Для человека верующего актуальным является вопрос милостыни. Страждущих и бедствующих во все времена было предостаточно, помощь таким людям считается благодатью, очищает сердце и душу дающего.

Напомним простую истину: чем больше ты отдаешь, тем больше тебе возвращается. Следовательно, сердце твое должно быть открыто для других, глаза твои должны видеть несчастья вокруг, руки твои должны помогать. Если каждый откроет сердце свое, глаза свои и протянет руки ближнему, то мир, как бы банально это не звучало, станет лучше.

Мошенники: что с ними делать и как отличить?

Очень многих людей волнует такой вопрос. Что делать, если человек, который просит «на хлебушек» покупает себе водку, следовательно, губит себя, а значит, и я прикладываю руку к его гибели? Или как отличить настоящего несчастного, от ненастоящего. С одной стороны, вопрос очень странный, все люди несчастны по-своему, с другой стороны, актуальный. Существует два варианта решения проблемы.

Первый, самый простой, но не самый гуманный. Какова цель милостыни? Не только помочь человеку, который просит, но и помочь самому себе. Отдавая свои деньги, мы боремся со своими грехами: жадностью, властолюбием, сребролюбием, корыстью и многими другими, связанными с достатком. Отдавая что-то, мы преумножаем свои духовные богатства. Но тут есть два нюанса. Первый: а что, если это действительно губит человека? Второй: если отдавать деньги с мыслями о том, какой же я молодец, то пользы это не принесет.

Второй вариант решения проблемы, самый разумный, но не всегда экономный. Что нужно человеку, который нуждается? В первую очередь - насытиться. Мы сейчас говорим про тех людей, которые по-настоящему нуждаются.

Поэтому, когда человек просит милостыню, попробуйте предложить ему еды. Если ему нужно совсем не это, то он либо будет настаивать на деньгах, либо пробормочет что-то невнятное и быстро исчезнет. Зато в этом случае вы реально поможете человеку, который оказался в беде. Накорми голодного, и сам ты никогда не будешь нуждаться.

Почему нельзя давать милостыню прямо в церкви

Второй момент в вопросе о милостыне касается похода в храм. Существует очень много мнений на то, когда нужно подавать милостыню. Некоторые говорят, что милостыню нужно давать только на входе, на выходе - нельзя, якобы отдаешь свое благополучие. Другие вторят, что все наоборот, милостыню нужно давать на выходе, как благодарность за низошедшую на тебя благодать. Третьи утверждают, что все это ерунда, милостыню можно давать где угодно и когда угодно.

И только по поводу милостыни в самой церкви чаще всего мнения сходятся. Почему же нельзя подавать в самом храме? Во-первых, звеня монетами в церкви во время службы, мы отвлекаем прихожан от молитвы, священника от самой службы и заодно себя от благодати молитвы. Во время службы все помыслы должны быть только о Боге, ум и душа должны быть заняты молитвой, а руки - наложением креста.

Во-вторых, если вспомнить Библию, Иисус Христос разогнал в храме торговцев. То есть, он был против того, чтобы в храме Божьем совершалась торговля, использовались деньги. Церковь - бесплатный институт, он предназначен для молитвы, а не для торговли, для денег есть другие места. Люди воцерковляемые отчетливо это понимают, поэтому в самом храме не должны проводиться никакие операции с деньгами. Другое дело - на выходе или входе.

Совершенно логично, что церковь притягивает к себе нуждающихся, помочь им - благое дело, свершая это, вы приобщаетесь к Божьей благодати. Свершая милостыню, вы даже можете искупить свой грех, очистить свою душу. Не нужно бояться творить милостыню, но делайте это правильно.

Почти каждый день на своем жизненном пути мы встречаем бездомных, в народе презрительно именуемых «бомжами». У вокзала, возле метро, любого более-менее людного места и, конечно, почти у каждой церкви можно встретить просящих и даже требующих денег бездомных. И каждый раз у многих сердце мучительно решает вопрос: «Подать милостыню или не подать?» И тут же возникают другие вопросы: «Сколько именно? Как именно подать? А есть ли смысл в этом?»

В основном люди делятся на две группы. Первые - те, кто в меру своих сил подает и помогает всем, не рассуждая и не задавая лишних вопросов, следуя словам Господа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). А вторые - те, кто не подает милостыню «бомжам», считая, что нельзя поощрять «бомжовскую мафию», что если подашь, то окажешься соучастником их греха пьянства, тунеядства, лжи и т.д. Эти люди готовы исполнить заповедь Христову и рады помочь человеку, но лишь тому, который реально нуждается в помощи. При этом они тоже приводят слова святых отцов о том, что наивысшей добродетелью является рассуждение, ибо без рассуждения, не в меру сил и не вовремя творимые, ни пост, ни молитва, ни милостыня и ни одна другая добродетель не принесут человеку пользы . Действительно, вряд ли кто-то подаст деньги просящему на веревку, чтобы повеситься, как бы слезно и настойчиво тот ни просил. Но такой веревкой может быть и бутылка спиртного, которая с каждым днем все сильнее сдавливает горло несчастному. Или веревка лжи, которой ты должен, подавая, потакать. И таких «веревок» сотни и тысячи.

Например, вы идете на работу, а подвыпивший нищий просит у вас денег. Что делать? Не поленитесь и спросите, зачем ему деньги. Часто они просят на еду. Это самый простой случай. Тогда нужно пойти вместе с ним в ближайший магазин и купить ему то, чего он наверняка был лишен долгие годы. Устройте ему праздник, как если бы это был ваш старый добрый одноклассник. Подойдут хорошие и подороже колбасы, жареные или копченые куры, сыр, йогурты - иными словами, то, чем никто из них не «закусывает» и из-за дороговизны почти никогда не покупает в качестве еды. И даже если бездомный соврал вам вначале, то он все равно окажется вам благодарен - постарайтесь эту благодарность перенести на Господа, чтобы он благодарил Господа, а не лично вас. Например, скажите ему, что именно Христос послал вас сегодня к нему. И это будет милостыня телесная и духовная. Постарайтесь увидеть в нем глубоко страдающего человека, и если вы не можете увидеть даже в самом последнем «бомже» образ Божий, может быть, очень испачканный, замутненный, но все-таки величественный образ Божий, то, наверное, это предмет для молитвы и обсуждения с духовником.

Спросите бездомного, как его зовут, как часто и где он бывает, когда у него день рождения, крещен ли он. Будьте с ним искренни и добры. Бездомные очень чувствительны к неискренности. Не спешите осуждать. Мы не знаем, какие были бы мы, если бы Господь лишил нас Своего покрова и не уберег бы нас от демона пьянства и прочих пороков. Не были бы мы намного хуже этого человека? Говоря одним словом: полюбите его. Полюбите, насколько это возможно вашему сердцу; полюбите искренне, ради Христа. И если в вашем сердце родится хоть немного любви к этому человеку, то в следующий раз, выходя из дома, вы наверняка подготовитесь ко встрече с ним: захватите домашнюю еду, теплую одежду, книгу или что-нибудь приятное для него. Вы выйдете на 15 минут раньше из дома на работу и найдете его, дождетесь его, назовете его по имени, проявите о нем заботу и умножите любовь в этом мире, нехватка которой ощущается все острей. И так изо дня в день можно жить ради Христа, заботясь даже об одном нищем. Не откупайтесь деньгами, не ограничивайтесь одноразовой помощью: она хороша, но это несовершенный плод. Нельзя любить только полчаса, а потом забыть.

Единственное, о чем стоит предупредить: не давайте денег ни под каким предлогом, не поддавайтесь на уговоры! Человек на улице и в столь бедственном положении столь болен духовно, что в абсолютном большинстве случаев не сможет деньгами правильно распорядиться. Покупайте ему то, в чем есть надобность, живите хотя бы немного его жизнью и проблемами.

Важно заботиться о теле человека, но еще важнее заботиться о душе. Делайте это ненавязчиво: пусть сердце вам само подскажет, когда человеку сказать о духовном, как и когда его подтолкнуть помириться с Богом. Когда стоит рассказать ему об исповеди, о молитве и о безграничном милосердии Божием, о том, что настоящая жизнь и исцеление возможны только через исцеление Господом его души, чего не может случиться без его желания. Бывает, что человек жаждет и готов это услышать сразу, а бывает, что только через годы. Об этом пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское, с чистосердечной любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной» .

Конечно, только едой все возможные случаи нужды не ограничиваются, и есть масса других . Но все объединяет одно: без любви заповедь Христову «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36) выполнить невозможно. И на примере бездомных это становится как нельзя более очевидным. Но это касается и других случаев: если вы помогаете больному, то нельзя ему просто купить лекарства; нельзя арестанту просто послать посылку; нельзя просто прислать игрушки в детский дом и т.д. Все это хорошо, но без искренней любви часто все это обесценивается, порождает грех и пороки среди тех, кому эта помощь адресована и кто ее распределяет. Лекарства рождают зависть других больных; арестанты проигрывают в карты ваш чай, сало и конфеты; дети в детдомах становятся просто вымогателями и т.д. И мы вновь и вновь, унывая, будем возвращаться к вопросу: как быть? И все тот же ответ: любить, любить ради Христа . Молиться за больного, навещать его, утешать его, покупать ему лекарства, разговаривать с другими больными, устраивать им маленькие радости и праздники, рассказывать о Божием величии и милосердии; переписываться с арестантом, посылать ему посылки, утешать и проповедовать, вселяя надежду и заставляя задуматься о прожитой жизни; приезжать к детям, привозить им игрушки, рисовать с ними, петь, угощать тортиками, научить молиться, надеяться и доверять Господу Богу и т.д. И так жить изо дня в день ради Христа. Конечно, многие не могут выделить время на все выше перечисленное. Тогда, по крайней мере, помогайте тем, кто уже искренне этим занимается, а сами молитесь за них от всего вашего сердца, которое, без сомнения, создано для любви.

Но ни в коем случае нельзя брать на себя подвигов выше своих сил: ни в коем случае не приводить бездомных к себе домой ночевать, не ходить в места массового скопления «бомжей» одному, не брать деньги в долг, чтобы раздавать их бездомным. Нужно отдавать себе отчет в том, что большинство людей этой социальной прослойки весьма больны духовно, а часто и психически, и почти всегда физически. Попытки такого рода сверхподвигов нередко заканчивались трагически. Часто такие поступки - следствие гордости и неофитства.

Также в умах некоторых людей есть миф, что если человеку дать жилье, квартиру и работу, то он исправится. Практика показывает, что так не бывает. Без мира с Богом, без Божиего чуда исцеления души это невозможно, но мы можем быть соработниками Божиими, умножая любовь и располагая человека повернуться к Богу лицом.

Причем надо сказать, что оказывать милостыню надо всем - и богатым и бедным, и плохим и хорошим, только не потакать смертным грехам лжи, пьянства, распутства и прочим и ко всему подходить с любовью и рассуждением . «Творящий милостыню, подражая Богу, не делает различия между злым и благим, между праведным и неправедным в телесных потребностях» .

Так, в очень сложных случаях мне приходилось искренне говорить бездомному человеку, упрямому в своей лжи, что я ему абсолютно не верю, но помогу ради Христа, ради той любви, которую Христос мне дал к нему. Важно и то, что без любви даже такая великая добродетель, как рассуждение, может превратиться в осуждение, оправдание своей жадности и лени. Следует молиться, чтобы Бог дал этот дар рассудительности. А он дается за добрую, полную милосердия и любви жизнь во Христе .

Идя на дело милосердия, следует не забыть помолиться Богу, чтобы Он дал нам сил и разумения исполнить Его заповедь так, как это угодно Ему. Вообще молитва есть неотъемлемая составляющая дел милосердия. Без молитвы почти невозможно сотворить угодное Богу. Мы можем все рассчитать, обо всем договориться, быть уверенными в успехе, но если не было молитвы, то дела наши подобны дому, построенному на песке. Бездомный, не евший давно мяса, поев, может почувствовать себя плохо; новая куртка может стать поводом для его избиения; новый восстановленный паспорт может быть неожиданно украден «друзьями» и продан для темных дел, которые неизвестно как отзовутся в будущем; медицинская помощь может дать большие осложнения и т.д.

Если мы заговорили с кем-то, то хорошо бы кратко помолиться и об этом человеке, даже если мы не знаем его имени, и уж тем более, если знаем. Часто духовники благословляют читать про себя «Царю Небесный», особенно если разговор начался о духовном. Подходя, хорошо бы искренне улыбнуться. Ведь это чудесно - быть участником, исполнителем, проводником Божиего милосердия.

Ни в коем случае не следует сочетать свои дары с укорами относительно его образа жизни, с нравоучениями и непрошенными советами. Помогать надо просто, без стремления поучать человека. Ему и так нелегко, пусть даже и по его вине, и дополнительные укоры и поучения будут просто еще одним отягчающим обстоятельством для него. Наша же задача - не отягчать, а постараться хотя бы в мелочах на секунду облегчить его ношу. Советы же можно давать только уже узнав человека и полюбив его, имея с его стороны какое-то доверие, с молитвой и внутренним смирением.

Говоря с «бомжами», нужно следить, чтобы не проявлялась в нашей речи заносчивость. И если мы при оказании милостыни позволим себе превозноситься над этим человеком или тщеславиться, то это истребит нашу добродетель, сделает мерзким наше поведение в глазах Господа, и Он обязательно нас накажет за это, если мы не покаемся.

Все это может показаться трудно осуществимым, но эти усилия стоят того. Эти труды милосердия есть реальное, деятельное доказательство нашей веры и нашей любви ко Христу. И самое главное: Господь помогает, когда начинаешь творить милостыню, дает особую благодать, часто даже несмотря на наше тщеславие и лень. И если человек искренне пытается угодить и любить Господа, то Господь покрывает и исправляет, даже более того - обращает к славе Божией наши ошибки. Благодать начинает преображать душу, в ней начинает прорастать зерно Царства Небесного. Человек с каждым днем начинает ощущать эту особенную радость новой духовной реальности: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13: 44). Пребывание в этой благодати настолько преображает душу, что незаметно дела, которые казались невозможными, становятся простыми и даже желанными.

Помогая людям, не надейтесь изменить мир и всех бездомных, не ждите от них благодарности - творите все ради любви Христовой. Не унывайте и не пугайтесь, если кто-то вопреки всем вашим стараниям все-таки обратил вашу милостыню ко злу. «Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что… Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать» .

Безусловно, в наше время живут святые люди, но для обычных грешных людей - горожан, измученных гонкой потребительства, лишенных сердечной молитвы, не способных к совершенному постничеству, не имеющих времени на апостольское служение, погрязших в кредитах и житейских делах, - «милостыня, творимая ради Христа, ради любви к Нему, очищает от грехов важнее жертв, отверзает небеса важнее девства, может сделать равными апостолам» .

Надо сказать несколько слов и для тех, кто вообще не подает милостыни «бомжам», считая, что этот человек сам виноват во всех своих бедах. Скажу так: может, вы и правы, но разве Господь не всемогущ помочь и воскресить даже мертвого? Разве Он, сотворивший вселенную, небо и землю и все сущее, нуждается в наших копейках или миллионах? Разве Ему важно, в чьем именно кармане лежит наша 50-рублевка? Или Он не может накормить голодного, одеть мерзнущего, дать жилье бездомному? Благой Господь может все это, но доверяет сделать это нам. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 34-40). И для того чтобы послужить Христу, не надо жить 2000 лет назад, а можно просто дать сегодня тарелку супа бездомному и сказать Богу: «Ты голоден, Господи, на, поешь».

Советы иерея Андрея Чиженко.

Милосердие – очень важное дело в жизни православного христианина. Оно по своему значению для души человека приравнивается к молитве. Молитва же и милостыня суть два крыла, возносящие нашу душу к Богу.

Вспомним отрывок Евангелия, который читается в Неделю о страшном Суде (см. Мф. 25: 31–46).

Каким методом Спаситель нас будет судить? «Обогрели ли мы… Накормили ли мы… Напоили ли мы… ближнего своего. И если мы это сделали, то обогрели, накормили, напоили самого Христа».

Бог есть любовь, и вера без дел мертва, говорят нам святые апостолы. И овеществленным проявлением-подтверждением любви как раз и являются дела милосердия. Копеечка, хлебушек, одежда – все это проявления нашей любви. Когда мы жертвуем собой (своими деньгами, продуктами, иными материальными средствами) для ближнего своего, то являемся проводниками Божественной любви и тем самым соединяем себя с Господом, Который также милосерд и посылает дожди на всех – и добрых, и злых. Мы уподобляемся Ему. И в этом, конечно же, наше главное делание как православных христиан.

Вспомним житие святого апостола Фомы. Он раздал все деньги индийского царя нищим и тем самым построил ему в рае прекрасный дворец.

Примерно то же происходит и с нами. На самом деле, помогая ближним, мы помогаем сами себе, ведь наши добрые дела милосердия это, как говорит одна моя прихожанка, «щабельки (ступеньки) на небо».

Кроме того, дела милостыни имеют еще один смысл. Они не дают нам душевно, чувственно, сердечно зациклиться на мирских вещах, не позволяют прикипеть к ним сердцем. Не дают, образно выражаясь, стать такими, как Голлум из романа Толкина «Властелин колец», чтобы у нас не образовывалось своих «прелестей» из дач, домов, автомобилей и прочего. А значит, отрывая что-то от своего заработанного материального «пирога», мы тем самым спасаем свою бессмертную душу.

Конечно же, часто на этот счет (и у меня в том числе!) возникает много сомнений…

Идет цыганка по вокзалу, просит милостыню: ребенку, на операцию и прочее. Или стоит нищий у входа в метро. И ты знаешь, что нищенство – это бизнес, который имеет свою развитую инфраструктуру. Там есть свои «короли» и «солдаты», снимающие «сливки», и простые «работники» в виде цыганки или одноного инвалида, стоящего у входа в метро. У каждого из них, быть может, своя «такса» и «дань», которую он должен отдать «солдату», а тот «королю». Часто человек, который нуждается, не выйдет просить, потому что ему стыдно.

Но мне кажется, что Господь упредил нас от подобных мыслей, потому что если анализировать все с практически-земной точки зрения, то тогда никому ничего не нужно давать. Ведь если под этим диавольским осуждающим микроскопом рассматривать другого человека, то в нем найдется СТОЛЬКО изъянов! И, конечно, он не будет заслуживать нашей милости.

Думаю, Господь упредил нас от этого. Вспомним Евангелие от Матфея: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3, 4).

В первую очередь Спаситель предостерегает нас от тщеславия. На мой взгляд, еще и от чрезмерного рассуждения «давать-или не давать», «достоин-не достоин». Лучше в какой-то момент, мне кажется, не рассуждать, а просто дать и пройти мимо, поучаствовать своей посильной лептой в жизни другого человека, тем более что мы ее до конца не знаем. А может быть, мы в этот момент спасли человека от смерти!

И произошло великое таинство любви: соединение двух сердец союзом милосердия.

В одном из произведений Сергея Довлатова есть строки о том, что милосердие важнее правды.

Я тоже так думаю, дорогие братья и сестры. Конечно же, это сказано не о Божественной правде, а о земной, материальной. Ведь, в сущности, небесная правда и есть милосердие. Сам мир, сама планета Земля и пришествие Христово – это копеечка, брошенная в шляпу страждущего человечества.

Вспомним толкование притчи о блудном сыне: Ветхий и Новый Завет сравниваются с двумя монетами, которые милосердный самарянин (сам Бог!) дал хозяину гостиницы.

Поэтому мы должны уподобляться Богу и в меру своих сил делиться с ближним в первую очередь своей любовью.

Но следует помнить также и о разновидности «псевдорелигиозного» жульничества. Мошенничество на религиозной почве довольно распространено. Человек может отрастить бороду, купить подрясник, сделать себе ящик для пожертвований и стать, например, на вокзале, собирая деньги на несуществующий храм.

Поэтому, дорогие братья и сестры, помощь храмам и монастырям должна быть адресной. Все нужно точно проверить, чтобы не стать жертвой аферистов. Лучше всего самому съездить в этот монастырь или храм и втайне опустить в карнавку деньги. Как правило, ящички для пожертвований стоят на территории обителей или храмов и редко расположены за их пределами. Если же вы все-таки решились подойти к человеку в подряснике и с карнавкой на вокзале, то расспросите, откуда он, посмотрите его документы. У священника обязательно должно быть удостоверение или справка от епархиального архиерея. В принципе, как и у монаха (монахини).

То же касается и пожертвований по безналичному расчету через интернет больным людям. Мне кажется, это лучше делать на проверенных официальных сайтах, чтобы также не стать жертвой мошенников.

Все нужно делать с рассуждением. К примеру, в моем приходе находится психиатрическая больница. Наш храм также жертвует ее пациентам продукты и одежду. Представители медперсонала заведения попросили меня, чтобы я ни в коем случае не давал пациентам деньги – они их могут потратить с большим вредом для себя. Продукты – да. Но деньги – ни в коем случае.

То же может, к примеру, касаться и алкоголика или наркомана. В какой-то момент лучше купить ему булку хлеба и кусок колбасы, чем дать деньги.
Но, дорогие братья и сестры, будем творить дела милосердия. Как говорил святой первоверховный апостол Павел о словах Господа нашего Иисуса Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).

И кто знает, может быть, на Страшном суде эта вовремя поданная копеечка или кусок хлеба избавят нас от ада…

Иерей Андрей Чиженко

1 . Высший идеал даёт нам Христос: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся » (). «Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас ()». «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд » (). «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне » ().

«Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ().

«5. Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта.
6. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих , пока ты не узнаешь, кому дать».

«Присовокупил же к сему, что не на себя должно брать раздаяние имения, но поручить тому, на кого возложено распоряжаться делами бедных . И сие подтвердил местом из Деяний, что, продавая имения свои и принося, «полагали к ногам Апостолов », и ими «каждому давалось, в чем кто имел нужду » (). Ибо, говорил он, нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу и от Него получит награду; а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своей нищетою».

«Кто подал, или велел подать, нищему ломоть хлеба и стакан воды; и, пиршествуя за роскошным столом, не заботится, утолены ли действительно голод и жажда нищего, и не принимает в нем искреннего человеколюбивого участия: тот да не спешит уверять себя, что уже приобрел право на царствие небесное. Оценить царствие небесное ценою ломтя хлеба и стакана воды значило бы оценить слишком дешево, и оскорбить достоинство ценимого.
Дело благотворения, сделанное без рассудительнаго и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души: и не имеет истинного достоинства пред судом Христа, которого закон духовен, и Который по закону духовному и судит.
Если кто и удовлетворительную и обильную многим подал милостыню; но сделал сие с желанием иметь славу благотворителя; таковый подал милостыню своему тщеславию: не трудно рассудить, много ли должен ему Христос за то, что он сделал для себя, а не для Христа».

«Каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они тоже подсказывают нам правильную иерархию: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Граница ответственности, очерченная рукой Бога для каждого человека, – это, прежде всего, его семья. Сказано: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (). Это – его народ. Сказано: «И разделил Господь языки». Это – те люди, которые принадлежат к его религиозной традиции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстраиваем отношения с людьми в благотворении, исходя из правильной иерархии предпочтений, это очень разумно».

«Милостыня, творимая ради Христа, ради любви к Нему, очищает от грехов важнее жертв, отверзает небеса важнее девства, может сделать равными апостолам»

Можно много размышлять о милости и добродетели, ибо правильно подать милостыню - великое искусство, от владения которым напрямую зависит благополучие человека, но подать не осудив сложно.

Если вы решили подать кому-либо милостыню - дайте, не думая о том, хорошо или плохо вы поступаете, давая ему милостыню, и почему так, а просто дайте, ибо вы даете Господу. Не делайте различий между мужчиной и женщиной, национальностями, ибо для Него все - Его дети, и Он взирает на вас с Небес - как вы отнесетесь к Его творению.

Господь может испытывать человека и по-иному.
Если на вас сыплется большая удача, деньги, богатство и тому подобное - помните, что и это - испытание от Господа: как ты отнесешься к нему и собратьям своим меньшим? Недаром во все времена именитые купцы давали деньги на строительство церквей (кстати, если человек дает на строительство новой церкви, с него снимается любая порча), оклады к иконам, жертвовали вдовам и сиротам.
Если человек не выдерживает испытание богатством - начинает презирать бедных и слабых, использовать его людям во зло, то Господь отнимает у него богатство. Испытание может быть, как у Иова. И тогда не следует сетовать, а нужно молиться и подавать на церковь и неимущим. Богатство дается человеку для кого-то и во имя чего-то, какой-то благой цели, преумножения любви в мире.

Однако подавать следует не всем и не везде, ибо некоторые из людей не стоят того, чтобы им давать. Есть уроды и калеки, наказанные Богом за грехи, а есть люди, которым ниспослано тяжкое испытание. Поэтому, проходя мимо, вслушайтесь в себя и вопросите: \"Этому подать?\", и вы услышите голос своей души, услышите ответ, только будет он очень тихим, так что некоторые не захотят прислушаться.

Подавать можно, если нищие сидят: (но, будьте внимательны всегда-смотрите на человека)

У входа в храм, часовню, возле святых источников и святых мест;
- у входа на базар;
- на остановке троллейбуса;
- у входа в гостиницу.

Нельзя подавать тем, кто сидит ниже уровня земли (в подземных переходах) и пьяным, потому что вы подаете не Богу. Также не следует подавать милостыню сидящим на перекрестках, около аптек и медицинских учреждений (человек отдает свое здоровье), возле кладбищ и \"нечистых мест\", у почт, под священными деревьями (дуб, яблоня, осина), с табличками или с детьми. Если просящий сидит с собакой, - можно. Детям до 15 лет давать только продукты, чтобы не развращать. Молодым и людям средних лет деньги давать с осторожностью (в случае злого умысла могут отобрать энергию, здоровье, жизненную силу). Не следует подавать милостыню по средам - это день Меркурия (будут помехи в делах и торговле, ведь вы отдаете свой успех), в свои дни рождения и крестин, а так же возвращаясь с некоторых обрядов.

Прежде чем дать милостыню, надо посмотреть на лицо просителя и его одежду. Если человек грязен и опустился, смотрит исподлобья, имеет \"заячью губу\", \"птичьи\" черты лица, рыжий, шестипалый, одноглазый, сухорукий (если однорукий, одноногий - вначале вопросить, в наказание это ему от Господа Бога или нет?), стоящим с шапкой в руке - не подавать. Шапка должна лежать на земле, рядом с ногами (в тонком мире мелкие медные деньги - это слезы, и когда человек наклоняется, с него в эту шапку все скатывается).

Подавать следует средними и мелкими монетами, предпочтительно 5 коп, или если на монете изображен всадник на коне (такие монеты предпочитала замечательная русская святая Ксения Петербуржская), можно купюры с единицами и нулями (10 лат, 100 руб.). Нельзя подавать монеты с четным числом (особенно 2), 50 коп не подавать, разве только на церковь. Подавать следует, не касаясь руки просящего.

Назвавшему небольшую сумму желательно дать, но если просит во второй раз, следует вежливо отказать, сказав \"первое слово дороже второго\".

Или, например, кто-то подходит и просит купить букетик цветов на вокзале за определенную сумму, тогда надо купить, и тогда в дороге у вас не будет никаких проблем и вы избежите крупных неприятностей.

Уходя с базара (а не наоборот, чтобы вас не ограбили), можно подать собирающим милостыню у входа на базар, если они сидят на корточках, на подстилке или стуле, а шапка лежит недалеко от ног. Подающий сидящему на ящике скоро сам \"сыграет в ящик\".

Особо пристального внимания заслуживает милостыня, подаваемая в церкви.
Входя в церковь, всегда следует трижды перекреститься, но не в притворе, а, перешагнув порог в зал, то же самое следует делать, выходя из церкви.

Всегда сначала ставят свечи на круглый стол - \"во здравие\", а затем на квадратный - \"за упокой\".

Когда вы приходите в церковь с просьбой, чтобы вас вылечили, сняли порчу и так далее, следует поставить свечи, четко и ясно высказать просьбу, постоять минут 15 у иконы, а затем подать на церковь, опустив монеты в церковный ящик.

В церкви милостыню не давать никому.

Просящим на монастырь подавать только в притворе церкви. Подавший на выходе из церкви оставляет все свои беды и грехи, снимает с себя груз, а подавший на входе - оставляет его себе, внося в храм и вынося оттуда обратно.

Можно подать милостыню, если в ряду сидит нечетное число просителей (если четное - подаешь мертвым) - в этом случае желательно подать всем понемногу, если не в ряд - кому сочтешь нужным.

Существует также милостыня в скрытой форме. Яркий тому пример - отказ от сдачи в магазине. В данном случае продавец, получивший милостыню от покупателя, может взять себе его кармические болезни.
Продавец, обвешивающий покупателя или недодающий сдачу, нарушает заповедь Божию \"Не укради\", навлекая на себя тем самым Божий гнев и ухудшая карму - свою и детей.\"

По материалам форума