Когда речь идет об ораторских навыках, то каждая деталь крайне важна. В этой теме мелочей нет, ведь вы будете развивать манеру речи. Когда вы осваиваете риторику, старайтесь помнить, что в первую очередь нужно улучшить свою дикцию. Если во время разговоров вы проглотили большую часть слов или люди вокруг не могут понять, что вы только что сказали, то необходимо попытаться улучшить ясность и дикцию, поработать над ораторскими навыками.

Давайте познакомимся с некоторыми эффективными методами, которые подскажут, как сделать свою речь грамотной. Благодаря советам, расположенным ниже, вы сможете говорить более отчетливо, независимо от того, будете ли вы находиться в компании друзей или выступать перед публикой.

Не спешите во время разговора

Скорость речи очень важна в ораторском искусстве, но человек, который говорит быстро и невнятно, не пользуется уважением. Поэтому вот вам первый совет: контролируйте свое дыхание и прислушивайтесь к своим словам.

Понаблюдайте за певцом на сцене, и вы увидите, сколько внимания он уделяет своему дыханию. То же самое происходит во время разговора, это влияет на ясность вашей речи.

Один из способов, которым вы можете обеспечить правильный метод дыхания, является данное упражнение:

  1. Положите одну руку на живот, а другую на грудь.
  2. Сделайте вдох. Нужно дышать так, чтобы рука на животе двигалась, а та, которая на груди оставалась неподвижной.
  3. Как только вы сделали правильный вдох, вы должны начать говорить и думать только о словах. Кроме того, не забывайте медленно и постепенно выдыхать во время произношения.

В данном случае вы заставите работать диафрагму. К такому методу прибегают все вокалисты, которые учатся распределять воздух на нужный им временной отрезок, произнося при этом слова - внятно и без отдышки.

Соберитесь с мыслями

Ваша речь должна быть размеренной и внятной, но при этом не слишком медленной, иначе люди могут подумать, что вы - робот.

Ясность речи определяется не только правильной формулировкой фраз, но и наиболее отчетливым выражением точки зрения, мнения или какой-либо информации. Это означает понимание того, что вы думаете, прежде чем сказать и гарантируете достоверность каждого произнесенного слова.

Немного о публичных выступлениях

Давайте узнаем, какие есть средства выразительности речи и как можно сделать ее более грамотной. Итак, отдавайте предпочтение публичным выступлениям, ведь это еще один способ улучшить свои навыки ораторского искусства.

Если вам необходимо представить какую-то презентацию, то лучше всего содержание написать на листе бумаге. Перед публичным выступлением рекомендуется практиковать его во время прогулки, а лучше всего в любую свободную минуту.

Некоторые актеры активно используют этот метод для того, чтобы запрограммировать свой мозг на будущие съемки или представление. Каждое движение и жесты помогут вам вспомнить то, что вы собираетесь сказать. Важно понимать, что таким образом вы не заучиваете слова, поэтому во время презентации не будете казаться механическим роботом, но при этом сможете чувствовать себя намного увереннее и, даже если растеряетесь, начнете импровизировать.

Говорите по одному слову на каждом шаге, произнося его медленно и с выражением. Сначала это будет казаться нудной и трудной практикой, но, говоря фразы таким образом, вы обязательно научитесь замедлять свою речь.

Повторяйте те слова, которые вам трудно произнести

Когда мы сталкиваемся с трудностями, произнося определенные слова, то начинаем спешить и спотыкаться во время разговора, что, это приводит к запутанной речи.

Практикуйте данный метод: произносите вслух сложные названия, начинайте делать это медленно, а затем постепенно ускоряйтесь. Такие слова, как компрометировать, грейпфрут, одышка, констатировать и т. д. считаются одними из самых трудных, потому что их написание отличается от того, как они звучат.

Несколько упражнений для дикции

Манера речи не развивается сама по себе. Грамотное и красивое произношение, умение выдерживать темп и четко озвучивать все слова - сложная практика в ораторском искусстве. Добиться этого с первого раза не получится, нужно регулярно заниматься.

Те, кто играл в знаменитую Sims, с улыбкой вспоминают, как они “прокачивали” харизму персонажа. Несмотря на то, что это компьютерная симуляция, доля правды в ней все-таки есть. Персонажам было необходимо вставать около зеркала и развивать манеру речи вместе с дикцией, скоростью, громкостью. Почему необходимо смотреть на свое отражение? Потому, что так вы научитесь не отводить взгляда от толпы, начнете контролировать вербальные жесты и понимать, где нужно улыбаться, а где изменять тембр голоса.

Упражнения для дикции:


Бойтесь меня

Многие задаются вопросом, как сделать голос строгим. Для этого нужно научиться разогревать голосовые связки, чтобы они были расслаблены. Таким образом, вы сможете говорить не только четко, но и изменять свой тембр. Спойте несколько нот, даже если раньше этим не занимались. Произносите несколько раз звуки "Ммм", "Ууу", "Ааа", "Ооо", меняя интонацию с высоких нот на низкие, а затем, наоборот. Представьте себе, что ваш голос похож на колесо обозрения, которое идет вверх и вниз, делая круг. Издавайте гудение, хлопайте себя в грудь. Это поможет вам избавиться от мокроты, которая может быть в вашем горле и мешает сделать голос более низким.

К вербальным средствам общения относятся не только слушание, письмо или разговор. Это целое искусство, позволяющее доносить свою мысль до другого человека. Поэтому в первую очередь необходимо развивать словарный запас, чтобы улучшить свою речь. То есть, к вербальным средствам общения относиться и чтение. Изучать можно все - газеты и журналы, художественную литературу высокого качества, классику. Читайте вслух, не торопясь, вникайте в мысль, которую излагал автор. Это научит вас, как строить слова и предложения, используя огромный запас фраз и терминов.

Во-вторых, сдерживайте свои эмоции во время общения. Не машите руками, не кричите, но и не говорите слишком тихо. Также важно следить за темпом своей речи. Она не должна быть однообразной, а ключевые моменты можно разделить паузой. Это должно быть уместно и не слишком долго.

В заключение

Вы сможете сделать свою речь грамотной, если будете регулярно тренироваться. Друзья, телевизор и радио могут помочь в этом. Старайтесь подражать ведущим, не стесняйтесь добавлять во фразы уместные пословицы и высказывания, не бойтесь повторять интонацию и тембр голоса, заучивайте новые слова и читайте побольше литературы, не стесняйтесь публичных выступлений. Все это поможет сделать из вас настоящего оратора и мастера своего дела.

А между тем прислушавшись к любимым словам того, с кем вы разговариваете, легко можно понять каким он видит мир вокруг себя, как он его чувствует, и, что немаловажно, как очень быстро добиться его расположения. Но обо всём по порядку.

Тот факт что каждый этот мир видит по-своему сомнению уже не подлежит, эксперимент с тремя художниками, в котором живописцы, в одно и то же время находясь в одном месте, рисовали один и тот же пейзаж, получив, в итоге, три разные картины, который раз подтверждает это. И всё же найти что-то общее в том, как люди воспринимают мир вокруг себя, можно.

Информацию о том что происходит в окружающем его мире человек получает при помощи своих пяти чувств, то есть слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. Но развиты одинаково они не у всех. Допустим, у кого-то лучше развито зрение и он скорее обратит внимание на то что он видит чем на то что он слышит. Для человека же у которого слух в роли ведущего чувства, важнее будут звуки, что сопровождают ситуацию. Модная сейчас теория, нейролингвистического программирования (НЛП), утверждает что по своему восприятию мира люди делятся на три группы, визуалы, воспринимающие, то что происходит вокруг, через зрение, аудиалы, для которых главным чувством является слух, и кинестики что понимают этот мир посредством осязания, обоняния и вкуса. Проще говоря, для того чтобы лучше разобраться в чем-то визуалу нужно это что-то увидеть, аудиалу услышать подробный рассказ об этом, а кинестику необходимо это потрогать, понюхать и, при возможности, лизнуть.

Из-за разного виденья мира люди порой не понимают друг друга. К примеру, жена-визуал, муж-кинестик. Жена, приходит домой и видит что вещи мужа в беспорядке разбросаны по квартире, а сам он чем-то занят на кухне.

Жена (с возмущением) : - Ты же раньше меня пришел что, порядок навести не мог? Посмотри, какой бедлам в доме!

Муж (недоумевая) : - Да я весь вечер на кухне возился, такой вкусный ужин приготовил, пальчики оближешь! Так и не поняв друг друга, они, как люди разумные, постарались забыть об этом инциденте. Хотя если бы каждый знал об особенностях восприятия мира своей половины, они бы этого неприятного разговора попросту не допустили бы.

А вообще можно ли как-то отличить визуала от кинестика а кинестика от аудиала? Можно, и довольно просто. Только сразу нужно сказать, не бывает абсолютных аудиалов или визуалов. Более того, в раннем детстве у людей примерно одинаково развиты все чувства и человек воспринимает мир и как визуал и как кинестик и как аудиал. Для ребенка картина мира объемней и насыщенней. Быть может, поэтому события этого периода жизни так ярко отпечатаны в нашей памяти. Но с течением времени одно из чувств развивается немного сильнее и человек начинает использовать его для восприятий и запоминаний различных ситуаций чаще других.

Итак, визуалы. К этому типу относятся более половины всех людей. Это не удивительно, если учесть тот факт что восемьдесят процентов информации об окружающем его мире каждый человек получает через зрение. Зачастую визуал это не худой, но и не полный человек среднего роста. Обычно он говорит быстро, громко, высоким голосом, который, в минуты особого накала, может сорваться на визг. Визуалу просто необходим хороший обзор и поэтому царственная осанка, прямая спина и высоко поднятая голова, его отличительный признак. Бывает, что визуал производит впечатление довольно нервного человека, его движения напряженные, дыхание неглубокое, поверхностное, в такие минуты он напоминает сжатую пружину. Замечено что когда он с кем-то разговаривает, то стремится отодвинуться подальше от своего собеседника, так он лучше видит своего визави, а следовательно лучше его понимает.

Но всё же главное в чем отличаются между собой люди с различным типом мировосприятия это разными, базовыми словарями, слова из которых они используют для выражения своих чувств, эмоций, мыслей, или для описания ситуаций. Общаясь с людьми разных типов, будь то визуал, кинестик или аудиал, старайтесь использовать из словаря, который соответствует типу восприятия вашего собеседника, и вы найдете с ним общий язык гораздо быстрее, чем предполагаете.

Базовый словарь визуала состоит из следующих словосочетаний и слов: видеть, посмотрим, разглядывать, окинуть взором, заметить и так далее, то есть из понятий так или иначе связанных со зрением. Причем слова своего базового словаря он употребляет, говоря как о зримых, так и о не зримых вещах. Фразу: «Я вижу, что это очень хорошая музыка» можно услышать только от ярого визуала. Общаясь с человеком этого типа, вы гораздо быстрее найдете с ним общий язык, если будете употреблять слова из его словаря. Приведем к примеру диалог между покупателем-визуалом и продавцом-кинестиком:

Продавец: - Да, она очень надежная и чувствуешь себя в ней комфортно.

В этом случае не найдя взаимопонимания, продавец и покупатель разойдутся лишь вежливо улыбнувшись друг другу на прощанье.

Но если бы работник прилавка внимательно бы прислушался к тому, что говорит его визави, исход диалога мог бы быть совсем иным. Таким, например:

Покупатель: - Мне нравится та машина, она такая элегантная, так хорошо выглядит.

Продавец: - Да, особенно хорошо она смотрится на дороге, когда эта красавица едет среди других машин любая кажется рядом с ней «Запорожцем». Вы представляете это зрелище!

Покупатель: - Я к ней присмотрюсь внимательней и пожалуй куплю……….

Вот что может сделать простой переход на базовый словарь собеседника.

Что ж идем дальше. На очереди кинестики. Немного более трети всех людей имеют кинестический тип восприятия. Бывают они трёх подтипов. У людей обонятельного подтипа очень развито обоняние, их нос постоянно им докладывает что делается вокруг. Как тут не вспомнить знаменитого парфюмера из романа Патрика Зюскинда «Парфюмер, история одного убийства»?, бесспорно, он был ярым кинестиком обонятельного подтипа.

Вкусовой подтип. У людей, что к нему принадлежат, есть замечательная способность отличать малейшие оттенки различных вкусов. Благодаря ей эти люди могут занимать должность шеф-повара в высококлассных ресторанах. Кстати, Луи де Фюнес превосходно сыграл такого суперкулинара в одной из своих комедий.

Люди же осязательного подтипа больше обращают внимание на прикосновения, по пожатию руки они с легкостью определяют характер своего визави. Врач-кинестик может поставить диагноз, лишь пощупав пульс своего пациента. Хорошие массажисты и мануальные терапевты это также кинестики с осязательным подтипом.

Кинестики чаще встречаются среди высоких, худощавых людей. Как правило, хорошей осанкой они не отличаются, часто спина, среднестатистического кинестика, согнута, а голова опущена. Слушая, кинестик обязательно, как можно ближе, придвинется к своему собеседнику, чтобы лучше его понять.

Неторопливые, расслабленные движения, негромкий, грудной голос и чуть замедленная речь всё это штрихи к портрету классического кинестика. Он производит впечатление очень спокойного, даже несколько флегматичного человека. Однако в этом состоянии легкой заторможенности ему легче проанализировать свои ощущения и сделать верные выводы. Развитая интуиция и довольно высокий интеллект позволяют кинестику быстро добиться успеха в науке.

В отличии от визуалов, которые все видом творчества предпочтут рисование или архитектуру, твореца-кинестика скорее всего будет занимать искусство кулинарии или же искусство составления ароматов. Также часто кинестки находят себя в области литературы.

Трогать, прикосновение, комфорт, исследовать, быстро, уловить, испытать, чувствовать и так далее, эти слова входят в кинестический базовый словарь. Если вы, беседуя с кинестиком, будете употреблять слова входящие в этот словарь, то вы очень быстро придете к единому мнению.

В описанной выше ситуации, ну, при покупке автомобиля, кинестик сразу обратит внимание на надежность машины, её комфортабельность, скорость. Это не значит что ему безразличны форма и цвет автомобиля, просто они интересуют его во вторую очередь.

Меньше всего люде й с аудиальным типом восприятия мира или аудиалов. Аудиала легко узнать по красивому мелодичному голосу и выразительной хорошо поставленной речи. Его ровное, глубокое, на полную грудь, дыхание, способствует этому. От его движений не веет расслабленностью как у кинестика, но он и не напряжен как визуал. Часто его голова склонена набок, кажется, что он прислушивается к звукам, которые неслышны окружающим. Но когда аудиал слушает, на собеседника он старается не смотреть, чтобы хорошо что-то понять ему нужно это что-то слышать, а визуальные образы его только отвлекают. Да и настроение своего визави он может определить, лишь услышав его голос.

Аудиалы это люди с абсолютным слухом, помните одного из героев фильма В.Меньшова «Шырли-мырли», который услышав фальшивую ноту впадал в дикую ярость? Это ярчайший представитель людей с аудальным типом восприятия. Если обстоятельства складываются удачно, аудиалы становятся певцами, композиторами, музыкантами, в крайнем случае, звукорежесерами или звукооператорами. А если судьба не улыбнулась, то все равно музыка как хобби останется с ними на всю жизнь .

Слова и понятия что связанны со звуком, к примеру, слышать, быть на слуху, звучать, диссонанс, и так далее, на первых местах в базовом словаре аудиала..

В свете вышесказанного не стоит думать, что аудиалы не могут наслаждаться шедеврами живописи, а кинестикам нечего делать в филармонии, просто, повторяю, один канал восприятия мира, как правило, развит у среднего человека немного лучше чем другие. Так что не сразу получается отделить визуала от кинестика, а кинестика от аудиала, но когда вам это начнет удаваться ваши способности в области установления контактов и убеждения противников возрастут во много-много раз. Гарантирую!


Неуверенность, как запах крови, рано или поздно становится заметна окружающим. Это заставляет нас чувствовать себя настолько открытыми и беззащитными, что в итоге мы действительно раскрываем свои слабости и становимся уязвимыми.

Неуверенность, как запах крови, рано или поздно становится заметна окружающим. Это заставляет нас чувствовать себя настолько открытыми и беззащитными, что в итоге мы действительно раскрываем свои слабости и становимся уязвимыми. Как красный носок, случайно оказавшийся в машинке с белоснежным бельем, нерешительность оставляет знаки в нашей речи и текстах, портя образ безупречно уравновешенного человека, который мы стараемся транслировать окружающим.

Но если вы знаете, за какими лингвистическими маркерами стоит следить, вы можете распознать неуверенность в речи (и, возможно, исправиться до того, как кто-нибудьзаметит). Ниже перечислены полезные рекомендации.

В первую очередь, остерегайтесь сверхкомпенсации. Ничто так не выдает комплекс неполноценности, как самореклама. Исследователи из Гарварда и университета Пенсильвании сообщают, что люди, находящиеся на периферии какой-либо группы, более склонны использовать слова, подчеркивающие их принадлежность к этой группе. А вот ключевые фигуры не стремятся демонстрировать свою причастность.

В одном из исследований сравнивались сайты топовых университетов с аспирантурой и топовых университетов, предоставляющих лишь возможность получить магистерскую степень. И у тех, и у других есть программы для людей с высшим образованием, в отличие от колледжей, но исследователи предположили, что вузы, специализирующиеся на магистратуре будут менее уверены в своем статусе, поскольку они не присуждают PhD.

Добровольцам нужно было проследить, как часто на каждом сайте используются лишь названия учебных заведений (например, «Гарвард») и как часто упоминается их статус (например, «Гарвардский университет»). Оказалось, что «магистерские» вузы действительно чаще называли себя университетами, чем вузы с аспирантурой.

Похожим образом исследовали сайты международных аэропортов: оказалось, что маленькие аэропорты гораздо чаще подчеркивают свой международный статус, чем аэропорты уровня Хитроу. И, наконец, исследователи провели эксперимент со студентами двух вузов Лиги плюща, попросив их описать свои учебные заведения. Студенты менее престижного Пенсильванского университета чаще подчеркивали элитность своего вуза, чем их ровесники из Гарварда.

У социологов есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность

Вы можете возразить, что к такой откровенной маркировке можно прибегнуть и просто для того, чтобы избежать неясности и двусмысленности. Мы по умолчанию предполагаем, что в крупных аэропортах есть международные рейсы - возможно, аэропортам поменьше просто полезно напомнить клиентам о всех возможностях, потому что они не так очевидны? А если кто-то не помнит, что Пенсильванский университет входит в Лигу плюща, есть вполне прагматические причины вызвать у собеседника «правильную» ассоциацию.

И все–таки мне кажется, что интерпретация исследователей хотя бы частично верна. Я помню, как в детстве орала во всю глотку в поддержку своей команды пловцов. Почему? Я была отвратительным пловцом и хотела доказать свою принадлежность к «Дельфинам».

Несмотря на то, что неуверенные в себе люди настаивают на своей причастности к группе, они предпочитают говорить только за себя. Теперь мы знаем, что низкая самооценка выражается в местоимениях. До недавнего времени многие эксперты верили, что частое использование первого лица и единственного числа свойственно властным и нарциссичным «я-я-я-людям», жаждущим внимания.

Но как написал Джеймс Пеннибэйкер, психолог из Техасского университета в Остине, местоимение «Я» часто сигнализирует об униженности и подобострастии. Более уверенный в себе человек чаще обозначает свою территорию (и, возможно, решает, что тебе стоит сделать, а не беспокоится о том, что стоит делать ему). «Человек с высоким статусом фокусируется на окружающем мире, а человек с низким статусом интересуется самим собой» - считает Пеннибэйкер.

Неуверенность выражается не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это делаете. Коллеги рассказывали мне, что понижали голос, чтобы казаться более авторитетными в трудные моменты, или использовали высокопарные слова. У социологов даже есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность. Она возникает, когда люди чувствуют, что их язык сигнализирует об их неполноценности. Они пытаются - сознательно или нет - «позаимствовать престиж», выбирая другую манеру разговора.

Лингвист Уильям Лабов впервые исследовал это явление в 1960-х. Он обнаружил, что в Нью-Йорке представители высшего класса, произносят звук «r», а горожане из низов чаще опускали его на конце слов или перед гласными, и попросил работников из престижного торгового центра Saks на Пятой авеню и дисконт-магазина S. Klein произнести словосочетание «forth floor». Оказалось, что сотрудники Saks гораздо чаще пытаются имитировать «элитное» произношение.

У лингвистической неуверенности есть и более экстремальная форма - гиперкоррекция: когда реальное или воображаемое грамматическое правило используется в неправильном контексте. В таких случаях попытка говорить «правильно» парадоксально приводит к неверному результату.

Также существуют речевые особенности, которые мы ошибочно принимаем за признаки неуверенности, хотя они таковыми не являются. Например, надтреснутый голос, манера произносить утвердительное предложение с вопросительной интонацией - скорее свидетельство энергичности и склонности к новаторству, а привычка часто говорить «эээ» или «вы знаете» - признак честности рассказчика.

Неуверенность рано или поздно становится заметна окружающим. Это заставляет нас чувствовать себя настолько беззащитными, что в итоге мы действительно раскрываем свои слабости и становимся уязвимыми. Как красный носок, случайно оказавшийся в машинке с белоснежным бельем, нерешительность оставляет знаки в нашей речи и текстах, портя образ безупречно уравновешенного человека, который мы стараемся транслировать окружающим.

Но если вы знаете, за какими лингвистическими маркерами стоит следить, вы можете распознать неуверенность в речи (и, возможно, исправиться до того, как кто-нибудь заметит). Ниже перечислены полезные рекомендации.

В первую очередь, остерегайтесь сверхкомпенсации. Ничто так не выдает комплекс неполноценности, как самореклама. Исследователи из Гарварда и университета Пенсильвании сообщают, что люди, находящиеся на периферии какой-либо группы, более склонны использовать слова, подчеркивающие их принадлежность к этой группе. А вот ключевые фигуры не стремятся демонстрировать свою причастность.

В одном из исследований сравнивались сайты топовых университетов, предлагающих программы PhD, и топовых университетов, предоставляющих лишь возможность получить магистерскую степень. И те, и другие позволяют получить высшее образование - в отличие от колледжей. Но исследователи предположили, что вузы, специализирующиеся на магистратуре, будут не так уверены в своем статусе. Добровольцам нужно было проследить, как часто на каждом сайте используются только названия учебных заведений (например, «Гарвард») и как часто упоминается их статус (например, «Гарвардский университет»). Оказалось, что «магистерские» вузы действительно чаще называли себя университетами, чем вузы с программами для аспирантуры.

Похожим образом ученые исследовали сайты международных аэропортов: оказалось, что маленькие аэропорты гораздо чаще подчеркивают свой международный статус, чем аэропорты уровня Хитроу. И, наконец, исследователи провели эксперимент со студентами двух вузов Лиги плюща, попросив их описать свои учебные заведения. Студенты менее престижного Пенсильванского университета чаще подчеркивали элитность своего вуза, чем их ровесники из Гарварда.

У социологов есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность

Вы можете возразить, что к такому откровенному обозначению статуса можно прибегать и просто для того, чтобы избежать неясности и двусмысленности. Мы по умолчанию предполагаем, что в крупных аэропортах есть международные рейсы - возможно, аэропортам поменьше просто полезно напомнить клиентам о всех возможностях, потому что они не так очевидны? А если кто-то не помнит, что Пенсильванский университет входит в Лигу плюща, есть вполне прагматические причины вызвать у собеседника «правильную» ассоциацию.

И все-таки мне кажется, что интерпретация исследователей хотя бы частично верна. Я помню, как в детстве орала во всю глотку в поддержку своей команды пловцов. Почему? Я отвратительно плавала и хотела доказать свою принадлежность к «Дельфинам».

Несмотря на то, что неуверенные в себе люди настаивают на своей причастности к группе, они все же предпочитают говорить только за себя. Теперь мы знаем, что низкая самооценка выражается в местоимениях. До недавнего времени многие эксперты верили, что частое использование слова «я» свойственно властным и нарциссичным людям, жаждущим внимания. Но как написал Джеймс Пеннибэйкер, психолог из Техасского университета в Остине, это местоимение часто сигнализирует об униженности и подобострастии. Более уверенный в себе человек чаще обозначает свою территорию (и, возможно, решает, что вам стоит сделать, а не беспокоится о том, что нужно делать ему). «Человек с высоким статусом фокусируется на окружающем мире, а человек с низким статусом интересуется самим собой» - считает Пеннибэйкер.

Неуверенность выражается не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это делаете. Коллеги рассказывали мне, что понижали голос, чтобы выглядеть более авторитетными в трудные моменты, или использовали высокопарные слова. У социологов даже есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность . Она возникает, когда человек чувствует, что его язык сигнализирует о его неполноценности. Он пытается - сознательно или нет - «позаимствовать престиж» другой социальной группы, выбирая нетипичную манеру разговора. Лингвист Уильям Лабов впервые исследовал это явление в 1960-х. Он обнаружил, что в Нью-Йорке представители высшего класса произносят звук «r», а горожане из низов чаще опускают его на конце слов или перед гласными. Ученый попросил работников из престижного торгового центра Saks на Пятой авеню и дисконт-магазина S. Klein произнести словосочетание «forth floor». Оказалось, что сотрудники Saks гораздо чаще пытаются имитировать «элитное» произношение.

У лингвистической неуверенности есть и более экстремальная форма - гиперкоррекция: когда реальное или воображаемое грамматическое правило используется в неправильном контексте. В таких случаях попытка говорить «правильно» парадоксально приводит к неверному результату.

Также существуют речевые особенности, которые мы ошибочно принимаем за признаки неуверенности, хотя они таковыми не являются. Например, надтреснутый голос, манера произносить утвердительное предложение с вопросительной интонацией - скорее свидетельство энергичности и склонности к новаторству, а привычка часто говорить «эээ» или «вы знаете» - признак открытости и честности рассказчика.

Манера и стиль являются важными характеристиками общения.

Манера общения характеризуется, прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Манеру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.

Манера общения определяется:
1) тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным, раздраженным и т. д.);
2) поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);
3) дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

Манеры общения могут быть уважительными, "пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.

Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

К наиболее распространенным относятся следующие стили общения: творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный (отрешенный), подавляющий (агрессивный), податливый, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств общения, которые подразделяются на пять основных групп:
1) лингвинистические (речевые);
2) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
3) паралингвистические (качество голоса, его диапазоны, тональность);
4) экстралингвистические (паузы, рмех, плач, темп речи);
5) пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства образуют логическую и смысловую линии общения, определяющие характер его содержания. В современном управленческом общении ведущими стилистическими чертами являются разговорность, простота, живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии. Своеобразие разговорного стиля достигается путем использования некоторых психотехнических приемов:
а) воображаемым диалогом («Я ему говорю..., а он мне отвечает....»);
6) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам себе.задает вопрос, и сам отвечает на него);
в) риторическим вопросом (содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли партнеров по общению, их эмоции, например, «Что может быть эффективнее ресурсосберегающих технологий в нашей отрасли?»);
г) эмоциональными восклицаниями (усиливает внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
д) инверсией (преднамеренным нарушением порядка слов).

Эффективность словесного действия зависит от того, насколько субъект владеет психотехникой речи. Под психотехникой речи понимается система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, тональностью, логикой в соответствии с условиями общения партнеров. Содержательность словесного действия образуют лингвинистические средства, а его выразительность - паралингвистические и экстралингвистические. Эмоциональную окраску словам и фразам придают интонация и тональность. Скорость осуществления словесного действия - это его темп. Слишком быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия. Медленный темп утомляет и рассеивает внимание. Оптимальный вариант темпа речи выбирается на основе анализа характера ситуации общения, его целей и задач.

Пониманию содержания словесного действия способствует дикция- ясность и четкость произношения звуков. Процессу воздействия одного субъекта общения на другого способствуют и оптико-кинетические средства, т. е. жесты, мимика, пантомимика. Эти средства, удачно, красиво и эффектно исполняемые и используемые, играют очень важную роль в общении и формировании имиджа человека.