Правильная организация отдыха имеет большое значение. Умственные нагрузки, холодная пора года сильно истощают физическое и психологическое состояние ребенка. Поэтому летом просто необходимо отдохнуть.

Грамотно организовать процесс творческой самореализации, обогащения дополнительными знаниями может только интеллектуальная игра в лагере. Такие игры – творческая деятельность, в которой дети демонстрируют свое понимание жизни, раскрывают мысли, стремления, а подчас и чувства.

«Сложный ответ»

Один из детей (выбранный ведущий) задает очень простые вопросы, подразумевающие ответы «Да», «Нет». Остальные участники игры должны дать ответ, при этом использовать слова «Да», «Нет» категорически запрещено.

«Диспут»

Все дети разделяются на две команды. Вожатый или воспитатель раскрывает детям определенную тему. Первая команда должна утверждать, пытаясь доказать известными фактами, а вторая – напротив, должна найти факты, чтобы доказать противоположную сторону.

«Составь пословицу»

Детям выдают листочки с написанными двумя словами. Из этих слов нужно составить пословицу. Например, слова: свет – тьма. Выигрывает тот ребенок, который первый правильно озвучит известную пословицу.

Сценарий интеллектуальной игры

Все дети любят сказки. Именно поэтому в советское время все лагеря проводили конкурс на лучшее театрализованное представление известных сказок. Сегодняшние дети не очень любят участвовать в таких спектаклях. Поэтому интеллектуальная игра для детей, включающая в себя множество различных сказок, будет очень полезна.

В такой игре предполагается наличие четырех команд-отрядов.

Конкурс 1

Называется любая сказка. На последнюю букву этой сказки нужно назвать новую. Действие происходит по кругу. Выбывает из участия команда, не подобравшая в течение 5 секунд необходимого названия сказки.

Конкурс 2

Необходимо придумать хвалебную оду любому сказочному персонажу. Всем командам выдаются заготовленные рифмы:

галка – палка,
носок – песок.

Конкурс 3

Продумать и театрализовать встречу трех абсолютно разных персонажей. Например, таких как:

  • Конек-Горбунок, Алладин, Баба-Яга.
  • Русалочка, Старик-Хоттабыч, Винни-Пух.
  • Змей Горыныч, Золушка, Маугли.
  • Кощей Бессмертный, Красная Шапочка, Пятачок.

Конкурс 4

Капитаны тянут жребий. Каждая команда получает свою сказку. Не употребляя слов, исключительно пантомимой, команда должна продемонстрировать сказку, чтобы зрители угадали ее название. Варианты сказок:

  • «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Конкурс 5

Продумать и театрализовать небольшую сказку-историю, в которой будут применены три волшебных предмета: скатерть-самобранка, ковер-самолет, магическое зеркало.

Конкурс 6

Театрализовать известную сказку «Три поросенка» в национальном стиле. Можно использовать африканский стиль, индийский, английский. В этом действии учитывается подбор соответствующих животных, передача колорита, подражание стилю и даже акценту.

Такой сценарий интеллектуальной игры можно дополнять конкурсами, если дети войдут в азарт. Для этого нужно заранее заготовить несколько дополнительных конкурсов. По окончании, конечно, подводится итог, и награждаются победители - как лучшие сказочники.

Клуб интеллектуальных игр

В мире существует некоторый досадный стереотип - креативное развитие направлено на развитие маленьких детей или младших школьников.

Зачастую в школах и лагерях тщательно подбираются интеллектуальные игры для младших школьников. Но подростки и старшеклассники также нуждаются в развитии творческого и креативного потенциала. Именно поэтому предложите старшим детям создать клуб интеллектуальных игр. Заинтересуйте их не только самими играми, но и планированием работы с младшими детьми.

Несколько игр, которые понравятся старшеклассникам, предложены вашему вниманию.

«Театр аббревиатур»

Игра требует прекрасного актерского мастерства.

Один из игроков выходит за дверь. Остальные придумывают слово. Буквы этого слова распределяются между играющими детьми. Каждая буква характеризует тип поведения. Например «з» - зависть, «о» - озорство. Когда ведущий входит в комнату, игроки должны показать ему пантомимы. Необходимо определить, какую черту характера ему демонстрируют, и из полученных букв сложить правильное слово.

«Море волнуется»

Все игроки придумывают по одному слову и в порядке очереди называют их вслух. Заключающий эту цепочку игрок называет свое слово и приобретает роль рассказчика. Он начинает рассказывать выдуманную историю, в которую необходимо связно включить все названные игроками слова. Игрок, слово которого было произнесено, должен выйти из цепочки и отойти подальше от своего места. Рассказчику необходимо запутать игроков своим повествованием. Например, долго не произносить ни одного из слов игроков, а затем назвать несколько слов сразу. Рассказ должен закончиться фразой «море волнуется». Эта фраза является сигналом, по которому все игроки стремятся вернуться на свои места. Тот, кто не успел, становится рассказчиком.

Старайтесь максимально разнообразить детский досуг. Подбирайте интересные викторины, конкурсы. Помните, что интеллектуальная игра для детей – это та игра, которая способствует отличному развитию воображения, комбинаторной функции интеллекта, гибкости, а также ассоциативному мышлению.

Описание игры.

Первый тур игры заочный. Участник покупает «билет» с пятью вопросами.

Вопросы могут быть как по одному направлению, так и по нескольким (история, музыка, литература и т. п.).

Заполнив бланк билета, играющий отправляет его организаторам игры. Из победителей 1-го тура формируются три тройки игроков, которые участвуют в дальнейшей игре.

Второй тур игры проводится в зале. У ведущего на столе 6 пронумерованных конвертов. В каждом конверте вопросы по одному из направлений: история, литература, география, биология, рисование, музыка (могут быть и другие направления, в зависимости от возраста участников игры).

У участников кубик с цифрами от 1 до 6 на гранях. Бросая кубик, участники по очереди выбирают себе конверт, а ведущий задает им вопросы из выбранного конверта. Участник, первым набравший 3 правильных ответа - 3 очка, выходит в финал. Игрок, не ответивший подряд на 3 вопроса, выбывает из игры. Если участник не может ответить на вопрос, то отвечают зрители. За правильный ответ вручается жетон. За 3 жетона - приз.

В финале у игроков кубик с цифрами от 1 до 3 на гранях, а у ведущего 3 пронумерованных конверта. В конвертах вопросы различной сложности - на 1 очко, на 2 и на 3, то есть игрок может заработать 3 очка, бросив кубик всего один раз, если, конечно, ответит на вопрос. Но в финале можно заработать и 4, и 5 очков, если игроку выпадет на кубике 2 и 2 или 2 и 3. За дополнительные очки дается дополнительный приз.

Победителю вручается суперприз.

Вариант билета.

Примерные вопросы.

История

1. Убийство маленького мальчика не давало ему покоя. Он постоянно видел его призрак. Кто этот человек и кто этот мальчик? (Борис Годунов и царевич Дмитрий.)

2. Кто первым на Руси принял христианство? (Княгиня Ольга.)

3. Этот князь построил много церквей, начал обучать детей грамоте, разгромил злых кочевников-печенегов. Как прозвал его народ? (Ярослав Мудрый.)

4. Сын жестокого отца, он был слабовольным, не любил царствовать, но зато любил звонить в колокола. О ком речь? (Федор Иванович.)

5. Позабыв свое царственное положение, он бросился спасать простых матросов, простудился в ледяной воде и умер. (Петр I.)

Биология

1. Кто такой вяхирь? (Дикий голубь.)

2. Кто такой стерх? (Журавль.)

3. Животное, которому не страшны такие сильные яды, как мышьяк, сулема и синильная кислота? (Еж.)

4. Цветок солнца или солнечный цветок? (Подсолнух.)

5. Птица, которая прилетает позже всех, а улетает раньше всех? (Ласточка.)

Музыка

1. Где появился джаз? (В США.)

2. Музыкальный инструмент - символ России? (Балалайка.)

3. Он вошел в историю как выдающийся скрипач всех времен и народов. Имя его было овеяно легендами. Церковь запретила его хоронить. Кто он? (Никколо Паганини.)

4. Квартет - количество участников? (Четыре.)

5. Он писал музыку и играл на скрипке тогда, когда другие дети еще не умели складывать буквы. Кто он? (Моцарт.)

Искусство

1. Кто и когда изобрел современный карандаш? (Конец XVIII века, французский ученый Н. Конте.)

3. Что такое витраж? (Картина на оконном стекле.)

5. В каком городе находится всем известная Третьяковская галерея? (В Москве.)

География

3. Что является языком географии? (Карта.)

4. Где находится Мертвое море? (В Израиле.)

5. Как называется модель Земли? (Глобус.)

Литература

2. Кто придумал деда Щукаря? (Шолохов.)

3. Какой писатель жил в Ясной Поляне? (Л. Н. Толстой.)

4. Как звали сыновей Тараса Бульбы? (Остап и Андрий.)

5. Кто нанимался на работу за 3 щелчка? (Балда.)

Финал-1

1. Полуостров, напоминающий женскую обувь? (Италия.)

2. У какой птицы вместо перьев чешуя? (Древняя птица - археоптерикс.)

3. Умеют ли слоны плавать? (Да.)

4. Слепыми или зрячими рождаются животные? (Зрячими.)

5. Где находится харчевня «Три пескаря»? (По дороге в страну дураков.)

Финал-2

1. Как звали Гулливера? (Лемюэль.)

2. Оперный театр в Милане? (Ла Скала.)

3. Самый ядовитый паук бывшего СССР? (Самка каракурта.)

4. Собака, которая является гордостью русского собаковода? (Борзая.)

5. Ядовитая змея жалит или кусает? (Кусает.)

Финал-3

1. Дерево, название которого можно узнать, переведя фразу «чистый воздух»? (Эвкалипт.)

2. Ядовитая медуза тропических морей, от ее укуса человек умирает почти мгновенно? (Морская оса.)

3. Какая птица зовется «воздушной кошкой»? (Ястреб.)

4. Кличка собаки Тимура. «Тимур и его команда»"? (Рита.)

5. Самое ядовитое растение нашей страны? (Куколь.)

Интеллектуальные игры в лагере.

Интеллектуальные игры для детей

Ход игры:

Ход игры:


- Его ищут
- Его ищет Иван
- Это герой сказки.
- Его хотят победить.
- Его жизнь не в нем.
- Его жизнь на конце иглы

Игра "Впиши слово".

Ход игры:

Игра "Города".

Ход игры:

Ход игры:

из игры.

Игра "Путешествие".

Ход игры:

Игра "Крокодил".

актерские способности. Играют две команды.
Ход игры:

Ход игры:

Интеллектуальная игра с залом

Ход игры:

Игра "Запретная тройка"

Игра на внимание.

Ход игры:

Ход игры:

Игра "Шляпа"

Играют парами. По очереди.

Ход игры:

Игра "Телеграмма"

Ход игры:

Игра "Слова-двойняшки"

Ход игры:

Игра "Закончи слово"

Ход игры:

Игра "Рассказ"

Ход игры:

Игра "Новое применение"

Ход игры:

Игра "Буриме"

Ход игры:

Каждому участнику выдается набор заранее подготовленных рифм. Задача участника - сочинить стихотворение (четверостишие) на заданные рифмы. Например: кошка - ложка - окошко - немножко; стакан - банан -карман -обман и т.п.

Интеллектуальные игры в лагере.

Правильная организация детского летнего отдыха имеет огромное значение. В условиях детского лагеря мы должны обеспечивать детям возможность всестороннего развития и проявления своих интересов. Поэтому необходимо подумать не только о физическом и психологическом развитии детей, но и об интеллектуальном. В этом вопросе нам на помощь приходит такая категория игр, как интеллектуальные игры.

Интеллектуальные игры для детей развивают не только умственные способности и смекалку, но и память, внимание, воображение, дают детям знания, необходимую умственную нагрузку.

Ниже представлены интеллектуальные игры, которые могут быть использованы для работы с детьми в лагере.

Интеллектуальная игра "Путанка".

В этой игре должны участвовать не менее 5 человек. Двое из них: один запутывающий, другой – распутывающий.

Ход игры:

Распутывающий уходит в другую комнату, так что бы он ни видел, что делают остальные играющие дети. Участники игры берутся за руки, после этого «запутывающий», начинает исполнять свою работу – запутывать всех ребят: кто пролез под руку, кто переступил через руку другого, кто обвил руку вокруг шеи, но нельзя размыкать руки. В целом получилась «абракадабра». Теперь выход «распутывающего» - задача простая – распутать, не размыкая руки.

Интеллектуальная игра "Угадай".

Ход игры:

Ведущий задает, вопросы, по очереди постепенно приближая играющих детей к правильному ответу. Например.
- Его ищут
- Его ищет Иван
- Это герой сказки.
- Он живет в тридевятом царстве
- Его хотят победить.
- Его жизнь не в нем.
- Его жизнь на конце иглы
Затем ведущий предлагает детям составить аналогичную череду вопросов.

Игра "Впиши слово".

Ход игры:

На школьной доске или на бумаге рисуем квадрат. Затем расчерчиваем клетки - 5 на 5 (это минимальное количество малых клеток, можно и больше - 6 на 6 и т.д.). В центральной части пишем слово. Например: КАПКАН. Затем по очереди вписываем по одной букве в соседние клетки так, чтобы получилось другое слово. Если под словом КАПКАН внизу под первой буквой А написать букву П, то получится слово ПАПКА, и в отдельном столбце, расчерченном для каждого участника пишем цифру 5 – так как слово ПАПКА содержит 5 букв. И так по очереди. Победителем игры оказывается тот участник, который наберет наибольшее количество очков.

Игра "Города".

Ход игры:

Первый участник говорит название города. Следующий участник должен назвать город на ту букву, на которую заканчивается первый город. Например: Москва. Следующий говорит: Астрахань. Следующий - Новосибирск. Тематику можно выбирать любую: животные, страны, названия фильмов и т.д.

Игра "Воздух, вода, земля, огонь".

Для этой игры нужен мяч и несколько участников.

Ход игры:

Дети становятся по кругу. Внутри круга стоит ведущий с мячом. Он поочередно бросает мяч участникам и при этом говорит одно слово из четырех предложенных: «воздух» - нужно поймать мяч и сказать название птицы, «вода» - поймать мяч и назвать рыбу, «земля» - назвать животное, но если вы поймаете мяч на слове «огонь» - выбываете из игры. После того, как кто-нибудь из участников поймал мяч, ведущий начинает считать до «трех» и если поймавший не назвал ни чего, то выбывает из игры. Если назвал вместо птицы рыбу - выбывает из игры.
Победитель становится ведущим.

Игра "Путешествие".

Ход игры:

Ведущий бросает мяч по кругу по очереди участникам игры. Поймавший мяч, говорит такую фразу: «я поеду в… например: Дели». Участник, стоящий справа от него задает вопрос: «Зачем?», а следующий, стоящий справа должен быстро ответить: зачем ему понадобилось поехать в Дели. Например: «слонов считать или Индию изучать».
Кто не смог быстро ответить на вопрос выходит из игры.

Игра "Крокодил".

Эта игра развивает образное мышление и актерские способности. Играют две команды.
Ход игры:

Представители одной команды вызывают участника из другой. Шепчут ему на ухо название животного, а в дальнейшем, все, что на ум придет. Задача соперничающей стороны угадать, что им будет изображать без слов вызванный участник.

Игра «Крылатое выражение героя из мультфильма"

Ход игры:

Звучат фрагменты высказываний известных героев из мультфильмов: Заяц из «Ну, погоди!", Домовой Кузя, Фрекенбок, Бременские музыканты, Алиса из Зазеркалья и т.д.. Дети, которые назвали героя верно, получают жетон - улыбку, а на экране появляется изображение этого героя.

Интеллектуальная игра с залом

Ход игры:

Ведущий произносит различные слова в единственном числе, например: море, окно, пирог, сердце, какао, виноград, цветок, океан, одеяло, поцелуй, взгляд, любовь. Задача зала ответить ему, назвав эти слова во множественном числе.

Игра "Запретная тройка"

Игра на внимание.

Ход игры:

По кругу про себя участники считают, и на каждую "разрешенную" цифру хлопают в ладоши; но когда в числе есть цифра три или оно на три делится - "запретная тройка", то участники не хлопают, а разводят руками в стороны.

Ход игры:

Выбирается заранее около 20 различных категорий (Например, город, фильм, песня и т.п.). Из них выбирается одна или несколько. Ведущий называет любую букву алфавита. Задача участников -написать как можно больше слов на эту букву.

Игра "Шляпа"

Играют парами. По очереди.

Ход игры:

Каждый загадывает сначала несколько слов, бумажку сворачивает и кидает в шляпу. Выбирается тот, кто владеет часами и следит за временем. Каждой паре дается 30 секунд. Один из партнеров вытаскивает бумажку из шляпы и пытается объяснить слово другому, не употребляя однокоренных слов. Получилось - оставляет бумажку себе. И так далее, пока время не кончилось. Затем шляпа передается следующей паре по кругу. Выигрывает та пара, у кого к концу игры скопилось больше бумажек. Кроме того, если вытянутое слово оказалось слишком "интеллектуальным", можно бросить его обратно в шляпу один раз за всю игру.

Игра "Телеграмма"

Ход игры:

Выбирается любое слово из 4-6 букв. С помощью него команды должны «зашифровать» телеграмму. Задача - нужно составить текст-телеграмму, чтобы каждое слово в ней начиналось с очередной буквы выбранного заранее слова. Естественно, чем текст сложнее, тем всем веселее.

Игра "Слова-двойняшки"

Ход игры:

Выбираются слова из 3 - 5 букв. Каждый раз участникам нужно изменять по одной букве в слове и, таким образом, от первого слова перейти к последнему. Например, дается пара слов «туча – лужа». То есть, детям от слова «туча» необходимо перейти к слову «лужа», меняя его постепенно по одной букве. Слова должны быть существительными в начальной форме.

Игра "Закончи слово"

Необходим секундомер или песочные часы.

Ход игры:

Участникам дается первый слог, нужно придумать как можно больше слов начинающихся на него, при этом время ограничено.

Игра "Рассказ"

Ход игры:

Выбирается любая буква алфавита. Участники должны придумать рассказ, все слова которого начинались бы на эту букву. Чем больше слов в рассказе, тем интереснее.

Игра "Новое применение"

Ход игры:

Предлагается придумать несколько новых применений знакомым предметам. Например: ложка, носовой платок, газета. Чем креативнее идея ребят, тем лучше.

Игра "Буриме"

Ход игры:

Каждому участнику выдается набор заранее подготовленных рифм. Задача участника - сочинить стихотворение (четверостишие) на заданные рифмы. Например: кошка - ложка - окошко - немножко; стакан - банан -карман -обман и т.п.

Досуговое мероприятие для младших школьников 1-4 класса «Своя игра».

Подготовлено учителем начальных классов МАОУ СОШ №58 г. Улан- Удэ Афанасьевой Светланой Анатольевной.

Описание: данное мероприятие может быть проведено как досуговое во время летнего лагеря, а так же как внеклассное в рамках «Недели литературного чтения». Оно рассчитано на детей младшего школьного возраста. Может быть полезным для учителей начальных классов, вожатых и воспитателей летней площадки.
Цель: организация досуга учащихся.
Задачи: разнообразить досуг детей, учить их общаться в неформальной обстановке, следовать правилам игры, способствовать развитию познавательной активности, памяти, внимания, логического мышления.

Ход занятия.

1.Мотивация . Вступительное слово ведущего.
Знакомство с темой: звучит запись музыкальной заставки к телепередаче «Своя игра».
- Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашей игре! Сегодня мы узнаем, кто среди вас самый внимательный и удачливый.
2. Отборочный тур.
-А для начала проведём отборочный тур, чтобы выявить трёх участников, которые и будут соревноваться дальше. Итак, я буду задавать вам вопросы, а жюри внимательно следить, чья поднятая рука была первой. За правильный ответ участник получает одну фишку. Внимание, мы начинаем!
- В каком городе жил Незнайка? (Цветочном)
- Кто съел Колобка? (лиса)
- Кто помог вытащить репку? (мышка)
- Кто разбил золотое яичко? (мышка)
- Как звали няньку Маугли? (Балу)
- Какое лакомство предпочитал Карлсон? (варенье)
- Где Винни нашёл хвостик Иа? (на двери у совы)
- Сколько принцесс- дочек было у морского царя? (шесть)
- Когда Русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (в 15 лет)
- Жилище Бабы Яги. (избушка на курьих ножках)
- Имя мальчика, которого унесли гуси- лебеди. (Иванушка)
- Второе название волшебной скатерти. (самобранка)
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
- Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёты. (ступа)
- Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
- Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (оленя)
- Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле чудес? (нисколько)
- Что попало Каю в глаз? (осколок зеркала)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
- Кто из героев сказки «Золотой ключик» кукла? (Мальвина)
Подведение итогов отборочного тура, выявление трёх победителей, которые продолжат соревнование.
3.Знакомство с правилами игры.
Вывешивается таблица. Игроки по- очереди выбирают категорию и количество баллов. Если игрок не может ответить, остальные имеют шанс. Если ответ неверен, баллы вычитаются. За одним из табло спрятана «Своя игра»- каждый игрок предлагает свою ставку, отвечает тот, кто даёт больше. «Кот в мешке»- вопрос на любую тему. Игрок может передать ход другому участнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество баллов.
Волшебное средство 10 20 30 40 50
Путаница 10 20 30 40 50
Загадки 10 20 30 40 50
Пословицы 10 20 30 40 50
Как меня зовут? 10 20 30 40 50

4. Игра (листы с вопросами- у ведущего). Выбранное жюри ведёт подсчёт баллов.
Волшебное средство
Какое волшебное средство было…
10 У Золушки (хрустальная туфелька)
20 У Буратино (золотой ключик)
30 У девочки Жени из сказки Катаева (цветик- семицветик)
40 У Оле- Лукойе (зонтик со снами)
50 У солдата из сказки Андерсена (огниво)
Путаница
Исправь ошибку в стихотворении:
10 Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)
20 Идёт медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!» (бычок)
30 Зайку бросила лентяйка,
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (хозяйка)
40 Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (старухой)
50 Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с лягушки глаз не сводит…(вороны)
Загадки
10 Всё ломаю, всё сметаю,
Ничему пощады нет. (вихрь)
20 В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.(варежки)
СВОЯ ИГРА: Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз. (зима)
30 Брызнешь воду-
Упадёт не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (январь)
40 Сверху голо, снизу лохмато,
Теплом богато, что твоя хата. (шуба)
50 Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз,
Я смогла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (сосулька)
Пословицы
10 Без труда не вынешь (и рыбку из пруда)
20 Семь раз отмерь, (один раз отрежь)
30 Красна птица пером, (а человек умом).
40 Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)
50 КОТ В МЕШКЕ: как переводится с греческого слово «фотография»? (фото- свет, графо- пишу)
Как меня зовут?
10 Появилась в чашечке цветка,
А была чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
20 Я- большой друг Чебурашки. (крокодил Гена)
30 Я в 4 года читать научился, в 6 сам себе кашу варил, уехал в деревню жить с говорящим котом. (дядя Фёдор)
40 Кукла с голубыми волосами, учительница Буратино. (Мальвина)
50 Пожилой добрый человек, с которым мы встречаемся 1 раз в год. (Дед Мороз)

5. Награждение победителя призом.

Интеллектуальное казино в летнем лагере. Сценарий

В игре могут принимать участие две-три команды. Путем жеребьевки каждой из них присваивается номер. В отличие от реального казино, куда люди приходят со своими деньгами и меняют их на игровые фишки, в интеллектуальном казино фишки для игры выкупают за знания. Ведущий дает каждой команде одинаковые шансы для выкупа фишек.

Первое задание . За 30 секунд придумать слово, в котором было бы как можно больше букв. Оно может быть существительным, прилагательным, наречием или глаголом. После выполнения задания каждая команда получает столько фишек, сколько букв входит в придуманное ими слово.

Второе задание . За 3 минуты придумать более-менее связный рассказ, все слова которого (кроме предлогов) начинаются с одной и той же буквы. (Буквы: О, П, С годятся для выполнения этого задания.) Затем ребята читают свои рассказы и получают столько фишек, сколько в их рассказе слов на заданную букву.

Третье задание. В течение одной минуты каждая команда называет предметы, существа или понятия по теме, которую им предложил ведущий. (Можно написать темы на листочках или лепестках ромашки.)

Вот, что могут называть ребята:

1. Марки автомобилей.

2. Созвездия.

3. Имена мужские и женские, начинающиеся с буквы «А».

6. Представители семейства кошачьих.

7. Головные уборы.

8. Небесные тела.

9. Минералы.

10. Химические элементы.

11. Страны Европы (Азии, Африки, Америки).

12. Столицы государств.

13. Мучные изделия.

14. Мясные блюда.

15. Виды оружия.

17. Деревья.

18. Литературные герои мужчины (женщины).

19. Напитки.

20. Мебель.

23. Русские (зарубежные) писатели.

24. Типы кораблей.

25. Породы собак.

26. Копытные животные.

Каждая команда получит столько фишек, сколько понятий она назовет.

Теперь у каждой команды есть, так сказать, «капитал», которым она может распоряжаться по своему усмотрению и ставить на игровое поле столько фишек, сколько посчитает нужным.

Самую первую ставку на игровом поле делает команда, которой по жеребьевке выпал № 1. Она может поставить свои фишки на сектор А, В, С, или на «Да — Нет», или на внешний круг, где текстом вниз расположены карточки с вопросами.

После первой команды делает свою ставку вторая команда. Она не может поставить свои фишки в сектор, который уже выбран первой командой.

Третья же команда ставит свои фишки на тот сектор, который не выбрала ни первая, ни вторая команда.

Ведущий предлагает каждой команде вопрос из того сектора, в который они поставили свои фишки. Если команда правильно отвечает на вопрос, то ведущий возвращает ей поставленные на кон фишки и еще дает столько же от себя. Если же команда дает неверный ответ, ведущий (крупье) забирает себе те фишки, которые команда поставила на игровое поле.

Когда каждая команда ответила на свой вопрос, ведущий предлагает сделать очередную ставку, но теперь право первой поставить фишки на поле получает вторая команда; за ней ставит третья, потом первая. После этого круга первой будет делать ставку третья команда, за ней первая, потом вторая.

Ведущий внимательно следит за тем, чтобы не нарушалась очередность первой ставки в каждом круге вопросов.

Игра идет до тех пор, пока: или у одной из команд не закончатся фишки, или на время (40—60 минут). В последнем случае раздается гонг. Ведущий (крупье) просит сосчитать фишки (выигрыш).

Побеждает команда, собравшая за игру больше фишек, чем ее соперники. (По числу фишек у команд определяется второе и третье место.)

1. Сектор «Да — Нет»

1.1. Год основания Москвы 1652? (Нет. 1147)

1.2. Родина кефира — Грузия? (Нет. Россия)

1.3. Фамилия Шварценеггер переводится как «Черный негр»? (Да)

1.4. У мула папа — осел, а мама — кобыла? (Да)

1.5. Плеяды и Стожары — это один и тот же объект. (Да)

1.6. Между Скорпионом и Козерогом находится Знак Весы. (Нет. Стрелец)

1.7. Самый большой полуостров Европы Апеннинский? (Нет. Скандинавский.)

1.8. Хан Батый является потомком Чингисхана. (Да)

1.9. В природе встречаются ядовитые удавы. (Нет)

1.10. В Америке в футбол играют круглым мячом. (Нет. Овальным)

1.11. Все хвойные деревья — вечнозеленые. (Нет)

1.12. Нева вытекает из Онежского озера. (Нет. Из Ладожского.)

1.13. Есть ли в Эрмитаже хоть одна картина Леонардо да Винчи? (Да)

1.14. Высочайшая вершина Камчатки Ключевская Сопка. (Да)

1.15. Самый крупный страус — Эму. (Нет. Африканский)

1.16. Есть кобры, достигающие пяти и более метров в длину. (Да)

1.17. Разводят ли кур в Австралии? (Да)

1.18. Михаил Горбачев был Лауреатом Нобелевской Премии мира. (Да)

1.19. Съедобны ли плоды японской сакуры? (Нет)

1.20. Анархист Нестор Махно был Кавалером ордена Красного Знамени. (Да)

1.21. Птицеед — это паук. (Да)

1.22. Базука — это пулемет. (Нет. Гранатомет)

1.23. Братья Райт первыми перелетели на самолете через Атлантический океан. (Нет)

1.24. Существовал ли в реальности Сирано де Бержерак, герой пьесы Эдмона Ростана? (Да)

1.25. Является ли янтарная кислота витамином? (Нет)

1.26. Цветок ирис имеет второе имя «касатик». (Да)

1.27. Эхо может длиться до 15 секунд. (Да)

1.28. Правда ли, что лидер рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков исповедует буддизм. (Нет)

1.29. Камнешарка — это ящерица. (Нет. Птица)

1.30. Сонар и гидролокатор — это одно и то же. (Да)

1.31. Правда ли, что трехцветные кошки — все самки? (Да)

1.32. Птичка колибри делает до двухсот взмахов крыльями в секунду. (Да)

1.33. Мишени для стендовой стрельбы называются «блюдечки»?

(Нет. Тарелочки)

1.34. Лицевая сторона монеты официально называется аверс. (Да)

1.35. Кастрированный петух называется каплун. (Да)

1.36. Самый крупный левый приток Волги называется Ока. (Нет. Кама)

2. Сектор «А В С»

2.1. Какой цвет у подводной лодки из знаменитой песни ансамбля «Биттлз»?

а) Желтый *;

б) зеленый;

2.2. Как называет английская копейка?

б) пенни * (можно: пенс);

в) шиллинг.

2.3. Какое дерево в России самое распространенное?

а) Береза;

б) лиственница *;

2.4. В каком роду войск участвовал в Крымской войне офицер Лев Толстой?

а) Артиллерия *;

б) кавалерия;

в) пехота.

2.5. Что такое геликоптер?

а) Вертолет *;

в) парашют.

2.6. Сколько копеек было в пятиалтынном?

2.7. На какой реке стоит город Красноярск?

а) Ангара;

б) Енисей *;

2.8. Чем бьют по шару при игре в крокет?

а) Деревянным молотком *

в) клюшкой

2.9. Какой континент является родиной какао?

б) Америка *;

в) Африка.

2.10. Какое число римскими цифрами обозначается, как D?

2.11. Флаг какой страны называли «Юнион Джек»?

а) Великобритания *;

2.12. Какая Богиня появилась на свет из головы Зевса?

а) Артемида;

б) Афина *;

в) Афродита.

2.13. В какой стране появились первые бумажные деньги?

а) Германия;

б) Китай *;

в) Франция.

2.14. Где говорили на санскрите?

а) В Египте;

б) в Индии *;

в) в Персии.

2.15. Какое имя носила древнегреческая Муза Танца?

а) Мельпомена;

в) Терпсихора *.

2.16. Сколько игроков одной команды могут одновременно находиться на площадке при игре в хоккей с мячом?

б) восемь;

в) одиннадцать *.

2.17. Сколько балерин обычно занято в танце маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»?

а) Четыре *;

в) десять.

2.18. Б) какой стране зародился танец «Румба»?

а) Испания;

б) Италия;

2.19. Б) какой стране появился первый пароход?

а) Великобритания;

в) Франция.

2.20. Какое имя носил древнегреческий Бог Подземного Мира?

а) Плутон *;

б) Сатурн;

2.21. Какое доисторическое чудовище привезли в Лондон из экспедиции герои повести Артура Конан Дойла «Затерянный мир»?

а) Динозавра;

б) ихтиозавра;

в) птеродактиля *.

2.22. Сколько всего Императриц было у власти в России в восемнадцатом веке?

в) четыре *.

2.23. Какой Бог в славянской мифологии был покровителем животных (в особенности скота)?

а) Велес * (или Волос);

в) Сварог.

2.24. Виды какой птицы называются кликун или шипун?

б) лебедь *;

в) козодой.

2.25. Назовите, третьего по массе, сухопутного зверя (после африканского и индийского слонов).

а) Бегемот * (или гиппопотам);

б) медведь гризли;

в) носорог.

2.26. Какой буквенный алфавит был самым первым в мире?

а) Арабский;

б) греческий *;

в) латинский.

2.27. В какой стране возникла художественная гимнастика?

а) Англия;

в) Франция.

2.28. Какая болезнь погубила лидера группы «Куинз» Фреда Меркьюри и Рудольфа Нуреева — великого советского балетного танцовщика.

а) Малярия;

в) туберкулез.

2.29. Кем приходилась, придумавшая в 1818 году Франкенштейна, Мэри Шелли великому английскому поэту Перси Биши Шелли?

а) Женой *;

б) матерью;

в) сестрой.

2.30. Как называется старинное разбойничье оружие в виде короткой палки с подвешенным на цепочке металлическом шаром?

а) Булава;

б) кистень *;

в) палица.

2.31. На каком континенте обитают самые ядовитые змеи на Земле?

а) Австралия *;

в) Америка.

2.32. В какой стране впервые получили подсолнечное масло?

а) Греция;

б) Испания;

в) Россия *.

2.33. Из какого материала, в основном, сделан духовой инструмент кларнет?

а) Дерево *;

2.34. Эпос какого народа попал в Книгу Рекордов Гиннеса, как самый большой?

а) Индийского (называется «рамаяна»);

б) киргизского * (называется «манас»);

в) финского (называется «калевала»),

2.35. Какой металл самый легкий?

а) Алюминий;

б) литий *;

2.36. Что придумал в 1931 году в Америке русский инженер и изобретатель Владимир Кузьмич Зворыкин (Zworykin)?

б) телевидение *;

в) телеграф.

3. Вопросы по кругу.

3.1. Как называется фирменный танец Карнавала в Рио-де-Жанейро? (Самба)

3.2. Как официально называется гимнастический снаряд-турник? (Перекладина)

3.3. Какой легендарный Царь превращал в золото все, к чему прикасался? (Мидас)

3.4. Как по-научному называется зародыш животных и человека? (Эмбрион)

3.5. Какое растение, согласно поверьям, отпугивает вампиров? (Чеснок)

3.6. Как, согласно русским поверьям, зовут жену Домового? (Кикимора)

3.7. Как называется величайшая по протяженности горная система Земного Шара? (Кордильеры в Северной Америке и их продолжение Анды в Южной Америке)

3.9. Как звали крысу, чуть не погубившую Буратино? (Шушара)

3.10. Как называется американский луговой волк? (Койот)

3.11. Кто такой йети? (Снежный человек)

3.12. Кто является последней народной артисткой СССР? (Алла Борисовна Пугачева)

3.13. Как по-другому называется растение сладкий картофель? (Батат)

3.14. Кто пел песню «А я милого узнаю по походке» в телепередаче «Старые песни о главном»? (Гарик Сукачев)

3.15. За сколько дней, согласно Библии, Бог создал Мир, включая человека? (За шесть)

3.16. Кто был первым российским Императором? (Петр Первый)

3.17. Назовите самый большой в мире город за Полярным Кругом. (Мурманск — Россия.)

3.18. Какое растение, встречающееся и на наших огородах, по-другому называется земляная груша? (Топинамбур)