Есть такие методы исследования. Это электрокардиограмма - запись кривой работы сердца. Но для этого метода как минимум надо иметь прибор - электрокардиограф, да и уметь читать записанную кардиограмму.

Есть другой метод - аускультация. Это выслушивание сердца с помощью фонендоскопа. Тебя уже не раз врачи обследовали таким методом. Они определяли регулярность сердцебиения, «мелодию», сопровождающую работу сердца, наличие шумов. Довольно сложно научиться это делать. Надо быть специалистом, врачом-кардиологом. Кардиолог - специалист по болезням сердца. И этот метод нам не подходит.

  • Вспомнил как это делается? Давай выполним практическую работу.

Практическая работа: измерение частоты пульса в состоянии покоя и при физической нагрузке

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход выполнения: пульс легко прощупывается, если четыре пальца одной руки слегка прижать к другой руке, чуть выше ладони, ближе к внешней стороне. В этой области сосуды близко лежат к коже и их пульсацию легче ощущать. Попробуй сосчитать свой пульс.

Если сразу не получилось, повтори еще раз. Отыскивай пульсацию, пока не научишься делать это быстро и точно. Это подготовительный этап работы, овладение методикой исследования работы сердца.

  • У тебя получилось? Молодец! Можешь перейти к основной части исследования.

Проверь работоспособность своего сердца. Для этого измерь частоту пульса в покое (сидя) за 15 секунд. Повтори измерение трижды. Затем встань, сделай 10 приседаний и сразу же после нагрузки еще раз измерь частоту пульса за 15 секунд. Полученное число умножь на 4. Эти результаты и будут соответствовать частоте сердечных сокращений за 1 минуту.

Наблюдения: полученные результаты занеси в таблицу 4.

Например, пульс в покое ты измерил трижды и получил такие цифры: 19, 20, 21. Значит, среднее значение за 15 сек будет составлять 20. Запиши свои результаты в 1-ю колонку.

Умножь среднее значение на 4. Это показатель пульса в покое за минуту. Проделай это действие со своими данными. В 3-ю колонку запиши результат измерения пульса после нагрузки. И в 4-ю колонку - величину пульса за минуту, в нашем случае это 26, умноженное на 4, получаем 104 удара.

Таблица 4. Измерение частоты пульса в состоянии покоя и при физической нагрузке

Проанализируй свои результаты. Для этого сравни их с должными показателями пульса для твоего возраста - это первое.

Второе - при приседании повышение пульса не должно выходить за 30 % от нормы.

Итак, нормальные значения пульса в покое для твоего возраста от 76 до 86 ударов в минуту, среднее значение - 80-81.

Сделай вывод о состоянии твоего сердца.

Например:

1. Мы получили величину пульса в покое 80 ударов, что абсолютно соответствует норме.

Примем число 80 за 100 процентов. При нагрузке пульс участился на 24 удара, обозначим эту величину в % как х и составим пропорцию:

вычислим значение х:

х = 24 х100 %/80 = 30%.

2. Повышение пульса не превысило нормы.

3. Уровень тренированности сердца соответствует возрасту.

Если же твои результаты сегодня не укладываются в показатели нормы, измеряй пульс в течение нескольких дней, в одно и то же время, возможно, это случайное отклонение в деятельности сердца. Ведь на его работу оказывают влияние многие факторы: температура, погода, время суток, общая нагрузка на организм, само состояние организма, настроение и много другое.

Время от времени просчитывай частоту пульса и записывай в дневник наблюдений. Это поможет тебе контролировать работу сердца и при необходимости позаботиться о нем.

Лабораторная работа 3

Функциональное состояние сердца и сосудов

    Отработать навык подсчета пульса и измерения артериального давления.

    Определить зависимость скорости кровотока, частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.

    Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Материалы и оборудование

    Секундомер.

    Тонометр.

    Сантиметровая линейка.

    Таблицы: строение сердца, схема кругов кровообращения.

    Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 448 с.

    Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология / И.М. Прищепа. – Минск, 2006. – с.

Вопросы для теоретической подготовки:

    Какое строение имеет сердце? Каковы его функциональные особенности?

    Какая взаимосвязь существует между деятельностью нервной системы и сердца и сосудов?

    Что такое «автоматия сердца»?

    Чем сердце ребенка отличается от сердца взрослого человека?

    Какие кровеносные сосуды вы знаете? В чем состоит отличие их строения?

    Круги кровообращения. Как изменяется состав крови в большом и малом кругах?

    Какой состав имеет кровь, каковы функции крови и ее составных частей?

    Запишите определение понятий: внутренняя среда организма, артерии, вены, капилляры, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, кроветворные органы, анемия, тахикардия, брадикардия, гипертония, гипотония.

Задания, предназначенные к выполнению

Задание 1. Определение пульса

Пульс – это ритмичные колебания стенки артериальных сосудов, вызываемые повышением давления в период систолы.

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод, который заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2, 3 и 4 пальцы накладываются несколько выше лучезапястного сустава, артерия прижимается к кости. После высокой нагрузки более точно можно подсчитать частоту сердцебиений, положив руку на область сердца.

Пульс необходимо измерять:

    В одном и том же положении (лежа, сидя, стоя).

    Лучше сразу после сна в положении лежа.

    Желательно сидя до или после занятий.

Ход работы

Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.

Таблица 1

Измерения пульса в разных условиях

Оценка результатов

Частота пульса в возрасте 15–20 лет в норме у людей составляет 60–90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 уд/мин меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7–1- уд/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах: 100–130 уд/мин свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки; 130–150 уд/мин характеризует нагрузку средней интенсивности; 150–170 уд/мин – нагрузку выше средней интенсивности; 170–200 уд/мин – предельную нагрузку.

Задание 2. Артериальное давление

Артериальное давление (давление крови в артериальных сосудах организма – АД) – важнейший показатель состояния сердца и сосудов. Уровень АД определяется рядом факторов, среди которых основными являются работа сердца и тонус мышц. АД в период систолы называется систолическим, в период диастолы – диастолическим. Разница между систолическим и диастолическим АД составляет пульсовое давление. Оно характеризует скорость кровотока.

Ход работы

Манжету тонометра оборачивают вокруг левого обнаженного плеча испытуемого. В область локтевого сгиба устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого развернута и под ее локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжету до отметки 150–170и мм рт. ст. Затем медленно выпускает воздух из манжеты и прослушивает тоны. В момент первого звукового сигнала по шкале прибора фиксируется величина систолического давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и наступит затишье. Кровь бесшумно протекает через пережатый участок. В это момент по шкале тонометра фиксируется величина диастолического давления. Для более точных результатов измерения следует повторить несколько раз.

Таблица 2

Артериальное давление

Сравните полученные данные со среднестатистическими (таблица 3). Сделайте вывод. Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.

Таблица 3

Средние показатели максимального и минимального

давления крови

Задание 3. Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения

Экспериментатор перетягивает предплечье испытуемого резиновой трубкой примерно в средней части его. Начало эксперимента фиксируется с помощью секундомера. Когда четко обозначится рельеф вен, экспериментатор вновь фиксирует время.

При повторении опыта испытуемый сжимает кисть в кулак и разжимает ее (работа выполняется в среднем темпе).

Результаты эксперимента заносятся в таблицу 4. В каком случае наполнение кровью вен происходит интенсивнее и почему?

Таблица 4

Время кровенаполнения вен предплечья в разных условиях

Задание 4. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки

Студенты работают индивидуально или в парах. Измеряется частота пульса в состоянии покоя (проделайте это 5–6 раз, найдите среднеарифметическое значение).

Сделайте 20 низких (глубоких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед) в среднем темпе. Быстро сядьте на стул и подсчитайте пульс за 10 секунд сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 секунд. Результаты занесите в таблицу.

Таблица 2

Динамика восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС)

По результатам исследования постройте график. Определите, насколько участился пульс по сравнению с исходным (в процентах).

У здоровых людей состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более чем на 30% и меньше, если ЧСС растет больше чем на 30% – плохо, сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС восстанавливается за 2 минуты и меньше – прекрасно, если за время от 2 до 3 минут – удовлетворительно, если свыше 3 минут – следует заняться собой.

Задание 5 (домашнее). Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа

Измерьте длину ногтя большого пальца руки от корня до того места, где кончается розовая часть ногтя и начинается прозрачный ноготь, который обычно периодически срезается. Нажмите указательным пальцем на ноготь большого пальца так, чтобы он побелел. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начнет краснеть. Повторите опыт вновь, зафиксируйте по секундомеру время до полного покраснения ногтя.

Рассчитайте скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью по формуле:

V=S/t, где: V – скорость кровенаполнения; S – длина капилляров ногтевого ложа; t – время наполнения капилляров кровью.

Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах и капиллярах ногтевого ложа. Объясните, почему скорость движения крови по сосудам разная.

studfiles.net

Как измерить давление на лодыжке

Инструкция

В норме артериальный пульс прощупывается всегда, может быть уловлен и венный пульс, а иногда чувствуется прекапиллярный. Появляется пульс в результате колебаний стенок сосудов, при сердечных сокращениях, таким образом, он показывает нам частоту сердечных сокращений, которая в норме составляет 60-80 ударов в минуту для взрослого человека и гораздо чаще - нормальный пульс для детей. У новорожденных частота сокращений сердца в среднем 140 ударов в минуту, к концу первого года жизни уже 110-130, дальше показатели пульса постепенно снижаются с возрастом, к совершеннолетию или чуть позже достигая стандартных 60-80. Чаще всего пульс определяют на лучевой артерии. У детей измеряют пульс, на височных артериях. Пальпация сонных артерий позволяет определить характеристики центрального артериального пульса. Стандартное место для измерения пульса также артерия тыльной стороны стопы. Учтите при измерении пульса, что нормальные показатели пульса установлены для человека в горизонтальном положении, если вы стоите, то пульс будет на 5-15 ударов в минуту больше, чем норма.

Начинайте измерение пульса на симметрично расположенных артериях. Если биение пульса одновременно на обоих сосудах, можно дальше исследовать пульс только на одной из двух артерии.

При измерении показателей пульса на лучевой артерии обхватите область запястья, таким образом, чтобы ваш большой палец находился на тыльной стороне руки, остальные четыре пальца должны лечь на артерию, которая проходит вдоль лучевой кости, то есть по внутренней стороне руки. Пульс на сонных артериях проверяют симметрично, справа и слева от гортани.

Нельзя ни в коем случае проверять пульс, прижимая артерию одним пальцем, это может привести к ошибке. Измеряют пульс минимум двумя пальцами (указательным и средним), легко прижимая артерию.

Не стоит нажимать на артерию, при измерении пульса, чрезмерно. От этого пульсация может исчезнуть вовсе, так как вы, пережав артерию, остановите ток крови по ней.

Подсчитывается ритмичный пульс не менее 30 секунд, для большей точности минуту. Если вы считали пульс только полминуты, не забудьте, умножить результат на два, чтобы узнать показатели частоту сердцебиения в минуту.

Помимо частоты врач при измерении пульса определяет ритмичность, наполнение, высоту и напряжение пульса. Проводятся специальные исследования пульса, при помощи сфигмографии, плетизмографии и реографии. Эти способы позволяют показатели пульса отобразить в графическом виде, чтобы позже врач провел анализ пульсовых кривых.

Часто на сегодняшний день, для наблюдения за пульсом используют пульсотахометры. Особенно актуальны такие приборы, для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и для спортсменов.

Обратите внимание

Пульс можно измерять на следующих артериях: височной (над висками), сонной (по внутреннему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы, под челюстью), плечевой (на внутренней поверхности плеча над локтем), бедренной (на внутренней поверхности бедра в месте соединения ноги и таза), подколенной. Обычно измеряют пульс на запястье, с внутренней стороны руки (на лучевой артерии), чуть выше основания большого пальца.

Полезный совет

Как измерить частоту пульса. Для измерения частоты сердечных сокращений необходим секундомер. Хорошо, когда дома есть спортивный секундомер, но часто вместо секундомера применяют механические или электронно-электромеханические (кварцевые) часы с секундной Определение пульса. Пульс следует определять, ощупывая лучевую артерию у основания первого пальца кисти двумя, тремя пальцами. Можно считать число сердечных сокращений, особенно после соревнований, положив руку на область сердца, по сердечному толчку.

Источники:

www.kakprosto.ru

Измерение пульса в покое и после нагрузки - Леди Фитнес

Измерение пульса позволяет объективно оценить деятельность сердечно-сосудистой системы человека. У не тренирующихся этот показатель в покое составляет порядка 60 – 89 ударов в минуту. ЧСС реже 60 ударов характерно для брадикардии и часто встречается у спортсменов, виды спорта которых связаны с проявлением выносливости (например лыжников, пловцов и бегунов на длинные дистанции). А вот увеличение ЧСС свыше 90 ударов говорит о тахикардии и патологии сердца. Если измерять пульс в положении лежа, то этот показатель будет примерно на 10 ударов ниже, чем в положении стоя. Кроме того у женщин ЧСС несколько чаще, чем у мужчин (примерно на 7 – 10 ударов).

Как измерить пульс

Рекомендуется проводить измерение пульса в одном положении: стоя, лежа или сидя. Если проводится замер сразу после сна, то лучше остаться в положении лежа. Если необходимо измерить пульс после физической нагрузки, то лучше присесть. Также измерять ЧСС в положении сидя можно перед занятиями физическими упражнениями, только необходимо посидеть 10 – 15 минут, а затем произвести замер. Это обусловлено тем, что сердечно-сосудистая система четко реагирует на различные влияния, даже на эмоциональное состояние. Как только человек просыпается, его организм функционирует в условиях основного обмена и пульс будет реже, чем после подъема и тем более после физической нагрузки.

Подсчет пульса можно производить на сонной или лучевой артерии.

    В первом случае нужно разместить указательный и средний палец одной руки на нижней области шеи, по бокам от трахеи. Затем можно слегка надавить до ощущения пульсации.

    Во втором случае руку нужно повернуть ладонью кверху и разместить средний и указательный пальцы другой руки в 2 –3 см ниже основания ладони. Слегка надавить, чтобы ощутить пульсацию.

Время измерения пульса

Чтобы определить точный пульс, необходимо подсчитывать удары в течение одной минуты. Однако, это не совсем удобно, поэтому можно измерить ЧСС за 15 или 30 секунд, а затем умножить на 4 или 2 соответственно. Если измерение ЧСС проводится во время физической нагрузки, то удобно подсчитывать пульс в течение 10 секунд, при этом нужно учесть, что ошибки при подсчете пульса могут составить порядка 6 ударов.

Итак, теперь вы знаете как измерить пульс самостоятельно. Если необходимо произвести расчет рабочего пульса для занятий физическими упражнениями, то рекомендуется обратиться к формуле Карвонена. Это простой и удобный способ, который учитывает возраст и величину пульса в покое.

lady-fit.org

Нормы пульса и особенности его измерения

Частота пульсаций является характеристикой деятельности и состояния сердечной мышцы. Из данной статьи читатель узнает о том, какой пульс считается нормальным. Кроме того, читатель узнает о том, какие виды сосудистых толчков различают. В ходе прочтения статьи читатель получит представление и том, как частоту сознающих толчки чередующихся движений можно измерить.

Что такое пульс?

Слово «пульс» происходит от латинского «pulsus», что в переводе означает «удар», «толчок».

Сосудистыми толчками называют периодические колеблющиеся действа объемов сосудов. Периодические колеблющиеся действа объемов сосудов связаны с сокращениями сердечной мышцы.

Какие виды толчков различают?

Виды колебания различны. Выделяют такие виды сознающих толчки чередующихся действий, как артериальный, венозный и капиллярный.

Венозные удары

Венозное колебание - периодические колеблющиеся действа объемов вен.

Вены – сосуды, по которым происходит движение кровотока к сердцу. Кровь вены получают от капилляров. Вены объединятся в венозную систему.

Артериальные удары

Артериальное колебание - периодические колеблющиеся действа объемов сосудов, по которым осуществляется кровоток. Артерии – сосуды, по которым кровь движется от сердца к органам.

Артериальные сосуды могут быть эластическими, переходными, мышечными.

  • Характеристикой эластического типа артериальных сосудов является почти полное отсутствие в стенках артериальных сосудах такого типа мышечных элементов. В стенках артерий эластичного типа преобладают эластические волокна.
  • Переходный тип артерий характеризуется наличием в стенках артерий данного типа и эластических волокон, и мышечных элементов.
  • Характеристикой мышечного типа артерий является наличие в стенках артерий преимущественно мышечных элементов.

Капиллярные удары

Капиллярное колебание - периодические колеблющиеся действа объемов капилляров.

Капилляры – самые тонкие из всех сосудов. Диаметр капилляров очень мал. Они соединяют вены и артериальные сосуды. Также участвуют в процессе обмена веществ между тканями и кровью. Могут быть непрерывными, фенестрированными, синусоидными.

Как измеряют пульс?

Капиллярные, венозные и артериальные колеблющиеся действа измеряют по-разному.

Измерение капиллярного пульса

Капиллярные колеблющиеся действа могут быть измерены различными способами. Один из вариантов измерения капиллярных сознающих толчки чередующихся действий заключается в растирании кожи лба и в последующем наблюдении за происходящим на гиперемированном участке кожи лба. На гиперемированном участке кожи лба будут происходить покраснение кожного покрова и побледнение кожного покрова. Происходящее на гиперемированном участке кожного покрова лба связано с работой миокарда.

Измерение венозного пульса

Венозные колебания могут быть измерены различными способами. Один из вариантов измерения венозных сознающих толчки чередующихся действий заключается в сравнении флебограммы и сфигмограммы.

Измерение артериального пульса

Артериальные колебания могут быть измерены различными способами.

Пальпация – один из вариантов измерения артериальных толчкообразных чередующихся действий.

Изучив внимательно методы Елены Малышевой в лечении тахикардии, аритмии, сердечной недостаточности, стенакордии и общего оздоровления организма - мы решили предложить его и вашему вниманию...

При пальпации измеряют пульсацию артерий, лежащих на поверхности. Измерить колебания при помощи пальпации можно на следующих участках тела:

  • Подмышечная область. При определении количественных характеристик подмышечных толчкообразных чередующихся действий пальпируется подмышечная артерия.
  • Плечевая область. При определении количественных характеристик плечевых сосудистых чередующихся действий пальпируется плечевая артерия.
  • Область запястья. Колебания на запястье называется лучевым. При определении количественных характеристик лучевых колеблющихся действ пальпируется лучевая артерия.
  • Локтевая область. При определении количественных характеристик локтевых сосудистых чередующихся действий пальпируется локтевая артерия.
  • Область бедра. При определении количественных характеристик бедренных сосудистых чередующихся движений пальпируется бедренная артерия.
  • Область колена. При определении количественных характеристик подколенных сосудистых толчков пальпируется подколенная артерия.
  • Область шеи. При определении количественных характеристик каротидных сосудистых толчков пальпируется сонная артерия.
  • Область рта. При определении количественных характеристик лицевых сосудистых толчков пальпируется лицевая артерия.
  • Область висков. При определении количественных характеристик височных сосудистых толчков пальпируется височная артерия.

Сфигмография – еще один способ измерения артериальных толчков сосудов. Сфигмография основана на регистрации расширения артериальных сосудов в то время, когда по артериальным сосудам проходит пульсовая волна. Сфигмография проводится при помощи такого прибора, как сфигмограф.

Нормы пульса

О том, какой нормальный пульс должен быть у взрослых лиц мужского пола, взрослых женщин, читатель узнает из представленных ниже таблиц. Из таблиц узнает читатель и о том, какой нормальный пульс должен быть у детей в разные возрастные периоды.

Норма пульса у женщин

Норма пульса у женщин, как и у лиц мужского пола, характеризуется нормальной частотой толчкообразных ударных движений. Для определения частоты толчкообразных ударных движений необходимо подсчитать, сколько толчкообразных ударных движений случилось за одну минуту.

В момент подсчета количества толчкообразных ударных движений женщины должны находиться в горизонтальном положении. Как только женщина принимает вертикальное положение, количество толчкообразных ударных движений в шестидесятую долю часа увеличивается на 5-15 ударных движений.

Будет лучше, если в продолжение некоторого времени до момента начала подсчета количества толчкообразных ударных движений в минуту женщина, как и мужчина, будет находиться в спокойном состоянии или, иначе говоря, в состоянии покоя.

Норма пульса у мужчин

Для определения частоты пульсовых толчков необходимо подсчитать, сколько пульсовых толчков случилось за одну минуту.

В момент подсчета количества пульсовых толчков мужчины, как и женщины, должны находиться в горизонтальном положении. Как только мужчина принимает вертикальное положение, количество пульсовых толчков в шестидесятую долю часа увеличивается на 5-15 толчков (как и у лиц женского пола).

Будет лучше, если в продолжение некоторого времени до момента начала подсчета количества пульсовых колеблющихся действ в шестидесятую долю часа мужчина будет находиться в спокойном состоянии или, иначе говоря, в состоянии покоя.

Хотя показатели нормальной частоты сосудистого ритма одинаковы и у мужчин, и у лиц женского пола одного и того же возраста количество пульсовых колеблющихся действ в минуту у лиц женского пола на 6-8 ударов больше, чем у мужчин.

Норма толчков у детей

Норма толчков сосудов у детей характеризуется нормальной частотой сосудистого ритма. Для определения частоты толчкообразных ударов необходимо подсчитать, сколько пульсовых ударных движений случилось за одну минуту.

На время подсчета количества толчкообразных ударных движений дети любого возраста должны принять горизонтальное положение. Детям следует в течение некоторого времени до момента начала подсчета количества толчкообразных ударов в шестидесятую долю часа находиться в спокойном состоянии или, иначе говоря, в состоянии покоя.

Как можно было заметить, с годами периодичность сосудистого ритма уменьшается. Различны показатели нормальной частоты сосудистого ритма не только у детей. Нормальный пульс у человека взрослого в разных возрастах различен. У людей старше 55-60 лет периодичность сосудистого ритма может составлять меньше 60 ударов в минуту.

Дополнительно

Если пульс колеблющиеся действа совершаются с ненормальной периодичностью, то можно сделать вывод о том, что в функционировании сердечно-сосудистой системы имеются сбои и нарушения. Устранить нарушения в работе сердечно-сосудистой системы можно посредством приема народных средств.

Для приготовления известного в народе средства необходимо заготовить 150 грамм крапивы, Крапиву залить 500 мл воды, доведенной до температуры кипения. Прокипятить 5 минут. Охладить. Добавить мед. Принимать отвар из крапивы 3 раза в день по 70 миллилитров.

Как и обещала размещая лабораторные работы. Номера расставлять не буду. За выполнение каждой работы вы получаете отметку. За выполнение Познавательных заданий - дополнительная отметка при условии полного и правильного ответа.

Лабораторная работа №.
Определение кровенаполнения капилляров ногтевого ложа

Цель : научиться экспериментально определять движение крови по сосудам.

Оборудование: сантиметровая линейка, секундомер (часы с секундной стрелкой).

ХОД РАБОТЫ

Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается. Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть. Повторите опыт, зафиксируйте по секундомеру время до полного покраснения ногтя.

Форма отчетности

Скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью определите по формуле: V = S/t , где V — скорость кровенаполнения, t — время наполнения капилляров кровью, S — длина капилляров ногтевого ложа.


Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах и в капиллярах ногтевого ложа. Объясните, почему скорость движения крови по этим сосудам разная.

Лабораторная работа №
Проведение инструментальных измерений и функциональных проб

Цель : отработать методику измерения артериального давления, навык подсчета пульса в разных условиях.

Оборудование: тонометр, фонендоскоп, секундомер или часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

Определение пульса

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10-, 15-, 30- или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами.

Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.

Форма отчетности

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.

Оценка результатов

Частота пульса в возрасте 15 — 20 лет в норме составляет 60 — 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 — 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 — 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 — 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 — 170 ударов в минуту — нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 — 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.

Артериальное давление

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 — 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.

Форма отчетности

1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.

2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.

Артериальное (АД):

АДсист. = 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42

Пульсовое (ПД):

ПД = АДсист. — АДдиаст.

Среднее артериальное (АДср):

Адср. = (АДсист. — АДдиаст.)/3 + АДдиаст.

Оценка результатов

Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.

Ответьте на вопросы: Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?

Лабораторная работа №

Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки

Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая кислородом и питательными веществами и освобождая от продуктов распада клетки. В сердечной мышце в особых клетках периодически возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно ритмически сокращается. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни снижают частоту сокращений сердца, другие – ускоряют. Частота сокращений сердца зависит от многих причин – возраста, состояния, нагрузки и др.

При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.

Цели: научиться подсчитывать пульс и определять частоту сокращений сердца; сделать вывод об особенностях его работы в разных условиях.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

1. Найдите пульс, приложив два пальца, как это показано на рис. 6 на внутреннюю сторону запястья. Слегка надавить. Вы почувствуете биение пульса.

Рис. 6

2. Подсчитайте число ударов за 1 мин в спокойном состоянии. Данные внесите в табл. 5.

3. Сделать 10 приседаний и снова подсчитать число ударов за 1 мин. Данные внести в табл. 5.

4. После 5 мин отдыха в положении сидя подсчитать пульс и внести данные в табл. 5.

Цель: определить основные свойства пульса, оценить состояние сердечнососудистой системы.
Показание:

Места исследования пульса:
лучевая артерия, локтевая, сонная, височная, подколенная, бедренная, тыла стопы.
Параметры пульса: ритм, частота, наполнение, напряжение, величина.
Приготовьте:
часы (секундомер), бумагу, ручку с красным цветом, температурный лист.

Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие, найдите место определения пульса.
2. Придайте пациенту удобное положение - сидя или лежа в расслабленной удобной позе, в спокойном состоянии.

3. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне.
4. Охватите одновременно пальцами своих рук запястье пациента (в области лучезапястного сустава) таким образом, чтобы подушечки 2,3,4 пальцев находились на ладонной (внутренней) поверхности предплечья в проекции лучевой артерия (у основания большого пальца), 1 палец располагайте на тыльной стороне предплечья, Лучевая артерия пальпируется между шиловиднымотростком лучевой кости и сухожилием лучевой мышцы.
5. Охватите область лучевой артерии, слегка прижимая ее к лучевой кости, определите место пульсации; почувствуйте эластические пульсирующие волны, связанные с движением крови по сосуду.
6. Сравните периодичность колебаний стенок артерии на правой и левой руках пациента. Определите симметричность пульса. Симметричность - это совпадение пульсовых ударов на обеих руках по наполнению (если пульс симметричен, дальнейшую характеристику дают по одной руке).
7. Определите ритм пульса.
8. Определите частоту пульса.
9. Оцените наполнение пульса.
10. Определите напряжение пульса.
11. Занесите данные исследования пульса в температурный лист - графическим способом (красным цветом), а в лист наблюдения - цифровым способом.
12. Сообщите пациенту результаты исследования.
13. Вымойте и осушите руки.

Примечание :
- в норме пульс ритмичный, одинаково прощупывается на обеих руках, частота его у взрослого человека в состоянии покоя составляет 60-80 ударов в минуту;
- ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если пульсовые колебания стенки артерии возникают через равные промежутки времени, то пульс ритмичный. При нарушениях ритма наблюдается неправильное чередование пульсовых волн - неритмичный пульс.
- определение частоты пульса (если пульс ритмичен) подсчитывают количество пульсовых волн (ударов) в течение 1 минуты, следя за временем по часам с секундомером.
- РS в норме - 60 - 80 ударов в одну минуту.
РS > 80 ударов в одну минуту - учащенный - тахикардия.
РS < 60 ударов в одну минуту - уреженный - брадикардия.

Оцените наполнение пульса по степени наполнения артерий кровью, зависят от систолического объема сердца. Различают: пульс полный, пустой, нитевидный.
- напряжение пульса - определяют по той силе, с которой нужно прижать лучевую артерию к лучевой кости до исчезновения пульса.
Различают: пульс удовлетворительного напряжения, напряженный (твердый), ненапряженный (мягкий).

Измерение артериального давления

Цель: определение показателей артериального давления и оценка результатов исследования, определение функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы.
Показания: наблюдение за состоянием пациента.
Возможные осложнения: болезненные ощущения в конечности при длительном сдавлении артерии.
Приготовьте: тонометр, фонендоскоп, бумагу, ручку, температурный лист.
Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту цель процедуры, выясните, проводилась ли такая процедура ранее, какие были результаты, знает ли пациент, как надо себя вести, какие могут быть ощущения.
2. Придайте пациенту удобное положение сидя или лёжа в спокойной, расслабленной позе, рука пациента лежит в разогнутом положении (ладонью вверх) на одном уровне с аппаратом.
Артериальное давление обычно измеряют 1 - 2 раза с промежутками 2- 4 минуты.
3. Наложите манжетку тонометра на обнажённое плечо пациента на 2-3 см. выше локтевого сгиба на уровне его сердца так, чтобы между ними проходил одни палец плотно закрепите без сдавления мягких тканей манжетку на плече при помощи застежки (крючок, липкая лента).
4. Соедините манометр с манжеткой, укрепив его на манжетке, проверьте положение стрелки (столбика ртути) относительно нулевой отметки шкалы.
5. Определите пульс на локтевой артерий в области локтевой ямки, установив на это место фонендоскоп (давление головки фонендоскопа должно быть умеренным, иначе данные будут искажены).
6. Закройте вентиль на груше и накачивайте баллончиком воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии и до показаний манометра выше нормы (или у данного пациента) на 20 - 30 мм.рт.ст.

7. Откройте вентиль и медленно выпускайте воздух из манжетки, следите за скоростью опускания столбика или движения стрелки
- показатели могут меняться со скоростью 2 мм.рт.ст./с: одновременно внимательно выслушивайте тоны на артерии и следите за показаниями манометра.
8. Отметьте показания манометра в момент появления первых звуков (тонов) (величина артериального давления в момент сердечного сокращения - систолическое АД) и в момент исчезновения тонов (артериальное давление в момент расслабления сердца - диастолическое АД); выпустите воздух из манжетки полностью.
9. Снимите манжетку тонометра с руки пациента, уложите в чехол.
10. Данные запишите в виде цифровой записи в листе наблюдения в виде дроби (в числителе - систолическое давление, в знаменателе диастолическое) и температурном листе.
11. Повторите процедуру, сравните полученные данные.
12. Продезинфицируйте головку фонендоскопа методом 2-х кратного протирания 70% спиртом.
13. Сообщите пациенту результат измерения АД.

Примечание:
- артериальное давление измеряют на обеих руках, полученные цифры сравнивают.
- артериальное давление может измерять сам пациент, обучите его правилам измерения давления и интерпретации полученных данных.
- нормальное АД 120/80 мм.рт.ст., 130/85мм.рт.ст.
- артериальная гипотензия 90/60 мм.рт.ст.
- артериальная гипертензия 140/90 мм.рт.ст.

Подсчет частоты дыхательных движений

Цель: оценка состояния пациента.
Показание: оценка функционального состояния органов дыхания.
Приготовьте: часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручку с
синим стержнем.
Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие.
2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне.
3. Придайте пациенту удобное положение (лежа). Вам необходимо видеть верхнюю часть его грудкой клетки и живота.
4. Одной рукой возьмите руку пациента так, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы отвлечь его внимание.
5. Положите свою и пациента руку на грудь (при грудном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента.
6. Подсчитайте число дыхательных движений за одну минуту, пользуясь секундомером (вдох и выдох - это одно дыхательное движение).

7. Оцените частоту дыхательных движений.
8. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений, сообщите результаты.
9. Вымойте и осушите руки.
10. Зарегистрируйте данные в температурном листе.

Примечание:
- подсчет частоты дыхательных движений проводятся незаметно для пациента;
- число дыхательных движений за 1 минуту называют частотой дыхательных движений (ЧДД),
- у здорового взрослого человека норма частоты дыхательных движений в покое составляет 16-20 в минуту;
- ЧДД относится к ЧСС в среднем как 1:4;
- при повышении Т° тела на 1°С ЧДД учащается на 4 дыхательных движения;
- брадипноэ - редкое дыхание с частотой менее 16 в 1 минуту;
- тахипноэ - учащенное дыхание с частотой более 20 в 1 минуту.

Наружный путь введения лекарственных средств.

Закапывание капель в нос.

Цель: лечебная

Показание: назначение врача.

Приготовьте: стерильные: лоток глазные пипетки, ватные шарики,
ватные турунды, лекарственное средство, перчатки, вазелиновое масло, емкость для кипячения, водяную баню, КБСУ, лист врачебных назначений (ф. 004 – 1/у).

Алгоритм действия:


2. Проверьте лекарственное средство на пригодность в соответствии с назначением врача (прочитайте название, концентрацию, дозу, срок годности, определите целостность флакончика, оцените внешний вид лекарственного раствора). Подогрейте лекарственное средство на водяной бане до Т - 36 о - 37 0 С.
3. Усадите пациента со слегка запрокинутой головой назад, наклонив в сторону, противоположному тому носовому ходу, в который будете закапывать капли или уложите на спину без подушки.

4. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне. Наденьте перчатки.
5. Осмотрите носовые ходы, при наличии выделений или корочек очистите их ватной турундой, смоченной вазелиновым маслом.

6. Проверьте целостность пипетка. При применении стерильных капель для носа в пластиковом флакончике переверните его вверх дном и при закапывании нажимайте на его стенки.
7. Возьмите ватные шарики в правую руку, прижав ихк ладони V пальцем.
8. Возьмите пипетку в правую руку, наберите лекарственный раствор из расчета на обе половины носа.
9. Положите 4 палец левой руки на лоб пациента, а большим пальцем слегка приподнимите кончик носа кверху.

10. Введите пипетку в носовой ход на глубину 1-1,5 см, стараясь не касаться его стенок.
11. Закапайте 4-5 капель на слизистую перегородки носа.
12. Прижмите ватным шариком крылья носа к перегородке и сделайте легкие вращательные движения.
13. Наклоните голову в ту сторону, куда введено лекарственное средство.
14. Закапайте через 1-2 минуты в другой носовой ход лекарственное средство в той же последовательности. Спросите пациента о его самочувствие.
15. Снимите перчатки, поместите в КБСУ. Вымойте и осушите руки.
16. Поместите пипетку в емкость для кипячения, использованные ватные шарики, ватные турунды в КБСУ.

Примечание:

При закапывании масляных растворов в нос пациент должен почувствовать во рту вкус капель и должен полежать несколько минут, чтобы капли попали на заднюю стенку глотки (не прижимайте крыло носа к перегородке).
- применяются лекарственные средствав пластиковых флакончиках с вмонтированной капельницей в пробку, которое используется только для одного пациента.

Закапывание капель в глаза

Цель: лечебная.
Показание:
назначениеврача.

Приготовьте: стерильные: лоток, глазные пипетки, марлевые тампоны, лекарственное средство, перчатки, емкость для кипячения, водяную баню, КБСУ, лист врачебных назначений (ф. 004 – 1/у).

Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход и цель процедуры, получите его согласие.
2. Проверьте лекарственное средство на пригодность в соответствия с назначением врача (прочитайте название, концентрацию, срок годности, определите целостность флакона, оцените внешний вид лекарственного раствора). Подогрейте лекарственное средство на водяной бане до Т° - 36 0 - 37°С.
3. Усадите пациента лицом к свету со слегка запрокинутой головой или уложите на спину без подушки.

4. Проведите декомтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
5. Проверьте целостность пипетки, при применении стерильных глазных капель в пластиковом флакончике переверните его вверх дном и при закапывании нажимайте на его стенки.
6. Возьмите пипетку в правую руку, наберите лекарственный раствор из расчете на оба глаза.

7. Возьмите в левую руку марлевый тампон и оттяните нижнее веко и попросите пациента посмотреть вверх.
8. Закапайте одну каплю лекарственного раствора в нижний конъюнктивальный мешок, не касаясь пипеткой ресниц и век, ближе к внутреннему углу глаза на расстоянии 1,0 - 1,5см от глаза.
9. Предложите пациенту слегка закрыть глаза и поводить глазным яблоком (лекарственный раствор не должен вытекать), через несколько секунд манипуляцию повторите, закапывая вторую каплю в этот же глаз.

10. Промокните тампоном остатки капель у внутреннего угла глаза.
11. Закапайте капли в другой глаз в той же последовательности.
12. Погрузите пипетку в емкость для кипячения, использованные марлевые тампоны в КБСУ.
13. Снимите перчатки, вымойте и осушите руки.
Примечание:
- при одновременном закапывании двух капель в один глаз обычно одна капля вытекает;
- количество пипеток для одного пациента зависит от количества лекарственных препаратов, для каждого препарате необходима другая пипетка;
- при наличии гнойных выделений глаза вначале промойте а затем закапайте лекарственное средство.
- глаз – чувствительный к инфекции и травме орган.

Продолжение. См. No 7, 9/2003

Лабораторные работы по курсу «Человек и его здоровье»

Лабораторная работа № 7. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки

Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая кислородом и питательными веществами и освобождая от продуктов распада клетки. В сердечной мышце в особых клетках периодически возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно ритмически сокращается. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни снижают частоту сокращений сердца, другие – ускоряют. Частота сокращений сердца зависит от многих причин – возраста, состояния, нагрузки и др.

При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.

Цели: научиться подсчитывать пульс и определять частоту сокращений сердца; сделать вывод об особенностях его работы в разных условиях.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

1. Найдите пульс, приложив два пальца, как это показано на рис. 6 на внутреннюю сторону запястья. Слегка надавить. Вы почувствуете биение пульса.

2. Подсчитайте число ударов за 1 мин в спокойном состоянии. Данные внесите в табл. 5.

4. После 5 мин отдыха в положении сидя подсчитать пульс и внести данные в табл. 5.

Вопросы

1. В каких еще местах, кроме запястья, можно нащупать пульс? Почему пульс можно нащупать в этих местах тела человека?
2. Чем обеспечивается непрерывный ток крови по сосудам?
3. Какое значение для организма имеют изменения силы и частоты сердечных сокращений?
4. Сравните результаты в табл. 5. Какой вывод можно сделать о работе собственного сердца в покое и при нагрузке?

Проблемные вопросы

1. Как доказать, что пульс, который прощупывается в некоторых точках тела – это волны, распространяющиеся по стенкам артерий, а не порция самой крови?
2. Как вы думаете, почему у самых разных народов возникло представление, что человек радуется, любит, переживает сердцем?

Лабораторная работа № 8. Первая помощь при кровотечениях

Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови (особенно быстрая) угрожает жизни. Причины кровотечения – повреждение сосудов в результате травмы, разрушение стенок сосудов при некоторых болезнях, увеличение проницаемости стенки сосуда и нарушение свертываемости крови при ряде заболеваний.
Вытекание крови сопровождается снижением кровяного давления, недостаточным снабжением кислородом головного мозга, мышцы сердца, печени, почек. При несвоевременном или неграмотном оказании помощи может наступить смерть.

Цели: научиться накладывать жгут; уметь применять знания о строении и функции кровеносной системы, объяснять действия при наложении жгута при артериальном и сильном венозном кровотечениях.

Оборудование: резиновая трубка для жгута, палочка для закрутки, бинт, бумага, карандаш.

Техника безопасности: быть осторожным при закрутке жгута, чтобы не повредить кожу.

ХОД РАБОТЫ

1. Наложить жгут на предплечье товарища для остановки условного артериального кровотечения.

2. Забинтовать место условного повреждения артерии. На кусочке бумаги записать время наложения жгута и подложить под жгут.

3. Наложить давящую повязку на предплечье товарища для остановки условного венозного кровотечения.

Вопросы

1. Как вы определили вид кровотечения?
2. Куда надо накладывать жгут? Почему?
3. Для чего нужно вложить под жгут записку с указанием времени его наложения?
4. В чем опасность артериального и сильного венозного кровотечении?
5. В чем опасность неверного наложения жгута, почему его нельзя накладывать больше, чем на 2 часа?
6. На рис. 7 найдите места, где нужно прижимать крупные артерии при сильном кровотечении.

Проблемные вопросы

1. Закупорка тромбом кровеносного сосуда может стать причиной гангрены и омертвения тканей. Известно, что гангрена бывает «сухой» (когда ткани сморщиваются) или «влажной» (вследствие развивающегося отека). Какой из типов гангрены разовьется, если затромбирована: а) артерия; б) вена? Какой из этих вариантов случается чаще и почему?
2. В конечностях млекопитающих артериальные сосуды всегда расположены глубже, чем вены того же порядка ветвления. Каков физиологический смысл этого явления?

Лабораторная работа № 9. Измерение жизненной емкости легких

Взрослый человек в зависимости от возраста и роста в спокойном состоянии при каждом вдохе вдыхает 300–900 мл воздуха и примерно столько же выдыхает. При этом возможности легких используются не полностью. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть еще дополнительную порцию воздуха, а после спокойного выдоха выдохнуть еще некоторое его количество. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха называется жизненной емкостью легких. В среднем она составляет 3–5 л. В результате тренировки жизненная емкость легких может увеличиться. Большие порции воздуха, поступающего в легкие при вдохе, позволяют снабжать организм достаточным количеством кислорода, не увеличивая частоту дыхания.

Цель: научиться измерять жизненную емкость легких.

Оборудование: воздушный шар, линейка.

Техника безопасности: не участвуйте в эксперименте, если у вас проблемы с дыхательной системой.

ХОД РАБОТЫ

I. Измерение дыхательного объема

1. После спокойного вдоха, выдохните воздух в воздушный шар.

Примечание: не выдыхайте с силой.

2. Сразу же закрутите отверстие в воздушном шаре, чтобы не выходил воздух. Положите шар на плоскую поверхность, например стол и пусть ваш партнер приложит к нему линейку и измерит диаметр шара, как это показано на рис. 8. Данные внесите в табл. 7.

II. Измерение жизненной емкости.

1. После спокойного дыхания, вдохните так глубоко, как только можете, и затем сделайте глубокий, насколько это возможно, выдох в воздушный шар.

2. Сразу же закрутите отверстие воздушного шара. Измерьте диаметр шара, данные внесите в табл. 6.

3. Сдуйте воздушный шар и повторите то же самое еще два раза. Выведите среднее и данные внесите в табл. 6.

4. Используя график 1, переведите полученные значения диаметра воздушного шара (табл. 6) в объем легких (см 3). Данные внесите в табл. 7.

III. Вычисление жизненной емкости

1. Исследования показывают, что объем легких пропорционален площади поверхности тела человека. Для того, чтобы найти площадь поверхности тела, необходимо знать свой вес в килограммах и рост в сантиметрах. Эти данные внесите в табл. 8.

2. Используя график 2, определите площадь поверхности вашего тела. Для этого найдите ваш рост в см на левой шкале, отметьте точкой. Найдите на правой шкале ваш вес и тоже отметьте точкой. Проведите, используя линейку, прямую линию между двумя точками. Место пересечения линий со средней шкалой и будет площадью поверхности вашего тела в м 2 .. Данные внесите в табл. 8.

3. Для вычисления жизненной емкости ваших легких умножьте площадь поверхности вашего тела на коэффициент жизненной емкости, который равен 2000 мл/м 2 для женщин и 2500 см 3 /м 2 у мужчин. Внесите данные жизненной емкости ваших легких в табл. 8.

1. Почему важно проводить одни и те же измерения три раза и выводить средние показатели?
2. Отличаются ли ваши показатели от показателей ваших одноклассников. Если да, то почему?
3. Как объяснить различия в результатахизмерения жизненной емкости легких и полученных расчетным путем?
4. Для чего важно знать объем выдыхаемого воздуха и жизненную емкость легких?

Проблемные вопросы

1. Даже когда вы делайте глубокий выдох, какое-то количество воздуха остается в легких. Какое это имеет значение?
2. Может ли иметь значение жизненная емкость легких для некоторых музыкантов? Ответ поясните.
3. Как вы думаете, влияет ли курение на жизненную емкость легких? Как?

Лабораторная работа № 10. Влияние физической нагрузки на частоту дыхания

Дыхательная и сердечно-сосудистая системы обеспечивают обмен газов. С их помощью молекулы кислорода доставляются во все ткани тела, а оттуда выносится углекислый газ. Газы легко проникают сквозь клеточные мембраны. В результате клетки тела получают необходимый им кислород и освобождаются от углекислого газа. В этом заключается сущность дыхательной функции. В организме сохраняется оптимальное соотношение кислорода и углекислого газа благодаря увеличению или уменьшению частоты дыхания. Наличие углекислого газа можно обнаружить в присутствии индикатора бромтимол синего. Изменение цвета раствора является показателем наличия углекислого газа.

Цель: установить зависимость частоты дыхания от физической нагрузки.

Оборудование: 200 мл бромтимолового синего, 2 колбы по 500 мл, стеклянные палочки, 8 соломинок, градуированный цилиндр на 100 мл, 65 мл 4% водного раствора аммиака, пипетка, часы с секундной стрелкой.

Техника безопасности: опыт с раствором бромтимолового синего проводить в лабораторном халате. Будьте осторожны со стеклянной посудой. С химическими реагентами нужно обращаться очень осторожно, чтобы избежать попадания на одежду, кожу, в глаза, рот. Если при выполнении физических упражнений вы почувствуйте себя плохо, сядьте и обратитесь к учителю.

ХОД РАБОТЫ

I. Частота дыхания в спокойном состоянии

1. Сядьте и расслабьтесь в течение нескольких минут.

2. Работая в паре, подсчитайте количество вдохов в течение одной минуты. Данные внесите в табл. 9.

3 Повторите тоже самое еще 2 раза, подсчитайте среднее количество вдохов и данные внесите в табл. 9.

Примечание: после каждого подсчета нужно расслабиться и отдохнуть.

II. Частота дыхания после физической нагрузки

1. Бег на месте в течение 1 мин.

Примечание. Если вы во время упражнения почувствовали себя плохо, сядьте и обратитесь к учителю.

2. Сядьте и сразу же подсчитайте в течение 1 мин. количество вдохов. Данные внесите в табл. 9.

3. Повторите это упражнение еще 2 раза, каждый раз отдыхая до восстановления дыхания. Данные внесите в табл. 9.

III. Количество углекислого газа (диоксида углерода) в выдыхаемом воздухе в спокойном состоянии

1. Влейте 100 мл раствора бромтимолового синего в колбу.

2. Один из учащихся через соломинку спокойно выдыхает воздух в колбу с раствором в течение 1 мин.

Примечание. Будьте осторожны, чтобы раствор не попал на губы.

Через минуту раствор должен окраситься в желтый цвет.

3. В колбу начинайте по каплям, считая их, добавлять с помощью пипетки раствор аммиака, перемешивая время от времени содержимое колбы стеклянной палочкой.

4. Добавлять по капле аммиак, считая капли, следует до тех пор пока раствор не станет снова синим. Внесите это количество капель аммиака в табл. 10.

5. Опыт повторите еще 2 раза, используя тот же раствор бромтимолового синего. Высчитайте среднее и данные внесите в табл. 10.

IV. Количество углекислого газа в выдыхаемом воздухе после физической нагрузки

1. Влейте 100 мл раствора бромтимолового синего во вторую колбу.

2. Тот же самый ученик, что и в предыдущем опыте, пусть проделает упражнение «бег на месте».

3. Сразу же, используя чистую соломинку, в течение 1 мин выдыхать в колбу.

4. Пипеткой добавлять по каплям аммиак к содержимому колбы (подсчитывая количество, пока раствор снова не станет синим).

5. В табл. 10 внесите количество капель аммиака, пошедших на восстановление цвета.

6. Опыт повторите еще 2 раза. Высчитайте среднее и данные внесите в табл. 10.

Вывод

1. Сравните количество вдохов в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
2. Почему увеличивается количество вдохов после физической нагрузки?
3. У всех в классе одинаковые результаты? Почему?
4. Чем является аммиак в 3- и 4-й части работы?
5. Одинаково ли среднее количество капель аммиака при выполнении 3- и 4-й частей задания. Если нет, то почему?

Проблемные вопросы

1. Почему некоторые спортсмены вдыхают чистый кислород после напряженных упражнений?
2. Назовите преимущества человека тренированного.
3. Никотин из сигарет, попадая в ток крови, сужает сосуды. Как это отражается на частоте дыхания?

Продолжение следует