Зрение – одно из самых важных чувств человека. Именно через глаза мы получаем основное количество информации из окружающего мира, познаем его и развиваемся сами. Если человек слеп, ему сложнее научиться различать прекрасное и отвратительное, он никогда не научится читать, писать и не сможет полноценно работать наравне с остальными. Вот по какой причине важно с самых первых дней жизни контролировать зрение у новорожденных. От этого зависит не только правильное формирование зрительного аппарата ребенка, но и его общее развитие.

Важно знать: зрение – это не просто наши глаза и то, что мы способны ими уловить. На самом деле это сложнейшая система, глаза в которой являются лишь небольшой наружной частью. Они воспринимают информацию, передают ее коре головного мозга через зрительные нервы, а уже там она обрабатывается и вызывает соответствующие реакции. Понимая это, легче разобраться, как, что и почему видит ребенок, когда только рождается на свет.

Мир глазами новорожденного – что он видит

Первый этап развития зрения у ребенка начинается, по сути, задолго до его рождения, еще в утробе матери, примерно на третьей неделе беременности. В этот период происходит закладывание зрачковой оболочки и зрительных нервов, дальнейшее формирование глаз происходит до самого рождения младенца.

Существует миф, что ребенок рождается с черно-белым перевернутым зрением, однако это утверждение не совсем верно, таким является лишь его восприятие, а зрение ничем не отличается от взрослого

Точных данных о том, насколько хорошо видит плод или видит ли вообще в утробе матери, не существует. На ультразвуковом исследовании несложно заметить, как еще не рожденный малыш приоткрывает глазки, щурится, закрывается и отворачивается от света, но это не подтверждение того, что он, действительно, уже способен видеть. Точно подтверждено только то, что глазки даже рожденных на 28 неделе беременности крох уже реагируют на яркий свет. Полностью выношенные и рожденные в срок дети тоже рождаются с несовершенным зрительным анализатором. Полное окончание его формирования наступает только к 10-летнему возрасту.

Сейчас получила широкое распространение теория о том, что зрение у новорожденного перевернутое. Но так ли это на самом деле? Если рассуждать здраво, опираясь только на подтвержденные факты, то ситуация выглядит так. Зрительная картинка у каждого человека, и у взрослого в том числе, не только у младенца, отображается на сетчатке, действительно, в перевернутом виде. Это объективный закон оптики. Но кора головного мозга, отвечающая за обработку полученной информации через зрительные нервы, адаптировалась к такому явлению и научилась «переворачивать» картинку.

Можно ли отнести такие особенности нервов коры головного мозга к врожденным свойствам или же они появляются уже после рождения, ученые точно не знают. Объясняется это тем, что новорожденный ребенок еще не может внятно объяснить, как именно он видит лицо мамы – в нормальном положении или перевернутом. Поэтому нельзя с уверенностью заявлять о том, что у младенцев перевернутое зрение. Точно так же нельзя утверждать, что они видят в черно-белом цвете. Доказано лишь то, что на яркие цвета детки начинают реагировать только спустя несколько месяцев.

То, что младенцы появляются на свет полуслепыми, вполне логично, закономерно и продумано самой природой. Только представьте, сколько зрительной информации обрушивается на новорожденного, как только из темной утробы матери он оказывается в огромном ярком мире. Его еще не созревший зрительный анализатор просто не в состоянии справиться с обработкой всех раздражителей. Поэтому природа ограничивается восприятием лишь самого главного зрительного стимула – маминого лица, склонившегося к малышу. Но и его он видит расплывчато и только на очень близком расстоянии – примерно 40–50 см. Интересно, что как раз на таком расстоянии личико малыша удалено от маминого при кормлении.


При рождении зрительный аппарат ребенка еще не готов к восприятию большого количества зрительных стимуляторов, но в течение первого года происходит активная адаптация

Как развивается зрение поэтапно

Итак, сразу же после рождения ребенок не видит практически ничего, и это даже хорошо. Но потом его зрительный аппарат начинает стремительно адаптироваться к окружающему миру.

Развитие зрения у новорожденного по месяцам выглядит следующим образом:

  • В 1 месяц взгляд грудничка не может сфокусироваться, но при этом зрачки у новорожденного уже реагируют на свет. Они становятся меньше, при этом сам ребенок начинает интенсивно моргать и пытаться откинуть головку в сторону, противоположную источнику раздражающего его яркого света. Примерно спустя две недели после рождения ребенок уже начинает задерживаться взглядом на различных предметах, но ненадолго. Большую часть времени его взгляд расфокусирован, при этом может отмечаться косоглазие. Родителей не должен пугать этот факт, хотя большинство из них сильно тревожатся, заметив, как у крохи глазки разбегаются в разные стороны, и обращаются к детскому окулисту. Истинное косоглазие тоже может быть обнаружено у месячного грудничка, но встречается подобное заболевание редко.
  • В возрасте 2 месяцев новорожденный видит уже значительно больше и лучше. Он может подолгу задерживать взгляд на одном предмете и рассматривать его, фиксируя сразу оба глаза. Малыш способен узнавать мать и тех людей, которых видит чаще всего, реагирует на свет и темноту, приближение предметов и их передвижение из стороны в сторону.
  • В 3 месяца у малышей уже не просто фокусируется взгляд. Они способны различать два самых ярких цвета – красный и желтый.
  • В 4–6 месяцев к основным двум цветам прибавляются следующие два – синий и зеленый. Развитие зрительного аппарата неразрывно связано с развитием моторики. Малыш видит яркую погремушку, она ему нравится, и он тут же пытается ее ухватить ручками. Заполучив желанный предмет, он подносит его к глазкам и может долго сосредоточенно рассматривать.
  • В 6–8 месяцев груднички способны различать простые геометрические фигуры. Если с ними заниматься, то к четырем первым цветам присоединяются и другие. Ребенок уже четко различает предметы, которые находятся далеко и вблизи, бурно реагирует на знакомых людей и знакомые игрушки.

В возрасте одного года младенцы видят почти так же хорошо и остро, как взрослые люди. Они еще не способны проанализировать увиденное так же полно, но зрительная картинка, воспринимаемая сетчаткой, фактически ничем не отличается.

Основные правила ухода за глазами новорожденного

Уход за глазами новорожденного в домашних условиях после выписки из роддома строится не только на промывании и закапывании глазок, хотя это тоже немаловажный момент. Насколько быстро и правильно разовьется зрение у малыша, зависит во многом, конечно же, от родителей. О чем они должны позаботиться:

  • Чтобы глазки новорожденного скорее развились, им нужна достаточная нагрузка. То есть ребенок должен находиться в хорошо освещенной комнате, стены и потолок которой тоже будут светлыми. Не стоит намеренно затемнять детскую с помощью штор и жалюзи в дневное время, как это ошибочно делают многие мамы. Чем больше яркого света, тем лучше.
  • Глаза не только у ребенка, но и у взрослых, – орган хрупкий и чувствительный. С самого начала за ними нужен корректный гигиенический уход, также они должны получать все необходимые питательные вещества, то есть следует обеспечить полноценное питание малыша, как грудное, так и прикорм.
  • При рождении природа ограничила органы зрения крохи от восприятия большого количества зрительных стимуляторов. Но потом их, наоборот, должно быть как можно больше для правильного развития. В детской следует разместить как можно больше ярких предметов разных форм, размеров и цветов. При этом важно периодически их менять, чтобы нагрузки на глаза тоже изменялись и были разнообразными.


Кроме соблюдения правил гигиены, для органов зрения и их благополучного развития необходимы постоянные зрительные нагрузки, помогут в этом яркие разноцветные игрушки и предметы

Мама и ближайшие родственники должны как можно больше играть и разговаривать с ребенком, называть различные цвета, демонстрировать их в окружающем мире. А если вдруг обнаруживаются какие-либо отклонения или просто подозрительные явления, рекомендуется как можно раньше обратиться к врачу-окулисту.

Когда нужно обращаться к врачу

Первая проверка у офтальмолога проводится еще в роддоме в первые часы жизни новорожденного. Особенно важен этот момент для недоношенных детей, ведь их глазки сформированы намного хуже, чем полноценно выношенных детей. Играет роль также причина, по которой ребенок появился на свет раньше срока. Если это было инфекционное заболевание матери во время беременности, то врачи будут уделять особое внимание развитию его зрительного аппарата еще длительное время.


Первый осмотр у офтальмолога проводится сразу же после появления малыша на свет, он очень важен, так как по состоянию глазок врач может выявить врожденные нарушения

Причины и факторы, которые могут спровоцировать развитие врожденных аномалий, недоразвитости и патологий органов зрения у новорожденных:

  • туберкулез, токсоплазмоз, краснуха, прочие инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания ребенка;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • генетическая предрасположенность.

С помощью несложных тестов и простого прибора врач сможет проверить функции зрительного аппарата и обнаружить нарушение, если таковое имеется. Оцениваться будут такие моменты:

  • размеры зрачков;
  • их симметричность;
  • реакция на свет;
  • двигательные возможности глазного яблока;
  • формы и размер век.

Следующий осмотр у окулиста рекомендуется в трехмесячном возрасте, затем в шесть месяцев и в один год. Острота зрения на этих осмотрах проверяется с помощью определения рефракции и исследования глазного дна. Все процедуры проводятся при расширенном зрачке, то есть врач будет использовать специальные глазные капли. В дальнейшем плановые осмотры будут проводиться раз в год для всех детей без выявленных нарушений, и по мере необходимости для тех малышей, которые будут поставлены на учет у офтальмолога.


Правильный уход, внимание и забота родителей помогут справиться даже с врожденными аномалиями и обеспечить корректное развитие зрения ребенка

Обратиться внепланово к врачу-окулисту следует при выявлении таких симптомов:

  • постоянное слезотечение;
  • закисание глазок;
  • покраснение век, изменение их формы;
  • неадекватная реакция на свет;
  • признаки косоглазия;
  • какие-либо пятна и образования на роговице.

Наиболее опасными врожденными офтальмологическими патологиями грудничков являются глаукома и ретинопатия.

Если правильно ухаживать за глазками грудничка с самого начала, заботиться о его полноценном питании и гармоничном развитии, скорее всего, вы сможете обойтись без внеплановых осмотров и не столкнетесь с неприятными сюрпризами. Хотя от ухода и внимания родителей зависит далеко не все, многие офтальмологические заболевания у детей носят, к сожалению, врожденный характер, все же, они очень важны и всегда помогают справиться с обнаруженными патологиями.

Зрение играет для человека практически ключевую роль в изучении мира. Благодаря зрению ребенок начинает воспринимать цвета и формы, размеры предметов, а его мозг значительно развивается. Ребенок способен неясно видеть уже с момента появления на свет. Зрение малыша развивается постепенно в течение примерно 6-8 первых месяцев жизни, но и после этого не останавливается в развитии.

Первые месяцы жизни

Нечеткое зрение сразу после появления ребенка на свет становится для него защитной реакцией: мир так велик и огромен, в нем столько красок и предметов, что психика ребенка еще не может выдержать подобное многообразие. Следовательно, природа сама ограждает его от этого. В первый месяц жизни ребенок еще плохо различает цвета, видит предметы расплывчато, нечетко. Все, что занимает его внимание - это лицо склонившейся над ним мамы, а иногда папы. Малыш способен различить предметы на расстоянии всего 20-30 см, которого как раз хватает, чтобы увидеть человека, держащего его на руках. Поэтому для мам очень важно в этот период почаще сохранять зрительный контакт с малышом - ничего другого он разглядеть пока не в силах.

Интересный факт заключается в том, что в первые один-два месяца после рождения ребенок еще не умеет смотреть только в одну сторону. Поэтому его глазки могут немного косить. В этом ничего страшного нет, слабые мышцы глаза не позволяют малышу фокусироваться на одном предмете сразу двумя глазами. После второго месяца жизни такое проходит у большинства детей. Кроме того, его глаза пока не задерживаются ни на одном предмете долгое время. Эта способность также появится у него уже к третьему месяцу жизни.

Младенцы в возрасте до трех месяцев хорошо реагируют на контрастные цвета: черный и белый, светлый и темный, синий и желтый. Кроме того, для них лучше всего выбирать чистые цвета, а не оттенки. Так, белый, красный, синий, желтый цвета они будут улавливать лучше, чем розовый, серый или оранжевый. Малыши любят рассматривать цветные картинки или предметы, особенно если в них много цветов и деталей. Поэтому в возрасте двух-трех месяцев нужно давать им погремушки, показывать картинки, фотографии, предметы.

Возраст с 4 до 8 месяцев

Примерно к четырем месяцам у младенца начинает развиваться глубина зрения. Именно это позволяет ему правильно оценивать, на каком расстоянии находится предмет. Вместе с развитием зрения у малыша развивается и моторика рук. Он уже может отлично их контролировать, хватать предметы и удерживать их. К пяти месяцам малыш учится различать довольно мелкие предметы и с успехом наблюдает за их передвижением. В зрении продолжаются изменения: ребенок учится различать тона и оттенки, может различить уже внешне похожие цвета.

К восьми месяцам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Но все же пока ближе он видит гораздо лучше, чем на расстоянии. В этом же возрасте окончательно устанавливается цвет глаз ребенка. Окончательно зрение будет сформировано только к 4 годам, когда ребенок сможет полностью использовать возможности своих глаз, а зрение еще не успеет ухудшиться вследствие большой нагрузки в школе.

Современная медицина научилась выхаживать младенцев весом от 500 г. Преждевременное рождение не проходит бесследно: у недоношенных малышей часто диагностируют разнообразные патологии, в числе которых значительные проблемы со зрением, в частности ретинопатия.

Что такое ретинопатия

Одним из наиболее частых заболеваний преждевременно рождённых детей является ретинопатия недоношенных - патология, связанная с нарушением развития сетчатки. Третий триместр беременности чрезвычайно важен для правильного формирования этого органа, а окончательно он созревает лишь к четвёртому месяцу жизни младенца.

Впервые ретинопатия недоношенных была диагностирована в 1942 году. Тогда заболеванию дали другое название - ретролентальная фиброплазия. С тех пор болезнь тщательно изучалась, однако медики до сих пор не могут разобраться, почему в одних случаях происходит самопроизвольный регресс, а в других - возникают тяжёлые формы ретинопатии.

Формирование кровеносных сосудов сетчатки начинается на 16 неделе беременности и заканчивается к 36–40 неделям.

Сетчатка - это внутренняя светочувствительная поверхность глаза, и от её правильного формирования зависит зрение человека

Если ребёнок появляется на свет раньше срока, велик риск того, что сетчатка его глаз будет недоразвитой, то есть в ней будут отсутствовать необходимые сосуды. При этом ретинопатия возникает не сразу: на протяжении примерно месяца после рождения организм будет стараться восстановиться. Однако сформированные им сосуды могут быть слишком хрупкими, а разрыв их стенок приводит к кровоизлияниям и отслоению сетчатки.

По статистике, ретинопатия недоношенных настигает каждого пятого младенца, родившегося раньше срока. Причём 8% детей страдают тяжёлыми формами болезни.

Классификация патологии

В зависимости от тяжести заболевания различают 5 стадий развития ретинопатии.

  1. I стадия: сосудистые нарушения пока минимальны, но на границе, разделяющей нормально сформированную сетчатку и зону без сосудов, появляется тонкая белая линия.
  2. II стадия: на месте белой линии образуется возвышение (вал или гребень), однако процесс может самопроизвольно повернуть вспять, и зрение восстановится без каких-либо последствий.
  3. III стадия: сосуды, образующиеся в гребне, начинают расти внутрь и врастать в стекловидное тело глазного яблока. Именно на этой стадии решается вопрос об операции, причём часто её приходится проводить в экстренном порядке, поскольку на следующем этапе болезни в глазах происходят необратимые изменения.
  4. IV стадия: начинается процесс отслойки сетчатки в результате перерождения хрусталика глаза и рубцевания тканей. Если срочно не провести операцию, пациенту грозит слепота.
  5. V стадия: полная отслойка сетчатки и потеря зрения.

Чаще всего болезнь проходит все 5 стадий, но иногда она осложняется ускоренным и агрессивным течением

Первые 3 стадии считаются активной фазой болезни, тогда как последние 2 - рубцовой. Если патологию вовремя диагностировать и предпринять необходимые меры по лечению, её прогрессирование прекращается, а ретинопатия переходит на стадию регресса.

В 60–80% случаев у детей до года происходит самопроизвольное обратное развитие заболевания, которое заканчивается полным либо частичным регрессом. При этом у 55–60% младенцев зрение полностью восстанавливается: во время обследования глазного дна не обнаруживается никаких изменений.

Если заболевание протекает по классическому сценарию, его «дебют» припадает на 4 неделю жизни и зрение ухудшается постепенно, проходя все 5 стадий. Как правило, пороговая III стадия, при которой обычно назначается операция, начинается к 3–4 месяцу жизни. О том, что болезнь самопроизвольно перетекает в стадию регресса, становится известно к полугоду. Если же этого не произошло и не было вовремя начато лечение, к годовалому возрасту патология перетекает в рубцовые фазы.


На IV и V стадиях заболевания происходит отслойка сетчатки, которая может привести к слепоте

В 25% случаев ретинопатия недоношенных развивается нетипично. Выделяют следующие формы атипичной ретинопатии недоношенных:

  • «пре-плюс»-болезнь - состояние повышенной сосудистой активности, предшествующее перетеканию в «плюс»-болезнь;
  • «плюс»-болезнь - осложнённое и ускоренное течение активной фазы ретинопатии;
  • задняя агрессивная ретинопатия недоношенных - самая опасная и быстро прогрессирующая форма с неблагоприятным прогнозом.

Согласно статистике, при задней агрессивной ретинопатии недоношенных вероятность сохранения зрения после операции не превышает 45%.

Причины возникновения

Долгое время врачи были уверены, что ретинопатия недоношенных возникает на этапе выхаживания из-за высоких концентраций кислорода в кувезах. Обменные процессы в сетчатке протекают в результате расщепления глюкозы - гликолиза. Под воздействием избытка кислорода этот процесс угнетается, вследствие чего сетчатка заменяется рубцовой и соединительной тканью.

Самый высокий процент заболеваемости ретинопатией недоношенных наблюдается в странах с развитой медициной. Передовые технологии позволяют давать шанс на жизнь детям, родившимся намного раньше срока, однако сохранить зрение удаётся далеко не всем из них.

Сегодня учёные выяснили, что избыток кислорода - далеко не единственная причина возникновения ретинопатии. Это заболевание могут спровоцировать следующие факторы:

  • внутриутробные инфекции;
  • наличие у матери тяжёлых патологий и хронических воспалительных заболеваний;
  • осложнения беременности и родов: гипоксия, кровоизлияние, кровотечение при родах и т. д.;
  • генетическая предрасположенность;
  • патологии развития плода;
  • воздействие света на незрелую сетчатку.

На детей, рождённых раньше срока, влияют сразу несколько факторов: у многих из них встречаются патологии развития либо внутриутробные инфекции, во время родов часто происходит гипоксия, а недостаточно сформированные органы, в том числе сетчатка глаз, лишь усугубляют ситуацию.


Выхаживание в кувезе - весомая, но отнюдь не единственная причина развития ретинопатии недоношенных

Имеет значение и то, в каких условиях будут развиваться органы зрения у родившегося младенца. Сосуды сетчатки должны формироваться внутриутробно, при отсутствии света и кислорода. Под воздействием воздуха, солнечных лучей, искусственного освещения и других факторов сосуды формируются совсем не так, как это происходило бы в естественных условиях: они вырастают ломкими и непрочными, что приводит к проблемам со зрением.

Исходя из этого основную группу риска составляют:

  • младенцы, родившиеся намного раньше срока (до 32 недель гестации);
  • имеющие при рождении слишком малый вес (менее 1,5 кг);
  • дети с нарушениями развития кровеносной, дыхательной и нервной систем;
  • малыши, находившиеся на искусственной вентиляции лёгких более 3 дней и получавшие кислородотерапию более месяца.

Недоношенные малыши больше всего рискуют заболеть ретинопатией

Родители детей из группы риска должны очень внимательно относиться к здоровью малышей и вовремя консультироваться со специалистами, даже при отсутствии видимых тревожных симптомов.

Симптомы и признаки

Поставить окончательный диагноз может только врач, однако внимательные родители способны вовремя распознать симптомы формирующейся ретинопатии и обратиться к специалистам для проведения обследования. Однако стоит учитывать, что зрение формируется постепенно, поэтому не стоит рассматривать обычную младенческую дальнозоркость как патологию. Также не следует требовать от новорождённого навыка слежения за предметами или впадать в панику, заметив небольшое , которое со временем самостоятельно пройдёт.

Начинать беспокоиться нужно в следующих случаях:

  1. Ребёнок подносит игрушки слишком близко к глазам.
  2. Малыш не замечает людей, находящихся в метре и далее от него.
  3. Младенец не видит крупные предметы, расположенные вдалеке.
  4. Неожиданно возникает косоглазие, которого раньше не было.
  5. Ребёнок пытается рассматривать всё только одним глазом.
  6. Один глаз малыша постоянно моргает.
  7. Младенец спокойно относится к принудительному закрыванию одного глаза, но протестует, когда ему прикрывают второй.

Внезапно развившееся у ребёнка косоглазие может быть симптомом ретинопатии недоношенных

Если болезнь не выявлена вовремя, с её прогрессированием симптомы будут лишь усугубляться. При развитии ретинопатии до рубцовых стадий не заметить ухудшения зрения будет уже невозможно.

Признаки ретинопатии недоношенных в зависимости от стадии болезни - таблица

Диагностика заболевания

Выявить ретинопатию недоношенных может только врач-офтальмолог. При осмотре в глаза закапывается лекарство, расширяющее зрачки (атропин), веки фиксируются специальными детскими расширителями, после чего проводится диагностика с использованием аппарата бинокулярной офтальмоскопии. В отдельных случаях могут понадобиться дополнительные исследования:

  • электроретинография;
  • ультразвуковое исследование глаз;
  • регистрация зрительных вызванных потенциалов.

Заболевание диагностируют путём проведения офтальмоскопии, а также с помощью других аппаратных методов

Диагностику недоношенных детей следует проводить каждые 2 недели начиная с четырёхнедельного возраста - до тех пор, пока врач не будет уверен в том, что все сосуды сформировались правильно. При выявлении ретинопатии обследования совершаются со строгой периодичностью:

  • каждую неделю при активной форме болезни;
  • каждые 3 дня при «плюс»-болезни и задней агрессивной форме;
  • каждые 6–12 месяцев при регрессе заболевания - до 18 лет (для исключения осложнений ретинопатии в подростковом возрасте);
  • каждые 12 месяцев, если имеют место рецидивы болезни.

Важно! Распознать ретинопатию на начальных стадиях довольно сложно, поэтому недоношенным детям, находящимся в группе риска, рекомендуется регулярно проходить профилактические осмотры у специалистов.

Неукоснительное соблюдение сроков осмотра позволяет вовремя выявлять ухудшения состояния и предотвращать активное развитие болезни, что часто спасает зрение маленьким пациентам.

Лечение

Первые 2 стадии ретинопатии недоношенных лечения не требуют: необходим лишь регулярный контроль офтальмолога. В большинстве случаев заболевание самостоятельно регрессирует, если же оно переходит в третью стадию, ребёнок нуждается в помощи врачей. Терапия может совершаться тремя способами.

  1. Консервативный - применение антиоксидантных, ангиопротекторных, кортикостероидных препаратов, а также витаминов.
  2. Хирургический - коррекция состояния операционным путём.
  3. Альтернативный - малоизученная на сегодняшний день транскраниальная магнитотерапия.

Первый и последний методы используются в медицинской практике довольно редко. Чаще всего пациент направляется на операцию. При третьей стадии ретинопатии проводят криохирургическую или лазерную коагуляцию сетчатки. Суть криокоагуляции состоит в замораживании жидким азотом той части сетчатки, в которой не образовались сосуды. При этом прекращается формирование рубцовой ткани, болезнь регрессирует. Обычно процедура проводится под наркозом, что связано с риском нарушения дыхания и сердечной деятельности, поэтому офтальмологи предпочитают лазерную коагуляцию - безболезненный метод с минимальными побочными эффектами, в результате которого в проблемной зоне сетчатки создаётся рубец, препятствующий разрастанию сосудов.

Если болезнь перешла в рубцовую фазу и достигла IV стадии, совершается склеропломбировка - механическое совмещение сетчатки с местом отслойки. В случае удачной операции зрение существенно улучшается. Если же метод оказалась неэффективным, проводится витрэктомия, во время которой удаляются рубцовая ткань, стекловидное тело или его части, а при необходимости - хрусталик глаза. В тяжёлых случаях может понадобиться второй этап хирургического вмешательства, а также дальнейшее проведение лазерной коагуляции.

Если лазерная или криохирургическая коагуляция была проведена в течение 1–2 дней после диагностики, эффективность операции достигает 50–80%. Скорость оперативного вмешательства важна и в случае витрэктомии: чем раньше будет совершена процедура, тем больше вероятность сохранения зрения.

Все операции эффективны лишь на первом году жизни ребёнка. В дальнейшем их проведение вряд ли поможет повысить остроту зрения и создать условия для нормального роста глаз.

Возможные осложнения и последствия у детей

После операции, даже если удалось почти полностью сохранить зрение, существует вероятность развития осложнений. В процессе роста и развития ребёнка может сформироваться:

  • близорукость;
  • астигматизм;
  • косоглазие;
  • глаукома;
  • отслоение сетчатки;
  • дистрофия глаза.

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие осложнений, нужно не пропускать офтальмологические осмотры, а при обнаружении малейших изменений - проходить соответствующее лечение.

Профилактика первичного развития болезни аналогична:

  • своевременные обследования у офтальмолога;
  • пристальное внимание к здоровью глаз недоношенных детей;
  • здоровый образ жизни матери во время беременности.

Если после рождения ребёнка возникает необходимость в оксигенотерапии, необходимо при этом контролировать насыщение кислородом гемоглобина крови и не допускать превышения допустимой концентрации.

Причины, факторы риска и терапия заболевания - видео

Ретинопатия недоношенных - заболевание серьёзное и распространённое. Несмотря на большой процент самопроизвольно выздоравливающих детей, болезнь нужно строго контролировать. Здоровье глаз малышей, родившихся раньше срока, во многом зависит от скорости реакции родителей: чем раньше им удастся распознать патологию, тем эффективнее окажется лечение, тем больше будет у ребёнка шансов обрести полноценное зрение.

Приблизительно 80% окружающей информации человек получает посредством зрения, при этом за восприятие окружающего мира отвечает зрительный анализатор.

Зрение у ребёнка формируется ещё в утробе матери вместе с другими системами, но даже при появлении малыша на свет зрительные органы ещё несовершенны, поэтому в течение первых нескольких лет жизни ребёнка его зрение развивается.

Хорошее зрение позволяет малышу познавать окружающий мир, анализировать, учиться, а также способствует крепкому здоровью, ведь у слабовидящих детей, как правило, слабое здоровье и физическая форма, и все это из-за того, что все системы организма имеют прочные связи.

Особенности зрения у новорождённого, этапы его развития

Существует заблуждение, что в младенчестве дети видят все предметы окружающего мира вверх ногами. Но это не совсем так, в раннем возрасте малыши воспринимают объекты повёрнутыми под 90-градусным наклоном.

Каждый день у новорождённого происходят малейшие изменения зрения, с каждым месяцем кроха начинает воспринимать всё больше и больше деталей и к одному году зрение восстанавливается настолько, что малыш видит 1/3 того, что могут видеть взрослые с хорошим зрением.

Зрение новорождённого на первом месяце жизни

Стоит отметить, что малыш уже рождается не слепым, его глаза реагируют на свет. В первый месяц своей жизни ребёнок воспринимает мир в чёрно-белой гамме, поскольку его глазки не развились настолько, чтобы различать другие цвета.

Кроме того, новорождённые в это время способны видеть черты крупных объектов, а также отличать свет от тени, кстати, при близком расстоянии (20-30 сантиметром) малыши видят абсолютно все и даже в мельчайших деталях, только картинка размыта.

Некоторые малыши на первом месяце жизни могут иметь косоглазие, но пугаться этого не стоит, так как зрительные мышцы ещё слабые и пока не могут контролировать движение глазных яблок, со временем это должно пройти.

Второй и третий месяц

Прогресс второго месяца заключается в том, что малыш учится видеть яркие цвета, однако, отличить похожие друг от друга тона, например, синий и голубой, ему ещё не под силу. Помимо этого, новорождённый может улавливать движение предметов , которые движутся по горизонтали, способен останавливать на них взгляд и следить глазами.

Если до двух месяцев ребёнок воспринимал мир в размытом виде, то теперь у его зрения появляется резкость.

По прошествии двух месяцев новорождённый начинает лучше и дальше видеть предметы, может дольше концентрироваться на движущихся объектах. Также младенец способен различать лица родственников, которые проживают с ним в одном пространстве.

Развитие мозга на 4 и 5 месяце

С каждым месяцем происходит всё большее развитие головного мозга у малыша, благодаря чему в возрасте четырёх месяцев кроха способна определить расстояние до интересующего предмета и схватить его, поэтому родителям следует расширять кругозор ребёнка и предлагать ему разные детские игрушки.

К пяти месяцам ребёнок начинает осознавать, что тот или иной предмет существует в пространстве, даже если его на данный момент не видно. Также малыш способен узнать предметы, которые видел раньше, даже если их показать не целиком. В это же время большими темпами происходит развитие цветного восприятия мира, способность отличать друг от друга похожие оттенки.

Шестой, седьмой и восьмой месяц после рождения

По достижению шести месяцев кроха совершенствует свой хватательный рефлекс, это можно увидеть, протянув ребёнку свой палец. Происходит восприятие простых фигур, малыш может подолгу задерживать и фокусировать свой взгляд на интересующем объекте.

В семь месяцев малыш уже обладает хорошей остротой и глубиной зрения, сравнимой даже с этими же параметрами у взрослого.

Восьмимесячный ребёнок способен отличить лица людей и облик предметов, которые расположены в дальнем углу комнаты. В это же время устанавливается постоянная окраска радужной оболочки глаза, со временем может только немного измениться её оттенок.

Становление зрения к году

Годовалый малыш способен рассматривать узоры на объектах, расположенный в непосредственной близости от него. В книжках ему нравится рассматривать цветные изображения и иллюстрации. Стоит читать ребёнку короткие рассказы, при этом уделяя внимание и картинкам.

Стоит добавить, что зрение новорождённого, этапы развития органов зрения у разных малышей проходят по-разному, поэтому нет оснований пугаться, если развитие той или иной зрительной способности проходит с опозданием в несколько недель.

На что родителям необходимо обращать внимание?

Маме и папе стоит обращать внимание на то, как протекает процесс формирования зрения у их малыша. Стоит помогать ребёнку на всех этапах, чтобы данный процесс совершался в пределах нормы. Родители должны показывать ребёнку предметы, рассказывать о них, давать ребёнку самостоятельно их изучать при помощи ручек и ротика.

Очень важно общаться с крохой , рассказывая ему о предметах и объектах окружающего мира, цветах, при это стоит показывать то, о чём сейчас идёт речь.

Лучше всего приобрести в кроватку специальные крутящиеся мобили и подвески, на которых бодрствующий малыш будет фокусировать своё внимание. Самыми подходящими цветами для этих предметов являются ярко-красные и огненно-оранжевые оттенки, в сочетании с синими и зелёными тонами.

Строение органов зрения новорождённого

По мере роста ребёнка его органы зрения, а, точнее, глазное яблоко изменяется незначительно. Наибольший рост этого органа происходит на первом году жизни малыша. Новорождённый имеет глазное яблоко, которое меньше на шесть миллиметров, нежели глазное яблоко взрослого человека, поэтому недавно появившейся на свет малыш обладает дальнозоркостью.

Роговица новорождённо изменяется также медленными темпами, она немного выпукла и имеет форму валика, кроме того, роговица имеет чёткую границу с белковой оболочкой. Через неё не проходят кровеносные сосуды, поэтому она полностью прозрачна. Однако у только что родившихся детей роговица может немного отечь и потерять свою прозрачность, но это проходит через неделю.

Радужная оболочка помогает глазу подстраиваться под изменения освещённости. Радужная оболочка имеет цвет, обусловленный количеством пигмента, содержащегося в ней: чем больше этого пигмента, тем темнее цвет глаз. Дети рождаются с маленьким количеством пигмента в радужной оболочке, поэтому их глаза чаще всего имеет голубую окраску, но с возрастом происходит увеличение этого пигмента.

Сетчатка – это пленочка, которой устланы стенки глаза. Именно она отвечает за восприятие цветов окружающего мира. У новорождённых сетчатка развита неполноценно, поэтому первоначально дети видят только чёрные и белые цвета.

Помимо прочего, у новорождённого присутствует мигательный рефлекс, то есть малыш мигает и жмуриться только от изменения света, а иные движения перед его лицом воспринимаются ребёнком с широко открытыми глазами.

Правильное формирование органов зрения у новорождённого?

Чтобы избежать заболеваний , связанных со зрением, родителям необходимо знать, как должны выглядеть и реагировать на изменение окружающей среды зрительные органы.

  1. Размер зрачков и их реакция на свет. Зрачки ребёнка должны иметь одинаковый размер, а при ярком освещении должны одинаково сужаться.
  2. Глазные яблоки и их размер. У глазных яблок также должен быть одинаковый размер, при этом они не должны быть излишне выпуклыми или, наоборот, иметь непропорционально маленькие размеры. Причиной выпуклых глазок может быть врождённая глаукома, которая без лечения способна привести к слепоте.
  3. Фиксирование взгляда на близкорасположенных объектах. Глаза двухмесячных малышей должны быть направлены в сторону движущегося предмета, при этом оба глаза должны смотреть в одном направлении.

Проверка зрения у новорождённого

В первый раз глазки ребёнку осматривают ещё в роддоме сразу после рождения, а затем родителям вместе с малышом необходимо будет проходить плановые проверки в один месяц, три, шесть и в год. Но при малейшем подозрении на отклонение в развитии зрительных органов стоит прийти на осмотр к врачу-окулисту и внепланово.

Внепланового посещения врача требуют следующие случаи:

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно. Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство – причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко уноворожденного сформированы не полностью. Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика. Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов. У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы. С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения, В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире, «Оттачивается» одновременное движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1 / 3 - 1 / 2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша. При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни . Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка. С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным, Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот, Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче, Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе.

Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение, Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 а: от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.).

В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник, Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот «синих» колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так для новорожденного самой «любимой» игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного

Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако, современные ученые этого не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким он якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспособилась» переворачивать картинку.

К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук , ловит взгляд собственного отражения, улыбается ему .