Видеоигры дарят воистину уникальный опыт - лучшие из них заставляют игрока забыть о реальной жизни и погрузиться в виртуальный мир. Такого эффекта невозможно добиться без проработанного сценария и атмосферы. Для того, чтобы познакомить вас с лучшими образцами жанра, мы подготовили подборку из игр с самым захватывающим и непредсказуемым сюжетом.

Hellblade: Senua’s Sacrifice

Ты говоришь, что твой мир рухнул. Хорошо. Пусть он рухнет, а ты имей храбрость оплакать его. Сравняй свой мир с землёй! И только тогда, родившись заново, ты начнёшь жизнь заново.

В центре "Hellblade" - история кельтской девушки Сенуа, отправившейся в скандинавский ад за душой возлюбленного.

Игра подкупает атмосферой невероятной мрачности и безумия. Неудивительно, ведь смерть любимого разрушила внутренний мир и без того душевнобольной девушки. Сенуа постоянно слышит в своей голове голоса, и чем сильнее повреждается её разум, тем чаще и назойливее становятся комментарии окружающего Сенуа легиона.

Проект впечатляет не только атмосферой и проработкой сценария - "Hellblade" подкупает мощной, почти театральной постановкой. Во время сюжетных роликов Сенуа буквально заглядывает к вам в душу, намекая, что игрок - лишь один из многочисленных голосов в её голове. Благодаря этому, погружённость в игровой процесс - запредельная. Мы по-настоящему переживаем за Сенуа, а концовка своей эмоциональностью сможет заставить рыдать навзрыд.

Серия Dark Souls

Да, иногда можно и попутешествовать, но нельзя бродить по миру вечно. Даже тебя наверняка кто-нибудь ждет дома.

Dark Souls - нишевая серия хардкорных игр, внезапно нашедшая любовь миллионов. Помимо выверенного баланса и ювелирного игрового процесса, Dark Souls привлекает уникальным сеттингом фэнтезийного пост-апокалипсиса. Атмосфера зашкаливает: этот мир давно умер, его населяет нежить и даже главный герой - полая оболочка, страждущая вновь зажечь огонь жизни.

При этом, сюжет не подаётся в лоб: игру можно пройти даже не догадываясь о его существовании. Но внимательные игроки получат массу удовольствия, соединяя в голове кусочки сюжетной головоломки. Несмотря на завершение серии и армию фанатов, пазл так до конца и не собран, а те элементы что уже известны поддаются множеству трактовок.

Spec Ops: The Line

Убивать ради себя – смертный грех. Убивать по приказу правительства – подвиг. Убивать просто так – безобидное развлечение.

В Spec Ops: The Line прекрасно всё кроме, собственно, игры. Свежий антураж разрушенного Дубая, музыка 70-х и сюжет в духе "Апокалипсиса сегодня" оказались загублены слабой шутерной составляющей. Игра провалилась в продажах, однако осталась в памяти игроков как одна из лучших историй в видеоиграх.

Сюжет и впрямь достоин уровня легендарного фильма Кополлы: несмотря на банальную завязку, сценарий постепенно набирает обороты, а затем и вовсе оказывается не тем чем кажется. Развязку сюжета а-ля "Бойцовский клуб" не ждал, кажется, никто.

Прибавьте к этому несколько концовок, и на выходе получится один из самых удивляющих сюжетов в играх.

Бритва Оккама может порезать, но это хороший инструмент, чтобы удалить опухоль обмана и притворства.

Многие геймеры считают Planescape: Torment вершиной игровой индустрии. Легендарная игра Black Isle Studios западает в душу именно сюжетом и персонажами.

Planescape рвёт шаблон с самого начала: если в других играх мы стараемся не умереть, то здесь бессмертный герой сам ищет объятий смерти. Путешествуя по различным планам реальности, Безымянный сталкивается со множеством колоритных и слегка безумных личностей, вроде похотливого летающего черепа Морте.

Игра славится нестандартными сюжетными ходами, чёрным юмором и брутальностью - герою нередко приходится убивать себя и отрубать части тела.

А ещё в Planescape волшебный саундтрек - его проще послушать, чем описать.

Серия Mass Effect

Понимаешь, капитан, все: я, ты, все солдаты - грубые куски металла, а война - наш кузнец. Мы не можем выбирать, какую форму мы примем после обработки.

Слухи и представления о людях иногда начинают жить своей жизнью. Сначала ты создаешь легенду, потом она попадает в общественное сознание, а дальше начинает меняться и искажаться от малейших слухов. Не успеешь оглянуться, а люди уже видят одни фантомы.

Любая часть Metal Gear Solid по праву может считаться одной из игр с самым сложным сюжетом. Здесь есть всё, и несмотря на "рояли в кустах" и некоторую анимешность происходящего, сценарий MGS умудряется регулярно рвать шаблон - сюжет умело сочетает реализм и фантастические элементы. Вампиры и призраки - лишь малая часть встречающейся здесь нечисти.

Кроме того, игры серии славятся драмой, кинематографичной постановкой, неоднозначными персонажами и историческими отсылками - к примеру о войне в Осетии. А ещё, детище Хидео Кодзимы регулярно ломает четвёртую стену - например считывая информацию с консоли и устами одного из боссов говоря что-то вроде "Ага, значит в Кастльванию играешь...".

Увы, с уходом Кодзимы из Konami на Metal Gear Solid можно ставить крест - история окончена, и даже если издатель вознамерится возродить серию, без контроля отца-основателя едва ли выйдет что-то пристойное.

Серия Bioshock

Всегда есть маяк. Всегда есть человек, всегда есть город...

Сюжет трилогии Bioshock, пожалуй, самый умный в нашей подборке. Первая часть критиковала Айн Рэнд и философию объективизма. Вторая рассматривает проблемы отцов и детей. А Bioshock Infinite при помощи квантовой физики разрывает пространство, время и мозги игроков - именно третья часть выводит сюжет серии на уровень, достойный лучших фантастических книг. Концовка BI в своё время взорвала игровое сообщество - геймеры строили теории и пытались сложить сюжетную головоломку воедино, а вскоре вышедшие дополнения Bureal at Sea ещё более усложнили и без того закрученный сюжет.

Ни одна игра серии не является прямым продолжением предыдущей, однако все три части неразрывно связаны миллионом нитей. Как - узнайте сами.

Серия Half-Life

Нужный человек не в том месте может перевернуть мир.

Одна из лучших игр в истории не могла войти в ТОП: несмотря на почтенный возраст, Half-Life и по сей день сохраняет привлекательность. И не в последнюю очередь - благодаря сюжету и атмосфере.

Структура сценария во многом напоминает Dark Souls - большую часть сюжетной информации приходится черпать из окружения и намеков персонажей. Составляя картину из обрывков информации, игроки всё сильнее погружались в происходящее - в этом состоит главный гений Valve, и именно поэтому фанаты до сих пор ждут .

Сюда же можно отнести дилогию Portal. Последние расширяют вселенную Half-Life и плавно подводят к третьей части. Которой, вероятно, не будет - из Valve ушли главные сценаристы, а сюжет несостоявшегося триквела слили в сеть. Фанаты уже клепают собственную версию, однако пациент скорее мертв чем жив, и полноценное окончание трилогии мы вряд ли увидим.

От прошлого не убежишь и не скроешься. Оно настигнет в любом случае, потому что оно - часть тебя...

"Одни из нас" - главная причина для покупки Playstation. Игра рисует самый убедительный постапокалипсис в играх. Думаете конец света - это весело? "Безумный Макс" и "Fallout" романтизировали гибель цивилизации, но в реальности не будет напоминающих вестерн прерий и свободы. Вместо них - банды, болезни и смерть от голода. Выживут только сволочи и "The Last of Us" - достоверная тому иллюстрация.

Больше всего шедевр "Naughty Dog" напоминает повесть Кормака Маккарти "Дорога" и её одноимённую экранизацию. Главное отличие - природа всё ещё жива. Более того - зелень проросла сквозь бетонные джунгли и отвоёвывает у городов свои позиции.

И посреди этого - идущие через разрушенную Америку потрепанный мужчина и всё ещё наивная девочка. На пути Джоэла и Элли множество препятствий, и лишь сохранив в себе человечность герои смогут найти своё место.

Она велела звать его Христианом, а себя Анастасией... Однажды она сказала, что он ее жеребец. Лютик-то это как комплимент принял... Но тут она вынула удила и сбрую, и бедолага смылся через окно.

"Ведьмак" - современная классика и новая икона РПГ. Сюжет - краеугольный камень в играх этого жанра, и игровая адаптация знаменитой книжной серии справляется с этим выше всяческих похвал.

Продолжить сюжет книг Анджея Сапковского - задача сама по себе трудная, но CD Project RED преуспевают во всём: в "Ведьмаке" колоритнейшие персонажи, одни из лучших диалогов в видеоиграх и неповторимые квесты, которые могут довести до слёз как драмой, так и юмором.

Постановка уровня Mass Effect придаёт событиям должный накал, а музыка и дизайн переносят нас в мир славянских сказок. Неудивительно, что игра так полюбилась геймерам, а студия-разработчик получила своё место в аллее звёзд игровой индустрии.

Успех игры оказался столь колоссален, что обеспечил книге . Ну а в нашей подборке "Ведьмак" занимает почётное первое место.

В последние годы разработчики игр всё чаще забывают о сюжете и уходят в MMO. Их стремление можно понять - чтобы выжить нужны деньги, а онлайн-игры как нельзя лучше подходят для монетизации.

Однако для хардкорных геймеров важнее всего интересный сюжет и погружение в игровой мир. Игр с хорошей одиночной кампанией становится всё меньше, но пока выходят проекты вроде " " и " ", видеоигры можно смело считать полноценным видом искусства.

Геймеры делятся на два типа: одним подавай идеальную графику, для других более важным является сюжет. Конечно, всегда хочется найти оптимальное сочетание геймплея и физики, однако всем не угодишь. Поэтому в этом рейтинге акцент будет сделан в первую очередь на сюжет.

Приведенные в списке игры признаны во всем мире. Они заставят любого игрока с открытым ртом окунуться в захватывающий виртуальный мир. Ценность большинства из представленных игр в том, что они на сегодняшний день стали многосерийными франшизами. Благодаря этому пройдя одну часть, не остывая от эмоций вы можете переходить сразу к другой.

№10. Assassin’s Creed

В переводе название этой серии игр означает «кредо убийцы». В 2008 году игра Assassin’s Creed стала доступной на персональных компьютерах. Хотя еще с времен выхода первой части, предназначенной для приставок, многие были наслышаны о хорошей работе производителей.

Сюжетная линия Assassin’s Creed представляет собой сочетание настоящего с прошлым. Главному герою Дезмонду предстоит побывать сразу в нескольких различных периодах мировой истории.


На момент выхода первой части Assassin’s Creed игроки столкнулись с невиданными до того возможностями. Ранее не было игры, где можно было бы настолько обширно использовать игровой мир. В Assassin’s Creed можно лазить по скалам и деревьям, прыгать по крышам, скакать верхом на лошадях и плавать по водным просторам.

Ассасин должен уметь справляться с различным оружием. Потому играя за Дезмонда, геймеры могут уничтожать врагов и мечом, и пистолетом. Более того – убить противника можно даже голыми руками.

При этом не всегда нужно срочно выполнять основные задачи. Вы имеете возможность свободно перемещаться по городу, получать новые умения и зарабатывать деньги. А сами задания являются очень увлекательными. Главному герою предстоит изменить историю Старого Света и Америки.

№9. Mass Effect

Игра Mass Effect, наоборот, переносит пользователей в будущее – примерно на сто лет вперед.

Главный персонаж столкнется с серьезными противниками в виде расы умных роботов. Герою придется побывать в различных точках Галактики. Некоторые задание геймеру нужно будет выполнить самостоятельно, в других – на помощь придут товарищи.


Игроку не всегда обязательно перемещаться последовательно по основной сюжетной линии. Ему разрешено участвовать и в других интересных миссиях.

Всего в серию Mass Effect входят три игры, а уже скоро появиться и четвертая часть. Особенность серии – это возможность переносить сохраненные файлы из первой части во вторую и так далее. Поэтому «прокаченный» вами Капитан Шепард может продолжить начатое в последующих играх Mass Effect.

№8. Half-Life

Следующим представителем футуризма является Half-Life – бесспорно легендарная игра. Отличием от Mass Effect является тот факт, что здесь фантастические события разворачиваются в наше время. Многие геймеры полюбили Mass Effect за то, что в ней нет надоедливых вступительных или заключительных видеороликов. Из-за их отсутствия геймеру не нужно отвлекаться, сосредотачиваясь на своей основной миссии.

Доктор Фримен станет защитником человечества от инопланетного вторжения. Использовать для борьбы можно все попавшиеся под руку предметы и виды оружия.


Создатели Half-Life заставили думать игроков намного шире. При встречах с инопланетянами можно будет применять ящики, бочки и даже самих врагов. Хедкрабы и снарки – против таких персонажей вы не поборетесь большие нигде.

Наиболее ожидаемой в мире игрой долгое время считался третий эпизод Half-Life, который должен был завершить историю о Гордоне Фримене. Игроки ждут ее выхода уже практически десять лет, однако похоже, что компания Valve окончательно отказалась выполнить свои обещания.

№7. GTA

Если вспоминать про игры с хорошим сочетанием графики и сюжета, то именно Grand Theft Auto будет претендовать на первое место. В различных частях игры геймеры перевоплощаются в разных героев. За этих персонажей приходится не один раз переступать закон, выполняя миссии для бандитских группиоровок.

На San Andreas и Vice City выросло сразу несколько поколений геймеров. Сами города, в которых разворачивают действия, являются практически точной копией Лос-Анджелеса и Майами.


В Grand Theft Auto геймер может и вовсе не проходить миссии. Здесь можно работать в такси, в скорой помощи или пожарной службе, тем самым зарабатывая деньги. А можно обогатиться и незаконными методами – например, грабя людей на улице.

Особое внимание в GTA уделено полиции. После замеченных преступлений за главным героем будет вестись преследование. Однако и от полиции геймеру по силам скрыться благодаря различным «фишкам» Grand Theft Auto.

А уж последующие части GTA 4 и GTA 5 стали новым витком развития игр. Ко всем имеющимся преимуществам игры авторы добавили еще и невероятную физику. В этих частях игроки могут побыть в роли сразу нескольких различных персонажей, выполняя совершенно разнотипные миссии. При этом переключаться на героев почти всегда можно самостоятельно, и только при прохождении миссии это делается автоматически.

№6. Dragon Age

Эта игра позволит геймерам очутиться в средневековом мире со всеми его прелестями – политическими интригами и войнами. И хотя Dragon Age наполнен фантастическими персонажами, но и дух средневековья в ней присутствует.


Авторы игры нашли место в сюжете даже для любовной линии. Важно, что Dragon Age имеет сразу несколько вариантов развития сюжета. Не удивительно, что на ее прохождение игроки тратят много времени.

В игре большое количество персонажей, отличающихся друг от друга своими навыками. Многие из них станут вашими собратьями во время борьбы со злыми врагами.

Интересно, что над Dragon Age трудились разработчики, подарившие миру уже упомянутую игру Mass Effect. С первого дня появления Dragon Age игра позиционировалась как «олдскульная» РПГ.

№5. Мафия

После выхода первой Мафии вторая и третья части считались наиболее ожидаемыми в игровом мире. Продолжение этой игры полностью удовлетворили ожидания геймеров.

Сумасшедшие 30-е года и конец 40-х – именно в эти периоды 20-го века Мафия переносит своих игроков. Действия разворачиваются в США. Вам придется столкнуться со временем, когда один за другим в Америке образовывались мафиозные кланы. На их противостоянии строятся практически все части.


Уже первая часть показала, что разработчики обладают отличной фантазией, ведь сюжетная линия получилась очень и очень интересной. Ее особенностью стало наличие «свободного» режима, где нет необходимости заниматься миссиями. В последующих частях такой возможности нет, но зато сам сюжет в них оказался не менее захватывающим.

№4. Ведьмак

Основой для этой игры стала книга Анджея Сапковского. Ведьмаку Геральту необходимо будет преодолеть много проблем, чтобы в итоге очистить мир от нечисти. Интересно, что многие геймеры уже после прохождения этой игры брались за книги польского фантаста.

На Геральта нападает амнезия и ему приходится заново осваивать то, что он умеет. Его ждут сражению не только с монстрами, но и с людьми. Ведьмак действительно поглощает игроков в себя. Не в последнюю очередь это происходит благодаря мрачной, но при этом неповторимой атмосфере.


Две самые значимые особенности Ведьмака:
  • присутствует любовная линия;
  • главный герой стареет.

№3. Fallout

Выживший безымянный герой Fallout борется с фантастическими персонажами постапокалиптического мира – на основе этой истории построен весь сюжет популярной игры. Разработчики подготовили огромное число разнообразных по своей сути заданий, заставляющих не просто выстреливать как можно больше патронов, но и поломать голову для их выполнения. Каждая из четырех частей заслуживают особого внимания.


Сражение с противниками во всех частях проходит в пошаговом режиме, в котором у игрока есть время хорошо подумать и выбрать наиболее эффективный способ нанесения урона. Для упрощения некоторых заданий предусмотрены подсказки, выскакивающие на экране. У героя есть масса навыков, каждый из которых можно постепенно развивать после выполнения поставленных задач.

№2. Fahrenheit

Главного персонажа этой игры обвиняют в преступлении, которое он не совершал. Вся суть игры строится на том, чтобы доказать свою невиновность. Уж в этой игре сюжет в десятки раз превосходит графику. Однако это и не удивительно, ведь появилась она еще в далеком 2005-м году.


Авторами Fahrenheit были продуманы три различные концовки в зависимости от действий геймеры. И хотя места для маневра не так много, если сравнивать с другими играми, но чтобы выпутаться из сложившейся ситуации придется потратить не один час.

По факту на каждом этапе игрок выбирает определенный вариант, от которого в итоге и будет зависеть развязка.

№1. Alan Wake

Не добавить Alan Wake в список из игр с лучшими сюжетными линиями было просто нельзя. Реальная и выдуманная действительность главного персонажа смешались в основе сценария этой игры.


Игра Alan Wake относится к хоррор-жанру. Геймеров ожидают порой нереальные повороты сюжета. Мистические события не дадут расслабиться ни на минуту.

Встретившись с цепочкой таинственных историй, просто невозможно перестать играть, не доведя дело до самого конца.

Да и можно ли было ожидать чего-то обычного от людей, которые ранее создали Max Payne?

Качественная интересная история всегда являлась преимуществом для компьютерных игр. Непростые квесты, связанные с моральным выбором и его последствиями, - вот что даёт игроку возможность максимально идентифицировать себя со своим персонажем, проникнуться атмосферой игровой вселенной. Проекты с продуманным и интересным сюжетом - это, как правило, клиентские онлайн-игры в жанре MMORPG, которые нужно устанавливать на ПК. Но есть в нашем перечне и браузерные проекты. Если вы цените в игре сюжетную составляющую, то уделите внимание этому списку.

Клиентские MMORPG и шутеры с увлекательной историей

В онлайн-играх с клиентом, как правило, присутствует масштабная предыстория и детальное описание игровой вселенной. Хотя если проект ориентирован в первую очередь на ПвП, то бывает, что разработчики не уделяют особого внимания сеттингу, но такое, конечно же, случается редко. Поэтому в большинстве случаев в клиентских MMO присутствуют неплохие сюжеты.

Neverwinter - ММО нового поколения

Вселенная Forgotten Realms за долгие годы существования обросла настолько внушительной историей мира, что Neverwinter Online была обречена стать игрой с качественным интересным сюжетом и квестами. Как это принято в ММОРПГ, повествование раскрывается по мере выхода больших сюжетных дополнений, которые, помимо новых квестов, несут в себе и другой интересный контент.

Blade and Soul - игра с отличной графикой

Футуристичный шутер Warframe

Runes of Magic - поэтапное развитие сюжета

Runes of Magic - классическая ММОРПГ от студии Runewaker Entertainment, вышедшая в России в 2009 году. Основная история подаётся постепенно, раскрываясь на протяжении нескольких глав (в России их сейчас пять, а на азиатских серверах и того больше). Исследуйте яркий и красочный мир Табореи, откройте древние тайны, соберите могущественные артефакты и станьте великим героем!

Kingdom Under Fire 2 - очень сложная и запутанная история

Tera Online - простая история

История мира в ММОРПГ Тера Онлайн не отличается крутыми сюжетными поворотами. Вы станете представителем одной из шести разумных рас, населяющих планету Арборею. В давние времена они находились в состоянии перманентной вендетты друг с другом. Теперь новая опасность заставила бывших противников объединиться в Валькионскую Федерацию. На этом этапе к истории присоединитесь вы.

Black Desert - война за Чёрные Камни

Мир ММОРПГ Black Desert разделён между двумя враждующими государствами - королевством Валенсия и республикой Кальфеон. Первые представляют собой теократическое государство, а вторые - материалисты, ценящие первую очередь технический прогресс. Их земли разделены Черной Пустыней, не территории которой и разворачиваются бесконечные войны.

Классическая MMORPG Aion

ММОРПГ с амбициями - Revelation

Монструозная по своей задумке ММОРПГ от китайцев, в своё время локализовавших WoW и Diablo. В наличии огромный мир, населённый различными расами. Здесь соседствуют магия и технологии, мечи и огнестрельное оружие. В игре много интересных сюжетных квестов. Стимулом к их прохождению служит система начисления опыта: нормально прокачаться можно только выполняя задания.

Браузерные игры с сюжетом

В проектах, не требующих закачки клиента, чаще всего нет детально описанной истории игровой вселенной. Здесь разработчики больше концентрируются именно на текущем состоянии мира, сюжете и повествовании. Кроме того, нередки случаи, когда в браузерках большая часть информации подаётся в виде текста, так что придётся много читать. Впрочем, если история действительно интересная, это не будет в тягость.

Shini Game - история по известному сериалу

Гордость Таэрна - необычная браузерная РПГ

Dragon Hunter - игра 2017 года с красивыми видео

Шторм Онлайн - браузерка, локализованная в 2017 году

В Шторм Онлайн снова вас ожидает борьба со злом, драконами и призраками. Сюжет, конечно, не относится к выдающимся, но вполне популярен. Красивые локации, обилие видов занятий и, конечно, возможность построить свою виртуальную семью ждут вас. Ну а для любителей посмотреть по сторонам с разных углов обзора доступна возможность вращать камеру.

Нельзя сказать, что игры с линейным сюжетом – это плохо. Конечно, в мире существует куча отличных игр, которым сюжет не нужен вообще, а если он и есть, то является глубоко коридорным. Однако, как большой бутерброд с колбасой лучше маленького, так и нелинейный сюжет лучше линейного, особенно, когда дело заходит, о каком-нибудь ролевом проекте. Если вы тоже так думаете, тогда вам небезынтересно будет узнать о десяти играх, в которых, на мой взгляд, был самый нелинейный сюжет.

Многие не считают Ходячих Мертвецов полноценной игрой. Дескать, мультик, какой-то, где игроку нужно иногда нажимать одну кнопку. Безусловно, такая точка зрения также имеет право на жизнь, но, что касается сюжета, то с ним тут полный порядок. От игрока будут требовать сделать выбор довольно часто. Иногда раз десять в минут, а иногда и раз в минуту. И, если сначала всё идёт более или менее линейно, то затем, когда в историю добавятся новые персонажи, принятые игроком решения будут сказываться на сюжете всё сильнее и сильнее, и моральные муки выбора будут преследовать геймера постоянно. Причем, сценаристы используют довольно знакомый, но всё равно действующий приём, в соответствии с которым сначала привязывают к какому-нибудь второстепенному герою, или даже нескольким, а затем предлагают пожертвовать одним, чтобы спасти другого. Всего, если мне не изменяет мой маразм, в игре имеется 3 концовки, среди которых абсолютно хороших не будет вообще.

Если вам показалось, что 3 концовки – это достойно, то здесь их 18, причём некоторых достичь очень и очень непросто, и многие, отчаявшись, просто берут, и смотрят их в интернете. Это тоже не игра в буквальном понимании рядового геймера, а кино, но кино атмосферное, необычное, и, нужно сказать, невесёлое. Сюжет крутится вокруг серийного убийцы, именующего себя Мастер Оригами, которого главные герои ловят, ловят, да никак не могут поймать, а в некоторых концовках убийца так и остаётся на свободе, а играбельные персонажи завершают свои жизни очень нехорошо. Сделать выбор здесь требуют гораздо чаще, чем в Ходячих Мертвецах, и если вам нравится такое, обязательно дождитесь игру под названием Detroit: Become Human. Её делают те же ребята, что и Heavy Rain, которые обещают ещё больше концовок и ещё больше разветвлённостей.

Fallout 2 и 3.

Если честно, то мне сюжет третьей части не показался, чем-то из ряда вон, поэтому сразу было желание поставить только часть №2, но, зная, что у молодёжи Fallout ассоциируется не с изометрикой, а видом от первого лица, то третью часть в лице того же New Vegas-а я оставил – пусть будет. Однако всё же в Fallout 2 – сюжет круче. Здесь практически каждое задание можно выполнить минимум двумя способами. Чаще способов бывает больше. Можно долго прокачиваться, а затем отправиться к финальному боссу, а можно сделать это сразу, не нарушив вообще ничего, и там убить его без единого выстрела. Правда, если сделать так, то в финальном рассказе о судьбе городов, в которых должен был побывать Избранный, их – города – не ждёт ничего хорошего. Любое ваше действие может сказаться на судьбе целых поселений, и герой сможет с одинаковой степенью вероятности остаться в памяти людей и добрым героем и злым негодяем. Тут уже всё зависит от личных предпочтений.

Из этой игры лично мне удалось выжать три концовки, хотя, говорят, что есть ещё минимум одна. Концовки эти диаметрально противоположны, начиная от победы над злом и заканчивая самоличным превращением в злого полубога, который, пока вы будете смотреть титры, начнёт уничтожать человечество. Игру делали те же граждане, которые трудились над первыми двумя частями Fallout, что является само по себе знаком качества. Как и в Fallout, основные разветвления здесь будут откалываться в ходе диалогов: ответил не так и не тому – пожалуйте по другой сюжетной колее. Кстати, именно из-за диалогов в данное RPG не захотели играть многие из числа тех, кто с удовольствием играли в Фоллаут, поскольку этих самых диалогов было слишком много, а сражений слишком мало, в итоге и получилось, что-то похожее на текстовую новеллу.

Наверное, по количеству концовок, данная игра – рекордсмен на сегодняшний день. Более того, часть финалов находилась много месяцев спустя после релиза, и нельзя исключать, что, когда-нибудь разработчики покажут нам ещё одну-две скрытые, и никем не достигнутые концовки. И всё в игре было бы совсем хорошо, если бы не её абсурдный сюжет и сюрреалистичная атмосфера. Главный герой бродит по офису, пытаясь понять, что, собственно, происходит, а закадровый голос общается с ним, рассказывая, что делать и куда идти. Нюанс в том, что порядок действий, равно как и сам их выбор – личное дело каждого, и следовать указаниям не обязательно. Но можно и следовать. Например, в одной миссии голос будет предлагать по очереди нажимать три кнопки в течение двух часов. И те, кто не ослушается, кому не покажется, что игра зациклилась, получат один из самых редких финалов в истории видеоигр вообще.

Альтернативные концовки и возможность пройти по-другому есть и в первых двух частях, но третья всё равно круче. Если не брать дополнения в лице Каменных Сердец и Крови и Вина, то всего в игре есть 3 полноценных финала, а также 36 состояний игрового мира во всех краях, где побывал Геральт. Ну, а по ходу прохождения игроков ждёт больше 300 различных основных и второстепенных сценариев тех или иных событий, начиная с мощнейшего квеста с Кровавым Бароном, и заканчивая, правильным выполнением, какой-нибудь мелкой миссии, где нужно не просто сообщить, что краснолюда-аптекаря съели волки, что тоже будет считаться выполнением, а найти его тело, и выяснить, что съели его не волки, а местные пенсионеры. Я не буду спойлерить, потому, что игра это относительно новая и большая, поэтому многие проходят её и сейчас, скажу лишь, что, несмотря на, в общем, позитивную атмосферу этого экшена, здесь есть не просто плохие концовки, но и очень плохие.

Не берусь судить, но, по идее, наибольшая нелинейность прослеживалась именно в первой части. Тогда игра ещё не была похожа на коридорный шутер, и разработчики ещё пытались поместить в неё действительно необычную историю, которую можно переигрывать снова и снова, пробуя разные варианты решения. Точно количество концовок установить не удалось. В основном все приходят к первой – зелёной концовке, в конце которой Шепард остаётся живым. Но на самом деле есть ещё 3, которые отличаются, но не очень сильно. Можно уничтожить Совет, или оставить, спасти флот или уничтожить. Также финал зависит от того, кого решено будет назначить консулом. В общем, нормальная такая, игра с добротным сюжетом, делаемая во времена, когда разработчики ещё не совсем обленились, и за полных баранов геймеров не считали.

Arcanum.

Здесь с нелинейностью также полный порядок. Как и в Fallout 2, практически каждое задание можно пройти разными способами. Например, на мосту вас не пускают бандиты, и требуют деньги за проход. Их можно убить, на них можно пожаловаться констеблю, который, правда, сделает только хуже, им можно заплатить, или запугать их, уговорив пропустить даром. И так везде. После прохождения каждая местность, по которой вам довелось прогуляться, обретёт свою судьбу – хорошую или плохую. Для каждого из вариантов будет по 2-3 исхода. Ну, а что до героя, то он также может закончить по-разному. Может погибнуть, а может стать богом, если у него будет достаточно развит навык общения. В общем, в плане нелинейности, разработчики Арканума вытянули практически всё, что можно было вытянуть на тот момент, и на ограничение выбора действий здесь пожаловаться невозможно.

Да, именно Сталкер. Многие тогда могут сказать, ну, раз Сталкер, тогда пусть будет и GTA 5, и Borderlands, но мы же говорим о нелинейных играх, а поспорить с тем, что Тень Чернобыля нелинейная – сложно. Игра нелинейна, хотя бы потому, что имеет открытый мир, и взаимодействие с различными персонажами действительно может быть диаметрально противоположно. Ну, и альтернативные концовки, конечно же, также присутствуют. Они делятся на два типа: Истинные и Ложные. Первые – положительные, их всего две. Вторые – отрицательные, всего их пять, и, нужно сказать, закончить жизнь главного героя печально, гораздо проще. Например, если у него в карманах будет много денег, Монолит накажет его за жадность, если герой захочет уничтожить Зону или человечество, Монолит накажет его за жестокость, и так далее. В общем, в итоге получился один из самых, если вообще не самый нелинейный шутер от первого лица.

Baldur"s Gate и Dragon Age.

Ну, и, конечно, классика. В конце решено было поставить сразу две игры, потому, что решить, какая из них более заслуженная – невозможно. Лично мне больше нравятся Врата Балдура, но если говорить только о ней, то тогда могут спросить – а где Icewind Dale? Тогда вообще придётся вспомнить всё классическое, изометрическое фэнтези 20-летней давности, которое было гораздо круче современных Pillars of Eternity или раскрученной, но убогой Torment: Tides of Numenera. В обеих этих играх мы управляли боевым отрядом, решали задачи, думали, как поступить, чтобы все было хорошо, выбирали меньшее из зол, и жертвовали, каким-то союзником ради достижения цели. В общем, как раз то, что любят многие, кто желает проводить время за видеоиграми максимально интересно и разнообразно.

Сюжет, это главная составляющая в играх (в которых есть хоть какой-то сюжет). Всем игрокам, которые полюбили игровые миры за их продуманный сюжет, уже давно хотелось повлиять хоть как-нибудь, сделать то, что они хотят, повернуть туда, куда они хотят, убить того, кого они хотят. Именно о таких играх мы сегодня с вами и поговорим. Влиять на сюжет можно по разному, можно просто изменить косметическую часть сюжета, изменить некоторые моменты, ну и конечно же можно создать другой, абсолютно новый финал игры. Все игры в нашем списке будут обладать этими качествами, или некоторыми из них. (Этот топ создан на основе моего личного мнения, и может расходиться с вашим мнением.)

Пятое место: Fable Anniversary

Утро в деревне, рядом папа, мама и младшая сестра, казалось что может быть лучше?! Но в какой то момент на вашу деревню совершают нападение полчища бандитов-разбойников. Вы умело прячетесь за оградой и в момент замечаете, что ваша деревня вспыхнула как "Новогодняя ёлка", первое о чём подумал главный герой, была конечно же его семья. В стремительном порыве наш паренёк бежит к своему дому и находит отца мёртвым. Оплакав его смерть замечает, что на него стремительно мчится бандит, и, прижав голову, ожидает смерти. Но о чудо, его спасает местный мастер герой, и забирает в школу героев, где нашему персонажу предстоит пройти перерождение в настоящего героя Альбиона. Игра удивляет своей нелинейностью, во время её выхода, на полках магазинов был очень скудный выбор игр с нелинейным сюжетом. И тут появляется игра, в которой вы не просто сможете менять элементы сюжета, вы еще сможете изменять облик героя в зависимости от ваших действий (добрые и злые поступки), также от выбора класса героя будет меняться ваше телосложение и борода. От той или иной миссии к вам будет меняться общественное мнение (люди будут почитать или бояться). И в итоге перед последним заданием ваш облик изменится до неузнаваемости (рога, красная аура, мухи, светящееся глаза или белые волосы, нимб над головой и голубые глаза). По меркам периода времени в который она вышла, игра очень нелинейная и поэтому занимает почетное пятое место.

Четвертое место: Dishonored

Страна пораженная чумой, и вы в ней выступаете как главный советник и телохранитель королевы и её дочки. Отправив вас за помощью к другим странам, королева ожидала более приятного исхода событий, но всё же вам отказали в помощи, и с этим вы вернулись обратно в родной город. После захода в гавань вас встречает дочь королевы по имени Эмили которая рада новой встречи с вами и предлагает поиграть. Вскоре вы встречаете несколько представителей официальной власти и после, саму королеву. Отдав ей письмо вы замечаете, что ближайшей стражи нет, и на крышах соседних домов виднеются бегущие люди. Достав свой меч и пистолет вы пытаетесь защитить королеву, но увы это не получается, королеву убивают, а юную принцессу похищают. Вскоре к вам прибегает стража с влиятельными чиновниками, и обвиняет вас в убийстве и похищении королевских особ. В тюрьме вас пытают, а вскоре вы получаете письмо и ключ от камеры, и пытаетесь вырваться на свободу, дабы найти принцессу и помочь повстанцам вернуть её к власти. Игра выполнена в жанре стелс-экшен от первого лица. У вас есть невероятное количество возможностей пройти игру, почти у каждого задания будет два или больше вариантов решения проблемы. Так же есть возможность пройти игру не убив никого, что отразиться на внешности города, и жителей в целом. За свою нелинейность и возможность пройти игру без убийств Dishonored получает четвертое место.

Третье место: The Walking Dead

Следующее место в топе-5 нелинейных игр отведено The Walking Dead. Весь мир погружен в хаос, в связи с внезапно появившимся зомби вирусом. И вы в нем играете роль обычного выжившего парня по имени Ли, так же рядом с вами находится спасенная вами девочка по имени Клементина. Главной вашей задачей станет дойти до безопасного места и, возможно, найти родителей маленькой девочки. По ходу игры к вашей группе будут присоединяться другие персонажи (Кенни, Катя, Дак, Карли и т.п). Каждый из персонажей вносит в игру свой отдельный характер, заставляет нас переживать за него или наоборот ненавидеть его. Выбор в игре предстоит делать практически каждую минуту, выбирая нужные варианты диалогов или совершая нужные поступки. к большому сожалению весь выбор поставленный перед игроками будет влиять лишь на отдельные катсцены и на отношение других персонажей к вам. Финал может закончиться тремя возможными развязками, которые будут выражены только в виде катсцены. Невероятно сложные решения придется принимать вам по ходу игры, убить или спасти, помочь или навредить, защитить или оскорбить, все это делает ту нелинейность о которой мы говорили ранее интереснее и веселее. Из-за своей общей нелинейности и интересного изменяемого сюжета игра заслуживает третье место нашего топа.

Второе место: The Witcher 3: Wild Hunt

Огромный мир королевств Севера, наполненный чудищами, да и просто плохими людьми. В этом мире есть небольшая группа людей, измененных мутациями, которые называют себя ведьмаками, и созданы для того чтоб бороться с невероятными полчищами монстров. Вы выступаете в роли Геральта из Ривии, ведьмака школы "Волка", одного из последних ведьмаков на земле. Главным задание третьей части игры будет найти вашу приемную дочь Цири, и спасти её от лап Дикой Охоты. В этом вам будут помогать ваши друзья, и прочие добрые люди. Невероятное количество занимательных квестов, и такое же невероятное разнообразие методов прохождения этих заданий. К примеру посмотрим на один из моментов игры, когда вы прибываете в Велен, для того чтоб разузнать у местных о Цири, в одной корчме вы встречаете группу грязных бандитов, которые зайдя в таверну сразу же обратили свой взор против вас, тут у вас появляется выбор, убить, проигнорировать или подружится с ними. В зависимости от вашего решения поменяется и возможность доступа к барону тех мест, и мнение людей в Велене о вас. Так же после принятия решения в этом задании в пользу игнорирования, вы можете услышать разговоры этих бандитов на тему грабежей и насилия, и уже тогда изменить свое решение и убить их. За невероятную нелинейность как основного сюжета, так и дополнительных миссий игра Ведьмак 3: Дикая Охота заслужено ложиться на второе место нашего топа.

Первое место: The Stanley Parable

Офис где-то в центре города, а возможно и нет. Крупная компания, а возможно и нет. И офисный сотрудник Stanley, который всю жизнь занимался тем, что нажимал на кнопки, которые всплывали на его мониторе. Но вот в один прекрасный момент, команды перестали приходить на его монитор, и главный герой решил узнать в чем же дело на самом деле. Выйдя из своего кабинета, он заметил, что куда-то подевались все сотрудники его компании, и он остался один. Далее он решается отправиться на поиски ответов на свои вопросы, руководствуясь или не руководствуясь закадровым голосом, который говорил ему куда идти и что делать. Ценность данной игры заключается в её уникальной нелинейности, у вас в распоряжении есть огромный выбор того, что вы хотите сделать. Вы можете послушать диктора и пойти туда, куда он скажет, можете его ослушаться и пойти в другую сторону, можете слушать его через раз, можете вообще не слушать, можете стоять, можете повернуть назад. И всё это приведет вас к одному из нескольких десятков финалов игры, которые не будут похожи, и даже чем то смогут вас удивить. Из-за такой свободы выбора и нелинейности сюжета игра The Stanley Parable занимает почетное первое место нашего топа. Или не занимает? Решать вам!

Ну вот и всё, надеюсь вы согласны со мной по поводу игр в этом топе. Удачи вам на полях сражений!!!