Экология жизни: Зафиксируйте взгляд на строчке текста и не двигайте глазами. При этом попытайтесь переключить внимание на строчку ниже. Потом еще на одну. И еще. Через полминуты вы почувствуете, что в глазах как будто помутнело: четко видно только несколько слов, на которых сфокусированы ваши глаза, а все остальное размыто. На самом деле именно так мы видим мир. Всегда. И при этом думаем, что видим все кристально четко.

Зафиксируйте взгляд на строчке текста и не двигайте глазами. При этом попытайтесь переключить внимание на строчку ниже. Потом еще на одну. И еще. Через полминуты вы почувствуете, что в глазах как будто помутнело: четко видно только несколько слов, на которых сфокусированы ваши глаза, а все остальное размыто. На самом деле именно так мы видим мир. Всегда. И при этом думаем, что видим все кристально четко.

У нас на сетчатке есть маленькая-маленькая точка, в которой чувствительных клеток - палочек и колбочек - достаточно, чтобы все было нормально видно. Эта точка называется «центральной ямкой». Центральная ямка обеспечивает угол обзора примерно в три градуса - на практике это соответствует величине ногтя большого пальца на вытянутой руке.

На всей остальной поверхности сетчатки чувствительных клеток гораздо меньше - достаточно, чтобы различить смутные очертания предметов, но не более. Есть в сетчатке дырка, которая не видит вообще ничего, - «слепое пятно», точка, где к глазу подсоединяется нерв. Ее вы, само собой, не замечаете. Если этого мало, то напомню, что вы еще и моргаете, то есть отключаете зрение раз в несколько секунд. На что тоже не обращаете внимания. Хотя теперь обращаете. И вам это мешает.

Как мы вообще что-то видим? Ответ вроде как очевидный: мы очень быстро двигаем глазами, в среднем от трёх до четырёх раз в секунду. Эти резкие синхронные движения глаз называются «саккадами». Их мы тоже, кстати, обычно не замечаем, и это хорошо: как вы уже догадались, во время саккады зрение не работает. Зато с помощью саккад мы постоянно меняем картинку в центральной ямке - и в итоге покрываем все поле зрения.

Мир через соломинку

Но если задуматься, то объяснение это никуда не годится. Возьмите в кулак коктейльную соломинку, приставьте к глазу и попробуйте так посмотреть фильм - я уж не говорю о том, чтобы выйти погулять. Как, нормально видно? Вот это и есть ваши три градуса обзора. Шевелите соломинкой сколько угодно - нормального зрения не получится.

В общем, вопрос нетривиальный. Как получается, что мы всё видим, если мы ничего не видим? Вариантов несколько. Первый: мы таки ничего не видим - у нас просто есть ощущение, что мы все видим. Чтобы проверить, не обманчиво ли это впечатление, мы сдвигаем глаза так, что центральная ямка оказывается направлена ровно на ту точку, которую мы проверяем.

И думаем: ну вот, все же видно! И слева (вжик глазами влево), и справа (вжик вправо). Это как с холодильником: если исходить из наших собственных ощущений, то там всегда горит свет.

Второй вариант: мы видим не поступающее с сетчатки изображение, а совсем другое - то, которое выстраивает за нас мозг. То есть мозг елозит соломинкой туда-сюда, прилежно составляет из этого единую картинку - и вот ее мы уже воспринимаем как окружающую реальность. Иными словами, мы видим не глазами, а корой головного мозга.

Оба варианта сходятся в одном: единственный способ что-то увидеть - сдвинуть глаза. Но есть одна проблема. Эксперименты показывают, что мы различаем объекты с феноменальной скоростью - быстрее, чем успевают среагировать глазодвигательные мышцы. Причем сами мы этого не понимаем. Нам кажется, что мы уже сдвинули глаза и увидели объект четко, - хотя на самом деле мы только собираемся это сделать. Выходит, мозг не просто анализирует картинку, принятую с помощью зрения, - он ее еще и предсказывает.

Невыносимо тёмные полоски

Немецкие психологи Арвид Хервиг и Вернер Шнайдер провели эксперимент: добровольцам фиксировали голову и специальными камерами записывали движения их глаз. Подопытные смотрели в пустой центр экрана. Сбоку - в боковом поле зрения - на экран выводился полосатый кружок, на который добровольцы тут же переводили взгляд.

Тут психологи проделывали хитрый трюк. Во время саккады зрение не работает - человек на несколько миллисекунд становится слепым. Камеры улавливали, что подопытный начал сдвигать глаза в сторону круга, и в этот момент компьютер подменял полосатый кружок другим, который отличался от первого количеством полосок. Участники эксперимента подмены не замечали.

Получалось следующее: в боковом зрении добровольцам показывали круг с тремя полосками, а в сфокусированном или центральном полосок оказывалось, например, четыре.

Таким образом добровольцев обучали ассоциировать смутный (боковой) образ одной фигуры с четким (центральным) образом другой фигуры. Операцию повторяли 240 раз в течение получаса.

После обучения начинался экзамен. Голову и взгляд снова фиксировали, в боковом поле зрения снова выводили полосатый кружок. Но теперь, как только доброволец начинал двигать глазами, кружок исчезал. Через секунду на экране появлялся новый кружок со случайным количеством полосок.

Участников эксперимента просили клавишами отрегулировать количество полосок так, чтобы получилась та фигура, которую они только что видели боковым зрением.

Добровольцы из контрольной группы, которым на стадии обучения показывали одни и те же фигуры в боковом и центральном зрении, определяли «степень полосатости» довольно точно. Но те, которых обучили неправильной ассоциации, видели фигуру иначе. Если при обучении количество полосок увеличивали, то на стадии экзамена подопытные распознавали трехполосные круги как четырехполосные. Если уменьшали - то круги им казались двухполосными.


Иллюзия зрения и иллюзия мира

Что это означает? Наш мозг, как выясняется, постоянно учится ассоциировать внешний вид объекта в боковом зрении с тем, как этот объект выглядит, когда мы переводим на него взгляд. И в дальнейшем использует эти ассоциации для предсказаний. Этим и объясняется феномен нашего зрительного восприятия: мы узнаем предметы еще до того, как, строго говоря, их разглядим, поскольку наш мозг анализирует размытую картинку и вспоминает на основании предыдущего опыта, как эта картинка выглядит после фокусировки. Делает он это настолько быстро, что у нас создается впечатление четкого зрения. Это ощущение - иллюзия.

Удивительно еще и то, насколько эффективно мозг учится делать такие предсказания: всего получаса рассогласованных картинок в боковом и центральном зрении хватило, чтобы добровольцы стали неправильно видеть. Учитывая, что в реальной жизни мы двигаем глазами сотни тысяч раз в день, представьте, какие терабайты видео с сетчатки мозг перелопачивает каждый раз, когда вы идете по улице или смотрите кино.

Дело даже не в зрении как таковом - просто это самая яркая иллюстрация того, как мы воспринимаем мир.

Нам кажется, что мы сидим в прозрачном скафандре и всасываем в себя окружающую реальность. На самом деле мы с ней вообще не взаимодействуем напрямую. То, что нам кажется отпечатком окружающего мира, на самом деле выстроенная мозгом виртуальная реальность, которая выдается сознанию за чистую монету.

Это Вам будет интересно:

На то, чтобы обработать информацию и выстроить из обработанного материала более-менее целостную картину, мозгу требуется около 80 миллисекунд. Эти 80 миллисекунд - задержка между реальностью и нашим восприятием этой реальности.

Мы всегда живём в прошлом - точнее в сказке о прошлом, рассказанной нам нервными клетками. Мы все уверены в правдивости этой сказки - это тоже свойство нашего мозга, и от него никуда не деться. Но если бы каждый из нас хотя бы изредка вспоминал об этих 80 миллисекундах самообмана, то мир, мне кажется, был бы чуть-чуть добрее. опубликовано

В половине шестого мой хороший друг и бывший одноклассник Санёк позвонил мне и предложил встретиться в городском парке, «погутарить» про жизнь, так сказать. Я не видел его давно в суматохе всех тех забот, что свалились на меня, когда променял размеренную жизнь в своём провинциальном городке на жизнь столичную. Планомерные попытки завоевать место под солнцем слегка отодвинули на второй план обычные встречи с друзьями и задушевные беседы за бокалом пива или чашкой кофе. А порой этого так не хватало…

Но теперь, отложил все дела, выскочил из дома и отправился на встречу. Мы расположились на скамейке и, вдыхая весенний воздух полной грудью, «пробежались» по теме «кто где, как и чем сейчас живёт». На тот момент я занимался сетевым маркетингом и уже три месяца «варился» в одной "млм-компании". Я, конечно же, не преминул рассказать об этом Сане. Он крайне критично посмотрел на меня. А когда я предложил и ему поучаствовать со мной в этом интересном проекте, то наш разговор просто вспыхнул спором. Мы стремились выставить свои взгляды с позиции самых правильных и верных. Мы доказывали друг другу, что знаем, о чём говорим. Однако после получаса таких жарких баталий мы так и не пришли к единому мнению, оставшись при своём с чувством досадного недопонимания.

Мы смотрим на мир по-разному!

Это был всего лишь эпизод из жизни. Маленький эпизод. Но сколько таких эпизодов недопонимания среди людей возникает на протяжении всей человеческой жизни? Тысячи? Десятки тысяч? Почему так происходит? Мы смотрим на мир по-разному. Но считаем единственно правильным. Или другой пример. Тот же Сашка, лет десять назад уехав, учится в Минск, остался там работать, а по сути, переехал жить. И каждый раз, когда он приезжал навестить родителей в наш родной городок, где мы учились в одной школе и где я жил и работал на местном предприятии, то всячески убеждал меня в том, что мне необходимо пробовать жить по-другому. Что работа за гроши и жизнь в этом «болотце» не стоит того, чтобы всецело посвящать себя этому. А я возмущался, мол, да ну, меня и так всё устраивает. Что он сам переехал в столицу, а, в общем, мало чего добился. Иначе говоря, у нас были абсолютно разные взгляды на жизнь вообще и на своё будущее в частности. Отсюда было и недопонимание.

Мой друг, мы взираем на мир через линзы. Да, да! Жизненные линзы. Как и оптические, жизненные линзы имеют схожие свойства. Каждый из нас одевает свою собственную линзу уже в самом раннем возрасте и год за годом она врастает в человека сильнее и сильнее. Но что она собой представляет? Взгляни на себя. Ты где-то работаешь, живёшь с родителями или семьёй, у тебя есть друзья и знакомые, ты общаешься с разными людьми. Другими словами, ты член общества. Но замечал ли ты то, как ведут себя остальные члены этого самого общества? Как они взаимодействуют друг с другом, как налаживают контакты? Насколько сильно их взаимопонимание? Увы, картина, что предстанет перед тобой, будет несколько безрадостной. Каждый из индивидуумов будет стремиться выпятить своё собственное «Я». Почему?

Основываясь сугубо на своём жизненном опыте, каждый старается убедить себе подобных в абсолютной правоте этого опыта. И так будет делать другой, третий, пятый, двадцатый и далее по списку. Получится что-то вроде хора парнокопытных с пресмыкающимися. Много шума и ничего. Так вот жизненная линза - это система наших взглядов на окружающий нас мир. Но стоп! Мир, который мы видим вокруг, существует лишь в нашем воображении. Эка куда меня понесло… Ты ещё про «Матрицу» заверни для полного «загона»! А и заверну! Между прочим, весьма нетривиальные идеи витают в этом фильме. Едем дальше. Что я хочу сказать. Всего лишь то, что мы сами можем создать и жить в том мире, в котором захотим. Абсолютно любой. Хе-хе… Понимаю твой скепсис. Но дело вот в чём.

От чего зависит наша жизнь?


Именно наши линзы управляют нашей же собственной жизнью. Потому, что жизнь наша всего лишь отражение информационного потока, проходящего через эту линзу. Вам известно, что луч света, проникая сквозь линзу, проецирует маленькую точку на поверхности. Добиться этого можно, изменяя фокус (то бишь расстояние). Ну, это из оптики. А применимо к жизни человеческой? Изволь. Луч света - информация от окружающего мира. Отражающая поверхность - наш мозг (сознание и подсознание). Линза - своего рода фильтр. Теперь внимание! Меняя фокус, то есть, фильтруя информацию, мы привлекаем то, в чём нуждаемся очень сильно и отталкиваем то, что несёт нам плохое. Концентрируемся на главном - рассеиваем лишнюю и бесполезную информацию. Таким образом, создаём себе необходимый и комфортный мир. И есть еще важный момент: контактные линзы и чистота - да, чистота линз значит очень многое, через грязные линзы мы всё и всех видим грязными, напротив, чистые линзы это залог чистого взгляда.

Нам кто-то мешает контролировать сей процесс? Нет! Теперь ещё больше. Как известно из той же оптики, линзы бывают разные: рассеивающие и собирающие. А те в свою очередь выпуклые, вогнутые, вогнуто-выпуклые и так далее. От формы линзы зависит её оптическая способность собирать или рассеивать свет. Жизненные линзы в миллионы раз разные и непохожие друг на друга. И люди, что носят их такие же разные и непохожие. Но в целом собирающая и рассеивающая способность выделяется и у жизненных линз. Как? Люди-личности собирают и концентрируют свою энергию и силы для созидания. Люди-посредственности проводят годы своей жизни в праздности и лености, рассеивая свою энергию и силы в неизвестном направлении. Форма линзы - это и есть тот образ жизни, которым живёшь ты, которым живу я, живут эти миллионы и миллиарды букашек по имени земляне. Меняем форму линзы, меняем свой мир.

В состоянии ли мы совершить этот подвиг? Несомненно! Итак. Помимо изменения фокуса мы можем поменять форму линзы. Вот главный и ключевой момент! Простой до слёз пример.

Возьмём две линзы. Линза оптимиста и линза пессимиста. Первый воспринимает мир, как дружественный, открытый, полный возможностей и событий. Ему нравятся окружающие люди. Он обожает смотреть на звёзды и любоваться облаками. Он во всём видит хорошее. А вот - пессимист. Этому всё не так. Весь мир против него. Вокруг него заговоры. Он постоянно недоволен. Не умеет радоваться и всюду ищет изъяны. Ну, почувствовал разницу? А скажи теперь, могут ли оптимист и пессимист поменяться местами? Могут, дружище, ещё как! Если поменяют свои линзы. Так как же построить у себя в голове тот мир, который не нарушит покой другого? Одну секундочку, сейчас раскрою… Впрочем, что там, к чёрту раскрывать. Если линза всего лишь оболочка, фильтр, через который проходит наше познание мира окружающего, то она формирует этот мир в нашем мозгу, в нашем сознании.

Поэтому система взглядов у нас абсолютно разная. Поэтому люди и не понимают друг друга. И есть один способ. Как изменить эту ситуацию. Сделай свою линзу гибкой, эластичной, мягкой. Чтобы она могла менять свои фокус и форму. Адаптировалась, обучалась, была открыта и свободна от ограничений. Линза, способная тонко улавливать мир вокруг тебя и тех, кто окружает тебя. Не критичная, не замыленная, но чистая. И тогда ты увидишь тот долгожданный мир.

Мы, естественно, предполагаем, что видим свою жизнь такой, какова она фактически, иначе говоря, что мы объективны. Но дело обстоит вовсе не так. Мы видим мир не таким, каков он, а таким, каковы мы.

Мы видим его через линзу своего персонального опыта, ожиданий и убеждений. Обнаружить, что же в действительности происходит в нашей жизни, гораздо сложнее, чем вы могли бы предположить. Фактически это почти невозможно, поскольку нам не удается смотреть на мир без какой-то линзы (наш взгляд окрашен убеждениями, ожиданиями и прошлым опытом). Самое лучшее, что мы можем сделать, - это быть открытыми и готовыми опробовать разные линзы (точки зрения, убеждения), а после этого принимать решение, какая из них более точна или более выгодна для нас. Во многом данный процесс напоминает проверку зрения у окулиста с целью подобрать ту линзу, которая нейтрализует дефект зрения, - скажем, близорукость или дальнозоркость.

Если, например, вы обнаруживаете, что ваше восприятие искажено объектами и людьми, которые кажутся находящимися не в фокусе, то вы ведь не говорите, что это жизнь находятся не в фокусе, и не вините в наблюдаемом окружающий мир. Вы пытаетесь подкорректировать свое зрение. И для этого пробуете различные линзы - некоторые сделают ваше зрение вроде бы лучше, другие - хуже, а, в конечном итоге, вы остановитесь на той, которая покажется самой подходящей.

То же самое происходит и с нашей жизнью. Проблемы и препятствия, с которыми мы сталкиваемся в процессе своего существования, вызваны не тем, что находится вне нас, а тем, что лежит внутри. Это ваша линза создает вашу действительность. Когда вы меняете линзу, то изменяется и ваша действительность.

Как легко обрести любовь: 4 эффективных шага Казакевич Александр Владимирович

Мы видим мир таким, каковы мы сами

Говорят: «понять – значит простить». Когда мы внимательно слушаем, мы можем не только понять умом, но и «увидеть» душой другого человека. И если во время общения мы вдруг перестанем концентрироваться на том, как самим произвести должное впечатление, то нам будет значительно легче и понять, и «увидеть» говорящего. Скажите, разве это не важно – для вас, для другого, для всех нас? Разве это не будет способствовать лучшему пониманию между людьми? А значит, большей терпимости, снисходительности и доброжелательности?

Французский писатель Бернард Вербер сказал: «Между тем, что я думаю, тем, что я хочу сказать, тем, что я, как мне кажется, говорю, тем, что я говорю, и тем, что вы хотите услышать, и тем, что, как вам кажется, вы слышите, тем, что вы хотите понять, и тем, что вы понимаете, стоит десять вариантов возникновения непонимания. Но все-таки давайте попробуем…» Давайте попробуем меньше говорить и больше слушать. Чтобы лучше понимать других, а значит, чаще их прощать.

– Неужели ты думаешь, что твой сын сейчас в Раю? Ведь он при жизни не был верующим, а значит, не может быть спасен, и, скорее всего, он в Аду.

Отец умершего посмотрел на своего соседа и спросил:

– Скажи, а если бы твой сын умер неверующим, но Бог дал бы тебе возможность определить для него Рай или Ад, как бы ты поступил?

Сосед ответил:

– Я не имею такого права, таким правом обладает только Бог. Я люблю своего сына больше жизни и, конечно, не хотел бы, чтобы он попал в Ад. Да и не только он. Я знал многих людей, которые уже умерли, хотя они не были верующими, я любил их и уважал. Мы были с ними хорошими приятелями. Если бы и вправду у меня была власть решать их судьбу, то я постарался бы избавить их от Ада. Ведь при жизни они были неплохими людьми.

Тогда он сказал ему:

– Добрый ты человек! Но неужели ты думаешь, что ты добрее Бога? Или думаешь, что Бог любит их не так сильно, как любил их ты?

Ответа не последовало».

Если наш Бог милостив и милосерд, то почему мы, его дети, должны поступать иначе? Осуждать других – значит нарушать главное правило человеческой морали – «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Вы готовы рискнуть осудить другого, не боясь, что ваш приговор окажется несправедливым? Вы готовы нести за это личную ответственность перед другой Душой и перед Создателем?

Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное белье.

– Посмотри, какое грязное у нее белье, – сказала она своему мужу.

Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.

– Тут одно из двух, – продолжила жена, – или у нее плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Хотя, может быть, она просто грязнуля…

И так всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:

– Ого! Сегодня у нее белье совсем чистое! Наверное, мыло хорошее купила или научилась-таки стирать!

– Да нет, – отозвался муж, – просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.

…В этой простенькой истории спрятан серьезный урок: прежде чем наводить критику на других, необходимо убедиться, что наши сердца и намерения чисты. Потому что все люди и весь мир, хотите вы того или нет, обязательно покажутся нам такими же чистыми или грязными, насколько чистым или грязным будет наше сердце.

Посмотрите на мир сквозь разноцветное стеклышко – и он станет цветным. Посмотрите через серое – и все станет серым. Стеклышки – это наши принципы и убеждения. Вот почему правы те, кто говорят: хотите изменить мир – измените себя.

В старой индийской притче говорится: «У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался – подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошел влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидев дерево, расплакался: ему показалось, что это привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом».

Вывод: мы видим мир таким, каковы мы сами. Мир и люди в нем – это только отражение нашего внутреннего мира. «Если в зеркало заглядывает обезьяна, из него не выглянет апостол». Люди будут такими, как мы с ними себя поведем, через какое «стеклышко» на них станем смотреть.

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Смотрим в книгу, видим фигу сеанс синхронного психоанализаСын: - Мам, я пойду гулять.Сын подсознательно разумеет: «Мне скучно, мой мозг в застое, мои нервы и мускулы ищут работы, мой дух томится»Мама подсознательно слышит: «Не хочу ничего делать, я безответственный лентяй,

Из книги Сон - тайны и парадоксы автора Вейн Александр Моисеевич

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Искусство ясного видения. автора Пинт Александр Александрович

Что мы видим: человека или образ? - Обратите внимание. Мы не можем не проявлять то, что в нас есть. Мы можем не видеть это, но не проявлять не можем. Смотрите, ведь воспитание - это и есть построение личности, причем независимым от нас образом. Из нас делают то, чем мы потом

Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

Что мы обычно видим во сне Наши ощущения во сне определяются теми схемами, которые активированы выше порога осознания. Но как отбираются конкретные схемы для активации? С помощью тех же процессов, что и в состоянии бодрствования: ожиданием и мотивацией.Ожидание

Из книги За кого не стоит выходить замуж автора Линник Злата Владимировна

Глава 3 Он же таким не был (и как не допустить, чтобы он "таким" стал) Будешь слишком горькой – выплюнут, будешь слишком сладкой – проглотят. (народная пословица) Не такой уж редкий случай – вроде бы приличный мужчина вдруг начинает вытворять такое, что хоть стой хоть падай.

Из книги Искаженное время [Особенности восприятия времени] автора Хэммонд Клодия

Из книги Язык и разум человека автора Леонтьев Алексей Алексеевич

Что мы видим? До сих пор мы имели дело с такими мыслительными задачами, которые ставились, так сказать, в явной форме. Соответствующие им интеллектуальные акты были развернутыми, хотя иногда и вплетенными в непосредственную практическую деятельность человека или

Из книги Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии автора Халлинан Джозеф

Мы видим лишь малую долю того, что, как нам кажется, видим Чтобы понять, почему так происходит, полезно немного больше узнать о том, как работает зрение. Глаз – не камера. Он не рисует общую картину событий и не видит всего сразу. Поле зрения, охватываемое глазом человека в

Из книги Друзья, соперники, коллеги: инструменты воздействия автора Гавенер Торстен

Мы видим то, что нам близко Глядя на что-то, мы интуитивно чувствуем, что способны рассмотреть все до мельчайших деталей, и абсолютно уверены, что сразу заметим любую подмену. Именно это, по словам Саймонса, и делает слепоту к изменениям невероятно интересной для изучения

Из книги Беременность: только хорошие новости автора Максимова Наталья Владимировна

Мы делаем то, что видим В мои лекции и семинары я часто включаю следующий эксперимент. Я обращаюсь к аудитории: «Пожалуйста, поднимите руку над головой - как я». При этом я поднимаю вверх правую руку. После того как все выполнили мое указание, я смотрю на часы и продолжаю:

Из книги Психология мотивации [Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки] автора Хэлворсон Хайди Грант

Из книги Психология вредных привычек автора О’Коннор Ричард

Мы видим соответствие (вот и всё) Предоставляя работу в журнал для рецензирования, ученые (много-много месяцев спустя) получают ответ в следующем общепринятом формате. Редактор журнала начинает с перечисления сильных сторон работы - что они сделали правильно. Затем

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Мир, как мы его видим Справляясь с задачами, которые ставит перед нами жизнь, разум организует наш опыт в определенные паттерны. Они позволяют предвидеть возможные последствия происходящего. Мы создаем систему внутренних допущений, объясняющих наши жизненные процессы.

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Зрительное восприятие Как мы видим Человек получает информацию из окружающей среды через органы чувств: уши, нос, глаза. Они являются частью сложных сенсорных систем, получающих информацию из внешнего мира и посылающих ее в мозг. Изучая зрительное восприятие,

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Что мы видим Фотоны, движущиеся со скоростью света, не имеют толщины как таковой. Иными словами, если посмотреть на них, как на плоскость, сверху или снизу, то они будут невидимыми. И здесь теория делает неожиданный поворот. Если каким-то образом повлиять на силу гравитации

Выстилает заднюю стенку глазного яблока и занимает 72% площади его внутренней поверхности. Он называется СЕТЧАТКОЙ . Сетчатка имеет форму пластинки толщиной приблизительно в четверть миллиметра и состоит из 10 слоев.

По своему происхождению сетчатка является выдвинутой вперед частью мозга: в процессе развития эмбриона сетчатка образуется из глазных пузырей, которые являются выпячиваниями передней стенки первичного мозгового пузыря. Главный из ее слоев - это слой светочувствительных клеток - ФОТОРЕЦЕПТОРОВ . Они бывают двух видов: ПАЛОЧКИ и КОЛБОЧКИ . Такие названия они получили благодаря своей форме:

Палочек в каждом глазу насчитывается около 125-130 миллионов. Они характеризуются высокой чувствительностью к свету и работают при низкой освещенности, то есть отвечают за сумеречное зрение. Однако палочки не способны различать цвета, и с их помощью мы видим в черно-белом цвете. Они содержат зрительный пигмент РОДОПСИН .

Палочки расположены по всей сетчатке, кроме самого центра, поэтому благодаря именно им обнаруживаются предметы на периферии поля зрения.

Колбочек гораздо меньше, чем палочек - около 6-7 миллионов в сетчатке каждого глаза. Колбочки обеспечивают цветовое зрение, но они в 100 раз менее чувствительны к свету, чем палочки. Поэтому цветное зрение - дневное, и в темноте, когда работают только палочки, человек не может различать цвета. Колбочки гораздо лучше, чем палочки, воспринимают быстрые движения.

Пигмент колбочек, которому мы обязаны цветным зрением, называется ЙОДОПСИН . Палочки бывают «синие», «зеленые» и «красные», в зависимости от длины световой волны, которая они преимущественно поглощают.

Колбочки расположены, главным образом, в центре сетчатки, в так называемом ЖЁЛТОМ ПЯТНЕ (еще его называют МАКУЛА ). В этом месте толщина сетчатки минимальная (0.05-0.08 мм) и отсутствуют все слои, кроме слоя колбочек. Макула имеет желтый цвет из-за высокого содержания желтого пигмента. Желтым пятном человек видит лучше всего: вся световая информация, попадающая на эту область сетчатки, передается наиболее полно и без искажений, с максимальной четкостью.

Сетчатка человека устроена необычно: она как бы перевернута. Слой сетчатки со светочувствительными клетками находится не спереди, со стороны стекловидного тела, как можно было бы ожидать, а сзади, со стороны сосудистой оболочки. Чтобы добраться до палочек и колбочек, свет должен сначала пробраться через 9 остальных слоев сетчатки.

Между сетчаткой и сосудистой оболочкой находится пигментный слой, содержащий черный пигмент - меланин. Этот пигмент поглощает свет, идущий через сетчатку, и не дает ему отражаться обратно, рассеиваться внутри глаза. У альбиносов - людей с врождённым отсутствием меланина во всех клетках тела - при высокой освещенности свет внутри глазного яблока отражается во всех направлениях поверхностями сетчатки. Как результат, одиночное дискретное пятно света, которое в норме возбудило бы только несколько палочек или колбочек, отражается повсюду и возбуждает много рецепторов. Поэтому у альбиносов острота зрения редко бывает выше 0,2-0,1 при норме 1,0.



Под воздействием световых лучей в фоторецепторах происходит фотохимическая реакция - распад зрительных пигментов. В результате этой реакции выделяется энергия. Эта энергия в виде электрического сигнала передается на промежуточные клетки - БИПОЛЯРЫ (их еще называют интернейроны или вставочные нейроны), а затем на ГАНГЛИОНАРНЫЕ КЛЕТКИ , которые генерируют нервные импульсы и по нервным волокнам отправляют их в мозг.

Каждая колбочка соединяется через биполярную клетку с одной ганглионарной клеткой. А вот сигналы палочек, идущие к ганглионарным клеткам, подвергаются так называемой конвергенции: к одной биполярной клетке подсоединяется несколько палочек, она суммирует их сигналы и передает на одну ганглионарную клетку. Конвергенция позволяет увеличивать световую чувствительность глаза, а также чувствительность периферийного зрения к движениям, тогда как в случае колбочек отсутствие суммирования позволяет увеличивать остроту зрения, но при этом чувствительность "колбочного" зрения понижена.

По зрительному нерву информация об изображении с сетчатки поступает в мозг и там обрабатывается, таким образом, что мы видим конечную картину окружающего мира.

Подробнее: мозговая часть зрительной системы (зрительного анализатора)


Строение зрительного аппарата человека
1 - сетчатка,
2 - неперекрещенные волокна зрительного нерва,
3 - перекрещенные волокна зрительного нерва,
4 - зрительный тракт,
5 - наружное коленчатое тело,
6 - зрительная лучистость,
7 - зрительная кора головного мозга
8 - глазодвигательный нерв
9 - верхние бугры четверохолмия

У человека и высших обезьян половина волокон каждого зрительного нерва правой и левой стороны перекрещиваются (так называемый зрительный перекрест, или ХИАЗМА ). В хиазме совершают перекрест только те волокна, которые передают сигнал от внутренней половины сетчатки глаза. А это означает, что зрение левой половины изображения каждого глаза направляется в левое полушарие, а зрение правой половины каждого глаза - в правое!

Пройдя через хиазму, волокна каждого зрительного нерва образуют зрительный тракт. Зрительные тракты проходят по основанию мозга и достигают подкорковых зрительных центров - наружных коленчатых тел. Отростки нервных клеток, расположенных в этих центрах, формируют зрительную лучистость, которая образует большую часть белого вещества височной доли головного мозга, а также теменной и затылочной доли.

В конечном счете, вся зрительная информация передается в виде нервных импульсов в головной мозг, его высшую инстанцию - кору, где и происходит формирование зрительного образа.

Зрительная кора расположена - представьте себе! - в затылочной доле головного мозга.

В настоящее время уже многое известно о механизмах зрительной системы, но нужно честно признать, что современная наука еще не знает до конца, как именно мозг справляется со сложнейшей задачей преобразования электрических сигналов сетчатки в зрительную сцену в том виде, как мы ее воспринимаем - со всей сложностью форм, глубины, движения и цвета. Но изучение этого вопроса не стоит на месте, и, будем надеяться, наука в будущем разгадает все тайны зрительного анализатора и сможет использовать их на практике - в медицине, кибернетике и других областях.

Обучающий видеофильм:
Строение и работа зрительного анализатора