Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное - ценность семьи. Во второй - демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

История создания

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Анализ произведения

Основной сюжет

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа

Евгений Васильевич Базаров

Базаров - студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе - это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Один из центральных героев тургеневского романа - это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна - рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Анализ сюжета романа

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии - во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление - это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

Произведение начинается с того что Николай Петрович ждет своего сына Аркадия, окончившего университет, но Аркадий приезжает не один, с ним начинающий доктор, неаккуратный и некрасивый на вид Базаров.
Разговор между сыном и отцом не клеится, отец потерял жену и сейчас он думает что сын осуждает его из-за Фенечки, от которой он уже имеет ребенка. Позднее появляется Павел Петрович между ним и Базаровым тут же появляется явная антипатия. Павел Петрович напротив неприятелю всегда ухожен и приятен на вид.
Главная причина неприязни между этими героями - их взгляд на мир. Базаров считает что химия намного важнее искусства, и "любой химик в 20 раз полезнее любого поэта", Базаров не признает литературу и не знает Пушкина (то есть классику), он считает что люди должны жить для пользы. «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Павел Петрович представитель аристократизма, он почитает традиции и узы между людьми.
Базаров и Аркадий уезжают в город там они знакомятся с Одинцовой которая заинтересовала главного героя. Они приезжают к ней в дом где знакомятся с ее младшей сестрой Катей. Базаров влюблен в Одинцову но это чувство в своем нигилизме он не допускал и не верил в него потому уехал к отцу. Однако он скучает в обществе отца и матери и уже через пару дней уезжает в имение Кирсановых (дом Павла Петровича и Николая Петровича). От скуки Базаров застает Фенечку одну и крепко целует ее, свидетелем этой сцены стал Павел Петрович и вызвал Базарова на дуэль, но не называю причину. Базаров ранит противника в ногу но тут же оказывает ему помощь, Павел Петрович считает Базарова благородным и не назначает новую дуэль. Последствием дуэли является также то что Павел Петрович ранее не желавший свадьбы младшего брата и Фенечку в этот раз сам упрашивает брата жениться. В это время у Акркадия и Кати складываются отношения, а Базаров потерявший надежду на взаимность с Одинцовой снова уезжает к родителям, навсегда попрощавшись и разорвав дружбу с Аркадием. Дома практикуясь на трупе тифозного больного Базаров получает небольшую ранку, но заражается уже через пару дней он не может встать с кровати.Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви.

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой.Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще.

В феврале 1862 года состоялась первая публикация романа "Отцы и дети" Тургенева. Предлагаем вашему вниманию его краткий пересказ. "Отцы и дети" по главам будут рассмотрены нами с точки зрения основных событий. Кроме того, в статье вы найдете характеристику героев. Сначала предлагаем вам прочитать краткий пересказ. "Отцы и дети", по главам изложенные нами, начинаются следующими событиями.

Знакомство с Николаем Петровичем

Кирсанов Николай Петрович - помещик, с виду уже немолодой. Ему около 40 лет. 20 мая 1859 года он ожидает прибытия Аркадия, своего сына, только что завершившего обучение в университете. Николай Петрович ждет его на постоялом дворе.

Кирсанов был сыном генерала, однако военная карьера, предназначенная ему, не состоялась. Дело в том, что этот герой сломал ногу, будучи еще молодым человеком. На всю дальнейшую жизнь он остался "хроменьким". Кирсанов Николай Петрович женился рано. Его супругой стала дочь одного незнатного чиновника. В браке помещик был счастлив. Однако, к большому горю Николая Петровича, в 1847 году его супруга умерла. После этого он посвятил все свое время и силы воспитанию сына. Он жил вместе с ним даже в Петербурге и старался подружиться со студентами, товарищами Аркадия. В последнее время Кирсанов активно занялся преобразованием имения.

Аркадий привозит в имение своего друга

Вот, наконец, происходит встреча Николая Петровича и Аркадия в произведении, автор которого - Тургенев ("Отцы и дети"). Однако Аркадий прибывает не один. Вместе с ним самоуверенный, высокий и некрасивый молодой человек. Это начинающий доктор, который согласился некоторое время погостить у Кирсановых. Его зовут Базаров Евгений Васильевич.

Сначала разговор отца с сыном не клеится (5 глава). Николая Кирсанова смущает Фенечка. Эту девушку он содержит при себе и имеет от нее ребенка. Его сын старается сгладить неловкость снисходительным тоном, что немного коробит Кирсанова.

Павел Петрович ждет их дома. Это старший брат Николая Петровича. Между ним и Базаровым сразу же возникает взаимная антипатия. А вот слуги и дворовые мальчишки охотно подчиняются прибывшему гостю, хотя он и не намерен искать их расположения.

Словесная перепалка между Павлом Петровичем и Базаровым

Между Павлом Петровичем и Базаровым на следующий день происходит словесная перепалка (6 глава). Инициатором стычки становится именно Кирсанов. Евгений Васильевич не намерен полемизировать с ним, однако все-таки высказывает свое мнение по основным вопросам своих убеждений. По его представлению, люди стремятся к цели, поскольку испытывают "ощущения" и желают добиться "пользы". Евгений Базаров убежден, что химия намного важнее, чем искусство. Что касается науки, важнее всего в ней именно практический результат. Базаров даже гордится тем, что у него отсутствует художественный вкус. Он считает, что незачем изучать психологию какого-то отдельного человека. Для того, чтобы судить обо всем роде людском, достаточно одного экземпляра. Базаров беспощадно отрицает любые "постановления" в быту. Он высокого мнения о своих способностях, однако своему поколению Евгений Васильевич отводит вовсе не созидательную роль. Он говорит о том, что требуется сначала "расчистить место".

Рассказ о молодости Павла Петровича

"Нигилизм", который пропагандирует Базаров и Аркадий, подражающий ему, Павлу Петровичу представляется необоснованным и дерзким учением, существующим "в пустоте". Возникшее между гостем и братом отца напряжение пытается сгладить Аркадий. Для этого он рассказывает своему приятелю историю жизни Кирсанова Павла Петровича (7 глава). Этот человек в молодости был многообещающим и блестящим офицером. Он очень нравился женщинам. Однажды Павел Петрович повстречал княгиню Р., светскую львицу. Страсть к этой женщине изменила всю жизнь Кирсанова. Когда закончился их роман, Павел Петрович чувствовал себя полностью опустошенным. Он сохраняет от прошлой своей жизни только изысканность манер и костюма, а также любовь ко всему английскому.

Новая атака Павла Петровича, позиция Николая Кирсанова

Поведение и взгляды Базарова очень раздражают Павла Петровича. Он принимается снова атаковать Евгения Васильевича. Однако тот снисходительно и довольно легко разбивает все аргументы Кирсанова, направленные на защиту существующих традиций. Смягчить начавшийся спор пытается Николай Петрович, однако и он не может полностью согласиться со столь радикальными убеждениями Базарова. Тем не менее, Николай Кирсанов убеждает себя в том, что он и его брат отстали от жизни.

Встреча Аркадия и Евгения с Ситниковым и Кукшиной

Аркадий и Базаров отправляются в один губернский город (12 глава). Здесь они встречаются с Ситниковым, отпрыском откупщика, который считает себя "учеником" Евгения Васильевича. Ситников знакомит их с Кукшиной, "эмансипированной" дамой. Оба они считают себя "прогрессистами", отвергающими все авторитеты. Ситников и Кукшина, следуя моде, стремятся проявлять "свободомыслие". Оба они не умеют и не знают ничего, но в "нигилизме" своем оставляют позади и Базарова, и Аркадия. Евгений Васильевич откровенно презирает Ситникова, а в гостях у Кукшиной занимается в основном шампанским.

Знакомство Евгения с Одинцовой

Тургенев ("Отцы и дети") далее рассказывает нам о том, как Аркадий знакомит своего приятеля с Одинцовой (14 глава). Эта богатая, красивая и молодая вдова. Ею сразу же заинтересовывается Евгений Васильевич. Интерес к этой женщине у него вовсе не платонический. По поводу нее он цинично заявляет Аркадию Кирсанову, что "пожива есть...".

Кирсанов считает, что он влюблен во вдову. Однако у Аркадия это чувство напускное. А вот между Евгением Васильевичем и Одинцовой устанавливается взаимное тяготение. Вдова приглашает приятелей погостить некоторое время у нее.

Друзья гостят у Одинцовой

Гости в доме у этой женщины (ее зовут Анной Сергеевной) знакомятся с Катей, ее младшей сестрой. Девушка держится скованно. Евгений Базаров также чувствует себя неловко. Он "глядит сердито" и начинает раздражаться в гостях у Одинцовой. Мучается и Аркадий ("Отцы и дети"). Он находит утешение, общаясь с Катей.

Чувство, которое внушила Анна Сергеевна Базарову, оказывается новым для него. Этот человек, презиравший любые проявления "романтизма", неожиданно для себя понимает, что в нем скрывается "романтик". Евгений объясняется с Одинцовой (18 глава). Та не сразу вырывается из его объятий. Поразмыслив, принимает роковое решение Одинцова. "Отцы и дети" продолжились бы совершенно другими событиями, если бы она приняла любовь Базарова. Однако Одинцова решает, что "спокойствие" для нее дороже всего.

Отъезд Базарова, жизнь у родителей

Базаров, не желая сделаться рабом страсти, уезжает к своему отцу. Он живет неподалеку и работает уездным лекарем. Одинцова не желает удерживать Евгения. Базаров в дороге размышляет о том, что случилось. Он говорит, что все что позволить женщине завладеть собой - худшее, что может произойти.

Прибыв домой, Евгений сталкивается с тем, что его мать и отец не могут надышаться на ненаглядного сына. Ему же скучно в родном доме. Он покидает родителей уже через несколько дней. Базаров решает вернуться в имение Кирсановых.

Возвращение Евгения в имение Кирсановых, эпизод с Фенечкой

Здесь от скуки и жары Евгений обращает внимание на любимую Николаем Петровичем Фенечку (23 глава). Застав эту девушку одну, он крепко ее целует. Павел Петрович становится случайным свидетелем этой сцены. Его возмущает до глубины души поступок Евгения Базарова. В особенности Павел Кирсанов негодует потому, что он находит какое-то сходство между Фенечкой и княгиней Р.

Дуэль Павла Петровича с Базаровым

Павел Петрович, в соответствии со своими нравственными убеждениями, решается вызвать Евгения Васильевича на поединок (24 глава). Базаров, чувствуя неловкость и понимая, что вынужден поступиться собственными принципами, соглашается. Он считает, что дуэль в теоретическом отношении нелепа, а в практическом - совсем другое дело.

В результате поединка Базаров легко ранит Павла Петровича и сам же оказывает ему первую помощь. Очень достойно держится Павел Кирсанов ("Отцы и дети"). Павел Петрович даже пытается подшучивать над собой. Однако и ему, и Базарову при этом неловко. Настоящую причину дуэли от Николая Петровича решили скрыть. Тот в этой ситуации также ведет себя благородно. Он находит оправдание обоим противникам.

После дуэли Павел Петрович, который раньше возражал против свадьбы своего брата и Фенечки, начинает уговаривать Кирсанова сделать ей предложение.

Развитие любовной линии романа, отъезд Базарова

Любовь в "Отцы и дети" - одна из центральных тем. Расскажем о том, как развивалась эта линия после дуэли. Аркадий все больше сближается с Катей. Между ними устанавливается взаимопонимание. Катя замечает, что Евгений Базаров для них чужой, поскольку они "ручные", а он "хищный".

Евгений Васильевич, потерявший последнюю надежду на взаимность Анны Сергеевны, переступает через себя и решительно расстается с Одинцовой и с Аркадием (26 глава). Прощаясь, Базаров говорит бывшему другу, что тот "славный малый", но "либеральный барич". Кирсанов огорчен, но вскоре находит утешение в общении с Катей. Он признается ей в любви и убеждается во взаимности.

Жизнь Евгения в родительском доме, заражение и смерть

Евгений Базаров возвращается в дом родителей и старается посвятить все свое время работе, чтобы забыть о своей любви к Одинцовой. Однако через несколько дней страсть к работе пропадает. Она заменяется "глухим беспокойством" и "тоскливою скукой". Евгений Базаров пытается заговорить с мужиками, но не обнаруживает в их головах ничего, кроме глупости. Но и мужики относятся к Евгению Васильевичу не иначе как к "шуту гороховому".

Базаров, вскрывая труп тифозного больного, ранит палец, в результате чего происходит заражение крови (27 глава). Спустя несколько дней он говорит отцу, что дни его сочтены. Базаров перед смертью просит Анну Сергеевну приехать для того, чтобы попрощаться с ним. Евгений напоминает женщине о своей любви и замечает, что все его гордые мысли, как и чувство к ней, пошли прахом. Базаров с горечью отмечает, что России он не нужен. Ей требуется лишь портной, сапожник, мясник...

После того, как Евгения Васильевича причащают по настоянию родителей, автор отмечает, что на его "помертвевшем лице" отразилось "содрогание ужаса".

Венчание двух пар, дальнейшая судьба героев

Проходит 6 месяцев. В маленькой деревенской церкви происходит венчание двух пар: Кирсанова Николая с Фенечкой и Аркадия с Катей (28 глава). Все довольны, однако в этом настроении было что-то и искусственное, как будто все согласились разыграть "простодушную комедию".

Аркадий со временем становится отцом семейства и трудолюбивым хозяином. Через некоторое время имение Кирсановых начинает приносить хороший доход благодаря его усилиям. В семейной жизни и управлении имением находит смысл жизни Аркадий. "Отцы и дети" продолжаются описанием судьбы Николая Петровича. Он становится Николай Кирсанов активно работает на общественном поприще, что очень подходит его натуре. Кирсанов Павел Петрович переехал в Дрезден. Автор отмечает, что "жить ему тяжело", хотя он все еще выглядит джентльменом.

Кукшина находится в Гейдельберге. Она водится со студентами, увлекается архитектурой. По ее словам, она открыла в ней какие-то новые законы. Что касается Ситникова, он женился на княжне. Жена помыкает им. По его собственному мнению, он "продолжает" дело Евгения Базарова, работая публицистом в одном темном журнальчике.

Заключительный эпизод произведения

Переходим к описанию финальной сцены, завершающей краткий пересказ. "Отцы и дети" по главам нельзя изложить, не включив в рассказ этот эпизод из последней, 28-й главы. Хотя в развитии сюжета он большой роли не играет, он очень важен для понимания замысла автора. Не зря Тургенев включил его в свой роман, а мы - в краткий пересказ ("Отцы и дети"). По главам изложенный сюжет произведения позволяет нам до конца понять именно эта сцена.

Дряхлые старички часто приходят на могилу Евгения. Они горько плачут и молят бога упокоить его душу. Завершая произведение, автор описывает цветы, растущие на могильном холмике. Иван Сергеевич замечает, что они напоминают всем живущим не только лишь о равнодушии и спокойствии природы. Цветы говорят нам о жизни бесконечной и о вечном примирении. Таким образом, "Отцы и дети" - история с жизнеутверждающим финалом.

Предлагаем теперь поближе познакомиться с героями произведения. Ниже представлена их характеристика.

"Отцы и дети": характеристика персонажей

Базаров Евгений Васильевич - студент, нигилист, начинающий медик. Базаров в романе "Отцы и дети" - центральный персонаж. В своем нигилизме он является наставником Аркадия. Этот герой выступает против либеральных идей, которые в романе представляют братья Кирсановы, а также против консервативных взглядов, свойственных его собственным родителям. Евгений Базаров - разночинец, революционер-демократ. К концу произведения он влюбляется в Одинцову, после чего изменяет нигилистическим взглядам в отношении любовного чувства. Страсть к Одинцовой становится серьезным испытанием для Базарова. В конце произведения он умирает в результате заражения крови, полученного во время

Кирсанов Николай Петрович - либерал, помещик, вдовец, отец Аркадия. Он любит поэзию и музыку. Этот герой интересуется современными прогрессивными идеями, включая новые способы ведения сельского хозяйства. Автор отмечает, что в начале произведения он стыдится своего чувства к Фенечке из простого народа. Однако в конце романа он решает жениться на ней.

Старшим братом Николая является Кирсанов Павел Петрович. "Отцы и дети" - произведение, которое нельзя себе представить без этого героя. Это самоуверенный и гордый аристократ, отставной офицер, ярый сторонник либерализма. Он часто спорит с Евгением Васильевичем о природе, любви, науке, искусстве, аристократии. Одинок Павел Петрович. "Отцы и дети" - роман, в котором автор знакомит нас и с годами его молодости. В юности он пережил трагическую страсть к княгине Р. Павел Кирсанов видит в Фенечке черты своей возлюбленной. Он питает ненависть к Базарову и решает вызвать его на дуэль. Во время поединка он получает легкое ранение.

Другом Базарова является Аркадий Николаевич Кирсанов. "Отцы и дети" начинается его возвращением в родительский дом после окончания Санкт-Петербургского университета. Под влиянием своего приятеля этот герой становится нигилистом, однако затем решает отказаться от этого мировоззрения.

Базаров Василий Иванович - отец Евгения. Это небогатый армейский хирург в отставке. Он управляет имением, принадлежащим его жене. Василий Иванович в меру просвещен и образован. Он понимает, что из-за сельской жизни он оказался изолированным от современных идей. В целом этот герой придерживается консервативных взглядов. Он любит своего сына и довольно религиозен.

Весьма примечательна и Арина Власьевна в произведении "Отцы и дети". Содержание по главам этого произведения, кратко изложенное выше, не позволяет составить определенное представление о ней. Поэтому особенно важно прочитать характеристику матери Евгения Васильевича, которой является эта женщина. Она владеет деревушкой Базаровых. В ее распоряжении находятся 22 души крепостных. Эта женщина набожна и очень суеверна. Кроме того, она сентиментально-чувствительна и мнительна. Арина Власьевна любит Евгения и очень обеспокоена тем, что он отрекся от веры.

Следует представить и такого персонажа, как Анна Сергеевна Одинцова ("Отцы и дети"). Это богатая вдова, у которой гостили Аркадий и Евгений. Ей нравится Базаров, однако после его признания она не решается ответить взаимностью.

Локтева Екатерина Сергеевна - сестра Одинцовой. Это незаметная и тихая девушка, которая любит играть на клавикордах. Аркадий проводит в ее обществе много времени, мучаясь от своей любви к Анне. Однако через некоторое время он понимает, что любит именно Катю. Екатерина в конце произведения становится женой Аркадия.

Фенечка - простая девушка, которая родила ребенка от Николая Петровича. Она проживает в одном доме с ним. В заключительной главе она становится супругой Николая Петровича.

Таковы герои романа "Отцы и дети" (портрет автора представлен выше). Конечно, для понимания характера каждого из них лучше познакомиться с оригиналом произведения. Читать его, кстати, очень интересно - все герои романа "Отцы и дети" имеют яркие и любопытные характеры. А основная тема произведения - взаимоотношения между поколениями - актуальна всегда. Не случайно многим и в наше время нравятся "Отцы и дети". Смысл этого романа глубокий, а проблемы, которые ставит автор, вечны.

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребенка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждет Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причем её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную - «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошен. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведет их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своем «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть…»

Аркадию кажется, что он влюблен в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у нее.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие […] лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалеку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё […] вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них - чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстается с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчен, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, « что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то темном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…


О романе. Роман И. С. Тургенева стал знаковым произведением своей эпохи. Класс дворянства уходил в прошлое, уступая место новому поколению молодых деятелей. Тургенев в своем произведении сумел показать всю глубину конфликта между прошлым и будущим. Краткое содержание романа Тургенева «Отцы и дети» по главам даст возможность познакомиться с сюжетной линией книги и подготовиться к работе с произведением.

Глава 1

Кирсанов Николай Петрович –первый герой, с которым знакомит читателя автор. Он ждет своего сына, который возвращается после окончания учебы домой в сопровождении товарища. Коротая время ожидания, он предается воспоминаниям. Окончив учебу, он вступил в брак с прекрасной женщиной и оставил государственную службу. Поселился в скромном местечке под названием Марьино, где появился на свет его ребенок. Николай Петрович переживает, так как давно не видел сына.

Глава 2

Аркадий

приезжает в сопровождении товарища, Евгения Васильевича Базарова . Автор делает акцент на его внешности:

«Длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Аркадий просит отца не церемониться с гостем, относиться к Базарову с простотой. Вместе они отправляются в Марьино. Кирсановы едут в коляске, а Базаров позади них, в тарантасе.

Глава 3

Аркадий беседует с отцом, любуясь красотой окружающей природы. Все кажется особенным, несмотря на очевидную бедность и упадок. Он сдерживает эмоции, чтобы их не увидел Базаров, так как неизвестно почему чувствует себя неловко из-за своей восторженности. Аркадий замечает, что дела в имении идут плохо, видны следы запустения. Он строит планы, как можно изменить положение дел. Отец чувствует состояние сына и сам ощущает восторг и счастье от его возвращения домой. Он начинает цитировать Пушкина, его прерывает просьба Евгения прикурить.

Глава 4

Прибывших господ встречает молодой слуга Петр. Он провожает их в гостиную, куда Кирсанов-старший велит подать обед. В доме их встречает Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия. Особое внимание автор уделяет его облику, разительно отличающемуся от вида Базарова.

«На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».

Обед проходит скомкано, между дядей Аркадия и гостем возникает антипатия.

Глава 5

Утром Евгений отправляется на осмотр местности, он ищет болото. С ним уходят двое местных мальчишек, вызвавшихся помогать с поимкой лягушек. В это время Кирсановы завтракают. Аркадий отправляется знакомиться с девушкой, которая живет с его отцом. Он узнает, что у них маленький сын, его сводный брат. Новость приводит его в неописуемый восторг. К столу выходит дядя Аркадия. Он безукоризненно выглядит. Речь заходит о Базарове, и Аркадий сообщает, что тот является нигилистом. Это вызывает удивление старших родственников. Появляется Евгений, весь испачканный тиной, он несет сумку с лягушками.

Глава 6

Переодевшись, Базаров выходит к столу и вступает в дискуссию с Павлом Петровичем о значении искусства и науки в жизни человека.

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»

Эти слова отражают позицию Базарова. Братья уходят, чтобы поговорить с приказчиком. Аркадий хочет поведать другу печальную историю жизни Павла Петровича.

Глава 7

Общество пророчило Павлу Петровичу головокружительную карьеру. Будучи офицером, он пользовался огромной популярностью среди женского пола. Но все изменилось, когда он встретил княгиню Р, она вскружила ему голову. Он добился ее любви, но она быстро остыла к нему. Долгое время он преследовал женщину, а после ее кончины замкнулся в себе и, покинув свет, поселился у брата.

Глава 8

Павел Петрович приходит в гости к Фенечке , чтобы увидеть своего шестимесячного племянника. Ему кажется, что он очень походит на брата. Фенечка боится Павла Петровича и ощущает неловкость от его присутствия, но ей приятно внимание, которое он уделяет ее сыну. После прихода брата Павел Петрович поспешно покидает комнату Фени.

Глава 9

Фенечка знакомится с Базаровым. Тот проникается к ней симпатией и предлагает свои услуги доктора. Он считает отца Аркадия плохим хозяином и высмеивает его увлечение музыкой. Аркадию это неприятно.

Глава 10

Жизнь в Марьино входит в привычную колею. Дворовые крестьяне очень любят Базарова, Николай Петрович опасается его дурного влияния на своего сына. Павел Петрович презирает друга Аркадия.

Однажды вступают в беседу о пользе и бесполезности аристократии, во время которой Павел Кирсанов теряет контроль над собой, срывается на крик и раздражается, Базаров же сохраняет спокойствие. Аркадий и Евгений удаляются в комнату. Николай Петрович вспоминает, как сам в юности часто спорил с матерью.

Глава 11

Спор Базарова и Павла Петровича рождает в душе отца Аркадия глубокие раздумья. Он осознает, что стар, и с Аркадием их разделяет пропасть. Это удручает мужчину.

Молодые люди решают уехать на некоторое время в город, посетить дальнего родственника Кирсановых.

Глава 12

Дальний родственник Аркадия везет друзей к губернатору. Они получают приглашение на губернаторский бал. Базаров видит на улице своего ученика «нигилиста» Ситникова , он зовет молодых людей составить ему компанию и посетить Евдокию Кукшину.

Глава 13

Евдокия Кукшина оказывается неприятной дамой, развязного поведения. Она причисляет себя к прогрессивной вольнодумной молодежи. Евдокия сыпала бесконечными вопросами, не давая никому возможности на них ответить. В разговоре она упоминает Анну Одинцову , как интересную, но недостаточно эмансипированную женщину. Базаров и Аркадий уходят из дома Кукшиной, когда та, захмелев, начинает петь.

Глава 14

На губернаторском балу Аркадия представляют Одинцовой. Женщина очень отличается от остальных дам, присутствующих на мероприятии. От нее веет загадочностью. Она приглашает Аркадия с его товарищем к себе в гости. Базаров тоже поражен Одинцовой, но не показывает этого, отпуская едкие замечания о ней.

Глава 15

Оставшись сиротами, Анна и ее сестра Катерина, пригласили к себе на житье свою тетку. Спустя некоторое время Анна вышла замуж за Одинцова, который был старше ее, но при этом был добрым человеком и супругом. После его смерти она поселилась в Никольском, куда и позвала приехать в гости своих новых знакомых. Аркадий видит, что у Евгения появились чувства к Одинцовой.

Глава 16

Базаров и Кирсанов приезжают в Никольское и остаются погостить на несколько дней. Одинцова явно увлечена Евгением, что очень неприятно смущает Аркадия. Он, в свою очередь, много времени проводит с сестрой хозяйки, Катей.

Глава 17

Незаметно проходят 15 дней. Базаров собирается ехать к родителям, но Одинцова не хочет его отпускать. Они заговаривают о любви, но Евгений чувствует, что Анна Сергеевна играет и кокетничает с ним.

Аркадий ревнует Одинцову к своему другу.

Глава 18

Утром Анна Сергеевна желает продолжить прерванный разговор. Они с Евгением уединяются, и он открывает свои чувства. Ее пугает его страсть, Анна отказывает ему. Неизменным и важным в жизни Одинцовой остается спокойствие.

Глава 19

Базаров приносит извинения хозяйке дома за свою несдержанность. Оба чувствуют неловкость. Пользуясь приездом Ситникова, Аркадий и Евгений отправляются в родной дом Базарова.

Глава 20

Дома их встречают родители Евгения. Они давно не видели сына. Родители пытаются во всем угодить сыну, но немного побаиваются его. Евгений отказывается беседовать с отцом и, сославшись на усталость, отправляется к себе.

Глава 21

Рано утром Аркадий встретил Василия Ивановича, в беседе тот говорит, что очень горд достижениями своего сына. Базаров хочет ехать обратно в Марьино, он дает слово вернуться домой через месяц. Его старики расстроены таким поступком Евгения.

Глава 22

По дороге в Марьино друзья решают посетить Одинцову, но получают холодный прием. Пробыв у нее несколько часов, они отправляются в дорогу. Они снова приезжают в дом Кирсановых. Через некоторое время Аркадий решает посетить дом Анны Сергеевны.

Глава 23

Аркадий уезжает, а Базаров остается в Марьино и очень много работает. Однажды он целует Фенечку, Павел Петрович видит это. Он вызывает Евгения на дуэль, не сообщив брату истинных причин этого.

Глава 24

Во время дуэли Павел Петрович получает небольшое ранение в ногу. Его противник сам обрабатывает ему рану. Кирсанов некоторое время находится в бреду, а, поправившись, умоляет брата узаконить отношения с Фенечкой.

Глава 25

Катя и Аркадий очень сближаются. Они много времени проводят вместе. Приезжает Базаров, рассказывает о событиях, произошедших в Марьино. Одинцова упрашивает его составить им компанию. Он принимает приглашение.

Глава 26

Утром Аркадий признается в своих чувствах к Кате и просит позволения жениться на ней. Одинцова дает согласие, при условии благословения брака отцом Аркадия. Евгений Васильевич отправляется к родителям.

Глава 27

Базаров заражается смертельной инфекцией, проводя вскрытие умершего мужика. Василий Иванович в ужасе, он бессилен помочь своему сыну. Базаров посылает Одинцовой известие о своей болезни. Она приезжает вместе с врачом. Но медицина уже не может спасти Евгения. Одинцова понимает, что не испытывает к нему ничего, кроме жалости, и не в силах дать утешения. Базаров покидает этот мир.


Глава 28

Спустя полгода Николай Петрович женится на Фенечке, а Аркадий берет в жены Катю. Павел Петрович отправляется за границу, туда же уезжает Кукшина. Ситников обзаводится семьей. Анна Сергеевна становится супругой будущего политика.

На этом и заканчивается краткий пересказ романа «Капитанская дочка», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!