Можно ли найти еще одно такое же эстетически гармоничное место, как Версальский дворец?! Его внешнее оформление, изящество интерьера и парковая зона выполнены в едином стиле, весь комплекс заслуживает, чтобы по нему прогуливались представители аристократии. Каждый турист непременно почувствует дух времен правления королей, так как на дворцово-парковой территории легко примерить на себя роль могущественного самодержца, во власти которого целая страна. Ни одно фото не способно передать истинного изящества, так как каждый метр этого ансамбля продуман до мелочей.

Кратко о Версальском дворце

Наверно, нет людей, не знающих, где находится уникальное сооружение. Знаменитый дворец – гордость Франции и самая узнаваемая королевская резиденция в мире. Она расположена недалеко от Парижа и ранее представляла собой отдельно стоящее строение с парковой зоной. С ростом популярности этого места у аристократии вокруг Версаля появились многочисленные дома, в которых проживали строители, прислуга, свита и прочие люди, допускаемые ко двору.

Идея создания дворцового ансамбля принадлежала Людовику XIV, известному как «Король-Солнце». Он сам изучал все планы и картинки с набросками, вносил в них коррективы. Правитель отождествлял Версальский дворец с символом власти, самой могущественной и нерушимой. Только король мог олицетворять собой полное изобилие, поэтому роскошь и богатство чувствуются во всех деталях дворца. Его основной фасад раскинулся на 640 метров, а парк занимает более ста гектаров.

В качестве главного стиля был выбран классицизм, бывший на пике популярности в 17 веке. Несколько лучших архитекторов привлекалось к созданию этого масштабного проекта, пережившего несколько этапов строительства. Только известнейшие мастера трудились над оформлением внутри дворца, созданием гравюр, скульптур и прочих ценностей искусства, которые до сих пор его украшают.

История строительства знаменитого дворцового комплекса

Сложно сказать, когда был построен Версальский дворец, так как работа над ансамблем велась даже после того, как король поселился в новой резиденции и устраивал балы в изысканных залах. Официально статус королевской резиденции постройка получила в 1682 году, но лучше упомянуть об истории создания культурного памятника по порядку.

Изначально с 1623 года на месте Версаля был небольшой феодальный замок, где располагались королевские особы с небольшой свитой во время охоты в местных лесах. В 1632 году владения французских королей в этой части страны расширились за счет покупки близлежащего поместья. Небольшие строительные работы рядом с деревушкой под названием Версаль велись, но глобальная перестройка началась лишь с приходом к власти Людовика XIV.

Король-Солнце рано стал правителем Франции и навсегда запомнил восстание Фронды, которое отчасти стало причиной того, что резиденция в Париже вызывала у Людовика неприятные воспоминания. Более того, будучи молодым, правитель восхитился роскошью замка министра финансов Николя Фуке и пожелал создать Версальский дворец, превосходящий красотой все ныне существующие замки, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве короля. На роль архитектора был приглашен Луи Лево, уже зарекомендовавший себя при выполнении других масштабных проектов.

В течение всей жизни Людовика XIV велись работы над дворцовым ансамблем. Помимо Луи Лево, над архитектурой работали Шарль Лебрен и Жюль Ардуэн-Мансар, парк и сады принадлежат руке Андре Ленотра. Главным достоянием Версальского дворца этого этапа строительства считается Зеркальная галерея, в которой картины чередуются с сотнями зеркал. Также во время правления Короля-Солнце появились Галерея битв и Большой Трианон, была возведена часовня.

В 1715 году власть перешла пятилетнему Людовику XV, который вместе со свитой вернулся в Париж и долгое время не занимался перестройкой Версаля. За годы его правления был завершен Салон Геркулеса, созданы Малые апартаменты Короля. Большим достижением на этом этапе строительства считается возведение Малого Трианона и завершение Зала Оперы.

Составляющие дворцово-парковой зоны

Описать достопримечательности Версальского дворца просто невозможно, так как все в ансамбле настолько гармонично и изысканно, что любая деталь является настоящим произведением искусства. В ходе экскурсий обязательно стоит посетить следующие места:

  • Большой Трианон (использовался для отдыха на природе);
  • Малый Трианон (являлся домом фаворитки Людовика XV);

  • Ферму Марии-Антуанетты;
  • Покои Короля;
  • Зеркальную галерею.

У парадного входа на территорию дворцового комплекса установлены ворота из золота, украшенные гербом и короной. Площадь перед дворцом украшена скульптурами, которые встречаются также внутри основного помещения и на всей территории парка. Можно найти даже статую Цезаря, культ которого ценился французскими мастерами.

Отдельно стоит упомянуть про парк Версаля, так как он является исключительным местом, чарующим своим многообразием, красотой и целостностью. Здесь встречаются удивительно украшенные фонтаны с музыкальной аранжировкой, ботанические сады, оранжереи, бассейны. Цветы собраны в необычные клумбы, а кустарникам ежегодно придают определенные формы.

Значимые эпизоды в истории Версаля

Хотя в качестве резиденции Версальский дворец использовали непродолжительное время, он сыграл значимую роль для страны – в 19 веке получил статус национального музея, куда перевезли многочисленные гравюры, портреты, картины.

С поражением во Франко-прусской войне хоромы перешли в собственность немцев. Они избрали Зеркальный зал для провозглашения себя Германской империей в 1871 году. Французы были задеты выбранным местом, поэтому после поражения Германии в Первой мировой войне, когда Версаль был возвращен Франции, мирный договор подписали в том же помещении.

С 50-х годов 20 века во Франции появилась традиция, по которой все приезжающие главы стран должны были встречаться с президентом в Версале. Только в 90-х годах было решено отойти от этой традиции из-за большой популярности Версальского дворца у туристов.

Монархи других стран, посещавшие французскую достопримечательность, дивились изяществу и роскоши королевской резиденции и часто по возвращении домой пытались воссоздать не менее изысканные дворцы с похожей архитектурой. Конечно, аналогичного творения в мире нигде не встретишь, но многие замки Италии, Австрии и Германии имеют некоторую схожесть. Даже дворцы в Петергофе и Гатчине выполнены в том же классицизме с заимствованием ряда идей.

Из исторических описаний известно, что во дворце было очень сложно хранить тайны, так как Людовик XIV предпочитал знать, что на уме у его придворных, чтобы избежать заговоров и восстаний. В замке есть много скрытых дверей и потайных ходов, о которых было известно только королю и архитекторам, их проектировавшим.

Во время правления Короля-Солнце практически все решения принимались в Версальском дворце, ведь здесь круглосуточно находились государственные деятели и приближенные лица самодержца. Чтобы стать частью свиты, приходилось проживать в Версале регулярно и присутствовать на ежедневных церемониях, в ходе которых Людовик нередко раздавал привилегии.

Королевский дворец в Версале – это главная жемчужина Франции, которая находится всего в 20 км от Парижа в небольшом городке. Именно большой Версальский дворец служил образцом для многих европейских замков. Архитектурно-ландшафтный шедевр включает роскошные дворцовые здания и изысканные сады с искусственными и естественными озерами. Версаль стал символом могущества и власти французского монарха Людовика XIV.


Причины строительства королевского дворца в Версале:

  1. В связи с революционным движением проживание в для королевской семьи было опасным.
  2. Амбиции. В XVII веке Франция активно развивалась, став новой сверхдержавой. Мощному государству требовался достойный политический центр, которым стал Версаль. Париж в то время был провинциальным городом.
  3. Зависть молодого короля, возникшая после того, как Людовик XIV увидел замок Во-ле-Виконт Николя Фуке. К слову, владелец замка в скором времени был казнен.

Дворец в Версале мог одновременно разместить 10 000 людей – из них 5 000 придворных и 5 000 слуг. Внутренняя политика Людовика XIV заключалась в бдительном контроле аристократии. Те придворные, которые покидали Версальский дворец, навсегда лишались королевской милости и, как следствие, имущества и чинов.

В строительстве архитектурно-ландшафтного комплекса были задействованы лучшие французские мастера: Луи Лево, Андре Ленотр, Шарль Лебрен. Всего из государственной казны было потрачено 25 млн. ливров или 259,56 млрд. современных евро. Это несмотря на то, что строительство большого дворца во Франции велось в условиях крайне жесткой экономии, из-за чего некоторые окна не открывались, а камины не работали. Зимой жить в Версальском дворце было некомфортно.

Зеркальная галерея, Версальский дворец, Франция.

Самой грандиозной и впечатляющей достопримечательностью Версальского дворца справедливо считают Зеркальный зал. Гениальные мастера эпохи Возрождения воплотили в нем идеи абсолютизма. Зал поражает и восхищает богатством и роскошью. Каждая деталь интерьера щедро декорирована золотом. Огромные зеркала, скульптуры и многочисленные хрустальные люстры гармонично соединены в едином ансамбле.

Интересно, именно в Зеркальной галерее в 1919 году был подписан знаменитый Версальский договор.


Королевская капелла, Версаль, Франция.

Королевская капелла находится в правой части дворцового комплекса в Версале. Позолоченный царский алтарь контрастирует с белоснежными колоннами, украшенными лепниной. Изысканные бронзовые фигуры греческих богов сразу же приковывают взгляд. Капелла состоит из 2 этажей. Подняться на верхний ярус имели право только монархи.

Любопытный факт: каждая вторая придворная дама мечтала стать фавориткой любвеобильного Людовика XIV. Именно поэтому представительницы прекрасного пола никогда не пропускали богослужение.


Зал Аполлона, дворец в Версале, Франция.

Тронный зал предназначался для проведения торжественных приемов иностранных делегаций. Вечером здесь иногда устраивали праздники.


Салон Войны, дворец в Версале, Франция.

Салон Войны посвящен военному триумфу Франции. Стены зала украшены полотнами, прославляющими легендарные победы французов.


Салон Дианы, дворец в Версале, Франция.

Интерьер данного салона украшают золотые своды и расписные стены, античные скульптуры и бюсты. Когда-то в этом зале стоял большой бильярдный стол, за которым развлекались монархи и придворные.


Спальня королевы, Версальский дворец, Франция.

Спальню королевы украшают тканые портреты, живописные панно, лепнина, хрустальные люстры. Каждая деталь декора покрыта чистейшим золотом.

Интересно: в XVII веке королевы рожали прилюдно.


Спальня короля, дворец в Версале, Франция.

Экстравагантный король Франции больше всего любил помпезность и роскошь. Именно такой и является его опочивальня, расположенная в самом сердце Версальского дворца. Королевское ложе украшено шелковым балдахином алого цвета.


Самовлюбленный монарх Людовик XIV обожал театр. И поэтому всю свою жизнь он превратил в помпезное представление, которое с достоинством было дано на великолепной сцене – в королевском дворце в Версале !

– резиденция французских королей династии Бурбонов . Шедевр классицизма завораживает своим блеском, и ежегодно притягивает миллионы туристов со всего мира. Мы не упустили возможность присоединиться к этому миллиону.

Версаль — история создания

История создания Версаля отсылает нас в эпоху правления Людовика XIV , которого прозвали «король-солнце» . И при свете солнца ансамбль действительно смотрится по-королевски (впрочем, в дождливую погоду он смотрится не менее красиво, может немного скромнее).

При Людовике XIII на месте современного дворца стоял обычный охотничий домик, который король повелел возвести для охоты в тамошних местах. Но у его сына Людовика XIV были свои планы на данную местность.

На торжественном приеме у своего министра финансов Николя Фуке в честь завершения строительства дворца Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte ), Людовик XIV был поражен «королевской» роскошью и дороговизной строения, и даже взбешен открытым выставлением всего этого напоказ. Такого дворца не имел он сам, и это ударило по самолюбию монарха.

По возвращении с приема, он подозвал своего верного помощника по имени д’Артаньян – реального, а не мифического героя из романов Дюма . Людовик повелел д’Артаньяну разобраться с Фуке , и д’Артаньян разобрался. Фуке был арестован и пожизненно посажен в тюрьму. А его новенький замок был конфискован. Так то. А вы говорите «красиво жить не запретишь».

Вдохновившись дворцом Во-ле-Виконт , Людовик переманил авторов данного произведения — архитекторов Луи Лево и Андре Ленотра , а также художника Шарля Лебрена на свою сторону, и предложил им построить для него подобный дворец с парком, только чтоб было «покрасивше, побогаче, да побольше». Вариантов отказаться не было – перед глазами стоял печальный облик Фуке , сидящего в темнице, и они согласились. Так и появился .

Строительство началось в 1661 году и растянулось на долгие года. Денег было вбухано невиданное количество. «Король-солнце» построил такой же яркий и солнечный комплекс, каким был он сам. Поэтому они неизменно ассоциируются друг с другом, несмотря на то, что Версальский комплекс достраивался и после смерти Людовика XIV его правнуком и приемником Людовиком XV . Достройки были не столь глобальны, как при «короле-солнце» , хотя тоже стоили немалых денег казне. Регулярные подобные траты стали одними из предпосылок для будущих волнений французского народа, которые ярко проявятся в конце XVIII века.

Параллельно с Версальским дворцовым ансамблем обустраивался и город Версаль . Изначально в нем проживало около 500 человек, а к моменту переезда Людовика XIV вместе со всей своей свитой в Версальский замок , в городе жило уже 30000 . Основную часть составлял обслуживающий персонал, а также рабочие и крестьяне, поддерживающие бесперебойную и ни в чем не нуждающуюся жизнь королевского французского двора.

Однако, вернемся к себе любимым 🙂

Пройдя на территорию через главные ворота, мы оказались на площади, во главе которой и находится Версальский дворец . «Вот здесь то они и жили-не тужили» , — подумал я. Покои короля, королевы, а также гостевые залы находятся именно в этом месте. Где же им еще находится – не в лесу же у пруда.

Очутившись по ту сторону забора, мы не понимали с чего начать – никакой брошюрки у нас не было, да и вообще полного представления, из чего же состоит весь этот архитектурный ансамбль, также не имелось. Логично было первым делом пройти основной дворец, а дальше уже действовать по обстоятельствам.

Место, на котором ранее стоял охотничий замок Людовика XIII сейчас называется Мраморный двор

Но тут тоже возникла небольшая проблема. Фонтаны, на которые мы тоже хотели попасть, работают всего два раза в день – с 11 до 12 и с 15:30 до 17 . До 15 ждать не хотелось, и было решено пройти одно крыло дворца, потом сходить на фонтаны и вернуться досмотреть дворец. Так мы и поступили. Зашли в правое крыло, взяли аудиогид на русском языке. У меня были наушники, и я вонзил их в разъем – тем самым мне не пришлось ходить, прислоняя аппарат к уху, что весьма удобно. Глядел на всех, ухмыляясь довольной физиономией.

Народу, конечно же, тьма. Сидя практически друг у друга на плечах, мы перемещались из зала в зал, не забывая прослушивать аудиогид. Всё это было весьма познавательно.

Чуть менее часа нам хватило, чтобы обойти это крыло. Время подходило к 11, мы вышли из дворца и направились к садам и фонтанам. Меня сразу насторожило, что на выходе стоит человек с серьезным взглядом. И если ты вышел, обратно тебя не пускает. Тогда я не придал этому существенного значения, так как спешил к фонтанам.

У прохода к фонтанам также стояли контроллеры и проверяли билеты. Контроллеров там много – стоят у каждого объекта, потому что на каждый объект билеты продаются отдельно, и можно посетить не всё, а только то, что тебе интересно.

Ну вот подошло время, и заиграла музыка. Заструились фонтаны, защелкали фотоаппараты, началось движение.

Фонтанов много. Бродя по лабиринтам садов, можно наткнуться на какой-нибудь небольшой фонтанчик. Можно походить и понаблюдать, а можно и не ходить. Постфактум я подумал, что билеты на них брать не стоило – не впечатлили. То есть, фонтаны как фонтаны, ничего особенного. Надо понимать, когда они были построены. С тех пор они изменились не существенно. Нынче есть гораздо более продвинутые и интересные фонтаны, поэтому удивить человеков, усиленно блуждающих вокруг них, сложно.

Прошлись мы по садам, дошли до большого фонтана Аполлона .

Понятное дело, фоткались и так и сяк. Наверное, поэтому немного проголодались. Присели недалеко от фонтанов на освежающую мраморную скамейку и навернули приготовленных бутербродов. Уже после я вычитал на официальном сайте Версаля , что пикники устраивать запрещено, но нас не поймали, что весьма отрадно.

Потрапезничав и отдохнув, мы пошли в обратную сторону с целью досмотреть Версальский дворец . И тут все опасения подтвердились – человек с серьезным взглядом обратно нас впускать отказался, усилив свой взгляд решительными жестами. Показал на табличку с надписью «входа нет», улыбнулся и совершенно удовлетворенный собой, отвернулся.

Особо не расстроившись, мы решили обойти дворец, предполагая, что можно войти с другой стороны. Но с другой стороны не было ни серьезных людей, ни намека на вход, и мы вышли к забору, пройдя вдоль которого мы вновь оказались у огромной толпы, страждущих попасть внутрь, людей.

Вот тут то мы и начали чесать репу. Что делать дальше было решительно непонятно. Совершенно очевидно, что мы прошли не весь дворец. Плюс ко всему, оставалось стойкое впечатление, что есть еще неосмотренные объекты (давно я не был так близок к истине, таких объектов было еще часа на 4 ходьбы). Стоя, как вкопанные, и задумчиво вертя головами во все стороны, мы были как Штирлицы — близки к провалу. И тут слева попалась на глаза вывеска туристического информационного центра. Где-то внутри подсознания слегка зашевелился хрупкий зверек под названием «надежда».

Осторожной поступью мы пошли в том направлении. Были бы в России , никаких проблем не возникло бы, но мы были во Франции , с соответствующим знанием языков. Только английский на уровне «ес, ноу, айдонтноу» . Я до сих пор удивляюсь, как мы вообще ездили за границу своим ходом, практически не зная языка.

Дрожащими руками мы отворили дверь, и вошли. Подошла женщина и что-то спросила на английском. Тут я вспотел. Запинаясь, я начал своё прекрасное повествование о проблеме, которая свалилась на нас как весенний снег на голову.

Полчаса шла словесная борьба с этой женщиной, а точнее с заморским языком. Борьба была неравной — женщина явно знала больше слов, чем я. Но я победил. Чуть ли не на пальцах нам объяснили, что всё не так плохо. Нужно лишь отстоять очередь еще раз и больше не выходить из дворца, не посмотрев его полностью. Плюс ко всему, нам торжественно вручили план ансамбля на русском языке, с кратким описанием и картой-схемой. Только тогда я узнал, что мы не посмотрели еще практически ничего. Теперь же мы были вооружены исчерпывающей информацией. Самодовольной походкой, расправив еще полчаса назад сутулые плечи, и высоко подняв ожившую голову, мы пошли к концу петляющей змейки из людей. День был реанимирован.

Бесплатный совет:

Отстояв «змеиную» очередь второй раз, мы снова надеялись быстро прошмыгнуть через досмотр вещей. Но на этот раз наша хитрость не удалась. Заставили открыть рюкзак, и обнаружили там заботливо упакованный провиант – булочки, сосиски и листья салата. Предложили сдать рюкзак в камеру хранения и рукой показали направление. Я подумал, что, во-первых, потом идти обратно за рюкзаком будет не очень охота, а во-вторых, кушать через пару часов будет охота очень. Поэтому по пути к камерам хранения, я сделал вид, что забыл, зачем иду, и свернул. Ожидая безумных окликов французов, шел, не поворачиваясь, но никто на меня не обратил внимания. Всё оказалось очень просто. Таким нехитрым способом питание было сохранено, и мы спокойно пошли осматривать замок Версаль .

Со второй попытки мы осмотрели-таки весь замковый комплекс полностью – всевозможные покои короля и королевы, гостевые залы, зеркальная галерея, и всё остальное прочее (там залов столько, что я чуть не заплутал). Размах и роскошь просто поражают – всё в позолоте, яркое, блестящее, красивое. Там я осознал фразу «смотрится по-королевски» . С удовольствием пожил бы там пару-тройку веков.

Дошли до известной Зеркальной гелереи . Вот так она выглядит в разгар дня

А вот так, когда никого нет, только призраки

Честно говоря, во всех этих комнатах я совсем запутался. Если не быть совсем занудным исследователем архитектуры Версаля , то запомнить все нереально. Кто и где жил, для чего эта или та комната. По большому счету это не так важно. Просто ходишь и удивляешься богатству и роскоши, а также вкусу, с которым это всё было сделано. Все поистине прекрасно и шедеврально.

Послужил прообразом для многих королевских резиденций, и стал некой отправной точкой для архитектуры будущих столетий. Многие монархи, гостившие в Версале вдохновлялись на строительство своих резиденций. Самозабвенно тратили огромные деньги, и даже превосходили Версальский дворец в богатстве и величии. Примеры есть и в нашей стране — в некоем городе на Неве 😉

Версаль (Versailles) – бывшая резиденция французских королей, ныне селение, расположенное недалеко от Парижа.История началась с Людовика XIV, который территорию для охоты превратил в дворцово-парковый ансамбль.

Луи Лево – первый архитектор, воплощающий грезы короля в реальность, после изощрялся Жюль Ардуен-Мон-Сар. Последний истязал рабочих и казну тридцать лет. Именно здесь поселился весь королевский двор, именно здесь проходили многочисленные балы и блестящие празднества.

Площадь парковой территории Версаля занимает 101 гектар. Благодаря целой системе каналов селение называют «маленькой Венецией». На территории размещено огромнейшее количество смотровых площадок, аллей, променадов.

Как добраться в Версаль

Добраться в Версаль можно из трех вокзалов.

Из вокзала Сен-Лазар (gare de Paris-Saint-Lazare):

  • На поезде по линии L до вокзала Gare de Viroflay Rive Droite, и на автобусе №171 от станции метро Gabriel Peri до замка. Пройти пешком надо будет небольшое расстоние, около 500 метров.Общее время в пути около 1 часа.
  • На поезде по линии L до вокзала Versailles — Rive Droite. Вокзал удален от замка почти на 2 км, которые надо будет пройти пешком. Общее время в пути составит около 1 часа.

Из вокзала Аустерлиц (Gare d’Austerlitz) :

  • На пригородной электричке RER C можно доехать до вокзала Gare de Versailles Château Rive Gauche, который удален от Версаля на 950 метров. Это расстояние нужно будет пройти пешком.
    Общее время в пути составит около 1 часа.

Из северного вокзала (Gare du Nord)

  • Сначала на электричке Rer B нужно проехать две остановки до станции Saint-Michel – Notre-Dame, после чего пересесть на RER C и ехать до Gare de Versailles Château Rive Gauche
    По приезду на вокзал нужно будет пройти около 1 км до парковой территории. Общее время в пути составить чуть более 1 часа.

В Версаль можно проехать по проездному , дневному проезному (1-5 зоны), так же подойдет и (1-5 зоны).

Одноразовый билет обойдется в 7,60 евро.

  • (55.00 €)
  • (70.00 €)

Проживание в Версале

Территория Версаля неимоверно огромная, здесь действительно есть что посмотреть, поэтому не всегда достаточно одного дня, чтобы обойти все и насладится прогулкой. Чтобы получить удовольствие от посещения дворцово-паркового комплекса, уделите хотя бы два дня для неспешной прогулки, без суеты. Предлагаем вашему вниманию отели по самым выгодным ценам в Версале .

Достопримечательности Версаля

Очень многие Версаль ассоциируют только с одноименным замком. Стоит знать, что Версаль — это большой комплекс зданий, можно сказать городок, в котором обеспечивались все королевские нужды.

Большой Трианон (Grand Trianon)

Это королевский дворец в Версале. Название досталось дворцу в наследство от древнего селения Трианон, прежде расположенного на этой территории. Здесь Людовик XIV отдыхал от придворной жизни с мадам Ментенон.Строительство Большого Трианона продолжалось 4 года (1687-1691гг.) под руководством Жюля Ардуэн-Мансара, причем сам Людовик самостоятельно разработал большинство архитектурных решений. Так появилось украшенное балюстрадой и огромными арочными окнами здание, декорированное мрамором нежно-розового цвета.



Дворец представляет собой два крыла, соединенные галереей - перистилем, проект которого разработал Робер де Котт. Фасад Большого Трианона выходит на большой двор. В этой части здания перистиль выполнен в виде изысканной аркады. Позади дворца находится парк с газонами, фонтанами, водоемами и цветочными композициями. С этой стороны, перистиль выполнен, в виде двойных мраморных колонн.Дворцово-парковый комплекс Большой Трианон занимает 23 гектара и открыт для посещения туристами.

Версальский дворец (Château de Versailles)

Это не просто главная достопримечательность дворцово-паркового комплекса, но м символ целой эпохи в истории французской монархии, причем, один из самых масштабных во всех отношениях.Изначально, земли в этой части пригорода Парижа приглянулись королю Людовику III, но идея строительства Версальского дворца принадлежит его сыну - Людовику XIV. Позже, свою лепту в образ дворцового комплекса внес и его внук - Людовик XV.Дворец демонстрирует всему миру мощь абсолютной власти.Для возведения дворца и садово-паркового комплекса было высушено 800 га болот. Строительство продолжалось более полувека силами крестьян и национальной армии; стоимость дворца в перерасчете на современную валюту обошлась в сотни миллиардов евро. Отделка внутренних помещений ослепляет обилием роскоши и уникальных произведений искусства - фрески и картины, резьба по дереву, скульптуры из мрамора, шелковые ковры ручной работы, много золота, хрусталя и зеркал. Великолепие Версальского дворцового комплекса произвело сильное впечатление на Петра I, что после его посещения царь задумал строительство знаменитого ансамбля в Петергофе.



Когда монархия пала, к власти пришла буржуазия, а корону принял революционно настроенный герцог Орлеанский, Луи-Филипп Версаль, в 1830 году, поменял свой статус и стал музеем, со временем, - Музеем истории Франции (Musée de l’Histoire de France). Революционный период не самым лучшим образом сказался на состоянии Версальского дворца. Многие помещения были запущены, а то и вовсе разрушены, а мебель и произведения искусства разграблены.Реставрационные работы начались сразу после революции, по велению Луи-Филиппа. Император Наполеон Бонапарт также был озабочен судьбой здания и регулярно выделял средства на его ремонт.Постепенно, был восстановлен Зеркальный зал и роскошные золотые панели дворца, удалось вернуть часть похищенных произведений искусства, некоторые из полотен и предметов интерьера пришлось создавать заново.Реставрация Версаля продолжается - масштабная реконструкция дворца, которая началась в 1952 году и длилась почти 30 лет, не решила всех проблем. Поэтому, в 2003 году французские власти объявили начало 17-летней реставрации Версаля.Уже сейчас, полностью восстановлена изначальная планировка версальских садов, а во внутреннем Мраморном дворе вновь засияла золотом королевская решетка.

Версальский парк (Parc de Versailles)

Уникальные ландшафтные композиции, которые считаются едва ли не самыми изысканными в мире. В 1661 году, паралелльно со строительством дворца, король Людовик XIV поручил ландшафтному архитектору Андре Ленотру создать такой парк, который бы не только гармонировал с величием королевских зданий, но и превосходил по уровню роскоши все известные парки.Строительство Версальского парка заняло более 40 лет, но полученным результатом монарх остался доволен - захватывающая дух панорама открывалась сразу при выходе из дворца через Мраморный двор.



После Великой Французской революции в Версальском дворце решено было открыть музей, и с тех пор прогулки по живописным аллеям королевского парка доступны для всех туристов.

Зал для игры в мяч (Salle du Jeu de paume)

С архитектурной точки зрения ничем особо не примечателен, хотя и построен рядом с Версальским дворцом еще в 1686 году. Вполне возможно, что в анналах истории это помещение так и осталось бы, как место, где проходили королевские спортивные занятия. Но Судьба распорядилась по-другому…Жизнь при дворе французских королей XVII века описывалась современниками, как бесконечные приемы с чередой увеселительных мероприятий. Подобное времяпровождение подразумевало не только балы и феерические представления, но и занятия спортом.



Известный всему миру Король-Солнце очень любил игру в мяч, - своеобразный аналог большого тенниса того времени. Придворные активно поддерживали своего монарха в этом увлечении, поэтому, Зал для игры в мяч был достаточно популярным местом.Однако всемирную известность Зал для игры в мяч получил совсем по другому поводу - в этом помещении в 1789 году представители французских горожан, под предводительством Жана Байи, принесли торжественную клятву, сохранить свой союз для создания конституции королевства.

Сегодня в помещении Зала для игр находится музей, экспозиция которого рассказывает об историческом событии, приблизившем Французскую революцию: скульптура выступающего Жана Байи, бюсты депутатов и огромное полотно, изображающее Учредительное собрание в момент произнесения присяги.

Малый Трианон (Petit Trianon)

Современные историки считают, что дворец был построен Людовиком XV для маркизы де Помпадур в знак благосклонности монарха.Проект дворца разработал Анж-Жак Габриэль, придворный архитектор, сторонник классицизма. Строительство длилось около 6 лет и завершилось в 1768 году. Здание получилось небольшим, простым, архитектурно выдержанным - без вычурного декора, присущего архитектуре первой половины XVIII века, однако внутреннее убранство Малого Трианона выполнено в стиле рококо.



Двухэтажный дворец выглядит очень элегантно - классические французские окна, пилястры и итальянская балюстрада вверху, коринфские колонны и широкая каменная терраса - у основания.

Сегодня Малый Трианон - это музей, посвященный королеве Марии-Антуанетте. В его экспозиции представлена живопись XVIII века, а также мебель и предметы интерьера, восстанавливающие обстановку, характерную для той эпохи.

Муниципальный музей Ламбине (Musée Lambinet)

Посвященный истории города, находится неподалеку от Версальского дворца, возведен в 1750 году.Проект трехэтажного здания, разработанный Эли Бланшаром, предусматривал все стилевые черты, характерные для того времени - французские окна, небольшие балконы с узорными решетками и венец фасада, классический фронтон со скульптурной композицией аллегорической тематики.



В 1852 году особняк становится собственностью Виктора Ламбине, потомки которого 80 лет спустя, подарили здание городу для организации в нем музея. Сегодня в экспозиции Музея Ламбине представлены три направления - история развития города, запечатленная в документах разных эпох, коллекция предметов искусства XVI-XX веков и реконструкция интерьеров XVIII века.Всего для осмотра доступно 35 залов, причем в большинстве из них сохранилась оригинальная отделка, а живопись, предметы мебели, скульптуры и множество предметов интерьера, - золоченые часы и канделябры, посуда, хрустальные светильники и вазы довершают обстановку, возвращая посетителей в атмосферу XVIII века.

Бывшая королевская больница (Ancien Hôpital Royal de Versailles)

Известная также, как больница Ришо (Hôpital Richaud) , находится неподалеку от местной железнодорожной станции; получила статус исторического памятника относительно недавно - в 1980 году.При Людовике XIII возникла необходимость в постройках социального характера — в 1636 году была построена небольшая богадельня, существовавшая на довольно скромные средства, полученные от благотворительных общин.При Людовике XV богадельня была преобразована в королевскую больницу, финансируемую казной. Помещения больницы было перестроены и существенно расширен по приказу Людовика XVI.



Проект нового здания, выполненный архитектором Шарлем-Франсуа-д’Арноденом, предусматривал 3 корпуса: в центральной части здания, разместились престарелые, а в двух боковых, — больные. Кроме того, рядом с больницей возвели церковь, примыкающую прямо к корпусам, чтобы больные, могли попасть на церковную службу, не выходя на улицу.На уровне было и обслуживание в больнице - отличные условия проживания, хорошее питание и многократная уборка.В качестве больницы, здание просуществовало до недавнего времени, а затем его часть была продана транспортному предприятию.

Кафедральный собор святого Людовика (Cathédrale Saint-Louis)

Изначально был задуман, как обычная приходская церковь.

Тем не менее, в 1684 году, когда после разрушения церкви святого Иулиана Бриудского, южная часть Версаля осталась без церковного здания, построенной на ее месте часовне пришлось дать, хоть и временный, но статус приходской церкви. А так как, вместе со статусом, пришло и название - церковь святого Людовика, решено было построить настоящую церковь, достойную носить имя ангела венценосных монархов.В 1742 году проект будущего собора был одобрен Людовиком XV и строительство началось. Любопытно, что автором проекта оказался потомственный архитектор Жак Ардуэн Мансар, внук того самого Жюля Мансара, «придумавшего», в свое время Версальский дворец.



Строительство тянулось долго и закончилось, спустя 12 лет. На инаугурации новой церкви король не присутствовал, - накануне, 23 августа 1754 года, у его величества родился наследник, будущий король Людовик XVI. Но зато, спустя год, монарх компенсировал недостаток внимания, подарив церкви 6 колоколов с именами королевских наследниц.Большой орган появился в Версальском соборе в 1761 году, и тоже, благодаря милости короля - Людовик лично контролировал изготовление инструмента лучшим мастером того времени Франсуа Анри Клико. Правда, статус Кафедрального собора церковь святого Людовика получила гораздо позже, - в 1843 году.Сегодня Версальский собор - это не только место регулярного проведения католических месс, но и своеобразная концертная площадка для современных исполнителей камерной музыки.

Лицей Гоша (Lycée Hoche)

Действующее учебное заведение, расположенное в историческом здании Версаля.

Здание, в стенах которого впоследствии расположился лицей Гоша, возводилось по проекту Ришара Мика, личного королевского архитектора и большого поклонника неоклассицизма. Монастырь Урсулинок (Couvent de la Reine), основанный в 1766 году, был призван выполнить очень важную миссию - дать приемлемое образование девочкам, чьи родители служили при королевском дворе. На протяжении 20 лет монастырь, курируемый королевой, пользовался большим успехом, за этот период сотни девушек получили отличное образование. Но в 1789 году, после отъезда королевской семьи из Версаля, и монастырь, и его деятельность постепенно приходит в упадок, а после Французской революции и вовсе меняет профиль и превращается в военный госпиталь.



Об успешной в вопросах воспитания и образования репутации бывшего монастыря, власти Версаля вспомнили в 1802 году, когда остро встал вопрос об обучении детей из богатых семей. Через год, в здании открывается средняя школа. А еще некоторое время спустя, начинается реконструкция его помещений, по завершению которой в 1888 году был открыт новый французский лицей, получивший имя Гоша, в честь родившегося в Версале генерала Лазаря Гоша.Лицей успешно функционирует по сей день. А среди его выпускников значится немало знаменитостей, в том числе, и бывший президент Франции Жак Ширак.

Особняк иностранных дел (Hôtel des Affaires Etrangères)

Выделяется среди исторических зданий Версаля не только, как предмет архитектурного искусства, но и как помещение, где прошли переговоры, благодаря которым были подписаны Версальский и Парижский договора. Так был положен конец войне за независимость колоний США 1783 года.Заказ на строительство особняка поступил в 1761 году от министра иностранных дел Франции в период царствования Людовика XV, - Франсуа Шуазеля. Основную часть здания планировалось использовать, как помещение для хранения архива, а в остальных помещениях удобно было разместить вспомогательные службы министерства. Разработку проекта поручили Жан-Батисту Бертье, - архитектору, которому благоволил король.


И как оказалось, не зря, - четырехэтажное здание особняка из кирпича и камня имеет очень представительный вид не только снаружи, но и внутри. Фасад здания, согласно стилистике того времени, украшен пилястрами с орнаментом в виде символов монархизма, верх которых венчают статуи, изображающие Войну и Мир. Вход в здание - внушительного размера двери с обильно позолоченным декором.Внутреннее убранство помещений частично сохранилось в первозданном виде - парадная галерея первого этажа с ее деревянными панелями и отделкой из золота, архивные шкафы, встроенные в стены. Сейчас здесь расположилась муниципальная библиотека, часть книг которой еще помнит Версальский дворец и своих первых хозяев - королей.

Церковь Богоматери (Eglise Notre-Dame)

Возвышается рядом с Версальским дворцом не случайно: дворец числился в официальном приходе церкви, поэтому, все основные события жизни королевской семьи проходили в ее стенах. Именно здесь крестили новорожденных наследников короля, а также венчали или проводили в последний путь родственников монарха.Острая необходимость иметь в доступной близости возможность посещения церкви возникла у Людовика XIV параллельно с переездом в Версальский дворец. Будучи ярым приверженцем католицизма, король в первую очередь позаботился о своем духовном убежище.

Создание проекта Людовик поручил своему доверенному архитектору Жюлю Ардуэн-Мансару, и в 1684 году строительство церкви началось. За 2 года Версальская церковь Богородицы была полностью построена.



Если судить по записям церковно-приходской книги, представители монархической династии посещали церковь регулярно.С точки зрения архитекторов, церковь Богоматери - яркое воплощение традиций французского классицизма, с точки зрения прихожан и туристов, посещающих церковь, - это немного массивное, но удивительно красивое и гармоничное двухъярусное здание.А под венчающим церковь фронтоном с символическим изображением ангелов, удерживающих над солнцем королевскую корону, расположены часы, золоченые стрелки которых так же ритмично отсчитывают время, как и при Людовике XIV.

Замок мадам Елизаветы (Château du domaine de Montreuil)

Именно так звали его последнюю хозяйку - Елизавету Французскую, внучку Людовика XV и сестру последнего французского монарха.Печальная история жизни принцессы Елизаветы, вызывает особое отношению ко всему, что ее окружало, а поместье Монтрёй - и подавно.История поместья Монтрёй восходит к XII веку. Сначала, это была крепость, потом, по велению Карла VI, - монастырь целестинцев. Спустя столетия, поместье стало частью Версаля, - Людовик XVI приобрел его, чтобы подарить любимой младшей сестре. Вот тогда эти земли, площадью 8 га, и получили свое новое название - поместье мадам Елизаветы.



Замок, в котором принцесса провела большую часть своей жизни, не отличается ни оригинальностью архитектурных решений, ни богатством экстерьера. Визуально, здание можно поделить на три части - два симметричных трехэтажных корпуса, соединенных двухуровневым павильоном.Но для Елизаветы внешнее убранство не играло особой роли - она искренне заботилась о людях и даже открыла во дворце специальную комнату, в которой врач принимал бедных, чтобы оказать им необходимую помощь.Когда началась Французская революция, патриотически-настроенная Елизавета не захотела покинуть страну и близких ей людей, и разделила участь королевской семьи, приговоренной к казни.

Ратуша (Hôtel de Ville)

Появилась в Версале лишь в XVIII веке, когда из Версальского дворца перестали поступать распоряжения, относительно уклада жизни горожан ли.В 1670 году для французского маршала Бернардена Жиго был построен особняк. По сути, это здание, которому в будущем предстояло стать зданием городской администрации Версаля, было самым настоящим дворцом, парадный вход которого, согласно этикету, был обращен в сторону королевского дворца.Неудивительно, что когда представилась возможность, Людовик XIV сразу приобрел этот особняк для своей внебрачной дочери принцессы де Конти. С этого момента, в особняке-дворце стало традицией устраивать пышные приемы, балы и просто, любые празднества. Так продолжалось, даже после того, как на смену принцессе пришел новый владелец, племянник Людовика XV, - Людовик IV Генрих, больше известный, как герцог Бурбон-Конде.Но Французская революция, как ураган пронеслась по стране, уничтожив до основания не только старый политический строй, но и многие, связанные с ним здания. В число неугодных попал и особняк Конти.Здание, в котором теперь выполняет свои обязанности современная местная администрация Версаля, хотя и был построен на том же месте, - является, всего лишь, стилизацией эпохи Людовика XIII. Но это - первая настоящая Ратуша Версаля.

Театр Монтансье (Théâtre Montansier)

Был построен по инициативе королевы Марии-Антуанетты и с полного одобрения короля Людовика XV. Однако авторство идеи создания нового театрального зала Франции принадлежит талантливой актрисе мадам Монтансье.Театральный опыт мадам Монтансье до знакомства с французской королевой был не самым удачным: либо ее идеи не находили отклика, либо успехи не давали покоя конкурентам. Тем не менее, мадам Монтансье настойчиво искала возможность воплощения своей мечты - создание театра, не похожего на уже известные.Благодаря связям при дворе, мадам Монтансье добилась приема у королевы и смогла пробудить в ней интерес к своему замыслу.



Новый театр открылся в ноябре 1777 года в Версале, рядом с королевским дворцом. На торжественной церемонии присутствовала не только Мария-Антуанетта, но и сам король Людовик XV, который остался доволен посещением театра.Особое впечатление на короля и королеву произвела полукруглая форма сцены, отличная акустика, реалистичные декорации и использование механизмов, что в то время расценивалось, как новаторство.Не осталась незамеченной и отделка зала, - благодаря нежно-голубому фону интерьера, позолоченные элементы декора смотрелись очень торжественно. А возможность прямого выхода из театра прямо в королевский дворец окончательно расположила короля к Театру.

Сегодня, театр Монтансье - официально зарегистрированное учреждение, а также официально признанный исторический памятник.

Билеты в Версаль

Есть несколько разновидностей билетов: паспорта на один или два дня, а так же билеты на посещение отдельных достопримечательностей.

Билет на один день: 20 евро
Билет на два дня: 25 евро
Билет на один день с посещением музыкальных садов (апрель-октябрь): 27 евро
Билет на два дня с посещением музыкальных садов (апрель-октябрь): 30 евро
Билет в Версальский дворец: 18 евро
Билет в Большой и Малый Трианон: 12 евро

Как добраться

Адрес: Place d"Armes, Paris 78000
Сайт: chateauversailles.fr
Поезд RER: Versailles - Château

Право умереть в покоях Версальского дворца всегда имели лишь представители королевской семьи. Но ради маркизы де Помпадур, которая была официальной фавориткой, другом и советником Людовика XV, посвящённой практически во все тайны Версаля, король сделал исключение.

Она была умна, расчётлива, не давала правителю скучать и делала ставку на его увлечение искусством, приглашая ко дворцу самых известных и интересных людей того времени – Монтескье, Вольтера, Бюффона и др. А потому сумела сохранить благорасположение короля даже тогда, когда болезнь лёгких сделала своё чёрное дело, подорвав здоровье, и уничтожив красоту.

Умерла она в возрасте сорока трёх лет в дворцовых покоях и была похоронена в Париже возле дочери. Говорят, когда похоронная процессия направилась к столице, король, стоя на одном из балконов Версаля под проливным дождём, сказал: «Ну и ужасную погоду вы выбрали, чтобы в последний раз прогуляться, мадам». За этой шуткой таилась глубокая печаль.

Находится Версальский дворец в одном из самых респектабельных городов Франции, Версале, в двадцати километрах от Парижа в юго-западном направлении, по адресу: Place d’Armes, 78000 Versailles. На географической карте мира этот уникальный памятник архитектуры можно обнаружить по следующим координатам: 48° 48′ 15.85″ с. ш, 2° 7′ 23.38″ в. д.

История Версаля началась, когда Людовик XIV увидел замок министра финансов Во-ле-Виконт, по красоте, масштабности и величию значительно превосходящего такие королевские резиденции, как Лувр и Тюильр. Такого «король-солнце» стерпеть не мог, а потому решил построить замок, который являлся бы символом его абсолютной власти. Город Версаль для строительства новой королевской резиденции он выбрал не случайно: как раз недавно во Франции произошло Фрондское восстание, а потому проживание в столице показалось ему довольно опасным.

Строительство дворца

Строительство дворца началось в 1661 г. и в работах было задействовано более 30 тыс. строителей (чтобы увеличить количество рабочих, Людовик запретил всё частное строительство в окрестностях города, а в мирное время на стройку отправляли солдат и матросов). Несмотря на то, что во время строительства экономили буквально на всём в итоге была потрачена огромная сумма денег – 25 млн. лир или 19,5 тонны серебра (почти 260 млрд. евро). И это, притом, что строительные материалы королю продавали по самым низким расценкам, а расходы исполнителей, если те превышали смету, не оплачивались.

Несмотря на то, что официально он был открыт в 1682 году, строительные работы на этом не остановились, и дворцовый комплекс постоянно разрастался за счёт возведения новых зданий вплоть до французской революции 1789 года. Первым архитектором этого уникального памятника архитектуры стиля барокко являлся Луи Лево, которого впоследствии сменил Жюль Ардуэн-Монсар. За оформление парков, которое проводилось одновременно с возведением дворца, отвечал Андре Ленотр, а за внутреннюю отделку – королевский живописец Лебрен.

Работы были сложными: сперва необходимо было осушить болота, засыпать их землёй, песком и камнями, после чего выровнять почву и создать террасы. Вместо находившейся там деревушки нужно было обустроить город, где должны были поселиться придворные, прислуга и охрана.

Параллельно с этим шли работы в садах. Учитывая, что Людовика XIV называли «королём-солнце», Ленотр так спланировал парк Версаля, чтобы его аллеи, если смотреть на них с верхних этажей дворца, расходились из центра, подобно солнечным лучам. На начальном этапе работ нужно было вырыть каналы и построить водопровод, который изначально предназначался для подведения воды к фонтанам и искусственным водопадам.

Учитывая, что обеспечить водой нужно было более пятидесяти фонтанов и прудов, работа эта была непроста – и акведука, который изначально был построен, оказалось недостаточно. В конце концов, после многочисленных проб и попыток была создана гидравлическая система, в которую вода поступала из протекающей неподалёку Сены.

Людовик XIV умер, не достроив своё строение, в 1715 году, а после его смерти Людовик XV, которому исполнилось тогда лишь пять лет, а с ним и весь двор на какое-то время уехал в город Париж. Правда, пробыл он там недолго, через семь лет возвратился в Версаль и через некоторое время приказал продолжить строительные работы.

Одним из существенных изменений, которые он внес в планировку, являлся снос Лестницы послов, единственной церемониальной дороги, ведущей в Большие Королевские покои – это он сделал для того, чтобы соорудить комнаты для своих дочерей. Он завершил работы над оперным залом и по настоянию своей фаворитки мадам Помпадур построил Малый Трианон.

В последние годы жизни Людовик XV занялся реконструкцией фасадов: по одному проекту это должны были быть работы со стороны внутренних дворов замка, по-другому – предполагалось создать фасады в классическом стиле со стороны города. Надо заметить, что этот проект длился чрезвычайно долго и был завершён лишь в конце прошлого века.

Описание Версаля

Специалисты утверждают, что замок Версаль являл собой место, где монархи, а с ними и королевский двор, отдыхали с большим размахом, плели интриги, заговоры и создавали многочисленные тайны Версаля. Традицию эту основал Людовик XIV – и она успешно была продолжена его потомками, а особых размахов достигла при Марии-Антуанетте, которая очень любила развлекаться с придворными и творить историю Франции, интригуя и создавая тайны Версаля.

В окончательном варианте общая площадь дворцовых помещений, не включая парка составила около 67 тысяч квадратных метров. В нём было установлено 25 тысяч окон, 67 лестниц, 372 статуи.


Это основное здание, в котором обитало несколько поколений французских правителей. Официально попасть в замок можно было через парадный вход – чугунные решётчатые, украшенные золотом ворота с королевским гербом и короной. Перед основным фасадом замка, со стороны Зеркальной галереи, были установлены два одинаково вытянутых бассейна, облицованных гранитными плитами.

С правой стороны от входа была обустроена двухэтажная королевская капелла (второй ярус был предназначен для монарха и членов его семьи, внизу находились придворные). В северной части находились Большие апартаменты короля, состоящие из семи салонов, в южной – покои первых дам.

Всего Версаль насчитывает около семисот комнат различного предназначения. Тронный зал дворца назывался Салоном Аполона – здесь монарх принимал иноземных послов, а вечером здесь часто устраивали театральные представления и музыкальные спектакли.

Одним из наиболее известных помещений является Зеркальная галерея, которая всегда играла в жизни дворца важную роль: здесь проводили значимые приёмы, для чего устанавливали серебряный трон, а также происходили балы и пышные празднества (например, королевское бракосочетание). Здесь же толпились придворные в ожидании короля, когда он направлялся в часовню – это был великолепный случай подать ему прошение.

Зеркальная галерея всегда выглядела примечательно: её семнадцать оконных проёмов, выполненных в форме арки, выходят в сад, между ними находятся огромные зеркала, визуально увеличивающие пространство (всего галерея насчитывает 357 зеркал). Потолок чрезвычайно высок, около 10,5 метра, а само помещение имеет 73 метр в длину и 11 в ширину. Поскольку многие зеркала установлены напротив окон, то создаётся впечатление, будто галерея по обе стороны имеет окна. Интересно, что до 1689 года мебель здесь была сделана из чистого серебра, но потом была переплавлена на монеты, которыми покрыли военные расходы.

Большой Трианон

Замок в классическом стиле, облицованный розовым мрамором. Монархи использовали для самых разнообразных целей: начиная от встреч с фаворитками и заканчивая охотой.

Малый Трианон

Дворец являет собой переход от стиля рококо к классицизму и был построен по инициативе одной из фавориток Людовика XV, маркизы де Помпадур. Правда, она умерла за несколько лет до окончания строительства, а потому в нём обитала другая фаворитка, графиня Дюбарри. Когда королём стал Людовик XVI, он передал замок Марии-Антуанетте, где она отдыхала от дворцовой жизни (даже король не имел права прийти сюда без её разрешения).

Через некоторое время рядом с этим дворцом королева построила небольшую деревню с домиками из соломенной крыши, ветряной мельницей – словом, так как она себе представляла жизнь крестьян.

Парк и сады

Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.

Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».

Дальнейшая судьба Версаля

Около ста лет Версальский дворец являлся резиденцией французских королей. Так, было до тех пор, пока в результате восстания 1789 года Людовик XVI и Мария-Антуанетта были арестованы и перенаправлены в город Париж, где через некоторое время сложили головы на гильотине. После этого Версальский дворец практически сразу перестал являться административным и политическим центром Франции, а сам он был разграблен, вследствие чего многие шедевры оказались безнадёжно потеряны.


Когда к власти пришёл Бонапарт, он взял замок под свою защиту и велел начать разрабатывать план по восстановлению дворцового комплекса (для этого была привезена мебель из Фонтенебло и Лувра). Правда, все планы не удались, и его империя рухнула. Версалю это пошло только на пользу, потому как к власти вернулись Бурбоны, которые начали активно восстанавливать замок, а затем передали музею.

Роль замка в жизни общества на этом не ограничилась и тайны Версаля продолжили твориться в его кулуарах: когда немцы захватили Версаль во время франко-прусской войны, они разместили здесь главный штаб, а в Зеркальной галерее провозгласили Германскую империю. Здесь же через месяц они подписали с Францией мирный договор, после чего какое-то время во дворце заседало французское правительство.

После окончания Первой мировой войны французы, чтобы отомстить немцам, в Зеркальной галерее заставили их подписать Версальский договор. А вот через сорок лет после Второй мировой войны во дворце Версаля произошло французско-немецкое примирение. После войны французы начали повсеместно собирать деньги на восстановление замка, а в Версаль со временем вернулись многие утраченные ценности, ЮНЕСКО внесло в свой список, а в начале двадцать первого века он присоединился к Ассоциации европейских королевских резиденций.

Как попасть в Версаль

Желающим добраться в Версаль самостоятельно, нужно учитывать, что по понедельникам Версальский дворец для посещения закрыт. Кроме того, знающие люди не рекомендуют сюда ехать в воскресенье, когда у французов выходной, и вторник – в этот день большинство музеев Парижа закрыто, а потому многие люди едут сюда. Дабы избежать очередей, лучше приезжать рано утром или между 15.30 до 16.00.

Тот, кто желает добраться до этого памятника архитектуры самостоятельно, вначале должен доехать до Парижа, который является ближайшим к Версалю крупным городом. Дальше существует несколько вариантов: до Версальского дворца можно добраться на поезде или доехать на автобусе.

Дальше нужно самостоятельно доехать до железнодорожной станции и сесть на один из трёх железнодорожных маршрутов «Версаль Париж» (дорога займёт около сорока минут). Если воспользоваться линией С, то следует учитывать, что поезд отправляется отсюда каждые пятнадцать минут, а за билет нужно будет заплатить около 2,5 евро. А вот поездка с вокзала Paris Saint Lazare обойдётся дороже на одно евро. Кроме того, раз в час до города, где расположена резиденция королей, идёт поезд с вокзала Paris Montparnasse.

Желающим ехать самостоятельно на автобусе в Версаль, можно посоветовать воспользоваться маршрутом №171, остановка которого находится на станции Pont de Servres на конечной станции девятой линии метро. В данном случае дорога займёт около тридцати пяти минут, а билет обойдётся дешевле – около полутора евро.