> икона Пантелеймона целителя

Икона целителя Пантелеймона, покровителя врачей

Перед Вами один из самых распространённых и почитаемых образов в Православной церкви - икона целителя Пантелеймона , небесного покровителя врачей и воинов . На иконе изображён прекрасный светлый юноша, в руках его принадлежности, выдающие в нём целителя: коробочка для лекарств и мерная ложка. Жизнь юного врача оказалась очень короткой, но память о делах его и вере его будет жить всегда, служа напоминанием о том великом подвиге духа и тела, который совершили во имя Христа все великомученики.

При Таинстве соборования, во время помазания елеем тела больного, собор из семи священников обращается с молитвою именно к Святому Пантелеймону, дабы дал он Божию благодать для исцеления страждущего. Образ Пантелеймона Целителя всегда есть в церкви - при освящении воды именно к этому Святому обращаются с молитвою священнослужители.

Иконе Святого Пантелеймона молятся при разных болезнях и недугах - как душевных, так и физических, кроме того образом великомученика вдохновляются и укрепляются представители военных профессий.

Родился Пантелеймон в Никомедии, в семье богатого и знатного язычника. При рождении мальчику дали имя Пантолеон - "Во всём как Лев", благодаря этому икона Целителя Пантелеймона особо почитается воинами, которым в силу своей профессии необходима львиная храбрость и сила.

С ранних лет мальчика отдали в языческую школу, где преподавал знаменитый в то время врач Евфросин, чтобы тот обучился у него искусству врачевания. Талантливый и усердный юноша достиг больших высот в искусстве исцеления, и император Римский Максимиан возжелал видеть Пантолеона при своём дворе в качестве придворного лекаря. После переезда в Рим Пантолеону случилось стал свидетелем смерти маленького ребёнка от укуса змеи. Обладая с рождения неисчерпаемой отзывчивостью и добрым нравом, юноша взмолился к Господу с просьбой о воскрешении малыша, и был услышан. После этого Пантолеон принимает Крещение. Отныне его именем становится Пантелеймон - "Всемилостивый".

После своего крещения юный лекарь перестаёт брать плату за лечение, которое он оказывал, и становится любимцем бедной публики, не всегда имевшей возможность оплатить услуги целителя. Но другие врачи, опасаясь падения своих доходов, донесли на целителя Пантелеймона императору Максимиану. Предметом доноса стало то обстоятельство, что юный лекарь целил именем Христа и оказывал помощь осуждённым за веру христианам. Естественно, для языческого Рима это было недопустимо, и император повелел казнить врача.

В те годы на христиан велись так называемые Диоклетиановские Великие гонения, от которых пострадало огромное количество верующих христиан, ставших Святыми мучениками и великомучениками. Среди них и Святой Георгий Победоносец , и дочь мигдонского правителя Святая великомученица Ирина Македонская . Участи мученика не избежал и Пантелеймон целитель.

Страшные казни одна за другой не могли причинить вреда целителю истово молящемуся Пантелеймону: ни повешение, ни пытка огнём, ни колесование, даже расплавленное олово не смогло обжечь набожного юношу. Тогда Максимиан повелел бросить непокорного врача на растерзание диким зверям, но они лишь подходили к великомученику и смиренно лизали ему ноги.

Разозлившийся император повелел отрубить голову целителю, но юноша продолжал молиться, и меч оставил его в невредимости. Только после того, как сам Святой великомученик, услышав глас с небес, призывающий его в Царствие Небесное, попросил палачей исполнить приказ Максимиана, только после этого римские воины смогли совершить усекновение главы целителя. Из раны на шее Святого потекло молоко, а маслина, к которой он был привязан, мгновенно расцвела и покрылась красивыми плодами. Тело великомученика бросили в костёр, но огонь не тронул тело целителя, оставив его невредимым, и христиане похоронили тело Святого великомученика Пантелеймона.

Святой великомученик и целитель Пантелеимон, память которого празднуется 9 августа - один из самых почитаемых святых: едва ли найдется храм, где не было бы иконы этого святого. Когда главу великомученика привозили со святой горы Афон в Москву, верующие выстаивали многочасовые очереди, чтобы поклониться мощам, поблагодарить за исцеление или попросить святого о помощи и заступлении.

Святой Пантелеимон жил в III-IV веках в городе Никомидия (в Малой Азии). Родители назвали мальчика Пантелеон, что значит «как лев» (лишь позднее, при крещении, отрок был назван Пантелеимоном, что значит «всемилостивый», за его милосердие, щедрость, милость).

Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантелеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет святое Крещение. И по действию Божественной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантелеона.

Приняв при крещении имя Пантелеимон, он всю свою жизнь посвятил служению больным, убогим и нищим.

Пантелеимон посещал тюрьмы и лечил узников, среди которых было много христиан, подвергавшихся в то время жестоким гонениям. По доносу целитель также был арестован и предан мучениям за христианскую веру. Но, согласно преданию, самые жестокие пытки не приносили мученику никакого вреда. Дикие звери, на растерзание которым бросили Пантелеимона, лизали ему ноги и расталкивали друг друга, чтобы коснуться руки святого. Когда мученику отсекли голову, то из раны потекло молоко .

И после своей мученической смерти целитель Пантелеимон помогал и помогает страждущим. Верующие свидетельствуют о многочисленных случаях исцеления от различных недугов по молитвам святому.Частицы мощей святого находятся во многих храмах мира. Глава его хранится в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне.
У западных христиан святой Пантелеимон считается покровителем врачей. В Русской Православной Церкви великомученик Пантелеимон почитается не только как покровитель больных и целитель, но и как грозный святой, покровитель воинов.

Почитание святого Пантелеимона на Руси известно уже с ХII века. Князь Изяслав носил изображение мученика на своем шлеме. В день памяти святого Пантелеимона русские войска одержали две крупные морские победы над шведами (в 1714 году при Гангуте и в 1720 году при Гренгаме).

Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается в Русской Православной Церкви при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.

26 апреля 1997 года в России учрежден орден «За милосердие и исцеление» Учредитель этой награды - «Российское медицинское общество»; в соответствии с положением о ней орденом награждаются за особые заслуги перед отечественным здравоохранением; вручение ордена происходит только по благословению Священноначалия Русской православной церкви. Орден представляет собой восьмиконечную звезду, в которой на медальоне финифтью запечатлен покровитель врачей и всемилостивый целитель - Пантелеимон.

В Мадриде, в королевском монастыре Преображения Господня, хранится одна из самых известных и почитаемых святынь христианского мира: кровь святого великомученика Пантелеимона. В течение всего года кровь пребывает в твердом состоянии, и только 27 июля (по Григорианскому календарю), без всякого вмешательства человека, она принимает жидкое состояние. Так происходит каждый года с момента, когда пузырек с кровью святого Пантелеимона был принесен в монастырь в 1616 году. Во время Первой мировой войны с 1914 по 1918 и в 1936 году, когда началась гражданская война в Испании, это чудо не повторялось.

После того, как святой Пантелеимон был обезглавлен, один христианин собрал частицы его крови и другие останки. Кровь хранилась в стеклянном пузырьке. Как-то святыня, по всей видимости, попала в реликварий римских пап, поскольку в начале 17 века была подарена папой Римским Павлом V (1605-1621) Иоанну Суниге, вице-королю Испании в Неаполе. Супруга Иоанна Суниги и подарила святыню королевскому монастырю Преображения Господня в Мадриде, так как в этот монастырь в 1611 году поступила ее единственная дочь Альдонса.

Каждый год верующие приезжают туда, чтобы почтить святыню, а любопытные, чтобы увидеть это необычное явление. С 1993 года запрещено прикладываться к святыне, чудо можно наблюдать через телевизионную систему. Эти меры стали необходимы для сохранения реликвии.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Дидилию навещали в основном женщины, ибо была она богиней материнства. Ждущие ребенка просили ее о благополучном разрешении. Бездетные молили даровать младенца. Многодетные матери хотели, чтобы Дидилия вразумила, как хорошо воспитать детей, уберечь их от болезней.

ГЕРА — в Греции она почиталась как верховная богиня, Жена Зевса, ей поклонялись как помощнице беременных и рожениц. Покровительствовала родам.

АРТЕМИДА — греческая богиня охоты, исцеляла раны и помогала при родах

ИЛИФИЯ — греческая богиня деторождения, которой молились все беременные.

ГУАНЬИНЬ — японская богиня милосердия.

Зачастую на картинах Гуаньинь изображают с большим количеством и глаз и рук. Говорят, что такой вид олицетворяет ее желание приносить помощь другим людям. Сострадательная и милосердная, Гуаньинь помогает и тем, кто желает забеременеть. Рисунок богини Гуаньинь взят на сайте womanadvice.ru

ПЕРВЫЕ ВРАЧИ

Около 3000 до н.э. жил египетский лекарь СЕКХЕТЬЕНАНАХ. Он первый медик, чье имя документализировано. Он занесен в историю, как «исцеливший ноздри царя», и по этому случаю ему был поставлен памятник.

МЕРИТ ПТАХ — женщина — врач Древнего Египта, жившая там примерно в то же время, что и великий Имхотеп.

ГИППОКРАТ — отец медицины, основатель рационального подхода к терапии. Вышел из школы на острове Кос.

ПОКРОВИТЕЛИ МЕДИЦИНЫ В ХРИСТИАНСТВЕ: считалось, что святой Себастьян и святой Рох могли предохранить от чумы, от проказы обращались к святому Иову, а от отравлений — к Антонию Фивскому.

Святой ПАНТЕЛЕЙМОН — великомученник и целитель.

Жил в Никодимии, во времена императора Максимилиана. Всю свою земную жизнь он посвятил больным и убогим. Был лучшим учеником врача Ефросина.

Бесплатно лечил всех, кто сам обращался к нему и ходил по тюрьмам, чтобы помочь облегчить страдания узникам. На иконах обычно изображен с ларцем и ложечкой — знал он, сколько кому какого лекарства дать. Покровитель медиков и фармацевтов.

Преподобный ПАВЕЛ (был врачом в городе Коринфа)

Еще в юности он ушел в монастырь, много работал в физическом и духовном плане, Павел Коринфский считался настоящим подвижником. Нельзя сказать, что он был врачом по профессии. Умение исцелять болезни он получил от своего Бога в дар, так как смиренно выносил клевету и обвинения. Лечил возложением рук.

Небесный покровитель медиков (особенно терапевтов и мануальщиков).

ЕВФИМИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ — целитель.

Его подвижническая, богоугодная жизнь была награждена Великим Даром целительства и прозорливости. Евфимий не только лечил больных, он еще и изгонял бесов.

Небесный покровитель медиков. Чаще ему молятся неврапатологи и психиатры.

Преподобный ИПАТИЙ ПЕЧЕРСКИЙ , ИПАТИЙ — Целебник.

Всю жизнь больным служил и за самоотверженность свою дар исцеления получил. Возлагал свои руки на болящих и те получали исцеление.

Говорят, что ему молятся, когда не хватает грудного молока.

Новомученица ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА (княгиня) — в Россию приехала в возрасте 20 лет.

Шла к Богу через служение людям. Решилась создать в Москве обитель милосердия, детский приют а также дома призрения для инвалидов, сирот и тяжело больных людей. В Марфа-Мариинской обители были обустроены больница и аптека. Патронировала больницу для туберкулезниц. Небесная покровительница медсестер.

Евангелист ЛУКА (Апостол ЛУКА) — Один из основоположников Христианства, автор Евангелия, Лука был не простым рыбаком. Он еще был и судовым врачом. У него было хорошее образование. Всю жизнь он обогащал свой ум знаниями. И лечебное искусство он постиг, и живописцем хорошим был.

Это великое умение — оказать помощь больному вдали от дома. Небесный заступник всех медиков, особенно тех, кто вынужден быть в разъездах.


Святитель ЛУКА
. В миру он был известен как хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Его отец был провизором и имел аптеку в Керчи. Лауреат Сталинской премии 1946 года стал доктором богословия в 1959. Известнейший российский, а потом и советский хирург, автор трудов по анестезиологии, учёный, доктор медицинских наук. Провел в ссылке около 11 лет. Канонизирован РПЦ в 2000 году.

Считается покровителем медиков.

АГАПИТ ПЕЧЕРСКИЙ — врач-бессеребрянник («безмездный лечец»)

На иконах обычно изображен на фоне садов или лекарственных растений.

Жил в Киеве 11 веке, был учеником Антония Печерского. Очень хорошо диагностировал болезни и работал над практикой исцеления. Исцелил будущего великого князя Киевского Владимира Маномаха. Считается покровителем врачей.

КОСЬМА и ДЕМИАН — святые родные братия, целители. С этими святыми не все ясно. Ибо существует аж ТРИ!!! пары Кузьмы да Демьяны — Ассийский, Аравийские и Римские. Все эти три пары жили примерно в одно и то же время — в 3-4 веке, имели дар исцеления и лечили людей. Причем лечили не в одном городе, а ходили по городам и весям. Так что же мешает нам применить скальпель Оккама и понять, что это — ОДНА пара? РПЦ. Она считает, что раз есть различные варианты смерти, то и пары — разные. Хотя, можно предположить, что братья имели учеников, которые тоже предпочитали путешествовать парой и лечить людей под этими же именами. До сих пор их вспоминают неразлучно, даже фамилия такая есть — Космодемьянские.

Священномученник АНТИПА ПЕРГАМСКИЙ

При жизни это был ученик апостола Иоанна Богослова. Служил епископов в Пергамской церкви во времена царствования императора Нерона (примерно 54-68 г.).

Не нашел общего языка с отцами города и был казнен. Гробница его стала источником исцеления для многих страждущих. Говорят, что лучше всего помогает Антипа при острой зубной боли.

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ - покровительствует водителям «Скорой помощи» и рентгенологам.

БОГИ-ВРАЧЕВАТЕЛИ В ДРУГИХ РЕЛИГИЯХ

БОГ ТОТ — древнеегипетский бог знания и мудрости.

Где-то 7000 лет тому назад В Древнем Египте начали возникать зачатки медицины. А медицина — это наука, и кому, как не повелителю знаний, ей покровительствовать?

Великого Тота изображали с головой — священной птицы египтян.

Лечил Тот, используя как рациональные, так и мистические знания.

ИСИДА (ИЗИДА) — египетская богиня цветущего здоровья. Богиня плодородия, покровительница всех детей и их матерей. Олицетворение материнства.

Провела потрясающую операцию — извлекла из груди Бога Солнца — Бога Ра его истинное имя и пересадила себе. А еще она смогла собрать и воскресить Осириса. Часто изображалась со своим сыном Гором (известным нам по «глазам Гора»). Гор звестен за 4000 до нашей эры

Умела спасать людей от укусов ядовитых змей и скорпионов.

Информацию для статьи подбирала Натта.

Издавна принято считать, что каждый святой особенно силен в какой-то определенной области. Например, Пантелеймон Целитель помогает при болезнях, святые бессребреники Косма и Дамиан - в учении, святой Спиридон Тримифунтский охотно отзывается на молитвы тех, кто испытывает финансовые затруднения,а святой великомученик Иоанн Новый в процветании бизнеса.

Самый частый вопрос в храме: кому поставить свечку в надежде на помощь в той или иной жизненной проблеме? Теперь есть конкретный ответ на такой вопрос для предпринимателей и бизнесменов. У них появился свой святой заступник.
Это случилось на днях. По благословению Патриарха Кирилла небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования объявлен преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец.
Понятно, почему именно на этого святого пал выбор Патриарха. Иосиф Волоцкий был талантлив не только в церковном служении и богословии, но и в бизнесе.
Он жил в конце XV - начале XVI века. Основал в Волоколамске монастырь, который быстро стал экономически процветающим. Это было кредо преподобного Иосифа. Он считал, что Церковь должна расширять свои хозяйственные, материальные возможности, чтобы использовать их на благие цели.


При этом Иосиф не только умело руководил монахами, организовывал экономику обители, но и сам трудился наравне со всеми. Как сообщает его житие, «он был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил бревна, рубил и пилил». И внешне ничем не отличался от других - носил простое рубище, лапти из древесных лык. Раньше всех приходил в храм, пел на клиросе вместе с остальными хористами, проповедовал, молился, а уходил из церкви последним.
Опыт Иосифа Волоцкого стал ориентиром для многих русских монастырей. Можно было бы его назвать передовиком монастырской экономики России. Да и не только монастырской.
Современником Иосифа был другой замечательный монах - Нил Сорский. Его учение называли нестяжательством. Многие считали, что Нил призывает монахов отречься от всего мирского, в том числе и хозяйствования, а сосредоточиться на молитве. И таким вот образом противопоставляли друг другу преподобных Иосифа и Нила. А последователей их называли «иосифляне» и «нестяжатели».
Но противопоставление это теперь видится искусственным. Оба они - и Иосиф, и Нил - прославлены нашей Церковью как святые. Их учения друг друга дополняют. Молитва успешному бизнесу не помеха. А «стяжатель» и «успешный бизнесмен» вовсе не синонимы.
Кстати, и сам Иосиф Волоцкий высоко ценил духовный опыт Нила Сорского, даже посылал к нему своих учеников для изучения опыта внутренней молитвы.
И все же именно Иосиф по патриаршему благословению будет теперь опекать наш бизнес.


Тропарь преподобного Иосифа

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.
Молитва преподобному Иосифу Волоцкому
О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Кондак преподобного Иосифа

глас 8
Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Святой великомученик Иоанн Новый Сочавский

Святому молятся о благополучии в торговле

Родиной святого великомученика Иоанна Нового был знаменитый город Трапезунт, располагавшийся близ границы с Ассирией и Арменией. Расположенный на берегу Черного моря, он служил в то время удобным портом и центром торговли. Главным занятиями его жителей были мореплавание, рыбная ловля и торговля. Иоанн тоже занимался торговлей.

Однажды пришлось ему плыть на иностранном корабле начальником которого был фряг, человек неправославной веры. Видя добродетельную и непорочную жизнь Иоанна, его молитву, пост, милосердие к терпящим нужду на корабле или заболевшим, начальник корабля негодовал. Он вступал в яростные споры с Иоанном о вере.

Иоанн, как человек весьма мудрый и искусный в книжном деле, всегда побеждал фряга в этих спорах, а тот очень гневался на Иоанна и в конце концов замыслил против него следующее. Когда пристал корабль к берегу у города Белграда, корабельщик отправился к градоначальнику и сказал: «Начальник! Со мной на корабле прибыл муж, который желает, отказавшись от своей веры, перейти в вашу. Если ты поскорей приведешь его к иноверию, будет тебе великая слава, так как этот человек очень искусен в слове и знатен в Трапезунте».

Правитель города обрадовался, повелел привести Иоанна к нему и сказал: «Я слышал, что ты хочешь перейти в нашу веру. Похули же во всеуслышание перед собранием христианскую веру. Стань вместе с нами и принеси жертву нашему богу солнцу».

Иоанн ответил: «Ты лжешь о начальник! Не говорил я, что хочу отречься от Христа моего. Это умышление врага истины, твоего отца, сатаны! Не преклонюсь солнцу, не принесу жертву небесному светилу, созданному Господом, не отрекусь от Христа, спасителя моего».

Тогда правитель повелел воинам сорвать с мученика одежды и, положив перед ним множество палок, сказал: «Или отрекись от своей веры, или я предам тебя лютейшим мучениям и смерти».

Иоанн ответил: «Бей жезлами, сжигай огнем, утопи в воде или рассеки мечом – все готов радостно принять ради любви ко Христу.

Мучитель повелел бить Иоанна, и воины так били его жезлами, что все вокруг окрасилось кровью, его связали цепями и бросили в темницу.

Наутро мучитель снова убеждал Иоанна отречься от своей веры и, не дождавшись этого, приказал вновь истязать его. Когда изнемогли воины, бывшие его, градоначальник повелел привязать Иоанна к хвосту свирепого коня. Один из воинов, сев на коня, гнал его по улицам, влача мученика по земле. Толпы иудеев кидали в него камни, а один из них настиг мученика отсек мечом ему голову.

Так окончил святой Иоанн свой страдальческий подвиг. Тело его лежало непогребенным, а ночью случилось чудо: над телом ярко горели лампады, и три светоносных мужа пели священные песнопения, и виден был столп огненный над честными мощами мученика. Один иудей думал, что это христианские священники пришли предать святого Иоанна погребению.

Он хотел пустить в одного из них стрелу, но она прильнула к пальцам и иудей не смог пустить стрелу и так пробыл до рассвета. Утром рассказал он пришедшим сюда людям, что видел. И тогда руки его разогнулись и он освободился от лука. Узнав о происшедшим ночью, градоначальник испугался и повелел христианам похоронить тело мученика при их церкви.

Через некоторое время тот фряг, что предал Иоанна на мучения. раскаялся в своем поступке и решил украсть тело святого. Он пришел с товарищами ночью к гробу мученика. Но в это время святой Иоанн явился во сне пресвитеру церкви, у которой был похоронен, и сказал: «Вставай и скорее иди к церкви, ибо меня хотят украсть».

Пресвитер тотчас встал и отправился к месту погребения, где нашел гроб раскопанным и открытым, тело же святого уже собирались унести.

Созвав благочестивых людей, он рассказал им о происшедшем, и все прославляли Бога, прославляющего Святых Своих. Взяв мощи святого мученика, внесли их в церковь, и положили на алтарь у святого Престола. Там они находились более 70 лет.

От мощей стали совершаться различные чудеса. Слух об этом дошел до великого воеводы Молдовлахии Александра. По совету архиепископа Иосифа он перенес мощи мученика в столицу Молдовлахийского государства Сочав.