Между Востоком и Западом

Восхождение на престол женщины в XII веке — явление из ряда вон выходящее как для Грузии, так и для всего мира. Наследники и элита, как правило, такому исходу событий всячески препятствовали. Впрочем, и отец Тамары Георгий III изначально не собирался отдавать бразды правления дочери. Он был опекуном Давида, сына своего старшего брата, и лелеял мысль: юноша станет следующим правителем. Однако судьба распорядилась иначе — разгорелись междоусобицы, и Давид исчез. То ли был убит, то ли скрылся под чужим именем. О его судьбе историки спорят до сих пор.

В 1178 году Георгий III сделал Тамару своей соправительницей. Он решил не искушать судьбу, догадываясь, какие препятствия будет строить знать на ее пути после его смерти. Особых надежд на дочь царь не возлагал, а зря. Во-первых, она была прекрасно образована. Во-вторых, обладала талантом дипломата. Учитывая, что Грузию окружал мусульманский мир, это было необходимостью. В-третьих, Тамара сочетала в себе, казалось бы, несовместимые качества: милосердие, чисто женскую мягкость и вместе с тем — несгибаемую волю военачальника, стремление идти до победного конца.

Тамаре пришлось воевать со своим бывшим мужем

Хрупкая, застенчивая девушка, когда нужно, стояла на своем до последнего. Воспевая эти качества в поэмах, грузинский народ нередко перегибал палку, что затрудняет объективную оценку личности Тамары. Так, восхваляя царицу, грузинские летописцы утверждали, что она запретила применять телесные наказания и смертную казнь. «В дни царствования Тамар не встречалось ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию, и никого, кто бы подвергался наказанию, если не считать случаев применения старого закона, который положен для разбойников — повешения на дереве», — писал Басили Эзосмодзгвари (XIII век) в труде «История царицы Тамар». Между тем, эти сведения не соответствуют исторической действительности. Наказания применялись, хотя и редко.

Славу великой правительницы Тамара приобрела благодаря своим завоеваниям. После смерти отца она была повторно коронована. Не теряя времени, царица приступила к делу: реформировала войско по феодальной системе, ввела систему военных округов и воинскую повинность; солдат, прежде чем отправлять на поле боя, обучали их ремеслу. Особое внимание теперь уделялось разведке.

Георгий III не хотел передавать престол дочери, но наследник исчез

Тамара понимала, что нападение турок на Грузию неизбежно: слишком выгодным было расположение царства. Она выбрала тактику наступления. Это был смелый шаг, ведь численность турецкого войска значительно превышала численность грузинского. Однако суровая дисциплина и опытные военачальники сделали свое дело, и грузинская армия одержала победу над турками в Южной Армении. Список завоеваний за 27 лет правления легендарной царицы впечатляет: почти весь Кавказ, бывшие византийские провинции, несколько иранских городов. Войска Тамары успешно отразили нападения объединенной мусульманской армии. Грузинское царство еще никогда не было таким могущественным. Увы, от этого могущества не останется и следа, когда придет самый опасный противник — монголы.


Территория Грузии в начале XIII века

Как Тамара воевала со своим бывшим мужем

Первый брак царицы оказался неудачным. Супруга ей выбирала религиозная верхушка. Разумеется, что он должен был исповедовать православие. Выбор пал на Георгия (Юрия), сына Андрея Боголюбского. В отличие от отца, Георгий талантом полководца и политика не обладал. Сражениям он предпочитал кабаки, выпивку и женщин (по некоторым легендам, мужчин). Тамара довольно быстро разочаровалась в муже и спустя два с половиной года потребовала развода. Надо понимать, что развод тогда был делом немыслимым. Однако церковь дала согласие. Возможно, причиной этому послужили реформы, затеянные Тамарой в начале правления. Она поставила во главе церкви преданных ей людей, которые не были замечены в вымогательстве денег и злоупотреблении своей властью. Кроме того, церкви были освобождены от повинностей, на их существование из казны выделялись щедрые средства. Заручилась царица и поддержкой элиты — она значительно расширила полномочия советов знати. Низшие слои населения также были довольны своей участью, их освободили от тяжких поборов.


Грузинская церковь причислила Тамару к лику святых

Итак, никто не препятствовал разводу Тамары. И здесь начинается самое интересное: царица отправила Георгия в изгнание, снабдив при этом крупной суммой денег. Поступок благородный. Отвергнутый муж отправился в Константинополь, а затем вместе с войском вернулся в Грузию для отмщения. Тамаре пришлось воевать со своим бывшим мужем. Правда, преданная ей армия быстро выдворила незадачливого супруга за пределы царства.

Царица провела военную реформу, сделав армию эффективнее

Легенды приписывают красавице-Тамаре многочисленных любовников. Но это не более чем художественный вымысел, этакий атрибут романтического образа. Достоверно известно одно: молодая вдова искала мужа самостоятельно. Ее избранником стал осетинский царевич Давид-Сослан. Со вторым супругом разногласий не возникло; кроме того, он был талантливым военачальником.

«Культурная революция» в феодальной Грузии

Тамара, помимо прочих достижений, покровительствовала искусствам, литературе и науке. Надо отметить, что культурное достояние Грузии в XII веке было уникально. Царство располагалось на пересечении торговых путей, и в культуре удивительным образом сочетались христианские и персидские традиции. Однако после многочисленных вражеских набегов обширное достояние серьезно пострадало.

В правление Тамары во всех уголках страны строились монастыри и церкви, их стены расписывали лучшие мастера. Правительница окружила себя поэтами и писателями, которые в процессе своего творчества сформировали нормы грузинского языка.

Многие предания рассказывают о романтических отношениях Тамары и выдающегося поэта Шота Руставели


Шота Руставели

И действительно, между строк его поэмы «Витязь в тигровой шкуре» читается безоглядная любовь. Тамара явно благоволила к поэту и назначила его государственным казначеем. Но исследователи говорят, что никакой романтической связи между царицей и поэтом не было. Вообще, сведения о биографии Руставели скудные и противоречивые. Существует несколько версий последних лет его жизни, начиная от монашеского пострига и заканчивая браком с красавицей-грузинкой.

Поэты приписывали Тамаре многочисленных любовников

Великая правительница умерла в период с 1209 по 1213 год. Место ее захоронения неизвестно. Тамара до сих пор остается излюбленной героиней грузинского фольклора, да и не только грузинского. У каждой народности Кавказа найдется парочка-другая историй о Тамаре — справедливой и отважной царице.

Загадочная царица Тамара относится к уникальным женщинам в мировой истории, которые определили дальнейшее духовное развитие своего народа. После ее правления остались лучшие и памятники архитектуры. Справедливая, честная и мудрая, она установила твердое политическое положение своей страны в завоевав территории, которые к нынешней Грузии не относятся. Период ее правления навсегда остался в истории под названием «Золотой век». Экономическим, культурным и политическим процветанием Грузия того времени всецело обязана своей царице.

Наследство

Некоторые факты из жизни Тамары на сегодня остаются до конца не раскрытыми. Годы жизни ее еще оспариваются историками, но предположительно родилась царица Тамара в 1166 году. Родители девочки походили из знатного рода: мать была дочерью аланского царя, а отец принадлежал к известному роду Багратионов и являлся на момент рождения ребенка правящим царем.

Когда Тамаре было десять лет, в Грузии начались волнения, направленные на свержение власти ее отца Георгия III. Возглавили восстание сын одного из братьев Георгия - Деметре и его тесть Орбели, который на тот момент являлся главнокомандующим войсками Грузии. Когда мятеж был подавлен действующим царем, стала очевидной необходимость проведения обряда коронования.

Поскольку девочка в семье росла без братьев и сестер, Георгий решил оставить престол после своей смерти Тамаре. Это было против грузинских традиций, чтобы престол занимала женщина. С 1178 года дочка стала соправительницей своего отца Георгия III. Их первым совместным решением стало принятие высшей меры наказания для бандитов, воров, и создание специальной группы по их поиску.

Через 6 лет после вхождения Тамары в политические дела своего государства наступает смерть Георгия III и привилегированным обществом становится вопрос о повторной коронации и целесообразности воцарения молодой особы. В пользу девушки сыграл факт того, что грузинская земля ранее была выбрана апостольским жребием Богородицы и для распространения на ней христианства послана женщина - Таким образом, благоверная царица Тамара заняла окончательно трон.

Первые государственные реформы

Правление царицы Тамары началось с освобождения церкви от податей и оброков. Были избраны талантливые люди на должности министров и военачальников. Один из летописцев отмечал, что при ее правлении земледельцы выросли до привилегированного сословия, дворяне стали вельможами, а последние обернулись властителями.

В число близких лиц Тамара ввела архиепископа Антона Чкондидского, которому сразу пожаловала Самтависскую епархию и город Кисисхеви. Должность верховного главнокомандующего досталась одному из братьев известного армянского рода Мхаргрдзели - Захарию. Младший брат Иванэ возглавил дворцовое хозяйство. Князья признавали христианство, исповедуемое называемой верой армян, и почитали православие. Летописцы отмечают, что Иванэ позже познал кривизну веры армян и все же принял христианство.

Дипломатичностью отличилась девушка в урегулировании вопроса об изменении государственного строя Грузии. Некто Кутлу-Арслан организовал группу, которая требовала создания независимого органа при царском дворе. Избранные лица надуманной организации должны были решать все государственные вопросы без присутствия на заседаниях самой Тамары. Царице оставалась лишь исполнительная функция. Арест Кутлу-Арслана взбудоражил его последователей, и тогда дипломатические переговоры с заговорщиками подчинили последних Тамаре. Программа по перестройке государственного ведения дел, возглавляемая Кутлу-Арсланом, провалилась.

Богоугодные дела

Начало своей карьеры Тамара отметила созывом церковного собора. Таким же поступком в годы своего правления ознаменовался ее дедушка Давид Строитель. Проницательная владычица сделала это для духовного объединения народа. Она собрала всех, кто прислушивается к слову Божиему: епископов, монахов, священнослужителей, и пригласила из Иерусалима мудрого Николая Гулаберисдзе, который вместе с архиепископом Антонием вел собор.

Святая царица Тамара перед началом собора произнесла речь, в которой призвала всех жить сплоченно и по толкованиям Библии. Она в монологе обращалась к святым отцам с просьбой подать руку помощи всем тем, кто сбился с духовного пути. Просила от правителей Святой Церкви наставления, слова и учения, обещая взамен постановления, дела и поучения.

Милосердная к бедным, щедрая, небесная покровительница храмоздателей, Грузии, воинов, благотворитела - такой была царица Тамара. Икона с ликом девушки до сих пор помогает молящимся в защите семьи, дома от напастей, в неверии, в исцелении физических и душевных недугов.

Церковный собор ознаменовался и выбором жениха. Так, придворные обратились к отцам за советом, где искать супруга Тамаре. Наставники рекомендовали ехать во Владимирско-Суздальское княжество, что на Руси.

Замужество

Не только душевной, но и физической красотой была наделена царица Тамара. Фото девушки, конечно, нет, но воспоминания современников указывают на ее правильно сложенное тело, застенчивый взгляд, розовые щеки и темные глаза.

Когда стал вопрос о необходимости появления наследника и полководца, тут же был выбран претендент в мужья. Не устоял перед красотой юной девушки русский князь Юрий Андреевич. Он был из знатного рода Боголюбских, почитал православие и внешне являлся весьма привлекательным юношей. После приезда в Тбилиси на смотрины будущей жены он решил тотчас же играть свадьбу. Однако предусмотрительная Тамара была против такой спешки. Придворные и епископы отговорили от дурных мыслей царицу и бракосочетание состоялось. Под предводительством Юрия хоть и были победоносные битвы Грузии, но пережив двухлетние душевные страдания, девушка решилась на развод. Бывший муж царицы Тамары был отправлен в Константинополь с частью нажитого богатства. Он потом еще раз появлялся в жизни девушки, когда пришел Юрий в Грузию с греческим войском с целью возвращения упущенного престола, но, как и в предыдущий раз, претерпел поражение, после чего исчез бесследно.

Воспитанная на понятиях Евангелия, развод царица пережила тяжело. А мысли о новом замужестве, которого требовал ее статус, вообще были неприемлемы.

Счастливый брак

Природной красотой и обаянием обладала царица Тамара (фотозарисовки исторические - тому подтверждение), поэтому многие князья хотели занять освободившееся место мужа рядом с необычайной женщиной. И лишь осетинскому царю Сослан-Давиду посчастливилось стать вторым супругом Тамары. Придворные выдвинули его кандидатуру в мужья неслучайно, он воспитывался у Рудусан, которая была родной теткой царицы. Историками также выдвинуто предположение, что династический брак был стратегическим ходом грузинской знати. На тот момент государству требовались союзники, а осетинское царство отличалось мощным военным потенциалом. Вот почему привилегированные слои общества сразу же приняли решение и признали Сослан-Давида соправителем Грузии.

Их союз не только сблизил народы, но и сделал государство мощным и процветающим. Они в согласии управляли страной. За что Бог послал им ребенка. Когда народ узнал, что царица Тамара и Давид Сослан ждут первенца, все стали молиться о рождении мальчика. Так и произошло, родился у них сын, похожий на своего деда. И имя ему дали такое же - Георгий. Спустя год на свет в царской семье появилась девочка Русудан.

Борьба с мусульманством: Шамхорская битва

Политический курс владычицы был направлен на борьбу с мусульманскими странами, который поддерживали предшественники престола: Георгий III и Давид Возобновитель. Дважды Ближнего Востока пытались завоевать грузинские земли, и оба раза воины этих стран претерпевали поражение.

Первый наступательный поход организовал багдадский халиф, в руках которого была сосредоточена и религиозная, и царская власть всех мусульман. Он субсидировал коалиционную организацию, направленную против крепнущего христианского государства. Войска возглавил атабаг Абубекр, причем их сосредоточение прошло настолько тихо, что лишь когда мусульмане заняли свои позиции в Южном Азербайджане, царица Тамара узнала о наступлении.

Силы Грузии уступали по своей мощи противнику. Но и сила молитвы спасли этот народ. Когда выдвинулись навстречу армии Абубекра грузинские войска, царица с жителями не прекращали молебен. Приказ правительницы состоял в совершении беспрерывных литаний, исповедовании грехов и в требованиях к богатым раздавать милостыню нищим. Внял Господь мольбе и в Шамхорской битве 1195 года грузины одержали победу.

В качестве трофея Давид привез своей жене знамя Халифата, которое владычица передала в монастырь для иконы Хахульской Богоматери.

Битва при Басиани

С победой в Шамхоре вырос авторитет страны на мировой арене. Один султан Рукнадин из Малой Азии никак не мог признать могущество Грузии. Причем у него было в планах отомстить грузинскому народу за поражение турецких войск, которое они одержали при правлении Давида Строителя.

Рукнадин направил царице оскорбительное письмо, в котором требовал от Тамары изменить христианскую веру на мусульманство. Разгневанная владычица мгновенно собрала войско и, уповая на помощь Божию, сопроводила его до монастырского комплекса Вардзия, где преклонив колено перед иконой Богоматери, стала молиться за свою армию.

Опытный в военных сражениях румский султан, не мог поверить, что грузинская царица Тамара начнет наступление. Ведь численность военных мусульман и в этот раз превышала грузинскую армию. Победа опять досталась полководцу и мужу Тамары - Сослан-Давиду. Хватило одного сражения, чтобы разбить турецкую армию.

Победа при Басиани помогла осуществить стратегические планы царского двора по созданию нового государства, соседствующего на Западе с Грузией. Так, было создано Трапезундское царство с христианской верой. В 13 веке подданными странами Грузии являлись практически все государства Северного Кавказа.

Культура в период правления царицы

Стабильное экономическое состояние страны стало остовом для развития культуры. Имя царицы Тамары связано с Золотым веком Грузии. Она была покровительницей литературы и письменности. Культурно-образовательными центрами выступали монастыри: Иверский, Петрицонский, на Черной Горе и прочие. В них проводилась переводческая и литературно-философская работа. В Грузии на тот момент существовали Икалтойская и Гелатская академии, закончив которые, люди владели арабским, персидским языком, знаниями античной философии.

Поэма «Витязь в тигровой шкуре», относящаяся к наследию мировой литературы, написана во времена правления Тамары и посвящена ей. передал в своем творении жизнь грузинского народа. Сказание начинается о том, что жил царь, у которого не было сына-наследника, и, чувствуя приближение конца дней своих, он возводит на престол дочь. То есть ситуация, один в один повторяющая события того времени, когда трон был передан Тамаре.

Царица основала Вардзийский пещерный монастырь, сохранившийся до наших дней, а также Рождество-Богородничный монастырь.

Успешные военные наступления, дань от завоеванных стран помогали пополнять бюджет Грузии, который был направлен на возведение памятников архитектуры и развитие христианства.

Вардзиа

Церкви, жилые кельи, часовни, бани, трапезные комнаты - все эти помещения высечены в скале и составляют монастырский комплекс на юге Грузии под названием Вардзиа, или Храм царицы Тамары. Строительство пещерного комплекса было начато еще при правлении Георгия III. Монастырю предписывали оборонную цель от иранцев и турок.

Помещения крепости имеют глубину 50 метров и высоту в восьмиэтажный дом. На сегодня сохранились потайные ходы, остатки оросительной системы и водопровода.

В центре пещеры обустроен при царице храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Его стены украшены живописными росписями, среди которых есть изображения Тамары и ее отца. Исторически-художественную ценность несут в себе фрески Вознесения Господня, Иисуса Христа и Божией Матери.

Землетрясение, захват комплекса персами, турками, советская эпоха оставили отпечаток на существовании монастыря. Сейчас это больше музей, хотя в нем и ведут свою аскетичную жизнь некоторые монахи.

Царица Тамара: история последних лет жизни

Летописания датируют смерть Сослан-Давида 1206 годом. Тогда царица задумалась о передаче трона сыну и сделала Георгия своим соправителем. Жившая по законам Божьим, она чувствовала приближавшуюся кончину. Царица Тамара умерла от неизвестной болезни. Последние годы она провела в Вардзиа. Дата смерти остается неразгаданной тайной, но предположительно это 1212-1213 гг.

Где захоронена владычица, неизвестно. В летописи указывается Гелатский монастырь как место, где покоится тело царицы в фамильном склепе. По другим преданиям, Тамара, чувствуя недовольство мусульман, которые могут осквернить гробницу, попросила тайного погребения. Есть предположение, что тело покоится в Крестовом монастыре (Палестина). Выходит, что Господь услышал ее желание, скрыв святые мощи.

В православной церкви царица Тамара отнесена к лику святых. День памяти по новому стилю припадает на 14 мая.

Существует поверье, что когда страдание, горе в мире растет, она воскрешается и приходит на помощь людям для их утешения.

Вера в Бога, мудрость, скромность - те черты, на которых Тамара создала экономический и политический строй Грузии. Ее курс развития опирался на человеколюбии, равноправии и отсутствии насилия. Ни одной смертной казни не было проведено в годы ее царствования. Десятую часть государственных поступлений Тамара отдавала нищим. Ее помощи удостаивались православные страны, храмы и монастыри.

Последние слова она сказала Богу, в которых препоручила Грузию, народ, своих детей и себя Христу.

(1184-1213 гг.), гру-зин-ская ца-ри-ца, бы-ла до-че-рью Ге-ор-гия III от кра-са-ви-цы Бур-ду-хан. При ее ма-те-ри хри-сти-ан-ство уже рас-про-стра-ни-лось в раз-ных ча-стях Гру-зии. Та-ма-ра оста-ви-ла о се-бе доб-рую па-мять в на-ро-де. Неко-то-рые пле-ме-на Гру-зии по-чи-та-ют Та-ма-ру как це-ли-тель-ни-цу неду-гов.

Гру-зин-ские ска-за-ния про-слав-ля-ют ее кро-тость, ми-ро-лю-бие, муд-рость, ре-ли-ги-оз-ность и кра-со-ту. Из-вест-но еще, что свя-тая Та-ма-ра за-бо-ти-лась о бед-ном на-ро-де, о вдо-вах, си-ро-тах и со-дей-ство-ва-ла ду-хов-но-му раз-ви-тию Гру-зии. Кро-ме то-го, она по-кро-ви-тель-ство-ва-ла по-этам, пи-са-те-лям, по-стро-и-ла мно-го хра-мов, а так-же рос-кош-ный Вард-зий-ский дво-рец. Цер-ковь за за-бо-ты и щед-рые да-ры при-чис-ли-ла Та-ма-ру к ли-ку свя-тых.

Свя-тая Та-ма-ра со-зва-ла цер-ков-ный со-бор, ко-то-рый устра-нил неуря-ди-цы в цер-ков-ной жиз-ни и сме-стил недо-стой-ных иерар-хов. Успеш-на бы-ла и ее го-судар-ствен-ная де-я-тель-ность, бла-го-да-ря ко-то-рой Гру-зин-ское цар-ство уве-ли-чи-лось и окреп-ло.

Полное житие благоверной Тамары, царицы Грузинской

Свя-тая Та-ма-ра про-ис-хо-ди-ла из знат-но-го ро-да Баг-ра-ти-о-нов, по пре-да-нию вос-хо-див-ше-му к са-мо-му ца-рю Да-ви-ду. Ее отец Ге-ор-гий в 1178 го-ду про-воз-гла-сил свою дочь ца-ри-цей. Через 7 лет он скон-чал-ся. С это-го мо-мен-та на-ча-лось прав-ле-ние свя-той.

Ко-гда свя-тая Та-ма-ра взо-шла на пре-стол, то ска-за-ла: «Я - отец си-рот и мать вдо-виц». Эта фра-за опре-де-ли-ла все ее прав-ле-ние.

Ав-тор био-гра-фии Та-ма-ры оста-вил та-кое опи-са-ние юной ца-ри-цы: «Пра-виль-но сло-жен-ное те-ло, тем-ный цвет глаз и ро-зо-вая окрас-ка бе-лых ла-нит; за-стен-чи-вый взгляд, <…> при-ят-ный язык, ве-се-лая и чуж-дая вся-кой раз-вяз-но-сти, услаж-да-ю-щая слух речь, чуж-дый вся-кой по-роч-но-сти раз-го-вор».

Ца-ри-ца на-ча-ла свое прав-ле-ние с кад-ро-вых пе-ре-ста-но-вок. Она сме-сти-ла зло-упо-треб-ляв-ших вла-стью пра-ви-те-лей и во-е-на-чаль-ни-ков, на-зна-чив вме-сто них дру-гих. Она осво-бо-ди-ла Цер-ковь от на-ло-го-об-ло-же-ния, об-лег-чи-ла участь кре-стьян.

В 1185 го-ду пат-ри-арх пред-ло-жил пра-ви-тель-ни-це вый-ти за-муж. Для это-го на Русь от-пра-ви-ли по-соль-ство. Вско-ре оно вер-ну-лось вме-сте с Ге-ор-ги-ем, сы-ном кня-зя Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го. Та-ма-ра уве-ря-ла свое окру-же-ние, что со свадь-бой на-до бы повре-ме-нить. Ведь нуж-но еще по-нять, что это за че-ло-век. Но при-двор-ные на-сто-я-ли на сво-ем. К несча-стью, опа-се-ния муд-рой ца-ри-цы оправ-да-лись. Ге-ор-гий ока-зал-ся нерав-но-душ-ным к спирт-но-му, со-вер-шая «мно-го непри-лич-ных дел». Два с по-ло-ви-ной го-да Та-ма-ра тер-пе-ла его гру-бое об-ра-ще-ние, вся-че-ски пы-та-ясь об-ра-зу-мить му-жа. Все бы-ло тщет-но. Ей при-шлось рас-стать-ся со сво-им су-пру-гом.

Дол-гое вре-мя свя-тая ду-ма-ла оста-вать-ся вдо-вой при жи-вом му-же, но ра-ди на-след-ни-ка со-гла-си-лась по-втор-но вый-ти за-муж - за осе-тин-ско-го ца-ре-ви-ча Да-ви-да. Этот брак ока-зал-ся счаст-ли-вым, и вско-ре Гру-зия уви-де-ла сво-е-го бу-ду-ще-го пра-ви-те-ля.

В пе-ри-од цар-ство-ва-ния свя-той Та-ма-ры стра-на до-стиг-ла пи-ка сво-ей сла-вы и мо-гу-ще-ства. Ца-ри-ца бы-ла спра-вед-ли-вым су-дьей. Ее тру-до-лю-бие, го-судар-ствен-ный та-лант, хри-сти-ан-ское со-стра-да-ние пред-опре-де-ли-ли «Зо-ло-тую эпо-ху» Гру-зии.

Она успеш-но оста-но-ви-ла на-ше-ствие ха-ли-фа Абу-Ба-к-ра, ко-то-рый, со-брав огром-ное вой-ско из Ин-дии, на-де-ял-ся по-жи-вить-ся бо-гат-ства-ми Гру-зии. Та же участь по-стиг-ла и дру-го-го за-хват-чи-ка - сул-та-на Рукн-ад-Ди-на.

Сра-зу по-сле вос-ше-ствия на пре-стол Та-ма-ра уде-ли-ла при-сталь-ное вни-ма-ние ор-га-ни-за-ции еди-но-го бо-го-слу-жеб-но-го уста-ва и цер-ков-но-го ка-но-на. Она при-зы-ва-ла всех бо-го-слов-ски об-ра-зо-ван-ных лю-дей, зна-то-ков За-ко-на Бо-жье-го, епи-ско-пов и свя-щен-ни-ков при-е-хать в го-род Карт-ли. Здесь вско-ре про-шел об-щий Со-бор, на ко-то-ром при-сут-ство-ва-ла и са-ма ца-ри-ца.

Пе-ред смер-тью ца-ри-ца Та-ма-ра успе-ла за-кон-чить все необ-хо-ди-мые го-судар-ствен-ные де-ла и рас-по-ря-дить-ся по ос-нов-ным цер-ков-ным и мо-на-стыр-ским во-про-сам. Неожи-дан-но ее на-стиг-ла неиз-вест-ная бо-лезнь. Вра-чи ока-за-лись бес-силь-ны. Вся стра-на вы-ма-ли-ва-ла свою ца-ри-цу, од-на-ко 18 ян-ва-ря 1213 го-да ве-ли-кая пра-ви-тель-ни-ца мир-но скон-ча-лась.

О точ-ном ме-сте за-хо-ро-не-нии свя-той Та-ма-ры до сих пор ве-дут-ся спо-ры сре-ди ис-то-ри-ков и ар-хео-ло-гов.

При-ме-ча-ние

Та-ма-ра - рус-ское про-из-вод-ное имя от биб-лей-ско-го «Фа-марь». Пе-ре-во-дит-ся как «фини-ко-вая паль-ма».

Молитвы

Тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

Вы́шния красоты́ жела́я,/ ни́жния сла́сти теле́сныя дале́че от себе́ отгна́ла еси́/ и, в черто́зе ца́рском пребыва́ющи,/ а́нгельское житие́ препровожда́ла еси́,/ цари́це Тама́ро блаже́нная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Желая небесной сладости, ты отогнала далеко от себя низменные, наслаждения и, пребывая в чертоге царском, проводила ангельскую жизнь, царица Тамара , моли Христа Бога о спасении наших душ.

Ин тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

Во святы́х ди́вная,/ Иве́рии свети́ло,/ благове́рная цари́це Тама́ро,/ на гора́х высо́ких хра́мы воздви́гшая,/ да в них моле́ния возсыла́ют ко Го́споду,/ мольба́ми твои́ми кре́пость дарова́вшая во́ем христолюби́вых люде́й страны́ И́верския,/ десни́цею же свое́ю по́лчища ага́рянская низпрове́ргшая,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Удивительная среди святых, светило Грузии, правоверная царица Тамара, воздвигшая храмы на высоких горах, чтобы в них воссылались молитвы ко Господу, молитвами твоими даровавшая силу любящим Христа воинам страны Грузинской, своей правой рукой низвергнувшая полчища мусульманские, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Молитва благоверной Тамаре, царице Грузинской

О, свята́я вели́кая благове́рная цари́це Тама́ро! Мы́, гре́шнии (имяре́к) и смире́ннии, я́ко к те́плой защи́тнице и ско́рой помо́щнице усе́рдно прибега́ем, прося́ще по́мощи и заступле́ния в бе́здне бе́д погружа́емых, и́же на вся́к де́нь и ча́с на́м от челове́к лука́вых приключа́ющихся, и разли́чными боле́зньми одержи́мых, да твои́м заступле́нием, ко́ль вели́кое дерзнове́ние к Бо́гу име́еши, помоли́сь о на́с в печа́лех, ну́ждах и напа́стех су́щих, и заступи́ на́с от все́х враго́в ви́димых и неви́димых, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, на́глых нападе́ний и льсти́вых подступов, да не бу́дем и́м в поруга́ние и посмея́ние, и твое́ю кре́пкою по́мощию и́х от на́с отгони́, я́коже отгна́ла от страны́ И́верстей и ве́рную любо́вь к Бо́гу в сердца́х на́ших утверди́ и досто́йну соде́лай.
Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности переселе́ние, ско́ро в по́мощь на́м предста́ни, и от наси́лий вра́жиих свободи́, я́ко име́еши жи́знь ве́чную, и приведи́ сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию, да и мы́ нескве́рными усты́ и чи́стой со́вестию предста́нем Пресвяте́й Тро́ице, прославля́я и воспева́я Ю́, со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святой благоверной царице Тамаре

Кондак 1

Избранной от древней династии царей Багратидов, пречудное Грузинской страны украшение и победительнице ислама, и широкому распространению христианския веры насадительнице, храмов, крепостей и монастырей, и Слова Божия проповеднице,
Радуйся святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Икос 1

Вся красная мира пренебрегосте и деда своего царя Давида III последовательнице вере христианстей и ее возобновительнице по всей стране Грузинстей святая великая Тамара, воспоминая таковую крепкую и сильную веру твою, приносим тебе сие пение:
Радуйся, вся земная благая и красная мира презревшая. Радуйся, Христа от юности всем сердцем и всею душею возлюбившая. Радуйся, царя Давида III последовательнице веры христианстей. Радуйся, и со отцем Георгием III соправительнице. Радуйся, и множество людей Сванетского края в христианстве просветившая. Радуйся, и храмы Господни в Сванетии устроившая.

Кондак 2

Видя Всевышний Господь о твоей ревности к вере христианстей, послав помощь тебе победить веру мусульманскую Римскаго султаната Руки-эд-Дина, чесому мы удивляющеся, благодарственно Богу, тако устроившему, поем: Аллилуия.

Икос 2

Разум Богоприятен святая Тамара всехвальная, тебе самой и прочим душеполезен стяжати усердствуя, днем и нощию от милостиваго Бога прилежно просила о победе над исламской верой, темже человеколюбивый Бог вняв твоему молению, дав победу, чесо ради вопием тебе таковая:
Радуйся, благоверная Тамара, по твоему желанию, Божию же изволению, благополучно победу достигшая. Радуйся, многая духовная благая и душеполезныя сокровища от Бога стяжавшая. Радуйся, многие храмы в стране Иверстей построившая. Радуйся, многих христиан своим любомудрием укрепившая. Радуйся, границы страны своей расширительнице. Радуйся, строительство каналов, дорог, сетей, водопроводов устроительнице. Радуйся, и иноческих монастырей великая устроительнице. Радуйся, и памятников зодчества, живописи, литературы и науки насадительнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 3

Сила Вышняго вселившеся в чистое твое сердце, благоверная царице Тамара, любовию разжже, и в исторической битве близ Басиани победи. И в стране своей за мудрое твое правление всенародную любовь снискавши, темже зряще таковое твое усердие, воспеваем Всевышнему Богу: Аллилуия

Икос 3

Имея великое желание возобновить по всей Иверии веру христианскую испросила силы у Господа Бога святая царице и нас припадающих к тебе укрепи своею верою, желающим усердно пети и воспевати имя твое:
Радуйся, услышанная Всевышним в молитве своей. Радуйся, от Господа силу возымевшая. Радуйся, служение Богу и Божией Матери, паче всего вседушно возлюбившая. Радуйся, всем старым и юным образ смирения представившая. Радуйся, всеми добродетельми паче сверсник своих хвалимая и почитаемая. Радуйся, время царствования своего веком золотым наименовавшая. Радуйся, во всем мире, славу имевшая, воспеваемая и прославляемая. Радуйся, и царствование свое ни во что же вменившая. Радуйся, светлыми ризами от Бога украшенная. Радуйся, и дары чудотворений имеющая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 4

От богомерзких волнений непреодоленна еси, благоверная Тамара, желая непрестанно работати Господеви, на большия простираяся труды, покинув царственный престол, провела в пещерном монастыре Вардзил, воспевая Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышав, благоверная Тамара, о скоротечном житии нашем, иноческий образ возложила на себя, о чесом и мы помышляюще, тако взываем к тебе:
Радуйся, и царствование свое спасению души вменившая. Радуйся, и иноческаго жития последовательнице. Радуйся, в пещерном монастыре Вардзил, церковь себе устроившая. Радуйся, келию, посредством оконца с храмом имевшая. Радуйся, из оконца в храм молитвы во время Богослужений возносившая. Радуйся, мирския бури, волнения и мятежи в тишину мудре прелагающая. Радуйся, всех любезно в спасительное пристанище наставляющая. Радуйся, свирипеющая врагов шатания мудре усмиряющая. Радуйся, под свой покров и матернее защищение приемлющая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 5

Богоявленная звезда в стране Иверстей, лучами своей святыни многих просвещающая, и на путь Боговедения наставляющая, сие Божие изволение добре зряще, поем благодарно Всемилостивому Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видевше многие, Богоугодное житие твое, сердца сокрушают воспоминающи: «Грядущего ко Мне не изжену вон», тем же венчаем тебя песнопением:
Радуйся, царице, высоким благочестием отличившаяся. Радуйся, продолжительницей всех начинаний царя Георгия являющаяся. Радуйся, широкому распространению веры, искусства и духовной культуры по всей стране способствующая. Радуйся, войсками Иверскими успешно к победе управляющая. Радуйся, семь мусульманских вер победившая. Радуйся, своими победами всех христиан ободряющая. Радуйся, всех своих последователей, делом и усердною молитвою к Богу, укрепляющая. Радуйся, одолеваемых от сопротивных, внезапным пособием утверждающая. Радуйся, всех христиан бодренным оком назирающая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианской веры воительнице.

Кондак 6

Проповедуем и везде похваляем имя твое, святая благоверная царице, к концу жизни земной нестяжательное в пещере затворенной продолжаемое, терпению твоему, тела умерщвлению удивляяся, Богу воздая хваление песнею: Аллилуия.

Икос 6

Возсия в Иверской церковной области, благоверная великая Тамара, заключив себя в пещере, так же и окрестные страны озаривше и просветивше, и сердца многих к добродеянию сотвористе, о сем благо даряще Бога, приносим тебе наше пение:
Радуйся, еще царицею мудрое правление страной имеющая. Радуйся, и в келии от Бога благодать стяжающая. Радуйся, вразумительнице в суете жительствующих. Радуйся, управление добре жити начинающих. Радуйся, укрепление изнемогающих и унынием колеблемых. Радуйся, всех в трудолюбии утверждение. Радуйся, великая Иверии устроительнице. Радуйся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающая хранительнице. Радуйся, всех благочестно и богоугодно жити хотящих мудрая наставнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 7

Хотя всезлобный враг доброму твоему начинанию сотворити препятствие, посылая в 1204 году правителя Римскаго султаната с требованием отказа Иверии от христианства и принятия ислама, ты, благая царице Тамара отвергла это требование, и в битве близ Бассиани победив хитрость и коварство врага, о чем возрадовашеся, благодарно воспеваем Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новый труд и новый подвиг в пещерном житии восприяла себе, святая благоверная Тамара, в устроенном тобой молитвенном храме Вардзил усерднейшее Христу Богу служение и мы умными очима взирающе, непрестанно взываем к тебе:
Радуйся, коварнаго врага христианского победившая. Радуйся, и пещернаго иноческаго пребывания достигшая. Радуйся, обителей монашеских хранительнице. Радуйся, 365 пещер и храм Вардзил построившая. Радуйся, много легенд о вечной жизни твоей снискавшая. Радуйся, заповедей Божиих верная исполнительнице. Радуйся, в иноческих трудах непринужденная подвижнице. Радуйся, теплая о нас молитвеннице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 8

Странное и скорбное житие, единому Богу работающее, сего ради и мы Богу, тако тебе научившему и вразумившему присно поем: Аллилуия.

Икос 8

Все твое попечение, благоверная царице Тамара, всезлобному рода христианскаго врагу сопротивляющеся, и гордую его главу попирасте, общаго Творца прослависте. Тем же и Слава Божия возсия из келии твоей и озари все концы земли, чесо ради таковое похвальное воздаем тебе пение:
Радуйся, Единому Богу работающая. Радуйся, вражия гордыни крепко смиряющая. Радуйся, глубоким смирением и кротостию украшенная. Радуйся, Мудростию от Бога обдарованная. Радуйся, в непрестанной молитве последние годы жизни проведшая. Радуйся, и жизнь земную мирно скончавшая. Радуйся, к лику святых благоверных чинов сопричтенная.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 9

Всякий человеческий ум взирая на убогое и смиренное житие твое, оставившей царский трон и все земные почести, воздаяние велие, Всевышнему Богу благодарение, прославляя Его благостыню, да многих от душегубительныя стези изведше и на путь спасения настависте, научающе пети Создателю и Промыслителю: Аллилуия.

Икос 9

Все в мире сем поправ, и возненавидев аки неполезное смитие, и наши души тому научаеши, святая благоверная Тамара, за таковое твое благоучение приими наше присное почитание:
Радуйся, мира и всех его сластей, красот и прелестей доблестная презрительнице. Радуйся, кротости и воздержания рачительнице. Радуйся, безмолвием и от мира устранением себя спасающая. Радуйся, мягких и светлых одеяний на себя не возлагающая. Радуйся, вместо избранной пищи, постом многодневным и тела умервщлением возсиявшая. Радуйся, вместо царского сладкого пития, сердечными слезами себя напаявавшая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 10

Спасти хотя многих, всех обращения и спасения милостивно ожидаяй, Премилосердный Бог яви тебя стране Иверской, яко поспешницу правоверия, возбуждая и нас чистым серцем тебе и Богу воспевати: Аллилуия.

Икос 10

Стена тверда и крепкое ограждение явистеся, святая благоверная Тамара, руку помощи всем усердно к тебе притекающим подающая, и за таковое твое благодетельсто благодарственное воздаем тебе пение:
Радуйся, бедствующим скорая помощнице. Радуйся, алчущих милостивая кормительнице. Радуйся, одежды и крова лишенных - покров и убежище. Радуйся, болезньми отягченных - мудрая уврачевательнице. Радуйся, всех напастей и скорбей скорая прогонительнице. Радуйся, с верою к тебе притекающих теплая защитнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 11

Пение приносим тебе, святая великая благоверная Тамара, к прославлению подвигов и трудов твоих, мы же зряще Божие произволение, приносим тебе малое сие наше моление от всяких грех и скверн твоими молитвами очисти, да на всяк день и час чистым сердцем поем Богу: Аллилуия.

Икос 11

Божия благодати исполненная и от страны Иверской прославленная святая великая благоверная царице, моли Бога о нас грешных верно с любовию тебе прославляющих:
Радуйся, всех добродетелей исполнительнице. Радуйся, прекрасное и пречудное Духа Святаго жилище. Радуйся, всех Богоугодных дел преудобренное вместилище. Радуйся, Творцу и Богу во временном житии добре угодившая. Радуйся, и при жизни славу всенародную имевшая. Радуйся, и к исходу от сея временныя и многотрудныя твоея жизни, прекрасно себя уготовившая. Радуйся, и в небесное жилище вшедшая, и к лику святых сопричтенная.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 12

Благодать юже даде Всещедрый Бог, от своих дароваше тебе сокровищ, за доблестное трудолюбие и подвиги, яко и Богу приятни и любезни явистеся, и себе в небесных селениях нескончаемое приобрящше воздаяние, непрестанно поюще Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твою победу над мусульманской коалицией и безмолвное житейское попечение, похваляем многоболезненные труды и подвиги, почитаем всенощные бдения и молитвы воспевая:
Радуйся, в небесней славе Ангелом уподобившаяся. Радуйся, к лику благоверных сопричтенная. Радуйся, со всеми святыми добре Богу угодившими участие и наследие обретшая. Радуйся, пресладким и блаженным Пресвятыя Троицы лицезрением выну насыщяющаяся. Радуйся, неизреченных благ праведным от века уготованных наследие, праведно удостоившая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 13

О, святая великая благоверная Тамара! Приими сие наше моление, нами, недостойными, от любве приносимое. От всех вражиих наветов и нападений неврежденно соблюди и в долгоденствии нас с верою и любовию к тебе притекающих, от всяких бед, скорбей и напастей избави, да благодарно поем о тебе Богу и Спасителю нашему: Аллилуия.

(Сей кондак читается трижды, затем икос 1-й, кондак 1-й.)

Молитва первая

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Молитва вторая

О, святая царице Тамара!
Не забуди нас, но поминай во святых Твоих молитвах раба Божия (имярек), моли за ны, царице святая. Не отступи от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, от прелести бесовския и козней диавольских. Испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на небо чрез мытарства горьких бесов, да твоим предстательством от вечныя муки избавльшеся, Небесное Царствие наследовати сподобимся со всеми праведными от века угодившими Христу Господу нашему. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и в безконечные веки веков. Аминь.

От её живого образа мало что осталось потомкам - пороки и достоинства легендарной царицы время обратило в мифы и легенды, даты перепутались, а исторические источники противоречат друг другу. И всё же если бы сегодня в Грузии надумали провести опрос на предмет определения самого популярного человека в стране, то им, без сомнения, оказалась бы Тамара. Все старинные замки, мосты, перекинутые через пропасти, башни и монастыри, по мнению местных жителей, воздвигнуты именно этой царицей, будто кроме неё никто в Грузии не был способен к созиданию, будто вместе с её жизнью отбушевал, отцвёл в стране золотой век и никогда больше не возвратится. А может, великая Тамара стала символом творческих сил, что таятся в грузинском народе, и потому молва на всякий случай приписывает царице любые достижения, чтобы ненароком не ошибиться в авторстве.

Тамара не только создала мощную империю, простиравшуюся от Каспийского до Чёрного морей, — ни до ни после Грузия не имела такого сильного государства — но и стала «крёстной матерью» грузинской культуры. Есть женщины правительницы — сильные, властные, подчинявшие своим желаниям ход истории, но очень немного найдётся личностей, сумевших сформировать целую нацию. При царице Тамаре генерировались все основные признаки грузинского менталитета, при ней родились гениальные поэты, великие зодчие, знаменитые богословы. При ней авторитет грузин в глазах мирового сообщества поднялся на недосягаемую высоту — путешествующие к святым местам соотечественники Тамары были освобождены от дани, султан турецкий и султан египетский почитали за счастье пригласить в свои элитные охранные войска горцев, о целомудрии и выносливости грузинских женщин складывались в Малой Азии песни.

начиналась эпоха Тамары не совсем безоблачно и совсем уж беззаконно. Хотя прадедом её был сам Давид Строитель, никакого права на престол Тамара не имела. Дедушка её Дмитрий Багратион (а именно к этой династии принадлежала великая Тамара) имел двоих сыновей — младшего Георгия и старшего Давида, которому он на склоне лет и передал власть, благополучно скончавшись в кругу любящих родственников. Однако спустя полгода Давид неожиданно умер, якобы от естественных причин, в чём вполне можно усомниться, зная дальнейший ход событий. Преемником последнего грузинского царя стал его малолетний сын Дмитрий, опекать которого, конечно, взялся дядюшка Георгий. Когда юный правитель подрос, он, понятное дело, постарался потеснить на престоле вольготно расположившегося там опекуна, но не тут то было. Георгий III, как его теперь величали, без зазрения совести власть отдавать отказался. Началась обычная война, феодальная, гражданская — кто то поддерживал молодого претендента, кто то матёрого правителя. Победил опыт. Георгий III вырвал скипетр власти у старшей ветви Багратионов, Дмитрий же безвестно канул в Лету. По некоторым данным он был повешен, по другим ослеплён, изувечен и изгнан из страны. Грузинские книгочеи к этому факту относятся со здоровым историческим цинизмом. Дескать, туда ему и дорога. Некоторые, правда, пытаются подвести научную базу — отсталый был человек этот Дмитрий, ретроград, прогресс и смел его с лица истории, ничего не поделаешь. Одно единственное утешает — не всегда справедливость человеческая смыкается с божеской правдой и не всегда то, что нам кажется хорошо, на деле оказывается по настоящему хорошим.

Тамара, по видимому, появилась на свет во время этого кровавого дележа власти. По исследованиям специалистов, она родилась между 1164 и 1169 годом. О детстве её мало известно — в основном слащавые рассказы, повествующие о богопослушности и святости. Например, как ткала бедная отроковица, не покладая рук, плащаницы для христианских храмов или как последней корочкой делилась с нищими. Доподлинно известно лишь, что девочка рано потеряла мать, которая происходила из осетинского княжеского рода, и отец, занятый «своими разборками», препоручил Тамару родственнице Русудан. Эта Русудан выплывает из исторического тумана тоже весьма расплывчатым пятном: то ли она тётка Тамары, то ли ещё кто, то ли она была замужем за султаном, то ли за русским князем, то ли она вдова, то ли «разведёнка» (тогда такое тоже случалось). Но кем бы ни являлась воспитательница будущей царицы, женщиной она была незаурядной — сумела таки отшлифовать алмаз, который подарила ей судьба. Тамара получила прекрасное образование, да и характер, по видимому, у неё был подходящий — даже в самые тяжёлые минуты душевное самообладание и выдержка никогда не подводили правительницу. А проявлять себя Тамаре пришлось в самом нежном возрасте. Не рискуем приводить даты (они разные в разных источниках), но, судя по всему, отец короновал дочь, почувствовав, что жить ему осталось недолго. Сановники дарбази (так называлось собрание высшей духовной и светской знати, которое представляло своего рода парламент древней Грузии), вероятно, так боялись Георгия III, что и пикнуть не посмели, когда он предложил своим преемником существо женского пола. «Исчадие льва одинаково, будь то самец или самка», — льстиво заявили они тирану, но можно себе представить, как стремились отомстить чиновники девушке, когда она осталась одна. Известно, что Тамара стала единоличной правительницей в возрасте от 15 до 20 лет. Как смогла столь юная женщина обуздать варварскую феодальную страну и горячих восточных мужчин, остаётся тайной за семью печатями. Ясно одно, для этого надо было обладать незаурядными качествами и помимо силы характера иметь ещё и хитрость, и коварство, и ум. Первые свои государственные советы Тамара начала с жёстких «кадровых перестановок». В качестве помощника она призвала из Иерусалима умнейшего учёного богослова католикоса Николая Гулабридзе, и, хотя ей ещё не по силам оказалось справиться с ненавистным патриархом Микеле, который к тому же занимал множество государственных постов, Тамара осторожно, исподволь выводила корабль своего правления в нужное ей русло. Она особенно не лютовала, знала меру, но, когда требовалось, умела проявить жёсткость — безжалостно лишала провинившихся, строптивых дворян званий и привилегий, конфисковывала имущество и передаривала имения. Она была молода и одинока и искала верных людей, на которых можно опереться. В такой ситуации самым дорогим должен был стать союз любящих сердец. Но с первым мужем Тамаре не повезло. Судя по великим строкам Шота Руставели, который, вероятно, был страстно влюблён в правительницу, наша героиня представляла собой совершенный образец женской красоты. «Бисер — очи у Тамары, стан её — хрусталик стройный, взгляд — страшнее Божьей кары… поступь, элегантность всех движений — грациозны, как у львицы, как у истинной царицы». И пусть вас не смущает сила взгляда (не физическое же безобразие царицы имел в виду поэт) Тамары, но её руки домогались многие властители — она была лакомым кусочком для любого венценосного жениха.

Почему она выбрала непутёвого русского князя? Теперь трудно установить истину. По одной версии замужество Тамары было продиктовано политическими соображениями, по другой — злостью Микеле, который мечтал навредить ненавистной царице и настоял на этом браке. Одно непонятно, какие выгоды можно было извлечь из союза с опальным и бестолковым князем? Юрий был сыном знаменитого владимиро суздальского князя Андрея Боголюбского, который окончил жизнь под ножом собственных подданных не без помощи молодой жёнки. После его смерти между родственниками началась обычная драчка за власть. Избранник Тамары в фаворитах этой борьбы не ходил, судьба злодейка отправила его в долгие скитания и бега по чужим землям. Так, Юрий с небольшой дружиной и верными слугами оказался у кочевников кипчаков на берегу Понта (Чёрного моря), где и отыскали его сваты царицы. Согласно хроникам, Тамара не торопилась замуж за незнакомого ей человека, но уступила настояниям государственных советников.

Два с половиной года брака принесли царице позор и страдания. Юрия, помимо пьянства и разгула, поразил ещё и грех содомии, что вынудило Тамару пойти на разрыв с незадачливым супругом. «Я не должна отдыхать под тенью осквернённого дерева», — заявила она и выдворила Юрия из пределов империи. Гонимый русский князь решил отомстить строптивой жене. Он отправился в Константинополь и собрал войско для похода на Грузию. В разгоревшейся войне к бывшему мужу присоединились враги Тамары — местные феодалы, жаждавшие отомстить царице за отнятые привилегии, однако мужественная женщина смогла выиграть этот спор. В память о неудачном супружестве она помиловала Юрия и снова выслала его за пределы страны, но князя проигрыш ничему не научил, а лишь подогрел амбиции. Он предпринял второй поход, который тоже закончился для него неудачей. Дальше его имя теряется в исторических дебрях. Возможно, он таки надоел своей глупостью и назойливостью Тамаре и она нашла способ расправиться с ним.

Больше наша героиня с замужеством не экспериментировала. Она соединила свою жизнь с проверенным, знакомым ей с раннего детства человеком. Тамара и Давид воспитывались вместе у тётушки Русудан. Некоторые источники даже считают Давида сыном Русудан. Другие историки утверждают, что наша героиня с младенческих лет была влюблена в своего товарища по играм. Так или иначе, их брак оказался на редкость счастливым и конструктивным. Все самые громкие победы Тамары, все её великие дела связаны с именем Давида. Чего только стоит выигранная царицей битва при Шамхорах? Спустя несколько веков при взятии Казани Иван Грозный вспоминал блистательное сражение, как пример для подражания.

Персидский царь Абубакар придал походу религиозный характер, осенив своё многочисленное войско священным мусульманским знаменем. Тамара, как мудрая правительница, на собственные военные таланты не полагалась, зато она смогла создать совершенную грузинскую армию. Вся страна была разделена на 9 округов. Каждый округ имел эристава (губернатора) и спасалара (военачальника). При дворе царицы на приличном жаловании содержалось хорошо обученное, постоянное шестидесятитысячное войско. Так что при необходимости ополченцы соединялись с профессионалами и в распоряжении царицы оказывалась одна из самых мощных армий того времени. А если прибавить к этому строжайшую дисциплину, которую Тамара установила в войсках, и то, что царица самолично выступала вдохновителем и организатором побед, то такую армаду можно считать непобедимой. Сама она, как было уже сказано, в битвах не участвовала — сражениями руководили верный фельдмаршал Захарий и любимый муж Давид, но вся слава побед по праву доставалась любимой народом правительнице.

Абубакар потерпел сокрушительное поражение. Поверженную мусульманскую святыню Тамара принесла в дар небесной царице, иконе хахульской Божьей матери и поместила в монастырь Гелати. Военные трофеи и огромная дань сделали Грузию богатейшей страной средневекового мира. Но Тамара не поддалась соблазну роскоши, она обратила полученные сокровища в новые крепости, дороги, мосты, храмы, корабли, школы. С особенным тщанием царица заботилась об образовании — она одновременно содержала 60 стипендиатов афонской обители. Качество преподавания в грузинских школах было необыкновенно высоким. Один только список обязательных предметов, которые штудировали ученики, вызывает уважение и восхищение — богословие, философия, история, греческий, еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов.

Двор царицы представлял собой не традиционное сборище светских сплетниц, пустых красавиц и коварных интриганов, а небосвод, усыпанный «звёздами» поэзии, зодчества, философии. Тамара получала удовольствие не от ночных балов, не от рыцарских поединков, а от соперничества лучших поэтов, от долгих философских споров. Секретарём царица взяла себе выдающегося стихотворца Саргиса Тмогвели, во всех военных походах Тамару сопровождал монах поэт Шавтели. Но лучшей жемчужиной в этом ожерелье был, конечно, гениальный Шота Руставели. По видимому, он любил царицу, но не хотел быть частью любовного треугольника. Шота покинул Грузию и принял монашество.

Тамара умерла ещё нестарой женщиной, как свидетельствуют хроники, от какой то тяжёлой и долгой болезни. До сих пор грузины разных областей показывают приезжим гостям могилу великой Тамары. Но историки более вероятным местом упокоения царицы считают фамильный склеп Багратионов в Гелати. А по документам из архивов Ватикана выходит, что Тамара похоронена в древнем грузинском монастыре Иерусалима. Там же была найдена и фреска с изображением пожилого человека — Шота Руставели. По видимому, поэт решил, что та, чья жизнь всегда принадлежала миру, суете государственных дел, в другом измерении должна соединиться с его Музой.

Буду петь про любовь — ты не станешь внимать.

Звезды будут лучами играть.

И пустыня, как нежная мать,

Мне откроет объятья свои!

Удаляюсь — прости!

Без обидных наград

Довершу я созданье моё:

Но его затвердят

Внуки наших внучат —

Да прославится имя твоё!

Так написал о любви Тамары и Шота Руставели русский поэт Я. Полонский.

Многие считают, что известная поэма Шота Руставели написана каких-то лет двести назад, и ошибаются. Это замечательное произведение увидело свет без малого девять веков назад. Поэт посвятил его правительнице Грузии — царице Тамаре.

Стойко встречая трудности

Тамара была удивительной царицей. Двор ее не напоминал сборище интриганов, легкомысленных красавиц, сплетен и интриг. Тамара была рада видеть при дворе настоящих звезд философии, поэзии, живописи. Секретарем ее был очень известный в ту пору поэт Саргис Тмогвели, а в походах правительницу всегда сопровождал другой стихотворец, монах Шавтели. Но самым заметным в ее окружении был гениальный Шота Руставели. Многие ученые считают, что он тихо и безответно любил Тамару. Зная, что никогда не добьется руки любимой женщины, Шота уехал из Грузии и стал монахом.

Полного и исторически точного портрета царицы Тамары, пожалуй, сейчас не существует. Образ ее собран по крупицам – слишком в далекое время она жила. Считается, что родилась Тамара между 1164 и 1169 годами. Она получила прекрасное образование. К числу достоинств будущей царицы относился ее характер: как бы трудно ей ни было, она никогда не теряла самообладания. И это впоследствии сыграло свою роль.

Юная правительница

У дедушки Тамары Дмитрия Багратиона было двое сыновей – Георгий и Давид. Уходя из жизни, он передал власть старшему сыну — Давиду. Однако через полгода после воцарения на престол Дмитрий неожиданно скончался. Наследником грузинского царя стал его малолетний сын Дмитрий, а опекуном был назначен дядюшка Георгий. Когда Дмитрий вошел в лета, он постарался отстранить дядюшку от престола. Но не тут-то было. Георгий Третий (как он стал себя именовать) отдавать власть добровольно не хотел.

Как водится, это привело к войне. Подданные раскололись на два лагеря – сторонников и противников молодого царя. Верх одержал матерый Георгий. А Дмитрий… О нем с тех пор ничего не известно.

В то время, когда имели место эти кровавые события, и появилась на свет Тамара. Правительницей она стала, по историческим источникам, в возрасте от 15 до 20 лет. Как же столь юной девушке удалось обуздать раздираемую распрями страну, как удалось утихомирить горячих грузинских мужчин? Точного ответа сейчас никто не даст. Но, очевидно, свою роль сыграл тот факт, что молодая правительница пустила в ход ум, хитрость, а то и коварство. К тому же, как говорилось выше, она обладала отменной выдержкой, которой не могут похвалиться многие мужчины.

Словно умелый капитан

Свое правление Тамара начала с того, что навела порядок в своем окружении. Верных себе людей она приблизила, противников со своего горизонта удалила. Главным же среди противников был патриарх Микеле. Это был непобедимый утес, который к тому же сосредоточил в своих руках множество ключевых постов. Тамаре в борьбе с «инакомыслящими» нужны были помощники. И она их нашла. Самым приметным среди них был ученый-богослов католикос Николай Гулабридзе. По просьбе Тамары он приехал из самого Иерусалима.

Тамара не торопилась. Словно умелый капитан она вела свой корабль-государство между опасными рифами. Когда надо было – жестоко избавлялась от противников, а тех, на кого она могла надеяться, – осыпала наградами.

Давид – надежное плечо

Конечно, в этой непростой ситуации надежным плечом мог бы стать любящий муж. Но тут Тамаре не повезло. Первый ее брак был неудачным. Претендентов на руку грузинской правительницы было достаточно – и богатых, и известных. Но она почему-то выбрала Юрия, сына владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Муж из Юрия получился совсем неудачный. Те два с половиной года, что прожила с ним царица, принесли ей только страдания и позор. Юрий пил и гулял, что совсем не красило мужа правительницы. В конце концов, Тамара решила с ним расстаться. Но Юрий уже вкусил благ роскошной жизни, и терять ее не хотел. Он отправился в Константинополь и спустя немного времени пошел войной на бывшую жену. У Юрия появилась поддержка в лице обиженных Тамарой феодалов. Но все же верх в этой непростой ситуации одержала Тамара. Это жизненное испытание научило ее многому.

Захваченного в плен Юрия Тамара помиловала и отправила его за пределы страны. Юрия поражение ничему не научило, и он второй раз пошел войной на грузинское государство. Но опять проиграл. Более о нем ничего не известно.

Второй брак Тамары получился удачным. Она прожила много лет в любви и согласии с другом детства Давидом. Вот Давид-то и стал надежным плечом Тамары, о котором она столько мечтала. И все ее крупные достижения на почве управления грузинским государством стали возможны благодаря поддержке Давида. Среди этих достижений – великолепно выигранная битва при Шамхорах. Спустя много-много лет Иван Грозный при взятии Казани приводил своим подчиненным это сражение как пример для подражания.

Прекрасная армия Грузии

Свои военные преобразования в государстве Тамара продолжила. Она, женщина, создала прекрасную, очень боеспособную армию. Правительница разделила Грузию на 9 округов. Во главе каждого из них стояли губернатор и военачальник. Тамара позаботилась о том, чтобы шестидесятитысячное войско, которое содержалось при дворе, было всегда в боевой готовности. Солдатам она хорошо платила. Поэтому, когда для ее трона возникала опасность, Тамара была уверена, что это войско (при поддержке ополченцев) проявит себя с самой лучшей стороны. Так оно и случалось

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что дисциплина в армии была строжайшей. Но народ на это не жаловался. Он видел, что правительница всем сердцем любит свою родину и своих подданных. Она подобно герою наших дней Чапаеву, «всегда была впереди на лихом коне».

Ради родины

Каждое выигранное сражение приносило множество трофеев. Страна богатела день ото дня. Но Тамара обращала выигранные сокровища в добрые дела. При ее правлении строились крепости, дороги, мосты, храмы, корабли, школы. Образование своих подданных Тамара ставила во главу угла, понимая, что образованная нация добьется на международной арене больших успехов.

Качество преподавания в грузинских школах было по тем временам очень высоким. В учебных заведениях изучались богословие, философия, история, греческий и еврейский языки, арифметика, астрология. Были и такие предметы, как толкование стихотворных текстов и ведение вежливой беседы.

С кем из русских правителей можно сравнить царицу Тамару? Скорее всего, с Екатериной Второй. Во временном пространстве этих незаурядных женщин разделяло пять с половиной веков. Но обе они стремились к тому, чтобы сделать свои государства сильными. И обоим это удалось.