня во сне, должен считать, что видел меня как бы наяву. Ведь шайтан не может представляться в моем образе". Абу Салама поведал, что Абу Катада слышал, как Посланник Всевышнего, с.а.с, говорил: "Тот, кто видел меня во сне, тот видел истину Аллаха".

Сообщил нам Абул - Хасан как Пророк, с.а.с, сказал: "Кто увидит меня во сне, никогда не попадет в Ад". Рассказал нам Абу Бакр Мухаммад бин Ахьмад бин Мухаммад аль - Исфагани, о том, что Посланник Всевышнего, с.а.с, сказал: "Не настигнет того адский огонь, кто увидит меня во сне". Абу Саид, р.т. Говорил, что Всевышний направил Мухаммада, с.а.с, как проявление милосердия к мирам. Будет благославен тот, кто увидит его в своей жизни и пойдет за ним. Также будет благославен и тот, кто увидит его во сне. Сонник Мухаммад - Если Пророка, с.а.с, увидит во сне человек, имеющий долг, Всевышний поможет ему освободится от этой заботы. Если увидит его больной, то будет он излечен Всевышним.

Воин, увидевший во сне Пророка, с.а.с, станет победителем. Если же увидит его человек, еще не совершивший Хаджа, то он сможет совершить паломничество к Дому Аллаха.

Если явится он во сне на земле засушливой и бесплодной, то станет эта земля плодородной; а если там, где царит угнетение, то сменит его справедливость; а если явится он во сне в месте, где господствует страх, то там будут обеспечены порядок и спокойствие для граждан. И все это случится, если увидят его во сне таким, какой он есть. Появление Пророка, с.а.с, во сне изможденным, худым и лишенным некоторых частей тела означает, что религиозные рвение в районе, где видели его во сне имеет весьма слабое проявление, а ересь приобретает широкое распространение. То же самое случится, если увидят его во сне, облаченным в рубище. Когда же увидят, что пьют его кровь скрытно из чувства любви к нему, то это будет означать, что увидевший такой сон человек отдаст свою жизнь в борьбе во имя веры. Сновидение, когда пьется кровь его прилюдно, свидетельствует о том, что этот человек двуличный, неистинно верующий, причастный к пролитию крови членов семьи (потомков) Пророка, с.а.с, и способствовавший их убийству.

Мухаммад - Если человек увидит Посланника Всевышнего, с.а.с, больным, то излечится от болезни сам, а жители этого места расстанутся с Пророком, с.а.с, и обретут благочестие.

Видеть во сне Мухаммада, с.а.с, верхом на животном означает посещение его могилы верхом. Если же увидят во сне Пророка, с.а.с, прогуливающего пешком, это будет означать пеший поход к его могиле. Если Пророк, с.а.с, во сне предстанет стоящим, то дела у того, кто видит такой сон, и у вождя его племени пойдут на лад.

Появление Пророка, с.а.с, во сне на разрушенной земле призывающим к молитве, означает, что эта территория в скором времени вновь будет заселена и застроена. Если же кто - то видит во сне Пророка, с.а.с, разделяющего с ним трапезу, это означает, что Пророк, с.а.с, обязывает этого человека дать Закят. Когда кто - либо видит во сне смерть Пророка, с.а.с, это предвещает смерть одного из его потомков. Появление в сновидении похорон Пророка, с.а.с, на какой - нибудь территории будет означать, что там случится великое бедствие.

Участие во сне в похоронах Посланника Всевышнего, с.а.с, вплоть до могилы свидетельствует о том, что человек, который видит такой сон, склонен к ереси. Если кто - либо увидит, что он посетил могилу Мухаммада, с.а.с, то он получит большое богатство.

Если кто - либо увидит себя в качестве сына Пророка, с.а.с, не будучи его потомком, - это сновидение свидетельствует об истинности и чистоте его веры. Тот же, кто увидит себя во сне в качестве отца Пророка, с.а.с, проявит слабость своей веры и убежденк.

Появления Пророка, с.а.с, в сновидениях какого - то человека имеет отношение не только к нему одному, но касается всей общины. Сообщали, что Умм аль - Фадл сказала Мухаммаду, с.а.с, следующее: "Во сне я видела, как некоторые части твоего тела были Вырезаны и положены ко мне на колени". Он, с.а.с, сказал: "Это к добру, так как Фатима родит мальчика, и положат тебе его на колени". И действительно, Фатима родила ал - Хусейна, р.а, и поместили его на колени видевшей тот сон.

Мухаммад - Рассказывали, что какая - то женщина обратилась к Посланнику Аллаха, с.а.с, и сказала ему: "Я видела во сне, как будто какие - то части твоего тела были в моем доме". Он, с.а.с, ответил: "Фатима родит мальчика, и ты станешь его кормилицей". И действительно, родился аль - Хусейн, и эта женщина стала его кормилицей. Сновидение, в котором Пророк, с.а.с, дает видящему сон то, что он любит из благ мирских, пищи или питья, означает, что он будет награжден благом в той мере, которая была дана ему. Иными будут последствия сновидения, в котором Пророк, с.а.с, дает продукт плохого содержания, например, арбуз и ему подобные вещи. В этом случае тот, кто увидит такой сон, хотя и спасется от большой беды, но не избежит доли страданий и тягот.

Если же увидит кто во сне, что он хранит какую - то из частей тела Пророка, с.а.с, то это означает, что видящий сон впал в ересь по отношению к одному из законоположений Ислама, исполняя только его и не придерживаясь остальных положений, в отличие от того, как это делают все остальные мусульмане. Абул - Хасан Али бин Мухаммад аль - Багдади в присутствии Али бин Абу Талиба, р.а, говорил, что ибн Абу Тайиб аль - Факир рассказал следущее: "Десять лет я был глухим. Приехав в Медину, я заночевал между могилой Пророка, с.а.с, и кафедрой Мечети. Увидев во сне Пророка, с.а.с, я обратился к нему со словами: "О Посланник Аллаха, говорил ты: "Кто попросит у меня расположение, тому будет мое заступничество". А Он, с.а.с, ответил: "Да простит тебя Аллах, ведь я говорил не так, а сказал: "Кто попросит меня о расположении со стороны Аллаха, тому будет мое заступничество". Сказал он так, и благодаря его словам - "Да простит тебя Аллах" - прошла моя глухота". Рассказывал Абдаллах бин аль - Джала:"Вошел я в город Пророка, с.а.с, и был я в сильной нужде. Приблизившись к могиле Пророка, с.а.с, я приветствовал его и его сподвижников, р.а, и сказал:"О Посланник Аллаха! Я беден и у тебя в гостях". Затем я отошел в сторону, заснул у подножия могилы Пророка, с.а.с, и увидел его во сне. Он, с.а.с, подошел ко мне. Я привстал, а он дал мне лепешку, от которой я откусил немного. А когда я проснулся, то увидел в своих руках лепешку".

Абул - Вафа аль - Кари аль - Харауи сказал:"Я видел Избранника, с.а.с, во сне в Фергане. Это было в 360 году хиджры. Я читал Книгу возле правителя, а сидевшие рядом не слушали и продолжали свой разговор. Я удалился опечаленным, а когда заснул, то увидел Пророка, с.а.с. Но вид его как бы изменился. Пророк, с.а.с, сказал мне:"Неужели читаешь ты Коран - слова Аллаха(Всемогущий Он и Великий) среди людей, а они говорят и не слушают тебя! Теперь после этого случая ты больше не читай, пока этого не пожелает Всевышний". Я проснулся, и язык мой онемел. В течение четырех месяца я молчал. Если требовалось мне что - либо, я писал об этом на бумажках. И посетили меня ученые мужи, решившие, что, в конце концов, я заговорю, ведь сказал он:"Пока не пожелает Аллах". Через четыре месяца я заснул на том же самом месте и вновь увидел Пророка, с.а.с, его лицо светилось радостью, и он обратился ко мне со следующими словами:"Ты раскаялся?" "Да", - ответил я Пророку, с.а.с. Он сказал:"Кто покаялся, того Аллах прощает. Вытяни язык". Он провел указательным пальцем по моему языку и сказал: "Если будешь читать Книгу Аллаха перед людьми, то прекрати чтение до тех пор, пока они не начнут слушать Божественные слова". Я проснулся. Мой язык, благодаря Аллаху и Его Посланнику, с.а.с, пришел в движение". Поговаривают, что какой - то богатый человек заболел и увидел однажды ночью во сне Пророка, с.а.с, который, обращаясь к богачу, сказал: "Если хочешь вылечиться от своей болезни, то бери ни то и ни это". Богач проснулся, отправил Суфьяну ас - Саури, р.а, десять тысяч дирхемов и повелел раздать их беднякам.

Он просил также раскрыть содержание своего сновидения. Суфьян ас - Саури разъяснил его, сказав:"Выражение "ни то и ни это" означает маслины, ведь Всевышний, описывая их в своей Книге, сказал: "Ни с Востока, ни с Запада", а назначение твоих денег - оказание помощи беднякам". И стал лечиться богач с помощью маслин, и даровал Всевышний ему излечение благодаря тому, что он исполнил повеление Посланника Всевышнего, с.а.с - и за то, что почтил его появление во сне. Рассказывали, что некто встретился во сне с Пророком, с.а.с, и пожаловался ему на свое тяжелое положение. Пророк, с.а.с, ему ответил: "Отправляйся к Али ибн Исе и скажи ему, чтобы выплатил он тебе то, что поможет тебе поправить твое положение". И спросил Пророка, с.а.с, видевший этот сон человек:"Чем я докажу справедливость моего обращения?" Пророк, с.а.с, ответил:"Ты скажешь ему, что видел меня в долине, а сам был на возвышенности. Ты спустился и приблизился ко мне, но я велел тебе вернуться на прежнее место". Надо сказать, что в то время Али ибн Иса находился не у дел, затем его вернули на должность, которую он занимал ранее. Когда тот человек проснулся, он отправился к Али ибн Исе, который стал тогда министром, и рассказал ему свою историю. Али ибн Иса сказал бедняку, что верит его рассказу, и повелел выдать ему четыреста динаров. "Этими деньгами, - добавил он, - я оплачиваю твой долг". Затем он дал ему еще четыреста динаров, сказав: "Пусть это будет твоим капиталом. Когда ты потратишь их, возвращайся ко мне".

Человек, известный как Марадик, из жителей Басры, торговец атласом, рассказывал: "Однажды я получил от правителей вилайята аль - Ахвар груз тика. Его доставил какой - то человек. Мы разошлись с ним в цене привезенного им товара. Он стал поносить нехорошими словами Абу Бакра и Омара, р.а. Мой страх перед ним не позволил мне дать ему достойный отпор. Я был огорчен и лег спать опечаленным. Увидев во сне Пророка, с.а.с, я рассказал ему о случившемся, добавив, что тот человек ругал Абу Бакра и Омара, р.а. Пророк, с.а.с, сказал: "Приведи ко мне этого человека". Я привел его. Пророк, с.а.с, сказал: "Уложи его на землю". Я уложил его на землю. Затем Пророк, с.а.с, велел зарезать его. Это дело показалось мне трудно выполнимым, и я спросил: "О Посланник Аллаха, мне его зарезат?" а Он, с.а.с, сказал: "Убей его!" - повторив это три раза. И я провел ножом по горлу этого человека и убежал. Проснувшись утром, я решил пойти к нему, вразумить его и рассказать ему о том, что делал в моем сне Пророк, с.а.с. Я направился к нему, но когда подошел к его дому, услышал причитания. Мне было сказано, что этот человек скончался". Пришел к Ибн Сирину человек, ничем не запятнанный в делах веры, и рассказал с тревогой: "Вчера я видел сон, как будто я положил ногу на лицо Пророка, с.а.с. Ибн Сирин спросил его: "Вчера ты лег спать обутым?" тот ответил утвердительно. Тогда он сказал ему: "Сними свою обувь". И когда этот человек снял свою обувь, то обнаружил под одной из своих ног дирхем с изображением Мухаммада, Посланника Всевышнего, с.а.с.

Мухаммад по Исламскому соннику

Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: "Тот, кто увидит меня во сне, должен считать, что видел меня как бы наяву. Ведь аш-Шайтан (Иблис) не может представляться в моем образе". Сообщали, что Пророк сказал: "Кто увидит меня во сне, никогда не попадет в Ад".

Будет благословен тот, кто увидит его в своей жизни и пойдет за ним. Также будет благословен и тот, кто увидит его во сне. Если Пророка увидит во сне человек, имеющий долг, Всевышний поможет ему освободится от этой заботы. Если увидит его больной, то будет он излечен Всевышним. Воин, увидевший во сне Пророка станет победителем. Если же увидит его человек, еще не совершивший хаджа, то он сможет совершить паломничество к Дому Аллаха. Если явится он во сне на земле засушливой и бесплодной, то станет эта земля плодородной; а если там, где царит угнетение, то сменит его справедливость; а если явится он во сне в месте, где господствует страх, то там будут обеспечены порядок и спокойствие для граждан. И все это случится, если увидят его во сне таким, какой он есть. Появление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) во сне изможденным, худым и лишенным некоторых частей тела означает, что религиозное рвение в районе, где видели его во сне имеет весьма слабое проявление, а ересь приобретает широкое распространение. То же самое случится, если увидят его во сне, облаченным в рубище. Когда же увидят, что пьют его кровь скрытно из чувства любви к нему, то это будет означать, что увидевший такой сон человек отдаст свою жизнь в борьбе во имя веры.

Сновидение, когда пьется кровь его прилюдно, свидетельствует о том, что этот человек двуличный, неистинно верующий, причастный к пролитию крови членов семьи Пророка и способствовавший их убийству. Если человек увидит Посланника Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует!) больным, то излечится от болезни сам, а жители этого места расстанутся с пороком и обретут благочестие.

Видеть во сне Мухаммада (да будет над ним мир!) верхом на животном означает посещение его могилы верхом. Если же увидят во сне Пророка, прогуливающегося пешком, это будет означать пеший поход к его могиле. Если Пророк во сне предстанет стоящим, то дела у того, кто видит такой сон, и у вождя его племени пойдут на лад. Появление Пророка во сне на разрушенной земле призывающим к молитве, означает, что эта территория в скором времени вновь будет заселена и застроена. Если же кто-то видит во сне Пророка, разделяющего с ним трапезу, это означает, что Пророк обязывает этого человека дать закят. Когда кто-либо видит во сне смерть Пророка, это предвещает смерть одного из его потомков. Появление в сновидении похорон Пророка на какой-нибудь территории будет означать, что там случится великое бедствие. Участие во сне в похоронах Посланника Всевышнего вплоть до могилы свидетельствует о том, что человек, который видит такой сон, склонен к ереси. Если кто-либо увидит, что он посетил могилу Мухаммада, то он получит большое богатство. Если кто-либо увидит себя в качестве сына Пророка, не будучи его потомком, - это сновидение свидетельствует об истинности и чистоте его веры. Тот же, кто увидит себя во сне в качестве отца Пророка), проявит слабость своей веры и убеждений. Появление Пророка в сновидениях какого-то человека имеет отношение не только к нему одному, но касается всей общины. Сновидение, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) дает видящему сон то, что он любит из благ мирских, пищи или питья, означает, что он будет награжден благом в той мере, которая была дана ему. Иными будут последствия сновидения, в котором Пророк дает продукт плохого содержания, например, арбуз и ему подобные вещи. В этом случае тот, кто увидит такой сон, хотя и спасется от большой беды, но не избежит доли страданий и тягот. Если же увидит кто во сне, что он хранит какую-то из частей тела Пророка (да будет над ним мир!), то это означает, что видящий сон впал в ересь по отношению к одному из законоположений Ислама, исполняя только его и не придерживаясь остальных положений, в отличие от того, как это делают все остальные мусульмане.

Поговаривают, что какой-то богатый человек заболел и увидел однажды ночью во сне Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), который, обращаясь к богачу, сказал: "Если хочешь вылечиться от своей болезни, то бери ни то и ни это". Богач проснулся, отправил Суфьяну ас-Саури (да будет доволен им Аллах!) десять тысяч дирхемов и повелел раздать их беднякам. Он просил также раскрыть содержание своего сновидения. Суфьян ас-Саури разъяснил его, сказав: "Выражение "ни то и ни это" означает маслины, ведь Всевышний, описывая их в своей Книге, сказал: "Ни с Востока, ни с Запада", а назначение твоих денег - оказание помощи беднякам". И стал лечиться богач с помощью маслин, и даровал Всевышний ему излечение благодаря тому, что он исполнил повеление Посланника Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует!) - и за то, что почтил его появление во сне. Рассказывали, что некто встретился во сне с Посланником Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует!) и пожаловался ему на свое тяжелое положение. Тот ему ответил: "Отправляйся к Али ибн Исе и скажи ему, чтобы выплатил он тебе то, что поможет тебе поправить твое положение". И спросил Пророка видевший этот сон человек: "Чем я докажу справедливость моего обращения?" Пророк ответил: "Ты скажешь ему, что видел меня в долине, а сам был на возвышенности. Ты спустился и приблизился ко мне, но я велел тебе вернуться на прежнее место". Надо сказать, что в то время Али ибн Иса находился не у дел, затем его вернули на должность, которую он занимал ранее. Когда тот человек проснулся, он отправился к Али ибн Исе, который стал тогда министром, и рассказал ему свою историю. Али ибн Иса сказал бедняку, что верит его рассказу, и повелел выдать ему четыреста динаров. "Этими деньгами, - добавил он, - я оплачиваю твой долг".

Затем он дал ему еще четыреста динаров, сказав: "Пусть это будет твоим капиталом. Когда ты потратишь их, возвращайся ко мне". Человек, известный как Марадик, из жителей Басры, торговец атласом, рассказывал: "Однажды я получил от правителей вилайета аль-Ахвар груз тика. Его доставил какой-то человек. Мы разошлись с ним в цене привезённого им товара. Он стал поносить нехорошими словами Абу Бакра и Омара (да будет доволен ими Аллах!). Мой страх перед ним не позволил мне дать ему достойный отпор. Я был огорчён и лег спать опечаленным. Увидев во сне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), я рассказал ему о случившемся, добавив, что тот человек ругал Абу Бакра и Омара (да будет доволен ими Аллах!). Пророк сказал: "Приведи ко мне этого человека". Я привел его. Пророк сказал: "Уложи его на землю". Я уложил его на землю. Затем пророк велел зарезать его. Это дело показалось мне трудновыполнимым, и я спросил: "О Посланник Всевышнего, мне его зарезать?" А он сказал: "Убей его!" - повторив это три раза. И я провёл ножом по горлу этого человека и убежал. Проснувшись утром, я решил пойти к нему, вразумить его и рассказать ему о том, что делал в моем сне Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!). Я направился к нему, но когда подошёл к его дому, услышал причитания. Мне было сказано, что этот человек скончался". Пришёл к ибн Сирину человек, ничем не запятнанный в делах веры, и рассказал с тревогой: "Вчера я видел сон, как будто я положил ногу на лицо Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!)". Спросил его ибн Сирин: "Вчера ты лёг спать обутым?" Тот ответил утвердительно. Тогда он сказал ему: "Сними свою обувь". И когда этот человек снял свою обувь, то обнаружил под одной из своих ног дирхем с изображением Мухаммада, Посланника Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует!).

Мусульманский сонник

К чему снится Пророк:

Пророк – Если кто увидит во сне пророков, святых и мудрецов, то вкратце толкование этого сна следующее: если увидеть их в хорошем состоянии в полной красоте и довольствии, то направятся дела видевшего к добру и получит он почетное место./p>

А если увидит их с мрачным ликом и разгневанных, значение сна - обратное сказанному. К чему снится пророк - Равным образом должно быть ясно, что каковы были дела того пророка, или святого, или имама во время их жизни, - таковые же огорчения постигнут и его, но исход всего этого будет для него хорош, и над врагами своими он одержит победу.

Если кто увидит во сне Мухаммеда Мустафу (Мустафа-избранник, эпитет Мухаммеда. Наименования, которые даются благочестивыми мусульманами этому пророку на основании Корана, очень многочисленны. Я видал рукопись, посвященную специально славословиям в честь Мухаммеда, наименованиям его, заимствованным из Корана), - да будет над ним и над потомством его благословение божие и мир! - в хорошем одеянии и в полной красоте и добром расположении, то, если у увидавшего такой сон было горе, - он получит от этого горя избавление, и если он был нищий, то станет богачом и совершит хадж (путешествие в Мекку). А если кто увидит пророка с изменившимся цветом лица, стесненным сердцем и огорченного, то в той области произойдет упадок веры и шариата. Но вообще видеть его святейшество (пророка мухаммеда) является рано или поздно утешением и милостью во всяком состоянии.

Малый Велесов сонник

Почему во сне снится Пророк:

Пророк – Новости.

Исламский сонник

К чему снится Пророк во сне?

Что означает Пророк - видение его во сне указывает на испытания, беды и благоприятный исход. Сонник Пророк - Если же увидевший его болен, то он исцелится от своей болезни, и возможно, получит ответ на те свои желания и просьбы, о которых молил Аллаха.

К чему снится Пророк по соннику:

Тот, кто увидит во сне Пророка, получит исцеление. Иногда такой сон может означать успешное решение всех свалившихся трудностей.

Если снится Пророк к чему это:

Видеть во сне Пророка может означать множество безуспешных попыток в делах и ссор. Вам стоит приложить усилия, чтобы не вступать в конфликты, и тогда вы будете щедро вознаграждены за свое терпение и усердие.

Что означает пророк Давуд - кто увидит его во сне, тот достигнет вершин могущества и власти

К чему снится Пророк во сне?

Что означает пророк Закария - кто увидит его во сне, того Всевышний Аллах наделит в пожилом возрасте богобоязненным и правдивым ребенком, который будет властвовать, и Аллах улучшит для него его жену.

К чему снится Пророк во сне?

Что означает пророк Исхак - кто во сне увидит пророка Исхака, а.с, опечалится тем, что кого - то из его родственников постигнет беда.

Сонник пророк Исхак - Но по истечении некоего времени дела наладятся, к нему придет облегчение и душевная радость, и среди его потомков будут много королей и правителей.

К чему снится пророк Исхак - Кто же увидит во сне пророка Исхака, а.с, в искаженном виде, потеряет зрение.

К чему снится Пророк во сне?

Что означает пророк Лут в исламе - его видение во сне указывает на беды и беспокойства со стороны его народа и жены, и возможно, тот, кто видел его во сне, победит своих врагов.

К чему снятся Сподвижники пророка, - кто увидит их во сне в красивом виде, то это признак правильности его вероубеждения и того, что он следует по их пути. Иной раз это - признак распространения знаний, побуждения к добру и воспрещения зла, как и то, что видение их, р.а. - это признак симпатии, любвии, братства, помощи, избавления от вражды и зависти и исчезновения злобы и ненависти из сердец. Сонник сподвижники пророка - Видение их, р.а, также является признаком блага и добра, соответственно их положениям и достоинствам известных из их биографии и жизненного пути. И, возможно, видение каждого из них по отдельности указывает на то, что с ними произошло и что было в прошедшие дни из смут или справедливости. И кто увидит во сне кого - либо из сподвижников, то пусть он толкует этот сон соответственно имени сподвижника, как, например: Сад и Саид(счастливый) - означает, что он будет счастливым.

К чему снятся сподвижники пророка - Увидеть во сне живым одного или всех сподвижников также говорит о силе веры и добродетельности человека, увидевшего такой сон. Тот, кто увидит такой сон, приобретет силу, мощь, величие, положение его возвысится. Если кто - то увидит во сне, что он сам стал одним из сподвижников, вначале испытает трудности, а затем к нему придет успех.


Неоднократное появление в сновидениях кого - либо из тех, кто являлся сподвижником, говорит о том, что видящий такие сны ведет правильный образ жизни. Встретившийся во сне с живым Абу Бакром, р.а, снищет почет и уважение за проявление сострадания и милосердия к рабам Божьим. А тот кто увидит во сне Омара, р.а, будет почитаем за твердость в вере, справедливость в высказываниях, добродетельное поведение по отношению к тем, кто находится в его подчинении. Он также будет жить долго, совершать похвальные дела и говорить только правду. И кто увидит его в городе, где страдают от засухи, то там пойдет дождь, а если в нем засело насилие и притеснение, то в нем воцарится справедливость. И кто увидит, что Омар, р.а, бьет его плетью или грозит ему наказанием, то пусть перестанет делать то, чем он занимается в это время.

Скромность и уважительное отношение к своей персоне со стороны других характеризует того, кто увидит во сне живого Усмана, р.а. Вместе с тем подобное сновидение указывает и на то, что у этого человека будет большое число завистников. Увидеть во сне Повелителя правоверных - халифа Али Ибн Абу Талиба, р.а, живым означает, что человек, увидевший этот сон, будет почитаем за знания, храбрость и набожность.

К чему снятся сподвижники пророка - Кто увидит себя во сне вместе с одним или многими сподвижниками, пройдет сквозь несчастья и невзгоды, а затем достигнет победы и успехов.

К чему снится Пророк во сне?

Что означает Пророк Шис - тот же, кто встретится во сне с Пророком Шисом, а.с, приобретет богатство, детей и приятную жизнь.

К чему снится Пророк во сне?

Что означает Пророк Шуайб - кто увидит его во сне, тому в жизни придется иметь торговые дела с теми, кто уменьшает вес и старается обмануть и нанести финансовый ущерб, но впоследствии он победит и накажет их. Еще считается, что у увидевшего во сне пророка Шуайба родятся дочери. Если же его кто - либо увидит дрожащим, тот может потерять зрение.

К чему снится Пророк во сне?

Что означает Пророк Юнус - кто его увидит во сне, тот проявит поспешность в деле, из - за которого он попадет в тюрьму или трудность, или заботу, но затем избавится от него. Этот сон также - признак того, что тот, кто увидел его, очень раздражителен и быстро гневается.

К чему снится Пророк во сне?

Что означает Пророк Юсуф, - видение его указывает на тюрьму и освобождение из нее, а также на успех среди женщин или на знания о снах и их толковании. А если во сне Пророка Юсуфа, а.с, увидит женщина и она будет бедна, то ее материальное положение улучшится, а также на том свете она будет счастливой. И кто увидит Пророка Юсуфа, а.с, перед тем также будут преклоняться и ему будут повиноваться его друзья и близкие, и он будет творить очень много добра и подавать милостыню. И еще говорится, что кто увидит во сне Пророка Юсуфа, а.с, того, поистине, постигнет неприятность и вред от его братьев и затем он спасется от них и одолеет того, кто враждебен к нему.

Вопрос:

Как мне узнать, что я увидел во сне именно Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует)?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Увидеть во сне нашего любимого господина, Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) – это благословение от Всевышнего Аллаха, и такой сон полон достоинства.

Если человеку снится Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), то нет сомнений в том, что он видел именно Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).

Наш господин Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Тот, кто видел меня во сне, точно видел меня, так как шайтан не может явиться в моем образе» .

Толкователи хадисов и ученые по-разному истолковывали смысл этого хадиса:

1. Это подобно тому, как если бы человек видел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) наяву, хотя он и не становится сподвижником. И ему не обязательно выполнять приказы, данные ему во сне, так как закон не основывается на снах.

2. Хадис касается только современников Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и означает, что тому, кто увидел его во сне, таким образом передана добрая весть, что он увидит его наяву. Это значение подкрепляется другим хадисом: «Кто бы ни увидел меня во сне, вскоре увидит меня наяву» («Сахих» аль-Бухари и «Сахих» Муслима) .

3. Если кто-то видит во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), то этот сон правдивый. Это не просто работа воображения, потому что шайтан не может явиться во сне в образе Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).

(Все три толкования передаются Муллой Али Кари в книге «Аль-Миркат» (9/24))

Ученые разошлись насчет того, будет ли сон правдивым, если человек видит Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не таким, каким он изображен в исламской традиции (то есть если во сне он лишен присущих ему черт).

Одни ученые говорят, что сон правдив, только если человек видел Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) с присущими ему чертами и качествами. Это мнение приписывают Кади Ияду аль-Малики.

Но большинство ученых считает, что такой сон будет правдивым в любом случае, вне зависимости от того, видит человек Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) таким, каким его описывают хадисы, или нет.

Однако если человек видит Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не таким, каким его описывают в хадисах, например, без бороды, то такой сон нуждается в толковании.

Может быть, люди видят Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) по-разному, потому что различаются их праведные черты и дурные привычки. Сны меняются в соответствии с нравом человека. Кто-то видит во сне Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) старым, а кто-то – молодым. Кто-то видит его довольным, а кто-то – обеспокоенным. Поэтому такие сны должен истолковать человек, специализирующийся в толковании снов и известный своей богобоязненностью и праведностью (см. «Миркат аль-масабих», 9/25) .

В свете вышесказанного, можно утверждать, что если человек видел во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), то это был именно Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует). В этом не следует сомневаться, так как об этом говорится в хадисе. Однако тут нужно понять два важных момента.

Статус снов в Шариате

Во-первых, сны – не источник Шариата. Поэтому, если человек получил во сне от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) некое повеление, возможны два варианта.

1) Если повеление не противоречит Шариату, то такой сон может служить доводом в делах, однако только для того человека, кому Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) приснился, но не для других людей. Тот, кому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) велел что-то сделать, должен постараться сделать это. Тем не менее, это повеление не имеет той же силы, что повеления Шариата, установленные Кораном и Сунной, и не может служить доводом для других.

2) Если повеление, данное во сне, противоречит Шариату, то оно не принимается и не служит доводом для окружающих. Исполнять подобное повеление не разрешается. Смысл этого в том, что наука толкования снов – очень сложная и далеко не каждый может толковать сны. К тому же, человек может забыть какую-то важную часть сна или что-то не понять. Вдобавок сны разнятся в зависимости от нрава людей и силы их веры (иман).

Шейх Али аль-Муттакы аль-Хинди (да помилует его Аллах) передает, что один человек увидел сон, в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) велел ему выпить алкогольный напиток. Этого человека до крайности смутил его сон, и поэтому он обратился к ученым. Один из великих ученых, шейх Мухаммад ибн Урат (да помилует его Аллах), истолковал его сон так: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не говорил: «Выпей алкоголя» (ишраб аль-хамр). Напротив, он сказал: «Не пей алкоголь» (ля ташраб аль-хамр). Но ты понял по-другому, потому что твой разум помутился» (Мазахир аль-Хакк, 4/325) .

Из вышеописанного становится ясно, что люди, которые вводят в Ислам новшества, основываясь на своих сновидениях, однозначно противоречат Шариату. Им следует перестать так делать.

Второй же момент, который следует уяснить, – это то, что основной нашей целью должно быть исполнение шариатских предписаний и следование за нашим любимым Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует) . Спасение и успех не зависят от снов.

Если человек увидел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) во сне, однако наяву не исполнял предписаний Шариата и не следовал Сунне, то одного сна недостаточно для спасения в следующей жизни.

Во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) многие люди, например, Абу Джахль и Абу Ляхаб, часто видели Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), но остались обитателями Ада, поскольку не заслужили довольство Всемогущего Аллаха и Его Любимца (да благословит его Аллах и да приветствует).

С другой стороны, есть такие люди, как Увайс аль-Карни (да будет доволен им Аллах), которому не посчастливилось увидеть Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), однако который стал одним из праведников.

Передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал нашему господину Умару ибн аль-Хаттабу (да помилует его Аллах):

«Лучший из табиинов (следующее поколение после сподвижников) – человек по имени Увайс. У него есть мать, и он прокаженный. (Когда вы увидите его), попросите его попросить прощения для вас (у Аллаха)» («Сахих» Муслима) .

Таким образом, становится ясно, что нам нужно стремиться поступать согласно учению Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Если некто следует его учению и затем видит его во сне, то, безусловно, это очень праведный человек. Однако, если человек не исполняет веления Аллаха, а потом видит Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) во сне, то нельзя сказать, что это признак того, что он преуспел.

А Всевышний Аллах знает лучше.

[Муфтий] Мухаммад ибн Адам

Даруль Ифтаа

Лестер, Великобритания

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.