1.4.2 Понятие о маскулинности, феминности и андрогинности

Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus - мужской и femininus - женский) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

К типично мужским чертам традиционно относятся независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Маскулинная роль, таким образом, включает те типы поведения, которые обычно ожидаются от мужчин для поддержания целевой ориентации и которые отражают невосприимчивость в межличностных контактах.

К типично женским чертам традиционно относятся уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемининности меньше касаются волевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам. Фемининная роль включает виды активности, ориентированные на поощрение взаимно-полезных качеств в межличностных взаимодействиях.

Многочисленные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются скорее вследствие особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также социального воздействия, нежели из-за биологических различий между полами. Долгое время представление о мужских и женских чертах базировалось на модели одного континиума, на одном конце которого располагаются мужские качества, а на другом - женские (по принципу “чем больше мужского, тем меньше женского” и наоборот). В дальнейшем было установлено, что мужские (маскулинные) и женские (фемининные) качества являются независимыми характеристиками и могут быть расположены лишь на двух отдельных непересекающихся континуумах.

В дифференциальной психологии маскулинность и фемининность - это специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые маскулинность и фемининность, являются транскультурными (например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности с мягкостью и нежностью). Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При изучении этих образов необходимо учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точку зрения (мужскую или женскую) выражает данный конкретный стереотип.

«С изменением системы половых ролей многие традиционные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся менее полярными и однозначными, чем раньше» (И. С. Кон).

Соответственно изменяется и содержание категорий маскулинности и фемининности в теоретической психологии. Раньше они считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, причем всякое отступление от норматива воспринималось как патология. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных свойств. На этой основе западные психологи 30-60-х гг. сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности и фемининности умственных способностей, эмоций, интересов (шкала М/Ф MMPI, шкала маскулинности Гилфорда). Эти шкалы предполагают, что индивиды могут в пределах какой-то нормы различаться по степени маскулинности и фемининности. Однако сами свойства маскулинности и фемининности представлялись альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностыо и обратно. Вскоре, однако, выяснилось, что не все психические качества поляризуются на «мужские» и «женские».

Благодаря современным исследованиям маскулинность и фемининность рассматриваются как независимые переменные, сочетания которых оказывают разное влияние на социальную адаптацию мужчин и женщин (Э. Маккоби, К. Джаклин, С. Бем, В.Е. Каган и др.). Так, С. Бем рассматривает маскулииность и фемининность как независимые, ортогональные измерения личности. Она указала на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а личность может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами, и полагает, что личности даже желательно быть андрогинной, т. е. вобрать в себя лучшее из обеих половых ролей.

Андрогиния (от лат. and ros - мужской, gynes - женский) - понятие, введенное американским психологом С. Бем для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества или же обозначения присутствия маскулинных и фемининных характеристик у одного и того же индивида. В современном использовании слово андрогиния, в основном благодаря работам С. Бем, описывает скорее психосоциальные, чем физиологические или анатомические характеристики.

Андрогинными считаются индивиды, имеющие высокие показатели и по фемининности, и по маскулинности, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским.

С. Бем провела серию работ, в которых показала, как андрогинные индивиды обоего пола демонстрируют «маскулинную» независимость, когда на них оказывают давление, и «фемининную» заботливость, играя с котенком. В отличие от андрогинов, у индивидов, относящихся к одному из половых типов, формы поведения, характерные для противоположного типа, были представлены недостаточно. Андрогинные индивиды могли демонстрировать как фемининные, так и маскулинные качества, в зависимости от того, какая именно реакция соответствовала ситуации. Эти результаты говорят о том, что андрогиния дает человеку больше свободы действия. Можно сделать вывод, что психологическая андрогинность - это многомерная интеграция высоких показателей маскулинных и фемининных характеристик, позволяющая успешно адаптироваться в социуме, и достигнуть более высокого уровня развития и функционирования личности. Это важная психологическая характеристика индивида, определяющая способность менять свое поведение в зависимости от ситуации.

В соответствии с существующими представлениями индивид необязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. Предполагается, что у андрогина эти черты представляются гармоничными и взаимодополняемыми. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, уступчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

С. Бем, в противоположность взгляду, что мужчины и женщины для лучшей адаптированности должны иметь традиционно установленные соответствия полу, показала малую приспособленность индивидов, обладающих только такими характеристиками. Наиболее приспособленным к жизни оказался андрогинный тип, имеющий черты того и другого пола. Понятие психологической андрогинии касается не соматических качеств, а только поведения и установок личности.

Также андрогиния способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности. Развитие исследований по проблематике психологического пола, разработка таких понятий, как “схема пола”, “значимость половой идентичности для индивида”, направлены на поиск возможных путей формирования не только маскулинности и фемининности, но и андрогинии.


Различия являются одним из существенных факторов, обеспечивающих понимание в межличностном общении. Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания 2.1 Организация исследования и характеристика выборки В данном исследовании нами ставилась цель изучить влияние гендерной идентичности (показатель гендерной социализации) на общение...

Социального окружения по выделенным группам. В § 3.2. "Результаты исследования взаимосвязи особенностей идентичности и поведения в Интернете и их обсуждение" проверялось, связаны ли изучаемые особенности поведения между собой и с объективными характеристиками использования Интернета, а также с полом и возрастом пользователей. Было установлено, что активность поведения в Интернете слабо связана с...

Секса носят зачастую стихийный, нерегулируемый характер, что не может не сказываться на общей сексуальной культуре молодежи. 2. Общественное нормирование и каналы сексуального просвещения молодежи Половое созревание (пубертат) - центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Эти процессы оказывают существенное влияние на эмоции, психику и социальное поведение...

Материальногоблагосостояния). Кроме того, мы считаем целесообразным выявление гендерной специфики исследуемых явлений. Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ. 3.1. Методы и методики исследования особенностей социализации подростков в различных типах семей. Цель: изучение влияния типа семьи на процесс становления личности в подростковом возрасте. Объект...

Маскулинность и фемининность в поведении Городнова Н. Н.


Многочисленные теор етические и практические исследования свидетельствуют о значительности категории пола для понимания психологических особенностей и поведения личности. Поскольку мы рассматриваем пол не в биологическом значении, а в социально-психологическом, нами будет использоваться понятие „гендер”. Термин „гендер” был включен в научный контекст , прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социокультур ную причину межполовых различий. Гендер понимается, как социально сконструированные роли и социально освоенные модели поведения, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах.

Категория, которая конструирует отрасль половой дифференциальной и гендерной психологии применяется в гендерных исследованиях для определения культур но-символического содержания „женского” и „мужского” – это категория „маскулинности – фемининности”. Одной из категорий в гендерных исследованиях, которая относится к феномену маскулинности – фемининности есть полоролевое поведение. Оно определяется как специфическое поведение в несексуальной сфере, которое связанно с усвоением женских и мужских норм, ценностей и установок.

Мы не выходим за сферу социальной определенности полоролевого поведения, связанного с усвоением полоролевых стандартов. В первую очередь нас интересуют внутриличностные механизмы реализации полоролевого поведения. С этой целью необходимо рассмотреть место образования маскулинности и фемининности в основных психологических теор иях.

Мы выделили десять основных психологических теор ий формирования маскулинности и фемининности. Это психоаналитическая теор ия З.Фрейда; неопсихоанализ К.Хорни; Аналитическая психология К.Г.Юнга; теор ия связи с объектом; трансперсонал ьная концепция маскулинности и фемининности; перинатальный подход С.Грофа; теор ия социального научения и когнитивного развития; эволюционная теор ия пола В.Геодокяна; теор ия генезиса маскулинности в концепциях научно – исследовательского проекта АН СССР „Социально-психологические проблемы социализации и освоение половых ролей”, новая психология пола.

Несмотря на множество теор ий формирования маскулинности и фемининности, в настоящее время создано только две основные модели структурной организации маскулинности и фемининности, которые господствовали в психологической науке до 1970 года. Описывая первую структурную модель, следует сказать, что до 1970 года маскулинность и фемининность рассматривалась как простой биполярный конструкт, то - есть, если человек имеет высокие показатели маскулинности, его показатели фемининности – низкие. Вторая есть результатом современных исследований маскулинности и фемининности. Несмотря на то, что вторая модель более новая, в современной психологии используется как первая, так и вторая.

Так, в работе О.Вейнингера представлена первая модель „...мужчины и женщины являются как бы две субстанции, которые в разных соотношениях распределены на все живые индивидуумы, к тому же коэффициент каждой никогда не может быть равен 0”.

В психологии преобладала идея о том, что в человеке имеются и женские и мужские элементы, но они не проявляются одновременно. Считается, что идеальных мужчин, где фемининность равна 0, а также идеальных женщин, у которых маскулинность равна 0, в действительности не существует. Как в отношение к морфологии, так и по отношению к психологии отстаивается принцип промежуточных форм, который ориентирует на поиск разных вариантов соотношения мужского и женского в психи ке человека. Этим соотношением объясняется характерология и выбор стратегии поведения. Такая модель маскулинности - фемининности описывается как континуально- альтернативная.

А. Константинопль высказывает сомнение относительности такой концептуализации маскулинности - фемининности и рассматривает их как независимые величины. Идея независимости маскулинности и фемининности связана с появлением такого понятия как андрогиния.

Впервые понятие о психологической андрогинии было сформулировано В.Флиссом в Х1Х ст. И описывалось как идея присутствия в одном человеке мужского и женского начала. Опираясь на теор ию В.Флисса, О.Вайненгер писал: „Существует множество переходных степеней между мужчиной и женщиной, так называемые «промежуточные половые формы…» Мы можем принять идеального мужчину и идеальную женщину как типично половые формы, которые в действительности не существуют. Все особенности мужского пола, хотя и в слабом, еле развитом состоянии, можно найти в женском; и наоборот, все половые признаки женщин в совокупности есть в мужчине, хотя в довольно неформальном виде”.

Идея о наличии промежуточных форм между „идеальным мужчиной” и „идеальной женщиной” стала источником новой идеи о том, что маскулинность и фемининность не являются взаимоисключающими структурами. Каждый человек содержит в себе определенное соотношение маскулинных и фемининных черт с высоким уровнем их проявления и определяется как андрогиния.

Одной из отправных точек для дальнейшего исследования такого явления как андрогиния была теор ия S.Bem, в которой было выделено не две, а четыре полоролевых типа:

  1. маскулинный - высокие показатели маскулинности и низкие – фемининности;
  2. фемининный – высокие показатели фемининности и низкие – маскулинности;
  3. андрогинный – высокие показатели как маскулинности, так и фемининности;
  4. недифференцированный – низкие показатели и маскулинности, и фемининности.

Именно эта теор ия стала основополагающей для образования второй структурной модели, которая получила название ортогональной.

При континуально-альтернативной модели между маскулинностью и фемининностью существуют отношения взаимоисключения, а при среднем проявлении между ними возникают отношения взаимонезависимости. То есть континуально-альтернативная модель валидна только для полюсов параметров маскулинности и фемининности, а при среднем их проявлении – ортогональная, где маскулинность и фемининность взаимонезависимые. Поскольку представленные модели не являются взаимоисключающими, считаем необходимым, использовать обе модели при изучении полоролевого поведения личности в нашем исследовании.

Сбор данных проводился при помощи методики S.Bem (BSRІ), на базе КГПУ им. Б.Д.Гринченка, в четырех студенческих групп. В исследовании принимали участие 95 студентов, из них 67 женщины и 28 мужчин; возраст – от 18 до 20 лет.

Данные исследование выявило некоторые отличия в показателях маскулинности и фемининности студентов; в частности, 39% девушек определили у себя маскулинные черты, 32% фемининные, 23% андрогинные и 6% - недифференцированный тип поведения.

Маскулинных юношей за полученными данными – 34%, фемининных – 37%, и это беспокоит, поскольку они составляют свою гендерную модель поведения по фемининному типу, 25% – андрогинных и 4% недифференцированный тип.

Полученные результаты были для нас неожиданными, нами было предположено, что паттерны поведения молодежи могут влиять на выбор профессиональной направленности.

Для подтверждения полученных данных и проверки гипотез ы о том, что поведения влияет на самоопределение в будущей профессии, нами было проведено анкетирование по методике S.Bem (BSRІ), учащихся с разной предметной направленностью - гуманитарной гимназии и экономического лицея г. Киева. В выборку вошли 245 подростков мужского и женского пола в возрасте от 12 до 16 лет; женского пола - 133, мужского - 112. Подростки из гуманитарных классов были количественно представлены 92 девушками и 28 юношами; состав группы экономических классов - 33 девушками и 87 юношами.

При получении результатов, наши предположения подтвердились. Разница в оценке своего поведения девушками из экономических и гуманитарных классов была следующей. Анализ результатов показал, что подростки женского пола из экономического лицея, отметили у себя маскулинных черт - 44,7%, фемининных - 29,9%, андрогинных 15,8%, недифференцированного 8,6%. Девушки гуманитарной гимназии отметили у себя маскулинных - 10,7%, фемининных - 52,9%, андрогинных - 17,1%, недифференцированного - 20,3%. Подростки мужского пола с экономического лицея отметили у себя 52,1% -маскулинных черт, 4,2% - фемининных, андрогинных - 18,4% , недифференцированного -25,3%; из гуманитарной гимназии юноши отметили у себя маскулинных - 38,6%, фемининных 24, 6%, андрогинных – 19,9 %, недифференцированного – 17,8%;

Таким образом, мы получили данные, которые свидетельствуют о существование ярко выраженных отличий в паттернах поведения у подростков из классов экономического и гуманитарного направления. Результаты показали, что андрогинные показатели во всех группах меньше, подростки и молодежь отдают предпочтительную ориентацию на маскулинную или фемининную модели поведения.

Фемининность характеризуется экспрессивностью, зависимостью, принятием других. В то время как маскулинность диктует доминирование в отношениях, предполагает агрессивность, эмоциональную холодность, самоуверенность, высокую самооценку. Недифференцированный тип определяет наиболее слабый тип поведения личности по сравнению с другими типами и не предусматривает стабильного выбора стратегии поведения в группе. Только андрогинная полоролевая модель поведения дает человеку больше возможностей для выбора стратегий поведения в разных сферах человеческой деятельности, как наиболее эффективной, совершенной и успешной.

По итогам нашего исследования психологам, преподавателям университета, педагогам и родителям, были сформулированы практические рекомендации, по вопросам гендерного воспитания, в противовес гендерным стереотипам, которые играют немаловажную роль в развитии личности, в становлении гендерной идентифи кации и формировании паттернов поведения подростков и молодежи.

Литература

  1. Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование – М.: «Терра», 1992 –480с.
  2. Геодакян В.А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола. Онтогенетическая и филогенетическая пластичность. //Общая биология. 1974. Т.35. №3 – С.376-385.
  3. Городнова Н.Н. К вопросу о формировании гендерных ролей у учащихся лицейных классов с разной предметной направленностью //Материалы международной научной конференции. Ин-т психологии им.Г.С.Костюка АПН Украины – К.: Миллениум, Т. 2, 2002, С. 80-83.
  4. Гроф С. За пределами мозга – М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1993 –504с.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
  6. Мейнуоринг У. Механизм действия андрогенов. Пер.с англ. – М.: Мир, 1979. –224с.
  7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989. –455с.
  8. Хорни К. Ваши внутренние конфликты: Пер. с англ. – СПб.: Лань, 1997. – 212 с.
  9. Юнг К.Г. Либидо, его метамарфозы и символы. – С.-П.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1994. –416 с.
  10. Bem S.Z. The measurement of psychological androgyny. – Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 1974. – 42 (2),P. 155-162.
  11. Parsons F . Family structure and the socialization of the child // F. Parsons, R. Baler (eds.). Family socialisation and interaction process. N-Y., Free Press, 1955.

Маскулинные девочки - девочки, похожие на мальчиков. Ребенок входит в жизнь с определенными врожденными программами развития и психофизиологическими половыми различиями. В динамике этого развития осваиваются половые роли, и к 5 годам ребенок полностью усваивает роль, идентичную своему полу. Но по разным причинам, из-за влияния среды и семьи (см. Роль семьи в воспитании мальчиков и девочек) или из-за нарушения в эндокринной системе (см. - Мальчики, похожие на девочек феминные мальчики) так не происходит. В результате растет девочка, похожая на мальчика и внешне и по поведению. К счастью, с наступлением полового созревания (см. Как взрослеют девочки) мальчикоподобные девочки, как правило, становятся девушками, со всеми свойственными им физическими и психическими особенностями.

При проявлении следующих признаков родителям и воспитателям следует обратиться к врачам:

Выбор игр и игрушек. Девочки играют только в войну, в ковбоев или во что-то подобное и выбирают роль не медсестры и любимой девушки ковбоя, а роль солдата или самого ковбоя. При этом в куклы или в дочки-матери не играют никогда.

Общение со сверстниками. Девочки играют только с мальчиками и выглядят в этом общении такими же, как они.

Общение со взрослыми. Маскулинные девочки предпочитают, как правило, мужские компании, избегают ласк в отношениях с матерью, но могут демонстрировать влюбленность в женщин, которую они проявляют в энергичном мужском стиле.

Стремление к изменению внешности. Маскулинные девочки не любят платья и украшения, стесняются себя и завидуют мужской стати, любят мужскую одежду и носят ее в подчеркнуто мужском стиле, предпочитают короткую стрижку без бантиков и заколок. Но эти моменты не очень информативны, так как современное общество ориентировано на приоритет мужчин и эмансипированность женщин в нем поощряется.

Неудовлетворенность своей социальной ролью также свойственна современным эмансипированным женщинам. Поэтому она может быть влиянием скорее всего среды, а не следствием эндокринных изменений. Более информативно настойчивое высказывание желания изменить свой пол и имя.

Творчество. При просьбе нарисовать человека маскулинная девочка нарисует мужчину и чаще рисует танки, машины, корабли.

Стиль поведения. Маскулинные девочки размашисты и резки в движениях, по-мужски угловаты, напористы в речи и действии, употребляют часто грубые слова и демонстрируют утрированную мужественность.

Каждый из перечисленных признаков в сочетании или в отдельности не свидетельствует о несоответствии ребенка паспортному полу. И в отношении маскулинных девочек отклонения еще более сложно определить, чем в отношении феминных мальчиков. Большинство современных культур маскулинно ориентированы. Американские ученые проанализировали литературу для детей и выявили, что соотношение мужских и женских персонажей составило в изображении людей 11:1, а животных - 95:1. 75% главных героев книг для детей 2-6 лет - это мужчины. Поэтому маскулинизация поведения девочек может поощряться и семьей, особенно не полной, и средствами массовой информации, где много внимания уделяется успехам женщин в традиционно мужских видах труда и спорта.

И все-таки в пользу полоролевых отклонений говорит раннее и интенсивное проявление сочетания большинства перечисленных признаков.

Маскулинность — комплекс физических, психических и поведенческих особенностей, которые свойственны мужскому полу.

Почти во все времена твердо знали, что мужчинами не рождаются, а становятся. Мужчина всегда ориентирован на достижение чего-то значимого. Недостаточная маскулинность не дает мужчине реализовать себя в карьере и личной жизни. Такие люди остаются неудачниками и лузерами.

Как не стать неудачником? Существуют отрицательные признаки маскулинности, которые мешают развиться мужчине и реализовать себя в полной мере.

1. Ненависть к работе. Если мужчина идет на работу как на каторгу, то явно не все в порядке. Не принимай поражения в области профессиональной карьеры. Переквалифицируйся, смени сферу деятельности или место работы.

2. Обида. Некоторые мужчины обижаются на жизнь. Она к ним несправедлива. Вокруг одни завистники, интриги и неприятности. «Несправедливо» обиженным быть глупо. Миру плевать на твой успех. Он не будет помогать преуспевать и достигать мечты. Если хочешь чего-то добиться, то перестань себя жалеть и сваливать неприятности на других. Все зависит от тебя!

3. Алкоголизм. Алкоголь мешает жить. Пока мужчина его пьет, то ни о чем не думает. Но он считает, что может бросить пить в любой момент. В реальности алкоголь сгубил много отличных мужиков. Наверняка ты сам знаешь несколько примеров.

4. Инфантилизм. Иногда мужчины не хотят взрослеть. Они избегают ответственности на работе и на личном фронте. Они посвящают жизнь своему хобби и стилю жизни. Не беги от ответственности на работе, не прячься от семьи и постоянных отношений.

В 1976 году Роберт Брэннон сформировал четыре принципа маскулинности.

Принципы маскулинности

Принцип маскулинности № 1. Без бабства

Женский мир очень отличается от настоящего мужского. Мужчина должен избегать всего, что присуще женщинам. Женское поведение, манеры, образ жизни и даже цели. Мужское поведение более грубое, ироничное и немного агрессивное. Мужчина – это мужчина.

Принцип маскулинности № 2. Большой босс

Каждый мужчина должен стремиться стать самым большим боссом. Это может быть любая сфера деятельности и образ успеха. Главное быть лучшим и обойти более слабых соперников. Стремись стать «большим боссом» и профессионалом в своей сфере. Мужчина — это профессионал.

Принцип маскулинности № 3. Крепкий дуб

Женщины могут быть слабыми, трусливыми, пугливыми и беспокойными. Но ты помнишь пункт первый? То, что присуще женщинам, не должно быть у мужчины. Мужчина сильный, крепкий, уверенный и непоколебимый. Крепкий дуб не проявляет слабость и малодушие. Он не прогибается под неприятностями всего мира. Мужчина – это крепкий дуб.

Принцип маскулинности № 4. Задай им жару

Мужчина сам по себе крутой перец. Он не пасует перед другими самцами и не боится банального насилия. Мужчина может задать трепку противнику. Он уверен, но спокоен в любой ситуации. Мужчина – это воин.

Выраженная маскулинность поможет тебе достичь поставленных задач и даже больше. Мужчина добьется своего, даже если ему придется разрушить сколько угодно стен из стали и железобетона, направляясь к цели.

Как становятся мужчиной? На этот вопрос отвечают гендерные исследования, которые часто связывают с исследованиями именно женщин. Их даже воспринимают как что-то враждебное мужчинам. На самом деле гендерные исследования - это совсем не про то, чтобы обвинять мужчин в каких-то грехах, чтобы отобрать у мужчин побольше прав и отдать их женщинам. Гендерные исследования занимаются и мужскими, и женскими проблемами. Изучая гендерный порядок, гендерные исследования показывают, что на самом деле этот порядок означает довольно жесткие рамки поведения и для мужчин, и для женщин. То есть это палка о двух концах, создающая проблемы каждому индивидуальному человеку, который не совсем вписывается в эти жесткие гендерные рамки.

Итак, что же такое мужчина? На первый взгляд, это такое биологическое существо, обладающее определенными половыми признаками. Но ведь этого совершенно недостаточно. От мужчины всегда требуется не просто обладать половыми признаками, но и демонстрировать некое специальное мужское поведение. Ну, например, как поется в известной песне группы «Ленинград», которая так и называется «Дикий мужчина»:

«Да, ты права, я дикий мужчина:
яйца, табак, перегар и щетина».

Даже из этих строчек мы видим, как тесно в определении того, что такое мужчина, в данном случае «дикий мужчина», сплетаются биологические признаки и социальные. То есть для того, чтобы быть мужчиной, недостаточно обладать яйцами и щетиной. Хотя щетина - это результат определенной социальной работы, работы над собой. Потому что щетина - это не борода, то есть обладатель ее иногда бреется. Но нужны еще табак и перегар. То есть свойства некоторого мужского поведения.

Не обязательно быть мужчиной вот такого плана, диким мужчиной. Но какой-то тип мужского поведения надо демонстрировать обязательно. Вот если эту мысль сформулировать более романтически, то можно вспомнить стихи советского поэта Михаила Львова, который так написал:

«Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.
Чтоб стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться
И, как руда, пожертвовать собой».

Здесь это сформулировано очень романтически, но смысл тот же самый. Мужчиной родиться мало, мужчиной надо становиться. А свою мужественность надо доказывать.

Фрагмент из фильма «Офицеры» (реж. Владимир Роговой): «Два наряда. - За что? - Меня… это я… - Перестань мямлить, изволь вырабатывать громкий командный голос! Докладывай! - Опоздал я. - Куда? - Из увольнения. - Так, интересно знать, где же ты шлялся?! Ну, чего молчишь, как сыч, отвечай! - Бегемота смотрел».

И действительно, с самого детства перед мальчиками стоит определенный вызов. Вести себя так, как положено мальчикам, будущим мужчинам. И если мальчик будет отклоняться от этой линии поведения, то он столкнется с серьезным неодобрением. С гораздо более серьезным неодобрением, чем девочка, если она будет вести себя как мальчик. Более того, если девочка будет играть с мальчиками, если она будет играть, например, в футбол, участвовать в каких-то проказах мальчишеских, если ее назовут «настоящий парень», то до поры до времени это комплимент. Это не будет беспокоить ее родителей, которые будут думать о том, что девочка растет с хорошими лидерскими качествами. А потом, как положено, будет уже интересоваться нарядами и кавалерами.

Но вот если мальчика назовут девочкой, «ты ведешь себя как девочка», то вот в этой фразе будет очень сильное осуждение. Потому что мальчик себя ни в коем случае так вести не должен.

Таким образом, и мальчики, и девочки вырастают с пониманием того, что мужское и женское поведение имеет разный смысл, по-разному маркируется. Мужское поведение более престижное, оно более ведет к успеху. Ну и так на протяжении всей жизни мужчине предстоит доказывать, что он мужчина, что он не женщина.

Вообще мужское поведение, маскулинность, всегда обозначается как нечто противоположное женскому поведению и феминности. Только в этом соотношении эти понятия имеют смысл. Что такое маскулинность, таким образом? Маскулинность - это определенный набор практик и представлений, которые отвечают на вопрос о том, что значит быть правильным мужчиной в данное время и в данном социальном окружении. То есть отвечать определенным социальным ожиданиям. Маскулинность всегда подразумевает стремление к успеху. Собственно, те качества, которые в обществе маркируются как маскулинные, - это качества, ведущие к успеху в обществе, основанном на конкуренции. Более того, есть определенное социальное напряжение между теми моделями успеха, которые существуют для людей разных классов. Например, для того чтобы преуспеть в современном обществе, нужно хорошо учиться, нужно обладать определенными знаниями, определенной экспертизой. Хорошо учиться значит быть отличником, ботаником. Это свойства, которые не приветствуются в классе. Довольно часто приветствуется совсем другое поведение: более маскулинное, непокорное, более лидерские качества, которые опять-таки в жизни потом могут не пригодиться, а могут данному мужчине только помешать, потому что все лидерами быть не могут.

В разных социальных группах те мужские качества, которыми должен обладать мужчина в идеале, - активность, агрессивность, стремление к лидерству - также могут оказаться неуместными. Вот, например, если мы говорим о рабочем. Над кем он будет лидировать, над кем он будет доминировать? Над товарищами по цеху? Они этого не поймут. Для деталей, которые он обрабатывает, это не нужно. Таким образом, вот это его стремление к самоутверждению не будет иметь выхода у него на работе. Остается самоутверждаться в досуговых практиках, в своей семье. Что часто ведет к конфликтам и агрессивному, несбалансированному поведению.

Какая маскулинность правильная

Итак, для того чтобы в детстве не заслужить прозвище «девчонка», а когда вырастешь, чтобы не назвали «бабой», мужчина должен вести себя правильно. Он должен демонстрировать мужское, маскулинное поведение. Но каковы правила этого поведения? Понятно, что они зависят от исторического и культурного контекста. Маскулинность мушкетера отличается от маскулинности бизнесмена или от маскулинности рок-певца. Все они должны демонстрировать разные качества, разные компетенции. И опять-таки все они должны быть успешными, все они должны проявлять силу характера.

Американский исследователь Роберт Бреннан попробовал сформулировать несколько принципов, или норм, из которых складывается успешная маскулинность.

Во-первых, «без бабства». То есть мужчина должен избегать всего женского.

Во-вторых, принцип «большой босс». Мужчина должен добиваться успеха и опережать других мужчин, должен быть лидером.

В-третьих, «крепкий дуб». Мужчина должен быть сильным и не проявлять слабость.

В-четвертых, принцип, который можно сформулировать так: «Задай им жару». То есть мужчина должен быть крутым. Он не должен бояться насилия, если есть необходимость. Он всегда должен быть готов вступить в бой.

Но важно понимать, что все эти качества проявляются только по сравнению с другими мужчинами. То есть мужчина находится постоянно в состоянии конкуренции. Успех - это всегда пирамида. И на вершине могут оказаться только немногие люди. Остальные все время будут карабкаться на эту вершину и находиться в состоянии борьбы.

Причем современное общество так устроено, что конкуренция становится все больше и больше. Если раньше каждый конкретный мужчина сравнивал себя только с мужчиной своего социального окружения, то сейчас социальное давление гораздо больше, потому что он видит пример чужого успеха в социальных сетях. Он видит это в кино, он видит это даже в новостях. Поэтому мужчина находится в состоянии вызовов, на которые он должен отвечать, и в состоянии достаточно сильного стресса.

Итак, поскольку индивидуальному мужчине достигнуть успеха бывает очень нелегко, многие из них стараются компенсировать ситуацию за счет того, чтобы примкнуть к каким-то обладающим силой и властью институтам. К какого рода сообществам? Это может быть корпорация, это может быть армия, это могут быть и криминальные сообщества. В крайнем случае, это может быть просто какое-то очень сильное милитаризированное государство. И тогда маскулинность будет определяться по принадлежности к этому сообществу. Таким образом, мужчины частично решают свои проблемы во внешнем мире. То есть, являясь частью какой-то сильной организации, мужчина ощущает себя человеком, обладающим той силой и властью, которой обладает эта организация.

Но вот внутри этой организации он всегда будет находиться в состоянии очень сильной, очень жесткой конкурентной борьбы. Потому что в таких центрах силы, в таких организациях конкуренция бывает особенно сильной, особенно жесткой. Какие ресурсы надо иметь, чтобы включаться в эту конкуренцию? В современном мире в развитых странах человек должен иметь доступ, прежде всего, к материальным, экономическим ресурсам и к каким-то средствам, с помощью которых он этот доступ сможет получить. Чаще всего это бывает профессионализм, какие-то профессиональные качества. Хорошее образование, например.

Но если в обществе что-то пошло не так, то это может быть доступ и к каким-нибудь криминальным ресурсам. Вот если мы вспомним 90-е и 2000-е годы, то какие образы успешных мужчин мы можем найти, например, в журналах гламурных, в массовом кино? Это будет бизнесмен, это будет успешный программист, интеллектуал, мастер своего дела, но это может быть и романтизированный бандит. Или романтизированный полицейский, милиционер, который ловит такого романтизированного бандита. Но в любом случае мужчина должен выглядеть успешным. В любом случае он должен выглядеть гламурно. То есть он должен иметь доступ к каким-то материальным богатствам. Желательно, чтобы у него была хорошая машина. Желательно, чтобы он был хорошо одет. Желательно, чтобы он при этом был привлекателен, силен, обладал мускулами.

Те мужчины, которые не могут быть настолько успешными, не могут приспособиться к позиции власти/успеха, оказываются в очень сложном положении. Потому что для таких мужчин позитивных сценариев в нашем обществе нет. Их поведение называется «несостоявшаяся маскулинность» . То есть им приходится все время оправдывать свой неуспех за счет каких-то жизненных обстоятельств. Либо просто спиваться, что тоже, к сожалению, очень распространенный вариант. И тем не менее почти все мужчины должны ощущать себя в той или иной степени неуспеха. Так работает гендерная идеология. Потому что для того, чтобы были победители, обязательно должны быть побежденные.

Отношения мужчин с женщинами

Что мы можем сказать об отношениях мужчин и женщин с точки зрения гендерных исследований, исследований маскулинности?

Исторически эти отношения определяются как патриархат. Что такое патриархат? Это такая социальная система, при которой мужчина имеет привилегированный доступ к ресурсам и к власти, то есть мужчина занимает доминирующую позицию. Классический патриархат - это такая достаточно жесткая система, при которой женщины имеют очень и очень мало автономии. Они не могут самостоятельно принимать решение не только по поводу выбора брачного партнера или, например, по поводу рождения детей, но даже по поводу того, как они должны одеваться, могут ли они получать образование, могут ли самостоятельно выходить на улицу и так далее.

В целом общественное развитие идет в другую сторону. Женщины получают все больше и больше прав. Тем не менее говорить о гендерном равноправии пока не приходится. В любом обществе, в любой стране мужчина продолжает сохранять за собой достаточное количество привилегий, занимать доминирующую позицию.

Всегда ли женщин это не устраивает? Нет, далеко не всегда. Достаточно часто женщины готовы принимать свое подчиненное положение в обмен на то, что их будут защищать, в обмен на то, что им будут предоставлять определенные ресурсы. Эта система отношений в гендерных исследованиях называется «патриархальная сделка» . Но вот на протяжении XX века условия патриархальной сделки стали все более и более пересматриваться. Женщины получали равные юридические права на протяжении XX века. Они получили доступ к образованию, право распоряжаться своим имуществом. Получили право на сексуальную инициативу. Достаточно долго таких прав у женщин не было. И, конечно, это сразу вызвало очень большие изменения в гендерных отношениях. Самое серьезное из этих вызовов было то, что женщины стали в массе своей самостоятельно работать и получать независимый от мужчины доход. С одной стороны, мужчинам стало в какой-то степени легче. То есть благосостояние семьи стало меньше зависеть от одного кормильца и работника. С другой стороны, перед мужчиной возникли новые серьезные вызовы, потому что общаться с человеком, который обладает определенной независимостью, пусть даже неполной независимостью, гораздо сложнее, чем с тем, который от тебя полностью зависит. Здесь уже совсем новые правила коммуникации.

Но самые главные изменения стали происходить в области частной жизни. В современном обществе возник очень большой спрос на близкие отношения, на эмоции, на интимность. И вот это вещи, которым совсем не учили мужчин. Их учили другому: учили добиваться успеха, бороться, быть агрессивными и так далее. А в семье от них ожидается совершенно иное. Это порождает новую систему двойных требований по отношению к мужчине. Ведь современный мужчина, который связан с современной независимой женщиной, должен быть по-прежнему защитником и кормильцем. Но - еще и заботливым мужем. Еще он должен быть хорошим отцом, проводить много времени с детьми. Это сразу порождает достаточно сильные противоречия с его служебными обязанностями. Потому что или ты делаешь карьеру, или ты проводишь много времени с детьми. Это очень трудно совместить. Еще он должен быть хорошим любовником, еще он должен хорошо выглядеть, хорошо одеваться. То есть очень большой набор требований, которые трудно совместить между собой. Что вызывает новые и новые стрессы.

Ну вот в России эти стрессы выражаются в том, что очень сильно выросло количество разводов. Сейчас, если мы посмотрим данные Росстата, сравним количество браков и разводов в 2014 году, мы увидим, что распавшихся браков почти 57%. То есть чаще чем каждый второй брак разрушается, кончается разводом. Это говорит об очень высокой степени взаимной гендерной неудовлетворенности. О противоречивых требованиях, которые мужчины предъявляют к женщинам, а женщины - к мужчинам. О большом объеме обманутых ожиданий.

Проблемы маскулинности

Хотя маскулинность направлена на то, чтобы быть стратегией успеха, на самом деле она порождает многочисленные стрессы и многочисленные риски. Есть целое направление в гендерных исследованиях, которое как раз занимается проблемами мужчин, рисками и тем сложным положением, в котором находятся мужчины в современном обществе, находясь под давлением со стороны разного рода общественных институтов, своих семей, общества.

Один из таких исследователей - Херберт Гольдберг писал: «Какая извращенная логика может указывать на “привилегированное положение мужчин”, эмоционально подавленных, отчужденных от своего тела, изолированных от других мужчин, терроризируемых страхом поражения, боящихся просить о помощи… только и знающих, что свою работу».

Потому что по мере того, как развиваются экономические отношения, конкуренция становится все более и более жесткой. То есть роль кормильца, роль настоящего мужчины становится все более и более рискованной. На самом деле еще в 60-е годы прошлого века у нас в России об этом писал наш известный демограф Борис Урланис : «Принято считать женщин “слабым полом”. В прямом, физическом смысле это правильно. Однако демография утверждает обратное. Слабый пол - мужчины».

И в подтверждение этого приводится очень много демографических данных, которые указывают на низкую продолжительность жизни мужчин, на их большую заболеваемость, на более частые случаи самоубийства, на плохое отношение к своему здоровью, отсутствие заботы о своем здоровье, на разного рода типы рискованного поведения, которые, собственно, ставят мужчин вот в такое положение слабой группы. И в этих словах действительно очень много справедливого. Если мы посмотрим демографическую статистику, мы увидим, что за то, чтобы быть мужчиной, за то, чтобы быть маскулинным, мужчинам приходится платить свою цену. Очень серьезную цену, особенно у нас в России. Если мы посмотрим таблицу, то увидим, что ожидаемая продолжительность жизни при рождении мальчиков и девочек очень сильно различается. Хотя за последние несколько лет продолжительность жизни мужчин и женщин в России выросла, тем не менее вот эта дистанция в 11-12 лет все время сохраняется. То есть мужчины в среднем живут сейчас 65 лет, женщины - 76 лет. Это достаточно большая разница.

Почему же так происходит, за счет чего такая разница в продолжительности жизни? Для того чтобы это понять, надо посмотреть на статистику более подробно. Если мы посмотрим на таблицу «умершие по основным классам причин смерти», мы увидим, что мужская смертность выше, собственно говоря, по любой причине. По всем группам заболеваний мужская смертность выше, чем женская. Но особенно огромный разрыв - это внешние причины смерти. Вот по ним мужчины опережают женщин в четыре раза. Что такое внешние причины смерти? Это дорожно-транспортные происшествия, разного рода криминальные разборки, несчастные случаи, участие в войнах и вооруженных конфликтах. Продолжительность жизни мужчин в России оказывается невероятно короткой. И даже если сравнивать Россию не только с развитыми государствами Европы и Америки, но и со странами Азии, СНГ, то единственные страны, где продолжительность жизни мужчин сейчас короче, чем в России, - это Индия и Туркмения. Ну а в таких странах, как, например, Таджикистан, Украина, Белоруссия, Киргизия, продолжительность жизни мужчин больше, чем в России, на сегодняшний день.

Важную роль во всех этих внешних причинах смерти, а также в причинах мужской сверхсмертности, как называют ее демографы здоровья, играет, конечно, большое употребление алкоголя. Есть исследования, посвященные употреблению алкоголя в России. И они показывают, что в России это часть определенной гендерной культуры. Настоящий мужчина должен уметь пить. То есть употребление алкоголя - это своего рода доблесть. Умение пить при этом подразумевает, что алкоголь ему не мешает выполнять его обязанности, любые обязанности. Но на самом деле это далеко не всегда бывает так. Если мы посмотрим на график, мы увидим, какая высокая доля населения России страдает алкоголизмом, алкогольными психозами. Видно, что это гораздо больше мужская проблема, чем женская. То есть это специфически гендерная мужская проблема.

Исследователи, которые рассматривают все эти вещи с позиции защиты прав мужчин, нередко приписывают вот эту мужскую сверхсмертность, мужские проблемы распаду традиционных гендерных отношений, этим новым вызовам, встающим перед мужчинами. То есть, в конечном счете, в них нередко обвиняются женщины, которые требуют от мужчин слишком многого. Если мы посмотрим на эти причины смертности, то давайте задумаемся. Неужели женщинам нужно, чтобы мужчины так много пили? Чтобы они участвовали в криминальных разборках, чтобы они воевали? Женщины заинтересованы в прямо противоположных вещах. Но мужчины утверждают свою маскулинность, соперничая между собой. И пока традиционная маскулинность будет утверждаться таким вот образом, мужчины будут платить за это свою цену. Свою смертельную цену.

Особенности российской маскулинности

Для того чтобы понять особенности российской маскулинности, нам необходимо обратиться к советскому периоду истории, который от нас как будто уже отделен каким-то временем и при этом совсем недалеко. К маскулинности наших отцов, условно говоря.

Надо сказать, что советский гендерный порядок обладал очень большой спецификой. Советское государство в большой степени было направлено на союз с женщинами, а не с мужчинами. Женщины получали много ресурсов, женщины имели возможность работать и воспитывать детей. Очень многие ресурсы приобретались по месту работы независимо от статуса, который занимала работница. Так, предположим, даже уборщица на предприятии могла получить путевку в пионерлагерь для своего ребенка, детский садик и так далее. В этой ситуации женщины имели относительную независимость от мужчин. И положение мужчины в семье было достаточно маргинализированным. То есть он не обладал возможностью полностью определять порядок в своей семье. Взамен этого предполагалось, что мужчина служит государству. Все его мужские доблести реализуются именно на службе государству. Именно в публичной сфере. И степень связи мужчин с государством, служения государству должна быть очень высока, она всячески романтизировалась.

Если мы вспомним классический фильм «Офицеры», мы увидим идеальный образ советского мужчины. Он - воин, защитник, он - благородный человек. Семья находится у него определенно не на первом плане, а как-то перемещается вслед за ним. Но главное - его отношение к государству.

Фрагмент из фильма «Офицеры» (реж. Владимир Роговой): «А я вот, представьте, всю жизнь гордился своим делом, и отец им гордился, и дед. Другие богатством гордились или знатностью. А мы - профессией. - А что это за профессия? - Родину защищать - есть такая профессия, взводный».

Когда наступили 90-е годы и советский режим пришел к своему краху, гендерные правила игры очень сильно изменились. Но на самом деле корни этих изменений - еще в позднесоветском периоде. По мере того как ветшала советская идеология, ветшали и гендерные идеалы. Когда уже не с кем было воевать, когда время героического труда тоже закончилось, возник такой разочарованный герой, который не знает, что с собой делать. Мужчины оказались перед очень серьезным вызовом, потому что традиционные сферы их самореализации иногда просто перестали существовать. Вот так, например, одной из первых жертв экономических реформ пала оборонная промышленность, то есть традиционно мужская сфера деятельности. Очень многие мужчины оказались без работы, и они были вынуждены искать для себя не только новое занятие, но и новый способ утверждать свою маскулинность. Кто-то их нашел, включаясь в новые товарно-рыночные отношения. Иногда даже криминальные отношения, которые очень часто были с ними тесно, неразрывно связаны. Очень многие потерпели поражение.

Маскулинность, бывшая на кону в это время, была маскулинностью индивидуалиста, который борется не столько за успех, сколько за выживание свое и своей семьи. По мере того как экономические реформы в каком-то виде завершились, наступила стабилизация, возникли определенные экономические институты. Изменились и контуры маскулинности. Главной темой маскулинности нулевых годов было успешное участие в этих институтах, приносящее разного рода прибыль, реальную и символическую. Возникла корпоративная маскулинность и стала играть очень большую роль. То есть мужчина как член корпорации, который успешно передвигается со ступеньки на ступеньку.

Фрагмент из фильма «Дух less» (реж. Роман Прыгунов): «Ответственность понял? - М-м-м… - Работаем, работаем, господа. И попробуйте только мне облажаться».

В России очень большую роль в определении маскулинности всегда играло государство. И в последние годы роль государства становится все больше и больше, в том числе и в определении гендерных отношений. И опять оказываются востребованными те формы маскулинности, которые связаны со служением государству, часто с каким-то решением военных задач, с подражанием сильному лидеру. Еще и потому, что индивидуальный мужчина все меньше и меньше имеет возможность утвердить самого себя как некоего независимого субъекта. Собственно говоря, так было и в советское время. Хотя мужчины доминировали в публичной сфере, властью, ресурсами обладал не столько конкретный мужчина, сколько та социальная позиция, которую он занимал. А человека, занимавшего эту позицию, всегда легко было поменять.

Таким образом, маскулинность нулевых годов - это классическая капиталистическая маскулинность, связанная с борьбой за прибыль, за место в корпорации. Но корпоративная маскулинность хорошо работает во времена экономической стабильности. Во времена кризисов она уже не гарантирует достижения ресурсов, достижения позиций успешного мужчины. Остается примыкать к каким-нибудь другим институтам, которые по-прежнему обладают силой власти. Например, институтам милитаризированным. Но, поскольку правила игры все время меняются, ситуация успеха не гарантирована ныне ни одному мужчине ни в каких обстоятельствах. Вызовы приходят с самых разных сторон, и никакой социальный институт во время кризиса не может быть достаточно надежным для того, чтобы утвердить маскулинность даже чисто символически.

Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Режиссер: Дмитрий Вакулин
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина