Собор Василия Блаженного (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Необычайно красивый храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, красующийся на Красной площади, - один из самых известных архитектурных памятников Москвы. При виде многоцветного храма, маковки которого одна краше другого, иностранцы восхищенно ахают и хватаются за фотоаппараты, ну а соотечественники гордо заявляют: да, вот он какой - величественный, нарядный, устоявший даже в сложное для всех церквей советское время.

Относительно последнего факта существует даже историческая байка. Якобы, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади , Каганович смахнул со схемы модель храма, освобождая место для демонстраций трудящихся, на что генсек строго ответил: «Лазарь, поставь на место». Было так или не было, но храм один из немногих тогда уцелел и на протяжении второй половины 20 века постоянно реставрировался.

История и современность

Покровский собор был возведен в 1565-1561 гг. по указу Ивана Грозного, давшего обет в случае успешного взятия Казани построить в память об этом событии церковь. Храм состоит из девяти церквей на одном фундаменте и колокольни. На первый взгляд бывает сложно разобраться в структуре храма, но стоит себе представить, что вы смотрите на него сверху (или и в самом деле посмотреть с этого ракурса на храм на нашей живой карте), как сразу все становится ясно. Главную столпообразную церковь в честь Покрова Божией Матери с шатром, увенчанным маленькой главкой, с четырех сторон окружают осевые церкви, между которыми устроены еще четыре - поменьше. Шатровая колокольня построена позже, в 1670-х гг.

Сегодня собор - и храм, и филиал Исторического музея одновременно. В 1990-м возобновлены богослужения. Архитектура, внешнее декоративное убранство, монументальная живопись, фрески, редкие памятники русской иконописи - все это делает собор уникальным по красоте и значению храмом России. В 2011 году собору исполнилось 450 лет, в течение всего лета проводились юбилейные мероприятия, к памятной дате были открыты недоступные ранее для посещения приделы, устроена новая экспозиция.

Собор Василия Блаженного

Информация

Адрес: Красная площадь, 2.

Часы работы: экскурсии проводятся ежедневно с 11:00 - 16:00.

Вход: 250 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Центральная церковь Собора недоступна для осмотра в связи с реставрационными работами.

Сначала в 1554 году рядом со стенами построили деревянный храм Покрова с семью приделами, а в 1555 заложили каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы - 9 церквей на едином подклете. Пять из них освятили во имя святых и православных праздников, в дни которых состоялись важнейшие события Казанского похода.

Летописи называют строителями этого архитектурного чуда русских зодчих Постника и Барму. Есть даже версия, что это один человек. Но историки считают, что строительство Покровского собора не обошлось без участия западноевропейских мастеров.

Через 30 лет к ансамблю пристроили еще один небольшой храм в честь московского юродивого - святого Василия Блаженного. Он и дал народное название всему собору. Но произошло это не сразу, а лишь в конце XVII века.

Вначале новая церковь не была соединена с подклетом собора и единственная из всех отапливалась. Поэтому богослужения в ней шли круглогодично, а в остальных церквях собора - лишь в теплое время года (от Троицы до Покрова). Со временем в народе стали говорить, что идут на службу в храм Василия Блаженного, в то время как шли в именно в Васильевскую церковь. Так постепенно и стали называть все сооружение храмом во имя прославленного святого.

А до XVII века собор еще называли Троицким, так как первый деревянный храм на этом месте был посвящен Святой Троице. Был Покровский собор известен и как «иерусалимский», что связано с обрядом «шествия на осляти», который символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле.

Обряд этот впервые упоминается в XVI веке. Он не прекращался даже в 1611 году, когда был занят польскими интервентами. Церемония проходила по строгому ритуалу. Сначала патриарх обращался к царю со специальной пригласительной речью, и после утрени царь выходил в . Сопровождали его бояре, окольничьи и другие придворные. Из начинался крестный ход, в котором участвовало до 300 священников и до 200 дьяконов. Царь и патриарх входили в придел Входа в Иерусалим Покровского собора и совершали там молитву.

На устанавливали аналой с Евангелием и иконы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, а путь от до Лобного места устилали красными одеждами или сукном. Недалеко от Лобного места стояла лошадь, покрытая белой попоной с пришитыми к ней длинными ушами - символ «осля» - и нарядная верба. Вербу украшали изюмом, грецкими орехами, финиками, яблоками.

По завершении молитвы патриарх поднимался на и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы. Архидьякон, стоя лицом на запад, читал Евангелие, и со словами «и посла два от ученик» соборный протопоп и ключарь отправлялись за ослятей. Патриарх, держа Евангелие и крест, садился на ослика. Лошадь вел сам царь, перед которым стольники несли царский жезл, государеву вербу, государеву свечу и царское полотенце.

Когда шествие вступало в Спасские ворота, кремлевские церкви звонили во все колокола. И звон продолжался до вступления процессии в Успенский собор. В соборе дочитывали Евангелие. Царь уходил в одну из домашних церквей, а патриарх завершал литургию. После этого патриарх благословлял вербу, ключари отрезали ветви для алтаря, царской семьи и бояр. Остатки вербы и украшения раздавали народу.

Безоговорочный символ Москвы, Покровский собор все же был совсем нехарактерным для русского зодчества сооружением.

Высота собора Василия Блаженного - 61 метр (это очень высоко для XVI века). Церкви построены из кирпича, еще непривычного для того времени материала, и даже расписаны «под кирпич», что придает собору такой «пряничный» характер. Но, вероятно, сначала Покровский собор не был таким, как сейчас, а его палитра ограничивалась только белым и кирпичным цветами. Но все равно он был настолько красив, что впечатлял даже иностранцев.

Но со временем собор ветшал, а у его стен появлялись деревянные постройки. И когда Александру I во время визита в Англию показали изображение собора без пристроек, он сказал, что хотел бы иметь такой же в Москве. Царю пояснили, что храм Василия Блаженного уже почти 300 лет украшает Красную площадь. После этого он приказал снести окружающие собор дома и лавки. А в 1817 году на их месте построили стенки, облицованные диким камнем. Так собор оказался как бы на высокой террасе.

Что есть что в церкви

В соборе 11 куполов, и ни один из них не повторяется.

Девять куполов над церквями второго яруса (по числу престолов), один над нижней церковью Василия Блаженного и один над колокольней:
1. Покрова Богородицы (центральный),
2. Св. Троицы (восточный),
3. Входа Господня в Иерусалим (западный),
4. Григория Армянского (северо-западный),
5. Александра Свирского (юго-восточный),
6. Варлаама Хутынского (юго-западный),
7. Трех Патриархов Константинопольских (северо-восточный),
8. Николая Чудотворца Великорецкого (южный),
9. Киприана и Иустины (северный).
Все 9 церквей объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Известно, что раньше помещения подклета были недоступны для прихожан, а глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых сохранились лишь петли. До 1595 года в подклете Покровского собора прятали царскую казну. Зажиточные горожане тоже приносили сюда свое имущество. Попадали в подклет по внутристенной белокаменной лестнице из центральной церкви Покрова Богородицы. А знали о ней только посвященные. Позднее этот узкий ход заложили, но при реставрации 1930-х годах его открыли.

Сейчас собор Василия Блаженного внутри - система лабиринтов, стены которой покрыты фресками. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей».

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану. Но в послереволюционные годы он находился в бедственном положении: протекала крыша, были выбиты стекла, зимой внутри церквей лежал снег. А 21 мая 1923 года в соборе открылся музей.

Началось комплектование фондов, и через 5 лет Покровский собор стал филиалом . В 1929 году собор Василия Блаженного окончательно закрыли для богослужений, а колокола сняли на переплавку. Зато музей закрывался лишь один раз - на время Великой Отечественной войны. И это несмотря на постоянные реставрации, которые идут в храмах уже почти 100 лет.

В 1991 году Покровский собор отдали в совместное пользование музея и Русской Православной церкви. В храме после длительного перерыва возобновились богослужения. Сейчас они проводятся каждое воскресенье в церкви Василия Блаженного, а 14 октября в праздник Покрова Богородицы - в центральной церкви.

В главной церкви собора стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлевской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа Господня в Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время кремлевского собора Александра Невского.

Собор Василия Блаженного известен по всему миру, и его фотография даже входит в список системных обоев рабочего стола операционной системы Windows 7.

А мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородицы «иконой, запечатленной в камне». Его форма - 8 церквей, объединенных двумя квадратами в основании вокруг центральной девятой - не случайна. Число 8 символизирует дату Воскресения Христа. Круг - символ бесконечности и гармонии божественного творения. Квадраты символизируют 4 стороны света, 4 главных ворот Иерусалима и 4 евангелистов. Кроме того, можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, напоминая о Вифлеемской звезде в день Рождения Христа. А сама система лабиринтов внутри собора становится воплощением улиц Града Небесного, который начинается и заканчивается церковью-часовней.

Вопреки распространенному мнению, храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге хоть и похож визуально на Покровский собор, но копией его не является. Санкт-Петербургский собор - это один храм с несколькими главками и колокольней. А собор Василия Блаженного - несколько самостоятельных церквей на едином основании. Нигде в мире больше нет таких соборов.

Говорят, что... ...во время строительства Покровского собора Барма и Постник не пользовались чертежами, а опирались на схему, нарисованную прямо на строительной площадке. Зато архитекторы использовали деревянную модель храма в натуральную величину, поэтому при реставрации в кирпичной кладке обнаружили деревянные конструкции. Это и есть натурный макет собора.
...в Москве в XVI веке жил юродивый Василий. Он обладал даром ясновидца, и Василия почитал даже сам Иван IV. Царь позволял ему неслыханные дерзости. Например, однажды Иван IV пригласил юродивого во дворец, желая услышать какое-нибудь предсказание, и велел подать ему чарку вина. Несколько раз Василий опрокидывал в окно наполненную чарку, а когда царь с гневом спросил, что он делает, юродивый ответил, что тушит пожар в Новгороде. А вскоре в Москву действительно прибыли вести о пожаре. Возможно, поэтому после смерти Василия Блаженного сам Иван IV вызвался нести его тело на кладбище.
...однажды какой-то богач подарил Василию Блаженному шубу. Приметила ее воровская шайка и подослала к нему пройдоху, который сказал юродивому скорбным голосом:
- Товарищ мой умер. И были мы с ним так бедны, что нечем покрыть его. Отдай шубу на божье дело, святой человек.
- Бери, - сказал Василий, - и пусть все будет так, как ты поведал мне.
Когда мошенник подошел с шубой к тому, кто, притворившись мертвым, лежал на земле, он увидел, что тот и в самом деле отдал Богу душу.
...Иван IV велел ослепить архитекторов собора Василия Блаженного, чтобы они никогда больше не создали ничего подобного. Но известно, что якобы ослепленный Постник потом участвовал в строительстве Казанского Кремля. Поэтому на самом деле это всего лишь легенда, дополняющая образ грозного царя и воспетая советским поэтом Д. Кедриным в поэме «Зодчие» .
...Наполеон, уходя из Москвы, хотел забрать это чудо с собой, но не смог. Тогда он велел взорвать Покровский собор, чтобы он никому не достался. По одной легенде, внезапно разразившийся дождь погасил фитили. По другой, грянул взрыв, а храм остался непоколебим.
...в 1930-х годах Л.М. Каганович предлагал снести храм, чтобы расчистить место для демонстраций и автомобильного движения. Он даже сделал макет и принес его Сталину, где со словами: «А если бы его – р-раз!...» одним рывком удалил храм.
Сталин ответил: «Лазарь, поставь на место!..»
А еще говорят, что Петр Барановский на заседании ЦК встал на колени, умоляя сохранить культовое строение. И это спасло храм.
...есть еще одна городская легенда о строительстве собора и Блаженном Василии Московском, записанная в 1924 году фольклористом Евгением Барановым.
«Эту церковь выстроил, верно, Иван Грозный, только не им она начата была. А жил тогда в Москве один такой юродивый - Василий Блаженный. От него и пошло начало этому собору, а Иван Грозный на готовое пришел. Ну, правда, не пожалел своих денег.
А этот юродивый зиму и лето ходил в одной рубахе и босиком... И собирал он деньги. А собирал так: придет на рынок, подымет полу и стоит, а сам молчит... Ну уж народ знает: начнет класть в подол - кто пятак, кто копейку, кто сколько может. И как наберет полную полу, сейчас бежит на Красную площадь, где теперь Василий Блаженный стоит. Прибежит и примется бросать деньги через правое плечо. А они падают - пятак к пятаку, копейка к копейке, три копейки к трем копейкам. Сами по порядку падали. И много было таких кучек денег. И никто их не трогал, и воры не трогали. Всяк смотрел, а взять боялся.
И вот почему боялись брать эти деньги: раз нашелся такой человечек - дай, говорит, возьму деньжат немного. Пришел ночью, набил карманы. А тут и серебряные были деньги, и золотые. Ну, наложил в карман, хочет идти, а ноги не идут. Он и так, он и сяк - не идут, хоть ты что хочешь делай. Ровно бы кто гвоздями прибил их к земле. Вор и испугался. Думает: «выброшу деньги». А деньги не идут из кармана. Мучился-мучился, не идет его дело на лад. Да так всю ночь и простоял. А тут утро. Ну, народ видит: стоит человек у Васильевых денег.
- Ты чего тут?
- А вот, говорит, Бог наказал меня за воровство. - И рассказал, какая его постигла беда.
А Василия юродивого тут нету, он уже спозоранку побежал на базар. Ну, народ смотрит на того вора и удивляется... Ждали, ждали Василия. Ну, прибежал, давай деньги бросать через плечо. А тут - царь. А только Василий этого не разбирал: царь и царь, а только он свое дело делает. Вот покидал все деньги, посмотрел на этого вора, погрозил ему пальцем. И тут вора отпустило. Он поскорее выбросил деньги из карманов, хотел уходить. Только царь говорит:
- Посадить этого подлеца на кол, чтобы не воровал святых денег!
Ну, его живо посадили. Поорал-поорал и подох...
А на что собирал Василий деньги - никто не знал. И долго он их собирал. А сам уж старый стал. Вот раз видит народ: копает Василий яму на том самом месте, где деньги бросал. А для чего ему эта яма, никто не знает. Народ собрался, смотрит, а он все копает. Вот выкопал яму, лег около нее и руки на груди сложил.
- Что же это такое? - думает народ.
Да тут один человек разъяснил:
- Да ведь, говорит, помирать собрался Василий.
Тут сейчас побежали и сказали царю:
- Василий Блаженный помирает.
Вот царь поскорее собрался, приходит. Василий и указывает царю на деньги, указывает на карман. Дескать, забери эти деньги. А сам тут умер. Вот царь приказал все эти деньги покласть в мешки, сложить на воза и отвезти во дворец.
А Василия на том месте похоронил. И после того приказал строить церкву Василия Блаженного на том же самом месте. Ну, и своих денег не пожалел.

Собор Покрова Богородицы, что на рву - именно так называется этот храм на Красной площади. Но в народе его чаще называют собором Василия Блаженного. Есть ещё и те, кто вспоминает название Троицкий собор, существовавшее в XVI веке. Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. А прежде, до строительства в Москве высоких домов на рубеже XIX - ХХ веков, собор был виден в перспективе больших участков Покровки, Тверской, Мясницкой, Петровки. Его по праву называли главным храмом московского посада.

Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название - что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города.

Центральный, завершённый шатром храм - Покрова Богородицы. Вокруг него церкви: с востока - Троицы, западный храм - Входа в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (позже был переосвящён во имя Адриана и Наталии), Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (позже - Иоанна Милостивого), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня.

В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного (1469 - 1552). Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного.

В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. Новые престолы освящались в помещениях подклета.

К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду.

Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви.

С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому (1818 год, скульптор Иван Мартос). Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.

Собор, носящий имя Василия Блаженного, в столице России городе Москве расположился на её главной площади - Красной. Во всём мире он считается символом России, подобно тому как символом для жителей США является Статуя Свободы, для бразильцев - статуя Христа с раскинутыми руками, а для французов - Эйфелева башня, находящаяся в Париже. В наши дни храм является одним из подразделений российского Исторического музея. В 1990 году он был внесён в список архитектурного наследия ЮНЕСКО.

Описание внешнего вида

Собор представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из девяти церквей, которые расположены на едином основании. Он достигает 65 метров в высоту и имеет 11 куполов - это девять куполов церквей, один купол, венчающий колокольню, и один, возвышающийся над приделом. В соборе объединены десять приделов (церквей), некоторые из них освящены в честь почитаемых святых. Дни, в которые отмечалось празднование их памяти, совпали со временем решающих боёв за Казань.

Вокруг храма построены церкви, посвящённые:

  • Пресвятой Троице.
  • Входу Господню в пределы Иерусалима.
  • Святому Николаю Чудотворцу.
  • Григорию Армянскому - просветителю, Католикосу всех армян.
  • Святым мученикам Киприану и Устинии.
  • Александру Свирскому - преподобному православному святому, игумену.
  • Варлааму Хутынскому - новгородскому чудотворцу.
  • Патриархам константинопольским, святителям Павлу, Иоанну и Александру.
  • Василию Блаженному - московскому юродивому, святому.

Строительство собора на Красной площади города Москвы по указу Ивана Грозного начали в 1555 г., продлилось оно до 1561 г. По одной версии, он был воздвигнут в честь взятия Казани и окончательного завоевания Казанского ханства, а по другой - в связи с православным праздником - Покровы Пресвятой Богородицы.

Имеется целый ряд версий возведения этого красивого и уникального собора. В одной из них говорится, что архитекторами храма были известный зодчий Постник Яковлев из Пскова и мастер Иван Барма. Имена этих зодчих узнали в 1895 году благодаря найденному рукописному сборнику XVII в. в архивах Румянцевского музея, где о мастерах имелись записи. Эта версия является общепризнанной, но ставится под сомнение некоторыми историками.

По другой версии, архитектором собора, как и большей части строений Московского Кремля, которые возвели ранее, был неизвестный мастер из Западной Европы, предположительно из Италии. Считается, что именно поэтому появился неповторимый архитектурный стиль, в котором сочетается зодчество эпохи Возрождения и изысканный Русский стиль. Однако на сегодняшний день никаких свидетельств, подтверждённых документами, у такой версии не существует.

Легенда об ослеплении и второе название храма

Бытует мнение, что зодчие Постник и Барма, построившие собор по приказу Иоанна Грозного, были ослеплены по завершении строительства, чтобы ничего похожего они больше не смогли возвести. Но эта версия не выдерживает критики, так как Постник после завершения возведения Покровского собора в течение нескольких лет занимался постройкой Казанского кремля.

Как уже говорилось, Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву - это правильное наименование храма, а церковь Василия Блаженного - это разговорное название, которое постепенно заменило официальное. В названии храма Покровов Пресвятой Богородицы упоминается ров, который в то время проходил вдоль всей Кремлёвской стены и служил для обороны. Назывался он Алевизов ров, глубина его составляла около 13 м, а ширина - около 36 м. Своё название он получил по имени архитектора Алоизио да Карезано, работавшего в России в конце XV - начале XVI в. Русские звали его Алевизом Фрязиным.

Этапы строительства собора

К концу XVI в. появляются новые фигурные купола собора, так как первоначальные были уничтожены пожаром. В 1672 г. на юго-восточной стороне храма достраивается небольшая церковь прямо над местом захоронения Иоанна Блаженного (юродивый, чтимый московскими жителями). Во 2-й половине XVII в. вносятся существенные изменения во внешний облик собора. Деревянные навесы над галереями церквей (гульбищами), которые постоянно сгорали при пожарах, были заменены кровлей, поддерживаемой арочными кирпичными столбами.

Над папертью (крыльцо пред главным входом в церковь) надстраивается церковь в честь святой Феодосии Девы. Над белокаменными лестницами, которые ведут на верхний ярус собора, строятся сводчатые шатровые крыльца, сооружённые на «ползучих» арках. В это же время на стенах и сводах появляется орнаментальная полихромная роспись. А также она наносится на опорные колонны, на стены галерей, находящиеся снаружи, на парапеты. На фасадах церквей остаётся роспись, которая имитирует кладку из кирпича.

В 1683 г. по верхнему карнизу всего собора создаётся изразцовая надпись, которая опоясывает храм. Жёлтые буквы большого размера на тёмно-синем фоне изразцов вещали об истории создания и обновления храма во 2-й половине XVII в. К сожалению, через сто лет надпись уничтожили во время ремонтных работ. В восьмидесятые годы XVII в. перестраивается звонница. На месте старой звонницы возводится новая, двухуровневая колокольня с открытой площадкой для звонарей на втором ярусе. В 1737 г. во время сильного пожара собор значительно пострадал, особенно его южная часть и находившаяся там церковь.

Значительные изменения при ремонте собора в 1770-1780 гг. затронули и программу росписей. Под своды собора и на его территорию переместили престолы из деревянных церквей, располагавшихся на Красной площади. Эти церкви были разобраны во избежание пожаров, которые случались очень часто в то время. В тот же период престол Трёх Константинопольских патриархов переименовывают в честь Иоанна Милостивого, а храм Киприана и Иустины называют именем святых Адриана и Наталии. Изначальные названия храмов были им возвращены с наступлением ХХ в.

С начала XIX в. в храме проводились следующие улучшения:

  • Внутри церкви были расписаны «сюжетным» масляным письмом, изображающим лики святых и сцены из их жизни. Роспись обновлялась в середине и в конце XIX в.
  • С фасадной стороны стены были украшены рисунком, похожим на кладку из крупного дикого камня.
  • Арки нежилого нижнего яруса (подклета) заложили, а в западной его части устроили жильё для служителей храма (причта).
  • Здание собора и колокольню объединили пристройкой.
  • Церковь Феодосии Девы, являющуюся верхней частью придела собора, переделали в ризницу - место, в котором хранились святыни и церковные ценности.

Во время войны в 1812 г. солдаты французской армии, занявшие Москву и Кремль, в подклете Покровского храма держали лошадей. Позже Наполеон Бонапарт, поразившись необыкновенной красотой собора, хотел перевезти его в Париж, но убедившись, что это невозможно, французское командование отдало приказ своим артиллеристам взорвать собор.

Освящение после войны 1812 года

Но войска Наполеона лишь разграбили собор, взорвать его не получилось, а сразу по окончании войны его отремонтировали и освятили. Территорию вокруг собора благоустроили и окружили чугунным решетчатым забором, созданным по проекту знаменитого зодчего Осипа Бове.

В конце XIX в. в первый раз был поднят вопрос о воссоздании собора в его первоначальном виде. Была назначена специальная комиссия по реставрации уникального архитектурного и культурного памятника. В неё входили знаменитые архитекторы, талантливые живописцы и известные учёные, которые и разработали план исследования и дальнейшего восстановления собора. Однако из-за отсутствия финансирования, Первой мировой войны и Октябрьской революции не получилось осуществить разработанный план по восстановлению.

Собор в начале ХХ века

В 1918 году собор практически первым был взят под государственную охрану как памятник мирового и национального значения. А с мая 1923 года собор открыли для всех желающих его посетить как исторический архитектурный музей. Богослужения в церкви Св. Василия Блаженного проводились вплоть до 1929 года . В 1928 году собор стал филиалом исторического музея, которым является и в наше время.

После Октябрьской революции новые власти находят средства и начинаются масштабные работы, которые носили характер не только реставрационных, но и научных. Благодаря этому становится возможным восстановление первозданного образа собора и воспроизведение в некоторых церквях интерьеров и убранства XVI-XVII вв.

С того момента и до нашего времени были осуществлены четыре масштабные реставрации, которые включали в себя как архитектурные, так живописные работы. Была воссоздана изначальная роспись, стилизованная под кирпичную кладку, с наружных сторон Покровского храма и церкви Александра Свирского.










Реставрационные работы в середине ХХ века

В середине ХХ века был проведён ряд уникальнейших реставрационных работ:

  • В одном из интерьеров центрального храма была открыта «храмозданная летопись», именно в ней зодчими была указана точная дата завершения возведения Покровского собора, ею является дата 12.07.1561 (в православном календаре - день равноапостольных Св. Петра и Св. Павла).
  • Впервые листовое железное покрытие на куполах заменяется на медное. Как показало время, выбор материала для замены оказался очень удачным, это покрытие куполов сохранилось до настоящего времени и находится в очень хорошем состоянии.
  • В интерьерах четырёх храмов проведена реконструкция иконостасов, которые почти полностью состояли из уникальных старинных икон XVI - XVII вв. Среди них имеются настоящие шедевры школы иконописи Древней Руси, например, «Троица», написанная в XVI в. Особой гордостью считаются собрания икон эпохи XVI - XVII вв. - «Никола Великорецкий в житии», «Видения пономаря Тарасия», «Александр Невский в житии».

Завершение реставрации

В 1970 годы на обходной внешней галерее под более поздними надписями обнаружили фреску, датируемую XVII в. Найденная роспись явилась основой для воспроизведения изначальной орнаментальной живописи на фасадах собора Василия Блаженного. Последние годы ХХ в. стали очень важными в истории музея. Как говорилось ранее, собор включили в перечень наследия ЮНЕСКО. После значительного перерыва в храме возобновляются богослужения.

В 1997 году в храме, который был закрыт в 1929-м, завершена реставрация всех внутренних помещений, станковой и монументальной росписи. Храм вводится в общую экспозицию собора на рву и в нём начинаются богослужения. В начале XXI в. семь соборных церквей полностью отреставрированы, обновлены и фасадные росписи, а также частично воссоздана темперная живопись.

Оказавшись в Москве, следует обязательно посетить Красную площадь и насладиться необычайной красотой собора Василия Блаженного: как внешними изысканными архитектурными элементами, так и его внутренним убранством. А также сделать фото на память на фоне этого прекрасного старинного сооружения, запечатлев его во всей величественной красоте.

12 июля 2016 г. исполняется 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы - собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного.

В этом знаменитом соборе, с его мощными стенами и сводами, раньше делали тайники. В стенах подклета были устроены глубокие ниши, вход в которые закрывали металлические двери. Там стояли тяжелые кованые сундуки, в которых богатые горожане хранили свое ценное имущество - деньги, украшения, утварь и книги. Там же хранилась царская казна. Какие еще легенды и тайны сегодня хранит храм, который мы называем собор Василия Блаженного.

Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?

Несмотря на то, что собор был построен в 1554 году в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного.

Правда ли, что Иван Грозный выколол глаза строителям храма?

Самый распространенный миф о соборе - это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

Правда ли, что собор изначально задумывался таким пестрым?

Нет, это ошибочное мнение. Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца - с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

Правда ли, что Наполеон хотел перевезти храм в Париж?

Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо - начался проливной дождь, который потушил фитиль.

Правда ли что Сталин спас Cобор от разрушения?

Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота - на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому - власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.

Правда ли что Собор служит сейчас только музеем?

Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники - 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.