Отлично сохранившийся храм Гефеста или Гефестеон (Ἡφαιστεῖον или на совр. греческом Ναός Ηφαίστου), называвшийся также Тесеион (храм Тесея), стоит на холме Агореос Колонос (Αγοραίος Κολωνός), доминируя над северо-западной частью главной агоры Афин. Красота и величие храма Гефеста были призваны производить впечатление не только на афинян, но и на заезжих торговцев и дипломатов.


Гефест в греческой мифологии был богом огня, а, следовательно, и покровителем всех людей, занимавшихся обработкой металла. Как следствие, в районе храма стояло множество гончарных и жестяницких мастерских, а также, возможно, главный арсенал Афин. До недавнего времени храм был известен как «Тесеион», поскольку считалось, что в нём хранились останки афинского царя Тесея , которые привёз сюда военачальник Кимон с острова Скирос в 475 году до н.э. Однако, после обнаружения надписей, точно свидетельствующих о том, что храм был построен в честь Гефеста, он был переименован.

Храм Гефеста стоит на руинах более раннего культового сооружения небольшого размера, которое было сожжено персами, оккупировавшими Афины около 480 года до н.э. Из всех греческих храмов этот сохранился лучше всех, поэтому исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу его датировки. Считается, что после битвы при при Платеях (479 г. до н.э.) греки поклялись никогда не восстанавливать святилища, разрушенные персами во время вторжения в Грецию, чтобы они остались напоминанием потомкам о войне. Когда Перикл пришёл к власти в Афинах, он разработал грандиозный план по превращению города в средоточие греческого могущества и культуры. Строительство храма Гефеста началось в середине V века до н.э . и закончилось до начала IV века до н.э., хотя стадии, в которые проходило это строительство, до сих пор не ясны. Вероятно, архитектурный пояс на западном фасаде был завершён около 445-440 года до н.э., архитектурный пояс на восточном фасаде, а также западный фронтон и некоторые другие детали появились в храме около 435-430 годов до н.э., крыша у здания появилась около 421-415 года до н.э.; в это же время в нём были установлены объекты культа. Официальное «освящение» храма Гефеста произошло в 416/415 году до н.э.

Имя архитектора, построившего храм, остаётся неизвестным. Здание полностью сделано из пентелийского мрамора за исключением самой нижней ступени платформы, однако скульптуры в нём есть как сделанные из пентелийского мрамора, так и сделанные из мрамора с острова Парос. Храм Гефеста насчитывает 31,776 метра в длину (направление запад-восток) и 17,708 метра в ширину (направление север-юг). На коротких западном и восточном фасадах у него стоит по шесть колонн, тогда как на длинных северных и южных фасадах у него по тринадцать колонн (если считать четыре колонны в углах по два раза). Внутренняя дорическая колоннада насчитывала по три и пять колонн в ряд соответственно.

У храма был пронаос (полуоткрытая часть), помещение в центре, где хранились объекты культа, а также опистодом (сокровищница в задней части с отдельным входом). Расположение третьего ряда колонн между антами (выступающими частями) пронаоса было свойственно исключительно архитектуре середины V века до н.э.

Скульптуры храма Гефеста

Декоративная лепка и скульптуры выполнены в двух основных стилях: пронаос и опистодом декорированы длинными ионическими фризами (горизонтальными панелями), тогда как дорические фризы с триглифами и метопами (см. фото ниже) можно увидеть на фронтонах и по внешнему периметру храма.

Всего в храме Гефеста 68 метоп , 50 из которых пустые (вероятно, были разрисованы), и 18 декоративных. Они насчитывают 82-84 см в ширину и 83 см в высоту и вырезаны на блоках паросского мрамора. На десяти метопах, перемежающихся с триглифами, на восточном фасаде вырезаны девять подвигов Геракла (с юга на север или слева на право, если стоять лицом):
Немейский лев
Лернейская гидра
Керинейская лань
Эриманфский кабан
Похищение коней Диомида
Укрощение пса Цербера
Похищение пояса царицы амазонок
Похищение коров Гериона I
Похищение коров Гериона II
Похищение яблок из сада Гесперид

Остальные восемь метоп, на которых изображены деяния Тесея , расположены на восточных концах северного и южного фасадов, как бы продолжая серию метоп с Гераклом:
Северный фриз с востока на запад (слева на право, если стоять лицом):
Перифет (убит Тесеем)
Керкион (царь Элевсина, убитый Тесеем)
Скирон (разбойник, сброшенный со скалы Тесеем)
Кроммионская свинья (убита Тесеем)

Южный фриз с запада на восток (слева на право, если стоять лицом):
Прокруст (убит Тесеем)
Синис (разбойник, убитый Тесеем)
Критский (марафонский) бык (убит Тесеем)
Минотавр (убит Тесеем)

Восточный фасад храма Гефеста , за исключением метоп с северного края, пострадал от непогоды и вандализма больше остальных частей храма. Прекрасно сохранилась лишь голова царя Еврисфея, приказавшего Гераклу принести ему эриманфского кабана (четвёртый подвиг). Также в хорошем состоянии находится сцена с яблоками Геспеид (двенадцатый по счёту подвиг). Метопы с Тесеем сохранились намного лучше метоп с Гераклом.

На архитектурном поясе пронаоса (за внешним рядом колонн западного фасада) можно увидеть сцену борьбы Тесея с 50 сыновьями Палланта, при которой присутствовали боги. На фризе опистодома изображена битва племени лапифов и кентавров.

Реконструировать то, что изображено на фронтонах (треугольниках на коротких фасадах) храма Гефеста очень сложно из-за фрагментарности уцелевших частей скульптур. Согласно современной интерпретации, западный фронтон был посвящён битве кентавров с лапифами, а восточный – восхождению Геракла на гору Олимп. По более ранним версиям на западном фронтоне были изображены Геракл с Фетидой, а на восточном – рождение царя Афин Эрихтония.

Согласно свидетельствам греческого писателя Павсания, в храме Гефеста стояли бронзовые статуи Афины и Гефеста , авторство которых приписывают греческому скульптору Алкамену.

В III веке до н.э. вокруг храма был посажен маленький сад.

Церковь и дальнейшая история Гефестеона

Около VII века н.э. (точная дата неизвестна) храм Гефеста был превращён в христианскую церковь Святого Георгия . Именно благодаря этому, а также тому, что в Афинах практически не бывает землетрясений, храм сохранился так хорошо, а не был разрушен и развезён по округе в качестве строительного материала. Последнее богослужение прошло в этом храме 21 февраля 1833 года.

Агора (от гр. «агиро» - складываю) - рыночная площадь античного города, центр общественной, экономической, судебной и политической жизни. Традиционное месторасположение - центр города под открытым небом. Здесь находились основные общественные учреждения Афин, происходили первые театральные представления. Самой знаменитой является Агора Афин, расположенная недалеко от Акрополя. Сидорова Н.А. Афины. М., «Искусство», 1984

Археологические исследования на агоре начали проводить в 1931г., после переселения отсюда жителей. Обнаруженные в результате раскопок фундаменты храмов, галерей и общественных зданий были изучены, отреставрированы и укреплены. Агора стала музеем под открытым небом. Основные памятники агоры -- храм Гефеста и Стоя Аттала.

Храм Гефеста стоит на границе района, где жили кузнецы и гончары. Это современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, лучший по сохранности древнегреческий храм в мире. Храм посвящен Гефесту и Афине - покровителям ремесел. Народное название, храма Тесейон (Theseion, в современном произношении - Тиссион), возникло, очевидно, из-за того, что в скульптурном украшении храма активно использовались сюжеты из жизни легендарного афинского царя Тесея. В V веке храм был превращен в церковь, которая оставалась действующей до XIX века, благодаря этому он и сохранился. Торжественным богослужением в Тесейоне, который тогда был церковью Святого Георгия, встречали прибывшего в Афины первого короля Греции Оттона. Эта служба стала последней - любитель античности, Оттон запретил служить здесь и превратил храм в музей.

Гефестион, построенный в V веке до н.э. (раньше Парфенона), хорошо сохранился и представляет собой классический образец здания дорического ордера. Имя архитектора неизвестно, но это тот же зодчий, который построил храм на мысе Сунион и храм Ареса на агоре.

Монументальный дорический периптер (6 Ч 13 колонн), построенный из пентелийского мрамора (длина - 31,77м, ширина - 13,72м, высота колонн - 5,88м). На восточном фронтоне изображался апофеоз Геракла, на метопах - подвиги Геракла и Тесея. Внутри храм разделен дорическими колоннами на три нефа, в глубине стояли бронзовые статуи Гефеста и Афины Эрганы (Работницы) (421-415 до н.э.). В V веке храм был преобразован в церковь св. Георгия.

По правую руку от лестницы, ведущей к Тесейону, наиболее важными являются развалины, принадлежащие двум портикам: Царскому и Пестрому.

В Царском портике (или стое) были выставлены высеченные на табличках законы Солона и сидел архонт - президент афинской демократии. Он был лицом скорее почтенным, чем властным, как в современных парламентских республиках. К архонту перешла часть власти древних царей, в частности, жреческая и в важных случаях высшая судебная. Поэтому считается, что именно напротив Царской стои происходил суд над Сократом. Здесь же часто собирались буле (афинский парламент) и ареопаг (уголовный суд).

В Пестрой стое, которая была сплошь расписана фресками знаменитых художников на батальные темы, имели обыкновение беседовать с учениками философы. Особенно полюбил ее киприот Зенон, прибывший проповедовать свое учение в Афинах в конце IV века, полюбил настолько, что его и его последователей так и стали называть - философы «из портика», или по-гречески «стоики».

Слева от ступеней, ведущих к Тесейону, - остатки главных политических зданий Агоры. Это сложный комплекс построек, вернее, теперь - нагромождений камней, где лучше ориентироваться по хорошо заметному круглому фундаменту. Пританей, где заседали 50 пританов, то есть постоянно действующих представителей периодически собиравшегося парламента. Пританы делились на три смены, каждая из которых должна была в свое дежурство постоянно находиться на рабочем месте для решения неотложных государственных дел - и за общественный счет обедать прямо в своем офисе. Отсюда завелся обычай бесплатно кормить в Пританее и других отличившихся граждан - победителей Олимпийских игр или героев войн. Когда судьи спросили Сократа, какой приговор он выбирает - изгнание или смерть, Сократ предложил приговорить его к пожизненным бесплатным обедам в Пританее, что и переполнило чашу терпения народного суда.

Справа от Пританея, за остатками Булевтериона, где заседал афинский парламент-буле, стоит хорошо сохранившийся алтарь Зевса Агорея (то есть с Агоры). Скорее всего, это был главный алтарь Агоры, на котором ради поддержания связи человека с богами проливали кровь домашнего скота.

По южной стороне Агору ограничивает длинная центральная стоя (портик), а за ней - в форме буквы «Г» - южная и восточная стои. Все они служили для размещения магазинов и прогулок публики. Кроме того, восточный и южный портики замыкали пространство Гимнасия - спортивного клуба афинских граждан. Квадратный фундамент рядом - Гелиея, здание народного суда. За ним общественный фонтан и в ста метрах к югу - остатки тюрьмы, где провели не лучшие дни многие знаменитости, в том числе ожидал исполнения приговора и в конце концов выпил чашу цикуты Сократ. За южным портиком также стоит маленькая византийская церковь Агии-Апостоли (Святых Апостолов) XI века.

Главной, широкой, посыпанной гравием улицей, пересекающей по диагонали Агору, была Панафинейская улица. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.Всеобщая история архитектуры. М., «Издательство литературы по строительству», 1973

Путешественники, которые успели посетить многие страны, рекомендуют новичкам в этом деле начать знакомство с историей и изучение старинных архитектурных шедевров с посещения Греции. Храм Гефеста очень хорошо сохранился, аналогов по степени сохранности в мире немного. У него родные колонны, фронтоны и почти вся крыша. Больше всего пострадали украшения и фрески.

Экономика и памятники

Только в Греции, испытывающей сейчас трудности в экономической сфере, можно посмотреть много исторических памятников и других интересных мест, созданных нашими далекими предками задолго до В древности страна переживала и расцвет, и но, к сожалению, в основном на этой земле шли ожесточенные войны между чужеземцами, которые мечтали захватить контроль над этой страной. Храм Гефеста в Афинах все равно привлекает туристов.

Все эти факты оказали влияние на сохранность большого числа храмов и святилищ, часть из них в начале XX века археологи буквально откапывали. Среди небольшого количества сохранившихся до сегодняшних дней строений - всемирно известный Храм Гефеста. Большое количество сохранившихся письменных источников говорят об Афинской агоре, но значение этого слова найти проблематично. Для понимания значения сооружения нужно рассказать, чем для жителей греции того времени была эта агора. Афинская агора находилась в центре Афин и служила местом проведения сборищ, обрядов, соревнований и ярмарок. Можно сказать, что она была аналогом форума у римлян, возведенном до рождения Иисуса Христа.

На этом месте и около него строились только значимые для населения храмы, театры и другие сооружения. Храм Гефеста на Агоре принадлежал к их числу. Сейчас его могут рассмотреть туристы, которые посетят Афины. Интересно, что храм дожил до наших дней не из-за любви греков к язычеству, а благодаря православию.

Гефест

Мифы гласят, что Гефест являлся и Геры. По легенде, во время очередной ссоры между Зевсом и Герой Гефеста сбросили на вулканический остров. Божественное происхождение не спасло его от травм - он получил перелом ноги и стал хромать. Храм Гефеста - это здание, населенное мифами и разными историями.

При детальном рассмотрении всех мозаик и изображений, легенд и мифов, повествующих о жизни богов, можно прийти к выводу, что все боги постоянно пировали. И лишь в качестве развлечения они спускались к людям. И только Гефест без перерыва работал, потому что был кузнецом и имел власть над огнем и вулканами. Он изготовлял лучшее оружие и снаряжение древнегреческому воину Ахиллесу, который прославился своим уязвимы местом - «ахиллесовой пятой». Жизнь бога-кузнеца сложилась тяжело и проходила у безумно жаркого огненного горна. Любители мифологии стремятся посетить храм Гефеста. Фото памятника можно отыскать во многих путеводителях.

История храма

Согласно словам ученых-исследователей, изучавших разные письменные источники и предания, этот храм воздвигнут во время правления Перикла. Он обладал способностью речами убеждать граждан, а талантливое управление войсками помогло с минимальными потерями защититься от атак врагов. Считается, что время правления Перикла - золотой век Афин. По его приказу было воздвигнуто это известное сооружение.

Его строили на протяжении 35 лет, начиная с 450 года до нашей эры. Не трудно заметить, что за это время была возможность строительства нескольких таких объектов. Но источники говорят нам, что многих задействованных людей отправили на возведение огромного Парфенона. Величественный получился храм Гефеста. Афины в большей степени славятся им.

Великолепные сады

Несмотря на имеющиеся у ученых-историков записи путешественника Павсания, описавшего даже древний Коринф, доподлинно неизвестно имя архитектора, который разработал план этого храма. Часть старинных письменных источников гласит, что на прилегающей территории Храма Гефеста существовал великолепный сад. В этом месте философы под тенью деревьев размышляли о жизни.

Языческий храм был переделан в Церковь Святого Георгия уже в VII веке нашей эры. Это произошло по причине того, что былое величие Афин уже прошло: в городе отсутствовали деньги и рабочие. Кстати, христиане часто превращали в храмы старинные здания. Взять, к примеру, известную во всем мире «Башню ветров», являющуюся одной из самых старинных станций по наблюдению за погодой. Король Оттон вынудил христиан оставить это здание и сделал из него музей. Такую историю пережил храм Гефеста. Греция - это страна мифов и легенд.

Архитектура храма

Храм Гефеста - одно из немногих сооружений, доживших до наших дней в отличном состоянии, в этом его удивительность. Он расположен на холме Агорайос, размеры строения составляют 31,7 х 13,7 м. Чудесным образом сохранились в целости тридцать четыре колонны и крыша здания. Нужно отметить ионический стиль фриз храма, где почитали Гефеста. Восемнадцать из шестидесяти восьми метоп сделаны в виде скульптур. Метопы поведают путешественникам о подвигах Геракла и приключениях Тесея.

Скульптуры, которых нет

Известный мыслитель Павсаний, описывавший замеченное во время странствий по свету, в своих заметках повествует о том, что в середине храма были 2 большие бронзовые скульптуры:

  • повелителя огня Гефеста;
  • покровительницы столицы Греции Афины Паллады.

К сожалению, эти статуи, как и многие фрески и мозаики, разрушены и украдены врагами и грабителями.

Храм рабочих

Думают, что Храм Гефеста создан по образу Парфенона, так же как и многие другие храмы меньших размеров, бывших ранее в Афинах. Их мнение не голословно, потому что в то время большинство святилищ для почитания богов возводились в дорическом стиле. Кстати, археологи нашли в районе Храма Гефеста много остатков мастерских кузнецов и гончаров. Этот факт свидетельствует о желании мастеров того времени выполнять работы вблизи повелителя огня и его храма.

Стоит добавить к сказанному, что большинство греков и сегодня уверены, что это здание возведено в честь Тесея, победившего в сложных и запутанных тоннелях ужасного Минотавра. В подтверждение упомянутой странной версии указывают статую Тесея, который состязается с Гераклом. Раньше было мнение, что под строением захоронено тело смелого героя Тесея. Но проведенные раскопки не обнаружили под ним и около него никаких захоронений. Однако исследователи сделали еще одно открытие: скромное святилище, которое существовало много ранее самого храма. Его предназначение и другие подробности узнать практически невозможно, так как от него остались лишь остатки каменных стен.

Внешний вид храма привлекает большое количество путешественников и по праву считается самой популярным объектом Войти в Храм Гефеста можно за небольшую плату. А дети могут посмотреть вживую эту достопримечательность с родной крышей без какой-либо платы. Вид этого храма завораживает своим величием и помогает представить Древнюю Грецию во всей красе и могуществе. Храм Гефеста (Афины) место, которое стоит внимания.

Храм Гефеста (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одним из излюбленных мест туристов, посещающих Афины, можно назвать храм Гефеста. Здесь вы сможете практически полноценно окунуться в эпоху Древней Греции, ведь храм Гефеста считается одним из самых хорошо сохранившихся сооружений того далекого времени.

Гефест - бог-кузнец, покровитель огня.

Построен храм Гефеста был в 449-415 гг. до нашей эры. С приходом христианства в Грецию и до 1834 г. он использовался как православная церковь, которая получила имя Св. Георгия. Затем эта достопримечательность Афин была признана национальным памятником.

Что посмотреть

Жители Афин всех времен особенно трепетно относились к храму Гефеста. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что все фронтоны, колонны, а также большую часть крыши туристы могут лицезреть именно в том виде, как их построили древние греки. Но, к сожалению, все украшения были расхищены за многие столетия.

Храм Гефеста посвящен также Афине - покровительнице города.

Храм Гефеста посвящен также Афине - покровительнице города. Если верить легендам Древней Греции, она отвечала за гончарное ремесло. Во время раскопок археологи сделали вывод, что рядом с храмом жили гончары и кузнецы.

Храм входит в список самых известных достопримечательностей Древней Греции. Его также часто сравнивают с храмом Парфенона. И неудивительно, ведь они выполнены в одном стиле - дорическом - и в одно время. Строительство храма Парфенона относят к 432 г. до нашей эры.

Храм Гефеста в Афинах

До нас не дошло имя архитектора храма Гефеста. Но ученые предполагают, что это тот же мастер, который возвел храм Ареса на Агоре.

Храм в 31 м в длину и почти 14 м в ширину возвышается на холме Агорайос. Храм Гефеста стал первым сооружением в Афинах, выполненным из мрамора.

Некоторые жители Афин считают, что храм посвящен Тесею, а не Гефесту.

Фризы храма Гефеста выполнены в ионическом стиле. Некоторые метопы представляют собой скульптуры. Так, с восточной стороны храма Гефеста расположены метопы, которые повествуют туристам о подвигах Геракла. Есть также скульпторы, посвященные приключениям Тесея на острове Крит. Именно поэтому некоторые жители Афин считают, что храм посвящен Тесею, а не Гефесту.

Экскурсия по храму Гефеста включена в билеты Акрополя. Заплатив 30 EUR, вы сможете в течение четырех дней посещать такие достопримечательности Афин, как Башня Ветров, Древняя и Римская Агоры, театр Диониса, керамикос, храм Зевса, библиотека Адриана.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

С ноября по март каждое воскресенье вход в храм Гефеста свободный.

Дети, приехавшие осматривать достопримечательности Афин, проходят совершенно бесплатно. Билет необходим только взрослым туристам.

Как добраться

Храм Гефеста находится в центре Афин, поэтому доехать до него достаточно просто.

Вы можете воспользоваться метро, недалеко от храма Гефеста расположилась станция метро St. Thisiou (по-гречески это будет выглядеть так ΣΤ. ΘΗΣΕΙΟΥ).

Также рядом с храмом Гефеста проходит автобус № 227. От остановки до достопримечательности вам нужно будет прогуляться пешком минут 10-15.

Конечно же, можно взять в аренду автомобиль или воспользоваться услугами такси.

– чудом инженерии и архитектуры. Почему храм превратился в место погребения? И что сейчас происходит с главной достопримечательностью агоры?

Археологические исследования на агоре начали проводить в 1931г., после переселения отсюда жителей. Обнаруженные в результате раскопок фундаменты храмов, галерей и общественных зданий были изучены, отреставрированы и укреплены. Агора стала музеем под открытым небом. Основной памятник агоры - храм Гефеста.

Храм Гефеста стоит на границе района, где жили кузнецы и гончары. Это современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, лучший по сохранности древнегреческий храм в мире. Храм посвящен Гефесту и Афине – покровителям ремесел. Гефест - греческий бог огня, вулканов и металлообработки, был единственным Олимпийским богом, физически несовершенным. Он был хромым и был единственным, кто был вынужден заниматься физическим трудом. Гефест работал кузнецом и отвечал за починку изношенных и пробитых броней Ахиллеса в Илиаде. Так же храм посвящен богине Афине, как покровительнице города, ответственной за гончарное и другие ремесла.

Народное название, храма Тесейон (в современном произношении – Тиссион), возникло, очевидно, из-за того, что в скульптурном украшении храма активно использовались сюжеты из жизни легендарного афинского царя Тесея. В V веке храм был превращен в церковь, которая оставалась действующей до XIX века, благодаря этому он и сохранился. Торжественным богослужением в Тесейоне, который тогда был церковью Святого Георгия, встречали прибывшего в Афины первого короля Греции Оттона. Эта служба стала последней – любитель античности, Оттон запретил служить здесь и превратил храм в музей.

По Панафинейской дороге проходил священный бег с факелами - лампадодромия. Он являлся общеафинским состязанием фил (городских районов) в честь Прометея. Новый огонь, принесенный с наибольшей скоростью, считался самым чистым, и от него зажигался огонь на алтаре Гефеста.

Строительство Храма Гефеста и Афины было начато в 449 до н.э., всего за два года до Парфенона. Проект был организован афинским политиком Периклом. Это был первый в Афинах храм сделанный из мрамора. Гефестион, построенный в V веке до н.э., являл собой классический образец здания дорического ордера. Имя архитектора неизвестно, но это тот же зодчий, который построил храм на мысе Сунион и храм Ареса на агоре.

Храм Гефеста - один из наиболее хорошо сохранившихся древнегреческих храмов в мире. Все его колонны, фронтоны и даже большая часть крыши остались нетронутыми. Однако, гравюры и другие его украшения неизбежно страдали от расхищения и мародерства в течение столетий. Своему выживанию он обязан Христианской церкви, Церкви Св. Георгия, пришедшей в седьмом веке нашей эры, которая удалила древний интерьер, заменив его убранством христианской церкви.

Монументальный дорический периптер, построенный из пентелийского мрамора (длина – 31,77м, ширина – 13,72м, высота колонн – 5,88м). На восточном фронтоне изображался апофеоз Геракла , на метопах – подвиги Геракла и Тесея. Внутри храм разделен дорическими колоннами на три нефа, в глубине стояли бронзовые статуи Гефеста и Афины Эрганы (Работницы) (421–415 до н.э.).

Скульптурное убранство фасадов Гефестиона было призвано увековечить память героев Марафонской битвы, в которой афиняне одержали свою знаменитую победу над персами. Рельефы Гефестиона и украшающие его скульптурные метопы посвящены прославлению богов, сражавшихся при Марафоне вместе с афинянами, - Афины , Геракла и Тесея.

На метопах под восточным фронтоном изображены девять подвигов Геракла : от первого подвига (схватки со страшным немейским львом, порождением стоголового Тифона), совершенного 16-летним Гераклом , до последнего (у северо-восточного угла), где был изображен Геракл , получающий яблоки в саду Гесперид. Сильно поврежденные временем скульптуры сохранились плохо. На многих метопах Геракл представлен в момент наивысшего напряжения.

В сцене борьбы с немейским львом Геракл , отбросив в сторону и лук и меч, вступил в единоборство со зверем, вставшим на дыбы. Левая рука героя обхватила шею напрягшегося зверя с такой силой, что пальцы глубоко вдавились в шкуру животного. Жилы на ноге напряжены, голова резко наклонена к голове зверя, так что зритель видит лишь коротко остриженные волосы Геракла . Лев начинает задыхаться; его правая задняя лапа уперлась в ногу Геракла выше колена.

У стен Гефестиона устраивались пытки рабов, допускавшиеся афинским судом. Вблизи храма, у алтаря героя Еврисака, сына Аякса, всегда толпились бедняки, нанимавшиеся на поденную или временную работу. Здесь же заключались частные контракты, освященные присутствием Гефеста.

Не менее драматично представлена сцена борьбы Геракла со стоголовым Тифоном, у которого вместо каждой отрубленной головы немедленно вырастало две новых. Только прижиганием отрубленных мест можно было победить эту страшную огромную змею. На метопе возничий Геракла Иолай уже пришел на помощь Гераклу с горящей головней в руках. Но Тифон еще очень силен: его мощные щупальца обвили ногу Геракла . Несохранившиеся головы Тифона были бронзовыми, а тело, начинавшееся от самой кромки метопы, заполняло все ее пространство.

Подвигам Геракла были посвящены и скульптуры восточного фронтона Гефестиона. Они завершают развитие сюжета, представленного на метопах восточного фасада, которые заканчиваются изображением Геракла , стоящего в ожидании третьего яблока из сада Гесперид. Продолжение подвигов Геракла показано на фронтоне: получив последнее яблоко, герой поднимается на Олимп , где и происходит его обожествление. В центре композиции - Зевс , сидящий на троне. По обе стороны сидящего бога стоят Геракл и Афина, сопровождающая Геракла на Олимп . За ними конные группы с колесницами и возничими: Никой - у Афины , Иолаем - у Геракла . Колесницы означают, что Афина и Геракл только что прибыли на Олимп . Зевс повернулся в сторону Геракла , приветствуя подходящего к нему героя.

На восьми метопах северной и южной сторон храма изображены подвиги Тесея. И здесь выбраны наиболее драматические сцены. Так, например, борьба с разбойником Синисом представлена в тот момент, когда Синис уже пригнул к ноге вершину сосны, собираясь привязать к ней Тесея, но последний, перехватывая вершину дерева и наступив ногой на ногу Синиса, хватает врага за волосы, притягивая к себе. Синис резко упирается. Мускулатура его тела так напряжена, что видно - силач еще может продолжать борьбу.

На другой метопе марафонский бык остановлен Тесеем в момент мощного прыжка. Тесей, схватив быка одной рукой за рог, другой за морду, резким движением поворачивает его голову к себе.На следующей метопе представлена борьба Тесея с аркадским исполином Керкионом, обитавшим в районе Элевсина. Эта скульптура сохранилась лучше других. С восточной и западной сторон стены храма украшал фриз, плиты которого, хоть и поврежденные, в основном уцелели. На фризе главного, восточного, фасада изображены олимпийские боги, наблюдающие за сражением афинян с Паллантидами - врагами Тесея, на западном - борьба лапифов с кентаврами.

Полюбовавшись скульптурным убранством Гефестиона, посетитель входил в храм и застывал в немом почтении: прямо перед входом, в глубине зала, возвышался пьедестал, облицованный темным элевсинским мрамором. На нем возвышались две бронзовые статуи: Гефеста (высотой около 2,45 м) и Афины Эрганы (2,35 м), изваянные учеником Фидия Алкменом. Но как изобразить хромого бога, не «снизив» при этом его образ, не нарушив грань между карикатурой и величием? Алкмен сделал это настолько искусно и ненавязчиво, что его работа вызывала искреннее восхищение и столетия спустя. Римский оратор и философ Цицерон , вероятно, видевший статую Гефеста (Вулкана) в Гефестионе, лаконично написал: «Мы хвалим Вулкана в Афинах работы Алкмена, где бог представлен стоящим и одетым; хромота его показана слегка и не бросается в глаза».

В седьмом веке нашей эры, храм был преобразован в Церковь Св. Георгия Акамас. В начале девятнадцатого века, этот храм, стал местом погребения многих протестантов, и тех, кто умер в греческой войне за независимость в 1821 году.Храм Гефеста использовался церковью до 1834 года, затем, превратился в музей (до 1930 года). После обретения Грецией независимости в храме размещался Национальный Археологический Музей.

[