"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. " Эту цитату из романа М.

А. Булгакова "Мастер и Маргарита" знают все. Кроме того, Пилат упоминается в Библии как человек, вынесший смертный приговор Иисусу Христу. Так был ли булгаковский и библейский Понтий Пилат похож на реального Пилата?

Настоящая дата рождения Понтия Пилата неизвестна. Зато доподлинно известно, что будущий прокуратор Иудеи появился на свет на территории современной области Абруцци (Центральная Италия) . Официально должность Пилата называлась префект Иудеи . Прокуратором он стал в сочинениях Тацита . Иосиф Флавий же называл Понтия правителем (игемоном) и наместником. Эти два названия сплелись в романе Булгакова. Но в 1961 г. в Кесарии была найдена табличка с высеченным фрагментом, из которого видно, что Пилат все же был префектом.

В роли Понтия Пилата - Ян Кречмар. Кадр из телефильма Анджея Вайды "Пилат и другие" (ФРГ, 1972 г.)

Итак, в 26 г. н. э. Пилат стал префектом Иудеи . Его правление отличалось репрессивностью (практика массовых казней), усилением налогового гнета, преследованиями и попиранием лично Понтием иудейской веры. Все это вызывало протесты населения и приводило к ожесточенным народным выступлениям, подавлявшимися римской армией. Современники Пилата, в частности, философ Филон Александрийский называл его жестоким и продажным самодуром, виновным в многочисленных казнях, совершенных без всякого суда.

Збигнев Запасевич в роли Понтия Пилата. Кадр из телефильма Мацея Войтышко "Мастер и Маргарита" (Польша, 1989 г.)

Понтий Пилат более известен тем, что он упоминается в сцене суда над Христом в Новом Завете. Если основываться на нем, то в честь праздника Песаха по традиции префект миловал одного из преступников, осужденных на смерть. В тот год преступников было четверо - Дисмас , Гестас , Варрава и Иисус Христос . Сам Пилат хотел помиловать Иисуса, ибо не видел в нем преступника. Однако, синедрион во главе с первосвященником Каифой был против решения префекта. Конфликт интересов должен был решить народ. Пилат выводил Христа к народу два раза. Народ был за освобождение Варравы. В Евангелии от Луки (23:21) сказано:

… Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.

В итоге, Иисуса распяли, а Пилат "умыл руки" после народного решения (причем, в буквальном смысле).

Понтий Пилат в исполнении Михаила Ульянова. Кадр из фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" (Россия, 1994 г.)

Карьера Пилата в качестве префекта Иудеи кончилась в 36 году . Причиной отставки стала жалоба самаритян римскому легату в Сирии Виттелию на кровавую расправу, учиненную Понтием. Виттелий принял решение отправить экс-префекта в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна. Есть легенда о его самоубийстве в 41 году из-за трудных жизненных обстоятельств. Другая легенда гласит, что его тело после самоубийства было выброшено в Тибр. Но в Тибре были такие возмущения воды, что тело достали и утопили в Роне, но там наблюдались аналогичные явления, как на Тибре. В конце концов, тело Пилата бросили в озеро на высоте 1548 м под Люцерной. В наше время там находится верховое болото. Согласно еще одной версии, Пилата казнил Нерон. Но проверить все эти версии не предоставляется возможности. Будем надеяться, что ученые разгадают тайну жизни Пилата, личности довольно интересной в плане изучения.

Кирилл Лавров в образе Понтия Пилата. Кадр из телесериала Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" (Россия, 2005 г.)

Понтий Пилат известен нашим современникам главным образом из «Евангелия».

Считается, что это был прокуратор (римский наместник) Иудеи, при правлении которого был распят на кресте Иисус Христос. Что же известно об этом историческом деятеле?

Прокуратор? Игемон? Префект?

Титул Понтия Пилата античные историки называют по-разному:

  • Тацит считал его прокуратором;
  • Иудейский историк Иосиф Флавий называл его «игемоном» (правителем) и наместником.

Однако в 1961 году в Кесарии итальянскими археологами была найдена надпись, из которой следовало, что Понтий Пилат, как и все остальные римские наместники Иудеи, носил звание префекта. Это была первая археологическая находка, засвидетельствовавшая реальное существование такого исторического лица, как Понтий Пилат.

Абсолютный злодей

Христианские легенды рисуют нам Понтия Пилата как абсолютного злодея. В «символе веры» сказано: «Верую в Иисуса Христа вседержителя… распятого за нас при Понтии Пилате». Тем не менее, евангельский рассказ упоминает, что прокуратор не желал убивать Христа, не видя за ним никакой вины, и только лишь подчинился велению толпы.

Тем не менее, в сознании верующих прочно укрепился стереотип о нём как об отрицательном персонаже. Однако этот стереотип недалёк от истины. Все авторы того времени описывали Пилата как правителя, жестокость и безумие которого не знали предела. Придя к власти, он установил в Иудее тяжкое налоговое бремя, политику террора и насилия, совершал бесчисленные ограбления оскорбления религии и суровые казни, часто вообще без суда.

На зверства Пилата жаловался Калигуле иудейский царь Агриппа I. О дальнейшей жизни Пилата сохранилось мало сведений. Сообщается, что он покончил с собой в силу разных обстоятельств. В апокрифах рассказывается, что тело Пилата несколько раз бросали в реки и озёра, но вода начинала сильно возмущаться, не желая принимать мертвеца.

Понтий Пилат – христианский святой

Строго говоря, отношение христиан к Пилату не совсем отрицательное: по мере распространения христианства он стал приобретать в народе иную репутацию – человека покаявшегося и обратившегося к христианству. Это нашло отражение даже в романе «Мастер и Маргарита», где Понтий Пилат показан как трагический персонаж, своего рода заложник традиций.

Но этого мало: эфиопская православная церковь причислила Пилата… к лику святых. Он был канонизирован вместе со своей женой Прокулой. Дело в том, что Прокула позднее стала ассоциироваться с римлянкой Клавдией, принявшей христианство и упомянутой у апостола Павла. В мифологической традиции эта святая имеет поэтому двойное имя – Клавдия Прокула.

Сама Прокула, жена Понтия Пилата, известна из «Евангелия от Никодима» - апокрифического сочинения, в котором описывается казнь Иисуса Христа, его воскресение, а также «сошествие во ад». Впрочем, упоминание супруги Пилата, не названной по имени, есть и в «Евангелии от Матфея». Там женщина говорила Пилату, чтобы он не делал никакого зла Христу, поскольку она видела связанное с ним знамение во сне.

Словосочетание «Понтий Пилат» известно, пожалуй, каждому образованному человеку. Однако, чего греха таить, для большинства людей основными источниками информации

о носителе данного имени остаются роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и евангельские тексты Нового Завета. Хотя о Понтии Пилате писали такие авторитеты как Иосиф Флавий, Филон Александрийский, римский историк Корнелиус Тацит. Существуют также апокрифические толкования, рукописи Евсевия Кесарийского, наконец, позднейшие находки археологов и историков.

А посему есть возможность немного дополнить хрестоматийный образ знаменитого римлянина или, если угодно, слегка «протереть» его - чересчур много лака скопилось на чеканном профиле железного претора за без малого две тысячи лет.

Оговоримся сразу: гипотезы, версии, домыслы неизбежно, подобно плющу, оплетают биографии известных людей, а таких персонажей как Пилат – в особенности. Поэтому всякое суждение о нем является, в той или иной мере, компиляцией различных мнений, и корректность любого утверждения зависит от того, насколько плотно эти мнения «прилегают» друг к другу, если, конечно, речь не идет об узкопрофессиональном анализе.

Понтий Пилат (Pontius Pilatus) - аристократ из клана Понтиев, римский всадник (существовало такое сословие), пятый прокуратор Иудеи. По латыни «pilatus» означает «копьеносец».

Дата рождения, впрочем, как и дата смерти, точно неизвестны.

По романтической легенде Пилат родился вне брака от царя Майнца – Тира. Стало быть, германец.

По более прозаической версии Пилат родился в обычной римской, хотя и знатной, семье, получил достойное образование и благодаря личным качествам дослужился до поста прокуратора. Впрочем, женат он был на незаконной дочери императора Тиберия, внучке императора Августа – Клавдии. Безусловно, данное обстоятельство не могло не способствовать его дипломатической карьере.

Исторически же карьера Пилата начинается в 26 году (все приводимые даты от Рождества Христова), когда Тиберий назначил его прокуратором Иудеи на смену Валерию Грату.

Заметим, в 1961 году в Кесарии была найдена каменнная плита с выбитой на ней надписью, датируемой периодом правления Пилата. Из текста следует, что Понтий Пилат (как и все наместники Рима в данном регионе с 6 по 41 годы), занимал все же должность не прокуратора, но префекта. Кстати, обнаружение упомянутой плиты явилось лишним и неоспоримым доказательством самого существования чиновника по имени Понтий Пилат.

Строго говоря, Пилат правил не только Иудеей, но также Идумеей и Самарией и, по некоторым данным, был шестым по счету прокуратором. Однако, порядковый номер - вопрос спорный. Посему, а также для краткости и по привычке, мы, подобно древнейшим историкам, будем называть преемника Валерия Грата по-булгаковски просто: «пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат».

В должности прокуратора он просуществовал десять лет, c 26 по 36 годы, достаточно долго по тем временам, что косвенно свидетельствует о его компетенции. Хотя у каждого «эффективного менеджера» есть и обратная сторона, о чем чуть ниже.

Вместе с мужем в проблемную провинцию прибыла и Клавдия Прокула, что было нехарактерно для жен чиновников подобного ранга. Обычно жены прокураторов оставались на родине, дома, у окошка.

Проживали супруги в Кесарии Приморской, в резиденции римских правителей, что примерно в ста километрах от Иерусалима. В столице у Пилата также был свой дворец - «преторий» (бывший дворец царя Ирода), куда он периодически наведывался по делам службы. Основными должностными обязанностями прокуратора были: олицетворение власти Рима, обеспечение общественного порядка, надзор за поступлением податей, отправление правосудия.

После знакомства с традиционными источниками, образ Понтия Пилата вызывает скорее симпатию: мятущийся, с нарушенной цельностью, однако волевой и сильный человек, пытается преступить сложившиеся обстоятельства по некоему внутреннему зову... Это импонирует.

И все же (по многочисленным данным светских исследователей) Пилат был жесток, коварен, беспощаден.

К иудейскому народу относился крайне высокомерно и с нескрываемым презрением. Возможно, в присные времена подобная «динамичность» характера была вполне обоснована и даже целесообразна, но по факту - правление Пилата зиждилось на лжи, провокациях, насилии и казнях. Любое противодействие неотвратимо каралось.

Пилат был первым прокуратором, посягнувшим на святая святых всех евреев - на их религиозное чувство;

тогда как политика Рима того времени на подчиненных территориях была подчеркнуто веротерпимой и весьма аккуратной в подобных деликатных вопросах. Тем не менее, Пилат Понтийский неоднократно допускал самовольные уклоны и даже крены по отношению к «генеральной линии».

Одним из первых демаршей свежеиспеченного прокуратора стал небезызвестный казус «со щитами и знаменами»: прибывшие в Иерусалим на зимние квартиры легионы вошли в город со щитами и штандартами, на которых были явлены изображения римских кесарей. Между тем по иудейским понятиям, исключавшим какие бы то ни было изображения человека, это было прямым оскорблением народа и глумлением над религией: римляне кощунственно внесли в Святой Город языческие символы собственной власти. Разумеется, Пилат прекрасно ведал, что творит; более того, все было проделано в ночное время и безо всякого предварительного уведомления. Проще говоря, столичных жителей поставили перед фактом.

Это вызвало колоссальный эффект: на следующий день огромные толпы народа отправлялись в Кесарию, чтобы лично обратиться к прокуратору с протестом. Несмотря на всевозможные встречные угрозы, иудеи действовали бескомпромиссно, демонстрируя готовность немедленно умереть, только бы не терпеть подобных притеснений.

Их противление было настолько мощным, что даже такому непримиримому типусу как Понтий Пилат пришлось уступить: имперские символы были вынесены из Иерусалима и возвращены обратно в Кесарию.

Хотя, скорее всего, лишь страх перед возможным гневом императора Тиберия способствовал подобному разрешению конфликта, однако сути это не меняет: провокация, пусть и с неудачным финалом, была проведена.

Другой пример.

Будучи истинным римлянином, Пилат обожал созидать. В частности, он вознамерился построить в Иерусалиме акведук, по которому вода в город должна была поступать из отдаленных источников, преодолевая расстояния до четырехсот стадий. Однако на благое начинание требовались средства.

В бюджете таких средств не было. Ничтоже сумняшеся, прокуратор изымает требуемую сумму из жертвенных денег святилища Храма (так называемый «корбан»).

Разумеется, иудеи были в шоке. Они окружили стройплощадки, яростно протестуя и препятствуя проведению работ. Надо ли говорить, что беспорядки были безжалостно пресечены с огромным числом жертв, а также избитых и покалеченных.

Казалось бы, ничего особенного, обычная практика.

Но соль данного примера в следующем: предвидя активную реакцию населения, Пилат решил не использовать в подавлении войска, но внедрил в толпу переодетых в гражданское провокаторов, несущих под одеждой кнуты, дубинки и тому подобные средства. По условному сигналу началась спецоперация по разгону митингующих с самыми печальными для них последствиями. Очень характерный эпизод.

В письме к императору Калигуле (сменившем Тиберия) номинальный царь Иудеи Ирод Агриппа Первый так характеризует личность и правление Пилата: «... от природы жестокий, самоуверенный, неумолимый... погрязший в лихоимстве, бесчинствах, злобе... беспреpывных казнях без сyда... ужасной и бессмысленной жестокости» (цитата по Филону Александрийскому).

Исторической доминантой биографии Понтия Пилата несомненно являются суд над Иисусом Христом и казнь Спасителя.

Существуют два подхода к пониманию того, что же все-таки произошло в самом начале Новой Эры.

Первый подход – канонический, описанный в Новом Завете; другой – скептически-аналитический, скажем так, который если не опровергает, то подвергает серьезным сомнениям общепринятую христианскую трактовку.

Итак, согласно Канону (кратко, насколько возможно), Иисус проповедовал в Иерусалиме, увлекая за собой множество людей, считавших его Мессией. Приход Мессии был предначертан Ветхим Заветом - израильтяне ждали его, истово веря в неизбежность пришествия. Слухи о новоявленном проповеднике распространялись с неимоверной быстротой, популярность Иисуса росла, что не могло не тревожить местное духовенство. В конце концов, Христос был схвачен и изолирован. Его обвинили в богохульстве, ереси, организации массовых беспорядков и прочем, сопутствующем тому. «Самозванец» был судим Синедрионом (высшим судебным органом иудеев) и приговорен к смерти.

В довершение приговор должен был утвердить римский наместник, то есть, Понтий Пилат. Ознакомившись с делом, прокуратор не усмотрел в речах и поступках подсудимого смертных преступлений и призвал Синедрион пересмотреть приговор. Однако те и слышать не хотели. Пилат настаивал, троекратно увещевал, но все безрезультатно: «Распни его!», - скандировала толпа. Пилат вынужденно уступил, оставшись все же при особом мнении: он буквально умыл руки перед народом, демонстрируя свою непричастность к предстоящему.

Иисус Христос был подвергнут бичеванию и в страшных мучениях казнен через распятие на кресте.

Скептики сомневаются: на главный вопрос прокуратора - "Ты Царь Иудейский? ", - Иисус прямо не отвечает, но и не отрицает категорично («Ты говоришь...»), чем косвенно подтверждает свое мессианство и, тем самым, автоматически присваивает себе царский титул. Самостийная претензия на власть по римским законам - тяжкое преступление. Более того, это чревато очередным бунтом. Неудивительно, что Пилат отправляет смутьяна на Голгофу с глумливой надписью на кресте "Иисус Назаретянин Царь Иудеев".

О каких колебаниях со стороны прокуратора может идти речь?

Власть Пилата в Иудее де-факто была абсолютной, и если бы он хотел освободить или помиловать кого бы то ни было, то не стал бы испрашивать разрешения у орущей, презираемой им толпы.

Если учесть, к тому же, особенности нрава Всадника Золотое Копье, то приведенный эпизод выглядит просто нонсенсом, тем паче, что ранее имели место гораздо более серьезные прецеденты.

Или так: почему римские солдаты глумились и издевались над тем, кому Пилат втайне симпатизировал, а двое других осужденных за реальные преступления обошлись без предварительного истязания?

Почему толпа до такой степени ненавидит Иисуса, что готова помиловать убийцу, нежели того, кому еще недавно пела осанну как царю и устилала путь своими одеждами?

Доводов много, не всегда бесспорных, но в сухом остатке звучит категорично следующее: почему Пилат противился казни Иисуса?

Действительно, с точки зрения имперского чиновника, прокуратор повел себя нелогично. Слова и дела назаретянина несли угрозу религиозным и государственным устоям Иудеи, сиречь, территории, вверенной попечению римского наместника. Любая смута, а тем более социальный взрыв, гарантировали серьезные неприятности, в первую голову, самому прокуратору. С чего же Пилату было защищать смутьяна и бродягу, если это не влекло никакой пользы ни для себя, любимого, ни для Римской Империи?

Наоборот, неизбежно следовало обострение отношений со строптивыми иудеями и, что гораздо хуже, с римским начальством.

А может, именно поэтому, именно в пику Синедриону и ненавистному первосвященнику Каиафе, супротивничал Пилат? Допустим.

Но стоит ли овчинка выделки? Сомнительно...

Истинно верующие хмыкнут: Пилат защищал не безумного самозванца, претендующего на роль Мессии, но самого Спасителя! Как распознал? Имеющий душу да почувствует. Понимать надо...

Что тут скажешь? Вера начинается там, где кончается знание. И наоборот. Во всяком случае, ни один из источников не дает внятного ответа на главный вопрос: зачем Пилату все это было нужно? Да будь Иисус тысячу раз невиновен, Пилат сдал бы его и не поморщился – с его-то послужным списком и отношением к правосудию! Ну не из-за головной же боли и розового масла, в конце-то концов.

Короче, фактически - неясно.

Парадоксально, но именно центральное событие в жизни Понтия Пилата дает меньше всего достоверной информации об этом человеке.

После описанных событий Пилат Понтийский еще более трех лет правил Иудеей. Вопреки апокрифическим взглядам стиль его правления не изменился, и народные волнения продолжали периодически вспыхивать по разным поводам. Однако произошло событие, последствия которого прокуратор, мягко говоря, недооценил.

Большое число самаритян собралось на священной для них горе Гаризим с целью отыскать священные сосуды, которые (по уверениям некоего проповедника) там закопал еще Моисей. В общем, это была обычная религиозная церемония, однако собравшая огромное количество верующих.

Пилат, очень не любивший подобных сборищ, приказал разогнать толпу. Была учинена самая настоящая резня, унесшая множество жизней, в том числе и очень влиятельных членов самаритянской общины.

Представители Верховного совета Самарии немедленно обратились к консулу Виталлию (имперскому легату Сирии и непосредственному начальнику прокуратора), умоляя спасти людей от ужасов пилатовского правления.

Терпение Рима лопнуло. Очередное превышение власти было налицо. Неистовый всадник был отстранен от должности и срочно отозван в метрополию для дачи объяснений.

К прежнему месту службы пятый прокуратор Иудеи уже не вернулся.

И это – последнее, что более или менее достоверно известно о человеке по имени Понтий Пилат.

Обстоятельства смерти бывшего прокуратора исключительно легендарны.

Историки и теологи единодушны лишь в том, что Пилат покончил с собой. Одни считают, что экс-прокуратор до Рима не доехал, а банально зарезался в дороге собственным кинжалом. Другие уверяют

(и это самая распространенная версия), что Калигула, преемник императора Тиберия, сослал Пилата в Вену, где тот и свел счеты с жизнью. Нравоучительная легенда продолжает эту тему: тело самоубийцы пытались утопить в водах Тибра, а позднее – Роны, но безуспешно: реки не принимали его, буквально «выталкивали» труп на поверхность. И все-таки его удалось схоронить в безвестном альпийском озере.

С тех пор и до наших дней каждый год в пятницу перед Пасхой у воды появляется томящийся призрак, и в тщетном стремлении очиститься, все умывает и умывает свои бесплотные, обагренные кровью руки...

По прошествии двух тысяч лет довольно трудно восстановить историческую судьбу каждого из тех, кто упоминается в Евангелиях: родственников, учеников Христа, а особенно тех, кто принимал решение распять Его. Биографии многих из этих людей сильно искажены театральными и кинопостановками, а писатели и художники добавили в них самые немыслимые подробности. Ученые-библеисты также выдвинули массу гипотез о том, как же жили персонажи Евангельской истории до и после Распятия и Воскрешения Господа. Страна.Ru попыталась обобщить и упорядочить эти сведения.

Святой Понтий Пилат покончил с собой

Пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии Понтий (Pontius), прозванный Пилатом (Pilatus), вероятно, вследствие пожалованного емy или одномy из его пpедков почетного дpотика (pilum), был неплохим администpатоpом, потомy и yдеpживал свой пост целых десять лет. О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, возможно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36.

По свидетельству Филона Александрийского, правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным. Он оскорбил религиозные чувства евреев, позволив своим солдатам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой, а также использовал средства, хранившиеся в священной сокровищнице, для строительства акведука. Последнее, что известно из достоверных источников – правление Пилата закончилось после учиненной им резни самарян, которые собрались на горе Гаризим, чтобы выкопать священные сосуды (их, как уверял некий самозванный мессия, закопал там еще Моисей). В результате Пилату было приказано возвратиться в Рим.

Велика роль Пилата в суде над Иисусом, которого он мог сразу признать преступником, но всячески пытался избежать принятия решения. Согласно евангелисту Марку, Понтий просто соглашается с приговором Синедриона и требованием народа. Евангелист Матфей, описывая эту сцену, прибавляет к ней еще и эпизод с умыванием рук, символизирующий отказ принимать на себя ответственность за убийство невиновного. В третьем и четвертом Евангелиях – от Луки и Иоанна – Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса, отступая лишь под давлением первосвященников и толпы.

Относительно последующей, после распятия Христа, жизни Пилата существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Так, согласно Евсевию Кесарийскому, Пилат был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах.

Однако раннехристианские авторы II века утверждают, что на самом деле Пилат считал Христа Царем Иудейским, а сам был верующим христианином. Эта версия подтверждается тем фактом, что сделанная по приказу Пилата надпись на доске, прикрепленной к распятию, гласила: “Иисус из Назарета, Царь Иудейский”. Таким образом он вступил в конфликт с первосвященниками, требовавшими, чтобы на доске было написано несколько другое, а именно – вина Иисуса: “Человек, который считал себя Царем Иудейским”.

Известен фрагмент коптского папируса, хранящегося в настоящее время в Оксфорде, где сообщается, что пятый прокуратор верил в Бога, которого предал Распятию. Кстати, в Коптской и Эфиопской Церквах Понтий Пилат причислен к лику святых как мученик, умерший за веру. И день святого Пилата отмечается 25 июня.

Клавдия Прокула – первая обращенная язычница

Согласно историку Церкви епископу Евсевию, мать Клавдии Прокулы (жены Понтия Пилата) была супругой императора Тиберия, а бабушка – императора Августа. Сама же Клавдия Прокула упомянута только в Евангелии от Матфея: во время суда над Христом она прислала к мужу гонца и, ссылаясь на увиденный ею сон, просила помиловать праведника. Считается, что она втайне сочувствовала новому учению, и, по мнению Оригена, ее следует признать первой язычницей, обратившейся в христианскую веру.

В календарях восточнохристианских Церквей Клавдия была прославлена как святая, первохристианская мученица с именем Прокла.

Ирод Великий избивал младенцев и снижал налоги

Царь Ирод родился в южной Палестине в 73 году до н.э. В это время Иудея пользовалась видимостью независимости под властью династии Хасмонеев. Захватив южную Палестину, где обитали эдомитяне, Хасмоней Иоанн Гиркан принудил их к принятию иудаизма. Его сын Александр Яннай назначил местного аристократа Антипатра наместником всей этой области. А его сын, также носивший имя Антипатр, и был отцом Ирода. Взяв жену из западной Аравии, Антипатр обеспечил себе поддержку богатых и влиятельных арабов-набатеев. Таким образом, его дети, хотя и исповедовали иудаизм, были арабами и по отцу, и по матери.

В 26 лет Ирод – римский гражданин по отцу – был назначен правителем Галилеи, а в 41 году до н.э. Марк Антоний, с которым Ирод дружил с юных лет, сделал его тетрархом (царем) Галилеи. В следующем году в Палестину вторглись парфяне, началась междоусобная борьба, что вынудило Ирода бежать в Рим. Там сенат назначил его царем Иудеи, наделил войском и отправил назад.

В 37 году до н.э. царь Ирод сделался единоличным владыкой Иудеи и оставался им 32 года. Палестина при нем, вопреки расхожему мнению, процветала: известно, например, что Ироду удавалось дважды существенно снижать налоги. Кроме того, Ирода можно назвать и царем-строителем. Так, в Иерусалиме при нем была совершена полная перестройка Храма. Царь был достаточно плодовит, что по тем временам не было большой редкостью: у Ирода было десять жен и четырнадцать детей.

К несчастью, была в характере тетрарха и темная сторона, выражавшаяся в патологической подозрительности и кровожадной ревности. Последние годы жизни Ирода были омрачены душевным и физическим упадком. Ирод трижды менял завещание и, в конце концов, лишил наследства и казнил своего первенца с “родовым” именем Антипатр. Окончательное завещание предусматривало, что с разрешения Августа царство будет разделено между тремя сыновьями – Архелаем, Антипой и Филиппом. После неудавшейся попытки самоубийства Ирод умер в конце марта или начале апреля 4 года до н.э. Отданный незадолго до смерти приказ перебить младенцев в Вифлееме вполне подтверждает его критическое состояние в конце царствования.

Тот самый Ирод

Среднего сына Ирода Великого – Антипу – Христос (Лука 13:32) называет “лисицей”. После изгнания Архелая Антипа сделался главой рода и принял имя Ирод, под которым он и выступает в Евангелии. Он отверг свою законную жену, ради Иродиады, жены своего сводного брата Филиппа. Это вызвало войну с набатеями и навлекло на правителя упреки Иоанна Предтечи, которого он в итоге казнил.

Именно Антипа и был тем самым Иродом, перед которым предстал Иисус перед Распятием. Когда его племянник Агриппа I сделался царем Северной Палестины, Антипа, подстрекаемый Иродиадой, отправился в Рим, чтобы истребовать это царство для себя. Однако Агриппа объявил Антипу предателем, и Антипа был сослан в маленький город у подножия Пиренеев, где умер в 39 году.

Каиафа подписал себе смертный приговор

Воины, схватившие Иисуса, повели Его через поток Кедрон к дворцу Анны, бывшего первосвященника. Анна был старейшим главой священнического рода, поэтому из уважения к его возрасту люди по-прежнему признавали его первосвященником. Ему первому надлежало увидеть Иисуса и присутствовать на допросе, так как первосвященники опасались, что менее опытный Каиафа не сумеет осуществить то, что они хотели совершить. (Каиафа – прозвище иудейского первосвященника Иосифа, саддукея, преследовавшего Христа и апостолов. Имя Каиафа произошло либо от к иврита “коэн яфэ” – священнослужитель, либо, как написано в Именном указателе Брюссельской Библии, Каиафа – это исследователь.)

Официально осудить Христа должен был Синедрион, а у Анны Его предварительно допросили, так как по римскому закону Синедрион не имел права приводить в исполнение смертный приговор. Вот почему Христа надо было обвинить в таких деяниях, которые показались бы преступлениями и римлянам, и иудеям, среди которых было немало сторонников Христа. Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (тогда Его осудили бы иудеи) и подстрекательство к бунту (тогда бы его, наверняка, осудили и римляне). Именно Анна, не дождавшись предполагаемых ответов, прославился тем, что начал истязания, ударив Христа по лицу.

Анна приказал отвести Иисуса к Каиафе из саддукеев – самых непримиримых врагов Иисуса. В ожидании членов Синедриона, Анна и Каиафа снова допросили Иисуса, и снова не добились успеха. Каиафа, видя в Иисусе соперника, хотел поскорее вынести приговор. Наконец, он поднял правую руку к небу и торжественно обратился к Иисусу: “Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам. Ты ли Христос, Сын Божий?”. На что получил ответ: “Ты сказал”.

В этот момент Каиафа совершает самый неожиданный, но знаменательный поступок – в ярости разрывает священнические одежды. Пытаясь оказать давление на судей и добиться осуждения Христа, первосвященник сам осудил себя, поскольку лишился права на священство. Ведь, согласно закону Моисея (Лев. 10:6), первосвященник не должен был раздирать свои одежды под угрозой смерти. Правда, среди иудеев существовал обычай разрывать одежды во время смерти близких, но на священников даже этот обычай не распространялся. Надлежало, чтобы одежды священника были из цельного куска ткани и блистали чистотой. Эти прекрасные одежды предназначались для служения в храме и символизировали Великую Реальность. Так Каиафа сам приговорил себя к смерти.

На месте дома Каиафа была поставлена Церковь Святого Петра в Галликанту – именно здесь Петр отрекся от Иисуса. В 1990 году здесь была обнаружена могила Каиафы и оссуарий – сосуд из глины, камня или алебастра для хранения костей умершего.

Иуда Искариот как Моисей и Эдип

Согласно “Золотой легенде” Иакова Ворагинского (собранию средневековых нравоучительных историй), родители Иуды, напуганные предсказанием о его будущей страшной участи, сразу же после рождения сына положили его в корзинку (почти как Моисея) и бросили в море, которое отнесло младенца на “остров, называемый Скариот”. Его усыновила королевская семья, где он играл с маленьким принцем. Но уже тогда он проявил свое коварство: Иуда убил принца и бежал. А затем (и тут видна перекличка с греческим Эдипом) он женился на вдове, оказавшейся его собственной матерью. Но, как считают исследователи, все это сплошные выдумки.

Как известно из Библии, Иуда Искариот ведал расходами общины учеников Христа, нося с собой “денежный ящик” для подаяний. Он предложил первосвященникам свои услуги за назначенную цену – 30 серебреников. На Тайной вечере Иуда Искариот слышит слова Христа: “Один из вас предаст меня”. В знак того, что это сделает именно Иуда Искариот, Христос подал ему кусок хлеба. Узнав об осуждении Христа судом Синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, Иуда Искариот в раскаянии возвратил 30 серебреников со словами: “Согрешил я, предав кровь невинную”. Эти деньги пошли на уплату за земельный участок некоего горшечника, на котором было устроено кладбище для иноземцев, а Иуда Искариот в отчаянии удавился. Место Иуды Искариота в кругу 12 апостолов было по жребию передано Матфию.

В фольклоре дерево, на котором повесился Иуда Искариот (“иудино дерево”) – осина, которая с тех пор не перестает дрожать. В живописи и иконописи Иуда Искариот изображается иногда с мешочком для денег, что напоминает о словах из Евангелия от Иоанна, сказанных Иудой Марии Магдалине: “Для чего не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?” Бороду Иуды часто рисуют желтой – это цвет как трусости, так и предательства.

Примечательно, что циркумцеллионы – африканская секта самоистязателей – резали, жгли себя, бросались в воду, во имя Христа. Порой целые толпы их с пением псалмов кидались в пропасти. Они утверждали, что самоубийство “во славу Божию” очищает душу от всех грехов. Народ чтил их, как мучеников. Однако циркумцеллионы никогда не вешались – потому что Иуда Искариот повесился.

Варавву звали Иисусом

Варавва, совершивший во время мятежа убийство, был самым опасным из всех преступников, находившихся в тюрьме незадолго до Распятия. О нем упоминают все четыре евангелиста. Само прозвище Ваpавва является чем-то вроде отчества. С арамейского “Баp-Рабба” Варавва переводится как “сын учителя”, а “Баp-Раббан” означает “сын учителя нашего”. Однако настоящее имя “разбойника” в большинстве изданий Нового Завета (кроме Евангелия от Матфея) вообще не упоминается, поскольку, как оказалось, Ваpаввy звали Иисусом. Имя Иисyс, применительно к Ваpавве, встречается в Тбилисском кодексе “Коридети” (IX в.), в Армянской версии и в ряде минyскyльных pyкописей X-XV веков.

С точки зрения римлян, Варавва был преступником, но ради удовлетворения иудеев они помиловали его. Пилат, не оправдывая невиновного Иисуса, делает попытку повернуть ход событий так, чтобы народ сам отпустил Его, так как он поддерживал обычай в честь праздника выпускать узников, за которых попросит народ. Пилат велит привести Варавву, ставит рядом с Иисусом и говорит: “Кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?”

Что стало с Вараввой, после того, как его выпустили из тюрьмы на Пасху – неизвестно.

Иосиф Аримафейский умер в Англии

Иосиф Аримафейский был тайным учеником Христа. Как член Синедриона он не участвовал в “совете и деле” иудеев, вынесших смертный приговор Спасителю. А после Распятия и смерти Иисуса он дерзнул пойти к Пилату и просил у него Тело Господа, Которое и предал погребению при участии праведного Никодима, тоже тайного ученика Господа. Они сняли с Креста Тело, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) – в саду Гефсиманском, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц. Привалив тяжелый камень к двери гроба, они удалились.

Английская куртуазная литература 13 века уверяет, что именно Иосиф из Аримафеи собрал кровь распятого Христа в чашу, из которой Иисус пил во время Тайной Вечери – Чашу Грааля. По приказу голоса Иосиф с обращенными в христианство людьми покидает Иерусалим, неся с собой чашу. Как утверждается, Святой Иосиф скончался мирно в Англии, отдав Грааль сподвижникам.

Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса

Почти через 2000 лет найдено историческое свидетельство существования Христа, вырезанное буквами на камне. Надпись найдена на древней урне с прахом и гласит: “Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса”. Арамейские слова, выгравированные на боку урны, представляют собой курсивную форму письма, использовавшуюся приблизительно с 10 до 70 гг. н.э. Что было подтверждено известным палеографом Андре Лемэром Сорбонна в Париже. Сама урна-оссуарий датируется приблизительно 63 годом н.э.

Древние надписи этого типа характерны для царских памятников или могил знатных людей, и делались в память о правителях и других официальных фигурах. Но в первом веке нашей эры у евреев был обычай переносить прах своих умерших из погребальных пещер в оссуарии. Такая практика прекратила свое существование после разрушения еврейского храма в 70 году н.э. Никто точно не знает, почему эта практика существовала и почему она прекратила свое существование.

Лабораторные тесты, проведенные Институтом Геологии в Израиле, подтверждают, что известняк, из которого изготовлена урна, был взят в области Иерусалима. Патина – тонкий налет, который образуется на камне и других материалах от времени, – имеет форму цветной капусты, такого рода налет обычно образуется в пещерной среде. Оссуарий Иакова – один из редких древних артефактов, содержащих упоминание фигур Нового Завета.

Апостол Петр был распят вниз головой

Один из 12 апостолов Иисуса Христа, называемый в Новом Завете по-разному: Симоном, Петром, Симоном Петром или Кифой. Уроженец Вифсаиды в Галилее, он был сыном Ионы и братом Андрея. Петр, как его брат и товарищи, Иаков и Иоанн занимался рыбной ловлей. К моменту начала служения Христа Петр был женат и проживал в Капернауме – именно там, “в доме Петровом”, его теща была чудесно исцелена от горячки. Петра впервые привел к Иисусу его брат Андрей, который, как и Иоанн, сын Зеведеев, принадлежал к числу последователей Иоанна Крестителя. (От Христа Симон получил новое имя, по-арамейски звучащее “Кефа” – камень, скала, которое указывало на его место в Церкви. В Новом Завете это имя чаще встречается в переводе на греческий – “petros”, откуда образовано латинское Petrus и русское Петр.) Тремя днями позже он присутствовал вместе с другими учениками на брачном пиру в Кане, где Христос сотворил свое первое принародное чудо. Петр сопровождал Христа и его учеников в Иерусалим, а затем – через Самарию – назад в Галилею, где на короткое время возвратился к ремеслу рыбака, пока он и его брат не были призваны Иисусом оставить свои сети и сделаться “ловцами человеков”.

Начиная с этого момента, евангелисты изображают Петра как постоянного спутника Христа, занимающего особое положение среди других учеников, его имя фигурирует первым в различных перечнях 12 апостолов.Петру было свойственно мужество, что проявилось, когда он, выхватив меч, отрубил ухо воину в Гефсиманском саду. Он же и наиболее глубоко из всех апостолов “пал” – трижды отрекся от Христа. Но в то же время Петр был и первым из апостолов, кому Христос явился после своего Воскресения. В Пятидесятницу он произнес первую проповедь перед народом, возвестив о смерти и воскресении Иисуса, обратив этой проповедью около трех тысяч человек. А затем, исцелив хромого у врат Храма, Петр стал первым из апостолов, сотворившим чудо “во имя Иисуса Христа Назорея”. Он крестил центуриона Корнилия в Кесарии, положив начало вступления в Церковь многочисленных язычников.

В 49 году апостол Петр возвратился в Иерусалим, где сыграл ключевую роль на Соборе, после которого он возобновил свои миссионерские походы и обосновался в Риме. Там апостол Петр был казнен между 64 и 68. По свидетельству Оригена, Петр по его собственной просьбе был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь. Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь Собора св. Петра.

Примечательно, что считая себя преемниками апостола Петра, ни одни из римских пап до наших дней не решился на то, чтобы взять его имя.

Первое мое знакомство с личностью иудейского правителя Понтия Пилата произошло во время чтения книги «Мастер и Маргарита», мне было 15. У Михаила Булгакова палач Христа получился сентиментальным добряком, страдающим страшными головными болями. Лучше узнать историю, случившуюся две тысячи лет назад и увидеть настоящего Пилата, мне помогла Библия.

Властолюбивый и жестокий Понтий Пилат

Думаете, что Понтий Пилат это имя и фамилия? Оказывается, нет. Понтий – фамилия итальянского происхождения. А имя до сих пор не известно. Пилат – это прозвище, его переводят как «человек с копьем», что свидетельствует о воинской деятельности Пилата.


Правитель Иудеи был жестоким, властолюбивым человеком и подотчетным только римскому императору. С 26 по 36 годы н. э. он исполнял обязанности прокуратора. Историки отмечают, что за этот период было много массовых казней. Евреи крайне возмущенные римской оккупацией, регулярно устраивали бунты и протесты, их римляне жестоко подавляли. Многочисленные жалобы дошли до Рима – Пилата уволили.

Пилат исполнил свое предназначение свыше

Именно Библия познакомила мир с Понтием Пилатом, он вошел в историю как палач Иисуса Христа. Прокуратор имел власть помиловать Осужденного, но не проявил твердость, боялся потерять высокую должность. Осознавал, что Христос не виновен и хотел отпустить Его. Поэтому приказал жестоко избить Иисуса, надеялся, что толпа разжалобится. Она жаждала большей крови. Следуя древнееврейскому обычаю, Пилат умыл руки, демонстрируя свою непричастность.


Трагический конец Понтия Пилата

После увольнения в 36-ом году, Пилата сослали в Галлию, теперь это Франция. Есть несколько версий смерти:

  • самоубийство из-за позорного увольнения;
  • Пилат казнен Нероном;
  • гибель во время гонений Нерона на христиан. Возможно, Понтий стал христианином как и его жена.

Клавдия Прокула, жена Пилата, упоминается в четырех Евангелиях как заступница Иисуса Христа. Историки полагают, что Клавдия была незаконнорожденной дочерью императора Тиберия и внучкой правителя Августа Октавиана. Клавдия после Воскресения Христа приняла Крещение, о ней упоминается во втором послании Павла к Тимофею, и она причислена к лику святых.