На тот случай, когда руководством предприятия, организации или учреждения принимается решение взять на работу человека с инвалидностью, существуют свои правила и законы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Опираясь на правовые нормы и положения при приеме на работу таких граждан, кадровый отдел и руководитель никогда не сделают грубых ошибок, правонарушений за которые инспекция Роструда могла бы их наказать административными штрафами.

Гарантированное право для инвалидов трудиться вместе с другими гражданами, не лишенных физических возможностей, определяется государственными квотами.

Что это такое

Вообще понятие квота определено как некий минимум, который обязательно необходимо выполнить юридическому лицу в отношении обязательств перед социальной защитой граждан той или иной категории. Практика «выдачи» квот на территории Российской Федерации может осуществляться в разных сферах.

В общей сложности квотирование в России охватывает следующие области государства:

  • определяются квоты для легального временного нахождения иностранцев на территории страны – миграционные квоты или квоты на РВП;
  • применимы квоты в отношении того или иного объема разрешенных товаров, которые провозятся через таможенные участки России – так называемые, тарифные, внешнеторговые или экспортные квоты;
  • допустимы квоты на проведение операции по высокой медицинской технологии – медицинские квоты, квота на ВМП, ЭКО, на лечение и др.;
  • квота для спортивных состязаний и обучения;
  • а также квоты для определения количества трудовых мест для инвалидов – рабочая квота.

Из этого следует, что такой механизм может применяться, где угодно, ограничивать, что угодно или давать разрешение на какой-либо допустимый норматив – получение неких благ гражданами государства. Нарушения определенных рамок, установленных в виде квот, всегда приводит к штрафам или санкциям.

Таким образом, можно найти следующие определения понятий:

В отношении рабочих квот следует обратить внимание на то, кто в данном случае по закону рассматривается в качестве работодателя.

Прежде всего, это юридическое или физическое лицо, которое официально зарегистрировано в установленном порядке и исправно платит все полагающиеся налоги, а также отчисления в Фонды обязательного социального страхования (ФСС) за своих работников.

Это социальная гарантия работнику-инвалиду, что такой работодатель обеспечит его всем необходимым для беспрепятственного трудового процесса и сохранения должности с зарплатой, даже если временно работник может пребывать в отпуске или на больничном бюллетене.

Между работодателем и работником, имеющим физические ограничения, всегда должен заключаться двухсторонний трудовой договор – временного или постоянного найма на работу.

Невыполнение требований или каких-либо установленных законом нормативов в вопросе квотирования граждан с инвалидностью приводит к наказанию работодателя контролирующим государственным органом – инспекцией Роструда или прокуратурой.

Обычно такой контроль осуществляется посредством специальных проверок предприятий. Квоты считаются невыполненными работодателями в следующих случаях:

  • когда зафиксировано нарушение в определении доли среднесписочного штата инвалидов по отношению к среднесписочному штату других работников – менее 2%;
  • наличие необоснованных отказов инвалидам устраивать их на работу тогда, как в организации имеются свободные вакансии для таких граждан;
  • ситуации, когда условия труда для инвалидов не соответствуют нормам и требованиям для квотирования таких рабочих мест;
  • прием на работу инвалида с наличием медицинских противопоказаний в отношении данного вида труда, осуществляемого гражданином.

Принимать на работу таких тружеников работодатели могут как по личной своей инициативе, так и по направлению из центра занятости – службы, занимающейся распределением трудоспособных граждан по найденным вакансиям для них.

Только центр занятости обязательно должен направить работника устраиваться на предприятие по квоте, а не простым направлением.

Каждый такой работодатель обязан по закону отчитываться перед службой занятости населения по открытым у него вакансиям, в том числе и квотируемым рабочим местам.

По квотам отчеты организациями предоставляются отдельно по «Квота ежемесячная» (на основании закона № 1032-1 от 19.04.91г., измененного 22.12.14г.).

За каждую единицу рабочей силы на предприятии работодатель несет ответственность, а за таких работников из слабо защищенной социальной категории, как инвалиды – втройне.

Правовые основы

Для того чтобы четко себе представлять, каким же образом и как работодатель имеет право принимать на работу граждан с ограниченными физическими возможностями, потребуется заглянуть в законодательные, правовые основы по этому вопросу.

В законе, который социально защищает инвалидов, полностью раскрывается понятие рабочая «квота» для инвалидов.

Квота рабочих мест инвалидов – это тот минимум численности рабочих мест в процентном соотношении, который организация обязуется перед законом выделять для трудоустройства инвалидов.

Проценты, относящиеся к количеству должностей для лиц с ограниченной физической возможностью, прописаны в законе № 181-ФЗ от 24.11.95г., отредактированном в последний раз 14.12.15г. – в главе 4 «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов», .

Такие места определяются, исходя из средней численности по списку основных работников на предприятии, имеющих среднесписочное количество должностей более чем 35, и менее или более 100 мест.

То количество вакансий, которое будет определено для инвалидов, обязательно должно включать в себя и те рабочие должности, которые уже заняты на предприятии официально работающими инвалидами.

В общей сложности минимум и максимум процентного соотношения квот для работы инвалидов в организации выглядит по закону следующим образом:

При этом среднесписочный объем рабочей силы не должен в себя включать те должности, которые отнесены к опасному и вредному труду.

Для определения таковых рабочих мест, не подлежащих включению в расчет квот для инвалидов, существуют критерии на предприятии – это специальные условия труда, регулярные аттестации таких профессий и особые отметки, оценки инспекцией Роструда, которые выступают для предприятия как норматив.

Такое положение введено в основной закон о соцзащите инвалидов правовым актом от 28.12.13г.

Те организации, которые учреждены специально для обеспечения трудовой деятельности инвалидов, имеют в своем штате основной контингент – работников с ограниченными физическими возможностями, тогда закон таких работодателей освобождает от введения квот, что выглядит вполне логичным.

Подытоживая, можно также отметить наиболее основные постулаты, применимые к инвалидам на основании закона , дающие социальные, трудовые гарантии такой категории граждан:

  1. Специальные рабочие места, предназначенные для инвалидов, определяются исключительно только квотированием.
  2. Самые подходящие профессии для инвалидов регламентируются специальным перечнем приоритетных рабочих должностей для инвалидов, который утвержден правительственным Постановлением Министерства труда РФ от 08.09.93г., который действителен и сегодня.
  3. Законодатели и Правительственные или исполнительные органы государственной власти имеет право так или иначе стимулировать предприятия и организации для того, что работодатели организовывали рабочие места для инвалидов.
  4. Работодатели обязаны предоставить вместе с рабочими местами также и условия труда, которые бы соответствовали трудоспособности инвалидам, учитывая также реабилитационные программы для таких граждан. К примеру, соблюсти все гигиенические требования к обустройству рабочего места для инвалидов, согласно санитарным нормам – СП 2.2.9.2510-09, которые были утверждены государственным Главным врачом, Постановление РФ от 18.05.09г.
  5. На территории государства приветствуется также создание всех условий для предпринимательской деятельности ограниченных физически граждан.
  6. Образовательные программы, обучающие теми или иным новым профессиям, также должны включать в себя такую категорию граждан, как инвалиды.

За нарушение ведения учета квотированных рабочих мест по предприятию или иных невыполнений требований закона, работодатель может понести меру наказание, ответственность по следующим статьям законов.

За не вовремя, или не в полном объеме предоставленную информацию о квотах в организации должностным лицам, чиновникам центра занятости и других государственных учреждений:

Если были нарушены права инвалидов в отношении осуществления их занятости и трудоустройства, тогда нарушители будут привлекаться к ответственности с наложением административного штрафа по КоАП РФ – от 5000 до 10000 рублей.

Наказание последует сразу, после выявленного нарушения в виде отказа в приеме на работу гражданина с физическими ограничениями, тогда как вакансии свободные по квоте были.

Также работодатель может наказываться за то, что не предусмотрел создание специальных рабочий мест для инвалидов при всех существующих для этого возможностях.

Расчет

Так, как по закону определяется не сам размер квоты, а только лишь определенный предел, в диапазоне которого имеют право действовать предприятия, организации или учреждения, то определить конкретику в величие самой квоты предоставляется непосредственно работодателям.

На исчисление квоты по тому или иному предприятию влияют федеральные законы, которые по каждому субъекту выносятся свои.

Ведь один регион по развитию промышленной индустрии, к примеру, или сферы услуг, где могли бы работать инвалиды, существенно отличается от другого региона страны.

Например, для г. Москвы определено резервировать и оборудовать места для работы инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. Это регламентируется по Москве законом от 22.12.04г., измененным законом № 4 от 08.04.09г.

Уже в других областях действуют другие размеры квот. К примеру, в Ростовской области отмечаются наивысшие показатели – 4%, а в Воронежской зафиксированы средние отметки – 3%.

Рассчитывают количество рабочих мест по квоте, всегда ориентируясь на начало отчетного периода. Это необходимо для того, чтобы не сбиться со счета в случаях, когда в организации среднесписочное количество работников часто может меняться.

Вместе с этим, потому будет меняться и количество должностей для инвалидов:

Для того чтобы хорошо ориентироваться в расчетах таких зарезервированных мест, сколько их должно быть и как посчитать, достаточно изучить пример такого исчисления, которое производилось на одной из фирм:

Выполнение квоты для приема на работу инвалидов

Нужно обратить внимание на важность одной из деталей – при определении процента применяется не штатное расписание, а реальная списочная численность работников.

Если в организации происходит сокращение штата, то предлагать квотируемое для инвалидов рабочее место нельзя. Ведь тогда теряется весь смысл бронирования места для особой категории граждан.

Конечно же, если работник, попавший под сокращение, имеет инвалидность, тогда ему можно предложить вакансию из резерва для инвалидов. Ст.20 закона № 181-ФЗ говорит о надлежащем оборудовании рабочего места для инвалида той или иной профессии.

Такие меры обустройства условий труда должны учесть не только особенности выполнения обязанностей по должности, но также и принять во внимание индивидуальные возможности физического тела работника.

Для этого выполняют установку вспомогательной техники, площадок для инвалидных колясок, особая расстановка мебели в помещении, для слепых – тактильные маячки и т.д.

Если нужно, то работодатель обязан оснастить место для труда инвалида по высшему разряду – вплоть до построения дополнительных коридоров для их перемещения, обустройства отдельной столовой, лестниц, дополнительной вентиляции, освещения, механизмов для открывания окон, жалюзи, шкафов и прочее.

И это совершенно оправданно, ведь количество работников с ограниченными возможностями может быть достаточно большим и доходить до десятков, если предприятие крупное.

Финансирование для такого оснащения и специального оборудования рабочих мест инвалидам может поступать из центра занятости, если в данной государственной службе действует специальная программа по регулированию рынка труда.

К примеру, в 2011 году федеральным бюджетом предусматривалась такая выплата на оборудование одного такого рабочего места в размере 50 000 руб.

Такой программой тогда воспользовалось 11 000 организаций. На период с 2013 по 2019 годы, Указом президента РФ от 07.05.12г. учреждено оборудовать такие социальные рабочие места инвалидам в количестве до 14 200 объектов.

Квотирование в организации обязательно должно оформляться соответствующим приказом. Распоряжение Мособлтруда от 26.04.13г. представило приблизительную форму такого приказа .

Вслед за этим документом уже по каждой области определялись свои типовые формы приказов по квотированию рабочих мест.

Если в каком-либо регионе страны не нашлось стандарта документа, тогда кадровики обращаются за подобными уточнениями в госслужбу Центра занятости. Компания однозначно обязана оборудовать рабочее место для инвалида, если у нее работает свыше 35 работников.

Но на практике закон о квотировании может использоваться разными способами:

  • аренда мест, на которых уже работают инвалиды. Это относится к договорам аренды, заключаемым между организацией, которая использует только труд инвалидов и компанией, готовой воспользоваться продуктами деятельности трудящихся с ограниченными возможностями;
  • мероприятия по созданию рабочих квот совместно с другим предприятием. Применимо, когда есть смысл объединить производство или цеха;
  • денежные вклады в создание рабочих квотируемых мест. Работодатели вправе финансировать учреждения и организации общества инвалидов;
  • размещение заказов для инвалидов, трудоустроенных в специально оборудованном месте – обществе для граждан с ограниченными физическими возможностями.

Дистанционный труд инвалидов или работа на дому, которую может использовать в своих интересах работодатель, не относится к квоте.

Закона № 181-ФЗ обязанность создавать рабочее место на территории предприятия стационарно определена буквально как обязанность работодателя.

Поэтому такие трудовые договора для ограниченных физически работников, выполняющих свой труд вне территории предприятия, заключать нельзя – это признает прокуратурой как нарушение.

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
. детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
. выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

Копию устава или учредительного договора;

Информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

Данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

На организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ

(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009 № 4
от 30.04.2014 № 20)

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций.
(преамбула в ред Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве

Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.

Статья 2. Условия квотирования рабочих мест

1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
(часть первая в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
3. Выполнением квоты для приема на работу (далее - квота) считается:
1) в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Порядок установления квоты

1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
(в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину.
(часть третья в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Москвы, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009№ 4, от 30.04.2014№ 20)
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.

3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009№ 4, от 30.04.2014 № 20)
4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона

(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Статья 6. Экономическая поддержка работодателей

(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:
1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы;
2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(в ред. . Закона г. Москвы от 30.04.2014 N 20)

Статья 7. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу.
4. Признать утратившими силу. Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве", . Закон города Москвы от 30 января 2002 года N 5 "О внесении изменений в статью 9 Закона города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве", . Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 32 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве".

Для российских граждан, которые относятся к малозащищенной категории населения, применяются программы социальной политики, направленной не только на защиту их прав, но и на улучшение качества жизни. Правительством было рассмотрено и утверждено ряд нормативных актов, определяющих порядок трудоустройства инвалидов на предприятиях, реализованный за счёт квотированного регулирования их соотношения по отношению к общему числу работников.

Что такое квотирование рабочих мест

Квотирование рабочих мест

Квотирование рабочих мест для инвалидов определяет минимальное количество рабочих мест, зарезервированных для граждан, которым сложно трудоустроиться без использования возможностей программы социальной защиты. Величина квоты рассчитывается в процентном отношении к общему числу работников, определяемому по утверждённому штатному расписанию. Согласно Трудовому Кодексу, предприятие обязано принять на работу инвалида, направленного уполномоченными органами для трудоустройства, при условии несоблюдения компанией требований квот, обусловленных неукомплектованностью штатами, в необходимом соотношении работников.

Зачем применяется квотирование

В мире нестабильной экономической ситуации найти работу трудно даже здоровым гражданам. А если человек является инвалидом, что ограничивает его возможности и способности, то трудоустроиться ему ещё сложнее. Пенсии по инвалидности невелики, а такой категории людей деньги часто нужны на лечение, что вынуждает их искать работу. Введённым в действие законодательством о квотировании, государство решило помочь безработным гражданам, являющимся инвалидам.

Согласно утвержденным нормативным требованиям, субъектам предпринимательской деятельности, использующим наёмный труд, вменяется в обязанность трудоустроить определённое количество малозащищенных граждан.

Кто может пользоваться льготным правом

Государственная политика, содействующая трудоустройству, направлена на ряд категорий граждан, которым самостоятельно сложно найти работу, по причине отнесения к непопулярной категории работников:

  • инвалиды;
  • не достигшие 18 лет;
  • пожилые люди, предпенсионного возраста;
  • освобождённые после пребывания в местах лишения свободы;
  • беженцы;
  • родители, одинокие или многодетные;
  • уволенные с военной службы;
  • без опыта работы после окончания среднего профессионального заведения, в возрасте 18-20 лет.

Читайте также: Виды и формулы расчета рентабельности

Механизм реализации

Как правильно оформить инвалида на работу

Квотируемое рабочее место представлено в виде вакантной должности, которая заблаговременно резервируется государством. Она предназначается для трудоустройства особой категории граждан, которым самостоятельно трудно найти работу.

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов применим для субъектов предпринимательской деятельности, вне зависимости от отрасли хозяйствования.

Его разносторонние цели заключаются в обеспечении гарантий при проведении мероприятий, предоставляющих возможность трудоустройства, самореализации, карьерного роста и получения образования. Рабочее место, выделенное инвалиду по квоте, должно позволять работнику осуществлять профессиональную деятельность без нанесения вреда своему здоровью.

Как подготовить рабочее место для инвалида

Для этого нужно учитывать некоторые важные параметры, которые необходимо выяснить о потенциальном работнике. К ним относится состояние здоровья и перечень медицинских противопоказаний. Также важно принимать во внимание вредные производственные факторы на рабочем месте.

Применяемые льготы для инвалидов

Положение о квотировании рабочих мест в организации для инвалидов определяет необходимость их резервирования в количестве, зависящем от списочного количества работников. Если, штатное расписание предприятия предполагает численность работников меньше 35 человек, то квотированию подлежит 1 место. При трудоустроенных 100 работниках, следует резервировать не менее 4 мест. Для крупных предприятий, в штате которых более 100 человек, резервировать для трудоустройства инвалидов следует 2-4 процента от общего количества работников.

Если в штатном расписании субъекта предпринимательства учтено меньше 35 работников, то организация может не участвовать в социальной программе и не подавать соответствующую отчётность.

Отчетность

Регулирование потребностей граждан

В каждом регионе формируется отдельный список нуждающихся в трудоустройстве граждан. Приоритетное право помощи имеют инвалиды. Остальным категориям оказывается содействие в обеспечении нормальных жизненных условий исходя из экономического положения, возможностей федерального бюджета, а также наличия резервов на предприятиях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории конкретного региона. Регулирование значений квот для инвалидов и остальных категорий граждан осуществляется в соответствии со статистическими данными, формирующими списки нуждающихся в помощи.

М.А. Кокурина, юрист

Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько

Как правильно создать резерв рабочих мест

Читатели часто задают нам вопросы, касающиеся квотирования рабочих мест. Для кого нужно квотировать рабочие места - только для инвалидов или для кого-нибудь еще? Как правильно это делать? Кто может проверить соблюдение этого требования и какие санкции предусмотрены за его нарушение? На какие налоговые льготы можно рассчитывать при соблюдении квоты?

На все эти вопросы мы и ответим. Сразу отметим, что порядок квотирования рабочих мест регулируется региональным законодательство м. Мы приведем наиболее часто встречающиеся в регионах показатели и правила. Не забывайте, что в вашем субъекте они могут быть другими, поэтому сверьтесь со «своим» законом, который обычно так и называется - «О квотировании/о порядке квотирования рабочих мест».

Какие организации обязаны соблюдать квоту

Итак, квотирование рабочих мест - это их резервирование для приема на работу граждан, испытывающих сложности с трудоустройство мп. 1 ст. 13 Закона от 19.04.91 № 1032-1 .

Резервные рабочие места должны быть в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, если среднесписочная численность работников превышает, как правило, 100 челове к ; см., например, . Хотя, к примеру, в Якутии резервировать места для несовершеннолетних надо уже при среднесписочной численности сотрудников 50 челове кЗакон Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV .

Среднесписочная численность работников определяется:

  • за период, указанный в региональном законе (например, в Республике Карелия фирмы отчитываются ежегодно и численность работников берется по состоянию на 1 октября текущего год аст. 2 Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК , а в Москве - ежеквартальн оч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 );
  • в порядке, предусмотренном для заполнения статистической формы № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности».

Как нам разъяснили в Департаменте труда и занятости населения г. Москвы, квоту должны создавать компании, численность которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек. При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении.

Например, в компании работает всего 200 человек - 50 из них в головном офисе в Москве, 150 - на производстве в Солнечногорске. Вы должны выполнить квоту:

  • в головном офисе по московскому Закону зарезервировать два места (50 х 4%)ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ;
  • на производстве по Закону Московской области - четыре места (150 х 3% = 4,5, округляем до 4)ч. 2, 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ .

Организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (или иного показателя, предусмотренного законом вашего субъекта), а также предпринимателям независимо от количества у них работников резервировать рабочие места ни для кого не нужно.

Сколько мест нужно квотировать

Резервирование рабочих мест предусмотрено:

  • федеральным законодательством - для инвалидо вст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ ;
  • региональным законодательством, в частности, для таких категорий:

Молодежи (например, граждан в возрасте 18- 20 лет, ищущих работу впервые после получения среднего профобразовани яп. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ , детей в возрасте 16- 18 лет из семей, потерявших кормильц аподп. 1 п. 1 ст. 2 Закона Курской области от 31.10.2007 № 111-ЗКО );

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семе й;

Женщин, имеющих детей в возрасте до 3 летп. 4 ст. 4 Закона Камчатского края от 11.06.2009 № 284 ;

Людей предпенсионного возраст аст. 4 Закона Липецкой области от 14.09.2000 № 104-ОЗ ;

Одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидо вп. 4 ст. 1 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ .

Размер квоты составляет, как правило, 2- 4% среднесписочной численности работников организации. Из закона своего региона вы можете узнать точный размер:

  • всей квоты (например, в Иркутской области установлены дифференцированные максимальные значения квоты - 2% для некоммерческих организаций и 3% - для коммерчески хст. 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009 № 27-оз );
  • квоты для конкретной категории работнико вч. 1 ст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ (например, в Москве 2% - для трудоустройства инвалидов и 2% - для трудоустройства молодеж иЗакон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ).

Кроме того, в законе может присутствовать правило о том, что если инвалидов принято больше, чем предписано законом (например, 3% от среднесписочной численности работников вместо 2%), то для других квотируемых категорий количество рабочих мест можно уменьшить на соответствующую величин уч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 .

Работодатели сами рассчитывают количество работников, которых они должны принять в счет квоты. Регионы могут разрешать округление числа таких сотрудников как в сторону уменьшени яч. 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ , так и в сторону увеличения до целого значения при показателе от 0,5 и выш еч. 3 ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV .

Когда квотирование считается выполненным

Итак, какие действия вы должны предпринять, чтобы квота для приема работников считалась выполненной.

Заполнить квотируемые рабочие места

Заполнение проходит двумя способами:

  • <или> человек из рассмотренных категорий трудоустроен вами, то есть:
  • с ним заключен трудовой договор, по которому он проработал не менее обозначенного в региональном законе о квотировании срока. К примеру, в Карелии - не менее 3 месяцев в течение календарного год аст. 4 Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК , а в Москве - не менее 15 дней за меся ц;

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Обязанность по трудоустройству инвалидов в счет квоты заменить уплатой компенсации в бюджет нельзя - федеральным законодательством это не предусмотрено.

  • соблюдены льготы и гарантии, предусмотренные законодательством для некоторых из квотируемых категорий (например, инвалиду предоставляется рабочее место с адаптацией всего оборудования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной МСЭ, в его трудовом договоре прописано условие о сокращенной до 35 часов рабочей неделе, ежегодном 30-днев -ном отпуске);
  • <или> вносится ежемесячный платеж в бюджет региона за предусмотренные законом субъекта категории (например, в Москве можно платить компенсационную стоимость квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума для трудоспособного москвича на день ее уплат ыч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ).

Подать сведения

Как правило, в органы занятости надо представлять информацию о наличии вакансий для квотируемых категорий или о работающих в компании по квоте по форме:

  • <или> утвержденной региональными нормативными актами;
  • <или> произвольной, если в регионе не утверждена специальная форма.

Такой отчет надо подавать ежемесячн оп. 3 ст. 25 Закона от 19.04.91 № 1032-1 , если региональным законодательством не установлено иной периодичности. В региональных законах смотрите и конкретные сроки представления отчетности по квоте.

Там же могут устанавливаться дополнительные обязанности компаний в сфере квотирования рабочих мест. Например, московские работодатели должны становиться на учет в государственное казенное учреждение «Центр квотирования» в течение месяца со дня регистрации в налоговых органах.

И именно в этот Центр нужно представлять отчет по форме № 1-кво -ти-ро-ва-ние ежеквартально - до 30-го числа месяца, следующего за отчетным квартало мп. 2.1 Положения о квотировании, утв. Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП .

Перед подачей отчета о квотах уточните в региональном центре занятости форму и срок его представления, поскольку органы власти могут устанавливать особые порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квот ыст. 7.1-1 Закона от 19.04.91 № 1032-1 . Например, в Москве такие сведения подаются с учетом указаний, приведенных на сайте Департамента труда и занятости населения г. Москвы → раздел «Направления деятельности» → «Квотирование рабочих мест» → «Организационная структура системы квотирования».

После представления в орган занятости сведений о квоте уже не нужно искать потенциального работника из квотируемых категорий. Ваша обязанность - только рассмотреть кандидатуру такого сотрудника, когда его пришлет орган занятости или он обратится за трудоустройством к вам самостоятельно.

Всегда четко указывайте требования к работнику в информации о вакансии, документируйте процесс собеседования с кандидатами на квотируемую должность при помощи анкет, тестовых заданий по профессиональной тематике. Так у вас будет возможность доказать, что отказ в приеме на работу по квоте был обоснованным, если у соискателя нет, к примеру, необходимого образования, опыта работы, квалификации.

Ответственность за несоблюдение квоты

Нарушение порядка заполнения квотируемых рабочих мест и подачи информации о них может выявиться при плановой или внеплановой проверке, проводимой трудинспекцией.

Она вправе самостоятельно оштрафовать за несоблюдение гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов и несовершеннолетних работников (например, не оборудовано специальное рабочее место для инвалида, не предусмотрена трудовым договором с несовершеннолетним работником сокращенная рабочая неделя)ст. 5.27 КоАП РФ .

Если трудинспектор выявит:

  • <или> необоснованный отказ в приеме на работу инвалид аст. 5.42 КоАП РФ (например, фирма имеет среднесписочную численность более 100 человек, у вас на собеседовании был инвалид, из его тестового задания видно, что он подходит по профессиональным качествам, но вы не приняли его на работу, указав, что «мест нет»);
  • <или> непредставление вами в службу занятости информации о выполнении квот ыст. 19.7 КоАП РФ ,

то он составит протокол об административном правонарушении и передаст его в судстатьи 28.3 , 23.1 КоАП РФ .

Региональным законодательством также предусматриваются штрафы за иные нарушения в отношении людей из квотируемых категорий. Например, если не рассчитано количество рабочих мест для квотируемых категорий в Москве или Краснодарском крае, это может обернуться штрафом как для руководителя (3000- 10 000 руб.), так и для компании (до 50 000 руб.)ст. 4.1.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ ; ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 . А отказ в приеме на работу граждан в возрасте от 14 до 18 лет в пределах установленной квоты в Кабардино-Балкарской Республике может стоить руководителю компании 500- 4000 руб.ст. 3.6-1 КоАП Кабардино-Балкарской Республики

За подобные «региональные» нарушения трудинспектор тоже не вправе штрафовать самостоятельно: он должен составить протокол и направить его в административную комисси юст. 1.6 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз или мировому судь ест. 11.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ .

Налоги и взносы

Никаких специальных налоговых преференций для работодателей, обязанных резервировать рабочие места для разных категорий работников, нет, за исключением некоторых льгот компаниям, где работают инвалиды.

Страховые взносы

На выплаты в пользу работника-инвалида организация начисляет страховые взносы на обязательное страхование по пониженным тарифам: в 2012 г. в ПФР - 16%, ФСС - 1,9%, ФОМС - 2,3%, в 2013- 2014 гг. - 21%, 2,4%, 3,7% соответственн оп. 3 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

По «несчастному» страхованию есть льгота в части выплат, начисленных в пользу работников-инвалидов независимо от группы - им взносы рассчитываются в размере 60% страхового тариф аст. 2 Закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ ; ст. 1 Закона от 08.12.2010 № 331-ФЗ .

Налог на прибыль

Льгота есть только для организаций, у которых:

  • численность работников-инвалидов - не менее 50% среднесписочной численности работников без учета инвалидов-совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам;
  • доля расходов на оплату труда инвалидов - не менее 25% всех расходов на оплату труда.

Такие компании могут учитывать траты на инвалидов (например, улучшение условий их труда, переобучение, стажировка, взносы на содержание общественных организаций инвалидов) в составе прочих расходо вподп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ .

НДФЛ

Не облагаются НДФЛ суммы:

  • <или> потраченные организацией на технические средства профилактики и реабилитации для работников-инвалидов - протезы, слуховые аппарат ы , если это чернобылец, военнослужащий, ставший инвалидом при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, человек, получивший инвалидность вследствие аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • <или> в размере 500 руб. в меся цподп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ , если это инвалид с детства или инвалид I и II групп.

Если инвалид имеет право на оба указанных вычета, то предоставляете максимальный из них независимо от величины годового дохода работника, исчисленного нарастающим итогом с начала года.

Имейте в виду, что компенсационную стоимость квотируемого рабочего места будет сложно учесть в расходах: Минфин и ФНС прямо говорят, что этого сделать нельзя. Ведь компенсации вместо трудоустройства, к примеру, молодежи - это добровольные взносы, федеральными законами они не предусмотрен ыПисьма Минфина от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1 ; ФНС от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@ . Скорее всего, вам придется через суд доказывать право на включение компенсационной выплаты в налоговые расходы. При этом судебные решения в пользу налогоплательщиков имеютс я