Заболевания органов дыхания:

Туберкулез легких. Заражение происходит в основном воздушно-капельным путем, заразиться может любой человек. Профилактическими мерами служат качественное питание, повышение защитных сил организма, закаливание. Туберкулезы почек, суставов и костей характеризуются болью в области поясницы. Поражают почки, позвоночник и суставы соответственно. Профилактикой туберкулеза служит флюорография, БЦЖ и реакция манту.

Врожденные спайки гортани. Пленки образуются до рождения и лечатся только с помощью оперативного вмешательства.

Плеврит. В легких накапливается гной, который поражает ткани легкого, возникают кровотечения и затруднения в процессе дыхания. Для излечения больного оперируют.

Воспаление легких или пневмония – это инфекционное заболевание, которое сопровождается отеком слизистых и анемией, поскольку организм не может принять нужное количество кислорода. Первым этапом лечения пневмонии является ликвидация отека и борьба с микробами с помощью антибиотиков.

Профилактикой многих заболеваний органов дыхания могут послужить ингаляции. Ингаляцией называется процесс вдыхания горячих паров, насыщенных легкоиспаряющимися лекарственными веществами. Лучшими веществами для ингаляций служат растения. Их испарения обеззараживают, обладают противовоспалительными и ранозаживляющими свойствами. Сейчас существуют современные ингаляторы, процесс ингаляции в которых производится с помощью холодного пара. Эти ингаляторы имеют компактный размер и позволяют применять их, как в лечебных учреждениях, так и в домашних условиях. В ингалятор можно добавлять специальные лекарства, настои лечебных трав для усиления лечебного эффекта и ускорения процесса выздоровления.

Как ни странно, нокомнатные растения не только выделяют кислород и поглощают углекислый газ, но и удерживают значительное количество вредных веществ, способных вызвать заболевания органов дыхания. Лучшим в этом смысле признано растение хлорофитум. Ученые рекомендуют использовать его в загрязненных помещениях.

При заболеваниях дыхательной системы нет лучшего средства, чем вдыхание аромата сосны и можжевельника . Воздух в можжевеловых и сосновых лесах практически стерилен. Прогулки по таким лесам доступны не всем, но эфирные масла этих растений может позволить себе приобрести каждый. Такая процедура создает микроклимат, который благоприятен для людей, страдающих заболеваниями дыхательной системы. Вдыхание воздуха, насыщенного парами этих растений, не только способствует процессу выздоровления, но и снижает риск повторных заболеваний. Использовать ароматические масла можно, добавляя их в воду при купании и принятии ванны, вдыхая с помощью специальных приспособлений - аромоламп, добавляя в небольших количествах для ингаляций.

38. Заболевания органов зрения и слуха и их профилактика

Зрение - важнейшая функция нашего организма. С помощью наших глаз мы получаем 90% информации об окружающем мире. Поэтому зрение можно назвать бесценным даром природы, который необходимо беречь и постоянно заботится о нём. Снижение вредного воздействия, постоянный контроль за состоянием зрения, следование общим рекомендация по сохранению здоровья глаз, предотвращение травм поможет Вам сохранить зрение на долгие годы.

Для профилактики развития патологий органа зрения рекомендуется:

1. Режим освещения . Зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света либо настольной лампы 60-100 Вт. Не рекомендуется использовать лампы дневного света.

2. Чередование зрительных и физических нагрузок. Рекомендуется чередовать зрительные нагрузки с активным отдыхом.

3. Гимнастика для глаз. Через каждые 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз (см. раздел "Гимнастика для глаз").

Урок № , 8 класс

Тема: Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация .

Цели урока :

Сформировать представления учащихся о самых распространенных болезнях дыхательной системы;

Определить причины болезней и способы их предупреждения;

Познакомить с народными методами лечения болехней дыхательной системы;

Продолжить формировать основы гигиены (правила гигиены дыхания);

Обосновать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены;

Научиться оказывать помощь при остановке дыхания;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы, компьютер, Т V « Плазма», диск к учебнику

Основные понятия и термины : воздушно- капельная инфекция, капельно – пылевая инфекция, бронхит, пневмония, астма, туберкулез, ис кусственное дыхание

ХОД УРОКА:

    Организация класса

    Актуализация опорных знаний:

Биологический диктант

Заполни пропуски:

Во время вдоха межреберные мышцы сокращаются. Во время вдоха диафрагма сокращается и объем грудной клетки увеличивается. Во время выдоха купол диафрагмы более выпуклый и объем грудной клетки становится меньше. Во время выдоха межреберные мышцы расслабляются. Во время глубокого вдоха кроме межреберных мышц и диафрагмы сокращаются еще и мышцы груди и плечевого пояса . В глубоком выдохе дополнительно принимают участие внутренние межреберные мышцы и брюшные мышцы. В зависимости от того, какие мышцы преобладают, различают – грудное и брюшное дыхание . Гуморальная регуляция определяется содержанием углекислого газа. Дыхательные движения регулируются дыхательным центром, который находится в продолговатом мозге . Резкий рефлекторный выдох через рот – кашель, а резкий выдох через ноздри – это чихание. Центр, который регулирует защитные рефлексы находится в продолговатом мозге.

    Мотивация учебной деятельности:

А сейчас давайте проверим, как Вы заботитесь о своей дыхательной системе.За каждый правильный « да» ставим 1 балл, а за ответ « нет» - 0 баллов

    Любите ли Вы петь?

    Часто ли Вы поете?

    Играете ли Вы на духовом инструменте?

    Делаете ли Вы ежедневно утреннюю гимнастику?

    Занимаетесь ли Вы каким-то видом спорта?

    Имеете ли Вы вредные привычки?

4 – 6 баллов. Вы следите за собой. Ваши органы дыхания развиты хорошо.

0 – 3 балла. Вам следует лучше позаботиться о своих легких. Задумайтесь над тем, что ничего не ценится так дорого, как здоровье!

Медики настойчиво советуют как можно чаще и громче петь. По мнению ученых и врачей, которые занимаются изучением легочных функций, пение благоприятствует на только увеличению объема легких, но и укреплению мускулатуры груди. Исследования, которые провели среди певцов разноговозраста, которые выспупают в опере, показали, что органы дыхания у артистов не менее развиты, чем у пловцов и йогов.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач

    Изучение нового материала:

Гигиена дыхания

О необходимости гигиены дыхания хорошо и метко сказал

В.В. Маяковский:

Нельзя человека закупорить в ящик

Жилище проветривай чище и чаще!

Работа в парах:

Составление правил гигиены дыхания

Дыхание должно быть ровным и размеренным

Рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом

Желательно заниматься физкультурой

Необходимо быть на свежем воздухе 2 - 3 часа

Дышать необходимо через нос

Чихая и кашляя, следует прикрывать нос и рот носовым платком

Необходимо делать регулярную влажную уборку

Для правильного дыхания большое значение имеет красивая осанка

Заболевания органов дыхания и их профилактика

Какие факторы могут оказывать негативное влияние на организм человека?

Курение

Болезни: рак легких, туберкулез и др.

Попадание посторонних предметов в дыхательные пути, травмы, удушение

Экологическое загрязнение атмосферы, химическое поражение дыхательных путей

Вирусы: грипп, ОРВИ, корь

Бактерии: бронхит, пневмония, и др.

Аллергия на пыль, шерсть животных: бронхиальная астма. Аллергический ринит

Заслушивание сообщений учащихся

Составление схемы «Болезни органов дыхания »

Рак легких

Насморк, ринит

Туберкулез

Заболевания органов дыхания

Дифтерия

Пневмония

Бронхиальная астма

Рассказ учителя

Народные методы лечения болезней органов дыхания, использование горчичников, банок и компрессов

Понятие о клинической и биологической смерти

Рассказ учителя с элементами беседы

Демонстрация « Действия при нарушении дыхания» на экране (диск к учебнику, слайд №11)

Понятие о реанимации

Рассказ учителя

Первая помощь в случае остановки дыхания

Демонстрация « Техника искусственного дыхания», « Первая помощь при утоплении» на экране (диск к учебнику, слайд №7, 12

Работа в группах по учебнику стр. 103 – 104

Группа 1 – искусственное дыхание в положении на спине

Группа 2 – искусственное дыхание в положении на животе

Группа 3 – искусственное дыхание « изо рта в рот»

Группа 4 – искусственное дыхание « из рта в нос»

Группа 5 – непрямой массаж сердца

    Закрепление изученного материала

Работа в группах игра « Кто быстрей»

Группам раздаются задания в карточках

Задание. Выберите из приведенного списка те признаки заболевания, которые соответствуют болезням, приведенным в таблице, и впишите в таблицу соответствующие им буквы

Признаки заболевания

А. Нарушение носового дыхания, выведение из полости носа слизи, боль в лобной части головы

Б. Вызывает воспаление органов дыхания, кашель, насморк

В. Острое воспаление слизистой оболочки зева, боль во время глотания

Г. Чаще поражаются легкие, возбудитель активизируется в случае плохого питания, антисанитарных жилищных условий

Д. Поражает слизистую оболояку горла, а яд возбудителя может вызвать отравление всего организма

Е. Першение в горле, сухой кашель

Ж. Внезапное повышение температуры, ухудшение состояния, появление отдышки, сильная боль в груди

З. Периодические приступы удушья и кашля

И. Длительный выматывающий кашель, боль в груди, повышение температуры

Болезнь органов дыхания

Признаки болезни

    Ангина

    Грипп

    Туберкулез

    Дифтерия

    Трахеит

    Бронхит

    Пневмония

    Бронхиальная астма

    Гайморит

    Рефлексия: Подумай и ответь на вопросы:

1. Все ли ты успел на уроке?

2. Если « да», то доволен ли ты уроком?

3. Если « нет», то хочешь выяснить почему? Давай поговорим о том, как исправить положение дел

VII . Итог урока:

- Понадобятся ли Вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Сможете ли Вы оказать первую помощь потерпевшему?

Выставление оценок за урок

    Домашнее задание: Изучить параграф 23, ответить на вопровсы, выполнить задание « Подумай» на стр. 107 учебника, выполнить задания «Тренажера» на диске к учебнику

Заражение через воздух. Микроорганизмы и пыль задерживаются слизистой оболочкой верхних дыхательных путей и удаляются из них вместе со слизью. Большинство микроорганизмов при этом обезвреживаются. Часть микроорганизмов, проникающих в органы дыхания, может вызвать различные заболевания: грипп, туберкулез, ангину, дифтерию и некоторые другие.

Грипп. Грипп вызывается вирусами. Они микроскопически малы и не имеют клеточного строения. Вирусы гриппа содержатся в слизи, выделяющейся из носа больных людей, в их мокроте и слюне. Во время чихания и кашля больных людей миллионы невидимых глазу капелек, таящих в себе инфекцию, попадают в воздух. Если они проникают в дыхательные органы здорового человека, он может заразиться гриппом. Таким образом, грипп относится к капельным инфекциям.

Грипп распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевания гриппом к работе на предприятиях, в учреждениях, к занятиям в учебных заведениях. Грипп нельзя рассматривать как простое 3-дневное заболевание. Он опасен своими осложнениями. При общении с людьми, больными гриппом, нужно прикрывать рот и нос повязкой, сделанной из сложенного вчетверо куска марли. Она пропускает воздух, но задерживает капельки, в которых находятся возбудители болезни. При кашле и чихании прикрывайте рот и нос платком. Этим вы убережете от заражения окружающих.

Туберкулёз. Возбудитель туберкулёза – туберкулёзная палочка чаще всего поражает лёгкие. Она может находиться во вдыхаемом воздухе, в капельках мокроты, на посуде, одежде, полотенце и других предметах, которыми пользовался больной. Туберкулёз – не только капельная, но и пылевая инфекция.

В сырых местах, не освещаемых солнечным светом, возбудители туберкулёза долго сохраняют жизнеспособность. В сухих, хорошо освещённых местах они быстро погибают.

Антисанитарные условия, постоянное недоедание – основные причины массового распространения туберкулеза в прошлом. В наши дни в результате улучшения условий жизни населения заболеваемость туберкулёзом резко снизилась.

Больших успехов добилась медицина в профилактике и лечении туберкулёза. Проводятся регулярные обследования взрослого и детского населения. В специальных туберкулезных диспансерах и санаториях больные получают бесплатное лечение.

Предупреждению заболеваний способствует поддержание чистоты в жилых домах, на улицах городов, в общественных помещениях. Очищение воздуха в городах, посёлках, на территориях промышленных предприятий, во дворах жилых домов связано с их озеленением.

Действия курения на органы дыхания. Табачный дым, помимо никотина, содержит около 200 веществ, чрезвычайно вредных для организма, в том числе угарный газ, синильную кислоту, бензпирен, сажу и т.д. При курении эти вещества проникают в ротовую полость, верхние дыхательные пути, оседают на их слизистых оболочках и плёнке лёгочных пузырьков, заглатываются со слюной и попадают в желудок.

Никотин вреден не только для курящего. Значительная часть его выделяется в воздух, отравляя окружающих людей

  1. Сообщение темы
  2. Изучение нового материала .

Вирусы, ОРВИ, грипп, корь;

  1. Работа с учебником. Прочитать текст и заполнить таблицу.

Название заболевания.

Чем вызваны.

Признаки

1.Инфекционный ринит

бактериями

бактериями

3.Трахеит

4.Бронхит

5.Пневмания

6.Туберкулез

Поражает легкие и кости

7.Аллергический ринит

аллергенами

8.Бронхиальная астма

Накопление в крови аллергенов

Приступы удушья, кашля

  • Вакцинация
  • Не посещать людные места
  • Придерживаться личной гигиены
  • закаляться
  1. Рефлексия

Выполнить задания на стр. 94

  1. Домашнее задания.
  1. Итог урока.

Просмотр содержимого документа
«Болезни органов дыхания и их профилактика. Урок биологии. »

Конспект урока биологии

9 класс

Тема . Болезни органов дыхания и их профилактика.

Тип урока - комбинированный.

Цел ь : ознакомить учащихся с основными заболеваниями дыхательной системы и причинами их возникновения; определить основные пути профилактика заболеваний дыхательной системы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); обосновывать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены; корректировать произношение.

Оборудование : таблица «Органы дыхательной системы», рисунки.

Словарь : пылевая инфекция, капельная инфекция, бронхит, пневмония, астма, туберкулёз.

Ход урока.

    Организация класса .

    Проверка звукоусиливающей аппаратуры.

    Речевой момент.

Какую биологию мы изучаем?

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Игра «Терминологический бой»

Учащиеся «атакуют» один другого терминами, которые были выучены на прошлом уроке.

    Проверка домашнего задания.

    Игра «Биологическая мозаика» (работа в парах)

Каждая пара получает карточку, где предложен набор слов из которых учащие должны сложить предложение:

    Относят путям к гортань, трахея, бронхи, дыхательным нижним.

    Центр продолговатом в находится дыхательный мозге.

    Вдох ритмично выдох сменяет.

    Нервная дыхание гуморальная обеспечивает регуляция и.

    Определяют прибора помощью с жизненную спирометр ёмкость.

    Игра «Ты - мне, я - тебе»

Учащиеся задают друг другу вопросы по теме. Ученик, который получил вопрос, дает на него ответ. Правильный ответ дает право задать свой вопрос.

    Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .

Какое строение имеет дыхательная система?

Какие процессы происходят в альвеолах легких?

Одним из приоритетных направлений в социальной политике нашего правительства является забота о здоровье граждан. Как вы думаете почему?

Экономический рост и процветание государства зависит от здоровья людей, поэтому задача государства сохранить и укрепить наше здоровье.

    Сообщение темы

    Изучение нового материала .

    Заболевание органов дыхания и их профилактика.

Рассказ учителя с элементом беседы.

Какие факторы могут вызывать негативное воздействие на наши органы дыхания?

Курение: рак лёгких, туберкулез, эмфизема легких;

Попадание инородных предметов в дыхательные пути, травм, удушие;

Экологическое загрязнение воздуха атмосферы, химическое поражение дыхательных путей;

Вирусы, ОРВИ, грипп, корь;

Бактерии: бронхит, воспаление лёгких, туберкулёз;

Аллергия на пыль, шесть, животных и т.д. бронхиальная астма, аллергический ринит.

Чтобы уберечься от этих заболеваний, надо избегать факторов, которые их вызывают.

Название заболевания.

Чем вызваны.

Признаки

1.Инфекционный ринит

бактериями

Воспаление слизистой оболочки полости носа, закладывание носа, хронический насморк.

бактериями

Воспаление миндалин, боль во время глотания, повышенная температура

3.Трахеит

Бактериями, при переохлаждение, курение, инфекции

Першение в горле, сухой кашель, боль в зеве и за грудиной

4.Бронхит

Бактерии, стрептококки, стафилококки

Кашель со слизистыми выделениями, одышка, боль в груди

5.Пневмания

Бактерии, пневмококки, стафилококки, стрептококки

Воспаление ткани легкого, внезапное повышение температуры, одышка, кашель, сильная боль в боку.

6.Туберкулез

Микобактерии, туберкулёзная палочка

Поражает легкие и кости

7.Аллергический ринит

аллергенами

Отёк слизистой оболочки, сухость, зуд в полости носа, чихание, слезоотделение

8.Бронхиальная астма

Накопление в крови аллергенов

Приступы удушья, кашля

    Самостоятельная работа учащихся

Профилактика заболеваний органов дыхания.

    Вакцинация

    Не посещать людные места

    Придерживаться личной гигиены

    Не уклоняться от диспансерного обследования

    закаляться

    Рефлексия

Выполнить задания на стр. 94

    Домашнее задания.

    В ходе этого урока мы узнаем о том, какие существуют болезни органов дыхания. А также поговорим о влиянии курения на дыхательную систему.

    Тема: Дыхательная система

    Урок: Болезни органов дыхания и их предупреждение

    Атмосферный воздух содержит в себе примеси, выдыхание которых в больших концентрациях может привести к нарушениям здоровья (см. Рис. 1, 2, 3).

    Рис. 1.

    Рис. 2.

    Рис. 3.

    Вредные вещества воздуха могут разноситься ветром на многие километры.

    Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Он может нанести вред здоровью человека и животных. Наиболее чувствительны к смогу мужчины старше 45 лет и дети.

    Если человек здоров - он дышит носом, где воздух очищается, согревается и увлажняется. Но если микроорганизмов много, то они могут проникнуть далее и вызвать различные заболевания.

    Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем (с микроскопическими капельками слюны, которые больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании) (см. Рис. 4).

    Рис. 4.

    Для профилактики заболеваний необходимо часто проветривать помещение, в котором находится больной, и ограничить его контакты с другими людьми.

    Острый бронхит - это непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов, которое сопровождается кашлем, отделением мокроты и повышением температуры (см. Рис. 5).

    Рис. 5.

    Пневмония - это острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы (см. Рис. 6). Часто развивается, как осложнение после острого бронхита.

    Рис. 6

    Симптомы пневмонии:

    1. Высокая температура

    4. Боль в грудной клетке

    5. Общая слабость

    6. Отсутствие аппетита

    Туберкулез - хроническое заболевание легких, вызванное действием микобактерии туберкулеза (палочки Коха) (см. Рис. 7). В начале болезни человек может и не знать о своем состоянии. Затем появляются слабость, одышка, кашель, кровь в мокроте.

    Рис. 7.

    Основной источник туберкулеза - больной человек. Он при кашле и чихании выделяет капельки слюны и мокроты, в которой содержится палочка Коха. С воздухом эти бактерии могут проникать в легкие здоровых людей и вызывать у них заболевания.

    Больной человек должен соблюдать правила личной гигиены - иметь отдельное полотенце и посуду.

    Бронхиальная астма - это аллергическое заболевание, которое проявляется в приступах удушья, возникающего в результате смыкания бронхиол. Она часто сопровождается сухим кашлем и затруднением при выдохе. Больному необходимо применять бронхорасширяющие препараты (см. Рис. 8).

    Рис. 8. Прием бронхорасширяющего препарата

    Впервые связь между курением и заболеваниями дыхательной системы была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит около 400 вредных для человека веществ.

    Наиболее вредным является никотин. Он имеет сложное химическое строение и обладает отравляющим действием.

    Рак легких - злокачественное новообразование (опухоль). В слизистой оболочке легких содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частички табачного дыма (см. Рис. 9). Вместе с ресничным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения.

    Рис. 9.

    Табакокурение приводит к потере ресничек эпителиальными клетками. Клетки нижнего слоя начинают размножаться, чтоб восстановить функциональность верхнего слоя. В процессе такого деления некоторые из них становятся злокачественными. Так начинается рост опухоли. Симптомы в начале заболевания не проявляются. Потом у человека возникают одышка, кашель, и он сильно худеет.

    Пассивные курильщики - люди, которые не курят, но находятся в обществе курящих людей. Они получают такое же количество вредных веществ, как и курящие люди. При курении табака 75% никотина попадает в атмосферу.

    Список литературы

    1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

    2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

    3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

    1. Всемирная организация здравоохренения ().

    2. Всемирная организация здравоохренения ().

    Домашнее задание

    1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 146, задания и вопрос 11.

    2. Что такое туберкулез? Какие меры предосторожности необходимо принимать?

    3. Что такое пневмония?

    4. Подготовьте небольшое сообщение о влиянии никотина на организм человека.