Фамилия Куракин - русская княжеская фамилия, ведущая свое происхождение, как значится в родословной, от «Гедимана, Великого князя Литовского», а «Едиман происшел от Российского Великого князя Владимира Святославовича, который крести Русскую землю...». «Внук Великого князя Гедимана Патрикий князь Звенигородский, прибыв в Москву в 1408 году, вступил в службу Великого князя Василия Дмитриевича»... «У внука его сына Юрия Патрикиевича Ивана Васильевича, имевшего прозвище Булгак, было четыре сына; из них от второго сына Михаила Ивановича - по прозвищу Голица - произошел род князей Голицыных, а от третьего сына Андрея Ивановича - по прозвищу Курака - произошел род князей Куракиных».

Слово «курака» встречается в тюркских языках. Поводом к этому прозвищу послужило одно из свойств его обладателя, который был либо пустым, бессодержательным, либо скупым жадным, либо задумчивым, мечтательным человеком. Таки значения имеет это слово в киргизском, туркменском и других тюркских языках. Фамилия Булгаков является довольно старой и широко распространенной, но на Руси она появилась позже фамилии Куракиных, хотя носитель прозвища Булгак, потомок Патри-кия князя Звенигородского, внука Гедемина, ведущего свою родословную от Владимира Святого, был родоначальником двух княжеских родов Голицыных и Куракиных. Тюркский глагол со значениями «при хождении вертеть головой», «быть гордым», «важничать» проник в русские народные говоры в значении имени существительного «булга» - склока, тревога, беспокойство; в значении глаголов «булгатить», «булгачить» -тревожить, беспокоить, будоражить, полошить, баламутить; в значении имени прилагательного «булгачный», «бул-гачливый» или имени лица - «булгатник», «булгатень», т. е. склочный, суматошный человек. Следовательно, в основе фамилии Булгаков лежит одно из этих свойств, по которому было дано прозвище человеку, а затем и фамилия. Таким образом, в, казалось бы, последовательную русскую родословную Гедеминовичей включаются два прозвища тюркского происхождения f- Булгак и Курака. Причем носители того и другого прозвища связаны родством, по которому Андрей Курака приходится сыном Ивану Булгаку. Вероятно, здесь имеет место либо установление какого-то родства Гедеминовичей (вероятно, по женской линии) с родом, происходящим из Золотой Орды, либо, как это указывается в родословной, Булгак и Курака были прозвищами отца и сына, данными кому-либо из золотоордынских татар, перешедших на службу к русским Великим князьям Василию Темному (1425-1462) или Иоанну III (1462-1505). Именно в это время такой переход был наиболее интенсивным. Интересно, что герб рода князей Куракиных имеет много элементов, совпадающих с гербом Голицыных, что вполне возможно для этих фамилий, имеющих близкое родство и общее происхождение. Андрей Иванович Курака, как далее следует из родословной, был боярином при царях - Иване III Васильевиче (1462-1505) и Василии IV Ивановиче (1505-1533). Князья Куракины входили в число 16 знатнейших фамилий, представители которых из стольников непосредственно жаловались в бояре, минуя чин окольничего. Они занимали видное место в боярской думе, ведали рядом приказов, служили в полковых воеводах, возглавляли посольства. Боярин Федор Федорович Куракин (?-1683) состоял «дядькой» - воспитателем царевича, а потом царя Федора Алексеевича. В XVIII веке крупнейшим дипломатом был действительный тайный советник князь Борис Иванович Куракин (1676- 1727). Он состоял послом в Англии, Ганновере, Нидерландах, во Франции. Он представлял Россию на международных конгрессах. В 1722 году, когда Петр 1 отправился в Персидский поход, он поручил князю Куракину руководство всеми российскими послами, аккредитованными при европейских дворах. Князь Борис Иванович занимался историческими исследованиями - он составил «Гисторию о Царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях 1682- 1694 годов». Первым браком князь был женат на Аксинье Федоровне Лопухиной (1678-1699), сестре царицы Евдокии Федоровны, первой супруги царя Петра I. Их сын, обер-шталмейстер князь Александр Борисович (1697-1749), в 1722-1724 годах был послом во Франции, а в царствование юного Петра II играл видную роль при дворе как родственник императора. Он способствовал падению Светлейшего князя А. Д. Меньшикова, впоследствии был назначен сенатором. Единственный сын Александра Борисовича, князь Борис-Леонтий Александрович (1733- 1764), состоял также сенатором, президентом камер-коллегии и коллегии экономии. Видными государственными деятелями были его сыновья - князья Александр, Степан и Алексей. Среди них особенно известным был князь Александр Борисович Куракин (1752-1818). Он воспитывался вместе с наследником - Павлом Петровичем, будущим императором Павлом I; учился в Лейденском университете; много путешествовал по Европе. Князь Александр Борисович избирался санкт-петербургским губернским предводителем дворянства. Будучи любимцем Павла I, дважды при нем становился вице-канцлером и сенатором. При Александре I был канцлером российских орденов. С 1806 года князь - посол в Австрии, в 1807 при его участии был заключен мирный договор между Александром 1 и Наполеоном. По свидетельству современников, Александр Борисович был необыкновенно тщеславен и склонен к внешнему блеску, за что получил прозвище «бриллиантовый князь». Образованный, но вместе с тем закоснелый в предрассудках своего времени, он интересовался просветительской литературой, но ненавидел решительных деятелей, способных к переустройству современной жизни - «ехидно бредящих» «филозофов нынешнего столетия», в том числе Радищева. В письме к племяннику от 2 ноября 1800 года советовал ему при чтении книг остерегаться «вредных заблуждений». «Старайтесь... от сетей коловратных умствователей нашего столетия себя ограждать», - наставлял он. В то же время сам немало рассуждал о пользе просвещения, любви к русскому языку и литературе. В его письмах встречаются имена Державина, англичанина Лоренсса Стерна, писавшего о том, что не могут быть однозначны мысли и поступки человека. Двойственны многие поступки князя в бытовой жизни: так известно, что он был расточительно щедр и одновременно расчетлив, как купец. Этот «великолепный князь», как его вслед за Потемкиным называли некоторые современники, был плоть от плоти XVIII века с его противоречиями и глубокими контрастами. Среди многих причуд Куракина отмечалась маниакальная любовь заказывать свои портреты. Их писали итальянские и французские мастера Баттони и Бромптон, Випсе-Лебрен и Монье, Рослен и Лампи, Ритт и Вуаль. Созданные ими портреты копировались и размножались крепостными живописцами Куракина, их повторяли в бесчисленных гравюрах, которые он раздаривал близким и знакомым. К одному из крупнейших русских портретистов Владимиру Лукичу Боровиковскому (1757-1825) Куракин обратился в период, когда он, сделав в первые же месяцы по воцарении Павла головокружительную карьеру, стал вице-канцлером и обладателем высших орденов, а в сентябре 1798 года неожиданно подал в отставку. Портрет, изображающий Куракина, по его желанию, стоящим в полном одеянии кавалера мальтийского ордена у стола с расположенными на нем планами поместья, увековечивал, таким образом, блестящее, хотя и утраченное уже положение сановника. Незадолго до смерти Павел I вернул Куракина в Петербург. Следующий блестящий портрет князя был закончен Боровицким в 1802 году. Об этом свидетельствует Владимирская лента на груди Куракина - этот орден он получил в сентябре 1802 года. Князь Александр Борисович запечатлен в парадном костюме, со всеми знаками отличия, в окружении многочисленных великолепных предметов. Фигура полна величия, представлена стоящей прямо, на фоне колонны, за которой виден Инженерный замок - резиденция императора, здесь же и его бюст, помещенный на высоком постаменте. Слева - ниспадающая с кресла широкими складками мантия Торжественности и монументальности, которая содействует живописному исполнению портрета. Яркие контрастирующие краски одежды - сверкающее золото и серебро, переливающееся синее и красное, голубовато-белое и черное - сопоставлены с близкими по цвету, но менее интенсивными оттенками малинового, темно-голубого, коричневатого и золотистого в окружающей обстановке. Глухой зеленый тон занавеса образует переход к холодной гамме пейзажа. С незаурядным и завидным мастерством художник воспроизвел фигуру и материал отдельных предметов - парчу и бархат, холодный мрамор и резное дерево, блеск драгоценных камней и металла. Все это передано с такой осязательностью, какая еще не встречалось в портретах. В 1809-1812 годах князь Куракин был послом во Франции. В1810 году во время пожара в Париже он получил сильные ожоги, от которых не смог оправиться до конца жизни.

Зал номер. 7 Зал художника Владимира Лукича Боровиковского. Он был одним из самых известных художников Екатерининской эпохи. Умер он в 1825 памятный год. То есть он пережил из конца в конец и всю эпоху Александра Благословенного. И едва не дотянул до выступления инсургентов на Сенатской площади. Но всё равно он остался художником екатериненской эпохи.
Не так далеко от зала этого художника находится зал его ученика - Венецианова. Они были оба портретистами. Но какая разница между учеником и учителем.

Ученик нам известен благодаря его изображениям, так сказать, людей самого низшего слоя страны. Пейзанов и пейзанок. Идеалистические портреты. Даже и труд их крестьянский, тяжелый труд, представлен художником, как сплошная поэзия. Это мир весь наполненный покоем, миром и любовью. А ведь на этих портретах – одни крепостные. Его крепостные. Кто-то назовёт их рабами. И редко кого из них мы знаем по именам. А это всё были живые люди. Не вымышленные. Они были рабами своих господ.

А вот господ мы увидим на портретах Боровиковского. Это всё высший слой русского дворянства. Очень тонкий.Но именно он определял направление и развитие страны. Рафинированный. Образованный. Они все знают иностранные языки. Порою лучше, чем русский. И одеты они все на европейский манер. И у каждого имя и титул. И у каждого из них этих самых пейзанов- крепостных сотни и тысячи.

Это как два разных мира в одном государстве. Первый из них – это тот, кого мы видим на портретах Венецианова. Он питает во всех смыслах всё существование всех тех, кого мы видим на картинах Боровиковского. Всю эту раззолоченную аристократию, одетую по последней парижской моде, прекрасно говорящую по-французски, впитавшую в себя европейскую культуру до такой степени, что и на русских-то уже они и не очень похожи. И не мало не заботящуюся о существовании, образовании своих пейзан – крепостных. Прозревать на этот счёт будут только к середине века и дальше по нарастающей.

Мы все помним этот стих:«Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Стонет он по полям, по дорогам… » И так далее. Стонет везде. А написано это было как раз накануне отмены того самого права. Что же было с этим мужиком задолго до 1861 года. Он и тогда стонал. Правда, это не видно на картинах Венецианова, как он стонет. Но портреты хорошие. Как например один, который напоминает скорее жанровую картину. Она известна всем. Нарядно одетая, как на праздник, пейзанка весной идёт на пашне, ведя под уздцы двух коней. Прекрасно. Ну есть маленькое несоответствие. Оно и не сразу бросается в глаза. Это какого же была исполинского роста пейзанка, чтобы возвышаться над головами двух коней.
*****
Но вот когда мы вступаем в зал Боровиковского, мы погружаемся в совершенно другой мир, но всё той же страны Россия. И лица смотрящие вокруг нас в этом зале, - это все известные по тем временам лица. Родовитые дворяне, графы и графини. И князья. Иных мы знаем и сегодня. Вот, например, мы видим саму императрицу в виде такой доброй бабули, прогуливающую в Царскосельском парке свою собачку на фоне Чесменской колонны. Справа от неё – её сын и наследник, Павел первый весь в парадном одеянии и при всех регалиях. А вот слева вверху, такой красивый с надменным выражением на лице юноша. Это Платон Зубов. Для несведущих – последний фаворит (любовник) императрицы и убийца бедного Павла первого. Он нанёс ему смертельный удар золотой табакеркой в висок.

Есть здесь и двойной портрет сестёр Гагариных – двух томный музицирующих девиц. Неведомо, имел ли к ним отношение наш первый космонавт. Но он сам эту связь категорически отрицал. Есть и ещё один чудный шедевр, портрет графини Маши Лопухиной. Когда-то я с удивлением узнал, что она была родной сестрой того самого Толстого-Американца, хулигана, безобразника и бретёра, убившего на дуэлях более десятка противников. Я этому портрету посвятил отдельную статью. А на выходе из зала слева висит портрет какой-то тётки, с грубыми чертами лица, не отмеченного чертами высокого интеллекта, с каким-то чудным тюрбаном на голове. И ведь как внешность бывает обманчива. Оказывается это была известная всей Европе и у нас тоже писательница Мадам дё Сталь. Ей литературный талант оценил сам Пушкин.

Но над всем этим великолепием возвышается парадный портрет князя Куракина. Он нависает над нами. Он подавляет. Он первый, который привлекает наше внимание сразу же как только нога наша вступает в этот зал.

*****
Но сначала все-таки несколько слов о художнике. А то как-то странно получается. Говорим о живописных творениях – и ничего о его создателе. Итак, кем он был?

Боровиковский родился далеко от столиц. Родился во всем нам известном маленьком городке. Известном прежде всего благодаря Гоголю. В Миргороде он родился. Родителя его звали Лука Боровик. Он был не беден. У него было много земли. Хорошее хозяйство. А ещё он был в местной казачьей среде старшиной. У него было четверо сыновей. Все служили в Миргородском полку. Как видите, ничто не предвещало, что один из сыновей станет художником.

Но ведь ничего не получается из ничего. Отец его был ещё и богомазом. Он писал иконы для местных церквей. И детей своих научил этому делу. Это была такая семейная артель. Или семейный бизнес, выражаясь современным языком. Но юный Володя писал не только иконы. Он писал ещё и портреты. Это были уже не парсуны, но достаточно ещё реалистическая живопись, хотя и не очень умелая. И тем не менее портреты хорошо продавались клиентуре, не слишком искушенной и требовательной.

Но, конечно, это ещё не всё. Помог случай-провидец. Случай, который помог ему стать большим художником. А все потому, что Россия покорила Крым. Путин был ни при чем. При чем были генералы Суворов, Румянцев и ясновельможный князь и фаворит матушки- императрицы Потёмкин. А потом Екатерина решила посмотреть на земли, которыми приросла её империя. И отправилась она в Крым. А Потёмкин решил благоустроить её путь в далёкие края. С некоторых пор то, что было сделано им на этом пути, стали называть Потемкиными деревнями. То есть такими макетами под добротные избы-пятистенки.

А это был злостный поклёп и клевета. Доказано. Эти штуки пустили в свет несколько иностранцев, явно любовью к России не отличившимися. Эта деза гуляет и поныне. Даже и у нас. Выражение «потёмкинские деревни» и у нас тоже употребляется в значении показного благополучия, скрывающего неблаговидное положение вещей. Неправда. И я не буду утруждать себя упоминанием имён клеветников. Легко найдёте в Интернете.

Одной из деревень, лежащей на пути императрицы, был выстроенный на её пути Кременчугский дворец.В одном из залов его интерьеров на стенах находились две картины молодого художника Боровиковского. Два аллегорических изображения.

На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой - императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции. Чудные изображения. Может и не очень умелые, но какая мысль и воображение. Всё это получило высочайшую оценку и открыло путь в столицу. Талант нужно поддержать!

И после этого всё пошло-поехало. Талант поддержали и развили. А если бы не Крым? И генерал Суворов? А если бы путь императрицы проходил бы не по тем местам и не посетила бы она эту самую «потёмкинскую деревню», ну и остался бы молодой Боровик в своём глухом захолустье. И был бы он в лучшем случае заурядным богомазом, известность которого не вышла бы за пределы окрестных сёл. И всё. Но судьба изменила его жизненную траекторию и привела его наконец к написанию того самого портрета, который мы видим вверху.

*****
И вот здесь нам нужно теперь обратиться к личности самого князя Куракина. Этот портрет, как было уже сказано, сразу же притянет наше внимание в этом зале. Да и как и не притянуть. И не только благодаря его размером. Мы видим барина, дворянина, чьё одеяние всё в золоте усыпано бриллиантами. Блеск и великолепие. Он весь светится. Светится и лучезарной улыбкой князя. Невольно так испросишь себя, а кем же был этот сиятельный вельможа? Надпись внизу нам подскажет. Князь Александр Куракин. Как-то само собой вспомнится князь Курагин из "Войны и мира» Толстого. Но это не он. Другой. У того, что на портрете, была другая история.

И хорошо, что его физический облик донесло до нашего сознания это живописное полотно. Вот если бы не было этого портрета, а было бы только описание словом князя во всех мельчайших деталях его одеяния, даже описанное пером большого мастера, мы вряд ли могли бы его увидеть в нашем самом изобретательном воображении. А картина нам позволяет это сделать с первого же взгляда. Скажем спасибо художнику. Но и сама личность стоит того, чтобы познакомиться с ним поближе. Картина, как бы хороша она не была, нам не расскажет, что это был за человек. Ничего не скажет ни о его судьбе, ни о его истории, ни о том месте, который он занял в нашей общей истории. И вот тут для более полного понимания нам потребуется слово.

*****
В обществе его звали князь Бриллиантовый. Такое прозвище у него было. А ещё у него было и другое прозвище. Павлин. Эта птица видимо и тогда была известна в России благодаря своему пышному роскошному оперению и горделивой поступи. И для обоих этих прозвищ были очень веские основания. Все-таки меток был наш русский язык по раздаче прозвищей. Об этом писал ещё Гоголь. Вспомним:

«Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище. Каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.»

А вот когда я показываю этот портрет и рассказываю о князе Куракине нашим французским гостям, я внутренне испытываю, не поверите, чувство смущающей меня гордости. Объяснимой гордости. Ведь перед нами такой по-французски l,echantion de l,aristocratie russe (образчик русской аристократии). Чтобы там ни говорили, но всё-таки элита общества в любой стране говорит об уровне цивилизации этой страны. Пусть даже если речь идет о самом верхнем очень тонком слое. Пусть. Но именно этот слой дал нам классическую русскую литературу, ценимую во всём мире.Её величайшие образцы, которыми мы все можем гордится. Которые сами по себе были продуктом нашей национальной культуры. И которые в то же время формировали наше национального сознания, да и весь русский мир.
*****

Посмотрим на князя ещё раз. Он одет с роскошной изысканностью. Бриллианты повсюду. Даже на застёжках его башмаков А на устах такая мягкая, добрая и снисходительная улыбка. Он знает себе цену. Да и как не знать. Один из богатейших людей России. А как образован, говорил по-французски так, как и мало кто из французов. И не только по-французски.

В течении веков культивируется цивилизационный код нации. Гении не рождаются на пустом месте. Для гения нужен плодородный слой, который культивируется долго – долго. Пушкин, Лермонтов, Толстой - всеми признанный золотой век нашей литературы. Пусть и самородки, но появиться они могут только в золотоносной руде. Они все были не только аристократы по рождению, они были аристократами духа, мира, который выстраивался веками. Вот что пишет об этом сам граф Лев Николаев Толстой:

"Я не мещанин и смело говорю, что я аристократ, и по рождению, и по привычкам, и по положению. Я аристократ потому, что вспоминать предков - отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно. Я аристократ потому, что воспитан с детства в любви и уважении к изящному, выражающемуся не только в Гомере, Бахе и Рафаэле, но и всех мелочах жизни: в любви к чистым рукам, к красивому платью, изящному столу и экипажу. Я аристократ потому, что был так счастлив, что ни я, ни отец мой, ни дед мой не знали нужды и борьбы между совестью и нуждою, не имели необходимости никому никогда ни завидовать, ни кланяться, не знали потребности образовываться для денег и для положения в свете и тому подобных испытаний, которым подвергаются люди в нужде. Я вижу, что это большое счастье и благодарю за него Бога, но ежели счастье это не принадлежит всем, то из этого я не вижу причины отрекаться от него и не пользоваться им".

Князь Куракин отличался не только тем, что носил вот то, что мы видим на портрете. Он был и видным государственным деятелем. Он был членом Государственного совета. Он был сенатором. Там слева в глубине мы видим здание Сената. На парадных портретах нет ничего случайного. Вот и справа мы видим мраморный бюст. Мы узнаем черты императора, несчастного Павла первого. И бюст здесь тоже совсем не случаен. Куракин ещё мальчиком рос и воспитывался вместе с будущим наследником трона Павлом Петровичем.

Как это получилось? Панин был воспитателем великого князя Павла, наследника престола. Его мама, или для всех прочих - матушка императрица, разрешила взять на совместное воспитание с будущим наследником престола маленького Сашу Куракина. Вот благодаря этому счастливому обстоятельству они стали друзьями. Да даже ещё и больше. Представьте, он называл царя-императора Павлушей. Однажды Павлу ещё в бытность Екатерины понадобились деньги. Большие деньги. И друг его Саша Куракин заложил своё имение, чтобы дать ему требуемую сумму. Такое не забывается.

А вот дальше дела пошли плохо. Екатерина, когда Павел был уже большим, невзлюбила его. Он ей платил тем же. Легко понять, почему. Павел не мог не знать, каким образом мамуля стала императрицей. Перешагнула через труп его папеньки. И право наследования было за ним, за Павлом. Какая уж тут любовь.

И к тому же Павел был масоном. И Куракин тоже вступил в это братство вольных каменщиков. А масонов не очень любили в России, начиная с самой Екатерины. Что это за братство, рассуждала она. Почему оно какое-то тайное? И что это за цели, которые они ставят перед собой? Чего вообще-то они хотят? На них смотрели с естественной подозрительностью. И даже прозвище дали такое оскорбительное. Фармазон. То есть, просто хуже некуда.

И вполне вероятно, что Павел масоном стал именно благодаря воспитанию масона Панина. Из-за этого Екатерина уволила его, отстранила от воспитания. Но Павел всегда учителя уважал до самой его кончины. Он поставил ему памятник в церкви Святой Магдалины в Павловске.

Принимали в братство не так просто. Не было такого – захотел и взяли. Был торжественный ритуал посвящения в вольные каменщики. Все было обставлено с торжественной мрачностью. Как это происходило, – читаем Льва Толстого. Те страницы, которые описывает этот ритуал таинственный, даже жутковатый, которому был подвергнут один из главных героев романа – Пьер Безухов. Вот и Куракин прошёл через это.

И это всё тот же Панин поспособствовал тому, чтобы молодой Куракин продолжил образование за границей. Это он оттуда, из Германии туманной привез учености плоды. И всё тот же Панин оплатил его образование. 13 тыс. руб в год. Очень большие деньги. Добрый человек. Благодаря ему молодой князь получил блестящее европейское образование.

Там же в Берлине Александр знакомится с самим германским императором Иосифом Вторым. И вот, что тот о нем пишет:

«Князь Куракин, сопутствующий Их Высочествам по чувству личной преданности, состоит при них уже в течение многих лет. Это человек любезный, и с обращением высшего общества». И там же в Германии он вступает в ряды вольных каменщиков.

И здесь же в недрах этой полумистической организации он сделал стремительную карьеру. Он посвящён в члены Мальтийского масонского ордена В 1801-1803 годах князь входил в состав Священного Совета Ордена, занимая должность великого бальи, а в 1802 году даже временно руководил Советом. То есть и там он был совсем не пешкой.

А сам Павел первый? А он в 1798 г. принял Мальтийский Орден под свое верховное руководство, а в ноябре возложил на себя достоинство великого магистра Ордена. Изображение мальтийского креста было внесено в наш государственный герб, а сам крест включен в систему высших российских орденов. Павел был очень горд этой наградой

А Павел совсем не случайно решил стать Магистром Мальтийского ордена. Тщеславен был. И его тщеславие простиралось очень далеко и широко. Вы удивитесь, но он хотел взять под свое господство и протекторат ещё и католический мир. Ну и Саша Куракин решил последовать в этом предприятии за своим другом детства и покровителем по жизни. Павел первый был веротерпим.
И поэтому совсем не случайно мы видим изображения Мальтийского ордена на груди князя и на его мантии, лежащей слева. И бюст Павла первого украшен тем же орденом.

Светская карьера А. Куракина была тоже блестящая. Он как и все мальчики дворянского происхождения был записан в гвардию чуть ли не с рождения. Вспоминаем пылкого влюблённого Петрушу Гринёва. В 14 лет ему пожалован чин камер – юнкера. Поди плохо. А через три года он уже в Сенате. А в 20 лет, представьте, он действительный камергер и предводитель петербургского дворянства.

*****
Но масонство даром не прошло для Куракина. Еще при жизни императрицы он попал в опалу. Как было уже сказано, Екатерина не любила масонов. Уже одно наименование этого ордена напрягало императрицу. Это что ещё за новости. Это какие такие вольные! Вольнодумство! Хотя вроде бы каменщики не должны были никак угрожать основам государства. Это общество было удивительно веротерпимым. Например, тот же Павел перевёл старообрядство на легальное положение. В масонство мог вступить и христианин, и иудей, и мусульманин. А главное по их уставу Братство должно было быть абсолютно лояльным властям. Это был императив. Но все-таки. Что это за организация с неясными целями и непонятной идеологией. В государстве должна быть лишь одна идеология. И это идеологией могла быть только она сама, монархиня-императрица. И никакой другой. И потом, что это за подозрительные сборища-собрания у этих каменщиков? Всегда тайные. Бог знает, о чём они там говорят. Запретить! Степень её неприязни к братству проявился в одном печальном факте для архитектуры Москвы.Вот эта история.

*****
Всем москвичам известно Царицыно. Прекрасный дворцовый ансамбль. Недавно приведенный в порядок и отреставрированный. И в каком чудном красивейшем природном ландшафте он расположился. Сегодня здесь находится так называемый музей-заповедник Царицыно. Я любил и люблю эти места особенно зимой. Я ходил часто туда на лыжные прогулки. По истине царские места и вы это чувствуете, как только вы вступаете в его пределы. Чудные виды. Они очаровали меня. И не только меня, но и Екатерину Вторую.

А случилось это так. Поехала в 1775 г. матушка в Коломенское. Впервые. Не могла она не знать, что выстроил там некогда рядом с крутым склоном Москва-реки Алексей Михайлович дворец невиданной красоты. Весь из дерева. Говорили, восьмое чудо света. Как не посетить его императрице. Посетила. И осталась очень разочарована от увиденного. Дворец был. Никуда не исчез. Но вот одряхлел очень, почти руины. Полное запустение. Конечно можно было бы и поправить. Да вот только денег пришлось бы потратить немерено. А казна государственная – это вам не бездонная бочка. Словом, снесли дворец. Сегодня вам на этом месте покажут только контуры дворца.

Не в лучшем настроении возвращалась она в Москву. А путь её пролегал как раз по краям, названные потом Царицыно. Может быть и намеренно повез её туда светлейший князь Потёмкин. Там находилось поместье Кантемира. И Потёмкин хорошо знал это поместье. Оно называлось так простенько Черная Грязь. Вот и приехала в эту самую Грязь императрица. Восхитилась и без промедления и не торгуясь купила её у Кантемира. И дала даже за него больше, чем тот просил. 25 тысяч рублей дала. Сегодня такую сумму мигрант получит за работу дворником. А тогда это были деньги. И всё тот же Потёмкин предложил переименовать поместье в Царицыно. Понятно, почему.

Сама императрица по этому поводу написала следующее: « Мое новое владение я назвала Царицыно и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, какой свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье».

А потом царица поручила Василию Баженову построить здесь дворец. Другой наш знаменитый архитектор, Матвей Казаков, был уже занят строительством Петровской путевого дворца, который и ныне находится на Ленинградском проспекте. Тоже шедевр и чудо архитектуры. А вот с дворцом в Царицино всё было не так просто.

Баженов дворец построил. Вложил в его строительство весь свой талант, воображение и душу. Когда не хватало денег, он вкладывал и свои деньги. А потом были смотрины. Главная заказчица прошла с суровым, даже мрачным лицом по анфиладам роскошного дворца. Её слово: Всё дрянь. Лестницы узки, потолки низки и тяжелы, будуары темны. И приказ: «Ученить изрядные поломки». То есть снести дворец. Монарший гнев был ужасен. Главный архитектор, прежде любимый - в опале. Его заменит его ученик – Матвей Казаков.

А всё почему? А потому что Баженов был масоном. А у Екатерины был уже большой зуб на этих вольнодумных каменщиков. Она усмотрела в пышном псевдоготическом декоре дворца мистические знаки масонства. Всё это даже назвали «архитектурным справочником» масонской символики 18 века». Какая наглость. Всё снести.
*****
Вот и князь Куракин был подвергнут опале. Фармазон, ну о чём здесь ещё можно говорить. Он был удалён от трона и сослан в свое имение со всем своим пышным гардеробом. Имение его называлось Борисоглебское. Опальный хозяин переименовал его в Надеждино. Это был такой душевный порыв, связанный с надеждой вернуться в Петербург. Но и там он оставался таким же со всем своим европейски лоском русского разлива. У него был роскошный дворец. Он обустроил его по образцу самых изысканных европейских Дворов.

Архитектором надеждинского особняка был известный Джакомо Кваренги. Но покои и три фасада были спроектированы самим князем. Его трехэтажный дом-дворец с торжественным портиком включал в себя 80 комнат, облицованных алебастровыми массами различных цветов. Покои украшала дорогая, редкой красоты и изящества мебель. Богатая картинная галерея содержала несколько сот полотен первоклассных мастеров. Вокруг особняка был разбит английский сад, высились деревянные храмы Дружбы, Истины, Терпения, Благодарности, павильон-галерея “Вместилище чувствий вечных”, памятники-обелиски монархам; в зеленой траве бежали тропинки, названные именами родственников и друзей князя.

Куракина при своей усадьбе открыл школу живописи, а затем ещё музыкальную школу, в которой проводили занятия парижские музыканты. Был им создан домашний театр, роговой и бальный оркестры; учреждена богадельня. Его биограф пишет так: “Роскошь, которую он так любил и среди коей всегда жил, и сладострастие, к коему имел всегдашнюю склонность, размягчали телесную и душевную его энергию, и эпикуреизм был виден во всех его движениях. Никто более князя Куракина не увлекался удовольствиями наружного тщеславия”.
Опальный князь провел в своём имении не мало лет. То есть до кончины Екатерины. А дальше… А дальше он вернулся в Петербург с милостивого разрешения друга детства.

Очень скоро он становится тайным советником. Получает ордена Св. Владимира и Андрея Первозванного. То есть, высшие госнаграды. И всё от друга детства. Ему жалуют дом в Петербурге А ещё в день коронации 4 тыс душ. Вот как раз в эти времена и был сделан этот портрет. Посмотрите – он весь светиться счастьем и самодовольством.

О степени близости князя к императору говорит, например, следующий факт. Он присутствовал на последней вечерней трапезе с Павлом. в Михайловском замке. Через несколько часов Павел будет убит заговорщиками в том же замке. А потом ему же было поручено разбирать бумаги покойного государя. Нет,он разумеется не был среди заговорщиков. Он даже не потерял своего влияния при дворе. Он стал управлять Коллегией иностранных дел. То есть, по теперешнему стал министром иностранных дел.

Да, его звали «павлином». И было за что. Но, повторяю, он был добрым человеком. Все знали о его близости к Павлу и обращались к нему со всякими просьбами, молили о его ходатайстве. И никогда не получали отказа. Вот что пишет по этому поводу поэт Козловский:

Один ли я тебе обязан?
Тобою многие живут!
Тебе в сердцах мы зиждим троны:
Ах, благодарности законы
И самые злодеи чтут.

Он хорошо потрудился на дипломатическом поприще. Славно потрудился. А чем занимаются на этом поприще? Какая сверхзадача существования, опуская детали, любого дипломата? Она та же, что и у военных. Мы помним все эту фразу. Родину защищать! Во все времена и при любых режимах.

И при этом он, князь Куракин, выполнял иногда весьма деликатные поручения. Например, вот такое. Его монаршей волей направили в Вену в 1806 году с очень щекотливым поручением. Он должен со всей максимальной деликатностью отговорить Франца второго от сватовства к одной из сестёр Александра первого. Наш император ещё искал сближения с Францией. В следующем году при его посредничестве состоялась историческая встреча двух императоров в Тильзите. Действительная историческая, В Париже не далеко от Триумфальной арки находится улица Тильзит.

Тут вот есть одна занятная деталь. А вы знаете, как сегодня называется этот город, бывший Тильзит? Нет вы не знаете. Как не знают этого и французы. А я задавал им этот вопрос. Никто и никогда не ответил. Так вот я вам скажу. Только вы держитесь за стул. Называется он Советск. Вы представляете! По-настоящему эту улице в Париже следовало бы переименовать в Советская! Не хило. Да ведь есть же прецедент. В том же Париже есть и площадь Сталинград. Хотя мало кто в мире, кроме нас, знает, как город ныне называется. По мне, так это просто позорящий нас абсурд.

Но вернёмся к князю Бриллиантовому. После этой встречи состоявшейся на плоту посередине реки Неман, стороны разошлись весьма удовлетворённые переговорами. И этому немало поспособствовал Князь. Наполеон, получив русский орден Андрея Первозванного, вместе с Телейраном настоятельно просили прислать Куракина к ним послом России. И Александр внял этой просьбе. Стал наш «Павлин» русским полпредом в Париже. Пребывал он в этой должности вплоть до 1812 года.

Куракин предупреждал Александра уже с 1810 года во многих донесениях, что война с Францией была неизбежна. Он пытался урегулировать отношения между нашими странами. И была серьёзная встреча с Наполеоном в Сен- Клу, дворец – резиденция короля в предместье Парижа. Дипломатия оказалась бессильной. После вторжения посол вернулся в Россию. А что ему оставалось там делать.

Князь Куракин доказал известную мысль Пушкина о том, что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»
Он был не только тонким дипломатом, но и глубоким стратегом. Вот что он пишет в своем послании императору. Заметим, что пишет он это ещё до начало войны с Наполеоном:

«Лучшая система этой войны - это избегать генерального сражения и сколько возможно следовать примеру малой войны, применяемой против французов в Испании; и стараться затруднениями в подвозе припасов расстроить те огромные массы, с какими идут они на нас».

А вот что он пишет уже после начала войны, покидая Париж:

: «Я питаю твердую надежду, что Ваше Величество, вооружившись мужеством и энергией, и опираясь на любовь своих подданных и на неизмеримые ресурсы Вашей обширной империи, никогда не отчаетесь в успехе и не положите оружия иначе, как выйдя с честью из борьбы, которая решит славу Вашего царствования и неприкосновенность и независимость Вашего царства. Невозможно, чтобы ввиду явной опасности, русские показали бы менее твердости и преданности, чем испанцы».

*****
А ведь ещё совсем недавно он поражал парижан своею расточительностью. Ну просто граф Монте-Кристо. Да ещё и круче. Князь брильянтовый. А какие костюмы. Посмотрите ещё раз на портрет. Ведь он одевался так не только для позирования. Это была его повседневная форма одежды. Он ездил по улицам Парижа в золоченой карете. Сегодня такие мы можем увидеть только в Оружейной палате. А при нём была многочисленная дворня. И не только в Париже. И в его имении Надеждине. Просто повторение царского двора. И среди его дворовых были не только крепостные, но и мелкие дворяне.

А ещё он ввел в моду не только во Франции, но и во всей просвещённой Европе особую форму сервировки стола. Её даже называли service a la russe Блюда стали подавать в порядке их расположения в меню. Ранее была servise a la francaise по принципу «всё сразу»

А вы знаете, однажды такой его костюм спас ему жизнь. Не больше не меньше. Случилось это в Париже. Был бал, данный австрийским послом 1 –го июля 1810 года по случаю свадьбы Наполеона с Марией – Луизой. Пожар и началась паника. Безумная толпа бросилась к дверям. Погибло в том кошмаре 20 человек. Погибла и жена австрийского посла. Представьте это жуткое зрелище. Князя сбили с ног. Его топчут ногами, вот такого всего разодетого. Его богато украшенный камзол защитил князя от высокой температуры. Вот что пишет по этому поводу очевидец:

« Куракин очень обгорел, у него совсем не осталось волос, голова повреждена была во многих местах, и особенно пострадали уши, ресницы сгорели, ноги и руки были раздуты и покрыты ранами, на одной руке кожа слезла как перчатка. Спасением своим он отчасти был обязан своему мундиру, который весь был залит золотом; последнее до того нагрелось, что вытаскивавшие его из огня долго не могли поднять его, обжигаясь от одного прикосновения к его одежде.» Он провёл несколько месяцев в постели. Словом, спасибо, что живой.

*****
А как с личной жизнью у князя Бриллиантового? Вот тут не всё просто. Ведь он был масоном. И не простым. Он был балья Мальтийского ордена. А это значит, по уставу этого ордена он должен был соблюдать обет безбрачия. Что не исключает того факта, что намерения женится, особенно в молодости, у него были. И дамы сердца у этого рыцаря были всё не из простых.

Впервые он возжелал жениться, когда ему было 22 года. Его пассия была Варвара Шереметева. Фамилия известная и сегодня. Она была внучкой фельдмаршала Шереметева, а также так удачно и первая красавица в Москве. И очень богатая. Но не случилось. Слишком молод был жених и нерешителен. Красавица графиня вышла замуж за графа А. К. Разумовского.

А потом ещё одна попытка. И на этот раз знаменитость. Дочь Дашковой Анастасия Михайловна. На это раз тётушка его не одобрила выбор. Властная была тётя.

И ещё была одна невеста. Ещё одна графиня. Елизавета Гавриловна Головкина. Она была правнучка канцлера Головкина. Но эта сама вовсе не имела желания выходить замуж. Так и умерла незамужней, прожив долгую жизнь.
Потом была иностранка. Шведская графиня Эвой София фон Ферзен. Остались много писем, свидетельствующие об их страстном романе. И опять не случилось. Везде напрасные хлопоты. Обидно-с.

Но не надо думать, что он был так уж чужд женскому полу. Ничто человеческое ему было не чуждо, как выразился бы Карл Маркс. Да ещё и как не чуждо. Да, вынужденный целибат по канону масонскому ставил серьёзную препону. Но в этом уставе ничего не сказано о вероятных внебрачных связях. И вот тут-то князь наш был о-го-го. И о нём можно было бы сказать:

Ещё любил он женщин
И знал средь них успех,
Победами увенчен,
Он жил счастливей всех.

Подержитесь ещё раз за стул. У него было 70 детей от дам всех сословий и положений. Посмотрите на этого мужчину разодетого в золото. Наплодил бастардов просто умопомрачительно. Семьдесят. И все могли ему сказать «добрый, милый папочка».

Словом, Александр Борисович Куракин взял от жизни всё! И даже более того. Всю жизнь прожил в неописуемой роскоши. Роскошь была его натурой и естеством. Он принадлежал к высшему слою дворянства и аристократии. А похоронен был без всякой пышности. Скончался он в 1818 году на 67 году жизни. Я невольно думаю, что никакие богатства в мире не спасут от одного для всех конца. И с собой ведь туда не возьмёшь вот этого роскошного одеяния, сплошь усеянного бриллиантами. Даже и в двух пинжаках, как говорят ныне, в гроб не положат. И ради чего жил? Если всё кончается вот так?

Но я не соглашусь с этим печальным выводом. Главное – он не делал в жизни зла. Никому. Это уже много. Пусть он и любил роскошь, и поесть вкусно он тоже любил, любил обставить своё существование со всем возможным удобством. И женщин он тоже любил. А это святое. Но ведь и дал жизнь стольким человеческим существам. А сколько его потомков живут и поныне. А скольким многим он помог при жизни. Он был добрым человеком. И большим патриотом, отстаивая наши интересы на дипломатическом поприще умело и достойно. И сам собою за границей он являл высокий уровень культуры и образованности страны, из которой он приехал.

В последние годы он жестоко страдал от подагры, которая, как он выражался ему «вошла в правую руку и заняла обе ноги» И тем не менее давал блистательные балы в своём просторном доме в Питере. И в Москве у него был особняк. На него можно посмотреть и сегодня. Его адрес Старая Басманная 7. Он очень много времени проводил в Павловске у порфироносной вдовы матери – императрицы Марии Фёдоровны.

Он умер в Веймаре, куда поехал на воды, но похоронен был в павловской церкви Марии Магдалины близ С.-Петербурга. Вспомним, что и Чехов умер в Германии, но покоится на Новодевичьем кладбище в Москве. На памятнике, поставленном у входа в храм Мария Федоровна повелела начертать: «Другу супруга моего». Вот и всё.
*****

Нет, не всё. Вот остался ещё вот этот портрет. Их было много, портретов князя. Тщеславен был. Но этот портрет Боровиковского самый лучший и самый известный.

А что такое портрет? Это ведь только изображение, только видимость. И больше ничего. Особенно, если сегодня мы совсем ничего не знаем о том, кого мы видим на портрете. Хорошо если одно имя уже что-то скажет. И мы в этом случае будем только искать соответствие между нашим отношением уже сложившимся к личности на полотне, с тем, как его нам преподносит художник.

Ну а если этого сложившегося отношения нет? А есть только то, что показал нам художник. Как тут быть? А таких случаев в Третьяковской галереи много. Наверное надо сопровождать портрет хотя бы краткой биографической справкой. Да и её будет недостаточно. И при всём при том портрет этот и сам по себе хорош. И скажем за это спасибо художнику Боровиковскому.

Как-то по вечернему Петербургу шли двое. Один в простом военном мундире, другой - в щегольском кафтане. Настроение у попутчиков было веселое, они травили анекдоты, как вдруг тот, что в мундире, явственно различил голос: “Павел, бедный Павел, бедный князь!”. Он невольно вздрогнул, остановился и оглянулся. Перед глазами предстал таинственный некто в испанском плаще, со шляпой, надвинутой на глаза. Сомнений быть не могло - орлиный взор, смуглый лоб и строгая улыбка выдавали великого прадеда Павла - Петра I. “Не особенно привязывайся к этому миру, Павел, - продолжал державный призрак с неким оттенком грусти, - потому что ты недолго останешься в нем”.

“Видишь ли ты этого. идущего рядом? Слышишь ли его слова?” - обратился Павел к своему товарищу. “Вы идете возле самой стены, - ответствовал тот, - и физически невозможно, чтобы кто-то был между вами и ею. Я ничего не слышу, решительно ничего!” - “Ах! Жаль, что ты не чувствуешь того, что чувствую я, - обронил Павел укоризненно. - Во мне происходит что-то особенное”.

В этом ставшем хрестоматийным эпизоде, после коего Павел Петрович получил известное прозвание “Русский Гамлет”, примечателен не только сам будущий монарх, но и сопровождавший его франт. Последнего за любовь к пышности и блеску именовали не иначе как “бриллиантовый князь”. То был князь Александр Борисович Куракин (1752-1818), который действительно ничего не слышал, ибо его никак нельзя было упрекнуть в нежелании понять мысли и чувства своего царственного друга.

Отпрыск древнего боярского рода, восходящего к легендарному литовскому Гедимину и Владимиру Красное Солнышко, Куракин еще с младых ногтей сблизился с великим князем, став непременным товарищем его детских забав. Дело в том, что обер-гофмейстером Павла был граф Никита Иванович Панин, родственник Куракина, ставший после смерти родителя мальчика (1764) его “вторым отцом”. Как свидетельствовал Семен Порошин, князь Александр Борисович “почти каждый день у его высочества и обедает и ужинает”; они забавляются также игрой в карты, шахматы и волан.

Дружба Александра с Павлом не прерывалась и во время их пятилетней разлуки: Куракин, как и подобало родовитому отроку, получил образование за границей - сначала в Альбертинской академии (Киль), а затем в Лейденском университете. Между ним и цесаревичем завязывается оживленная переписка. “Как мне приятно видеть, что Ваше высочество удостоивает меня своими милостями”, - написал Александр в мае 1767 года. Павел поддерживает контакты с Куракиным и когда тот путешествует по Речи Посполитой, Дании и Германии.

Учеба пошла впрок нашему князю (он овладел несколькими языками, приобрел интерес к наукам и просветительской литературе, к тому же искусился в придворном политесе), но что касается воспитания нравственного. Одно из правил академии, которое студиозусы должны были неукоснительно выполнять, было следующим: “Соблюдайте в жизни целомудрие, умеренность и скромность, избегайте поводов к распутству. Избегайте роскоши, надменности и тщеславия и прочих язв душевных”. А этим-то руководством Александр Борисович как раз открыто пренебрегал.

C 1773 года Куракин состоит уже непосредственно при великом князе, став одним из самых преданных ему лиц. Они часто видятся. Причем их дружеские отношения постоянно крепнут. Привязанность Павла к князю тем более укрепляется после того, как с позором изгнали другого ближайшего сподвижника цесаревича, графа Андрея Разумовского, оказавшегося соблазнителем его первой жены. В 1776 году именно Куракин сопровождал Павла в Берлин на встречу с его невестой Софией Доротеей (будущей императрицей Марией Федоровной). В 1778 году князь был пожалован чином действительного камергера, а в 1781 году избран предводителем дворянства Петербургской губернии. Зная о его близости к Павлу, многие через посредство Куракина ходатайствовали перед великим князем о своих делах и неизменно получали искомую помощь. Настроение таких облагодетельствованных просителей выразил стихотворец Петр Козловский:

Один ли я тебе обязан?

Тобою многие живут!

Тебе в сердцах мы зиждим троны:

Ах, благодарности законы

И самые злодеи чтут.

Во время путешествия по Европе в 1781-1782 годах Александр Борисович также состоял в свите Павла Петровича. По единодушному мнению, Куракин был признан тогда наиболее изящным кавалером в окружении цесаревича. Так, герцог Тосканский Леопольд в письме к своему брату, императору Иосифу II от 5 июня 1782 года говорит, что из всех русских вельмож считает князя самым ”тонким”.

Однако по возвращении из этого путешествия Куракин подвергся опале со стороны императрицы и был отдален от Двора. Причинами сего называют казавшуюся Екатерине вредной масонскую деятельность князя (в 1779 году он был принят в главную Петербургскую масонскую ложу) и перлюстрированное письмо к Александру его приятеля, полковника Павла Бибикова, в котором тот будто бы злословил о монархине, и, наконец, “подозрительная” близость “бриллиантового князя” к наследнику престола. К слову, монархиня вообще ревниво и с опаской относилась к окружению сына; как об этом сказал в сердцах Павел: “Ах, как бы я жалел, имея в свите своей даже преданного мне пуделя; матушка велела бы утопить его”.

Долгие четырнадцать лет Александр Борисович провел в своем имении в саратовской глуши. Но и здесь он поддерживал переписку с великим князем, который испросил у матери разрешение видеться с князем два раза в год.

Свою усадьбу, получившую по его прихоти характерное название Надеждино (он имел в виду надежду, которую не оставлял даже в лихолетье опалы со стороны императрицы), Куракин обустроил по образцу самых изысканных европейских Дворов. Архитектором надеждинского особняка был известный Джакомо Кваренги, однако внутренние покои и три фасада были спроектированы самим князем. Его трехэтажный дом-дворец с торжественным портиком включал в себя 80 комнат, облицованных алебастровыми массами различных цветов. Покои украшала дорогая, редкой красоты и изящества мебель. Богатая картинная галерея содержала несколько сот полотен первоклассных мастеров. Для ее создания Куракин пригласил в Надеждино пейзажистов Якова Филимонова и Василия Причетникова. Обращала на себя внимание и коллекция великолепных гобеленов и собранная хозяином обширная фундаментальная библиотека с книгами на нескольких языках.

Вокруг особняка был разбит английский сад, высились деревянные храмы Дружбы, Истины, Терпения, Благодарности, павильон-галерея “Вместилище чувствий вечных”, памятники-обелиски монархам; в зеленой траве бежали тропинки, названные именами родственников и друзей князя.

Но более всего поражал воображение обслуживавший Куракина придворный штат. Самолюбию князя весьма льстило, что должности дворецких, управителей, шталмейстеров, церемонийместеров, секретарей, библиотекарей и капельмейстеров у него занимали исключительно дворяне (Куракин не скупился, платя им знатное жалование). Свиту его составляли и десятки других “любезников”, без должностей, восхвалявших хозяина. Один историк сказал по этому поводу: “Как у него не кружилась голова в омуте лести, со всех сторон ему расточаемой!”

Александр щеголял и своими “открытыми столами”, за которые обыкновенно усаживались разом несколько десятков человек, в том числе и едва знакомые князю лица. В распоряжении гостей всегда были экипажи и верховые лошади; а на надеждинских прудах желающих ждали шлюпки с разудалыми гребцами. Князь напечатал специальную инструкцию, которая подавалась каждому посетителю Надеждино; в ней есть и такие пункты: “Хозяин почитает хлебосольство и гостеприимство основанием взаимственного удовольствия в общежитии. Всякое здесь деланное посещение хозяину будет им принято с удовольствием и признанием совершенным. Хозяин просит тех, кои могут пожаловать к нему. чтобы почитали себя сами хозяевами и распоряжались своим временем и своими упражнениями от самого утра, как каждый привык и как каждому угодно, отнюдь не снаравливая в провождении времени самого хозяина”.

По инициативе Куракина при усадьбе была открыта школа живописи, а затем - музыкальная школа, в которой проводили занятия парижские музыканты; был создан домашний театр, роговой и бальный оркестры; учреждена богадельня. “Роскошь, которую он так любил и среди коей всегда жил, и сладострастие, к коему имел всегдашнюю склонность, размягчали телесную и душевную его энергию, и эпикуреизм был виден во всех его движениях. Никто более князя Куракина не увлекался удовольствиями наружного тщеславия”, - резюмирует мемуарист. И, действительно, князь похвалялся не только своей баснословно дорогой одеждой, но и великолепными экипажами. Показательно, что во времена Александра I, когда исчезли богатые экипажи, один только Куракин ездил в вызолоченной карете о восьми стеклах, цугом, с одним форейтором, двумя лакеями и скороходом на запятках, двумя верховыми впереди и двумя скороходами, бежавшими за каретой.

Куракин создал в своем Надеждино своего рода культ цесаревича - именем великого князя были названы аллеи и храмы; в покоях стояли бюсты и статуэтки, изображающие Павла; стены украшали его парадные портреты.

В то же время существовал один пункт, в котором князь и цесаревич решительно не сходились. Это их отношение к одежде и щегольству. Великого князя аттестовали как противника мужской элегантности. Поначалу он вообще не придавал нарядам особого значения и не просиживал, как многие царедворцы, часами за уборным столом, а затем он стал ревнителем платья старого прусского образца. Не то Куракин, одежда для которого был вещью архиважной. Михаил Пыляев рассказал: “Каждое утро, когда он просыпался, камердинер подавал ему книгу, вроде альбома, где находились образчики материй, из которых были сшиты его великолепные костюмы, и образцы платья; при каждом платье были особенная шпага, пряжки, перстень, табакерка”.

По словам этого историка, с Александром Борисовичем произошел однажды трагикомический случай: “Играя в карты у императрицы, князь внезапно почувствовал дурноту: открывая табакерку, он увидал,

что перстень, бывший у него на пальце, совсем не подходит к табакерке, а табакерка не соответствует остальному костюму. Волнение его было настолько сильно, что он с крупными картами проиграл игру”.

Комментируя случившееся с князем, исследователь дендизма Ольга Вайнштейн отмечает: “Для него согласованность в деталях костюма - первое условие душевного спокойствия и основной способ самовыражения. Он ведет себя, как классический придворный, использующий моду как устойчивый семиотический код, знак своего высокого положения, богатства и умения распорядиться собственным имуществом. Поэтому невольная небрежность в мелочах для него равнозначна потере статуса или раздетости”.

Но следует оговорить, что Куракин, будучи щеголем, одевался по собственным, им же самим придуманным законам изящества, роскоши и великолепия. Он, по словам Филиппа Вигеля, не желал “легкомысленно и раболепно подчиняться моде, он хотел казаться не модником, а великим господином, и всегда в бархате или парче, всегда с алмазными пряжками и пуговицами, перстнями и табакерками”.

Его глазетовый кафтан, звезды и кресты на шее из крупных солитеров, жемчужный эполет через правое плечо, ажурные кружева на груди и рукавах говорили о своеобразии его вкуса.

Александру был свойственен подчеркнутый нарциссизм. Чем иначе может быть объяснена его поистине маниакальная страсть заказывать свои портреты и раздаривать их своим знакомым?

А писали сии полотна живописцы недюжинные - Помпео Баттони и Ричард Бромптон, Мари Элизабет Луиза Веже-Лебрен и Жан Лоран Монье, Александр Рослин и Иоганн Баптист Лампи-младший, Августин Христиан Ритт и Жан Луи Вуаль. Портреты копировались и размножались крепостными художниками, их повторяли в бесчисленных гравюрах. В письме к Куракину от 22 декабря 1790 года Жан Луи Вуаль сетует, что “чрезмерно светлый цвет одежды и вообще слишком блестящие детали” (на чем настаивал князь) “ослабили немного главную часть. а именно голову, которой должно быть подчинено все остальное”. Однако, такие “блестящие детали” были самоценными для Куракина, и он вовсе не желал ими поступиться.

Именно таким, во всем блеске своего величия, предстает Александр на известном портрете кисти Владимира Боровиковского (1799). Достойно внимания подобранное самим князем гармоничное сочетание цветов в костюме. Искусствовед Татьяна Алексеева описала потрет: “Яркие контрастирующие краски одежды - сверкающее золото и серебро, переливающееся синее и красное, голубовато-белое и черное - лишены резкости, сопоставлены близкими по цвету, но менее интенсивными оттенками малинового, темно-голубого, коричневатого и золотистого”.

Кстати, впоследствии роскошный, залитый золотом мундир спас нашего князя от неминуемой гибели на пожаре, случившемся в Париже во дворце австрийского посла Карла Филиппа Шварценберга 1 июля 1810 года. Золото на одежде Куракина тогда нагрелось, но не расплавилось и послужило своеобразной защитой от огня, а потому он, хотя и получил многочисленные ожоги и лишился бриллиантов на сумму 70 тысяч франков, все же сохранил себе жизнь. На этом пожаре Александр Борисович, как истый кавалер, оставался почти последним в огромной объятой пламенем зале, выпроваживая особ прекрасного пола и не позволяя себе ни на шаг их опереживать.

Надо сказать, что думами о женитьбе Александр Борисович озаботился довольно рано. В письме к Никите Панину от 16 декабря 1773 года князь был откровенен: “Что есть мне полезнее, оставаться холостым, или приступить к предприятию приобрести себе жену, почтенную, добродетельную и со всеми нашим желаниям соответствующими качествами? Правда, что я еще молод, что время от меня еще не ушло, что всегда можно будет по сердечной страсти решиться; но сей страсти самой более всего опасаюся: ею быв ослеплен, редко можно зло от блага отличать. А я предпочтительно желаю, чтобы столь важный выбор во мне единою силою рассудка. руководстван был, и чтобы вместо жаркого любовного пламени, между мною и будущей моею женою сильная, тесная, твердая и неразрушимая стояла дружба”. Показательно, что Куракин апеллирует здесь к рассудку, а не к чувству. Потому, надо полагать, он не женился на прелестной, но небогатой шведской графине Софии Ферзен, к которой испытывал сердечную склонность. Брак между влюбленными не состоялся, но глубина и постоянство их взаимного чувства поражали современников. И каких только именитых барышень не прочили в жены Александру Борисовичу! Среди них и графиня Варвара Шереметева, внучка государственного канцлера Алексея Черкасского и легендарного петровского фельдмаршала Бориса “Шереметева благородного”, и княжна Анастасия Дашкова, дочь знаменитой “Екатерины Малой” (Дашковой), и многие другие.

Друзья не оставляли попыток женить князя и тогда, когда его матримониальные планы терпели фиаско. Старший друг Павел Левашов ободрял его в 1777 году: “Новоподрослых здесь [в Москве - Л.Б.] красавиц не есть конца, невест тысячи, между коими есть и весьма богатых. Я одну из них для Вас заприметил, в которой соединены красота, разум и богатство”. Но, видно, и эта “запримеченная” кандидатура не приглянулась нашему князю. Он так и остался холостяком.

И как не обратиться здесь к любопытной классификации русских бобылей XVIII века, представленной современником Куракина литератором-пародистом Николаем Ивановичем Страховым (1768-1825) в журнале “Сатирический вестник” (1790-1792): “Некто из отродья славных Пустомозгловых говорит: “Будь хоть свинка, да только золотая щетинка”; а как еще таковой из невест для него не выискалось, то по сей причине он и не женится. Г. Спесяга не иначе соглашается согнуть свое колено, как только перед тою, которой бы благородство простиралось за 20 или за 15 колен; но как девушки с толико многими поколениями не отыскивается, по тому самому он не женится. Г. Знатнов сочинил в воображении своем таковое новое положение о невестах, которое превышает силу ума человеческого, а именно: за чины свои, благородство, знатное родство, знатное знакомство положил он за премудрое правило требовать за невестами обычайно всегда вдвое, нежели сколько за ними дают, а как ни которая из невест не удовлетворила сих премудрых его ожиданий, то сей великий человек премалые имеет надежды к браку”.

Оставив в стороне обидные “говорящие” фамилии Пустомозглова, Спесягу и Знатнова, следует признать, что наш князь чудным образом соединял в себе запросы всех этих трех закоренелых холостяков. Родные нередко упрекали его и за боярскую фанаберию, и за погоню за богатым приданым.

Последняя по времени попытка обрести семью, казалось, сулила князю, перевалившему тогда за пятьдесят, удачу - двадцатилетняя богатая невеста графиня Анна, дочь блистательного екатерининского “Алехана”, Алексея Орлова-Чесменского, была весьма к нему благосклонна, равно как и ее отец. Но и тут жених оказался нерешительным, и брак расстроился.

Лучше всего об этом сказал сам Александр, который был не рад своему холостяцкому состоянию. Он написал Панину: “Рассмотрим, милостивый государь, несчастные и часто необходимые, от холостой жизни происходящие следствия, разврат нравов, удаление от добродетели, похищение невинности, забвение собственных дел и собственного домостроительства и разные подобные тому неустройства”.

Очень точно отношение Куракина к дамам охарактеризовал историк Петр Дружинин: “Не сыщется в ту эпоху в России более известного, чем князь ферлакура [вертопраха - Л.Б.] - по примерным подсчетам он имел до семидесяти детей и при этом ни разу не был женат”. В самом деле, не забавен ли этот феномен - обычно дерзкий и напористый с женщинами, он становился нерешительным и пассивным, как только речь заходила о браке!

В этом князь походил на своего титулованного деда, графа Никиту Панина, который безбрачие соединял с самым утонченным распутством. Холостяк Куракин слыл одним из самых искусных обольстителей XVIII века, и астрономическая цифра прижитых им детей-байстрюков ничуть не преувеличена. Известна судьба лишь некоторых из них, получивших потом стараниями князя потомственное дворянское достоинство и величественные родовые гербы. Это дети Куракина от некой Акулины Самойловой - Борис, Степан, Мария, а также единокровные (от других матерей) Павел, Иполлит и Александр, которым были пожалованы титулы баронов и фамилия Вревские (топоним села Александро-Врев Островского уезда Псковской губернии). Другие побочные чада Александра Борисовича - Александр (1), Александр (2), Алексей, Екатерина, Лукерья, София и Анна - стали баронами Сердобиными (от реки Сердобы Сердобского уезда Саратовской губернии, где находилось имение Куракино). Поговаривали, что сластолюбивый князь устроил на верхнем этаже своей фамильной усадьбы нечто вроде гарема. Судачили также, что Куракин не гнушался и связями с дамами самого низшего разбора - главным критерием служила здесь ему та же “сердечная страсть”, которой он так опасался в делах брачных.

Конечно же, Куракин был многогранен и интересен не только своим щегольством и эпикурейством. Александр Борисович был плоть от плоти XVIII века с его глубокими контрастами и противоречиями. Ощущая себя представителем древней фамилии, он всемерно содействовал появлению в печати своего родословия и сотрудничал с знаменитыми Николаем Новиковым, Николаем Бантыш-Каменским. С последним его связывала длительная переписка в течение сорока (!) лет, в которой обсуждались преимущественно темы на злобу дня. Опальный князь даже в ссылке живо интересовался текущей политикой, о чем свидетельствует его обширное эпистолярное наследие. Говоря о политических взглядах Куракина, приходится признать, что он, подобно Павлу, ненавидел радикальных деятелей и Французскую революцию, бичуя в своих письмах “ехидно бредящих” “филозофов нынешнего столетия”, и Александра Радищева прежде всего. Не чужд он был образованности и литературе, и сам грешил сочинительством, издав несколько книг на русском и французском языках. Князь меценатствовал, и многие словесники обращались к нему за помощью, а некоторые даже посвящали ему свои книги. Куракин покровительствовал известному автору “Душеньки” Иполлиту Богдановичу, который, кстати, подражал князю и своим франтовством (этот поэт тоже “ходил всегда щеголем в французском кафтане с кошельком на спине, с тафтяной шляпой под мышкою”). Александр Борисович был также отменным агрономом, применяя на практике, в Надеждино, знания по сему предмету и даже был принят в Вольное Экономическое Общество.

После смерти Екатерины II на Куракина словно пролился дождь чинов, наград и прочих милостей от благоволившего к нему (теперь уже императора) Павла I - гофмаршал, действительный тайный советник, вице-канцлер, кавалер всех высших российских орденов и т. д. Ему были пожалованы дом в Санкт-Петербурге, 4300 душ в Псковской и Петербургской губерниях, а затем вместе с братом он получил 20 тысяч десятин земли в Тамбовской губернии, рыбные ловли и казенные участки в Астраханской губернии и многое другое. И хотя этот головокружительный карьерный взлет “бриллиантового князя” несколько омрачила кратковременная опала, наложенная на него в 1798 году взбалмошным другом-монархом (под давлением соперничавших с Куракиным царедворцев Ивана Кутайсова и Федора Растопчина), положение его в начале 1801 года вновь упрочилось - Александр Борисович вновь стал занимать все мыслимые высшие должности-синекуры.

Вот что говорит о Куракине проницательный современник граф Федор Головкин: “Он любил блистать, не в силу заслуг или внушаемого им доверия, а своими бриллиантами и своим золотом, и стремился к высоким местам лишь как к удобному случаю, чтобы постоянно выставлять их напоказ”.

Потому чины, титулы и награды служили ему в сущности такими же атрибутами щегольства, как пышный наряд или золоченая карета.

В период правления Александра I почетных должностей у Куракина не убавилось. Он стал членом Непременного совета и управляющим Коллегией иностранных дел, затем назначен Канцлером российских орденов. С июля 1806 года он - посол в Вене, после, с 1808 года, - в Париже. В 1812 году

Александр Борисович, между прочим, предпринял попытку урегулировать русско-французские отношения и после неудачи сложил с себя обязанности посла.

В последние годы жизни он не играл заметной политической роли, оставаясь фигурой ушедшего века и - зенита своего величия - Павловского царствования. И вовсе не случайно, что именно ему было поручено разбирать бумаги покойного Павла. В память о той эпохе на почетном месте в его Надеждино длительное время висело огромное живописное полотно Мартина Фердинанда Квадаля “Коронация Павла I и Марии Федоровны в Успенском соборе Московского Кремля 5 апреля 1797 года”, где среди прочих сановников задорно щеголял своим роскошным платьем и сам “бриллиантовый князь”. То, что некогда воспринималось как особый шик и блеск, в новое Александровское царствование, с новыми идеями, дало повод сравнивать Куракина с павлином.

Возлюбивший роскошь, Александр Борисович был, однако, похоронен “без всякой пышности” в Павловске 29 августа 1818 года; на церемонии присутствовали только близкие. В их числе благоволившая к князю вдовствующая императрица Мария Федоровна, которая повелела поставить памятник с барельефом князя и скромной надписью “Другу супруга моего”. Эта эпитафия обладает известной точностью: ведь в историю Куракин вошел, прежде всего, как сподвижник “Русского Гамлета”.

Лев Бердников

Из книги «Русский галантный век в лицах и сюжетах», Т.1

(1697-08-10 )

Князь Александр Борисович Куракин (31 июля (10 августа) 1697 года - 2 (13) октября 1749 года) - государственный деятель и дипломат из рода Куракиных : действительный тайный советник , обер-шталмейстер (1736), сенатор .

Биография

Из княжеского рода, Гедеминович. Родился в семье князя Бориса Ивановича (1676-1727) и его первой супруги Ксении Фёдоровны, урождённой Лопухиной (1677-1698). По линии матери приходился двоюродным братом царевичу Алексею Петровичу . В малолетнем возрасте лишился матери.

С детских лет сопровождал своего отца в заграничных поездках, где получил образование и изучил несколько европейских языков. В 1722 году получил чин камер-юнкера и был назначен советником посольства в Гааге . Однако уже в мае 1722 отправлен к французскому двору, где действовал совместно со своим отцом, сопровождавшим его как частное лицо. Куракиным удалось добиться содействия Франции в сохранении мира с Османской империей во время персидского похода . В 1724 году Б. И. Куракин назначен чрезвычайным и полномочным послом во Франции, А. Б. Куракин назначен представителем при французском дворе с пожалованием чина камергера (15.5.1724). Перед дипломатами была поставлена задача добиться согласия на брак царевны Елизаветы с королём Людовиком . Однако этот проект не удался . Оказывал покровительство учившемуся за границей В. К. Тредиаковскому , который посвятил ему свой перевод поэмы «Езда на остров Любви ». После смерти отца в 1727 году назначен послом в Париже . Эрнст Миних в своих «Записках» писал:

В Париже застали мы князя Александра Борисовича Куракина, который по смерти отца своего оставлен во Франции для дел, до России касающихся, и ожидал токмо приезда графа Головкина , дабы самому отправиться в Москву .

Вернувшись в Россию, занял высокое положение при дворе, будучи двоюродным дядей императора Петра II . Принял участие в интригах, которые способствовали падению Меншикова .

Александра Ивановна, супруга

Куракин во время подписания завещания императрицей Анной Иоанновной первым выдвинул кандидатуру Э. Бирона в качестве регента при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче . При правительнице Анне Леопольдовне получил Орден Святого Андрея Первозванного, позднее на некоторое время попал в опалу, но указом от 24 апреля 1741 был прощен. С 12 декабря 1741 года - сенатор.

Брак и дети

Князь Александр Борисович Куракин женился 26 апреля 1730 на Александре Ивановне Паниной (1711-1786), как утверждалась в дореволюционных публикациях - внучатой племяннице светлейшего князя Меншикова . Её родная сестра была замужем за другим дипломатом петровского времени, Иваном Неплюевым . В браке родились:

  • Анна Александровна (1731-1749)
  • Татьяна Александровна (1732-1754), была первой супругой А. Ю. Нелединского-Мелецкого (1729-1804).
  • Борис (Леонтий) Александрович (1733-1764), сенатор, президент коллегии Экономии и Камер-коллегии; женат на Елене Степановне Апраксиной (1735-1769).
  • Аграфена Александровна (1734-1791), не замужем, с 9 декабря 1749 года фрейлина императрицы Елизаветы Петровны , а в правление Екатерины II считалась «в отпуску».
  • Екатерина Александровна (1735-1802), замужем за князем И. И. Лобановым-Ростовским .
  • Александра Александровна (1736-1739)

КУРАКИН АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ - князь, российский государственный деятель и дипломат, действительный тайный советник 1-го класса.

Из ро-да Ку-ра-ки-ных . Брат Алек-сея Б. Ку-ра-ки-на. Круп-ный зем-ле-вла-де-лец и ду-ше-вла-де-лец (ему при-над-ле-жа-ли име-ния в Са-ра-тов-ской, Пен-зен-ской, Мо-с-ков-ской, Санкт-Пе-тер-бург-ской, Псков-ской, Там-бов-ской, Ря-зан-ской гу-бер-ни-ях).

По-сле смер-ти от-ца вос-пи-ты-вал-ся Н. И. Па-ни-ным, бра-том ба-буш-ки А. И. Ку-ра-ки-ной, вме-сте с великим князем Пав-лом Пет-ро-ви-чем (бу-ду-щим императором Пав-лом I), стал дру-гом дет-ст-ва на-след-ни-ка пре-сто-ла. Слу-шал лек-ции в университетете Кри-стиа-на Альб-рех-та в Ки-ле (1766 год), Страс-бург-ском (1769 год) и Лей-ден-ском (1770-1771 годы) университетах. По воз-вра-ще-нии в Рос-сию в 1773 году со-сто-ял при великом князе Пав-ле Пет-ро-ви-че, в 1776 году со-про-во-ж-дал его в по-езд-ке в Бер-лин для зна-ком-ст-ва с не-вес-той - вюр-тем-берг-ской прин-цес-сой Со-фи-ей До-ро-те-ей Ав-гу-стой Луи-зой (бу-ду-щая императрица Ма-рия Фё-до-ров-на), за-тем ве-ли-ко-кня-же-скую че-ту - в их пу-те-ше-ст-вии по Западной Ев-ро-пе (1781-1782 годы).

С 1777 года исполнительный директор обер- про-ку-ро-ра 3-го департамента Се-на-та, в 1779 году исполнительный директор обер-про-ку-ро-ра 2-го департамента. В 1780-1783 годы пред-во-ди-тель дво-рян-ст-ва Санкт-Пе-тербуржской губернии и за-се-да-тель в 1-м (уго-лов-ном) департаменте Верх-не-го зем-ско-го су-да. Один из ини-циа-то-ров от-кры-тия в 1778-1779 годах ма-сон-ской ло-жи «швед-ской сис-те-мы стро-го-го на-блю-де-ния» в Рос-сии, ко-то-рую императрица Ека-те-ри-на II по-до-з-ре-ва-ла в под-стре-ка-тель-ст-ве на-след-ни-ка к её свер-же-нию.

В 1782 году за пе-ре-пис-ку с фли-гель-адъ-ю-тан-том П. А. Би-би-ко-вым, со-дер-жав-шую кри-ти-ку Г. А. По-тём-ки-на (смотри По-тём-кин-Тав-ри-чес-кий) и нра-вов российского дво-ра, уда-лён в са-ра-тов-ское име-ние (впо-след-ст-вии бла-го-да-ря великому князю Пав-лу Пет-ро-ви-чу по-лу-чил раз-ре-ше-ние два-ж-ды в год по-се-щать сто-ли-цу). Воз-вра-щён ко дво-ру императором Пав-лом I при его всту-п-ле-нии на пре-стол.

Член Со-ве-та при Вы-со-чай-шем дво-ре (1796-1798, 1801 годы). В 1796-1798 годы член Кол-ле-гии ино-стран-ных дел (в 1801-1802 годах уп-рав-ляю-щий ею) и ви-це-канц-лер (вновь в 1801-1802 годы). Вме-сте с Ф. В. Рос-топ-чи-ным и великим князем Алек-сан-дром Пав-ло-ви-чем (бу-ду-щим императором Алек-сан-дром I) раз-би-рал бу-ма-ги императрицы Ека-те-ри-ны II и, ве-ро-ят-но, уча-ст-во-вал в унич-то-же-нии её за-ве-ща-ния, ли-шав-ше-го Пав-ла I пре-сто-ла. Пол-но-моч-ный пред-ста-ви-тель Е. И. В. при под-пи-са-нии 4 января 1797 года Кон-вен-ции с Маль-тий-ским ор-де-ном (смотри в статье Ио-ан-ни-ты) об уч-ре-ж-де-нии Ве-ли-ко-го при-ор-ст-ва Рос-сий-ско-го (ве-ли-кий ба-льи ор-де-на с 1801 года). Действительный член Российской ака-де-мии (с 1798 года). Се-на-тор (с 1798 года).

Долж-но-сти ви-це-канц-ле-ра ли-шил-ся в ре-зуль-та-те при-двор-ной ин-три-ги И. П. Ку-тай-со-ва (из ро-да Ку-тай-со-вых), имев-шей це-лью ос-ла-бить влия-ние «пар-тии» императрицы Ма-рии Фё-до-ров-ны, к ко-то-рой от-но-си-ли обо-их братьев Ку-ра-ки-ных. Его опа-ла пре-кра-ще-на по-сле от-ста-вок Н. П. Па-ни-на и Ф. В. Рос-топ-чи-на.

1 марта 1801 года под-пи-сал до-го-вор со Шве-ци-ей о друж-бе, тор-гов-ле и мо-репла-ва-нии. С 1801 года член Не-пре-мен-но-го со-ве-та. С 1802 года канц-лер российских ор-де-нов. По-сле по-ра-же-ния 3-й ан-ти-фран-цуз-ской коа-ли-ции сто-рон-ник за-клю-че-ния фран-ко-российского сою-за. Российский по-сол в Ве-не (1807-1808 годы). Сме-нил П. П. Дол-го-ру-ко-го и П. Я. Уб-ри на пе-ре-го-во-рах в Тиль-зи-те, уча-ст-во-вал в под-пи-са-нии Тиль-зит-ско-го ми-ра 1807 года. По-сол в Па-ри-же (1808-1812 годы; од-но-вре-мен-но с 1810 года член Государственного со-ве-та). Про-яв-лял боль-шую на-стой-чи-вость, пы-та-ясь до-бить-ся под-пи-са-ния кон-вен-ции, га-ран-ти-ро-вав-шей от-каз Фран-ции от вос-ста-нов-ле-ния Поль-ши, чем вы-зы-вал на-рас-таю-щее раз-дра-же-ние На-по-ле-о-на I. Про-сла-вил-ся ге-ро-ическим по-ве-де-ни-ем во вре-мя по-жа-ра на ба-лу у австрийского по-сла князя К. Ф. Швар-цен-бер-га (1810 год).

С 1811 год в де-пе-шах при-зы-вал императора Алек-сан-д-ра I го-то-вить-ся к вой-не с Фран-ци-ей, пред-ла-гал до-бить-ся под-держ-ки или ней-тра-ли-те-та со сто-ро-ны Австрийской им-пе-рии и Прус-сии, за-клю-чить мир-ный до-го-вор с Ос-ман-ской им-пе-ри-ей , а с Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей и Шве-ци-ей - сою-зы, в слу-чае вой-ны ре-ко-мен-до-вал из-бе-гать ге-не-раль-но-го сра-же-ния, ис-поль-зуя так-ти-ку «ма-лой вой-ны», при-ме-няе-мую ис-пан-ца-ми про-тив фран-цу-зов. В феврале 1812 года пред-ла-гал Н. П. Ру-мян-це-ву вес-ти с На-по-ле-о-ном I пе-ре-го-во-ры, что-бы от-тя-нуть на-ча-ло вой-ны.

До кон-ца жиз-ни со-хра-нял об-лик и при-выч-ки вель-мо-жи XVIII века; за лю-бовь к брил-ли-ан-там и чрез-мер-ное вни-ма-ние к оде-ж-де по-лу-чил про-зви-ще Пав-лин. В бра-ке не со-сто-ял, имел мно-же-ст-во вне-брач-ных де-тей, от не-го про-изош-ли два ба-рон-ских ро-да - Сер-до-би-ны и Врев-ские.

В 1804 году пе-ре-вёл в воль-ные хле-бо-паш-цы около 3 тысяч кре-сть-ян сло-бод Бе-ло-ку-ра-кин-ская и Пав-лов-ка Ста-ро-бель-ско-го у Во-ро-неж-ской губернии. Ус-ту-пил им 60 тысяч десятин (65,5 тысяч гектаров) зем-ли за вы-куп.

Член ВЭО (с 1776 года), в 1797 году из-бран его пре-зи-ден-том (от долж-но-сти от-ка-зал-ся).

На-гра-ж-дён ор-де-на-ми Святого Алек-сан-д-ра Нев-ско-го (1796 год), Святого Ан-д-рея Пер-во-зван-но-го (1796 год), Вла-ди-ми-ра 1-й сте-пе-ни (1802 год) и другими.

Сочинения:

Souvenirs d’un voyage en Hollande et en Angleterre. Saint-Pétersbourg, 1815 год

Опи-са-ние пу-те-ше-ст-вия в 1786 г. вниз по Су-ре... // Су-ра. 2001 год. № 1