"Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены". (Ирвин и Мириам Польстер)

Гештальт-терапия — одно из современных направлений экзистенциальной психотерапии. Главная его цель — повышение степени осознанности человека для достижения целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшения контакта с окружающими людьми и внешним миром.

Возьмём простые жизненные ситуации. Женщина так увлечена работой, что забыла про супруга, который давно обижается на её невнимание. Или мать, постоянно прокручивая в голове проблемы дочери, "запорола " какой-то важный отчёт. Или вас настолько преследуют воспоминания о разбитой любви, что вы переходите улицу на красный свет.

Вот так, зациклившись на чём-то, мы неосознанно отталкиваем всё остальное и вместо живой жизни проживаем мёртвые, но цепкие воспоминания.

Бывает наоборот. Повседневная суета и мельтешение не дают сосредоточиться на главном, добиться цели или, наконец, совершить поступок. Мы суетимся, раздражаемся, "тормозим ", ворочаемся в постели, теряем аппетит или жуём всё подряд. Энергия, которая так необходима нам для деятельной и созидательной жизни, расщепляется и распыляется вхолостую. К чему это? А чтобы, не дай бог, не выскочить из привычной колеи тяжёлых, но зато таких привычных воспоминаний, или феерических планов жизни в далёком будущем. Но вот именно из этого вязкого прошлого или неодолимого будущего "прилетают " нежданные разводы, увольнения, язвы, инфаркты.

И то, и другое, и третье психологи называют "феноменом незавершённого действия ". А в сущности, это просто старая заноза, которую вы до сих пор не вытащили из своего сердца… Что бы вы ни делали, она продолжает кричать о себе, отдаваясь головной болью или спазмами в желудке. Вы ходите по врачам, но всё без толку, потому что пытаетесь лечить симптомы, а не вытащить занозу.

В детстве мы "проглатывали " обиды, потому что боялись дать отпор. Потом мы стыдились слёз, чтобы не огорчать близких. Сегодня подавляем в себе радость из-за соображений политкорректности. Разве уместна улыбка в компании серьёзных зануд?

Всё это подавленное, невысказанное, невыраженное и незавершённое живёт внутри, поглощает наши силы и отравляет нашу жизнь. В итоге мы помогаем тем, кому вовсе не хотим, и, наоборот, не можем выразить любовь по отношению к своим близким.

Как вернуть себе подлинность чувств и свежесть восприятия?

Велосипедов изобретать не надо. Во всём мире психологические группы гештальт-терапии прочно вошли в жизнь бизнесменов и домохозяек, спортсменов и инвалидов, трудных подростков и студентов, семейных пар и закоренелых холостяков. В них люди учатся слушать и понимать друг друга, проявлять и принимать сочувствие. Здесь они узнают самих себя с другой стороны, переживают необычный опыт, испытывают захватывающие чувства. Одним словом, они возвращают себе изначальную целостность, собирают себя из разрозненных кусочков, на которые была раздроблена их личность. Вот такой гештальт получается. В переводе с немецкого языка гештальт означает образ, фигуру, форму. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определённое целое.

Если и вы всего этого хотите, значит, вам нужна гештальт-терапия, основателем которой является немецкий психотерапевт Ф. Перлз.

В пространстве гештальт-группы вы, наконец-то, избавитесь от детских обид, попросите и получите прощение у тех, кого уже нет рядом с вами; отрепетируете тот трудный разговор, который уже много дней (или лет?) откладываете.

Здесь вы узнаете, что в вас притягивает людей, а что — отталкивает. Здесь можно вести себя по-другому и сразу же почувствовать результат.

Одним словом, в гештальт-группе , вы постепенно начнёте действовать и чувствовать, как живой человек в живом мире.

Содержание статьи:

Гештальт-терапия - это самостоятельное направление в практической психологии, занимается изучением и корректировкой эмоций. Направлена на исцеление неврозов, психозов и других расстройств психики, вызывающих конфликт личности со своим внутренним «я» и внешним миром, изменяет поведение, сообразуя его с внешними обстоятельствами.

Особенности гештальт-терапии как нового направления в психиатрии

Гештальт-терапию разработал и внедрил в практику в середине прошлого века немецкий психоаналитик Фриц Перлз (1893-1970). Это самостоятельное направление психотерапии, включающее элементы биоэнергетики, психоанализа и психодрамы, ценностное своим гуманистическим, экзистенциальным подходом к личности пациента.

Его суть можно кратко охарактеризовать «гештальт-молитвой» основателя нового метода в лечении психических расстройств:

«Я делаю свое дело, и ты делаешь свое дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты - это ты, и я - это я,
И если нам случилось найти друг друга - это прекрасно».


То есть я могу помочь тебе, но ты сам должен этого хотеть и верить в свои силы. И тогда встреча пациента и гештальт-терапевта будет полезной.

Следует отличать от гештальт-психологии, последняя как научное направление оперирует таким понятием, как гештальт (нем. - представление, образ). Эта первая часть названия, пожалуй, только их и роднит, хотя некоторые идеи все же заимствованы.

Считается, что гештальт-терапия базируется на женском начале в психотерапии, когда не следует бороться с возникшими проблемами чисто по-мужски - силой воли, а принять их, осознать и постепенно менять свое отношение к ним, исходя из убеждения: «Я маленький, а мир большой». Все эмоции нельзя считать плохими, к ним нужно относиться уважительно, разбираться в причине их возникновения и постепенно, без чрезмерных усилий, гасить.

Гештальт-терапия базируется на таком понятии, как аутентичность - подлинность чувств и переживаний, позволяющих жить в гармонии со своим внутренним миром. «Гармония чувств» должна преобладать над «гармонией разума», иными словами, доверяй больше своим чувствам, чем своему сознанию. Опирайся на свой внутренний «барометр» поведения, но не игнорируй встающие на твоем пути реалии.

К ним стоит прислушиваться, чтобы не вступить в разлад с внешним миром, что неизбежно скажется на психическом здоровье. Аутентичность проявляется в конгруэнтности, это когда слова не расходятся с делом, человек живет в полной гармонии со своими личностными ценностными установками.

Принципы гештальт-терапии


В основе лежит биологический подход. Человек трактуется как живой организм, которому присущи потребности и своя среда обитания. Все, что мешает ему жить, это уже нарушения, они должны подлежать корректировке.

Такое понимание базируется на принципах гештальт-терапии:

  • Жизнью управляет не разум, а эмоции, главное - это энергия потребностей человека.
  • Цели только тогда вполне достижимы, если личность сама вполне осознанно стремится к их достижению, воспринимает их как свои, а не чужие, навязанные извне. Только энергия личных желаний может привести к положительному результату. Волевые усилия, не воспринимаемые чувственно, подпитываемые только пониманием, что так нужно, это пустая трата своих сил.
  • Живой организм всегда стремится к саморегуляции, все его системы должны находиться в динамическом равновесии. Человек тоже стремится к постоянству своего внутреннего мира.
  • У каждого своя жизнь и свои заботы. Чрезмерная забота о другом вызывает у гештальт-терапевта вопрос: «С чем это связано, почему это так для вас важно?» Если, допустим, уход за кем-то не связан с удовлетворением собственных потребностей, для психотерапевта это сигнал, что у клиента разлад со своим «я», проблема с самореализацией в обществе.
  • Личность живет в том окружении, которого достойна. Слабого среда «заедает», сильный сам выбирает условия своей жизни. Гештальт-терапия рассматривает поведение человека в той или иной ситуации как внутренний конфликт организма, который ведет к резкой смене поведенческих реакций на полярно противоположные.
  • Личность рассматривается как цельный организм, в ней все взаимосвязано: тело, ум и эмоции.

Обратите внимание! Гештальт-терапия исходит из того, что жизнью человека управляют эмоции (энергия потребностей). Энергия организма тратится только на удовлетворение своих личных надобностей. Разум тут только вторичен.

Основные задачи гештальт-терапевтической практики


Все их можно охарактеризовать как терапевтические. Гештальт-терапевт старается распознать причины душевного разлада пациента и, исходя из принципиальных установок своего метода, назначает ему курс лечения. Психолог не воспитывает и далек от проповеди смысла жизни. Изучая негативные эмоции, которые даже специально могут внушаться, он нащупывает противоречия, вызывающие серьезные беспокойства, и работает с ними.

Пациент в ходе сеанса должен не думать, а чувствовать, а через чувства осознавать, что с ним сейчас происходит. Нередко используются разговоры с воображаемым персонажем. Так при помощи гештальт-терапевта клиент «проигрывает» свои чувства, выходит на осознание и решение своих проблем, обретает уверенность в себе, верный контакт с окружающей средой.

К основным задачам гештальт-терапевтической практики следует отнести:

  1. Работа с эмоциями . Истинное здоровье - это когда выражаются подлинные чувства, их блокировка недопустима, различные умозаключения, то есть «работа головой», только тормозит проявление настоящего эмоционального настроения личности.
  2. В настоящем кроются следы прошлого . Необходимо их распознать и работать с ними.
  3. Анализ . Негативные эмоции трактуются как «эмоциональный гной», который следует возвратить тому, кто его вызвал. Происходит это в игровой форме.
  4. Внимание к телу . Кратко это можно охарактеризовать известной фразой: «В здоровом теле - здоровый дух». Гештальт-терапевт не склонен верить рассказам клиента о своих переживаниях, только расспрос о его телесных ощущениях может дать достоверную информацию, что же на самом деле с ним происходит.

Главные цели гештальт-терапии: лечение психических расстройств посредством эмоций, пациент при помощи врача, анализируя свои негативные чувства, должен найти свою внутреннюю опору; обретение положительной жизненной энергии, чтобы в дальнейшем жить в ладах со своей совестью и окружающим миром.

Кому подходит гештальт-терапия


Подходит всем, кто в разладе с самим собой и испытывает трудности в общении, желает изменить свою жизнь и положение в обществе к лучшему. Одним словом, она нужна тем людям, которые не зацикливаются на своих проблемах и хотят их решить. Однако существуют некоторые нюансы, которые следует знать.

К гештальт-терапевту чаще обращаются женщины. Они более чувственны, а потому лучше идут на контакт с психологом, охотнее участвуют в ролевых играх. Высока вероятность, что они прислушаются к совету врача и смогут изменить свой взгляд на волнующие их проблемы.

Мужчины в силу своего характера более скрытны, говорить о своих чувствах на групповых сеансах не склонны. Хотя все во многом зависит от личности гештальт-терапевта, если он сумеет найти ненавязчивый подход к своему клиенту, тогда к нему пойдут и сдержанные в проявлении эмоций люди, чувствующие острую необходимость в коррекции своего эмоционального состояния по тем или иным причинам.

К детям у гештальт-терапевта особый подход. Проблемным для него является ребенок, который никогда не обижается на своих родителей. Значит, он скрывает свои настоящие чувства, постоянно живет в страхе, что если их проявит, родители будут недовольны, отношения с ними испортятся.

Допустим, матери, которая жалуется на свое чадо, что девочка не всегда ровно разговаривает с ней, может даже надерзить, психолог может ответить, что это хорошо. У вас нормальные отношения, потому что ребенок не скрывает своих эмоций, он уверен, что вы его любите. А вот если с отцом она постоянно вежлива, значит, отношения с ним складываются не искренне, и это вызывает беспокойство, тут есть над чем задуматься.

Основные техники и приемы гештальт-терапии


Совокупность профессиональных приемов - это и есть техники, используемые в гештальт-терапевтическом подходе. Применяются они в играх, когда клиент имеет возможность экспериментировать со своими чувствами. К таким относится техника гештальт-терапии «горячий стул» или «пустой стул».

Тут главная цель - достичь нужного уровня эмоционального «просветления», который приводит к интеграции личности, когда организм человека работает слаженно.

Приведем наглядный пример. Красивая походка - хорошая осанка (тело). Уверенность в себе - это внутреннее спокойствие (ноль-состояние) или внутренняя целенаправленность (эмоции), подкрепленная знанием (интеллектом). Все это вместе составляет интеграцию личности.

Основная задача терапевта как в групповой, так и индивидуальной работе с клиентом - это сконцентрировать его внимание на осознании того, что сейчас происходит, фокусировка на этом своей энергии, выработка новой модели своих поведенческих реакций и принятие ответственности за их реализацию.

Приемов конкретной работы много, перечислим лишь основные. К ним относятся:

  • Осознание . Джон Энрайт в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» сказал: «Мы не столько переносим свое чувство в мир, сколько всматриваемся или вслушиваемся в то, что там уже есть, и усиливаем это в восприятии». Однако необходимо, чтобы восприятие окружающего было вполне осознанным. На это настраивает своих клиентов гештальт-терапевт.
  • Концентрация энергии . Чтобы осознать свои проблемы, необходимо сфокусировать на них всю свою энергию, только тогда может прийти понимание, что же на самом деле происходит с тобой.
  • Принятие решения . Логически вытекает из предыдущего, когда нужно сделать необходимые выводы и сделать решающий шаг навстречу новым жизненным установкам.
  • Работа с полярностями . Имеются в виду крайности в поведении, совсем разные образы жизни, между которыми раздваивается душа клиента. Допустим, грубость и вежливость, следовать раз и навсегда установленному порядку или никакого режима, когда все допустимо. И тут важно понимать, что гештальт-терапия стремится к единству всех полярностей поведения, а не к отказу от одной в пользу другой. Поиск «золотой середины» тоже неприемлем, он считается слепком, неким подобием истинных чувств.
  • Монодрама . Суть монодрамы в том, что клиент разыгрывает роль всех персонажей, имеющих отношение к его проблеме, от которой он хочет избавиться.
  • Работа со снами . Перлз говорил, что в снах проявляется глубинная сущность человека. Расшифровав сновидение, можно узнать о личности многое.
  • Использование переноса . Когда клиент с помощью терапевта воспроизводит свой прошлый опыт общения и вновь переживает возникшие тогда чувства.
Что такое гештальт-терапия - смотрите на видео:


Гештальт-терапевтическая практика в лечении различных расстройств психики получила широкое распространение. Главное тут - целостный подход, который учитывает телесное, духовное и психическое состояние здоровья, социальную значимость личности. Обращаясь к чувствам и образам (гештальтам), психолог посредством игр помогает клиенту осознать, что же с ним происходит на самом деле, и принять верное решение, которое в корне должно изменить внутреннее состояние человека и его контакты с окружающей действительностью. В таком подходе заключается ценность метода гештальт-терапии.

Психологию сложно назвать точной наукой, но все же в этой сфере знаний есть свои школы и направления. Одним из таких направлений является гештальт-терапия. Что это за направление, чем оно занимается и зачем, в принципе, существует сегодня попытаемся разобраться.

Терминология и примеры незавершенного

Итак, гештальт. Что это такое? Сам термин родом из Германии, в дословном переводе он означает целостный образ. Гештальтпсихология основывается на простой мысли: любые недоделанные ранее вещи мешают человеку счастливо и комфортно жить. Одним из основных понятий этого направления является термин незавершенный. Именно незавершенность чего-либо основная причина того, что людям плохо живется.

Вот, допустим, взять простой, жизненный пример - ремонт в доме. Человек начал его делать, но не закончил, бросив затею на полпути. Что он имеет в итоге? Гору неиспользованных стройматериалов, строительный мусор, сорванную плитка в ванной и другие рабочие «прелести». Естественно, жизнь в такой обстановке сразу же превратится в настоящий ад.

Другой пример из жизни можно навести, посмотрев на ситуацию с девушками-рукодельницами, у которых в шкафах кипами лежат недошитые платья и недовязанные свитера. Каждый раз, натыкаясь на это чудо «хенд-мейда», девушки словно слышат немой упрек: «Берешься за большую работу и ничего не доводишь до конца. Вот так все у тебя и в жизни».

Такая терапия учит закрывать эти незавершенности, которые мешают двигаться дальше. Вот что такое гештальт. Это желания, которые должны были воплотиться в жизнь, но остались незаконченными и теперь настоятельно требуют от человека обратить на них внимание. Они сковывают не хуже цепей и мешают идти вперед.

Просто и понятно

Итак, гештальт. Что это такое простыми словами? Во-первых, это единица анализа психики и человеческого сознания. Психику невозможно поделить на отдельные части, а потом сложить обратно, формируя ее улучшенный вариант. Нельзя просто так взять и просуммировать основные части психики, ведь помимо них есть еще что-то. И это пресловутое нечто пытается найти гештальтпсихология. Если говорить простыми словами, гештальт - это сформировавшиеся образования человеческого сознания.

Попробуем еще немного упростить значение этого термина. Прежде чем выдвинуть основные теории, гештальтисты изучали восприятие человека. То есть когда он что-то видит, слышит или чувствует, это обрабатывает в сознании и переходит в разряд информации доступной к восприятию и понимаю. До гештальтистов ведущие психологи прошлого века пытались разложить сознание на определенные элементы и уже по ним изучать психику. Проще говоря, сознание и психика были таким себе конструктором, который можно разобрать и сложить обратно. В противовес этому гештальтисты выдвинули теорию целостности, проанализировав такие понятия, как инсайд и феномен фигуры-фона.

Что касается фигуры-фона, то можно найти множество картинок, на которых нарисовано двоякое изображение. К примеру, на одной из них можно увидеть и тигра, и обезьяну, и дерево. Но каждый человек будет видеть какое-то одно из этих изображений. Потому что это зависит от того, что оно принимает за целое, а что за его часть. Если говорить об инсайде, то это понятие можно определить как озарение. Оно чем-то напоминает вышеупомянутое выделение фигуры из фона, но уже в реальной жизни.

Например, человек пытается решить важную жизненную проблему, но ему это никак не удается. Он пробует повернуть ситуацию так и эдак, но все без толку. И вот в один прекрасный момент, когда он уже полностью отчаялся, к нему приходит озарение. Вся картинка ситуации складывается воедино, становится целостной, и он находит решение на раз-два. Собственно, говоря, простыми словами, это - гештальт. То есть, процесс соединение всех процессов конкретной ситуации воедино и высматривание в сложившейся картине путей решения проблемы. Теперь можно перейти от теории к практике, а именно к изучению понятия гештальт-терапии.

Немного истории и науки

Гештальт-терапия - это гуманистическое направление в психотерапии, которое базируется на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходе. Эта методика зародилась в 50-х годах прошлого века, а спустя десятилетие стала очень распространенной. Гештальт отличается от психоанализа. В психоанализе терапевт пытается интерпретировать бессознательные стремления пациента. В свою очередь гештальт-терапевт помогает развить самоосознавание. В отличие от психотерапевта он не является сторонним наблюдателем, а играет роль активного участника, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью.

Основные идеи этого психологического направления разработал Фредерик Перлз. Гештальт-терапию можно считать своего рода ревизией психоанализа. В какой-то момент убежденный фрейдист и психоаналитик Ф. Перлз решил пересмотреть свои взгляды на психоанализ. Так появились первые идеи теории гештальт. Спустя некоторое время эти идеи стали бурно развиваться и очень быстро превратились в независимую систему психотерапевтических взглядов.

Вместе с Полом Гудменом и Ральфом Хефферлином Перлз издает в 1951 году труд под названием «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности». В 1952 году основатель психологического направления переезжает в Нью-Йорк, где вместе со своими единомышленниками учреждает первый Гештальт-институт. Идеи новой психотерапии начинают набирать популярность, и спустя два года появляется Гештальт-институт в Кливленде. Уже к концу 50-х годов идеи гештальт-терапии распространились по всей Америке, а в следующем десятилетии они стали покорять Европу.

В ходе своего развития эта терапия претерпела несколько изменений:

  1. Реже стали применять групповую терапию.
  2. К пациенту стали относиться более терпимо и сочувственно. Перлз нередко входил с пациентами в конфликты, и это стало считаться крайне нежелательным явлением, хотя в рамках терапии все же допустимым.

Эксперименты и феномены

Гештальт основан на изучении целостной картины происходящего, включая факторы, что привели к конкретной ситуации. Проще говоря, терапевт помогает клиенту осознать его истинные страхи, сомнения и т. д., выявить их первопричину и обозначить поле действий. Как это происходит в действительности?

В ходе терапии человеку предлагают поставить эксперимент и выявить в процессе наблюдения феномены. Что бы это могло означать? К примеру, в качестве эксперимента человеку предлагают рассказать о событии из его жизни, проблеме, поговорить на любую (неважно какую) тему или же просят представить вымышленную ситуацию и рассказать, как он себя в ней поведет. Еще в качестве эксперимента психолог может попросить разыграть монодраму. То есть пациенту предлагают представить, что рядом с ним сидит очень важный для него человек (ну или он сам) и поговорить с этим плодом воображения.

В ходе эксперимента психолог может просто наблюдать, а может задавать наводящие вопросы или акцентировать на чем-то внимание. Эксперимент может длиться несколько минут или несколько часов, здесь нет установленных временных рамок. Перед началом этого исследования пациента просят внимательно за собой наблюдать и фиксировать феномены.

Феноменами принято считать эмоции, изменения в голосе, мимику, жесты, позы и тому подобное. Проще говоря, феноменами считаются исключительно те явления, которые наблюдаются в эксперименте. В этом и заключается основной принцип гештальт-терапии - принцип «здесь и сейчас». Соответственно, проводится работа только над теми чувствами и мыслями, которые имеются сейчас, а не над теми, что были, когда происходило какое-то событие.

Результаты терапии

После упражнений с гештальт-терапией человек может фиксировать в себе феномены, а это, в свою очередь, ведет к развитию осознавания. Успех проведенной терапии напрямую зависит от того насколько человек сумел развить этот навык и может ли применять его в реальной жизни.

После того как эксперимент закончился, все феномены обсуждаются с терапевтом. Во время обсуждения могут затрагиваться темы потребностей и ожиданий. Задача психолога - выяснить как эти потребности и ожидания соотносятся с действительным положением вещей. Также терапевт указывает своему подопечному на феномены, на которые он не обратил внимания.

При анализе феноменов терапевт разговаривает с пациентом как с равным, не пытаясь наставить на путь истинный. Он разговаривает со своим подопечным открыто, при необходимости рассказывает ситуации из своего прошлого. Именно поэтому личные качества гештальт-психолога имеют весомое значение. Между терапевтом и его пациентом должен быть установлен диалог. Пожалуй, это еще один важный принцип гештальт-терапии.

Цель

Гештальт-метод преследует определенную цель: он должен создать и укрепить целостную личность пациента. В ходе терапии пациент должен сам осознать, какие части своей личности он не желает принимать. Мысли, потребности, черты характера, эмоции - это то, из чего состоит человек. Сложно назвать полноценным того, кто пытается спрятать не только от окружающих, но и от себя самого свою истинную сущность. Поэтому в процессе лечения пациенту помогают понять все его скрытые потребности, особенности, мотивы и принять их, восстановив тем самым свою личность. Но это еще не конец. После того как человек воссоздал себя, его учат следовать собственным мечтам и потребностям, развивая, таким образом, индивидуальную независимость. Вот что значит гештальт-терапия.

Стать терапевтом

Сегодня есть множество литературы по гештальтпсихологии и терапии. Однако для большинства людей она написана слишком сложным научным языком, а ведь в последнее время нередко поднимается в рядах общественности вопрос: "Где можно освоить гештальт?".

Те, кто желает лучше познать себя или имеют какие-то проблемы, могут посетить тренинги и семинары, которые проводит общество под названием «Московский гештальт-институт». Во многих странах СНГ есть его действующие филиалы. Также эти встречи будут полезными для тех, кто сам хочет стать терапевтом. Обучение гештальт-терапии не проходит так, как обычное получение образования. Оно идет только через живую работу, человека скорее лечат, а не учат, хотя большинство обучающихся очень даже приветствуют этот процесс.

Какие проблемы решает терапевт?

Гештальт-подход помогает решить множество проблем. Чаще всего к терапевтам обращаются с такими ситуациями, как:

  • Непережитое горе. В жизни всякое бывает, иногда беда приходит внезапно оттуда, откуда ее совсем не ждешь. Но чтобы ни произошло, нужно уметь пережить это горе, вот только человек устроен так, что он пытается всеми правдами и неправдами избежать страданий. Как результат, этот процесс может растянуться на годы, а то и десятилетия, и все это время человек будет находиться в подавленном состоянии. Таким людям терапевты помогают выбраться из этой трясины.
  • Изменения. Некоторым людям очень сложно бывает справляться с переменами. Их постоянно мучают вопросы о правильности своего выбора, страшит неизвестность, донимают прочие тревоги. Гештальт-терапевт не даст советов, как поступить, он просто поможет услышать себя. Не зря ведь говорят, что «клиент уже знает правильное решение, только оно ему не нравится».
  • Родители. Нередко в семьях случается слышать такие высказывания, как: «Все женщины из нашей семьи несчастливы в браке» или «Нам всегда не везло с родственниками». Подрастающее поколение слышит это и послушно перенимает эстафету. Но ведь каждому человеку хочется быть любимым и счастливым, поэтому и идут к терапевту, чтобы наставил на путь истинный.
  • Дети. Родители не всегда могут понять своих детей, поэтому и прибегают к гештальт-терапии, чтобы наладить взаимоотношения.
  • Решения. Случается и такое, что за человека все всегда решали, и вот, ступив во взрослую жизнь, он не может понять чего он хочет, как правильнее будет поступить и т. д. Он просто не умеет слышать себя, в этом кроется весь корень бед.
  • Бегство от свободы. Грустная история о любви? Таких немало. Кто-то быстро расставляет все точки над «i» и живет дальше, а кто-то требует помощи, чтобы избавиться от созависимых отношений. И стоит отметить, что такая терапия длиться дольше всего.
  • Конфликты. Так уж сложилось, что в человеке постоянно копятся пережитые обиды, неотреагированные эмоции и незавершенные ситуации. Иногда весь этот «хлам» может собираться в течение нескольких лет, а потом найти выход в совершенно неожиданной и неподходящей ситуации. Именно таким способом появляется большинство конфликтов, а чтобы такого не происходило, стоит узнать, какова изначальная причина и что является спусковым крючком.
  • Скука. Но бывает и такое, когда к терапевту приходят чисто от скуки. Вроде у человека все есть, все, о чем только можно мечтать, а в довесок еще и здоровье отменное, но тоска и скука не дают покоя. Значит, человек где-то оступился в жизни и потерял сам себя.

После драки руками не машут

Как бы это странно ни звучало, но все проблемы у человека появляются от несвоевременных поступков. Не завершил начатое, не простил, обидел, унизил - все это становится приютом отчаяния, которое может годами накапливаться, а потом выливаться в неприемлемых формах. Человеку свойственно избегать проблемных ситуаций, откладывать решения на потом и «случайно» забывать. Но тем временем из года в год в сознании накапливается множество гештальтов. Что это такое? Это все ситуации, которые человек упрямо игнорировал или не придавал им значения.

Частенько можно встретить людей, которые словно застряли в прошлом десятилетии. И сейчас речь идет вовсе не об эстетах или фриках, которые сознательно отдают предпочтение моде 20-х или 60-х годов. Сейчас разговор касается тех, кто все еще не может проститься с собственным прошлым. Чтобы какая-то вещь превратилась в дорогой винтаж, должно пройти как минимум 40 лет, а вот одежда, что была в моде 10 или 20 лет назад, смотрится достаточно жалко, смешно и неактуально. Именно так выглядят и люди, застрявшие в прошлом десятилетии, где им было по 25, 30 или 35 лет.

В том далеком прошлом осталось множество незавершенных дел и упущенных возможностей, поэтому люди не хотят покидать то место и то время. Они все еще ждут (правда, неизвестно чего). Но как говорится, после драки кулаками не машут. Нужно разобраться с проблемами прошлого как можно быстрее и продолжать двигаться дальше.

Это действительно страшно - постоянно цепляться за прошлое, не признавать своих ошибок и пытаться выдать себя за того, кем ты, по сути, не являешься. Жизнь проходит и делает это очень стремительно. Не успеешь осмотреться, как от нее останется несколько серых дней. Резонно спросить: зачем тогда человеку дана жизнь? Никого не удивишь констатацией того факта, что человек способен на все. Но если его связывает прошлое, он беспомощен.

Научиться жить здесь и сейчас - вот то к чему призывает каждого гештальт-терапия. В жизни человеком движет не голова и не разум, а желания, чувства и потребности. Все что делает человек, он делает во благо себе. Подобная терапия - это не психология развития, а психотерапия. Очень часто на групповых тренингах рассказывают о простых, можно даже сказать элементарных вещах в убеждении, что это чрезвычайно сложная и неразрешимая проблема.

Гештальт-терапевты уверенны, что здоровых людей не бывает, все мы немного со странностями. Поэтому в своих подходах они используют простую стратегию: «Прими!» И приходится принимать, а если не получается, то можно как заклинание читать молитву, которую написал основатель гештальт-метода.

Заклинание

В 1969 году Ф. Перлз опубликовал так называемую гештальт-молитву, которая стала очень популярной. В этих словах отражаются основные концепции терапии. Хотя некоторые биографы уверяют, что эти слова не что иное, как личное кредо Перлза, который всегда поступал так, как считал нужным. Психолог полагал, что отношения между двумя личностями могут носить исключительно временный характер, за что последняя строка «молитвы» часто подвергалась критике. Хотя в целом она оказала огромное влияние на культуру 70-х годов, так как вышла в свет в эпоху борьбы человека за свои права. Вот ее текст:

« Я делаю свою работу, и ты делаешь свою работу. Я живу не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим. Я - это я, и ты - это ты. И если нам повезло найти друг друга - это прекрасно. А если нет, то этому не помочь ».

Что это такое - гештальт?

Это целостный образ. Образ окружающего мира и человеческого сознания. Это еще одно направление в психологии, которое помогает человеку построить собственную счастливую жизнь. Кому-то гештальт-терапия подходит, кому-то - нет. Все люди разные и у каждого свои проблемы. Но для тех, кому нравится говорить о чувствах и причинах своих проблем, идеология гештальт-метода подойдет как нельзя кстати.

Но если есть проблемы, и отсутствует желание посещать специалиста, нужно учиться самостоятельно находить источники жизненных неприятностей и устранять их полностью. Ошибки - не цепи, что не дают идти вперед. Главное - их вовремя осознать и принять как аксиому, которая не требует подтверждения.

Психология - это не точная наука, потому что человеческое сознание невозможно вычислить по формуле, и все же она существует не просто так. Человеку свойственно витать в облаках или непрестанно смотреть в прошлое, но только психотерапевты могут вернуть заблудшую душу "с небес на землю" и заставить жить "здесь и сейчас".

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала. Г.-т. возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход Г.-т. противопоставляется каузальному - традиционному - подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.
Перлс перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности - это путь гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми - прежде всего близкими - и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.
В Г.-т. различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Проекция - прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я»-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами. Ретрофлексия - «поворот на себя» - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это». Дефлексия - это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапией у пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я».
Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я». В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще выступают дихотомии: мужское-женское, активное-пассивное, зависимость-отчужденность, рациональность-эмоциональность, эгоистичность-бескорыстие. Большое значение придается в Г.-т. описанному Перлсом конфликту между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog). «Нападающий» - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать («Родитель» в терминологии трансактного анализа). «Защищающийся» - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа «сделаю завтра», «обещаю», «да, но...», «постараюсь» («Ребенок» в трансактном анализе). Основная цель Г.-т. состоит в интеграции фрагментированных частей личности.
В процессе Г.-т. на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.
Первый уровень - уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я». Больной неврозом живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн", а больной неврозом: "Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я - это я, а ты - это ты"». Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.
Второй уровень - фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остракизму.
Третий уровень - тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статус-кво, боясь пройти через тупик.
Четвертый уровень - имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека; возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.
Пятый уровень - эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия - это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм - результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.
Основным теоретическим принципом Г.-т. является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.
Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в «данный момент», то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации «сейчас». Психотерапевт внимательно следит за изменением в функционировании организма пациента, побуждает его к расширению осознания того, что происходит с ним в данный момент, с тем чтобы замечать, как он препятствует процессу саморегуляции организма, какие блоки он использует для избегания конфронтации со своим настоящим, для «ускользания из настоящего». Большое внимание психотерапевт уделяет «языку тела», являющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто пользуются для рационализации, самооправданий и уклонения от решения проблем. Психотерапевта интересует, что делает пациент в данный момент и как он это делает, например, сжимает ли кулаки, совершает мелкие стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в Г.-т. акцент смещается с вопроса «почему?» на вопрос «что и как?». Фрагментирование личности часто устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным проявлениями.
Феноменологический подход диктует принципы и технические процедуры в Г.-т.: и те и другие связаны с настоящим. Основными принципами являются следующие.
1. Принцип «сейчас». «Сейчас» - это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас».
2. Принцип «я - ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу - конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.
3. Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий Г.-т. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.
Технические процедуры в Г.-т. называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов - достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-переживание») - это такой момент самопостижения, когда человек говорит: «Ага!» По Перлсу, «ага» - это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное. Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами Г.-т., может создавать новые игры или модифицировать уже известные. Наиболее известными являются следующие игры.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности - между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся Г.-т. сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен...»
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.
6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.
Большое внимание уделяется в Г.-т. работе со сновидениями пациентов. Перефразируя Фрейда (Freud S.), Перлс говорил, что «сон - это королевская дорога к интеграции личности». В отличие от психоанализа, в Г.-т. не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.
Перлс сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая психотерапия проводится как центрированная на пациенте, группа же при этом используется лишь инструментально по типу хора, который, подобно греческому, на заднем плане провозглашает свое мнение по поводу действия протагониста. Во время работы одного из участников группы, который занимает «горячий стул» рядом со стулом психотерапевта, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая незаконченные ситуации.
В последние годы отмечается явная тенденция отхода от ортодоксальной модели Г.-т. с ее непримиримостью к каузальности, полному отказу от анализа и интерпретаций к использованию гештальт-экспериментов в сочетании с каузальными методами психотерапии, чаще с трансактным анализом. Г.-т. наиболее эффективна при лечении неврозов. При работе с психотическими пациентами ее рекомендуют проводить достаточно длительно и осторожно.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .