Анамнез I Анамне́з (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)

совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса самого больного и (или) знающих его лиц и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. А. как процесс получения этих сведений является одним из основных методов клинического обследования больного (Обследование больного).

Метод опроса больного целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику классики отечественной медицины М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов. В современной клинической медицине А. продолжает играть существенную роль в познании больного и болезни. Он имеет первостепенное значение в диагностике психических заболеваний и ряда форм соматической патологии. Так, для диагноза стенокардии А. по информативности превышает многие другие методы исследования сердца.

Новым направлением в развитии анамнестического метода является внедрение в практику программированного опроса по разным определенным разделам ( , боли в грудной клетке, и т.д.), осуществляемого путем заполнения анкеты, данные которой могут быть введены в программы для машинной диагностики. Однако при заполнении анкет отсутствует весьма важное для врача непосредственное впечатление о личности больного и не реализуется нередко важное для больного уверенности в правильном понимании врачом его болезни.

Достоверность А. оценивают при сопоставлении с данными объективного обследования и медицинской документации.

Анамнез у детей собирают в основном путем опроса матери, отца и лиц, окружающих ребенка. Некоторые вопросы необходимо задавать ребенку дошкольного и школьного возрастов с целью установления с ним должного контакта, но ответы ребенка следует оценивать с осторожностью, т.к. дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои ощущения. Выслушивая жалобы матери, надо тактично, умелыми вопросами придать желательное направление. Необходимо уточнить время возникновения заболевания, особенности его начала и течения, изменения температуры тела, проявления со стороны отдельных органов и систем, какое проводилось , его результаты, наличие реакций на лекарства.

А. жизни у детей до 3-х лет начинают со сведений о матери. Необходимо узнать: от каких по счету беременности и родов ребенок; течение беременности, режим и беременной; здоровье матери (если болела, то чем и в какие сроки беременности, чем лечилась), за сколько времени до родов ушла в отпуск, наличие вредных привычек. Далее выясняют, закончилась ли в срок, преждевременно или переношена; особенности родов (быстрые, затяжные), применялось ли акушерское пособие и какое; закричал ребенок сразу после рождения или после проведения мер оживления; его массу и ; на какой день принесли матери ребенка для кормления, как взял в первый раз и последующие дни; когда отпал остаток пуповины; какова была и когда восстановилась физиологическая потеря массы тела; заболевания в периоде новорожденности (какие и их лечение); на какой день и с какой массой тела ребенок выписан из роддома. Большое значение имеют данные о характере вскармливания (естественное, смешанное, искусственное), проводилось ли оно по часам или беспорядочно, когда и какие были введены , прикорм, ; когда ребенок отнят от груди; при искусственном вскармливании - с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности; какое было питание после года и позже, особенности вкуса и аппетита. Для оценки физического и психомоторного развития ребенка выясняют: увеличение массы тела и роста ребенка на первом году жизни и после года; когда стал держать голову, сидеть, стоять, ходить, произносить первые слова, фразы, запас слов; , его особенность и продолжительность; прогулки, ; когда прорезались первые и порядок их прорезывания. А. обязательно включает сведения о перенесенных заболеваниях (их течение, находился ли ребенок под диспансерным наблюдением), профилактических прививках, реакции ни них; о результате туберкулиновой пробы, когда проводилась; о контакте с инфекционными больными.

Собирая А. жизни детей старшего возраста, выясняют, какой по счету ребенок, как развивался в период раннего детства; каковы дома и в коллективе, успеваемость в школе; какие перенес заболевания, профилактические прививки; когда проводилась и каков ее результат; был ли контакт с инфекционными больными.

В семейном анамнезе должны быть сведения о возрасте родителей, их профессии, материальной обеспеченности; когда и какими заболеваниями болели; о других детях в семье, их возрасте и развитии, здоровье (если умирали, то от каких причин); о посещении детских учреждений, школы, соблюдении режима дня, питания, у школьников - об успеваемости, дополнительных нагрузках. Особое уделяют выявлению наследственных заболеваний.

В процессе обследования и лечения больного данные А. уточняются дополнительными сведениями.

Анамнез психически больных . Влияние психического заболевания на больного и его отношение к прошлому обусловливает необходимость различать субъективный А. и объективный А., каждый из которых важен для понимания особенностей и течения болезни. При установлении первых признаков заболевания следует учитывать что больной, находящийся в патологическом состоянии, нередко интерпретирует прошлое под влиянием тех или иных расстройств, определяющих состояние больного (бредовая интерпретация, и т.д.). Путем опроса как больного, так и близких ему лиц необходимо тщательно исследовать наследственную отягощенность, состояние матери в период беременности, особенности родов, раннее развитие ребенка, физические и психические травмы. Особое значение имеют изучение характера ребенка, изменение его качеств и свойств, особенности развития в критические возрастные периоды. Необходимо выяснить, не было ли у больного задержки физического и психического развития, уточнить, в чем именно оно заключалось. Важно определить особенности контактов с окружающими в детском, юношеском и зрелом возрастах. Особое внимание следует обращать на , юношеские увлечения, склонность к употреблению алкоголя или наркотиков. В последующем необходимо тщательно расспросить больного о его учебе, семейной жизни, профессиональной деятельности, ибо ряд трудностей, неудач, сложностей могут быть объяснены заболеванием, нередко развивающимся исподволь. Вместе с этим необходимо выяснить и появление у ребенка страхов, навязчивостей, уточнить их характер, изменение их проявлений, расспросить об импульсивных поступках.

Явные признаки заболевания необходимо исследовать подробно, ибо нередко именно по их особенностям определяются характер и заболевания. Следует осторожно относиться к данным А. о значении различных вредностей, предшествовавших или якобы предшествовавших заболеванию. Нередко вредные воздействия являются не истинными причинами, а факторами, провоцирующими заболевание и накладывающими на него определенный оттенок.

Если в связи с психическим состоянием больного собрать субъективные анамнестические сведения не представляется возможным, собирают только объективный анамнез. Необходимо добиться от дающих сведения лиц непредвзятого описания особенностей и изменений личности больного, поведения в быту, на работе, контактов с окружающими. При этом следует особенно обращать внимание на характер мышления, ошибочные суждения больного, непонятные поступки, странные (неоправданные) действия. Рекомендуется с большой осторожностью относиться к попыткам близких и родных обывательски интерпретировать настораживающие в патологическом отношении поступки и действия больных

Библиогр.: Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции, т. 1, М., 1950; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. детских болезней, с. 416, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, . с англ., кн. 1, с.148, М., 1987; Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 1, с. 212, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, т. 1, с. 187, М., 1983; Справочник по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, с. 9, М., 1985; Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней, с. 231, Л., 1971; Шелагуров А.А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Шкляр Б.С. внутренних болезней, с. 12, Киев, 1971.

II Ана́мнез (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)

совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц.

Ана́мнез акуше́рский (a. obstetrica) - часть А., посвященная генеративной (детородной) функции женщины (характер менструации, число беременностей, абортов и родов, особенности их течения и характер осложнений).

Ана́мнез аллергологи́ческий (а. allergologica) - часть А., посвященная проявлениям аллергических заболеваний у самого больного, его родителей и других родственников, а также возможному контакту с аллергенами.

Ана́мнез боле́зни (a. morbi) - часть А., посвященная возникновению и течению данного заболевания и эффективности ранее проведенного лечения.

Ана́мнез жи́зни (a. vitae) - часть А., посвященная физическому, психическому и социальному развитию обследуемого.

Ана́мнез профессиона́льный (a. professionalis) - часть А. жизни, посвященная характеру и условиям труда больного, например наличию профессиональных вредностей.

Ана́мнез психиатри́ческий (a. psychiatrica) - А., включающий особенности психического развития, наследственности, склада личности, обучения и профессиональной деятельности больного, круга его интересов и влечений, семейных взаимоотношений.

Ана́мнез семе́йный (a. familiaris) - часть А. жизни, посвященная составу семьи больного, психологической обстановке в ней, заболеваниям отдельных ее представителей и т.д.

Ана́мнез социа́льный - часть А. жизни, описывающая бытовые условия, общественное положение и социальную больного.

Ана́мнез спорти́вный - А., собираемый у спортсменов и касающийся их физического развития, физической подготовленности, методики и режима тренировки, переносимости тренировочных нагрузок, динамики спортивных результатов.

Ана́мнез фармакологи́ческий - часть А. болезни, посвященная дозам, способам применения, лечебному и побочным эффектам ранее применявшихся лекарственных средств, а также сведениям о лекарственной непереносимости.

Ана́мнез эпидемиологи́ческий - А., собираемый в случае инфекционного заболевания с целью установления возможного источника инфекции и путей передачи ее возбудителя. Большая медицинская энциклопедия

Результат опроса больного со сведениями о его прежней жизни, ходе болезни, самочувствии и прочем, записанный на память. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. АНАМНЕЗ сведения о прежнем состоянии … Словарь иностранных слов русского языка

Современная энциклопедия

Анамнез - (от греческого anamnesis воспоминание), сведения о больном (анамнез жизни) и его заболевании (анамнез болезни), собранные при опросе больного и (или) знающих его лиц, с целью установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

анамнез - а, м. anamnèse f. <гр.anamnesis воспоминание. Сведения об условиях жизни, перенесенных заболеваниях, истории развития болезни, полученные от больного или его близких. БАС 2. Лекс. Южаков:анамнез; СИС 1937:анамне/з; БАС 1 1948: ана/мнез … Исторический словарь галлицизмов русского языка

анамнез - (неправильно анамнез). Произносится [анамнэз] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Составная часть врачебного обследования информация, перечень сведений о ходе болезни, перенесенных ранее заболеваниях, травмах, оперативных вмешательствах, остаточных явлениях. Наиболее ценны сведения о заболеваниях, связанных с нервной, сердечно … Словарь бизнес-терминов

- [нэ ], а, муж. (спец.). Совокупность медицинских сведений, получаемых путём опроса обследуемого, знающих его лиц. Аллергический а. Психиатрический а. | прил. анамнестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 сообщение (87) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Анамнез - сведения о жизни человека, перенесенных им заболеваниях, их начале и течении, данные о профессиональной, психической и физической работоспособности работника, его поведении в коллективе и семье...

Короткий расспрос пациента перед проведением медицинского обследования помогает врачу получить сведения о текущем состоянии его здоровья, но не позволяет проследить всю динамику развития его заболевания. Однако знание всей истории заболевания чрезвычайно важно для врача, так как помогает установить причину заболевания, поставить правильный диагноз.

Так вот, совокупность полученных сведений о настоящем и прошлом состоянии здоровья с последующим изучением влияющих на него факторов, и есть – анамнез заболевания. Его обычно проводят при первом посещении медицинского учреждения, и уже после этого обычно ставят диагноз. Ведь полная информация о пациенте помогает установить причину недуга, назначить адекватное лечение, иногда без проведения дополнительного обследования.

Для чего необходим анамнез болезни, жизни больного пациента, значение его при назначении лечения, какое? Поговорим об этом:

История болезни - анамнез

Анамнез пациента представляет собой универсальный диагностический метод, применяемый в любой отрасли медицины. Сведения об особенностях развития болезни позволяет врачу делать прогноз о ее дальнейшем течении, дает возможность назначить верное индивидуальное лечение.

Данные анамнеза дают специалисту выявить период начала заболевания, его начальные проявления, ход течения. Доктор узнает о проводимых ранее методах диагностики, ее выводах, о назначенном лечении и его результатах.

Доктор выяснит, как часто происходят обострения, рецидивы хронического заболевания. Установит мотивы госпитализации, выяснит причины невысокой эффективности амбулаторного лечения и т.д.

В заключение выясняется страховой анамнез, а именно, частота нахождение пациента на больничном листке (какое количество дней нетрудоспособности было за последний год). Таким образом, анамнез помогает увидеть общую картину заболевания.

Если же больной обратился со своей проблемой впервые, доктор обязательно выяснит, какие он принимал меры для облегчения своего состояния, например, какие препараты принимал и т.д.

История жизни - анамнез жизни

Рассказ больного о своей жизни, пристрастиях, привычках, также помогает врачу разобраться в причинах недуга. Анамнез жизни в этом смысле, не менее важен, чем анамнез болезни и является эффективным способом диагностики. Его собирают следующим образом:

- Общие сведения . К ним относят: место рождения, наличие преморбидных состояний. Устанавливается возраст родителей на момент рождения обследуемого человека, а также состояние их здоровья на тот период. Выясняют ход течения беременности: имелась ли угроза выкидыша, болела ли мать при беременности, в процессе родов. Выясняются условия жизни в детстве, устанавливается также степень умственного, физического развития, период наступления половой зрелости.

- Информация о перенесенных ранее заболеваниях . Доктор расспросит о перенесенных в детстве инфекционных, простудных заболеваниях и последовавших за ними осложнениях.

- Наследственный анамнез . Очень важны сведения о состоянии здоровья родителей, а также ближайших родственников. Ведь многие заболевания передаются по наследству, например, гемофилия, сахарный диабет и т.д. Также доктор выяснит, в каком возрасте, по какой причине умирали ближайшие родственники пациента в предшествующих поколениях. При выяснении семейного анамнеза, учитывают степень риска возникновения болезней, зависящих от бытовых условий, рациона, а также образа жизни семьи.

- Вредные привычки . Определяется давность, периодичность курения, употребления алкоголя (количество выкуриваемых сигарет, употребляемого алкоголя за день), склонность к наркотикам. Это важный пункт при сборе анамнеза, так как вредные привычки значительно увеличивают риск развития многих заболеваний сердца, печени, почек, а также воспалительных поражений легких, бронхов, нарушений психики и т.д.

- Аллергологический анамнез . Определяется наличие у пациента аллергических реакций, с уточнением их проявления: крапивница, отек Квинке, либо анафилактоидные реакции или анафилактический шок и т.д. Необходимо также выяснить профессиональные условия, условия жизни, реакцию организма на провоцирующие аллергию условия (времена года, пыльца растений, определенные запахи и т.д.), характер, питания и пищи. Имелись ли патологические реакции лекарства, введение вакцины, сывороток, были ли аллергические заболевания у близких родственников.

Что в результате даст нам собранный анамнез? Значение проделанной работы

На основе полученных данных устанавливают:

Степень поражения органа (органов), систем организма.
- Период начала болезни, характер течения, форму: подострая, острая, либо хроническая.
- Ход болезни: наличие, частоту обострения, наличие стабилизации, улучшения состояния.
- Причины, вызвавшие развитие заболевания.
- Методы ранее назначенного лечения: терапия, применяемые препараты.

Таким образом, подводя итог нашему разговору, сделаем вывод, что анамнез пациента помогает врачу увидеть полную картину развития, а также прогрессирования заболевания. Что помогает назначить наиболее полное, эффективное индивидуальное лечение.

«УТВЕРЖДЕНО»

на методическом совещании кафедры

пропедевтики внутренней медицины

Заведующий кафедры

Проф. Мостовой Ю.М.

«______»_______________ 200 ___ г.

для самостоятельной работы студентов

при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации составлены в соответствии с образовательно квалификационными характеристиками и образовательно профессиональными программами подготовки специалистов, утвержденных Приказом МОП Украины от 16.05 2003 года № 239 и экспериментально – учебного плана, который разработан на принципах Европейской кредитно-модульной системы (ЕСТS) и утвержденной приказом МОЗ Украины от 31.01.2005 года № 52

Винница – 2012

    Актуальность темы :

Анамнез играет важную роль в диагностике. В 80% случаев анамнез является основополагающим правильного установленного диагноза.

    Конкретные цели :

Усвоить определение анамнеза.

Освоить основные методы обследования больного.

Освоить основные разделы анамнеза.

Усвоить диагностическую ценность каждого раздела анамнеза.

Освоить на больном методику сбора анамнеза.

    Базовый уровень знаний .

    Перечень основных терминов, параметров, какие должен усвоить студент при подготовке к занятии .

    1. Теоретические вопросы к занятию.

    История развития учения об анамнезе

    Основные правила сбора анамнеза

    Определения понятия анамнез

    Составные части анамнеза

    Диагностическое значение каждого раздела анамнеза

    Правила сбора анамнеза

    Место анамнеза в клиническом обследовании больного

      Практические задания, которые выполняются на занятии.

    Проводить сбор анамнеза совместно с преподавателем

    Самостоятельный сбор анамнеза

Первые исторические известия о важной роли расспроса больного в познании болезни связаны со славными именами древних медиков – Гиппократа, Диопорида, Галена, Авиценны. За ними следовали французский клиницист А. Юшар и известный русский клиницист М.Л. Мудров. Однако наибольшая заслуга в основании классических разработок анамнеза принадлежит также великому русскому клиницисту XIX столетия Т.А. Захарнену. Важную роль аспектов анамнестического обследования больного принадлежат основоположникам Киевской терапевтической школы В.П. Образцову, М. Д. Стражеско Ф. Г.Яновскому, М.М. Губергрицу.

Условия сбора анамнеза

Собирать анамнез необходимо с соблюдением благоприятных условий:

    помещение: чистое, тщательно проветренное, умеренно сухое, хорошо освещенное, температура не должна быть ниже 18 градусов и выше 24;

    профессиональная одежда врача: белый (чистый, выглаженный) халат, шапочка;

    в больничной палате или кабинет поликлиники (амбулатории) во время обследования больного должна соблюдаться тишина, посторонним вход воспрещен;

    при обследовании врач садится с правой стороны от больного лицом к нему;

    необходимое условие при обследовании – установлении доверительных отношений между врачом и пациентом;

    в процессе сбора анамнеза необходимо учитывать возможность зацикливания больного на несуществующих ощущениях или скрывание существующих симптомов, симуляции или аггравации, ошибочного трактованния ним отдельных факторов причин возникновения болезни;

    эффективный расспрос зависит от тактичности и морально – психических качеств врача как специалиста и как человека. Беседу с пациентом следует проводить с умом его интеллекта, общей культуры, образованности. Важным условием успешной беседы является проведения сбора анамнеза простым, понятным для пациента языком.

Методика сбора анамнеза

Анамнез состоит из четырех последовательных разделов.

I – Паспортная часть (pars officialis).

II – Анамнез болезни: жалобы больного (molestiae aegroti) и детализация жалоб, дополнительный опрос по другим системам (общий анамнез – anamnesis communis).

III – Анамнез болезни (anamnesis morbi).

IV - Анамнез жизни (anamnesis vitae).

Паспортная часть. Последовательно выясняют: фамилию, имя, отчество, возраст, пол, семейное положение, образование, профессия, место работы, должность; в случае инвалидности – причина и установление инвалидности, группа; у людей пенсионного возраста – дату и причину выхода на пенсию (возраст, болезнь); место жительства, контактный телефон, дату госпитализации, особенности госпитализации (по личной инициативе, по направлению врача поликлиники, каретой скорой помощи, по переводу с другого отделения). Паспортная часть – это важная статистическая информация о больном с определенным диагностическим значением.

Жалобы – субъективное ощущения больного по поводу своей болезни. Различают жалобы основные и общие. Основные жалобы вероятнее всего свидетельствуют о проявлении болезни (боль, кашель, отдышка, сердцебиение, запор, понос, тошнота, рвота, сниженное зрение и др.), а также признаки выделенные пациентом. Это могут быть жалобы на увеличение живота, внезапное похудание прогрессирующее увеличение массы тела, кровотечение, кровохаркание, чрезмерно увеличенные или уменьшенные количества выделенной мочи, появлении дегтеобразного стула, желтушности или синюшного цвета кожи. Общее жалобы прямо не свидетельствуют о определенном заболевании или заболевании конкретной системы органа. Однако могут сопровождать другие подобные патологии, осложнить и утяжелить течение основной болезнью. К этим жалобам относится общая слабость, психоэмоциональная неуравновешенность, снижение трудоспособности, нарушение сна, ощущение дискомфорта, повышенная или пониженная температура тела.

Методика проведения

    пациенту необходимо сначала дать возможность ответить на один из вопросов относительно его заболевания;

    в процессе такого диалога с пациентом следует сначала полностью выслушать его, а потом уточнить детали, ставить дополнительные вопросы;

    молчаливого пациента необходимо активно привлекать к беседе;

    вопросы должны быть простыми, четкими, понятными пациенту;

    необходимо найти определенною форму вопросов, относительно интимной сфере жизни, вредных привычек, отдельных болезней (сифилис, СПИД, гонорея).

При определении жалоб в первую очередь важная детализация жалоб, такая детализация касается и других жалоб, которые выявлены врачом при расспросе. То есть каждая жалоба может быть всесторонне оценена и как самостоятельный признак болезни, и как связана с другими симптомами. Только при таком подходе по поводу выявления жалоб и их особенностей можно полноценно осмыслить их значение и роль в диагностике заболевания.

Дополнительный опрос по другим системам (общий анамнез)

Этот анамнез собирают в такой последовательности: сердечно-сосудистая система, дыхательная, пищеварительная, мочевая, нервная система, органы чувств, опорно-двигательный аппарат. Сбор данных этого раздела, как и предыдущих, проводится в форме диалога между врачом и пациентом. Необходимо придерживаться деонтологических принципов.

Анамнез болезни (anamnesis morbi) – это структурная часть анамнеза, направленная на установку особенностей эволюции болезни от начальных ее проявлений до момента встречи врача с пациентом. Этот раздел анамнеза чрезвычайно важный в оценке индивидуального лечения болезни, диагностики и назначения комплексного лечения. Целью сбора анамнеза болезни от установления индивидуального лечения, частоту осложнений, эффективность лечебно – оздоровительных методов от начала болезни до момента встречи с врачом. Данные анамнеза болезни записывают в историю болезни в хронологической последовательности. Различают такие этапы сбора анамнеза болезни: начальный этап, промежуточный этап, непосредственно госпитальный этап.

Анамнез жизни (anamnesis vitae). Анамнез жизни – важная часть анамнеза, которая требует от врача особенно тактичного и деликатного ведения профессионального диалога с больным, поскольку преимущественное большинство данных такого раздела касается частной жизни человека. Относительно каждого возрастного периода выясняют:

    детский период: место проживания, бытовые условия, питание, особенности физического и психического развития, перенесенные заболевания, травмы, операции, наследственны заболевания;

    подростковый и юношеский возраст: жилищно–бытовые условия, качество питания, успеваемость в школе, трудовая деятельность, наличие единственных болезней в регионе проживания, физическая активность, перенесенные заболевания, травмы операции;

    взрослый период: условия быта, труда, особенности питания, физическая активность, вредные привычки, метеозависимость, перенесенные болезни, травмы, операции, семейное положение.

Различают такие: наследственный, аллергологический, семейный анамнезы.

    Наследственный анамнез: болезни членов семьи, если родственники умерли, выяснить в каком возрасте и по какой причине.

    Аллергологический анамнез: непереносимость аллергенных медикаментов, продуктов животного и растительного происхождения, запахов, вакцин, сывороток, духов, реакции на отдельные виды растений, ингаляций, тепло, холод.

    Семейный анамнез – это раздел анамнеза, включает в себя данные о семейном положении пациента, удовлетворение или неудовлетворение семейной жизнью, а также информацию о наивности у членов семьи таких заболеваний, как туберкулез, СПИД, алкоголизм, табакокурение, наркомании, гепатит.

Важно также учитывать, что в процессе сбора анамнеза формируется собственное впечатление врача о больном и наоборот, у пациента о враче, что имеет значение в дальнейшем диагностическом и лечебном процессе.

Общий результат субъективного обследования больного(сбор анамнеза) дают информацию о следующих особенностях болезни:

    основное заболевание(выявление органов и систем вовлеченных в основной патологический процесс, по поводу которого больной был госпитализирован);

    сопутствующие поражение органов и систем;

    особенности клинического мнения основного заболевания и сопутствующих патологических состояний: острое(1-1.5 мес.), подострое (1.5-3 мес.), хроническое(свыше трех месяцев);

    возможные принципы основного и сопутствующих заболеваний.

Врач акушер-гинеколог, высшей категории, эндокринолог, врач УЗИ-диагностики, специалист в области эстетической гинекологии Запись на приём

Врач акушер-гинеколог, эндокринолог, кандидат медицинских наук Запись на приём

Врач акушер-гинеколог, врач УЗИ-диагностики, кандидат медицинских наук, специалист в области эстетической гинекологии Запись на приём

Что такое анамнез. Общий и специальный гинекологический анамнез

Термин «анамнез» довольно часто встречается как в специализированной, так и в популярной медицинской литературе. Как правило, это анамнез (греч. Anamnesis — воспоминание) означает наиболее полную информацию о состоянии здоровья пациентки (текущем и прошлом) и факторах, на него влияющих. Сбор анамнеза является первичным и одним из основныхметодов медицинских исследований. В некоторых случаях, в совокупности с общим осмотром, он позволяет точно поставить диагноз без дальнейших процедур, а также подобрать необходимое лечение. Сбор анамнеза — это универсальный метод диагностики, применяемый в любой области медицины.

В гинекологии условно различают общий и специальный гинекологический анамнез, которые соответственно представляют собой информацию об общем состоянии здоровья женщины, условиях ее жизни и информацию о специфических, сугубо гинекологических особенностях.

Общий анамнез

Специалисты-гинекологи нашего медицинского центра «Евромедпрестиж», включают в общий анамнез следующие характеристики:

  • возраст пациентки;
  • жалобы больной, очевидные симптомы;
  • перенесенные заболевания, в том числе болезни в детском возрасте, болезни других (не половых) органов, различные оперативные вмешательства, травмы;
  • наследственность (сбор информации о заболеваниях, перенесенных родителями и другими ближайшими членами семьи), а также состояние здоровья мужа/сексуального партнера;
  • условия трудовой деятельности и быта, особенности образа жизни.

1Array ( => Беременность => Гинекология) Array ( => 4 => 7) Array ( => https://akusherstvo.policlinica.ru/prices-akusherstvo.html =>.html) 7

Теперь рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

Возраст пациентки играет чрезвычайно большую роль в диагностики различных гинекологических заболеваний. Это обуславливается тем, что анатомические особенности половых органови выполняемые ими функции, во-первых, тесно связаны с возрастными изменениями, а во-вторых, часто зависят от последних. Некоторые явления абсолютно нормальны для одного возраста, однако являются патологией для другого. Например, аменорея (отсутствие менструаций) — нормальное физиологическое явление в детском или старческом периоде жизни, а вот в репродуктивном уже является серьезным свидетельством каких-либо нарушений в организме (гинекологических, эндокринных и тому подобное). Также одинаковые болезненные симптомы в разном возрасте могут говорить о совершенно различных заболеваниях. Такое достаточно распространенное отклонение, как межменструальное кровотечение из половых органов в периоде полового созревания служит показателем нарушений в яичниках. В репродуктивном возрасте оно может являться следствием аборта или воспалительных процессов в матке. А во время менопаузы кровотечение является одним из тревожных симптомов, говорящих о возможных доброкачественных и злокачественных опухолях.

Исходя из совей обширной практики, специалисты нашего медицинского центра могут говорить о том, что для каждого возраста существуют свои наиболее распространенные заболевания. Так, в период полового созревания девочки наиболее часто обращаются к врачу с жалобой на нарушения менструальной функции. В детородном возрасте самыми распространенными нарушениями в половой и репродуктивной системах являются воспалительные заболевания органов малого таза, опухоли яичников и матки, а также травмы половыхи соседних с ними органов, связанные обычно с родами. В свою очередь, в периоде менопаузы увеличивается опасность предраковых гинекологических заболеваний, а в старческом возрасте можно наблюдать у пациенток опущения внутренних половых органов.

Несмотря на все вышесказанное, не стоит ужасаться количеству возможных заболеваний и отклонений. В том случае, если женщина внимательно относится к своему здоровью и регулярно посещает квалифицированного гинеколога, она в любом возрасте остается в хорошей форме и при отличнейшем здоровье.

Следующий момент, являющийся, пожалуй, ключевым в сборе общего анамнеза, — это жалобы больной, т. е. те причины, из-за которых она собственно и обратилась к врачу. По данным специалистов нашего медицинского центра, большую часть обращающихся составляют пациентки, которых беспокоят боли в половых органах и тазовой области, бели (выделения из влагалища) и кровотечения.

Сбор анамнеза включает и анализ жалоб: при первичном осмотре гинеколог обычно внимательно выслушивает пациентку, задает ей необходимые вопросы, однако не детализирует симптомы. Более тщательный их анализ проводится несколько позже и относится к проблеме специального гинекологического анамнеза. Вместе с тем, в некоторых случаях, особенно при отсутствии сильных болей и других значительных симптомов, врач в состоянии сразу же поставить диагноз. Подобные ситуации возникают тогда, когда гинекологические нарушения (например, аменорея) являются следствием заболеваний других органов (мочевая система, кишечник и т.п.), что требует основного лечения, но уже у специалиста другого профиля.

Многие женщины, приходя на прием к гинекологу, удивляются, когда их расспрашивают о перенесенных ранее заболеваниях. Между тем, это очень важный момент в сборе общего анамнеза и дальнейшей диагностики, так как позволяет практически сразу установить скрытые или отдаленные причины заболевания, а также возможные побочные действия лекарственных средств. Например, определенные препараты не рекомендуются женщинам, перенесшим различные легочные заболевания или имеющим проблемы с сердечно-сосудистой системой. Кроме того, на развитие гинекологических нарушений могут повлиять детские простуды, ангины, инфекции. Будучи не до конца или несвоевременно вылеченными, они способны негативно сказаться на состоянии нервной или эндокринной системы, которые тесно связаны с функциями половых органов. По этим причинам врачи нашего медицинского центра «Евромедпрестиж» на приеме просят пациенток упоминать обо всех отмечаемых ими самими случаях проблем со здоровьем, даже если те кажутся на первый взгляд, незначительными. Этот этап сбора анамнеза характеризуется субъективной трудностью для пациента дифференцировать собственные физиологические проявления и правильно их оценивать.

Также, безусловно, важной является информация о различных наследственных заболеваниях — так называемый семейный анамнез. Его цель заключается в том, чтобы максимально выявить предрасположенность к различным медицинским проблемам и помочь пациентке не допустить их развития. В центре «Евромедпрестиж» акцент в диагностике делается не только на гинекологических заболеваниях, но на всех системах организма. В ситуации, когда врач обнаруживает ту или иную предрасположенность, он посоветует обратить к специалисту соответствующего профиля. Несомненно, такая профилактика самым позитивным образом сказывается на здоровье женщины.

Следующим пунктом сбора анамнеза идет информация об особенностях образа жизни пациентки. Основное внимание здесь уделяется условиям жизни женщины — ее работы, быта и досуга. Стоит знать, что от этих факторов в огромной степени зависит возникновение и формы протекания различных, не только гинекологических, заболеваний, которые негативным образом могут сказаться на физиологическом и функциональном состоянии половой системы.

Так, нарушениям менструальной функции, воспалительным заболеваниям половых органов и предраковым состояниям способствуют такие негативные факторы, как работа с химическими веществами, тяжелый физический труд, переохлаждение или перенагревание, длительное сидение или стояние и т.п. Чрезвычайно важным в данном вопросе является и питание женщины. Неполноценный прием пищи, особенно в юном возрасте, может стать причиной рахита или запоздалого развития половых органов, что в конечном итоге часто приводит к бесплодию, выкидышам, дисменорее (болезненным менструациям). Неправильное, одностороннее питание в репродуктивном периоде также способствует различным нарушениям менструальной и детородной функций.

Кроме того, в медицинском центре «Евромедпрестиж» при сборе анамнеза уделяют пристальное внимания таким факторам, как курение, злоупотребление спиртными напитками, хроническим стрессовым ситуациям. В частности, общеизвестно, что нервное напряжение способно вызвать прекращение менструации, а чрезмерный прием алкоголя в дальнейшем может привести к невозможности выносить ребенка. Учитывая все это, специалист может быстро и точно поставить женщине диагноз и подобрать наиболее подходящее ей лечение.

5360 руб.Стоимость комплексной программы у врача гастроэнтеролога

СКИДКА 25%НА ПРИЕМ ВРАЧА КАРДИОЛОГА

- 25%первичный
приём врача
терапевта по выходным

Особенности специального гинекологического анамнеза

По словам специалистов нашего медицинского центра, сбор специального гинекологического анамнеза включает в себя выяснение довольно широкого круга факторов, связанных с состоянием половой и репродуктивной системы женщины. В частности, особое внимание уделяется характеру менструальной, половой, детородной и секреторной функций, перенесенным ранее гинекологическим и венерическим заболеваниям, а также различным предшествовавшим оперативным вмешательствам.

Оценка менструальной функции — первичное звено в сборе гинекологического анамнеза, имеющее большое значение для дальнейшей диагностики заболеваний. При ее оценке главной целью является установление следующих моментов:

  • время начала первой менструации (иначе — менархе) и особенности, связанные с ней
  • продолжительность менструального цикла, с какого времени установился регулярный цикл
  • продолжительность и характер самого менструального кровотечения, его особенности, величину кровопотери
  • возможные изменения в менструальном цикле после начала половой жизни, родов, абортов.
  • дата последней нормальной менструации

Теперь подробнее поясним, какое значение имеют вышеназванные характеристики для сбора анамнеза и установления максимально точного диагноза.

Время начала первой менструации свидетельствует о развитии половых органов девушки: идет ли оно нормальным ходом или же имеет какие-либо отклонения. Например, появление первых менструаций позже 16 лет и болезненность менархе может говорить об инфантилизме (недоразвитости) половой системы. На это же указывает позднее установление регулярного менструального цикла (свыше полугода). Вместе с тем, в данном вопросе необходимо учитывать наследственные факторы. Если у матери менструации начались поздно, то, скорее всего, у дочери будет происходить то же самое.

Особенности менструального цикла и протекания самой менструации позволяют квалифицированному специалисту сделать выводы о возможности наличия тех или иных заболеваний у пациентки. Приведем некоторые примеры:

  • обильные и продолжительные кровотечения — часто возникают в результате воспалительных процессов в матке или нарушения функции яичников, а также при неправильных положениях матки и различных заболеваниях, связанных с застоем крови в органах малого таза. Из негинекологических проблем в данном случае можно заподозрить инфекционные заболевания, гиповитаминоз или же нарушения кровообращения;
  • межменструальные (ациклические) кровотечения — могут являться симптомами наличия опухолей или полипов матки или яичников, а также результатом гормонального дисбаланса в организме женщины;
  • отсутствие менструаций в репродуктивном возрасте (кроме периодов беременности и кормления грудью) — повышает подозрения на поликистоз яичников, на нейроэндокринные расстройства, различные интоксикации организма;
  • болезненные менструации — в ряде случаев являются следствием полового инфантилизма, неправильного положения матки, эндометриоза или воспалительных заболеваний половых органов.

Исходя из этого, можно заключить, что чрезвычайно важно на приеме у врача для сбора анамнеза дать максимальную полную информацию о менструальном цикле. В том случае, если какой-либо неприятный симптом имеется, однако проведенное гинекологическое обследование не обнаружило заболевания, в нашем медицинском центре «Евромедпрестиж» женщину проконсультируют у специалиста другого профиля (невропатолога, эндокринолога, венеролога, уролога, хирурга, психолога, мануального терапевта). Такой комплексный подход к лечению позволяет выявить возможные отклонения на ранних стадиях и сделать лечение максимально более эффективным.

Как уже было сказано выше, специальный гинекологический анамнез — широкое понятие и подразумевает под собой не только информацию о менструальной функции. Также для врача важно выяснить определенные особенности половой жизни женщины. Во-первых, это полноценность полового влечения (либидо), так как его снижение или отсутствие по достижении репродуктивного возраста может указывать на анатомические отклонения в строении половых органов или на ряд довольно тяжелых гинекологических заболеваний. Затем необходимо узнать у женщины, не наблюдается ли нарушений собственно полового акта, и не испытывает ли она болей при нем. Кроме того, для гинеколога чрезвычайно важными являются вопросы контрацепции, которую применяет пациентка. Например, внутриматочные контрацептивы сами по себе могут вызывать ряд болезненных симптомов (болезненные менструации, обильные кровотечения и тому подобное).

И, наконец, информация о перенесенных ранее гинекологических или венерических заболеваниях, получаемая в ходе сбора анамнеза, может значительно помочь врачу в установлении основной причины жалоб пациентки. Иногда встречаются случаи, когда старые, не до конца вылеченные болезни проявляются спустя какое-то время. Если специалист располагает сведениями об имевшихся ранее проблемах, то ему не составит труда определить это, а значит, в максимально короткие сроки назначить эффективное и комплексное лечение.

1Array ( => Беременность => Гинекология) Array ( => 4 => 7) Array ( => https://akusherstvo.policlinica.ru/prices-akusherstvo.html =>.html) 7

Влияние состояния соседних органов на половую систему. Анамнез мочеполовой системы и кишечника

Согласно данным гинекологов нашего медицинского центра «Евромедпрестиж», заболевания половых органов у женщин нередко сопровождаются нарушениями в функционировании прямой кишки и мочевой системы. Во многом это обусловлено близким анатомическим расположением этих органов. Также существует определенные связи между ними в нервно-сосудистой и лимфатической системах.

Расстройства мочевой системы из-за каких-либо гинекологических заболеваний обычно проявляются в учащении мочеиспускания, его болезненности, недержании мочи. При этом каждый симптом может говорить о различных отклонениях. Так, учащенное мочеиспускание характерно для таких заболеваний, как циститы, опухоли яичника, миома матки, а также для опущения стенок влагалища и перешибов матки кзади.

При опухолях внутренних половых органов характерным является затрудненное мочеиспускание. Боли при этом могут говорить о различных маточных воспалительных заболеваниях. В свою очередь, недержание мочи нередко свидетельствует о неких анатомических изменениях в строении половых органов, что часто приводит к бесплодию в репродуктивном возрасте.

Нарушения в нормальной работе кишечника обычно представляют собой такие проблемы, как запоры, поносы, боли и др. Стоит знать, что запоры иногда возникают из-за воспалительных процессов, локализующихся в области малого таза, перегибах матки, ее опухолях. В данном случае нарушения возникают либо в результате наличия механического препятствия, либо в результате сбоев в кровообращении.

Вместе с тем, такое расстройство, как понос, может быть следствием туберкулезного поражения матки или тазовых органов. Недержание кала является симптомом разрыва ряда связок в промежности. Сильные боли при дефекации чаще всего говорят о трещинах заднего прохода и геморрое, хотя могут появиться вследствие воспаления придатков матки.

анамнез

Анамнез - совокупность сведений, получаемых при расспросе больного и используемых для установления диагноза, выбора лечения и определения прогноза заболевания. Если больной находится в тяжелом или бессознательном состоянии, анамнез собирают путем расспроса его родственников и окружающих лиц. Собирание анамнеза предшествует объективному исследованию. Такая последовательность целесообразна, так как позволяет установить контакт с больным, что чрезвычайно важно для дальнейшего исследования и лечения, и определить план дальнейшего исследования.

Несмотря на развитие инструментальных и лабораторных методов диагностики, собирание анамнеза имеет большое значение для выявления начальных форм заболевания.

Анамнез болезни должен помочь установить характер начала болезни (острое или постепенное), ее дальнейшее течение (прогрессирующее, ослабевающее или прерывистое) и проведенное ранее лечение.

Анамнез жизни должен содержать те особенности биографии больного и условий его жизни, которые могли явиться причиной развития настоящего заболевания. Следует выяснить, какие заболевания перенес больной в прошлом, так как настоящее заболевание может быть осложнением или обострением перенесенного в прошлом заболевания. Необходимо уточнить реакцию больного на проводившееся лечение (непереносимость тех или иных лекарственных средств). Поскольку социальная среда оказывает определенное влияние на возникновение заболевания, при собирании анамнез должно быть уделено внимание выяснению материально-бытовых условий во все возрастные периоды жизни обследуемого, условий труда и отдыха. Необходимо выяснить наличие вредных привычек: курение (количество выкуриваемых папирос в день) и употребление алкоголя (количество, частота).

Выясняют данные о наличии сходного заболевания у родственников с указанием степени родства и количества здоровых и больных родственников. Частота какой-либо болезни у родственников сама по себе еще не говорит о патогенетическом значении наследственного предрасположения в происхождении данного заболевания, так как последнее может вызываться соответствующими одинаковыми внешними условиями жизни.

Эпидемиологический анамнез включает совокупность сведений о больном, коллективе, в котором он работает, и территории, где могло произойти заражение. Эти сведения используют для постановки диагноза инфекционного заболевания, выяснения источников инфекции и выработки мероприятий, препятствующих ее дальнейшему распространению. Сбор эпидемиологического анамнеза осуществляют как в инфекционной больнице, так и при эпидемиологическом обследовании очага, к которому привлекают средних медработников. Результаты эпидемиологического анамнеза заносят в историю болезни и форму № 171 - карту эпидемиологического обследования.

Анамнез у детей. Анамнестические сведения о детях собирают путем опроса родителей, иногда людей, ухаживающих за ребенком. Нельзя исключить опроса и самого ребенка (школьного и даже дошкольного возраста). Анамнез у детей имеет некоторые особенности. Четко собранный анамнез помогает установлению диагноза, дает представление о больном ребенке в целом и позволяет выявить индивидуальные особенности реакций его организма на окружающую среду и болезнь.

В общем анамнез следует уточнить, как протекала беременность , чем болела мать в различные периоды беременности, характер ее труда, питания и материально-бытовые условия.

О периоде новорожденности необходимо получить следующие сведения: какие были роды (быстрые или затяжные); закричал ли ребенок сразу после рождения или после принятых мер (похлопывание и т. д.); родился ребенок в срок или недоношенным и какова причина преждевременных родов; каков вес ребенка при рождении; когда приложен к груди, сразу ли взял грудь, как сосал: когда отпала пуповина , как заживала пупочная ранка; была ли желтуха , когда она появилась и сколько времени продолжалась; когда выписан ребенок из родильного дома; каковы бытовые условия и индивидуальный гигиенический режим ребенка.

Данным о вскармливании ребенка на первом году жизни в анамнезе должно принадлежать значительное место. Выясняют характер вскармливания ребенка с момента рождения (грудное и т. д.), когда началось прикармливание и чем (если раньше срока, то чем это вызвано), когда ребенок был отнят от груди, частота кормления. Давались ли витамины , соки, рыбий жир.

При выяснении хода развития ребенка следует уточнить, как шла прибавка веса, когда ребенок начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, когда появились первые зубы , сколько их было к году, когда начал понимать и говорить.

Важное место в анамнезе ребенка занимают вопросы здоровья семьи и наследственности. При этом надо стремиться собрать сведения о возможно большем числе родственников. Особое внимание должно быть обращено на выявление повторных случаев одного и того же заболевания в данной семье.

Необходимо уточнить в последовательном порядке, чем ребенок болел, как переносил инфекционные заболевания, где и чем лечился, каков результат лечения. Для детей школьного возраста необходимо выяснить реакцию на трудовой режим в школе. Важно иметь сведения о прививках, когда и какие делались и как их перенес ребенок.

В анамнезе настоящего заболевания выясняют, как возникло заболевание, что ему предшествовало, когда обратились впервые к врачу, какое лечение проводилось и т. д.