ФАШИЗМ (ит. fascismo от fas-cio - пучок, связка, объединение)

идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами: обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной нации, провозглашаемой в силу этого господствующей: нетерпимость и дискриминация по отношению к другим "чужеродным", "враждебным" нациям и национальным меньшинствам;

отрицание демократии и прав человека;

насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма: утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;

милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем. Как видно из приведенного в определении перечня,он охватывает и учитывает многие признаки и характерные черты, из совокупности которых слагается наиболее распространенная и адекватная формула Ф. Такой широкий набор признаков объясняется тем. что Ф. - сложное, многомерное социальное явление, отмеченное в разных странах особенностями и отличием в истоках, предпосылках, формах проявления. социально-экономических условиях и национально-политических традициях, способствующих его зарождению и становлению. Ф. в собственном, узком смысле связывают обычно с итальянской его моделью, что этимологически и исторически вполне оправдано.

Первые фашистские организации появились весной 1919г.в//тал"уввиде военизированных дружин из националистически настроенных бывших фронтовиков. В октябре 1922 г. фашистами, превратившимися в крупную политическую силу. был инсценирован вооруженный "поход на Рим", имевший результатом назначение 31 октября 1922г. премьер-министром главу фашистов (дуче) Б. Муссолини. В течение последующих 4 лет были постепенно ликвидированы политические свободы,установлено всевластие 4:>ашистской партийной верхушки. В 30-х гг. в Италии было завершено создание корпоративного государства. Основу политической системы составила единственно легальная фашистская партия. Парламент был заменен особым органом, в который входили представители различных профессиональных групп и социальных слоев ("корпораций". отсюда название "корпоративное государство"). На место независимых профсоюзов пришли полностью огосу-дарствленные "вертикальные" фашистские профсоюзы. Правительство Муссолини разработало и приняло\"серию кодексов (уголовный, уголовно-процессу-альный, гражданский и др.), ряд которых с изменениями действует и поныне. Фашистское правительство приняло на вооружение уголовно-правовую доктрину "социальной защиты", повело решительную борьбу с мафией, в результате которой впервые в итальянской истории удалось покончить с организо&анлой преступностью.

В широком смысле понятие Ф. распространяют на национал-социализм и другие авторитарно-корпоративные, военные режимы (Салазара в Португалии (1926-1974) и Франко в Испании (1939-1975).

Применительно к гитлеровской Германии (1933-1945), как правило, используется термин "национал-социализм" ("нацизм"), употребление которого характерно и для послевоенного законодательства этих стран о запрете национал-социализма. нацистских организаций и их деятельности, а также пропаганды идей национал-социализма. И хотя многие политологи справедливо указывают на размытость понятия Ф., представляется правомерным говорить о Ф. в широком смысле, т.е. включая в него национал-социализм, итальянскую, португальскую и другие его разновидности. При этом также следует учитывать, что Генеральная Ассамблея ООН во многих своих резолюциях об угрозе возрождения Ф. и необходимости борьбы с ним использует это понятие именно в широком смысле.

В наиболее концентрированном виде. хотя и в самых крайних своих проявлениях родовые признаки и характерные черты Ф. получили воплощение в нацистской Германии, где расизм, массовый террор и агрессия были обоснованы в идеологии.легализованы в законодательстве и реализованы в преступной политике и практике государства.

1 октября 1946 г. в Нюрнберге завершился первый в истории человечества международный судебный процесс над главными военными преступниками гитлеровской Германии. Международный военный трибунал (МВТ) от имени народов мира осудил руководителей, идеологов. военачальников фашистской Германии за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. МВТ признал преступными организациями НСДАП. гестапо. СС и СД. Трибунал признал преступными и осудил идеологию нацизма и основанный на ней режим.

За основным Нюрнбергским процессом МВТ последовали 12 судебных процессов, которые провели в Нюрнберге американские военные трибуналы (АВТ). В процессе № 3 АВТ рассматривалось дело по обвинению нацистских судей в совершении военных преступлений и преступлений против человечности. В приговоре Суда была четко определена роль судей и высокопоставленных чиновников юстиции в совершении этих преступлений: "Главное звено обвинения состоит в том. что законы, гитлеровские указы и драконовская, продажная и развращенная национал-социалистская правовая система как таковая в совокупности представляют собой военное преступление и преступление против человечности. Участие в издании и применении таких законов означало преступное соучастие". Само нацистское законодательство Трибунал охарактеризовал как далеко зашедшую деградацию всей правовой системы.

После второй мировой войны остро встал вопрос о создании правовых барьеров на пути возрождения Ф. Анализ законодательства западных стран (Германии. Австрии. Италии. Португалии и др.), в которых Ф. в разные периоды находился у власти или существовал как политическая и государственная реальность, показывает, что пресечение Ф. осуществляется в основном по линии запрета образования и деятельности объединений и партий фашистского, нацистского или неонацистского толка или иных национальных разновидностей Ф., известных в этих странах по их собственному опыту. Так. в Конституции Португалии 1976 г. прямо употребляется термин "Ф.". В п. 4 ст. 46 Конституции о праве граждан на объединение признаются недопустимыми "вооруженные объединения,объединения милитаристского или парамилитаристского характера. а также организации, которые придерживаются идеологии фашизма".

Нарушение запрета и продолжение деятельности запрещенных партий и объединений пронацистской или профашистской ориентации подлежат в этих странах уголовному наказанию, понятие же или определение Ф. как юридической категории. используемой в уголовно-право-вом или административно-правовом контексте. как правило, отсутствует. Исключение составляет Португалия. В законе о запрете Ф. 1978 г. отсутствие юридической дефиниции Ф. компенсируется развернутым определением фашистских организаций: "...фашистскими считаются организации, которые в своих уставах. манифестах, сообщениях и заявлениях руководящих и ответственных деятелей, а также в своей деятельности открыто

придерживаются, защищают, стремятся распространять и действительно распространяют принципы, учения, установки и методы, присущие известным истории фашистским режимам, а именно: ведут пропаганду войны, насилия как формы политической борьбы, колониализма, расизма, корпоративизма и превозносят видных фашистских деятелей".

В освобожденной от гитлеровской оккупации Австрии временное коалиционное правительство 8 мая 1945 г. приняло конституционный Закон о запрете НСДАП, который действует и в настоящее время. В 1992 г. в него были внесены изменения, ужесточающие уголовную ответственность за любые попытки воссоздать или поддержать деятельность запрещенных нацистских организаций. При этом сохранены верхние границы наказания в виде пожизненного заключения и опущены нижние границы. Закон ужесточил наказание за пропаганду национал-социализма путем распространения публикаций или художественных произведений, а также ввел новый состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за отрицание нацистского геноцида и преступлений против человечности или за апологию национал-социализма.

В ФРГ предусмотрен иной механизм возможного пресечения пронацистской деятельности. В 1952 г. Федеральный конституционный суд признал антиконституционной и запретил Социалистическую имперскую партию как правопре-емницу НСДАП; запрет распространяется и на создание заменяющих ее организаций. В УК ФРГ, вступившем в силу 1- января 1975 г., содержится ряд статей, устанавливающих уголовную ответственность за продолжение деятельности запрещенной организации, попытку ее воссоздать либо создать заменяющую е.е организацию, за распространение пропагандистских материалов такой организации. а также за использование ее символики. Эти статьи должны применяться к партиям и объединениям нацистской и неонацистской направленности.

В Италии осуждение Ф. и его запрет зафиксированы в переходных и заключительных постановлениях Конституции 1947 г.: "Запрещается восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии". Статья 13 Конституции запрещает создание тайных обществ и объединений, которые хотя бы косвенно преследуют политические цели посредством организаций военного характера. В ноябре 1947 г. Учредительное собрание Италии приняло закон о запрещении фашистской деятельности, который также предусматривает тюремное заключение за пропаганду Ф. В 1952 г. принят закон о запрете неофашистской деятельности и организаций типа партии Итальянское социальное движение. Впервые он был применен в 1973 г. по делу 40 членов неофашистской организации "Новый порядок". 30 из которых были приговорены к различным срокам лишения свободы. В 1974 г. против членов неофашистской организации "Национальный авангард" было возбуждено более 100 уголовных дел. Борьба с Ф. в Италии основывается и на законодательстве, применяемом судами, и на активном неприятии народом любых проявлений и выступлений неофашистских сил.

УК содержит целый ряд статей, устанавливающих уголовную ответственность за характерные для Ф. действия и позволяющих вести эффективную борьбу с наиболее опасными преступными деяниями профашистской направленности, особенно такими, как: организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества (ст. 212); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282); публичные призывы к развязыванию агрессивной войны(ст. 354);геноцид (ст. 357). Наряду с этим необходимо принять закон о запрещении пропаганды Ф., включая и его оправдание.

Ледях И.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ФАШИЗМ" в других словарях:

    - (итал. fascismo, от fascio пучок, связка, объединение), политич. течение, возникшее в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империали стич. буржуазии. Ф. у власти террористич.… … Философская энциклопедия

    - (fascism) Крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой, диаметрально противоположные демократии и либерализму. Термин берет свое начало в Древнем Риме, в котором власть государства… … Политология. Словарь.

    Современная энциклопедия

    - (итал. fascismo от fascio пучок, связка, объединение), социально политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм феномен политической жизни Италии и Германии 20 40 х гг. 20 в. В любых своих… … Большой Энциклопедический словарь

    Социально политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм феномен политической жизни Италии и Германии 20 40 х гг. 20 в. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и… … Исторический словарь

    Фашизм - (итальянское fascismo пучок, связка, объединение), социально политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Диктатура; коричневая чума, чума двадцатого века, нацизм Словарь русских синонимов. фашизм сущ., кол во синонимов: 5 глобофашизм (1) … Словарь синонимов

    - (ит. facio – объединение) – открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, шовинистических элементов. Впервые фашистский строй установился в Италии (1922 г.), затем в Германии (1933 г.) и ряде других стран. В основе идеологии фашизма – … Энциклопедия культурологии

    - (ит. fascismo, от fascio пучок, связка, объединение) социально политические движения, идеологии и государственные режимы правототалитарного типа. В точном смысле Ф. феномен политической жизни Италии 20 40 х гг. XX в. С 30 х гг. понятие Ф. стало… … Юридический словарь

    ФАШИЗМ, национал социализм (лат. fasio; итал. fascismo, fascio пучок, связка, объединение) (1) тип общественного и государственного устройства, противоположный конституционно плюралистической демократии. В Европе 20 в. это Португалия при режиме… … Новейший философский словарь

    ФАШИЗМ, фашизма, мн. нет, муж. (итал. fascismo от лат. fascis пучок прутьев, в древнем Риме служивший символом власти) (неол. полит.). Одна из форм открытой буржуазной диктатуры в некоторых капиталистических странах, возникшая в Италии после… … Толковый словарь Ушакова

Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») - как политологический термин, является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политические режимы диктаторского типа.

В более узком историческом смысле, под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е - начале 1940-х под руководством Б. Муссолини.

В идеологии, историографии и пропаганде в СССР, других социалистических странах и коммунистических партиях под фашизмом понимались также нацистское движение в Германии 20-х - первой половины 40-х гг. ХХ ст. (см. нацизм), а также политические движения в странах мира, открыто противостоящие коммунистической идеологии с крайне правых позиций.

Основными характеристиками фашизма являются: господство правой идеологии, традиционализм, радикальный национализм, антикоммунизм, этатизм, корпоративизм, элементы популизма, милитаризм, часто вождизм, опора на достаточно значительную часть населения, не относящегося к правящим классам. В некоторых случаях для фашизма характерно неприятие монархии.

Для фашистских государств характерно наличие развитой экономики при сильной регулирующей роли государства, огосударствление всех сторон жизни общества посредством создания системы массовых организаций, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов либеральной демократии.

Фашизм. Возникновение и становление

Фашизм возник в Италии в 1919 г. после Первой мировой войны из глубокого разочарования её результатами. Тогда в Европе демократические космополитические силы одержали победу над консервативными монархическими, но победа демократии не принесла обещанных благ, а разразился сильнейший кризис: хаос, инфляция, массовая безработица. И против такой демократии началась реакция. К 1930-м. гг. половина европейских парламентов прекратила существование, везде возникли диктатуры – это явление было примечательно для тех лет.

Фашизм происходит от слова «фашина», это пучок, связка прутьев – символ ещё древнеримского государства, который Муссолини использовал как символику «нового Рима», так он называл своё государство. И, в общем, в фашизме на первый взгляд было много привлекательного.

Фашизм как связка провозгласил единство нации в противоположность марксистскому тезису о борьбе классов и в противоположность либерально- демократическому партийному принципу. Фашизм провозгласил корпоративное государство, построенное не на партийном принципе, когда партии участвуют в выборах, набирают голоса, а построенное на корпорациях - это естественная демократия, вырастающая снизу вверх, на основе производственной, профессиональной общности людей. Корпорации могут быть, скажем, работников металлургической промышленности, медицины, сельского хозяйства, причем каждая корпорация включает в себя как руководящий персонал, так и врачей, бухгалтеров, электриков, короче говоря, всех людей, которые задействованы в ней. В Японии сейчас что-то похожее существует на фирменной основе: фирма строится как ячейка общества; примерно то же хотел Муссолини, называя это "производственной демократией". Кстати, фашизм считали - как это, может быть, ни странно будет звучать - демократическим явлением даже такие наши демократы, как Г. Федотов, известный публицист, историк Церкви, и его журнал "Новый град" об этом много писал.

Чем же привлекал фашизм? почему так много людей поддались этому соблазну - увидеть в фашизме что-то действительно новое, преображающее всю Европу на фоне этого хаоса. Вот пример из "Доктрины фашизма" Муссолини:

«Фашизм - ... это духовная позиция, возникшая из общего движения нашего столетия против обессилевшего материалистического позитивизма XIX столетия... Это религиозное воззрение, рассматривающее человека в его внутренней связи с высшим законом, объективным духом, который превосходит отдельный индивидуум и делает его сознательным членом духовного сообщества... Народ - не раса или географическая область»...

Следует подчеркнуть, что в первоначальном фашизме не было расизма, который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой народ лучше других и высшей нацией, которой должен принадлежать мир, который нужно покорять.

«Народ - не раса или географическая область, а непрерывно сохраняющаяся в историческом развитии общность, ... личность, духовное явление». И дальше о том, какие требования фашизм предъявлял к человеку: «Человек фашизма подавляет в себе инстинкт эгоистичного желания, чтобы вместо этого в чувстве долга укоренить высшую жизнь нации, не ограниченную рамками пространства и времени: жизнь, в которой индивидуум путем самоотречения и пожертвования личных интересов, даже через смерть - осуществляет предельно духовное бытие, на котором основывается его человеческое достоинство... Ни одно действие не ускользает от моральной оценки. Поэтому жизнь в понятии фашиста - серьезна, строга, религиозна. Он создает из самого себя инструмент построения достойной жизни...».

Как мы видим, вот это дисциплинирующее, собирающее, орденское начало в фашизме на фоне хаоса, безработицы - оно привлекло очень многих людей. И даже нужно отметить, что католическая Церковь очень горячо поддерживала фашистские реформы и само движение фашизма, потому что оно соответствовало социальному католическому учению, именно в его основе лежит корпоративное устройство общества.

Приведу здесь вступительную статью В. Новикова к книге Б. Муссолини «Доктрина фашизма» вышедшей в Париже в 1938 году. Она как нельзя лучше характеризует настроение русской эмиграции тех лет:

«Величайшим явлением в жизни народов послевоенного периода является фашизм, который в настоящее время совершает свой победный путь по всему миру, завоевывая умы активных сил человечества и побуждая к пересмотру и перестройке всего общественного порядка.»

Фашизм зародился в Италии и творцом его является гениальный вождь фашистской партии и глава Итальянского правительства Бенито Муссолини.

В борьбе Итальянского народа против надвигающегося на страну кошмара красного коммунизма фашизм дал итальянской молодежи, передовому бойцу за национальное возрождение, идеологическую основу для этой борьбы.

Коммунистической идеологии была противопоставлена новая идеология национального государства, национальной солидарности, национального пафоса.

Благодаря этому, фашизм создал мощную организацию активного меньшинства, которая, во имя национального идеала, вступила в решительную войну со всем старым миром коммунизма, социализма, либерализма, демократии и своим самоотверженным подвигом совершила духовную и государственную революцию, преобразившую современную Италию и положившую начало Итальянской фашистской государственности.

Совершив поход на Рим в октябре 1922 года, фашизм овладел государственной властью и приступил к перевоспитанию народа и реорганизации государства, в порядке основных законов которые окончательно закрепили форму фашистского государства. В ходе этой борьбы вырабатывалась и доктрина фашизма. В уставе фашистской партии, в постановлениях партийных и профсоюзных съездов, в резолюциях Большого Фашистского Совета в речах и статьях Бенито Муссолини постепенно формулировались основные положения фашизма. В 1932 году Муссолини посчитал своевременным дать своему учению законченную формулировку, что он сделал в своей работе "Доктрина фашизма", помещенной в 14 том итальянской энциклопедии. Для отдельного издания этой работы он дополнил ее примечаниями. Для Русского читателя весьма важно ознакомится с этим произведением Б. Муссолини. Фашизм есть новое мировоззрение, новая философия, новая корпоративная экономика, новое государственное учение. Таким образом, отвечая на все вопросы человеческого общежития, фашизм вышел за рамки национальной Италии. В нем выработались и нашли свою формулировку общие положения, определяющие нарождающийся общественный уклад 20-го столетия, почему они приобрели универсальное значение. Другими словами, идейное содержание фашизма сделалось общим достоянием. Всякий народ имеет свой национализм, и сам творит формы своего бытия; никакое подражание даже лучшим образцам недопустимо. Но основные идеи Итальянского фашизма оплодотворяют государственное строительство во всём мире. В настоящее время идеи фашизма имеют большое распространение среди Русской эмиграции.

Внимательное изучение фашизма началось приблизительно с 1924 года, когда в Сербии была сделана попытка организации Русской фашистской партии. Руководили этим движением проф. Д.П. Рузский и ген. П.В. Черский.

В 1927 году эта, так называемая, "национальная организация Русских фашистов" издала свою программу, которая, исходя из общих положений Итальянского фашизма, но соответственно русским условиям, намечала путь революционной борьбы с большевизмом и будущий ход восстановления освобожденной от коммунизма России.

Однако это движение не получило организационного развития. Зато идеи фашизма перебросились на Дальний Восток, где Русская эмиграция сумела их использовать и создать в 1931 году Российскую фашистскую партию, возглавленную молодым и талантливым человеком В.К. Родзаевским.

До настоящего момента Р.Ф.П. развила большую организаторскую и агитационную работу, издавая ежедневную газету "Наш Путь" и ежемесячный журнал "Нация".

На 3-ем съезде в 1935 году была принята новая партийная программа, которая представляет собой попытку приспособления начал универсального фашизма к Российской действительности в вопросах будущего устройства Российского государства.

Следует, однако, отметить, что идеология Российского фашизма на Дальнем Востоке находится под сильным влиянием Немецкого национал-социализма и за последнее время уклоняется в сторону старого Русского национализма.

Но и в Европе Русская фашистская мысль продолжает развиваться и представителем ее является журнал "Клич", издаваемый в Бельгии.

В развитие программы 1927 года, "Клич" издал брошюру своего сотрудника Вериста (псевдоним); "Основные начала Российского фашизма". В ней автор под лозунгом Российского фашизма "Бог, Нация и Труд", устанавливает общие положения Российского фашизма, представляющего собой учение о национальном возрождении России на основе новой национальной государственности, сформулированной и утвержденной на опыте Итальянской Империи создателем фашистской доктрины и вождем Итальянского фашизма Б. Муссолини. При таком интересе Русской эмиграции к фашистскому учению нужно приветствовать издательство "Возрождение", пожелавшее предложить вниманию Русского читателя "Доктрину фашизма» Б. Муссолини.

Со своей стороны, переводчик считает своим долгом выразить Б. Муссолини свою глубокую признательность за его любезное согласие на издание русского перевода "Доктрины фашизма".

Иван Александрович Ильин, наш выдающийся философ, дал очень хорошую формулировку опыту познания русской эмиграцией фашистских режимов. Он писал, что русским незачем было всё это, даже ценное, что было в авторитарных режимах того времени, незачем было прямо заимствовать у них, у иностранного фашизма; наоборот, писал он, - фашизм бессознательно стремился осуществить идеал, близкий к русскому. Цитата:

«Государство не есть механизм состязающихся корыстей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась. Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые попытки по-своему осуществить эту христианскую, русскую национальную идею применительно к своим условиям».

Сейчас все называют Германию тех лет фашистской, но сам режим не называл себя фашистским, это был национал-социализм. И как раз слово "социализм", то, что в названии этого преступного режима была как бы социалистическая компонента, - это было очень неприятно левым журналистам и, естественно, советским органам пропаганды, и поэтому слово фашизм натянули очень быстренько на нацизм.

Но разница здесь кардинальная. Она в том, что нацистский режим, был расистским и ставил целью овладение миром для немецкой нации, все остальные народы должны были быть либо уничтожены, либо обращены в рабов. Фашисты же не ставили себе таких целей и, например, такой либеральный деятель православной парижской юрисдикции, историк Церкви, как Карташев, уже после войны, когда уже фашисты все проиграли, и уже было утопией строить подобные планы, говорил, что сохранилось две страны - Испания и Португалия, где по- новому воплощены принципы христианской государственности. Это была смелость, сказать это после войны, но он это сказал честно. Так вот нам правильнее было бы сегодня говорить: «Победа над нацизмом, а не над фашизмом»

Термин «Фашизм» по количеству приписанной ему лжи, фальсификации и модификаций, вероятно, не имеет себе равных. В короткий период настоящего времени появилось несколько новых видов фашизма: неофашизм, русский фашизм, исламский фашизм, сионофашизм и, в конце концов, глобофашизм. Он стал наиболее часто употребляемым в современных демократических средствах информации, и практически всегда не оправдано и неуместно.

Ему приписана вся гамма отрицательных деятельности: агрессия, реакция, тоталитаризм, посягательства на права человека, расизм, шовинизм, антисемитизм, ксенофобия, даже «холокост» и многое другое.

Ранее были публикации, в которых делались попытки дать информацию о происхождении фашизма, но ничего конкретного и правдивого в них, как ни странно, не было. Далее это будет показано. Поэтому создалась острая необходимость в полном и объективном раскрытии истории происхождения, идеологии и деятельности движения, получившего название «фашизм».

Итак. Фашизм берет свое начало в Италии, его родоначальником, «крестным отцом» был Бенито Муссолини.

Муссолини (1883 - 1945 г.) выходец из бедной семьи, мать его была учительницей, отец кузнецом. От отца он унаследовал социалистическую ориентацию. Но четкой классовой политической платформы у него не было, вокруг него собирались все недовольные, желающие удовлетворить свои амбиции.

Муссолини оказался выдающимся оратором и публицистом.

В 1904 г. он начал издавать газету «Ла лотта ди классе» («Классовая борьба»); в 1912 г. он стал редактором газеты «Аванти» и начал издавать свой журнал «Утопие», но журнал не получил широкого интереса, а газета «Аванти» стала очень популярной в стране. Муссолини много писал и много выступал, это принесло ему большую известность и признание широких масс.

В это время Муссолини больше и больше отходил от социализма при этом он утверждал, что на него самое большое влияние оказал К. Маркс. На стене его кабинетов всегда висел портрет Маркса (в 1917 г. он его снял). Дело кончилось тем, что в 1914 г. его исключили из партии социалистов.

Революционные процессы в Европе, происходившие в 1917 г., вызвали у Муссолини негативную реакцию, он отрицательно отзывался о Ленине.

23.03.19 г. Муссолини организовал первую боевую организацию «Союз борьбы» и дал ей название «фаши», что в переводе на русский язык означает: «пучок, связка прутьев», но так назывался знак «достоинства магистров». Именно этот фактор оказался определяющим.

Первую идеологию фашизма сформулировал Джованни Джентиле, Муссолини только поставил под ней свою подпись.
В 1919 г. он впервые принял участие в выборах парламента, но не добился успеха, в 1921 г. он повторно вышел на выборы и получил 35 мандатов.

Дальнейшие события показали, что фашизм не доктрина, а метод или способ захвата власти, его нельзя было отнести ни к левым, ни к правым силам, тем более к центру, у него не было стремления к единовластию.

С 1919 г. по 1922 г. Муссолини проводил интенсивную деятельность по увеличению численности фашистской организации.
Деятельность Муссолини в этот период финансировал крупный капитал, предположительно сионистский. На эти средства он начал издавать газету «Пополо де Италия», общественность обвинила его в предательстве.

24.10.22 г. в Неаполе в театре «Сан-Карло» состоялся первый съезд фашистской организации. На съезде Муссолини выдвинул следующие требования (основные):

Роспуск парламента, изменение избирательной системы, проведение новых выборов;

Получение пяти министерских портфелей: иностранных дел, военного, морского, труда и общественных работ и комиссариата авиации;

Из этого следует, что у фашистов не было программы и классовой принадлежности.

В поддержку съезда на улицы вышло более 40 тыс. человек.

Из конфиденциальной информации известно, что на организацию похода на Рим Муссолини получил от банкиров, вероятно сионистских, 20 млн. лир.

30.10.22 г. в Рим двинулись колонны ликующих фашистов, без всяких помех и сопротивления они вошли в Рим. Муссолини вышел на римский вокзал в качестве главы нового кабинета министров.

Получив власть, Муссолини отступил от требований, объявленных в Неаполе. Он не распустил парламент, создал коалиционное правительство.

Свою деятельность он начал с разгрома либерализма (в культуре, политике и администрации). Далее провозгласил построение фашистского государства, где «Все должно быть в государстве и ничего вне государства». Задавил инакомыслие. Политические партии рабочего класса: коммунистическая, социалистическая, унитарная социалистическая были отброшены на задворки политической жизни. Модный в то время лозунг «Свобода, равенство, братство» заменен принципом «Порядок, иерархия, дисциплина».

Не стало и фашизма, остался только Муссолини.. (М. Ильинский «Жизнь и смерть Бенито Муссолини, «Вече» Москва, 2000 г.).

По вопросам, которые в настоящее время приписывают фашизму следует отметить следующее.

У фашистского государства Италии и лично у Муссолини не было антисемитизма, расизма, шовинизма и т. д., не было никакой дискриминации, преследования, расстрелов и т.д.
Муссолини вообще не признавал расовую теорию Гитлера (который в те годы и у власти-то не был) и откровенно над ней посмеивался, считая, что чистую кровь в те годы уже не найти.

Достаточно сказать, что в период войны в Италии было репрессировано 7 680 чел. еврейской национальности (и то не с руки Муссолини), в Греции 67 000 чел., во Франции 77 000 чел., в Австрии 65 439 чел.

Очень важно отметить, что ни Муссолини ни его организация не занимались распространением фашизма в других странах.
Как ранее отмечалось, у итальянского фашизма не было идеологии, не было программы, т. е. нечего было передавать другим. Тем не менее, движения под таким названием появились в Испании, Австрии, Хорватии, Румынии, Бельгии, Франции, Англии и, наконец, в Германии. Этим занимался сионизм.

Все эти годы Муссолини не был знаком с Гитлером, первая их встреча произошла только в 1934 г., когда они уже возглавляли правительства в своих странах и при этом остались недовольными друг другом.

В Германии господствующей, а далее государственной была идеология национал-социализма, На третьей встрече Гитлера и Муссолини в 1938 г. было принято решение «об укреплении связей между фашизмом и национал-социализмом», об обмене идеологиями, никаких конкретных и существенных договоренностей, естественно, не было.

В Германии в этот период развивался национал-социализм.

В основополагающей программе «СС» («Расовая гигиена и демографическая политика в национал-социлистической Германии», вышедшей в 1940 г.) нет ни одного слова о связи ее с фашизмом. Более того, в этой программе нет ни одного слова о негативном отношении к другим народам, тем более об их геноциде. В программе только единожды встречается слово «еврей», и то в составе таблицы статистических данных. Это очень здоровая программа, в ней продуманная забота о своем народе, предусматривающая введение таких социальных и организационных мероприятий, направленных на возрождение и улучшение жизни народа, которых не было даже в социалистическом СССР. Очень вероятно, что и в настоящее время такой программы нет ни в одной партии.

Таким образом, фашизма в Германии не было ни в какой форме, его предписывают ей идеологические диверсанты. Есть информация о том, что немцы обижались, когда их называли фашистами.

Свастика, которую в настоящее время называют фашистской, не была таковой, она была только символом национал-социализма. В книге М. Ильинского приведено 14 фотографий Муссолини, в т.ч. несколько в военной форме, но ни на одной из них нет его со свастикой, в настоящее время называемой фашистской. Более того, у Муссолини была своя эмблема в виде треугольника с орлом, держащим в лапах крест, по центру..

Происхождение свастики А. Гитлер описал в свой книге «Майн кампф»: «После ряда опытов и переделок я сам составил законченный проект: основной фон знамени красный, белый круг внутри, а в центре этого круга - черный мотыгообразный крест. … Красный цвет олицетворяет социальные идеи, заложенные в нашем движении. Белый цвет - идею национализма. Мотыгообразный крест - миссию борьбы за победу арийцев и вместе с тем за победу творческого труда, который испокон веков был антисемитским и антисемитским и останется».
Из чего понятно, что либо он не знал, либо убеждал себя, либо публику, что незнал о том сколько существует свастика и что именно она означает. Гитлер подвёл этот символ под свою идеологию (проще говоря, украл).

Таким образом, эмблема национал-социализма - свастика - никогда не была фашистской.

Не вероятно, в Германии не было фашизма, в Италии не было свастики, а в результате появилась «фашистская свастика»
Это пример идеологической диверсии или идеологического маразма в мировом масштабе.

Это положение известно в современных государственных кругах РФ, в том числе юридических. Так, в п.3 статьи 1 «Закона о противодействии экстремистской деятельности» есть правильная запись: «… в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии …» (речь идет о запрещении издания книг).

В период правления Муссолини страна пережила экономический подъем. Он ввел государственное регулирование экономикой; провел эффективные мероприятия по оздоровлению нации, в результате которых население страны значительно увеличилось; организовал осушение болот в регионе Романьельской долины, что позволило ввести в оборот большие площади земел; организовал строительство базы всеобщего отдыха на ее побережье, в Риме он организовал широкомасштабные работы по обновлению города и проведение археологических раскопок. До настоящего времени в южных районах страны народ с уважением и благодарностью вспоминает Муссолини, а в северных районах к нему прохладное отношение.

В настоящее время в Италии функционирует неофашистская партия, ее лидеры представлены в парламенте, ее возглавляет Алессандра Муссолини, внучка Бенито Муссолини. И это ни у кого не вызывает негативной реакции.

Пропаганда СССР в военное время злоупотребляла использованием термина «фашизм» в оценках отношений с Германией. Это признано израильским определением «фашизма», там сказано: «…Советское пропагандистское клише, в котором гитлеровская идеология и основанная на ней религия Третьего рейха неизменно именовались фашистскими».

Современная, теперь уже демократическая, пропаганда продолжает тенденцию пропаганды военного времени, это свидетельствует о том, что она исходят из одного источника.

Советская энциклопедия: «Фашизм - наиболее реакционное политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, и выражающее интересы самых агрессивных кругов империалистической буржуазии. Характерным для фашизма является антикоммунизм, уничтожение демократических свобод, культ насилия, шовинизм и расизм, агрессия; с момента своего возникновения фашизм выступал как ударная сила международной реакции».

В Госдуме на слушаниях проекта закона «О запрещении пропаганды фашизма в РФ» было дано такое определение фашизма: «Под фашизмом в настоящем Законе понимаются идеология и практика господства одних рас и наций и подавление других, выражающиеся в посягательствах на права и свободы граждан, культе жестокости и насилия».

Российская Академия наук; «Фашизм - это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установления культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем».

В материалах нюренбергского процесса было отмечено: «Фашизм - это расистская политическая идеология, направленная на территориальные завоевания и физическое уничтожение «низших» рас».

Израильское определение (в сокращении): «Фашизм это идеология, массовые движения и политические режимы тоталитарного типа, основанные на культе нации, государства и насилия. Как и все другие разновидности тоталитаризма, фашизм представляет собой максимальную реакцию на издержки, противоречия и конфликты, которые обнаружились в западном обществе, основанном на началах парламентаризма, либерализма и плюрализма. Общей для фашизма и всякого другого тоталитаризма является установка на разрушение западного демократического общества и создание его на иных началах…»

Новости Партнеров


Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

С чем ассоциируется «фашизм»?

С именем, страной, временем. Имя «фашизма»: «Гитлер», страна: «Германия», время: «Великая Отечественная война» или «Вторая мировая война». К сожалению, на этом знания у многих заканчиваются. И это в корне неверно. Германию ошибочно принято считать родиной фашизма и связывать его появление со Второй мировой. Итак, фашизм возник ещё в 1919 году, с появления документа, который носит название «Манифест фашизма», авторами которого являются итальянцы Филиппо Маринетти и Алкеста Де Амбриса. Да, именно итальянцы. Зарождение фашизма никак не связано с Германией. Именно «Манифест фашизма» содержит основные идеи фашизма, которые в дальнейшем «взял на вооружение» Бенито Муссолини.
Концепция фашизма, которую развивал Муссолини, носила интернациональный характер. Что характерно, в этом манифесте излагались идеи классового сотрудничества, избирательное право для всех, корпоративизм и он содержал в себе задатки демократии. Таким образом, из вышеизложенного несложно понять, что «фашизм» исключительно итальянское понятие и связано с именем Б. Муссолини. Поэтому применение этого понятия, по отношению к другим странам схожими с идеями фашизма, некорректно.


Возникновение фашизма в Италии

Идея возникновения фашизма возникла вследствие того, что после Первой мировой войны итальянское общество испытывало кризис капиталистического общества. Несмотря на то, что Италия вышла победительницей, её положение было плачевным.

На фронтах погибло около 700 тыс. жителей, для страны с населением 35 млн. человек это было весьма серьёзно, кроме того, страна погрязла во внешних долгах, развивалось банкротство, что привело к классовой борьбе внутри страны. Примером послужили события в России 1917г. Стали проводить стачки, захватывать фабрики и заводы, которые самостоятельно обеспечивали сырьём и даже пытались реализовывать на рынке. Но всё это длилось недолго. По прошествии месяца, правительство сумело вернуть фабрики и заводы хозяевам, пообещав повышение зарплат рабочим. Таким образом, революцию удалось победить «в зародыше».
Но, несмотря на это, волнения в массах всё ещё оставались. Правящая элита раскололась на: коммунистов и центристов. И тогда, стало очевидным, что стране нужен новый лидер, который сможет сплотить народ и восстановить страну. В 1921 году состоялись выборы, в которых приняла участие фашист
c кая партия, под руководством Б. Муссолини. Но избиратели не поддержали партию нужным количеством голосов, и впоследствии состоялся «поход на Рим», в результате которого Муссолини стал премьер-министром, а Италия первым «фашистским» государством.

Отличия итальянского фашизма и немецкого национализма

Как уже упоминалось выше, фашисты выступали против классовой борьбы. Они объединяли враждующие стороны, под речами об «антимонополистической революции» и «власти люмпен-пролетариата», тем самым подчиняя себе и буржуазию и пролетариат. Главное отличие заключается в том, что в Германии «фашизма» не было, там был «нацизм». Принято считать, что основой национализма является фашизм. На первый взгляд, эти системы идентичны, но между ними существуют различия.

1. В основе политики национализма лежало равенство, отсутствие классовой борьбы, в то время как политика фашизма выступала за превосходство некой абстрактной «арийской расы» над всеми другими.
2. У фашизма не было идеологии как таковой, она создавалась по ходу развития государства. Она имела несколько противоречивый характер. Тогда как нацисты строго следовали выстроенному плану.
3. Отношение к церкви. Изначально, и первые, и вторые негативно относились к религии. Но если фашизм постепенно сменил гнев на милость, то нацисты до последнего были антиклерикальными.
4. Фашизм выступал за идеи футуризма, что даже отразилось в искусстве того времени, а нацисты были антимодернистами.
5. И, конечно же, «еврейский вопрос». Фашисты к этому вопросу отнеслись формально. Неприязнь была присуща в качестве бытовой ксенофобии, в то время как нацисты сформировали окончательное решение и перешли к исполнению.

Понятно, что все отличия фашизма и нацизма не отражены в предложенном списке, но в нём изложены ключевые моменты. Несмотря на то, что «плацдармом» нацизма были идеи фашизма, в современном обществе нужно уметь отличать эти понятия и их идеологию.