Факторы и условия психического развития

Развитие – это изменения, происходящие в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Рассмотрим вопрос о том, какие факторы влияют на психическое развитие человека.

Биологический фактор включает в себя наследственность и врожденность. Наследуется, например, темперамент, задатки способ­ностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека ге­нетически обусловлено, нет. Врожденность - это особенности, приоб­ретенные ребенком во внутриутробной жизни.

Так, имеют значение перенесенные матерью в период беремен­ности заболевания, прием лекарств и т.д. Врожденные и унаследо­ванные черты составляют только возможность будущего развития личности. Например, развитие способностей зависит не только от задатков. Способности развиваются в деятельности, важна собственная активность ребенка.

Считается, что человек - существо биологи­ческое и от природы наделено определенными чертами характера, фор­мами поведения. Наследственность определяет весь ход развития.

В психологии существуют теории, в которых преувеличивается роль наследственности в психическом развитии человека. Они называются биологизаторскими.

Социальный фактор включает в себя социальную и природную среду. Природная среда, действуя опосредованно через социальную среду, является фактором развития.

Социальная среда – понятие широкое. Выделяется среда семейная и общественная Ближайшее социальное окружение ребенка непосредственно влияет на развитие его психики. Общественная среда также оказывает влияние на развитие психики ребенка - и средства массовой информации, и идеология и др.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может. Он ycваивает лишь то, что даётся ему ближайшим окружением. Без человеческого общества ничто человеческое в нем не появляется.

Осознание важности влияния социального фактора на развитие психики ребенка привело к появлению так называемых социологизаторских теорий. Согласно им, подчеркивается исключительная роль среды в развитии психики.

В действительности важнейшим фактором развития является активность самого ребенка. Активность – это формы взаимодейст­вия человека с окружающим миром. Проявление активности индиви­дуальное и многоуровневое. Выделяются три вида активности:

1.Биологическая активность. Ребенок рождается с определенными естественными потребностями (органическими в движении и т.д.) Они обеспечивают связь ребенка с окружающим миром. Так, криком ребенок сообщает о желании есть и т.д.

2. Психическая активность. Эта активность связана с формированием психических процессов, с помощью которых происходит познание мира.



3. Социальная активность. Это высший уровень активности. Ребенок изменяет окружающий мир, самого себя.

Те или иные элементы среды в разное время оказывают на ребенка разное воздействие в зависимости от степени и характера его активности по отношению к этим элементам. Психическое развитие ребенка осуще­ствляется как процесс овладения социальным опытом, который одновременно является процессом формирования его человеческих способностей и функций. Этот процесс происходит в ходе активной деятельности ре­бенка.

Все факторы развития социальный, биологический, активности тесто взаимосвязаны. Абсолютизация роли какого-либо из них в психическом развитии ребенка неправомерна.

В отечественной психологии подчеркивается единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследствен­ность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (ощуще­ния, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие. Высшие функции – продукт культурно-исторического развития чело­века. Наследственные задатки играют лишь роль предпосылок. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственность. В разви­тии всегда участвует среда. Психическое развитие ребенка - это не механическое сложение двух факторов. Это – единство, изменяющее­ся в процессе самого развития. Так, например, считается, что наслед­ственно определен диапазон развития какого-либо свойства. Внутри этого диапазона степень развития свойства зависит от условий среды.

4.3 Факторы психического развития

Факторы психического развития личности - это то объективно существующее, что определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.

Все многообразие факторов психического развития в возрастной психологии можно условно разделить на три группы:

1. Собственно возрастные факторы психического развития – связаны с сензитивностью и с периодизацией психического развития. Психическое развитие всегда подчиняется закону сензитивности, т.е. каждый период психического развития является сензитивным.

Сензитивный период – период наивысшей психической чувствительности к развитию определенных психических функций.

Сензитивные периоды:

· для развития речи - от 1 года до 3 лет;

· Для освоения иностранных языков – 4 –5 лет;

· Для усвоения этических представлений и норм – дошкольный возраст;

· Для формирования самооценки - от 3 до 9 лет;

· Для усвоения основ наук – младший школьный возраст.

При упущении сензитивного периода – восстановление психических функций осуществляется по принципу компенсации и гиперкомпенсации.

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Значение воспитания и образования для психического развития – не упустить сензитивный период, важный для развития тех или иных функций, так как в другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными.

2. Внутренние факторы психического развития – биологические факторы (генотип) и индивидуальные особенности личности.

Биологические факторы развития – включают в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуется, по крайней мере, два момента – темперамент и задатки способностей.

Биологические факторы, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка (токсикозы, лекарства, болезни матери) и сам процесс рождения (родовые травмы, асфиксия и др.).

Индивидуальные особенности – это особенности, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делающие его неповторимым, уникальным, т.е. отличают данную личность ото всех других. На их формирование оказывают существенное влияние: природные свойства человека, направленность личности, характер, взаимоотношения различных свойств и качеств.

3. Внешние факторы психического развития – включает в себя все то биологическое и социальное, которое образует так называемый биокультурный контекст. Это природная и социальная среда, в которой развивается личность.

Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы.

Социальная среда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. Кроме того, это и ближайшее социальное окружение: родители и другие члены семьи, позже - воспитатели и учителя, позже – сверстники и социальные группы.

Значение социальной среды на психическое развитие наглядно показывают случаи с детьми «Маугли». Их участь, как правило, – заведения для умственно отсталых, т.к. если ребенок был изолирован от людей и жил среди зверей с младенчества более трех лет, он практически не может освоить человеческую речь, и познавательные процессы его очень затруднены.


тема 5. Источники, Движущие силы и условия психического развития личности

5.1 Источники психического развития

В психологических теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают источники психического развития – биологизаторское и социологизаторское:

1. Биогенетическая концепция развития. Представители этой концепции считают, что ведущей в развитии человека является наследственность. Человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание – это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Все это наследственно дается человеку и механически воплощается в нем после зачатия и рождения. Американский педагог Джон Дьюи считает, что человек рождается даже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. Представители теории, известной под названием «биогенетический закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Только затем он включается в современную жизнь. Ребенок живет жизнью своего исторического периода. Это проявляется в его склонностях, интересах, стремлениях и действиях. Сторонники теории «биогенетического закона» отстаивали свободное воспитание детей для того, чтобы они могли полноценно развиваться и включаться в жизнь того общества, в котором живут.

2. Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим теориям, развитие человека определяется социальными условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Социологизаторские идеи о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Они созвучны идеологии, господствующей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических трудах.

В начале ХХ столетия возникла педологическая концепция психического развития. Педология придерживалась теории двух факторов развития: биологического и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя открытым вопрос о движущих силах психического развития.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития: «…Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. …Элементарные вещи (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. …Никогда никакой признак детского развития не является чисто наследственным. Психическое развитие не определяется механическим сложением двух факторов, а лишь их взаимодействием».

Психическое развитие, таким образом, – это дифференцированное, изменяющееся в процессе развития единство наследственных и социальных влияний.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового качественного состояния.

Развитие предполагает переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход зависит как от созревания, так и от научения.

Психическое развитие человека – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Направлениями психического развития человека являются:

Когнитивное развитие, т.е. развитие познавательных процессов;

Развитие эмоционально-волевой сферы (развитие эмоций, чувств, волевых качеств личности);

Развитие индивидуально-психологических свойств (развитие темперамента, характера, способностей, мотивационной сферы).

Урунтаева Галина Анатольевна выделила следующие закономерности психического развития:

1) неравномерность и гетерохронность: каждая психическая функция развивается своими темпами, имеет свой сензитивный (т.е. наиболее благоприятный) период развития, фазы развития органов и функций не совпадают по времени;

2) стадиальность развития: в результате скачкообразного и противоречивого характера психического развития чётко прослеживаются определённые стадии, имеющие характерные возрастные особенности психического развития;

3) дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств: обособление психических функций в самостоятельные формы психической деятельности и одновременная взаимосвязь и взаимообусловленность (например, мышление и речь);

4) смена биологических и социальных детерминант (причин), определяющих психическую деятельность и поведение;

5) пластичность психики: изменение психики под влиянием разных условий, различного опыта.

Наиболее существенные и длительно действующие факторы, оказывающие влияние на развитие психических процессов и свойств личности, являются движущими силами психического развития. Разрешение этих противоречий и обеспечивает формирование психических новообразований и дальнейшее развитие психики.

Эти противоречия и являются движущими силами психического развития:

Противоречие между потребностями и возможностями;

Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций;

Движущей силой развития является сотрудничество ребёнка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным звеном, посредником между ребенком и обществом. Взрослый: а) сначала удовлетворяет физиологические потребности ребенка, б) затем выступает образцом эмоциональных отношений, в) образцом действия с общественными предметами, г) носителем знаний, культуры, социальных норм, д) образцом профессионального мастерства и т.д.;


Движущей силой развития является и ведущая деятельность в каждом возрастном периоде. Именно эта деятельность подготавливает ребёнка к переходу на новый этап психического развития;

Движущей силой психического развития и показателем его нормального протекания является психическое и психологическое здоровье ребёнка. В основе психического здоровья – развитие высших психических функций. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире.

Факторы психического развития – основные условия качественных изменений психических процессов и свойств личности. Это то, что определяет его содержание и направленность.

Выделяют биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относят наследственные и врождённые предпосылки психического развития, которые предопределяют особенности психического развития. Наследственные предпосылки передаются через генотип, врождённыё обусловлены особенностями внутриутробного развития. Так по наследству передаются задатки к способностям, тип нервной системы. Врождённые – условия внутриутробного развития, влияющие на дальнейшее формирование психических свойств.

Удельный вес наследственного фактора может меняться. Мера прояснения наследственных особенностей во многом зависит от условий жизни, особенностей воспитания, типа обучения, возраста ребенка.

Социальные факторы – это влияние среды, условия психического развития: активность, обучение и воспитание.

Среда – совокупность социальных, экономических, культурных и других условий жизнедеятельности человека. Влияние среды может быть стихийным, так как человек живёт в определённых социально-исторических условиях, которые неизбежно влияют на его психическое развитие. Так же микросреда (семья, группа, компания друзей и т.д.) оказывает определённое влияние на личность. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека в социальной среде, в которой происходит его психическое развитие, называется социальная ситуация развития.

Важнейшим фактором психического развития ребенка, формирования его личности являетсяактивность – деятельное состояние организма, связанное с вмешательством в окружающую среду с целью ее изменения в соответствии с потребностью.

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения: детские сады, школы и пр. Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс формирования различных сторон личности. Обучение – это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Обучаться ребенок начинает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, то есть формирование всех сторон личности. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что нет ни одного психического качества, которое зависело бы только от одного фактора. Все факторы влияют на психическое развитие в органическом единстве.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (социальных) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.

1. Социальные и генетические факторы развития

Когда оцениваются эффекты наследуемости, то важным является представление о том, возрастает ли роль наследственности в процессе жизненного цикла, либо она становится, менее значительна. Большинство людей и даже специалистов, профессионально занимающихся проблемой развития, ответят, что роль наследственности становится менее важной в жизни человека с возрастом. Жизненные события, образование, работа и другой опыт протекают в течение жизни. Этот факт предполагает, что окружающая среда, особенности образа жизни оказывают возрастающее влияние на фенотипические различия, что с необходимостью ведет к уменьшению роли наследуемости. Наследуемость большинству людей представляется раз и навсегда заданной, а генетические эффекты неизменными от начала жизни до ее конца. Генетические факторы становятся возрастающе важными, особенно для общей когнитивной способности в течение жизни.

Другим важнейшим фактом, для понимания природы психического развития являются данные об уменьшении эффектов общей среды в развитии. Общая среда для интеллекта становиться незначительной во взрослом возрасте, тогда как ее вклад в индивидуальные различия в детстве оценивается на уровне 25%.

Постоянна ли величина генетических эффектов в процессе развития, анализируется в области психогенетики при помощи исследований. Психогенетические исследования показали, что влияние генетических и средовых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и по своей интенсивности в течение жизни человека. Так, например, данные, полученные современными учеными, позволяют выделить два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта.

Первый - это переход от младенчества к раннему детству и второй - от раннего детства к младшему школьному возрасту. Все теории когнитивного развития выделяют эти периоды как важнейшие. Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Большой вклад наследственности в интеллектуальное развитие является результатом того, что активизированы все генетические программы. Тогда как незначительный вклад генетического на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что для реализации потенциала человека, среда (а значит и возможности и формы обучения, и родители, и общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию. Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся, прежде всего, анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т.е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду. Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т.п.).

2. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно, вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты того, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур -- разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма», согласно которым пришедший в мир человек -- «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, -- до концепции современного «ситуационализма» в теориях личности. В этих появившихся в 70-х гг. XX века концепциях личности с упорством отстаивается мнение о том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлением со стороны «ситуации». Был проведен ряд подтверждающих эту позицию экспериментальных исследований, варьирующих «независимые» внешние переменные.

Как правило, одни и те же факты интерпретируются по-разному представителями противоположных направлений в решении проблемы соотношения наследственности и среды в личности. Представления о «наследственной» и «средовой» детерминации развития личности сохранились и в настоящее время. Отечественный психолог А.Г. Асмолов считает, что в их основе лежит механистический «линейный» детерминизм, вызывающий резкие возражения. В конце 20-го дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств человека в изменяющихся ситуациях. Раскрывая ограниченность этих противоборствующих подходов, А.М. Эткинд обращает внимание на результат, ставший итогом экспериментальных исследований в этой области: за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев. Подобный итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы «среда или диспозиция», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью. Выход из различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности, которые определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения. Существует два наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или, как их иногда называют, «концепций двойной детерминации развития» личности человека: теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд).

Хотелось бы отметить теорию В. Штерна, он писал, что её концепция представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности»: «Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении их обеих: душевное развитие не есть простое воспроизведение прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу, как для основных черт, так и для отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» Так как и то и другое принимает участие -- только неодинаковое в разных случаях -- в его осуществлении». Иными словами, В. Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, то есть социального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, то есть биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Впоследствии Г. Олпорт специально подчеркнул, что предложенная В. Штерном схема или принцип «конвергенции» не является собственно психологическим принципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих из организма, является выражением диалектического взаимоотношения организма и среды.

Схема конвергенции, предложенная философом и психологом В. Штерном, является по своему характеру методологической схемой, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся более ста лет между биологами, социологами, психологами, медиками и т.п. после выделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил»), опирались на эту схему как на нечто само собой разумеющееся. Нередко независимо от В. Штерна и Г. Олпорта эта схема характеризовалась как «диалектическое» взаимодействие двух факторов. Но, А.Н. Леонтьев предостерегал против легкомысленной «псевдодиалектики», за которой стоит признанная самим В. Штерном эклектическая позиция, исходный дуализм механистически сложенного биологического и социального в жизни человека.

А в другой теории, был поднят вопрос о детерминации развития личности и вопрос о взаимодействии биологического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе (З. Фрейда), а затем в индивидуальной психологии (А. Адлера), аналитической психологии (К. Юнга), а также многих представителей неофрейдизма (Э. Фромм, К. Хорни и др.). В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии.

Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу в психологии и философии. При этом подчеркивалось, что в мировоззренческом плане предложенные З.Фрейдом схемы влекут за собой резкое противопоставление: «личность» и «общество».

Заключение

генетический средовой личностный психический

Развитие человека - неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Следует помнить, что генетика - это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована, а может быть и нет. В развитии человека выделяются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения. Возрастные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако существует и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общего хода жизненных изменений. Учитывать индивидуальный темп развития необходимо при любых взаимодействиях с ребенком. Это является залогом его психического здоровья. В тоже время решить вопрос является ли рассогласование индивидуального темпа развития особенностью данного ребенка или это отклонение, деформация или задержка его развития может только специалист в области психологии развития.

Список использованной литературы

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб.: Питер, 2000.

3. Педагогика. Под редакцией Ю.К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности. "Наследственная" и "средововая" детерминация развития личности. Возрастные циклы в развитии человека.

    реферат , добавлен 17.05.2009

    Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна. Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности. Схема системной детерминации развития личности.

    лекция , добавлен 25.04.2007

    Возрастные периоды становления личности в процессе онтогенеза человека, истоки возникновения личностного кризиса и его возрастная динамика. Типологизация кризисов психического развития человека в период от рождения до юности, от молодости до старости.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Влияние на коммуникативное развитие ребенка с задержкой психического развития микросоциальной среды. Исследование готовности к школе у детей с задержкой психического развития. Микросоциальные условия и формирование самоотношения и самооценки учащихся.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2010

    Методологические и понятийные основы возрастной психологии, история и этапы ее развития, современные достижения. Сравнительное описание концепций возрастного развития в западной и отечественной психологии. Проблема детерминации психического развития.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2016

    Понятие дефекта - физического или психического недостатка, вызывающего нарушение нормального развития ребенка. Факторы риска недостаточности психофизического развития. Сравнительная характеристика умственной отсталости и задержки психического развития.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2011

    Чем определяется психическое развитие человека? Генетические и средовые факторы в психическом развитии человека. Развитие как метафора эпигенетического ландшафта. Стадиальность и непрерывность психического развития. Проблемы периодизации развития.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2002

    Основные положения периодизации психического развития личности. Анализ особенностей психического развития личности на различных возрастных этапах. Общие закономерности, темп, тенденции и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2012

    Периодизация психического развития в детском возрасте как фундаментальная проблема возрастной психологии. Сущность и особенности гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития, общая характеристика ее возрастных эпох и кризисов развития.

Предпосылками или факторами, психического развития ребенка называют те обстоятельства развития, от которых и зависит уровень психического развития малыша. Человек это био-социальное существо, а значит, на его психическое развитие влияют такие факторы, как природный, биологический и социальный, то есть наследственность, условия его жизни, а также воспитание и обучение ребенка. Давайте рассмотрим каждый из них.

Биологический фактор психического развития ребенка это его наследственность, те способности, особенности нервной системы, которые он получает от родителей. Это также и общие для каждого человека физические признаки, строение речедвигательного аппарата, особенности строения головного мозга. Ребенок наследует биологическую потребность в тепле и пище, а также свойства нервной системы, определяющие высшую нервную деятельность и являющиеся фундаментом темперамента. Эти наследуемые особенности еще принято называть задатками, которые будут развиваться по мере взросления ребенка.

Некоторое влияние на развитие психики ребенка будет иметь и природная среда, окружающая малыша. Это вода и воздух, солнце и земное притяжение, а также особенности климата, растительности и электромагнитное поле. Но природа не определяет психическое развитие ребенка, а лишь косвенно влияет на него через социальную среду.

Гораздо сильнее на психическое развитие ребенка влияет социальный фактор. Ведь в раннем возрасте, между ребенком и родителями существует тесная психологическая привязанность, малыш нуждается в любви, уважении и признании. Но при этом ребенок еще не способен ориентироваться в межличностном общении, понимать конфликты между родителями, а значит, не может выразить свое отношение к происходящему. И если родители хотят, чтобы их малыш вырос психологически здоровым человеком, и умел адаптироваться в этом мире, родители просто обязаны строить отношения с ребенком в доброжелательной и радостной атмосфере. Ведь иногда малыш может чувствовать свою вину в конфликтах взрослых, чувствовать, что не оправдывает тех надежд, которые возлагали на него родители, и из-за этого часто может травмироваться его психика.

Социальная среда больше других влияет на психическое развитие ребенка, и важна не менее чем врожденные факторы, потому как формирование у ребенка системы норм и ценностей, а также самооценки ребенка, происходит внутри общества. Во многом этому способствует познавательное развитие детей, включающее в себя несколько этапов, от врожденных двигательных рефлексов, к стадии развития речи и к стадии развития мышления ребенка.

Факторы психического развития ребенка складываются из четырех основных условий, таких как нормальная работа головного мозга ребенка, без чего у ребенка обязательно будут наблюдаться отклонения в развитии. Вторым обязательным условием станет нормальное физическое развитие ребенка, а также полноценное развитие его нервных процессов. Сохранность органов чувств, обеспечивающих связь малыша с окружающим миром, являются третьим важным условием. А четвертым, не менее важным условием психического развития ребенка является его полноценное развитие, последовательность и систематичность его обучения, как в детском саду, школе, так и в семье. Лишь при выполнении всех условий ребенок будет развиваться полноценно в психологическом плане и вырастет здоровым и развитым человеком.