Часто психическое здоровье человека и его гармонию с собой и окружающим миром называют адаптацией. Как же понять, хорошо ли адаптирован ребенок дошкольного возраста и в норме ли его психическое здоровье?

Существует несколько критериев, по которым можно определить, что ребенок дошкольного возраста хорошо адаптирован:

  • исключены крайности в поведении: малыш не гиперактивен, но и не пассивен;
  • нет возвращения к бывшим привычкам: постоянно пил из чашки, но вдруг потребовал бутылку и т. п.;
  • не отстает в развитии от сверстников;
  • засыпает и кушает без истерик;
  • самостоятелен и самокритичен по годам.

Родителям важно понять, что плохая адаптация детей дошкольного возраста (от 3-х лет) может отрицательно сказаться на их развитии в дальнейшем и повлиять на психическое здоровье.

Особенно важно психическое здоровье детей и подростков, что обусловлено рядом сильно влияющих на него причин:

  1. Завышенные требования родителей.
  2. Отрицательные оценки в школе.
  3. Физическая и психическая неподготовленность первоклассника к школьным нагрузкам.
  4. Нервное напряжение и ссоры в семье.

Методы формирования психического здоровья детей дошкольного возраста

Методы Как влияет метод на психическое здоровье
Сказкотерапия Предполагает работу над ценностным развитием. В ходе рассказа новой сказки можно предлагать малышу выбрать самостоятельно пути решения той или иной проблемы.Можно попросить ребенка дошкольного возраста сочинить сказку, а после проанализировать ее совместно.
Проведение бесед, тестов и упражнений В процессе проведения можно заметить спад психоэмоционального напряжения и улучшение самочувствия.Беседа помогает диагностировать личностные качества и наладить общий язык.
Подвижные игры с другими детьми Развивает дружеские взаимоотношения и коммуникативные навыки.
Игры-драматизации и психологические игры В процессе игр эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста обогащается эмоциями.Учится выражать эмоции посредством выразительных жестов.
Совместные подвижные и настольные игры В процессе воспитывается собственная воля, его мировоззрение, расширяется кругозор, внимание, память и мышление.
Совместное чтение книг и их обсуждение Ребенок дошкольного возраста познает и приобщается к нормам и ценностям общества

Психическое здоровье детей и подростков играет важную роль в развитии воспитанной, свободной и раскрепощенной личности в будущем. Психологически здоровый человек не стесняется обратиться за помощью к родителям, правильно и четко формулирует свои цели и мысли, имеет собственное мнение. Как же добиться взаимопонимания?

Прежде всего, хорошее здоровье детей дошкольного возраста обусловлено спокойным климатом в семье, взаимопониманием и уважением. Если вы хотите, чтобы психическое здоровье Ваших детей было в норме, следуйте приведенным ниже правилам и советам.

  • радуйте малыша, будьте с ним доброжелательны. Каждая совместная семейная прогулка или выезд на природу – повод пообщаться с ребенком, узнать о его проблемах и желаниях. На прогулки можно брать его друзей: так можно познакомиться с ними или узнать поближе об их увлечениях;
  • постоянно интересуйтесь делами ребенка, стараясь не забывать об этом. Провожая его в школу или сад, забирая оттуда, говорите с ним, проявляйте интерес к произошедшим за день событиям. Дайте ему возможность высказаться;
  • подавайте пример собственным поведением. Никогда не выясняйте отношения в семье в присутствии детей, а тем более не вовлекайте их в ссору. С посторонними людьми нужно держите себя воспитанно, открыто: тогда и ребенок будет вести себя так же со сверстниками;
  • не заставляйте посещать много кружков и секций: психическое здоровье, а также и физическое здоровье могут пострадать из-за чрезмерной нагрузки и усталости. Наблюдайте за творческими способностями детей и направляйте их в «нужное русло»;
  • не оскорбляйте его даже в шутку, не рассказывайте о неудачах и ошибках посторонним людям в его присутствии.

Любовь, понимание и терпение к нашим детям помогут им в любой ситуации, будь то проблема или грандиозное событие!

Проблемы психического здоровья детей

На каждом этапе возрастного развития ребенка, его психическое здоровье отличается. Так, если малыш до 3-4 лет тяжело переносит расставание с мамой, то в 6 лет – это уже проблема. Апатия, быстрая утомляемость, скука, сонливость, отсутствие интереса и внимания – вот лишь некоторые тревожные признаки. Проблемы, вызывающие перечисленные состояния должны быть обнаружены и решены в кротчайшие сроки.

Родители должны помнить, что следует ограничивать времяпровождение детей перед телевизором. Просмотр взрослых передач и фильмов может нарушить психическое здоровье и привести к возникновению агрессии. Это ограничение касается и компьютера: дети до 12 лет плохо разграничивают виртуальную и действительную реальности.


Как правильного общаться с ребятами дошкольного возраста

Общение с малышами дошкольного возраста основывается на жизнерадостности, юморе и эмоциях. Дети до 6-7 лет особенно зависят от отношения родителей и обращения с ними окружающих людей. Критикуя и высмеивая его и остальных людей, Вы учите осуждать. а постоянно подбадривая, даете уверенность в себе и умение оценивать. Некоторые правила общения с детьми, которые помогут сформировать крепкое психическое здоровье детей:

  1. Когда ребенок чем-то занят и увлечен, не мешайте ему, если он сам не попросит Вас о помощи.
  2. Когда малыш дошкольного возраста просит Вас помочь ему, сделайте только то, что тот просит. Не нужно выполнять все за него. Так он постепенно приучится к самостоятельности.
  3. Не отдавайте приказов, не командуйте и не угрожайте. Пусть в случае его непослушания он будет уверен, что его не накажут, а только применят определенные санкции.

Для детей дошкольного возраста эмоциональная реакция на действительность очень важна: она регулирует его психическое и физическое самочувствие. При дефиците эмоций его работоспособность и активность снижаются.

Тренинги помогают улучшить психическое состояние детей

Школьники и даже дети дошкольного возраста часто сталкиваются с «неразрешимыми» проблемами. Дети дошкольного возраста часто бывают гиперактивными и, наоборот, тяжело переносят даже недолгое расставание с родителями. Дети постарше сталкиваются с непониманием со стороны сверстников и семьи, не могут правильно организовать свое время. Помочь справиться с проблемами может профессиональный психолог.

В процессе работы используются различные психологические приемы и способы воздействия. В процессе тренингов могут применяться обучающие и психотерапевтические методы. Анализ поведения и действий ребенка, исходя из его позиции и учитывая психическое состояние – одна из целей работы психолога с ним.

Оптимизм и цели

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста напрямую зависит от позитивного восприятия окружающего мира и наличия целей. Задачей родителей является помочь малышу поставить цель и достичь ее. Можно «достигать» цель вместе. Отсутствие перспективы приводит к возникновению скуки, напряжения и ухода в себя. У подростков эта проблема может приводить к курению, увлечению алкоголем.

Консультация для родителей

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Гамбургер забросить в урну,
И купаться в речке бурной!!!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В тёплом доме не таясь,
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнете жить!
Здорово здоровым быть!!!

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Многие психологи советуют: что ребенка нужно обнимать не менее 8 раз в день. Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться подкрадывается грусть. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.

Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду за исключением особо неблагоприятных условии. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. (Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры.) Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим детям.

Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма – чем раньше ребенок получает представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, занятия спортом, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

При подготовке ребенка к школе важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет необходимости пичкать ребенка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы, и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе. Необходимо помнить, что Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре происходит развитие всех психических процессов, таких как память, внимание, мышление; развиваются так же творческие способности ребенка. В игре ребенок приобретает навыки общения в различных игровых ситуациях и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Поэтому очень важно объединить усилия родителей и педагогов ДОУ для решения таких сложных задач, как укрепление психического здоровья детей и обеспечение их гармоничного развития. Только при таком условии, возможно, обеспечить эмоциональный комфорт, содержательную и интересную жизнь ребенка в детском саду и дома.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Психологическое здоровье дошкольника

1. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.

2. Правильно организованный режим дня - домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

3. Полноценное питание - включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями.

4. Закаливание ребенка в условиях семьи.

5. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры.

6. Важно помнить, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, так что не лишайте ребенка детства.

Создание благоприятного психологического климата в семье

1.Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с Вами спокойно и уверенно:

Слушайте своего ребенка;

Проводите с ним как можно больше времени;

Делитесь с ним своим опытом;

Рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под воздействием стресса и Вас легко вывести из равновесия:

4.Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником.

Дети учатся у жизни:

Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

Ребёнка хвалят, он учится стать благородным;

Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;

Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

Ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;

Ребёнок растёт в честности, он учится понимать других;

Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;

Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;

Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Анна Ерохина
Психологическое здоровье как основа успешной жизнедеятельности дошкольника

[u]«…Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития - психологическое здоровье , от которого во многом зависит здоровье человека в целом » Хухлаева О. В.

Современные исследования показывают, что наличие у человека качеств психологического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни , нежели прямая забота о физическом здоровье . Поэтому вопрос о необходимости поддержании и формировании психологического здоровья детей дошкольного возраста стоит достаточно остро.

Современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми ребенок не всегда может справиться самостоятельно, и ввиду своей беспомощности, поэтому практически все дети требуют той или иной психологической поддержки . Через взрослых, ребенок постигает мир, от него зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности .

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье » нет, есть просто слово «здоровье » , и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического , главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы .

Если говорить о взрослом человеке, то портрет психологически здорового человека , выглядит следующим образом : спонтанный, творческий, жизнерадостный , веселый, открытый, познающего себя и окружающий мир человек не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом . Это человек, находящийся в гармонии с самим собой.

Ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония» , выражающаяся в гармонии между различными аспектами : эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими .

Специфика психологического здоровья дошкольников проявляется в иных проявлениях. Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня :

К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи .

К среднему уровню – адаптивному – относятся дети в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность.

К низкому уровню - дезадаптивному – можно отнести детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям.

Разрушающееся воздействие на психологическое здоровье оказывает ряд факторов, которые можно разделить на две основные группы : средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности) .

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. Так в детском саду психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Проведенные исследования показали, что в случае, когда педагог не замечает направленных к нему обращений детей, это может, с одной стороны, привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка . Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной , создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы ) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

Для поддержания психологического здоровья детей педагоги должны в своем взаимодействии с ребенком осуществить ряд задач :

1) Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

2) Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения) .

3) Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя) .

Для осуществления профилактических мер по формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка педагогам рекомендовано :

Создавать в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку .

Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.

Организовывать жизнедеятельность детей таким образом , чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.

Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям.

В ходе обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей.

Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.

Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

Учить детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.

При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.

Создавать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Публикации по теме:

Консультация для родителей дошкольника «Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей» Для начала давайте определим, что же такое Психологическое здоровье? Это основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и.

В наше современное, насыщенное инновациями время мы – родители, порой не успеваем за всеми понятиями, что касается сохранения здоровья наших.

Круглый стол для родителей «Психологическое здоровье детей» «Психологическое здоровье детей» (совместно с воспитателем группы) Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, формирование.

.

Психологическое здоровье детей Как цель и критерий успешной работы ДОУ Здоровье человека всегда было, есть и будет одним из основных ценностей, которые характеризуют развитость цивилизации. В современной ситуации.

Именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровья детей-дошкольников.

Безусловно самым лучшим профилактическим средством является хорошее отношение родителей к детям, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, «приложить» к своему ребенку. Однако можно дать некоторые рекомендации по воспитанию детей, отнестись к которым по-своему - право каждого родителя.

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок - единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на самые сильные стороны ребенка.

Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.

В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безпардонностью 11, с. 46.

Идентификация страхов

Для трехлетнего ребенка это нормально - испытывать страхи. Они часто наблюдаются у маленьких детей, поскольку те еще не способны справиться с сильными эмоциями.

В возрасте трех с половиной лет ребенок особенно подвержен страхам. В его жизни происходит много драматических событий. Взрывным образом развивается его знания языка. У него появляется чувство агрессивности. Он уже думает о будущем и не знает, что его ждет. Новые ощущения заставляют ребенка чувствовать беспокойство, неустроенности и страх.

Ребенок боится перемен. Переезд в новый дом, рождение брата или сестры, или смерть близкого человека, появление новой воспитательницы, первое посещение дошкольного учреждения - все это может быть причиной страхов.

Бывает, что страхи уходят корнями в переживания реальной жизни. Опыт враждебной встречи с человеком или животными может стать источником детских страхов.

Есть несколько типичных вещей, которых обычно пугаются трехлетние дети. Как правило, они боятся собак, громких звуков и темноты. Дети испытывают страх, когда не знают, что может произойти. Они не имеют представления, как поведет себя собака. Они не понимают, из-за чего громкий звук. Они не знают, что может скрываться в темной комнате. В этом возрасте ребенку трудно сдерживать свои собственные агрессивные инстинкты, и он боится проявления чужих злобных эмоций.

Причина страха может быть явной и скрытой. Некоторые дети ясно дают понять, чего они боятся; у других детей выявить источник страха довольно трудно. Признаком страха может быть привычка сосать большой палец, грызть ногти или крутить волосы. Ребенок ведет себя по-другому, когда играет, ест или готовиться ко сну. Он поступает глупо или слишком по-детски. Страх может проявляться в чрезмерной болтливости или в чрезмерно храбром поведении.

Если вы видите, что ребенок боится, он не может понять чего именно, поищите проявления модели страха.

Пугается ли малыш определенной деятельности или определенных людей? Хорошо ли ему дома? Как он ведет себя в детском саду? Побуждайте его говорить о своих чувствах. Совместное чтение книг поможет ребенку раскрыться. Ему будет легче признаться в своих страхах, когда он поймет, что время от времени у всех бывают такие же ощущения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

, ГБДОУ №17 Пушкинского района

г. Санкт-Петербурга, педагог-психолог, Ленинградская область

Аннотация

Главной задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей.

Наверное, все без исключения (и родители, и педагоги) хотят видеть детей счастливыми, радостными, здоровыми.

На сегодняшний день, многие дети стоят на пороге школьной жизни. Какой она будет? Конечно, это зависит от многих факторов, и один из важнейших факторов, это здоровье детей, как физическое, так и психическое.

«Все дети верят, что жизнь создана для радости, для беспредельного счастья и эта вера - одно из важнейших условий их нормального психологического роста».

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения:

здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков.

«Здоровье ребенка - это его позитивная психическая и социальная адаптация к жизни в обществе, определенная толерантность (терпимость) к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям».

(Президент Всемирной психиатрической ассоциации Н. Сарториус).

«Здоровье ребенка-это его способность к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста». ().

Психология - наука о душе, значит психическое здоровье - это душевное здоровье.

Оно включает в себя нормальное эмоциональное поведение и социальное самочувствие.

Первый признак - это позитивное настроение, в котором находится ребенок.

Второй признак - это высокий уровень психических возможностей, благодаря которым, человек способен (без серьезных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживаниями тревоги, страха, неудачи и других подобных ситуаций.

Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами, с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и потому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, - мало волнуются и быстро выходят из негативных психических состояний.

С другой стороны, психические возможности зависят от умения управлять своим состоянием и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия.

Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психологического здоровья.

Психика ребенка дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется повышенной ранимостью и быстрой истощаемостью. Опасность развития невроза у дошкольников таится в столкновении возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Суть его в следующем: многие воспитательные воздействия направлены на то, чтобы выработать у малыша сдержанность, умение «затормозить» свои желания, но в силу особенностей возраста, ребенок подвижен, активен, любознателен, он познает мир, стремится к самостоятельности. И часто эти активные действия наталкиваются на жесткий запрет: «нельзя», «не лезь», «не делай» и т. п. Сплошные «Не…». Что происходит? Постоянные запреты обуславливают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Кроме того, создаются условия для столкновения этого процесса с возбуждением, с желанием что-то делать, двигаться, говорить и т. п.

Если такие перегрузки и ошибки повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.

Неврологи дошкольный и младший школьный возраст называют «колыбелью неврозов». И каждый родитель и педагог, должен задуматься, нужна ли ребенку такая «колыбель»?

Взрослым полезно помнить простую истину: неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно вылечить.

Ребенок по большому счету беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, т. к. именно окружающие ребенка взрослые способны создавать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Основным условием нормального психического и социального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка в семье, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и контроль. И конечно, большое влияние на психическое здоровье детей оказывает то, какую роль в воспитании своих детей играют родители. Кто воспитывает детей: дедушки, бабушки, няни, детский сад, школа?...

Не будем отрицать тот факт, что последнее время родители все меньше играют со своими детьми и все больше стараются их чему-то научить, дети перегружены не по возрасту.

Уже со ступени дошкольного образования , благодаря стараниям многих родителей и педагогов, жизнь детей превращается в бесконечную погоню за знаниями, умениями и навыками, и делается это не в игре, а с использованием тетрадей на печатной основе. Взрослые очень часто пренебрегают тем, что чувствует ребенок, что его радует, печалит и занимает на данный момент.

Все это приводит к тому, что у ребенка пропадает желание учиться еще до поступления в школу.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, в процессе которой формируются духовные и нравственные ценности, физическая сила детей, идет развитие всех психических процессов. Зачастую, благодаря стараниям взрослых, происходит подмена игровой деятельности на учебную, не соответствующую возрасту.

Сложно переоценить значение игры и многое зависит от того, как, во что и с кем играют наши дети. И далеко не последнюю роль в этом творческом процессе для формирования благоприятного психологического здоровья должны играть родители.

1. Немов: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования. -608с.

3. Реферат…по сохранению и укреплению психического здоровья детей…xreferat. ru