маскулинность и фемининность) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых.

В психологии дифференциальной маскулинность и фемининность - специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые им, транскультурны: например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности - с мягкостью и нежностью.

Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При их изучении нужно учитывать принципиальную асимметрию ролей половых и то, чью точку зрения - мужскую или женскую - выражает данный конкретный стереотип.

Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а фемининность - с пассивно-репродуктивным, природным началом. Наукой доказана условность этой категоризации, показано многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.

В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от "норматива" воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе коей были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и пр. Все они предполагали, что в пределах некоей нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин - фемининность.

Позднее выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на "мужские" и "женские", и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и пр.) не всегда совпадают. Усложнились и представления о том, какие именно качества особенно благоприятствуют психическому здоровью и адаптации социальной.

Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и фемининность не как полюсы одного континуума, а как независимые параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют:

1) психологически недифференцированные, с низкими показателями и по маскулинности, и по фемининности;

2) андрогинные, сочетающие высокую маскулинность с высокой фемининностью (-> андрогиния).

Австралийские ученые не нашли доказательств широко распространенной гипотезы о том, что красота — эволюционный признак здоровых генов. Согласно их исследованию, красота больше свидетельствует о доминантности, чем о хорошем здоровье.

Красота — это «большой бизнес», и — нравится вам это или нет — наша внешность влияет на то, как к нам относятся, начиная с того, насколько о нас заботятся в раннем детстве, и заканчивая успехом на собеседовании при приеме на работу.

Оказывается, что если разобраться подробнее, красота уходит своими корнями в историю нашей эволюции, и многие исследования указывают на то, что признаки, которые мы считаем привлекательным в других, могут свидетельствовать о хорошем здоровье, что позволяет сделать биологически оправданный выбор партнера для рождения здоровых и сильных детей.

Однако недавно группа австралийских ученых, решивших проверить эту гипотезу, неожиданно не смогла найти прямой связи между этими признаками.

«Если то, что мы предпочитаем привлекательных людей, — это эволюционное приспособление, помогающее найти сильного и здорового партнера, то здоровье должно было бы подразумевать репродуктивный успех человеческой особи. Но наши результаты не дали никакого подтверждения тому, что здоровье увеличивает репродуктивный успех у людей», — пишет группа ученых под руководством Джиллиан Родс (Gillian Rhodes), которая посвятила много времени изучению значения красоты при Университете Западной Австралии в Перте.

Вместо здоровья, по выводам ученых, особенно когда речь идет о мужчинах, в ходе сильного селективного давления в борьбе за партнера красота стала сигнализировать о том, какие из них наиболее доминанты в условиях конкуренции за женщин. Другие ученые скептически отнеслись к заключениям нового исследования — к этому мы вернемся в этой статье позже.


Дарвин выдвинул теорию полового отбора


Изучение красоты восходит к теории, называемой половым отбором, которую сформулировал Чарльз Дарвин в 1971 году, 12 лет спустя после своей теории эволюции.

Теория разрешила мучившую Дарвина загадку о том, как у павлина мог появиться такой большой хвост. Ведь он, по всей видимости, не выполняет никакой полезной функции, да к тому же делает птицу уязвимой для хищников.

Мысль Дарвина заключалась в том, что хвост был сигналом самкам о том, что перед ними настолько сильный самец, что он может иметь такой хвост несмотря ни на что. Таким образом, родилась идея о выборе партнера и половом отборе как мощной движущей силе эволюции.

© РИА Новости, Сергей Мальгавко

Как ни странно, Дарвин не посчитал, что человеческое представление о красоте эволюционно обусловлено, вместо этого он связывал ее с нашими культурными традициями, и здесь великий биолог один раз в виде исключения допустил ошибку.

Половой отбор подтвержден в исследованиях всех живых существ — от пауков до млекопитающих — и во многих из этих работ репродуктивный успех связывается со здоровьем.


Тестостерон — человеческий павлиний хвост


Для человека наиболее известный пример — маскулинные черты лица мужчин, то есть выдающийся подбородок, надбровные дуги и борода, которые говорят о хорошем здоровье.

Если конкретнее, маскулинные черты связаны с более высоким уровнем полового гормона тестостерона, который, как известно, в числе прочего еще и подавляет иммунитет. И подобно тому, как сильный и здоровый павлин в состоянии носить большой хвост, так и маскулинное лицо свидетельствует о большей силе и здоровье индивида.

Есть даже отдельные исследования, которые показывают, что женщины находят маскулинные лица особенно привлекательными в тот момент менструального цикла, когда шанс на зачатие наиболее велик.


Потомство для эволюции важнее всего


Есть и другие исследования, которые приводят к подобным заключениям.

Но Джиллиан Родс и ее коллеги утверждают, что главное доказательство того, что все обстоит именно так, как раз отсутствует. Точнее, не удалось доказать, что взаимосвязь между внешностью и здоровьем дает также результат в виде большего числа детей, что для эволюции — самый важный показатель.
Для этого австралийские ученые собрали данные о состоянии здоровья учащихся университета и сопоставили их с репродуктивным успехом — то есть, что они благоприятствуют появлению детей.


Измерение привлекательности и здоровья студентов


Ученые взяли анализ слюны и мочи у 101 учащегося мужского пола и 80 учащихся женского пола, чтобы измерить физиологические признаки здоровья. По слюне они определили сиюминутную способность иммунной защиты бороться с бактериями, а в моче измерили уровень повреждения клеток, который, как известно, связан с риском развития различных заболеваний от артрита до диабета.

Участники эксперимента мужского пола также сдали образцы спермы, чтобы определить ее качество. Затем учащихся попросили указать, насколько привлекательными они находят фото остальных участников эксперимента противоположного пола по шкале от 1 до 9. Наконец, все частники эксперимента должны были заполнить анкету, посвященную тому, когда случился их половой дебют и как много сексуальных связей они имели.


Никакой связи между здоровьем и репродуктивным успехом

Ответы на анкету ученые использовали в качестве меры репродуктивного успеха, то есть ранний дебют и большое количество партнеров по отношению к возрасту приравнивалось к высокому репродуктивному успеху.

Неожиданно оказалось, что в противоположность гипотезе, подразумевающей, что красота — признак хорошего здоровья, ученые не нашли никакой связи с физиологическим здоровьем и репродуктивным успехом.

Таким образом, кажется, что широко распространенная гипотеза не выдерживает критики.


Скептики в кругу ученых коллег: проблематичное исследование

Однако другие ученые настроены скептически. «Я думаю, это проблематичное исследование. Это явно не «разрушитель мифа», — говорит профессор Трине Бильде (Trine Bilde), изучающая половой отбор в Институте биологических наук при Орхусском университете.

Контекст

Дайте-ка нам ваши гены

Nautilus 28.07.2015

Покажите-ка свои гены

Nautilus 17.08.2015

Причины рака: образ жизни, гены и… просто случай

The Wall Street Journal 03.01.2015
Она считает, что эти ученые забывают о первом звене в этой цепочке от «красоты» (того, что нам кажется привлекательным), до степени здоровья человека и до того, насколько у человека высок уровень репродуктивного успеха, рассматривая лишь связь между двумя последними.

Поэтому нельзя вычислить весь путь, на котором черты, которые мы связываем с понятием красоты, приобретали связь с репродуктивным успехом. Исследование не убедило эволюционного биолога и доцента Университета Турку в Финляндии Маркуса Ранталу (Markus Rantala), который изучает биологические сигналы, стоящие за красотой.

«Весьма проблематично измерять репродуктивный успех, задавая вопросы о количестве партнеров, потому что мы знаем из практического опыта, что большинство мужчин сильно преувеличивают эту цифру. Так что лично я сомневаюсь в результатах», — говорит Маркус Рантала.

Ответить на критику до крайнего срока у ученых не было возможности, но в статье Джиллиан Родс с коллегами признает, что сам по себе опросник — ненадежный источник.

Тем не менее, по их словам, другие изыскания свидетельствуют о том, что подобные ответы все же могут использоваться для работы с определенными темами. В данном случае альтернативой могли стать лишь слишком обширные и долгосрочные исследования, включая генетическое определение отцовства.


Маскулинные черты лица больше сигнализируют о доминантности, чем о здоровье

Джиллиан Родс и ее коллеги считают, что результаты исследования верны, и указывают на другой возможный вариант связи — во всяком случае, когда речь идет о мужских особях.

Мультимедиа

Bright Side 24.02.2016

Татуированная красота Алжира

Reuters 30.10.2015
Вместо того, что маскулинные черты лица являются признаком хорошего здоровья (так как организм может выдерживать высокий уровень тестостерона), ученые указывают на то, что тестостерон (а значит, маскулинность) связан с агрессией и доминантностью. Так что, возможно, маскулинные черты лица скорее говорят о том, кто самый агрессивный и доминантный среди конкурирующих самцов, чем о здоровье.

Поэтому предпочтения женщин основываются на том, у какого мужчины больше шансов стать доминирующим самцом, чем на том, у кого лучшее здоровье.

«Это интересная альтернативная гипотеза, которая может уточнить наши представления. Но если мы хотим понять ее в современном контексте, мы должны понимать, что то, что мы рассматриваем друг у друга как привлекательные ресурсы, сейчас должно пониматься гораздо более широко», — говорит психолог Асгер Нойманн (Asger Neumann), приглашенный лектор Орхусского Университета и партнер проекта HumanAct, посвященный в том числе работе с любовными отношениями и отношениями в паре.


Современный выбор партнера основывается на гораздо большем количестве аспектов

Асгер Нойманн говорит, что с точки зрения истории эволюции и гипотеза с агрессией, и гипотеза красоты/здоровья, уходят корнями в совсем другие условия жизни, чем те, в которых люди живут сейчас.

Иными словами, эволюционные черты развивались в других, гораздо более примитивных условиях, на основании которых строился более простой «ресурсный образ», подразумевающий получение различных вещей, противостояние болезням, добычу еды и строительство жилья.

«То, что мы считаем ресурсами друг у друга сегодня, охватывает гораздо больше всего. Сейчас мы, например, включаем сюда творческие и социальные ресурсы, которые делают потенциального партнера привлекательным», — говорит Асгер Нойманн.

«В этой связи физиологические признаки стали значить меньше и, возможно, результаты исследования именно это и отражают. Так что можно сказать, что изначальная гипотеза не является ошибочной — просто в современный контекст ее вписать гораздо сложнее, так как существует гораздо больше разных вариантов ответа на то, каким образом мы подаем сигналы о своих хороших ресурсах».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Социальные, личностные и физиологические качества, которые характерны всем представителям мужского пола, носят название "маскулинность". Это своеобразное проявление мужественности во всех аспектах жизни, как в повседневной, бытовой, так и в социальной. Смысл термина в разных науках может немного видоизменяться, но в классике он имеет отношение исключительно к мужчинам. Однако встречаются и отклонения от нормы, которые трактуются как женская маскулинность. О том, как этот комплекс особенностей проявляется у обоих полов, читайте ниже.

Разница между полами

Для начала попробуем определиться с тем, что такое фемининность и маскулинность. Первый термин характеризует все качества, которые присущи женщинам. Это ранимость, нежность, умение создать уют, воспитать и вырастить детей, способность быть любящей и заботливой. Второй термин охватывает все качества, которые должны быть присущи каждому мужчине. Среди них выделяют выдержку, силу, спокойствие, способность защитить, быть опорой для слабых. Оба термина могут трактоваться с точки зрения эссенциализма и социально-конструктивистского подхода. Но данные расшифровки действенны только в том случае, если фемининность и маскулинность имеют отношение к женщине и мужчине соответственно, но не наоборот.

Эссенциальный подход

В основе маскулинности лежат биологические качества, которые на физическом уровне позволяют нам отличать мужчину от женщины. Сильная половина человечества тут рассматривается как отдельная природная категория, которая имеет свои собственные биологические качества, присущие всем ее представителям от рождения до смерти. Таким образом, маскулинность - это то, кем мужчина является в обществе, то, как он себя ведет, опираясь на природные инстинкты и позывы.

Аналогично трактуется и фемининность, где в главной роли выступают все физиологические особенности и характеристики поведения, которые с рождения присущи слабому полу. Стоит отметить, что данная раз подвергалась весьма строгой критике. Дело в том, что земное общество не однородно. В каждой стране установлены свои стандарты и представления о том, какие качества должны быть свойственны полам, потому единой характеристики для женщины и для мужчины с эссенциальной точки зрения не существует.

Социально-конструктивистский подход

В данной трактовке маскулинность - это совокупность социальных и поведенческих качеств, которыми должен быть наделен мужчина и которые ожидает от него общество. Иными словами, под данным термином подразумевается, что в каждом отдельном обществе представителей мужского пола воспитывают с детства, исходя из определенных стандартов и традиций. Благодаря этому воспитанию они в будущем соответствуют традиционным для их страны социальным стандартам. То же самое относится к представительницам женского пола. Любую девочку с пеленок воспитывают по конкретной схеме, прививая ей все те качества, которые должны сделать ее настоящей леди, любящей женой, заботливой мамой и так далее.

Исторический фактор

Исследователи утверждают, что "маскулинность" - это понятие не постоянное. На протяжении всей истории человечества в различных народах существовали свои представления о том, как должен выглядеть и что должен делать настоящий мужчина. Отследить историю развития этого социального аспекта можно благодаря тем идеалам, которые были характерны той или иной эпохе. Это атлеты-спортсмены, правители государств, выдающиеся светские личности, актеры, художники и т. д. К примеру, если мы будем рассматривать средневековье и эпоху крестовых походов, то основными качествами, присущими мужчинам, будут агрессивность, несдержанность, чрезмерная строгость и жестокость, деспотизм. Если же обратиться в античность, то особенностями представителей сильного пола будут не только агрессия и сила, но и поэтичность, философское мышление, творчество и прочее.

Смена ролей

Мы уже сказали, что фемининность - это совокупность физиологических и социальных качеств, которые должны быть присущи каждой женщине для того, чтобы она могла занять свое место в обществе. С точки же зрения не что иное, как социальные рамки, которые были установлены для женщин патриархальным строем. Они ограничивают прекрасную половину человечества во множестве действий и возможностей, не дают развиваться и совершенствоваться.

Позже в психологии официально появился термин "маскулинность у женщин". Он означает, что представительница слабого пола обладает физическими или социальными качествами, которые характерны для мужчины.

Мужеподобные девочки

На пятом году жизни каждый из нас определяется в физиологическом и социальном аспекте в том, кто он по половому признаку. Это достигается путем воспитания в соответствующем русле, а также путем влияния половых гормонов и прочих физических факторов. Но бывает так, что из-за влияния общества или семьи, из-за нарушений в работе эндокринной системы данные установки нарушаются. В результате девочка становится похожа на мальчика как по внешним данным, так и по своему поведению и характеру. Однако психологи отмечают, что к моменту полового взросления пацанки чаще всего перерастают все это и становятся женщинами.

Девическая маскулинность: признаки и особенности

Кратко расскажем, как определить несоответствие врожденного пола у девочки.

  • Игрушки. Ребенок отдает предпочтение солдатикам, машинкам, играет в войнушки, представляет себя ковбоем.
  • Общение с одногодками. Девочка дружит только с мальчишками, при этом общается с ними на равных.
  • Общение со взрослыми. Тут также ребенок предпочитает мужские компании. К представительницам женского пола девочка может демонстрировать влюбленность с присущей для сильного пола настойчивостью.
  • Предпочтения в одежде. Маскулинная девочка будет просить маму одевать ее в вещи мужского типа, ей больше по душе придется короткая стрижка.

Заключение

Мы установили, что изначально маскулинность - это социально-физиологический аспект, который определяет в обществе мужчину. Однако в некоторых случаях все качества, которые относятся к сильному полу, могут быть присущи женщинам. Порой это результат неправильного воспитания, а иногда это связано с нарушением гормонального фона.

24 854

Что такое маскулинность, почему насилие и гомофобия важны для «настоящих» мужчин, как патриархальное представление о мужчинах влияет на общество в целом и как выйти из замкнутого круга стереотипов?

* В рамках данной статьи термины «женщина» и «мужчина» используются для описания социальных групп с соответствующими предписанными полами, а не для описания гендерных идентичностей.

Что такое маскулинность?


Само понятие маскулинности отнюдь не новое. Созданный в конце XIX века, термин изначально использовался в дискуссиях о «естественных» качествах мужчин и женщин, якобы наследуемых ими при рождении. Под маскулинностью понимались специфические «мужские» черты, такие как агрессивность, рациональность, активность, предприимчивость, наличие высокого интеллекта, физическая сила и другие хорошо известные стереотипы.

Так называемый эссенциализм – представления о том, что люди рождаются с уже закрепленными моделями поведения, взаимодействия с другими и личностными особенностями, – широко критиковался сразу несколькими социологическими и психологическими школами. На смену представлениям о врожденных чертах пришел конструктивистский подход. Конструктивизм утверждал, что взаимодействие с другими, определение себя в обществе и экспрессия внутреннего ощущения человека создаются социальным порядком: ничто не естественно, все социально. Развитие социологии гендера и феминистской методологии позволили пересмотреть феномен маскулинности и поставить под сомнение ее «природность».

Самая нелепая норма: мальчик должен быть терпеливым и сильным, а если не так, то он не мальчик. Я такого не понимаю, ну что за глупости? Будто девочка не может быть такой или же, если мальчик будет с другими чертами характера, он перестает быть мальчиком.


Катя, 14 лет

Сегодня маскулинность трактуется как набор норм, ролей, ценностей, личностных характеристик и определённых типов поведения, традиционно ожидаемых в обществе от мужчин. Родился мужчиной – добро пожаловать в «дивный новый мир», где тебе нужно построить свой бизнес, сделать научную карьеру, жениться (обязательно на женщине) и непременно совершить какой-нибудь подвиг, доказывающий твои бесстрашие и героизм.

Маскулинность относится не только непосредственно к личным качествам человека – она также диктует формат взаимодействия с другими. По мнению гендерной исследовательницы и профессорки Сиднейского университета Рэйвин Коннел, маскулинность – это специфический способ легитимации патриархата, т.е. системы, где «женское» подчинено «мужскому» (Connell, 1987). При патриархате маскулинность становится социальным и культурным стандартом, который делает возможными отношения доминирования и угнетения.

Люди ожидают, что я обязательно буду доминировать и буду «активом» в романтических/сексуальных отношениях. Никакого равноправия: или я главный, или не мужик.


Hagra, 23 года

Инженер, А., 19 лет.


Фотография. На фото: смартфон, зажигалка, сигареты, портативная игровая приставка, блокнот, книга, конспект.

Но откуда возникает угнетение «женского»? Анализируя иерархию маскулинных качеств, американская исследовательница гендерной психологии Шон Меган Берн пишет, что существующие в европейской культуре нормы, приписываемые мужчинам, можно условно разделить на три категории. Центральной нормой можно называть норму твердости. «Идеальный мужчина» не только активно демонстрирует физическую твердость: участвует в спорте, выполняет тяжелые физические нагрузки – он готов показать себя экспертом в своем деле. Норма интеллектуальной твердости подразумевает, что мужчина должен обладать всей полнотой знания и служить образцом профессионализма. Эмоциональная твердость запрещает публичное и приватное проявление чувств, за исключением тех, которые работают на поддержание физической и интеллектуальной нормы. Разрешенным эмоциональным репертуаром для мужчин становятся агрессия и насилие, которые транслируются не только вербально, но и физически. Нельзя плакать «как девчонка», зато можно ударить, если ты расстроен.

[Для окружающих транзиция] изменяет и восприятие моих ментальных проблем: раньше я был "истеричкой" – теперь же у меня "плохой самоконтроль", чтобы это ни значило. Рамки насчет ориентации очень ужесточились. Раньше можно было отвечать "я не знаю", "я никак себя не называю" – сейчас требуют четкого ответа. Вообще, во всем от меня ожидают решительности. Я должен быть более собранным, уметь контролировать собственные эмоции, находиться в уверенно-приподнятом настроении 24/7, а если я этого не делаю, значит, случилось что-то серьезное.


Социальный статус и контакты в публичной сфере регулируются нормой успешности. Согласно ей, отношения с другими – коллегами, друзьями, возлюбленными – должны прямо или косвенно использоваться для получения более высокого социального статуса. Выбор профессии, хобби, занятия в свободное время должны отвечать принятым социальным требованиям и расширять символический капитал.

Люди, вероятно, ожидают услышать от меня что-то наподобие "я с детства играл в машинки, любил футбол и пил пивасик в подъезде, попутно разглядывая эротические картинки из какого-нибудь журнала". И когда этого не происходит, они немного теряются и не понимают, что тогда маскулинность в моем понимании и как я вообще определил для себя, что я мужчина. Парадокс в том, что я хорошо знаю этих людей, и они, как и я, никогда не любили футбол, не играли в машинки и далее по списку. Тогда как они определили для себя свою маскулинность?


Наибольшее значение для поддержания отношений доминирования имеет норма антифеминности. Исследуя способы конструирования маскулинности, многие исследовательни_цы приходят к выводу, что сама по себе маскулинность не существует. Она конструируется «от обратного» и видима только при наличии полярной категории – феминности, т.е. качеств, традиционно ожидаемых от женщин. Проще говоря, «быть мужчиной» означает «не быть женщиной»: максимально дистанцироваться от феминности и постоянно доказывать это своими поступками. Взаимоисключаемость этих категорий и придание им разного символического веса в патриархальном обществе обеспечивает устойчивость системы. Если феминность описывается как специфическая, пассивная, эмоциональная, иррациональная, слабая и зависимая, то маскулинность, выстроенная в противовес ей как нечто «лучшее», предполагает власть над феминным.

Среди патриархально настроенных знакомых для меня под запретом селфи. Они считают это чем-то очень и очень "женским". А я вообще не понимаю, как это взаимосвязано. Мне говорили много всего, но особенно меня поразил случай с моей знакомой. Купил я себе немного шмоток в торговом центре и скинул ей фотки. Одежда была самой разной: и всякие толстовки, и футболки, и только одна вещь из женского отдела: розовый свитер с цветочным узором. Вещь мне понравилась, сидела хорошо, и я не задумываясь купил. Она приобретению очень удивилась, сказала, мол, не ожидала, что я куплю такой свитер. А мне просто очень нравились цветные вещи, особенно в детстве. Я не представляю, как я смог бы ходить во всем сером.


Мифический образ «идеального» мужчины, выполняющего все перечисленные выше нормы, становится культурным стандартом маскулинности. «Идеальный» мужчина не только снискивает социальное одобрение, но и получает максимально широкий доступ к ресурсам и власти, поэтому соответствие нормам маскулинности становится таким желанным: не тебя угнетают, а ты угнетаешь. Этот недостижимый и вместе с тем постоянно транслируемый идеал, на который ориентируют мужчин, получил название гегемонной, или доминирующей, маскулинности. Мужчины, которые смогли приблизить себя к норме доминирующей маскулинности, получают больше привилегий и возможности управлять другими мужчинами и женщинами.

Мы попросили 4 мужчин и одного мальчика выбрать 5-6 вещей, которые бы значили что-то для них и их личной идентификации, и 1 слово, которое рассказывало бы что-то об их идентичности.

Ребенок, С., 4 года.


Фотография. На фото: Волшебный пони, планшет, книга, набор для делания браслетов дружбы, геккон.


Маскулинность и привилегии


Зачастую при обсуждении патриархата как системы угнетения многие мужчины резко сопротивляются позиции критики маскулинности: «Лично я никого не угнетаю! У меня нет никаких привилегий!»

Ощущение личного бессилия со стороны конкретных индивидов и представление мужчин властной группой во многом завязано на гегемонной маскулинности как культурном стандарте. Говоря о маскулинности, не следует забывать, что мужчины, которые ее репрезентируют, вписаны не в только в плоскость гендера. Раса, возраст, социальный класс, гражданство, сексуальная ориентация и множество других характеристик влияют на то, насколько отдельно взятый мужчина соответствует норме и какую долю привилегий получает. Одним из примеров того, кто же из мужчин может претендовать на максимум социальных благ, можно назвать классический образ белого гетеросексуального моногамного мужчины из среднего класса, который любит спорт и свою машину. Опираясь на стандарт идеального репрезентанта, патриархальная система оценивает других мужчин и конструирует иерархию между неравнозначными маскулинностями.

Несмотря на то, что подавляющее большинство мужчин не соответствует в полной мере требованиям, предъявляемым гегемонной маскулинностью, они так или иначе получают патриархальные дивиденды. Под патриархальными дивидендами понимаются не только непосредственно материальные блага вроде повышенной зарплаты, но и иные властные преимущества: доступ к государственной власти, символический престиж, право распоряжаться и командовать. Иерархия, выстраиваемая между индивидами на основании того, насколько они отвечают «золотому стандарту» маскулинности, определяет порядок распределения ресурсов. При этом получение привилегий завязано на постоянном подтверждении собственного статуса: чтобы претендовать на блага, нужно явно демонстрировать свое соответствие норме маскулинности.

У меня длинные волосы. Так сложилось, что люди из моего окружения не всаживают мне ножи в спину, но другие часто бывают в замешательстве. Могу вспомнить, как на остановке ко мне подошел полупьяный мужчина и вежливо поинтересовался, тяжело ли мне ухаживать за ними. Единственный случай, который меня задел, был в военном городке, куда я ходил подаваться на военную кафедру. Тамошний прапорщик делал едкие замечания, мол, таких не берем. Глупо спорить с такими людьми. Ты не поменяешь их взгляды, которые выстраивались годами, проще промолчать или уйти.


Иван, 22 года

Конечно, никакая «полиция гендера» не наведывается к мужчинам домой, чтобы «измерить» их уровень маскулинности и наградить привилегиями или лишить их. Сама система распределения благ и власти, встроенная в патриархат, подразумевает непрерывный неявный контроль со стороны других: как одобрение, так и порицание. Киммел описывает этот процесс как гомосоциальный спектакль. «Другие мужчины наблюдают за нами, оценивают нас, соглашаются допустить нас в царство маскулинности, если наше исполнение роли убедило их» (Kimmel, 1994, P. 39). Характерной особенностью такого контроля является то, что женщины исключены из системы распределения привилегий. Их угнетенный статус в иерархии лишает их возможности напрямую влиять на систему власти. Мужчины скорее используют женщин для получения символического капитала и соответствия нормам гетеросексуальности, продолжения рода и создания пары, но реальное значение имеет только оценка другими мужчинами.

В условиях ограниченности ресурсов мужчины вынуждены постоянно поддерживать свои притязания на привилегии и закреплять свое соответствие нормам твердости, успеха и антифеминности через практики доминирования и насилия.

Мы попросили 4 мужчин и одного мальчика выбрать 5-6 вещей, которые бы значили что-то для них и их личной идентификации, и 1 слово, которое рассказывало бы что-то об их идентичности.

Предприниматель, О., 45 лет.


Фотография. На фото: Ежедневник, визитные карточки, бритва, наручные часы, одеколон, чашка с тигром.


Маскулинность как насилие, гомофобия и сексизм


Насилие в патриархальной системе возникает как инструмент удержания власти и, вместе с тем, легитимации использования ее конкретными группами и индивидами.

В первую очередь насилие в самом широком смысле (как прямая физическая агрессия и как вербальное и символическое доминирование – обзывание, унижение, использование объективирующих образов в медиа и др.) применяется по отношению к женщинам. Насилие, обращенное к феминности, призвано не столько подавить ее, сколько закрепить неравенство и очертить строгие рамки соответствия норме. Так, маскулинный лишь тот, кто демонстрирует агрессию, готов использовать право убивать и быть убитым, тот, кто полностью противопоставляет себя феминности и показывает это в своем поведении.

Постоянные попытки доказать кому-то свою маскулинность – это просто уморительно. Например, моя последняя любовь в этом плане – "Каратель 2099". Главный герой там настолько мужественен, что почти всё, что он говорит, – это либо one-liner о каре, либо крупный план его напряжённого до предела лица с сожалением о том, что он не может карать жёстче. Самое, пожалуй, смешное, что я нет-нет, да встречал людей, которые крайне их напоминают. Они, конечно, не мечтали эффективно карать преступность, да и не били демонстративно кружки о пол... Но до натуги крепкое рукопожатие, шутки про мамок как единственный приносящий удовольствие вид юмора, и "да ты что, мужчина не должен пить коктейль больше чем из двух ингредиентов!" – это тоже по-своему смешно.


Фига, 22 года

Это требование использовать агрессию в отношении других формирует второе измерение насилия в маскулинности: насилие по отношению к мужчинам, не исполняющим свою роль «как должно». Гомофобия и сексизм возникают как ответ на страх быть разоблаченными в неправильном исполнении своей роли. Необходимость дистанцировать себя от феминности и укрепить в глазах других свои претензии на соответствие норме находит выражение в публичном остракизме «иного».

Сексизм предлагает два набора действий и стереотипов («как девчонка» или «как мужик») и выстраивает систему надзора за тем, чтобы люди выполняли предписанные им роли. Страх оказаться немужественным и подорвать социальное доверие к собственной маскулинности провоцирует мужчин на использование насилия.

Пару лет назад я по неопытности покрасился в особо яркий оттенок рыжего. Однажды вечером я ждал в лофте человека, и ко мне подвалил мужчина лет 40 со словами: "Парень, а ты... ну... не из этих?". Получив ответ "Э-эм, нет", он по-дружески улыбнулся, хлопнул меня по плечу и заявил, что если я не смою эту краску в срочном порядке, то меня "прямо на каждом углу будут ****** [очень больно бить].


Фига, 22 года

Майкл Киммел отмечает, что при анализе гомофобии как составляющего элемента маскулинности следует понимать, что гомофобия – это агрессия не в отношении мужчин, практикующих связи с другими мужчинами, а в отношении феминного в мужчинах (Kimmel, 1994). Гомосексуалам, которые описываются в патриархате как «феминные» мужчины, отказывается в праве быть репрезентантами гегемонной маскулинности, что значительно снижает их привилегии. Гомосексуальность в таком ракурсе расценивается как необходимость подчиняться другим мужчинам, терпеть насилие и насмешки с их стороны из-за причастности к феминности. Ирония в том, что гомосексуалы, следующие стратегии сексизма, публично унижают женщин и намеренно подчеркивают свою маскулинность, оказываясь таким образом частично принятыми в систему распределения привилегий.

Мы попросили 4 мужчин и одного мальчика выбрать 5-6 вещей, которые бы значили что-то для них и их личной идентификации, и 1 слово, которое рассказывало бы что-то об их идентичности.

Студент, Н., 21 год.


Фотография. На фото: Блокнот, плеер, гигиеническая помада, фотоаппарат с наклейкой Бэтмена, электронная книга.


Кризис маскулинности


К середине 90-х годов вместе с укоренением феминизма не только как активистской практики, но и инструмента преобразования общества на государственном уровне среди социолог_инь, занимающихся исследованиями конструирования маскулинных идентичностей, возникает термин «кризиса маскулинности».

Так как законодательно запрещаются основные практики доминирования маскулинности – прямое насилие, публичное выражение агрессии, сексизм и гомофобия – и социально эти действия получают негативную оценку, маскулинность как идеология угнетения теряет свою легитимацию и поддержку в культуре. Изменения медиа и культурной репрезентации: включение ЛГБТКАП+ сообщества, расширение телесной презентации, развитие потенциала женщин и их возможностей в политике – приводят к изменению принятых ценностей. Переосмысление роли «добытчика» и упор на необходимость взаимопроникновения публичной и приватной сферы для мужчин подрывают нормы маскулинности и провоцируют пересмотр взаимоотношений между женщинами и мужчинами.

С одной стороны, я с нетерпением жду изменений в собственной внешности, связанных с этим, с другой – я устал от постоянных попыток контролировать мою жизнь и навешивать ярлыки. Мне близок подход, при котором сами термины "маскулинный/феминный" являются самонаполняемыми и для каждого человека значат свое. Отчасти эти термины наполняет окружающее нас общество, отчасти – мы сами. С окружающим обществом ничего общего я иметь не хочу.


Мы попросили 4 мужчин и одного мальчика выбрать 5-6 вещей, которые бы значили что-то для них и их личной идентификации, и 1 слово, которое рассказывало бы что-то об их идентичности.

Журналист, А., 22 года.


Фотография. На фото: Книга, смартфон, ручка, блокнот, одеколон.


Новые маскулинности


Стратегии преодоления кризиса маскулинности отнюдь не однородны и, как и сами представления о маскулинности, зависят от социального и культурного контекста. Условно их можно разделить на прогрессивные, предполагающие пересмотр норм и ценностей маскулинности и движение вперед, и консервативные, предлагающие инструменты для усиления разрыва между феминностью и маскулинностью и укрепления патриархальной системы.

Консервативная стратегия закрепления видения женщин и мужчин как «разных людей» в подавляющем большинстве случаев используется в неопатриархальных контекстах. Такая тенденция характерна для экономически и политически нестабильных регионов, где традиционные представления о «должном» (заработке, вступлении в брак, репродукции) не могут быть реализованы в полной мере. Немалую роль играет и откат к клерикальным ценностям и традиционным маскулинным ролям. Практики угнетения и насилия в таких случаях используются не только мужчинами по отношению к женщинам. В то время как домашнее насилие нормируется, агрессия становится отличительной чертой «настоящего мужчины», активно используются милитаристские практики доминирования мужчин над мужчинами: рекрутирование в армию, заключение в тюрьмы, карт-бланш на насилие в публичных пространствах выстраивают новый порядок, где власть получает сильнейший.

Среди прогрессивных стратегий наиболее многообещающая – стратегия пересмотра маскулинности. Она заключается в переосмыслении традиционных патриархальных ценностей, разрушении представления о мужчинах как об однородной социальной группе с «белым европейским лицом» и создании плюральной концепции маскулинности, которая бы не только сопротивлялась патриархальной иерархии, но и реабилитировала феминность. Реальным достижением этой стратегии можно назвать феномен «нового отцовства» (new fatherhood). «Новые отцы» – это мужчины, которые проявляют эмоциональную компетентность и близость с детьми, развивают навыки, связанные с заботой и уходом, и размывают грань между приватным и публичным пространством. На фоне этого также получает развитие идея ревизии маскулинности и внедрение в нее ценностей феминизма. Антисексистское, негомофобное поведение, сознательный отказ от практик угнетения в отношении женщин, детей и других мужчин создают «новую мужественность» (new manhood), которую отличает эмоциональная открытость и желание дружеской близости с другими.

Безусловно, процессы пересмотра феминности и маскулинности тесно связаны с изменением социальных представлений о женщинах и мужчинах и их ролях. Однако ждать, пока изменится общество, и не предпринимать никаких попыток изменить себя – значит бежать от проблемы и игнорировать реальные инструменты для ее решения. Говорить публично о запретах, которые накладывает традиционная маскулинность, искать способы их преодоления и слышать мнения угнетенных групп кажется одним из шагов к более равному обществу, где разные мужчины и разные женщины смогут найти свое место.

© Фото Nollaig Lou